ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 12

 

 

177
производственного контроля этих предприятий укомплектованы подготовленны-
ми, квалифицированными работниками, имеющими опыт работы в цехах и произ-
водствах, знакомыми с производственными проблемами и знающими конкретные
пути их решения.
Однако не на всех предприятиях, эксплуатирующих опасные производствен-
ные объекты, наблюдается такой подход к решению проблемы производственно-
го контроля. Многие предприятия машиностроения, авиастроения, эксплуатиру-
ющие опасные металлургические объекты, до настоящего времени не организова-
ли работу производственного контроля в полном соответствии с предъявляемыми
требованиями. На таких предприятиях отсутствуют в штатах служб квалифициро-
ванные работники, способные возглавить работу по обеспечению промышленной
безопасности. В результате чего на этих предприятиях производственный контроль
осуществляется формально и не обеспечивает необходимый уровень соблюдения
требований промышленной безопасности.
Например, в ОАО «Радиоприбор», ОАО «Волжский завод точного литья» и ряде
других предприятиях проверки металлургических производств проводились 1-3 раза
в год, при которых выявлялось по 3 нарушения (ОАО «Волжский завод точного ли-
тья»). Руководителям этих предприятий выданы предписания и предложения по по-
вышению эффективности осуществления производственного контроля за обеспе-
чением промышленной безопасности.
Основной проблемой организации и осуществления производственного контро-
ля являются низкая активность руководителей отдельных предприятий при реше-
нии вопросов обеспечения промышленной безопасности.
На металлургических и коксохимических предприятиях медленными темпами
ведутся работы по разработке Систем управления промышленной безопасностью
и охраной труда. В настоящее время сертификат международной спецификации
«Оценка систем менеджмента в сфере охраны труда и предупреждения профессио-
нальных заболеваний» OHSAS 18001-1999 имеет Система управления промышлен-
ной безопасностью и охраной труда ОАО «Северсталь». В 2005 продолжались ра-
боты по разработке и внедрению Систем управления промышленной безопаснос-
тью и охраной труда в ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», ООО
«Уральская Сталь», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и др.
Действующая система экспертизы промышленной безопасности подтверждает
свою актуальность и необходимость на современном этапе. Качество экспертных
заключений экспертизы промышленной безопасности (ЗЭПБ) неуклонно повы-
шается.
В системе экспертизы промышленной безопасности металлургического, коксо-
химического и литейного оборудования, зданий и сооружений активно работают
147 экспертных организаций, в 2004 году было порядка 100.
Проводимые экспертизы позволяют подтвердить эксплуатационную надежность
технических устройств, выявить дефекты и при необходимости ограничить нагруз-
ки на строительные конструкции.
Все представленные заключения экспертизы рассмотрены специалистами соот-
ветствующего профиля, зарегистрированы и утверждены в установленном порядке.
Всеми поднадзорными предприятиями своевременно разрабатываются и согла-
совываются с территориальными органами Ростехнадзора графики проведения экс-
пертизы промышленной безопасности основного металлургического, коксохими-
178
ческого и литейного оборудования, зданий и сооружений с целью определения ре-
сурса их эксплуатации.
В настоящее время система экспертизы нуждается в совершенствовании и пра-
вовом обеспечении, необходимо законодательно чётко определить ответственность
экспертных организаций (возможно, следует ввести страхование этой ответствен-
ности), что заставит экспертные организации быть заинтересованными в приобре-
тении современных технических средств диагностирования и проведения более ка-
чественного определения технического состояния оборудования, зданий и соору-
жений на опасном производственном объекте.
В соответствии со статьей 15 ФЗ № 116-ФЗ все поднадзорные предприятия, име-
ющие в эксплуатации опасные производственные объекты, провели идентифика-
цию опасных производственных объектов с определением минимальной страхо-
вой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или
имуществу других лиц и окружающий природной среде в случае аварии на опасном
производственном объекте.
В основном всеми поднадзорными предприятиями заключены договора и про-
ведено страхование ответственности с получением свидетельств.
Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО,
также, нуждается в правовой поддержке, т.к., судя по всему, они сегодня не заинте-
ресованы в этом виде страхования и заключение договоров осуществляется по ми-
нимальным ставкам независимо от степени опасности объектов, а ведь и внутри
того или иного установленного при идентификации типа опасности объекта сте-
пень опасности может быть разной. Всего этого пока Методические рекомендации
по идентификации ОПО и Правила страхования не учитывают. Страховые тарифы
необходимо увязывать с техническим состоянием агрегатов и оборудования.
По состоянию на 01.01.2006 органами Ростехнадзора осуществляется надзор за
1986 юридическими лицами, осуществляющими деятельность на опасных метал-
лургическими и коксохимическими объектах.
Территориальными органами Госгортехнадзора России на поднадзорных метал-
лургических и коксохимических предприятиях и объектах за 2005 год проведено
5699 обследований, выявлены и предписаны к устранению 42545 нарушений тре-
бований правил и норм промышленной безопасности, из-за грубых нарушений
правил эксплуатации приостановлено 591 производство, объектов и работ, при-
влечено к административной ответственности 1740 работников, в том числе по
ст.9.1. п.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в 2005 году нало-
жен штраф на 749 руководителя и специалиста, поднадзорных предприятий на
сумму 2109.3 тыс. руб.
Особое внимание при проведении обследований уделялось вопросам обеспе-
чения промышленной безопасности при получении расплавов и сплавов черных и
цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов, подготовки лома и отходов
черных и цветных металлов для переплава, организации и проведению ремонтных
и наладочных работ.
