ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 20

 

 

305
шения по вопросам трансграничного перемещения продукции, не содержащей озо-
норазрушающие вещества.
В 2005 году был организован семинар для территориальных органов Службы по
вопросам организации работ по нормированию, ведению учета и статистического
наблюдения в области обращения с отходами, состоявшийся в г. Калуга 2-5 декабря
2004 года. Специалисты Ростехнадзора приняли участие в организации и проведе-
нии крупных международных форумов по вопросам регулирования обращения с от-
ходами WasteTech-2005 (Москва, июнь 2005 г.) и «WASMA — управление отходами»
(Москва, декабрь 2005 г.).
В рамках реализации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изме-
нении климата принято участие в подготовке проекта постановления Правительства
Российской Федерации — подготовлены предложения по организации националь-
ной системы для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции по-
глотителями парниковых газов. Обеспечено участие в парламентских слушаниях по
вопросу о законодательном обеспечении охраны атмосферного воздуха и проблемах
реализации Киотского протокола.
Специалисты Ростехнадзора принимают участие в мероприятиях по линии меж-
дународного сотрудничества по вопросам, относящимся к компетенции Службы. В
частности, участвуют в деятельности различных рабочих групп в рамках региональ-
ного международного сотрудничества: Рабочей группы по охране окружающей сре-
ды и Рабочей группы по Чистому производству в рамках сотрудничества Баренцева-
Евроарктического региона, Рабочей группы по предотвращению загрязнения Черного
моря из наземных источников в рамках Бухарестской конвенции по охране Черного
моря, Сети по экологическому контролю и регулированию для стран ВЕКЦА (сеть
REPIN). Представлены интересы Российской Федерации при участии в различных
международных конференциях и семинарах, в частности, в Конференции министров
окружающей среды, посвященной вопросам реализации инициативы Японии, ка-
сающейся сокращения, переработки и вторичного использования отходов произ-
водства (стратегия 3R (reduce, reuse, recycle)), Международном семинаре по вопросу
оценки потенциальных экологических рисков от нефтяных терминалов, нефтепе-
рерабатывающих заводов и трубопроводов в бассейне Черного моря; Конференции
по проблемам комплексного предотвращения и контроля за загрязнением и вопро-
сам реализации директивы EC IPPC в странах-членах Евросоюза.
Во исполнение п. 2 в 2005 году на международном уровне (в рамках ООН) основ-
ным правовым актом, устанавливающим нормы по охране окружающей среды и здо-
ровья населения от воздействия стойких органических загрязнителей (СОЗ), явля-
ется Стокгольмская конвенция о СОЗ (Стокгольмская конвенция), принятая 23 мая
2001 года на Конференции полномочных представителей. Стокгольмская конвен-
ция нацелена на сокращение использования, прекращение производства и после-
дующую полную ликвидацию 12-и токсичных, в основном хлорорганических СОЗ,
при этом предусматривается необходимость направления ресурсов на удаление су-
ществующих запасов и сбросов СОЗ, которые рассредоточены по всему миру.
В мае 2005 года представитель отдела по контролю и надзору за соблюдением
требований экологической безопасности Управления экологического контроля и
регулирования техногенного воздействия на окружающую среду принял участие в
составе делегации Российской Федерации в конференции Сторон Стокгольмской
конвенции.
306
Мероприятия международных программ, в которых участвует Ростехнадзор, ори-
ентированы на получение указанной информации при участии УТЭН и подведом-
ственных организаций.
Примерами таких работ могут служить мероприятия в рамках Каспийской
Экологической программы (КЭП), Программы Арктического мониторинга и оцен-
ки (АМАП), Программы мониторинга природной среды Балтийского моря (реали-
зуемой в рамках Хельсинской конвенции), программы фонового мониторинга (ре-
ализуемой в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды ЮНЕП)
и другие.
Например, проект ЮНЕП «Укрепление национального управления в области хи-
мических веществ в странах СНГ». Проект носит комплексный характер, и его ре-
ализация позволяет решать проблемы глобального, субрегионального и региональ-
ного характера в связи с загрязнением СОЗ, и, прежде всего, диоксинами, фурана-
ми, пестицидами из числа СОЗ, ПХБ и другими.
В ходе реализации этого проекта рассматривается и решается целый комплекс
задач, тесно связанных между собой: инвентаризация и оценка источников и запа-
сов СОЗ; выбросов СОЗ; оборудования, содержащего ПХБ; разработка националь-
ных проектов стратегии и планов действий по сокращению и запрещению выбро-
сов СОЗ; изучение и оценка технологий переработки и уничтожения СОЗ; сбор и
обмен информацией, в т.ч. создание банков данных, регистров, кадастров и т.д.; по-
вышение осведомленности населения по проблемам СОЗ; консультации и оказание
технической помощи.
Помимо этого направления деятельности в рамках международной деятельности
Арктического Совета реализуются следующие пилотные проекты:
1. Проект АМАП/ЦМП «Многосторонний пилотный проект по прекращению
использования ПХБ и контролю за ПХБ-содержащими отходами в Российской
Федерации».
2. Проект Арктического Совета «Снижение/ликвидация выбросов диоксинов и
фуранов в Российской Федерации, уделяя особое внимание арктическим и север-
ным районам, влияющим на Арктику».
3. Проект ГЭФ/ЮНЕП/АМАП «Стойкие токсические вещества, пищевая без-
опасность и коренные народы Севера». Основной целью проекта являлась оценка
воздействия стойких загрязняющих веществ на здоровье населения Российского
Севера и разработка рекомендаций для органов исполнительной власти различно-
го уровня по сокращению воздействия стойких загрязняющих веществ на корен-
ное население.
