ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 16

 

 

241
Аналогичное разрушение барабана из стали 16 ГНМ с толщиной стенки 92 мм
имело место при попытке проведения гидравлического испытания котла типа
БКЗ-420-140-4 на Курганской ТЭЦ.
В сентябре 2005 года при проведении работ по техническому диагностированию
оборудования ТЭЦ-12 ОАО «Иркутскэнерго», отработавшего срок службы, эксперт-
ной организацией ОАО «УралОРГРЭС» было установлено, что механические свой-
ства металла барабанов двух энергетических котлов ТП-30 не соответствуют требо-
ваниям безопасности. Эксплуатация котлов была запрещена.
Как показывает анализ выявленных территориальными органами Ростехнадзора
нарушений требований правил безопасности 44% из них связаны с неисправным
состоянием технических устройств, 56% — с недостатками в организации произ-
водственного контроля. При этом основные причины приостановок оборудования
в 2005 году — отсутствие устройств безопасности, технические неисправности, экс-
плуатация оборудования без проведения экспертизы промышленной безопасности,
несвоевременное проведение освидетельствования технических устройств. Однако
следует отметить, что основная масса аварий и смертельных случаев связана с низким
уровнем производственной и технологической дисциплины, недостаточными знани-
ями требований безопасности специалистами и обслуживающим персоналом, допу-
ска к эксплуатации оборудования необученного и неаттестованного персонала.
В 2005 году 596 инспекторами по надзору за оборудованием, работающим под
давлением, было проведено 33057 обследований, при которых выявлено 253687 на-
рушений требований промышленной безопасности, в том числе 11788 нарушений
лицензионных требований и условий. Приостанавливалась эксплуатация 5764 объ-
ектов котлонадзора, по инициативе инспекторов привлечено к ответственности
6686 нарушителей требований правил и норм по промышленной безопасно-
сти, в том числе 2581 человек подвергнуты штрафным санкциям на общую сумму
6565,4 тыс. руб., на 48 человек материалы переданы в органы прокуратуры.
За организациями, осуществляющими изготовление объектов работающих под
давлением, их монтаж и пусконаладку, а также осуществляющими подготовку и ат-
тестацию сварщиков и специалистов сварочного производства, подготовку и ат-
тестацию специалистов неразрушающего контроля вели надзор 265 инспекторов.
Ими было проведено 2261 обследование, в том числе оперативных — 1823, целе-
вых — 373, комплексных — 65. В результате 14801 выявленного нарушения требо-
ваний промышленной безопасности приостанавливалось 222 производства, в том
числе 95 производств на срок более 1 смены. С участием представителей территори-
альных органов аттестовано 15403 сварщика, 3968 специалистов сварочного произ-
водства, 3993 специалиста неразрушающего контроля, связанных с изготовлением
объектов, работающих под давлением. Территориальными органами Ростехнадзора
выдано 258 разрешений на применение технических устройств.
В 2005 году территориальные органы продолжали осуществлять контроль за про-
хождением теплогенерирующими организациями осенне-зимнего периода 2004-
2005 годов.
За период с 1 января по 1 мая 2005 года территориальными органами было обсле-
довано 528 электростанций, 5239 отопительно-производственных, 8480 отопитель-
ных котельных. В ходе проверок было выявлено и предписано к устранению более
136 тыс. нарушений правил и норм безопасности, за допущение которых привлече-
ны к ответственности 4505 должностных лиц, в том числе подвергнуты штрафным
242
санкциям 1720 человек на общую сумму штрафов 3631,1 тыс. руб., 1992 работника
были отстранены от работы из-за неудовлетворительных знаний и нарушений тре-
бований правил, норм и инструкций по промышленной безопасности. Из-за не-
удовлетворительного технического состояния приостанавливалась эксплуатация
2660 котлов, 309 сосудов, 180 трубопроводов, подконтрольных Ростехнадзору.
Осуществляя контроль за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжаю-
щих организациях при подготовке к работе в осенне-зимний период 2005-2006 го-
дов, территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору с 1 мая по 31 октября 2005 года провели обследования
1039 (50%) электростанций, 37577 (46%) отопительных и 10539 (47,3%) отопитель-
но-производственных котельных, 22559 (55 %).
Проведенные за этот период проверки показали, что в большинстве регионов
Российской Федерации подготовка к отопительному сезону проведена в соответ-
ствии с намеченными планами.
Под контролем территориальных органов Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору в организациях за этот период было
проведено техническое диагностирование 4008 котлов, 2113 сосудов, работающих
под давлением, 414 км трубопроводов пара и горячей воды, отработавших расчет-
ный срок службы, смонтировано и пущено в эксплуатацию 1322 котла, 157 сосудов,
458 км трубопроводов пара и горячей воды.
По требованию территориальных органов Федеральной службы по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору было демонтировано 795 котлов,
287 сосудов, 31 км трубопроводов пара и горячей воды, представляющих потенци-
альную угрозу для населения и окружающей среды.
Запланированные ремонты теплоэнергетического оборудования в основном вы-
полнены.
При подготовке к работе в осенне-зимний период на электростанциях отре-
монтировано 1017 (93%) энергетических котлов, 1144 (98,5%) водогрейных котла,
760 (94%) турбин, 830 (95%) генераторов, 11600 (99,6%) км тепловых сетей,
1674 (100,4%) центральных тепловых пункта.
В организациях жилищно-коммунального хозяйства и других ведомств проведен
ремонт 65900 (92%) котельных, 107871 (96,7%) км тепловых сетей, 19603 (98%) цен-
тральных тепловых пунктов.
В ходе проверок было выявлено свыше 480 тыс. нарушений норм и правил без-
опасности при эксплуатации теплоэнергетического оборудования, привлече-
ны к ответственности 13204 должностных лица и работника, из них оштрафовано
7386 человек на сумму 14215 тысяч рублей, отстранены от работы из-за неудовлет-
ворительных знаний правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ
6998 человек (руководители, специалисты и рабочие).
