ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 5

 

 

65
выходу ядерного материала из контейнера и загрязнению транспортного средства.
По результатам расследования в ОАО «ТВЭЛ» издан соответствующий приказ, в ко-
тором определены организационно-технические меры по предупреждению подоб-
ных инцидентов.
При транзитных перевозках ядерных материалов по территории Российской
Федерации государственный контроль и надзор за безопасностью транспортиро-
вания радиоактивных материалов осложняется из-за отсутствия соглашения между
странами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) по контролю
за безопасностью транзитных перевозок радиоактивных материалов через террито-
рию стран-участниц. Проект такого Соглашения был свое время разработан и одо-
брен к подписанию Главами Правительств стран-участниц СНГ, но, к сожалению,
до настоящего времени не подписан.
Состояние с обеспечением безопасности при транспортировании ядерных мате-
риалов контролируется при проведении комплексных, целевых и оперативных ин-
спекций. Результаты инспекций отражаются в актах, в которых указываются выяв-
ленные нарушения требований по обеспечению безопасности транспортирования
ЯМ и указываются сроки их устранения.
Большое значение для безопасности транспортирования ядерных материалов
имеет техническое состояние транспортных упаковочных комплектов. В соответ-
ствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атом-
ной энергии продолжались работы по продлению истекшего срока эксплуатации
транспортных упаковочных комплектов ТК-6, ТК-10 и ТК-13, предназначенных
для транспортирования облученных тепловыделяющих сборок ядерных энергети-
ческих реакторов типа ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. ФГУП «ГХК» и ФГУП «ПО «Маяк»
по методикам, рассмотренным и одобренным Ростехнадзором, проводили ком-
плексное инженерное обследование вышеуказанных транспортных упаковочных
комплектов, по результатам которого будет принято решение о возможности прод-
ления назначенного срока эксплуатации данных контейнеров. В рамках програм-
мы утилизации оружейного плутония осуществлена модернизация транспортного
упаковочного комплекта ТУК-30, предназначенного для транспортирования диок-
сида плутония. Ростехнадзором было рассмотрено и согласовано техническое зада-
ние на модернизацию данного контейнера и организована экспертиза откорректи-
рованного технического проекта.
В 2005 году начата разработка новых конструкций транспортных упаковочных
комплектов, предназначенных для транспортирования облученных тепловыделя-
ющих сборок исследовательских ядерных установок. Был изготовлен и испытан
опытный образец транспортного упаковочного контейнера ТУК-128 (ТУК-128/1),
в котором впервые в качестве основного конструкционного материала корпуса кон-
тейнера использован высокопрочный чугун с шаровидным графитом. В рамках осу-
ществления государственного контроля и надзора за безопасностью транспортиро-
вания ядерных материалов специалисты Ростехнадзора принимали участие в рабо-
те Межведомственной комиссии по проведению испытаний данного транспортного
упаковочного контейнера на соответствие его конструкции требования федераль-
ных норма и правил в области использования атомной энергии.
Ростехнадхзор при осуществлении государственного контроля и надзора за без-
опасностью транспортирования ядерных материалов осуществляет лицензирование
деятельности по проектированию, конструированию и изготовлению транспортных
66
упаковочных комплектов. Соответствующие лицензии имеют следующие предпри-
ятия и организации — ОАО «ЧМЗ», ФГУП «ГИ «ВНИПИЭТ», ОАО «НПО ЦКТИ»,
ОАО «КБСМ», ОАО НЗХК», ФГУП «РФЯЦ — ВНИИТФ», ОАО МСЗ» ФГУП «ГНЦ
РФ НИИАР», ФГУП «ПО «Баррикады», ОАО «ВМЗ», ФГУП «ПО «Севмаш», ЗАО
«Петрозаводскмаш», ЗАО «Завод ПСК», ФГУП «СХК», ОАО «Уралхиммаш», ЗАО
«Энерготекс».
Недостатки в обеспечении безопасности.
К недостаткам в обеспечении безопасности объектов ядерного топливного цик-
ла надо отнести, следующее:
- низкие темпы выполнения работ по модернизации систем аварийной сигна-
лизации СЦР;
- продолжается накопление и временное хранение облученных ТВЭЛ ДАВ-90
без их переработки;
- продолжение сброса жидких радиоактивных веществ в открытые промышлен-
ные водоемы — бассейны (ФГУП «СХК», ФГУП «ГХК» ФГУП «ПО «Маяк»);
- недостаток нормативных документов, устанавливающих требования к изготов-
лению ядерного топлива и процедурам его квалификации;
- на ряде ПЯТЦ происходит сокращение персонала, которое затронуло также
персонал, обеспечивающий безопасность ОЯТЦ;
- железнодорожные перевозчики (ОАО «РЖО» и др.) не имеют лицензии на об-
ращение с ЯМ и радиоактивными веществами при их перевозке;
- не на всех ПЯТЦ сбор и кондиционирование радиоактивных отходов осущест-
вляется в полном соответствии с требованиями нормативных документов;
- недостаточное финансирование из федерального бюджета работ по ликвидации
открытых хранилищ жидких радиоактивных отходов ФГУП «ПО «Маяк»;
- несмотря на проводимые ФГУП «ПО «Маяк» работы, озеро Карачай (В-9) и
Теченский каскад водоемов остаются потенциальными источниками крупномас-
штабных радиационных аварий;
- руководство ПЯТЦ в недостаточной степени уделяет внимание повышению
культуры безопасности персонала.
Кроме того, следует отметить отсутствие в настоящее время Федерального закона
«Об обращении с радиоактивными отходами», устанавливающего основные прин-
ципы обращения с РАО и распределение полномочий и ответственности вовлечен-
ных органов и организаций, а также отсутствие государственной концепции долго-
временного хранения/захоронения РАО. Ввиду отмеченного, на площадках объектов
ядерного топливного цикла продолжается их накопление во временных хранили-
щах, многие из которых, особенно сооруженные в начальный период деятельности
атомной промышленности, не соответствуют современным требованиям безопас-
ности к долговременным хранилищам (могильникам).