4. В настоящее время по инициативе Руководящего Комитета Программы дей-
ствий Арктического Совета (АКАП) при участии наблюдателей Ростехнадзора разра-
батывается проект «Снижение или устранение применения бромсодержащих пламя-
гасителей (BFR) в Арктическом регионе». Указанные химические соединения отно-
сятся к числу стойких органических загрязнителей и в настоящее время происходит
ограничение и запрещение их применения во многих странах мира. Эти соединения
используются в большинстве пластмасс, строительных, изоляционных и других ма-
териалов. Перед Россией стоит задача проведения инвентаризации и решения во-
просов по обращению с этими материалами и соответствующими отходами.
В выполнении указанных проектов принимают активное участие УТЭН Севера
России: Архангельской, Мурманской, Ленинградской, областей, Карелии и др.
307
Одна из серьезнейших экологических проблем — скорейшая ликвидация запа-
сов устаревших и запрещенных к применению пестицидов, в том числе ртутьсодер-
жащих.
В соответствии с планом международного сотрудничества при участии ЦМП
и наблюдателей от Ростехнадзора осуществляется Проект Арктического Совета/
Программа ООН по окружающей среде «Экологически обоснованное управление
в области запасов устаревших пестицидов в Российской Федерации».
Так, в рамках российско-датского сотрудничества при участии наблюдателей
Ростехнадзора осуществляется проведение инвентаризации и утилизация (уничто-
жение) устаревших пестицидов в Вологодской и Псковской областях.
В рамках сотрудничество ЮНЕП при участии Центра международных проектов
осуществляются проекты в Алтайском крае, Томской, Курганской, Челябинской
областях.
Примерами такого международного сотрудничества служат подпрограмма Global
Mercury Assessment европейской программы United Nations Environment Programme
(UNEP) и программа арктического мониторинга и оценки (Arctic Monitoring and
Assessment ProgramAMAP), являющейся частью Плана действий Совета стран
Арктики по снижению загрязнения Арктики (Arctic Council Action Plan to Eliminate
Pollution on the Arctic -ACAP).
В рамках последней программы осуществляется проект «Оценка поступления рту-
ти в окружающую среду с территории Российской Федерации», результаты которого
наиболее полно отражают масштабы техногенной эмиссии ртути в России.
Объемы накопленных к настоящему времени на территории России ртуть-
содержащих отходов, которые потенциально могут и должны быть переработа-
ны очень велики. Например, на конец 1990-х гг., их общая масса оценивалась в
1,1 млн. т. Основная часть таких отходов (58%) характеризуется содержаниями
ртути в 10-30 мг/кг, около 30% — содержат ртуть в количестве более 5000 мг/кг,
примерно 12% — характеризуются концентрациями металла в 100-5000 мг/кг. По
другим сведениям, на территории России складировано около 650 тыс. т отходов
с содержанием ртути от 0,02 до 75%; ежегодно производится и складируется еще
примерно 11 тыс. т.
Объекты по хранению и объекты по уничтожению химического оружия.
В Российской Федерации сосредоточен самый большой в мире запас химическо-
го оружия (ХО) различного химического состава, токсического действия и времени
производства. Основные запасы указанного оружия размещены в шести регионах
России на семи специализированных арсеналах. Для значительной части химиче-
ских боеприпасов истекли установленные сроки их хранения, велик риск возник-
новения чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями,
вплоть до региональных и межрегиональных экологических катастроф.
Запасы ХО в Российской Федерации хранятся на 7 объектах, расположенных в
6 регионах центральной части страны. Имеющиеся запасы ХО составляют боепри-
пасы, устройства для их снаряжения отравляющими веществами (ОВ) и запасы ОВ
в различных емкостях (крупнотоннажные цистерны, бочки). Суммарный вес ОВ со-
ставлял около 39 тыс. тонн.
Химические боеприпасы, устройства и емкости размещены в наземных хранили-
щах различных типов (железобетонные, кирпичные, сборно-разборные металличе-
ские, деревянные) на охраняемых территориях.
308
Работы по уничтожению запасов химического оружия в Российской Федерации
проводятся в соответствии с федеральной целевой программой «Уничтожение запа-
сов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной постановлени-
ем Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 510 (с изменениями от
24.10.2005).
В настоящее время завершены работы по уничтожению ХО 1 категории в
п. Горный Саратовской области, проводятся работы по созданию объектов по уни-
чтожению ХО еще в 5 регионах Российской Федерации.
Эксплуатация указанных объектов определяет отнесение их к особо опасным,
исходя из факторов химической опасности, взрывоопасности и возможного нега-
тивного воздействия на здоровье населения и окружающую среду.
В 2005 году Ростехнадзором проведено 6 комплексных проверок: на объекте по
уничтожению ХО в п. Горный Саратовской области, 5 объектах по хранению ХО и
2 строящихся объектах по уничтожению ХО в г. Камбарка Удмуртской Республики
и п. Марадыковский Кировской области.
В ходе проверок было выявлено более 170 отступлений и нарушений действую-
щего законодательства, допущенных как со стороны эксплуатирующей объекты ор-
ганизации (Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению хи-
мического оружия), так и со стороны генподрядных и субподрядных организаций
(Управлений специального строительства, компании «Парсонс Глобал Сервисез,
Инк» и других организаций).
По результатам проверок подготовлено и выдано 9 актов-предписаний, а также
более 20 предписаний и 10 актов об административных правонарушениях.
Основными нарушениями являются:
1. Опасные производственные объекты, эксплуатируемые на объектах по хране-
нию и уничтожению ХО, не зарегистрированы в государственном реестре опасных
производственных объектах.
2. Отсутствует или не проведена экспертиза промышленной безопасности на про-
ектную документацию объекта по уничтожению химического оружия, а также при
изменениях, внесенных в проектную документацию.
3. На опасном производственном объекте используются технические устройства,
не имеющие разрешения на применение.
4. Не организовано осуществление производственного контроля на опасном про-
изводственном объекте.
В 2005 году Ростехнадзором была организована и проведена государственная эко-
логическая экспертиза по 11 объектам, связанным с уничтожением ХО. По 3 объек-
там получено отрицательное заключение государственной экологической экспер-
тизы, по 8 — положительное.
