ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 9

 

 

129
скому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской, Оренбургской,
Самарской, Магаданской, Свердловской, Челябинской областям, по Таймырскому
автономному округу, а также Читинскому, Иркутскому, Енисейскому, Нижне-
Волжскому межрегиональным управлениям.
В целях совершенствования взаимодействия между органами Федеральной служ-
бой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной на-
логовой службой по вопросам обеспечения соблюдения пользователями недр нало-
гового законодательства и законодательства о недрах, полноты и правильности взи-
мания налога на добычу полезных ископаемых в 2005 г. заключено соответствующее
Соглашение. В рамках указанного Соглашения осуществляется обмен информаци-
ей, органами государственного горного надзора даются разъяснения по сложным
вопросам определения горнотехнических исходных данных расчетов налога на до-
бычу, проводятся совместные проверки недропользователей.
Органами государственного горного надзора Ростехнадзора принимались меры
по своевременному внесению налога на добычу в бюджет. Контроль осуществлялся
как при оформлении разрешительной документации, так и при осуществлении про-
верок. Указанное надзорно-методическое сопровождение является одним из при-
оритетных направлений деятельности в области горного надзора, так как налог на
добычу имеет важное значение для наполнения бюджета.
Так по данным ФНС России только за 11 месяцев 2005 г. в государственный бюд-
жет поступило 824,5 млрд. руб. налога на добычу полезных ископаемых, что на 61,3 %
больше чем в 2004 г. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
составил 97,8 % от всех платежей за пользование природными ресурсами. В феде-
ральный бюджет поступило 791,97 млрд. рублей или 96,1 %.
В результате участия территориальных органов в контроле за достоверностью ге-
олого-маркшейдерских исходных данных для использования их при расчетах нало-
га на добычу дополнительно внесено в бюджет 29,2 млн. рублей (Нижне-Волжское
межрегональное управление, управления по технологическому и экологическо-
му надзору Ростехнадора по Тульской, Вологодской, Саратовской, Московской,
Челябинской, Читинской, Кемеровской, Свердловской областям и Республики
Саха (Якутия) и др.
Органы государственного горного надзора Ростехнадзора ведут работу, направ-
ленную на сохранение запасов полезных ископаемых на учете предприятий за счет
отказа в застройке площадей залегания полезных ископаемых, в преждевременной
ликвидации и консервации предприятий, в необоснованном списании, а также за
счет уменьшения нормативов потерь при их согласовании и др. В результате этой де-
ятельности в 2005 г. сохранены значительные объемы запасов полезных ископаемых:
угля — 1,8 млн.т; руд черных металлов — 63,8 млн.т; руд цветных и драгоценных ме-
таллов — 3,3 млн.т, а также золото и платиносодержащих песков — 0,23 млн.м3; аг-
рохимического сырья — 7,9 млн.т; строительных материалов — 29,6 млн.т.
Большое внимание уделяется также добыче полезных ископаемых из числа допол-
нительно вовлеченных в разработку запасов полезных ископаемых (забалансовых и
ранее неучтенных, ранее списанных как нецелесообразных к отработке, расконсер-
вированных общешахтных и других целиков, в спецотвалах и хвостохранилищах).
Показатели потерь полезных ископаемых при добыче и полезных компонентов
при обогащении в основном соответствуют согласованным с территориальными ор-
ганами нормативам потерь или ниже их.
130
В тоже время сверхнормативные потери были допущены на трех шахтах, под-
контрольных Печорскому межрегиональному управлению (ОАО «Интауголь», ОАО
«Воркутауголь», ОАО «Шахта «Воргашорская»), на 12 предприятиях по добыче об-
щераспространенных полезных ископаемых (Управление по Вологодской области),
в ОАО «Сильвинит», ОАО «Березниковский кирпичный завод» (Пермское межре-
гиональное управление), угольное предприятие ЗАО ПФК «Юнал» (Управление
по Республике Хакасия), Кавоктинское месторождение нефрита (Управление по
Республике Бурятия), ЗАО «Многовершинное», ОАО «Ургалуголь» (Хабаровское
межрегиональное управление), ОАО «Приморскуголь», «Артель старателей «Диада»
(Управление по Приморскому краю).
За сверхнормативных потери отчислено в бюджет по представлению территори-
альных органов 9,7 млн. рублей.
Осуществляется контроль за ходом выполнения мероприятий и программ, направ-
ленных на повышение уровня извлечения, комплексного и рационального использо-
вания минерального сырья, включая задания областных инвестиционных программ
Свердловской области «Переработка техногенных образований Свердловской обла-
сти» и «РУДА УРАЛА», а также «Программа развития рудной базы ЗФ ОАО «ГМК
«Норильский никель» на 2001-2010 годы и до 2025 года».
Стабильная работа ряда горнодобывающих предприятий позволила реализовывать
крупные мероприятия по охране недр и производить планомерную модернизацию
производства и замену морально устаревшего и физически изношенного горного и
обогатительного оборудования (ОАО «Коршуновский ГОК» (Иркутское межрегио-
нальное управление), ЗАО «Многовершинное» (Управление по Хабаровскому краю),
ОАО «ГРК «АИР» (Управление по Приморскому краю), ООО «А/с Западная», ОАО
«Бурятзолото» (Управление по Республике Бурятия), ОАО «Раменский ГОК», ОАО
«Пронский карьер», ЗАО «Касимовнеруд» Управление по Московской области), ЗФ
ОАО «ГМК «Норильский никель» Управление по Таймырскому автономному округу,
ОАО «Кубанский Гипс-Кнауф» (Северо-Кавказское межрегиональное управление).
Целевые проверки по вопросам соблюдения установленных требований при лик-
видации и консервации горных производств и объектов, а также при учете добычи
и потерь полезных ископаемых показали, что требования нормативных документов
в основном соблюдаются.
