ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 1

 

 

Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
В 2004 ГОДУ
Москва
2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
5
1. Общая характеристика Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору
6
1.1. Задачи и основные направления
6
1.2. Организационная структура службы
14
2. Регулирующая деятельность
24
2.1. Правовое и нормативное регулирование
24
2.2. Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятель-
ность
27
2.2.1. Атомные станции
27
2.2.2. Объекты ядерного топливного цикла
40
2.2.3. Исследовательские ядерные установки
52
2.2.4. Ядерно-энергетические установки судов и объекты их жиз-
необеспечения
59
2.2.5. Радиационно опасные объекты организаций народного хо-
зяйства
64
2.2.6. Проектно-конструкторские организации и организации
(предприятия), изготавливающие оборудование для объектов ис-
пользования атомной энергии
84
2.2.7. Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов
86
2.2.8. Объекты ведения горных работ
92
2.2.8.1. Угольная промышленность
95
2.2.8.2. Горнорудная и нерудная промышленность, объекты под-
земного строительства
101
2.2.9. Охрана недр и маркшейдерские работы
117
2.2.10. Объекты нефтегазодобычи и магистрального трубопро-
водного транспорта
125
2.2.11. Объекты химической, нефтехимической и нефтеперера-
батывающей промышленности
131
2.2.12. Металлургические и коксохимические производства и
объекты
153
2.2.13. Объекты газораспределения и газопотребления
166
2.2.14. Взрывоопасные и химически опасные производства и объ-
екты. Объекты спецхимии
173
2.2.15. Производство, хранение и применение взрывчатых мате-
риалов промышленного назначения
175
2.2.16. Транспортирование опасных веществ
185
2.2.17. Взрывоопасные объекты хранения и переработки расти-
тельного сырья
...........190
4
2.2.18. Объекты тепло- и электроэнергетики, другие опасные про-
изводственные объекты, на которых используется оборудование,
работающее под давлением
...........197
2.2.19. Объекты, на которых используются стационарно установ-
ленные грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения
...........205
2.2.20. Электрические станции и сети, электроустановки потре-
бителей
...........212
2.2.21. Гидротехнические сооружения на объектах промышлен-
ности и энергетики
...........221
2.3. Ограничение негативного техногенного воздействия на окру-
жающую среду
...........228
2.4. Лицензирование деятельности
...........234
2.5. Организация и результаты экспертной деятельности
...........238
2.5.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной
энергии
...........238
2.5.2. Экспертиза промышленной безопасности
...........247
2.5.3. Государственная экологическая экспертиза
...........249
2.6. Регистрация объектов в государственном реестре опасных про-
изводственных объектов
...........253
2.7. Декларирование промышленной безопасности
...........254
2.8. Научно-техническая поддержка регулирующей деятельности .............256
2.8.1. Научно-исследовательские работы в области ядерной и ра-
диационной безопасности
...........256
2.8.2. Научно-исследовательские работы в области промышлен-
ной безопасности
...........269
2.8.3. Научно-исследовательские работы в области ограничения
негативного техногенного воздействия на окружающую среду
...........273
2.9. Информирование органов государственной власти о регули-
рующей деятельности
...........276
2.9.1. Информирование органов государственной власти об из-
менении состояния безопасности на поднадзорных объектах
...........276
2.9.2. Информирование общественности
...........278
3. Сведения о платежах за негативное техногенное воздействие на окру-
жающую среду
...........290
4. Международное сотрудничество
...........296
4.1. Международное сотрудничество в области экологического над-
зора
...........296
4.2. Международное сотрудничество в области технологического
надзора
...........305
4.3. Международное сотрудничество в области атомного надзора ..............307
5. Кадровая политика
...........318
6. Информационное и техническое обеспечение деятельности
...........320
7. Финансовое обеспечение деятельности
...........331
Заключение
333
5
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем отчете представлена информация о деятельности Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2004 году, ко-
торая касается: сферы деятельности, основных задач, полномочий и направлений
работы Службы; описания схемы управления и организационной структуры Служ-
бы; совершенствования правовой основы регулирования и надзора по направлени-
ям деятельности Службы; сведений о состоянии контрольной, надзорной, лицен-
зионной и разрешительной деятельности Службы; анализа (оценки) безопасности
и противоаварийной устойчивости поднадзорных Службе производств и объектов;
анализа негативного техногенного воздействия на окружающую среду и сведений о
соответствующих платежах в бюджеты Российской Федерации; результатов эксперт-
ной деятельности; состояния регистрации опасных производственных объектов и
декларирования промышленной безопасности; основных результатов научно-техни-
ческой поддержки деятельности Службы; информирования органов государственной
власти и общественности о деятельности Службы; международного сотрудничества
Службы с зарубежными странами и международными организациями; кадровой по-
литики Службы; состояния информационного, технического и финансового обе-
спечения деятельности Службы.
