ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 6

 

 

81
Классификация РОО, находящихся под государственным надзором Службы,
приведена в табл. 1.
Таблица 1
Классификация радиационно опасных объектов,
находящихся под государственным надзором
Категории
Радиационные источники
Пункты хранения
объектов
Категория
открытые
закрытые
РВ
РАО
потенциаль-
I
II
III
облу-
дефек-
радио-
РИТЭГ
специа-
неспе-
специа-
неспе-
РАО
ной опасно-
класс
класс
класс
чаю-
тоско-
изотоп-
лизиро-
циали-
лизиро-
циали-
природ-
щие
пы
ные при-
ванные
зиро-
ванные
зиро-
ного
сти
уста-
боры и
ванные
ванные
проис-
новки
прочие
хожде-
источ-
ния
ники
I
6*
***
1**
II
1
4
10
4
15
4
2
III
9
393
64
414
600
438
1270
18
16
31
IV
30
100
468
526
2037
20
83
Общее ко-
39
493
468
597
414
2641
448
4
1290
34
103
33
личество,
единиц
Всего:
1000
4100
1294
170
5100
1464
6564
* Облучающие установки в организациях, деятельность которых находится под надзором Центрального округа.
** Специализированные ПХ РАО в организациях, деятельность которых находится под надзором Северо-
Европейского округа (ФГУП Ленинградский СК «Радон»).
*** Во ВНИИТФА находятся на временном хранении до отправки на утилизацию в ПО «Маяк» 146 РИТ, из-
влеченные из РИТЭГ, выведенных из эксплуатации в Северо-Западном регионе России и по трассе Северного мор-
ского пути.
Радиационные источники (1000 ед.), содержащие открытые РнИ активностью от
минимального уровня до 1,0х1014 Бк, включают:
радиоактивные вещества с суммарной активностью, соответствующей работам I,
II и III класса по ОСПОРБ-99 (фосфор — 32, сера — 35, углерод — 14, радий — 226,
цирконий — 95 и др.);
наборы реактивов для радиоиммунологического микроанализа и радиофармпре-
параты (РФП), используемые в медицинских учреждениях.
Суммарный годовой расход организациями открытых РнИ составил почти
12х1014 Бк.
Радиационные источники (4100 ед.), содержащие закрытые РнИ с активностью
от 1х101 до 4х1017 Бк, включают:
h мощные облучающие технологические гамма-установки типа РВ-1200, К-20000
(60000, 120000, 200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-γ-100 (20, 25М),
«Пинцет», «Панорама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4 и
другие с неподвижным и подвижным облучателем и с разным количеством исполь-
зуемых закрытых источников на основе радионуклида кобальта-60 с суммарной ак-
тивностью до 3,0х1015 Бк;
различные модификации радиационно-терапевтических медицинских устано-
вок типа «Луч-1», «Агат-Р» (С, В, ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус-М (АМ)», Teratron Elite 80,
82
Multisours YDR с разным количеством используемых закрытых источников на осно-
ве радионуклида кобальта-60 с суммарной активностью до 5,4х1014 Бк;
переносные гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид», РИД и «Стапель-5М» с источ-
никами ГИИД-3 (4,5,6), томографы (дефектоскопы) типа CBS LBD на основе ири-
дия-192, кобальта-60, цезия-137 и тулия-170 с активностью источников до 2,0х1013 Бк;
более 10 видов РИП с плутоний-бериллиевыми источниками изотопов кобальта-60,
цезия-137, плутония-238 (от приборов технологического контроля, включающих
следящие гамма-уровнемеры, плотномеры, расходомеры, толщиномеры, нейтра-
лизаторы статического электричества, сигнализаторы обледенения, до дозиметри-
ческой аппаратуры с встроенными источниками). Активность изотопов в источни-
ках указанных приборов составляет от 1х101 до 3,7х1011 Бк;
РИТЭГ, содержащие радионуклидный источник тепла (РИТ) с опасным радио-
нуклидом стронция-90. Радиоактивность РИТ в десятки и сотни тысяч раз превы-
шает активность «типовых» радиационных источников. Активность РИТ достига-
ет 4х1017 Бк.
РВ и РАО хранятся в специализированных (региональных) пунктах хранения (ПХ),
к которым относятся, главным образом, организации «Изотоп» , СК «Радон» и ПХ
Чепецкого механического завода (38 ПХ), а также в неспециализированных храни-
лищах (объектовых ПХ) временного или постоянного хранения (1426 хранилищ).
Следует отметить, что до настоящего времени окончательно не завершен про-
цесс категорирования действующих РОО по потенциальной опасности (требова-
ния п. 3.1.6 ОСПОРБ-99) и введение с 1 октября 2005 года методических указаний
МУ 2.6.1.2005-05 по установлению категории потенциальной опасности радиаци-
онного объекта позволит завершить этот процесс. Однако, по мнению Службы су-
щественного изменения приведенных в табл.1 показателей категорирования по по-
тенциальной радиационной опасности ожидать не следует.
На территории Российской Федерации организациями, имеющими наиболее по-
тенциально РОО, являются:
организации, эксплуатирующие мощные облучающие технологические уста-
новки. Основными типами таких установок являются: РВ-1200, К-20000 (60000,
120000, 200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-γ-100 (20, 25М), «Пинцет»,
«Панорама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4;
онкологические диспансеры Министерства здравоохранения и социального раз-
вития Российской Федерации, эксплуатирующие радиационно-терапевтические ме-
дицинские установки различной модификации, например, типа «Агат» (Р, Р1, С, В,
ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус» (М, МУ), «Селектрон» и др.;
организации, применяющие в технологических процессах методы неразруша-
ющего контроля (гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид» — 25, 170/400, 192/120,
«Стапель-5М», РИД-21);
организации, проводящие полевые геофизические исследования с использова-
нием РнИ;
организации и их подразделения, в ведении которых имеются необслуживаемые
радиоизотопные устройства, в т.ч. РИТЭГ, имеющие в своем составе РИТ с радиону-
клидом стронций-90. Активность каждого РИТ составляет от 13 тыс. Кu до 123 тыс.
