ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 18

 

 

273
15. Разработать и организовать реализацию программы развития источников и
средств компенсации реактивной мощности в энергосистемах Московского реги-
она РАО ЕЭС России.
16. ОАО «Мосэнерго», ОАО Московская областная сетевая Компания, совмест-
но с ОАО Московская объединенная энергетическая компания- принять неотлож-
ные меры по надежности электроснабжения г.Москвы на основе разработок ОАО
«Мосэнергопроект» и Постановления Правительства г.Москвы от 14.06.2005 г.
17. Внести изменения в «Инструкцию по ликвидации аварий в энергосистемах» и
разрешить электростанциям, осуществляющим резервное электроснабжение опас-
ных производственных объектов с шин Главного Распределительного Устройства,
отделение при системных авариях с целью предотвращения потери электроснабже-
ния опасных производственных объектов.
18. Организовать внеочередную проверку знаний руководителей РАО «ЕЭС
России», СО ЦДУ ЕЭС России, ОДУ Центр, Московского РДУ, ФСК ЕЭС, ОАО
«Мосэнерго» и других энергосистем, организаций и их филиалов в соответствии с
Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики. Проверку зна-
ний провести в центральной комиссии Ростехнадзора.
19. Разработать и провести целевые противоаварийные тренировки по ликвида-
ции возникающих инцидентов на подстанциях и электростанциях на примере ин-
цидента и системной аварии 23-25 мая 2005 г.
20. Актуализировать методику расчета динамических режимов и провести ее ат-
тестацию как руководящего документа (РД) НТД .
21. Разработать и внедрить интегрированную систему АСДУ И АСКУЭ в ЦДУ ЕЭС
России, включая ОДУ «Центр», Московского РДУ, а также ОАО «Мосэнерго».
22. Предприятиям, в ведении которых находятся ВЛ и КЛ, для предотвращения
аварий и ликвидации их последствий на линиях электропередачи решить вопрос о
неотложном оформлении порубочных билетов для вырубки отдельных деревьев в
лесных массивах и лесозащитных полосах, прилегающих к трассам этих линий и про-
вести их вырубку, в соответствии с Правилами охраны электрических сетей напря-
жением свыше 1000 В , утвержденными постановлением Совета Министров СССР
от 26.03.84 г. № 667.
23. СО ЦДУ «РАО ЕЭС России» составлять оптимальные режимы оперативных
разрывов, балансов и перетоков энергии (мощности) по электрическим сетям и за-
грузке электрических станций с учетом самодостаточности энергосистем и прове-
дение ремонтов учитывая ремонтные схемы.
24. Рассмотреть возможность объединения ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО -ЦДУ
ЕЭС» в одно акционерное общество в целях обеспечения безопасного функцио-
нирования ЕЭС России в условиях реформирования электроэнергетики и предот-
вращения принятия несогласованных действий указанных структур на этапах ре-
формирования инвестиционных программ развития электросетевых объектов и
автоматизированных систем управления электрическими режимами ЕЭС России,
обеспечения их эксплуатационной надежности, проведения ремонтов и установле-
ния оптимальной загрузки оборудования с учетом его остаточного ресурса и физи-
ческого состояния.
Акт № 1 расследования технологического нарушения в работе энергосистемы,
электростанций, котельной, электрической и тепловой сети комиссией Ростехнадзора
и План мероприятий и комплекс мер по повышению надежности и устойчивости
274
функционирования Единой Национальной Энергосистемы России с указанием
сроков исполнения и ответственных организаций по осуществлению мероприятий
утвержденный Приказом Минпромэнерго от 23 июня 2005 г. № 195 регламентиро-
вали мероприятия по устранению выявленных нарушений и принятию мер по их
предупреждению.
На основании этих документов ОАО РАО «ЕЭС России» по результатам аварии
издало ряд приказов и поручений:
1. Приказ от 01.06.05 № 344 «О создании системы мониторинга переходных ре-
жимов ЕЭС/ОЭС»;
2. Приказ от 23.06.05 № 402 «О первоочередных мерах по надежности ЕЭС России
и совершенствованию работы Холдинга РАО «ЕЭС России» после системной ава-
рии 25.05.05 г.»;
3. Приказ от 04.07.05 № 419 «О мероприятиях по результатам расследования при-
чин аварии в Московской энергосистеме 25.05.05 г.»;
4. Приказ от 04.07.05 №421 «О дополнительных мерах по повышению надежно-
сти режимов ЕЭС России»;
5. Распоряжение от 12.07.05 № 158 р «Об обеспечении надежности работы ВЛ в
период высоких температур»;
6. Приказ ОАО «ФСК ЕЭС» от 27.07.05 № 192 «О мерах по предотвращению кри-
тических ситуаций, связанных с энергоснабжением потребителей и приведению
электрических сетей ЕНС в нормативное состояние»;
7. Приказ ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» от 29.07.05 № 139 «О результатах расследования
причин аварии в Московской, Тульской, Калужской энергосистемах 25.05.05 г.»;
8. Приказ ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» от 11.08.05 №149 «О выполнении требований
приказа ОАО РАО «ЕЭС России» от 04.07.05 № 421».
По сведениям предоставляемым ОАО РАО «ЕЭС России» в Ростехнадзор и
Минпромэнерго все мероприятия выполняются в установленные сроки.
Фактическое выполнение будет проверено инспекторским персоналом
Ростехнадзора по утвержденному комплексному плану.
