ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 20

 

 

305
ным документам, которые соответствуют требованиям нормативных документов.
Влияние эксплуатации энергоблока на персонал, население и окружающую среду не
превышает критериев, установленных нормами и правилами в области использова-
ния атомной энергии. Экспертиза также показала, что безопасность эксплуатации
энергоблока ограничивается сроком службы корпуса реактора и что эксплуатиру-
ющей организации необходимо представить дополнительное обоснование хрупкой
прочности корпуса реактора при эксплуатации энергоблока после 2006 года. Кроме
того, было отмечено, что не в полной мере обоснована безопасность энергоблока в
случае воздействия ряда природных и техногенных факторов (в частности, взрыв-
ные и ударные волны, ураган, смерч). Но, несмотря на замечания, отмеченные по
результатам экспертизы, они не содержали факторов, препятствовавших эксплуа-
тации энергоблока № 3 Нововоронежской АЭС в дополнительный период.
По истечении 5-летнего дополнительного периода эксплуатации эксплуатирую-
щая организация представила обоснование безопасности дальнейшей эксплуатации
энергоблока, что стало предметом экспертизы, проведенной в истекшем 2006 году.
По результатам этой экспертизы были сделаны следующие выводы.
Обоснование применимости концепции «Течь перед разрушением» для основ-
ных трубопроводов первого контура энергоблока не отвечает требованиям норма-
тивных документов; тем не менее принятая эксплуатирующей организацией кон-
цепция безопасности энергоблока является приемлемой для энергоблока, проект
которого был разработан по ранним стандартам.
Обоснование защищенности энергоблока от внешних природных и техногенных
воздействий является неполным, но отмеченные отступления от требований нор-
мативных документов не требуют внедрения компенсирующих мероприятий в ко-
роткие сроки.
Эксплуатация энергоблока ведется согласно эксплуатационным документам, ко-
торые соответствуют требованиям нормативных документов. Обоснование безопас-
ности обращения с ЯТ и РАО, пожарной безопасности, организации учета и кон-
троля РВ и РАО, организации физической защиты, подготовка и поддержание ква-
лификации персонала соответствуют требованиям нормативных документов.
Влияние эксплуатации энергоблока на персонал, население и окружающую среду
не превышает критериев, установленных нормами и правилами в области исполь-
зования атомной энергии.
Обоснование безопасности систем энергоблока, важных для безопасности, яв-
ляется неполным; но принятые технические решения апробированы многолетней
успешной эксплуатацией энергоблока, а отмеченные отступления от требований
нормативных документов не требуют внедрения компенсирующих мероприятий в
короткие сроки.
Обоснование безопасности эксплуатации энергоблока в переходных режимах и
при проектных и запроектных авариях является неполным, но по результатам экс-
пертизы не отмечено факторов, препятствующих дальнейшей эксплуатации энер-
гоблока в дополнительный период. Представленный эксплуатирующей организа-
цией вероятностный анализ безопасности (1-го уровня) энергоблока выполнен на
высоком научно-техническом уровне, но также является неполным.
Результаты экспертизы прогнозных оценок радиационных последствий проект-
ных аварий на энергоблоке, представленные эксплуатирующей организацией в под-
тверждение соблюдения требований нормативных документов, показали, что экс-
306
плуатирующей организацией применен недостаточно консервативный подход, но
по результатам экспертизы не отмечено факторов, препятствующих дальнейшей
эксплуатации энергоблока в дополнительный период.
Отчет по углубленной оценке безопасности энергоблока, представленный эксплуа-
тирующей организацией, не полностью отражает его текущее состояние, так как в
нем отражены не все выполненные работы по модернизации систем энергоблока.
Несмотря на замечания, по результатам экспертизы не отмечено факторов, пре-
пятствующих продолжению эксплуатации энергоблока № 3 Нововоронежской АЭС
в дополнительный период. Эксплуатирующей организации предложено учесть за-
мечания и рекомендации, отмеченные по результатам экспертизы.
Совершенствование системы экспертизы безопасности
В декабре 2005 года после внешнего аудита со стороны органа по сертификации си-
стем качества «ЦЕНТРОСЕРТ» система менеджмента качества НТЦ ЯРБ была серти-
фицирована на соответствие требованиям российского стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-
2001 и международного стандарта качества ISO 9001:2000 (в системе сертификации
DAR/TGA).
Получение соответствующих сертификатов соответствия помимо очевидной поль-
зы послужило новым импульсом для более скрупулезного подхода к вопросам обе-
спечения качества в повседневной деятельности и побудило коллектив отдела орга-
низации и проведения экспертизы к более осознанному применению принципов и
методов системы менеджмента качества, к более выверенному поведению при вза-
имодействии с сотрудниками иных подразделений НТЦ ЯРБ при реализации про-
цессов экспертизы, поскольку новый «сертифицированный статус» НТЦ ЯРБ как
бы переводит осознание сотрудниками корпоративной ответственности за качество
работы всей организации на новую, более высокую ступень.
Деятельность по дальнейшему развитию и совершенствованию системы менед-
жмента качества экспертизы в 2006 году велась по следующим основным направ-
лениям:
устранение несоответствий, отмеченных в замечаниях аудиторов во время про-
цедуры сертификации НТЦ ЯРБ;
совершенствование критериев оценки эффективности системы менеджмента ка-
чества в НТЦ ЯРБ;
оптимизация отдельных подпроцессов системы менеджмента качества и коррек-
тировка соответствующих документов;
дальнейшее внедрение методов системы менеджмента качества в повседневную
практику с привлечением все более широкого числа работников НТЦ ЯРБ.