Кu (в зависимости от типа РИТЭГ), а в РИТЭГ может находиться от 1 до 6 РИТ.
Кроме перечисленных радиационных объектов, потенциально опасными явля-
ются:
83
многие объекты нефтедобывающих организаций (ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»,
ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», ОАО «Роснефть-Ставропольнефтегаз» и др.
(Волжский округ), на которых осуществляется хранение в открытом виде нефте-
промыслового оборудования с отложениями солей естественных радионуклидов
Ra-226, Ra-228, U-238, Th-232, К-40;
технологические подземные емкости, образовавшиеся в результате подземных
ядерных взрывов, проведенных для интенсификации добычи нефти и газа (15 взры-
вов), а также для глубинного сейсмического зондирования (33 взрыва). Некоторые
из таких объектов находятся в эксплуатации, имеют лицензии Службы и входят в
состав действующих месторождений, другие законсервированы, на ряде объектов
имеется радиоактивное загрязнение отдельных участков промплощадки, при этом
возможно радиоактивное загрязнение добываемой продукции или водоносных го-
ризонтов и поверхности. Реально сдерживает процесс регулирования и обеспечения
безопасности объектов применения ядерно-взрывных технологий то, что в насто-
ящее время у этих опасных объектов нет владельца, статус самих объектов прове-
дения ядерных взрывов не определен (т.е. их классификация с точки зрения закона
«Об использовании атомной энергии», распределение ответственности между госу-
дарством, субъектами федерации и эксплуатирующими организациями за поддер-
жание объектов в безопасном состоянии, источники финансирования).
Инспекционная деятельность.
Государственный надзор за состоянием РБ организаций, находящихся в 88 субъ-
ектах Российской Федерации, осуществляли почти 200 инспекторов из 7 отделов по
надзору за РБ, 43 отделов инспекций РБ, 11 отделов инспекций ядерной и РБ дру-
гих направлений надзора, на которых эти обязанности возложены руководством
округов Службы.
Задачи, функции и компетенция отделов определены в Положениях о них, утверж-
денных приказами руководителей округов. Перечни поднадзорных организаций, за-
крепленных за отделами для надзора на 2005 г., утверждены руководителями окру-
гов. Поднадзорные организации распределены между сотрудниками отделов надзо-
ра и инспекций распоряжениями начальников соответствующих отделов.
В отчетном периоде отделы инспекций округов осуществляли взаимодействие с
органами исполнительной власти, Федеральной службой по надзору в сфере защи-
ты прав потребителей и благополучия человека, таможнями, органами МЧС, при-
родоохранной прокуратурой.
Взаимодействие осуществлялось в форме организации и проведения совместных
инспекций, комиссий по расследованию радиационных происшествий (аварий),
разработке и выполнению совместных планов, обмена и контроля за исполнением
мероприятий по вопросам РБ.
Инспекторский состав, осуществляющий надзор за РБ, в основном, имеет до-
статочно высокую квалификацию и достаточный практический стаж работы (от 2
до 10 лет и более). Повышение профессионального уровня проводится в форме са-
моподготовки и в системе технической учебы, а также проведением семинарских
занятий по изучению нормативных документов по РБ, законодательных актов РФ,
приказов, распоряжений.
В 2005 году отделами по надзору за РБ межрегиональных территориальных окру-
гов, отделами инспекций РБ, сотрудниками ряда отделов инспекций ядерной и РБ
других направлений надзора, на которых эти обязанности возложены руководством
84
округов, проведено 3117 инспекций состояния РБ и физической защиты в органи-
зациях народного хозяйства, в том числе: 53 комплексных, 2384 целевых и 680 опе-
ративных.
Как правило, инспекции проводились в плановом порядке. Изменения в сроки
проведения инспекций вносились в связи с возникающей необходимостью прове-
дения проверок достоверности сведений, содержащихся в годовых отчетах органи-
заций о состоянии РБ, в заявлениях на выдачу лицензий, проверок вопросов фи-
зической защиты, контроля выполнения выданных предписаний, а в отдельных
случаях — по причинам, обусловленным выходом организаций из деятельности,
связанной с использованием РВ, или отсутствием финансирования на командиро-
вочные расходы.
Внеплановые инспекции были проведены:
Центральным округом — 50, Северо-Европейским — 13, Волжским — 45,
Донским — 44, Сибирским — 53, Дальневосточным — 14. Уральским округом вне-
плановые инспекции не проводились.
Основным видом проведения инспекций при осуществлении надзора были це-
левые инспекции (более 80% от общего числа), при которых проводилась провер-
ка вопросов обеспечения РБ, определенных в «Типовой программе целевой ин-
спекции состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства»
(РД-07-13-2001).
Всего в процессе надзорной деятельности выявлено 4693 нарушений в обеспе-
чении безопасности.
По выявленным нарушениям округами составлялись предписания (акты — пред-
писания), содержащие требования по их устранению, с установлением сроков вы-
полнения соответствующих работ, налагались штрафы, направлялись материалы в
правоохранительные органы.
Обобщенные показатели инспекционной деятельности и примененные округа-
ми меры приведены в табл. 2 и табл.3.
Таблица 2
Показатели инспекционной деятельности на объектах народного хозяйства
Округ
ЦМТО
СЕМТО
ВМТО
ДМТО
УМТО
СМТО
ДВМТО
ВСЕГО
Количество
589
262
343
234
241
349
156
2174
поднадзорных
организаций
Проведено ин-
862
276
534
504
179
575
187
3117
спекций, в т.ч.:
комплексных
-
-
5
-
-
1
47
53
целевых
619
239
365
476
140
423
122
2384
оперативных
243
37
164
28
39
151
18
680
Выявлено на-
2075
502
885
304
221
462
244
4693
рушений
Применено
43
10
37
1
2
32
9
134
санкций
Показатель вы-
2,4
1,8
1,7
0,6
1,2
1,2
1,3
1,5
являемости на-
рушений N*
* Выявляемость нарушений N — отношение количества выявленных нарушений к количеству проведенных ин-
спекций.