Наиболее сложная обстановка складывается при ликвидации угольных шахт и раз-
резов, особенно в таких крупных угледобывающих регионах, как Кузбасс и Восточный
Донбасс, где осуществляется массовая ликвидация угольных предприятий.
В Ростовской области в стадии ликвидации находится 46 шахт. При этом на трех
шахтах им. В.И.Ленина, им. газеты «Комсомольская правда», им. Октябрьской ре-
волюции отсутствует утвержденная проектная документация. В Кузнецком угольном
бассейне ликвидационные работы ведутся на 43 шахтах и одном разрезе. По всем
шахтам закончены технические работы по ликвидации горных выработок, выходя-
щих на поверхность. При этом ни на одной шахте Ростовской и Кемеровской обла-
стей не завершены работы по ликвидации в установленном порядке, не подписаны
акты на их ликвидацию.
Неполная и несвоевременная реализация технических проектов ликвидации шахт
создает угрозу возникновения техногенных аварий и катастроф, затопления действу-
ющих шахт и выхода агрессивных неочищенных шахтных вод на поверхность, по-
падания их в реки, подтопления населенных пунктов.
131
О неудовлетворительном состоянии промышленной безопасности и охраны недр
на ликвидируемых предприятиях Ростехнадзор и его территориальные органы неод-
нократно информировали органы областной администрации и прокуратуры, МПР
России, Минэкономразвития России, Федеральное агентство по энергетике.
Государственная система управления вопросами обеспечения безопасности насе-
ления, охраны окружающей природной среды и охраны недр в зонах вредного вли-
яния «бесхозных» горных выработок по всем видам полезных ископаемых, за ис-
ключением угля, отсутствует. В связи с этим Федеральная служба по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору обращалась в Министерство природных
ресурсов Российской Федерации с предложениями по организации на базе реали-
зуемой Министерством федеральной целевой программы «Долгосрочная государ-
ственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы
России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до
2020 года» системы государственного финансирования мероприятий по обеспече-
нию безопасного проживания населения, охраны недр и окружающей природной
среды на нераспределенном фонде недр и формированию ФЦП «Рациональное и
безопасное использование минеральных ресурсов и охрана недр». Однако до насто-
ящего времени наши предложения не нашли отражения.
Результаты целевой проверки по вопросам соблюдения установленных требо-
ваний при учете добычи и потерь полезных ископаемых показали, что наибольшее
количество нарушений выявлено при добыче общераспространенных полезных ис-
копаемых и нерудных строительных материалов.
Органами горного надзора проводится работа по повышению качества геолого-
маркшейдерского обеспечения горных работ. На 80% предприятий подконтрольных
Управлению по Белгородской области проведена замена устаревших, отработавших
свой ресурс маркшейдерских приборов, на современные высокоточные электрон-
ные тахеометры. Улучшено обеспечение геолого-маркшейдерских служб поднадзор-
ных предприятий необходимыми измерительными приборами и вычислительной
техникой в ОАО «Щуровский цемент», ОАО «Рузский КНМ», ЗАО «Мансуровское
карьероуправление» (Управление по Московской области), ОАО «Вольскцемент»,
ООО ППП «Горняк» (Управление по Саратовской области), ООО «ЛУКОЙЛ-
Западная Сибирь» (Управление по ХМАО-Югра), Заполярный филиал ОАО «ГМК
«Норильский никель» (Управление по Таймырскому АО).
Большинство горных и нефтегазодобывающих предприятий имеют собственные
геолого-маркшейдерские службы. При этом территориальные органы отмечают не-
хватку на многих предприятиях специалистов геологов и маркшейдеров в составе
этих служб, низкую квалификация молодых специалистов.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению кадрового состава геолого-марк-
шейдерских служб предприятий (развитие сервисного маркшейдерского обслужи-
вания, организация переподготовки специалистов на базе высших учебных заве-
дений, повышение заработной платы, обучение специалистов за счет предприя-
тий) острота проблемы нехватки и «омоложения» кадров остается (управления по
Ростовской, Кемеровской областям, по Республике Бурятия, Печорское межреги-
ональное управление и др.)
Территориальными органами государственного горного надзора в отчетном году
выдано 350 лицензий на производство маркшейдерских работ, отказано в предостав-
лении 22 и приостановлено действие 2 лицензий, проведено 819 проверок соблю-
132
дения лицензионных требований и условий, выявлено и предписано к устранению
2664 нарушений лицензионных требований и условий.
Обеспечивалось участие Ростехнадзора в работе конкурсных и аукционных ко-
миссий, согласование условий лицензий на пользование недрами, оформление
уточненных границ горных отводов, проводились проверки выполнения условий
лицензий. Территориальными органами Ростехнадзора проверено выполнение
2620 условий лицензий на пользование недрами и при этом выявлено 4197 наруше-
ний, прекращено 169 случаев самовольного пользования недрами.
В целях реализации требований ст. 25 Закона Российской Федерации «О недрах»
территориальными органами выявлено и запрещено в течение 2005 года 25 случая
самовольных застроек ( управления технологического и экологического надзора
Ростехнадзора по Ростовской, Кемеровской, Московской, Самарской областям,
Ямало-Ненецкому автономному округу, Северо-Кавказское, Печорское и Пермское
межрегиональные управления). Всего за 2005 г. рассмотрено 288 материалов, при этом
в 18 случаях было отказано в застройке по причинам недостаточной обоснованно-
сти застройки, отсутствия необходимых заключений, разработки горно-геологиче-
ских обоснований застройки с отступлениями от нормативных требований.
Наличие мощных водоносных горизонтов в надсолевой толще, сложность гео-
логического строения из-за тектоники, выбросоопасности, газопроявлений, значи-
тельные объемы выработанного пространства при отработке калийных и магниевых
солей, добыча нефти и каменной соли из-под калийной залежи — все это обуслов-
ливает сложность обеспечения безопасной эксплуатации Верхнекамского место-
рождения калийных солей и жизнедеятельности городов Березники и Соликамск.
