ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 21

 

 

321
в нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков и по-
ручений Правительства Российской Федерации. Одновременно Минэкономразвития
России посчитало нецелесообразным разработку данного регламента в связи со
вступлением в силу с 01.01.07 г. ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской
Федерации, предусматривающей исключение процедуры проведения государствен-
ной экологической экспертизы проектной документации. Ростехнадзор неоднократ-
но направлял в Правительство Российской Федерации и федеральные органы испол-
нительной власти свои предложения о необходимости сохранения института госу-
дарственной экологической экспертизы проектной документации.
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об эколо-
гической экспертизе» положениями федеральных законов от 31.12.05 № 199-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием разграничения полномочий» и от 18.12.06 № 232-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и от-
дельные законодательные акты Российской Федерации», влекут за собой перера-
ботку ранее разработанного проекта Административного регламента.
2.3.4. Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
(ЕС ОС Ростехнадзора)
Основными целями Единой системы оценки соответствия на объектах, подкон-
трольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору (ЕС ОС Ростехнадзора), являются:
повышение уровня промышленной, экологической, ядерной и радиационной
безопасности, безопасности в энергетике и строительстве;
формирование общих принципов оценки соответствия на объектах, подконтроль-
ных Ростехнадзору;
оказание комплекса услуг по подтверждению компетентности организаций, осу-
ществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;
повышение качества услуг и доверия к деятельности органов оценки соответствия
со стороны широкого круга заинтересованных лиц;
повышение квалификации персонала и компетентности органов оценки соот-
ветствия;
обеспечение соответствия научно-техническому прогрессу методических доку-
ментов и технических средств и проверка их на применяемость при оценке соответ-
ствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору.
В ЕС ОС Ростехнадзора решаются следующие основные задачи:
проведение на базе единых требований добровольной аккредитации органов
оценки соответствия, осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных
Ростехнадзору;
гармонизация правил и процедур ЕС ОС Ростехнадзора с требованиями и крите-
риями международных и европейских стандартов по оценке соответствия;
аттестация персонала, выполняющего работы по оценке соответствия;
аттестация лабораторий, методических документов и технических средств, при-
меняемых при оценке соответствия;
формирование банка данных аккредитованных органов оценки соответствия,
аттестованного персонала, аттестованных лабораторий, методических документов,
технических средств и информационное обеспечение ЕС ОС Ростехнадзора.
322
Структура ЕС ОС Ростехнадзора состоит из следующих подсистем:
промышленной безопасности;
экологической безопасности;
безопасности в энергетике;
безопасности в строительстве;
ядерной и радиационной безопасности.
Участниками ЕС ОС Ростехнадзора являются:
а) органы управления:
Наблюдательный совет;
Комиссия по аккредитации;
Апелляционная комиссия;
Комиссия по правилам;
технические комиссии;
Центральный орган (Координирующий орган, орган аккредитации);
территориальные уполномоченные органы;
б) органы оценки соответствия:
органы по аттестации (сертификации) персонала, в том числе: независимые
органы по аттестации персонала, независимые органы по аттестации экспертов,
независимые аттестационно-методические центры;
испытательные лаборатории, в том числе: лаборатории неразрушающего кон-
троля, лаборатории разрушающих и других видов испытаний, экоаналитические
лаборатории, электролаборатории;
инспекционные органы, в том числе: экспертные организации, инспекцион-
ные организации;
органы по сертификации, в том числе: органы по сертификации продукции,
органы по сертификации систем управления;
органы по аттестации в области оценки соответствия, в том числе: независи-
мые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля, независимые
органы по аттестации технических средств, независимые органы по аттестации
методических документов.
В ЕС ОС Ростехнадзора на конец 2006 года аккредитовано (аттестовано) свы-
ше 4 тыс. органов оценки соответствия и аттестовано около 30 тыс. специалистов и
экспертов (табл. 98).
Таблица 98
Результаты функционирования ЕС ОС Ростехнадзора в 2006 году
Наименование органов оценки соответствия /
Аккредитовано/аттестовано
аттестации персонала
всего на конец 2006 г.
в 2006 г.
