ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 11

 

 

161
В результате прекращения подачи электроэнергии из-за аварии, происшедшей
24-25 мая 2005 года в электрических сетях РАО «ЕЭС России», на предприятиях хи-
мической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, эксплуа-
тирующих опасные производственные объекты в г. Москва, Московской, Тульской,
Калужской областей, произошло 100 инцидентов, которые связаны с нарушением
снабжения энергоносителями и нарушением технологических процессов. В резуль-
тате происшедших инцидентов были зафиксированы выбросы опасных веществ на
ОАО «Комбинат органического синтеза», г. Новомосковск.
В целях предупреждения аварий по указанным причинам в 2005 году были про-
ведены проверки состояния готовности подконтрольных опасных производствен-
ных объектов к работе в условиях аварийных отключений от системы электроснаб-
жения.
Проверки показали, что системы электроснабжения предприятий, имеющих
в своем составе опасные производственные объекты, выполнены, в основном, в
соответствии с проектами и обеспечивают необходимую категорию надежности.
Техническое состояние оборудования и организация его эксплуатации в целом от-
вечает предъявляемым требованиям. Системы управления и противоаварийной за-
щиты технологических процессов, автономные системы обеспечения электроснаб-
жения особой группы электороприемников находятся в работоспособном состоя-
нии и в целом обеспечивают проведение аварийной остановки объектов в штатном
режиме. На многих предприятиях проводится работа по замене морально и физи-
чески устаревшего электрооборудования, по реконструкции систем электроснабже-
ния с целью повышения устойчивости работы производств и объектов.
Для повышения эффективности действий производственного персонала на пред-
приятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, проводятся учеб-
ные тревоги по планам локализации аварийных ситуаций с вводными по аварийно-
му отключению от системы электроснабжения и принятию мер по обеспечению их
устойчивого функционирования.
Анализ действий персонала предприятий при проведении аварийных остановок
производственных объектов, имеющихся на предприятиях производственных ин-
струкций по аварийной остановке технологических цехов и установок, планов ло-
кализации аварийных ситуаций показал, что они в целом адекватны условиям ава-
рийной ситуации и обеспечивают проведение работ по аварийной остановке опас-
ных производственных объектов на должном уровне.
В ходе подготовки к осенне-зимнему периоду на подконтрольных предприятиях
проведены противоаварийные тренировки по взаимодействию энергоснабжающих
организаций с персоналом энергопотребляющих организаций.
Так, для повышения надежности электроснабжения технологических объектов
в крупных организациях, таких как ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»,
ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез», приняты меры по организации работ по ре-
конструкции электрообеспечения.
В ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» для устойчивой работы нефте-
перерабатывающего завода подведена новая линия электропередачи напряжением
110кВ (ЛЭП-110кВ) протяженностью 10 км. Работы планируются к завершению в
2006 году.
В ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» проведено техперевооружение 10
подстанций с применением электрооборудования ведущих зарубежных фирм
162
«Сименс», «АББ», «Шнейдер Электрик» и др. По плану техперевооружения преду-
сматривается реконструкция резервного источника питания ПГВ-110/6кВ от ОАО
«КиришиГРЭС».
Вместе с тем, органами Ростехнадзора выявлены отдельные нарушения на пред-
приятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а именно: катего-
рия электроснабжения объектов не соответствует проекту; не проводятся противо-
аварийные тренировки с персоналом; отсутствуют или не ведутся журналы по уче-
ту противоаварийных тренировок и другое.
Например, обеспеченность источниками бесперебойного питания опасных про-
изводственных объектов ОАО «Татнефтепродукт» составляет 46 %.
Предприятиям энергетики совместно с предприятиями нефтехимического ком-
плекса необходимо принятие эффективных мер по устойчивому энергообеспечению
опасных производственных объектов, в том числе обеспечению резервными источ-
никами электропитания, обновлению основных производственных фондов энерго-
установок, модернизации оборудования.
Анализ произошедших аварий и несчастных случаев свидетельствует о прене-
брежении персоналом факторов опасности нефтехимических и нефтеперерабаты-
вающих производств, снижении внимания руководителей и специалистов органи-
заций к ведению работ повышенной опасности, слабом ведении разъяснительной
профилактической работы и производственного контроля за обеспечением требо-
ваний промышленной безопасности.
Организация производственного контроля и создание систем управления про-
мышленной безопасностью на подконтрольных предприятий являются объектами
особого внимания и регулирования Ростехнадзора.
Несмотря на то, что практически на всех предприятиях созданы службы произ-
водственного контроля, существенного влияния на разработку программ по приве-
дению опасных производственных объектов к требованиям нормативных докумен-
тов по промышленной безопасности служба не оказывает.
По результатам анализа работы служб производственного контроля территори-
альными органами отмечено, что внедрение систем управления промышленной без-
опасностью на предприятиях находится в начальной стадии.
Производственный контроль большей частью неэффективен, поскольку резуль-
таты контрольно-профилактической работы служб не используются для анализа со-
стояния условий промышленной безопасности в цехах и подразделениях и выработ-
ки мер, направленных на повышение уровня промышленной безопасности, также
не разрабатываются и не реализуются мероприятия по совершенствованию систем
управления промышленной безопасностью.
Необходимость развития интегрированных систем управления промышлен-
ной безопасностью, осуществляющих взаимодействие с другими системами
управления и технического регулирования (экологический контроль, пожар-
ный контроль, санитарный контроль, радиационный контроль и т.п.) органи-
заций, неоднократно рассматривалась на совещаниях, коллегиях и семинарах
Ростехнадзора.
Анализ состояния аварийности и травматизма показал, что доля причин аварий и
несчастных случаев в 2005 году по причине неудовлетворительного состояния обо-
рудования, зданий и сооружений (40%, 20%) увеличилась в 2 раза по сравнению с
2004 годом.