2.2.21. Гидротехнические сооружения на объектах промышленности и энергетики
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору» к основным функциям Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору отнесен контроль и надзор
за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений (далее — ГТС) и
эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС на объектах
промышленности и энергетики.
Организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением безопасно-
сти ГТС относится к сфере деятельности Управления по надзору в электроэнерге-
тике (далее — Управление), в соответствии с Положением об Управлении, утверж-
денным приказом Ростехнадзора от 15.10.2004 № 147.
На 01.01.2006 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору осуществляла надзор за безопасностью ГТС 726 комплексов накопи-
телей жидких отходов промышленности 360 организаций горнодобывающей, хими-
ческой, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и металлургической промыш-
ленности, а именно:
275
337 комплексов хвосто- и шламохранилищ горнодобывающей промышленности,
содержащие около 6,0 млрд.м3 отходов обогащения и более 1,0 млрд.м3 воды;
107 комплексов накопителей отходов металлургической промышленности с об-
щим объемом заскладированных отходов около 400 млн.м3;
282 хранилищ предприятий химической, нефтехимической и нефтеперераба-
тывающей промышленностях, с общим объемом заскладированных отходов около
500 млн.м3, содержащих различные опасные химические вещества.
Кроме того, с 1 января 2005 года органы Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору осуществляют государственный надзор
за безопасностью ГТС 394 комплексов 173 организаций топливно-энергетического
комплекса страны, имеющих в своем составе более 1000 ГТС, в том числе 426 напор-
ных ГТС, формирующих основные водохранилища Российской Федерации и акку-
мулирующие более 90% всех рисков, связанных с авариями ГТС.
Общее количество напорных ГТС, образующих водохранилища объемом более
10 млн.м3 (крупных) — 227; объемом от 1,0 млн.м3 до 10 млн.м3 (средних) — 142; во-
дохранилища объемом до 1,0 млн.м3 (малых) — 57.
Срок эксплуатации ГТС, формирующие крупнейшие водохранилища страны, в
настоящее время у 18 ГЭС превысил 50 лет, из них 11 перешли 60-летний рубеж.
Возраст 63 ГЭС (73% общего количества ГЭС мощностью более 20 МВт), име-
ющих общую мощность 24500 МВт и вырабатывающих более 100 млрд. кВтч в год
(60% общей выработки ГЭС), превышает 30 лет.
Средний износ сооружений самых крупных ГЭС мощностью более 2000 МВТ
составляет — 33%, а средний износ ГЭС мощностью от 300 до 2000 МВт — около
40%.
Общее количество напорных ГТС построенных до 1970 г. — 275, износ более
50% (из них крупных — 123, средних — 95); построенных с 1971 и до 1980 г.г. — 70,
износ около 40% (из них крупных — 37, средних — 18); построенных с 1981 и до
1990 гг. — 46, износ около 30% (из них крупных — 21, средних — 8); построенных
после 1990 г. — 35, износ около 20% (из них крупных — 16, средних — 10).
Аварии на указанных ГТС могут привести к нарушению жизнедеятельности на-
селения, причинить ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде, причинить
значительные материальные потери и все они попадают под действие Федерального
закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ.
ГТС объектов промышленности и энергетики в соответствии со СНиП 2.06.01-86
«Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» класси-
фицируются в зависимости от их высоты и типа грунтов основания по следующим
классам:
I класса — 66 (5,9%);
II класса — 179 (16,0%);
III класс — 178 (15,9%);
IV класса — 697 (62,2%).
По Федеральным округам Российской Федерации комплексы ГТС поднадзор-
ных организаций распределены следующим образом:
Приволжский — 173 (15,4%);
Уральский — 109 (9,7%);
Северо-Западный — 130 (11,6%);
Дальневосточный — 86 (7,7%);
276
Сибирский — 333 (29,7%);
Южный — 133 (11,9%);
Центральный — 156 (14,0%).
5,9
16
I класса
II класса
III класса
62,2
15,9
IV класса
14 %
15 %
Приволжский
12 %
Уральский
10 %
Северо+Западный
Дальневосточный
12 %
Сибирский
Южный
29 %
8 %
Центральный
ГТС объектов промышленности задействованы в технологическом цикле под-
надзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору (далее — Ростехнадзор) опасных производственных объектов и представ-
ляют потенциальную опасность для людей и окружающей среды, так как являются
источниками загрязнения подземных и поверхностных вод, воздушного бассейна
и территорий, а разрушение ограждающих сооружений может привести к катастро-
фическим последствиям, особенно в период паводков и половодий.
На 1 января 2006 года в соответствии с требованиями Федерального закона «О
безопасности гидротехнических сооружений» и предоставленными эксплуатирую-
щими организациями сведениями в отраслевой раздел Российского регистра вне-
сены более 90,0% ГТС объектов промышленности и энергетики.
Оставшихся ГТС будут зарегистрированы после разработки и утверждения их де-
клараций безопасности в соответствии с графиками декларирования, утвержден-
ными Ростехнадзором и МЧС России, или после соответствующего заявления соб-
ственника.
В течение года проводилась работа по перерегистрации ГТС в связи со сменой
собственника ГТС и (или) наименования 61 организации.
В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору ГТС на объектах промыш-
ленности и энергетики в отраслевом разделе Российского регистра ГТС (РД-12-02-
2004), утвержденной приказом Ростехнадзора от 15.10.2004 № 136, Управлением по
надзору в электроэнергетике в 2005 году было оформлено и выдано эксплуатирую-
щим организациям 157 справок о государственной регистрации ГТС в Российском
регистре.
