ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 19

 

 

289
ИТОГ ПО РОССИИ
Показатели
Ед.
Всего по
Отраслевые группы организаций
п/п
изм.
России
Горно-
Химичес-
Уголь-
Метал-
Энерге-
добываю-
кая
ная
лургиче-
тика
щая
ская
13.2
отсутствие проекта
ед.
88
14
6
8
1
59
эксплуатации;
13.3
отсутствие утвержден-
ед.
121
31
27
10
11
42
ной декларации безо-
пасности;
13.4
отсутствие инструкции
ед.
122
22
35
10
6
49
и проекта мониторинга
безопасности ГТС;
13.5
отсутствие утвержден-
ед.
121
21
20
11
7
62
ных критериев безо-
пасности ГТС;
13.6
отсутствие согласован-
ед.
99
20
27
6
9
37
ного ПЛА;
13.7
отсутствие или несо-
ед.
275
109
77
27
15
47
ответствие проекту и
нормативным доку-
ментам службы мони-
торинга;
13.8
несоответствие проек-
ед.
222
80
52
27
15
48
ту и нормативным до-
кументам квалифика-
ционного уровня служ-
бы эксплуатации ГТС;
13.9
несоответствие проек-
ед.
200
71
42
19
8
60
ту мониторинга соста-
ва КИА и КИП;
13.10
несоответствие проек-
ед.
55
20
12
13
1
9
ту превышения отмет-
ки гребня дамбы над
уровнем воды прудка-
отстойника;
13.11
несоответствие проек-
ед.
53
30
3
10
3
7
ту длины надводного
пляжа;
13.12
несоответствие нор-
ед.
11
3
2
0
0
6
мативным значениям
(отсутствие) коэффи-
циентов устойчивости
дамб и плотин;
13.13
отсутствие запаса вме-
ед.
29
10
8
1
2
8
стимости (для приема
паводка и/или склади-
рования отходов);
13.14
наличие выхода воды
ед.
32
14
3
3
1
11
на низовом откосе дам-
бы, плотины;
290
ИТОГ ПО РОССИИ
Показатели
Ед.
Всего по
Отраслевые группы организаций
п/п
изм.
России
Горно-
Химичес-
Уголь-
Метал-
Энерге-
добываю-
кая
ная
лургиче-
тика
щая
ская
13.15
непроектное положе-
ед.
22
7
7
1
1
6
ние поверхности де-
прессии в теле дамб и
плотин;
13.16
наличие неисправно-
ед.
664
205
107
229
31
92
стей, зашламования,
зарастания, сниже-
ния пропускной спо-
собности и т.п. водо-
сбросных, дренаж-
ных и водоотводных
сооружений (дренажа,
колодцев, канав, кана-
лов, труб и т.п.);
13.17
наличие деформаций
ед.
12
1
0
3
0
8
ГТС выше предель-
ных значений, уста-
новленных проектом
(или незатухающий ха-
рактер);
13.18
наличие оползней ни-
ед.
31
9
9
3
3
7
зового откоса, выпора
грунта, просадки греб-
ня дамбы (плотины);
13.19
наличие несоответ-
ед.
8
2
1
5
0
0
ствия проекту фи-
зико-механических
свойств грунтов, на-
мываемых в упорные
призмы ограждающих
дамб (плотин);
13.20
наличие несогласован-
ед.
4
2
1
1
0
0
ных сбросов техниче-
ских вод из накопи-
телей в окружающую
среду;
13.21
нарушение проектно-
ед.
3
1
2
0
0
0
го теплофизическо-
го состояния ГТС для
сооружений мерзлого
и таломерзлого типа в
северной климатиче-
ской зоне;
13.22
повышенное пыление
ед.
37
7
14
0
3
13
и загазованность окру-
жающей воздушной
среды
291
ИТОГ ПО РОССИИ
Показатели
Ед.
Всего по
Отраслевые группы организаций
п/п
изм.
России
Горно-
Химичес-
Уголь-
Метал-
Энерге-
добываю-
кая
ная
лургиче-
тика
щая
ская
14
Количество аварийных
ед.
32
3
3
19
3
4
ситуаций на ГТС, всего
в том числе:
14.1
разрушения или иные
ед.
3
0
1
0
0
2
повреждения (полные
или частичные) ограж-
дающих дамб и плотин
без развития гидроди-
намической аварии
14.2
то же, но повлекшие
ед.
2
0
0
1
0
1
гидродинамическую
аварию;
14.3
переполнение прудов-
ед.
2
0
0
1
1
0
отстойников без раз-
вития гидродинамиче-
ской аварии;
14.4
то же, но повлекшее
ед.
0
0
0
0
0
0
гидродинамическую
аварию;
14.5
отказы и нарушения в
ед.
10
9
1
0
0
0
работе систем и кон-
струкций;
14.6
отказы противофиль-
ед.
0
0
0
0
0
0
трационных элементов
конструкции ГТС;
14.7
отказы систем водо-
ед.
3
0
0
0
0
3
сброса;
14.8
отказы систем водоот-
ед.
