ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 13

 

 

193
Материальный ущерб от аварий, происшедших в 2005 г.
Наименование организации
Материальный
Экологический
п/п
ущерб (тыс. руб)
ущерб
1
ОАО «Хакасский рыбокомбинат» (01.02.2005)
26,980
-
2
ОАО «Мясокомбинат Лискинский» Воронежская
46,825
-
область (23.05.2005)
3
ООО «Амзинский химкомбинат»
17,645
-
(03.06.2005) Республика Башкортостан
4
ООО «Кропоткинский Агрохим» (21.07.2005)
7734,869
-
5
ОАО «Ильмень» Воронежская область
48,752
-
(27.07.2005)
6
ОАО «Азот» г. Кемерово (19.08.2005)
1442,080
-
7
ООО «Энергоснабжающая компания»
-
-
г. Екатеринбург (29.08.2005)
8
ОАО «Кировский комбинат искусственных кож»
36,659
-
(30.11.2005)
9
ООО «Сигнал-Полимер» (15.11.2005)
105,000
-
г. Еманжелинск, Челябинской области
Итого:
9458,810
Распределение аварий на взрывоопасных и химически опасных производствах
и объектах по видам
Виды аварий
Число аварий
2004 г.
2005 г.
+/-
%
%
Взрыв
6
55
2
22,2
-32,8
Пожар
1
18
1
11,1
-6,9
Выброс токсичных веществ
2
9
-
-
-9
Обрушение зданий
2
18
1
11,1
-6,9
Разгерметизация оборудования
-
-
3
33,4
+33,4
Разрывы трубопроводов
-
-
-
-
-
Разрушение технических устройств
-
-
2
22,2
+22,2
Прочее
-
-
-
-
-
Итого:
11
100
9
100
55,6/55,6
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на взрывоопасных
и химически опасных производствах и объектах по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Число несчастных случаев со смертельным ис-
ходом
2004 г.
2005 г.
+/-
%
%
Термическое воздействие
3
20
1
10
-10
Токсические вещества
7
47
2
20
-27
Высота
1
7
3
30
+23
Взрывная волна
-
-
2
20
+20
Электрический ток
-
-
-
-
-
Разрушенные технические устройства
2
13
-
-
-13
Прочие
2
13
2
20
+7
Всего:
15
100
10
100
50/50
194
Число аварий на химических предприятиях и объектах в 2005 г. снизилось по срав-
нению с 2004 г. с 11 до 9, количество случаев смертельного травмирования работни-
ков предприятий также снизилось с 15 случаев в 2004 г. до 10 случаев в 2005 г.
Существенное негативное влияние на противоаварийную устойчивость химиче-
ских производственных объектов в настоящее время продолжают оказывать следу-
ющие факторы:
прогрессирующее старение основных фондов, недостаточные темпы модерни-
зации и реконструкции производств;
несовершенство технологий, проектные и конструктивные недостатки техноло-
гических систем и оборудования;
недостаточный уровень производственной и технологической дисциплины, на-
рушение персоналом требований промышленной безопасности при эксплуатации
опасных производственных объектов;
недостаточный уровень подготовки руководителей и специалистов по вопросам
промышленной безопасности.
Указанные факторы являются объектами особого внимания и регулирования про-
мышленной безопасности.
Сегодняшняя тенденция резкого смещения причин происшествий в сторону че-
ловеческого фактора свидетельствует о существенном снижении уровня контроля
и управления безопасностью, а также о снижении требовательности к исполните-
лям на всех уровнях.
Однако самым весомым фактором в причинности аварийности и травматизма
явились в текущем году нарушения правил производства работ (40-60%). Это то, что
можно отнести к работе производственного контроля.
В целом производственный контроль оказывает положительное влияние на по-
вышение уровня промышленной безопасности взрывопожароопасных и химически
опасных производственных объектов.
Наиболее характерными нарушениями являются отсутствие оценки и анализа
работы в области промышленной безопасности службой производственного кон-
троля при проведении комплексных проверок, недостаточное качество проводи-
мых проверок. При этом результаты проверок не доводятся до должностных лиц
организаций.
Неэффективной является работа производственного контроля на мелких пред-
приятиях, в их числе предприятия, эксплуатирующие аммиачно-холодильные уста-
новки.
В настоящее время произошло изменение структуры территориальных органов
и, к сожалению, анализ предложений округов показывает, что не везде гибко реа-
гируют на изменения ситуации. Существенное наращивание объемов химического
надзора проводится без корректировки численности инспекторов-химиков. В ре-
зультате такая перегруженность не может не отразиться на качестве государствен-
ного надзора.
Управление вопросами надзора должно обязательно сопровождаться анализом
надзорных функций, оценкой соответствия сил и средств для их реализации и, ко-
нечно же, оптимизацией структуры.
Большое значение имеют и изменения принципов контрольной работы.
В целом состояние промышленной безопасности на многих крупных предприяти-
ях химии и по производству минеральных удобрений удовлетворительное. Однако,
195
сокращение сроков проведения капитальных ремонтов, работа на изношенном обо-
рудовании, уменьшение численности обслуживающего персонала не могут не вы-
зывать опасений за дальнейшую безопасную эксплуатацию технических устройств
на подконтрольных объектах.
Участие Ростехнадзора в реализации мероприятий Федеральной целевой програм-
мы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации. Оценка
выполнения мероприятий Федеральной целевой программы.
Уничтожение химического оружия в соответствии с Федеральной целевой про-
граммой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5.07.2001 г.,
запланировано на семи объектах:
- п.г.т. Горный Саратовской области;
- г. Щучье Курганской области;
- г. Почеп Брянской области;
- п. Марадыковский Кировской области;
- п. Леонидовка Пензенской области;
- г. Камбарка, Удмуртской Республики;
- п. Кизнер, Удмуртской Республики.