163
Вместе с тем, анализ состояния промышленной безопасности показал, что износ
основного технологического оборудования опасных производственных объектов ак-
ционерных обществ доходит до 85%. Оборудование продолжает эксплуатировать-
ся только за счет запаса прочности, конструктивно заложенного при его изготовле-
нии. Замена оборудования на предприятиях ведется крайне медленными темпами (в
год заменяется 5-6% оборудования) и только по факту выхода его из строя, не всег-
да обеспечивается своевременное проведение экспертизы зданий и сооружений на
опасных производственных объектах, не соблюдаются сроки вывода из эксплуата-
ции и замены изношенного оборудования.
Например, в ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» износ основ-
ных фондов составил 60,0 %, ОАО «Орскнефтеоргсинтез» — 64,8 %.
По результатам отчетов территориальных органов Ростехнадзора отмечено, что
проблема физического износа оборудования особо остро стоит для объектов нефте-
продуктообеспечения. По информации Управления по технологическому и эколо-
гическому надзору Ростехнадзора в Вологодской области 65% нефтебаз и складов
горюче-смазочных материалов эксплуатируются более 20 лет. Для Печорской не-
фтебазы (собственник ООО Судоходная компания «Печора»), склада горюче-сма-
зочных материалов аэропорта «Печора» (собственник ФГУП «Комиавиатранс»), ма-
зутного хозяйства городских котельных № 3,8 МУП «Печоражилкомхоз» — показа-
тель износа оборудования приближается к 70-80%.
На подконтрольных предприятиях разработаны графики экспертизы промыш-
ленной безопасности технических устройств, находящихся в эксплуатации более
20 лет. Реализация на практике комплекса мер по мониторингу технического состо-
яния технических устройств, проведению ремонтов по результатам оценки техниче-
ского состояния, позволило осуществить дальнейшую эксплуатацию объектов или
провести замену физически изношенных технических устройств.
При обследовании опасных производственных объектов инспекторским составом
проводилась работа по выявлению технических устройств, зданий и сооружений, от-
работавших расчетный срок службы, и приостановки их эксплуатации. Так, была за-
прещена эксплуатация мазутных резервуаров ОАО «Завод ячеистых бетонов» г. Набе-
режные Челны, ГУП РТ «Набережночелнинское предприятие тепловых сетей».
Важнейшей составной частью механизма управления промышленной безопас-
ностью опасных производственных объектов является экспертиза промышленной
безопасности.
В 2005 году региональными органами и Управлением по надзору за общепро-
мышленными опасными объектами Ростехнадзора рассмотрено и зарегистрировано
23961 заключение экспертизы промышленной безопасности по взрывопожароопасным
и химически опасным производственным объектам, в том числе: по проектной докумен-
тации — 948 (4,0 % от общего количества заключений); по техническим устройствам —
21532 (89,9 %); по зданиям и сооружениям — 683 (2,8 %); по декларациям безопасности —
108 (0,5 %); по эксплуатационной документации — 690 (2,8 %).
По результатам проведенного анализа отмечено соответствие большей части про-
веденных экспертиз промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов методикам, утвержденным или согласованным в установленном порядке, а
программ экспертизы — требованиям промышленной безопасности.
Большая часть экспертных заключений утверждалась без замечаний, часть за-
ключений утверждалась после доработки, не были утверждены 684 заключения экс-
пертизы (2,8 % от зарегистрированных).
164
Основные замечания, по которым было отказано в утверждении заключений:
по проектной документации: отсутствие анализа параметров обращающихся ве-
ществ, определяющих взрывоопасность процесса и достаточности мер по локализации
и ликвидации последствий аварий; отсутствие анализа и оценки соответствия принятых
проектных решений исходным данным для проектирования взрывопожароопасного
объекта и оптимальности выбора компоновочных решений и технических устройств
и их соответствия требованиям взрывобезопасности в соответствии с действующими
нормативными документами, технологических проектных решений в части оператив-
ного и безопасного отключения отдельных элементов и взрывоопасных блоков;
по техническим устройствам, зданиям и сооружениям: нарушение проведения
экспертизы в части объемов экспертного обследования, установленного норматив-
ными документами; отсутствие оценки условий эксплуатации технических устройств
и примененных методов защиты обслуживающего персонала; отсутствие согласован-
ных с заказчиком программ диагностирования, квалифицированных и аттестован-
ных экспертов по направлению проводимых работ, анализа технической докумен-
тации технического устройства (сооружения) и конкретных выводов; не проводят-
ся поверочные расчеты конструкций технических устройств, зданий и сооружений
с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений; от-
сутствует оценка изменения физико-химических свойств материалов в процессе
эксплуатации;
по декларациям безопасности: отсутствует оценка обоснованности результатов
анализа риска аварий на опасном производственном объекте; достаточности разра-
ботанных и реализованных мер по обеспечению требований промышленной безо-
пасности;
по документации, связанной с эксплуатацией опасных производственных объ-
ектов: отсутствует оценка наличия и функционирования необходимых приборов и
систем контроля, порядка допуска к работе на опасных производственных объектов
лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; мер,
направленных на предотвращение проникновения на опасный производственный
объект посторонних лиц и др.
В 2005 году по причине несоответствия требованиям промышленной безопасно-
сти отказано в утверждении заключений экспертизы промышленной безопасности,
выполненных следующими организациями: НФ МОС «Сертиум», ООО «Интех»
(г. Москва), ОАО «Тамбовмаш» (г. Тамбов), ЗАО «СТЭК» (г. Санкт-Петербург), ЗАО
«Технотест» (г. Тула), ИКЦ «Промтехбезопасность» (г. Москва), ООО «ЦЕЛЭКС»
(г.Самара), ЗАО НПО «Техкранэнерго» (г. Владимир) и др.
В целом объем и качество выполненных экспертных оценок состояния промыш-
ленной безопасности обеспечивает получение достоверных данных о техническом
состоянии опасных производственных объектов.
