ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 5

 

 

65
специалисты ДМТО участвовали совместно с представителями округов внутрен-
них войск МВД России в проведении целевых инспекций обеспечения физической
защиты ядерных установок, радиационных источников (РИ), ядерных материалов,
РВ и РАО, включая проверку организации войсковой охраны на Нововоронежской,
и Ростовской атомных электростанциях.
При осуществлении регулирующей деятельности округами уделялось присталь-
ное внимание инспектированию наиболее потенциально опасных РИ, пунктов хра-
нения (ПХ) РВ и РАО, систем и средств обеспечения РБ, проведению сервисными
организациями радиационно опасных работ, выводу непригодных для эксплуатации
мощных радиоизотопных установок, перегрузке действующих установок и аппара-
тов, планомерной и настойчивой работе по внедрению требований федеральных
норм и правил НП-038-02, НП-039-02 и НП-034-01.
Главные задачи округов по регулированию безопасности осуществления деятель-
ности поднадзорных организаций народного хозяйства в области использования
атомной энергии в 2004 году предусматривали следующее:
участие в реализации мер, предусмотренных федеральными законами и иными нор-
мативными правовыми актами и направленных на обеспечение РБ организаций;
осуществление государственного надзора за обеспечением РБ в соответствии с
требованиями действующих в Федеральной службе по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору руководящих документов;
лицензирование деятельности организаций и выдача разрешений Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения
работ в области использования атомной энергии работникам организаций, эксплу-
атирующих РИ, РВ и РАО;
совершенствование надзорной деятельности с учетом накопленного опыта и по-
вышение ее эффективности, качества подготовки инспекторского состава к прове-
дению инспекций и качества оформления документов по результатам инспекций,
проведения анализа результатов надзорной деятельности;
обеспечение адекватной реакции инспекторского состава Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору в случаях выявления на-
рушений требований федеральных норм и правил к обеспечению безопасности, не-
выполнения условий действия лицензий (УДЛ) и предписаний органов, а также не-
представления лицензиатом в установленные сроки требуемой УДЛ информации.
Общая характеристика радиационно опасных объектов.
В 2004 г. в сфере народного хозяйства работало 2159 поднадзорных организаций,
предприятий и учреждений, осуществлявших свою деятельность в области исполь-
зования атомной энергии и имевших в своем составе 6615 территориально обосо-
бленных или технологически независимых радиационно опасных объектов (РОО),
на которых проводились работы с РВ, РАО и радионуклидными источниками (цеха,
лаборатории, установки, производственные линии, пункты хранения РВ, хранили-
ща РАО и т.п.).
К их числу относится большинство предприятий авиационной, металлургической,
судостроительной и химической промышленности, горно-геологические предпри-
ятия и предприятия топливно-энергетического комплекса, научные организации и
организации Минобороны России, медицинские учреждения и таможенные орга-
ны (далее — организации).
66
В течение последних четырех лет количество поднадзорных организаций и РОО
составляло соответственно 2527 и 7670 (2000 г.), 2473 и 7731 (2001 г.), 2306 и 7165
(2002 г.), 2193 и 6661 (2003 г.).
Как следует из приведенных статистических данных, тенденция к сокращению ор-
ганизаций, осуществляющих свою деятельность с использованием атомной энергии,
хоть и незначительная, но сохраняется. Основными причинами этого являются:
прекращение деятельности в области использования атомной энергии;
ликвидация организации как юридического лица;
переход на другие принципы контроля технологических процессов;
окончанием срока действия лицензии.
Из 2159 поднадзорных организаций в настоящее время свыше 95 % имеют ли-
цензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии.
Не имеют лицензий, в основном, вновь созданные или реорганизованные органи-
зации, работа с которыми по получению лицензий проводится.
Продолжался процесс лицензирования деятельности воинских частей и органи-
заций, начатый с получением округами копии директивы Минобороны России от
20.01.2003 № Д-3 «О регулировании деятельности воинских частей и организаций
Вооруженных Сил Российской Федерации в области использования атомной энер-
гии при обращении с радиоактивными веществами» и Инструкции по организации
и осуществлению воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Россий-
ской Федерации общих мероприятий, связанных с получением лицензий Госатом-
надзора России на деятельность по обращению с радиоактивными веществами, вве-
денной в действие указаниями заместителя Министра обороны от 11 марта 2003 г.
№ 566/8/2991.
В 2004 году 635 организаций получили лицензии, вышли из-под надзора 233 ор-
ганизации.
Одновременно проводилась работа по реализации ст. 27 Федерального закона «Об
использовании атомной энергии» в части получения должностными лицами поднад-
зорных организаций разрешений на право ведения работ в области использования
атомной энергии (ОИАЭ). В целом, по оценке Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору, предстоит выдать не менее 10 тыс.
разрешений. С учетом выданных в 2004 г почти 2,5 тысяч разрешений на право ве-
дения работ в соответствии с РД-07-14-2001 (2433 разрешений) общее количество
выданных с 2002 года разрешений превысило 5 тысяч.
Как показал анализ, почти 40 % поднадзорных организаций не имеют ведом-
ственной принадлежности.
Основными видами деятельности организаций являются эксплуатация РИ при
ведении технологических процессов, а также обращение с РВ при их производстве,
переработке, использовании, транспортировании и хранении.
В сферу государственного надзора входит деятельность на следующих радиаци-
онно опасных объектах:
медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на ко-
торых ведутся работы с открытыми радионуклидными источниками, в том числе:
работы III класса с приведенной к группе А активностью на рабочем месте не
более 3,7·105 Бк;
работы II класса с приведенной к группе А активностью на рабочем месте от
3,7·105 до 3,7·108 Бк;
67
работы I класса с приведенной к группе А активностью на рабочем месте свыше
3,7·108 Бк.
Комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми радио-
нуклидными источниками:
технологические и медицинские облучающие установки;
дефектоскопы;
радиоизотопные приборы и другие источники;
радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ);
пункты хранения радиоактивных веществ, в том числе:
специализированные пункты хранения, расположенные в организациях «Изо-
топ»;
неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах исполь-
зования атомной энергии в народном хозяйстве;
хранилища радиоактивных отходов, в том числе:
специализированные хранилища, главным образом спецкомбинатов «Радон»;
неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использования
атомной энергии в народном хозяйстве;
хранилища, содержащие радионуклиды только природного происхождения.
Классификация РОО, находящихся под государственным надзором, приведена
в следующей таблице:
Категории
Радиационные источники
Пункты хранения
объектов
открытые
закрытые
РВ
РАО
I
3*
1**
II
1
4
10
5
15
4
2
III
10
400
67
462
600
303
1285
11
10
31
IV
31
141
462
437
2217
28
75
Общее количе-
41
541
462
508
462
2821
313
5
1313
27
89
33
ство, единиц
Всего
1044
4104
1318
149
6615
* Облучающие установки в организациях, деятельность которых находится под контролем Центрального
округа.
** Специализированные ПХ РАО в организациях, деятельность которых находится пол контролем Северо-Ев-
ропейского округа (ФГУП Ленинградский СК «Радон»).
Радиационные источники (1044 ед.), содержащие открытые радионуклидные ис-
точники (РнИ) активностью от минимального уровня до 1,0·1014 Бк, включают:
радиоактивные вещества с суммарной активностью, соответствующей работам I,
II и III класса по ОСПОРБ-99 (фосфор — 32, сера — 35, углерод — 14, радий — 226,
цирконий — 95 и др.);
68
наборы реактивов для радиоиммунологического микроанализа и радиофармпре-
параты (РФП), используемые в медицинских учреждениях.
Суммарный годовой расход организациями открытых РнИ составил почти
12·1014 Бк.
Радиационные источники (4104 ед.), содержащие закрытые РнИ с активностью
от 1·101 до 4·1017 Бк, включают:
мощные облучающие технологические гамма-установки типа РВ-1200, К-20000
(60000, 120000, 200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-γ-100 (20, 25М),
«Пинцет», «Панорама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4 и
другие с неподвижным и подвижным облучателем и с разным количеством исполь-
зуемых закрытых источников на основе радионуклида кобальта-60 с суммарной ак-
тивностью до 3,0·1015 Бк;
различные модификации радиационно-терапевтических медицинских устано-
вок типа «Луч-1», «Агат-Р» (С, В, ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус-М (АМ)» с разным коли-
чеством используемых закрытых источников на основе радионуклида кобальта-60
с суммарной активностью до 3,0·1014 Бк;
переносные гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид», РИД и «Стапель-5М» с ис-
точниками ГИИД-3 (4,5,6), томографы (дефектоскопы) типа CBS LBD на осно-
ве иридия-192, кобальта-60, цезия-137 и тулия-170 с активностью источников до
2,0·1013 Бк;
более 10 видов РИП с плутоний-бериллиевыми источниками изотопов кобальта-60,
цезия-137, плутония-238 (от приборов технологического контроля, включающих
следящие гамма-уровнемеры, плотномеры, расходомеры, толщиномеры, нейтрали-
заторы статического электричества, сигнализаторы обледенения, до дозиметриче-
ской аппаратуры с встроенными источниками). Активность изотопов в источниках
указанных приборов составляет от 1·101 до 3,7·1011 Бк;
РИТЭГ, содержащие радионуклидный источник тепла (РИТ) с опасным радио-
нуклидом стронция-90. Радиоактивность РИТ в десятки и сотни тысяч раз превы-
шает активность «типовых» радиационных источников. Активность РИТ достигает
4·1017 Бк.
РВ и РАО хранятся в специализированных (региональных) пунктах хранения
(ПХ), к которым относятся, главным образом, организации «Изотоп» и «Радон»
(32 ПХ), а также в неспециализированных хранилищах (объектовых ПХ) времен-
ного или постоянного хранения (1402 хранилища).
Выдача лицензий на эксплуатацию региональных хранилищ РАО (хранилищ спец-
комбинатов «Радон») осуществляется центральным аппаратом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору (Управлением по регули-
рованию безопасности исследовательских ядерных установок, ядерных энергетиче-
ских установок судов и радиационно опасных объектов, далее — 8 Управление).
Необходимо отметить, что к настоящему времени накоплен положительный опыт
эксплуатации большинства хранилищ спецкомбинатов «Радон», а также консервации
и после эксплуатационного их обслуживания, свидетельствующий о безопасности
данных хранилищ, по крайней мере, на период контролируемого хранения отходов.
При этом, учитывая возросшие требования аппаратом Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору, спецкомбинаты продолжают
переход к организации долговременного контейнерного хранения РАО.
С учетом этого к настоящему времени всем 16-ти спецкомбинатам «Радон» вы-
даны лицензии на эксплуатацию стационарных объектов, предназначенных для
69
хранения радиоактивных отходов, а также лицензии на обращение с РАО при их
транспортировании и хранении. Лицензии на захоронение отходов в связи с невоз-
можностью в настоящее время обосновать безопасность такого вида деятельности
не выдавались.
В связи с отсутствием проектов на большинство неспециализированных храни-
лищ проектная вместимость для них не установлена. Расчетная вместимость таких
хранилищ устанавливается санитарно-эпидемиологическими заключениями.