Основными проблемами в осуществлении надзорной деятельности на металлур-
гических и коксохимических предприятиях и производствах являются:
- увеличение количества поднадзорных опасных производственных объектов без
увеличения численности инспекторского состава;
- снижение уровня квалификации инспекторского состава по причине оттока
179
квалифицированных государственных инспекторов в различные отрасли промыш-
ленности на более высокооплачиваемую работу.
- отсутствие квалифицированного инспекторского состава во вновь организо-
ванных территориальных органах Ростехнадзора.
В основном все металлургические, коксохимические и литейные предприятия
(организации) прошли в установленном порядке процедуры лицензирования и со-
ответственно регистрацию опасных производственных объектов в государствен-
ном реестре, а также страхования. Экспертные организации, ведущие деятельность
по проведению экспертизы промышленной безопасности основного металлурги-
ческого, коксохимического и литейного оборудования, зданий и сооружений с це-
лью определения ресурса их эксплуатации также имеют лицензии на соответству-
ющий вид деятельности.
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий
осуществляется инспекторским составом территориальных органов при проведе-
нии плановых и внеплановых обследований подконтрольных предприятий, за от-
четный период выявлено 1492 нарушения.
При проведении проверки лицензионных требований и условий, выявлялись та-
кие нарушения требований безопасности к эксплуатации промышленных объектов
как:
случаи предоставления недостоверных данных об объекте;
отсутствие материалов о регистрации ОПО в государственном реестре;
отсутствие материалов о страховании;
отсутствие материалов о состоянии ОПО;
нет подтверждения технической готовности предприятия к эксплуатации объ-
екта, а также к оперативным действиям по локализации и ликвидации возможных
аварий.
Среди выявленных нарушений по применению технических устройств на ОПО
отмечается отсутствие разрешений на применение технических устройств на опас-
ном производственном объекте, в основном это относиться к небольшим организа-
циям, имеющим небольшие плавильные печи для переработки лома черных и цвет-
ных металлов.
Например, на территории Читинской области для переплава отходов и лома чер-
ных и цветных металлов применяются электрические индукционные печи китай-
ского производства. Соответствие этого оборудования требованиям промышленной
безопасности не подтверждается, так как организации, занимающиеся переработ-
кой отходов и лома черных и цветных металлов, имеют лицензии выданные субъ-
ектом Российской Федерации, без учета требований Федерального закона «О про-
мышленной безопасности опасных производственных объектов». Территориальное
управление Ростехнадзора в известность не ставятся, в результате чего надзор за их
безопасной эксплуатацией осуществить не представляется возможным, кроме того,
данные электрические печи имеют небольшой вес, легко демонтируются, быстро
монтируются и в короткие сроки устанавливаются на новом месте.
Общее состояние промышленной безопасности на металлургических и коксохи-
мических предприятиях и производствах можно считать удовлетворительным.
В тоже время, необходимо отметить технические и организационные проблемы,
снижающие уровень промышленной безопасности, основными из которых являют-
ся: эксплуатация основного технологического оборудования, зданий и сооружений
180
отработавших нормативные сроки эксплуатации; не несвоевременное проведение
капитальных и текущих ремонтов оборудования, зданий и сооружений; неудовлет-
ворительная организация и проведение ремонтных и наладочных работ.
2.2.13. Объекты газораспределения и газопотребления
В системе газораспределения и газопотребления Российской Федерации про-
тяженность наружных газопроводов составляет 594 тысячи км, в том числе
375,5 тысяч км подземных газопроводов. Число поднадзорных организаций состав-
ляет около 46 тысяч, в том числе 560 газораспределительных организации, 22,7 ты-
сячи промышленных предприятий, более 400 тепловых электростанций (около 3 ты-
сяч котлов, более 700 газорегуляторных пунктов и 160 газотурбинных установок),
свыше 53 тысяч газовых отопительных и производственных котельных, более 21 ты-
сячи объектов сжиженного углеводородного газа (около 300 газонаполнительных
станций, 316 газонаполнительных пунктов, 2719 стационарных автомобильных га-
зозаправочных станций, около 12,5 тысяч резервуарных установок). Всего под над-
зором около 92 тысяч опасных производственных объектов газораспределения и га-
зопотребления.
В 2005 году на объектах газораспределения и газопотребления произошло 49 ава-
рий и 4 несчастных случая со смертельным исходом.
По сравнению с 2004 годом количество аварий уменьшилось на 8 % (49 аварий
против 53-х), количество несчастных случаев со смертельным исходом увеличи-
лось на 25 % (4 случая против 3-х). Суммарный материальный ущерб от аварий в
2005 году составил примерно 12 млн. рублей, включая 2,5 млн. рублей ущерб причи-
ненный третьим лицам. Групповых несчастных случаев в 2005 году не было.
Сравнительный анализ распределения аварий по видам аварий
за 2004 и 2005 г.г.
Виды аварий
Число аварий
2004
2005
+/-
Механические повреждения подземных газопроводов
15
19
+4
Взрывы при розжиге газоиспользующих установок
12
8
-4
Мех. повреждения газопроводов автотранспортом
6
4
-2
Коррозионные повреждения наружных газопроводов
6
3
-3
Разрывы сварных стыков
3
2
-1
Повреждения в результате природных явлений
1
4
+3
Повышение давления после газорегуляторных пунктов
5
3
-2
Иные
5
5
-
Всего:
53
49
-4
В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, произошел рост аварий (+4) в результате
механических повреждений газопроводов при производстве земляных работ. В основ-
ном причины таких аварий организационные, связанные с выполнением земляных
работ в охранных зонах газораспределительных сетей без разрешения и без присут-
ствия представителя эксплуатирующей организации. Организации, выполнявшие
земляные работы не соблюдали требования Правил охраны газораспределительных
сетей и нарушали порядок производства земляных работ. До настоящего времени не
реализованы в полном объеме положения «Правил охраны газораспределительных
181
сетей» в части проведения кадастровых работ, выделения охранных зон и наложе-
ния обременений на собственников земельных участков на которых расположены
охранные зоны газораспределительных сетей. В связи с этим были повторно прове-
дены целевые проверки выполнения подконтрольными организациями требований
«Правил охраны газораспределительных сетей» (письмо Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.01.05 № 11-09/177).