По данным отраслевого раздела Российского регистра ГТС техническое состо-
яние ГТС на объектах промышленности и энергетики: 951 комплексов оценивает-
ся как нормальное — 84,9% от общего количества; 153 комплексов оценивается как
277
пониженное — 13,7% от общего количества; 16 оценивается как неудовлетворитель-
ное — 1,4% от общего количества; опасных ГТС — нет.
Беспокойство вызывает проблема дефицита квалифицированных кадров и в пер-
вую очередь гидротехников, связанного с существующим сокращением числа вы-
пускников вузов, их отказом от работы по специальности из-за низкой заработной
платы.
Численность служб эксплуатации накопителей промышленных отходов, водо-
хранилищ и гидроузлов, обеспечивающих безопасность ГТС на поднадзорных ор-
ганизациях, производствах и объектах, составляет 9892 человека.
По имеющимся статистическим данным, полученным на основании собранных
сведений по специализации персонала, обслуживающего накопители, только 6,7%
имеют гидротехническое образование, а 13,8% — прошли специальное обучение на
курсах и аттестованы органами надзора. Остальные лица, привлекаемые к обслужи-
ванию и эксплуатации ГТС, не имеют соответствующего образования.
Так, лица, занимающиеся эксплуатацией ГТС на объектах промышленности и
осуществляющие контроль за их состоянием, имеют следующие специальности:
горные инженеры и обогатители — 20%; геологи — 4,3%; инженеры-металлурги —
5,2%; маркшейдеры, геодезисты — 2,1%; химики — 18,2%; электрики, механики,
энергетики — 29%; водоснабжение и канализация — 4,2%; промышленное и граж-
данское строительство — 9%; прочие — 2,6%.
9 %
3 %
5 %
Гидротехники — 5,4 %
4 %
Горные инженеры — 20 %
20 %
Геологи — 4,3 %
Металлурги — 5,2 %
Маркшейдеры — 2,1 %
Химики — 18,2 %
4 %
30 %
Механики, энергетики — 29 %
5 %
2 %
Водоснабжение — 4,2 %
18 %
Промышленное строительство — 9 %
Прочие — 2,6 %
Эти данные свидетельствуют о том, что эксплуатацией накопителей занимают-
ся лица, не имеющие соответствующего образования, что не обеспечивает в полной
мере необходимую безопасность и эксплуатационную надежность ГТС накопителей
жидких отходов промышленности.
Для исправления ситуации по данному вопросу Управление по надзору в элек-
троэнергетике совместно с аналитическими центрами по ведению мониторинга тех-
нической безопасности ГТС проводится соответствующее обучение (предаттестаци-
онная подготовка) и аттестация обслуживающего персонала на право эксплуатации
и ведения работ на накопителях жидких промышленных отходов.
Определен порядок предаттестационной подготовки, аттестации соответствую-
щих специалистов в центральной и территориальных аттестационных комиссиях
Ростехнадзора, а также в аттестационных комиссиях эксплуатирующих организаций.
Приказом Ростехнадзора от 6 июля 2005 года № 459 «О создании отраслевых ат-
тестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору» создана Центральная аттестационная комиссия по ат-
278
тестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов в
области проектирования, строительства и эксплуатации ГТС на объектах промыш-
ленности энергетики.
Порядок подготовки и аттестации руководителей, работников, специалистов и
младшего обслуживающего персонала организаций, осуществляющих деятельность
по эксплуатации ГТС объектов промышленности и энергетики, подконтрольных
(поднадзорных) Федеральной службе по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, разработан Управлением по надзору в электроэнергетике в 2005 году
и утвержден приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2005 года № 847.
Предаттестационная подготовка проводится в аналитических центрах по ве-
дению мониторинга технической безопасности гидротехнических сооружений по
учебным программам, разработанным этими организациями и согласованным с
Ростехнадзором.
Письмом от 22.07.2005 № 10-04/769 Управлением по надзору в электроэнерге-
тике проинформировало территориальные органы об организациях, уполномо-
ченных Ростехнадзором на проведение предаттестационной подготовки (обуче-
ния) работников, осуществляющих строительство, эксплуатацию и ремонт ГТС на
объектах промышленности и энергетики, по учебным программам, утвержденным
Ростехнадзором.
Кроме того, регулярно проводятся соответствующие семинары для эксплуатаци-
онного персонала и инспекторского состава Ростехнадзора.
В 2005 году в связи с необходимостью обсуждения дел в гидротехническом стро-
ительстве, рассмотрением новых нормативных технических документов, обмена
мнениями, выработки эффективных путей решения проблем безопасности ГТС
при их проектировании, строительстве и эксплуатации было проведено два таких
семинара.