Организации с наиболее потенциально опасными радиационными объектами
являются:
организации, эксплуатирующие мощные облучающие технологические установ-
ки, основными типами которых являются РВ-1200, К-20000 (60000, 120000, 200000),
«Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-γ-100 (20, 25М), «Пинцет», «Панорама»,
«Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4;
онкологические диспансеры Министерства здравоохранения и социального раз-
вития РФ, на эксплуатации в которых находятся радиационно-терапевтические ме-
дицинские установки различной модификации типа «Агат» (Р, Р1, С, В, ВУ, ВТ, В3,
В5), «Рокус» (М, МУ), «Селектрон»;
организации, применяющие в технологических процессах методы неразрушаю-
щего контроля (гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид» (25, 170/400, 192/120), «Ста-
пель-5М»);
организации, занимающиеся проведением полевых геофизических исследова-
ний с использованием РнИ;
необслуживаемые РИТЭГ, содержащие РИТ с опасным радионуклидом строн-
ция-90, активность которых в десятки и сотни тысяч раз превышают активность
«типовых» РИ.
Кроме перечисленных радиационных объектов потенциально опасными явля-
ются многие объекты нефтедобывающих организаций, на которых осуществляется
хранение в открытом виде нефтепромыслового оборудования с отложениями со-
лей естественных радионуклидов Ra-226, 228, U-238, Th-232, К-40 , а также техно-
логические подземные емкости, образовавшиеся в результате подземных ядерных
взрывов, применявшихся либо для интенсификации добычи нефти и газа, либо для
сейсмического зондирования земной коры.
Следует заметить, что в соответствии с п. 3.1.6 ОСПОРБ-99 категорирование
действующих РОО по потенциальной опасности продолжается уже несколько лет.
Категории в основном определяют (согласовывают) органы Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Единой
методики категорирования у Министерства здравоохранения и социального раз-
вития Российской Федерации по-прежнему не имеется, из-за чего при определе-
нии категории отсутствует единый подход и, как следствие, однотипные объекты
зачастую относят к различным категориям (об этой ситуации Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору информировала ранее в
своих материалах). По настоянию Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору руководством ряда организаций пересмотр кате-
горий объектов продолжается, что находит отражение и в данных табл. 1, если их
сравнить с прошлыми годами.
Так, например, по сравнению с 2003 г. количество объектов I категории измени-
лось с 10 до 4, II категории — с 39 до 41, III категории — с 3685 до 3179 и IV катего-
70
рии — с 2927 до 3391. Одновременно необходимо отметить, что рядом организаций
категории РОО были самостоятельно пересмотрены и в связи с требованиями Пра-
вил физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоак-
тивных веществ (НП-034-01).
Инспекционная деятельность.
В 2004 г. отделами по надзору за РБ межрегиональных территориальных округов,
отделами инспекций РБ, сотрудниками отделов инспекций ядерной и РБ других на-
правлений надзора, на которых эти обязанности возложены руководством округов
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
проведено 3239 инспекций состояния РБ и физической защиты в организациях на-
родного хозяйства, в том числе 69 комплексных, 2396 целевых и 774 оперативных.
Инспекции проводились, как правило, в плановом порядке. Изменения в пла-
ны проведения инспекций вносились в связи с возникающей необходимостью про-
ведения проверок достоверности сведений, содержащихся в годовых отчетах орга-
низаций о состоянии РБ или в заявлениях на выдачу лицензий, проверок вопросов
физической защиты, контроля выполнения выданных предписаний, а в отдельных
случаях — по причинам, обусловленным выходом организаций из деятельности,
связанной с использованием РВ, или отсутствием финансирования на командиро-
вочные расходы.
Так, например, по обоснованным причинам проведено внеплановых инспекций
в Центральном округе — 95, в Северо-Европейском округе — 14, в Волжском — 28,
в Донском округе — 50, в Уральском округе — 2, в Сибирском округе — 45, в Даль-
невосточном — 22.
Основным видом проведения инспекций при осуществлении надзора были целе-
вые инспекции (80 % от общего числа), при которых проводилась проверка вопросов
обеспечения РБ, определенных в Типовой программе целевой инспекции состояния
радиационной безопасности на объектах народного хозяйства (РД-07-13-2001).
Всего в процессе надзорной деятельности выявлено 5113 нарушений в обеспе-
чении безопасности.
По выявленным нарушениям округами составлялись предписания и акты-пред-
писания, содержащие требования по устранению этих нарушений с установлением
сроков выполнения соответствующих работ, налагались штрафы, направлялись ма-
териалы в правоохранительные органы.
Обобщенные показатели инспекционной деятельности и примененные терри-
ториальными органами меры приведены в следующих таблицах:
Показатели инспекционной деятельности на объектах народного хозяйства
Показатель
Округ
ЦМТО
СЕМТО
ВМТО
ДМТО
УМТО
СМТО
ДВМТО
Всего
Количество
582
261
367
244
243
320
142
2159
поднадзорных
организаций
Проведено ин-
864
277
519
568
211
616
184
3239
спекций, в т.ч.:
комплексных
2
2
65
69
целевых
569
221
371
525
155
442
113
2396
71
Показатель
Округ
ЦМТО
СЕМТО
ВМТО
ДМТО
УМТО
СМТО
ДВМТО
Всего
оперативных
295
56
146
43
56
172
6
774
Выявлено на-
1984
453
881
599
264
744
188
5113
рушений
Применено
38
12
47
3
45
11
4
160
санкций
Показатель вы-
2,3
1,6
1,7
1,1
1,3
1,2
1,0
1,6
являемости на-
рушений N*
* Выявляемость нарушений N — отношение количества выявленных нарушений к количеству проведенных ин-
спекций.
Как следует из данных таблицы, число нарушений, выявленных за одну прове-
денную инспекцию, составляет 1,6.