В связи со значительной нагрузкой на недра в последние годы обстановка усугуби-
лась проявлениями техногенных землетрясений.
Основной мерой защиты калийных рудников от затопления является закладка
выработанного пространства и в первую очередь под жилой и промышленной за-
стройкой городов Березники и Соликамск. По настоянию органов Ростехнадзора
производство закладочных работ осуществляется максимально высокими темпами.
По состоянию на 01.01 2006 выполнение закладочных работ, предусмотренных про-
ектами мер охраны, превысили плановые показатели: ОАО «Уралкалий» — на 9,3 %,
в том числе под городом Березники — на 8,3 %, по ОАО «Сильвинит» — на 24,7 %,
в том числе под городом Соликамск — на 66,6 %.
В целях обеспечения безопасной эксплуатации месторождения проводятся науч-
но-исследовательские работы, осуществляется геодинамический мониторинг гео-
логической среды, ведутся геофизические исследования толщи пород, выполняется
значительный объем маркшейдерских инструментальных наблюдений за сдвижени-
ем горных пород и земной поверхности. В зависимости от результатов исследований
ежегодно корректируются меры охраны рудников от затопления и объектов земной
поверхности от вредного влияния горных разработок.
Контроль за выполнением мер по защите рудников Верхнекамского месторожде-
ния калийных солей от затопления и проведение закладочных работ в установлен-
ные сроки, выполнение программ комплексных исследований водозащитной тол-
щи, позволил обеспечить безопасность городов Березники и Соликамск, располо-
женных на подработанной территории.
В особо сложных условиях осуществляется разработка ОАО «Илецксоль» Илецкого
месторождения каменной соли (Оренбургская область), где выемка запасов осу-
133
ществляется рудником №2 из-под затопленных выработок рудника №1, разделен-
ных 150 — метровой водозащитной толщей (потолочиной).
Для безопасной эксплуатации Илецкого месторождения проводятся регуляр-
ные ультразвуковые сейсмокаротажные наблюдения по вертикальным скважинам,
маркшейдерские измерения величин скоростей деформаций в породах целиков и
потолочины камер. В то же время наметилось отставание в объемах закладки выра-
ботанного пространства (150 тыс.т ), что может привести к развитию прогрессиру-
ющей ползучести пород и последующему развитию водопроводящих трещин в по-
родах потолочины между первым и вторым рудниками.
Показатели контрольно-профилактической работы территориальных органов
Ростехнадзора в области охраны недр и геолого-маркшейдерского контроля по срав-
нению с 2004 г. возросли. В 2005 году проведено 9975 обследований горных предпри-
ятий, в ходе которых выявлено и предложено к устранению 58093 (на 2,4 % больше,
чем в 2004 г.) нарушений правил и норм по охране недр. В 788 случаях горные рабо-
ты приостанавливались до устранения выявленных нарушений.
Количество привлеченных к ответственности нарушителей действующих правил
и норм по охране недр 1611, в том числе подвергнуто штрафным санкциям 1154 (в
1.5 раза больше, чем в 2004 г.), общая сумма штрафов составила 7,0 млн.рублей (на
46,8 % больше, чем в 2004 г.), передано 80 материалов в органы прокуратуры.
По всем выявленным нарушениям выданы предписания, в необходимых случаях
затребовано составление планов мероприятий по обеспечению выполнения установ-
ленных требований. За грубые нарушения требований законодательства о недрах на
ОАО «Пайтых-Ойл», ОАО «Назымгеодобыча» и ОАО «Хантымансийскнефтегазгеолог
ия» (Управление по Ханты-Мансийскому автономному округу), ООО «Янгпур» и ООО
«Белые ночи» (Управление по Ямало-Ненецкому автономному округу) направлены
представления в Федеральное агентство по недропользованию о досрочном прекра-
щении права пользования недрами. Принятые меры привели к повышению темпов
обновления проектной документации и сокращению бездействующего фонда эксплу-
атационных скважин при разработке месторождений углеводородного сырья.
Профилактика правонарушений в области недропользования осуществлялась
также в ходе разрешительной деятельности органов государственного горного над-
зора. В результате этой деятельности рассмотрено:
2113 технических проектов в части охраны недр, из них согласованно 1882;
4934 проектов планов развития горных работ, из них согласовано 4680;
5047 материалов обоснования нормативов потерь полезных ископаемых при до-
быче из них согласовано 4800;
394 заявок на застройку площадей залегания полезных ископаемых, из них вы-
дано разрешений 364;
10039 материалов на ликвидацию и консервацию горных выработок, из них со-
гласовано 9870.
При этом по результатам рассмотрения в проекты документов до их согласова-
ния вносились многочисленные изменения и уточнения в целях приведения в со-
ответствие с установленными требованиями.
Как и в предыдущие годы деятельность горного надзора по вопросам охраны недр
осуществлялась в тесном взаимодействии с МПР России, Минпромэнерго России,
ФНС России, Минэкономразвития России, администрациями субъектов Российской
Федерации и органами прокуратуры.
134
В отчетном периоде велась, работа по совершенствованию законодательной
базы в области охраны недр. Так были подготовлены замечания и предложения
по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях», проекту новой редакции
закона Российской Федерации «О недрах», а также по проектам постановлений
Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государ-
ственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием
и охраной недр», «О внесении изменений в Положение о государственной экспер-
тизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологиче-
ской информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении
размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденное постановлени-
ем Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69», «О внесении изме-
нений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г.
№ 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов,
находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лими-
тов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной
лицензии» и от 16 июня 2004 г. № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном
агентстве водных ресурсов», «О порядке назначения и деятельности представите-
лей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями
соглашений о разделе продукции», «О внесении изменений в Положение об окру-
гах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей
и курортов федерального значения, утвержденное постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425», «Об утверждении форм разре-
шения на строительство и ввод в эксплуатацию законченных строительством объ-
ектов «, по проектам Положений о лицензировании отдельных видов деятельности.
Разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации в установленном
порядке новая редакция постановления Правительства Российской Федерации «Об
утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при до-
быче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки ме-
сторождения») и проект постановления Правительства Российской Федерации «Об
утверждении Положения о государственном горном надзоре».
Актуальные вопросы в области охраны недр выносились на обсуждение на тех-
нических совещаниях Управления горного надзора.
На технических совещаниях рассматривались заключения экспертных комис-
сий по проектной документации, обсуждались вопросы оформления горных отво-
дов, застройки месторождений полезных ископаемых, создания и развития систем
управления промышленной безопасностью и охраны недр в вертикально-интегри-
рованных компаниях, совершенствования учета добычи углеводородного сырья, ре-
ализации законодательства о техническом регулировании в области недропользова-
ния, предложения в проект федерального закона «О недрах», реализации пилотных
проектов сертификации производства маркшейдерских работ и формирование кон-
цепции горного аудита, итоги целевой поверки выполнения установленных требо-
ваний по ликвидации и консервации горных производств и объектов, проведенных
органами государственного горного надзора, применение системы прямоугольных
геодезических координат СК-95 горно- и нефтегазодобывающими организациями
при разработке проектов горных отводов, внедрение прогрессивных систем непре-
рывного учета добычи углеводородов.
135
В указанных заседаниях принимали участие специалисты Управления горного
надзора, представители территориальных органов государственного горного надзо-
ра, научных и экспертных организаций, горно- и нефтегазодобывающих предпри-
ятий (ОАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК ВР», ОАО «Сибнефть»,
ОАО «Стальная группа «Мечел», ООО «ЕвразХолдинг», ОАО «РЖД» и др.).
По результатам рассмотрения и обсуждения поднимаемых вопросов принима-
лись рекомендации и решения.
Основными задачами в области рационального использования и охраны недр
являются:
- совершенствование базового законодательства о недрах с целью развития си-
стемы требований в области рационального использования и охраны недр приме-
нительно к специфике отраслей горной промышленности, а также создания «еди-
ного надзорного окна» в сфере недропользования;
- подготовка предложений по формированию ФЦП «Безопасное и рациональ-
ное использование минеральных ресурсов и охрана недр»;
- повышение достоверности учета добычи и потерь полезных ископаемых за счет
модернизации систем учета и организации инструментальных замеров объемов до-
бычи.
- реализация требований Федерального закона «О техническом регулировании»
в части подготовки технических регламентов в области охраны недр и производства
маркшейдерских работ;
- совершенствование системы территориальных подразделений органов государ-
ственного горного надзора Ростехнадзора, включая вопросы оптимизации их дисло-
кации, штатной численности, повышения квалификации инспекторского состава;
- совершенствование нормативно-методической базы геолого-маркшейдерско-
го обеспечения горных работ.
2.2.10. Объекты нефтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта
Объекты нефтегазодобычи.
В 2005 году добычу нефти и газа в Российской Федерации осуществляло 13 круп-
ных холдингов и 165 нефтегазодобывающих компаний, которые представлены орга-
низациями с российским, иностранным и смешанным капиталами, а также 5 опе-
ратора Соглашений о разделе продукции.
В 2005 г. добыто 469,9 млн.т. нефти с газовым конденсатом, что на 11,3 млн.т. или
2,4% больше, чем в 2004 г.
Добыча газа в 2005 г. составила 598,4 млрд.м3 из них предприятиями ОАО «Газпром»
добыто 545,4 млрд.м3.
Эксплуатационный фонд нефтяных скважин составляет — 152612 ед., из них да-
ющие продукцию 22657 ед., неработающий фонд скважин составляет 29955 ед.
Газопереработка осуществляется на 26 газоперерабатывающих заводах, в том
числе на 6 заводах ОАО «Газпром», на 10 заводах компании «Сибур» и на 10 заводах,
принадлежащих 7 нефтегазовым компаниям.
Основной проблемой обеспечения промышленной безопасности объектов газо-
переработки является недостаточные темпы обновления оборудования с истекшим
сроком эксплуатации и морального старения.
За отчетный период Ростехнадзором было выдано 163 лицензий по всем видам
надзора в нефтяной и газовой промышленности, в том числе по эксплуатации ма-
136
гистрального трубопроводного транспорта 58 лицензий, зарегистрировано 128 де-
кларации промышленной безопасности.
В 2005 году при проведении проверок по соблюдению лицензионных требова-
ний промышленной безопасности выявлено 41582 нарушения на объектах нефте-
газодобычи, газопереработки и геологоразведки.
Аварии на предприятиях нефтегазодобычи.
Таблица 1
Виды аварий
Число аварий
2004 г.
2005 г.
+/-
Открытые фонтаны и выбросы
6
8
+2
Взрывы и пожары на объектах
7
5
-2
Падение буровых (эксплуатационных) вышек, разруше-
1
2
+1
ние их частей
Падение талевых систем в глубоком бурении и подзем-
2
1
-1
ном ремонте скважин
Прочие
4
3
-1
ВСЕГО:
20
19
-1
Наиболее характерные аварии на объектах нефтедобычи в 2005 г.:
29.04.05 г. — открытый газовый фонтан на скважине № 1401 Г куста № 11 Еты —
Пуровского месторождения в ООО «Сервисная Буровая Компания» (далее — ООО
«СБК»).
ООО «СБК» осуществляет строительство разведочных и эксплуатационных не-
фтяных скважин на месторождениях ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз».
Авария произошла в ходе строительства скважины № 1401 Г. Производился спуск
и цементирование 245 мм. промежуточной колонны на глубине 1486 м.
