ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 14

 

 

209
ГОК». На угольных разрезах Кузбасса прошли испытания и разрешено применение
эмульсионного взрывчатого вещества Аква-Гран, изготавливаемого в смесительно-
зарядной машине СЗМ-10Г в процессе заряжания скважин. Завершены испытания
и разрешено применение патронированного эмульсионного взрывчатого вещества
Эмульсолит П в качестве скважинных зарядов в забоях подземных выработок руд-
ников и шахт, не опасных по газу или пыли. Также после успешных промышлен-
ных испытаний на земной поверхности допущено к применению патронированное
ЭВВ Эмуласт АС-30ФП.
В ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» принято в эксплуатацию производство
компонентов водногелевого взрывчатого вещества «Риофлекс» по испанской техно-
логии. Указанное взрывчатое вещество и смесительно-зарядные машины «Трейдстар-
ВГ» для его изготовления допущены к применению при производстве взрывных ра-
бот на Мазульском известняковом и Кия-Шалтырском нефелиновом рудниках.
На угольных разрезах Кузбасса допущены к применению смесительно-зарядные
машины «Репамп» (оборудование фирмы «Орика») для транспортирования с ОАО
«Знамя» компонентов эмульсионного взрывчатого вещества эмульсолит А-20 и из-
готовления указанного ВВ в процессе заряжания скважин.
В стадии строительства находится минизавод по производству порэмита и гра-
нэмита на территории Ленинградской области в ЗАО «Регион».
Начато строительство стационарной установки по производству гранулирован-
ных ВВ ФГУП «Взрывстрой» в Республике Саха (Якутия).
В частности, на стационарных пунктах участка «Купол» ЗАО «Чукотская горно-
геологическая компания» для изготовления взрывчатого вещества гранулит «иг-
данит» стали применяться установки «ANFO Mixer Amix 25» фирмы «Dyno Nobel»
(Швеция).
Там же на участке «Купол» ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания»
для пневмозаряжания шпуров и скважин взрывчатым веществом гранулит «игда-
нит» стали использоваться зарядные устройства «Анолодер» модели GSA (США) и
«120R» (Канада).
Для проведения прострелочно-взрывных работ в нефтяных и газовых скважинах
в Российской Федерации разрешены к применению новые эффективные перфора-
ционные системы отечественной и совместной разработки, а также поставляемые
зарубежными компаниями («Дина Энэрджи» (Германия), «Schlumberger Logelco Inc.»
(Панама), «Halliburton International Inc.» (США).
На большинстве крупных горнорудных предприятий и угольных разрезов постро-
ены пункты по производству гранулированных взрывчатых веществ или приготов-
ления эмульсий для эмульсионных взрывчатых веществ, приобретающих детонаци-
онные свойства только после заряжания ими скважин и шпуров. При этом для про-
изводства эмульсий практически везде используются отечественные компоненты,
включая эмульгаторы и газогенерирующие добавки. За счет увеличения доли при-
менения взрывчатых веществ, изготовленных из невзрывчатых компонентов вбли-
зи мест их потребления сокращены объемы перевозок взрывчатых веществ по тер-
ритории Российской Федерации.
Численность исполнителей взрывных работ по отношению к 2004 году измени-
лась незначительно и составила 10,6 тыс. человек (в 2004 году — 10,9 тыс. чел.). Всего
к обращению со взрывчатыми материалами имели допуск 50,1 тыс. трудящихся (в
2004 году — 48,2 тыс. чел).
210
В 2005 году по отношению к предыдущему году положение дел с обеспечени-
ем сохранности взрывчатых материалов удалось несколько улучшить. Общее число
утрат ВМ уменьшилось на 34 % (с 32 случаев до 21), в том числе количество хище-
ний взрывчатых веществ и средств инициирования — на 43% (с 23 до 13 случаев)3.
Необходимо отметить, что в указанное число утрат вошли зарегистрированные слу-
чаи добровольной сдачи взрывчатых материалов гражданами в органы внутренних
дел (5 случаев в 2004 году и 2 — в 2005), которые условно отнесены к хищениям.
При этом количество утраченных взрывчатых веществ возросло с 8086,1 до
86334,2 кг, детонирующих и огнепроводных шнуров — с 528,3 м до 698,4 м, а элек-
тродетонаторов и капсюлей-детонаторов — с 613 штук до 1351.
Значительный рост количества утраченных взрывчатых веществ и средств взры-
вания произошел за счет их потерь при авариях (в т. ч. при крушении морского суд-
на).
Так в сентябре 2005 г. при взрыве на подземном складе шахты «Северная» ОАО
«Коммунаровский рудник» (УТЭН по Республике Хакасия) возник пожар, в резуль-
тате которого было потеряно 3175 кг патронированного аммонита (часть сгорела,
часть пришла в негодность).
В мае 2005 года ОАО «Забайкалинсвест» (УТЭН по Читинской области) пере-
возило со склада ВМ около ст. Чара к местам взрывных работ в районе пос. Чина
Читинской области 5924 кг патронированного эмульсионного взрывчатого веще-
ства эмульсолит П, упакованного в картонные коробки. Перевозка осуществлялось
на не предназначенном и не оборудованном с этой целью автосамосвале. При дви-
жении по дороге от внешнего источника произошло сначала загорание упаковки, а
затем взрывчатого вещества. В результате аварии часть взрывчатых веществ сгоре-
ла, а остаток был собран и уничтожен.
Однако самая большая потеря взрывчатых веществ связана с крушением в июле
2005 г. в Охотском море судна СПП-13 (ФГУП «Охотский морской рыбный порт»),
перевозившем, совместно с другими грузами, взрывчатые материалы ОАО «Охотская
горно-геологическая компания». В результате крушения утонуло 66000 кг грануло-
тола, 5520 кг патронированного аммонита 6ЖВ и 5520 кг шашек ТГ-500.
В 2005 году, как и в прошлые годы, абсолютное большинство хищений взрыв-
чатых материалов (12 из 13) было совершено с мест производства взрывных работ
(11 хищений — в подземных горных выработках, 1 — на открытых горных работах) и
выявлены (также 12 из 13) при их незаконных хранении, перевозках, купле-продаже.
