ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 24

 

 

369
ных изданиях, вышел в телеэфир 71 видеосюжет, в радиоэфире было 33 передачи.
Проведены 10 пресс-конференций и дано 15 интервью.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Приволжском федеральном округе, опубликовано 212 статей в
печатных изданиях, вышло в телеэфир 106 видеосюжетов, в радиоэфире прозвуча-
ла 21 передача. Проведены 3 пресс-конференции и дано 50 интервью.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Уральском федеральном округе, опубликовано 39 статей в пе-
чатных изданиях, вышло в телеэфир 20 видеосюжетов. Проведено 3 пресс-конфе-
ренции и даны 7 интервью СМИ.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Сибирском федеральном округе, опубликовано 105 статей в пе-
чатных изданиях, вышло в телеэфир 36 видеосюжетов и в радиоэфир 25 передач и
14 интервью, даны 2 пресс-конференции.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Дальневосточном федеральном округе, опубликовано 59 статей
в печатных изданиях, вышло в телеэфир 7 видеосюжетов и в радиоэфир 3 передачи
и дано 7 интервью.
Всего управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора
подготовлено 793 публикации в печатных изданиях, вышли в эфир 342 видеосю-
жета, в радиоэфире прозвучали с участием представителей УТЭН Ростехнадзора
136 передач. Проведены 22 пресс-конференции и дано 162 интервью.
Работа с обращениями граждан в 2006 году
В 2006 году в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору поступило 11 817 обращений граждан, что в 1,3 раза меньше уровня
2005 года. Из них в центральный аппарат обратились 664 человека, что в
1,03 раза больше уровня 2005 года, соответственно в 86 территориальных органов и
17 подведомственных организаций — 11 153 человек, что в 1,2 раза меньше уров-
ня 2005 года.
Анализ статистических данных за 2006 год о работе с обращениями граждан по-
казывает, что уменьшение количества обращений в территориальные органы по
сравнению с 2005 годом произошло за счет снижения обращений граждан, касаю-
щихся социальных вопросов. Это также объясняется тем, что в 2006 году заверше-
на реструктуризация Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору в соответствии с проводимой в Российской Федерации админи-
стративной реформой. Поэтому число вопросов в обращениях граждан, связанных
с реструктуризацией Ростехнадзора, значительно сократилось.
В Ростехнадзоре проводится работа, направленная на выполнение поручения
Правительства Российской Федерации по обеспечению реализации права граждан
на обращения в федеральные органы исполнительной власти, повышению каче-
ства защиты конституционных прав и законных интересов граждан. В состав ре-
шаемых задач входит организация и обеспечение работы общественных прием-
ных. Общественные приемные функционируют в каждом территориальном орга-
не, назначены в каждом территориальном органе конкретные лица, ответственные
за работу с обращениями граждан. Территориальным органам и подведомствен-
ным организациям оказывается практическая и методическая помощь, активно
формируется нормативная база. Подразделениями Ростехнадзора приобретена
370
литература, в том числе Постатейный комментарий Федерального закона «О по-
рядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Представители
Ростехнадзора всех уровней участвуют в работе межведомственных комиссий, му-
ниципальных органов и органов самоуправления, что позволяет владеть необхо-
димой информацией и шире учитывать мнения граждан в нормотворческой дея-
тельности, в том числе при разработке стандартов государственных услуг и регла-
ментов. Продолжается работа по формированию необходимого организационного,
информационного, ресурсного и кадрового обеспечения работы с обращениями
граждан. Например, многие территориальные органы разработали свои Интернет-
сайты и используют их для размещения информации по наиболее актуальным те-
мам, текстов основных документов, на соответствии которых осуществляется де-
ятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору. Совершенствуется работа по организации личного приема граждан
руководителями и специалистами Ростехнадзора путем создания удобства и ком-
форта в местах их приема (оборудование мест ожидания, обеспечение доступа к
оргтехнике, информационная поддержка при составлении текстовых обращений).
Принимаются меры по обеспечению необходимого профессионального уровня
специалистов для проведения работы с обращениями граждан. Проводится актив-
ная работа со СМИ, размещается на веб-сайте Ростехнадзора информация о дея-
тельности ведомства, что позволяет общественности следить за реализацией его
основных функций.
Решение перечисленных задач позволило сократить число обращений граждан
по социальным вопросам, снизить их количество по сравнению с прошлым годом
почти в 2 раза.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.06 № 59-ФЗ «О порядке рас-
смотрения обращений граждан Российской Федерации» в Ростехнадзоре были про-
работаны основные его положения и изданы нормативные и распорядительные
документы. В их числе распоряжение Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 26.06.06 № 34-рп «О дальнейшем совер-
шенствовании работы Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору и находящихся в ее ведении организаций с обращениями
граждан в соответствии с требованиями, изложенными в поручении Президента
Российской Федерации В.В. Путина от 03.03.06 № Пр-331»; приказ Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.06.06 № 625
«О порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате, территори-
альных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору и находящихся в ее ведении организациях», а также приказ руково-
дителя Ростехнадзора об утверждении регламента работы Общественной приемной
центрального аппарата.
В 2006 году в рамках проводимых проверок территориальных органов Ростехнадзора
в семи федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Сибирском, Южном,
Дальневосточном, Уральском, Приволжском) внимание также уделялось работе с
обращениями граждан в территориальных органах.