При этом было установлено, что в 3206 организациях неудовлетворительно функ-
ционирует производственный контроль, 5232 организации не полностью укомплек-
тованы обученным и аттестованным персоналом.
По причине грубых нарушений правил промышленной безопасности, несвоев-
ременного проведения технического диагностирования и освидетельствования при-
останавливалась эксплуатация 1981 котла, 308 сосудов, 100 км трубопроводов пара
и горячей воды.
243
По всем случаям выявленных нарушений правил безопасности были выданы
предписания с конкретными сроками устранения нарушений. Информация об ор-
ганизациях, допустивших нарушения требований безопасности, направлялась ру-
ководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления, в средства массовой информации. За указанный период
времени по этим вопросам было направлено 3738 писем, подготовлено и опублико-
вано в средствах массовой информации 252 статьи. По фактам грубейших наруше-
ний правил безопасности направлялись представления в органы прокуратуры.
В ходе проверок представители территориальных органов Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору принимали участие в прове-
дении в соответствии с Положением об оценке готовности электро- и теплоснабжаю-
щих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденным Минпромэнерго
25.08.2004, оценки готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе
в осенне-зимний период 2005-2006 годов и выдаче им паспортов готовности.
С 1 ноября 2005 года территориальные органы Ростехнадзора приступили к кон-
тролю за прохождением отопительного периода 2005-2006 годов. В период с 1 ноя-
бря по 31 декабря 2005 года под контролем территориальных органов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в теплогенери-
рующих организациях было проведено техническое диагностирование 1816 котлов,
917 сосудов, работающих под давлением, 270 км трубопровода пара и горячей воды,
отработавших расчетный срок службы. Было демонтировано 330 котлов, 75 сосудов,
26 км трубопроводов пара и горячей воды, представляющих потенциальную угрозу
для населения и окружающей среды.
В ходе проведенных органами Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору проверок за этот период было выявлено около
116 тыс. нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации теплоэнергетиче-
ского оборудования, привлечены к ответственности 2427 должностных лиц и работ-
ников, из них оштрафовано 1574 человека на сумму 53725 тыс. рублей, отстранены
от работы из-за неудовлетворительных знаний правил, норм и инструкций по без-
опасному ведению работ 1293 человека (руководители, специалисты и рабочие).
По причине грубых нарушений правил промышленной безопасности, несвоев-
ременного проведения технического диагностирования и освидетельствования при-
останавливалась эксплуатация 345 котлов, 110 сосудов, 70 км трубопроводов пара
и горячей воды.
При проверках было установлено, что на 1559 обследованных теплогенерирую-
щих предприятиях неудовлетворительно функционировал производственный кон-
троль, 1805 организаций не полностью укомплектованы обученным и аттестован-
ным персоналом.
Информация о проделанной территориальными органами Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору и сведения об электро- и
теплоснабжающих организациях, в которых сложилось наиболее неблагоприятное
положение дел с состоянием безопасности при подготовке и прохождении осенне-
зимнего периода 2005-2006 годов направляется в Контрольное управление Президента
Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Анализ случаев прекращения теплоснабжения населения и объектов социаль-
ной сферы показывает, что их основными причинами продолжают оставаться вет-
244
хое состояние водоводов, прекращение подачи электроэнергии, неквалифициро-
ванные действия обслуживающего персонала, отсутствие топлива и применение в
котельных непроектных видов топлив. Так, например, в декабре 2005 г. в условиях
низких температур в п. Огоджа, Селемджинского р-на, Амурской области возник-
ла чрезвычайная ситуация на тепловых сетях. Основной причиной чрезвычайной
ситуации явилась авария на водоводе, возникшая при температуре наружного воз-
духа — 42 0С. Для того, чтобы сохранить источник теплоснабжения (центральную
котельную) было принято решение поставить его на внутреннюю циркуляцию и
слить воду из системы теплоснабжения «Нижнего поселка». В результате этого зна-
чительная часть магистральной теплотрассы и внутридомовых сетей поселка была
разморожена. Без тепла остались 101 дом со 153 квартирами, в которых проживали
443 человека. На устранение аварии было затрачено три дня.
Основными нарушениями лицензионных требований и условий по-прежнему
остаются: несоблюдение требований зако- нодательства в области промышленной
безопасности (отсутствие страховок, нарушение сроков проведения технического
освидетельствования и диагностирования), низкий уровень проведения производ-
ственного контроля, формальный к нему подход, отсутствие запасов финансовых
средств для ликвидации возможных аварий или не заключение договоров страхова-
ния на ликвидацию возможных аварий.
В то же время отдельные предприятия эксплуатируют оборудование без лицен-
зий на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов. Так, например,
в Московской области без таких лицензий эксплуатировались опасные производ-
ственные объекты, на которых применяется оборудование, работающее под давлени-
ем, на предприятиях ООО «Старпауэр» (г. Лыткарино), ОАО «Зарайский молочный
завод», ОАО «Гидросталь» (г. Чехов), ООО «Пепсико Холдингс» (Солнечногорский
р-он), ООО «Весна» (п. Истра, Красногорский р-он), МУРЭП «Голицино». По ре-
зультатам обследований были вынесены и направлены в судебные органы протоко-
лы об административных нарушениях юридических лиц.
Для повышения безопасности при эксплуатации оборудования, работающего
под давлением, необходимо продолжить организацию работ по техническому пе-
ревооружению оборудования тепловых электростанций и котельных, продлению
срока службы этого оборудования на основании результатов его технического диа-
гностирования.