Вышеуказанные проблемы решаются медленно, сроки их реализации срывают-
ся по причине отсутствия финансовых средств и нерешенных организационных во-
просов.
Несмотря на указанные недостатки на предприятиях и объектах ядерного топлив-
ного цикла, имеющих лицензии Ростехнадзора, состояние ядерной и радиационной
безопасности оценивается в целом как удовлетворительное.
67
2.2.3. Исследовательские ядерные установки
Общие сведения.
В 2005 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору (Ростехнадзор) осуществляла регулирование и надзор за ядерной и радиа-
ционной безопасностью 77 исследовательских ядерных установок (ИЯУ) в 19-и экс-
плуатирующих организациях (ЭО) различных министерств и ведомств. Сведения по
видам деятельности на ИЯУ приведены в таблице 1.
Таблица 1
Тип ИЯУ
Распределение типов ИЯУ по виду деятельности
Эксплуатация (из них в
Вывод из экс-
Сооружение
режиме окончательного
плуатации
останова)
Исследовательские реакторы
26 (3)
3
2
Критические стенды
30 (3)
3
-
Подкритические стенды
11
1
1
Количество ИЯУ по виду
67
деятельности
7
3
Всего ИЯУ
77
В отчетном году Центральным аппаратом было выдано эксплуатирующим орга-
низациям 30 лицензий (таблица 2).
Таблица 2
Вид деятельности
Количество лицензий
Выбор площадки
0
Проектирование и конструирование ИЯУ
5
Сооружение
1
Эксплуатация
14
Вывод из эксплуатации
0
Обращение с ЯМ и РАО
2
Использование ЯМ при проведении НИР и ОКР
3
Эксплуатация пунктов хранения ЯМ на территории ИЯУ
3
Эксплуатация защитных камер
1
Проведение экспертизы
1
Изменение условий действия лицензий
0
Итого
30
Лицензии получили 10 эксплуатирующих и 3 проектные организации.
Межрегиональными территориальными округами по надзору за ядерной и ради-
ационной безопасности выдано 17 лицензий на деятельность на ИЯУ.
Ростехнадзор осуществлял выдачу разрешений на право ведения работ в области
использования атомной энергии работникам (персоналу) ИЯУ.
За отчётный период разрешения получили:
в центральном аппарате — 11 работников эксплуатирующих организаций (в
2004 г. — 27);
в межрегиональных округах — 105 работников ИЯУ (в 2004 г. — 156).
68
Инспекционная деятельность Ростехнадзора России.
За отчетный период проведено 272 (в 2004 г. — 369) инспекций состояния ядер-
ной, радиационной и технической безопасности ИЯУ. Из них комплексных — 2, це-
левых — 84, оперативных — 177.
В ходе инспекций выявлено нарушений:
- требований федеральных норм и правил и других нормативных документов в
области использования атомной энергии (НД) — 377;
- условий действия лицензий — 93.
Предписано к устранению 312 пунктов предписаний, 21 раз приостанавливалось
производство работ.
При проведении инспекций особое внимание уделялось вопросам надзора за без-
опасностью работ по выводу ИЯУ из эксплуатации, продлением ресурса оборудо-
вания и систем (элементов) ИЯУ, работам по техническому перевооружению объ-
ектов, по повышению их взрыво — и пожаробезопасности, обеспечению физиче-
ской защиты ядерных материалов, обращению с отработавшим ядерным топливом
(ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО), реализации мероприятий по выдаче раз-
решений работникам эксплуатирующих организаций на право ведения работ в об-
ласти использования атомной энергии и поддержанию квалификации работников
(персонала) ИЯУ.
По результатам инспекций отмечено, как и в предыдущие годы, продолжающе-
еся сокращение использования ИЯУ в связи с затруднительным финансовым по-
ложением эксплуатирующих организаций, увольнением и старением работников
(персонала), старением ИЯУ.
Основными причинами нарушений требований НД являются недостатки орга-
низации анализа эксплуатирующими организациями вновь вводимых НД, недо-
статочный контроль со стороны руководства ИЯУ за своевременным выполнением
необходимых изменений, вытекающих из новых требований по обеспечению без-
опасности ИЯУ.
Проведенные в отчетный период комплексные инспекции ФГНУ «НИИ ЯФ»
(г. Томск), ФГУП «ОКБМ» (г. Н.Новгород) не обнаружили нарушений, препятствую-
щих дальнейшей эксплуатации ИЯУ (ИР ИРТ-Т и комплекса с критическими ядер-
ными стендами соответственно). По результатам инспекций намечены конкретные
мероприятия по вопросам лицензирования, оценки безопасности эксплуатации обо-
рудования и систем ИЯУ, вывоза ОЯТ и РАО, повышения уровня готовности персо-
нала эксплуатирующих организаций на случай чрезвычайных ситуаций.
Нарушения в работе ИЯУ.
Информация о нарушениях в работе ИЯУ отражается в оперативных и недель-
ных сводках межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью, отчетах о расследовании нарушений в работе ИЯУ,
годовых отчетах эксплуатирующих организаций.
За отчетный период на ИЯУ, поднадзорных Ростехнадзору, ядерных, радиацион-
ных, технических аварий не было.
Зафиксировано 47 нарушений в работе ИЯУ (в 2004 г. — 31), классифицируемых
по «Положению о порядке расследования и учета нарушений в работе исследователь-
ских ядерных установок» (НП-027-01). В табл. 3 представлены данные о нарушениях
в работе ИЯУ по межрегиональным территориальным округам по надзору за ядер-
ной и радиационной безопасностью и субъектам Российской федерации в 2005 г.