Вопросы о работе с обращениями граждан и о работе общественных приемных
включались в повестки дня заседаний коллегии Ростехнадзора, а также ежемесяч-
ных совещаний с руководителями территориальных органов и находящихся в веде-
нии Ростехнадзора федеральных государственных учреждений «Центры лаборатор-
371
ного анализа и технических измерений» по семи федеральным округам, а также фе-
деральных государственных унитарных предприятий.
В центральном аппарате Ростехнадзора ко времени вступления в силу
Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» Общественная приемная Ростехнадзора организована на первом этаже
административного здания с соблюдением Рекомендаций Всероссийского семина-
ра-совещания по вопросам совершенствования форм и методов работы с обращени-
ями граждан, проведенного Администрацией Президента Российской Федерации
28-29 июня 2006 года в Москве.
Распоряжение о создании общественных приемных в территориальных органах
и подведомственных организациях Ростехнадзора выполнено в полном объеме: об-
щественные приемные организованы и обеспечены необходимой материально-тех-
нической и методической базой.
Анализ обращений граждан позволил определить, что чаще всего обращались
граждане в 2006 году по вопросам, которые можно разделить по темам на три груп-
пы: социальные, экономические и экологические. Также выявлена группа новых
тем, поднимаемых гражданами.
Социальные темы.
В 2006 году поступали обращения граждан, ранее работавших в системе
Ростехнадзора. Они были связаны с выдачей им архивных справок для назначения
пенсий, подтверждения доходов и периодов работы. Письма содержали запросы в
бухгалтерию управлений для получения справок с прошлого места работы о под-
тверждении периодов их работы для оформления пенсии в связи с прошедшей пен-
сионной реформой либо о доходах за прошлый период. Чаще всего письма с прось-
бой о подтверждении стажа работы в территориальном органе приходили от быв-
ших работников территориальных органов, расположенных в районах Крайнего
Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В таких обра-
щениях содержалась просьба разъяснить положения Закона Российской Федерации
«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживаю-
щих в районах КС…» с учетом его последних изменений.
К социальным темам можно отнести обращения граждан в связи с расследова-
нием несчастных случаев на производстве; жалобы на отсутствие уличного осве-
щения; просьбы оказать материальную помощь для приобретения дорогостоящих
медицинских препаратов и для медицинского обслуживания; содействие в улуч-
шении жилищных условий; о строительстве объектов хозяйственной или иной де-
ятельности без учета мнения населения и без должного информирования обще-
ственности.
Чаще всего граждане обращались по следующим вопросам: по факту строитель-
ства новых объектов с отклонением от ранее согласованного проекта (увеличение
этажности, размещение дополнительных сооружений, изменение функционального
назначения объекта и т.д.); нарушение СНиПов при строительстве; несоблюдение
требований промышленной безопасности при работе башенных кранов на строи-
тельстве многоквартирных жилых домов; несоблюдение норм и правил пожарной
безопасности при строительстве жилых домов; неисправное состояние лифтов и за-
мена старых лифтов на новые.
Граждане обращались за разъяснениями о порядке выдачи технических условий
и условиях оплаты за технологическое присоединение энергетических установок; о
372
правильности расчетов недоучтенной электрической энергии при нарушении схем
учета.
В обращениях содержались жалобы на перерывы в электроснабжении поселков и
хуторов; нелегальное подсоединение к линиям электропередачи и самовольную их
эксплуатацию; на отказ энергоснабжающей организации в технологическом присо-
единении электроустановок граждан к электрической сети, вызванный стремлени-
ем энергоснабжающих организаций переложить затраты на развитие собственных
электрических сетей на граждан, которые нуждаются в технологическом присоеди-
нении своих электроустановок; предоставление некачественных услуг по электро-
снабжению — несоответствие предоставляемой электрической энергии требовани-
ям ГОСТа и, как следствие, выход из строя электроприборов; ограничения в пода-
че электрической энергии.
В письмах граждан содержались жалобы на неудовлетворительное состояние рас-
пределительных электрических сетей 0,4 кВ вследствие высокой степени их износа
(более 70 %) и на несоблюдение Правил технической эксплуатации электрических
станций и сетей, а также неисправных пунктов учета у потребителей; о несоблюдении
эксплуатирующими организациями (ЖЭУ) требований Правил технической эксплуа-
тации электроустановок и Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации
электроустановок; о несоблюдении Правил охраны электрических сетей напряжени-
ем свыше 1000 В, ПУЭ при строительстве общественных зданий вблизи ВЛ; наруше-
нии требований промышленной безопасности при строительстве и эксплуатации на-
ружных газопроводов; о строительстве газопроводов без проектной документации;
прохождении надземных газопроводов по территории жилых и дачных массивов; на-
рушениях Правил охраны газораспределительных сетей. В рамках реализации про-
граммы по газификации сельской местности поступало много обращений, связан-
ных с технической возможностью и финансированием строительства межпоселковых
и внутрипоселковых сетей. Вызывало обеспокоенность граждан нарушение правил
эксплуатации объектов котлонадзора, нарушение правил теплоснабжения, наруше-
ния при эксплуатации опасных производственных объектов, неудовлетворительное
состояние оборудования, находящегося на балансе коммунальных служб.