В процессе выполнения надзорно-контрольных функций рассматривалась про-
ектная документация, согласовывались ведомственные нормативные документы
по вопросам безопасности производств, проводились лицензирование на эксплуа-
тацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов и выдача
разрешений на применение технических устройств на этих объектах.
Осуществлялись обследования объектов и участие в испытаниях и приемке обо-
рудования на предприятиях — изготовителях.
В 2005 г. завершены работы по уничтожению химического оружия в п.г.т. Горный,
Саратовской области, а также завершены работы и подписан акт государственной
комиссии о приемке в эксплуатацию объекта по уничтожению химического оружия
в г. Камбарка Удмуртской Республики.
Проводились рассмотрение и утверждение заключений экспертизы на декла-
рации промышленной безопасности опытно-промышленного объекта уничтоже-
ния отравляющих веществ в п.г.т. Горный Саратовской области, объекта уничто-
жения химического оружия г. Камбарка Удмуртской Республики, в составе проек-
та на стадии ТЭО «Строительство объекта по уничтожению химического оружия в
Почепском районе Брянской области, терминала снаряжения транспортно-техно-
логических контейнеров на объекте уничтожения химического оружия на террито-
рии Щучанского района Курганской области.
Рассматривались и утверждались заключения экспертизы промышленной безо-
пасности на проектную документацию (ТЭО) строительства промышленного объекта
по уничтожению химического оружия в поселке Леонидовка Пензенской области,
рабочую документацию строительства промзоны объекта уничтожения химическо-
го оружия в Камбарском районе Удмуртской Республики, проектную документацию
«Первый пусковой комплекс. Организация выброса в атмосферу ацетилено-азот-
ной смеси, образующейся в модуле детоксикации люизита» в составе ТЭО (проект)
строительства промзоны объекта уничтожения химического оружия в Камбарском
районе Удмуртской Республики.
196
Выдано 9 разрешений на применение оборудования на объектах по уничтоже-
нию химического оружия.
Запланированные мероприятия по выполнению Федеральной целевой програм-
мы позволили осуществить уничтожение химического оружия в установленные сро-
ки в п.г.т. Горный, Саратовской области. Случаев аварийности и травматизма не за-
регистрировано.
Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безо-
пасности.
Внедренный производственный контроль на поднадзорных предприятиях ока-
зывает существенное влияние на повышение безопасной эксплуатации производ-
ства путем планирования и контроля мероприятий по обеспечению безопасной ра-
боты технических устройств, контроля за соблюдением технологической дисципли-
ны, поддержания готовности предприятия и персонала к локализации и ликвидации
аварий и инцидентов.
Практически во всех поднадзорных химнадзору организациях разработаны и
утверждены в установленном порядке Положения о производственном контроле в
соответствии с Правилами организации и осуществления производственного кон-
троля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном про-
изводственном объекте.
На крупных предприятиях созданы службы производственного контроля. На бо-
лее мелких предприятиях (с численностью занятых на ОПО от 150 до 500 человек)
назначены лица, ответственные за осуществление производственного контроля, не-
посредственно подчиненные руководителю предприятия, что способствует объек-
тивности при проведении соответствующих проверок.
Работники, осуществляющие производственный контроль, в установленном по-
рядке прошли обучение и аттестацию на знание правил промышленной безопасно-
сти в аттестационных комиссиях разных уровней.
Своевременное выявление нарушений требований промышленной безопасно-
сти специалистами служб производственного контроля, знающими производства
«изнутри», позволяет предотвратить возникновение аварий, инцидентов, несчаст-
ных случаев.
Однако остаются нерешенными следующие вопросы осуществления производ-
ственного контроля:
- анализ состояния промышленной безопасности проводится формально или не
проводится совсем;
- материалы анализа не становятся программой оперативных действий руково-
дителей предприятий. Отсутствуют примеры корректировки планов работы отде-
лов промышленной безопасности и мероприятий по обеспечению промышленной
безопасности предприятий по материалам анализа, не оценивается эффективность
инвестиций, направляемых на решение вопросов промышленной безопасности и
снижение риска аварийности и травматизма.
Положительно оценивается работа производственного контроля на крупных пред-
приятиях, в т.ч. ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений», ЗАО «Завод син-
тетического спирта» и другие (Управление по технологическому и экологическому
надзору Ростехнадзора по Оренбургской области), где в течение отчетного периода
снизилось количество инцидентов и несчастных случаев.
197
Ежегодно службы производственного контроля предприятий отчитываются перед
территориальными органами Ростехнадзора о проделанной работе в объеме расши-
ренной информации. Информация включает в себя сведения о персонале, на нача-
ло и конец отчетного периода, о вновь поступивших на предприятие, о страховании
и лицензировании опасных производственных объектов, о проведенных ремонтах
технологических установок, оборудования, технических устройств, о проведенных
экспертизах промышленной безопасности и др.
Появилась возможность проведения анализа состояния промышленной безопас-
ности по результатам работы производственного контроля.
По-прежнему остается проблемным внедрение производственного контроля на
малочисленных предприятиях.
На предприятиях, с малой численностью работающих на ОПО, где производ-
ственный контроль поручено осуществлять главному инженеру (техническому ди-
ректору), инженеру по технике безопасности или специалисту, выполняющему и
другие производственные обязанности, эффективность производственного контро-
ля остается на низком уровне.
На предприятиях, эксплуатирующих аммиачные холодильные установки, про-
верки состояния промышленной безопасности не проводятся, или проводятся не-
регулярно, а уровень их крайне низок.