Целесообразно заметить, что, например, с 2000 г., когда этот показатель был впер-
вые применен в анализе надзорной деятельности, он был выше 2,0. В последующие
годы благодаря проводимой работе территориальных органов Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору совместно с руковод-
ством поднадзорных организаций он имеет тенденцию к снижению и стабилизации
(2001 г. — 1,7; 2002 г. — 1,5; 2003 г. — 1,6).
Таким образом, статистика последних лет свидетельствует об осознании руко-
водителями большинства организаций важности обеспечения РБ и принятием не-
обходимых мер в соответствии с требованиями нормативных документов и условий
действия лицензий, а также об определенном внедрении культуры безопасности в
области использования атомной энергии.
Сравнительные показатели санкций и мер принуждения, примененных
при проведении инспекций на РОО
Примененные меры
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
Аннулирование (изъ-
7
2
2
2
6
ятие) лицензий
Приостановление
4
34
20
17
17
16
44
действия лицензий
Предписания на устра-
2807
2706
2427
2420
1956
нение нарушений
Запрещение приме-
14
11
1
1
нения оборудования
и технологий
Приостановление
185
116
62
74
61
61
53
производства работ
Предупреждений
327
197
132
99
41
7
1
Наложение штрафов*
41
22
29
55
42
27
46
Направление матери-
42
32
14
5
3
5
10
алов в правоохрани-
(приня-
(приня-
(приня-
(приня-
(приня-
(приня-
(приня-
тельные органы
то 5)
то 6)
то 4)
то 1)
то 1)
то 5)
то 8 **)
* Эти показатели отражают наложение штрафов как на юридических лиц, так и на должностных (физических) лиц.
** Прокуратурой г. Новосибирска (СМТО) отказано в возбуждении уголовного дела в отношении главного вра-
ча ГУЗ «Новосибирский областной онкологический диспансер» за осуществление им деятельности в ОИАЭ без ли-
цензии по причине «малозначительности деяния».
72
Следует отметить, что в 2004 г.:
все 44 санкции «приостановление действия лицензии» применены за несвоевре-
менное представление страховых полисов согласно требований УДЛ (УМТО — 43
и ВМТО — 1);
6 санкций «аннулирование лицензий» в ВМТО использованы 5 раз (к ОАО «Уфим-
ский фанерно-плиточный комбинат», г. Уфа; ООО «ГЕО-РОДОН», г. Пермь; ОАО
«Пермский домостроительный комбинат», г. Пермь; ГП «Оренбургский завод по
ремонту технологического оборудования», г. Оренбург; ФГУП «Чебоксарское ави-
апредприятие», г. Чебоксары) и в ДВМТО 1 раз к ОАО «Авиакомпания «Магма».
Причина во всех случаях — невыполнение требований УДЛ;
53 санкции «приостановки производства работ» применялись в ЦМТО в 23 слу-
чаях, в ВМТО — в 22, в СЕМТО и СМТО в 3 случаях и по одному случаю в ДМТО и
УМТО. Санкции применены, в основном, за непредставление документов на оформ-
ление лицензий и эксплуатацию РнИ без оформления лицензий;
материалы передавались в правоохранительные органы в 10 случаях (по 1 случаю
в УМТО, СЕМТО и ДВМТО; 2 случаях в ВМТО и в 5 случаях в СМТО).
Основной же формой применения санкций по-прежнему осталась выдача актов-
предписаний и предписаний на устранение нарушений в соответствии с требования-
ми РД-03-43-98 и РД-07-04-99. Предписания руководителям и должностным лицам
поднадзорных организаций вручались в установленные сроки и были приняты для
исполнения. Заявлений о несогласии с выданными актами-предписаниями (пред-
писаниями) от поднадзорных организаций не поступало.
Что касается выявленных в ходе инспекционной деятельности 5113 нарушений,
то они по 16 видам лицензируемой деятельности распределились следующим об-
разом:
сооружение РИ
сооружение ПХ
эксплуатация РИ
4061
эксплуатацияПХ
111
вывод из эксплуатации РИ
14
вывод из эксплуатации ПХ
2
обращение с РВ
291
обращение с РАО
95
использование РВ при НИР и ОКР
424
транспортирование
66
проектирование
конструирование
16
изготовление
3
техническое обслуживание и ремонт
16
экспертиза безопасности
2
техническая безопасность
12
Из приведенных показателей видно, что наибольшее количество нарушений за-
фиксировано при эксплуатации РИ, при обращении с РВ и использовании РВ при
НИР и ОКР, что вполне естественно, поскольку организации, осуществляющие
данную деятельность, составляют подавляющее большинство от общего количества
поднадзорных организаций.
73
Нарушения требований норм и правил, условий действия лицензий. Нарушения
в работе поднадзорных объектов.
Из общего числа 5113 выявленных нарушений 4383 случаев — нарушения норм
и правил в области использования атомной энергии (85,7 %), 730 случаев — нару-
шения требований условий действия лицензий (14,3 %).
По видам нарушения распределяются следующим образом:
Количество
Процент
1
Нарушения требований норм и правил по РБ, из них связан-
4383
85,7
ные с нарушениями:
при ведении технологических процессов
261
5,9
учетом и контролем РИ, РВ и РАО
282
6,4
подготовкой и допуском к работе персонала
680
15,5
обеспечением радиационного контроля
451
10,7
нарушением сроков выполнения предписаний
6
0,1
транспортированием РИ, РВ и РАО
46
1,0
физической защитой РИ, ПХ РВ и ПХ РАО
1069
24,4
организацией противоаварийных мероприятий
394
9,0
состоянием орг.-распорядительной документации
634
14,5
проведением расследований нарушений в работе объектов
18
0,4
прочими нарушениями
542
12,1
2
Нарушения условий действия лицензий, из них связанные с
730
14,3
нарушениями:
отчетностью в установленные сроки
74
10,1
выполнением мероприятий по введению в действие доку-
101
13,8
ментов
соблюдением непрерывности возмещения убытков
88
10,1
своевременностью информирования о нарушениях в рабо-
4
0,5
те РОО
нарушением сроков выполнения предписаний
21
2,8
обеспечением физической защиты
54
7,4
прочими нарушениями
388
53,4
Таким образом, основную долю нарушений составляют:
нарушения норм и правил, связанные с состоянием физической защиты РИ, ПХ
РВ и ПХ РАО, организационно-распорядительной документации, обеспечением ра-
диационного контроля, подготовкой и допуском к работе персонала;
нарушения условий действия лицензий, связанные с выполнением мероприя-
тий по введению в действие правовых и нормативных актов, в том числе лицензий,
и отчетностью в установленные сроки.