6
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
1.1. Задачи и основные направления
В 2004 году при реформировании системы и структуры федеральных органов ис-
полнительной власти были приняты важнейшие решения, определившие статус,
направления деятельности и полномочия Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральный надзор Рос-
сии по ядерной и радиационной безопасности был переименован в Федеральную
службу по атомному надзору, а Федеральный горный и промышленный надзор Рос-
сии был преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору с переда-
чей ему функций по контролю и надзору преобразуемого Государственного комитета
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и
упраздняемого Министерства энергетики Российской Федерации.
В соответствии с данным Указом Президента Российской Федерации были при-
няты постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г.
№ 180 «Вопросы Федеральной службы по технологическому надзору» и от 7 апреля
2004 г. № 192 «Вопросы Федеральной службы по атомному надзору», которыми были
определены основные функции, предельная численность работников центрально-
го аппарата и территориальных органов Федеральной службы по технологическому
надзору и Федеральной службы по атомному надзору.
В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной
власти Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 «Во-
просы структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба
по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору были пре-
образованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федера-
ции. Положениями данного Указа Президента Российской Федерации была также
определена передача вновь образованной Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору функций в сфере экологического надзора от
Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401
«О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
было утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору. Данным актом Правительства Российской Федерации
установлено также, что Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору является регулирующим органом по Конвенции о ядерной без-
опасности и компетентным органом Российской Федерации по Базельской конвен-
ции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и
7
осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы
за негативное воздействие на окружающую среду.
Данным постановлением Правительства Российской Федерации было поручено
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и
Министерству природных ресурсов Российской Федерации внести до 1 октября 2004 г.
в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов в
области осуществления государственного экологического контроля и проведения
государственной экологической экспертизы, предусматривающих исключение ду-
блирования функций и обеспечение взаимодействия между Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой
по надзору в сфере природопользования (проекты постановлений Правительства в
установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации). Было по-
ручено также Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации
и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
внести до 1 ноября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты норма-
тивных правовых актов, предусматривающих возложение на Службу полномочий
по осуществлению надзора за деятельностью уполномоченных государственных и
муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроитель-
ного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих
строительную деятельность в области обеспечения прочности, устойчивости, экс-
плуатационной надежности зданий и сооружений (проекты постановлений Прави-
тельства в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации,
окончательное решение по их принятию связано с реализацией нового Градострои-
тельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401
«О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору раз-
решено иметь до 5 заместителей руководителя, а в структуре центрального аппарата
до 15 управлений по основным направлениям деятельности Службы, установлены
также предельная численность работников центрального аппарата Службы в коли-
честве 405 единиц и предельная численность работников территориальных органов
Службы в количестве 12 714 единиц.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 1024-р
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору были
подчинены управления округов, управления и инспекции Федерального горного
и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) и межрегиональные
территориальные округа Федерального надзора России по ядерной и радиационной
безопасности (Госатомнадзора России), что создало основу для формирования си-
стемы территориальных органов Службы федерального подчинения.
Статус и направления деятельности Службы
В соответствии с Положением Федеральная служба по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов,
контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся огра-
ничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения
с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с
8
пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности
при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке,
изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных
энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и те-
пловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидро-
технических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности
производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного на-
значения, а также специальные функции в области государственной безопасности
в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
является: органом государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии; специально уполномоченным органом в области промышленной
безопасности; органом государственного горного надзора; специально уполномо-
ченным государственным органом в области экологической экспертизы в установ-
ленной сфере деятельности; органом государственного энергетического надзора;
специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Основные полномочия Службы
В соответствии с положением Федеральная служба по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору вносит в Правительство Российской Федерации
проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Россий-
ской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по
которым требуется решение Правительства Российской Федерации по вопросам,
относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и
прогнозные показатели деятельности Службы.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных
конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Фе-
дерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следу-
ющие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации;
порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования
атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии в соответ-
ствии с перечнем должностей, утвержденным Правительством Российской Феде-
рации;
требования к составу и содержанию документов, касающихся обеспечения без-
опасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядер-
ных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и/или
осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии, необхо-
димых для лицензирования деятельности в этой области, а также порядок проведе-
ния экспертизы указанных документов;
порядок организации и осуществления надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов;
требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных произ-
водственных объектов и к ведению этого реестра;
порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных произ-
водственных объектов и перечень включаемых в нее сведений;
9
порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и
случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования
к оформлению заключения данной экспертизы;
требования к составу и содержанию документов, касающихся оценки техноген-
ного воздействия на окружающую среду;
перечни (кадастры) объектов, в отношении которых должны определяться тех-
нические нормативы выбросов;
порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) ве-
ществ;
расчетные инструкции по определению состава и количества вредных (загрязня-
ющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;
методические указания по разработке проектов нормативов образования отхо-
дов;
правила инвентаризации объектов размещения отходов и правила учета в обла-
сти обращения с отходами;
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятель-
ности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии
с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными зако-
нами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Пра-
вительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными
конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовы-
ми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Феде-
рации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
осуществляет контроль и надзор:
за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за
условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области ис-
пользования атомной энергии;