За 2005 год, по сравнению с 2004 годом, произошло снижение (-4) аварий, свя-
занных с взрывами газовоздушной смеси в топочных пространствах при розжиге га-
зоиспользующих установок. Причинами аварий явилось нарушения производствен-
ной и технологической дисциплины, как правило уменьшение времени вентиляции
топки перед розжигом, не проведение контрольной опрессовки запорных устройств
перед горелкой. При расследовании аварии в Ярославской области, произошедшей
17.04.05, комиссия не отметила факт, что производственная инструкция не отвеча-
ет требованиям ПБ, а именно не предусматривает контрольную опрессовку запор-
ных устройств на газопроводе перед розжигом.
В 2005 году трижды повторились аварии, связанные с отказом оборудования га-
зорегуляторных пунктов и повышением давления газа в сети низкого давления (в те-
чение 2004 года произошло пять аналогичных аварий). Причиной двух аварий яви-
лась повышенная влажность транспортируемого газа. Авария в ОАО «Газсервис»
(Республика Башкортостан) произошла по причине засорения регулируемых дрос-
селей регулятора давления, в результате чего повысилось давление газа после регу-
лятора. При повышении давления газа сработал предохранительно-сбросной кла-
пан, пропускной способности которого оказалось недостаточно для сброса избы-
точного давления, и затем, сработал предохранительно-запорный клапан, который
не обеспечил герметичного перекрытия подачи газа из-за попадания окалины и от-
ложений на седло клапана. Следствием аварии стали утечки газа в жилых домах и
возникший пожар. В результате пожара полностью сгорели три частных дома и один
дом поврежден пожаром частично.
Наибольшее число аварий произошло в Тюменской и Ярославской областях
(по 5), Пермской области (4).
Сравнительный анализ распределения несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам за 2004 и 2005 г.г.
Травмирующие факторы
Количество смертельно трав-
мированных, чел.
2004
2005
+/-
Отравления продуктами неполного сгорания газа
-
2
+2
Врыв газовоздушной смеси
1
-1
Термическое воздействие при возгорании газа
2
1
-1
Термическое или удушающее воздействие СУГ
1
+1
Всего:
3
4
+1
В 2004 году случаев отравления персонала продуктами неполного сгорания газа
не было. В 2005 году произошло два случая отравления окисью углерода со смертель-
ным исходом. Несчастный случай в СПК «Аристово» (Калужская обл., Ферзиковский
р-он, д. Аристово) не является характерным, так как произошел в результате само-
вольного пуска котельной после длительной консервации. Причиной смертельно-
182
го отравления оксидом углерода оператора котельной № 12 Георгиевского МУП
«Теплосеть» в Ставропольском крае явился низкий уровень организации эксплуа-
тации. При отсутствии достаточного разряжения в топке котла погибшим операто-
ром была блокирована работа системы защиты путем подклинивания клапана-от-
секателя. В материалах расследования данного несчастного случая не отражено со-
стояние прибора контроля за содержанием оксида углерода в момент фиксирования
несчастного случая.
Несчастный случай произошел при сливе сжиженного углеводородного газа (про-
пан-бутан) из транспортной цистерны в стационарную на АГНКС № 6 в Московской
области. Из-за частичного разрушения резинотканевого шланга (длина разрыва
35 мм), через появившуюся щель, под давлением 1,2 МПа стал выбрасываться сжи-
женный газ. При этом имеющийся на ППЦТ скоростной клапан КПУ-04, установ-
ленный в обвязке трубопровода слива СУГ не сработал и не обеспечил перекры-
тие слива, так как площадь сечения разрыва при выбросе составляла менее сечения
шланга. Находящийся в непосредственной близости от места разрыва шланга ма-
шинист был травмирован выходящим из разрушенного шланга сжиженным газом
пропан-бутан и упал под цистерну. Окончательная причина смерти машиниста по
заключению судебно-медицинского эксперта: острое отравление пропаном, что вы-
зывает определенные сомнения. К основным причинам также следует отнести: про-
ведение работ по сливу газа одним лицом и нахождение пострадавшего при сливе
газа в зоне, не обеспечивающей его безопасность.
При проведении огневых работ в ГРП № 20 ОАО «Владимироблгаз» произошло
возгорание газа. В результате получили ожоги два слесаря, один из которых впослед-
ствии скончался. Работы проводились без отключения ГРП со стороны газопровода
низкого давления, без продувки газопроводов для освобождения от газа и без про-
верки на загазованность помещения ГРП.
Сравнительный анализ распределения аварий и несчастных случаев со смертельным
исходом за 2004 и 2005 гг. по субъектам Российской Федерации и территориальным
органам Ростехнадзора
Субъект
Число аварий
Травмировано смер-
Российской Федерации
тельно, чел.
2004 г.
2005 г.
(+/-)
2004 г.
2005 г.
(+/-)
Центральный федеральный округ
Ивановская область
1
-
-1
-
-
-
/УТЭН по Ивановской области/
Калужская область
-
-
-
-
1
+1
/УТЭН по Калужской области/
Орловская область
1
1
-
-
-
-
/ УТЭН по Орловской области/
Липецкая область
-
1
+1
-
-
-
/УТЭН по Липецкой области/
г. Москва
1
-
-1
-
-
-
/УТЭН по г. Москве/
Московская область
4
2
-2
-
1
+1
/ УТЭН по Московской области/
183
Субъект
Число аварий
Травмировано смер-
Российской Федерации
тельно, чел.