При этом следует отметить, что главным недостатком представляемых матери-
алов является недостаточность или отсутствие сведений об оценке воздействия на
окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности и прогноза социаль-
ных и экологических последствий реализации объекта экспертизы.
Кроме того, в числе первоочередных задач в области охраны окружающей сре-
ды при химическом разоружении стоит ликвидация экологических последствий
деятельности объектов по производству химического оружия, в том числе прове-
дение необходимых исследований, сбор исходных данных для реабилитации тер-
ритории, загрязненной в результате деятельности объекта по производству хими-
309
ческого оружия, в частности, на ООО «Волгопромхим» в г. Чапаевске Самарской
области.
В рамках возложенных полномочий Ростехнадзор принял участие в работе госу-
дарственной комиссии по приемке в эксплуатацию объекта по уничтожению ХО в
г. Камбарка Удмуртской Республики.
В целях эффективного выполнения возложенных на Ростехнадзор функций
при реализации ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской
Федерации» по вопросам промышленной и экологической безопасности в 2005
году в состав Государственной комиссии по химическому разоружению включен
Заместитель руководителя Ростехнадзора А.Б. Малышев.
Объекты военной и ракетно-космической деятельности.
В целях совершенствования надзора и контроля за соблюдением требований за-
конодательства в области охраны окружающей среды и обеспечением экологической
безопасности на объектах Минобороны России, объектах Роскосмоса и опасных
производственных объектах химического разоружения руководителям территори-
альных органов Ростехнадзора был направлен запрос о предоставлении информаци-
онно-аналитических материалов об осуществлении контрольно-надзорных функ-
ций на данных объектах по итогам работы в 2004 — 2005 годах.
По состоянию на декабрь 2005 года были получены материалы из 74 территори-
альных органов Ростехнадзора.
В связи с тем, что многие отделы экологического контроля территориальных орга-
нов были сформированы в 2005 году, а информация о государственном экологическом
контроле за предыдущие годы в большей части регионов не была передана от террито-
риальных органов МПР России, представленные сведения являются не полными.
По представленным материалам террорганы Ростехнадзора имеют сведения о бо-
лее чем 2500 объектах Минобороны России и Роскосмоса. За отчетный период было
проведено около 196 проверок указанных объектов.
Самой значимой проблемой является невозможность осуществления государ-
ственного экологического контроля на режимных объектах Минобороны России
в связи с отказом со стороны Минобороны России в допуске должностных лиц
Ростехнадзора на территорию военных объектов. В 40 территориальных органах со-
трудникам не оформлены допуски на режимные, особорежимные и особо важные
объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.
В 2005 году велась переписка и проводились рабочие встречи с экологическими
службами Минобороны России. Вместе с тем, до настоящего времени порядок допу-
ска должностных лиц Ростехнадзора на режимные объекты Минобороны России не
определен, в связи с тем, что постановление Правительства РФ от 18.05.1998 № 461
«Об утверждении Положения о проведении государственного экологического кон-
троля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных,
особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации
и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, во-
енных объектов и военной деятельности» требует переработки.
В целях обеспечения выполнения контрольно — надзорных функций
Ростехнадзора за соблюдением требований законодательства в области охраны
окружающей среды в Вооруженных Силах Российской Федерации необходимо
разработать соглашение и проекты нормативных документов, определяющих по-
310
рядок допуска должностных лиц федеральных органов исполнительной власти на
режимные объекты Минобороны России для осуществления государственного эко-
логического контроля.
В ходе предварительного анализа материалов о воздействии объектов военной
деятельности на окружающую среду были выявлены серьезные проблемы, требую-
щие безотлагательного решения:
- в течение многих лет крайне медленно решается проблема загрязнения почв и
грунтовых вод нефтепродуктами;
- на многих объектах отмечается неудовлетворительное состояние сооружений
очистки сточных вод, не оборудованы автомойки с системой оборотного водоснаб-
жения;
- не всегда соблюдаются экологические требования при уничтожении и утили-
зации вооружения и военной техники;
- отсутствует ведомственный экологический контроль, на некоторых объектах не
организован мониторинг окружающей природной среды;
- практически не проводится рекультивация нарушенных и загрязненных земель
и передача земель, оставленных после расформирования объектов Минобороны
России или передислоцирующихся военных объектов;
- отсутствует систематизированная информация о масштабах, методах, местах и
последствиях прежнего уничтожения химического оружия (ряд территорий загряз-
нены отравляющими веществами и продуктами их уничтожения);
- не проводится обследование экологической обстановки на территориях, под-
вергшихся воздействию ракетно-космической деятельности (районы падения отде-
ляющихся частей ракет-носителей, районы размещения хранилищ компонентов ра-
кетного топлива и их состояние) с целью определения масштабов загрязнения окру-
жающей среды продуктами горения ракетного топлива и их компонентами.
Остается до конца не решенным вопрос обеспечения экологической безопас-
ности при ликвидации твердотопливных двигателей ракет РС-22 (РДТТ), проводи-
мой в соответствии с российско-американскими договоренностями о сокращении
стратегических наступательных вооружений и распоряжением Правительства РФ
№ 248-р от 21.02.2001 на предприятиях г.Перми.
Деятельность по сжиганию твердого ракетного топлива на территории ФГУП
«НИИПМ» (г. Пермь) определяет отнесение объектов указанного предприятия к
особо опасным, исходя из факторов химической опасности, взрывоопасности и воз-
можного негативного воздействия на здоровье населения и окружающую среду.
По информации из Роскосмоса работы по прожигу двигателей ракет РС-22 на
ФГУП «НИИПМ» ведутся в соответствии с государственным оборонным заказом
(постановление Правительства РФ от 30.12.2004 № 876-48). В 2005 году должны быть
ликвидированы методом прожигания твердотопливные двигатели пятнадцати ракет
РС-22. По информации представителей ФГУП «НИИПМ» предприятие не зареги-
стрировано в реестре опасных производственных объектов, не располагает лицен-
зией на эксплуатацию опасного производственного объекта, отсутствуют разреше-
ния на эксплуатацию технических устройств, применяемых на опасном производ-
ственном объекте.