При этом следует констатировать, что хотя доля названных выше нарушений в
общем количестве выявленных нарушений в 2004 г. по-прежнему преобладает, од-
нако в абсолютном выражении по сравнению с 2003 г. они существенно снизились.
Например, нарушений условий действия лицензий — с 1077 до 730. Снижение упо-
мянутых показателей можно объяснить в первую очередь повышением ответствен-
ности и требовательности руководства и должностных лиц организаций.
Данные о количестве нарушений в работе поднадзорных объектов и их класси-
фикация согласно федеральным нормам и правилам «Правила расследования и уче-
74
та нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными
веществами, применяемыми в народном хозяйстве» (НП-014-2000) приведены в
следующей таблице:
Показатель/год
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
Количество зафиксированных
34
29
40
55
38
30
40
нарушений
По классам нарушений
А
0
0
1
1
1
0
0
(НП-014-2000)
П-1
14
9
4
4
1
2
5
П-2
20
20
35
50
36
28
35
Нарушениями за 2004 г. были:
1) 5 радиационных происшествий (П-1):
при проведении обследования РОО (хранилищ РИ) Уфимского управления гео-
физических работ ОАО «Башнефтегеофизика» и Октябрьского управления геофи-
зических работ ОАО «Башнефтегеофизика» было зафиксировано 3 радиационных
происшествия (ВМТО):
загрязнение альфа-активными радионуклидами оборудования и поверхности
пола в помещении хранилища РИ (Бирская промыслово-геофизическая экспеди-
ция). Плотность потока альфа-излучения в восьми точках измерения из семнадцати
находилась в диапазоне 5,81-620 част./мин·см2;
загрязненность почвы вокруг хранилища РИ радионуклидом цезий-137 (Ишим-
байская промыслово-геофизическая экспедиция). Удельная активность в четырех
точках измерения из десяти составляла от 130 до 1080 Бк/кг;
загрязненность почвы вокруг хранилища РИ радионуклидом цезий-137 (Шка-
повская промыслово-геофизическая экспедиция). Удельная активность в четырех
точках измерения из восьми составляла от 92 до 239 Бк/кг ;
при проверке сварных швов ООО «Уралтрансгаз» (г. Первоуральск) с помощью
гамма-дефектоскопа «Гамарид-192/120» дефектоскопистами (2 чел.) были наруше-
ны требования по обеспечению РБ при проведении работ, в результате чего они по-
лучили повышенную дозовую нагрузку, составившую 4,9 мЗв и 7,5 мЗв, что превы-
сило установленные в организации контрольные уровни (УМТО);
при проведении работ ОАО «Сибтрубопроводстрой» на ст. Осуха Ржевского рай-
она Тверской обл. произошла поломка механизма выдвижения радионуклидного
источника иридий-192 гамма-дефектоскопа «Гаммарид-25М». Дефектоскопист, в
нарушение требований инструкции по обеспечению РБ, самовольно устранил по-
ломку механизма и в результате получил повышенную дозовую нагрузку, составив-
шую 38 мЗв (СМТО).
2) 35 нерадиационных происшествий (П-2) в работе объектов, связанных с об-
рывом каротажных снарядов при проведении геофизических работ — 13, отказом
радиационной техники — 8 и другими причинами — 14.
По всем происшествиям осуществлялся контроль со стороны отделов инспекций
за ходом их расследования.
Обращение с РАО и РИ.
Деятельность администраций территорий, субъектов Российской Федерации,
руководства округов Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору и организаций в области обращения с РАО была направлена в
75
первую очередь на обеспечение своевременной сдачи РАО на захоронение, главным
образом РнИ с истекшими назначенными сроками службы (НСС) или установлен-
ными сроками эксплуатации (УСЭ).
Организации и администрации многих субъектов Российской Федерации осо-
знают важность вопросов, касающихся обращения с РАО, и принимают участие в
реализации федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопас-
ность России на 2000-2006 гг.», в частности по подпрограмме «Обращение с ради-
оактивными отходами и отработанными ядерными материалами, их утилизация и
захоронение».
Так, например:
во Владимирской обл. (ЦМТО) действует программа «Обеспечение радиацион-
ной безопасности на 2001-2005 годы»;
в Ивановской обл. (ЦМТО) действует программа «Обеспечение радиационной
безопасности населения на 2000-2006 годы»;
в ФГУП РНЦ «Курчатовский институт» (ЦМТО) продолжаются работы по ре-
абилитации загрязненных РАО территорий. Продезактивированы девять из один-
надцати временных хранилищ РАО. Из хранилищ изъято около 1500 м3 твердых ра-
диоактивных отходов (ТРО) суммарной активностью 6,0·1013 Бк. ТРО представлены
загрязненным грунтом и металлоконструкциями. По состоянию на конец 2004 г. в
ФГУП МосНПО «Радон» отправлено 1200 м2 ТРО.