В период с 5 по 8 апреля 2005 года в г. Москве был проведен семинар с предста-
вителями территориальных органов Ростехнадзора и специалистами поднадзорных
предприятий и организаций, эксплуатирующих ГТС объектов энергетики и про-
мышленности, по теме «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
предприятий промышленности и энергетики (организация государственного надзо-
ра за безопасностью, декларирование безопасности, оценка вероятного вреда, стра-
хование гражданской ответственности, паспортизация опасных объектов)», в рабо-
те которого приняли участие около 200 представителей крупнейших предприятий и
организаций, эксплуатирующих ГТС на объектах промышленности и энергетики;
экспертных и специализированных организаций, аналитических центров по веде-
нию мониторинга технической безопасности ГТС, работники 21 территориального
органа Ростехнадзора.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 16 августа 2005 года № 567 в пери-
од с 3 по 7 сентября 2005 года в г. Казани был проведен семинар с представителя-
ми территориальных органов Ростехнадзора по теме «Совершенствование государ-
ственного надзора и контроля в сфере безопасности гидротехнических сооружений
на объектах промышленности и энергетики».
В работе семинара принимают участие около 100 человек: представители 55 тер-
риториальных органов Ростехнадзора; 8 экспертных и специализированных орга-
низаций, аналитических центров по ведению мониторинга технической безопасно-
сти гидротехнических сооружений.
279
Государственный надзор за безопасностью ГТС на объектах промышленности и
энергетики непосредственно по месту осуществлялся 164 государственными инспек-
торами (совмещающих надзор за организацией и в том числе надзор за эксплуатаци-
ей ГТС, находящихся на балансе этой организации) в 66 территориальных управле-
ниях Ростехнадзора в 68 субъектах Российской Федерации семи Федеральных окру-
гах Российской Федерации.
В целях оптимизации структуры территориальных органов Ростехнадзора для обе-
спечения функций по контролю и надзору в сфере безопасности гидротехнических
сооружений на объектах промышленности и энергетики в соответствии с приказом
Ростехнадзора от 11.01.2005 № 2 созданы межрегиональные специализированные
отделы, руководство деятельностью которых поручено соответствующим террито-
риальным органам Ростехнадзора.
В течение 2005 года проводилась работа по укомплектованию этих отделов со-
ответствующими специалистами и оптимизации в целом структуры территориаль-
ных органов Ростехнадзора для обеспечения эффективного контроля и надзора за
безопасностью ГТС.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 29.08.2005 № 620 «О распределении
полномочий между территориальными органами по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору в области безопасности гидротехнических сооружений на объектах
промышленности и энергетики» Управлением по надзору в электроэнергетике был
разработан и разослан в территориальные органы порядок взаимодействия терри-
ториальных органов по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляю-
щих руководство деятельностью межрегиональных отделов по надзору за гидротех-
ническими сооружениями, и территориальных органов по технологическому и эко-
логическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору, осуществляющих надзор и контроль за организациями, в составе
которых эксплуатируются ГТС, по вопросам обеспечения безопасности ГТС.
В то же время, приказом Ростехнадзора от 29.12.2005 № 984 «О распределении
полномочий между территориальными органами по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору» межрегиональные специализированные отделы по надзору за безо-
пасностью ГТС ликвидированы и в настоящее время надзор за безопасностью ГТС
осуществляется соответствующими специалистами непосредственно того террито-
риального органа Ростехнадзора, на поднадзорной территории которого находит-
ся данное ГТС.
В 2005 году инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора
проведено 1408 обследований (проверок) технического состояния гидротехниче-
ских сооружений поднадзорных организаций и объектов (на 15,7% больше, чем в
2004 году), в том числе 248 комплексных и 1052 целевых обследований.
Выявлены и предписаны к устранению 5290 нарушений проекта эксплуатации,
правил безопасности и норм (на 20,7% меньше, чем в 2004 году).
Основными нарушениями являются:
отсутствие соответствующей рабочей документации — 542 случаев (10,2%);
наличие различных неисправностей, зашламование, снижение пропускной спо-
собности водосбросных и водоотводных сооружений — 664 случаев (12,6%);
280
отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке критериев
безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности, инструк-
ций и проекта мониторинга безопасности — 364 случаев (6,9%);
несоответствие проекту и нормативным документам квалификационного уров-
ня службы эксплуатации — 222 случаев (4,2%);
отсутствие согласованного плана ликвидации возможных аварий — 99 случаев
(1,9%);
отсутствие или не соответствие проекту мониторинга безопасности контроль-
но-измерительной аппаратуры и контрольно-измерительных приборов — 200 слу-
чаев (3,8%).
По результатам проведенных обследований (проверок) ГТС приостановлено
42 объектов работ на срок более рабочей смены (на 5% больше, чем в 2004 году),
привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 120 работни-
ка служб эксплуатации за нарушение правил и норм эксплуатации (на 7,1% меньше,
чем в 2004 году), освобождено или понижено в должности 6 руководителей хвосто-
вых хозяйств, за нарушение правил безопасности 88 человека подвергнуты штраф-
ным санкциям (на 27,5% больше, чем в 2004 году) на сумму 465,5 тыс. рублей (на
60,2% больше, чем в 2004 году), заслушано 181 руководителя организаций на колле-
гиях округов и совещаниях в инспекциях, проверено с участием инспекторов зна-
ний требований правил и норм по безопасности гидротехнических сооружений у
670 работников, из них оказалось неподготовленными — 32 человек.
Основной законодательной базой в обеспечении безопасности ГТС является
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97
№ 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3589)
и ряд постановлений Правительства Российской Федерации, изданных в развитие
данного федерального закона.
Ростехнадзором, а ранее Госгортехнадзором России, в развитие положений
Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и соответ-
ствующих постановлений Правительства Российской Федерации разработан ряд
нормативных документов, регулирующих безопасную эксплуатацию ГТС.