1. Независимые органы по аттестации персонала
27
16
2. Независимые органы по аттестации экспертов
23
8
3. Независимые аттестационно-методические центры
281
100
4. Экспертные организации
765
76
5. Инспекционные организации
26
10
6. Испытательные лаборатории
5
1
7. Независимые органы по аттестации лабораторий не-
39
10
разрушающего контроля
8. Независимые органы по аттестации методик неразру-
4
3
шающего контроля
323
Наименование органов оценки соответствия /
Аккредитовано/аттестовано
аттестации персонала
всего на конец 2006 г.
в 2006 г.
9. Независимые органы по аттестации средств неразру-
2
0
шающего контроля
10. Лаборатории неразрушающего контроля
2933
891
11. Эксперты по промышленной безопасности
5352
1666
12. Эксперты инспекционных организаций
162
12
13. Специалисты неразрушающего контроля
23 315
10 411
Начато формирование организационных структур в новых областях деятельно-
сти Единой системы.
На базе Московского энергетического института создан территориальный упол-
номоченный орган в области энергетики. Он проводит проверку организаций, же-
лающих пройти процедуру аккредитации в качестве электролабораторий, инспек-
ционных организаций и независимых аттестационно-методических центров.
В качестве территориального уполномоченного органа в области экологии (для
проверки экоаналитических лабораторий) Центральным органом Единой системы
уполномочен ФГУ ЦЛАТИ по Центральному федеральному округу.
Для ЦЛАТИ аттестовано 62 специалиста (эксперта) по аккредитации (табл. 99).
Таблица 99
Сведения об аттестации специалистов по аккредитации для ЦЛАТИ
Наименование организации
Количество специалистов
Общее количество
(экспертов) по
специалистов
аккредитации
(экспертов) по
ЭО
НАМЦ
ИЛ
аккредитации
ФГУ ЦЛАТИ по Центральному ФО
20
20
ФГУ ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО
3
3
2
3
ФГУ ЦЛАТИ по Южному ФО
13
13
15
28
ФГУ ЦЛАТИ по Приволжскому ФО
1
1
4
5
ФГУ ЦЛАТИ по Уральскому ФО
2
2
ФГУ ЦЛАТИ по Сибирскому ФО
4
4
4
4
В 2006 году была продолжена работа по международному признанию ЕС
ОС Ростехнадзора и подписанию Многостороннего соглашения по аккредита-
ции с Европейским сотрудничеством по аккредитации, которая была начата в
2003 году. Были устранены несоответствия по результатам предварительной про-
верки Координирующего органа — НТЦ «Промышленная безопасность» в качестве
Органа аккредитации группой оценщиков Европейского сотрудничества по аккре-
дитации.
Перспективными направлениями работ, связанными с совершенствованием ЕС
ОС Ростехнадзора, следует считать:
реализацию Программы создания ЕС ОС Ростехнадзора в части формирования
организационных структур по оценке соответствия в области электробезопасности
и экологической безопасности;
расширение сферы деятельности ЕС ОС Ростехнадзора в области ядерной и ра-
диационной безопасности, безопасности в строительстве.
324
2.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных
производственных объектов
Во исполнение Федерального закона «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» в 2006 году Федеральная служба по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору проводила работу по регистрации опас-
ных производственных объектов в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.11.98 № 1371 «О регистрации объектов в государствен-
ном реестре опасных производственных объектов».
К концу 2006 года зарегистрированы и внесены в государственный реестр опас-
ных производственных объектов (далее — ОПО) данные о 113 672 организациях,
осуществляющих эксплуатацию 266 421 ОПО.
За 2006 год зарегистрировано 46 083 ОПО, исключено 19 843 ОПО, перереги-
стрировано 96 514 ОПО, внесены изменения в сведения по 28 818 ОПО, внесенным
в государственный реестр ОПО.
Рис. 22 показывает количественное распределение зарегистрированных ОПО в со-
ответствии с признаками опасности, определенными приложением 1 к Федеральному
закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Признак опасности 2.1 — получение, ис-
пользование, переработка, образование, хра-
нение, транспортировка, уничтожение опас-
ных веществ.
Признак опасности 2.2 — использование
оборудования, работающего под давлени-
ем более 0,07 МПа или при температуре бо-
лее 115 °С.