69
Таблица 3
Округ
Субъект РФ
Количество нарушений
Всего по округу
ЦМТО
г. Москва
3
15
Московская область
10
Калужская область
2
СЕМТО
г. Санкт-Петербург
-
7
Ленинградская область
7
ВМТО
Ульяновская область
17
17
Нижегородская область
-
УМТО
Свердловская область
2
2
СМТО
г. Томск
6
6
В табл. 4 представлены данные о нарушениях в работе ИЯУ за период с 01.01.2004 г.
по 31.12.2005 г.
Таблица 4
Причина нарушения в работе ИЯУ
2004 г.
2005 г.
АЗ
ВО
АЗ
ВО
Отказ электро- и тепломеханического оборудования
3
1
5
-
Ошибка работников (персонала) ИЯУ
4
-
2
-
Нарушения в работе экспериментальных устройств
-
1
-
-
Отказ в системе КИП и СУЗ
7
-
13
-
Колебания напряжения во внешних электросетях
15
-
26
1
ИТОГО:
29
2
46
1
Всего нарушений:
31
47
* АЗ — останов ИЯУ действием автоматической аварийной защиты;
** ВО — внеплановый останов ИЯУ персоналом.
Ни одно из нарушений в работе ИЯУ не привели к нарушению пределов и усло-
вий безопасной эксплуатации.
Рост числа нарушений за отчётный период обусловлен автоматическими остано-
вами ИЯУ по причине колебаний напряжения и/или нарушением в работе оборудо-
вания внешнего электроснабжения (~ 60% от общего числа нарушений). Нарушения
данного типа не приводят к превышению пределов и условий безопасности ИЯУ и
других объектов использования атомной энергии, расположенных на территории
научного центра, но оказывают влияние на устойчивость работы ИЯУ и приводят к
простоям экспериментальной базы ИЯУ.
С целью анализа качества и устойчивости работы систем электроснабжения ИЯУ
в 2005 году было организовано проведение внеплановых инспекции на площадках
ИЯУ. Эксплуатирующие организации представили уточненные сведения по обосно-
ванию безопасности ИЯУ при потере внешних источников электроснабжения.
Пять однотипных нарушений категории П08 (отказ в системе КИП и СУЗ ) про-
изошли на реакторе ВВР-М ПИЯФ РАН вследствие отказов новой модификации
прибора измерения расхода воды 1-го контура.
Анализ других нарушений показывает, что они обусловлены, как правило, старе-
нием и износом комплектующих изделий, КИП, ошибками персонала.
Проведенные межрегиональными территориальными округами по ядерной и ра-
диационной безопасности Ростехнадзора проверки порядка расследования и уче-
70
та нарушений в работе ИЯУ в эксплуатирующих организациях в основном под-
твердили выполнение ими процедурных требований, установленных документом
НП-027-01.
Радиоактивные выбросы и сбросы
На ИЯУ, поднадзорных Ростехнадзору, выбросов и сбросов радиоактивных ве-
ществ в окружающую среду в количествах, превышающих установленные значения,
не было, радиационная обстановка не превышала естественного фона.
Дозовые нагрузки на основных и привлекаемых работников (персонал).
Величины дозовых нагрузок на основных и привлекаемых работников (персонал)
ИЯУ в основном обусловлены режимами эксплуатации этих установок на стационар-
ном уровне мощности, необходимостью подготовки экспериментальных устройств
и проведения экспериментов, выполнением ремонтных работ и технического об-
служивания оборудования. На всех ИЯУ ведется допуск основных и привлекаемых
работников (персонала) к этим работам согласно эксплуатационным инструкциям.
Радиационный контроль организован в соответствии с требованиями норм и правил
в области использования атомной энергии. Дозовые нагрузки на персонал реактор-
ных установок и привлекаемых работников значительно ниже контрольных уровней.
Максимальные дозы, полученные отдельными лицами из персонала, ниже установ-
ленных пределов. Превышения норм по годовой эффективной дозе не было.
Сооружение ИЯУ.
К сооружаемым ИЯУ относятся реакторный комплекс (РК) ПИК ПИЯФ
им. Б.П. Константинова РАН, электроядерный генератор нейтронов (ЭЛЯНГ) ФГУП
«ГНЦ РФ ИТЭФ», исследовательский реактор ИРВ-2М ФГУП НИИП (реконструк-
ция на базе реактора ИРВ-1М).
В связи с длительным сроком сооружения РК ПИК проводится работа по модер-
низации строительных конструкций, технологических систем в соответствии с ра-
бочей документацией. Продолжается монтаж оборудования и трубопроводов основ-
ных технологических систем, пуско-наладочные работы отдельного оборудования
и систем (элементов) РК ПИК. Организован систематический надзор за строитель-
ными, электромонтажными и наладочными работами.
На сооружаемых ИРВ-2М и ЭЛЯНГ продолжались комплектация оборудовани-
ем и изделиями, монтаж оборудования отдельных технологических систем и элек-
тромонтажные работы.
Вывод ИЯУ из эксплуатации.
Ростехнадзор осуществляет надзор за работами по подготовке к выводу из экс-
плуатации и выводом из эксплуатации ИЯУ. Вывод из эксплуатации ИЯУ осущест-
вляется в соответствии с Правилами обеспечения безопасности при выводе из экс-
плуатации ИЯУ, НП-028-2001.
В стадии вывода из эксплуатации находятся 7 ИЯУ:
− исследовательские реакторы: ТВР (ФГУП «ГНЦ РФ — ИТЭФ»), ИБР-30
(ОИЯИ), АСТ-1 (ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР»);
− критические стенды ФГ-5, РФ-ГС, СГО (ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ»);
− поскритический стенд СО-1 (ОАО «Белгородгеология»).
В отчетном периоде выведены из эксплуатации и сняты с регулирующего надзо-
ра подкритические стенды ФС-4 и ФС-5 (ФГУП «НИКИЭТ»).