Как и в предыдущем году хищения, в основном, совершены лицами, связанными
по роду своей деятельности с обращением со взрывчатыми материалами или имевши-
ми к ним доступ.
В целом, причины утрат взрывчатых материалов весьма близки к причинам ава-
рий и травматизма при взрывных работах и обращении с ВМ.
В 2005 году утраты взрывчатых материалов произошли в организациях всех от-
раслей промышленности, кроме нефтегазодобывающих предприятий и предприя-
тий по добыче горнохимического сырья.
Распределение общего количества утрат и хищений взрывчатых материалов за
1998-2005 годы представлено на диаграмме.
3 Ранее указанный случай хищения ВМ (Хабаровское межрегиональное УТЭН) по результатам расследования
отнесен к разбрасываниям.
211
Динамика выявления утрат и хищений взрывчатых материалов
промышленного назначения
80
74
70
60
56
52
50
50
58
40
36
41
32
41
41
29
30
21
29
20
21
23
10
13
0
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Годы
Количество утрат
Количество хищений
Остается крайне низким уровень обеспечения сохранности взрывчатых материа-
лов на золото-алмазодобывающих предприятиях, на которых в 2005 году выявлены
5 утрат ВМ, в том числе 4 хищения (в 2004 году — 2 хищения и 1 разбрасывание).
По-прежнему неудовлетворительно обстоит дело с сохранностью взрывчатых ма-
териалов на предприятиях цветной металлургии, где в 2005 году произошло три хище-
ния ВМ (в 2004 году было выявлено 1 хищение ВМ, 1 потеря и 1 разбрасывание).
Удалось несколько повысить уровень сохранности взрывчатых материалов на
угледобывающих предприятиях. В прошедшем году на предприятиях угольной про-
мышленности зарегистрированы 6 случаев утрат: 5 хищений (2 из них по факту до-
бровольной сдачи) и 1 разбрасывание. В 2004 году на угледобывающих предприяти-
ях было зарегистрировано 13 случаев утрат, в том числе 10 хищений (2 из них выяв-
лены при расследовании добровольной сдачи ВМ) и 3 — разбрасывания.
В 2005 году в сравнении с предыдущим годом на поднадзорных Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору предприятиях и
в организациях вырос смертельный и общий травматизм при взрывных работах и
обращении со взрывчатыми материалами. Количество погибших увеличилось с 7 до
15 человек, общая численность травмированных — с 15 до 22 человек. Число аварий
снизилось с 5 в 2004 году до 3.
Групповые и смертельные несчастные случаи, а также аварии, связанные со
взрывными работами, в 2005 году произошли на предприятиях и в организациях,
подконтрольных 8 управлениям по технологическому и экологическому надзору
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в
дальнейшем по тексту — УТЭН Ростехнадзора). По отношению к предыдущему году
рост аварийности и смертельного травматизма произошел в организациях и на пред-
приятиях, поднадзорным УТЭН Ростехнадзора по Республике Хакасия (авария, два
групповых несчастных случая, четверо погибших), УТЭН по Самарской (групповой
несчастный случай, два человека погибли), УТЭН по Кемеровской области (ава-
рия, групповой несчастный случай, 5 человек погибших), УТЭН по Магаданской,
Ростовской, Тульской областям, по Республике Башкортостан (по 1 погибшему).
Рост смертельного травматизма при взрывных работах и обращении со взрывча-
тыми материалами произошел, прежде всего, на золотодобывающих предприяти-
212
ях (два групповых несчастных случая и 5 человек погибших), в специализирован-
ных на производстве взрывных работ организациях (групповой несчастный случай
и 2 человека погибли), на предприятиях по добыче строительных материалов (двое
погибших), черных металлов и нефтегазодобывающих предприятиях (по одному
смертельному случаю) при отсутствии на указанных предприятиях подобных слу-
чаев в 2004 году.
Распределение аварийности и травматизма по УТЭН Ростехнадзора приведено
в таблице 1.
Таблица 1
Распределение аварийности и смертельного травматизма по УТЭН Ростехнадзора
Наименование террито-
Количество
Число погиб-
Общее число
Число ава-
п/п
риального органа
групповых
ших, чел.
пострадав-
рий
несч. случаев
ших, чел.
2004 г.
2005 г.
2004 г.
2005 г.
2004 г.
2005 г.
2004 г.
2005 г.
УТЭН по Тюменской
1
1
области
УТЭН по Самарской об-
1
2
3
ласти
УТЭН по Республике
1
1
Башкортостан
УТЭН по Республике
1
Бурятия
УТЭН по Кемеровской
2
1
2
5
8
11
2
1
области
УТЭН по Республике
2
4
4
1
Хакасия
УТЭН по Читинской об-
1
ласти
УТЭН по Мурманской
1
1
области
УТЭН по Магаданской
1
1
области
УТЭН по Оренбургской
2
3
4
1
области
УТЭН по Ростовской
1
1
области
УТЭН по Тульской об-
1
1
ласти
УТЭН по Республике
1
1
Саха (Якутия)
Итого:
4
4
7
15
15
22
5
3
Состояние аварийности и травматизма за 1996 — 2005 годы приведено в таблице 2
4.
4 В 2005 году 3 случая смертельного травматизма (из них 2 групповых) — 7 человек погибших, а также 1 авария при-
няты к учету по другим видам надзора: 1 — авария, групповой несчастный случай, 4 погибших (УТЭН по Кемеровской
области, Ш/У «Анжерское»), 2 — групповой несчастный случай, 2 человека погибли (УТЭН по Республике Хакасия
ОАО «Коммунаровский рудник»), 3 — несчастный случай со смертельным исходом (УТЭН по Ростовской области,
ОАО «Руда») — приняты к учету Управлением горного надзора. Еще одна авария (без жертв), пожар на транспорт-
ном средстве, перевозившем ВВ (УТЭН по Читинской области) принята к учету как потеря ВМ.
213
Таблица 2
Динамика аварийности и травматизма при производстве взрывных работ
за 1996-2005 гг.
Год
Число
Количество
Травми-
Число
Расход
Удельный
Удельный
ава-
пострадав-
ровано
группо-
взрывча-
показатель
показатель
рий
ших, чел.
