ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 19

 

 

289
кателям лицензии, одному соискателю подготовлен отказ в выдаче лицензии. По
пяти материалам выявлена некомплектность представленных соискателем лицен-
зии материалов.
По территориальным органам Ростехнадзора:
заявлено 664 материала на получение лицензии на деятельность по сбору, исполь-
зованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;
из них рассмотрено 399 материалов, по которым 373 соискателям лицензии при-
няты положительные решения (358 юридическим лицам выданы соответствующие
лицензии);
29 соискателям лицензии направлены отказы, основаниями которых являются
некомплектность материалов, предоставление недостоверной информации, несо-
ответствие деятельности лицензионным требованиям и условиям.
Сведения о выдаче центральным аппаратом Ростехнадзора разрешений на транс-
граничное перемещение отходов, трансграничное перемещение озоноразрушаю-
щих веществ и продукции, их содержащей, лицензий на деятельность по сбору, ис-
пользованию, обезвреживанию, размещению, транспортировке опасных отходов,
временно согласованных разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ
представлены в табл. 94.
Таблица 94
Сведения о разрешительной деятельности
Наименование
Посту-
Выдано положи-
Выдано от-
Выдано разъяснений
деятельности
пило ма-
тельных решений
рицательных
териалов
решений
Рассмотрение мате-
208
34 разрешения на
7 отказов с
167 разъяснений по
риалов на трансгра-
трансграничное пе-
указанием
вопросу трансгранич-
ничное перемещение
ремещение отхо-
причин
ного перемещения от-
отходов
дов
ходов и продукции,
не подпадающих под
действие постанов-
ления Правительства
Российской Федера-
ции от 17.07.03 № 442
«О трансграничном пе-
ремещении отходов»
Рассмотрение мате-
1898
87 разрешений на
106 отказов
Выдано 1705 заключе-
риалов на трансгра-
трансграничное пе-
с указанием
ний на трансгранич-
ничное перемещение
ремещение озоно-
причин
ное перемещение про-
озоноразрушающих
разрушающих ве-
дукции, не содержа-
веществ и продук-
ществ и продукции,
щей ОРВ
ции, их содержащей
их содержащей
Рассмотрение мате-
8 мате-
2 положительных
1 решение об
5 материалов — уста-
риалов соискателей
риалов
решения о выдаче
отказе в вы-
новлена некомплект-
лицензии на деятель-
лицензии
даче лицен-
ность представленных
ность по сбору, ис-
зии
материалов (материа-
пользованию, обезвре-
лы возвращены во 2-е
живанию, размеще-
Управление)
нию, транспортировке
опасных отходов
290
Наименование
Посту-
Выдано положи-
Выдано от-
Выдано разъяснений
деятельности
пило ма-
тельных решений
рицательных
териалов
решений
Рассмотрение мате-
36 мате-
22 положительных
13 решений
риалов по установ-
риалов
решения
об отказе в
лению лимитов на
выдаче раз-
выбросы и сбросы
решения,
загрязняющих ве-
устанавли-
ществ в окружаю-
вающего
щую среду по пред-
лимиты на
приятиям, плата за
выбросы и
негативное воздей-
(или) сбросы
ствие в пределах за-
загрязняю-
прашиваемых лими-
щих веществ
тов превышает 1 млн
в окружаю-
руб. (в рамках прика-
щую среду
за Ростехнадзора от
16.06.06 № 562)
В 2006 году территориальными органами Ростехнадзора осуществлено 54 789 про-
верок соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства в
области охраны окружающей среды, что составляет 109 % относительно уровня
2005 года.
Инспекторским составом УТЭН плановые проверки осуществлялись по всем
направлениям природоохранной деятельности в комплексе (охрана атмосферного
воздуха, обращение с отходами, соблюдение требований законодательства при экс-
плуатации объектов, требований государственной экологической экспретизы, кон-
троль платы за негативное воздействие на окружающую среду).
Всеми территориальными органами Ростехнадзора осуществляется контроль
предписанных к устранению нарушений природоохранного законодательства, на-
рушители привлекаются к административной ответственности, по невзысканным
штрафам материалы направляются судебным приставам.
Предписания о приостановлении хозяйственной деятельности направляются в
суды.
Внеплановые проверки составляют от 23 до 55-60 % общего количества прове-
рок. При этом доля внеплановых проверок по запросам органов законодательной
власти (федерального уровня и субъектов Российской Федерации), органов проку-
ратуры, других уполномоченных органов власти — 60-80 % общего количества вне-
плановых проверок.
В ходе проверок выявлено 68 615 нарушений.
Предъявлено штрафов (всего) за нарушение требований законодательства в обла-
сти охраны окружающей среды — 18 054 на сумму 172 780,62 тыс. руб. (в 2005 году —
15 048 штрафов на сумму 112 905,6 тыс. руб.);
при этом взыскано 12 405 штрафов на сумму 150 298,11 тыс. руб. (в 2005 году —
10 726 и 59 415 соответственно).
Несоблюдение субъектами хозяйственной деятельности экологических требова-
ний при планировании и эксплуатации объектов (ст. 8.1 КоАП) составляет 23,2 %
общего количества установленных нарушений.
291
За данный вид нарушений предъявлено 4453 штрафа на сумму 46 392,47 тыс. руб.,
при этом взыскано 3217 на сумму 45 107 тыс. руб.
Несоблюдение требований при обращении с отходами (ст. 8.2 КоАП) составляет
45,6 % общего количества нарушений. Как и в 2005 году, данные нарушения явля-
ются преобладающими. В 2006 году предъявлено 7636 штрафов на сумму 47 246 тыс.
руб., взыскано 4575 на сумму 36 725,26 тыс. руб.
Несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха (ст. 8.21, ч. 1-3
КоАП — нарушение правил охраны атмосферного воздуха) составляет 22,2 % обще-
го количества нарушений; предъявлено штрафов 3377 на сумму 29 355,7 тыс. руб.,
взыскано 2715 штрафов на сумму 19 146,7 тыс. руб.
Около 8 % общего количества нарушений составляют нарушения законодатель-
ства об экологической экспертизе (ст. 8.4, ч. 1-3 КоАП). В отчетном году за данные
нарушения предъявлено 3180 штрафов на сумму 71 538,85 тыс. руб, взыскано штра-
фов 2390 на сумму 49 318,75 тыс. руб.
Предъявлено исков о возмещении вреда окружающей среде — 169 на сумму
854 973,67 тыс. руб. (в 2005 году — 129 на сумму 152 751,14 тыс. руб.).
Взыскано по 137 искам о возмещении вреда 529 280,64 тыс. руб., что значительно
превышает аналогичный показатель 2005 года (86 исков на сумму 2851,39 тыс. руб.).
Следует отметить, что предъявление исков о возмещении вреда окружающей сре-
де (различным компонентам окружающей среды) затруднено в связи с отсутствием
утвержденных МПР России (уполномоченного в данной области органа федераль-
ной исполнительной власти) методик оценки соответствующего вреда.
В 2006 году предъявлено и взыскано исков о возмещении вреда окружающей
среде:
предъявлено 30 исков (за невыполнение субъектами хозяйственной деятель-
ности требований по охране атмосферного воздуха) на сумму 8925,17 тыс. руб.
(в 2005 году — 27 на сумму 106 983,1 тыс. руб.). Взыскано в 2006 году 18 исков на сум-
му 1563 тыс. руб. (в 2005 году — по 12 исков на сумму 807,8 тыс. руб.);
предъявлено 58 исков (за невыполнение требований в области обращения с от-
ходами) на сумму 680 593,6 тыс. руб. (в 2005 году предъявлено 27 исков на сумму
34 881,6 тыс. руб.). При этом взыскано по 40 исков о возмещении вреда окружающей
среде на сумму 508 603 тыс. руб., что существенно превышает как количество исков,
так и сумму взысканных в 2005 году средств — 7 и 2043,6 тыс. руб. соответственно;
предъявлено 93 иска (за невыполнение субъектами хозяйственной деятельности
общих экологических требований) на сумму 103 783 тыс. руб. (в 2005 году — 74 ис-
ка на сумму 10 879,5 тыс. руб.), взыскано по 79 искам на сумму 18 209,8 тыс. руб.
(в 2005 году — 67 исков на сумму 3855 тыс. руб).
В правоохранительные органы передано 690 дел, из них рассмотрено 448, что так-
же превышает аналогичный показатель 2005 года (637 и 324 соответственно).
Возбуждено 6 уголовных дел.
292
2.3. Организация и результаты экспертной деятельности
2.3.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии
Состояние системы экспертизы безопасности
Целью экспертизы безопасности объекта использования атомной энергии (да-
лее — ОИАЭ) является всесторонняя оценка всех аспектов ядерной и радиационной
безопасности ОИАЭ и (или) видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ. Порядок
организации и проведения экспертизы безопасности в области использования атом-
ной энергии определен:
Положением о лицензировании деятельности в области использования атом-
ной энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации
в 1997 году);
Положением о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих
обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиа-
ционного источника, пункта хранения и (или) качества заявленной деятельности
(РД-03-13-99);
Требованиями к составу комплекта и содержанию входящих в него документов,
обосновывающих способность организации проводить экспертизу в области исполь-
зования атомной энергии (РД-03-15-2006);
иными регулирующими документами Ростехнадзора.
Система экспертизы безопасности ОИАЭ и (или) видов деятельности, выполня-
емых на ОИАЭ, представляет собой совокупность участников, правил, критериев
оценки, а также методик и процедур. Ростехнадзор осуществляет управление систе-
мой экспертизы безопасности посредством:
разработки нормативных и руководящих документов;
выдачи организациям лицензий на право проведения экспертизы;
периодического пересмотра требований в отношении порядка организации и
проведения экспертизы;
контроля соблюдения установленных требований к организации экспертизы;
регулярной оценки эффективности системы экспертизы;
участия в международном сотрудничестве по обмену опытом проведения экспер-
тизы и совместному проведению экспертизы;
организации научных исследований в области развития методов экспертизы, а
также разработки баз данных по объектам использования атомной энергии.
Согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования
атомной энергии проведение экспертизы безопасности ОИАЭ и (или) видов деятель-
ности, выполняемых на ОИАЭ, является лицензируемым видом деятельности.
По состоянию на декабрь 2006 года число организаций, имеющих действующие
лицензии Ростехнадзора на право проведения экспертизы безопасности и выпол-
нявших такие работы, составило 63 экспертные организации. В их числе 7 эксперт-
ных организаций, которым лицензии на право проведения экспертизы безопасно-
сти выданы межрегиональными территориальными округами Ростехнадзора (да-
лее — МТО ЯРБ) по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
При экспертизе безопасности всесторонне анализируются и оцениваются на со-
ответствие требованиям действующих нормативных документов и достигнутому
уровню развития науки и техники следующие основные аспекты:
293
ядерная и радиационная безопасность ОИАЭ и выполняемых на них видов дея-
тельности в нормальных и переходных режимах эксплуатации ОИАЭ, включая:
проектные, конструкторские, технические и организационные решения, при-
нятые эксплуатирующей организацией для обеспечения ядерной и радиационной
безопасности;
организационные решения и эксплуатационная документация, предусмотренные
эксплуатирующей организацией к применению при эксплуатации ОИАЭ;
квалификация персонала, мероприятия по подготовке/переподготовке персона-
ла, предусмотренные эксплуатирующей организацией;
состояние основного оборудования и наличие у него ресурса с учетом физиче-
ского и морального старения;
радиационная защита персонала и радиационный контроль при эксплуатации
ОИАЭ;
воздействие ОИАЭ на окружающую среду;
обращение со свежим и облученным ядерным топливом;
сбор, хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов;
обеспечение пожарной защиты ОИАЭ;
обеспечение учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ;
обеспечение физической защиты ОИАЭ;
обеспечение качества выполняемых на ОИАЭ видов деятельности;
обеспечение инженерно-технического сопровождения деятельности по эксплу-
атации ОИАЭ;
ядерная и радиационная безопасность ОИАЭ и выполняемых на них видов дея-
тельности при проектных и запроектных авариях, включая системы безопасности
для предотвращения аварий и локализации их последствий;
аварийная готовность, планы мероприятий по защите персонала, населения и
окружающей среды в случае аварии на ОИАЭ;
мероприятия по ликвидации последствий аварии на ОИАЭ;
способность заявителя обеспечить безопасное прекращение эксплуатации ОИАЭ
и выполняемых на них видов деятельности.