РАО в поднадзорных организациях образуются в основном в виде отработавших
НСС или УСЭ закрытых РнИ, которые сдаются в специализированные ПХ РАО. До
сдачи на хранение РАО хранятся в объектовых (неспециализированных) ПХ РВ.
Образующиеся в медицинских организациях, работающих с открытыми РВ, РАО
представляют собой жидкие отходы (остатки неиспользованных препаратов или пре-
параты с истекшим сроком хранения) и твердые отходы — различные материалы и
медицинское оборудование (лабораторная посуда, шприцы, перевязочные матери-
алы и пр.). Эти РАО собираются в специальные контейнеры или пакеты и помеща-
ются в специальное хранилище, где выдерживаются в течение срока, необходимого
для превращения их из РАО в бытовые отходы.
РАО доставляются в специализированные ПХ специальным автомобильным
транспортом, воздушным и железнодорожным транспортом.
В субъектах Российской Федерации, как правило, созданы подчиненные прави-
тельству (администрации) субъекта структуры, отвечающие за проведение ежегод-
ных инвентаризаций РВ и РАО.
По отчетным данным, из образовавшихся в поднадзорных организациях:
твердых отходов (около 4,2·1016 Бк) сданы на переработку практически все, а с
учетом сдачи долгов прошлых лет этот показатель составил свыше 250 %;
жидких отходов (около 2,2·1012 Бк) сдано на переработку и захоронение около
83 %;
закрытых РнИ, отработавших НСС (УСЭ) или поврежденных (82674 единицы)
на захоронение сдано чуть более 25 %, что существенно ниже показателей прошлых
лет. И связано это в первую очередь с выявлением почти 55 тыс. таких источников
в воинских частях Минобороны России.
Следует заметить, что среди основных поставщиков и сдатчиков РнИ находится
ФГУП В/О «Изотоп», через которое проходит больше всего поставок источников в
организации. Так, например, за период с 01.12.2003 г. по 30.11.2004 г. ФГУП В/О «Изо-
76
топ» получил из НПО «Маяк» 1080 ионизирующих источников излучения разных
наименований суммарной активностью182,85 кКи. В 2004 г. сдал на захоронение:
в НПО «Маяк» 442 закрытых РнИ суммарной активностью 5497 Ки (Со-60,
Cs-137, Sr-90 и др.);
в ФГУП МосНПО «Радон» 1069 закрытых РнИ суммарной активностью 92 047 Ки
(Co-60, Cs-137, Sr-90 и др.).
Сдерживающим фактором процесса полной сдачи и захоронения образующих-
ся отходов продолжают оставаться достаточно высокие расценки спецкомбинатов
«Радон» на оказание услуг по захоронению при остающихся финансовых проблемах
многих организаций. Это остается трудноразрешимым вопросом в течение послед-
них лет, в том числе в 2004 г.
Количество РАО, образовавшихся и сданных организациями
на переработку и захоронение в 2004 году
Количество отходов, образовавшихся в
Количество отходов, сданных организа-
организациях
циями на переработку и захоронение
твердые РАО
жидкие РАО
отработав-
твердые РАО
жидкие РАО
отработав-
шие НСС
шие НСС
(УСЭ) или
(УСЭ) или
поврежден-
поврежден-
ные ЗрнИ
ные ЗрнИ
4,2·
171,36
1,8·
2796,9
15·
6869
3,7·
339,26
0,54·
3662,7
0,9·
5467
1016
1012
1016
1016
1012
1016
1,48·
23,0
0,44·
42,3
6,95·
847
6,95·
269,6
1,99·
302,2
6,95·
605
1011
1012
1016
1016
1012
1016
2,17·
7,51
0,02·
2263
0,273·
41,15
0,25·
356
1011
1016
1011
1016
65·
3525,4
0,38·
58 960
218·
9,28
0,44·
3855
1011
1016
1011
1016
32·
23,1
0,04·
7154
32·
23,1
0,04·
7154
1011
1016
1011
1016
18,1·
5,6
6,5·
1951,6
4,59·
6308
36,8·
5,2
17,1·
3759
1011
109
1013
1011
1012
5,1·
273
3,4·
187
1016
1016
77
Количество отходов, образовавшихся в
Количество отходов, сданных организа-
организациях
циями на переработку и захоронение
твердые РАО
жидкие РАО
отработав-
твердые РАО
жидкие РАО
отработав-
шие НСС
шие НСС
(УСЭ) или
(УСЭ) или
поврежден-
поврежден-
ные ЗрнИ
ные ЗрнИ
4,2·
3755,9
2,2·
4790,8
27,41·
82674
10,65·
687,9
2,53·
3964,9
11,98·
21 383
1016
1012
1016
1016
1012
1016
Следует упомянуть о совместной инициативе УМТО и Госсанэпиднадзора Ханты-
Мансийского автономного округа, направленной на нормализацию радиационной
обстановки в субъекте. Указанными органами была проведена проверка организаций,
использовавших РИ и прекративших такую деятельность в 1990-1993 гг., на пред-
мет судьбы принадлежавших им РИ. В результате проверки хранилищ ряда органи-
заций, в том числе и не относящихся к упомянутым, было обнаружено бесхозных
18 единиц гамма-дефектоскопов различных типов и перезарядных контейнеров к
ним, радиационная защита которых выполнена из обедненного урана. Определить
собственников указанной техники в большинстве случаев оказалось невозможным,
поскольку ранее радиационная техника с защитой из обедненного урана не учиты-
валась как источник излучения. Обнаруженная радиационная техника перемещена
в хранилища организаций, имеющих лицензии Федеральной службы по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору. Решается вопрос о передаче ее на
захоронение. Однако по-прежнему не решен вопрос с передачей в переработку на
профильное предприятие ОАО «ЧМЗ» радиационной техники с радиационной за-
щитой, выполненной из обедненного урана, накапливающейся в лечебных учреж-
дениях и на промышленных предприятиях (эту проблему Госатомнадзор России от-
мечал еще в 2002 г.).