смертель-
вых не-
тых ве-
аварийно-
смертельного
но, чел.
счастных
ществ, тыс.
сти, аварий/
травматизма,
случаев
т
тыс.т
чел/тыс.т
1996
5
32
15
7
549
0,0091
0,0273
1997
5
59
32
8
533
0,0094
0,0600
1998
3
19
9
4
548
0,0055
0,0164
1999
2
21
14
4
564
0,0035
0,0248
2000
1
25
13
4
635
0,0016
0,0205
2001
2
23
18
3
701
0,0029
0,0257
2002
2
17
2
4
705
0,0028
0,0028
2003
3
36
21
3
795
0,0038
0,0264
2004
5
15
7
4
862
0,0058
0,0081
2005
3
22
15
4
965
0,0031
0,0155
Как и в 2004 году, большинство погибших при взрывных работах составили непо-
средственные исполнители взрывных работ (7 погибших взрывников и раздатчица
подземного склада ВМ) и другие рабочие рудников, шахт и карьеров (5 подземных
рабочих и 2 рабочих на открытых разработках).
В 2005 году большинство несчастных случаев со смертельным исходом произо-
шло в подземных выработках рудников и шахт (53,4% погибших и 64% от всех по-
страдавших, из них 13% (2 человека) погибли при взрыве в выработках подземно-
го склада взрывчатых материалов), в то время как в предыдущем году в подземных
условиях погибло менее половины (43%) от общего количества смертельно травми-
рованных при взрывных работах.
Анализ обстоятельств и причин аварий и несчастных случаев при взрывных ра-
ботах, выполненный при изучении полученных материалов специальных расследо-
ваний, дает основания для вывода о том, что все они имели место из-за халатного
отношения к своим должностным обязанностям руководителей предприятий, без-
ответственности лиц технического надзора и, как следствие этого, снижения тех-
нологической дисциплины взрывперсонала, бесконтрольности работы взрывни-
ков и горнорабочих, несоблюдения ими требований безопасности при производ-
стве взрывных работ.
К непосредственным причинам всех аварий и несчастных случаев при взрывных
работах в 2005 году можно отнести:
нарушения установленных требований по осмотру мест взрывных работ перед
началом заряжания и приведению их в безопасное состояние, а также проверке за-
боев после взрывных работ и допуску в них рабочих для дальнейшей работы;
нарушения требований безопасности по расстановке и снятию постов охраны гра-
ниц опасной зоны и вывода людей за ее пределы перед началом взрывных работ;
нарушение требований безопасности при выдаче взрывчатых веществ и средств
инициирования на складах ВМ в работу взрывникам и их совместной переноске к
местам взрывных работ;
214
нарушения установленного порядка проветривания забоев после взрывных ра-
бот;
нарушения установленного порядка возврата на склад ВМ остатков взрывчатых
материалов, а также требований безопасности при уничтожении взрывчатых мате-
риалов и взрывоопасных предметов;
несоблюдение требований безопасности по предупреждению, своевременному
обнаружению и ликвидации отказавших зарядов взрывчатых веществ.
Все перечисленные причины в значительной мере между собой взаимосвязаны
и в различной степени выявлялись при расследовании обстоятельств, практически
всех имевших место в прошедшем году несчастных случаев.
В качестве характерного негативного примера можно привести аварию с гибелью
рабочих на шахте ОАО «Ш/У Анжерское» ОАО «Компания Кузбассуголь» (УТЭН
Ростехнадзора по Кемеровской области) 8 сентября 2005 года. После взрывных ра-
бот при проведении флангового уклона по пласту «Коксовый» мастер-взрывник не
смог должным образом осмотреть забой из-за его задымленности вследствие неу-
довлетворительного проветривания и не заметил отказавший заряд взрывчатых ве-
ществ. Однако сообщил в нарядную шахты, что состояние забоя безопасное и в нем
можно продолжать работу. Очередная смена проходчиков, также не дождавшись нор-
мального проветривания, пришла в загазированную выработку и приступила к ра-
боте. Обнаружив отказ шпурового заряда и торчащие концевые проводники элек-
тродетонатора, рабочие вместе с горным мастером решили его уничтожить, не до-
жидаясь мастера-взрывника, так как отказавший заряд мешал уборке породы. Для
этого были использованы остатки электровзрывной сети от предыдущего взрыва, а
в качестве источника тока — находившийся длительное время открытым (из-за не-
исправности его привода) пусковой агрегат АПШ.М.01. После подачи напряжения
во взрывную сеть произошло воспламенение и взрыв метановоздушной смеси. В ре-
зультате аварии были травмированы 10 человек, в том числе 4 — смертельно.
В прошедшем году авария, смертельный и групповой травматизм были связаны
с грубыми нарушениями требований безопасности при выдаче взрывчатых матери-
алов со склада ВМ и их совместной переноске к местам взрывных работ на шахте
«Северная ОАО «Коммунаровский рудник» (УТЭН Ростехнадзора по Республике
Хакасия).
На предприятии при взрывных работах в подземных выработках применялись наи-
более опасные огневой и электроогневой способы инициирования зарядов. Однако
взрывники, как правило, средствами электроогневого взрывания не пользовались, а
электрозажигатели огнепроводного шнура (ЭЗ-ОШ-М) закапывали в породу и раз-
брасывали по выработкам. Для предупреждения подобного было принято решение о
механической маркировке электрозажигателей с помощью маркировочной головки
МКД-БЭ-ИЗ, предназначенной для маркирования капсюлей — детонаторов и элек-
тродетонаторов. По заключению завода-изготовителя при выполнении указанной
операции происходит механическое повреждение воспламенительной головки, что
резко увеличивает чувствительность изделия к статическому электричеству и меха-
ническим воздействиям, вследствие чего возможно несанкционированное срабаты-
вание ЭЗ-ОШ-М. 21 сентября 2005 г. в камере выдачи взрывчатых материалов под-
земного склада ВМ произошел несанкционированный взрыв, приведший к гибели
взрывника и раздатчицы, а также к разрушению выработок склада. Расследовавшая
этот случай комиссия пришла к выводу, что непосредственной причиной взрыва
215
стало внешнее воздействие на маркированный электрозажигатель огнепроводно-
го шнура, приведшее к его срабатыванию, воспламенение зажигательного патрона
ЗПБ-3 и поджигание огнепроводных шнуров, в том числе зажигательной трубки с
капсюль-детонатором. От срабатывания капсюля-детонатора сдетонировали разме-
щенные в этой сумке патроны аммонита 6ЖВ и передали детонацию на две рядом
расположенные сумки со взрывчатыми веществами. Такой сценарий развития со-
бытий подтверждают успевшие убежать на безопасное расстояние и оставшиеся в
живых два взрывника, также получавших в тот день взрывчатые материалы.