Граждане обращались за помощью в решении вопросов возмещения материаль-
ного ущерба в результате аварий в системе электроснабжения.
Готовность коммунальных служб к отопительному сезону вызывала большую
озабоченность граждан. С этой темой была связана значительная часть обращений.
Авторов волновали вопросы, связанные с установкой поквартирного учета тепло-
вой энергии и оплатой тепловой энергии по факту потребления.
Обращения граждан по вопросам экологии связаны в основном с социальными
вопросами, так как их решение затрагивает жизненные интересы населения, пра-
ва людей на проживание в нормальной экологической обстановке. В связи с этим
чаще всего граждане обращались по следующим вопросам: сброс производственных
стоков в водоемы и несанкционированные выбросы в атмосферу; вырубка зеленых
насаждений при строительстве жилых домов на особо охраняемых природных тер-
риториях (в зоне лечебно-оздоровительной местности и курортов, ботанических са-
дов); начало строительства новых объектов без получения соответствующих разре-
шительных документов, без наличия заключений экологической экспертизы или
без должного информирования населения и общественности о ее результатах; лик-
видация детских и спортивных площадок; уплотнение городской застройки; невы-
373
полнение предприятиями требований природоохранного законодательства вблизи
мест проживания или отдыха жителей городов и населенных пунктов; нарушение
требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
несоблюдения требований законодательства при обращении с отходами производ-
ства и потребления; просьбы о проведении проверок и привлечении к ответствен-
ности должностных лиц предприятий и организаций, допустивших появление не-
санкционированных свалок твердых бытовых отходов, загрязнение почвы нефте-
продуктами; нарушение охранных зон газораспределительных сетей; строительство
предприятий с нарушением норм промышленной безопасности; согласование вы-
деления земельных участков под индивидуальное строительство на территории зе-
мельных отводов действующих горно-добывающих предприятий.
Граждане выражали обеспокоенность негативным воздействием факторов взры-
ва (ударная волна, возбуждение сейсмических колебаний грунта и соответствую-
щие динамические воздействия на жилые постройки) при проведении горных ра-
бот (в пределах горного отвода); нарушением правил охраны электрических сетей
с напряжением до 1000 В и выше; повышенными уровнями шума от работы тепло-
потребляющего оборудования, расположенного в подвалах жилых и администра-
тивных зданий.
В 2006 году в почте Ростехнадзора появились новые темы обращений граждан:
это ухудшение в целом экологической обстановки — загрязнение воздуха и почвы,
образование в большом количестве несанкционированных свалок, а также неудо-
влетворительное содержание давно существующих санкционированных свалок (под-
жоги свалок и сильное задымление близлежащих населенных пунктов). Проверка
жалоб на эту тему и их анализ позволяют сделать вывод, что имеют место явные на-
рушения природоохранного законодательства со стороны ответственных должност-
ных лиц. Новыми темами в обращениях граждан стали: правильность применения
Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энерге-
тических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям; поря-
док регистрации ОПО в Государственном реестре в связи с реформированием ЖКХ
и созданием новых форм управления многоквартирными домами; несвоевременный
демонтаж кранов и крановых путей владельцами после окончания строительства и
ввода объектов в эксплуатацию. Имеются обращения, в которых граждане требу-
ют участия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору при внедрении новейших технологий и разработок при реализации на-
циональных проектов в области здравоохранения, образования, доступного жилья
и сельского хозяйства.
Новой темой стали вопросы, связанные с нарушением норм и правил при веде-
нии строительства. Эта тема явилась новой в почте Ростехнадзора в связи с расши-
рением полномочий Ростехнадзора и возложением на него функции федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный
строительный надзор в Российской Федерации. Государственный строительный
надзор начал осуществляться в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.02.06 № 54 «О государственном строительном надзо-
ре в Российской Федерации».
Основные причины обращения граждан — это защита прав, гарантированных
Конституцией Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду; воз-
можность угрозы возникновения опасности для их жизни и здоровья; недостаточ-
374
ная осведомленность граждан об ответственности и полномочиях соответствующих
служб и организаций; отсутствие должного внимания к общественному мнению,
несвоевременное реагирование различных служб на жалобы граждан; недостаточно
ясные и понятные разъяснения тех инстанций, куда граждане обращались ранее,
и, как следствие, неудовлетворенность их ответами, и обращения в федеральный
орган как в последнюю инстанцию, способную повлиять на сложившуюся небла-
гоприятную ситуацию; несогласие с административным наказанием, обжалование
действий инспекторского состава при осуществлении контрольно-надзорной де-
ятельности.
В случаях, когда факты, изложенные в обращениях и жалобах, в результате их изу-
чения, проведения проверок частично или полностью подтверждались, специалистами
Ростехнадзора принимались необходимые меры в рамках имеющихся полномочий.