По результатам анализа материалов за 2004 г. необходимо отметить следующее:
повышенную потенциальную опасность представляет объектовое хранилище
ФГУП «НИИ гигиены, токсикологии и профпатологии» (ДМТО), в котором осу-
ществляется хранение открытых РнИ на основе радионуклидов С-14, S-35, CL-36,
I-125 суммарной паспортной активностью 3,0·1013 Бк, а в накопителе Коробков-
ского НГДУ ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» (ДМТО), вместимостью 4200 м3
содержатся 625 м3 технологических отходов (нефтешлама) с естественными радио-
нуклидами. На его открытой площадке хранится 4,1 т насосно-компрессорных труб
(32 шт.), загрязненных естественными радионуклидами (ЕРН);
в ДМТО находятся 17 неспециализированных ПХ РАО (подземных емкостей),
образовавшихся в результате подземных ядерных взрывов. На промплощадке ООО
«Астраханьгазпром» находится 15 из них. Организацией, эксплуатирующей эти
объекты, является ООО «Подземгазпром». В подземных емкостях количество РАО
78
(по объему и активности) до сих пор не установлено. Радионуклидный состав этих
РАО — продукты деления в результате ядерных взрывов (Sr-90, Cs-137). Подземные
емкости созданы в местах залегания соляных куполов для хранения конденсата. Ис-
ходный объем каждой емкости от 20 до 30 тыс. м3. Кроме емкостей в Астраханской
области имеются еще 2 объекта: в Ставропольском крае (взрыв произведен для ин-
тенсификации добычи газа в 1969 г. на глубине 712 м без выноса грунта по заказу
Мингазпрома) и в Республике Калмыкия (взрыв произведен в целях сейсмическо-
го зондирования земной коры по программе «Регион-4» в 1972 г. на глубине 490 м
без выброса грунта);
серьезная озабоченность сохраняется в связи с недостатком свободных объемов
хранилищ Ленинградского СК «Радон» (СЕМТО). Прием РнИ Cо-60 и Cs-137 огра-
ничен суммарной активностью 1,8·1014 Бк. Ситуация близка к критической и сохра-
няется такой уже на протяжении нескольких последних лет;
длительное время без решения остается вопрос осуществления мониторинга за
хранилищем временного хранения РАО, оставшимся на территории Псковской об-
ласти (СЕМТО) после расформирования в/ч 42644 (по составу -отработавшие срок
источники с изотопами Со-60, Cs-137 и Pи-229 общей активностью 41,8·109 Бк). В
1997 г. вместе с территорий хранилище было передано УИН Псковской области. Хра-
нилище не эксплуатируется. Подготовленных специалистов в УИН, которые могли
бы осуществлять радиационный контроль, нет;
на территории Мурманской области (СЕМТО) находится пункт хранения техно-
генного характера объект «Днепр» ОАО «Апатит», на котором осуществляется хра-
нение продуктов трех промышленных ядерных взрывов в количестве 396 тысяч тонн
апатитонефелиновой руды с концентрацией трития в рудничной воде 6,6·104 Бк/л;
на территории Ивановской области (ЦМТО) имеется объект применения ядер-
но-взрывных технологий ГСЗ «Глобус-1», на который распространяется действие
федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России на
2000-2006 гг.». В соответствии с указанной программой предусмотрены ликвидаци-
онные работы в исследовательских скважинах, цементирование затрубного простран-
ства технологических скважин, оборудование многослойного защитного покрытия
технологической площадки, строительство водоотводящего канала для реки Шача
и др. Проведены проектные, подготовительные и строительно-монтажные работы.
За 2003-2004 гг. освоены финансовые средства в размере 5,4 млн руб. Остальные ра-
боты планируется осуществить в 2005-2006 гг. по мере их финансирования;
сохраняются без решения проблемы с накоплением ЕРН на территории Твер-
ской области (ЦМТО). Так, например, в системах водоподготовки котелен организа-
ций г. Твери (ГУ «Областная клиническая больница», ВНИИСВ, ОАО «Тверьмолоко»,
МП «Тверьгортеплоэнерго» и др.) происходит накопление ЕРН. Деятельность этих
организаций по обращению с сульфоуглем, загрязненным ЕРН (радий-226 и про-
дукты его распада), подлежит регламентации в соответствии с требованиями НРБ-
99, п. 5.3.4, но удельная активность сульфоугля в отдельных случаях недостаточна,
чтобы отнести его к РАО. Проблема усложняется тем, что в Тверской области отсут-
ствует полигон по рекультивации промышленных отходов, содержащих РВ. Отсут-
ствуют критерии о возможности и необходимости взятия подобных предприятий под
надзор, чтобы реализовать требования Методических указаний по осуществлению
надзора за обеспечением РБ при обращении с природными источниками излучений
(РД-07-2001). На территории аэродрома «Мигалово» (г. Тверь) хранится 1500 м3
79
грунта, загрязненного Cs-137, с мощностью дозы гамма-излучения до 300 мкР/ч.