Процедура лицензирования опасных производственных объектов также позволя-
ет реально влиять на состояние их промышленной безопасности и дает возможность
не допустить к деятельности на опасном производственном объекте непрофессио-
нально подготовленные организации. В целом практика лицензирования показы-
вает, что наличие лицензий дисциплинирует организации, повышает персональную
ответственность руководителей организаций в решении технических вопросов, на-
правленных на модернизацию оборудования, внедрения новых видов оборудования
и технологических процессов.
165
В 2005 году территориальными органами и Управлением по надзору за обще-
промышленными опасными объектами Ростехнадзора рассмотрено 1443 заявлений
(материалов) на право осуществления деятельности в области промышленной без-
опасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и
нефтеперерабатывающей промышленности. По результатам рассмотрения выдано
1417 лицензий, из них: на эксплуатацию взрывоопасных производств — 789; хими-
чески опасных производств — 433; на проведение экспертизы промышленной без-
опасности — 81; на переработку и хранение нефти, газа и продуктов их переработ-
ки — 195.
Отказано в представлении лицензий 26 организациям (что составляет 1,8 % от по-
данных заявок на лицензию). Основными причинами отказов в предоставлении ли-
цензий явились отсутствие необходимых сооружений и оборудования для осущест-
вления лицензируемой деятельности; неукомплектованность штатов работников
опасных производственных объектов предприятий квалифицированными специа-
листами; отсутствие декларации промышленной безопасности, отсутствие в штате
экспертных организаций экспертов, аттестованных по направлениям экспертной
деятельности, и квалифицированных специалистов по проведению контроля тех-
нического состояния оборудования неразрушающими методами контроля; наруше-
ние соискателем лицензии порядка подготовки и аттестации работников в области
промышленной безопасности.
В 2005 году проведено 1137 проверок лицензионных требований и условий.
Выявлено и предписано к устранению 8957 нарушений лицензионных условий и
требований.
К характерным нарушениям лицензионных условий и требований, выявленным
территориальными органами, относятся: несвоевременное выполнение мероприя-
тий по программам приведения объектов к требованиям промышленной безопас-
ности; несоблюдение сроков диагностирования технических устройств; порядка об-
учения и аттестации специалистов в области промышленной безопасности; поряд-
ка организации проведения работ повышенной опасности (ремонтные, огневые,
газоопасные работы); низкая подготовка обслуживающего персонала к действи-
ям по аварийной остановке технологического оборудования; отсутствие проектной
документации на опасный производственный объект; неукомплектованность шта-
тов работников опасных производственных объектов предприятий квалифициро-
ванными специалистами, аттестованными в области промышленной безопасности
в установленном порядке; отсутствие технологических регламентов и планов лока-
лизации аварийных ситуаций.
В 2005 году за нарушения лицензионных условий и требований привлечено к ад-
министративной ответственности 285 работника организаций с наложением штра-
фов на сумму 974,9 тыс. рублей.
По результатам проверок инспекторским составом выданы предписания лицен-
зиатам на устранение установленных нарушений и разработаны мероприятия по их
устранению в указанные в предписаниях сроки.
При проведении контрольных мероприятий инспекторским составом установ-
лены факты осуществления организациями деятельности в области промышленной
безопасности без наличия лицензии. По выявленным фактам приняты соответству-
ющие меры. Например, из-за отсутствия лицензии на эксплуатацию опасных про-
изводственных объектов Управлением по Ростовской области направлены матери-
166
алы в органы прокуратуры на следующие предприятия: ООО «Зимнефтепродукт»,
МУП ЖКХ «Чистый город-север» (г. Морозовск).
По результатам лицензионного контроля Управлением по Московской области
приостановлено действие лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации
взрывоопасных производственных объектов ОАО «Моснефтепродукт». Енисейским
межрегиональным Управлением приостановлено действие лицензий следующих
предприятий: ООО «Чечеульское», ООО «ДивКис».
За грубые нарушения лицензионных условий и требований ООО «Сибволокно»
Енисейским межрегиональным управлением представлены документы на аннули-
рование лицензий на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных произ-
водственных объектов в Арбитражный суд Красноярского края.
По результатам технического расследования причин аварии с групповым несчаст-
ным случаем со смертельным исходом, происшедшей 16 июля 2005 года на нефтебазе
ОАО «Объединенное железнодорожное хозяйство», Управлением по технологическо-
му и экологическому надзору по Чувашской Республике приостановлено действие
лицензии на право эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Осуществление государственного контроля за разработкой деклараций промыш-
ленной безопасности опасных производственных объектов нефтеперерабатываю-
щей, нефтехимической промышленности, объектов нефтепродуктообеспечения и
проведение страхования данных объектов играют важную роль в оценке риска ава-
рии и связанной с ней угрозой причинения вреда здоровью и имуществу третьих лиц
и окружающей природной среде.
В 2005 году территориальными органами Ростехнадзора была проведена инвента-
ризация базы данных декларирования и целевые проверки состояния государствен-
ного надзора и производственного контроля за соблюдением требований по декла-
рированию и экспертизе деклараций промышленной безопасности.
Проверки и анализ годовых отчетов показали, что в основном разработка декла-
раций промышленной безопасности завершена.
В органах Ростехнадзора зарегистрировано 337 деклараций опасных производ-
ственных объектов нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности,
представленных 222 организациями.
Декларации опасных производственных объектов вновь взятых под надзор ор-
ганизаций находятся в стадии разработки или проходят экспертизу промышленной
безопасности.
Государственные инспектора химнадзора осуществляют постоянный мониторинг
представленных в декларациях промышленной безопасности сведений, а также их
достоверность. Так, руководством Пермского межрегионального Управления по тех-
нологическому и экологическому надзору Ростехнадзора декларация промышлен-
ной безопасности и заключение экспертизы декларации были возвращены МУП
«Водоканал», г. Киров на переработку, так как в декларации не были отражены све-
дения о сверхнормативном хранении хлора на опасных производственных объектах
и о наличии при этом компенсирующих мероприятий.