Выброс газа сопровождался возгоранием и падением буровой вышки. Люди при
выбросе газа и загоранием буровой установки не пострадали.
Технической причиной аварии (фонтана) явилось оставление устья скважины без
контроля после открытия кранов высокого давления во время ожидания затверде-
вания цемента промежуточной колонны.
Организационные причины:
- отсутствие контроля за технологическим процессом цементирования скважи-
ны со стороны ответственных специалистов.
- не выполнение требований «Регламента по технологии бурения и крепления
скважин техническими колоннами на месторождениях с газонасыщенными гори-
зонтами.
31.01.05 г. — произошел пожар на Покровской газокомпрессорной стан-
ции Зайкинского газоперерабатывающего предприятия (ГКС ЗГПП) ОАО
«Оренбургнефть».
Технические причины аварии:
- несоответствие требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации
компрессорных установок с поршневыми компрессорами, работающими на вред-
ных и взрывоопасных газах;
- отсутствие установленных сроков службы газомотокомпрессоров;
- повышенная вибрация газомотокомпрессоров и трубопроводов по заключению
137
экспертизы промышленной безопасности.
Организационные причины аварии:
- отсутствие проектной документации на Покровскую ГКС ЦКГ № 2 ЗГПП;
- невыполнение предписаний комплексных обследований по Покровской ГКС
с 1999 по 2004 г.;
- неудовлетворительная организация и проведение производственного контроля
за соблюдением требований промышленной безопасности на Покровской ГКС.
Основные причины аварийности и травматизма на объектах нефтегазодобычи и
геологоразведки связаны с низким уровнем производственной дисциплины, про-
фессиональной подготовки персонала, а также с неэффективным производствен-
ным контролем за соблюдением требований промышленной безопасности.
Аварии на объектах нефтегазодобычи в 2005 году, сопровождавшиеся травмиро-
ванием людей.
В 2005 году в результате аварий и несчастных случаев погибли 24 человека, что
на 5 человек меньше, чем в 2004 году. Наибольшее число погибших (22 чел.) заре-
гистрировано в нефтедобыче (ниже уровня 2004 г.). В газодобыче и геологоразведке
погибло по 1 человеку. Общая статистика приведена в таблице 2:
Таблица 2
Аварии в 2005 году, сопровождавшиеся травмированием людей
Отрасль промышленности,
Число аварий с травмирова-
Число травмированных, че-
подконтрольные объекты
нием людей
ловек
общее
в т.ч. со смерт.
общее
в т.ч. со смерт.
исходом
исходом
Нефтедобыча
7
1
32
22
Газодобыча
3
1
1
1
Геологоразведка
-
-
-
1
Всего:
10
2
33
24
Общее число смертельно травмированных по видам надзора представлено в та-
блице 3:
Таблица 3
Общее число смертельно травмированных по видам надзора
Виды надзора
Количество смертельно травмированных, чел.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
+/-
Нефтедобыча
23
23
22
-1
Газодобыча
2
3
1
-2
Геологоразведка
1
3
1
-2
Итого
26
29
24
-5
Примеры травмирования со смертельным исходом.
09.07.05 г. на кустовой площадке № 764 скважина № 1225 Таллинского месторож-
дения в ООО «Пермнефтеотдача» ТОП «Нягань» произошел несчастный случай со
смертельным исходом с оператором подземного ремонта скважин 6 разряда.
В процессе опускания трубы на высоте примерно семи метров от уровня рабочей
площадки произошло ее падение. Труба упала на находящегося под ней операторы и
138
упала на приемный мост. Несмотря на то, что оператор находился в каске, он полу-
чил тяжелую травму головы. Через 20 минут пострадавший на скорой помощи был
отправлен в больницу, где скончался 12 июля 2005 года.
Основные причины смертельной травмы:
- выполнение спуско-подъемной операций труб с нарушением инструкции по
эксплуатации спуско-подъемного инструмента;
- нахождение оператора в опасной зоне (в зоне возможного падения трубы);
- неудовлетворительный контроль со стороны мастера бригады за соблюдением
работниками бригады правил и инструкций по безопасному производству работ.
10.08.05 г. — произошел групповой несчастный случай со смертельным исхо-
дом, на дожимной насосной станции №2 Присклонового месторождения ОАО
«Пурнефтегазгеология».
На резервуаре РВС-2000м3 с участием представителей ООО «Сибмонтажкомплекс»
двух слесарей монтажников и газорезчика, проводились ремонтные работы с при-
менением газовой резки и электросварки.
Во время обрезки стойки ограждения газовым резаком, электросваркой и при-
вариванием новых ограждений раздался взрыв.
Во время взрыва произошла деформация крыши и стен РВС-2000м3. Из резерву-
ара стала переливаться и гореть нефтеводяная эмульсия.
В результате взрыва РВС-2000м3 пострадали пять человек:
- 2 слесаря монтажника получили тяжелые травмы;
- газо-электросварщик, 2 оператора технологических установок получили смер-
тельные травмы.
Основные причины, вызвавшие несчастный случай.
Технические:
- нарушение требований по организации безопасного проведения огневых работ
на взрывоопасных и взрывопожарных объектах (РД-364-00);
- нарушение требований Правил безопасности в нефтяной и газовой промыш-
ленности раздел 3. 6. (ПБ 08-624-03).
Организационные:
- наряд-допуск на проведение огневых работ РВС-2000м3 не утвержден руково-
дителем организации от 09. 08. 2005 года и оформлен с нарушениями;
- неудовлетворительный контроль персонала за техническим процессом при под-
готовительных работах для проведения огневых работ;
- отсутствие результатов анализа загазованности воздушной среды;
- допуск лиц, не прошедших аттестацию.
Одной из основных причин тяжелого и смертельного травматизма на объектах
нефтедобычи является неумение персонала своевременно определять и оценивать
реальные опасности, возникающие на рабочих местах.