Признак опасности 2.3 — использование
стационарно установленных грузоподъемных
механизмов, эскалаторов, канатных дорог, фу-
никулеров.
Признак опасности 2.4 — получение рас-
Рис. 22
плавов черных и цветных металлов и сплавов
на основе этих расплавов.
Признак опасности 2.5 — ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископае-
мых, а также работ в подземных условиях.
Преобладающее большинство зарегистрированных опасных производственных
объектов (57,7 %) составляют объекты 3-го типа опасности, на которых отсутству-
ют опасные вещества, определенные Федеральным законом «О промышленной без-
опасности опасных производственных объектов». Объекты 1-го типа, количество
опасных веществ на которых равно или превышает установленное приложением 2
к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производствен-
ных объектов», составляют 1,42 % общего количества опасных производственных
объектов. Объекты 2-го типа, на которых находятся опасные вещества в количестве,
меньшем установленного приложением 2 к Федеральному закону «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов», составляют 40,88 % количества
зарегистрированных опасных производственных объектов.
С момента введения (апрель 2005 года) в эксплуатацию программного обеспе-
чения процедуры регистрации и ведения государственного реестра ОПО в оболоч-
325
ке автоматизированной информационной системы промышленной безопасности
(АИС ПБ) проводятся работы по ее усовершенствованию в целях обеспечения рас-
ширения объема вносимой информации о регистрируемых опасных производствен-
ных объектах на территории всей страны, обеспечения оперативности и взаимосвя-
зи с другими базами данных, функционирующими в системе АИС ПБ.
В течение 2006 года разработаны следующие нормативно-методические докумен-
ты по вопросам регистрации объектов и ведению государственного реестра ОПО,
утвержденные приказами Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору:
от 25.04.06 № 389 — Перечень типовых видов опасных производственных объек-
тов для целей регистрации в государственном реестре;
от 13.07.06 № 682 — Требования к регистрации объектов в государственном рее-
стре опасных производственных объектов и ведению этого реестра (зарегистриро-
ван Минюстом России 29.08.06 г., регистрационный № 8176).
Постоянно проводится работа по осуществлению контроля правильности иденти-
фикации и своевременности внесения происшедших изменений у организаций, за-
регистрировавших в государственном реестре опасные производственные объекты.
В связи со сменой кадрового состава специалистов, ответственных за ведение
территориального раздела государственного реестра, большое внимание уделяет-
ся оказанию методической помощи территориальным органам Ростехнадзора и их
сотрудникам.
В октябре 2006 года проведен семинар-совещание по вопросам нормативно-методи-
ческого и программного обеспечения процедур регистрации и идентификации опасных
производственных объектов для сотрудников территориальных органов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (78 органов) и дру-
гих органов исполнительной власти, осуществляющих регистрацию ОПО и ведение го-
сударственного реестра ОПО, его территориальных и ведомственных разделов.
В течение 2006 года органами осуществлялось ведение ведомственных разде-
лов государственного реестра ОПО. В ходе проведения административной рефор-
мы право ведения ведомственных разделов государственного реестра ОПО в соот-
ветствии с полномочиями, определенными Президентом Российской Федерации
и Правительством Российской Федерации, осуществляют семь органов исполни-
тельной власти: Министерство внутренних дел (код Б); Министерство обороны
Российской Федерации (код В); Министерство юстиции Российской Федерации
(код И); Служба внешней разведки Российской Федерации (код К); Федеральная
служба безопасности Российской Федерации (код М); Главное управление специ-
альных Программ Президента Российской Федерации (код Т); Федеральная служ-
ба охраны Российской Федерации (код Н).
В ведомственных разделах по состоянию на конец 2006 года зарегистрировано
6897 организаций, эксплуатирующих 140 066 опасных производственных объектов.
Центральным аппаратом Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору для обеспечения требований по ведению территори-
альных и ведомственных разделов государственного реестра ОПО в соответствии с
едиными нормативно-методическими и программными принципами своевремен-
но представляются ее территориальным органам и органам исполнительной власти
вновь разработанные нормативно-методические документы и версии программно-
го обеспечения процедуры регистрации ОПО.