Поднадзорные организации, кроме организаций, находящихся на длительной
консервации и прекративших эксплуатацию опасных производственных объектов
или взятых под надзор в 2005 году, имеют договоры страхования. Государственные
инспектора химнадзора вели постоянный мониторинг страхования опасных про-
изводственных объектов и учет заключения подконтрольными организациями
167
договоров страхования и сроков их действия. Данные по страхованию внесены в
Государственную автоматизированную информационно-управляющую систему ре-
гулирования промышленной безопасности (АИС ПБ).
При проведении обследований поднадзорных организаций и анализа хода стра-
хования ответственности проверялась своевременность перезаключения договоров
и получение страховых полисов.
В процессе мониторинга и проверок хода страхования установлено, что не все
поднадзорные организации имеют договоры страхования ответственности за причи-
нение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной
среде в случае аварии. В отдельных регионах имеются проблемы, связанные с нару-
шением законодательства по страхованию ответственности за причинение вреда.
Менее 50 % опасных объектов застраховано в Республиках Ингушетия и Северная
Осетия — Алания, менее 70 % — в Республиках Бурятия и Дагестан, Норильской,
Читинской и Камчатской областях. В базу данных по УТЭН Ростехнадзора по
Удмуртской Республике внесено 1835 застрахованных объектов, что составляет 61%
от их общего количества. Страховую защиту на случай причинения ущерба жизни,
здоровью и имуществу третьих лиц и окружающей природной среде имеют только
78% организаций подконтрольных Управлению по технологическому и экологиче-
скому надзору Ростехнадзора по Кабардино-Балкарской Республике, не все подкон-
трольные организации застрахованы в Республике Татарстан, Архангельской обла-
сти, Республике Саха (Якутия), Кемеровской области.
По данным фактам нарушений выдавались предписания и применены штраф-
ные санкции. Так, Управление по технологическому и экологическому надзо-
ру Ростехнадзора по Вологодской области оштрафовало 8 должностных лиц,
Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Тверской области оштрафован генеральный директор ОАО «Максатихинский
маслосырзавод», Управлением по технологическому и экологическому надзору
Ростехнадзора по г. Санкт-Петербургу начальнику филиала ФГС «Северо-Западная
база лесоохраны» выдано предписание.
Особую роль в повышении эффективности защиты территорий и населения от
последствий аварий на предприятиях нефтехимического комплекса имеет степень
готовности организаций и аварийно-спасательных формирований (АСФ) к действи-
ям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
В соответствии с Комплексным планом работы Федеральной службы по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору на 2005 год территориальными
органами проведена целевая проверка готовности профессиональных и нештатных
газоспасательных формирований (ГСФ) к действиям согласно планам локализации
и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химических, нефтехимических и не-
фтеперерабатывающих предприятиях.
Анализ результатов проверки показал, что в 135 крупных организациях, эксплуа-
тирующих особо опасные объекты, созданы собственные профессиональные штат-
ные ГСФ, в 2677 организациях созданы нештатные ГСФ, остальные организации
заключили договора с профессиональными ГСФ или структурными подразделени-
ями государственной противопожарной службы МЧС России.
168
Таблица 9
Сведения по деятельности профессиональных ГСФ
Численность оперативного состава ГСФ
5600
Число обслуживаемых организаций
500
Число учебных тревог с участием работников организаций
6000
Проведено профилактических обследований опасных производственных объ-
95000
ектов
Внесено предложений по устранению нарушений требований промышленной
53000
безопасности
Обучено и аттестовано профессиональных газоспасателей
2000
Для оперативности информации об аварийных ситуациях в организациях соз-
даны системы наблюдения и оповещения о возникновении аварийной ситуации:
имеются сигнализаторы довзрывных концентраций, газоанализаторы, сирены, по-
жарные извещатели, телефонная связь и радиосвязь с территориальными подразде-
лениями МЧС России. Для финансирования мероприятий по локализации и лик-
видации последствий аварий созданы резервы финансовых средств и материальных
ресурсов в установленном порядке.
В целях предупреждения и своевременной локализации аварийной ситуации ор-
ганизациями определяются сценарии возможных аварийных ситуаций, вероятные
причины их возникновения, наиболее опасные пути развития, тяжесть последствий.
Анализ опасности подконтрольных объектов химической, нефтехимической, не-
фтеперерабатывающей промышленности завершается разработкой ПЛАС с учетом
реальных условий развития аварий и организационно-технических мероприятий,
направленных на обеспечение оперативного обнаружения аварийных ситуаций, и
обеспечения необходимых условий для их быстрой локализации на объекте. На под-
контрольных взрывопожароопасных и химически опасных объектах разработаны
планы локализации аварийных ситуаций (ПЛАС), а для цехов и установок, где это
не требуется, разработаны планы ликвидации аварий (ПЛА) и аварийные инструк-
ции, имеются наборы аварийных инструментов и средств индивидуальной защиты
с описью, предусмотренной ПЛАС (или ПЛА). По блок-картам ПЛАС или опера-
тивной части ПЛА на поднадзорных предприятиях составляются графики проведе-
ния учебно-тренировочных занятий с производственным персоналом, газоспаса-
тельными формированиями, пожарными подразделениями, медицинской и други-
ми службами организаций по позициям ПЛАС. По окончании каждой тренировки
или учебной тревоги проводится анализ и оценка практических действий персона-
ла подразделений, работников газоспасательной и медицинской служб, пожарных
частей по локализации и ликвидации аварийной ситуации, спасению людей и ма-
териальных ценностей.
Газоспасателями организаций также выполняются профилактические обследо-
вания химически опасных производственных объектов. В рамках профилактиче-
ской работы, направленной на предупреждение взрывов и выбросов токсичных ве-
ществ, предусматривается практическая работа по проведению ежемесячных кон-
трольных наблюдений за опасными участками, проверка герметичности запорной
арматуры и технологических трубопроводов, проверка состояния газозащитных
средств и других средств индивидуальной защиты персонала, организация испы-
таний средств защиты на герметичность, проверка работоспособности и состояния
вентиляционных систем, сигнализации, аварийного освещения и связи, вносятся
169
предложения руководству организаций по устранению нарушений требований про-
мышленной безопасности.