Особое внимание при контрольной и надзорной деятельности следует уделять
созданию эффективных систем управления промышленной безопасностью, орга-
низации действенного производственного контроля за соблюдением требований
промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также повы-
шению квалификации специалистов и персонала, связанных с эксплуатацией этих
объектов.
В связи с большим объемом работ по реализации Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях требуется создание или усиление в терри-
ториальных органах юридических служб.
Для повышения эффективности контроля и надзора необходимо исключить ду-
блирование функций между отдельными видами надзора, а также разработать еди-
ную для всех видов надзора нормативную документацию по классификации, учету
и расследованию аварий и инцидентов.
245
2.2.19. Объекты, на которых используются стационарно установленные
грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения
На 101437 поднадзорных предприятиях и организациях эксплуатируется
719564 подъемных сооружения, в том числе: 250462 крана; 447766 лифтов; 225 под-
весных канатных дорог; 3 фуникулера; 2778 эскалаторов; 653 грузопассажирских
строительных подъемника; 17677 автоподъемников (вышек).
Как показывают приведенные статистические данные, количество поднадзор-
ных предприятий увеличилось на 3889 единиц, а подъемных сооружений сократи-
лось на 2072 единицы.
Крановый парк России в этом году уменьшился на 8478 единиц, однако количе-
ство некоторых видов подъемной техники увеличивается. Так, например, в 2005 году
по сравнению с 2004 годом прирост лифтового парка составил 5031 лифт, количе-
ство пассажирских канатных дорог увеличилось на 61 %, грузопассажирских стро-
ительных подъемников и подъемников для инвалидов — на 50%, эскалаторов — на
30 %.
Динамика травматизма со смертельным исходом и
аварийности при эксплуатации подъемных сооружений
700 000
120
600 000
100
500 000
80
400 000
60
50
45
44
45
48
37
39
35
34
300 000
40
200 000
20
100 000
0
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Объекты подъемных сооружений
Смертельно травмированных
Количество аварий
В 2005 году на предприятиях, где эксплуатируются подъемные сооружения, про-
изошло 48 аварий, что на 2 меньше, чем в 2004 году. Материальный ущерб от аварий
в 2005 году составил около 60 млн. руб.
Из 48 аварий 12 (26%) произошло на автомобильных кранах, что в 3 раза больше,
чем в 2004 году. С 4 до 6 выросло число аварий на автоподъемниках (вышках). Также
в 2005 году произошло 4 аварии на портальных кранах, хотя в 2004 году аварий на
кранах этого типа не было. Однако, нужно заметить, что на 55 % снизилась аварий-
ность на башенных кранах (с 20 аварий в 2004 году до 9 в 2005 году) и на гусеничных
кранах (с 8 до 5 аварий). Также на 37 % уменьшилось количество аварий при эксплу-
атации козловых кранов (с 8 аварий в 2004 году до 5 аварий в 2005 году).
246
Аварийность по видам подъемных сооружений в 2005 г.
Башенные 9
Автоподъемники 6
19 %
13 %
Козловые 5
10 %
Автомобильные 12
26 %
Гусеничные 5
10 %
Портальные 4
Лифты 1
8 %
2 %
Мостовые 1
Железнодорожные 2
Пневмоколесные 3
2 %
4 %
6 %
Больше половины (59%) аварий произошло по техническим причинам, в основ-
ном из-за неудовлетворительного состояния технических устройств (30%) (из-за
неисправности приборов безопасности — 16%) и нарушения технологии производ-
ства работ (25%). Высоким остается количество аварий, произошедших на опасных
производственных объектах по организационным причинам (40%), в основном из-
за неправильной организации производства работ (13%), неэффективности или от-
сутствия производственного контроля за соблюдением требований промышленной
безопасности (12%) и нарушения технологической дисциплины или неправильных
действий обслуживающего персонала (9%).
Опасные факторы и количество аварий на подъемных сооружениях в 2004 и 2005 г.г.
Опасные факторы
Количество аварий
2004 г.
2005 г.
+/-
Некачественное изготовление технических устройств
2
2
-
Неисправность технических устройств
12
15
+3
Неисправность приборов и устройств безопасности
17
15
-2
Неудовлетворительный контроль за соблюдением требований про-
6
5
-1
мышленной безопасности
Нарушение технологической и трудовой дисциплины, неправиль-
6
6
-
ные или несогласованные действия обслуживающего персонала
Низкий уровень знаний требований промышленной безопасности
4
3
-1
Прочие
3
2
-1
Всего:
50
48
-2
Так, 17.03.2005 г. в ООО «Новаторский ЛПХ» (г. Великий Устюг) при подъеме
пачки древесины весом около 6 т башенным краном КБ-572 произошел обрыв гру-
зового каната, погиб стропальщик. При расследовании установлено, что обрыв ка-
ната произошел из-за потери его прочности в результате износа и обрыва проволок
по причине истирания сошедшего с блока каната об ось блока и болты крюковой
подвески.
06.10.2005 г. в ООО «Причал СКЗ» (г. Семикаракорск) во время подъема грейфе-
ра с металлоломом портальным краном «Ганц» произошло падение стрелы и контр-
груза. Основные причины — неоднократные превышения допустимой грузоподъ-
247
емности (71 раз за период эксплуатации), что привело к появлению и дальнейше-
му развитию трещин в косынках стойки башни; неудовлетворительное состояние
болтовых и шарнирных соединений; дефекты ремонтного сварного шва проушины
шарнирного соединения (ремонт выполнялся без проекта).
Всего в 2005 году при эксплуатации подъемных сооружений были смертельно
травмированы 98 человек.
Причины несчастных случаев со смертельным исходом на подъемных сооружениях и
число погибших в 2004 и 2005 гг.
Причина
2004 г.
2005 г.