0
0
0
0
0
0
вода;
14.9
отказы систем оборот-
ед.
3
2
0
0
1
0
ного водоснабжения,
в т.ч. повреждения во-
доводов;
14.10
отказы систем гидро-
ед.
19
2
7
0
3
7
транспорта, в т.ч. по-
вреждения пульпово-
дов, водоводов;
14.11
отказы систем дрена-
ед.
2
0
0
0
0
2
жа;
14.12
растепление мерзлых
ед.
1
0
0
0
1
0
элементов конструк-
ции ГТС, в том числе
отказы систем замо-
розки;
14.13
возгорание отходов;
ед.
2
0
0
0
2
0
14.14
другие аварийные си-
ед.
19
0
0
18
0
1
туации
292
ИТОГ ПО РОССИИ
Показатели
Ед.
Всего по
Отраслевые группы организаций
п/п
изм.
России
Горно-
Химичес-
Уголь-
Метал-
Энерге-
добываю-
кая
ная
лургиче-
тика
щая
ская
15
Величина ущерба в ре-
млн.
394,109
224,966
22
3
4,543
139,6
зультате аварийных си-
руб
туаций
16
Количество приоста-
ед.
42
9
3
2
24
4
новленных работ, про-
должительностью бо-
лее смены
17
Привлечено к ответ-
чел.
120
42
17
25
16
20
ственности (дисципли-
нарной, администра-
тивной и уголовной)
работников служб экс-
плуатации ГТС за нару-
шение правил и норм
безопасности, всего
17.1
освобождено или по-
чел.
6
2
2
0
0
2
нижено в должности;
17.2
подвергнуто штраф-
чел.
88
24
13
24
7
20
ным санкциям
17.3
Общая сумма штра-
тыс.
465,5
111,5
98
86
13
157
фов
руб.
17.4
Передано материалов в
на
3
1
1
0
0
1
следственные органы
чел.
18
Заслушано руководи-
чел.
181
56
68
7
17
33
телей организаций на
советах (коллегиях)
округов и совещаниях
в инспекциях
19
Проверено с участием
чел.
760
212
246
93
76
133
инспекторов знаний
требований правил и
норм по безопасно-
сти ГТС
20
Из них оказались не-
чел.
32
5
12
3
2
10
подготовленными
2.3. Ограничение негативного техногенного воздействия
на окружающую среду
В 2005 году территориальные органы Ростехнадзора осуществляли контрольные
функции в отношении 416735 учетных единиц контроля (в 2004 году в качестве учет-
ных единиц контроля рассматривались 159296).
По данным УТЭН на государственном учете находится 107593 предприятий, осу-
ществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, из них 52220 — кото-
рым установлены нормативы предельно допустимых выбросов, 3930 или 3,7 % ра-
ботают рамках временно согласованных выбросов. Причем наибольшее количество
293
предприятий работающих в ВСВ приходится на строительную — 10,8 %, энергетиче-
скую-8,9 %, металлургическую и нефтехимическую промышленности. Наибольшее
количество предприятий работающих в ВСВ расположены в Смоленской 65,7%,
Северной Осетии — 47,1%, Пермской — 12,7% и Ростовской областях Российской
Федерации, что потребует от этих регионов дополнительных усилий по ужесточе-
нию требований к промышленным предприятиям по реализации мероприятии по
достижению предельно допустимых выбросов.
В соответствии с требованиями законодательства в области охраны атмосферного
воздуха территориальными органами осуществлялась деятельность по выдаче раз-
решений на выбросы, которыми устанавливаются предельно допустимые и времен-
но согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз-
дух, так в 2005 году промышленными предприятиям выдано 38876 разрешений на
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Причем наибольшее коли-
чество разрешений выдано в республике Башкортостан — 4230, Новосибирской —
4491, Ульяновской — 3478, Саратовской — 2670, Астраханской — 2298.
Сведения об осуществлении государственного экологического контроля
в 2004 и 2005 годах (по данным отчетности по форме №1-ГК)
Таблица 1
Год
Прове-
Выяв-
Принятые меры по выявленным нарушениям законодательства в
рено
лено
области охраны окружающей среды
нару-
Штрафы
Иски о возмещении
Передано
Возбужд.
шений
вреда
дел в пра-
угол.
Предъявлено
Взыскано
Предъ-
Взыскано
воохр.
дел
(кол-во)
(кол-во)
явлено
(кол-во)
органы
Сумма
Сумма
(кол-во)
Сумма
Рассмо-
(тыс.руб)
(тыс.руб)
Сумма
(тыс.руб)
трено
(тыс.руб)
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
2004
3366
1885
456
306
4
2
39
1
2660,4
1318,1
22,08
10,68
23
2005
15935
13061
3219
2316
27
12
145
6
28635,9
17731,1
106983,1
807,84
71
Государственный контроль за деятельностью по обращению с отходами
2004
1103
2111
515
258
3
3
9
-
1043,9
605,7
602,18
602,18
8
2005
15897
20703
7242
5034
27
7
355
4
20589,2
14370,33
34881,56
2043,55
194
Государственный контроль исполнения законодательства об экологической экспертизе
2004
459
336
222
100
-
-
12
-
1798,9
872,2
7
2005
5175
3149
2284
1606
1
-
67
-
29506,7
19660,6
7
30
Государственный контроль за соблюдением общих экологических требований
2004
1943
238
36
24
1
-
2
-
117,5
45,2
5,7
1
294
Год
Прове-
Выяв-
Принятые меры по выявленным нарушениям законодательства в
рено
лено
области охраны окружающей среды
нару-
Штрафы
Иски о возмещении
Передано
Возбужд.