Проведенными проверками установлено, что на предприятиях, эксплуатирую-
щих аммиачно- холодильные установки (АХУ), численность специалистов инже-
нерных служб, обеспечивающих надежную и безопасную работу опасных производ-
ственных объектов, сокращена до минимума, не более трех человек, что приводит к
формализму в этой работе.
По мнению территориальных органов необходимо разработать рекомендации по
осуществлению производственного контроля для организаций с малой численнос-
тью производственного персонала.
Экспертиза промышленной безопасности.
В отчетном году УТЭН Ростехнадзора осуществлялись рассмотрение, регистра-
ция и утверждение заключений экспертиз промышленной безопасности на проект-
ную документацию, технические устройства, здания и сооружения.
Все экспертные организации имеют лицензии на вид деятельности, связанный
с проведением экспертизы промышленной безопасности, прошли в установлен-
ном порядке аттестацию лабораторий неразрушающего контроля, аккредитацию
и соответствуют требованиям Системы экспертизы промышленной безопасности
Ростехнадзора.
Возникающие в процессе рассмотрения заключений экспертиз замечания опе-
ративно устранялись экспертными организациями.
Со стороны инспекторского состава химнадзора ведется постоянный контроль
за объемом и качеством проведенных экспертиз, выполненных на поднадзорных
объектах.
По результатам проведенного анализа территориальными органами отмечены
следующие недостатки заключений экспертиз промышленной безопасности:
- на проектную документацию — отступление от требований нормативно-техниче-
ских документов (так, например Иркутским межрегиональным УТЭН Ростехнадзора
рассмотрено 132 проекта; выявлено 312 отступлений от требований НТД);
198
- на технические устройства — недостаточная обоснованность устанавливаемо-
го ресурса работоспособности; несоответствие устанавливаемых параметров рабо-
ты оборудования фактическим; небрежность в оформлении (УТЭН Ростехнадзора
по Воронежской обл.).
Основным недостатком в организации работы в области экспертизы промыш-
ленной безопасности является множество различных методик, в отдельных случаях
противоречащих друг другу, отсутствие специальной методики по экспертизе зда-
ний и сооружений (УТЭН Ростехнадзора по Воронежской обл.).
По результатам проверок заключений экспертиз промышленной безопасности
в части соответствия выводов по результатам проведенных обследований, испыта-
ний и расчетов УТЭН Ростехнадзора по Самарской области отмечаются следующие
недостатки:
- корректирующие мероприятия, составляемые экспертной организацией по
обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооруже-
ний на продлеваемый период не всегда согласовываются с эксплуатирующей орга-
низацией;
- в отдельных заключениях в разделе «Нормативное-техническая документация»
указываются устаревшие (недействующие) нормативные документы, а также указы-
ваются не в полном объеме документы, регламентирующие проведение экспертизы
промышленной безопасности;
- не всегда проводится ультразвуковая толщинометрия воротников фланцев и
корпусов арматуры, установленной на трубопроводах;
- в отдельных случаях гидравлические испытания сосудов проводятся с наруше-
нием Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под дав-
лением (ПБ 03-576-03), а именно не учитывается допускаемое напряжение матери-
ала сосудов, работающих при высоких температурах;
- не в полном объеме проводится ультразвуковая толщинометрия элементов тру-
бопроводов (отводов);
- в отдельных протоколах по ультразвуковой толщинометрии кожухотрубчатых
теплообменных аппаратов отсутствуют сведения по УЗТ плавающих головок.
Например, при проверке заключений экспертиз промышленной безопасности
УТЭН Ростехнадзора по Самарской области в 2005 году было отказано в утвержде-
нии 15 заключений, в которых выявлены отступления от требований НТД.
За 2005 год УТЭН Ростехнадзора по Нижегородской области рассмотрено
1050 заключений экспертиз промышленной безопасности. Из них З8 заключений
получили отрицательную оценку УТЭН Ростехнадзора по Нижегородской области
по следующим причинам:
- 48% — несоответствие оформления документации требованиям НТД;
- 27% — неполное выполнение работ, предусмотренных Программой проведе-
ния экспертизы;
- 35% — несоответствие объема проведенных работ утвержденным Методикам.
При анализе качества проведенных экспертиз УТЭН Ростехнадзора по
Нижегородской области отмечает следующие негативные тенденции:
- объемы инструментального контроля, определяемые экспертной организацией,
назначаются по результатам визуального контроля и не учитывают степени опасно-
сти объектов, что резко повышает влияние человеческого фактора с одной стороны,
а с другой — ограничивает возможности надзорных органов и владельцев опасных
199
производственных объектов в оценке качества выполненных работ и получение до-
стоверных данных об объекте;
- недостаточность работ, выполняемых с использованием современных методов
инструментального контроля по оценке изменения физико-химических свойств ме-
таллов, что не обеспечивает в полном объеме оценку фактического состояния объ-
екта диагностирования;
- большой спектр технологического оборудования не охвачен методической до-
кументацией по проведению экспертного обследования и прогнозированию срока
дальнейшей эксплуатации (электротехническое оборудование, КИП и А, вентиля-
ционные установки, эксплуатирующиеся во взрывопожароопасных зонах).
Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных
производственных объектов.
Страхование ОПО проводится по результатам проведенной идентификации ОПО.
В целях реализации ст. 15 федерального закона № ФЗ-116 «О промышленной безо-
пасности опасных производственных объектов» почти всеми организациями, экс-
плуатирующими ОПО, заключены договоры страхования ответственности за при-
чинение вреда при эксплуатации ОПО. Допускаются отдельные случаи несвоевре-
менного оформления договоров страхования. Страховых случаев по данному виду
страхования в 2005 году не было.