Анализ поступивших жалоб показывает, что причинами, которые вызывают об-
ращения граждан, в большинстве случаях являются: нарушения действующего за-
конодательства и ненадлежащее исполнение должностными лицами поднадзорных
предприятий и организаций своих обязанностей; низкая исполнительская дисцип-
лина муниципальных органов власти, несогласованность действий органов муни-
ципальной власти и хозяйствующих субъектов; недостаточная информированность
граждан в части разграничений полномочий между Ростехнадзором, местными ор-
ганами власти и эксплуатирующими организациями; общая правовая неинформи-
рованность граждан; нарушение предприятиями, организациями, а иногда и сами-
ми гражданами Правил безопасной эксплуатации промышленных объектов; недо-
статочная разъяснительная работа со стороны газораспределительных организаций
по вопросам газификации и газоснабжения жилищного фонда; начало реализации
национального проекта в сфере жилищного строительства и ведения строительства
новых домов за счет уплотнения существующих жилых микрорайонов; смена балан-
содержателей, владельцев электросетей, передача электросетей в аренду, реформа
жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и, как следствие, наличие бесхозных
трансформаторных подстанций и источников электроснабжения; неудовлетвори-
тельная организация эксплуатации электроустановок; невыполнение своих обязан-
ностей эксплуатирующими организациями, Дирекцией муниципального имуще-
ства и благоустройства (МУФЗ), Межрегиональным управлением технологическо-
го транспорта (МУТТ ЖКХ) по содержанию бытовых электроустановок; отсутствие
квалифицированного электротехнического персонала; неправомерные действия
энергоснабжающих и сбытовых организаций по выдаче технических условий; на-
рушение сроков проведения профилактических измерений и испытаний электроо-
борудования; несвоевременное проведение технического обслуживания, модерни-
зации и реконструкции электрических сетей энергоснабжающими организациями
и собственниками жилого фонда; неудовлетворительное состояние общедомовых
электрических сетей многоквартирных жилых домов вследствие высокой степени их
износа и несоблюдения Правил технической эксплуатации электроустановок орга-
низациями ЖКХ; некачественное теплоснабжение жилых домов, вызванное неудо-
влетворительным техническим состоянием и отсутствием безопасной эксплуатации
тепловых энергоустановок и сетей, в том числе по причине отсутствия балансодер-
жателя; высокая степень изношенности основных фондов предприятий экологи-
ческой, энергетической и технологической отраслей надзора; недостаточное каче-
ство услуг, предоставляемых населению жилищно-коммунальными службами, рост
375
тарифов на коммунальные услуги; недостаточное финансирование ремонтно-вос-
становительных работ.
По решению проблем, порождающих обращения граждан, были приняты сле-
дующие меры.
Для рассмотрения и вынесения решений по наиболее сложным вопросам, под-
нятым в обращениях граждан, создавались специальные комиссии; осуществлялись
выезды на место; выдавались акты-предписания; предъявлялись штрафы; матери-
алы контрольных мероприятий направлялись в органы прокуратуры; проводились
целевые обследования, направлялись запросы в прокуратуру для принятия мер в
решении отдельных вопросов, привлекались к административной ответственно-
сти должностные лица; проводилось консультирование граждан по интересую-
щим их вопросам и давались разъяснения, в том числе на личных приемах граж-
дан; информация об основных направлениях, задачах и функциях Ростехнадзора и
его территориальных органов размещалась на веб-сайтах в Интернете; готовились
пресс-релизы по вопросам экологического, технологического и атомного надзора,
справки о состоянии ядерной и радиационной безопасности на объектах исполь-
зования атомной энергии; пресс-конференции; информационные материалы раз-
мещались в справочниках, бюллетенях, газетах, журналах, освещались по радио и
телевидению; руководители и специалисты принимали участие в различных меж-
ведомственных комиссиях, рабочих группах; проводилась разъяснительная работа
с поднадзорными организациями по вопросам, вызывающим частые обращения
граждан; на рабочих местах государственных инспекторов устанавливались стенды,
на которых размещались перечни документов, необходимых для представления в
органы Ростехнадзора; проводились совещания со специалистами и обслуживаю-
щим персоналом эксплуатационных организаций по поводу обращения граждан
и принятию мер к более оперативной реакции на заявки граждан.
Таблица 101
Статистические данные о работе с обращениями граждан в 2006 году
2005 год
2006 год
Поступило писем, всего
14 993
11 817
В том числе:
в центральный аппарат
644
664
в территориальные органы и подведомственные организа-
14 349
11 153
ции
в электронном виде
120
174
по социальным вопросам
6946
4358
доложено руководителям федеральных органов исполни-
11 908
664
тельной власти и их заместителям
доложено руководителям территориальных органов и под-
14 349
11 153
ведомственных организаций и их заместителям
Принято граждан, всего
9840
6146
В том числе:
в центральном аппарате
3
70 (в том чис-
ле 10 в Об-
щественной
приемной)
376
2005 год
2006 год
в территориальных органах и подведомственных организа-
9837
6076
циях
руководителями федеральных органов исполнительной вла-
3715
60
сти и их заместителями
руководителями территориальных органов и подведомствен-
3721
4418
ных организаций и их заместителями
Взято на контроль писем в центральном аппарате, всего
736
589
В том числе:
Переадресовано по принадлежности
92
46
Находятся на рассмотрении
9
32
Закончены рассмотрением
635
511
Результативность рассмотрения контрольных писем в централь-
ном аппарате
В том числе:
решено положительно
15
24
меры приняты
77
82
разъяснено
490
348
отказано
53
57
рассмотрено с нарушением сроков
37
14
Кроме того:
виновные привлечены к ответственности
23
22
рассмотрено с выездом на место
373
328
Проведено заседаний коллегии и совещаний по вопросам повы-
158
145
шения эффективности работы с обращениями граждан
В том числе:
в центральном аппарате
6
8
в территориальных органах и подведомственных организа-
152
137
циях
Количество специалистов, ответственных за работу с обращени-
ями граждан
В том числе:
в центральном аппарате
2
3
в территориальных органах
155
В работе по многим обращениям граждан принимали участие специалисты ор-
ганов местного самоуправления.