шений
вреда
дел в пра-
угол.
Предъявлено
Взыскано
Предъ-
Взыскано
воохр.
дел
(кол-во)
(кол-во)
явлено
(кол-во)
органы
Сумма
Сумма
(кол-во)
Сумма
Рассмо-
(тыс.руб)
(тыс.руб)
Сумма
(тыс.руб)
трено
(тыс.руб)
2005
13228
9591
2303
1770
74
67
70
2
8569,4
5998
10879,48
3854,99
29
Итого (с учетом других нарушений, предусмотренных КоАП)
2004
6871
4570
1229
688
8
5
62
1
5620,7
2841,2
629,96
612,86
39
2005
50235
46504
15048
10726
129
86
637
12
112905,6
50415,87*
152751,14
2851,39
324
Учетных единиц контроля в 2004 году — 159296
Учетных единиц контроля в 2005 году — 416735
Территориальными органами проведено 15935 проверок соблюдения законода-
тельства в области охраны атмосферного воздуха, выполнения мероприятий по до-
стижению установленных нормативов выбросов.
В результате усиления контроля за выполнением промышленными предпри-
ятиями воздухоохранных мероприятий, на территории Красноярского края пре-
высило 44 тыс.тонн (за счет реализации мероприятий на Красноярской ГРЭС- 2 и
Назаровской ГРЭС), Челябинской области 41 тыс.тонн (за счет снижения выбросов
на ОАО «Карабашмедь» и Магнитогорском металлургическом комбинате) Томской
области 23 тыс.тонн ( за счет реализации мероприятий ОАО Томскнефть).
Вместе с тем в результате проведенных проверок выдано около 5 тысяч предпи-
саний, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ. В ходе про-
водимых проверок проверялось выполнение выданных ранее предписаний выявле-
но, что 1816 из ранее выданных не выполнено.
Количество проведенных в рамках осуществления государственного экологиче-
ского контроля проверок в 2005 году — 50235 (в 2004 году — 6871).
Следует отметить значительную долю внеплановых (в связи с обращения граж-
дан, общественных организаций, органов внутренних дел, прокуратуры, региональ-
ных и муниципальных органов власти) проверок в их общем количестве.
Так, в Центральном федеральном округе 50% проверок являются внеплановыми,
при этом в ряде УТЭН количество внеплановых проверок превышает 65% (г.Москва,
Белгородская, Калужская области);
в Северо-Западном федеральном округе внеплановые проверки в среднем состав-
ляют 66,8%, при этом в Мурманской области и Республике Карелия 96,4% и 89,8%
соответственно;
в Южном федеральном округе количество внеплановых проверок в среднем со-
ставляет 39%, однако, в республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания их коли-
чество составляет 93% и 62,7% соответственно;
Таблица 2
Сведения о мерах, принятых по выявленным фактам нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
в 2005 году
Привлечено к административной ответственности
Иски о возмещении вреда
Напр. дел в
Угол.
Предъявлено штрафов (ед.)
Взыскано (ед.)
Предъявлено
Взыскано
правоохр.орг.
дел
(ед.)
(ед.)
Рассмотрено
(ед.)
На сумму
На сумму
На сумму
На сумму
(ед.)
(тыс.руб)
(тыс.руб)
(тыс.руб)
(тыс.руб)
Всего
ЮЛ
ДЛ
Гр.
Всего
ЮЛ
ДЛ
Гр.
Центральный федеральный округ
5423*
1505*
2880*
1038*
2975*
909*
1938*
127*
16*
11*
172*
4
27000,3
14073,5*
12203,95
722,7
20854,1
12985,1
7524,25
345
2714,42
1395,47
103
* Без учета информации УТЭН по Воронежской и Ярославской областям.
Северо-Западный федеральный округ
392*
143*
244*
5*
295*
95*
198*
2*
4*
-
34*
3
3384,1
2790,5
589,3
4,3
2093,6
1618,5
473,8
1,3
99950
11
* Без учета информации УТЭН по Ленинградской области и г.Санкт-Петербургу
Приволжский федеральный округ
1690*
363*
1279*
48*
1250*
312*
913*
25*
61*
60*
125*
2
9872,7
7201,2
2625,8
45,7
7895,77
5312,27
2556,5
27
2020,375
1923,375
70
* Без учета информации УТЭН по Республике Татария
Уральский федеральный округ
680*
139*
511*
30*
455*
69*
373*
13*
25*
8*
53*
-
3233,25
2372,5
845,05
15,7
1777,25
1175
596,25
6,1
15356,0
1761,96
15
* Без учета информации УТЭН по Свердловской, Тюменской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу
Привлечено к административной ответственности
Иски о возмещении вреда
Напр. дел в
Угол.