326
2.5. Декларирование промышленной безопасности
Целью декларирования промышленной безопасности опасных производствен-
ных объектов является информирование надзорных органов, органов исполнитель-
ной власти, местного самоуправления и населения об основных опасностях и ри-
сках, связанных с промышленными авариями, о достаточности принятых мер по
предупреждению аварий, локализации и ликвидации последствий аварий, сниже-
нию масштаба последствий и размера ущерба от аварий на опасных производствен-
ных объектах.
Декларации промышленной безопасности разрабатываются для опасных произ-
водственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются,
образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, коли-
чество которых превышает предельные нормы, установленные Федеральным зако-
ном от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производствен-
ных объектов» (№ 116-ФЗ).
Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всесторон-
нюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз; анализ достаточности при-
нятых мер по предупреждению аварий; по обеспечению готовности организации к
эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями
промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий
аварий на опасных производственных объектах; разработку мероприятий, направ-
ленных на снижение последствий аварий и размеров ущерба, нанесенного в случае
аварии на опасном производственном объекте.
Состояние декларирования оценивалось по сведениям, представляемым терри-
ториальными органами Ростехнадзора в рамках ежеквартальных и годовых отчетов
в соответствии с РД 04-631-04, и сведениям от отраслевых управлений центрально-
го аппарата Ростехнадзора о зарегистрированных в центральном аппарате деклара-
циях.
Согласно обобщенным данным декларированию промышленной безопасности
подлежат 3056 опасных производственных объектов (ОПО), которые эксплуати-
руются 783 организациями. На указанный срок разработаны 2833 декларации для
2830 ОПО, что составляет 93 % общего количества объектов, подлежащих деклари-
рованию.
Распределение продекларированных ОПО по отраслям промышленности пред-
ставлено на рис. 23.
В 2006 году разработано 358 деклараций промышленной безопасности (ДПБ).
Динамика разработки ДПБ в 1996-2006 годах представлена на рис. 25.
Распределение разработанных в 2006 г. ДПБ по отраслям промышленности по дан-
ным от управлений центрального аппарата Ростехнадзора представлено на рис. 26.
В 2006 году в декларировании промышленной безопасности приняло участие
65 экспертных организаций, из них в разработке декларации — 46 организаций, в
экспертизе деклараций — 31 организация, в том числе 6 экспертных организаций,
аккредитованных в ЕС ОС Ростехнадзора.
Обобщение и анализ сведений о ходе декларирования опасных производствен-
ных объектов показывает, что в целом декларирование осуществляется с выполне-
нием требований Федерального закона № 116-ФЗ, нормативно-методических до-
кументов Ростехнадзора.
327
Рис. 23. Распределение продекларированных ОПО по отраслям промышленности
Рис. 24
328
Рис. 25. Динамика разработки деклараций промышленной безопасности
Рис. 26. Распределение разработанных в 2006 году ДПБ по отраслям промышленности:
1 — объекты нефтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта;
2 — объекты нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
3 — объекты газораспределения и газопотребления; 4 - объекты химической
промышленности; 5 - объекты по хранению взрывчатых материалов; 6 — объекты
металлургической и коксохимической промышленности
К основным проблемам, связанным с развитием декларирования промышлен-
ной безопасности, следует отнести:
внесенные в законодательные акты изменения, связанные с порядком эксперти-
зы проектной документации;
недостаточный контроль со стороны некоторых территориальных органов
Ростехнадзора за выполнением поднадзорными организациями требований норма-
тивных документов к порядку разработки, экспертизы и рассмотрения деклараций
промышленной безопасности;
329
участие в отдельных случаях в экспертизе деклараций неквалифицированных
специалистов и некомпетентных экспертных организаций (как правило, не имею-
щих аккредитации в ЕС ОС Ростехнадзора).
Для повышения эффективности процедуры декларирования промышленной без-
опасности необходимо:
1. Внести уточнения в отдельные статьи Федерального закона № 116-ФЗ и акту-
ализировать положения руководящих документов Ростехнадзора о порядке разра-
ботки декларации промышленной безопасности (РД-03-14-2005, РД 03-357-00),
правилах ее экспертизы (ПБ 03-314-99) и порядке прохождения декларации про-
мышленной безопасности в Ростехнадзоре (РД 04-271-99).