Вся работа, проводимая в центральном аппарате и территориальных органах с
обращениями граждан, находится под личным контролем их руководителей.
Материалы по обращениям граждан и результаты их рассмотрения анализирова-
лись руководством, учитывались при планировании и осуществлении контрольно-
профилактической деятельности, дальнейшем расширении форм взаимодействия
с общественностью и средствами массовой информации в целях информирования
населения о процессах, происходящих в сфере ведения Ростехнадзора, и более пол-
ного обеспечения прав граждан на получение информации.
377
2.8. Внутренний контроль деятельности (проверки территориальных органов)
В 2006 году проводились проверки выполнения Ростехнадзором и его террито-
риальными органами требований законодательных и иных нормативных правовых
актов и документов, регламентирующих осуществление Ростехнадзором полномо-
чий в установленной сфере деятельности.
Внутренний контроль за деятельностью территориальных органов и подве-
домственных организаций организовывался в соответствии с планом работы на
2006 год, утвержденным руководителем Ростехнадзора, распоряжениями руководите-
ля Ростехнадзора, а также по проверкам обращений граждан и юридических лиц.
В 2006 году Контрольным управлением Ростехнадзора в рамках проведения внут-
реннего контроля деятельности проведено 40 выездных проверок, из них 24 про-
верки территориальных органов Ростехнадзора, 4 проверки подведомственных ор-
ганизаций и 11 проверок поднадзорных организаций. Кроме этого были проведены
проверки соблюдения требований законодательства при работе аттестационных ко-
миссий в 8 территориальных органах Ростехнадзора.
Среди территориальных органов Ростехнадзора выездным проверкам подверга-
лись Московское межрегиональное территориальное управление технологического и
экологического надзора, Алтайское, Иркутское, Нижне-Волжское межрегиональные
управления, Межрегиональное территориальное управление технологического и эко-
логического надзора по Приволжскому федеральному округу, управления по техно-
логическому и экологическому надзору по Республике Татарстан, по Белгородской,
Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Ленинградской, Пензенской,
Саратовской, Смоленской, Ярославской областям, по Ханты-Мансийскому авто-
номному округу, а также Северо-Европейский межрегиональный территориальный
округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью и Дальневосточный
межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью. Среди подведомственных организаций в выездном порядке были
проверены ФГУП НИЦ «Экобезопасность», ФГУ ЦЛАТИ по Приволжскому феде-
ральному округу и его филиалы.
В ходе контрольных мероприятий были выявлены следующие основные нару-
шения:
1. Нарушения в сфере разрешительной деятельности. В ряде территориальных
управлений по технологическому и экологическому надзору практиковалась выда-
ча и продление действия разрешительных документов с нарушением надлежащего
порядка их оформления.
Характерным нарушением в этой области являлось продление действия разре-
шительных документов, оформленных на бланках Главного управления природных
ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России и Комитета природ-
ных ресурсов, а также на бланках неустановленного образца.
2. Превышение должностных полномочий руководителями территориальных ор-
ганов Ростехнадзора при издании приказов и распоряжений. Так, в одном из терри-
ториальных органов в нарушение положений «Положения об Управлении…» был
издан приказ «Об утверждении Временного положения о порядке утверждения нор-
мативов образования отходов и лимитов на их размещение, выдачи (продления) ли-
митов на размещение отходов производства и потребления». Положения данного
приказа содержали правовые нормы, распространявшие свое действие на третьих
лиц — природопользователей.
378
3. Нарушения установленного порядка оформления документов при заключении
хозяйственных договоров, в том числе договоров аренды и подряда, что на практи-
ке могло привести к признанию таких договоров недействительными и вызвать не-
гативные последствия, в том числе и финансовые.
При заключении договоров аренды часто встречавшимся нарушением являлось
их заключение с неопределенным предметом договора, из-за чего представлялось за-
труднительным провести идентификацию арендуемых помещений. В договорах за-
частую отсутствовали экспликационные планы, согласования арендодателем сдачи в
аренду помещения субарендатору, акты приема-передачи арендуемых помещений.
4. Нарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности, в том числе не-
целевое использование денежных средств, неверное отражение операций в бухгал-
терском учете и другие нарушения.
5. Нарушения при размещении заказов для государственных нужд, в том числе:
отсутствие публикации необходимой информации о конкурсах и запросах коти-
ровок;
непредоставление данных в Федеральный реестр государственных контрактов в
соответствии со ст. 18 Федерального закона № 94-ФЗ;
неправильный выбор способа размещения заказа;
несоблюдение ограничения при размещении заказов путем запроса котировок
цен на одноименные товары, работы, услуги и при закупке одноименных товаров,
работ, услуг, осуществляемой без заключения государственных контрактов.