Предъявлено штрафов (ед.)
Взыскано (ед.)
Предъявлено
Взыскано
правоохр.орг.
дел
(ед.)
(ед.)
Рассмотрено
(ед.)
На сумму
На сумму
На сумму
На сумму
(ед.)
(тыс.руб)
(тыс.руб)
(тыс.руб)
(тыс.руб)
Всего
ЮЛ
ДЛ
Гр.
Всего
ЮЛ
ДЛ
Гр.
Дальневосточный федеральный округ
463*
127*
323*
13*
380*
112*
263*
5*
6*
3*
10*
-
3326,1
2543
753,5
29,6
2328,4
1795
529,1
4,3
6633,26
940,16
3
* Без учета информации УТЭН по Магаданской области и Камчатскому МУТЭН
Сибирский федеральный округ
1512*
410*
1043*
59*
1095*
257*
810*
28*
3*
1*
92*
3
52997,6
6881,3
2030,7
75,6
5699,9
3975,8
2106,5
18,6
403,36
386,5
56
* Без учета информации Иркутского межрегионального УТЭН
Южный федеральный округ
2033*
611*
1376*
46*
1727*
428*
1259*
40*
10*
2*
102*
-
13091,55
10080
2950,15
61,4
9766,85
6281
3432,75
53,1
22919,8
295,11
51
* Без учета информации УТЭН по Ставропольскому краю и КЧР
ВСЕГО по субъектам Российской Федерации (**по данным отчетности по форме №1-ГК)
Пров-но
12193*
3298*
7656*
1239*
8176*
2182*
5754*
240*
129**
86**
637**
12
Выявл.
112905,6*
45942
22008,45
955,45
50415,87
33142,67
16818,25
454,95
152751,14
2851,4
324
наруш.
50235
46504
* Без учета информации УТЭН по Воронежской, Ярославской, Ленинградской, Свердловской, Тюменской, Магаданской областям, Ставропольскому краю, г.Санкт-
Петербургу, КЧР, Республике Татария, Ханты-Мансийскому АО, Камчатскому и Иркутскому МУТЭН
Информация по фактам привлечения к административной ответственности различных категорий - юридических лиц, должностных лиц
и граждан (в соответствии с положениями гл.8 КоАП РФ) представлена УТЭН в порядке отработки проекта новой формы отчетности о
результатах государственного экологического контроля (в существующей форме отчетности №1-ГК данные графы не предусмотрены)
297
в Приволжском федеральном округе внеплановые проверки составляют 42,7%,
в Нижегородской области и Республике Чувашия — 87,8% и 72,6%;
в Уральском Федеральном округе 65% проверок — внеплановые;
в Сибирском федеральном округе внеплановые проверки составляют в среднем
66,8%, при этом в УТЭН по Томской и Новосибирской областям количество прове-
денных внеплановых проверок составляет соответственно 81% и 72,1%.
В Дальневосточном федеральном округе 65,6% проверок являются внеплано-
выми.
В ходе проверок выявлено 46504 нарушений.
По результатам контрольных мероприятий предъявлено штрафов за нарушение
требований законодательства в области охраны окружающей среды — 15048 на сум-
му 112905,6 тыс.руб (в 2004 — 1229 на сумму 5620,7 тыс.руб). При этом:
взыскано 10726 штрафов на сумму 50415,87 тыс руб (в 2004 — 688 на сумму
2841,2 тыс.руб);
предъявлено исков о возмещении вреда окружающей среде — 129 на сумму
152751,14 тыс.руб (в 2004 — 8 исков на сумму 629,96 руб);
взыскано по 86 искам на сумму 2851,4 тыс.руб (в 2004 — по 5 искам на сумму
612,86 руб);
в правоохранительные органы передано 637 дел, из них рассмотрено 324 (в 2004 —
передано 62, рассмотрено 39).
К административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях привлекаются в основном долж-
ностные лица — около 62% штрафов предъявлено должностным лицам (на сумму
22008,45 тыс.руб), 27% — юридическим лицам (на сумму 45942 тыс.руб; 1% — граж-
данам (на сумму 955,45 руб.