Большинство аварий и случаев смертельного травматизма можно предотвратить
при постоянном мониторинге реального состояния опасных производственных объ-
ектов, своевременном проведении мероприятий по их техническому обслуживанию,
ремонту и реконструкции, а также соблюдению безопасных режимов работы.
Уровень травматизма и аварийности на объектах нефтяной и газовой промыш-
ленности определяется высокой степенью износа основного оборудования, трубо-
проводов и конструкций, низкими темпами внедрения современных технологий,
139
недостаточным оснащением надежными системами автоматики и телемеханики.
Среди основных проблем обеспечения требуемого уровня промышленной без-
опасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса мож-
но выделить следующие:
- крайне низкий уровень защищенности объектов нефтегазового комплекса от
аварий с тяжелыми последствиями. Недостаточное внимание первых руководителей
к вопросам интеграции управления промышленной безопасности в общую систему
управления промышленной безопасностью в общую систему управления компаний
является основным препятствием, не позволяющим принять эффективные меры по
снижению аварийности и производственного травматизма;
- систематические нарушения компаниями требований по безопасному недро-
пользованию на нефтяных месторождениях. Существование данной проблемы во
многом предопределено недостатками законодательства Российской Федерации о
недропользовании, возможности воздействия по которому со стороны надзорных
органов через суд ограничены.
- неудовлетворительное состояние геологоразведочных скважин на нефть и
газ, пробуренных за счет государственных средств организациями Мингео СССР и
Мингео РФ при проведении поисково-разведочного бурения на нефть и газ. При из-
менившихся экономических условиях эти скважины частично оказались в распре-
деленном фонде недр — 68 тыс. скважин, в нераспределенном фонде недр — 6 тыс.
скважин, 10 тыс. скважин не имеют балансодержателя и являются «бесхозными».
Большая часть этих скважин находится на территориях Тюменской и Архангельской
областей, Республике Коми. Существует угроза возникновения нефтяных и газовых
фонтанов в труднодоступных местах, что требует создания эффективной системы
мониторинга и оценки состояния, а также проведения работ по их ликвидации.
До настоящего времени, надзорные органы не могут решить вопросы ликвидации
12 разведочных скважин, пробуренных Астраханской НГРЭ и Калмнефтегазразведка
и вскрывших продуктивный горизонт. В настоящее время названные организации
находятся в стадии расформирования. МПР России не выделяет средства на устра-
нение межколонных давлений. ОАО «Астраханьгазпром» не принимает аварийные
скважины на свой баланс.
Ростехнадзор и его территориальные органы неоднократно обращали внима-
ние Минпромэнерго России, МПР России, ФСН России и других заинтересован-
ных ведомств на недопустимое состояние «бесхозных» скважин, представляющих
реальную экологическую и промышленную опасность. Для проведения ремонтных
и ликвидационных работ в этих скважинах требуется решить вопросы источников
финансирования ликвидации подобных скважин и их имущественной принадлеж-
ности. Однако исчерпывающих мер по всему фонду «бесхозных» скважин до насто-
ящего времени так и не было принято.
Объекты магистрального трубопроводного транспорта
По состоянию на 2005 г. общая протяженность линейной части магистральных
трубопроводов составляет более 231 тыс. км, из которых:
- магистральные газопроводы — 161,1 тыс. км;
- магистральные нефтепроводы — 49 тыс. км;
- магистральные продуктопроводы — 19,5 тыс. км;
- аммиакопроводы — 1,4 тыс. км.
140
Анализ итогов работы за отчетный период показывает, что основные угрозы це-
лостности опасным производственным объектам магистрального трубопроводного
транспорта году являются следствием следующих факторов:
1.Интенсивное развитие стресс-коррозионных процессов на магистральных га-
зопроводах большого диаметра.
Недостаточная защищенность газопроводов от коррозии в основном связана с
потерей качества пленочного изоляционного покрытия на газопроводах, построен-
ных 15 и более лет назад.
Если в период с 1991 по 1996 гг. доля аварий по причине коррозионного растре-
скивания в общем балансе аварийности по ОАО «Газпром» составляла около четвер-
ти, с 1998 по 2003 г.г. аварии по этой причине составили треть от общего количества,
то в 2005г. они составили уже более 50%.
2. Значительный рост случаев несанкционированного подключения в нефте- и
нефтепродуктопроводы с целью хищения транспортируемого продукта. Увеличение
врезок отмечается в Республике Дагестан, Чеченской Республике, на территории
Самарской, Нижегородской, Саратовской областей, а также Ставропольского и
Краснодарского краев.
3. Аварийность по причине брака строительно-монтажных работ обусловлена от-
сутствием эффективной системы технического надзора за соблюдением проектных
решений в период интенсивного строительства объектов магистрального трубопро-
водного транспорта в 70-80 годы прошлого века и недостаточной оснащенностью
строительных организаций специальным оборудованием.
Анализ результатов расследований аварий, происшедших в 2005г., приведен в та-
блице 4.
Таблица 4
Причины
Газо-
Нефте-
Продукто-
Всего
проводы
проводы
проводы
1. Внешнее механическое воздействие, в т.ч.
3
12
5
20
Врезка
-
8
1
9
Строительная техника
3
4
4
11
Терроризм
-
-
-
-
2. Коррозионное разрушение
14
-
-
14
3. Брак строительно-монтажных работ
3
2
-
5
4. Ошибочные действия персонала
1
-
1
2
5. Заводской брак изделия
2
2
-
4
Всего
19
13
3
45
Анализ аварийности и травматизма в магистральном трубопроводном транспор-
те за 2005г. по сравнению с 2004г.
Таблица 5
Трубопроводы
Число аварий
Число смертельно травми-
рованных, чел.
2004г.
2005г.
+/-
2004г.
2005г.