85
Таблица 3
Сравнительные показатели санкций и мер принуждения, примененных при проведении
инспекций на РОО
Примененные меры
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Аннулирование (изъятие) ли-
2
-
6
2*
цензий
Приостановление действий ли-
17
16
44
6**
цензий
Предписания на устранение на-
2427
2420
1956
1915
рушений
Запрещение применения обору-
1
-
-
-
дования и технологий
Приостановление производства
61
61
53
49
работ
Предупреждений
41
7
1
1***
Наложение штрафов на:
42
27
46
организации
17
должностных лиц
33
реализовано штрафов с:
организаций
395000
должностных лиц
65600
Направление материалов в пра-
3
5
10
26
воохранительные органы
(принято 1)
(принято 5)
(принято 8)
(принято 21)
* ГП «Северо-Восточная база авиационной охраны лесов и оленьих пастбищ» за нарушение действий
УДЛ(Дальневосточный округ), Министерство Республики Мордовия по делам ГО и ЧС (Волжский округ).
** ФГУН НИИСХ ЦЧП им. В.В. Докучаева (Донской округ); ФГНУ «Естественно-научный институт» (Волжский
округ); ФГУП «Новосибирский СК «Радон», ЗАО «Толмачево-Терминал-Сервис», «Конструкторско-технологиче-
ский институт геофизического и экологического приборостроения СО РАН»; Компания ОО «СиТСД Лимитед»
(Сибирский округ).
*** ГУ «НИИ сельского хозяйства» (Волжский округ).
Как следует из данных табл. 2, выявляемость нарушений составила 1,5.
Необходимо отметить, что, например, в 2000 году, когда этот показатель был вве-
ден при анализе надзорной деятельности, он был выше 2,0. В последующие годы,
благодаря работе, проводимой округами совместно с руководством поднадзорных
организаций, он стабилизировался на уровне 1,4 — 1,6 (2002 г. — 1,5; 2003 г. — 1,6;
2004 г. — 1,6). Добиться дальнейшего уменьшения этого показателя не удается из-
за текучести кадров и постоянной повторяемости нарушений, связанных главным
образом, с человеческим фактором.
Например, на графике, представленном ниже, приведен процент нарушений, об-
условленным человеческим (обозначено «ДПЧФ») и другими факторами (обозна-
чено «Иные») за 2000 — 2005 годы. График составлен по данным Красноярского от-
дела инспекций Сибирского округа.
86
100,0 %
86,9
77,0
92,9
94,7
80,0 %
72,6
66,8
60,0 %
40,0 %
33,2
27,4
23,0
20,0 %
13,1
7,1
5,3
0,0 %
2000
2001
2002
2003
2004
2005
66,8 %
72,6 %
86,9 %
77,0 %
92,9 %
94,7 %
33,2 %
27,4 %
13,1 %
23,0 %
7,1 %
5,3 %
ДПЧФ
иные
Из графика видно, что доля причин, обусловленных человеческим фактором, зна-
чительно превышает долю причин, обусловленных иными факторами (в 2005 году:
94,7 % — человеческий фактор, 5,3 % — иные факторы). Статистика по отделам ин-
спекций РБ Службы подтверждает эту тенденцию.
Что касается выявленных в ходе инспекционной деятельности нарушений, то они
по 16 видам лицензируемой деятельности распределились следующим образом:
сооружение РИ
1
сооружение ПХ
-
эксплуатация РИ
4105
эксплуатация ПХ
100
вывод из эксплуатации РИ
2
вывод из эксплуатации ПХ
1
обращение с РВ
209
обращение с РАО
68
использование РВ при НИР и ОКР
70
транспортирование
49
проектирование
3
конструирование
4
изготовление
1
техническое обслуживание и ремонт
41
экспертиза безопасности
-
техническая безопасность
39
Из приведенных показателей видно, что наибольшее количество нарушений за-
фиксировано при эксплуатации РИ, при обращении с РВ и использовании РВ при
НИР и ОКР, что вполне естественно, поскольку организации, осуществляющие
данную деятельность, составляют подавляющее большинство от общего количества
поднадзорных организаций.
87
Нарушения требований норм и правил, условий действия лицензий. Нарушения
в работе поднадзорных объектов
Из общего числа выявленных 4693 нарушений, 86% случаев — нарушения норм
и правил в области использования атомной энергии, а в 14% случаев — нарушения
требований условий действия лицензий.
По видам нарушения распределяются следующим образом:
Количество
Процент
- нарушения требований норм и правил по РБ
4043
86%
из них связанные с нарушениями:
при ведении технологических процессов
227
учетом и контролем РИ, РВ и РАО
245
подготовкой и допуском к работе персонала
635
обеспечением радиационного контроля
477
нарушением сроков выполнения предписаний
15
транспортированием РИ, РВ и РАО
62
физической защитой РИ, ПХ РВ и ПХ РАО
676
организацией противоаварийных мероприятий
429
состоянием организационно-распорядительной
документации
730
проведением расследований нарушений в работе объектов
5
прочими нарушениями
542
- нарушения условий действия лицензий
650
14%
из них связанные с нарушениями:
отчетностью в установленные сроки
80
выполнением мероприятий по введению в действие
документов
59
соблюдением непрерывности возмещения убытков
59
своевременностью информирования о нарушениях в
работе РОО
3
нарушением сроков выполнения предписаний
10
обеспечением физической защиты
38
прочими нарушениями
401
Таким образом, основную долю нарушений составляют:
нарушения норм и правил, связанные с состоянием физической защиты РИ, ПХ
РВ и ПХ РАО, некачественной разработкой организационно-распорядительной до-
кументации, нарушением порядка проведения радиационного контроля, наруше-
ниями в подготовке и допуске персонала к работе с источниками излучения;
- нарушения условий действия лицензий, связанные с выполнением мероприя-
тий по введению в действие правовых и нормативных актов, в том числе лицензий,
отчетностью по ним в установленные сроки, соблюдением непрерывности возме-
щения убытков и вопросами обеспечения физической защиты.