Информация о применении статей Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды
при осуществлении государственного экологического контроля
Предъявлено штрафов (ед., в % от общего количества)
На сумму (тыс.руб)
Статьи КоАП
8.1
8.2
8.4, ч.1-3
8.21, ч.1-3
Несоблюдение
Несоблюдение
Нарушение зако-
Нарушение
экологических
экологических
нодательства об
правил
требований при
требований при
экологической
охраны ат-
планировании,
обращении с от-
экспертизе
мосферного
эксплуатации
ходами и опасны-
воздуха
объектов
ми веществами
Центральный феде-
665 12,9%
2899 56,2%
716 13,9%
879 17%
ральный округ
2325,9
11575,4
8153,5
9457,9
Северо-западный фе-
150 20,33%
305 41,32%
176 23,85%
107 14,5%
деральный округ
889,3
1246
4522
2435
Южный федеральный
771 26,38%
1062 36,3%
312 10,67%
779 26,63%
округ
2771,3
2449,7
3586,7
86142,8
Приволжский феде-
191 10,12%
788 41,74%
491 26%
418 22,14%
ральный округ
712,6
2199,1
5667,8
2709,7
Уральский федераль-
211 15,56%
546 40,26%
235 17,33%
364 26,85%
ный округ
604,9
1146,9
2819,7
2911,1
298
Предъявлено штрафов (ед., в % от общего количества)
На сумму (тыс.руб)
Статьи КоАП
8.1
8.2
8.4, ч.1-3
8.21, ч.1-3
Несоблюдение
Несоблюдение
Нарушение зако-
Нарушение
экологических
экологических
нодательства об
правил
требований при
требований при
экологической
охраны ат-
планировании,
обращении с от-
экспертизе
мосферного
эксплуатации
ходами и опасны-
воздуха
объектов
ми веществами
Сибирский федераль-
135 8,68%
706 45,37%
286 18,38%
429 27,57%
ный округ
527,3
1696,8
3720,5
3195,7
Дальневосточный фе-
180 12,6%
936 65,6%
68 4,77%
243 17,03%
деральный округ
738,1
275,3
1036,5
1783,7
ИТОГО
2303
7242
2284
3219
8569,4
20591,2
29506,7
108635,9
Взыскано штрафов:
- с 2182 юридических лиц на сумму 33142,67 тыс.руб (65,7% от общей суммы взы-
сканных штрафов);
- с 5754 должностных лиц на сумму 16818,25 тыс.руб (33,4%);
- с 240 граждан на сумму 454,95 руб (0,9%).
Основным видом нарушений в области охраны окружающей среды является несо-
блюдение хозяйствующими субъектами экологических требований при обращении с
отходами — ст.8.2 КоАП. Доля данных нарушений колеблется от 36,3% (Южный фе-
деральный округ) до 65,6% (Дальневосточный федеральный округ); в Центральном
федеральном округе составляет 56,2%. Общее количество нарушений по статье 8.2
КоАП -7242 на сумму 20591,2 тыс.рублей.
По статье 8.1. КоАП общее количество нарушений — 2303 на сумму 8569,4 тыс.
рублей; по статье 8.4 — 2284 на сумму 29506,7 тыс.рублей; 8.2 КоАП — нарушений
правил охраны атмосферного воздуха — 3219 на сумму 108635 тыс.рублей.
Подразделениями центрального аппарата в 2005 году организовано 50 контроль-
но-инспекционных мероприятий по вопросам нарушений законодательства в об-
ласти обращения с отходами в субъектах Российской Федерации; проведено 4 ком-
плексных плановых проверки (март 2005 г. — г.Чапаевск, июнь 2005 г. — г.Томск,
июль 2005 г. — г.Иваново, октябрь 2005 — г.Архангельск).
Разрешительная деятельность в сфере регулирования обращения с отходами
В соответствии с полномочиями, возложенными на Ростехнадзор постановле-
нием Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, территориальные
органы осуществляют выдачу разрешительных документов (лимитов) на размеще-
ние отходов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.06.2000г. № 461. В рамках осуществления указанного вида разре-
шительной деятельности в 2005 году территориальными органами Ростехнадзора
рассмотрено 51.117 проектов нормативов образования отходов, выдано 67.100 ли-
митов на размещение отходов, в том числе на размещение отходов в количестве
1.268.321.407 тонн отходов, на захоронение 1.230.094.197 тонн отходов.
По данным УТЭН, количество предприятий, осуществляющих сбросы загрязняю-
щих веществ в водные объекты и находящихся на государственном учете, — 70682.
299
В соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства в
области охраны окружающей среды, территориальными органами осуществлялась
деятельность по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные
объекты, которыми устанавливаются предельно допустимые и временно согласо-
ванные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Так, в 2005 году хозяй-
ствующим субъектам выдано 17532 разрешения на сбросы загрязняющих веществ
в водные объекты. Из них 45,85% — по которым установлены нормативы предель-
но допустимых сбросов (ПДС) и 31,41% от общего числа выданных разрешений, по
которым установлены временно согласованные сбросы (ВСС). Вместе с тем, в ряде
субъектов полностью не ведется работа по выдаче разрешений на сбросы загрязня-
ющих веществ в водные объекты, не проводятся проверки соблюдения природоох-
ранного законодательства в области контроля за негативным воздействием на во-
дные объекты, не ведется работа по минимизации количественных и качественных
показателей сбросов загрязняющих веществ.
По итогам 2005 года масса загрязняющих веществ, установленных разрешения-
ми на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, составляет: в установленных
нормативах предельно допустимых сбросов (ПДС) — 862055,407 т/год; в рамках вре-
менно согласованных сбросов (ВСС) — 38763,531 т/год.
УТЭН за 2005 год проведено 1788 проверок соблюдения водного законодатель-
ства.
В результате выполнения природоохранных мероприятий произошло сни-
жение сбросов загрязняющих веществ по сравнению с предыдущим годом на
130,285 т/год.