+/-
Газопроводы
29
19
-10
2
2
0
Нефтепроводы
19
13
-6
3
2
-1
Нефтепродуктопроводы
-
3
+3
1
-
-1
141
Трубопроводы
Число аварий
Число смертельно травми-
рованных, чел.
2004г.
2005г.
+/-
2004г.
2005г.
+/-
Всего:
48
45
-11
6
4
-2
Общая протяженность, тыс. км
231,00
231,00
0
Основной причиной смертельного травмирования людей на объектах магистраль-
ного трубопроводного транспорта являются грубые нарушения требований промыш-
ленной безопасности руководством и персоналом компаний в процессе эксплуата-
ции, технического обслуживания и ремонта трубопроводов и оборудования.
Таблица 6
Факторы аварий
Газо-
Нефте-
Нефтепродук-
Всего
проводы
проводы
топроводы
Загазованность
Проведение огневых работ
1
1
2
Нарушение техники безопасности
1
2
2
Наиболее крупные аварии на магистральном трубопроводном транспорте за
2005 г.
Авария на магистральном газопроводе «Петровск-Елец» 18.01.05 г.
18.01.2005 г. в 19час. 55 мин. На 316 км магистрального газопровода «Петровск-
Елец» (ОАО «Газпром», ООО «Мострансгаз») произошло разрушение трубопровода
с выбросом 55 м труб и возгоранием газа.
Газопровод был построен в 1981г. по рабочему проекту, разработанному в 1978г.
институтом «Гипрогазцентр» г. Горький. Сварочно-монтажные работы проводились
предприятием СУ-6 треста «Центркомплектмонтаж» «Главнефтегазмонтаж».
Режим работы газопровода до аварии: давление газа на выходе КС Алгасово-
5,28 МПа, температура после АВО газа +18°С. Проектное давление в газопроводе
5,5 МПа.
Технические причины аварии:
Образование в процессе эксплуатации МГ продольных трещин по поверхности
трубы, которые к моменту аварии не обеспечивали остаточный ресурс прочности
трубы на проектных режимах и привели к разрушению трубопровода.
Экономический ущерб от аварии составил 3 710 900 рублей.
Авария на магистральном нефтепроводе “Хадыженск-Псекупская-Краснодар»
07.08.05 г.
07.08.2005 г. произошел выход нефти из магистрального нефтепровода
«Хадыженск — Псекупская — Краснодар» с попаданием в канал Чибий.
Авария произошла на км. 80 трассы нефтепровода МН «Хадыженск —
Псекупская — Краснодар», Ду 200/250/300 в 0,1 километрах севернее а. Тахтамукай,
Тахтамукайского района, Республики Адыгея. На этом участке нефтепровод прохо-
дит в 20 м от дренажного канала оросительной системы, который через 1,5 км впа-
дает в канал Чибий. На месте аварии, в верхней образующей нефтепровода прива-
рен патрубок Ду 50, длиной 30 мм с установленным на нём неисправным шаровым
краном Ду 50, Ру 30.
142
Разрешенное рабочее давление согласно формуляра подтверждения от 6.01.99 на
участке км. 47 — 88,9 МН составляет 36,7 кг/см2 Внутритрубная дефектоскопия не-
фтепровода не проводилась. До момента обнаружения повреждения нефтепровод
находился в технически исправном состоянии.
Обстоятельства аварии.
При осмотре места аварии обнаружено, что выход нефти произошёл из повреждён-
ного шарового крана Ду 50 Ру 16 установленного на несанкционированной врезке.
Вышедшая нефть распространилась в охранной зоне нефтепровода, на участке
площадью 70 м2 с глубиной пропитки до 5 см. С места несанкционированной врез-
ки нефть попала в дренажный канал оросительной системы шириной 1,5 м и рас-
пространилась на протяжении 1,5 км, а затем попала в канал Чибий шириной до
10 м и распространилась на протяжении 6 км по течению воды. Площадь загрязне-
ния водной поверхности составила 15 тыс. м2.
По состоянию на 09.08.05 г. — установлено 12 рубежей боновых заграждений, в
том числе один стационарный из труб Ду 800.
Для ликвидации последствий выхода нефти на км. 80 МН «Хадыженск —
Псекупская — Краснодар», Ду 200/250/300 разработан план-график мероприя-
тий, согласованный с отделом Северо-Кавказским межрегиональным управлени-
ем Ростехнадзора. Уборка загрязнённой территории проводится с момента прибы-
тия на место выхода нефти аварийно-востоновительной бригады и продолжается
по настоящее время.
ОАО «Черномортранснефть» подало заявление о проведении расследования и воз-
буждении уголовного дела в РОВД Тахтамукайского района, Республики Адыгея.
Величина загрязнения окружающей природной среды:
- Объём вытекшей нефти составил (м3) 45
- Площадь загрязнённой поверхности грунта (м2) 70
- Площадь загрязнённой водной поверхности (м2) 15000
При локализации и ликвидации последствий аварии люди и техника не постра-
дали. Действия ответственных лиц и персонала эксплуатирующей организацией
соответствовали плану-графику мероприятий ликвидации аварии, плану-графи-
ку мероприятий по ликвидации последствий аварии на км. 80 МН «Хадыженск —
Псекупская — Краснодар», Ду 200/250/300, а также сложившейся обстановке
Организационные причины аварии.
Несанкционированный доступ неустановленных лиц к нефтепроводу.
Технические причины аварии.
Несанкционированная врезка в магистральный нефтепровод с целью хищения
нефти.
Экономический ущерб от аварии.
Прямые затраты на ликвидацию аварии и её последствий на км. 80 нефтепровода
«Хадыженск — Псекупская — Краснодар», Ду 200/250/300 по состоянию на 15.08.05 г.
составили 948908,0 руб., ущерб окружающей природной среде по состоянию на
15.08.05 г. составил — 2783277,54 руб., что суммарно составляет 3732185,54 руб.