Анализ выявленных нарушений по всем видам деятельности в поднадзорных ор-
ганизациях показывает, что основными причинами выявленных недостатков оста-
ются недоработки в деятельности администрации отдельных поднадзорных органи-
заций и должностных лиц, ответственных за организацию и обеспечение РБ. Для
88
таких организаций, деятельность в области использования атомной энергии не яв-
ляется основным. Постоянно происходящие структурные изменения в организаци-
ях (объединение, разъединение, изменение форм собственности, названия юриди-
ческого лица, банкротства и т.д.), частая смена руководства организаций и лиц, от-
ветственных за обеспечение РБ, не может положительно сказываться на стабильной
и ответственной работе в части обеспечения РБ.
Сравнительный анализ качественного изменения нарушений по сравнению с
аналогичным периодом предыдущих 2-3 лет, показывает перераспределение доли
основных видов нарушений. Это объясняется введением в действие большого числа
новых нормативных документов и временным отсутствием их в организациях, что
вызвало задержку сроков устранения недостатков, изложенных в предписаниях.
Ужесточение санкций за сверхнормативные сроки эксплуатации радиационной
техники привели к осознанию руководителями организаций того факта, что рабо-
тать на новом оборудовании не только безопасно, но и более выгодно. Это приводит
к тому, что целый ряд поднадзорных организаций приступил к техническому пере-
вооружению и замене устаревшей радиационной техники. Темпы такой работы за-
висят от финансовых условий ее обеспечения.
Как и в предшествующие периоды инспекционной деятельности, основной фор-
мой применения санкций к организациям-нарушителям, по-прежнему, осталась
выдача актов-предписаний (предписаний) на устранение нарушений в соответ-
ствии с требованиями руководящих документов Службы РД-03-43-98 и РД-07-04-99.
Предписания вручались в установленные сроки руководителям и должностным ли-
цам поднадзорных организаций и были приняты для исполнения. Заявлений о не-
согласии с выданными актами-предписаниями (предписаниями) от поднадзорных
организаций не поступало.
В подавляющем большинстве случаев выявления нарушений выдачи актов-пред-
писаний (предписаний) было достаточно для устранения нарушений в установлен-
ные сроки. На основании этого можно говорить о правильности и своевременности
выбранных мер воздействия.
Данные о количестве нарушений в работе поднадзорных объектов и их клас-
сификация согласно федеральным нормам и правилам «Правила расследования и
учета нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивны-
ми веществами, применяемыми в народном хозяйстве» (НП-014-2000) приведены
в табл. 4.
Таблица 4
Статистика нарушений в работе объектов, находящихся под государственным надзором
Показатель/год
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Количество зафиксированных нарушений
38
30
40
50
По классам
А
1
-
-
-
нарушений
П-1
1
2
5
4
согласно
П-2
36
28
35
46
НП-014-2000
Наиболее значительными нарушениями в 2005 году были:
4 радиационных происшествия класса П-1:
- в ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» (г. Новокузнецк,
Сибирский округ), вследствие попадания в плавильную печь вместе с металлоло-
89
мом источника с радионуклидом цезия-137, радиоактивному загрязнению подвер-
глась металлическая пыль из бункера системы пылеочистки плавильного цеха. Были
значительно превышены контрольные уровни выходного радиационного контро-
ля, при этом МЭД на поверхности вагона, в который была загружена металлическая
пыль, составила до 5 мкЗв/ч;
- в ГУЗ «Тверская областная клиническая больница» (г. Тверь, Центральный округ)
при проведении работ на генераторе радона-222 в стеклянном барботере, содержа-
щем бромистую соль радия-226, из-за негерметичности системы подачи концен-
трата (трещина в верхней части колбы у патрубка трехходового крана) произошел
пролив концентрата на напольное покрытие помещения радоновой лаборатории.
Зафиксированная мощность экспозиционной дозы гамма-излучения в месте про-
лива составила до 22,0 мкЗв/ч. Загрязнение поверхностей лаборатории альфа-ак-
тивными радионуклидами составило до 6 част/(см2 х мин), а в отдельных точках —
до 100 част/(см2 х мин), что значительно превышает допустимый уровень общего
радиоактивного загрязнения поверхностей;
- в Ивановском онкологическом диспансере (г. Иваново, Центральный округ)
по окончании процедуры лучевой терапии с использованием внутриполостного
гамма-терапевтического аппарат «Селектрон-LDR», укомплектованного 36 закры-
тыми радионуклидными источниками на основе цезия-137 паспортной активнос-
тью 1,48х109 Бк каждый, четыре источника не возвратились в хранилище аппара-
та. Мощность эквивалентной дозы гамма-излучения в помещении, где находится
аппарат, превысила установленные контрольные уровни. Причиной происшествия
явилось отсутствие своевременного и квалифицированного технического обслу-
живания аппарата, в том числе нарушение периодичности замены отдельных узлов
пневматической системы аппарата. По настоящее время аппарат находится в неис-
правном состоянии;
- в ООО «Ол Нейшенс Ко ЛТД» (г. Корсаков, Дальневосточный округ) по при-
чине неправильных действий персонала при проверке сварных швов нефтегазопро-
вода произошло выпадение из держателя гамма-дефектоскопа типа «Гаммарид-19-
2/120» радионуклидного источника на основе иридия-192 активностью 1,6х1010 Бк.
Повышенные дозы облучения получили 4 человека (30, 35, 50 и 150 Бэр соответ-
ственно), которые были направлены на медицинское обследование в поликлинику.
Признаков лучевой болезни не обнаружено.
46 нерадиационных происшествий класса П-2 в работе объектов связанные с:
обрывами каротажных снарядов при проведении геофизических работ — 19 слу-
чаев;
отказом радиационной техники — 6 случаев;
другими причинами — 21 случай.