2004 г.
2005 г.
(+/-)
2004 г.
2005 г.
(+/-)
Ярославская область
-
5
+5
2
-
-2
/УТЭН по Ярославской области/
Тверская область
-
1
+1
/УТЭН по Тверской области/
Костромская область
-
1
+1
/УТЭН по Костромской области/
Владимирская область
-
1
-
-
1
+1
/УТЭН по Владимирской области/
Воронежская область
1
1
/УТЭН по Воронежской области/
Северо-Западный федеральный округ
Вологодская область
1
-
-1
-
-
-
/УТЭН по Вологодской области/
Республика Коми
1
Ленинградская область
-
1
+1
-
-
-
/УТЭН по Ленинградской области/
Южный федеральный округ
Ростовская область
2
1
-1
-
-
-
/УТЭН по Ростовской области/
Краснодарский край
5
3
-1
-
-
-
/Северо-Кавказское межрегион. УТЭН/
Волгоградская область
1
1
-
-
-
-
/Нижне-Волжское межрег. УТЭН/
Чеченская Республика
1
1
-
-
-
-
/УТЭН по Чеченской Республике/
Ставропольский край
1
-1
1
1
/УТЭН по Ставропольскому краю/
Республика Дагестан
1
-
-1
/УТЭН по Республике Дагестан/
Республика Северная Осетия-Алания
-
1
+1
/УТЭН по РСО-Алания/
Республика Калмыкия
1
/Нижне-Волжское межрегион. УТЭН/
Республика Адыгея
1
/Северо-Кавказское межрегион. УТЭН/
Приволжский федеральный округ
Кировская область
1
3
+3
-
-
-
/УТЭН по Кировской области/
Самарская область
2
-
-2
-
-
-
/УТЭН по Самарской области/
Оренбургская область
4
2
-1
-
-
-
/УТЭН по Оренбургской области/
Пермская область
4
4
-
-
-
-
/Пермское межрегиональное УТЭН/
Республика Башкортостан
3
2
-1
-
-
-
/УТЭН по Республике Башкортостан/
184
Субъект
Число аварий
Травмировано смер-
Российской Федерации
тельно, чел.
2004 г.
2005 г.
(+/-)
2004 г.
2005 г.
(+/-)
Республика Татарстан
1
-
-1
-
-
-
/УТЭН по Республике Татарстан/
Удмуртская Республика
2
-
-2
-
-
-
/УТЭН по Удмуртской Республике/
Ульяновская область
-
1
+1
-
-
-
/УТЭН по Ульяновской области/
Чувашская Республика
1
1
-
-
-
-
/УТЭН по Чувашской Республике/
Саратовская область
1
-
+1
/УТЭН по Саратовской области/
Нижегородская область
2
1
-1
/УТЭН по Нижегородской области/
Республика Марий Эл
-
1
+1
/УТЭН по Республике Марий Эл/
Уральский федеральный округ
Свердловская область
4
1
-2
-
-
-
/УТЭН по Свердловской области/
Челябинская область
1
1
-
-
-
-
/УТЭН по Челябинской области/
Тюменская область
1
5
+4
-
-
-
/УТЭН по Тюменской области/
ХМАО
1
1
-
-
-
-
/ УТЭН по Ханты-Мансийскому АО/
Курганская область
-
1
+1
/ УТЭН по Курганской области/
Сибирский федеральный округ
Новосибирская область
1
1
-
-
-
-
/УТЭН по Новосибирской области/
Омская область
1
1
-
-
-
-
/УТЭН по Омской области/
Томская область
1
1
-
-
-
-
/УТЭН по Томской области/
Всего:
53
49
-4
3
4
+1
Динамика протяженности газопроводов, производственного травматизма со смертель-
ным исходом и аварийности за 1997-2005 гг.
Год
Протяжен-
Число
Тыс.км газопрово-
Число травми-
Тыс. км газо-
ность под-
аварий
дов на одну аварию
рованных смер-
проводов на
земных га-
тельно, чел
одну травму со
зопроводов,
смертельным
тыс. км
исходом
1997
261,6
32
8,18
10
26,16
1998
269,5
38
7,09
13
20,75
1999
300,0
31
9,68
12
25,00
185
Год
Протяжен-
Число
Тыс.км газопрово-
Число травми-
Тыс. км газо-
ность под-
аварий
дов на одну аварию
рованных смер-
проводов на
земных га-
тельно, чел
одну травму со
зопроводов,
смертельным
тыс. км
исходом
2000
320,0
37
8,65
12
26,67
2001
327,0
47
6,96
4
81,75
2002
330,0
39
8,46
15
22,00
2003
357,0
22
16,23
5
71,40
2004
368,0
52
7,08
3
122,67
2005
375,5
49
7,66
4
93,88
Сумма
2908,6
347
78
Средний
8,38
37,29
уровень
Уровень аварийности и травматизма со смертельным исходом на объектах газо-
распределения и газопотребления с ростом протяженности газопроводов остается
практически на прежнем уровне. За период с 1997 по 2005 год средний уровень ава-
рийности составил одну аварию на 8380 км газопроводов и один случай травматиз-
ма со смертельным исходом на 37290 км газопроводов.
Причины аварий на объектах газораспределения в основном относятся к орга-
низационным. При этом такие аварии как механические повреждения газопрово-
дов при производстве земляных работ и дорожно-транспортных происшествиях, как
правило, происходят по вине организаций и лиц, не связанных с эксплуатацией га-
зопроводов. Снижение количества аварий, связанных с деятельностью третьих лиц,
возможно только при эффективности экономических рычагов. Анализ материалов
расследования показывает, что при расчетах экономического ущерба не учитывают-
ся все составляющие, указанные в Методических рекомендациях по оценке ущер-
ба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02). Это приводит
к уменьшению ущерба, подлежащего к взысканию с виновных лиц. При установ-
лении вины организаций, проводивших строительные работы в охранных зонах се-
тей, ни одна комиссия не обратилась в лицензирующий орган по факту не соблю-
дения лицензионных условий и требований.