В 2005 году Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору по специально утвержденному плану продолжала в пределах предостав-
ленной компетенции работу по предупреждению незаконного оборота взрывчатых
материалов промышленного назначения и возможного использования их в крими-
нальных целях, а также повышению антитеррористической защищенности объектов,
связанных с производством, хранением и применением ВМ. В рамках осуществления
антитеррористической деятельности по рекомендации территориальных органов по
технологическому и экологическому надзору организациями решаются вопросы по
обеспечению складов ВМ периметральной охранной сигнализацией, портативными
радиостанциями и другими средствами связи. На крупных складах ВМ установлено
теленаблюдение за территорией, а также обеспечен видеоконтроль камер подзем-
ных складов ВМ и подводящих к ним выработок. Значительное число организаций
перешло на охрану поверхностных складов ВМ силами органов внутренних дел. Все
склады ВМ в ночное время суток охраняются усиленными караулами вооруженной
охраны. Все подземные склады ВМ оборудованы связью с диспетчером организа-
ции, ряд подземных складов ВМ обеспечены круглосуточной охраной.
Поднадзорными организациями разработаны, согласованы с территориальны-
ми органами по технологическому и экологическому надзору и правоохранитель-
ными органами и введены в действие мероприятия, направленные на обеспечение
сохранности взрывчатых материалов в местах их хранения и производства взрывных
работ. В крупных организациях созданы и обеспечены транспортом и средствами
связи специальные оперативные группы для действий в условиях возможных тер-
рористических проявлений и при аварийных ситуациях. Порядок взаимодействия
этих групп с органами исполнительной власти, ФСБ России, МВД России и МЧС
России определен специальными приказами. Организовано систематическое про-
ведение обучения персонала и лиц охраны с проработкой сценариев возможных тер-
рористических актов на местах производства взрывных работ и складах взрывчатых
материалов. Постоянно ведется разъяснительная работа среди руководителей и ра-
ботников поднадзорных организаций о необходимости активизации действий ан-
титеррористической направленности. В организациях обеспечивается постоянное
присутствие лиц технического надзора и вооруженной охраны на местах производ-
ства взрывных работ с момента завоза взрывчатых материалов до окончания взрыв-
ных работ. Приняты дополнительные меры по ограничению круга лиц, имеющих
доступ к информации о датах и времени заряжания блоков при подготовке к прове-
дению массовых взрывов на открытых горных разработках.
Проведение проверок антитеррористической устойчивости мест хранения взрыв-
чатых материалов проводится в соответствии с планами работы территориальных
органов по технологическому и экологическому надзору. Мероприятия территори-
альных органов Ростехнадзора в рамках антитеррористической деятельности про-
216
водятся в тесном взаимодействии с органами внутренних дел и ФСБ России, в том
числе при проведении спецопераций «Вихрь-Антитеррор», «Динамит» и «Динамит-
баланс». С правоохранительными органами налажен обмен информацией, рассле-
дование случаев утрат взрывчатых материалов проводится совместно.
В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опас-
ных производственных объектов», в поднадзорных Ростехнадзору организациях
разработаны декларации промышленной безопасности 296 складов взрывчатых ма-
териалов и других опасных производственных объектов. В 2005 году Управлением
рассмотрены 52 декларации промышленной безопасности на склады ВМ, зареги-
стрированы 44 декларации промышленной безопасности.
В настоящее время наблюдается тенденция роста количества экспертных органи-
заций, не имеющих достаточной материально-технической базы и квалифицирован-
ного персонала, финансовая политика которых направлена на снижение стоимости
экспертизы. Низкое качество заключений экспертизы вызывает необходимость их
детальной проверки перед утверждением, что фактически является повторной экс-
пертизой, осуществляемой территориальными органами и управлениями централь-
ного аппарата Ростехнадзора.
В целом территориальные органы Ростехнадзора отмечают снижение качества
экспертных заключений, связанное с отменой лицензирования проектной деятель-
ности. В результате этого проектированием начали заниматься организации, не име-
ющие квалифицированных специалистов и необходимой материально-технической
базы. Кроме того, действующие эталоны на проектирование, утвержденные в сере-
дине 90-х годов, не учитывают в полной мере требований нормативных докумен-
тов в вопросах промышленной безопасности. Для повышения качества проводимой
экспертизы и упорядочения экспертной деятельности необходимо:
Решить вопрос о распространении на деятельность экспертных организаций тре-
бований авторского надзора при реализации проектных решений, прошедших экс-
пертизу промышленной безопасности.
Обеспечить действенный контроль за уровнем и качеством подготовки экспер-
тов. Подготовить и издать соответствующие учебно-практические пособия для экс-
пертов.
Определить требования к кандидатам в эксперты и пересмотреть систему их пре-
даттестационного отбора.
Из отчетов территориальных органов о проведенных проверках следует, что в
Российской Федерации осуществляют экспертную деятельность 123 организации.
Средняя численность аттестованных экспертов в экспертной организации состав-
ляет 6 человек. При этом большинство экспертных организаций используют при-
влекаемых экспертов, не всегда аттестованных в системе экспертизы промышлен-
ной безопасности.
В области взрывного дела аттестованы 229 экспертов, причем только 13 из них
проходили предаттестационную подготовку в Национальной организации инжене-
ров-взрывников (НОИВ) по специальной программе.
Анализ представленной информации показывает, что в Российской Федерации в
настоящее время сложилась неблагоприятная обстановка в области экспертизы про-
мышленной безопасности. Так, значительное количество организаций не обладают
необходимыми для проведения экспертизы материально-техническими возможно-
стями, а также не имеют достаточного числа аттестованных экспертов. Принятая в
217
настоящее время система привлечения небольшими организациями аттестованных
экспертов и специалистов других организаций не оказывает положительного влия-
ния на качество проводимой экспертизы.