+/-
п/п
1
Падение груза в результате:
- применения неисправных или не соответствующих весу и
24
22
-2
характеру груза грузозахватных приспособлений, нарушение
схем строповки
- неправильного складирования, нарушения складирования
1
5
+4
грузов
2
Падение крана в результате:
- неправильной его установки
4
3
-1
- перегруза, неисправности приборов безопасности
3
4
+1
3
Травмирование:
- самопроизвольно переместившимся грузом из-за подъема
-
-
-
его при наклонном положении грузовых канатов (подъем за-
щемленного груза)
- электрическим током из-за нарушений требований безопас-
10
6
-4
ности при работе кранов вблизи ЛЭП
- механизмами работающих кранов при выходе людей на кра-
6
2
-4
новые пути
- грузом, механизмами технических устройств при нахожде-
17
24
+7
нии людей в опасной зоне работы кранов
4
Разрушение:
- кранов или их механизмов из-за содержания технического
10
7
-3
устройства в неисправном состоянии
- кранов (механизмов) из-за некачественного изготовления
1
-
-1
их на заводе-изготовителе
5
- из-за неисправности лифта или блокировочных устройств
4
3
-1
- из-за неквалифицированных действий персонала, обслу-
2
4
+2
живающего лифты
- из-за нарушения правил пользования лифтами
2
3
+1
- при проникновении подростков в шахту недозволенным
1
1
-
образом
Прочие факторы
12
14
+2
6
97
98
+1
55% несчастных случаев произошли по организационным причинам, в основном
из-за неэффективности или отсутствия производственного контроля за соблюдени-
ем требований промышленной безопасности (16%), нарушения технологической
дисциплины и неправильных действий обслуживающего персонала (15%) и непра-
вильной организации производства работ (14%).
248
Вместе с тем нужно отметить, что, например, число погибших, пораженных элек-
трическим током из-за нарушений требований безопасности при работе кранов
вблизи ЛЭП, сократилось в 1,6 раза, травматизм при выходе на крановые пути со-
кратился в 3 раза. Однако число людей, погибших при нахождении в опасной зоне
работы кранов, увеличилось на 40 %, а в результате падения груза из-за неправиль-
ного его складирования — в 4 раза.
Количество групповых несчастных случаев на подъемных сооружениях уменьши-
лось на 15 % (с 13 случаев в 2004 г. до 11 в 2005 г.). При этом количество смертельно
травмированных в групповых несчастных случаях уменьшилось на 36 % (с 14 чело-
век в 2004 г. до 9 в 2005 г.).
13.04.2005 г. в г. Волгограде на ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» произошло стол-
кновение мостового крана и автоподъемника, в результате чего колено стрелы подъ-
емника деформировалось и люлька с двумя электросварщиками упала. Рабочие по-
лучили тяжелые травмы. В ходе расследования было установлено, что работа про-
ходила без наряда-допуска при нахождении людей в люльке подъемника в опасной
зоне работы мостового крана. Эксплуатация мостового крана была запрещена.
11.05.2005 г. в г. Нефтеюганске бригада электромонтеров ОАО «Югорская
Территориальная Энергетическая Компания — Нефтеюганск» выполняла работы по
капитальному ремонту ВЛ-0,4кВ с применением автогидроподъемника АГП-22-04.
Во время работы произошел излом среднего колена вышки в районе сочленения с
нижним коленом, в результате чего произошло падение среднего и верхнего колена
с находящимися в люльке двумя электромонтерами, которые получили при этом тя-
желые травмы. Одной из основных причин данной аварии явилось нарушение тех-
нологии производства работ при изготовлении АГП-22-04 на заводе-изготовителе.
24.12.2005 г. в г. Москве на строительстве жилого дома при перемещении башен-
ным краном Потайн МС-120 поддона с кирпичом (200 шт.) произошло падение части
кирпича (примерно 15 шт.) на разнорабочих, находящихся на стройплощадке, с вы-
соты 73 м, в результате чего четверо рабочих получили травма различной тяжести.
82 (84%) несчастных случая из 98 произошли на кранах, 11 случаев — на лифтах
и 5 случаев — на автоподъемниках.
Самый высокий уровень смертельного травматизма — на автокранах — 24 случая
(24,5%). На мостовых кранах в 2004 году произошло 20 несчастных случаев (20%),
на башенных — 16 (16%), на гусеничных — 10 (10%) и козловых — 10 (10%).
19.05.2005 г. в г. Белоярский на строительстве жилого дома при монтаже стено-
вой панели с использованием автомобильного крана КС-3577-4 произошло просе-
дание свеженасыпанного грунта под боковыми опорами, опрокидывание крана, в
результате чего падающей панелью был смертельно травмирован находящийся вну-
три строящегося дома плотник. Причины — перегруз крана в 3 раза вследствие от-
сутствия ОГП, установка крана на неподготовленную площадку, нахождение посто-
ронних лиц в опасной зоне работы крана, эксплуатация крана была запрещена ин-
спектором Ростехнадзора.
20.06.2005 г. на строительной площадке в г. Челябинске при перемещении гусе-
ничным краном СКГ-40 емкости с водой на перекрытие 10 этажа (отм. 30 м) про-
изошло разрушение части кирпичной кладки пилона здания элементами устрой-
ства против запрокидывания маневрового гуська. Упавшими кирпичами было раз-
рушено остекление кабины гусеничного крана и крановщик, находящийся внутри
кабины, получил смертельную травму. В ходе расследования было отмечено несо-
249
ответствие ППРк требованиям безопасности и необеспечение безопасных условий
труда, а также установлен факт грубой неосторожности самого пострадавшего, сте-
пень вины — 30 %.
22.07.2005 г. в г. Алексин Тульской области в формовочном цехе № 2 ООО
«Управляющая компания железобетонных изделий — 480» в момент опускания ба-
дьи с бетоном с помощью мостового крана произошло выпадание одного из крюков
двухветвевого стропа, а затем и второго с петель бадьи. Падающей бадьей массой 1 т
был смертельно травмирован слесарь-ремонтник. Причина — неисправность пре-
дохранительного замка крюка двухветвевого стропа.