Одна из главных проблем страхования — несовершенство действующих право-
вых и нормативно-методических документов в вопросах идентификации ОПО с це-
лью их страхования, оценки уровня производственного риска в различных отраслях
промышленности, определения размеров возможного ущерба от аварий и несчаст-
ных случаев. В результате отсутствия качественных методик идентификации ОПО,
анализа факторов риска возникновения аварий при их эксплуатации и возможных
страховых случаев, отдельными страховыми компаниями допускается неоправдан-
ное снижение страховых тарифных коэффициентов, исходя только из конъюнктур-
ных соображений. Это ведет к утрате роли процесса страхования, как рычага, на-
правленного на повышение промышленной безопасности застрахованных объектов.
Низкие страховые резервы в таких случаях не позволят многим страховым компа-
ниям выполнить все свои обязательства по договорам страхования. Кроме того, ма-
лый размер формируемого страховщиками резерва предупредительных мероприя-
тий исключает возможность реализации каких-либо существенных мероприятий,
снижающих риск возникновения аварий на застрахованных ОПО.
Не отрегулирован вопрос страхования ответственности в связи с предлагаемым
перечнем типовых видов ОПО. Когда на отдельных предприятиях присутствуют объ-
екты: площадка, цех, участок, установка встает вопрос о страховании каждого объ-
екта, или предприятия в целом. При выполнении страхования имеют место случаи
демпинговых страховых тарифов, неправильной идентификации объектов по сте-
пени опасности, не предусматривается возможность страховых выплат (%) в случае
недопущения аварийности на период действия договора.
В настоящее время нет законченного решения вопроса о формировании и рас-
ходовании резерва предупредительных мероприятий, причем не оговорены как ме-
ханизмы его создания и контроля за расходованием средств со стороны органов
Ростехнадзора, так и приоритетные направления работ, финансируемые из этого
фонда.
200
Предлагается в дальнейшем при обязательном страховании риска ответственно-
сти на крупных предприятиях стоимость страховки привести в зависимость от нали-
чия на предприятии систем управления промышленной безопасностью, действен-
ности производственного контроля и уровня промышленной безопасности (УТЭН
Ростехнадзора по Тульской обл.).
Декларирование промышленной безопасности
Декларации промышленной безопасности разрабатывались в соответствии с
Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производствен-
ных объектов» для взрывоопасных и химически опасных производств и объектов,
на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в
законе.
В 2005 году в Управлении по надзору за взрывоопасными и химически опасными
производствами и объектами рассмотрены и зарегистрированы декларации промыш-
ленной безопасности 24 объектов, из них новых опасных производственных объек-
тов 9, пересмотрены декларации промышленной безопасности 15 объектов.
Согласно сведениям территориальных органов Ростехнадзора о ходе деклариро-
вания полностью завершена разработка деклараций промышленной безопасности
на опасных производственных объектах, подконтрольных УТЭН по Самарской об-
ласти, Республике Башкортостан, УТЭН по городу Москве, УТЭН по Ярославской
области, УТЭН по Мурманской области и других территориальных органов. К нераз-
работавшим декларации относятся вновь взятые под надзор организации. Разработка
деклараций в них находится в стадии разработки или экспертизы промышленной
безопасности.
В отделах химического надзора территориальных органов Ростехнадзора разра-
ботаны графики пересмотра деклараций промышленной безопасности на поднад-
зорных предприятиях, в соответствии с которыми осуществляется контроль за сво-
евременным их пересмотром, а также за выполнением мероприятий, указанных в
декларациях безопасности, направленных на повышение уровня промышленной
безопасности опасных производственных объектов.
В Республике Дагестан 5 предприятий разработали декларации промышленной
безопасности, однако только 2 из них в полном объеме завершили процедуру декла-
рирования, а именно его разработку, проведение экспертизы промышленной безо-
пасности в независимых экспертных центрах, утверждение и регистрацию в терри-
ториальном органе Ростехнадзора. Это ОАО «Дагнефтепродукт» и МУП «Водоканал»
г. Махачкала. В настоящее время предприятиями ведется работа по пересмотру де-
клараций. А остальные предприятия, в том числе МУП «Водоканал» г. Каспийска,
МУП «Очистные сооружения канализации» г. Махачкала и г. Каспийск, МУП
«Водопровод» г. Хасавюрт не могут завершить эту работу, так как городские и рай-
онные власти не финансируют эти работы.
УТЭН Ростехнадзора по Республике Дагестан в течение года неоднократно вы-
носил вопрос на рассмотрение Комиссии Правительства Республики Дагестан по
чрезвычайным ситуациям и на координационный совет Республиканских надзор-
ных и контрольных органов при комиссии по чрезвычайным ситуациям при МЧС
по Республике Дагестан. Направлены письма: в адрес Председателя Правительства
Республики Дагестан, главам администраций г. Махачкалы, г. Каспийска, г. Хаса-
вюрта. На направленные письма получен ответ за подписью заместителя председа-
201
теля Правительства Республики Дагестан, в котором подтверждается отсутствие фи-
нансовых средств у предприятий.
Руководители вышеуказанных предприятий в соответствии с Кодексом об ад-
министративных правонарушениях, привлечены к административной ответствен-
ности.
Подготовлены материалы и направлено письмо в адрес Прокуратуры Республики
Дагестан.
Приостановлена выдача лицензий вышеуказанным предприятиям на вид дея-
тельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов.
Отмечено, что сведения о количестве ОПО, подлежащих декларированию про-
мышленной безопасности, регулярно изменяются, что связано с реконструкцией
производств, вводом в действие новых объектов или перераспределением собствен-
ности предприятия, переидентификацией в связи с вводом Методических реко-
мендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объек-
тов (РД 03-616-03).