за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах
использования атомной энергии);
за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов
хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого го-
сударственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, ра-
диоактивных отходов;
за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области
обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании,
строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производствен-
ных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте техниче-
ских устройств, применяемых на опасных производственных объектах, при транс-
портировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в элек-
троэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);
за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, в целях обе-
спечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской
Федерации, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по
10
охране недр (в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а так-
же в целях предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окру-
жающую среду, здания и сооружения;
за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и
при ведении взрывных работ;
за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатиру-
ющими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений
на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических со-
оружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам
местного самоуправления;
за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства
Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный
экологический контроль);
за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства
Российской Федерации в области обращения с отходами;
за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных ре-
акторов и продуктов их переработки в государство-поставщик, с которым Россий-
ская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в
Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов
в целях временного технологического хранения и переработки на условиях возвра-
та продуктов переработки (в пределах своей компетенции);
за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности
подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий
на обслуживаемых предприятиях.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
осуществляет лицензирование деятельности:
по размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных
установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том
числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, пе-
реработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных
веществ;
по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транс-
портировании и захоронении;
по использованию ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при про-
ведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
по проектированию и конструированию ядерных установок, радиационных ис-
точников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, храни-
лищ радиоактивных отходов;
по конструированию и изготовлению оборудования для ядерных установок, ра-
диационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
по проведению экспертизы проектной, конструкторской и технологической до-
кументации, а также документов, обосновывающих обеспечение ядерной и ради-
11
ационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов
хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных
отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами;
по эксплуатации химически опасных производственных объектов;
по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;
по эксплуатации пожароопасных производственных объектов в части, каса-
ющейся деятельности по эксплуатации объектов, на которых ведутся подземные и
открытые горные работы по добыче и переработке полезных ископаемых, склонных
к самовозгоранию, а также работы на других горных объектах, технология которых
предусматривает ведение пожароопасных работ, в том числе не связанных с добы-
чей полезных ископаемых;
по эксплуатации нефтегазодобывающих производств;
по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта;
по эксплуатации газовых сетей;
по проведению экспертизы промышленной безопасности;
по производству маркшейдерских работ;
по производству взрывчатых материалов промышленного назначения в части,
касающейся деятельности по производству взрывчатых материалов, используемых
при ведении взрывных работ в местах их применения;
по хранению взрывчатых материалов промышленного назначения в части, каса-
ющейся деятельности по хранению, осуществляемой организациями, производящи-
ми взрывчатые материалы на стационарных пунктах изготовления и в местах приме-
нения, ведущими взрывные работы, а также использующими взрывчатые материалы
в научно-исследовательских, учебных и экспериментальных целях;
по применению взрывчатых материалов промышленного назначения в части,
касающейся деятельности по применению взрывчатых материалов организациями,
ведущими взрывные работы на гражданских объектах;
по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения, изго-
тавливаемых в местах их применения и используемых при ведении взрывных работ;
по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического
лица или индивидуального предпринимателя);
по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная дея-
тельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя);
по переработке нефти, газа и продуктов их переработки;
по хранению нефти, газа и продуктов их переработки;
по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов
их переработки;
по обращению с опасными отходами.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
выдает разрешения:
на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам
объектов использования атомной энергии;
на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных
производственных объектах;
12
на застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного от-
вода;
на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные
физические воздействия на атмосферный воздух;
на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содер-
жащей их продукции;
на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации ядовитых
веществ;
на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на веде-
ние работ с указанными материалами.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору:
устанавливает лимиты на размещение отходов;
регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный ре-
естр таких объектов;
ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;
ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обра-
щения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов;
проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими ли-
цами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых
актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
согласовывает:
квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов
(служащих), в которых определяются квалификационные требования к работни-
кам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования
атомной энергии;
перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требует лицен-
зий;
условия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработ-
ку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых
при их добыче и первичной переработке.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру организует и проводит в порядке, определяемом законодательством Российской
Федерации, государственную экологическую экспертизу:
проектов правовых актов, международных договоров Российской Федерации, реа-
лизация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду,
нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентиру-
ющих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на
окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользо-
вания), утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
подлежащих утверждению органами государственной власти Российской Феде-
рации материалов, предшествующих разработке прогнозов развития и размещения
производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
проектов комплексных и целевых федеральных социально-экономических, на-
учно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано
воздействие на окружающую среду;
13
проектов схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации;
проектов межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует
Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструк-
ции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации ор-
ганизаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации,
осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том
числе на окружающую среду сопредельных государств;
материалов по созданию организаций горно-добывающей и перерабатывающей
промышленности, предусматривающих использование природных ресурсов;
материалов, обосновывающих безопасность лицензируемой деятельности, спо-
собной оказывать техногенное воздействие на окружающую среду;
проектов технической документации на новые технологии и технику;
иных видов документации, касающейся хозяйственной и другой деятельности, ко-
торая способна оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружа-
ющую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования).