В 2006 году в рамках совершенствования системы менеджмента качества
НТЦ ЯРБ было пересмотрено Руководство по качеству НТЦ ЯРБ и разработа-
ны Квалификационные требования к должностям руководителей, специалистов
и служащих НТЦ ЯРБ, а также ряд новых должностных инструкций для работни-
ков НТЦ ЯРБ.
Начиная с 2000 года сотрудники отделов инспекций Ростехнадзора по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью, расположенных на объектах использова-
ния атомной энергии, регулярно участвуют в работах по экспертизе, организуемых в
НТЦ ЯРБ. Наиболее часто экспертами выступают специалисты отделов инспекций
Ростехнадзора на Ленинградской и Курской АЭС, отдела инспекций Центрального
МТО Ростехнадзора по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
307
Наличие документов заявителей по обоснованию безопасности в электронном
виде (в большинстве случаев) и постоянно действующей электронной связи суще-
ственно облегчило участие сторонних экспертов в проводимых в НТЦ ЯРБ работах
по экспертизе. До настоящего момента не было отмечено организационных труд-
ностей привлечения сторонних экспертов, в том числе сотрудников инспекций
Ростехнадзора, за исключением случаев с малым ресурсом времени, который был
предусмотрен для организации и проведения экспертизы. Конечно, на раннем эта-
пе были случаи недостаточного качества экспертизы со стороны некоторых сторон-
них экспертов, к примеру, вместо результатов научной оценки обоснования эксперт
представлял рецензию на текст документа, содержащего обоснование. Но в таких
случаях своевременно назначались контрольные эксперты, благодаря чему качество
экспертизы не пострадало.
В целях более активного привлечения сотрудников отделов инспекций
Ростехнадзора по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, находя-
щихся непосредственно на площадках объектов использования атомной энер-
гии, к участию в работах по экспертизе, выполняемых в НТЦ ЯРБ, в 2006 году
был проведен ряд рабочих встреч ведущих специалистов НТЦ ЯРБ с сотрудни-
ками отделов инспекций ядерной и радиационной безопасности Ростехнадзора
на Ленинградской АЭС, Нововоронежской АЭС, Курской АЭС, Кольской АЭС
и Белоярской АЭС.
Для сотрудников отделов инспекций Ростехнадзора на площадках Курской,
Ленинградской и Нововоронежской АЭС были проведены в 2006 году беседы и за-
нятия по следующим основным аспектам организации и проведения экспертизы в
НТЦ ЯРБ:
процедура организации проведения экспертизы, методики разработки и состав-
ления заключений экспертов по отдельным тематическим вопросам и раздела об-
щего экспертного заключения;
подходы к подбору экспертов, ведению базы данных об экспертах в области ис-
пользования атомной энергии;
информация об организации финансирования работ по экспертизе и заключе-
нии договоров на проведение экспертизы со сторонними экспертами;
подходы к организации рабочих контактов в процессе экспертизы с представи-
телями АЭС, эксплуатирующей организации и Ростехнадзора;
требования системы менеджмента качества в НТЦ ЯРБ в отношении экспертизы.
Сотрудникам отделов инспекций Ростехнадзора по надзору за ядерной и радиа-
ционной безопасностью на площадках АЭС были представлены образцы оформле-
ния заключений экспертов из числа ранее проведенных в НТЦ ЯРБ работ по экс-
пертизе, а также действующие в НТЦ ЯРБ инструкции, в частности, была детально
представлена и обсуждена Инструкция к составлению заключения по отдельному
вопросу экспертизы (ST-646), даны необходимые пояснения и комментарии.
Внедрение системы аттестации экспертов в области использования атомной энер-
гии призвано стимулировать рост квалификации специалистов, улучшать подбор,
расстановку и использование кадров, повысить персональную ответственность за
выполнение порученных обязанностей. Систему аттестации экспертов можно рас-
сматривать как один из механизмов контроля уровня профессиональной подготов-
ки экспертов и тем самым частью системы менеджмента качества организации и
проведения экспертизы.
308
Для проведения аттестации экспертов в области использования атомной энер-
гии в НТЦ ЯРБ разработан Порядок аттестации экспертов в области использования
атомной энергии, который определяет условия аттестации и ее процедуру. При раз-
работке Порядка аттестации экспертов… учитывались положения следующих пра-
вовых, руководящих и нормативных документов:
Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной
энергии, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от
14.07.97 № 865);
Положение о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих
обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиа-
ционного источника, пункта хранения и (или) качества заявленной деятельности
(РД-03-13-99);
Требования к составу комплекта и содержанию входящих в него документов,
обосновывающих способность организации проводить экспертизу в области ис-
пользования атомной энергии (РД-03-15-2006);
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положе-
ния и словарь».
Порядок аттестации экспертов… предусматривает оценку знаний, навыков, вла-
дения, умения экспертов по трем основным направлениям:
знание требований основных норм и правил в области использования атомной
энергии, умение ориентироваться в требованиях всех действующих норм и правил
в области использования атомной энергии, квалифицированное понимание и при-
менение нормативных требований при экспертизе;
знание требований документов действующей в НТЦ ЯРБ системы менеджмента
качества экспертизы, навыки в применении этих требований при организации экс-
пертизы, а также представлении ее результатов;
владение требованиями норм и правил в области использования атомной энер-
гии в узкой области специализации эксперта.