Для обеспечения промышленной безопасности объектов магистрального тру-
бопроводного транспорта ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК
«Транснефтепродукт» разработаны, согласованы с Госгортехнадзором России и ре-
ализуются «Комплексные программы диагностики, технического перевооруже-
143
ния, реконструкции и капитального ремонта объектов». В качестве основных задач
Программ компании определили следующие:
- приведение технического состояния объектов магистрального трубопроводного
транспорта в полное соответствие с требованиями нормативных документов;
- обеспечение снижения аварийности и отказов трубопроводов и оборудования,
повышение экологической безопасности;
- поддержание проектных пропускных возможностей магистральных трубопро-
водов за счет выполнения комплексов ремонтно-восстановительных работ.
В настоящее время в системе магистрального трубопроводного транспорта экс-
плуатируется 7290 поднадзорных Ростехнадзору объектов.
Наиболее характерными нарушениями требований промышленной безопасно-
сти являются:
- нарушение охранных зон и зон минимально допустимых расстояний до объек-
тов магистрального трубопроводного транспорта;
- размывы и оголения участков трубопроводов небольшой протяженности па-
водковыми водами;
- наличие участков магистральных трубопроводов с непроектной глубиной за-
легания трубы;
- допуск к самостоятельной работе персонала без профессиональной подго-
товки;
- недостаточная защищенность объектов от возможных механических повреж-
дений и террористических проявлений.
Основными труднорешаемыми проблемами, влияющими на промышленную без-
опасность объектов магистрального трубопроводного транспорта, являются:
- недостаточный объем капитального ремонта трубопроводов;
- недостаточный уровень телемеханики и автоматизации объектов магистраль-
ного трубопроводного транспорта;
- прием на баланс ОАО «Газпром» газораспределительных станций, не входящих
в единую систему газоснабжения;
- отсутствие комплекса мероприятий по соблюдению охранных зон и зон мини-
мально допустимых расстояний от магистральных трубопроводов до зданий и соо-
ружений и устранению выявленных нарушений;
- недостаточность принимаемых мер защиты со стороны предприятий, эксплуа-
тирующих магистральные нефтепроводы, от попыток хищения нефти.
В качестве направлений по повышению промышленной безопасности трубопро-
водного транспорта природного газа, нефти и нефтепродуктов предлагается реали-
зовать следующие мероприятия;
- ускорить разработку и принятие технического регламента «О безопасности ма-
гистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распре-
делительных трубопроводов»;
- разработать и принять правила по строительству и эксплуатации морских тру-
бопроводов;
- разработать критерии по определению условий дальнейшей эксплуатации объ-
ектов, проработавших более 30 лет.
Мероприятия по антитеррористической деятельности.
По результатам проверок состояния защищенности от террористических актов
опасных производственных объектов (далее ОПО) показал, что в целом все пред-
144
приятия, имеющие опасные производственные объекты имеют:
- мероприятия по предотвращению террористических актов;
- договора со специализированными службами для охраны ОПО;
- территории наиболее важных ОПО имеют ограждения;
Вместе с тем, большинство объектов (скважины, трубопроводы и другие) не име-
ют защиты, поэтому мероприятиями предусмотрен обход данных объектов по гра-
фику. Все объекты обеспечены бесперебойной связью с выходом на диспетчерские
пункты аварийных служб и охраны.
При проектировании новых ОПО предусматривается установка камер наружно-
го наблюдения.
2.2.11. Объекты химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей
промышленности
В 2005 году число организаций, осуществляющих деятельность в области про-
мышленной безопасности, подконтрольных отделам по надзору в химической, не-
фтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, составило 9274, что
на 18,5% больше, чем в 2004 году (7826), из них 7718 организаций, эксплуатирую-
щих опасные производственные объекты (ОПО), в их числе 2541 организация, экс-
плуатирующая нефтебазы, склады ГСМ; 2361 — аммиачные холодильные установки
(АХУ); 950 — химические и нефтехимические опасные производственные объекты;
479 — хлорные объекты системы водоподготовки; 191 — нефтегазоперерабатываю-
щие производства; 27- целлюлозно-бумажные производства; более 1100 организа-
ций, эксплуатирующих производства, связанные с обращением или хранением ток-
сичных, взрывопожароопасных и других производств.
В целях контроля состояния промышленной безопасности опасных производ-
ственных объектов предприятий химической, нефтехимической и нефтеперераба-
тывающей промышленности органами Ростехнадзора в течение 2005 года проведено
16760 обследований. По результатам обследований выявлено и предписано к устра-
нению 144076 нарушений требований промышленной безопасности, в том числе
10595 нарушений лицензионных требований и условий. Проведено 3063 приостано-
вок эксплуатации опасного оборудования и проведения опасных работ. За нарушения
требований промышленной безопасности привлечено к ответственности 4486 чело-
век. В том числе к административной ответственности привлечено 2535 виновных в
правонарушениях юридических и физических лиц (подвергнуты штрафным санк-
циям на сумму в 9 млн. 506 тысяч 600 рублей); на 124 человека переданы материалы
в следственные органы. Анализ оперативной информации, полученной из терри-
ториальных органов, о надзорной деятельности отделов по надзору в химической,
нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности свидетельствует о
повышении основных показателей по сравнению с тем же периодом 2004 года. Так,
увеличилось количество выявленных нарушений на 12 %, а привлеченных к ответ-
ственности — на 40 %, сумма штрафов увеличилась в 2 раза.
Однако следует отметить, что за отчетный период произошел значительный рост
аварийности и травматизма на подконтрольных отделам химнадзора объектах.
За 12 месяцев 2005 года на опасных производственных объектах химической, не-
фтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности произошло 27 аварий,
что на 16 аварий больше, чем за тот же период 2004 года (11 аварий). Экономический
ущерб от аварий в 2005 году составил 51 млн. 225 тыс. 268 руб. Количество несчаст-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..