Причины происшествий обрывов каротажных снарядов остались прежними:
неудовлетворительная подготовка скважин к проведению каротажных работ;
несоблюдение технологии и инструкций по проведению геофизических иссле-
дований скважин;
осложнение геологического разреза скважин.
Отказы радиационной техники связаны, в основном, с нарушениями нормальной
работы гамма-терапевтических аппаратов при проведении лечебных процедур в ме-
дицинских учреждениях (ГУЗ «Ярославский областной онкодиспансер», г. Ярославль;
ГУЗ «Областной онкодиспансер», г. Энгельс; «Ивановский областной онкоди-
90
спансер», г. Иваново; ГУЗ «Областная клиническая больница», г Тверь; ОАО НПФ
«Геофизика», г. Уфа; ОАО «Амурский судостроительный завод», г. Комсомольск-на-
Амуре) и гамма-дефектоскопов.
Всплеск общего количества нарушений в сравнении с прошлыми годами (см.
таблицу 4) вызван увеличением количества «других причин», связанных, главным
образом, с обнаружением в металлоломе, идущем на переплавку, бесхозных источ-
ников ионизирующего излучения. Только по ОАО «Амурметалл» (Комсомольск-
на-Амуре, Дальневосточный округ) в 2005 году зафиксировано 8 случаев таких на-
рушений. При этом, поставляемые партии имели санитарно-эпидемиологические
заключения об отсутствии радиоактивного загрязнения металлолома и локальных
источников ионизирующего излучения, выданные территориальными управлени-
ями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо-
получия человека и оформленные в соответствии с требованиями «Гигиенических
требований к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализа-
ции металлолома» (СанПиН 2.6.1.993-00).
8 Управлением в адрес начальника Управления надзора на транспорте и санитар-
ной охране территории было направлено письмо о принятии мер и усилению кон-
троля за действиями перевозочного процесса на этапе погрузки металлолома в ва-
гоны с обязательным проведением радиационного контроля.
Проведенные инспекции контроля за ходом расследования и последующий ана-
лиз округами представленных организациями материалов расследований наруше-
ний показали следующее:
- вскрыты нарушения нормативных документов по безопасному ведению работ,
заключавшиеся в отсутствии систем аварийной сигнализации о превышении допу-
стимого уровня ионизирующего излучения в кабинетах внутриполостной терапии,
в неустойчивой работе (практически — неработоспособности) системы контроля
положения источников;
- имели место ошибочные действия персонала и нарушение им требований по
организации проведения радиационно опасных работ;
- работы проводились с источниками, у которых закончились назначенные сро-
ки службы;
- качество технического обслуживания радиационной техники, проведенное сер-
висной организацией ЗАО МФ «Радий» вызвало сомнения инспекторского состава;
- мероприятия по устранению причин и по профилактике нарушений носили фор-
мальный характер, отчетные документы не соответствуют установленным формам,
- не представляются в установленные адреса, допускается превышение сроков
расследования и передачи оперативной информации, а в выводах комиссии не от-
ражаются конкретные причины нарушений.
В результате организациям было предписано провести повторное расследование,
а отделу инспекций — внеплановую инспекцию ЗАО МФ «Радий».
На одном нарушении следует остановиться особо.
Произошло оно еще в июле 2004 г., но только в I-м полугодии 2005 г. были за-
вершены работы по ликвидации последствий происшествия в ОАО «Амурметалл»
(г. Комсомольск-на-Амуре, Дальневосточный округ).
Вследствие допущенной переплавки в партии металлолома бесхозного радиону-
клидного источника на основе цезия-137 произошло образование колошниковой
пыли с радиоактивным загрязнением, которую год пришлось перевозить и выгружать
91
в 5 специально оборудованных бункеров на территории организации. Перевезено
около 770 тонн колошниковой пыли. В результате средняя удельная активность в
бункерах составила 1,85 — 5,2х104 Бк/кг. Бункера сверху залиты бетоном толщиной
0,3 м (изготовлены бетонные стяжки). Для ослабления МЭД и укрепления бетон-
ных стяжек бункеры покрыты металлическими листами толщиной 10 мм. МЭД на
поверхности листов до 0,2 мкЗв/ч. В результате организация понесла существенные
финансовые затраты.
В завершение раздела следует отметить, что лучше других работа по контролю
за ходом расследования происшествий была организована в организациях, надзор
за которыми осуществляли Центральный, Сибирский и Дальневосточный округа,
в чем, безусловно, заслуга инспекторского состава этих округов, которые осущест-
вляют подобный контроль.
Важно отметить ряд мероприятий 2005 года, которые были ориентированы на
повышение качества надзорной деятельности отделами инспекций:
• в июне 2005 года на базе НТЦ ЯРБ Ростехнадзора был проведен семинар-
практикум с руководящим составом и инспекторами межрегиональных терри-
ториальных округов по вопросу ознакомления и практическому использованию
Информационной системы регулирующего органа (RAIS 3,0), разработанной под
эгидой МАГАТЭ. По завершении семинара округа были обеспечены соответствую-
щей оргтехникой и специальным программным обеспечением ее. В настоящее вре-
мя в округах ведется опытная эксплуатация указанной системы.
Внедрение системы в деятельность органов регулирования безопасности позво-
лит оптимизировать деятельность в данной области и существенно сократит время
на обмен оперативной и текущей информацией;
• в период с 17 по 21 октября 2005 г. в г. Челябинске на базе Уральского округа
впервые в практике работы Службы был проведен инструктивно-методический се-
минар с начальниками отделов по надзору за радиационной безопасностью округов
по выработке единых подходов к вопросам организации методического руководства
отделами инспекций радиационной безопасности;
• 8 Управлением совместно с Донским округом при технической помощи него-
сударственного образовательного учреждения «Учебно-методический центр экспер-
тизы и сертификации (г. Москва, Зеленоград) разработаны, изданы и направлены
в округа и отделы инспекций РБ учебные пособия «Организация и осуществление
государственного надзора за радиационной безопасностью в народном хозяйстве»,
«Обеспечение безопасности при эксплуатации радиационных источников», «Основы
надзора за проведение работ с радиоактивными веществами воинскими частями и
организациями Вооруженных Сил Российской Федерации», «Обеспечение безопас-
ности при обращении с радиоактивными отходами». Разработка других учебных по-
собий будет продолжены в последующие годы.