21.11.2005 г. в г. Чите на базе металлоконструкций ООО «БМЛК» при погрузке
в полувагон пакета прутковой арматурной стали козловым краном КПБ-10М был
смертельно травмирован рабочий, находившийся в полувагоне. Причина — нахож-
дение в опасной зоне.
в 2005 году имели место неудовлетворительно проведенные расследования аварий
и несчастных случаев, происшедших при эксплуатации подъемных сооружений.
Так, 07.06.2005 г. произошел несчастный случай со смертельным исходом на строи-
тельстве доме (ООО «Новокузнецкий домостроительный комбинат», г. Новокузнецк).
Расследование возглавлял заместитель начальника Новокузнецкого отдела по над-
зору в металлургической промышленности Управления по технологическому и эко-
логическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области Головань В.В.
Расследование несчастного случая проведено без учета мнений членов комиссии
по следующим основополагающим вопросам: определение виновных лиц, допущен-
ных нарушениях, отсутствие контроля со стороны должностных лиц за выполнени-
ем работы по погрузке подкрановых балок, привлечение монтажников, не прошед-
ших обучение по специальности стропальщика, отсутствие на предприятии службы
охраны труда, не проведение аттестации рабочих мест т.е. не была обеспечена без-
опасность работника при осуществлении технологического процесса, что является
нарушением трудового законодательства, в результате чего из 6-ти членов комис-
сии, принимавших участие в расследовании, ни один не согласился с установлен-
ными в акте виновными лицами и общими выводами расследования (представите-
ли Государственной инспекция труда в Кемеровской области Федеральной службы
по труду и занятости; Государственного учреждения — Кузбасского регионального
отделения фонда социального страхования Российской Федерации филиала № 10;
Главный специалист отдела по труду администрации г. Новокузнецка, а также пред-
ставители других организаций, принимавших участие в расследовании).
Члены комиссии по расследованию несчастного случая считают, что основным
лицом, ответственным за допущенные нарушения является генеральный директор
ООО «Новокузнецкий домостроительный комбинат» Косилов А.В., а не руководитель
структурного подразделения автотранспортного управления ООО «Новокузнецкий
домостроительный комбинат» Оршанский Л.М.
Повысился уровень травматизма при эксплуатации лифтов с 9 случаев в 2004 году
до 11 в 2005 году (на 22 %). 4 случая (36,6%) произошли из-за неквалифицированных
действий персонала, обслуживающего лифты; 3 случая (27,3%) — из-за неисправно-
сти лифта или блокировочных устройств; 3 случая (27,3%) — из-за нарушения пра-
вил пользования лифтами и 1 несчастный случай (9%) — в результате проникнове-
ния подростков в шахту лифта недозволенным способом (динамика смертельного
травматизма на лифтах приведена в гистограмме №1).
250
До настоящего времени не проводятся в необходимом объеме капитальные ре-
монты, модернизация физически и морально устаревших лифтов, отработавших
нормативный срок службы, в результате более чем 23 % лифтов, эксплуатируемых
в жилом фонде выработали свой ресурс. Лифты эксплуатируются технически неис-
правными с выведенными из строя электрическими блокировками, что приводит к
частым сбоям в работе, остановкам из-за поломок и, в конечном итоге, к несчаст-
ным случаям. Снижена требовательность инспекторского состава к уровню про-
фессиональной подготовки обслуживающего персонала. Аттестационные комис-
сии организаций формально подходят к переаттестации обслуживающего персо-
нала. Неблагополучное положение сложилось с оснащением пассажирских лифтов
устройствами защиты от проникновения посторонних лиц в лифтовые шахты.
Примеры наиболее характерных несчастных случаев, происходящих при эксплу-
атации лифтов.
18.02.2005 г. произошел несчастный случай со смертельным исходом в МУЗ
«Новочебоксарская городская больница» (УТЭН по Чувашской Республике) при
эксплуатации больничного лифта. Лифтер при попытке самоэвакуации из застряв-
шей между 5 и 6 этажами кабины упал в шахту. Причины: допуск лифтера к исполне-
нию трудовых обязанностей без периодической проверки знания производственной
инструкции для лифтеров; отсутствие производственного контроля за соблюдени-
ем требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производ-
ственных объектов; невыполнение лифтером требований производственной ин-
струкции для лифтеров, запрещающей самостоятельный выход из кабины лифта
при остановке ее между этажами.
17.03.2005 г. в ГУП г. Москвы ДЭЗ района «Тимирязевский» произошел несчаст-
ный случай со смертельным исходом при эксплуатации пассажирского лифта, отрабо-
тавшего назначенный срок службы — 25 лет (установлен в 1974 году). Пострадавший
пытался проникнуть в шахту лифта через поврежденное сетчатое ограждение шахты в
районе первого этажа, начал перелезать через металлическое ограждение в приямок.
В этот момент кабина лифта пришла в движение вверх (была вызвана с 8-го этажа)
и он был смертельно травмирован движущимся вниз противовесом. Причины: не-
санкционированное проникновение постороннего в шахту лифта в зоне 1-го этажа
путем повреждения сетчатого ограждения; недостаточный производственный кон-
троль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации
лифта в ГУП.