Оснащенность и организация действий ГСФ позволяет оперативно проводить
работы по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и в случае необходимо-
сти оказывать эффективную помощь пострадавшим.
Например, по сообщению об аварии на установке газокаталитического произ-
водства ОАО «Ново — Уфимский нефтеперерабатывающий завод» 26.07.2005, свя-
занной с взрывом и пожаром, дежурное отделение ГСФ прибыло на установку че-
рез минуту. Совместно с технологическим персоналом — членами нештатного ГСФ
— было выполнено 18 газоопасных работ по отключению трубопроводов топлив-
ного газа, сероводорода, бензина, дизельного топлива, азота и установке заглушек.
Аварийная ситуация была локализована, пожар потушен.
Бойцы профессионального АСФ «Средне-Волжского штаба военизированных
газоспасательных частей» 06.05.2005 своевременно отключили аппарат на установ-
ке 24/36 (сернокислотной алкилации) ОАО «Куйбышевский НПЗ» и локализовали
аварийную ситуацию, связанную с пропуском серной кислоты в околошовную зону
бобышки кислотного отстойника.
Вместе с тем, результаты проверки показали, что требования законодательства
в области готовности организаций к действиям по локализации и ликвидации по-
следствий аварий на опасных производственных объектах, выполняются не в пол-
ном объеме.
Отдельные профессиональные ГСФ не имеют свидетельств об аттестации (ОАО
«Орскнефтеоргсинтез» и другие). Свидетельство об аттестации военизированно-
го газоспасательного отряда ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»
утратило свою юридическую силу с июля 2005 года.
Все профессиональные АСФ Московской области, с которыми заключены до-
говоры на обслуживание опасных производственных объектов, не имеют разреши-
тельных документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.11.1997 № 1479.
Имеющиеся в Магаданской области отряды спасателей, по информации област-
ного управления по делам ГО и ЧС, не имеют допуска к ликвидации аварий на хи-
мически опасных объектах. На территории Амурской области профессиональными
являются только поисково-спасательные отряды Управлений по делам ГО и ЧС.
Не все профессиональные аварийно-спасательные формирования (АСФ) осна-
щены необходимыми средствами. Например, на территории Белгородской области
только 10% АСФ, с которыми заключены договора на обслуживание предприятий,
укомплектованы изолирующими средствами защиты органов дыхания.
Профессиональные АСФ, обслуживающие организации по договору, не всег-
да обеспечивают оперативную и эффективную деятельность по локализации ава-
рийных ситуаций, так как плохо знают специфику предприятий и прибывают на
объект в лучшем случае через 15-30 минут (Курская область, Воронежская область,
Ставропольский край, Ярославская область, Кемеровская область и другие). Их роль
сводится к обеспечению ограждения аварийной зоны, организации действий по раз-
борке завалов и разрушений, ликвидации последствий аварии, принятию мер по эва-
куации людей, застигнутых аварией, вышедшей за территорию предприятия.
Например, в Кемеровской области 25 предприятий заключили договоры с про-
фессиональными аварийными службами (ЗАО «Кузбасснефтепродукт», ООО «Куз-
170
бассразрезнефтепродукт», ООО ПО «Токем», ОАО «Кузбассконсервмолоко», ЗАО
«Черниговец» и др.), время прибытия которых на аварийный объект составляет 10 —
50 минут в зависимости от места расположения объекта и АСФ. В Новосибирской
области сроки прибытия на объекты 43 предприятий, заключивших договоры с про-
фессиональными АСФ, составляют до 60 мин.
Вместе с тем, практика развития аварийных ситуаций на большинстве предпри-
ятий химического и нефтехимического комплекса показывает, что время, отпущен-
ное на выполнение эффективных действий по локализации аварийных ситуаций,
ограничено 2-5 минутами. Далее масштабы аварии резко возрастают.
Нештатные ГСФ, сформированные из производственного персонала предприятий,
имеют навыки ведения технологических процессов, знают компоновку схем и особен-
ности аварийной остановки технологических установок и способны наиболее эффек-
тивно и профессионально действовать при локализации аварийных ситуаций на началь-
ной стадии. Например, грамотные действия в соответствии с ПЛАС нештатного ГСФ
Прохладненского филиала ОАО «НК «Роснефть» Республики Кабардино-Балкария
31.05.2005 позволили избежать более серьезных последствий аварии в результате взры-
ва паров нефтепродуктов при производстве газоопасных работ на резервуаре.
Однако имеются проблемы в организации нештатных ГСФ.
В 2440 организациях (47%) не созданы нештатные аварийно- спасательные фор-
мирования. Большая часть членов нештатных ГСФ не прошли подготовку и атте-
стацию в установленном порядке.
Созданные нештатные ГСФ на подконтрольных предприятиях Белгородской об-
ласти (аммиачно-холодильные установки, малотоннажные производства, приборо-
строительных предприятия) не соответствуют требованиям нормативов по числен-
ности. Привлечение в состав нештатных ГСФ ремонтного персонала на таких пред-
приятиях затруднительно из-за несовпадения графиков работы сменного персонала
и ремонтных служб; технологический же персонал в основном укомплектован жен-
щинами. В результате проверок выявлено, что значительная часть нештатных ГСФ
не оснащена в достаточном количестве изолирующими средствами защиты органов
дыхания, не все члены нештатных ГСФ на практике могут осуществить приемы пер-
вой доврачебной помощи.
В Архангельской области проблемой укомплектованности нештатных ГСФ яв-
ляются медицинские противопоказания у работников, препятствующие использо-
вание изолирующих противогазов.