Управление по надзору в электроэнергетике в 2005 году активно принимало и
принимает участие в подготовке:
проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О
безопасности гидротехнических сооружений»;
первой редакции проекта технического регламента «О безопасности гидротех-
нических сооружений»;
постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 № 234 «О
внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23
мая 1998 г. № 490»;
проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении из-
менений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1997 г.
№ 762 «О порядке эксплуатации водохранилищ».
В целях устранения дублирования и параллелизма при осуществлении государ-
ственного надзора за безопасностью ГТС Управление вышло с предложением в МПР
России (письмо от 16.02.2005 № АМ-16/190) и в Федеральную службу по надзору в
сфере природопользования (письмо от 20.07.2005 № 10-03/732) с просьбой созда-
ния рабочей группы из специалистов заинтересованных министерств и ведомств
281
для разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации «О
внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16
октября 1997 года № 1320 «Об организации государственного надзора за безопас-
ностью гидротехнических сооружений».
Разработан и утвержден приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2005 года № 847
«Порядок подготовки и аттестации руководителей, работников, специалистов и млад-
шего обслуживающего персонала организаций, осуществляющих деятельность по
эксплуатации ГТС объектов промышленности и энергетики, подконтрольных (под-
надзорных) Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору».
Разработаны первые редакции:
- методических рекомендаций по организации и осуществлению Ростехнадзором
государственного надзора и контроля за безопасностью ГТС на объектах промыш-
ленности и энергетики;
- порядка разработки и дополнительных требования к содержанию декларации
безопасности ГТС на объектах энергетики.
Подготовлены и изданы два сборника нормативных документов в области без-
опасности ГТС:
1. Сборник материалов, регламентирующих безопасность ГТС на объектах про-
мышленности и энергетики. — М.: Изд-во «Проспект», 2005. — 152 с. (Сборник под-
готовлен для участников семинар в апреле 2005 г. в Москве).
2. Безопасность ГТС на объектах промышленности и энергетики: Сборник до-
кументов. Серия 03. Выпуск 1. — М.: ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность»,
2005. — 396 с.
В целом, на настоящее время состояние ГТС на объектах промышленности и
энергетики характеризуется, как удовлетворительное: случаев травмирования лю-
дей со смертельным исходом при эксплуатации ГТС на поднадзорных организаци-
ях в прошлом году не было.
За весь период 2005 года зарегистрирована одна авария на ГТС объектов промыш-
ленности (за 2004 год аварий на поднадзорных ГТС не было)
2 марта 2005 года произошло разрушение дамбы золошлакоотвала ОАО
«Архангельский ЦБК» (Архангельская область), в результате которой вода в объеме
150 тыс. м3 из отстойного пруда вытекла через проран, с потоком которой было вы-
несено порядка 25 тыс. м3 золошлакового материала.
Пострадавших людей, разрушений зданий и сооружений, принадлежащих тре-
тьим лицам, не зафиксировано. Ограничений в работе подразделений комбината
не было.
По результатам изучения технической документации, осмотра мест аварии, опроса
очевидцев и должностных лиц, экспертного заключения основной причиной аварии
является интенсивная сосредоточенная фильтрация воды из пруда по зоне отслое-
ния талой части дамбы от промерзшего слоя золошлаковых материалов с выносом
их из тела дамбы и последующим образованием прорана до гребня дамбы.
Независимой экспертизой установлено, что при строительстве дамбы контроли-
ровались не все параметры геотехнического контроля, грунты тела дамбы недоста-
точно уплотнены (не в соответствии с проектными решениями).
По расчетам органов Росприроднадзора по Архангельской области ущерб,
причиненный р. Северная Двина в результате аварийного сброса, составил око-
282
ло 28 млн. рублей. Ущерб связан с загрязнением поверхностных вод взвешенны-
ми веществами.
Обстоятельства и причины данной аварии были рассмотрены на семинаре, про-
веденным в апреле 2005 года в г. Москве, с представителями территориальных ор-
ганов Ростехнадзора и специалистами поднадзорных предприятий и организаций,
эксплуатирующих ГТС объектов энергетики и промышленности.
Кроме того, письмом от 21.04.2005 № 10-04/342 информационный бюллетень об
аварии на золошлакоотвале ТЭС-1 ОАО «Архангельский ЦБК» был направлен во
все территориальные органы Ростехнадзора для сведения и принятия всех необхо-
димых мер по обеспечению безопасности ГТС поднадзорных предприятий и орга-
низаций.
В целом безопасность ГТС поднадзорных организаций обеспечивается:
регистрацией ГТС в отраслевом разделе Российского регистра гидротехнических
сооружений, осуществляемой в соответствии с «Инструкцией о ведении Российского
регистра гидротехнических сооружений», разработанной во исполнение постанов-
ления Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 года № 490 «О порядке
формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений»;
процедурой декларирования безопасности ГТС, регламентированной Положением
о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным по-
становлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 года № 1303 «Об
утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических соору-
жений»;
мониторингом технической безопасности ГТС, осуществляемым в соответствии с
«Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических со-
оружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора
России» (РД 30-259-98), зарегистрированной Минюстом России № 1467 от 02.04.1998
года, а также «Методическими рекомендациями по составлению проекта мониторин-
га безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору
России производствах, объектах и в организациях» (РД 03-417-01) — письмо Минюста
России от 31.07.2001 № 04/7781-ЮД о том, что данный документ не подлежит госу-
дарственной регистрации;
контролем за выполнением собственниками или эксплуатирующими организа-
циями требований законодательства и нормативных документов по безопасности
ГТС в соответствии с «Правилами безопасности гидротехнических сооружений на-
копителей жидких промышленных отходов» (ПБ 03-438-02), зарегистрированными
Минюстом России № 3372 от 16.04.2002 года, и «Правилами технической эксплуата-
ции электрических станций и сетей Российской Федерации» (СО 153-34.20.501-2003),
зарегистрированными Минюстом России № 4799 от 20.06.2003 года;
процедурой определения критериев безопасности ГТС, регламентированной
«Инструкцией о порядке определения критериев безопасности и оценки состоя-
ния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на
поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях»
(РД 03-443-02), зарегистрированной Минюстом России № 3449 от 18.05.2002 года,
и «Методикой определения критериев безопасности гидротехнических сооружений
(РД 153-34.2-21.342-00).