Пермским территориальным органом Ростехнадзора предприятию выда-
но разрешение от 01.01.2005 № 118 на выброс загрязняющих веществ в атмосфе-
ру при установлении граничных условий при испытании РДТТ массой не более
311
30 тонн без учета выбросов от утилизации межконтинентальных баллистических ра-
кет РС-22. Разрешительных документов на утилизацию РДТТ не выдавалось.
Возможное увеличение количества прожигаемого топлива с 30 тонн до
48 тонн потребует, в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995
№ 174-ФЗ и ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, проведения обязательной государственной эколо-
гической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и разработки де-
клараций промышленной безопасности, а также выполнения других обязательных
требований.
Сотрудниками Ростехнадзора в течение 2005 года проводилась работа, направ-
ленная на разрешение создавшейся, по вине Роскомоса и Роспрома, ситуации.
Пермским межрегиональным управлением по технологическому и экологиче-
скому надзору Ростехнадзора рассмотрено постановление Пермского прокурора по
надзору за исполнением законов на особо режимных объектах о возбуждении про-
изводства об административном правонарушении от 26.10.2004 в отношении ФГУП
«НИИПМ». Постановлением о назначении административного наказания ФГУП
«НИИПМ» признано виновным и привлечено к административной ответственно-
сти по ст. 8.21 ч.2 КоАП РФ за нарушение требований законодательства об охране
атмосферного воздуха.
В 2005 г. разработана, согласована и утверждена на региональном уровне
Программа комплексной оценки возможных экологических последствий при осу-
ществлении работ по завершению жизненного цикла твердотопливных ракетных
двигателей (РДТТ) на предприятиях Кировского района г. Перми. Программа раз-
работана в соответствии с «Федеральной целевой программой промышленной ути-
лизации вооружения и военной техники на период до 2000 года», утвержденной по-
становлением Правительства Российской Федерации № 548 от 15.09.1994 и прод-
ленной до 2010 года.
Территориальному органу Ростехнадзора по Пермской области даны поручения
о проведении проверки соблюдения требований законодательства в области охра-
ны окружающей среды при строительстве и эксплуатации реконструируемой стен-
довой базы ФГУП «НИИПМ».
Во исполнение приказа Ростехнадзора от 20.05.05 № 306 сотрудники Ростехнадзора
принимали участие в разработке перечня объектов по территориям субъектов РФ,
подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
2.4. Организация и результаты экспертной деятельности
2.4.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии
Состояние системы экспертизы безопасности.
Целью экспертизы безопасности объекта использования атомной энергии (да-
лее — ОИАЭ) является всесторонняя оценка всех аспектов ядерной и радиационной
безопасности ОИАЭ и/или видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ. Порядок
организации и проведения экспертизы безопасности в области использования атом-
ной энергии определен:
«Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной
энергии» (утверждено постановлением Правительства РФ в 1997 г.);
312
«Положением о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих
обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиа-
ционного источника, пункта хранения и/или качества заявленной деятельности»
(РД-03-13-99);
«Требованиями к составу комплекта и содержанию документов, обосновывающих
обеспечение проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение
ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источни-
ка, пункта хранения и/или качества заявленной деятельности « (РД-03-15-2005);
иными регулирующими документами Ростехнадзора.
Система экспертизы безопасности ОИАЭ и/или видов деятельности, выпол-
няемых на ОИАЭ, представляет собой совокупность участников, правил, критери-
ев оценки, а также методик и процедур. Ростехнадзор осуществляет управление си-
стемой экспертизы безопасности посредством:
разработки нормативных и руководящих документов;
выдачи организациям лицензий на право проведения экспертизы;
периодического пересмотра требований в отношении порядка организации и
проведения экспертизы;
контроля соблюдения установленных требований к организации экспертизы;
регулярной оценки эффективности системы экспертизы;
участия в международном сотрудничестве по обмену опытом проведения экспер-
тизы и совместному проведению экспертизы,
организации научных исследований в области развития методов экспертизы, а
также разработки баз данных по объектам использования атомной энергии.
Согласно «Положению о лицензировании деятельности в области использования
атомной энергии», проведение экспертизы безопасности ОИАЭ и/или видов дея-
тельности, выполняемых на ОИАЭ, является лицензируемым видом деятельности.
По состоянию на декабрь 2005 года общее число организаций, имеющих действу-
ющие лицензии Ростехнадзора на право проведения экспертизы безопасности, со-
ставляет 45 экспертных организаций. В соответствии с «Положением о лицензиро-
вании деятельности в области использования атомной энергии», экспертизы безо-
пасности проводятся на хоздоговорной основе.
При экспертизе безопасности ОИАЭ и/или видов деятельности, выполняемых
на ОИАЭ, всесторонне анализируются и оцениваются на соответствие требовани-
ям действующих нормативных документов и достигнутому уровню развития науки и
техники следующие важные для ядерной и радиационной безопасности аспекты:
ядерная и радиационная безопасность ОИАЭ и/или видов деятельности, вы-
полняемых на ОИАЭ, в нормальных и переходных режимах эксплуатации ОИАЭ,
включая:
проектные, конструкторские, технические и организационные решения, приня-
тые эксплуатирующей организацией (Заявителем) по обеспечению ядерной и ради-
ационной безопасности;
обеспечение инженерно-технического сопровождения деятельности по эксплу-
атации ОИАЭ и/или видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ;
квалификация персонала, мероприятия по подготовке/переподготовке персона-
ла, предусмотренные Заявителем;
наличие ресурса у основного оборудования энергоблока с учетом его физическо-
го и морального старения;
313
сбор, хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов;
условия хранения, организации учета и контроля ядерных материалов и радио-
активных веществ;
обеспечение физической защиты ОИАЭ;
обеспечение качества видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ;
ядерная и радиационная безопасность ОИАЭ и/или видов деятельности, выпол-
няемых на ОИАЭ, при проектных и запроектных авариях, включая:
системы безопасности для предотвращения аварии и локализации последствий
аварии на ОИАЭ;
планы мероприятий по защите персонала, населения и окружающей среды в слу-
чае аварии на ОИАЭ;
мероприятия по ликвидации последствий аварии на ОИАЭ;
способность Заявителя обеспечить безопасное прекращение эксплуатации ОИАЭ
и видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ.