Более чем на 200-х предприятиях Ростовской области, а также в Омской области,
на территории Алтайского края, Республики Алтай, Ханты-Мансийского автономно-
го округа созданы не нештатные ГСФ, а добровольные газоспасательные формиро-
вания (дружины), статус которых нормативными правовыми актами не определен.
Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций отдельных опасных про-
изводственных объектов (ОАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» и
другие) не переработаны в соответствие с требованиями «Методических указаний о
порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС)
на химико-технологических объектах», а также не разработаны планы по предупреж-
дению и локализации аварийных розливов нефтепродуктов (ПЛАРН).
При проведении учебных тревог на ряде предприятий отмечалось несоответствие
укомплектованности аварийных шкафов ПЛАС и несвоевременность внесения из-
менений в ПЛАС при реорганизации или изменении технологической схемы.
171
В ходе проведения учебно-тренировочного занятие на установке ЭЛОУ-АВТ цеха
№ 1 ОАО «Орскнефтеоргсинтез» по теме: «Разгерметизация емкости Е-25», было
выявлено отсутствие взаимодействия ответственного руководителя работ по лик-
видации аварии с аварийно-спасательными службами (пожарными, ГСО, меди-
цинскими работниками); недостаточный уровень знаний ПЛАСа обслуживающим
персоналом, в части определения границы загазованной зоны; неумение персона-
ла пользоваться средствами индивидуальной защиты и неправильное применение
в аварийной ситуации средств защиты органов дыхания (применили фильтрующие
противогазы).
Была продолжена работа по созданию учебных центров для подготовки персона-
ла нештатных газоспасательных формирований из числа производственного персо-
нала опасных производственных объектов с приближением их дислокации к хими-
чески насыщенным промышленным территориям. Администрации территорий че-
рез комиссии по чрезвычайным ситуациям способствуют указанной работе.
Учебные центры образованы в городах Оренбург, Тольятти, Красноярск, Саратов,
Ангарск, Казань, Нижний Новгород, Уфа. Создаются аналогичные учебные центры
в городах Волгоград, Санкт-Петербург, Архангельск, Томск.
В 2003-2005 годах в учебных центрах обучено около 4000 нештатных газоспаса-
телей. Техническая оснащенность и квалификация формирований, в которые они
входят, подтверждена свидетельствами об аттестации, выданными Центральной
комиссией Минпромнауки России по аттестации газоспасательных подразделе-
ний (ЦАКХИМ № 11/2) или (с 2005 г.) Отраслевой комиссией по аттестации ава-
рийно-спасательных формирований Федерального агентства по промышленности
Российской Федерации (ОАК № 5/6).
2.2.12. Металлургические и коксохимические производства и объекты
В 2005 году по сравнению с соответствующим периодом 2004 года индекс фи-
зического объема металлургического производства и производства готовых изде-
лий составил 105,5%, в том числе по продукции металлургического производства —
102,2 %.
По итогам 2005 года на металлургических предприятиях России было произве-
дено 48,4 млн.тонн чугуна, или 96,0 % против 2004 года; выплавлено 66,2 млн.тонн
стали, или 100,8 % против 2004 года; при этом производство кислородно-конвертор-
ной стали сократилось по сравнению с 2004 годом на 0,7%, а производство электро-
стали выросло на 16,8 %, и поставлено потребителям, 54,6 млн. тонн готового про-
ката черных металлов, или 101,6 % против 2004 года, производство стальных труб в
2005 году составило 6673 тыс. тонн, что выше уровня 2004 года на 10,6%.
По оперативным данным выпуск первичного алюминия возрос на 3,1%, меди —
9%, никеля — 2,7 процента.
На металлургических предприятиях в 2005 году продолжались проводиться ра-
боты по модернизации оборудования, внедрению современных технологических
процессов.
В ОАО «Северсталь» за последнее время большое внимание уделялось вопросам
обновления основных фондов. Так, в стадии испытаний находятся два новых про-
катных производства (оцинкованного автолиста и листа с полимерным покрыти-
ем), строится новая коксовая батарея № 3, готовится документация для продолже-
ния строительства коксовой батареи № 11. Введены в эксплуатацию новая шахтная
172
электродуговая печь и две установки печь-ковш, введены в строй доменная печь № 4
и МНЛЗ №1 в электросталеплавильном цехе.
В ОАО «Тагмет» в соответствии с программой модернизации производства про-
изводств предусмотрено в течении 2005-2006 гг. введение в эксплуатацию машины
непрерывной литья заготовок немецкой фирмы «SMS Demag», пуск которой по-
зволит уйти от сифонной разливки стали в изложницы на железнодорожных соста-
вах, а также это позволить вывести из эксплуатации печи вагранки литейного цеха,
предназначенные для производства изложниц.
В 2005 году в ОАО «Нижнесергиевский метизно-металлургический завод» (пло-
щадка г. Ревда) пущен в эксплуатацию комплекс нового сталеплавильного произ-
водства в составе: печь ДСП-120, установка печь-ковш, кислородная станция, уча-
сток по обжигу известняка и подготовки сыпучих, газоочистка. В настоящее время
в ОАО «Косогорский металлургический завод» для доменной печи ведется строи-
тельство воздухонагревателей. В ОАО «Южно-Уральский Никелевый комбинат»
продолжались работы по освоению технологии переработки окисленных никелевых
руд в опытно-промышленной печи Ванюкова. На комбинате Североникель введе-
на в эксплуатацию для плавки сульфидного медно-никелевого сырья опытно-про-
мышленная установка «МЦ. Никелевое производство. ОПУ плавки брикетов мед-
но-никелевого концентрата двухзонной печи Ванюкова». Разработка и освоение в
промышленном масштабе этих процессов позволит ГМК «Норильский никель» за-
нять лидирующее положение в области технологии производства цветных и драго-
ценных металлов. В ОАО «Братский алюминиевый завод» корпуса электролиза пе-
реведены на применение сухой анодной массы, что позволило снизить выброс вред-
ных веществ в атмосферу (смолистых веществ 80.0 тн/год, бензопирена 123 кг/год).