30.11.2005 г. в ГУП ДЕЗ «Митино» г. Москва три пассажира решили спустить-
ся на лифте с 13 этажа. Они вызвали пассажирский лифт и, войдя в кабину, нажали
кнопку приказа 1-го этажа, кабина пришла в движение, но вдруг резко останови-
лась между 12- и 13-м этажами. Пассажиры сообщили об остановке лифта диспет-
черу, но не дожидаясь прихода электромеханика, открыли створки двери кабины, а
затем створки двери шахты 12-го этажа. Один из них попытался вылезти из кабины
лифта через проем между полом кабины и верхней частью дверного проема шахты
12-го этажа, но не удержался и упал в шахту лифта. Причины: на основании прото-
колов осмотра места несчастного случая и актов обследования технического состо-
яния лифта, а также объяснений свидетелей, с учетом того, что обстановка до на-
чала расследования несчастного случая не сохранена, комиссия считает, что основ-
ной причиной несчастного случая является неисправность электрооборудования
лифта; нарушение пострадавшим Правил пользования пассажирским лифтом с ав-
251
томатическим приводом дверей; неисправность связи, подающей сигнал «Авария»
на диспетчерский пункт в автоматическом режиме при срабатывании выключате-
лей безопасности.
Динамика смертельного травматизма
при эксплуатации лифтов (1994-2005 гг.)
460 000
35
30
30
440 000
28
28
25
25
420 000
20
20
18
20
18
400 000
16
15
11
380 000
13
9
10
360 000
5
340 000
0
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
В 2005 году под контролем Службы находилось 525 организаций, осуществляю-
щих изготовление подъемных сооружений и 957 организаций, осуществляющая их
монтаж и пусконаладку. В 169 организациях осуществлялась подготовка и аттеста-
ция сварщиков и специалистов сварочного производства, в 39 — подготовка и атте-
стация специалистов неразрушающего контроля. Надзор за указанными организа-
циями осуществлялся 346 инспекторами.
Было проведено 2238 обследований, что в два раза больше чем в 2004 году. В ре-
зультате выявленных нарушений требований промышленной безопасности приоста-
навливалось 694 производства, в том числе 100 производств на срок более 1 смены.
Представители Службы приняли участие в 54 предварительных испытаниях подъ-
емных сооружений, 126 — приемочных, 82 — периодических, 41 — типовых и 51-
сертификационных.
При осуществлении контроля выявлено 12648 нарушений требований правил и
норм при изготовлении подъемных сооружений (в 2004 году — 6398 нарушений), за
которые к ответственности привлечены 207 человек, в т.ч. 53- подвергнуты штраф-
ным санкциям на сумму 148 тыс. руб., на 1 человека материалы переданы в органы
прокуратуры. Проверено с участием инспекторов знание требований правил и норм
у 8940 человек организаций-изготовителей подъемных сооружений, из них 249 че-
ловек оказались неподготовленными. На коллегиях и совещаниях территориальных
органов по вопросам изготовления заслушано 66 руководителей.
Анализ деятельности эксплуатирующих организаций по повышению промыш-
ленной безопасности показал, что высоким остается процент технических устройств,
физически и морально устаревших, отработавших нормативный срок эксплуатации.
Этому вопросу уделяется большое внимание. Инспекторским составом при обследо-
252
вании предприятий проводится работа по повышению уровня промышленной без-
опасности: от владельцев подъёмных сооружений требуются графики вывода мо-
рально и физически устаревших технических устройств из эксплуатации, усилена
требовательность к специализированным организациям в части улучшения каче-
ства ремонта, реконструкции (модернизации) подъемных сооружений, расширению
материально-технической базы, качеству обучения специалистов и т.д. Экспертным
организациям при расчёте остаточного ресурса предложено обращать внимание на
соблюдение системы планово-предупредительного ремонта владельцами подъёмных
сооружений в период эксплуатации технического устройства. Техническое устрой-
ство, отработавшее нормативный срок эксплуатации, может быть зарегистрировано
только после проведения капитально-восстановительного ремонта, реконструкции
(модернизации) и оборудования его приборами безопасности в соответствии с тре-
бованиями действующих нормативных документов, а также имеющее положитель-
ное заключение экспертизы промышленной безопасности.
Вопросы повышения уровня промышленной безопасности решаются с углублён-
ным подходом к экспертизе промышленной безопасности. Экспертные организа-
ции осуществляют предварительную проверку наличия документации в эксплуа-
тирующих организации, не ослабляя работы по техническому диагностированию в
соответствии с информационными письмами Ростехнадзора, заводов-изготовите-
лей к данному типу технических устройств (КБ-403, КС-3575 и т.д.). Их выполне-
ние — обязательное требование, которое должно быть отражено в заключении экс-
пертизы.
Разработан единый подход к организации контроля за выполнением меропри-
ятий по приведению технических устройств в соответствие с требованиями норма-
тивной документации. При проведении экспертизы технических устройств требу-
ются графики дооборудования их современными приборами безопасности которые
разрабатываются владельцем подъёмных сооружений. Экспертными (специализи-
рованными) организациями указывается вид прибора, необходимый к данному типу
технического устройства.
При выдаче заключения экспертизы по промышленной безопасности техниче-
ских устройств, оборудованных современными приборами безопасности, произво-
дится считывание информации с регистратора параметров о работе подъёмного со-
оружения аттестованными специалистами, прошедшими обучение.
Основной проблемный вопрос в этом направлении — многообразие приборов
безопасности и некачественная работа некоторых из них.
Аналогичная работа, направленная на повышение уровня промышленной безо-
пасности, проводится и на лифтах. Вопросы замены, реконструкции, модернизации
и диспетчеризации пассажирских лифтов, установленных в многоэтажных жилых
домах, находятся под постоянным контролем территориальных органов.
При проведении технического освидетельствовании лифтов эксперты вскрыва-
ют нарушения и выявленные при эксплуатации лифтов отступления от требований
Правил, дают оценку работы производственному контролю, специализированным
предприятиям, а также дают рекомендации по повышению уровня промышленной
безопасности при отклонении от требований действующих нормативных докумен-
тов (отсутствие приборов безопасности, диспетчеризации).