Обращение с РАО и РИ.
Деятельность администраций территорий, субъектов Российской Федерации,
руководства округов и организаций в области обращения с РАО была направлена в
первую очередь на обеспечение своевременной сдачи РАО на захоронение закры-
тых РнИ с истекшими назначенными сроками службы или установленными срока-
ми эксплуатации.
Организации и администрации многих субъектов Российской Федерации осо-
знают важность вопросов, касающихся обращения с РАО, и принимают участие в
92
реализации федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопас-
ность России» на 2000-2006 г.г., в частности, по подпрограмме «Обращение с радио-
активными отходами и отработанными ядерными материалами, их утилизация и
захоронение». Например:
- в бюджете Волгоградской области на 2005 г. на мероприятия по радиационной без-
опасности запланировано выделение финансовых средств в размере 4,216 млн. руб.;
- хоть не столь масштабно, как требуется, продолжается выполнение мероприя-
тий по реабилитации объекта применения ядерно-взрывных технологий «Глобус-1»
(Ивановская область, Центральный округ). На июнь 2005 г. проведены подготови-
тельные и строительно-монтажные работы. Инженерно-технические мероприятия
на загрязненной территории объекта планируется осуществить в период 2006-2007 гг.
(по мере финансирования);
- завершаются работы по реабилитации территории ФГУ РНЦ «Курчатовский
институт», занятой под временные хранилища РАО. Из 11 хранилищ изъято более
2000 м3 твердых РАО суммарной активностью 5,0 х1012 Бк, отправлено в ГУП
МосНПО «Радон» около 1500 м3 загрязненного грунта.
Образующиеся в медицинских организациях, работающих с открытыми РВ, РАО
представляют собой жидкие отходы (остатки неиспользованных радиофармацевти-
ческих препаратов или препараты с истекшим сроком хранения) и твердые отходы —
различные материалы и медицинское оборудование (лабораторная посуда, шприцы,
перевязочные материалы и пр.). Эти РАО собираются в специальные контейнеры
или пакеты и помещаются в специальное хранилище, где выдерживаются в течение
срока, необходимого для превращения их из РАО в бытовые отходы.
РАО доставляются в специализированные ПХ специальным автомобильным
транспортом, воздушным и железнодорожным транспортом.
Переработка РАО в течение 2005 г. осуществлялась на ГУП МосНПО «Радон» и
ФГУП «Ленинградский специализированный комбинат «Радон». Для этого на спец-
комбинатах «Радон» используются:
- установка остекловывания (1 ед. на МосНПО «Радон») производительностью
по стеклу — 75 кг/ч, по шихте — 105 кг/ч. Остекловывание представляет собой вы-
сокотемпературный метод переработки жидких радиоактивных отходов (ЖТО), при
котором происходит термическое разложение компонентов отходов с включением
радиоактивных элементов в структуру стеклянной матрицы;
- установка битумирования (1 ед. на МосНПО «Радон», 1 ед. на Ленинградском
СК «Радон») производительностью до 500 л/ч коэффициент сокращения объема —
10-200;
- установка цементирования (4 ед. на МосНПО «Радон», по 1 ед. на Ленинградском,
Иркутском, Казанском, Новосибирском и Свердловском СК «Радон») производи-
тельностью по цементному раствору от 0,8 до 50 м3/ч. В работе установки реализу-
ется метод пропитки насыпного объема ТРО специальными многокомпанентны-
ми высокопроникающими цементными растворами на основе сверхтонкомолото-
го цемента;
- установка водоочистки (3 ед. на МосНПО «Радон, 1 ед. на Ленинградском СК
«Радон») производительностью до 110 м3/ч;
- установка концентрирования (1 ед. на МосНПО «Радон») производительнос-
тью 1,7 м3/ч. ;
93
- установка сжигания (1 ед. на МосНПО «Радон», 1 ед. на Ленинградском СК
«Радон») производительностью по твердым радиоактивным отходам (ТРО) 60-
150 кг/ч, по ЖРО 20-30 кг/ч. Коэффициент сокращения объема по ТРО 50-100, по
ЖРО 500-1000. ТРО и ЖРО сжигаются в камерной колосниковой печи с избытком
воздуха при температуре 850-9500 С;
- установка прессования (2 ед. на МосНПО «Радон», 1 ед. на Ленинградском СК
«Радон») производительностью от 1 до 3 м3/ч;
- установка кондиционирования (4 ед. на МосНПО «Радон», в т.ч. передвижные)
производительностью по переработке РАО 9,3х1014 Бк/цикл. Уменьшает потенци-
альную опасность отходов и придает РАО компактную и удобную для длительного
хранения и перемещения форму.
Анализ состояния и эффективности работы установок позволяет сделать вывод
об их надежности и достаточной безопасности для персонала и окружающей среды,
что подтверждается результатами радиационного контроля.
Основным видом РАО в большинстве организаций являются неиспользуемые
(находящиеся на временном хранении, во временных неспециализированных пун-
ктах хранения) РИ с истекшим НСС на основе Cs-137, Sr-90,Co-60 и др.
Таблица 5
Количество РАО, образовавшихся и сданных организациями на переработку
и захоронение в 2004 году
Округ
Количество отходов, образовавшихся в
Количество отходов, сданных органи-
организациях
зациями на переработку и захоронение
твердые РАО
жидкие РАО
отработав-
твердые РАО
жидкие РАО
отработав-
шие НСС
шие НСС
(УСЭ) или
(УСЭ) или
поврежден-
поврежден-
ные ЗРнИ
ные ЗРнИ
по ак-
по объ-
по ак-
по объ-
по ак-
по ко-
по ак-
по объ-
по ак-
по объ-
по ак-
по ко-
тивно-
ему, м3
тив-
ему, м3
тив-
личе-
тив-
ему, м3
тив-
ему, м3
тив-
личе-
сти, Бк
ности,
ности,
ству,
ности,
ности,
ности,
ству,
Бк
Бк
ед.