Экспертиза ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ и выполняемых на них
видов деятельности не сводится к констатации соответствия (или несоответствия)
требованиям норм и правил в области использования атомной энергии. Введенный
в эксплуатацию ОИАЭ через определенное время становится «формально несоответ-
ствующим» требованиям действующих нормативных документов, так как норматив-
ные документы находятся в постоянном развитии. Поэтому при экспертизе большое
внимание уделяется оценке мер, предусмотренных для устранения и (или) компен-
сации несоответствий требованиям действующих нормативных документов.
Основные итоги организации экспертизы безопасности ОИАЭ
Экспертиза безопасности в Волжском МТО ЯРБ
В 2006 году для экспертизы безопасности Волжским МТО ЯРБ привлекались экс-
пертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «РЭСцентр» (г. Санкт-Петербург);
ООО «Эксперт-Атом» (Саратовская область, г. Балаково);
ООО «РАДЭК» (г. Оренбург).
294
В 2006 году Волжским МТО ЯРБ было организовано и проведено 85 экспертиз
безопасности, в том числе 2 экспертизы безопасности видов деятельности на атом-
ных станциях, включая деятельность предприятий и организаций по оказанию услуг
атомным станциям.
Были проведены 83 экспертизы по видам деятельности на радиационно опасных
объектах в народном хозяйстве, в частности:
73 экспертизы безопасности деятельности по эксплуатации радиационных ис-
точников;
4 экспертизы безопасности деятельности по эксплуатации стационарного со-
оружения, предназначенного для хранения радиоактивных отходов, в части выпол-
нения отдельных работ;
3 экспертизы безопасности деятельности по обращению с радиоактивными ве-
ществами при их транспортировании;
3 экспертизы, касающиеся деятельности по проектированию и конструированию
изделий, содержащих радиоактивные вещества.
Отказов в выдаче лицензий на основании отрицательных выводов соответству-
ющих экспертных заключений не было.
В 2006 году Волжский МТО не выдавал лицензий на право организации и про-
ведения экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Дальневосточном МТО ЯРБ
В 2006 году для экспертизы безопасности Дальневосточным МТО привлека-
лись следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии
Ростехнадзора:
ООО «РЭСцентр» (г. С.-Петербург);
ООО «СибАтомЭксперт» (г. Новосибирск).
В 2006 году Дальневосточным МТО было организовано и проведено 13 работ по
экспертизе безопасности видов деятельности на радиационно опасных объектах.
На основании отрицательного вывода соответствующего экспертного заключе-
ния, в котором была отмечена недостаточная обоснованность заявленного вида де-
ятельности (в соответствии с подп. 2 п. 23 Положения о лицензировании деятель-
ности в области использования атомной энергии), в 2006 году Дальневосточным
МТО было принято одно решение об отказе в выдаче лицензии предприятию ФГУП
«ЧукотАВИА» на деятельность по эксплуатации радиационных источников (изде-
лий, в которых содержатся радиоактивные вещества).
В 2006 году Дальневосточный МТО не выдавал лицензий на право организации
и проведения экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Донском МТО ЯРБ
В 2006 году для экспертизы безопасности Донским МТО привлекались следующие
экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «Эксперт» (г. Волгодонск, лицензия от 16.04.02 № ГН-13-101-0793);
ООО «РЕСУРС» (г. Воронеж, лицензия от 09.12.02 № ГН-13-101-0953);
ООО ЭПП «Энергоатом» (г. Воронеж, лицензия от 30.09.04 № ГН-13-205-1323);
ООО «АтомВоенЭксперт» (г. Москва, лицензия от 29.06.05 № ГН-13-205-1447);
ООО «Инженерно-технический центр радиационной техники и технологий»
(г. Волгоград, лицензии от 07.03.02 № ДО-13-501-0585 и от 07.03.02 № ДО-13-207-0584);
295
ООО «Уральский региональный экспертно-сертификационный научно-техни-
ческий центр ядерной и радиационной безопасности» (г. Екатеринбург, лицензия
от 28.12.01 № УО-13-206-0684).
В 2006 году Донским МТО была организована и проведена 51 работа по экспер-
тизе безопасности:
24 — по видам деятельности предприятий и организаций в части выполнения ра-
бот и предоставления услуг атомным станциям, в частности:
6 работ по проектированию, конструированию, изготовлению оборудования, в
частности:
ФГУП «Производственное объединение «Баррикады» — изготовление оборудо-
вания для атомных станций;
ООО «Интов-Эласт» — изготовление оборудования для атомных станций;
ООО «Югпромсервис» — конструирование и изготовление оборудования для
атомных станций;
ООО СКБ «Красный Гидропресс» — изготовление оборудования для атомных
станций;
ОАО «Пятигорский завод «Импульс» — проектирование систем (инженерно-тех-
нических средств) физической защиты.