Необходимо, в частности, Ростехнадзору совместно с Минрегионразвития опре-
делить порядок, предусматривающий участие экспертов, аттестованных в ЕС ОС
Ростехнадзора, в государственной экспертизе проектной документации на строи-
тельство, реконструкцию и капитальный ремонт ОПО, в состав которой входит де-
кларация промышленной безопасности.
2. В целях повышения качества разработки и экспертизы деклараций управлени-
ям центрального аппарата и территориальных органов Службы следует активизиро-
вать усилия по повышению качества декларирования промышленной безопасности
и привлечению аккредитованных экспертных организаций к разработке и экспер-
тизе деклараций промышленной безопасности, в том числе:
привлекать к рассмотрению деклараций промышленной безопасности особо важ-
ных объектов специалистов ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»;
информировать подконтрольные организации о приоритетном привлечении к
работам по декларированию промышленной безопасности экспертные организа-
ции, имеющие аккредитацию в ЕС ОС Ростехнадзора.
2.6. Научно-техническая поддержка регулирующей деятельности
2.6.1. Научно-исследовательские работы в области ядерной
и радиационной безопасности
В 2006 году научная поддержка регулирующей деятельности Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществлялась HTЦ
ЯРБ в рамках Программы научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняе-
мой за счет средств Федерального бюджета (ПНТД-05), федеральных целевых про-
грамм «Ядерная и радиационная безопасность России» и «Снижение рисков и смяг-
чение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в
Российской Федерации», договоров международного сотрудничества и работ по до-
говорам.
2.6.1.1. Программа научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемая
за счет средств Федерального бюджета (ПНТД-06)
Программа научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ в 2006 году состояла из
мероприятий пяти направлений:
А. Научно-техническое обеспечение контроля и надзора за ядерной, радиацион-
ной, технической и пожарной безопасностью;
Б. Научно-техническое обеспечение лицензирования деятельности на объектах
использования атомной энергии;
330
В. Разработка требований и рекомендаций по содержанию документов, обеспе-
чивающих безопасность на объектах использования атомной энергии;
Г. Информационное обеспечение деятельности Ростехнадзора при использова-
нии атомной энергии;
Д. Выполнение текущих поручений центрального аппарата Ростехнадзора.
Согласно плану научно-технической деятельности — 06 на исполнении в НТЦ
ЯРБ находились 32 темы.
В 2006 году НТЦ ЯРБ выпустил 81 научно-технический отчет. В этих отчетах о
НИР содержится научно-техническая продукция в виде различных редакций нор-
мативных документов (НП и РБ) и отчетов о научно-исследовательских работах.
Все НИР были направлены на обеспечение регулирующей деятельности
Федеральной службы в области использования атомной энергии, на разработку и со-
вершенствование нормативных документов и научно-техническую поддержку экс-
пертных работ для объектов использования атомной энергии (ОИАЭ).
Основные результаты НИР в составе перечисленных направлений ПНТД-06
приводятся ниже.
Научно-техническое обеспечение контроля и надзора за ядерной, радиационной,
технической и пожарной безопасностью
В 2006 году в составе ряда одноименных тем НИР «Анализ нарушений на
ОИАЭ и ежегодных годовых отчетов по безопасности» были продолжены рабо-
ты по анализу нарушений в работе ОИАЭ (АС, ИЯУ, объектов ЯТЦ и ЯЭУ судов)
при их эксплуатации в 2006 году. Были продолжены работы по введению инфор-
мации о нарушениях на ОИАЭ во время их эксплуатации в 2006 году в базы дан-
ных, в том числе в базу данных для АЭС «ИСИ-НАДЗОР». С учетом накоплен-
ного опыта выполнялось дальнейшее сопровождение баз данных о нарушениях
в работе ОИАЭ.
В рамках этих НИР ежегодно обрабатывается и анализируется информация о на-
рушениях на ОИАЭ и формируются выводы, на основании которых возможно:
выявлять тенденции в динамике нарушений при эксплуатации ОИАЭ;
оценивать состояние ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации
ОИАЭ в 2006 году;
определять наиболее «слабые» системы (элементы), конструкции в ядерных уста-
новках по мере выработки ими технических ресурсов;
разрабатывать предложения для Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору по регулированию безопасности;
оценивать необходимость разработки и корректировки нормативной докумен-
тации.