Для классификации областей специализации экспертов разработан Тематический
рубрикатор специализации экспертов в области использования атомной энергии,
разработка которого осуществлена с позиций строгой логики построения, компакт-
ности, легкости расширения рубрикатора, простоты его обработки программными
средствами, а также совместимости с существующей в НТЦ ЯРБ базой данных об
экспертах.
На основе Порядка аттестации экспертов… и Тематического рубрикатора… в
НТЦ ЯРБ начата деятельность по аттестации экспертов в области использования
атомной энергии.
Проблемы экспертизы безопасности ОИАЭ и пути их решения
Одной из значимых проблем, связанных с обеспечением требуемого уровня ор-
ганизации экспертизы безопасности в области использования атомной энергии, яв-
ляется объективный дефицит высококвалифицированных технических экспертов.
Это обусловлено несколькими обстоятельствами, среди них:
фактическое отсутствие «рынка» высококвалифицированных специалистов сред-
него возраста, которые профессионально владеют специальными знаниями и потен-
циально могут быть экспертами в области использования атомной энергии (след-
309
ствие «провала» подготовки специалистов с высшим образованием, вызванного син-
дромом чернобыльской аварии);
высокая занятость высококвалифицированных специалистов, работающих в ве-
дущих организациях отрасли, что практически исключает возможность их привле-
чения в нужные сроки к участию в экспертизе безопасности.
НТЦ ЯРБ проводит целенаправленную работу по постоянному расширению кру-
га технических специалистов, которых можно было бы привлечь в качестве экспер-
тов в области использования атомной энергии. Однако решить данную проблему
чрезвычайно непросто.
Еще одной значимой проблемой, связанной с обеспечением требуемого уровня
экспертизы безопасности в области использования атомной энергии, является про-
блема сохранения знаний и опыта, которыми располагают эксперты старшего воз-
раста, которые, к сожалению, уходят на пенсию. Текущая практика ряда западных
стран (в частности, Германии и США) свидетельствует о принятии в этих странах
срочных мер для максимального сохранения знаний уходящего поколения экспер-
тов. Соответствующая деятельность в этих странах проводится под лозунгом «менед-
жмент знаний», активно поддерживается органами регулирования и всемерно фи-
нансируется государством. Несомненно, что аналогичные меры по «менеджменту
знаний» назрели и в России. При этом нереально надеяться на заметные меры в этом
направлении без определяющих решений со стороны руководства Ростехнадзора.
Анализ и обобщение опыта организации и проведения экспертизы безопасности
в области использования атомной энергии свидетельствует о том, что деятельность
по экспертизе безопасности осуществляется в полном соответствии с действующим
в Российской Федерации законодательством и имеет адекватное организационно-
методическое сопровождение со стороны НТЦ ЯРБ как ведущей экспертной орга-
низации в области использования атомной энергии в системе Ростехнадзора.
2.3.2. Экспертиза промышленной безопасности
Целью экспертизы промышленной безопасности является определение соот-
ветствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышлен-
ной безопасности. Обязательные требования в области экспертизы промышлен-
ной безопасности определены Федеральным законом «О промышленной безопас-
ности опасных производственных объектов», а также нормативными документами
Ростехнадзора.
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности органи-
зована в рамках Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтроль-
ных Ростехнадзору, которая представляет собой совокупность участников этой дея-
тельности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках
которых организуется и осуществляется аккредитация и экспертная деятельность в
области промышленной безопасности.
В 2006 году Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору России утверждено и зарегистрировано 218 052 заключения экспер-
тизы промышленной безопасности, в утверждении 4801 (что на 10 % меньше, чем в
2005 году) заключения было отказано ввиду их несоответствия установленным тре-
бованиям (по данным, полученным от 60 МТУ и УТЭН). Распределение утвержден-
ных заключений по объектам экспертизы промышленной безопасности приведено
на диаграмме (рис. 21).
310
Основной объем экспертизы при-
ходится на технические устройства,
применяемые на опасных производ-
ственных объектах, и связан с прод-
лением сроков их безопасной эксплу-
атации.
Организация деятельности по про-
ведению экспертизы промышленной
безопасности в 2006 году была свя-
зана со следующими направлениями
работ:
аттестацией экспертов, осущест-
вляющих экспертизу промышленной
безопасности;
Рис. 21. Распределение утвержденных
аккредитацией экспертных орга-
заключений по объектам экспертизы
низаций;
промышленной безопасности
подготовкой и повышением ква-
лификации экспертов и специалистов
экспертных организаций в области промышленной безопасности;
проведением работ по экспертизе промышленной безопасности.
Первоочередными задачами по совершенствованию экспертизы промышленной
безопасности следует считать:
разработку методической документации по экспертизе промышленной безопас-
ности, неразрушающему контролю и расчету остаточного ресурса. Разработка ор-
ганизационно-методических документов по выполнению работ по экспертизе про-
мышленной безопасности, неразрушающему контролю и расчету остаточного ре-
сурса (при их отсутствии) является одним из этапов экспертизы промышленной
безопасности и осуществляется экспертными организациями или по их заказу спе-
циализированными организациями;
приведение всех экспертных организаций, имеющих лицензии на экспертизу
промышленной безопасности, в соответствие с лицензионными требованиями, из-
ложенными в Положении о лицензировании деятельности по проведению экспер-
тизы промышленной безопасности (утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.06.06 № 389);
строгое соблюдение при экспертизе промышленной безопасности технических
устройств, применяемых на опасных производственных объектах, продлении сро-
ков их безопасной эксплуатации требований Положения о порядке продления сро-
ка безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений
на опасных производственных объектах (РД 03-484-02).