Эффективность функционирования систем производственного контроля или си-
стем управления промышленной безопасностью определяется на основании анали-
253
за результатов надзорной деятельности и фактического состояния промышленной
безопасности на подконтрольных предприятиях, рассмотрения и согласования про-
грамм обучения по промышленной безопасности в учебных центрах и комбинатах,
аттестации руководителей и специалистов предприятий.
Анализ работы служб, осуществляющих производственный контроль показывает,
что на подконтрольных предприятиях с малой численностью, не обеспечено эффек-
тивное функционирование производственного контроля в полной мере из-за недо-
статочного количества высококвалифицированных инженерно-технических работ-
ников и отсутствия специалистов, имеющих образование, соответствующее профи-
лю производственного объекта.
Направления совершенствования системы управления промышленной безопас-
ностью необходимо выбирать с учетом специфики вида деятельности и структуры
предприятий (предприятия, имеющие возможность создания службы промышлен-
ной безопасности, и не имеющие такой возможности).
Система управления промышленной безопасностью в части производственного
контроля организована и внедрена на всех эксплуатирующих поднадзорные опас-
ные производственные объекты предприятиях.
Так, компания ОАО МОС ОТИС применяет разработанные на научной основе
передовые методы организации и ведения работ, направленные на совершенство-
вание производственных процессов, улучшение качества услуг и оборудования, по-
вышения его надежности и безопасности, а также безопасности обслуживающего
персонала и пользователей. В компании на постоянной основе проводятся незави-
симые аудиты ОFАR, целью которых является:
- оценка качества технического состояния лифтов;
- оценка состояния безопасности для обслуживающего персонала и пользова-
телей;
- оценка знания и применения персоналом процедур безопасности, направлен-
ных на снижение рисков и опасностей. Данные показатели оцениваются в баллах,
дают возможность проведения анализа и своевременного составления корректиру-
ющих мероприятий, направленных на предотвращение ошибок и упущений.
Начиная с 2003г. в ОАО МОС ОТИС введена программа «Достижение конкурент-
ного превосходства» — АСЕ, элементы которой используются во многих крупных
компаниях как за рубежом, так и в России.
Цель этой программы — совершенствование производственных процессов при
помощи универсальных, апробированных инструментов, входящих в её состав.
Начиная с 2004г. в компании внедряется программа «SIP service», целью кото-
рой является четкое определение каждого процесса, его оценка и пути его совер-
шенствования.
В 2005г. стартовала программа «Превосходство в сервисе». Цель данной програм-
мы — стать первым в сервисе среди всех компаний и максимально приблизиться к
интересам Заказчика.
Данные программы и инструментарии направлены на обеспечение качества и
безопасности при эксплуатации и монтаже лифтов и эскалаторов, что является од-
ним из основных требований Федерального закона «О промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов».
Одним из часто выявляемых недостатков организации производственного кон-
троля остаётся его формальность и несоответствие фактическим условиям произ-
254
водственной деятельности предприятий и организаций. В частности при разработке
положений об организации и осуществлении производственного контроля не учи-
тываются вопросы организации технического надзора и его взаимодействия с ли-
цами, ответственными за осуществление производственного контроля. Отсутствует
распределение прав и обязанностей между этими структурами.
Одним из основных вопросов на комплексных, целевых и оперативных обследо-
ваниях является проверка организации и осуществления производственного кон-
троля и функционирования СПК.
С целью повышения эффективности функционирования служб производствен-
ного контроля поднадзорных организаций инспекторским составом проводится ин-
формационно — консультационная работа.
В ряде регионов проводится эксперимент по внедрению производственного кон-
троля на крупных предприятиях, заключающийся в участии государственных ин-
спекторов в комиссиях служб производственного контроля. Наряду с оперативным
контролем за деятельностью СПК проводятся комплексные обследования с участием
работников служб производственного контроля и государственных инспекторов.
Внедрение системы управления промышленной безопасностью и ход реализации
других инновационных проектов, связанных с обеспечением безопасности и проти-
воаварийной устойчивости поднадзорных предприятий и объектов.
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. проводится работа по совер-
шенствованию и внедрению системы управления промышленной безопасностью
на предприятиях. Производственный контроль является составной частью СУПБ.
На всех подконтрольных предприятиях разработано и действует Положение о про-
изводственном контроле, многие предприятия имеют службу производственного
контроля. Эффективность СУПБ позволят перейти от контроля за каждым объек-
том к контролю качества функционирования систем управления, позволяет от опе-
ративных проверок перейти к оценке деятельности организации в целом по вопро-
сам промышленной безопасности. Налаженная система обмена информацией между
инспекторами и предприятиями позволяет легко контролировать качество установ-
ленных требований в области промышленной безопасности, что существенно эко-
номит время инспекторского состава.
Предприятие ОАО «Автокран» г. Иваново на основе разработанной «НАМС» ин-
новационной программы в области создания новых моделей стреловых самоходных
кранов, современных технологий по их изготовлению, методов проектирования и
расчётов, испытаний, отработки конструкции кранов с учётом результатов и поже-
ланий от эксплуатирующих организаций в 2005 году выпустило целую гамму кранов
повышенной грузоподъёмности с улучшенными техническими характеристиками
с применением высокопрочных сталей, современных приборов безопасности и си-
стем защиты от перегрузок, широкого применения качественного гидрооборудова-
ния, узлов и механизмов собственного изготовления, что подтверждено сертифи-
катами соответствия и положительными заключениями при проверках инспекти-
рующими организациями. В 2006 начнётся выпуск востребованных перспективных
грузоподъёмных кранов нового поколения типа КС-59712, КС-59713.