71
На реакторах АМ-1 и БР-10 (ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ») и МР (ФГУ РНЦ
«Курчатовский институт»), находящихся в режиме окончательного останова, вы-
полняются мероприятия по подготовке к выводу их из эксплуатации.
Процесс вывода установок из эксплуатации идет медленно из-за недостаточного
финансирования. Отраслевая программа вывода из эксплуатации ЯУ, РИ, ПХ ЯМ,
РВ и РАО на 2001-2010 гг., для финансирования которых предусматривается исполь-
зование средств федерального бюджета, не охватывает всех выводимых из эксплуа-
тации ИЯУ и размещенных на их территории хранилищ ОЯТ.
Требует государственного решения ситуация с выводом из эксплуатации ПКС СО-1
ОАО «Белгородгеология». Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и
подлежащим ликвидации. В отношении ОАО «Белгородгеология» введена процедура
банкротства, которая должна быть завершена не позднее июня 2006 года. Руководство
предприятием осуществляется конкурсным управляющим. Предприятие не имеет
в своем составе персонала, компетентного в вопросах обеспечения безопасности
ядерной установки. Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) в 2005 г.
не обеспечило финансирования работ по утилизации ядерной установки, опреде-
ленных решением Росатома в 2004 году.
Радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо.
Обращение со свежим и отработавшим ядерным топливом, радиоактивными от-
ходами и источниками ионизирующих излучений в эксплуатирующих организаци-
ях в основном соответствует требованиям норм и правил в области использования
атомной энергии.
Отработавшее ядерное топливо сосредоточено в основном на территории ФГУ
РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ», ФГУП «ГНЦ РФ
НИИАР», ФГУП «ИРМ», ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН, МИФИ и филиала
ФГУП «ГНЦ РФ НИФХИ им. Л.Я. Карпова».
В ФГУ РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ», ФГУП «ГНЦ
РФ НИИАР» ведутся работы по сооружению и модернизации действующих хра-
нилищ и комплексов по переработке РАО. Однако сроки проведения намеченных
мероприятий периодически переносятся в связи с недостаточным финансирова-
нием.
В ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» завершается реабилитация территории,
занятой под временные хранилища РАО от ИЯУ. Дезактивировано с удалением за-
грязнённого грунта хранилище № 10 и территория, на которой оно размещалось.
Таким образом, с начала проведения работ зачищены 8 хранилищ РАО, изъято око-
ло 2000 м3 ТРО суммарной активности 1х1014 Бк, в ГУП МосНПО «Радон» отправ-
лено около1800 м3 радиоактивного грунта.
Одной из проблем обеспечения безопасности является проблема вывоза ОТВС
исследовательских реакторов. Эта проблема стала особенно острой в последние годы
в связи с резким ростом стоимости услуг на перевозку и переработку ОТВС на спе-
циализированном предприятии НПО «Маяк».
Из ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» вывезено 41 ТВС и 128 ОТВС ИЯР МР.
Из хранилища ФГУП НИИП вывезены облученные ЯМ в составе активных зон
КЯУ БЭС-16, 32 и 57.
В ГНЦ «РФ НИИАР» в течение отчетного периода был реализован вывоз на пе-
реработку ОТВС в количестве 215 штук. Несмотря на это решение вопросов безо-
пасности и динамика вывоза ОТВС являются неудовлетворительными. Например
72
бассейн выдержки ИЯУ БОР-60 в случае необходимости не в состоянии принять
одну полную активную зону (ОТВС БОР-60 на переработку НПО «Маяк» не при-
нимаются). Эта проблема находится под постоянным контролем отдела по надзо-
ру за ЯРБ РНЦ «НИИАР».
Вопрос вывоза отработавшего (облученного) топлива с территории ФГУП «ГНЦ
РФ-ФЭИ» не решен, отработанное топливо складируется в институтских хранили-
щах. Так, например, в ОПХСП ГНЦ РФ ФЭИ скопилось пять зон ИР БР-10. Решение
вопроса контролируется Обнинским отделом инспекций, ЦМТО.
МИФИ не вывозил ОТВС с 1989 года. В 2004 году не было вывоза ОТВС с тер-
ритории ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН, ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», филиала
ФГУП «ГНЦ РФ НИФХИ им. Л.Я. Карпова», ФГНУ «НИИ ЯФ».
В связи с недостаточным финансированием проблема вывоза ОТВС и облучен-
ного топлива с территорий научных центров остается и не может быть решена при-
менением только санкций Ростехнадзора.
Анализ деятельности эксплуатирующих организаций.
Эксплуатирующие организации проводят работу по техническому перевооруже-
нию, безопасности, обеспечению физической защиты ядерных материалов и ИЯУ.
В соответствии с условиями действия лицензий ведется работа по анализу состоя-
ния безопасности комплексов с ИЯУ на соответствие требований вновь введенных
нормативных документов в области использования атомной энергии, разрабатыва-
ют мероприятия по их реализации или/и компенсирующие мероприятия по имею-
щимся отклонениям. Комиссиями по ядерной безопасности эксплуатирующих ор-
ганизаций ежегодно проводятся внутренние проверки состояния безопасности ИЯУ.
В Ростехнадзор представляются ежегодные отчеты эксплуатирующих организаций
о состоянии безопасности ИЯУ.
В соответствии с требованиями НП-024-2000 эксплуатирующими организаци-
ями предоставлены в Ростехнадзор обоснования возможности продления назна-
ченного срока эксплуатации ИЯУ ВК-50 (ГНЦ «РФ НИИАР») до 2015 г. и ВВР-ц
(филиала ФГУП «НИФХИ им. Л.Я. Карпова») до 2010 г., продолжаются работы
по выполнению нормативных требований по обоснованию возможности продле-
ния назначенного срока эксплуатации ряда ИЯУ — БОР-60, МИР.М1(ГНЦ «РФ
НИИАР»), У-3 (ФГУП ГНЦ РФ «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова»), ВВР-М (ПИЯФ
им. Б.П.Константинова РАН), ИВВ-2М (ФГУП «ИРМ») и других ИЯУ, срок экс-
плуатации которых превышает 30 лет.