Эти результаты предназначены для использования в регулирующей деятельно-
сти Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру. Ниже приводятся данные, свидетельствующие о тенденциях в нарушениях ра-
боты ОИАЭ.
В 2006 году также выявлены проблемы, которые предстоит решать эксплуатирую-
щим организациям в целях повышения безопасности ОИАЭ, в том числе связанные
с несоответствием проектных, конструктивных или иных решений и деятельности
в области использования атомной энергии на ОИАЭ. Эти результаты передаются в
виде отчетов в соответствующие управления центрального аппарата Ростехнадзора.
Выводы и рекомендации, сделанные в отчетах по НИР, выполняемым НТЦ ЯРБ,
331
учтены в разд. 2.2. Ниже приводятся результаты статистической обработки данных
по нарушениям на ОИАЭ.
Также были подготовлены заключения на годовые отчеты по безопасности ОИАЭ
за предыдущий год (2005), которые разрабатываются эксплуатирующими организа-
циями. Были рассмотрены результаты анализов безопасности с обоснованиями ко-
ренных причин нарушений в работе ОИАЭ и обоснованиями принимаемых мер по
повышению безопасности объектов.
Атомные станции.
В рамках темы НИР «Анализ нарушений при эксплуатации атомных станций и
ежегодных годовых отчетов по безопасности» сделаны следующие выводы:
1. Наибольшее среднее на один блок количество нарушений в работе произошло
на Калининской АЭС, Ленинградской АЭС — при среднем значении этого пока-
зателя по отрасли — 1,35 (рис. 27). Распределение количества нарушений по типам
реакторов представлено на рис. 28.
Рис. 27. Количество нарушений на АЭС поблочно (среднее значение по отрасли 1,35)
Рис. 28. Распределение среднего количества происшествий на 1 энергоблок по типам
реакторов
332
За отчетный период 2006 года нарушений пределов и условий безопасной экс-
плуатации не было.
Всего в 42 нарушениях в работе имели место 89 отказов оборудования АЭС
(рис. 29).
Рис. 29. Распределение общего количества отказов оборудования на АЭС поблочно
(среднее значение по отрасли 2,87)
Наибольшее среднее на 1 энергоблок количество отказов было на Калининской
АЭС, Ленинградской АЭС — по 8,33 и 4,25 отказа соответственно при среднем зна-
чении этого показателя по отрасли 2,87.
Наибольшее среднее на один блок количество срабатываний АЗ было на
Калининской АЭС, Кольской АЭС — 1,0 и 0,75 срабатываний на блок соответствен-
но при среднем значении по отрасли значения этого показателя 0,29 (рис. 30).
Рис. 30. Количество происшествий со срабатыванием аварийной защиты (АЗ) поблочно
(среднее значение по отрасли 0,29)
Наибольшее среднее на один блок количество ошибочных действий персонала
допущено на Калининской АЭС — по 1,67 ошибки соответственно при среднем зна-
чении этого показателя по отрасли 0,23 (рис. 31).
333
Рис. 31. Поблочное распределение общего количества ошибок персонала (среднее
значение по отрасли 0,23)
Выполнен анализ годовых отчетов по безопасности за 2005 год.
Исследовательские ядерные установки
В рамках темы НИР «Анализ нарушений в работе исследовательских ядерных
установок (ИЯУ) и годовых отчетов по безопасности ИЯУ» в имеющуюся базу дан-
ных ИСУН-ИЯУ введена информация о 47 нарушениях в работе ИЯУ. Эти нару-
шения произошли на 10 ИР, принадлежащих 5 эксплуатирующим организациям.
Нарушений эксплуатации на КС и ПКС не было.
На рис. 32 приводятся данные по нарушениям на различных типах ИЯУ.
Рис. 32. Распределение нарушений по ИР за 2006 год
Проведен анализ годовых отчетов по оценке состояния ЯРБ в 2005 году 73 ис-
следовательских ядерных установок 18 эксплуатирующих организаций, в том чис-
ле по 31 исследовательскому реактору, по 32 критическим стендам и по 10 подкри-
тическим стендам.