Другим инновационным проектом в системе управления промышленной безопас-
ностью является разработка и производство новых приборов безопасности для грузо-
подъемных машин. В Российской Федерации изготовлением приборов и устройств
безопасности занимается 16 предприятий. Общее количество приборов безопасно-
255
сти, изготовленных предприятиями Российской Федерации в 2005 году, составля-
ет около 17000 комплектов. Предприятиями выпускается вся номенклатура прибо-
ров и устройств безопасности, применяемых для оснащения всех типов грузоподъ-
ёмных машин при их изготовлении, а также в условиях эксплуатации. Проводятся
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых
приборов безопасности, таких как ОНК-160С, ОНК-160Э регистратор параметров
с функциями ограничителя грузоподъёмности ОАО АПЗ г. Арзамас; ДН-3 ограни-
читель предельного груза, автономный регистратор параметров для башенных кра-
нов РП-БК-1 разработки и производства ООО «Яуза-10» г. Мытищи Московской
области и другие. Ведутся работы по техническому обслуживанию, монтажу и ре-
монту приборов безопасности грузоподъёмных машин во всех регионах Российской
Федерации, в состав сервисной сети союза предприятий эксплуатационного сопро-
вождения приборов безопасности входят 81 предприятие, которые расположены в
55 регионах Российской Федерации.
В июне 2005 года было проведено заседание секции научно-технического со-
вета Ростехнадзора с повесткой дня «О возможности применения на территории
Российской Федерации пассажирских лифтов фирмы «ThyssenKrupp Aufzuge»
(Германия) модели «TWIN» с двумя кабинами, расположенными в одной шахте.
Принято решение провести экспертной организацией всесторонние поэтапные
испытания узлов безопасности и лифтов в целом на соответствие их требованиям
«Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов», а также другой норматив-
ной документации по промышленной безопасности, действующей в Российской
Федерации; провести сертификацию лифтов в установленном порядке; принять
окончательное решенное о возможности применения на территории Российской
Федерации пассажирских лифтов типа «TWIN» после представления фирмой экс-
пертного заключения и сертификата соответствия.
Общие проблемы обеспечения промышленной безопасности опасных производ-
ственных объектов связаны с продолжающимся процессом старения основных фон-
дов, технологий и технических устройств, низкими темпами реконструкции уста-
ревших производств и несвоевременной заменой оборудования, средств контроля
и автоматизации на новые образцы, отвечающие требованиям и нормам промыш-
ленной безопасности.
В основном, приведение технических устройств в соответствие с требованиями
НТД и промышленной безопасности осуществляется путем проведения экспертно-
диагностических обследований, дооснащения необходимыми приборами и устрой-
ствами безопасности, проведением капитально- восстановительных ремонтов, но
эти вопросы решаются сложно.
Общими проблемами и факторами риска, оказывающими влияние на состояние
промышленной безопасности остаются:
высокая степень износа основных производственных фондов оборудования и тех-
нических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
низкий уровень производственной и технологической дисциплины;
нехватка квалифицированных специалистов, низкий уровень подготовки и пе-
реподготовки специалистов, недостаточный уровень знаний требований промыш-
ленной безопасности;
неустойчивое финансовое положение многих организаций, недостаточное выде-
ление владельцами средств на выполнение мероприятий, направленных на улучше-
256
ние состояния промышленной безопасности, на подготовку и переподготовку ка-
дров, на привлечение квалифицированных специалистов и работников, создание
привлекательных условий для работы.
2.2.20. Электрические станции и сети, электроустановки потребителей
Анализ основных показателей надзорной деятельности.
Управление по надзору в электроэнергетике, являясь основным подразделением
центрального аппарата Службы, осуществляющим функции государственного энер-
гетического надзора, выполняет задачи по организации и осуществлению контро-
ля и надзора за соблюдением требований по безопасной эксплуатации объектов по
производству электрической и тепловой энергии, электрических и тепловых сетей,
энергопотребляющих установок, а также за соблюдением безопасности сооружений
на объектах промышленности и энергетики.
В прошедшем году Управлением по надзору в электроэнергетике и территориаль-
ными органами по технологическому и экологическому надзору проделана большая
работа по обеспечению надежной эксплуатации и безопасного обслуживания энер-
гетического оборудования и сетей. Выполнение данной задачи проходило в услови-
ях реформирования ОАО РАО «ЕЭС России», в период образования большого ко-
личества отдельных компаний по генерации, транспортировке и реализации элек-
трической и тепловой энергии.
Число объектов электроэнергетики поднадзорных в 2005 году Федеральной служ-
бе по экологическому, технологическому и атомному надзору в целом по России со-
ставило около 3 млн., в том числе:
- 700 тепловых электростанций и блок-станций;
- более 26 тысяч малых (технологических) электростанций;
- более 800 тысяч потребителей тепловой энергии;
- более 2 млн. потребителей электрической энергии.
В июле-сентябре 2005 года Управлением по надзору в электроэнергетике организо-
ваны целевые проверки Управлений по технологическому и экологическому надзору
Ростехнадзора по Республике Карелия, Республике Башкортостан, Новосибирской
области и Приморскому краю, а также отдельных поднадзорных предприятий и ор-
ганизаций. В этот же период Центральной аттестационной комиссией Службы осу-
ществлена проверка знаний руководящего персонала УТЭН расположенных в со-
ответствующих федеральных округах.
За отчетный период инспекторским составом территориальных органов по тех-
нологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проведено более 140 тысяч
обследований по контролю организации безопасной эксплуатации и технического
состояния оборудования и основных сооружений электростанций, электрических
и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, электрических и тепловых уста-
новок потребителей. В ходе проверок выявлен низкий уровень организации и неу-
довлетворительное состояние дел по следующим направлениям:
- развитие производства для удовлетворения потребностей в электрической и те-
пловой энергии;
- обеспечение эффективной работы электростанций и сетей, выполнение меро-
приятий по энергосбережению и использованию вторичных энергоресурсов;
- повышение надежности и безопасности работы оборудования и сетей, зданий
и сооружений, систем управления;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..