Экспертиза ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ и/или видов деятель-
ности, выполняемых на ОИАЭ, не сводится к констатации соответствия (или не-
соответствия) требованиям норм и правил в области использования атомной энер-
гии. Введенный в эксплуатацию ОИАЭ через определенное время становится «фор-
мально несоответствующим» требованиям действующих нормативных документов,
так как нормативные документы находятся в постоянном развитии. Поэтому при
экспертизе большое внимание уделяется оценке мер, предусмотренных для устра-
нения и/или компенсации несоответствий требованиям действующих норматив-
ных документов.
Основные итоги организации экспертизы безопасности
Экспертиза безопасности в Волжском МТО по надзору за ЯРБ.
В 2005 году по решению руководства Округа организована и проведена 141 рабо-
та по экспертизе безопасности. В выполнении экспертизы участвовали следующие
экспертные организации: ООО «РЭСцентр» (7 работ), ООО «РАДЭК» (16 работ) и
ООО «Эксперт-Атом» (118 работ). Все экспертные организации, привлеченные для
проведения экспертизы, имеют соответствующие лицензии Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору.
По результатам экспертизы в 2005 году были отмечены случаи отступлений от
требований нормативных документов, в частности:
применение радиационных источников с просроченными сроками эксплуатации,
продление срока эксплуатации радиационных источников с нарушением порядка и
процедур, установленных требованиями НП-024-2000;
перевозка транспортных контейнеров с закрытыми радионуклидными радиа-
ционными источниками без наличия сертификатов-разрешений на конструк-
цию и перевозку данных контейнеров — нарушение требований п. 1.2.1.7 и п. 4.1.1
НП-053-04;
несоответствие системы физической защиты некоторых ОИАЭ требованиям
НП-034-01.
Взаимодействие в ходе экспертизы с организациями-заявителями включало в
себя проведение совместных обсуждений результатов экспертизы, аспектов обеспе-
чения безопасности, а также рассмотрение дополнительных обоснований, представ-
314
ленных организациями-заявителями, и компенсирующих мер по неустранимым от-
ступлениям от требований нормативных документов.
В 2005 году Округом было принято три решения об отказе в выдаче лицензии на
основании выводов экспертных заключений, установивших недостаточную обосно-
ванность обеспечения радиационной безопасности радиационных источников и за-
явленной деятельности (в соответствии с подпунктом 2 пункта 23 «Положения о ли-
цензировании деятельности в области использования атомной энергии»).
Экспертиза безопасности в Дальневосточном МТО по надзору за ЯРБ.
Экспертными организациями Округа в 2005 году на основе результатов экспертизы
документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности ОИАЭ и/или
заявленных видов деятельности, было разработано 6 экспертных заключений. В трех
экспертных заключениях были сделаны выводы о наличии у организаций-заявителей
необходимых и достаточных условий для безопасного осуществления заявленных ви-
дов деятельности. В трех иных экспертных заключениях были сделаны выводы о недо-
статочной обоснованности организациями-заявителями обеспечения радиационной
безопасности радиационных источников и заявленной деятельности, что стало причи-
ной отказа в выдаче лицензий (в соответствии с подпунктом 2 пункта 23 «Положения
о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии»).
По результатам экспертизы в 2005 году были отмечены случаи низкого каче-
ства представляемых организациями-заявителями документов, обосновывающих
обеспечение радиационной безопасности заявленного вида деятельности и физи-
ческой защиты радиационных источников.
Экспертиза безопасности в Донском МТО по надзору за ЯРБ
В 2005 году Округом было организовано проведение 72 работы по экспертизе без-
опасности. К проведению экспертизы безопасности привлекались следующие 4 экс-
пертные организации, имеющие соответствующие лицензии: ООО «Инженерный
центр «Эксперт»», ООО «Энергоатом», ООО «Инженерно-технический центр ради-
ационной техники и технологий» и ООО «Ресурс». Экспертиза безопасности про-
водилась в соответствии с РД-03-13-99, а также порядком выполнения работ при
экспертизе, который установлен в руководящем документе Округа РДО-03-04-2003
«Инструкция об организации проведения экспертизы…», согласно которой руковод-
ством Округа принимается решение о проведении экспертизы, после чего оформ-
ляется заявка в адрес экспертной организации и разрабатывается техническое зада-
ние на организацию и проведение экспертизы.
По результатам экспертизы в 2005 году были отмечены случаи отступлений от
требований нормативных документов, в частности:
использование радиационных источников с просроченным сроком службы;
отступление от требований нормативных документов у системы сбора, временного
хранения и удаления радиоактивных отходов одной из организаций-заявителей;
непредставление сведений организацией-заявителем о наличии технологий, ин-
струкций, методик и т.д., а также оборудования и приборов для осуществления от-
дельных видов заявленных работ и проведения контроля качества (отступление от
требований пункта 5 приложения 23 к РД-04-27-2000);
непредставление сведений организацией-заявителем о сварщиках, контролерах,
а также о создании комиссии по проведению аттестации технологии сварки и орга-
низации ее работы в соответствии с требованиями нормативных документов;
315
отступления программ обеспечения качества заявленных видов деятельности от
требований НП-011-99 и/или положений РБ-003-98.
По недостаткам, выявленным в результате проведения экспертизы, организа-
циями-заявителями были разработаны компенсирующие мероприятия, требования
о выполнении которых были включены Округом в условия действия лицензий.
Экспертиза безопасности в Северо-Европейском МТО по надзору за ЯРБ.