Анализ причин аварий, связанных с коррозионными повреждениями и повы-
шением давления газа в газопроводах низкого давления прямо указывает на низкий
уровень организации эксплуатации, выражающийся в отсутствии контроля за техни-
ческим состоянием газовых сетей и некачественным техническим обслуживанием.
При расследовании коррозионных повреждений выявляются факты нарушения тех-
нологии при строительстве, отсутствии технического надзора при строительстве.
Причины аварий на объектах газопотребления (взрывы газовоздушной смеси в
топках при розжиге) относятся и к техническим (конструктивное несовершенство
или неисправность систем автоматизации) и к организационным (несоблюдение
персоналом производственных инструкций).
Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безо-
пасности на объектах газораспределения и газопотребления осуществляется, одна-
ко носит формальный характер.
Экспертизу промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопо-
требления выполняют 305 организаций, имеющих лицензии на данный вид деятельно-
186
сти. Экспертизе подвергается проектная документация, технические устройства, зда-
ния и сооружения, декларации промышленной безопасности. Заключения экспертизы
рассматриваются и утверждаются в центральном аппарате в случаях выдачи лицензий
и разрешений на применение, а также утверждения деклараций центральным аппара-
том. В остальных случаях заключения утверждаются в территориальных органах.
Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих объ-
екты газораспределения и газопотребления, проводится в соответствии с действую-
щим законодательством. Предложений по развитию страхования нет.
К основным проблемам, связанным с обеспечением безопасности и противоава-
рийной устойчивости поднадзорных предприятий и объектов, относится износ обо-
рудования, отработавшего нормативный срок, газорегуляторных пунктов, подзем-
ных газопроводов, устаревшее оборудование котельных, работающих без автомати-
ки. Недостаточны темпы диагностики малонадежных газопроводов и их перекладки.
Несоблюдение организациями «Правил охраны газораспределительных сетей», не-
санкционированное проведение земляных работ в охранной зоне газораспредели-
тельной сети явилось причиной 19 аварий в 2005 году.
Указанные проблемы дают основание к прогнозированию увеличения числа ава-
рий в связи с работой устаревшего оборудования и старением газопроводов.
В газовых хозяйствах городских и сельских поселений при газораспределитель-
ных организациях имеются единые аварийно-диспетчерские службы, работающие
в круглосуточном режиме. Планы локализации и ликвидации возможных аварий
согласованы в установленном порядке. Готовность аварийно-диспетчерских служб
проверяется путем проведения тренировочных занятий и учебных вызовов, в том
числе при подготовке предприятий к работе в осенне-зимний период.
В 2005 году проведено 41 тыс. (в 2004 году — 43,5 тыс.) обследований состояния про-
мышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления, выявле-
но и предписано к устранению более 260 тыс. (в 2004 году — 267,2) нарушений правил
и норм промышленной безопасности. Снижение числа обследований связано с про-
водившейся реорганизацией территориальных органов, отвлечением инспекторско-
го состава от основной деятельности. По результатам проверок была приостановлена
работа более 2 тыс. (в 2004 году — более 3 тыс.) объектов, привлечено к ответственно-
сти 6,5 тыс. (в 2004 году — около 5,2 тыс.) нарушителей требований правил и норм. В
54 случаях (в 2004 году — 41 случай) материалы переданы в органы прокуратуры.
В ходе проведенных в 2005 году обследований выявлено и предписано к устра-
нению более 18 тыс. лицензионных требований и условий. Государственное регу-
лирование промышленной безопасности с помощью действующего лицензирова-
ния не эффективно:
• не позволяет контролировать деятельность по проектированию, строитель-
ству, ремонту;
• на эксплуатируемых объектах существуют более действенные рычаги регули-
рования промышленной безопасности по отношению к лицензированию;
• материалы, представляемые соискателем лицензий, в соответствии с действу-
ющими нормами не позволяют полностью оценить готовность организации к вы-
полнению лицензируемого вида деятельности.
Внедрение систем управления промышленной безопасностью в настоящее время
находится на стадии совершенствования производственного контроля. В крупных
организациях (региональные газораспределительные организации, ОАО «СГ-Транс»)
разрабатывается документация по формированию СУПБ на базе организованного
187
производственного контроля. Основной проблемой остается формальный подход
многих руководителей к осуществлению производственного контроля. Поэтому он
не оказывает существенного влияния на состояние промышленной безопасности. Об
этом свидетельствуют показатели надзорной деятельности и уровень аварийности.
С целью повышения безопасной эксплуатации газовых сетей проводятся экспе-
риментальные работы по строительству подземных газопроводов из армированных
полиэтиленовых труб. При оценке качества радиографических снимков сварных со-
единений используются автоматизированные комплексы расшифровки снимков.
Постоянный надзор со стороны инспекторского состава территориальных орга-
нов за состоянием промышленной безопасности объектов газораспределения и га-
зопотребления обеспечивает удовлетворительное состояние промышленной безо-
пасности объектов.
При этом требуют решения следующие проблемы безопасности:
- «бесхозные» газопроводы. Экономические преобразования в стране привели
к появлению «бесхозных» газопроводов. В настоящее время таких насчитывается
более 11 тысяч км. Наибольшее количество газопроводов, не имеющих собствен-
ников, расположено в Саратовской области, Рязанской области, Курской области.