Основные проблемы, связанные с обеспечением безопасности и противоаварий-
ной устойчивости поднадзорных предприятий. Общая оценка состояния безопасно-
сти и противоаварийной устойчивости поднадзорных предприятий.
Основными проблемными вопросами в обеспечении промышленной безопас-
ности продолжает оставаться эксплуатация технологического оборудования, отра-
ботавшего 20 и более лет. Эксплуатируемые опасные производственные объекты не
в полной мере соответствуют действующему законодательству, нормативно-право-
вым актам и нормативно-технической документации в области промышленной без-
опасности, недостаточное финансирование работ по доведению работ отвечающим
требованиям промышленной безопасности. Медленно внедряются новые современ-
ные технологические процессы, средства автоматического контроля и регулирова-
ния на основе компьютерных технологий.
На предприятиях, поднадзорных Управлению по технологическому и экологиче-
скому надзору Ростехнадзора по Ставропольскому краю, из-за неритмичной рабо-
ты предприятий и тяжелого финансового положения, не выполнены работы по вос-
становлению проектной документации, диагностированию и замене оборудования
на большинстве предприятий, эксплуатирующих аммиачные холодильные установ-
ки (АХУ)-ООО «Мясокомбинат Кисловодский», ЗАО «Байсад» Георгиевский цех,
ООО «Время» г. Благодарный, на объектах хранения и потребления хлора- ФГУП
СК «СКВК» Буденовский Горводоканал, Светлоградский Межрайводоканал.
Одной из причин невыполнения мероприятий по строительству, реконструкции
и приведению опасных производственных объектов к требованиям правил и норм
является неудовлетворительное финансирование работ собственниками предпри-
ятий (Управления по тенологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Самарской области, по Ставропольскому краю, Ярославской области и др.)
Оценка готовности к ликвидации и локализации последствий аварий. Основные
проблемы профессиональных спасательных служб, обслуживающих поднадзорные
предприятия.
В соответствии с Комплексным планом работы Федеральной службы по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору на 2005 год территориальными
органами проведена целевая проверка готовности профессиональных и нештатных
202
газоспасательных формирований (ГСФ) к действиям согласно планам локализации
и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химических, нефтехимических и не-
фтеперерабатывающих предприятиях.
Анализ результатов проверки показал, что подконтрольные организации хими-
ческого комплекса выполняют ст. 10 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов»,так собствен-
ные профессиональные ГСФ имеют 135 организаций, нештатные ГСФ созданы в
3271 организации, остальные организации заключили договоры с профессиональ-
ными ГСФ или структурными подразделениями государственной противопожар-
ной службы МЧС России.
В целях предупреждения и своевременной локализации аварийной ситуации орга-
низациями определяются сценарии возможных аварийных ситуаций, вероятные при-
чины их возникновения, наиболее опасные пути развития, тяжесть последствий.
Анализ опасности подконтрольных производственных объектов химического
комплекса завершается разработкой планов локализации и ликвидации аварийных
ситуаций (ПЛАС) с учетом реальных условий развития аварий и организационно-
технических мероприятий, направленных на обеспечение оперативного обнаруже-
ния аварийных ситуаций, и обеспечения необходимых условий для их быстрой ло-
кализации на объекте.
На поднадзорных предприятиях в соответствии с графиком проводятся учебно-
тренировочные занятия с производственным персоналом, газоспасательными фор-
мированиями, пожарными подразделениям, медицинской и другими службами ор-
ганизаций по позициям ПЛАС. Недостатки, выявленные при разборе тренировки
или учебной тревоги, анализируются, проводится оценка практических действий
персонала подразделений, работников газоспасательной и медицинских служб, по-
жарных частей по локализации и ликвидации аварийной ситуации, спасению лю-
дей и материальных ценностей.
Газоспасателями организаций выполнено в 2005 году 95260 профилактических
обследований, направленных на предупреждение взрывов и выбросов токсичных
веществ, на взрывоопасных и химически опасных производственных объектах.
Вместе с тем проверки показали, что производственный персонал не в полной
мере владеет навыками спасателей, несмотря на высокий профессиональный уро-
вень. В связи с этим актуальным является вопрос обучения в специализированных
учебных центрах нештатных ГСФ из числа производственного персонала действи-
ям по локализации аварийных ситуаций.
Ростехнадзором совместно с территориальными органами и Новомосковским
институтом повышения квалификации (НИПК) в 2005 году была продолжена ра-
бота по созданию учебных центров для подготовки персонала нештатных газоспа-
сательных формирований из числа производственного персонала опасных произ-
водственных объектов с приближением их дислокации к химически насыщенным
промышленным территориям.
Указанные учебные центры (филиалы НИПК) по обучению членов нештат-
ных газоспасательных формирований образованы в городах Оренбург, Тольятти,
Красноярск, Саратов, Ангарск, Казань, Нижний Новгород, Уфа.
Создаются аналогичные филиалы в городах Волгоград, Санкт-Петербург,
Архангельск, Томск.
203
В целом оперативная готовность объектовых профессиональных аварийно-спаса-
тельных формирований к локализации и ликвидации последствий аварии удовлетво-
рительная, командиры и бойцы обучены и аттестованы в установленном порядке.
Анализ основных показателей надзорной деятельности.
Информация об основной деятельности территориальных органов Ростехнадзора по
надзору за химическими, нефтехимическими и нефтеперерабатывающими
производствами
Наименование показателя
12 мес.
12 мес.
Рост/снижение
п/п
2005
2004
+/- %
1.
Число организаций (юридических лиц), осущест-
9274
7826
+18,5
вляющих деятельность в области промышленной
безопасности, всего, в том числе по:
1.1.
эксплуатации опасных производственных объек-
7718
6865
+12,4
тов (ОПО)
1.2.