В 2005 году Округом было организовано проведение:
15 работ по экспертизе ядерной и радиационной безопасности заявленных ви-
дов деятельности на атомных станциях, а также заявленных видов деятельности от
предприятий и организаций, оказывающих услуги атомным станциям;
5 работ по экспертизе ядерной и радиационной безопасности заявленных видов
деятельности, относящихся к ядерным энергетическим установкам судов и объек-
там их жизнеобеспечения, в том числе по следующим темам:
сооружение, эксплуатация стационарного объекта для временного хранения ядер-
ных материалов (ФГУП «Атомфлот»);
сооружение (строительство) судов и иных плавсредств с ядерными реакторами,
производство работ и предоставление услуг эксплуатирующим организациям при
монтажных и пуско-наладочных работах систем автоматики и КИП (ОАО Трест
«Севзапмонтажавтоматика»);
обращение с ядерными материалами при их транспортировании и хранении (ОАО
«Балтийский завод»);
сооружение ядерной энергетической установки при строительстве атомного ле-
докола «50 лет Победы» с атомной паропроизводящей установкой ОК-900А (ОАО
«Балтийский завод»);
3 работы по экспертизе ядерной и радиационной безопасности заявленных видов
деятельности на предприятиях топливного цикла, в том числе по следующим темам:
эксплуатация стационарного сооружения для хранения радиоактивных веществ
(СПб ФГУП «Изотоп»);
обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании морским
транспортом (корпорация «Атлантик Ро-Ро Карриерс, Инк.» );
обращение с радиактивными веществами при их хранении и транспортировании
(ОАО «Архморторгпорт»);
несколько работ по экспертизе ядерной и радиационной безопасности заявлен-
ных видов деятельности на радиационно-опасных объектах в народном хозяйстве,
а также по проектированию, конструированию, изготовлению оборудования, орга-
низации и проведению экспертизы безопасности.
С учетом результатов проведенных в 2005 году работ по экспертизе Округом выда-
ны 2 лицензии на проектирование оборудования, 29 лицензий на конструирование
оборудования и 36 лицензий на изготовление оборудования. Среди отказов в выдаче
лицензии один случай основан на выводах экспертного заключения о недостаточной
обоснованности заявленного вида деятельности (ООО «ЦКТИ-Вибросейсм»).
Экспертиза безопасности в Сибирском МТО по надзору за ЯРБ.
В соответствии с «Положением о лицензировании деятельности в области ис-
пользования атомной энергии», Округ организовывал проведение соответствующих
работ по экспертизе безопасности. В 2005 году в Округе было завершено 30 работ по
экспертизе безопасности.
316
Было организовано проведение 18 работ по экспертизе документов, обосновы-
вающих обеспечение заявленных видов деятельности на проектирование и оказа-
ние услуг эксплуатирующим организациям при сооружении и эксплуатации ядер-
ных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
Результаты экспертизы показали, что большая часть отступлений от требований
нормативных документов носит организационно-распорядительный характер. По
результатам экспертизы в 2005 году были отмечены случаи отступлений от требова-
ний нормативных документов, в частности:
неправильное установление категорий объектов и неправильная классификация
осуществляемых видов деятельности;
представление незаверенных в установленном порядке копий документов (учре-
дительных, регистрационных, платежных);
истечение срока действия представляемых договоров на захоронение РАО и са-
нитарно-эпидемиологических заключений.
После учета организациями-заявителями замечаний и реализации предложений
экспертов случаев отказа Округом в выдаче лицензии не было.
Экспертиза безопасности в Уральском МТО по надзору за ЯРБ.
В 2005 году Округом было организовано проведение 40 работ по экспертизе без-
опасности, при этом 25 работ по экспертизе было проведено в рамках переоформ-
ления лицензий. Проведение экспертизы при переоформлении лицензий вызвано,
прежде всего, изменениями в деятельности предприятий, влияющими на обеспе-
чение радиационной безопасности, обусловленными введением в действие новых
нормативных документов в области использования атомной энергии и руководящих
документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору.
Заявок от организаций на получение лицензий на право проведение экспертизы
документов, обосновывающих безопасность ОИАЭ, за отчетный период не было.
Экспертиза безопасности в Центральном МТО по надзору за ЯРБ.
В 2005 году Округ принял участие в организации 89 работ по экспертизе доку-
ментов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности, вы-
полненных в рамках процедуры лицензирования заявленных видов деятельности на
объектах использования атомной энергии.
Экспертиза безопасности в МТО по информатизации и защите информации
Сведений об организации в Округе работ по экспертизе безопасности ОИАЭ и/
или видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ, в отчетных материалах Округа за
2005 год не представлено.
Экспертиза безопасности в Научно-техническом центре по ядерной и радиаци-
онной безопасности (НТЦ ЯРБ).
В 2005 году в НТЦ ЯРБ было выполнено 168 работ по экспертизе безопасности,
что сопоставимо с числом аналогичных работ в 2004 году (163 работы по экспертизе).
Заказы на выполнение работ по экспертизе безопасности в 2005 году поступили:
от 6 Управления Ростехнадзора
152
от 7 Управления Ростехнадзора
12
от других организаций
4
317
Работы НТЦ ЯРБ по экспертизе безопасности были выполнены по следующим
объектам использования атомной энергии:
ядерные установки
126
пункты хранения ЯМ, РВ и РАО
22
ядерные материалы
9
иные объекты
11
Проведенные в НТЦ ЯРБ работы по экспертизы безопасности были связаны, в
основном, с энергоблоками АЭС и осуществляемой Ростехнадзором процедурой
лицензирования.