В 2006 году экспертных заключений с отрицательными выводами в Донской МТО
не поступало.
В 2006 году Донской МТО не выдавал лицензий на право организации и прове-
дения экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Северо-Европейском МТО ЯРБ
В 2006 году для экспертизы безопасности Северо-Европейским МТО привлека-
лись следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии
Ростехнадзора:
ЗАО «Техноцентр СЕМТО» (лицензия от 10.03.04 № ГН-13-101-1246);
ООО «РЭСцентр» (лицензия от 10.08.06 № ГН-13-102-1566);
ООО «ЭТФ ТОРЭКСТ» (лицензия от 31.12.03 № ГН-13-101-1213);
ООО «ЦНТЭ» при Санкт-Петербургском политехническом университете (ли-
цензия от 03.03.03 № СЕ-13-205-1220).
В 2006 году Северо-Европейским МТО по надзору за ЯРБ организована и проведе-
на 131 работа по экспертизе безопасности и экспертизе заявленной деятельности:
26 работ по экспертизе безопасности видов деятельности на атомных станци-
ях, включая деятельность предприятий и организаций по оказанию услуг атомным
станциям;
3 работы по экспертизе безопасности видов деятельности, относящихся к иссле-
довательским ядерным установкам и объектам их жизнеобеспечения;
51 работа по экспертизе деятельности, связанной с проектированием, констру-
ированием и изготовлением оборудования для объектов использования атомной
энергии.
На основании отрицательных выводов соответствующих экспертных заключе-
ний, в которых была отмечена недостаточная обоснованность заявленного вида де-
ятельности (в соответствии с подпунктом 2 пункта 23 Положения о лицензирова-
нии деятельности в области использования атомной энергии), в 2006 году Северо-
Европейским МТО ЯРБ было принято 5 решений об отказе в выдаче лицензии
следующим организациям:
296
ОАО «Мурманское морское пароходство» (на деятельность по эксплуатации
ПКДП «Роста-1»);
ООО «Анкор-СПб» (на деятельность по эксплуатации блоков атомных станций
в части выполнения работ и предоставления услуг);
ООО «ЦКТИ-Вибросейсм» (на деятельность по оказанию услуг для эксплуати-
рующей организации при эксплуатации блока АС);
ФГУП «АТЦ Минатома России» (на деятельность по конструированию радио-
нуклидных источников гамма-излучения на основе америция-241);
ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (на деятельность по эксплуатации комплекса,
в котором содержатся радиоактивные вещества).
В 2006 году Северо-Европейский МТО ЯРБ не выдавал лицензий на право орга-
низации и проведения экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Сибирском МТО ЯРБ
В 2006 году для экспертизы безопасности Сибирским МТО привлекались
следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии
Ростехнадзора: ООО «СибАтомЭксперт» (г. Новосибирск) и ООО «РЭС-центр»
(г. Санкт-Петербург).
В 2006 году Сибирским МТО была организована 81 работа по экспертизе обеспе-
чения радиационной безопасности:
51 работа по экспертизе безопасности видов деятельности на радиационно опас-
ных объектах в народном хозяйстве;
28 работ по экспертизе безопасности деятельности, связанной с выполнением
работ и предоставлением услуг предприятиям ядерного топливного цикла.
По результатам проведенных экспертиз Сибирским МТО в 2006 году не прини-
мались решения об отказе в выдаче лицензий.
В 2006 году Сибирский МТО не выдавал лицензий на право организации и про-
ведения экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Уральском МТО ЯРБ
В 2006 году для экспертизы безопасности Уральским МТО привлекались следующие
экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
АНО «ЭКСПЕРТИЗА» — лицензии № ГН-13-206-1467, № ГН-13-101-1319.
ООО «Уральский региональный экспертно-сертификационный научно-техниче-
ский центр ядерной и радиационной безопасности «УРАЛРЭСЦЕНТР» — лицен-
зии № УО-13-206-0684, № УО-13-303-0685;
ООО «РИП» — лицензия № УО-13-206-0758.
В 2006 году Уральским МТО была организована и проведена 71 работа по экс-
пертизе безопасности:
7 работ по экспертизе безопасности видов деятельности на атомных станци-
ях, включая деятельность предприятий и организаций по оказанию услуг атомным
станциям;
5 работ по экспертизе безопасности видов деятельности на предприятиях топлив-
ного цикла, включая деятельность предприятий и организаций по оказанию услуг
предприятиям топливного цикла;
39 работ по экспертизе безопасности видов деятельности на радиационно опас-
ных объектах;
20 работ по экспертизе, связанной с деятельностью по конструированию и из-
готовлению оборудования.
297
На основании отрицательных выводов соответствующих экспертных заключе-
ний, в которых была отмечена недостаточная обоснованность заявленного вида де-
ятельности (в соответствии с подп. 2 п. 23 Положения о лицензировании деятель-
ности в области использования атомной энергии), в 2006 году Уральским МТО было
принято 2 решения об отказе в выдаче лицензии:
ООО «АРТ Сервис» (на деятельность по эксплуатации радиационных источни-
ков);
ЗАО «Автоматизированные системы и комплексы» (на деятельность по эксплу-
атации радиационных источников).
В 2006 году Уральский МТО не выдавал лицензий на право организации и про-
ведения экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Центральном МТО ЯРБ
В 2006 году для экспертизы безопасности Центральным МТО привлекались следу-
ющие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «Атомвоенэксперт»; ООО «ИИЭЦБ»; ООО «НЭТ»; ФГУП ВО «Изотоп»; ФГУП
«Завод «Медрадиопрепарат»; ООО НТЦ «Нуклон».