проектированию ОПО
495
450
+10,0
1.3.
строительству ОПО, из них по:
957
852
+12,3
1.3.1.
расширению, реконструкции, техническому пере-
708
638
+11,0
вооружению ОПО
1.3.2.
консервации ОПО
74
55
+34,5
1.3.3.
ликвидации ОПО
74
55
+34,5
1.4.
проведению экспертизы промышленной безопас-
379
257
+47,5
ности
1.5.
подготовке и переподготовке работников ОПО в
217
199
+9,1
необразовательных учреждениях
2.
Общее число работающих в поднадзорных орга-
1137878
1099233
+3,5
низациях, чел
3.
Число аварий на ОПО, всего
27
11
+145
4.
Число инцидентов на ОПО
1884
1398
+34,8
5.
Количество пострадавших в несчастных случаях
136
138
-1,5
на производстве, чел
5.1.
в том числе со смертельным исходом
41
15
+155
6.
Количество инспекторов (фактическое), чел
381
350
+8,9
7.
Число проведенных обследований
16760
16261
+3,1
8.
Число выявленных нарушений требований про-
144076
127250
+13,2
мышленной безопасности и охраны недр
8.1.
в том числе лицензионных требований и условий
10595
12333
-14,1
9.
Число приостановок производств, объектов, ра-
3063
3501
-12,5
бот
10.
Количество привлеченных к ответственности на-
4486
3213
+39,6
рушителей требований правил и норм по инициа-
тиве Госгортехнадзора России, всего
10.1.
в том числе подвергнуто штрафным санкциям
2535
1521
+66,7
10.2.
переданы материалы в органы прокуратуры
124
50
+148,0
204
Наименование показателя
12 мес.
12 мес.
Рост/снижение
п/п
2005
2004
+/- %
11.
Общая сумма штрафов, тыс.руб.
9506,6
5477,585
+73,6
12.
Количество работников организаций, проходив-
37590
39564
-5,0
ших аттестацию в территориальных аттестацион-
ных комиссиях, чел
12.1.
в том числе не аттестованы
1117
1068
+4,9
13.
Количество работников организаций, знания ко-
22092
18894
+16,9
торых проверены (выборочно) в ходе обследова-
ний, чел
13.1.
из них оказались неподготовленными
1695
1330
+27,4
14.
Число проведенных заседаний коллегии террито-
143
173
-17,3
риального органа
15.
Количество руководителей, заслушанных на кол-
378
278
+36,0
легии территориального органа
15.1.
в том числе по материалам расследования аварий
175
28
+525,0
и несчастных случаев
16.
Число проведенных территориальными органами
11
26
-57,7
проверок отделов
17.
Проверена работа государственных инспекторов
199
201
-1,0
(главных государственных инспекторов)
Анализ проведенный территориальными органами Ростехнадзора контрольной
и надзорной деятельности, выраженный табличными показателями, приведенны-
ми в таблице, показал, что произошло увеличение количества поднадзорных пред-
приятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, число проведен-
ных обследований, количество выявленных нарушений требований безопасности,
число привлеченных к ответственности нарушителей требований правил и норм (в
том числе оштрафовано, передано дел в органы прокуратуры), возросла сумма штра-
фов, увеличились количество работников предприятий, проверенных в ходе обсле-
дований на знание требований правил, и количество руководителей, заслушанных
на коллегиях территориальных органов. По остальным показателям произошло не-
большое снижение.
Вместе с тем, эффективность работы инспектора, определяемая отношением ко-
личества вскрытых нарушений к количеству обследований, не является объектив-
ным показателем работы инспектора, т.к. при прочих равных условиях (квалифика-
ции и принципиальности инспектора) на современных, отвечающих требованиям
промышленной безопасности, предприятиях с хорошей организацией на них про-
изводственного контроля, т.е. на предприятиях с высоким уровнем промышленной
безопасности, эффективность работы инспектора будет ниже, чем у инспектора кон-
тролирующего устаревшие, физически изношенные технические устройства ОПО
предприятий с плохо организованным производственным контролем. Необходимо
предусмотреть иную оценку эффективности работы инспектора.
Так, например, в УТЭН Ростехнадзора по Самарской области анализируя резуль-
таты контрольной и надзорной деятельности за текущий год,
можно констатировать следующее:
205
увеличилось количество вскрытых нарушений в 1,1 раза (+758)
увеличилось количество привлеченных к административной ответственности в
1,3 раза, общая сумма штрафов составила 348 тыс. руб, в 2004г 172,8 тыс. руб.
снизилось количество приостановленных работ на 28, снижение показателей в
данном секторе обусловлено изменением процедуры приостановки эксплуатации
технических устройств, производств работ повышенной опасности.
Эффективность работы инспектора (количество вскрытых нарушений / количе-
ство обследований) равна 14,28. В 2004 г. этот показатель был равен 13,14.
Основные результаты лицензионной деятельности, контроля за выполнением
условий действия лицензий.
В УТЭН территориальных органов продолжалась работа по лицензированию
опасных видов деятельности.
В целом по результатам работа за отчетный период по лицензированию видов де-
ятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производств и
объектов оценивается удовлетворительно. В основном действующие поднадзорные
предприятия имеют лицензии на право деятельности в области промышленной без-
опасности. Рассмотрение представленных заявителями лицензионных документов с
целью принятия решения о выдаче лицензии проводилось в соответствии с действу-
ющим законодательством в области лицензирования отдельных видов деятельно-
сти (Федеральный закон № 80 — ФЗ от 2 июля 2005г.), инструкциями и указаниями
Ростехнадзора (Госгортехнадзора России). Инспекторским составом, специалиста-
ми территориальных органов регулярно оказывалась методическая помощь лицен-
зиатам при подготовке документов, проводилась разъяснительная работа.