Проведено страхование ответственности за причинение вреда всех действующих
опасных производственных объектов в области взрывчатых материалов промыш-
ленного назначения.
До настоящего времени не удалось заметно повысить качество взрывчатых ве-
ществ. На горных предприятиях, изготавливающих простейшие гранулированные
аммиачноселитренные взрывчатые вещества (как на стационарных пунктах, так и
в передвижных установках) необходимый контроль качества не организован, отсут-
ствуют лаборатории и соответствующие специалисты. От заводов-изготовителей так-
же продолжают поступать взрывчатые материалы, не соответствующие требовани-
ям стандартов и технических условий, что, несмотря на наличие входного контро-
ля, приводит к многочисленным отказавшим зарядам, влекущим за собой аварии,
травматизм, простои, хищения взрывчатых материалов из отказов. Как показыва-
ет анализ, около 50% отказов так или иначе связаны с недостаточно высоким каче-
ством взрывчатых материалов. Ежегодно выявляется не менее 10 случаев поставок
взрывчатых материалов с нарушениями установленных требований.
В угольных шахтах Российской Федерации продолжаются взрывы метановоз-
душной смеси и угольной пыли, более 30% которых — в результате взрывных работ.
Основными причинами аварий являлось нарушение принятой организации и тех-
нологии взрывных работ, прежде всего, использованием взрывчатых веществ, пре-
дохранительные свойства которых не соответствовали установленным условиям их
применения. На шахтах Кузбасса до сих пор не закончены предварительные испы-
тания новых не содержащих нитроэфиры предохранительных эмульсионных взрыв-
чатых веществ (монозарядов) IV-V классов. Не нашел широкого применения разре-
шенный к постоянному применению «Угленит М»- взрывчатое вещество V класса
предохранительности и более мощный по сравнению с угленитом Э-6.
Общий уровень механизации взрывных работ на горнодобывающих организаци-
ях — основных потребителях взрывчатых материалов, повышается незначительно,
в результате чего не удается сократить количество лиц, допущенных к обращению с
взрывчатыми материалами, в 2005 г. их численность увеличилась на 1900 человек.
Подобное положение создает предпосылки для аварийности и травматизма при
взрывных работах, а также является одной из основных причин хищений ВМ с мест
хранения и ведения взрывных работ.
По состоянию на 1 января 2006 года в Российской Федерации средства механи-
зации применяют не более 15% от общего количества организаций, на объектах ко-
торых используются промышленные взрывчатые материалы. Работы по приему, по-
грузке-разгрузке, подготовке к применению ВМ и заряжанию шпуров и скважин
механизированы на 85-95% только в отдельных крупных организациях, а в подавля-
ющем большинстве остальных организаций уровень механизации этих работ весь-
ма низкий или средства механизации отсутствуют вообще.
Следует отметить, что практически все организации с высоким уровнем механи-
зации собственными силами изготавливают гранулированные, водосодержащие или
эмульсионные взрывчатые вещества, а взрывные работы производят в карьерах или
разрезах. Однако, по-прежнему, из них большую часть составляют гранулированные
взрывчатые вещества, которые, как правило, изготавливают в передвижных смеси-
218
тельно-зарядных установках и, как уже указывалось, без должного контроля каче-
ства. В организациях, выполняющих взрывные работы в подземных горных выра-
ботках, уровень механизации значительно ниже. Как правило, в таких организаци-
ях механизированы процессы заряжания скважин или шпуров.
Существенное отставание в решении вопросов внедрения средств механизации
наблюдается в угледобывающих организациях. На угольных шахтах механизация за-
ряжания скважин и шпуров отсутствует полностью. Такое же положение с механи-
зацией на мелких карьерах стройматериалов, строительных объектах, где взрывные
работы ведут подрядным способом специализированные организации.
Следует отметить, что до настоящего времени не претерпели значительных изме-
нений техника и технология механизированного заряжания восстающих шпуров и
скважин в подземных условиях. По-прежнему практически единственным способом
заряжания таких шпуров и скважин продолжает оставаться устаревший и опасный
пневматический способ с использованием различных гранулированных взрывчатых
веществ, широко внедренный еще в начале 70-х годов прошлого столетия.
По техническому оснащению, производительности и надежности в эксплуата-
ции отечественная пневмозарядная техника, в определенной мере копируя зарубеж-
ную, значительно ей уступает в части компьютеризации и автоматизации процессов
заряжания шпуров и скважин взрывчатыми веществами, не обеспечивает обратной
связи, позволяющей контролировать параметры заряжаемых полостей.
Процесс совершенствования техники и технологии механизированного заряжа-
ния в подземных условиях пока идет медленно. Не налажен серийный выпуск от-
ечественных зарядных устройств, снабженных механизмами, блокирующими про-
цесс зарядки без подачи смачивающей жидкости (воды) и при превышении поро-
говых значений потенциалов статического электричества на элементах зарядной
магистрали. Отсутствует российское производство зарядных шлангов. До сих пор
не разработана технология и не выпускается оборудование для механизированного
заряжания скважин эмульсионными взрывчатыми веществами.
В целом в этой сфере требуется разработка и производство новых средств меха-
низации для открытых и подземных работ, отвечающих современным требованиям:
надежных, удобных, безопасных, всепогодных, дешевых, повышенной проходимо-
сти, унифицированных для нескольких видов взрывчатых веществ. Необходимо ре-
шить проблему механизации заряжания на угольных шахтах, создать средства меха-
низации для заряжания шпуров патронированными ВВ, разработать приборы опе-
ративного контроля качества взрывчатых веществ.
В вопросах эксплуатации оборудования для механизированного заряжания не-
обходимо разработать методику комиссионного обследования (с техническим диа-
гностированием и использованием методов неразрушающего контроля) и порядок
дальнейшей эксплуатации оборудования, отработавшего установленный (гарантий-
ный) срок эксплуатации.
До настоящего времени не решена проблема безопасности перевозок взрыв-
чатых материалов автомобильным транспортом. По-прежнему к перевозке допу-
скаются автомобили, не предназначенные для таких целей, включая самосвалы.