2.3.3. Государственная экологическая экспертиза
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.07.04 № 401, Ростехнадзор является специально упол-
номоченным государственным органом в области экологической экспертизы в уста-
новленной сфере деятельности.
Структура подразделений Ростехнадзора, осуществляющих организацию и про-
ведение государственной экологической экспертизы, включает:
311
на федеральном уровне — Управление государственного экологического надзора;
на региональном уровне — подразделения государственной экологической экс-
пертизы в территориальных органах Ростехнадзора по технологическому и эколо-
гическому надзору.
Фактическая общая численность специалистов, осуществляющих организацию
и проведение государственной экологической экспертизы в установленной сфере
деятельности Ростехнадзора, — 399 человек, включая 10 человек — центральный
аппарат.
Сведения о деятельности Ростехнадзора в области организации и проведения го-
сударственной экологической экспертизы за 2006 год приведены в табл. 94.
Количество материалов, поступивших на ГЭЭ, включая принятые, отклонен-
ные, находящиеся в процессе и на рассмотрении на ГЭЭ по объектам федерально-
го уровня:
общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, — 490;
число материалов, принятых на ГЭЭ, — 374, в том числе:
утверждено заключений ГЭЭ, всего — 297, из них: утверждено положительных
заключений ГЭЭ — 207; утверждено отрицательных заключений ГЭЭ — 29;
число материалов, находящихся в процессе (имеется приказ об организации
ГЭЭ), — 77;
количество неначатых ГЭЭ — 116, в том числе: отказано в проведении ГЭЭ — 80,
число материалов, находящихся на рассмотрении (отсутствует приказ об организа-
ции ГЭЭ), — 36.
Количество материалов, поступивших на ГЭЭ, включая принятые, отклонен-
ные, находящиеся в процессе и на рассмотрении на ГЭЭ по объектам регионально-
го уровня:
общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, — 71 632;
число материалов, принятых на ГЭЭ, — 57 509, в том числе:
утверждено заключений ГЭЭ, всего — 51 979, из них: утверждено положительных
заключений ГЭЭ — 49 399; утверждено отрицательных заключений ГЭЭ — 2580;
число материалов, находящихся в процессе (имеется приказ об организации
ГЭЭ), — 5530;
количество неначатых ГЭЭ — 14 123, в том числе: отказано в проведении ГЭЭ —
10 512, число материалов, находящихся на рассмотрении (отсутствует приказ об ор-
ганизации ГЭЭ), — 3611.
Из всего объема представленных на государственную экологическую экспертизу
материалов доля отказов в проведении ГЭЭ от общего количества материалов, по-
ступивших на ГЭЭ, составляет:
на федеральном уровне — 16 %;
на региональном уровне — 15 %.
Доля отрицательных заключений государственной экологической экспертизы
составляет:
на федеральном уровне — 9,8 %;
на региональном уровне — 5 %.
Основные недостатки материалов, представляемых на ГЭЭ:
1. Отсутствие необходимых согласований контрольных и надзорных органов.
2. Отсутствие материалов, отражающих общественное мнение по вопросам на-
мечаемой деятельности.
Таблица 95
Сведения о деятельности Ростехнадзора в области организации и проведения государственной экологической экспертизы
за 12 месяцев 2006 года
Название территориального
органа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Т00
Центральный аппарат
10
490
374
297
268
29
77
116
80
36
170
411
24
24,5
80
Итого:
Центральный федеральный округ
Т01
Московское МТУ
15
2152
1086
695
583
112
391
1066
280
786
150
695
29,6
21,7
60
Т02
МТУ по ЦФО
11
5728
4044
3289
3149
140
755
1684
1107
577
21
0
70,25
65,14
60
Т03
УТЭН по Рязанской области
5
590
425
384
379
5
41
165
81
84
59
808
9,91
9,31
60
Т04
УТЭН по Смоленской области
5
569
526
526
502
24
0
43
33
10
50
526
6,07
5,7
60
Т05
УТЭН по Тверской области
4
1918
1212
1211
1189
22
1
706
318
388
102
1211
21,11
19,43
60
Т06
УТЭН по Белгородской обла-
5
1110
874
809
780
29
65
236
179
57
49
110
16,5
15,8
60
сти
Т07
УТЭН по Курской области
5
831