Вместе с тем в результате проведенных проверок выявлено 859 нарушений зако-
нодательства, выдано 1115 предписаний, направленных на устранение нарушений
и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду (сбросов неочищен-
ных сточных вод). Привлечено к административной ответственности — 281, 7 дел
передано в правоохранительные органы.
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами (деятельно-
сти по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опас-
ных отходов) осуществлялось центральным аппаратом Ростехнадзора и его терри-
ториальными органами в порядке, установленном постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.05.2002 № 340 «Об утверждении Положения о лицен-
зировании деятельности по обращению с опасными отходами» при наличии у со-
искателей лицензии положительного заключения государственной экологической
экспертизы материалов, обосновывающих намечаемую деятельность по обраще-
нию с опасными отходами.
Всего в 2005 году центральным аппаратом Ростехнадзора выдано 18 лицензий на
деятельность по обращению с опасными отходами.
Территориальными органами Ростехнадзора выдано 2585 лицензий на деятель-
ность по обращению с опасными отходами. Проведена государственная экологиче-
ская экспертиза по 5905 объектам (материалам, обосновывающим намечаемую де-
ятельность по обращению с опасными отходами), по 3858 объектам дано положи-
тельное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесе-
нии изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея-
тельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуаль-
300
ных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 17 июля
2005 года лицензируется деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, размещению опасных отходов, а деятельность по обращению с
опасными отходами исключена из лицензируемых видов деятельности и лицензи-
рованию не подлежит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45
«Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» Ростехнадзор
наделен полномочиями по лицензированию деятельности по сбору, использова-
нию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В соот-
ветствии с упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от
26.01.2006 № 45 в настоящее время Ростехнадзором готовится проект положения о
лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспор-
тировке, размещению опасных отходов, который в I квартале 2006 года будет внесен
в установленном порядке в Правительство Российской Федерации на утверждение.
До утверждения указанного нормативного правового акта Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору не осуществляет лицензи-
рование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортиров-
ке, размещению опасных отходов.
Ростехнадзор, являющийся в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 компетентным органом по Базельской
конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов, наделен
полномочиями по ведению разрешительной деятельности в сфере государственно-
го регулирования трансграничного перемещения отходов.
В рамках осуществления указанной деятельности Ростехнадзором издан приказ
от 28.01.2005 № 42 «Об утверждении Положения об организации работы в систе-
ме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру в области трансграничного перемещения отходов» (зарегистрирован в Минюсте
России 16 марта 2005 г. № 6401), регламентирующий порядок выдачи разрешитель-
ных документов на трансграничное перемещение опасных отходов.
В рамках реализации вышеуказанных функций Ростехнадзор осуществляет вы-
дачу разрешений на трансграничные перемещения отходов, отвечает на запросы
компетентных органов по Базельской конвенции государств-Сторон Базельской
конвенции а также дает разъяснения федеральным органам исполнительной вла-
сти, юридическим и физическим лицам по вопросам трансграничного перемеще-
ния отходов.
В случае, когда код ТН ВЭД перевозимого товара совпадает с кодом ТН ВЭД от-
ходов, поименованных в приложениях к Правилам трансграничного перемещения
отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 июля 2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов», но при этом
он не является предметом регулирования данного постановления Правительства
Российской Федерации управление контроля и надзора в области охраны окружа-
ющей среды дает соответствующие разъяснения (заключения).
В 2005 году в отдел поступило 155 обращений по вопросу трансграничного пе-
ремещения отходов, из них 29 заявок на получение разрешений на трансграничное
перемещение отходов; по результатам рассмотрения указанных документов выдано
— 25 разрешений, на 4 заявки даны письма о некомплектности документов и соот-
301
ветственно о невозможности выдачи разрешений по представленным документам.
В соответствии с выданными разрешениями планируется вывезти из Российской
Федерации 2823220,6 тонн отходов, ввезти — 301180 тонн.
На 9 обращений, поступивших из таможенных органов, даны разъяснения дей-
ствующего законодательства в области трансграничного перемещения отходов.
В 2005 году в Ростехнадзор поступило 4 обращения Компетентных орга-
нов: Литвы, Финляндии, Польши. На уведомление из Компетентного органа
Финляндии дан отказ в выдаче разрешения в на транзит по территории Российской
Федерации из Финляндии в Германию отходов газоочистных фильтров в виде
пыли, содержащей цинк, соединения цинка, свинец, в связи с запретом на тран-
зит данного вида отходов по территории Российской Федерации в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2003 г.
№ 442 «О трансграничном перемещении отходов». В Компетентные органы Литвы,
Финляндии и Польши направлены разъяснения законодательства Российской
Федерации.
Даны разъяснения заявителям по вопросу трансграничного перемещения от-
ходов, не подпадающих под действие постановления Правительства Российской
Федерации от 17 июля 2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов» —
69; по вопросу трансграничного перемещения продукции, не относящейся к пред-
мету регулирования постановления Правительства Российской Федерации от
17 июля 2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов» — 42.