Значительная часть автомобилей, которые систематически используются для пере-
возки взрывчатых материалов, в том числе по дорогам общего пользования, не от-
вечают требованиям Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспор-
том (ПОГАТ) и ДОПОГ.
219
Проводимый Управлением по надзору за взрывоопасными и химически опасны-
ми производствами и объектами анализ аварий и несчастных случаев при взрывных
работах на горнодобывающих предприятиях показывает, что зачастую их причинами
являются низкая квалификация взрывперсонала, прежде всего, лиц технического
надзора младшего и среднего звена, и его постоянная текучесть. В настоящее время
на горнодобывающих предприятиях производится более половины потребляемых
взрывчатых веществ. Однако, до сих пор не решен вопрос подготовки в высших и
средних профессиональных учебных заведениях специалистов-технологов для ста-
ционарных пунктов и заводов, изготавливающих взрывчатые вещества вблизи мест
применения.
В течение 2005 года инспекторский состав УТЭН Ростехнадзора провел около
5500 обследований (в предыдущем году — 6000) и выявил более 25,5 тыс. наруше-
ний правил и инструкций (в предыдущем году — 26,5 тыс.) В ходе надзорной дея-
тельности произведено 1158 (в 2004 г. — 1849) остановок взрывных работ, выполняв-
шихся с нарушением требований безопасности или обеспечения сохранности ВМ.
С участием работников территориальных органов Ростехнадзора проверены зна-
ния требований по безопасности взрывных работ и сохранности ВМ у 6,2 тыс. пер-
сонала для взрывных работ, а в ходе обследований — более чем у 6 тыс. работников
организаций. Привлечены к ответственности за нарушения правил и инструкций
1829 (1840 — в 2004 г.) рабочих и должностных лиц, в т.ч. подвергнуты штрафным
санкциям 571 человек (в 2004 году — 473), переданы материалы в следственные ор-
ганы на 39 (67- в 2004 г.) человек; 146 руководителей предприятий и организаций за-
слушивались на советах УТЭН и инспекций (в предыдущем году 177).
Основные показатели надзорной деятельности в 2003-2005 г.г. в области взрыв-
чатых материалов приведены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателей
Ед.
2003 год
2004 год
2005 год
п/п
изм.
Проведено проверок
ед.
6810
6007
5519
Выявлено нарушений
ед.
28838
26482
25425
Изъято разрешений на право производства
взрывных работ
ед.
67
68
50
Приостановлено объектов работ на срок
более суток
ед.
1859
1849
1158
Привлечено к дисциплинарной и админи-
стративной ответственности, всего
чел.
2512
1840
1829
в том числе:
переданы материалы в прокуратуру
чел.
11
67
39
подвергнуты штрафным санкциям
чел.
414
473
571
Из таблицы видно, что ежегодно представители территориальных органов по тех-
нологическому и экологическому надзору самостоятельно или с участием право-
охранительных органов проводят порядка 6 тысяч проверок, выявляя при этом до
26-27 тысяч нарушений. В последние годы количество проводимых проверок сни-
жается, а количество выявленных при этом нарушений остается практически на
одном уровне. При этом повышается и принятый в системе Ростехнадзора услов-
ный (отношение числа выявленных нарушений к количеству обследований) пока-
220
затель эффективности надзорной деятельности. В ходе таких проверок, как прави-
ло, серьезных нарушений не выявляется, не исследуется должным образом органи-
зация взрывных работ, ее недостатки и «узкие» места.
В 2004 году за нарушения (26482 нарушения) порядка производства, хранения,
перевозок, применения и учета взрывчатых материалов было оштрафовано всего
473 должностных лиц на общую сумму 1480,6 тыс. руб. В 2005 году подвергнуты
штрафным санкциям за такие нарушения (25425 нарушений) уже 571 должност-
ное лицо, при этом общая сумма штрафов возросла и составила 1862,6 тыс. руб.
Юридические лица к административной ответственности, как правило, привлека-
ются крайне редко. В целом за нарушения требований безопасности при производ-
стве взрывных работ в 2005 году было привлечено к дисциплинарной, администра-
тивной и уголовной ответственности 1829 человек, в том числе переданы материалы
в прокуратуру на 39 человек (в 2004 году соответственно 1840 и 67 человек).
Основным методом профилактической работы для абсолютного большинства
территориальных органов продолжают оставаться оперативные проверки, а целе-
вые и комплексные проверки подконтрольных предприятий по вопросам взрывного
дела, как правило, не планируются. Вместе с тем, многие территориальные органы
Ростехнадзора, по сравнению с предыдущим годом, ослабили качество оперативных
проверок подконтрольных объектов и производств, прежде всего, в части професси-
онального уровня выполняемых обследований. Как показывает анализ выдаваемых
предписаний, более 95% выявленных нарушений незначительные, систематически
повторяющиеся во всех звеньях технологического процесса взрывных работ, связа-
ны с недисциплинированностью и бесконтрольностью работы взрывперсонала.
Работники большинства территориальных органов при проведении расследова-
ний случаев аварий, несчастных случаев и утрат взрывчатых материалов не выяв-
ляют организационно-технические недоработки и упущения инженерных служб и
руководителей предприятий, связь аварий, несчастных случаев, утрат взрывчатых
материалов с невыполнением условий, указанных в соответствующих лицензиях и
разрешениях.
Следует отметить, что снижение технологической дисциплины, отсутствие кон-
троля со стороны лиц технического надзора, низкая требовательность руководи-
телей предприятий к взрывперсоналу, отмеченные в 2002-2004 гг., имеют место и в
прошедшем году.
Как было указано выше, к аварии на складе ВМ на шахте ОАО «Коммунаровский
рудник» привели грубые нарушения требований промышленной безопасности.
Эти нарушения продолжались длительное время и инспекторский состав УТЭН по
Республике Хакасия не мог их не видеть. Однако мер своевременно не принималось.