В ходе проведенных проверок было выявлено более 300 нарушений финансово-
хозяйственной деятельности, порядка делопроизводства и исполнительской дис-
циплины, а также нарушений действующего законодательства в области контроля
и надзора.
По результатам проведенных проверок выявленные нарушения были устране-
ны, отменены незаконно изданные нормативные акты, виновные лица привлече-
ны к дисциплинарной ответственности.
В целях дальнейшего совершенствования системы внутреннего контроля в 2007 го-
ду предполагается осуществление следующих мероприятий:
разработка руководящих документов Ростехнадзора, регламентирующих поря-
док организации и проведения контрольный и надзорных мероприятий;
разработка методических рекомендаций по оценке деятельности структурных
подразделений Ростехнадзора, его территориальных органов и подведомственных
ему организаций.
379
3. СВЕДЕНИЯ О ПЛАТЕЖАХ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
В целях реализации Федерального закона от 26.12.05 № 189-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2006 год» и выполнения территориальными органами Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору функций администра-
торов платежей на 2006 год был разработан и подписан руководителем Ростехнадзора
приказ «О возложении функций администраторов» 26.01.06 № 47.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» было установлено
поступление в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружаю-
щую среду в объеме 2 475,4 млн руб. Соответственно общая сумма платы за негатив-
ное воздействие на окружающую среду по всем уровням бюджетной системы долж-
на была составить 12 377,0 млн руб.
Фактическое поступление в федеральный бюджет платы за негативное воздействие
на окружающую среду в 2006 году по данным Федерального казначейства России со-
ставило 2 768,6 млн руб. и 13 843,0 млн руб. по всем уровням бюджетной системы,
что составило 112 % запланированного годового объема поступлений.
В рамках осуществления контроля по администрированию поступлений по пла-
те за негативное воздействие на окружающую среду для территориальных органов
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
предусмотрена ежемесячная сдача в Финансовое управление центрального аппа-
рата Ростехнадзора отчетности о поступлениях платы за негативное воздействие на
окружающую среду по форме 1-ПНВ и о поступлениях в федеральный бюджет по
доведенной Министерством финансов Российской Федерации форме 1-БФ.
Факт перевыполнения плана напрямую связан с усилением контроля за платель-
щиками в части уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду со
стороны территориальных органов Ростехнадзора.
В ходе контрольных проверок был выявлен ряд нарушений, связанный с непра-
вильным применением ставок и неправильным учетом образования и движения от-
ходов производства и потребления, а также условий их размещения.
Большое влияние на выполнение Ростехнадзором доходной части федерального
бюджета в 2006 году также имело возложение на ФГУ Центры лабораторного ана-
лиза и технических измерений полномочий по администрированию платы за нега-
тивное воздействие на окружающую среду на соответствующих территориях в части
проверки правильности начисления платежей (пеней, штрафов по ним). Эти полно-
мочия распространяются на объекты, подлежащие федеральному экологическому
контролю, и иных крупнейших плательщиков в части проведения разъяснительной
работы, подготовки актов сверок и направления их на рассмотрение в территори-
альные органы Ростехнадзора, а также в части ведения реестра объектов, оказыва-
ющих негативное воздействие на окружающую среду.
380
В 2006 году были завершены мероприятия по передаче данных по сальдо расче-
тов по плате за негативное воздействие на окружающую среду из налоговых орга-
нов, проведена сверка расчетов с подразделениями Вооруженных Сил (крупнейшим
задолжником по плате), проведена сверка расчетов с большинством крупных пла-
тельщиков, взыскана (возвращена) задолженность по плате за предыдущие перио-
ды. Была отмечена положительная тенденция по учету новых плательщиков.
В связи с тем что решением Комиссии Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности (протокол от 11.10.04 № 26, разд. 5, п. 2) Федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору определена от-
ветственной за подготовку проекта федерального закона «О плате за негативное
воздействие на окружающую среду», в течение 2006 году центральным аппаратом
Ростехнадзора продолжалась работа над доработкой внесенного Председателем
Комитета по экологии Государственной Думы Российской Федерации В.А. Грачевым
проекта федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую
среду» с учетом замечаний и предложений Правительства Российской Федерации,
Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства финан-
сов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли
Российской Федерации. В декабре 2006 года проект федерального закона «О плате
за негативное воздействие на окружающую среду» был повторно направлен в мини-
стерства и ведомства на согласование.
Принятие данного федерального закона позволит урегулировать ряд вопросов,
связанных:
с порядком зачета, возврата, взыскания платы за негативное воздействие на окру-
жающую среду и пеней по плате;
с учетом плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду;
с предоставлением льгот и зачетов на природоохранные мероприятия;
с четким определением объектов, субъектов, ставок платы и коэффициентов к
ним, а также порядка исчисления и уплаты.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру в течение 2006 года велась непрерывная работа по нормативно-правовому обе-
спечению деятельности в сфере администрирования платы за негативное воздей-
ствие на окружающую среду.
Ввиду отмены порядка направления 10 % платы за загрязнение окружающей при-
родной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации многие пла-
тельщики отказались сдавать отчетность и (или) уплачивать плату. Для ликвидации
правового пробела был издан приказ Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору № 557, которым было установлено, что платежи
должны вноситься до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным
периодом был установлен календарный квартал.