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору:
организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами
использования атомной энергии при возникновении чрезвычайных ситуаций (ава-
рийное реагирование);
создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной си-
стемы информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой го-
сударственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки
на территории Российской Федерации;
руководит в составе единой государственной системы предупреждения и лик-
видации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем кон-
троля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и
радиационно опасными объектами;
осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если та-
кие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными право-
выми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации.
Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2005 год»
на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору
возложены также функции администратора платежей за негативное воздействие на
окружающую среду в бюджеты Российской Федерации в 2005 году.
Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, возлагающих
на Службу дополнительные полномочия, в том числе по осуществлению контроля за
системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и аттестации
лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-
диспетчерским управлением в электроэнергетике (постановление Правительства
Российской Федерации от 27.12.2004 № 854 «Об утверждении Правил оператив-
но-диспетчерского управления в электроэнергетике»), а также по осуществлению
полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета по строитель-
ству ряда природоохранных объектов, финансируемых за счет государственных ка-
питальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной ин-
вестиционной программы на 2005 год (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 07.02.2005 № 131-р).
14
1.2. Организационная структура Службы
В 2004 году утверждена организационная структура Службы на основе двухзвен-
ной схемы управления (центральный аппарат — территориальные органы федераль-
ного подчинения).
Создано 15 управлений центрального аппарата и 86 территориальных органов,
в том числе 78 территориальных и межрегиональных управлений по технологиче-
скому и экологическому надзору, 7 межрегиональных территориальных округов по
надзору за ядерной и радиационной безопасностью и 1 межрегиональный террито-
риальный округ по информатизации и защите информации (с обеспечением функ-
ций Службы по аварийному реагированию). В систему Службы входят также нахо-
дящиеся в ее ведении 5 федеральных государственных унитарных предприятий и
12 федеральных государственных учреждений.
Распределением полномочий и организационной структурой территориальных
органов были созданы условия для обеспечения комплексного подхода при органи-
зации надзорной деятельности, исключения внутреннего дублирования функций,
приближения контроля и надзора, лицензирования и разрешительной деятельности
к поднадзорным объектам в регионах, а также для повышения эффективности вза-
имодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях взаимодействия Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору с полномочными представителями Президента Россий-
ской Федерации в федеральных округах были определены территориальные орга-
ны, на которые возложены функции по обеспечению взаимодействия с аппаратами
полномочных представителей Президента Российской Федерации. Организацион-
ная структура Службы представлена на рис. 1.2.1.
С целью обеспечения реализации возложенных на Службу полномочий и функ-
ций Управления центрального аппарата Службы сформированы по отраслевому
признаку: 5 управлений общей направленности, 3 управления по атомному надзо-
ру, 5 управлений по технологическому надзору и 2 управления по экологическому
надзору (рис. 1.2.2).
Структура и местонахождение
территориальных органов Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Центральный федеральный округ
1. Центральный межрегиональный территориальный округ по надзору за ядер-
ной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору, г. Москва.
2. Межрегиональный территориальный округ по информатизации и защите ин-
формации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору, г. Москва.
3. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по городу Мо-
скве, г. Москва.
4. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Московской
области, г. Москва.
15
Рис. 1.2.1. Структура Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
5. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Рязанской
области, г. Рязань.
6. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Смоленской
области, г. Смоленск.
7. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской об-
ласти, г. Тверь.
8. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Белгородской об-
ласти, г. Белгород.
9. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Курской об-
ласти, г. Курск.
10. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Брянской об-
ласти, г. Брянск.
11. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской
области, г. Калуга.
16
Рис. 1.2.2. Организационная структура центрального аппарата Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..