В соответствии с директивным письмом Управления по надзору в электроэ-
нергетике от 04.02.2005 № 10-07-44 «О проверке подготовки к пропуску паводка
283
2005 года» территориальными органами были проведены проверки готовности ор-
ганизаций, эксплуатирующих ГТС на объектах промышленности и энергетики, к
пропуску паводковых вод, выполнения плановых мероприятий по снижению ри-
ска возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечению защиты объектов в зо-
нах возможного затопления, состояния этих сооружений.
В целом уровень подготовки в 2005 году к проведению паводка по сравнению с
прошлыми годами в большей части регионов значительно был выше, и проведен-
ные мероприятия обеспечили требуемый уровень безопасности ГТС.
В целях оптимизации результатом результатов комиссионных проверок по оценке
технического состояния ГТС накопителей жидких промышленных отходов, проводи-
мых с обязательным участием работников территориальных органов Ростехнадзора
и специализированных организаций, определенных Ростехнадзором во взаимодей-
ствии с МЧС России по проведению экспертизы декларации безопасности ГТС в
2005 году, Управлением по надзору в электроэнергетике разработана и направлена
письмом от 02.02.2005 № 10-07-42 типовая форма акта обследования ГТС, содер-
жащего: заключение о техническом состоянии ГТС и возможности их дальнейшей
безопасной эксплуатации; заключение о готовности объекта к локализации и лик-
видации опасных повреждений и аварийных ситуаций на ГТС; оценку уровня экс-
плуатации ГТС, основные отмеченные недостатки; конкретные мероприятия, ре-
монтные, реконструктивные и другие виды работ, направленные на обеспечение на-
дежности и безопасности ГТС, со сроком их исполнения.
За 2005 года Управлением по надзору в электроэнергетике рассмотрены и утверж-
дены акты таких комиссионных обследований 25 комплексов ГТС организаций про-
мышленности. Кроме того, рассмотрены и утверждены аналогичные акты обследо-
ваний 85 комплексов ГТС организаций энергетики.
Руководствуясь Положением о декларировании безопасности гидротехнических
сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 ноября 1998 года № 1303, директивным письмом Управления от 24.05.2005
№ 10-04/481 определены порядок формирования и регламент работы экспертных
комиссий, а также установлены основные квалификационные требования к специ-
алистам экспертных комиссий, осуществляющих экспертизу деклараций безопас-
ности ГТС.
В целях организации общего порядка рассмотрения и утверждения деклараций
безопасности ГТС, а также присвоения им соответствующего номера письмами от
29.12.2004 № 10-04-07/223 и от 14.02.2005 № 10-04/80 Управлением по надзору в
электроэнергетике определены:
- порядок утверждения деклараций безопасности ГТС объектов промышленно-
сти и энергетики и заключений их государственной экспертизы, осуществления
контроля выполнения мероприятий по безопасности ГТС, планируемых по резуль-
татам декларирования;
- порядок регистрации и нумерации деклараций безопасности ГТС объектов про-
мышленности и энергетики.
За 2005 года Управлением по надзору в электроэнергетике рассмотрено и утверж-
дено 38 декларации безопасности комплексов ГТС объектов промышленности и
45 деклараций безопасности комплексов ГТС объектов энергетики, разработан-
ных и представленных в соответствии с графиком, утвержденным Ростехнадзором
и МЧС России.
284
Руководствуясь Инструкцией по организации выдачи Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору разрешений на эксплуата-
цию ГТС на объектах промышленности и энергетики (РД-12-01-2004), утвержден-
ной приказом Ростехнадзора от 23.09.2004 № 99, зарегистрированным Минюстом
России 1 октября 2004, регистрационный № 6095, Управлением по надзору в элек-
троэнергетике за 2005 год оформлено и выдано эксплуатирующим организациям
160 разрешений на эксплуатацию ГТС.
В соответствии с Правилами определения величины финансового обеспе-
чения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии
ГТС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
18.12.2001 № 876 Управлением по надзору в электроэнергетике на основании пред-
ставленных эксплуатирующими организациями расчетов вероятного вреда опреде-
лена величина финансового обеспечения гражданской ответственности для 37 ком-
плексов ГТС объектов промышленности на общую сумму 1675 млн. рублей (сред-
няя величина финансового обеспечения гражданской ответственности составляет
45,3 млн. рублей).