Таким образом, в 2006 году был утвержден новый порядок внесения платы за
негативное воздействие на окружающую среду, на основании которого авансовые
платежи и предоставление планового отчета по плате за негативное воздействие на
окружающую среду не предусмотрены, а плата вносится ежеквартально по факти-
ческим объемам загрязнения.
Ввиду отмены порядка направления 10 % платы за загрязнение окружающей при-
родной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации оказались отме-
нены и формы отчетности по плате, что существенно затруднило работу Федеральной
381
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территори-
альных органов.В целях ликвидации возникшего правового пробела был разрабо-
тан и издан приказ Ростехнадзора от 23.05.06 № 459, которым утверждены новые
формы расчета, позволяющие собрать и обобщить информацию об объеме загряз-
нения по каждому загрязняющему веществу, данные о суммах поступлений платы;
объективно формировать плановые показатели поступлений по плате по террито-
риальным органам и Ростехнадзору в целом. Новые формы расчета позволят сфор-
мировать финансово-экономическое обоснование для изменения нормативов пла-
ты по всем загрязняющим веществам и правильно оценить размер платежа в зави-
симости от степени опасности каждого загрязняющего вещества для окружающей
среды в сторону увеличения или снижения.
В целях организации автоматизированного учета администрирования платежей в
территориальных органах и центральном аппарате Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору, а также в целях введения единообразия
документооборота и отчетности во исполнение решения Общероссийского совещания
по государственному экологическому надзору (г. Казань, апрель 2006 года) был издан
приказ от 14.08.06 г. о внедрении программного комплекса АИС «Администрирование
платежей».
Обеспечить полное внедрение программного комплекса в установленные прика-
зом сроки не удалось по разным причинам. В декабре 2006 года были собраны заме-
чания и предложения по работе данного программного продукта от территориаль-
ных органов и переданы разработчикам для устранения недостатков. Полное вне-
дрение единого программного продукта по администрированию платежей позволит
перейти на автоматизированные форматы данных, облегчив работу территориаль-
ных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору по приему отчетности по плате, а также позволит оперативно получать
любую необходимую информацию по плате, проводить анализ поступлений и ре-
шить ряд других важных задач в области администрирования платы за негативное
воздействие на окружающую среду.
382
4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В 2006 году Ростехнадзор осуществлял международное сотрудничество в установ-
ленной сфере деятельности в рамках международных форумов, многосторонних со-
глашений и конвенций, а также в рамках двусторонних договоров и соглашений.
Содержание международного сотрудничества определялось основными направ-
лениями работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, установленными Комплексным планом работы Службы и планом
международного сотрудничества Службы на 2006 год.
В течение года в Ростехнадзоре было проведено 95 приемов иностранных деле-
гаций, в которых приняли участие 383 человека из 28 стран и являющихся предста-
вителями 58 зарубежных учреждений и организаций.
В то же время за границу было командировано 436 работников Службы, участво-
вавших в 195 мероприятиях.
В разделе приводятся сведения об осуществлении в 2006 году международных ме-
роприятий по направлениям, входящим в сферу деятельности Службы.
4.1. Международное сотрудничество в рамках «Группы восьми»
Службой проведена большая работа по организации, подготовке и проведению
в рамках «восьмерки» шести мероприятий, закрепленных за Ростехнадзором рас-
поряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 года. К ним
относятся:
Заседание экспертов по подготовке Встречи руководителей органов государ-
ственного регулирования экологической и технологической безопасности энерге-
тики (30-31 января 2006 года);
Конференция МАГАТЭ «Эффективные системы регулирования ядерной безо-
пасности» (28 февраля -3 марта 2006 года);
Встреча руководителей органов государственного регулирования экологической
и технологической безопасности энергетики (23-24 марта 2006 года);
три заседания группы экспертов по ядерной и физической безопасности (1 мар-
та, 24 мая и 28 ноября 2006 года соответственно).
Одной из основных задач российского председательства в «Группе восьми» было
обеспечение энергетической безопасности.
В ходе Встречи руководителей органов государственного регулирования экологи-
ческой и технологической безопасности энергетики Ростехнадзор выдвинул предло-
жение по установлению партнерских отношений в области экологической и техноло-
гической безопасности энергетики. Руководители делегаций стран «Группы восьми»
высоко оценили результаты проведенной Встречи руководителей органов государ-
ственного регулирования экологической и технологической безопасности энергети-
ки стран «Группы восьми» и подтвердили готовность участия в реализации россий-
ской инициативы по снижению негативного воздействия энергетики на окружаю-
383
щую среду в форме партнерских отношений, отметив необходимость ее отражения
в итоговых документах саммита, проходившего в Санкт-Петербурге в 2006 году.
В целях развития данного предложения руководитель российской делегации
К.Б. Пуликовский на сегменте высокого уровня 14-й сессии Комиссии ООН по
устойчивому развитию (США, Нью-Йорк, 10-12 мая 2006 года) сделал доклад и про-
вел ряд двусторонних встреч с руководителями делегаций стран «Группы восьми»
(США, Италии, ФРГ), а также Европейского союза и международных организаций
(Всемирный банк, Международное энергетическое агентство), в ходе которых за-
рубежные участники переговоров поддержали нашу инициативу.