Наиболее крупными авариями с нанесением ущерба окружающей среде в
2005 году явились авария нефтеналивного состава на перегоне Зубцов-Аристово
Октябрьской железной дороги (Тверская область), авария с разливом бензина и по-
следующим пожаром на Мичуринском отделении Юго-Восточной железной доро-
ги (Тамбовская область), а также авария в электрических сетях РАО «ЕЭС России»
(Москва, Московская, Калужская и Тульская области).
Авария в Тверской области (15.06.2005, близ деревни Зуево Зубцовского района).
В результате крушения грузового поезда сошли с рельсов и перевернулись 24 цистер-
ны с нефтепродуктами. Нефтепродукты разлились по водосборной площади р.Ва-
зуза.16 июня ПДК по нефтепродуктам в притоке Вазузы р.Гастиже была превыше-
но в 1400 раз. Общий объем разлива нефтепродуктов (мазут марки М100), по дан-
ным ОАО «РЖД», — более 860 тонн. Сумма возмещения за негативное воздействие
последствий аварии на окружающую среду составила 166 347 480 рублей. Особое
место в работе УТЭН по Тверской области по ликвидации последствий аварии за-
нимает вопрос о согласовании участка для размещения вывозимого с места аварии
замазученного грунта, поскольку ОАО «РЖД» начало вывоз грунта на несогласо-
ванную площадку и не решило вопрос финансировании мероприятий по утилиза-
ции замазученного грунта.
Авария в Тамбовской области (9.10.2005 на стрелочном переводе № 536 Южной
горки станции Кочетовка Юго-Восточной железной дороги Мичуринского отде-
ления филиала ОАО «РЖД»). Восьмиосная 120-тонная цистерна с бензином сошла
с рельсов и столкнулась с четырехосной цистерной с последующим возгоранием.
Менее чем через 5 часов силами 4-х пожарных поездов пожар был ликвидирован.
Из 145,1 тонн моторного бензина марки «Премиум», перевозимого двумя цистер-
нами, утрачено 103,65 тонны.
302
Основными причинами аварии послужили техническая неисправность системы
управления рельсовой цепью и невыполнение инструкции по пользованию устрой-
ствами горочной централизации оператором железной дороги.
В результате аварии произошло загрязнение почвы бензином на площади
874 квадратных метра и несанкционированный выброс вредных веществ в атмос-
ферный воздух при сгорании более 103 тонн бензина. Общая сумма ущерба, рассчи-
танная и предъявленная УТЭН по Тамбовской области Мичуринскому отделению
Юго-Восточной железной дороги филиала ОАО «РЖД» составляет 887,3 тысячи ру-
блей. 880, 9 тыс. рублей — плата за ущерб от загрязнения земель бензином и 6,4 тыс.
рублей — сума ущерба атмосферному воздуху.
В результате аварии на подстанции Мосэнерго, обеспечивающей электроэнер-
гией Московский нефтеперерабатывающий завод, (вследствие выхода из строя двух
транформаторов) в ночь с 24 на 25 мая 2005 года произошел сбой в системе работы
завода. Это привело к аварийному сжиганию находящихся в системе нефтепродук-
тов и газа.
Из-за аварийного отключения электроэнергии на очистных сооружениях биоло-
гической очистки Москвы, Московской, Тульской, Калужской областей основное
загрязнение окружающей природной среды происходило в результате прекращения
перекачки сточных вод на канализационных насосных станциях, сброса загрязнен-
ных сточных вод с очистных сооружений, гибели активных илов.
Была создана аварийная обстановка на крупных химических комбинатах Тульской
области, таких как ОАОР НАК «Азот», ОАО «Щекиноазот», где происходило неор-
ганизованное выделение вредных веществ в атмосферу.
Стоимостное выражение ущерба, нанесенного окружающей среде в результа-
те сверхнормативного загрязнения как результата аварийного отключения электро-
энергии составило:
Субъект РФ
Ущерб зафиксированный
Ущерб прогнозируемый
Калужская область
9, 998 тыс. руб.
1 586, 479 тыс. руб.
г. Москва
22 208,0 тыс. руб.
22 208,0 тыс. руб.
Московская область
570,849 тыс. руб.
2 518,246 тыс. руб.
Тульская область
972,463 тыс. руб.
1 600,0 тыс. руб.
Основной задачей государственного экологического контроля/надзора на сред-
несрочную перспективу является создание и реализация Программы мероприятий
по разграничению полномочий между федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в об-
ласти осуществления государственного экологического контроля и регулирования
техногенного воздействия на окружающую среду.
Федеральным законом от 31.12.2005 №199-ФЗ «О внесении изменений в отдель-
ные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
разграничения полномочий» в части осуществления государственного экологиче-
ского контроля и нормирования воздействия на окружающую среду внесены изме-
нения в следующие законодательные акты: Водный кодекс Российской Федерации;
N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; N 89-ФЗ «Об отходах производства и по-
требления»; N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; N 7-ФЗ «Об охране окру-
жающей среды».