Бк
Бк
Бк
ед.
ЦМТО
6,1х
3181,1
22х
1832,1
15х
6582
2,9х
2714,5
21х
1807,9
5,1х
3141
1016
1012
1016
1016
1012
1016
СЕМТО
0,015х
54,45
3,9х
21,8
3,7х
16608
3,61х
38,11
2,18х
10
8,6х
16589
1011
108
1012
107
108
1012
ДМТО
25х
0,72
-
-
6,88х
4987
0,02-
36,8
-
-
6,69х
3800
1011
1013
1013
1016
ВМТО
14,6х
4488,4
1,12х
1952
1,22х
5434
74х
1052,5
5,25х
1925
9,11х
5847
1011
1012
1015
1011
105
1014
УМТО
3,0х
20,0
-
-
0,03х
15597
3,0х
20,0
-
-
0,03х
15597
1011
1012
1011
1012
СМТО
28х
7,4
2,0х
1746,2
4,65х
6311
14,1х
1,9
-
-
6,6х
537
1011
1010
1013
1011
1014
ДВМТО
0,987х
1199
-
-
15,5х
878
-
-
-
-
8,3х
123
1011
1016
1014
ВСЕГО
6,1х
8951
23,1х
5552
30,5х
56397
2,92х
3864
21х
3743
5,4х
45634
1016
1012
1016
1016
1012
1016
94
Таким образом, из образовавшихся в поднадзорных организациях:
- ТРО (около 6,1х1016 Бк) сдано на переработку и захоронение около 48%;
- ЖРО (около 23,1х1012 Бк) сдано на переработку и захоронение около 90%;
-закрытых РнИ, отработавших НСС (УСЭ) или поврежденных (более 56 тыс.
единиц) на захоронение сдано около 81%. Значительная часть образовавшихся и не
сданных на захоронение источников принадлежит воинским частям Минобороны
России. Следует заметить, что в частях Минобороны России «остались» долги по
сдаче на захоронение свыше 50 тысяч РнИ еще с 2004 года.
Серьезным вопросом, требующим скорейшего разрешения в воинских частях и
подразделениях, является истечение сроков службы большого количества РнИ.
В Минобороны России в конце 2004 г. были согласованы с заинтересованны-
ми ведомствами (в том числе со Службой) и утверждены методические указания
«Порядок продления назначенных сроков службы закрытых радионуклидных ис-
точников ионизирующего излучения метрологического назначения, входящих в со-
став ВиС РХБЗ. МУ ПНСС-ЗРИИИ-04». Однако, как показывают результаты прове-
денных инспекций, в войсках этого документа до сих пор нет. В связи с этим работа
по продлению назначенных сроков службы источников практически не проводит-
ся, что создает серьезные препятствия при решении вопросов лицензирования де-
ятельности объектов Вооруженных Сил Российской Федерации и осуществления
надзора за их деятельностью.
В субъектах Российской Федерации, как правило, созданы подчиненные прави-
тельству (администрации) субъекта структуры, отвечающие за проведение ежегод-
ных инвентаризаций РВ и РАО.
Сдерживающим фактором процесса полной сдачи и захоронения образующих-
ся отходов продолжают оставаться достаточно высокие расценки спецкомбинатов
(СК) «Радон» на оказание услуг по захоронению при остающихся финансовых про-
блемах многих организаций. Это остается трудноразрешимым вопросом в течение
последних лет, в том числе и в 2005 году. В этих условиях представляет интерес пред-
ложение ГУП МосНПО «Радон» по вопросу создания федерального государствен-
ного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр «Радон».
Предложения находятся на рассмотрении в Службе.
Что касается мероприятий, связанных с уменьшением радиологической угрозы,
то необходимо отметить следующее.
Анализ этой работы показывает, что большая часть неиспользуемых по назначе-
нию установок не обслуживается согласно установленным регламентам. Ряд уста-
новленных систем (например, системы охлаждения источников) не функциониру-
ют. В результате нарушаются режимы эксплуатации как самих установок, так и нахо-
дящихся в них источников. Возникают благоприятные условия для возникновения
коррозии основных элементов конструкции установок и источников. Назначенные
сроки службы источников в таких установках превышены в несколько раз. В своем
сочетании эти факторы могут привести, и как показывает практика, уже привели к
нарушению герметичности капсул источников.
В ряде случаев отсутствует документация на установки и источники (паспорта,
схемы загрузки источников), что не позволяет установить точное количество загру-
женных источников и их тип. Такой случай имел место, например, при разрядке
установки «Стерилизатор» в Научно-исследовательском институте эпидемиологии
и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи Российской Академии
95
медицинских наук (г. Москва, Центральный округ). Нештатная ситуация возник-
ла исключительно по причине неправильной эксплуатации установки и значитель-
ного превышения сроков эксплуатации установки и источников. Установка не экс-
плуатировалась с 1993 г. В течение многих лет на установке не проводились работы
по профилактическому обслуживанию, не работала система охлаждения источни-
ков. Специалистами ФГУП «В/О «Изотоп» работы по подготовке и транспортирова-
нию установки с находящимися в ней неизвлекаемыми РнИ кобальт-60 завершены.
Установка транспортирована и размещена в хранилищах ГУП МосНПО «Радон».
Следует отметить, что уже несколько лет проводятся работы в рамках програм-
мы «Физическая защита, учет и контроль ядерных материалов» по выявлению мощ-
ных и неиспользуемых по назначению гамма — облучательных установок. По до-
говорам с эксплуатирующими организациями ФГУП «В/О «Изотоп» (г. Москва)
производит выгрузку источников из установок с передачей их на захоронение в СК
«Радон». Указанная работа выполняется за счет средств, выделяемых Правительством
США.