806
799
775
24
7
25
5
20
77
775
7,6
7,1
60
Т08
УТЭН по Брянской области
5
1027
984
935
916
19
49
43
43
0
62
732
10,3
10,2
49
Т09
УТЭН по Калужской области
5
337
316
259
257
2
57
21
17
4
74
571
3,9
3,7
60
Т10
УТЭН по Орловской области
5
801
772
749
730
19
23
29
9
20
41
801
4,11
3,95
60
Т11
УТЭН по Тульской области
3
446
351
326
318
8
25
95
95
0
54
326
5,3
4,8
60
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Т12
УТЭН по Воронежской обла-
6
816
605
580
553
27
25
211
211
0
133
580
8,14
7,32
400
сти
Т13
УТЭН по Липецкой области
5
604
546
546
508
38
0
58
58
0
63
546
6,7
6,51
60
Т14
УТЭН по Тамбовской области
6
425
377
339
328
11
38
48
32
16
61
384
2,91
2,74
60
Т15
УТЭН по Владимирской обла-
5
365
255
161
130
31
94
110
3
107
126
295
5,43
5,16
60
сти
Т16
УТЭН по Ивановской области
4
557
481
425
415
10
56
76
68
8
32
469
7,21
7,20
56
Т17
УТЭН по Костромской обла-
6
1690
1459
1325
1257
68
134
231
90
141
74
1338
9,6
9,6
1150
сти
Т18
УТЭН по Ярославской области
6
1331
1188
1188
1163
25
0
143
143
0
57
1188
17,13
17,1
60
Итого:
106
21297
16307
14546
13932
614
1761
4990
2772
2218
1284
11355
241,77
222,46
2495
Северо-Западный федеральный округ
Т19
МТУ по СЗФО
10
1432
1261
1045
1029
16
216
171
85
86
56
1045
45,9
44,3
60
Т20
УТЭН по Калининградской
3
763
548
459
455
4
89
215
125
90
42
518
13,7
12,1
60
области
Т21
УТЭН по Новгородской обла-
5
278
271
232
231
1
39
7
7
0
0
0
3,05
3,05
60
сти
Т22
УТЭН по Псковской области
5
206
178
165
159
6
13
28
28
0
40
165
2,5
2,4
60
Т23
УТЭН по Республике Карелия
5
514
318
278
278
6
40
196
196
0
5
278
6,15
6,11
60
Т24
Печорское межрегиональное
8
292
232
204
196
8
28
60
44
16
126
376
7,17
6,8
60
УТЭН
Т25
УТЭН по Мурманской области
5
309
292
273
262
11
19
17
17
0
73
273
3,98
3,89
60
Т26
УТЭН по Архангельской об-
5
787
513
429
422
7
84
274
180
94
165
429
10,7
9,2
60
ласти
Т27
УТЭН по Вологодской области
6
1012
1012
944
910
34
68
0
0
0
330
936
12,83
10,598
60
Итого:
52
5593
4625
4029
3936
93
596
968
682
286
837
4020
105,98
98,35
540
Южный федеральный округ
Т28
МТУ по ЮФО
5
922
851
851
842
9
0
71
71
0
46
851
13,6
13,4
60
Т29
Северо-Кавказское межрегио-
6
6421
4978
4884
4815
69
94
1443
1397
46
307
0
43,0
42,7
60
нальное УТЭН
Т30
УТЭН по Республике
4
117
100
87
87
0
13
17
4
13
9
87
1,21
0,87
25
Ингушетия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Т31
УТЭН по Республике Дагестан
4
194
128
112
107
5
16
66
28
38
120
112
3,9
3,3
100
Т32
УТЭН по Чеченской
3
173
142
142
142
0
0
31
26
5
11
142
3,33
3,1
60
Республике
Т33
УТЭН по Кабардино-
4
500
394
394
382
12
0
106
58
48
17
394
2,71
2,43
60
Балкарской Республике
Т34
УТЭН по Ставропольскому
5
476
450
384
375
9
66
26
26
0
81
384
5,9
5,9
66
краю
Т35
УТЭН по Карачаево-
1
311
276
274
272
2
2
35
35
0
5
273
1,4
1,3
60
Черкесской Республике
Т36
УТЭН по Республике Северная
5
321
303
295
289
6
8
18
15
3
35
295
1,45
1,3
60
Осетия — Алания
Т37
УТЭН по Астраханской обла-
4
343
213
199
193
6
14
130
99
31
82
314
4,8
4,6
199
сти
Т38
Нижне-Волжское межрегио-
7
1430
1104
967
918
49
137
326
322
4
126
961
34,76
32,15
2100
нальное УТЭН
Итого:
48
11208
8939
8589
8422
167
350
2269
2081
188
839
3813
116,06
111,05
2790
Приволжский федеральный округ
Т39
МТУ по Приволжскому ФО
7
1335
1126
1104
1081
23
22
209
209
0
48
1104
16,5
16,2
60
Т40
УТЭН по Республике Башкорто-
10
1987
1694
1412
1173
239
282
293
293
0
160
1509
37,8
37,5
60
стан
Т41
УТЭН по Республике Марий
3
271
263
263
259
4
0
8
8
0
65
263
2,1
2,9
60
Эл
Т42
УТЭН по Республике
5
4898
4557
3973
3518
455
584
341
266
75
112
378
42,5
38,3
60
Татарстан (Татарстан)
Т43
УТЭН по Чувашской
5
595
595
520
437
83
75
0
0
0
65
971
8,74
8,74
60
Республике — Чувашия
Т44
УТЭН по Республике
4
444
273
218
193
25
55
171
109
62
24
300
2,10
1,91
60
Мордовия
Т45
УТЭН по Удмуртской Респуб-
3
1148
928
731
716
15
197
220
123
97
84
731
20,33
20,08
250
лике
Т46
УТЭН по Кировской области
5
588
452
430
309
121
22
136
119
17
110
603
5,5
5,1
60