Достаточной требовательности и принципиальности при решении этого вопроса не
было проявлено также и со стороны начальника горного отдела и руководства терри-
ториального органа. Более того, не завершив технического расследования аварии, при
наличии на предприятии целого ряда серьезных недостатков в организации и техни-
ческом обеспечении взрывных работ, ухудшения уровня промышленной безопасно-
сти в связи с разрушением подземного склада ВМ, руководство территориального ор-
гана разрешило производство взрывных работ в подземных выработках рудника. Как
результат этого непродуманного решения стал еще групповой несчастный случай со
смертельным исходом на шахте ОАО «Коммунаровский рудник», когда после взрыв-
ных работ ядовитыми продуктами взрыва были отравлены двое горнорабочих.
221
Особую тревогу вызывает уровень контроля со стороны УТЭН Ростехнадзора
за состоянием автомобильного транспорта для перевозки взрывчатых матери-
алов. Несмотря на произошедшие в 2004 году 4 аварии и неоднократные указа-
ния Госгортехнадзора России и затем Ростехнадзора, руководители ряда УТЭН
Ростехнадзора необходимых выводов для себя не сделали. По-прежнему, как уже было
отмечено выше, перевозка взрывчатых материалов осуществляется на автомобилях,
не отвечающих установленным требованиям безопасности. В 2005 году работниками
Управления по надзору за взрывоопасными и химически опасными производства-
ми и объектами в рамках проверки УТЭН по Кемеровской области и расследования
аварии на шахте «Северная» ОАО «Коммунаровский рудник» (УТЭН по Республике
Хакассия) обследовали более 10 автомобилей для перевозки ВМ. Ни одно из транс-
портных средств не соответствовало требованиям правил безопасности.
В качестве подтверждения этих выводом может служить указанная выше авария
при перевозке ВМ в ОАО «Забайкалинсвест», когда только по счастливой случай-
ности горение взрывчатых веществ не перешло в детонацию.
Указанные авария и хищение взрывчатых веществ произошли не случайно, а ста-
ли следствием грубых и неоднократных нарушений правил безопасности и сохран-
ности взрывчатых материалов при их перевозке, что в свою очередь в определенной
мере является результатом ослабления надзорной работы со стороны инспекторско-
го состава УТЭН по Читинской и Челябинской областям.
Весьма существенное влияние на состояние промышленной безопасности при
взрывных работах и сохранность взрывчатых материалов, а также на эффективность
надзорной и контрольной деятельности в этой области оказывают своевременные и
качественные расследования аварий, несчастных случаев и утрат взрывчатых мате-
риалов. Однако, как показывают проведенные в 2005 году проверки и анализ пред-
ставляемых материалов расследований аварий, несчастных случаев и утрат ВМ, не
все руководители УТЭН Ростехнадзора до конца понимают особую важность реше-
ния этой задачи и не обеспечивают указанные расследования на должном уровне.
Характерный случай произошел в июле 2005 года в карьере ОАО «Руда» (Ростовская
область), когда при погрузке горной массы в автосамосвалы в результате взрыва от-
казавшего скважинного заряда погиб машинист экскаватора.
Расследовавшая этот несчастный случай комиссия определила его причиной не-
совершенство и опасность заряда из гексогеносодержащего взрывчатого вещества
гексонита БП. Никаких нарушений правил безопасности и виновных в этом лиц
комиссией установлено не было. Однако материалы расследования показали, что
созданию обстановки и условий, при которых произошел этот несчастный случай,
способствовал целый ряд нарушений правил безопасности (сопутствующих, кос-
венных причин).
В этой связи Управление по надзору за взрывоопасными и химически опасны-
ми производствами и объектами вынуждено было отправить материалы на дорас-
следование.
Нельзя переоценить значение полной замены устаревших систем инициирования
на новые более безопасные надежные детонаторы, которые практически невозмож-
но использовать в преступных целях. Однако не все руководители территориальных
органов по технологическому и экологическому надзору в полной мере понимают
и выполняют техническую политику Ростехнадзора в этом вопросе. В частности,
не везде исполняется на указание Госгортехнадзора России (письмо от 09.12.2003
222
№ АС-04-35/865) в части проведения необходимой разъяснительной работы с ру-
ководителями поднадзорных предприятий и установления перечня предприятий,
на объектах которых последовательно до конца 2005 года следовало заменить элек-
троогневое взрывание и электродетонаторы нормальной чувствительности на элек-
тродетонаторы, полностью защищенные от посторонних и бытовых источников
тока.
Следует подчеркнуть, что авария и гибель людей на шахте ОАО «Коммунаровский
рудник» в 2005 году напрямую связаны с применением огневого и электроогнево-
го взрывания.
По различным вопросам взрывного дела в истекшем году рассмотрены Управлением
по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объекта-
ми более 620 обращений юридических и физических лиц. Проанализированы око-
ло 600 информаций территориальных органов о проводимой работе по обеспечению
сохранности ВМ. Подготовлено свыше 470 ответов на письма, запросы и предложе-
ния министерств, ведомств и организаций.
Всего за 2005 год Управлением по надзору за взрывоопасными и химически опас-
ными производствами и объектами рассмотрено более 160 предложений по вопро-
сам допуска к испытаниям и применению взрывчатых веществ, средств иницииро-
вания, оборудования и приборов взрывного дела, допущены к постоянному приме-
нению 49 различных видов ВМ и оборудования.
Продолжалась работа по совершенствованию структуры управления взрывны-
ми работами и работами со взрывчатыми материалами, повышению уровня квали-
фикации и аттестации экспертов, исполнителей и руководителей взрывных работ,
специалистов по безопасному изготовлению взрывчатых веществ. В истекшем году
Управлением согласовано 15 программ подготовки специалистов, 18 проектов ре-
конструкции и строительства складов ВМ, пунктов по производству взрывчатых ве-
ществ вблизи мест их потребления.
На основании изменений в законодательстве Российской Федерации в области ли-
цензировании отдельных видов деятельности, проведенной в Российской Федерации
административной реформы и связанным с этим перераспределением функций и
полномочий федеральных органов исполнительной власти, Ростехнадзор по пору-
чению Правительства Российской Федерации разработал и направил на согласова-
ние проекты новых положений о лицензировании деятельности по производству,
хранению, применению и распространению взрывчатых материалов промышлен-
ного назначения и проекты постановлений Правительства Российской Федерации
об их утверждении.