В литейном производстве введена в эксплуатацию вторая пламенная печь по пере-
работке отходов литейного производства.
К числу наиболее острых проблем в металлургических и коксохимических произ-
водствах относятся медленные темпы замены не отвечающих требованиям безопас-
ности оборудования и технических средств безопасности, внедрения современных
технологий. Продолжается эксплуатация мартеновских печей и устаревших техноло-
гий разливки стали в ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Уралсталь»,
ОАО «Бежицкий сталелитейный завод» и др.
В литейных производствах предприятий машиностроения, авиастроения и др. ви-
дов промышленности необходимо отметить значительный физический износ основ-
ного технологического оборудования, производственных зданий, низкий уровень
обеспечения техническими средствами безопасности.
Так, по причине недостатка финансовых средств для проведения модерниза-
ции производств в ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ», ООО
«Строймашинвест» и др. эксплуатируется устаревшее оборудование и технологии,
и на ближайшие годы замена их не планируются.
Проведенными в 2005 году проверками установлено, что на многих предприятиях
не своевременно выполняются графики капитальных и текущих ремонтов основно-
го оборудования, зданий и сооружений. Так, не выполняются в установленные сро-
ки капитальные ремонты 1 разряда на доменных печах №1 и №2 ОАО «Тулачермет»,
на доменной печи №1 ОАО «Косогорский металлургический завод». С нарушением
сроков проведены работы по ремонту и усилению конструкций ряда зданий и соо-
ружений на комбинатах Североникель и Печенганикель ОАО «Кольская ГМК».
173
Проведенные обследования строительных конструкций зданий и сооружений
цехов электролиза меди Медного завода в ОАО «Норильский никель» выявили, что
коррозионный износ отдельных прогонов, элементов крестовых связей и связевых
блоках между колонами зданий достигает 20-25% от первоначального сечения.
Опасения вызывает техническое состояние зданий и сооружений, построен-
ных в середине 20 века и в первую очередь состояние их кровли (60% от общего
числа), выполненной из мелкоразмерных бетонных плит. Существует вероятность
обрушения этих плит. Работы по замене такой кровли ведутся крайне медленно.
Территориальными органами Ростехнадзора своевременно выданы соответствую-
щие предписания на устранение в установленные сроки, выявленных отступлений
от требований промышленной безопасности при эксплуатации таких зданий и со-
оружений.
За 2005 года на металлургических и коксохимических производствах и объектах
произошел 21 несчастный случай со смертельным исходом (22 несчастных случаев
за 2004 год), 6 групповых несчастных случаев, при которых пострадало 15 человек
в т.ч. 6 человек со смертельным исходом. Имели место две аварии, экономический
ущерб от которых составил 1819,0 тыс. руб.
Рост производственного травматизма произошел в трех Федеральных округах
(Южный, Приволжский и Сибирский) в том, числе в восьми субъектах федерации
(Красноярский край, Липецкая область, Республика Северная Осетия-Алания и
др.). Значительное снижение аварийности и травматизма имело место в Уральском
федеральном округе (Свердловская и Челябинская области).
Неудовлетворительное положение с аварийностью и травматизмом сложилось
в металлургических производствах ОАО «Канский машиностроительный завод»
(3 несчастных случая), ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (2 не-
счастных случая), ОАО «Завод «Старорусприбор» (авария с групповым несчастным
случаем).
Основными причинами, происшедших аварий явились: неудовлетворительный
надзор службами предприятий за техническим состоянием производственных зда-
ний и сооружений; нарушения технологических инструкций при ведении металлур-
гических процессов и правил эксплуатации оборудования.
Общее число аварий на объектах и распределение их по видам опасных происшествий
Виды аварий
Число аварий
2004 г.
2005 г.
+/-
Обрушение зданий и сооружений
1
1
0
Разрушение технических устройств
2
1
-1
Всего:
3
2
-1
Анализ, происшедших аварий, показывает, что руководителями поднадзорных
предприятий недостаточно уделяется внимания вопросам организации и ведению
работ, соблюдения технологических инструкций при ведении металлургических про-
цессов, а также обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации производ-
ственных зданий и сооружений.
23.05.2005 в литейном участке ОАО «Завод «Старорусприбор» (Новгородская обл.)
произошла авария, связанная с взрывом плавильной печи, в результате чего прои-
зошло разрушение стены здания. Во время аварии три человека получили травмы и
174
один прохожий за территорией предприятия получил смертельную травму от раз-
рушившейся стены.
Расследование причин аварии выявило ряд нарушений т.к. отсутствие лицензии
на эксплуатацию производства получения расплавов черных и цветных металлов и
сплавов на их основе, нарушения технологической инструкции (переплавка свин-
цовых отходов с остатком алюминиевого сплава не предусмотренная технологиче-
ской инструкцией), допуск к производству работ необученного по промышленной
безопасности персонала и др.
Динамика аварийности и травматизма в сопоставлении с объемом
производства продукции на металлургических предприятиях за 1998-2005 гг.
40
200
35
180
35
33
160
30
27
26
140
24
25
23
22
120
21
20
100
80
15
60
10
40
5
6
2
20
5
5
4
4
4
3
0
0
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
объем производства, млн. т
кол+во аварий
смертельно травмированы, чел.
Основными причинами, происшедших в 2005 году несчастных случаев, явились:
неудовлетворительная организация и проведение работ; нарушение технологических
инструкций и правил эксплуатации оборудования; техническая неисправность обо-
рудования; нарушение трудовой дисциплины.
Сведения о распределении несчастных случаев со смертельным исходом по травмиру-
ющим факторам
Травмирующие факторы
Количество смертельно трав-
мированных, чел.
2004 г.
2005 г.