Все поднадзорные ИЯУ имеют планы по ликвидации аварий и аварийных си-
туаций, и эксплуатирующие организации имеют планы управления авариями и за-
щиты работников (персонала) и населения. Регулярно проводятся аварийные тре-
нировки.
Анализ планов мероприятий по защите персонала и населения, инструкций по
ликвидации аварий показывает выполнение в целом эксплуатирующими органи-
зациями установленных нормативных требований. Однако отмечаются недостатки
в части организационного, материально- технического обеспечения этих планов и
степени их практической отработки.
В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному над-
зору организована работа экзаменационной комиссии для проверки теоретиче-
ских знаний по вопросам ядерной и радиационной безопасности у руководящего
73
персонала из числа работников организаций, эксплуатирующих ИЯУ, для полу-
чения ими разрешений на право ведения работ в области использования атомной
энергии.
Общая оценка ядерной и радиационной безопасности ИЯУ.
По результатам лицензирования ИЯУ, итогам проведенных инспекций состо-
яния безопасности ИЯУ, результатам контроля за выполнением условий действия
выданных лицензий и реализацией компенсирующих мероприятий по имеющимся
отступлениям от требований федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии, состояние ядерной, радиационной и технической безопасности
ИЯУ характеризуется в целом как удовлетворительное. Система нормативных до-
кументов по безопасности ИЯУ отвечает современным требованиям МАГАТЭ, про-
граммы инспекций ИЯУ соответствуют международной практике.
Основные проблемы и задачи.
Основные организационные трудности регулирования безопасности ИЯУ в пе-
риод изменения структуры органов исполнительной власти связаны с тем фак-
том, что до настоящего времени не определены органы управления использовани-
ем атомной энергии ряда эксплуатирующих организаций, в том числе: ПИЯФ им.
Б.П.Константинова РАН, ГНУ «НИИ ЯФ при ТПУ», филиал ФГУП «НИФХИ им.
Л.Я. Карпова», ОИЯИ.
Основными задачами, которые намечены для решения в 2006 году, являются:
завершение работы по выдаче разрешений работникам всех ИЯУ и начало ново-
го этапа выдачи разрешений, срок действия которых закончился;
обеспечение надзора за выполнением УДЛ и мероприятий в связи с продлением
сроков службы ИЯУ;
обеспечение надзора за вывозом ОЯТ и РАО с территорий научных центров;
обеспечение функционирования системы контроля за ИЯУ при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
2.2.4. Ядерно-энергетические установки судов и объекты их жизнеобеспечения
Общая характеристика ЯЭУ судов.
В 2005 году Ростехнадзор осуществлял государственное регулирование ядерной
и радиационной безопасности ядерных энергетических установок судов и объек-
тов их жизнеобеспечения эксплуатирующих организаций, находящихся в ведении
Росморречфлота, Роспрома и Росатома, а также организаций, выполняющих рабо-
ты и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций.
В отчётном периоде поднадзорным организациям выдано 8 лицензий.
Росморречфлот.
Под государственным надзором находятся 9 атомных судов и 6 судов атомно-
технологического обслуживания Открытого акционерного общества «Мурманское
морское пароходство» (далее — ОАО “ММП”). Состояние атомных судов и судов
АТО на 31.12.2005 приведено в таблицах 1 и 2.
74
Таблица 1
Техническое состояние атомных судов
Наименование
Проект
Год по-
Тип
Число
Техническое состояние
судна
стройки
АППУ
реакто-
ров
А/л “Ленин”
92-М
1959
ОК-900
2
Выведен из эксплуатации.
Активные зоны выгружены.
Судно переведено в категорию
ядерно-безопасных.
А/л “Арктика”
1052-1
1975
ОК-900А
2
В эксплуатации
А/л “Сибирь”
1052-2
1977
ОК-900А
2
В эксплуатационном резерве
А/л “Россия”
10521-1
1985
ОК-900А
2
В эксплуатации
А/л “Советс-
10521-2
1989
ОК-900А
2
В эксплуатации
кий Союз”
А/л “Ямал”
10521-3
1992
ОК-900А
2
В эксплуатации
А/л “Таймыр”
10580-1
1989
КЛТ-40М
1
В эксплуатации
А/л “Вайгач”
10580-2
1990
КЛТ-40М
1
В эксплуатации
А/лв
10081
1988
КЛТ-40
1
В эксплуатации
“Севморпуть”
Таблица 2
Техническое состояние судов АТО
Наименование суд-
Назначение судна
Техническое состояние
на
Плавтехбаза (птб)
Хранение свежего и отра-
В эксплуатации
“Имандра”
ботавшего ядерного топли-
ва (ЯТ)
Птб “Лотта”
Хранение ОЯТ
В эксплуатации
Птб “Лепсе”
Хранение ОЯТ
Выведена из эксплуатации. Идет под-
готовка к выгрузке ОЯТ и утилиза-
ции птб в соответствии с комплекс-
ной программой утилизации
Пароход
Временное хранение ТРО
Выведен из эксплуатации
“Володарский”
Спецтанкер
Временное хранение ЖРО
В эксплуатации
“Серебрянка”
ПКДП “Роста-1”
Обеспечение работ по пере-
В эксплуатации
грузке ЯТ, ремонту оборудова-
ния ЯЭУ и обеспечение дози-
метрического контроля
В настоящее время в соответствии с “Межотраслевой целевой комплексной про-
граммой продления ресурса ядерных энергетических установок судов до 150 тыс.
час. и срока службы до 30 лет” в ОАО “ММП” ведутся работы по продлению ресур-
са ядерной энергетической установки атомного ледокола “Россия” до 150 000 ча-
сов и срока службы до 30 лет согласно требованиям Федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии “Требования к обоснованию возможно-
сти продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной
75
энергии” (НП-024-2000). В 2003 году на атомном ледоколе “Арктика” продлены ре-
сурс и срок службы ядерной энергетической установки до 175 тыс. час. и 32 лет со-
ответственно.