Территориальные органы проводят работу по решению этого вопроса на региональ-
ном уровне. Частичное решение этой проблемы заключается в передаче указанных
газопроводов на баланс крупных эксплуатирующих организаций;
- физический износ сооружений и оборудования, несовершенство систем защи-
ты, эксплуатация газоиспользующих установок в ручном режиме. Решение пробле-
мы в своевременном проведении диагностики состояния оборудования и газопро-
водов. Планомерной замене и модернизации оборудования и газопроводов;
- несанкционированные врезки в газопроводы и хищение газа. Проблему необ-
ходимо решать путем преследования виновных в уголовном порядке;
- резкий рост объемов строительства газораспределительных сетей (за три года
«Газпром» планирует построить более 12 тыс. км газопроводов). Требуется пересмотр
численности инспекторского состава по надзору за объектами газораспределения и
газопотребления в управлениях, на территории которых осуществляется Программа
«Газпрома» по газификации России, для осуществления своевременного надзора за
строительством и эксплуатацией газопроводов;
- снижение давления газа на газораспределительных станциях (ГРС) при ограни-
чении потребителей в связи с продолжительным понижением температуры в зимний
период, качество газа, несоответствующее требованиям стандартов, приводит к сра-
батыванию автоматики безопасности в газораспределительных пунктах на газорас-
пределительных сетях, что влечет массовое отключение потребителей. Необходима
стабильная работа ГРС независимо от погодных условий, жесткий контроль со сто-
роны газораспределительных организаций за качеством газа;
- несоблюдение организациями, выполнявшие земляные работы, требований
«Правил охраны газораспределительных сетей», нарушение порядка производства
земляных работ. Организациям — собственникам газораспределительных сетей не-
обходимо в полной мере взыскивать причиненные убытки в порядке, установлен-
ном законодательством Российской Федерации;
- недостаточный уровень качества строительства;
- недостаточный уровень качества подготовки кадров;
- недостаточный уровень качества эксплуатации газовых сетей газораспредели-
тельными организациями.
188
2.2.14. Взрывоопасные и химически опасные производства и объекты.
Объекты спецхимии
Объемы ввода новых мощностей, в том числе за счет строительства новых и рас-
ширения действующих предприятий, а также за счет технического перевооружения
и проведения организационно-технических мероприятий.
Учитывая, что основные фонды поднадзорных взрывоопасных и химически опас-
ных производств и объектов введены в эксплуатацию в 60х — 70х годах 20 века, а за-
мещение мощностей происходит недостаточными темпами, на ОПО эксплуатиру-
ются около 70% технических устройств (включая приборы контроля и автоматики,
системы сигнализации и противоаварийной защиты, электротехнические устрой-
ства), отработавших установленный ресурс безопасной эксплуатации.
Принимаемые специалистами предприятий меры по осуществлению реконструк-
ции объектов, замены устаревшего и физически изношенного оборудования и комму-
никаций, по экспертизе промышленной безопасности технических устройств, техни-
ческому освидетельствованию оборудования, а также постоянный государственный
контроль и надзор со стороны территориальных органов Ростехнадзора позволяют
обеспечивать промышленную безопасность на поднадзорных предприятиях.
В то же время эксплуатируемые ОПО не в полной мере соответствуют действу-
ющему законодательству, нормативно-правовым актам и нормативно-технической
документации в области промышленной безопасности, а финансирование работ по
доведению объектов до действующих нормативов явно недостаточно. Крайне мед-
ленно внедряются новые, менее опасные технологии, современные средства авто-
матического контроля и регулирования.
В соответствии с планами проведения строительства и реконструкции ОПО на
ряде поднадзорных предприятий в отчётном году выполнены, например, следую-
щие работы:
На ЗАО «Куйбышевазот» (УТЭН по Самарской области):
завершен один из этапов реконструкции стадии 2-хступенчатой перегруппиров-
ки цеха получения капролактама №37, произведена замена насосов, перекачиваю-
щих ЛВЖ, на герметичные фирмы HERMETIK, в связи с этим смонтирована систе-
ма ПАЗ на микропроцессорных устройствах. Кроме того, в отделении дистилляции
управление технологическим процессом также переведено на микропроцессорную
технику.
В производстве аммиака:
завершены монтаж и отладка стационарной системы мониторинга (контроля с по-
мощью акустической эмиссии) за состоянием изотермического хранилища СЖА;
выполнена обвязка сепаратора факельной установки;
установлены газоанализаторы ПДК по аммиаку на складе изотермического хра-
нения аммиака.
В производстве карбамида:
проведена модернизация агрегата синтеза и дистилляции в производстве кар-
бамида, что привело к снижению потерь аммиака со сточными водами более чем в
3 раза.
В производстве аммиачной селитры:
продолжается освоение технологии и выпуск известково-аммиачной селитры
(более безопасного готового продукта, чем аммиачная селитра).
189
В ОАО «Дзержинское оргстекло» (УТЭН Ростехнадзора по Нижегородской обла-
сти) реализована программа организационных и технических мероприятий по про-
екту «МАК — 700 тонн в месяц». Целью программы являлось увеличение мощно-
сти стадии синтеза и ректификации производства метакриловой кислоты (МАК) с
целью достижения годового выпуска МАК на уровне 8700 тонн/год и снижения из-
держек производства (основного сырья и энергоносителей).