В 2006 году Центральным МТО было организовано 76 работ по экспертизе без-
опасности:
3 работы по экспертизе безопасности видов деятельности на атомных станци-
ях, включая деятельность предприятий и организаций по оказанию услуг атомным
станциям;
62 работы по экспертизе безопасности видов на радиационно опасных объектах
в народном хозяйстве, в частности:
57 работ — по эксплуатации радиационных источников;
2 работы — по обращению с радиоактивными веществами;
2 работы — по использованию РВ при НИОКР;
1 работа — по обращению с радиоактивными отходами;
11 работ по экспертизе деятельности, связанной с конструированием и изготов-
лением оборудования.
В 2006 году экспертных заключений с отрицательными выводами в Центральный
МТО не поступало.
В 2006 году Центральный МТО не выдавал лицензий на право организации и про-
ведения экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Научно-техническом центре по ядерной и радиаци-
онной безопасности (НТЦ ЯРБ)
В 2006 году в НТЦ ЯРБ выполнена 171 работа по экспертизе безопасности, что
сопоставимо с числом экспертных работ в 2005 году (168 работ). Заказы в НТЦ ЯРБ
на выполнение работ по экспертизе безопасности поступили:
от 6-го Управления Ростехнадзора — 156;
от 7-го Управления Ростехнадзора — 12;
от других организаций — 3.
Работы по экспертизе в 2006 году были выполнены по следующим объектам ис-
пользования атомной энергии:
ядерные установки — 119;
пункты хранения ЯМ, РВ и РАО — 23;
ядерные материалы — 15;
иные объекты — 14.
298
Проведенные в НТЦ ЯРБ работы по экспертизе безопасности были непосред-
ственно связаны с осуществляемой Ростехнадзором процедурой лицензирования.
В числе выполненных работ более 60 относятся к комплексным работам, которые
охватывали оценку обоснований безопасности энергоблоков АЭС и пунктов хране-
ния ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области исполь-
зования атомной энергии экспертиза безопасности может проводиться на договор-
ной основе. В 2006 году НТЦ ЯРБ имел договоры на организацию и проведение экс-
пертизы с 15 организациями, в числе которых: ФГУП концерн «Росэнергоатом»,
ФГУП «Горно-химический комбинат», ФГУП «Сибирский химический комбинат»,
ФГУП ПО «Маяк» и др.
Необходимо отметить, что большая часть экспертных работ (около 90 %) выпол-
нялась в НТЦ ЯРБ на основе договоров с концерном «Росэнергоатом».
Среди выполненных в 2006 году в НТЦ ЯРБ комплексных работ по экспертизе
безопасности объектов использования атомной энергии необходимо отметить раз-
работку следующих экспертных заключений:
о безопасности эксплуатации энергоблоков № 3 и 4 Ленинградской АЭС (в свя-
зи с окончанием предыдущих лицензий);
о безопасности эксплуатации энергоблоков № 1 Курской АЭС, № 1 Ленинградской
АЭС, № 3 Нововоронежской АЭС и № 4 Билибинской АЭС в дополнительный пе-
риод;
о безопасности нового сооружаемого энергоблока № 5 Балаковской АЭС;
о безопасности эксплуатации энергоблока № 1 Балаковской АЭС в связи с вне-
дрением информационно-вычислительной системы с функцией представления па-
раметров безопасности и модернизацией системы компенсации давления;
о безопасности эксплуатации энергоблока № 2 Ленинградской АЭС в связи с за-
вершением очередного этапа модернизации (сентябрь 2006 года), внедрением ком-
плексной системы контроля и управления энергоблоком (КСКУЗ) и переводом ре-
актора на КСКУЗ;
о безопасности перевозки партий отработавших тепловыделяющих сборок с
Кольской и Нововоронежской АЭС на территорию ПО «Маяк» и с Калининской и
Балаковской АЭС в хранилище горно-химического комбината.
Выполненные в 2006 году в НТЦ ЯРБ работы по экспертизе безопасности объ-
ектов использования атомной энергии распределились по тематическим направле-
ниям следующим образом:
35 % — модернизация систем безопасности и систем, важных для безопасности
действующих ОИАЭ, с оценкой изменений, вносимых в связи с модернизацией в
проектную, конструкторскую и эксплуатационную документацию;
44 % — новые дополнения к обоснованию безопасности, методики оценки оста-
точного ресурса оборудования и сооружений, результаты испытаний оборудования,
проектные документы и др.;
10 % — проведение НИР с применением ядерных материалов, применение ядер-
ного топлива в виде различных тепловыделяющих сборок и др.;
11 % — обоснование безопасности новых сооружаемых, а также действующих
объектов использования атомной энергии (в связи с окончанием срока действия ли-
цензии, включая эксплуатацию энергоблоков АЭС в дополнительный период сверх
проектного срока).
299
Обзор основных результатов экспертизы безопасности энергоблоков № 3 и 4
Ленинградской АЭС
Энергоблоки № 3 и 4 Ленинградской АЭС спроектированы в 70-х годах ХХ века,
введены в эксплуатацию в 1979 и 1981 годах, соответственно и относятся к энерго-
блокам второго поколения. За период времени с 2000 по 2005 год экспертами НТЦ
ЯРБ было проведено: 14 работ по экспертизе безопасности эксплуатации энерго-
блока № 3 Ленинградской АЭС и 12 работ по экспертизе безопасности эксплуата-
ции энергоблока № 4 Ленинградской АЭС. Указанные экспертизы были связаны
с модернизацией, реконструкцией энергоблока, а также с внесением изменений в
проектную и эксплуатационную документацию.
При проведении экспертизы в 2006 году (в рамках процедуры лицензирования
в целях дальнейшей эксплуатации энергоблоков) были проанализированы следую-
щие аспекты:
концепция безопасности; анализ отступлений от требований действующих НД;
оценка основных характеристик активной зоны реакторной установки;
оценка состояния незамененных технологических каналов;
оценка инструкции по ядерной и радиационной безопасности при обращении
с ЯТ;
оценка организации учета и контроля за ЯМ, РВ и РАО;
оценка Инструкции по ликвидации проектных аварий, предаварийных ситуаций
и нарушений нормальной эксплуатации;
оценка Руководства по управлению запроектными авариями;
оценка Плана мероприятий по защите персонала в случае аварии;
учет опыта эксплуатации; анализ учета нарушений при эксплуатации;
оценка подготовки и поддержания квалификации персонала;
оценка обеспечения пожарной безопасности.