303
Программа мероприятий должна обеспечить:
- разработку ряда нормативных правовых актов, принимаемых как Правительством
Российской Федерации, так и Федеральной службой по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору в части разграничения и «закрепления» объектов кон-
троля за органами исполнительной власти различных уровней;
- создание единой методологической, организационной и информационной си-
стемы, обеспечивающей взаимодействие органов исполнительной власти различно-
го уровня при осуществлении функций государственного экологического контроля,
нормирования негативного воздействия на окружающую среду, сбора и обобщения
данных государственной и ведомственной статистической отчетности по вопросам
охраны окружающей среды.
Учитывая существенный дефицит штатной численности инспекторского соста-
ва в территориальных органах, осуществляющих государственный экологический
контроль, фактическое устранение системы экоаналитических лабораторий от осу-
ществления их основных функций по сопровождению государственного экологи-
ческого контроля, а также отсутствия научно-технического обеспечения вопросов
охраны окружающей среды, в краткосрочной перспективе необходимо решить сле-
дующие задачи:
- разработать и принять ведомственную программу научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды на 2006 год и
среднесрочную перспективу;
- предусмотреть создание информационно-аналитической системы по вопросам
нормирования негативного воздействия на окружающую среду и статистической от-
четности для совместного использования Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору и органами исполнительной власти субъек-
тов Российской Федерации;
- переориентировать систему подведомственных ЦЛАТИ по федеральным окру-
гам с оказания платных услуг на исполнение титульных задач по аналитическому,
методологическому и информационно-техническому сопровождению государствен-
ного экологического контроля.
В 2005 году подготовлен ряд правовых актов в указанной сфере регулирования, в
частности, приказ Ростехнадзора от 28.01.2005 № 42 «Об утверждении Положения об
организации работы в системе Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору в области трансграничного перемещения отходов» (за-
регистрирован в Минюсте России 16 марта 2005 г. № 6401); приказ Ростехнадзора от
09.02.2005 № 85 «Об организации в системе Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору работ по осуществлению федерального госу-
дарственного статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об
образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении
отходов производства и потребления», приказ Ростехнадзора от 28.01.2005 № 42 «Об
утверждении Положения об организации работы в системе Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору в области трансграничного
перемещения отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 16 марта 2005 г. № 6401);
приказ Ростехнадзора от 09.02.2005 № 85 «Об организации в системе Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору работ по осу-
ществлению федерального государственного статистического наблюдения по фор-
304
ме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании,
транспортировании и размещении отходов производства и потребления»; прика-
зы Ростехнадзора от 31.03.2005 № 182 «Об утверждении расчетной инструкции (ме-
тодики) по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ,
выбрасываемых в атмосферный воздух при электролитическом производстве алю-
миния» (зарегистрирован в Минюсте России 5 мая 2005 г. № 6577) и от 29.11.2005
№ 892 «О внесении дополнений в расчетную инструкцию (методику) по определе-
нию состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в ат-
мосферный воздух при электролитическом производстве алюминия (зарегистриро-
ван в Минюсте России 20 .декабря 2005 г. № 7285)
По представлению Ростехнадзора утверждено постановление Росстата от
17.01.2005 № 1 «Об утверждении Порядка заполнения и представления формы феде-
рального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения
об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размеще-
нии отходов производства и потребления».
Осуществлялась разрешительная деятельность в области трансграничного пе-
ремещения озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. В целях ре-
ализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.1996 г.
№ 563 «О регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской
Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции», и в соответ-
ствии с Положением об организации выдачи Федеральной службой по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору решений на трасграничное перемеще-
ние озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, отделом по контролю
и надзору за охраной атмосферного воздуха за период 2005 г. рассмотрено 2233 ком-
плекта материалов обоснования возможности ввоза в Российскую Федерацию и вы-
воза из Российской Федерации продукции, не содержащей озоноразрушающие ве-
щества (далее ОРВ), выдано 2067 заключений о том, что продукция планируемая к
трансграничному перемещению не содержит озоноразрушающих веществ, предусмо-
тренных списком А приложения № 1 к постановлению Правительства Российской
Федерации от 8 мая 1996 г. № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию
и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их
продукции», выдано 68 решений на трансграничное перемещение озоноразрушаю-
щих веществ и продукции их содержащей, в 22 случаях отказно в выдаче разреши-
тельных документов с указанием причин отказа.
В целях максимального приближения деятельности по решению вопросов транс-
граничного перемещения продукции, не содержащей озоноразрушающих веществ,
к месту проведения таможенных операций Управлением экологического контроля
и регулирования техногенного воздействия на окружающую среду Ростехнадзора
был подготовлен приказ от 21.11.2005 г. № 856 «Об организации работ по выдаче
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
заключений на трансграничное перемещение продукции, не содержащей озонораз-
рушающих веществ». Этим приказом утвержден Перечень террриториальных орга-
нов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над-
зору, которым представлено право выдачи заключений о том, что предполагаемая
к трансграничному перемещению продукция не содержит озоноразрушающих ве-
ществ, и ее трансграничное перемещение осуществляется в порядке, предусмотрен-
ном для обычной продукции, что позволяет оптимизировать процесс принятия ре-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..