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Т47
Пермское межрегиональное
6
695
632
559
547
12
73
63
63
0
301
560
13,61
12,52
60
УТЭН
Т48
УТЭН по Оренбургской обла-
5
430
416
318
273
45
98
14
14
0
70
416
9,66
8,25
60
сти
Т49
УТЭН по Пензенской области
5
345
324
324
316
8
0
21
21
0
51
324
3,17
2,47
60
Т50
УТЭН по Саратовской области
5
772
772
772
767
5
0
0
0
0
31
772
9,62
8,06
60
Т51
УТЭН по Ульяновской области
2
466
373
367
354
13
6
93
87
6
83
367
3,8
3,6
20
Т52
УТЭН по Самарской области
3
720
644
564
556
8
80
76
76
0
63
564
14,62
12,84
60
Итого:
68
14694
13049
11555
10499
1056
1494
1645
1388
257
1267
8862
190,05
178,39
990
Уральский федеральный округ
Т53
МТУ по УФО
6
1745
738
551
466
85
187
1007
1007
0
312
671
15,38
14,71
60
Т54
УТЭН по Курганской области
5
626
572
531
517
14
41
54
54
0
85
531
5,0
4,63
310
Т55
УТЭН по Челябинской обла-
4
756
454
452
449
3
2
302
302
0
139
651
9,9
8,7
500
сти
Т56
УТЭН по Тюменской области
5
880
826
826
809
17
0
54
54
0
46
870
35,75
31,8
60
Т57
УТЭН по Ханты-Мансийскому
5
2772
2387
2266
2038
228
121
385
109
276
283
2266
31,5
31,1
60
АО — Югра
Т58
УТЭН по Ямало-Ненецкому
3
1265
1122
959
905
54
163
143
96
47
58
997
55,24
52,98
60
АО
Итого:
28
8044
6099
5585
5184
401
514
1945
1622
323
923
5986
152,77
143,92
750
Сибирский федеральный округ
Т59
МТУ по СФО
5
714
569
569
552
17
0
145
145
0
154
569
8,08
7,75
400
Т60
УТЭН по Омской области
6
456
365
360
357
3
5
91
86
5
96
360
11,9
11,6
310
Т61
УТЭН по Томской области
5
1453
1210
1006
957
49
204
243
243
0
166
1006
44,57
42,24
900
Т62
Алтайское межрегиональное
10
1280
1160
1093
1049
44
67
120
120
0
42
163
20,7
19,94
60
УТЭН
Т63
УТЭН по Республике Бурятия
2
326
304
282
268
14
22
22
22
0
48
282
8,02
7,46
250
Т64
УТЭН по Республике Хакасия
4
376
343
302
292
10
41
33
23
10
15
376
4,38
3,9
260
Т65
Енисейское межрегиональное
6
1406
1193
1107
1084
23
86
213
213
0
216
1193
17,25
15,93
60
УТЭН
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Т66
Иркутское межрегиональное
5
463
261
212
196
16
49
202
202
0
431
212
6,8
6,58
60
УТЭН
Т67
УТЭН по Кемеровской обла-
5
724
390
328
321
7
62
334
296
38
23
328
14,4
13,0
60
сти
Т68
Читинское межрегиональное
8
594
502
446
434
12
56
92
18
74
164
446
8,68
6,72
400
УТЭН
Т69
УТЭН по Таймырскому
0
81
56
54
52
2
2
25
10
15
34
66
4,78
3,81
60
(Долгано-Ненецкому) АО
Итого:
56
7873
6353
5759
5562
197
594
1520
1378
142
1389
5001
149,56
138,93
2821
Дальневосточный федеральный округ
Т70
МТУ по ДФО
4
568
454
454
439
15
0
114
63
51
72
360
11,75
11,1
41
Т71
УТЭН по Амурской области
4
176
122
112
110
2
10
54
54
0
52
110
5,07
4,7
60
Т72
УТЭН по Республике Саха
6
398
344
328
305
23
16
54
27
27
13
92
10,3
9,9
60
(Якутия)
Т73
УТЭН по Приморскому краю
5
1089
783
620
616
4
163
306
234
72
105
620
10,9
10,0
60
Т74
Камчатское межрегиональное
4
127
65
65
64
1
0
62
62
0
65
65
3,3
3,0
60
УТЭН
Т75
УТЭН по Магаданской обла-
3
72
64
60
60
0
4
8
0
8
27
60
1,5
1,5
60
сти
Т76
УТЭН по Сахалинской обла-
4
405
243
217
211
6
26
162
143
19
49
217
7,125
6,983
60
сти
Т77
УТЭН по Чукотскому АО
1
88
62
60
59
1
2
26
6
20
4
62
2,8
2,6
60
Итого:
31
2923
2137
1916
1864
52
221
786
589
197
387
1586
52,745
49,783
461
Всего по территориальным органам
389
71632
57509
51979
49399
2580
5530
14123
10512
3611
6926
40623
1008,935
942,883
10847
Ростехнадзора:
Всего по Ростехнадзору:
399
72122
57883
52276
49667
2609
5607
14239
10592
3647
7096
41034
1032,935
967,383
10927
317
3. Низкое качество проектной документации.
4. Нарушения и отклонения от норм проектирования при разработке раздела
«Охрана окружающей среды» (недостаточно полная или некорректная разработка
мероприятий по очистке выбросов вредных веществ в атмосферу, промышленных
и поверхностных стоков, неверные расчеты объемов образования отходов произ-
водства).
5. Недостаточная проработка вопросов в части оценки воздействия на окружа-
ющую среду и разработки мероприятий по минимизации воздействия объектов хо-
зяйственной деятельности на окружающую среду.