По результатам экспертизы были сделаны следующие основные выводы.
Концепция безопасности энергоблоков и подходы эксплуатирующей организации к
устранению (или компенсации) отступлений энергоблоков от требований действующих
нормативных документов не соответствуют достигнутому уровню развития науки и тех-
ники, так как при анализе отступлений энергоблоков эксплуатирующей организацией
принята нормативная база по состоянию на 2000 год. С того времени нормативная база
изменялась и дополнялась новыми нормативными документами. Эксплуатирующей
организацией не выполнен анализ отступлений энергоблоков от требований всех нор-
мативных документов в области использования атомной энергии, действующих на те-
кущий момент. При анализе эксплуатирующей организацией не применено действу-
ющее руководство по безопасности «Анализ несоответствий блока атомной станции
требованиям действующих нормативных документов» (РБ-028-04).
Деятельность концерна «Росэнергоатом» как эксплуатирующей организации по
учету опыта эксплуатации, организации и проведению эксплуатации энергоблоков, а
также показатели, характеризующие безопасность эксплуатации, соответствуют тре-
бованиям нормативных документов в области использования атомной энергии.
Основные нейтронно-физические характеристики реактора энергоблоков соот-
ветствуют установленным проектным пределам. Состояние незамененных труб тех-
нологических каналов энергоблоков соответствует требованиям нормативных до-
кументов в области использования атомной энергии.
300
Подготовка и поддержание квалификации эксплуатационного персонала энер-
гоблоков соответствуют требованиям, установленным действующими нормативны-
ми документами в области использования атомной энергии.
Обоснование обеспечения пожарной безопасности энергоблоков, как и органи-
зация учета и контроля ЯМ, РВ и РАО, соответствует требованиям нормативных до-
кументов в области использования атомной энергии.
Несмотря на замечания, по результатам экспертизы не отмечено факторов, пре-
пятствующих дальнейшей эксплуатации энергоблоков № 3 и 4 Ленинградской АЭС.
Эксплуатирующей организации предложено учесть замечания и рекомендации, от-
меченные по результатам экспертизы.
Обзор основных результатов экспертизы безопасности энергоблока № 5 Бала-
ковской АЭС (на этапе сооружения)
В проекте энергоблока № 5 Балаковской АЭС приняты апробированные
практикой эксплуатации проектные и конструкторские решения для реакторов
ВВЭР-1000. Результаты экспертизы позволили сделать следующие основные выводы.
Обоснование концепции безопасности энергоблока, проектных пределов соот-
ветствует требованиям действующих нормативных документов и достигнутому уров-
ню развития науки и техники в области использования атомной энергии.
Детерминистское обоснование безопасности энергоблока в переходных режимах,
при проектных и запроектных авариях соответствует требованиям нормативных до-
кументов, за исключением обоснования безопасности радиационных последствий
аварий на энергоблоке.
Представленный эксплуатирующей организацией вероятностный анализ безо-
пасности энергоблока (ВАБ) (1-го уровня, для внутренних исходных событий при
работе на мощности) соответствует достигнутому уровню развития науки и техники
в области использования атомной энергии. Для рассмотренных при вероятностном
анализе безопасности режимов эксплуатации и исходных событий аварий на энер-
гоблоке эксплуатирующей организацией получено значение общей частоты повреж-
дения активной зоны, равное 4,29·10-7 1/(реактор·год). Замечания, отмеченные по
результатам экспертизы, не ставят под сомнение указанный результат, однако под-
черкнуто, что эксплуатирующей организацией выполнен лишь ВАБ 1-го уровня;
при выполнении ВАБ в полном объеме следует ожидать заметного увеличения ито-
говой интегральной оценки частоты повреждения активной зоны.
По результатам экспертизы отмечено, что недостроенные здания и сооружения
энергоблока могут быть использованы только при условии проведения ремонт-
но-восстановительных работ и подтверждения их проектной несущей способно-
сти. Оборудование, смонтированное и находящееся на хранении (за исключением
КИПиА и электротехнического оборудования, подлежащих полной замене), может
быть использовано при условии проведения ремонтно-восстановительных работ и
комплектации недостающей документацией.
По результатам экспертизы сделан вывод о том, что обоснование безопасности
района и площадки размещения энергоблока соответствует требованиям действу-
ющих нормативных документов.
Замечания, отмеченные по результатам экспертизы, не содержат факторов, пре-
пятствующих сооружению энергоблока № 5 Балаковской АЭС, но указывают на не-
обходимость доработки документов, отражающих обоснование безопасности.
301
Обзор основных результатов экспертизы безопасности эксплуатации энергоблока
№ 1 Ленинградской АЭС в дополнительный период (сверх проектного срока)
Энергоблок № 1 Ленинградской АЭС эксплуатируется с декабря 1973 года. С
момента его сооружения постоянно внедрялись технические и организационные
мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности энергоблока.
В 2003 году назначенный проектом энергоблока срок службы истек. К этому году
эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями нормативных до-
кументов были выполнены работы по продлению срока эксплуатации энергобло-
ка, включая его комплексное обследование, а также был разработан отчет по углу-
бленной оценке безопасности энергоблока. Результаты комплексного обследования
элементов реакторной установки, металлоконструкций реактора и трубопроводов
КМПЦ энергоблока свидетельствовали, что указанные элементы находятся в рабо-
тоспособном состоянии. Проведенная в 2003 году экспертиза показала, что концеп-
ция безопасности энергоблока удовлетворяет требованиям норм и правил в области
использования атомной энергии; незаменяемое оборудование энергоблока (графи-
товая кладка, металлоконструкции реактора, барабаны-сепараторы), а также стро-
ительные конструкции и трубопроводы находятся в работоспособном состоянии.