Проблема хранения и рекультивации грунта не решена. Администрация области со-
вместно с Тверским отделом инспекций подготовила письмо в Минобороны России
о нормализации обстановки на территории субъекта федерации;
РИТЭГ типа ИЭУ-1, расположенного на мысе Наварин, Беринговского района
Чукотского автономного округа (РИТЭГ принадлежит Минобороны России), на-
ходится в месте расположения с сорванным радиатором. В результате неизвестных
теплофизических процессов («распирание» внутренним давлением) продолжается
разрушение РИТЭГ: имеется вертикальная трещина по всей высоте защитного кор-
пуса шириной до 15 см и частичный подрыв верхней крышки на высоту до 6 см с
разрушением элементов тепловой защиты. Исходя из измеренных уровней мощно-
сти экспозиционной дозы гамма-излучения в местах разрушения (15 Р/ч — в районе
трещины и 4,5 Р/ч — в районе подрыва крышки) не исключено частичное разруше-
ние блока радиационной защиты. Заключение о радиационной обстановке вокруг
объекта: уровни радиационных факторов в районе аварии в 8750 раз превышают
фоновые значения, обстановка в районе РИТЭГ характеризуется как чрезвычайно
опасная. На аварийный РИТЭГ установлена железобетонная защита.
В июле 2004 г. проведено повторное обследование аварийного РИТЭГ. В резуль-
тате обследования установлено:
радиационная обстановка резко ухудшилась, уровень МЭД гамма-излучения до-
стигает 87 Р/ч;
началcя выход Sr-90 во внешнюю среду, что говорит о начале разрушения блока
радиационной защиты, блока тепловой защиты, защитного корпуса и гнезд гильз;
техническое состояние РИТЭГ и динамика развития теплофизических процес-
сов в РИТЭГ не исключает его полного разрушения.
По настоящее время Минобороны России решает вопрос его вывоза и утилиза-
ции. Информация об аварийном РИТЭГ направлена полномочному представите-
лю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и
губернатору Чукотского автономного округа;
ФГУП В/О «Изотоп» в тесном контакте с Федеральной службой по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору выполняет работы по уменьшению
радиологической угрозы:
1. Организованы и проведены в отчетном периоде обследования технического
состояния гамма-дефектоскопов (24 ед.) и упаковочных контейнеров (33 ед.). Об-
следования проводились в целях определения:
соответствия технических характеристик требованиям нормативных документов
и технических условий на конкретные типы условий;
возможности продления срока эксплуатации;
оформления и выдачи сертификата — разрешения на их перевозку;
2. Выявление и техническая экспертиза бесхозных или неиспользуемых радио-
изотопных установок, не имеющих достаточной физической защиты и уязвимых с
точки зрения радиологической угрозы для населения;
3. Выявление неиспользуемых радиоизотопных установок, физическая защита
которых не соответствует современным требованиям с точки зрения радиологиче-
ской угрозы;
4. Изъятие из неиспользуемых уязвимых установок мощных источников, транс-
портирование их на базу ФГУП В/О «Изотоп», идентификация, подготовка сопро-
80
водительных документов по результатам идентификации источников и отправка их
на захоронение на специализированные предприятия.
При проведении этих работ было выявлено, что на различных объектах имеют-
ся радиоизотопные облучательные установки и радиоизотопные приборы техноло-
гического контроля с закрытыми РнИ на основе Cs-137, у которых установленный
срок эксплуатации составляет 30 лет при назначенном сроке службы от 3 до 7 лет (в
зависимости от типа).
Во время проведения указанных работ, например, в Институте биофизики клет-
ки Российской академии наук (г. Пущино, ЦМТО) было установлено, что произо-
шло нарушение герметичности капсул на основе хлорида цезия, который является
крайне агрессивным материалом. В результате произошло загрязнение оборудова-
ния и помещений.
В период с декабря 2003 г. по апрель 2004 г. в Институте биофизики клетки по
«Плану-проекту работ по возврату, защите, демонтажу, транспортированию и захо-
ронению источников в ИБК РАН», согласованному 4-м Управлением Госатомнад-
зора России и утвержденным генеральным директором ФГУП В/О «Изотоп», спе-
циалистами МФ «Радий» при финансировании работ Министерством энергетики
США была проведена полная разрядка всех 6 мощных радиоизотопных облучатель-
ных установок. Источники вывезены на захоронение;
как уже отмечалось ранее в справке о состоянии РБ за 2003 г., государственная
система учета и контроля РВ и РАО в полном объеме по-прежнему фактически не
создана. Ситуация не изменилась.
Обеспечение безопасности РОО.
Радиационная безопасность в организациях в основном обеспечивается и для
большинства соответствует нормам и требованиям нормативных документов.
Системы и элементы, обеспечивающие РБ (узлы перемещения и фиксации РнИ,
физические барьеры и блокировки, системы сигнализации и оповещения о радиа-
ционной опасности, электро-, тепло-, водоснабжения и вентиляции), в основном
работоспособны.
Вместе с тем необходимо отметить, что в некоторых организациях отсутствует до-
кументация по обслуживанию РИ. Так, например, в филиале ГНУ ВНИИКОП Рос-
сельхозакадемии — Богучаровский экспериментальный консервный завод (ЦМТО)
отсутствует документация, предусматривающая разрядку гамма-установки УФ-80.
В ряде организаций, функционирующих длительное время, не проводились работы
по восстановлению вышедшего из строя оборудования, не проводились работы по
модернизации производств для приведения безопасности в соответствие с требова-
ниями вводимых документов. Хотя состояние систем в целом удовлетворительное,
системы отдельных организаций требуют реконструкции и модернизации. Напри-
мер, в ПНК «Радиохим», ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (СЕМТО) до сих пор не
спланированы мероприятия по восстановлению ресурса и продлению срока экс-
плуатации зданий и технологических линий по производству изделий, в которых
содержатся РВ. Как известно, еще в 2000 г. на этом предприятии произошла ради-
ационная авария, вызванная разгерметизацией одной из емкостей в результате ее
коррозии. В результате утечки ЖРО была загрязнена территория площадью 2700 м2.
Объем грунта, подлежащий захоронению, составил1300 м3. На специализированное
предприятие Ленинградский СК «Радон» было передано всего 18 м3 загрязненно-
го грунта. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..