На поднадзорных УТЭН по Тульской области предприятиях в 2005 г. были вве-
дены в эксплуатацию:
ОАО «НАК «Азот»:
наливная эстакада жидкого аммиака на 8 т в цехе Аммиак-2;
сливо-наливная эстакада для продувки аммиачных цистерн в цехе ОКА и АВ;
В 2005 году на этом же предприятии были реконструированы и введены в экс-
плуатацию следующие опасные производственные объекты:
- производство карбамида в цехе Карбамид- 2 с увеличением производительно-
сти по готовому продукту до 1524 т/сут;
- агрегат метанола М-300;
ОАО «Щекиноазот»:
- производство карбамидоформальдегидного концентрата, производство уро-
тропина;
- система утилизации отбросных газов производства капролактама и метанола;
- агрегат дегидрирования в цехе окисления;
Подобные мероприятия проведены на других предприятиях:
Щекинское ОАО «Химволокно»:
- вынос подземных участков жидкого аммиака;
ООО «Проктер энд Гэмбл-Новомосковск»:
- реконструкция производства СМС по увеличению мощности до 360 тыс.т в
год;
ОАО «Пластик»:
- модернизация систем управления подачи жидких компонентов в производство
АБС пластика;
- увеличение мощности производства ПСВ-С за счет монтажа нового полиме-
ризатора.
Основные проблемы связаны:
с несвоевременным внесением изменений в проектную документацию, в том чис-
ле по результатам заключений экспертизы промышленной безопасности и преднад-
зоров (ОАО «НАК «Азот»; ОАО «Комбинат органического синтеза»);
с проведением экспертизы промышленной безопасности проектной документа-
ции на расширение и реконструкцию ОПО (ОАО «Щекиноазот», Щекинское ОАО
«Химволокно»;
с внедрением системы управления промышленной безопасности (ОАО «НАК
«Азот», ООО «Проктер энд Гэмбл-Новомосковск»;
с внедрением новых технологий, заменой оборудования, выработавшего свой
ресурс (ОАО «НАК «Азот»,
с отступлением от требований проводится консервация ОПО.
В Московской области закончено строительство ряда объектов, оснащенных со-
временными системами автоматизации и контроля с программным управлением,
наиболее крупные из них:
190
завод по производству формалина (ООО «Кроношпан);
завод по производству стекла (ООО «Главвербель Клин»);
станция по производству азота, водорода и сухого сжатого воздуха ООО «Эйр
Продактс»;
аммиачные холодильные установки в ОАО «Детское питание «Истра-Нутриция»
и ЗАО «Московская кофейня на паях»;
проведена работа по реконструкции сернокислотного производства и узла ней-
трализации цеха аммофоса в ОАО «Воскресенские минеральные удобрения».
В 2005 году была проведена большая работа по реконструкции и модерни-
зации опасных производственных объектов на предприятиях, поднадзорных
Березниковскому отделу:
Так, на ООО «Сода-Хлорат» выполнена защита строительных конструкций зда-
ния отделения бертолетовой соли ц. №8.
На ОАО «Бератон» восстановлены вентиляционные дефлектора в хлораторном
отделении и на насосной станции №2 в ц. 21.
На ОАО «Азот» произведены замена котла — утилизатора поз. 112 в ц. 1Б, рекон-
струкция системы автоматизации установки пористой аммиачной селитры в ц. № 3.
На ОАО «Метафракс» произведена замена сальниковых насосов на бессальни-
ковые в производстве метанола, смонтирована автоматическая система пожароту-
шения в отделении кристаллизации производства пентаэритрита, произведена за-
мена вентсистемы с вытяжным зонтом из камеры полимеризации в производстве
полиамида.
На ряде предприятий, эксплуатирующих аммиачные холодильные установки, про-
водится реконструкция систем холодоснабжения (ОАО Молкомбинат «Кунгурский»
и ряд других).
В Ярославской области в ОАО «Лакокраска в рамках модернизации произ-
водств освоено производство порошковых красок по проекту польской фир-
мы “Profard”, закончены работы по переводу аммиачно-холодильных устано-
вок ОАО «Рыбинский мясокомбинат», ОАО Птицефабрика «Волжская» на фреон.
Ликвидирован ряд объектов не отвечающих требованиям промышленной безопас-
ности (ОАО «Даниловмясопродукт», ОАО «Муромский молочный комбинат», ОАО
«Костромская маслосырбаза», ООО «Меридиан-плюс»).
На ОАО «Невинномысский Азот» включены в работу 2 установки по улавлива-
нию хлора в аварийных вентвыбросах цеха пароводоснабжения и на базисном скла-
де хлора.
На ОАО «Саянскхимпласт» завершаются работы по переводу ртутного электро-
лиза на мембранный.
В ОАО «Минудобрения г. Россошь введен в эксплуатацию аммиакопровод от
предприятия до магистрального аммиакопровода Тольятти-Одесса, что значитель-
но снизило объемы перевозки жидкого аммиака железнодорожным транспортом.
На поднадзорных УТЭН по Белгородской области предприятиях осуществлялся
целенаправленный надзор за выполнением работ по приведению аммиачных-холо-
дильных установок (АХУ) в соответствие с требованиями ПБ 09-595-03.
По согласованию с управлением, предприятиями взят курс на повышение уров-
ня промышленной безопасности ОПО путем внедрения новых технологий, позво-
ляющих значительно снизить объемы используемых на ОПО токсичных и взры-
воопасных веществ и материалов или заменить их менее опасными. Так, в ОАО
191
«Приосколье» полностью выгружен из холодильной системы аммиак в количестве
8 тонн, осуществляется подготовка к выводу ее из эксплуатации. Внедрение локаль-
ных фреоновых холодильных установок позволило ОАО «Белгородский молочный
комбинат» снизить объем аммиака в системе в 10 раз — с 15 до 1,5 тонн. Полностью
проведена замена традиционного способа обеззараживания сточных вод с приме-
нением хлора на ультрафиолетовый способ их очистки на городских очистных со-
оружениях г. Губкин (Белгородская обл.)