+/-
Движущиеся и вращающиеся механизмы
4
3
-1
Взрывы и выброс расплавленного металла и шлака
13
8
-5
Падение пострадавших и предметов с высоты
3
7
+4
Воздействие газов
2
2
0
Технологический транспорт
-
1
+1
Всего:
22
21
-1
175
В 2005 года наиболее травмоопасными были литейное производство (9 н/с) и ста-
леплавильное производства (3 н/с).
14.05.2005 в литейном производстве ОАО «Канский Машиностроительный за-
вод» «Сегмент» (Красноярский край) при пробивке моста (настыль) в плавильной
печи ИСТ-04-И1 произошел выброс расплавленного металла, в результате чего три
плавильщика получили ожоги различной степени тяжести, от которых в послед-
ствии скончались.
Причинами группового несчастного случая явились: нарушение технологиче-
ской инструкции по выплавке металла; не использование пострадавшими средств
индивидуальной защиты (суконная спецодежда); нахождение пострадавших в со-
стоянии алкогольного опьянения.
Специалистами организаций не принимается должных мер по предупреждению
несчастных случаев, связанных с выбросами расплавленных материалов и газов
из металлургических агрегатов, по причине отсутствия эффективного контроля за
взрывобезопасностью лома и отходов черных и цветных металлов, поступающих на
переплав; неудовлетворительной подготовки шихтовых материалов (габаритность,
влажность и т.п.) и разливочной технологической тары (шлаковые чаши, разливоч-
ные ковши и т.п.).
06.02.05 в литейном цехе ООО «Гусиноозерское литьё» (Республика Бурятия) при
совершении не санкционированных действий с металлоломом (артиллерийский
снаряд) произошел групповой несчастный случай, в результате которого пострада-
ло два человека, в том числе один со смертельным исходом.
В ходе расследования несчастного случая были установлены следующие причины:
приобретение и отгрузка металлолома (снарядная сталь) без документа, подтверждаю-
щего взрывобезопасность партии металлолома; отсутствие входного (пиротехническо-
го) контроля за взрывобезопасностью металлолома; не санкционированные действия
исполнителей работ; допуск к контролю взрывобезопасности перерабатываемого ме-
таллолома персонала не прошедшего специальную подготовку и аттестацию.
Предприятиями не в полном объеме выполняются мероприятия по организации
и проведении ремонтных и наладочных работ, в результате чего увеличилось количе-
ство несчастных случаев, связанных с падением пострадавших и предметов с высоты,
травмированием персонала вращающимися частями машин и механизмов и т.д.
На всех поднадзорных металлургических и коксохимических предприятиях и про-
изводствах разработаны и утверждены планы ликвидации (локализации) аварий в
соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов» от 21.07.97г. №116-ФЗ и «Инструкции по
составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и кок-
сохимических производствах» (РД 11-561-03). Эксплуатирующими организациями
своевременно осуществляется пересмотр планов ликвидации аварий, разрабатыва-
ются графики проведения учебно-тренировочных занятий.
Однако, в некоторых организациях планы ликвидации аварий были разработа-
ны не в полном объеме. Имеют место отдельные недостатки, такие как на Медном
заводе ОАО «Норильский никель», где непосредственно занятые ведением техно-
логических процессов и эксплуатирующий персонал взрывопожароопасного обо-
рудования на участке по производству элементарной серы сушильного цеха не про-
ходил тренировок по отработке знаний и навыков действию в нештатных и аварий-
ных ситуациях.
176
Выявлены нарушения по соблюдению графиков учебно-тренировочных занятий
в ОАО «Элсиб-КЭМ», ОАО «Элсиб-ТГ» и др.
В соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей» от 22.08.95 №151-ФЗ на металлургических и коксохимических
предприятиях профилактическая работа по предупреждению и ликвидации аварий
в 2005 году осуществлялась газоспасательными службами, которые входили в струк-
турные подразделения предприятий.
Численность членов ГСС (план/факт)
1346/1290
Численность членов ДГСД (план/факт)
6153/6140
Число оперативных выездов
325
Число обслуживаемых объектов газового хозяйства
36107
Обслужено вызовов на аварии, инциденты и несчастные случаи
478
Ликвидировано аварий, инцидентов и несчастных случаев
228
Проведено профилактических обследований
94352
Выполнено газоопасных работ
229651
Эвакуировано из загазованных мест (чел.)
425
Членами ГСС и ДГСД совместно с обслуживающим персоналом опасных произ-
водственных объектов проводились учебно-тренировочные занятия по планам лик-
видации (локализации) аварий, а также согласовывались планы ликвидации (лока-
лизации) аварий.
Необходимо отметить, что на ряде предприятий (ФГУП «ПО завод им. Серго»,
ОАО «Марийский машиностроительный завод», ООО «Промтрактор-Промлит» и
др.) действуют нештатные аварийно-спасательные формирования по линии ГО и ЧС
(НАСФ). К недостаткам этих формирований можно отнести: личный состав фор-
мирований не имеет специальной подготовки; оснащенность их зачастую не соот-
ветствует нормативам; нарушения порядка и сроков проверки средств индивиду-
альной защиты.
Проверками, проведенными территориальными органами Ростехнадзора в
2005 году, работы аварийно-спасательных служб поднадзорных металлургических
и коксохимических предприятий и производств установлено, что готовность этих
служб к ликвидации аварий можно оценить как удовлетворительную.
Основными проблемами ведомственных аварийно-спасательных служб являют-
ся их слабая техническая оснащенность и сокращение установленной их штатной
численности.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта
1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за со-
блюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном
объекте» территориальными органами Ростехнадзора установлен контроль за осу-
ществлением на поднадзорных предприятиях и производствах производственного
контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Продолжается
работа по рассмотрению и согласованию Положений о производственном контроле
на вновь взятых под надзор опасных производственных объектах.
Наиболее эффективно налажен производственный контроль на таких предпри-
ятиях как ОАО «Северсталь», ООО «Уральская Сталь» (Орско-Халиловский метал-
лургический комбинат), ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» и ряд других. Службы

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..