Продолжаются работы в эксплуатирующих частях по комплексному обследова-
нию радиационных установок с целью продления назначенного срока их эксплуа-
тации. Только в 2005 г. продлен назначенный срок службы до четырех лет 51 едини-
це гамма- дефектоскопов в 20 организациях и 10 упаковочным транспортным ком-
плектам в 4 организациях.
Анализ материалов надзорной деятельности округов за 2005 год позволяет сде-
лать вывод:
• повышенную потенциальную опасность представляет объектовое хранили-
ще ФГУП «НИИ гигиены, токсикологии и профпатологии» (Донской округ), в ко-
тором осуществляется хранение открытых РнИ на основе радионуклидов С-14,
S-35, Cl-36 и I-125 суммарной паспортной активностью 3,0х1013 Бк; а в накопителе
Коробковского НГДУ ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» (Донской округ), вмести-
мостью 4200 м3, содержатся 625 м3 технологических отходов (нефтешлама) с есте-
ственными радионуклидами. На его открытой площадке хранится 4,1 тонны насо-
сно-компрессорных труб (32 шт.) с естественными радионуклидами (ЕРН);
• в Донском округе находятся 17 неспециализированных ПХ РАО (подземных
емкостей), образовавшихся в результате подземных ядерных взрывов. На промпло-
щадке ООО «Астраханьгазпром» находится 15 из них. В подземных емкостях коли-
чество РАО (по объему и активности) до сих пор не установлено. Радионуклидный
состав этих РАО — продукты деления в результате ядерных взрывов (Sr-90, Cs-137).
Подземные емкости созданы в местах залегания соляных куполов для хранения кон-
денсата. Исходный объем каждой емкости от 20 до 30 тыс. м3. Эксплуатирующей ор-
ганизацией является ООО «Подземгазпром».
Кроме емкостей в Астраханской области имеются еще 2 объекта:
- в Ставропольском крае (взрыв произведен для интенсификации добычи газа в
1969 г. на глубине 712 м без выноса грунта по заказу Мингазпрома) и
- в Республике Калмыкия (взрыв произведен с целью сейсмического зондиро-
вания земной коры по программе «Регион-4» в 1972 г. на глубине 490 м без выбро-
са грунта). Вопрос правоприемников как этих, так и других мест ядерных взрывов,
по-прежнему не определен;
• серьезная озабоченность сохраняется в связи с недостатком свободных объ-
емов хранилищ Ленинградского СК «Радон» (Северо-Европейский округ). Прием
96
ЗРнИ Cо-60 и Cs-137 ограничен суммарной активностью 1,8х1014 Бк. Ситуация
близка к критической и сохраняется такой уже на протяжении нескольких по-
следних лет. По состоянию на конец 2005 г. возможности хранилищ использованы
на 98,5%. Проектная документация нового хранилища ТРО (зд.57А) переработа-
на с учетом современных требований, проект получил положительное заключение
Государственной экспертизы, но государственное финансирование до настоящего
времени не открыто;
• длительное время без решения остается вопрос осуществления мониторинга
за хранилищем временного хранения РАО, оставшемся на территории Псковской
области (Северо-Европейский округ) после расформирования в/ч 42644 (по соста-
ву — отработавшие срок источники с изотопами Со-60, Cs-137 и Pи-229 общей ак-
тивностью 41,8х109 Бк). Хранилище не эксплуатируется. Подготовленных специали-
стов, которые могли бы осуществлять радиационный контроль нет. В соответствии
с указанием начальника 8 Управления место хранения РАО, переданное ЯЛ-61/6
ФСИН Псковской обл., взято под контроль Северо-Европейским округом. Однако,
хранилище РАО не переведено в безопасное состояние, физическая защита не ор-
ганизована. Все попытки принятия мер по обеспечению РБ, принятые со стороны
Новгородско-Псковского ОИ, пока остались безрезультатными. Вмешательство ор-
ганов прокуратуры пока также не дало результатов;
• на территории Мурманской области (Северо-Европейский округ) находится
пункт хранения техногенного характера объект «Днепр» ОАО «Апатит», на котором
осуществляется хранение продуктов трех промышленных ядерных взрывов в коли-
честве 396 тысяч тонн апатитонефелиновой руды с концентрацией трития в руднич-
ной воде 6,6х104 Бк/л;
• на территории Ивановской области (Центральный округ) имеется объект при-
менения ядерно-взрывных технологий ГСЗ «Глобус-1», на который распростра-
няется действие федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная без-
опасность России» на 2000-2006 г.г. Работы по выполнению мероприятий по реа-
билитации объекта практически в 2005 г. не велись, по причине не включения их в
указанную целевую программу. Мероприятия на загрязненной территории плани-
руется осуществить в период 2006-2007 г.г. В соответствии с указанной программой
предусмотрены ликвидационные работы в исследовательских скважинах, цементи-
рование затрубного пространства технологических скважин, оборудование много-
слойного защитного покрытия технологической площадки, строительство водоот-
водящего канала для реки Шача и др.;
• сохраняются без решения проблемы с накоплением ЕРН на территории
Тверской области (Центральный округ). Так, например, в системах водопод-
готовки котелен организаций г. Твери (ГУЗ «Тверская областная клиническая
больница», ВНИИСВ, ОАО «Тверьмолоко», МП «Тверьгортеплоэнерго» и др.)
происходит накопление ЕРН. Деятельность этих организаций по обращению с
сульфоуглем, загрязненным ЕРН (радий-226 и продукты его распада), подле-
жат регламентации в соответствии с требованиями НРБ-99, п. 5.3.4, но удель-
ная активность сульфоугля в отдельных случаях не достаточна, чтобы отнести
его к РАО. Проблема усложняется тем, что в Тверской области отсутствует по-
лигон по рекультивации промышленных отходов содержащих РВ. Отсутствуют
критерии о возможности и необходимости взятия подобных предприятий под
надзор, чтобы реализовать требования «Методических указаний по осуществле-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..