Вместе с тем, ЗАО «Куйбышевазот» не выполнены в установленные сроки 8 ме-
роприятий, предусмотренных планом реконструкции и замены оборудования:
не произведена замена запорной арматуры на линии подачи в испаритель Т-221
(корп. 705) на дистанционно управляемую запорную арматуру с временем срабаты-
вания 12 сек.;
не предусмотрена сигнализация на содержание водорода в коллекторе оборот-
ной воды на выходе из аппаратов поз. Т-109/1-5 (корп.704, 904);
не установлена и не задействована сигнализация загазованности воздушной сре-
ды у наружных дверей корп.704 и у внутренних дверей корп.704. Не завершена ра-
бота по установке обратных клапанов на нагнетании насосов поз.Н-336,Н-514,
Н-520 и др. (всего 9 позиций ),
не завершена работа по оснащению емкостей для хранения кислот и щелочей
средствами автоматического отключения их при достижении заданного предельно-
го уровня в корп.703. 903, 926 и др.
В Северо-Кавказском межрегиональном УТЭН на предприятиях задержи-
вается выполнение работ по строительству, реконструкции, модернизации ряда
опасных производственных объектов задерживается, из-за отсутствия финансо-
вых средств. Не проводится своевременно реконструкция на следующих хлор-
ных объектах, аммиачных холодильных установках: МУП «Майкопводоканал»;
ГУП «Армавирводкомплекс»; МУП ПУВКХ «Водоканал» г. Новороссийска; ГУП
КК «Троицкий групповой водопровод»; ОАО Маслосырзавод «Славянский»; ОАО
Мясоптицекомбинат «Славянский»; ЗАО «Химик», г. Лабинск; ОАО «Ильский не-
фтепродукт» и другие.
В УТЭН по Ростовской области из-за реорганизации предприятий, постоянной
смены собственников предприятий и их неритмичной работы сдерживаются рабо-
ты по восстановлению проектной документации, диагностированию, замене обору-
дования на многих предприятиях, эксплуатирующих аммиачные холодильные уста-
новки (АХУ), объектах хранения и потребления хлора.
Так, на хлорных объектах МУП «ЖКХ» г. Морозовска и МУП «Водопроводно-ка-
нализационное хозяйство» г. Волгодонска не установлены санитарные колонны. На
некоторых предприятиях (ОАО «Новочеркасский завод синтетических продуктов»,
аммиачно-холодильного комплекса (ЗАО «Моррос» и объектах хранения и приме-
нения хлора и др.) своевременно не принимаются меры по экспертизе зданий и со-
оружений, и их ремонту.
В 2005 г более чем в 23-х случаях территориальным органам Ростехнадзора по
Ростовской области приостанавливалась эксплуатация производств, объектов и
работ.
Причины остановок: несвоевременное проведение экспертизы промышленной
безопасности технических устройств, зданий и сооружений, отработавших свой
нормативный срок эксплуатации, отсутствие разрешений Госгортехнадзора России
192
на применение технических устройств на ОПО, отсутствие документации на сосу-
ды, работающие под давлением, компрессоры, аммиакапроводы, вентиляционные
установки, отсутствие лицензии на право эксплуатации взрывоопасных и химиче-
ски опасных производств и др. К ЗАО «Моррос» применен административный за-
прет деятельности через мировой суд сроком на 30 суток за непроведение этим пред-
приятием экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений и амми-
акопроводов.
Серьезную опасность для населения г.г. Волгодонск, Шахты, Новочеркасск,
Новошахтинск представляют хлораторные, расположенные в этих населенных пун-
ктах. Так расстояние до жилых домов от опасных хлорных объектов составляет око-
ло 100 метров (при норме не менее 500 м) и др. В связи с тем, что хлораторные вве-
дены в эксплуатацию более 20 лет назад, физический износ зданий, технологиче-
ского и электротехнического оборудования, наличие многочисленных технических
отступлений от правил, отсутствие надежных технических средств локализации и
нейтрализации хлорных выбросов значительно увеличивают вероятность и тяжесть
последствий возможных аварий, при которых в зоне опасного заражения может ока-
заться большое количество людей
Из-за отсутствия в Ростовской области кустового склада на который, жидкий
хлор должен поступать по железной дороге, поставка его производится автомобиль-
ным транспортом из г. Волгограда и превышает нормативные расстояния перевозок
(более 200 км).
Особую тревогу вызывает затянувшийся вопрос со строительством нового рас-
ходного склада МУП ПУ «Водоканал» г. Ростов-на-Дону (на котором хранится до
100 т жидкого хлора) в промзоне «Заречная» (ведется более 15 лет), в результате чего
не соблюдаются требования промышленности безопасности.
По инициативе УТЭН по Ростовской области Администрацией Ростовской об-
ласти принято решение о проектировании и строительстве на территории обла-
сти двух кустовых складов хранения жидкого хлора в контейнерах общей ёмкостью
200-250 тн. каждый. В настоящее время разрабатывается проектная документация
на строительство склада хлора (в районе г. Ростова-на-Дону) ёмкостью до 250 тн.
Отделы химнадзора УТЭН по Свердловской и другим областям осуществляет
преднадзор за ходом проектирования, монтажа технологического оборудования,
выдаются предписания, строго контролируется получение уведомлений о выпол-
нении предписаний.
Основные проблемы, требующие решения при реконструкции, модернизации
ОПО, заключаются в том, что владельцы предприятий стремятся максимально сокра-
тить финансовые расходы на проектирование, контроль качества монтажных работ,
приобретение качественных материалов. Из-за отмены лицензирования деятельно-
сти проектных и монтажных организаций снизилось качество проектной документа-
ции и монтажных работ, зачастую к выполнению этих работ привлекаются случай-
ные люди, не знающие требования промышленной безопасности. Основной при-
чиной невыполнения мероприятий по строительству, реконструкции и приведению
ОПО поднадзорных организаций к требованиям нормативных документов является
неудовлетворительное финансирование работ собственниками предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..