334
Установлено, что состояние ЯРБ ИР, КС и ПКС в 2005 году удовлетворяло тре-
бованиям действующих норм и правил в области использования атомной энергии.
По имеющимся отступлениям от требований НД эксплуатирующими организаци-
ями были приняты компенсирующие меры.
В 2006 году наблюдается сокращение числа ИЯУ, на которых проводились экс-
периментальные работы. Количество часов работы ИЯУ на мощности также сокра-
тилось в 2006 году.
Распределение количества нарушений на ИЯУ с 1998 по 2006 год показано на
рис. 33.
Рис. 33. Распределение нарушений на ИЯУ
Объекты ядерного топливного цикла (ОЯТЦ)
В рамках темы НИР «Анализ нарушений в работе ОЯТЦ и годовых отчетов по
безопасности ОЯТЦ» введена в базу данных информация о нарушениях в работе
ОЯТЦ в 2006 году.
За отчетный период зафиксировано 14 нарушений (8 нарушений являются учет-
ными событиями, а 6 нарушений не подпадают под классификацию НП-047-03) в
работе ПЯТЦ. Семь нарушений произошли на промышленных реакторах. Общее
число нарушений на ОЯТЦ в 2006 году снизилось по сравнению с 2003-2005 года-
ми. Это можно видеть на рис. 4 п. 2.2.2 настоящего отчета в разделе «Инспекционная
деятельность». Там же кратко изложены рекомендации эксплуатирующим органи-
зациям, которые были обоснованы анализом нарушений, выполняемым в рамках
темы НИР НТЦ ЯРБ.
В составе НИР в 2006 году НТЦ ЯРБ подготовил заключение о состоянии безо-
пасности на предприятиях (организациях), имеющих ОЯТЦ, за 2005 год на основе
анализа годовых отчетов о ядерной и радиационной безопасности этих предприятий
и организаций, составленных в соответствии с РД-05-11-95. Выявлены недостатки
и положительные тенденции в обеспечении безопасности на ОЯТЦ, которые наш-
ли отражение в настоящем годовом отчете в п. 2.2.2. В числе недостатков отмечает-
335
ся, что на многих предприятиях и в организациях в течение длительного времени
отмечается несоответствие требованиям ПБЯ 06-00-96 в части применения в каче-
стве сигнализаторов УИМ2-1еМ вместо ДРГ-1М. Сроки устранения несоответствия
неоднократно переносились, и в основном это несоответствие должно быть устра-
нено в 2007 году, а в некоторых случаях и в 2010 году.
Также были подготовлены заключения на годовые отчеты по безопасности ОИАЭ
за 2005 год, которые разрабатываются эксплуатирующими организациями. Были
рассмотрены результаты анализов безопасности с обоснованиями коренных причин
нарушений и обоснованиями принимаемых мер по повышению безопасности.
Судовые и иные плавсредства с ядерными установками
В 2006 году в рамках НИР «Анализ нарушений в работе ядерных установок плаву-
чих объектов и годовых отчетов по безопасности ядерных установок плавучих объ-
ектов» систематизировались данные о нарушениях на ЯЭУ судов и в организациях,
работающих с источниками ионизирующих излучений и радиоактивными веще-
ствами (нарушения при эксплуатации, аварийные происшествия, аварии и другие
инциденты), на основании сведений, представляемых эксплуатирующей организа-
цией в Ростехнадзор.
На судах ОАО «Мурманское морское пароходство» зарегистрировано 21 эксплу-
атационное происшествие. В отчете по НИР «Анализ нарушений в работе ядерных
установок плавучих объектов в 2006 году» описаны принимаемые эксплуатирую-
щей организацией меры по снижению количества течей трубных систем пароге-
нераторов. В их числе заказы на изготовление внутренних устройств парогенера-
торов в АО «Балтийский завод» (организации-изготовителе). Освоена технология
выполнения замен внутренних устройств парогенераторов. Определены критерии
обязательной замены внутренних устройств парогенераторов. Введены щадящие
режимы эксплуатации парогенераторов. Экипажами атомных судов с привлече-
нием ФГУП РТП «Атомфлот» проведен ремонт «текущих» парогенераторов четы-
рех ледоколов.