6. Отсутствие в сметных расчетах сведений о затратах на природоохранные ме-
роприятия.
7. Отсутствие расчетов экологического ущерба, в том числе в случае возникно-
вения возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций.
8. Представление искаженной информации.
9. Нерациональное отчуждение ценных земель и других угодий.
10. Низкое качество или отсутствие графического материала.
11. Отсутствие альтернативных вариантов размещения объектов.
Ведение реестров объектов ГЭЭ и экспертов
В реестр объектов государственной экологической экспертизы Ростехнадзора в
2006 году включено 41 034 объекта.
Реестр экспертов, привлекаемых Ростехнадзором в состав экспертных комиссий
государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня,
включает 7096 специалистов.
Результаты проверок территориальных органов Ростехнадзора в сфере осущест-
вления деятельности в области государственной экологической экспертизы
В 2006 году центральным аппаратом Ростехнадзора были проверены экс-
пертные подразделения 5 территориальных органов Ростехнадзора: УТЭН по
Тюменской области; УТЭН по Ханты-Мансийскому автономному округу; УТЭН
по Ямало-Ненецкому автономному округу; УТЭН по Смоленской области; УТЭН
по Республике Башкортостан.
В результате проверки выявлены следующие недостатки при организации и про-
ведении государственной экологической экспертизы:
экспертные комиссии государственных экологических экспертиз состоят из чет-
ного количества членов экспертных комиссий, что противоречит Регламенту про-
ведения государственной экологической экспертизы;
проведение ГЭЭ по объектам, реализуемым на территории других субъектов
Российской Федерации (Тюмень), и объектам федерального уровня;
несоблюдение сроков проведения государственной экологической экспертизы;
проведение ГЭЭ по объектам, не являющимся объектами ГЭЭ (проекты
ПДВ);
проведение ГЭЭ без учета мнения общественности (ЯНАО).
В течение 2006 года за организацию и проведение государственной экологиче-
ской экспертизы к оплате представлено счетов на сумму 1032,935 млн руб., оплаче-
но счетов на сумму 967,383 млн руб.
Наибольшее количество поступивших материалов на государственную эколо-
гическую экспертизу представлены: в Северо-Кавказское межрегиональное управ-
318
ление — 6421, в Межрегиональное территориальное управление по Центральному
федеральному округу — 5728, УТЭН по Республике Татарстан — 4898, УТЭН по
Ханты-Мансийскому АО — 2772, в Московское межрегиональное территориаль-
ное управление — 2152.
Наименьшее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, представлено: в УТЭН
по Чукотскому АО — 88, в УТЭН по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) АО — 81,
в УТЭН по Магаданской области — 72, в УТЭН по Республике Ингушетия — 117,
УТЭН по Чеченской Республике — 173.
Набольшее количество отрицательных заключений от общего числа утвержденных
заключений ГЭЭ утверждено: в УТЭН по Кировской области — 121 (28 %), в УТЭН
по Республике Башкортостан — 239 (17 %), в УТЭН по Республике Татарстан — 455
(11,5 %); в УТЭН по Ханты-Мансийскому АО — 228 (10 %).
Наибольшее число отказов в проведении ГЭЭ было: в УТЭН по Республике
Карелия — 196 (38 %), в УТЭН по Кемеровской области — 296 (41 %), в УТЭН по
Архангельской области — 180 (23 %).
Анализ деятельности Ростехнадзора и его территориальных органов в области го-
сударственной экологической экспертизы по показателям за 2005 и 2006 годы
За 2006 год объем поступивших материалов по сравнению с показателями ана-
логичного периода 2005 года увеличился: на региональном уровне на 12 023 мате-
риала (на 20,2 %); на федеральном уровне на 25 материалов (на 5,4 %); в целом по
Ростехнадзору на 12 048 материалов (на 20 %).
За 2006 год количество заключений государственной экологической эксперти-
зы по сравнению с показателями аналогичного периода 2005 года увеличилось: на
региональном уровне на 9199 заключений (на 21,5 %); на федеральном уровне на
36 заключений (на 14 %); всего по Ростехнадзору на 9237 заключений (на 21,5 %).
Сравнительные показатели деятельности Ростехнадзора и его территориальных
органов в 2005 и 2006 годах по организации и проведению ГЭЭ федерального и ре-
гионального уровня представлены в табл. 96 и 97.
Таблица 96
Показатели деятельности центрального аппарата Ростехнадзора в 2005 и 2006 годах
по организации и проведению ГЭЭ федерального уровня
Наименование показателя
Всего
Всего
Динамика
п/п
за 2005 г.
за 2006 г.
1
Количество специалистов в экспертном
16
10
-5
подразделении фактически
2
Общее количество материалов, посту-
465
490
+25 (>5,4 %)
пивших на ГЭЭ
3
Утверждено заключений ГЭЭ всего,
259 (79 %
297 (79 %
+36 (>14 %)
из них:
принятых)
принятых)
4
получили положительное заключение
175 (68 %
268 (90,2 %
+93 (>53 %)
утвержд.)
утвержд.)
5
получили отрицательное заключение
84 (32 %
29 (9,8 %
-55 (<66 %)
утвержд.)
утвержд.)
6
Число отказов в проведении ГЭЭ
53 (12 % по-
80 (16 % по-
+27 (>51 %)
ступивших)
ступивших)
7
Количество экспертов, внесенных в ре-
450
170
естр
319
Наименование показателя
Всего
Всего
Динамика
п/п
за 2005 г.