В рамках «восьмерки» Международная конференция руководителей органов ре-
гулирования ядерной безопасности стран — членов МАГАТЭ «Эффективные систе-
мы ядерного регулирования — проблемы безопасности и сохранности» была первой
конференцией подобного рода и, по мнению ее участников, была проведена успеш-
но и конструктивно.
В конференции приняли участие представители руководящего звена органов ре-
гулирования ядерной безопасности от 58 стран — членов МАГАТЭ, представители
семи международных организаций, в частности Агентства по ядерной энергии ОЭСР,
Всемирной ассоциации ядерных операторов, Международного агентства граждан-
ской авиации.
Как итоговый документ конференции принято резюме Президента конферен-
ции, в котором содержатся основные ее итоги, рекомендации и предложения стра-
нам-членам МАГАТЭ, а также международным организациям по дальнейшему раз-
витию международного сотрудничества.
В развитие темы обеспечения энергетической безопасности осуществлялась об-
щая деятельность Ростехнадзора в рамках Группы по ядерной и физической безо-
пасности (ГЯБ) «восьмерки».
Главным положительным аспектом в рамках Группы по ядерной и физической без-
опасности (ГЯБ) являлось то, что деятельность группы целиком и полностью отвечала
тематике обеспечения энергобезопасности с точки зрения развития надежной и безопас-
ной атомной энергетики. Это особенно актуально сейчас, когда не только в России, но
и в других странах «восьмерки» (за исключением Германии) наблюдается возвращение
интереса к атомной энергетике, а одним из фундаментальных требований к использо-
ванию атомных технологий в мирных целях является обеспечение ядерной и физиче-
ской безопасности. Это требование четко согласуется с задачей ГЯБ — способствовать
распространению этого требования как в странах «Группы восьми», так и в более ши-
роком масштабе, оказывать консультативную поддержку руководству стран как в тех-
нических, так и в общих вопросах по проблемам ядерной и физической безопасности.
Вторым положительным аспектом являлось четкое выполнение Россией прин-
ципа преемственности работы ГЯБ.
В обсуждении вопросов, связанных с реализацией проекта «Укрытие», положи-
тельным моментом было успешное выполнение российско-украинским консорци-
умом работ по стабилизации состояния «саркофага». Из всех проектов, выполняе-
мых на площадке Чернобыльской АЭС за счет международной помощи, только дан-
ный проект был выполнен в полном объеме, в установленные контрактом сроки и
в рамках выделенного бюджета.
Наиболее трудным для российской делегации был вопрос о состоянии безопас-
ности Армянской АЭС (ААЭС). По этому вопросу обозначилось различие во мне-
384
ниях представителей Европейской комиссии (ЕК), США, Германии с одной сторо-
ны и России — с другой относительно целесообразности и сроков закрытия ААЭС.
Стремление ЕК и США было очевидным: закрыть ААЭС в возможно короткие сро-
ки. Позиция России совпадала с официальной позицией Армении, которая заклю-
чалась в том, что страна была не намерена полностью отказываться от атомной энер-
гетики (по данным на 2005 год, она составляла 44 % в энергобалансе республики).
Необходимо отметить слаженность работы представителей российских ведомств
(МИД, Ростехнадзор, Росатом) и привлекаемых организаций (НТЦ ЯРБ, ЗАО
«Атомстройэкспорт») в организации и проведении заседаний ГЯБ.
4.2 Международное сотрудничество в области экологического надзора
Многостороннее сотрудничество
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отхо-
дов и их удалением
Представитель Ростехнадзора принял участие в 5-й сессии Рабочей группы от-
крытого состава Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением.
В период с 27 ноября по 1 декабря 2006 года в г.Найроби, Кения, состоялось вось-
мое совещание Конференции Сторон Базельской конвенции о контроле за транс-
граничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
Основными приоритетными направлениями работы по выполнению решений
восьмого совещания Конференции Сторон Базельской конвенции и дальнейшему
развитию сотрудничества в рамках конвенции являются:
осуществление комплекса мер по выполнению обязательств, входящих в сферу
деятельности регионального центра по выполнению Базельской конвенции и на-
ционального Выделенного центра по Базельской конвенции;
ежегодный национальный отчет о трансграничных перевозках опасных отходов,
включая нелегальный оборот;
предотвращение нелегального ввоза и вывоза опасных отходов;
разработка критериев и характеристик опасных свойств отходов, входящих в сфе-
ру регулирования Базельской конвенции;
мониторинг последствий использования опасных отходов для здоровья челове-
ка и окружающей среды;
оценка потенциальных преимуществ и стоимости внедрения экономических ры-
чагов для развития всех аспектов минимизации отходов, включая экологически бо-
лее чистое производство;
сотрудничество по созданию объектов для экологически безопасного удаления
опасных отходов как можно ближе к источнику их образования;
изучение целесообразности принятия Россией Протокола об ответственности и
компенсации ущерба, причиненного в результате трансграничной перевозки опас-
ных отходов.
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
Делегация Ростехнадзора приняла участие в семинаре «Международный атмос-
ферный мониторинг, информационные данные, отчетность, воздействие на окру-
жающую среду», который проходил в рамках проекта ЕЭК ООН «Наращивание по-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..