Внедрение этих мероприятий позволяет обеспечивать безопасность судов и плав-
средств с ЯЭУ. Общее количество нарушений в эксплуатации ЯЭУ судов в 2006 году
снизилось по сравнению с 2005 годом.
Выполнен анализ годовых отчетов по обеспечению безопасности ЯЭУ судов и на-
рушений в эксплуатации в 2005 году. В заключении отмечается, что в соответствии с
предположением о причине охрупчивания трубок парогенератов, связанным с вы-
падением гидридов по границам зерен металла, усиливающегося в условиях дли-
тельного хранения насыщенных водородом титановых сплавов при низких (ком-
натных) температурах, целесообразно продолжить исследования по оптимальным
режимам эксплуатации ПГ.
Также при выполнении НИР было подтверждено, что ряд отраслевых докумен-
тов устарели и требуют переработки. В их числе:
Правила технической эксплуатации судовых ЯЭУ (РД 31.21.61-94);
Положение о порядке установления и продления назначенных ресурса, срока
службы, срока сохраняемости оборудования и систем ЯППУ гражданского назна-
чения;
Положение о порядке классификации, расследования и информации о наруше-
ниях в работе объектов атомного флота (РД 31.20.42-93).
336
Радиационно опасные объекты
В 2006 году в рамках НИР «Адаптация разработанной МАГАТЭ информацион-
ной системы RAIS 3.0 для регулирования радиационной безопасности радиацион-
но опасных объектов» была продолжена адаптация разработанной МАГАТЭ ин-
формационной системы RAIS 3.0 для регулирования радиационной безопасности
радиационно опасных объектов межрегиональными территориальными округами
Ростехнадзора.
Организация и проведение экспертизы безопасности ОИАЭ
В 2006 году в рамках темы НИР «Организация и проведение экспертизы безо-
пасности объектов использования атомной энергии, обобщение опыта экспертиз»
в НТЦ ЯРБ выполнялось сопровождение экспертизы безопасности ОИАЭ и осу-
ществляемых на них видов деятельности. В 2006 году была выполнена 171 работа по
экспертизе безопасности. Практически все работы по экспертизе проводились на
основе договоров. Результаты экспертизы в 2006 году, как и в прошлые годы, обоб-
щались в целях разработки политики совершенствования выполнения работ по экс-
пертизе. Выводы по работам были включены в отчет о НИР.
Основные результаты работы по экспертизе изложены в п. 2.3.1 настоящего
Годового отчета.
Экспертиза и аттестация программных средств
Аттестация ПС продолжает оставаться одним из важнейших элементов регули-
рующей деятельности Ростехнадзора.
В 2006 году продолжалась работа по экспертизе и аттестации программных средств
(ПС), используемых для обоснования безопасности объектов использования атомной
энергии (ОИАЭ), через Совет по аттестации ПС (далее — Совет), его секции, цен-
тры по организации экспертизы ПС, а также непосредственно через НТЦ ЯРБ.
По состоянию на конец 2006 года действуют аттестационные паспорта 178 ПС по
различным направлениям (нейтронная физика, теплогидравлика, прочностные расче-
ты, радиационная безопасность, ВАБ и т.д.), из них 14 ПС аттестованы в 2006 году.
В соответствующих секциях завершена экспертиза 4 ПС, и их рассмотрение вы-
несено на ближайшее заседание Совета. Кроме того, поданы заявки на аттестацию
еще 45 ПС, которые находятся на различных стадиях прохождения экспертизы.
Таблица 100
Состояние дел по экспертизе представленных
Количество ПС
к аттестации ПС
Рассмотрение результатов экспертизы включено в повестку дня заседа-
3
ний секций
Осуществляется взаимодействие экспертов и специалистов заявителя для
2
рассмотрения замечаний экспертных заключений
Материалы по ПС находятся на рассмотрении у экспертов
13
Верификационный отчет по результатам экспертизы отправлен заявите-
1
лю на доработку
ПС приняты к аттестации, предварительно рассмотрены секциями, на-
26
значены эксперты

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..