Необходимо отметить также, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона
от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собствен-
ник ГТС или эксплуатирующая организация обязаны иметь финансовое обеспече-
ние гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС,
за счет собственных средств, а также страховой суммы, определенной договором
страхования риска гражданской ответственности. Однако законом не установлены
санкции за отсутствие у владельца ГТС источника финансового обеспечения ответ-
ственности, соответствующие министерства и ведомства не предприняли достаточ-
ных мер для корректировки нормативной базы с целью обязательного предоставле-
ния гарантий наличия необходимого финансового обеспечения.
Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской от-
ветственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического со-
оружения регламентировано, что расчет вероятного вреда производится владельцем
ГТС и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, уста-
навливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
В то же временя, в большинстве субъектов Российской Федерации указанный
порядок не разработан, а в тех субъектах Российской Федерации, где такой порядок
имеется, согласование расчета вреда иногда перепоручается другим органам, что в
свою очередь усложняет и затягивает процесс согласования.
Большая работа проведена органами Ростехнадзора в прошедшем году по разра-
ботке и осуществлении собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями
предупредительного и профилактического характера по охране особо опасных ГТС,
которые могут являться объектами терроризма.
В соответствии с решением семинара до 01.08.2005 проведены целевые проверки
эксплуатирующих организаций с целью определения наличия и эффективности со-
ответствующих мер по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций на ГТС и ор-
ганизации систем охраны и физической защиты наиболее опасных ГТС, обеспече-
нию и предупреждению возможных террористических актов
На большинстве предприятий и организаций изданы соответствующие прика-
зы, разработаны и внедряются мероприятия по охране ГТС от возможных террори-
285
стических актов, предусмотрены меры по ограничению доступа посторонних лиц;
имеются планы ликвидации аварий, утвержденные и согласованные в установлен-
ном порядке.
Для дальнейшего повышения надежности и безопасности ГТС считаем необхо-
димым выполнение следующих первоочередных мероприятий по обеспечению их
безопасности:
Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами продолжить ра-
боту по усовершенствованию законодательной и нормативной базы в области без-
опасности ГТС:
- проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О безопасности гидротехнических сооружений» во взаимодействии с разработ-
кой проекта технического регламента «О безопасности гидротехнических соору-
жений» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от
26.01.2005 № АЖ-П9-299.
- проекта федерального закона «Об обязательном страховании гражданской от-
ветственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», преду-
сматривающего обязательное страхование гражданской ответственности при экс-
плуатации ГТС.
- Положения о государственном надзоре за безопасностью ГТС.
- постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 № 1320 «Об
организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических соору-
жений», в части определения (уточнения) критериев подведомственности гидро-
технических сооружений, государственный надзор и контроль за которыми должны
осуществлять соответствующие федеральным органам исполнительной власти.
- постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 237 «Об
утверждения Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обе-
спечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строитель-
ство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооруже-
ния, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», в
части уточнения процедуры определения собственника бесхозяйным гидротехни-
ческим сооружениям.
Кроме того, в целях разработки единой государственной политики в области соз-
дания правовых механизмов и норм практического становления системы организа-
ции физической защиты особо опасных производств и объектов и определения еди-
ных требований по обеспечению физической защиты этих объектов на всей терри-
тории Российской Федерации, обязательных для выполнения всеми юридическими
лицами, независимо от форм собственности, источников финансирования и ведом-
ственной принадлежности, а также федеральными и региональными органами ис-
полнительной власти, координирующим и контролирующим деятельность особо
опасных предприятий и объектов, необходимо ускорить разработку:
проекта базового федерального закона «О физической защите особо опасных
производств и объектов в Российской Федерации»;
Методических рекомендаций по категорированию объектов науки, промышлен-
ности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и
диверсионно-террористической уязвимости и Методических рекомендаций по оцен-
ке достаточности мероприятий по физической защите и охране предприятий и ор-
ганизаций от существующих и прогнозируемых диверсионных и террористических
286
угроз внутреннего и внешнего характера, а также разработать типовой паспорт ан-
титеррористической защищенности объекта.
В целях оптимизации процесса определения органами надзора величины финан-
сового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в резуль-
тате аварии ГТС необходимо разработать и утвердить единый порядок согласования
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации расчетов веро-
ятного вреда, причиненного в результате аварии ГТС.
Учитывая изложено, представляется необходимым в качестве наиболее эффек-
тивного решения комплекса проблем в сфере безопасности ГТС, накопившихся за
последние годы, выйти с предложением в Правительство Российской Федерации
дать поручение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти
подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект правитель-
ственного нормативного акта «О мерах по обеспечению безопасности ГТС на тер-
ритории Российской Федерации», а также приступить к разработке федеральной це-
левой программы «Повышение безопасности ГТС», реализация которой позволит
предотвратить значительный материальный, экологический и социальный ущерб.
Сведения о проведенной контрольной и профилактической работе по вопросам
безопасности и технического состояния гидротехнических сооружений объектов
промышленности и энергетики поднадзорных организаций за 2005 год
ИТОГ ПО РОССИИ
Показатели
Ед.
Всего по
Отраслевые группы организаций
п/п
изм.
России
Горно-
Химичес-
Уголь-
Метал-
Энерге-
добываю-
кая
ная
лургиче-
тика
щая
ская
1
Количество организа-
шт.
533
127
99
85
49
173
ций промышленности
и энергетики, имею-
щих гидротехнические
сооружения (ГТС)
2
Численность служб
чел.
9892
3247
2089
563
1118
2875
эксплуатации ГТС,
всего в том числе:
2.1
лиц, имеющих специ-
чел.