За отчетный период в поднадзорных организациях проводились целевых провер-
ки соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении видов де-
ятельности, лицензирование которых отнесено к компетенции Ростехнадзора, по
результатам которых выявлялись нарушения. Проверки проводились на основании
приказов по территориальным органам в соответствии с нормативными требовани-
ями РД 04-578-03 и Положениями о лицензировании деятельности по эксплуатации
взрывоопасных и химически опасных производственных объектов, утв. постанов-
лениями Правительства Российской Федерации. По результатам проверок руковод-
ству организаций выданы акты-предписания по установленной форме. Оснований
для приостановления действия выданных лицензий в ходе проверок не выявлено.
За выполнением мероприятий по устранению выявленных нарушений условий дей-
ствия лицензий был установлен контроль.
Так, например, в УТЭН по республике Башкортостан все подконтрольные хим-
надзору предприятия имеют лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и химиче-
ски опасных производственных объектов, своевременно проводится переоформ-
ление лицензий при истечении сроков их действия. Осуществляется проверка
соблюдения лицензионных требований и условий при проведении плановых про-
верок. Выявленные нарушения в ходе проверок устраняются в установленные сро-
ки. Отсутствует лицензия у предприятий, вновь принятых под надзор, прошедших
регистрацию опасных производственных объектов в государственном реестре опас-
ных производственных объектов (ООО «Агентство АЭРО-М» и др.).
За 2005 год УТЭН Ростехнадзора по Ростовской области выдано 142 лицензии на
эксплуатацию и хранение опасных производственных объектов. В 2005 году в связи
206
с отсутствием у ООО «Водоканал», МУП ЖКХ «Чистый город-север» г. Морозовск,
ООО Маркинская птицефабрика» г. Шахты и др. (всего 18 предприятий) лицен-
зий на эксплуатацию опасных производственных объектов Управлением направ-
лены материалы в органы прокуратуры. В текущем году отделом проведено более
50-ти проверок лицензионных требований и условий. Выявлено и предписано к
устранению более 1816 нарушений лицензионных требований и условий.
В УТЭН Ростехнадзора по Воронежской области в 2005 г. были рассмотрены и
оформлены лицензии на эксплуатацию 20 взрывоопасных производственных объек-
тов, 8 химически опасных производственных объектов и 8 на хранение нефти, газа и
продуктов их переработки. Двум соискателям было отказано в выдаче лицензий по
причине несоответствия их лицензионным требованиям и условиям. В результате
проведенных проверок выполнения условий действия лицензий на 24 предприяти-
ях было выявлено и предписано к устранению 82 нарушения лицензионных требо-
ваний. Наиболее часто встречающиеся: несвоевременное выполнение мероприятий
по приведению объектов к требованиям норм и правил; несоблюдение сроков диа-
гностирования технических устройств; несвоевременная аттестация руководителей
и специалистов низкая эффективность производственного контроля.
За нарушение ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, согласно ст. 14.1. ч. 2 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях «Осуществление
предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии на
юридические лица ОАО «Ипатовский мясоптицекомбинат» и ОАО «Арзил» нало-
жен административный штраф в размере 80 тыс. рублей.
Согласно графику проведения проверок лицензионных требований и условий
действия лицензий организаций поднадзорных химнадзору УТЭН по Самарской
области в 2005 году проверено 28 организаций, эксплуатирующих взрывоопасные
производственные объекты, и 11 организаций, эксплуатирующих химически опас-
ные объекты. В ходе 39 проверок было выявлено 206 (соответственно 138 и 68) на-
рушений лицензионных требований и условий, которые отражены в предписани-
ях, выданных руководителям предприятий. По результатам проведённых проверок
к нарушителям были приняты следующие меры:
- на ОАО «Богатовский маслоэкстракционный завод» привлечен к администра-
тивной ответственности как должностное лицо технический директор;
- на МП г. Самары «Самараводоканал» привлечен к административной ответствен-
ности как должностное лицо — начальник насосно-фильтровальной станции.
Внедрение систем управления промышленной безопасности и ход реализации дру-
гих инновационных проектов, связанных с обеспечением безопасности и противоа-
варийной устойчивости поднадзорных предприятий.
Важным фактором, влияющим на уменьшение аварийности и травматизма, яв-
ляется реализация мер по организации эффективного производственного контроля
и внедрения систем управления промышленной безопасностью предприятий.
В крупных промышленных предприятиях и организациях, в которых активно
внедряются системы управления промышленной безопасности, системы производ-
ственного контроля, продолжает оставаться благоприятная ситуация с состоянием
промышленной безопасности, аварийностью и травматизмом.
207
2.2.15. Производство, хранение и применение взрывчатых материалов
промышленного назначения
В 2005 г. взрывные работы выполняли 1120 организаций, эксплуатирующих
3168 опасных производственных объекта, связанных с оборотом взрывчатых мате-
риалов, в том числе 1018 складов ВМ, 289 железнодорожных тупиков, пристаней,
причалов и других оборудованных мест для погрузочно-разгрузочных операций со
взрывчатыми материалами и 23 комплекса для механизированной подготовки гра-
нулированных взрывчатых веществ к применению. Функционировали 101 пункт
(мини заводов) и передвижных установок, на которых предприятиями-потребите-
лями изготовлено 601,73 тыс. т эмульсионных и гранулированных двух- трехкомпо-
нентных бестротиловых и тротилсодержащих взрывчатых веществ типа гранулит и
граммонит отечественной разработки, что на 7,7% больше, чем было произведено
таких взрывчатых веществ в 2004 году.