Продолжалась работа по лицензированию предприятий и организаций в обла-
сти взрывчатых материалов, рассмотрены материалы и подготовлены решения о
выдаче 117 лицензий на различные виды деятельности в области взрывчатых мате-
риалов 86 поднадзорным организациям. При проверке выполнения поднадзорны-
ми организациями лицензионных требований и условий выявлено 909 нарушений
(в 2004 году — 1287).
Компетенция Ростехнадзора в сфере взрывчатых материалов промышленного
назначения постоянно расширяется. В 2005 году территориальными органами по
технологическому и экологическому надзору взяты под государственный надзор и
контроль все опасные производственные объекты на заводах — изготовителях про-
мышленных взрывчатых веществ и средств инициирования
223
В этой связи в 2006 году Управление по надзору за взрывоопасными и химически
опасными производствами и объектами сосредоточит основные усилия на созда-
нии необходимой законодательной, правовой и нормативной базы по организации
и практическому осуществлению надзора за производством, хранением и примене-
нием взрывчатых материалов применительно к новой структуре территориальных
органов Ростехнадзора, включая государственный надзор и контроль на заводах —
изготовителях взрывчатых материалов.
В числе первоочередных организационно-распорядительных документов плани-
руется разработать Положение об организации государственного надзора за произ-
водством, хранением и применением взрывчатых материалов, Инструкцию по осу-
ществлению государственного надзора за производством, хранением и применени-
ем взрывчатых материалов и Методические указания по проведению обследований
опасных производственных объектов на заводах-изготовителях взрывчатых матери-
алов. В области создания и совершенствования законодательной базы Управление
по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объекта-
ми в 2006 году планирует принять участие:
- в дальнейшей работе над проектами специальных технических регламентов «О
безопасности взрывчатых веществ и боеприпасов, процессов их производства, при-
менения, хранения, перевозки, реализации и утилизации» и «О безопасности пиро-
технических составов и содержащих их изделий, процессов их производства, при-
менения, хранения, перевозки, реализации и утилизации», а также национальных
стандартов по безопасности производства, хранения и применения взрывчатых ма-
териалов промышленного назначения;
- в доработке законопроекта «О взрывчатых веществах и изделиях, их содержа-
щих гражданского назначения», регламентирующего порядок оборота взрывчатых
материалов.
В качестве приоритетных направлений в работе Управления по надзору за взры-
воопасными и химически опасными производствами и объектами и территориаль-
ных органов по технологическому и экологическому надзору по совершенствова-
нию взрывного дела на 2006 год следует считать:
- ускорение разработки и внедрения техники и технологии взрывных работ в под-
земных выработках с использованием эмульсионных взрывчатых веществ, а также
совершенствование пневмозаряжания шпуров и скважин на подземных рудниках
и шахтах;
- замену огневого и электроогневого способов взрывания, других традиционных
и устаревших систем и средств на современные более безопасные и эффективные
системы инициирования зарядов при взрывных работах;
- повышение уровня механизации взрывных работ и увеличении объемов при-
менения более безопасных и эффективных взрывчатых веществ, изготавливаемых
на местах применения.
В целях реализации указанных направлений территориальным органам по тех-
нологическому и экологическому надзору в 2006 году следует принять меры по:
повышению эффективности разрешительной и надзорной деятельности на базе
новых разработанных нормативных правовых документов Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору, в том числе за счет повы-
шения качества оперативных проверок и проведения более глубоких целевых об-
следований подконтрольных организаций;
224
усилению контроля за испытаниями в производственных условиях, производ-
ством и применением новых взрывчатых материалов, прежде всего, гексогеносо-
держащих ВВ и взрывчатых веществ, получаемых из утилизируемых боеприпасов и
твердого ракетного топлива;
обеспечению эффективного (в рамках антитеррористической деятельности
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору)
контроля за соблюдением поднадзорными организациями требований по сохран-
ности взрывчатых материалов и предотвращению их возможного использования в
террористических целях, в том числе участие в проводимых правоохранительными
органами операциях, направленных на предупреждение незаконного оборота взрыв-
чатых материалов промышленного назначения;
повышению качества специальных технических расследований причин несчаст-
ных случаев, аварий и утрат взрывчатых материалов, в том числе обеспечение рас-
смотрения результатов расследования каждого такого случая на специальных со-
вещаниях УТЭН Ростехнадзора с принципиальной оценкой качества работы ко-
миссий;
организации надлежащей технической учебы инспекторского состава с целью
повышения его квалификации и компетентности, в том числе за счет улучшения
качества обучения непосредственно в территориальных органах, а также участия в
различных семинарах и совещаниях Ростехнадзора.
Для повышения эффективности государственного надзора за соблюдением уста-
новленного порядка оборота взрывчатых материалов руководителям территори-
альных органов по технологическому и экологическому надзору в 2006 году необ-
ходимо:
Обеспечить выполнение Комплексного плана работы Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору на 2006 год, Плана работы
УТЭН Ростехнадзора по контролю за обеспечением сохранности промышленных
взрывчатых материалов в рамках антитеррористической деятельности, разработан-
ного Управлением по надзору за взрывоопасными и химически опасными произ-
водствами и объектами. Работу по обеспечению физической защищенности опас-
ных производственных объектов проводить совместно с сотрудниками МВД России
и ФСБ России.
При проведении контрольно-профилактической работы руководствоваться тре-
бованиями Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об администра-
тивных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, используя все меры ад-
министративной ответственности физических, должностных и юридических лиц,
вплоть до дисквалификации должностных лиц (статьи 3.2., 3.11.) и наложения ад-
министративных штрафов на юридические лица (статья 9.1.). Привлекать к адми-
нистративной ответственности должностных лиц и рабочих, допускающих наруше-
ние правил и инструкций по взрывному делу, нарушающих установленный порядок
хранения, перевозки, использования и учета ВМ.
Руководствуясь решением совещания «Об итогах и показателях деятельности
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» от
2 декабря 2005 года № 4 в г. Красноярске сосредоточить усилия на реализации тех-
нической политики Ростехнадзора по совершенствованию техники и технологии
взрывных работ на подконтрольных предприятиях, прежде всего, обеспечить об-
новление автотранспорта для перевозки взрывчатых материалов и увеличение доли

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..