В 2005 году НТЦ ЯРБ имел хоздоговоры с 17 организациями, в числе которых:
концерн “Росэнергоатом”, ФГУП «Горно-химический комбинат», ФГУП «Сибир-
ский химический комбинат», ФГУП «Радон», ОКБ «Гидропресс» и др. Более всего
работ по экспертизе безопасности (~90%) выполнено в НТЦ ЯРБ по договорам с
концерном “Росэнергоатом”. В первой половине года концерну не удалось обеспе-
чить оформление договоров на экспертные работы, выполнявшиеся в рамках про-
цедуры лицензирования энергоблоков АЭС. Вследствие этого задержка в финанси-
ровании завершенных работ составляла до 5 месяцев. Только в последнем квартале
года промежуток времени между завершением экспертных работ и их оплатой уда-
лось привести в соответствие.
В числе работ по экспертизе безопасности, выполненных НТЦ ЯРБ в 2005 году,
более 55 относятся к комплексным работам, они были связаны с оценкой обосно-
ваний безопасности энергоблоков АЭС и пунктов хранения ЯМ, РВ и РАО. Среди
комплексных работ необходимо отметить разработку экспертных следующих за-
ключений:
о безопасности сооружения «сухого» хранилища ОЯТ реакторов РБМК-1000 и
ВВЭР-1000 на территории «Горно-химического комбината»,
о безопасности сооружения атомной теплоэлектростанции малой мощности на
базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ-40С (АТЭС ММ) в
г. Северодвинске Архангельской области;
о безопасности эксплуатации энергоблока № 2 Ленинградской АЭС в дополни-
тельный период (в связи с окончанием 30-летнего проектного срока службы);
о безопасности эксплуатации энергоблока № 3 Билибинской АЭС в дополни-
тельный период (в связи с окончанием 30-летнего проектного срока службы);
о безопасности эксплуатации энергоблоков (в связи с обновлением лицензии): № 4
Билибинской АЭС, № 2 и № 4 Балаковской АЭС, № 3 и № 4 Ленинградской АЭС;
о безопасности эксплуатации энергоблока № 3 Калининской АЭС в связи с вне-
дрением АСУ ТП;
о безопасности эксплуатации стационарного сооружения, предназначенного для
хранения ядерных материалов, расположенного на территории ФГУП «Горно-хи-
мический комбинат»;
о безопасности эксплуатации отдельно стоящего хранилища отработавшего то-
плива на площадке энергоблока № 5 Нововоронежской АЭС;
о безопасности эксплуатации энергоблока № 2 Калининской АЭС в связи с вне-
дрением комплекта аварийных процедур по регламентируемым действиям опера-
тивного персонала в предаварийных ситуациях и при авариях;
об оценке изменений, внесенных в Отчет по углубленной оценке безопасности
энергоблока № 1 Курской АЭС;
318
об оценке результатов вероятностного анализа безопасности энергоблока № 3
Смоленской АЭС;
об оценке изменений, внесенных в Отчет по углубленной оценке безопасности
энергоблока № 1 Кольской АЭС;
о результатах оценки аспектов безопасности проектируемой реакторной уста-
новки со свинцово-висмутовым теплоносителем СВБР-75/100 (разработка ОКБ
«Гидропресс» и ГНЦ РФ ФЭИ);
о безопасности обращения с ядерными материалами при их транспортировании
на территории ФГУП «Горно-химический комбинат»;
о безопасности транспортирования на завод ПО «Маяк» отработавших тепловы-
деляющих сборок с Кольской АЭС;
о безопасности транспортирования в хранилище, расположенное на террито-
рии ФГУП «Горно-химический комбинат», отработавших тепловыделяющих сбо-
рок с Балаковской АЭС;
о безопасности эксплуатации энергоблока № 2 Ленинградской АЭС в процессе
перевода реактора на СУЗ-В в связи с внедрением КСКУЗ;
об оценке результатов вероятностного анализа безопасности энергоблока № 2
Калининской АЭС;
о безопасности отбора проб из зоны насыщения третьего пласта-коллектора по-
лигона глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов (площадка 18) на
территории ФГУП «Сибирский химический комбинат», и др.
Выполненные НТЦ ЯРБ в 2005 году работы по экспертизе безопасности распре-
делились по тематическим направлениям следующим образом:
41 % — модернизация систем безопасности и систем, важных для безопасности
действующих ОИАЭ, а также изменений, вносимых в проектную, конструкторскую
и эксплуатационную документацию, применяемую на ОИАЭ;
29 % — экспертиза методик, предназначенных для оценки остаточного ресурса обо-
рудования и сооружений, экспертиза результатов испытаний оборудования на действу-
ющих ОИАЭ, экспертиза проектных документов по новому оборудованию и др.;
17 % — применение ядерного топлива в виде различных тепловыделяющих сбо-
рок на энергоблоках АЭС, проведение НИР с применением ядерных материалов на
ОИАЭ;
13 % — сооружаемые и действующие ОИАЭ, включая экспертизу безопасности
эксплуатации энергоблоков АЭС в период дополнительного срока.
Основные результаты экспертизы безопасности сооружения «сухого» хранили-
ща ОЯТ на территории ФГУП «ГХК»
Проведенная НТЦ ЯРБ в 2005 году экспертиза безопасности сооружения «су-
хого» хранилища ОЯТ реакторов РБМК-1000 и ВВЭР-1000 на территории ФГУП
«Горно-химический комбинат» была третьим завершающим этапом экспертизы, в
ходе которой было оценено, в какой степени эксплуатирующей организацией учте-
ны замечания и рекомендации, отмеченные ранее в экспертных заключениях о кон-
цепции безопасности “сухого” хранилища и о безопасности сооружения “сухого”
хранилища. При экспертизе 2005 года было оценено выполнение мероприятий по
устранению отступлений сооружаемого «сухого» хранилища от требований норма-
тивных документов по следующим аспектам:
внешние воздействия природного и техногенного характера на строительные
конструкции «сухого» хранилища;
319
прочность и надежность строительных конструкций «сухого» хранилища при
внешних воздействиях;
внутренние воздействия на строительные конструкции «сухого» хранилища;
прочность и надежность строительных конструкций «сухого» хранилища при
внутренних воздействиях;
обращение с жидкими и твердыми радиоактивными отходами.