Как и в предыдущие годы, в промышленности Российской Федерации, в основ-
ном, применяются гранулированные и водосодержащие аммиачно-селитренные
взрывчатые вещества, как содержащие, так и не содержащие тротил. Для проме-
жуточных детонаторов скважинных зарядов используются, главным образом, тро-
тиловые, тротилгексогеновые, пентолитовые и другие шашки, а также патроны из
аммонита. На угольных шахтах в качестве основных зарядов и промежуточных де-
тонаторов, по-прежнему, применяются предохранительные аммониты и нитроэ-
фиросодержащие углениты. В качестве средств инициирования, главным образом,
применяются электродетонаторы (в угольных шахтах — предохранительные элек-
тродетонаторы), неэлектрические системы инициирования и детонирующие шну-
ры. Продолжают ограниченно использоваться огнепроводные шнуры и капсюли-
детонаторы. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору продолжает работу по дальнейшему сокращению огневого и электроогне-
вого взрывания. Планируется резко сократить и, впоследствии, полностью исклю-
чить огневое (электроогневое) взрывание на открытых и подземных горных рабо-
тах. Практически все применяемые на горнодобывающих организациях взрывчатые
материалы отечественного производства и лишь незначительная часть средств ини-
циирования, в основном неэлектрических систем взрывания, — зарубежных фирм
(«Нонель», «Динашок») или изготавливаемых отечественными производителями по
зарубежной технологии, например, испанская неэлектрическая система взрывания
«Примадет». При этом доля взрывчатых материалов зарубежного производства со-
ставляет не более 3%. Несколько выше объемы потребления иностранной простре-
лочно-взрывной аппаратуры. На территории России количество использованных
зарубежных аппаратов (фирмы «Дина Энерджи», «Бейкер-Хьюз», «Петро-Альянс»,
«Шлюмберже», «Холибуртон») для прострелки нефтяных и газовых скважин в
2005 году составило чуть более 6 % от общего их количества.
Номенклатура промышленных взрывчатых материалов составляет около 300 наи-
менований, не считая взрывчатые вещества и изделия на их основе зарубежного про-
изводства и находящиеся в стадии промышленных испытаний.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост объемов потребле-
ния взрывчатых материалов промышленного назначения. Анализ показывает, что
эта тенденции в ближайшее время сохранится, причем значительных изменений
применяемых взрывчатых материалов не произойдет.
208
Количество взрывчатых веществ, израсходованных в организациях, веду-
щих взрывные работы, возросло по сравнению с 2004 годом на 12% и составило
964,78 (в 2004 году — 861,93 тыс. тонн). Число использованных капсюлей-детона-
торов снизилось до 6,3 млн. штук (на 23%), количество использованных электро-
детонаторов также сократилось на 4% и составило 17,54 млн.шт. в 2005 году против
18,25 млн.шт. в 2004 году. Потребление детонирующих и огнепроводных шнуров
составило около 94,5 млн. м против 103,039 млн. м в 2004 году. В 2005 году пред-
приятиями было использовано 12,556 млн. комплектов неэлектрических систем
инициирования, в том числе 8,445 млн. комплектов — в подземных выработках.
Соответственно уменьшен объем использования наиболее опасного огневого спо-
соба инициирования зарядов.
При поддержке Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору в поднадзорных организациях продолжалась работа по совер-
шенствованию техники и технологии взрывных работ и повышению безопасности
и эффективности производства и применения взрывчатых материалов. Увеличены
объемы потребления при взрывных работах на земной поверхности и подземных
выработках российских неэлектрических систем инициирования зарядов СИНВ и
Эдилин и шведской системы Нонель. Разрешена к применению и используется на
ряде горных предприятий новая неэлектрическая система инициирования Примадет
(испанская технология и отечественная сборка).
Увеличены объемы применения электродетонаторов пониженной чувствитель-
ности к блуждающим токам, высокочастотных электродетонаторов, которые невоз-
можно инициировать от любых бытовых источников тока, также за счет замены при
взрывных работах наиболее опасного огневого взрывания и постепенного вытесне-
ния традиционных, но устаревших средств взрывания электродетонаторов с безо-
пасным током 0,18А и детонирующих шнуров с пиротехническими реле. Разрешены
к постоянному применению в угольных шахтах, опасных по газу или пыли, предо-
хранительные электродетонаторы пониженной чувствительности двух марок разра-
ботки ФГУП «Краснознаменец» и ФГУП «Искра» (безопасный ток соответственно
0,45А и 0,50А) и взрывные приборы к ним.
Также допущены к применению на земной поверхности электронные электро-
детонаторы отечественной разработки с замедлением ЭДЭЗ и системой иницииро-
вания, включающей программное обеспечение и адаптер периферии компьютера
«АВЛ» (изготовитель — ФГУП «Новосибирский механический завод «Искра»).
В 2005 году прошли промышленные испытания и были допущены к постоянно-
му применению новые взрывчатые вещества на основе пористой аммиачной сели-
тры — гранулит РП (на руднике ОАО «Учалинский ГОК») и граммотол (на подземных
рудниках ОАО «Учалинский ГОК» и ОАО «Гайский ГОК»). Построены и введены в
эксплуатацию подземные стационарные пункты по производству этих взрывчатых
веществ на указанных рудниках.
Завершается строительство подземного стационарного пункта по производству
гранулитов и граммотола на руднике ОАО «КМАруда».
Продолжалась разработка и внедрение новых эмульсионных взрывчатых ве-
ществ, включая патронированные. Проведены промышленные испытания и выда-
но разрешение на применение эмульсионного взрывчатого вещество «Тован» марки
60/40К, специально разработанного для заряжания скважин с аномальными темпера-
турными условиями при производстве взрывных работ на карьере ОАО «Лебединский

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..