за 2006 г.
8
Число объектов ГЭЭ, внесенных в ре-
420
411
естр
9
Представлено к оплате за проведение
13,1
24
+10,9
ГЭЭ, млн руб.
10
Оплачено за проведение ГЭЭ, млн руб.
13
24,5
+11,5
Таблица 97
Показатели деятельности территориальных органов Ростехнадзора в 2005 и 2006 го-
дах по организации и проведению ГЭЭ регионального уровня
Наименование показателя
Всего
Всего
Динамика
п/п
за 2005 г.
за 2006 г.
1
Количество специалистов в экспертных
427
389
-38
подразделениях фактически
2
Общее количество материалов, посту-
59 609
71 632
+12 023
пивших на ГЭЭ
(>20,2 %)
3
Утверждено заключений ГЭЭ всего,
42 780 (89 %
51 979 (90 %
+9199
из них:
принятых)
принятых)
(> 21,5 %)
4
получили положительное заключе-
39 597 (92,5 %
49 399 (95 %
+9802
ние
утвержд.)
утвержд.)
(>25 %)
5
получили отрицательное заключе-
3183 (7,4 %
2580 (5 %
-603
ние
утвержд.)
утвержд.)
(<19 %)
6
Число отказов в проведении ГЭЭ
9478 (16 %
10 512 (15 %
+1034
поступивших)
поступивших)
(>11 %)
7
Количество экспертов, внесенных в ре-
8215
6926
естр
8
Число объектов ГЭЭ, внесенных в ре-
36 696
40 623
естр
9
Представлено к оплате за проведение
82,6
1008,9
+926,3
ГЭЭ, млн руб.
10
Оплачено за проведение ГЭЭ, млн руб.
72,3
942,88
+870,58
Основной проблемой в области государственной экологической экспертизы яв-
ляется разграничение полномочий при проведении государственной экологической
экспертизы двумя федеральными органами исполнительной власти, осуществляю-
щими полномочия в области экологической экспертизы.
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от
30.07.04 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору» Ростехнадзором был разработан проект постановления Правительства
Российской Федерации «О совершенствовании управления в сфере государствен-
ной экологической экспертизы», который неоднократно направлялся на рассмотре-
ние в Правительство Российской Федерации, по результатам рассмотрения которого
Ростехнадзору совместно с Минэкономразвития России, МПР России, Минфином
России и Минюстом России поручалось дорабатывать данный проект, даже после
получения всех согласований.
При доработке данного проекта в марте 2006 года МПР России было направле-
но в адрес Ростехнадзора решение МПР России о нецелесообразности разработки
320
проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматриваю-
щего определение перечня объектов государственной экологической экспертизы,
проводимой Росприроднадзором и Ростехнадзором, и предложило решить вопрос
исключения дублирования функций в рамках создания единого федерального ор-
гана исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды. В рамках разра-
ботки данного проекта Ростехнадзор направлял в адрес Правительства Российской
Федерации (исх. № СС-47/348 от 21.03.06) предложение о возможности сосредото-
чения в полном объеме полномочий в области государственной экологической экс-
пертизы в Ростехнадзоре, так как государственная экологическая экспертиза являет-
ся предупредительной формой государственного экологического контроля. В связи
с отсутствием единой позиции заинтересованных федеральных органов исполни-
тельной власти по проекту постановления Правительства Российской Федерации
(Минэкономразвития России и МПР России) принятие данного проекта поста-
новления не представлялось возможным до принятия соответствующего решения
Правительственной комиссией по проведению административной реформы.
Одновременно Ростехнадзором в рамках выполнения решений Правительственной
комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполни-
тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
были направлены в Правительство Российской Федерации предложения (исх.
№ КП-10/578 от 10.07.06) по сосредоточению полномочий в области экологической
экспертизы в Ростехнадзоре.
Работа Ростехнадзора по разграничению полномочий при проведении государ-
ственной экологической экспертизы была сосредоточена в рамках разработки в со-
ответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.05
№ 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов ис-
полнения государственных функций и административных регламентов предостав-
ления государственных услуг», а также во исполнение Плана-графика первоочеред-
ной разработки федеральными органами исполнительной власти и рассмотрения
Правительственной комиссией по проведению административной реформы в 2006
году стандартов государственных услуг, административных регламентов исполне-
ния государственных функций и предоставления государственных услуг, непосред-
ственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, а также оказы-
вающих существенное влияние на деятельность юридических лиц и граждан, осу-
ществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по про-
ведению административной реформы от 23.12.05 № 47 (раздел II, пункт 2). В рамках
разработки данного регламента Ростехнадзором также направлялись предложения
(исх. № КЧ-46/746 от 25.08.06) по сосредоточению полномочий в области экологиче-
ской экспертизы в Ростехнадзоре и о готовности внесения соответствующих актов в
Правительство Российской Федерации. Кроме того, были направлены предложения
о необходимости переноса срока вступления в силу положений Градостроительного
кодекса Российской Федерации от 29.12.04 № 190-ФЗ (ч. 6 ст. 49) и Федерального
закона от 31.12.05 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полно-
мочий» (ст. 10).
Административный регламент был утвержден Ростехнадзором и направлен в
2006 году на согласование в МПР России, которое так и не рассмотрело данный проект

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..