Однако при этом было подчеркнуто, что состояние энергоблока, отраженное в от-
чете по углубленной оценке безопасности, разработанном к 2003 году, не в полной
мере отражает состояние энергоблока, которое запланировано после завершения
его модернизации, включая внедрение второй системы останова реактора. По ре-
зультатам экспертизы 2003 года не было отмечено факторов, препятствующих про-
должению работ по модернизации энергоблока.
В конце 2003 года энергоблок был остановлен для проведения завершающего
этапа модернизации, связанного в том числе с внедрением второй системы остано-
ва реактора. Эксплуатирующей организацией была выполнена корректировка обо-
снования безопасности эксплуатации энергоблока и эксплуатационной документа-
ции, что стало предметом экспертизы, проведенной в 2004 году, которая показала,
что достигнутый уровень безопасности энергоблока является приемлемым для экс-
плуатации энергоблока в дополнительный период (сверх проектного срока).
По истечении 5-летнего дополнительного периода эксплуатации энергоблока
эксплуатирующая организация представила обоснование безопасности его даль-
нейшей эксплуатации, что стало предметом экспертизы, проведенной в истекшем
2006 году. По результатам экспертизы были сделаны следующие выводы.
Эксплуатация энергоблока ведется согласно эксплуатационным документам, ко-
торые соответствуют требованиям нормативных документов. Обоснование безопас-
ности обращения с ЯТ и РАО, пожарной безопасности, организации учета и кон-
троля РВ и РАО, организации физической защиты, подготовка и поддержание ква-
лификации персонала соответствуют требованиям нормативных документов.
Влияние эксплуатации энергоблока на персонал, население и окружающую среду
не превышает критериев, установленных нормами и правилами в области исполь-
зования атомной энергии.
Обоснование безопасности, надежности и работоспособности систем энергобло-
ка, важных для безопасности, соответствует требованиям нормативных документов,
за исключением неполного обоснования работоспособности бассейнов выдержки
топлива, работоспособности кондиционеров, текущего состояния металлоконструк-
ций энергоблока, а также безопасности энергоблока при аварии с множественным
302
разрывом технологических каналов. Однако отмеченные по результатам эксперти-
зы замечания не содержат факторов, препятствующих дальнейшей эксплуатации
энергоблока в дополнительный период.
Обоснование безопасности эксплуатации энергоблока при нарушениях, связан-
ных с изменением реактивности, при переходных режимах с отказами оборудова-
ния, при проектных авариях с потерей теплоносителя, при обращении с ядерным
топливом соответствует требованиям нормативных документов.
Обоснование защищенности энергоблока от внешних природных и техногенных
воздействий является неполным, однако при экспертизе не отмечено факторов, пре-
пятствующих дальнейшей эксплуатации энергоблока сверх проектного срока.
Проведенный эксплуатирующей организацией анализ запроектных аварий на
энергоблоке соответствует требованиям нормативных документов.
Результаты экспертизы прогнозных оценок радиационных последствий проект-
ных аварий на энергоблоке, представленные эксплуатирующей организацией в под-
тверждение соблюдения требований НРБ-99 и других нормативных документов,
показали, что эксплуатирующей организацией в ряде случаев применен недоста-
точно консервативный подход при обосновании радиационной безопасности; от-
мечены также замечания, указывающие на некорректность некоторых обоснований.
Экспертами были выполнены альтернативные расчеты радиационных последствий
ряда проектных аварий на энергоблоке, которые показали, что прогнозные значения
дозы облучения населения (при консервативном подходе) не превышают критериев
безопасности, установленных в разделе 6 НРБ-99 для радиационных аварий.
Выполненный эксплуатирующей организацией вероятностный анализ безопас-
ности энергоблока (1-го уровня) признан не соответствующим критериям оценки,
которые были приняты при экспертизе.
Несмотря на замечания, по результатам экспертизы не отмечено факторов, пре-
пятствующих продолжению эксплуатации энергоблока № 1 Ленинградской АЭС в
дополнительный период. Эксплуатирующей организации предложено учесть заме-
чания и рекомендации, отмеченные по результатам экспертизы.
Обзор основных результатов экспертизы безопасности эксплуатации энергобло-
ка № 1 Курской АЭС в дополнительный период (сверх проектного срока)
Ввод в эксплуатацию энергоблока № 1 Курской АЭС был осуществлен в декабре
1976 года. С момента его сооружения постоянно внедрялись технические и органи-
зационные мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности энер-
гоблока. В 2006 году назначенный проектом энергоблока срок службы истек.
Эксплуатирующая организация осуществила работы по подготовке энергобло-
ка к эксплуатации в дополнительный период (сверх проектного срока) и в соответ-
ствии с требованиями НД представила обоснование безопасности (комплект доку-
ментов), в состав которого вошли следующие основные документы:
отчет по углубленной оценке безопасности энергоблока, откорректированный с
учетом замечаний ранее выполненных экспертиз и отражающий реальное состоя-
ние энергоблока;
программа подготовки энергоблока к продлению срока эксплуатации;
результаты комплексного обследования энергоблока и обоснование наличия
необходимого остаточного ресурса зданий и сооружений энергоблока, металло-
конструкций и незаменяемых элементов реакторной установки РБМК-1000, невосста-
навливаемого оборудования и трубопроводов систем, важных для безопасности;
303
программа и график замены оборудования, выработавшего свой ресурс, и ме-
роприятия по поддержанию в технически исправном состоянии элементов систем,
важных для безопасности, в период дополнительного срока эксплуатации энерго-
блока;
программа обеспечения качества выполнения работ по продлению срока экс-
плуатации энергоблока;
программа работ по устранению выявленных в результате выполненного анализа
несоответствий энергоблока требованиям действующих нормативных документов;
информация о комплектовании и подготовке эксплуатационного персонала при
эксплуатации энергоблока в дополнительный период.