664
153
75
10
18
408
альное образование в
области эксплуатации
ГТС;
2.2
лиц, прошедших об-
чел.
1366
315
367
160
192
332
учение на специаль-
ных курсах и атте-
стованных органами
Ростехнадзора
3
Количество инспек-
чел.
164
43
38
14
19
50
торов Ростехнадзора,
осуществляющих над-
зор за безопасностью
ГТС
4
Количество накопи-
шт.
726
218
282
119
107
0
телей жидких отходов
промышленности, все-
го в том числе:
287
ИТОГ ПО РОССИИ
Показатели
Ед.
Всего по
Отраслевые группы организаций
п/п
изм.
России
Горно-
Химичес-
Уголь-
Метал-
Энерге-
добываю-
кая
ная
лургиче-
тика
щая
ская
4.1
эксплуатируемых
шт.
634
176
254
109
95
0
4.2
строящихся
шт.
11
7
0
1
3
0
4.3
выведенных из эксплу-
шт.
81
35
28
9
9
0
атации (законсервиро-
ванных, рекультивиро-
ванных)
4.4
хвостохранилища
шт.
516
163
191
73
89
0
(шламонакопители,
шламохранилища),
всего в том числе:
4.4.1
намывные
шт.
104
63
35
0
6
0
4.4.2
наливные
шт.
415
100
159
73
83
0
4.5.
водохранилища (тех-
шт.
50
28
10
8
4
0
нологические водо-
емы)
4.6.
гидроотвалы
шт.
23
7
0
14
2
0
4.7.
золоотвалы (золошла-
шт.
14
6
2
1
5
0
монакопители, гидро-
накопители)
4.8.
илонакопители
шт.
25
1
11
10
3
0
4.9.
пруды (отдельно рас-
шт.
92
10
65
13
4
0
положенные водоемы
для техногенных вод:
испарители, усредни-
тели, аварийные, регу-
лирующие, буферные)
5
Количество комплек-
шт.
394
0
0
0
0
394
сов ГТС объектов энер-
гетики, всего в том чис-
ле:
5.1
золошлакоотвалы
шт.
131
0
0
0
0
131
5.2
гидроузлы
шт.
161
0
0
0
0
161
5.3
водохранилища
шт.
102
0
0
0
0
102
6
Количество ГТС по
шт.
1120
218
282
119
107
394
классам, всего в том
числе:
6.1
I
шт.
66
13
0
1
3
49
6.2
II
шт.
179
46
8
9
8
108
6.3
III
шт.
178
46
33
15
14
70
6.4
IV
шт.
697
113
241
94
82
167
7
Количество накопите-
шт.
857
218
282
119
107
131
лей по классам опас-
ности складируемых
отходов:
7.1
I
шт.
3
1
1
0
1
0
7.2
II
шт.
20
5
14
0
1
0
7.3
III
шт.
65
15
36
0
8
6
288
ИТОГ ПО РОССИИ
Показатели
Ед.
Всего по
Отраслевые группы организаций
п/п
изм.
России
Горно-
Химичес-
Уголь-
Метал-
Энерге-
добываю-
кая
ная
лургиче-
тика
щая
ская
7.4
IV (V)
шт.
769
197
231
119
97
125
8
Общий объем заскла-
млн.
10675,404
7156,036
487,4242
592,53
382,937
1461,223
дированных в нако-
м3
пителях и золошлако-
отвалах отходов (твер-
дых отходов с водой) в
том числе
8.1
общий объем засклади-
млн.
9137,9506
5986,406
206,063-
24,34
1393,8676
1134,732
рованных в накопите-
м3
952
лях твердых отходов;
8.2
общий объем воды в
млн.
1910,8838
1119,509
256,581-
9,19
69,805
257,53537
накопителях
м3
448
9
Количество накопите-
шт.
857
218
282
119
107
131
лей и золошлакоотва-
лов с максимальным
объемом заскладиро-
ванных отходов (твер-
дых с водой):
9.1
до 100 тыс.м3;
шт.
426
117
163
43
61
42
9.2
от 100 тыс.м3 до 1 млн.
шт.
227
38
76
46
35
32
м3;
9.3
более 1 млн.м3
шт.
204
63
43
30
11
57
10
Количество водохра-
шт.
263
0
0
0
0
263
нилищ и гидроузлов с
объемом воды:
10.1
до 1 млн.м3
шт.
124
0
0
0
0
124
10.2
от 1 до 10 млн.м3
шт.
52
0
0
0
0
52
10.3
более 10 млн.м3
шт.
86
0
0
0
0
86
11
Классификация ГТС
по уровню безопасно-
сти:
11.1
нормальный
шт.
950
209
233
109
106
293
11.2
пониженный
шт.
153
8
49
2
1
93
11.3
неудовлетворитель-
шт.
16
1
0
7
0
8
ный
11.4
опасный
шт.
1
0
0
1
0
0
12
Количество проведен-
ед.
1408
358
200
345
122
383
ных обследований ГТС,
всего в том числе:
12.1
комплексных
ед.
248
66
26
41
19
96
12.2
целевых
ед.
1052
206
172
277
86
311
13
Выявлено и предпи-
ед.
5290
2114
728
788
337
1323
сано к устранению на-
рушений, всего в том
числе:
13.1
отсутствие рабочей до-
ед.
542
221
108
36
28
149
кументации;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..