Течь трубной системы парогенераторов остаётся наиболее частым эксплуатаци-
онным нарушением при эксплуатации атомных судов (вследствие выработки ре-
сурса трубной системы). В связи с этим по требованию Госатомнадзора России ОАО
“ММП” освоило проведение ремонта парогенераторов путём замены трубных систем
на новые изделия. В феврале 2003 года на а/л “Вайгач” впервые в практике атомно-
го флота проведена замена выемной части парогенератора № 3. Полученный опыт
позволил продолжить работы по замене выемных частей и на других атомных судах
по мере поступления новых трубных систем. В настоящее время такие работы ве-
дутся на а/л “Ямал’.
Особую озабоченность Ростехнадзора вызывает хранение ОЯТ на птб “Лепсе”.
Вследствие длительного хранения всё ядерное топливо, находящееся в хранилище
птб “Лепсе”, классифицируется как дефектное или аварийное, не вписывающееся
в существующую транспортно-технологическую схему, а также в технологию пере-
работки ОТВС, принятую на ПО “Маяк”. В баках хранилища высокая суммарная
радиоактивность, в связи с чем экипаж птб “Лепсе” размещён в береговых помеще-
ниях, сооружённых у причала ФГУП “Атомфлот”.
В рамках международного сотрудничества по проекту комплексной утилиза-
ции птб “Лепсе” разработано нормативно-правовое обеспечение с учётом требо-
ваний норм МАГАТЭ по безопасности. Документы разработаны Госатомнадзором
России с участием специалистов Норвегии, Швеции и Великобритании, одобрены
Европейским Союзом и утверждены начальником Госатомнадзора России.
Выполнение работ по непосредственной комплексной утилизации птб “Лепсе”
задерживается из-за отсутствия финансирования этих работ.
Под надзором также находится ФГУП «Атомфлот», обеспечивающее базирова-
ние атомных судов и судов АТО, ремонт оборудования ЯЭУ, хранение и переработ-
ку радиоактивных отходов (РАО), а также проведение транспортно-погрузочных и
технологических операций с ядерным топливом.
Cостояние ядерной и радиационной безопасности в ОАО “ММП” и на ФГУП
“Атомфлот” соответствует требованиям норм и правил в области использования
атомной энергии.
Роспром.
Под государственным надзором находятся судостроительные и судоремонтные
заводы: ОАО “Балтийский завод”, СРЗ “Нерпа”, ФГУП «ПО “Севмаш”, ФГУП
«ГМП “Звездочка”, ОАО “Амурский судостроительный завод” и его филиал — за-
вод судового оборудования “Восток”, ФГУП «ДВЗ “Звезда” и другие предприятия,
осуществляющие проектирование, конструирование и изготовление морской тех-
ники и оборудования.
На ФГУП «ДВЗ “Звезда” осуществляется эксплуатация плавучего завода по пе-
реработке ЖРО (ПЗО-500) и временного хранилища РАО.
ФГУП ПО «Севмаш» выдана лицензия Госатомнадзора России от 29.11.02
№ ГН-02-102-0928 на сооружение (строительство) плавучего энергетического бло-
ка (ПЭБ) с ядерными реакторами типа КЛТ-40С. Строительство ПЭБ до настояще-
го времени не начато.
76
На ОАО «Балтийский завод» продолжается строительство а/л «50 лет Победы».
На предприятиях отрасли уровень обеспечения ядерной и радиационной безо-
пасности соответствует требованиям норм и правил в области использования атом-
ной энергии.
Росатом.
Ростехнадзор ведет надзор за комплексом стендов-прототипов корабельных ядер-
ных энергетических установок ФГУП “НИТИ им. А.П. Александрова”.
Две установки (стенды КВ-1 и КВ-2) — в стадии эксплуатации, две установки
частично демонтированы (стенды КМ-1 и ВАУ-6с — оборудование в режиме кон-
сервации).
Нарушений требований НТД по ядерной и радиационной безопасности при экс-
плуатации стендов-прототипов не выявлено.
Проведение инспекций.
В отчётном периоде 8 Управлением и региональными подразделениями прове-
дено 184 инспекции, из них 6 — комплексные, 94 — целевые, 84 — оперативные.
Выявлено и предписано к устранению 282 нарушения, в том числе:
- нарушений требований норм и правил в области использования атомной энер-
гии — 78,
- нарушений условий действия лицензии — 204.
Количество проведённых инспекций несколько больше показателей 2004 года
(157 инспекций), количество выявленных нарушений сопоставимо с 2004 годом
(266 нарушений). Сравнение количества проведённых инспекций и выявленных
нарушений в 2004 и 2005 годах говорит о повышении требовательности надзорных
органов.
По выявленным нарушениям выдавались акты-предписания и/или предписания
на их устранение, проводилось заслушивание руководителей структурных подразде-
лений поднадзорных предприятий. Невыполненных в установленные сроки пред-
писаний в отчётном периоде не было. Выдача актов-предписаний и/или предписа-
ний оказывает эффективное воздействие на поднадзорные предприятия, является
достаточным и применение других санкций не потребовалось.
Причинами выявленных нарушений условий безопасной эксплуатации являют-
ся, в основном, недисциплинированность и халатное исполнение обязанностей пер-
соналом, слабый контроль со стороны руководства.
Нарушения в работе.
На судах ОАО “Мурманское морское пароходство” зарегистрировано 21 эксплу-
атационное происшествие (в 2004 г. — 22,в 2003 г. -21, в 2002 г. — 27) по классифи-
кации РД 31.20.42-93 (ЭП-2, ЭП-4, ЭП-6). Непосредственными причинами проис-
шествий являются отказы техники вследствие её старения. Из 21 отказа 10 — течь
парогенераторов.