Всего состав комплекта документов, обосновывающих безопасность эксплуата-
ции энергоблока в дополнительный период, вошло 97 документов, которые и стали
предметом экспертизы. Экспертиза была проведена по следующим аспектам:
концепция безопасности энергоблока, включая концепцию «Течь перед разру-
шением»;
условия и характеристика площадки;
организация и проведение эксплуатации;
системы, важные для безопасности;
состояние строительных конструкций, незаменяемого оборудования и оборудо-
вания, важного для безопасности, и остаточный ресурс;
оценка детерминистического анализа безопасности;
оценка обоснования радиационных последствий аварий;
оценка вероятностного анализа безопасности;
подготовка энергоблока к эксплуатации в дополнительный период.
По результатам экспертизы сделаны следующие основные выводы.
Концепция безопасности, принятая эксплуатирующей организацией для энерго-
блока, соответствует требованиям нормативных документов. При этом имеется ряд
замечаний, которые указывают на то, что внедрение, а также обоснование внедре-
ния на энергоблоке мероприятий в рамках концепции «Течь перед разрушением»
не соответствуют рекомендациям Р-ТПР-01-99. Но упомянутые замечания не со-
держат факторов, препятствующих продолжению эксплуатации энергоблока в до-
полнительный период.
Обоснование защищенности энергоблока от внешних природных и техногенных
воздействий нельзя признать полным, так как имеются замечания к информацион-
ному наполнению текста ОУОБ. Но по результатам экспертизы не отмечено факто-
ров, препятствующих эксплуатации энергоблока в дополнительный период.
Эксплуатация энергоблока ведется согласно эксплуатационным документам,
соответствующим требованиям нормативных документов. Обоснование безопас-
ности эксплуатации систем энергоблока, важных для безопасности, соответствует
требованиям нормативных документов. Обоснование обеспечения учета и контро-
ля РВ и РАО, обращения с ЯТ и РАО, пожарной безопасности, организации фи-
зической защиты и работы с персоналом соответствует требованиям нормативных
документов.
Влияние на персонал, население и окружающую среду не превышает критериев,
установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии.
Обоснование безопасности эксплуатации энергоблока при нарушениях, связан-
ных с изменением реактивности, при переходных режимах с отказами оборудова-
304
ния, а также при проектных авариях с потерей теплоносителя и при обращении с
ядерным топливом соответствует требованиям нормативных документов.
Представленный эксплуатирующей организацией анализ запроектных аварий на
энергоблоке соответствует требованиям нормативных документов.
Выполненный эксплуатирующей организацией вероятностный анализ безопас-
ности энергоблока (1-го уровня) не соответствует критериям оценки, которые были
приняты при экспертизе. Но по результатам экспертизы не отмечено факторов, пре-
пятствующих дальнейшей эксплуатации энергоблока в дополнительный период.
Результаты экспертизы прогнозных оценок радиационных последствий про-
ектных аварий на энергоблоке, представленные эксплуатирующей организацией в
подтверждение соблюдения требований НРБ-99 и других нормативных докумен-
тов, показали, что эксплуатирующей организацией в ряде случаев применен недо-
статочно консервативный подход при обосновании радиационной безопасности;
отмечены также замечания, указывающие на некорректность некоторых обоснова-
ний. Экспертами выполнены альтернативные расчеты радиационных последствий
ряда проектных аварий на энергоблоке, которые показали, что прогнозные значе-
ния дозы облучения населения (при консервативном подходе) не превышают кри-
териев безопасности, установленных в разд. 6 НРБ-99 для радиационных аварий.
По результатам экспертизы прогнозных оценок радиационных последствий про-
ектных аварий не выявлено факторов, препятствующих эксплуатации энергоблока
в дополнительный период.
При комплексном обследовании энергоблока было определено фактическое тех-
ническое состояние реакторной установки, систем, важных для безопасности, про-
изводственных зданий и сооружений энергоблока; выполнена оценка остаточного
ресурса систем и элементов реакторной установки, важных для безопасности, про-
изводственных зданий и сооружений энергоблока; реализована программа подго-
товки энергоблока к эксплуатации энергоблока в дополнительный период (в соот-
ветствии с требованиями НП-017-2000 и других нормативных документов).
Несмотря на замечания, по результатам экспертизы не отмечено факторов, пре-
пятствующих эксплуатации энергоблока № 1 Курской АЭС в дополнительный пе-
риод. Эксплуатирующей организации предложено учесть замечания и рекоменда-
ции, отмеченные по результатам экспертизы.
Обзор основных результатов экспертизы безопасности эксплуатации энергобло-
ка № 3 Нововоронежской АЭС в дополнительный период (сверх проектного срока)
Энергоблок № 3 Нововоронежской АЭС эксплуатируется с 1971 года. К 2000 году
эксплуатирующей организацией было осуществлено комплексное обследование
энергоблока и выполнены работы по подготовке энергоблока к эксплуатации в до-
полнительный период (сверх проектного срока), что было сделано в соответствии
с требованиями НП-017-2000. На основе результатов комплексного обследования
заявителем была разработана и реализована программа подготовки энергоблока к
эксплуатации сверх проектного срока службы.
Проведенная в 2001 году экспертиза обоснования безопасности эксплуатации
энергоблока в дополнительный период показала, что реализация мероприятий по
реконструкции энергоблока заметно повысила уровень его безопасности, позво-
ляя считать его приемлемым для энергоблока, проект которого был разработан по
ранним стандартам. Эксплуатация энергоблока ведется согласно эксплуатацион-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..