По результатам экспертизы были сделаны выводы о том, что эксплуатирующей
организацией в рамках выполнения Условий действия лицензии на сооружение су-
хого» хранилища разработаны мероприятия, в которых определены исполнители ра-
бот и сроки их выполнения. Некоторые из этих мероприятий ко времени проведе-
ния экспертизы были уже выполнены, большинство же мероприятий планируется
завершить к моменту подачи эксплуатирующей организацией заявления на полу-
чение лицензии на эксплуатацию «сухого» хранилища. Отмеченные по результатам
экспертизы замечания не содержат факторов, препятствующих сооружению «сухого»
хранилища ОЯТ реакторов РБМК-1000 и ВВЭР-1000 на территории ФГУП «Горно-
химический комбинат». Эксплуатирующей организации предложено учесть замеча-
ния и рекомендации, отмеченные по результатам проведенной экспертизы.
Основные результаты экспертизы безопасности сооружения АТЭС ММ на базе
плавучего энергоблока с РУ КЛТ-40С в г. Северодвинске Архангельской области.
При экспертизе выполнена оценка обоснования безопасности сооружения атом-
ной теплоэлектростанции малой мощности (АТЭС ММ) на базе плавучего энергобло-
ка с реакторными установками типа КЛТ-40С в г. Северодвинске Архангельской об-
ласти. Изготовление плавучего энергоблока планируется осуществить на ФГУП «ПО
«Севмаш»», которое располагает необходимыми мощностями, в том числе эллинга-
ми, производственными цехами, береговыми, энергетическими и транспортными
сооружениями. ФГУП «ПО «Севмаш»» имеет многолетний опыт постройки подво-
дных лодок с атомными энергетическими установками.
Основные технические решения, принятые для обеспечения безопасности АТЭС
ММ, апробированы успешным опытом разработки, изготовления оборудования,
сооружения и эксплуатации установок-прототипов, что соответствует требовани-
ям нормативных документов. Согласно концепции безопасности, представленной в
проекте реакторной установки, плавучего энергоблока и АТЭС ММ, а также в пред-
варительном отчете по обоснованию безопасности, на АТЭС ММ предусмотрены:
водо-водяной реактор, обладающий внутренне присущими свойствами безопас-
ности;
компактная конструкция парогенерирующего блока с короткими силовыми па-
трубками между основным оборудованием, что исключает наличие в первом кон-
туре трубопроводов большого диаметра;
системы безопасности высокой эффективности, использование защитных систем
безопасности пассивного принципа действия в сочетании с активными системами на
основе принципов разнообразия, физического и пространственного разделения;
защитная оболочка реактора, оснащенная системами снижения давления и филь-
трации среды, что обеспечивает локализацию радиоактивности при любых авариях,
включая постулированную тяжелую аварию;
пассивная система заполнения кессона реактора водой, что предотвращает про-
плавление корпуса реактора.
320
Проведенная экспертиза показала, что обоснование безопасности АТЭС ММ
имеет ряд отступлений от требований нормативных документов, в частности, было
отмечено следующее:
при проектировании и конструировании АТЭС ММ была применена норматив-
ная база, объединенная для стационарных АЭС и атомных судов, что требует допол-
нительного обоснования в отношении консервативности такого подхода;
работоспособность и надежность систем нормальной эксплуатации и систем без-
опасности недостаточно обоснована, в частности, не проанализированы причины
имевших место случаев разгерметизации трубных систем парогенераторов-прото-
типов ПГ-18Т и ПГ-28, применяющихся на ледоколах, и не описаны меры, приня-
тые в конструкции ПГ-28С с целью предотвращения этих причин;
противопожарная защита АТЭС ММ спроектирована на основе требований нор-
мативных документов для атомных судов, являющихся менее жесткими, чем требо-
вания нормативных документов для стационарных АЭС;
не определены мероприятия, исключающие разрушение активной зоны и защит-
ной оболочки реактора в случае аварии с посадкой плавучего энергоблока на ска-
листый грунт;
не предусмотрена реализация мероприятий в рамках концепции «Течь перед раз-
рушением» в объеме, требуемом нормативными документами для стационарных
АЭС, в том числе, не обоснована способность систем контроля течи определять ме-
сто течи с требуемой точностью;
вероятностный анализ безопасности реакторной установки АТЭС ММ выполнен
только для внутренних исходных событий при работе реактора на энергетических
уровнях мощности, а риски от плановых перегрузок, ремонтов плавучего энергобло-
ка, пожаров, затоплений и повреждений летящими предметами внутри помещений,
а также риски от внутренних и внешних воздействий не оценены;
не достаточно проработаны критерии готовности береговых объектов АТЭС ММ
к комплексным испытаниям совместно с плавучим энергоблоком, а также процеду-
ра передачи ответственности от судостроительной организации (изготовителя пла-
вучего энергоблока) к концерну «Росэнергоатом» при вводе АТЭС ММ в эксплуа-
тацию;
не достаточно проработана процедура обеспечения безопасности АТЭС ММ при
заводском ремонте в г. Мурманск;
не проработана концепция безопасности вывода АТЭС ММ из эксплуатации.
Несмотря на замечания, по результатам экспертизы не выявлено факторов, пре-
пятствующих сооружению АТЭС ММ в г. Северодвинске Архангельской области.
Эксплуатирующей организации предложено учесть замечания и рекомендации, от-
меченные по результатам экспертизы, при разработке окончательного отчета по обо-
снованию безопасности АТЭС ММ.
Основные результаты экспертизы безопасности эксплуатации энергоблока № 2
Ленинградской АЭС в дополнительный период.
Энергоблок № 2 Ленинградской АЭС был введен в эксплуатацию в июле
1975 года. В 2005 году истек назначенный проектом срок службы энергоблока.
Эксплуатирующая организация осуществила работы по подготовке энергоблока к
эксплуатации в дополнительный период и, в соответствии с требованиями норма-
тивных документов, представила:

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..