На стенде КВ-2 ФГУП “НИТИ им. А.П. Александрова” произошло 2 эксплуата-
ционных происшествия (П 05, П 06) по классификации НП-027-01, вызванные на-
рушением в работе механического и электротехнического оборудования 9 (в 2004 г. —
0, в 2003 г. — 1, в 2002 г. — 2).
Зарегистрированные эксплуатационные происшествия к превышению пределов
безопасной эксплуатации не привели и были устранены в соответствии с требова-
77
ниями инструкций по эксплуатации. Радиационная обстановка при всех происше-
ствиях оставалась в пределах нормы.
На каждое выявленное нарушение выдавались предписания с конкретными тре-
бованиями по его устранению и установленными сроками. Работы по устранению
нарушений контролировались.
Аварийные происшествия и аварии в поднадзорных организациях не зафикси-
рованы.
Дозовые нагрузки.
Обеспечение радиационной безопасности и организация радиационного контро-
ля в поднадзорных предприятиях и объектах осуществляется в соответствии с тре-
бованиями нормативных документов. В течение отчётного периода случаев переоб-
лучения персонала не зафиксировано. Дозовые нагрузки штатного и привлекаемого
персонала ниже пределов контрольных уровней. Безопасность персонала и населе-
ния с точки зрения воздействия радиационных факторов обеспечена.
Вывод из эксплуатации.
Ядерные энергетические установки судов из эксплуатации в отчётном периоде
не выводились.
Обращение с радиоактивными отходами и источниками ионизирующих излучений.
Обращение с РАО и ИИИ осуществлялось в соответствии с требованиями нор-
мативных документов по установленной технологической схеме с соблюдением
мер радиационной безопасности. Своевременно проводятся инвентаризации РАО
и ИИИ.
Несанкционированных выбросов и сбросов радиоактивных веществ не выявле-
но. На объектах и прилегающих к ним территориях радиоактивного загрязнения не
зафиксировано. Степень готовности поднадзорных организаций и их соответству-
ющих подразделений позволяет обеспечить эффективное проведение мероприятий
по ликвидации радиационных аварий и их последствий.
Серьёзных недостатков при проведении надзорными органами инспекций выяв-
лено не было, нарушения, в основном касаются ведения документации.
Состояние работы с ИИИ в поднадзорных предприятиях оценивается как удо-
влетворительное. Эксплуатация ИИИ производится в соответствии с требования-
ми нормативной и эксплуатационной документации.
Анализ деятельности эксплуатирующих организаций по повышению безопасно-
сти ядерных энергетических установок судов.
По инициативе ОАО “ММП’ проектантами атомных судов и ядерных энергети-
ческих установок (ОАО “ЦКБ “Айсберг”, ФГУП “ОКБМ”, ФГУП “НПО “Аврора”
и РНЦ “Курчатовский институт”)
- проведён анализ выполнения требований Федеральных норм и правил “Общие
положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов”
(НП-022-2000), “Правила ядерной безопасности ядерных энергетических устано-
вок судов” (НП-029-01) на атомных судах,
- разработаны предложения о порядке работ в обеспечение выполнения требо-
ваний указанных федеральных норм и правил.
На основании анализа и предложений проектантов ОАО “ММП” оформлены для
каждого атомного судна “Решение о внедрении мероприятий по повышению уров-
78
ня безопасности реакторных установок”, в котором определён исполнитель и срок
выполнения запланированных мероприятий.
Выполнение указанных “Решений …” находится на контроле Ростехнадзора.
Состояние ядерной и радиационной безопасности.
На поднадзорных предприятиях уровень обеспечения ядерной и радиационной
безопасности соответствует требованиям норм и правил в области использования
атомной энергии.
Ростехнадзор ведёт постоянный контроль выполнения условий действия лицен-
зий, выданных им поднадзорным предприятиям, и состояния ядерной и радиаци-
онной безопасности объектов использования атомной энергии.
2.2.5. Радиационно опасные объекты организаций народного хозяйства
Общая характеристика радиационно опасных объектов.
В 2005 году в сфере народного хозяйства работало 2174 поднадзорных органи-
заций, предприятий и учреждений, осуществлявших свою деятельность в области
использования атомной энергии, и имевших в своем составе 6564 территориаль-
но обособленных или технологически независимых радиационно опасных объекта
(РОО), на которых проводились работы с РВ, РАО и радионуклидными источника-
ми (РнИ): цеха, лаборатории, установки, производственные линии, пункты хране-
ния РВ и РАО (ПХ РВ и РАО) и т.п.
К их числу относится большинство предприятий авиационной, металлургиче-
ской, судостроительной и химической промышленности, горно-добывающей и гор-
но-обогатительной отраслей, предприятия топливно-энергетического комплекса, ге-
ологические и научные организации, воинские части и организации Вооруженных
Сил Российской Федерации, медицинские учреждения и таможенные органы и ряд
др. (далее — организации).
По состоянию на 31.12.2005 г. свыше 95% этих организаций, имеют лицензии на
осуществление отдельных видов деятельности в области использования атомной
энергии. Не имеют лицензий, в основном, вновь созданные или реорганизованные
организации. Все они находятся в поле зрения отделов инспекций радиационной
безопасности и принимаются необходимые меры по приведению их деятельности
в правовое поле.
Как показывает анализ, почти 50 % из общего числа поднадзорных организаций
не имеют ведомственной принадлежности (к ним относятся ОАО, ЗАО, ООО и др.)
и, следовательно, не имеют органов, уполномоченных осуществлять государствен-
ное управление использованием атомной энергии, в компетенцию которых входи-
ло бы признание их эксплуатирующими организациями.
В этих условиях вопрос выдачи лицензий Службой или ее территориальными
органами решался и решается в каждом конкретном случае. В процессе рассмотре-
ния заявлений для получения лицензий и при проведении инспекций в обязатель-
ном порядке проверяется способность предприятий обеспечить безопасную дея-
тельность и выполнять функции, предусмотренные для эксплуатирующей органи-
зации. Проводится экспертиза безопасности и только по результатам экспертного
заключения с учетом результатов проведенных инспекций принимается решение о
выдаче или в отказе выдачи лицензии. В период действия лицензии осуществляет-
ся надзор за безопасностью, применяются меры административного воздействия.
79
Результаты свидетельствуют: количество нарушений, имевшихся в организациях до
взятия их под надзор, уменьшается в 2-3 раза, радиационных аварий не допущено,
уровень безопасности существенно повысился.
Таким образом, по настоящее время органы государственного управления ис-
пользованием атомной энергии не назначены, что не обеспечивает органу государ-
ственного регулирования безопасности условий для точного исполнения закона и
правовых актов Российской Федерации при осуществлении лицензирования дея-
тельности в области использования атомной энергии.
Дополнительно к приведенному количеству организаций под надзором Службы
находятся более 40 созданных региональных и ведомственных информационно-ана-
литических центров системы государственного учета и контроля РВ и РАО, кото-
рые в указанное количество объектов использования атомной энергии не включе-
ны, как не включены и проведенные на них около 30 инспекций.
При осуществлении надзорной деятельности уделялось основное внимание на:
- инспектирование наиболее потенциально опасных РИ, ПХ РВ и РАО, систем
и средств обеспечения РБ, проведения сервисными организациями радиационно
опасных работ, вывода неиспользуемых мощных радиоизотопных установок (в том
числе радиоизотопных термоэлектрических генераторов), своевременной переза-
рядки действующих облучательных установок и аппаратов, становления и функци-
онирования системы физической защиты (ФЗ) РИ, ПХ, РВ в поднадзорных орга-
низациях;
- разъяснение порядка разработки отчета о состоянии РБ в соответствии с
«Требованиями к содержанию отчета о состоянии радиационной безопасности на
радиационно опасных объектах (РБ-012-04);
- планомерную и настойчивую работу по внедрению требований вновь введен-
ных федеральных норм и правил в поднадзорных организациях «Правила обеспече-
ния безопасности при временном хранении радиоактивных отходов, образующих-
ся при добыче, переработке и использовании полезных ископаемых» (НП-052-04),
«Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов»
(НП-053-04), «Захоронение радиоактивных отходов, Принципы, критерии и основ-
ные требования безопасности» (НП-055-04) и др.;
- изучение и организацию опытной эксплуатации информационной системы ре-
гулирующего органа RAIS 3.0.
В 2005 году, хоть и незначительно, но общая тенденция к сокращению органи-
заций (2174) и РОО (6564), осуществляющих свою деятельность с использовани-
ем атомной энергии, сохранилась (2193 организации и 6661 РОО — в 2003 г., 2159 и
6615 — в 2004 г.).
В общем, сокращение организаций обусловлено следующими причинами:
- прекращение деятельности организаций в области использования атомной
энергии;
- ликвидация организации как юридического лица;
- переход на другие (нерадиационные) принципы контроля технологических
процессов.
В 2005 году:
- 133 организации выведены из-под надзора. Причины — прекращение деятель-
ности в области использования атомной энергии cо сдачей РИ и РВ в специали-
зированные комбинаты «Радон» или не выдача новых лицензий. Эти организации
80
распределены по федеральным округам следующим образом: Центральный феде-
ральный округ — 24, Северо-Западный — 20, Приволжский — 10, Южный — 18,
Уральский — 14, Сибирский — 31, Дальневосточный -16;
- 601 организация получила лицензии. В это количество входит как первичное ли-
цензирование организаций, так и выдача новых лицензий после прекращения срока
их действия. Их распределение по федеральным округам следующее: Центральный
федеральный округ-132, Северо-Западный — 68, Приволжский — 157, Южный — 50,
Уральский — 87, Сибирский — 48, Дальневосточный — 59. Значительную их часть
составляют впервые взятые под надзор воинские части и организации Вооруженных
Сил Российской Федерации.
Однако следует отметить, что работа органов военного управления по выполне-
нию требований директивы Министра обороны Российской Федерации № Д-3 от
20 января 2003 г. «О регулировании деятельности воинских частей и организаций
Вооруженных Сил Российской Федерации в области использования атомной энер-
гии при обращении с радиоактивными веществами» существенно ослабла.
- 2060 разрешений на право ведения работ должностным лицам поднадзорных
организаций выдано. С учетом выданных в предыдущие годы разрешений (2002 -
2004 гг.) их общее количество достигло почти 8000.
Основными видами деятельности поднадзорных организаций являются:
- эксплуатация РИ при ведении технологических процессов;
- обращение с РВ и РАО при их производстве, переработке, использовании, транс-
портировании и хранении.
В сферу государственного надзора входит деятельность на следующих РОО:
медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на кото-
рых ведутся работы с открытыми РнИ, в том числе:
работы III класса с приведенной к группе А активностью на рабочем месте не
более 3,7х105 Бк;
работы II класса с приведенной к группе А активностью на рабочем месте от
3,7х105 до 3,7х108 Бк;
работы I класса с приведенной к группе А активностью на рабочем месте свы-
ше 3,7х108 Бк.
комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми РнИ:
технологические и медицинские облучающие установки;
дефектоскопы;
радиоизотопные приборы и другие источники;
радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ);
пункты хранения радиоактивных веществ, в том числе:
специализированные пункты хранения, расположенные в организациях
«Изотоп»;
неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах ис-
пользования атомной энергии в народном хозяйстве;
хранилища радиоактивных отходов, в том числе:
специализированные хранилища, главным образом спецкомбинатов
«Радон»;
неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использова-
ния атомной энергии в народном хозяйстве;
хранилища, содержащие радионуклиды только природного происхождения.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..