ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 17

 

 

257
нарушения требований промышленной безопасности;
ввод в эксплуатацию объектов без разрешения соответствующих органов;
нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства;
самовольное подключение и использование электрической и тепловой энергии.
Сумма наложенных штрафов составила 67,8 млн руб.
За отчетный период территориальными управлениями были сделаны 4,8 тысячи
представлений и обращений в органы власти, прокуратуры, суды по вопросам элек-
тробезопасности и техническому состоянию энергообъектов.
Инспекторским персоналом допущено в эксплуатацию новых и реконструиро-
ванных энергоустановок более 206 тысяч.
Большой объем работ выполнен по контролю за ходом подготовки и прохожде-
нием электро- и теплоснабжающими организациями осенне-зимнего периода.
При прохождении осенне-зимнего периода 2005-2006 годов под контролем тер-
риториальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору в энергоснабжающих организациях было проведено техни-
ческое диагностирование 3779 котлов, 2425 сосудов, работающих под давлением,
478 км трубопроводов пара и горячей воды, отработавших расчетный срок службы.
Было демонтировано 915 котлов, 356 сосудов, 64,25 км трубопроводов пара и горячей
воды, представляющих потенциальную угрозу для населения и окружающей среды.
В ходе проведенных органами Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору проверок за этот период было выявлено около
311 тыс. нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации теплоэнерге-
тического оборудования, были привлечены к ответственности 8780 должностных
лиц и работников, отстранены от работы из-за неудовлетворительных знаний пра-
вил, норм и инструкций по безопасному ведению работ 3592 человека (руководите-
ли, специалисты и рабочие).
По причине грубых нарушений правил промышленной безопасности, несвое-
временного проведения технического диагностирования и освидетельствования
приостанавливалась эксплуатация 698 котлов, 280 сосудов, 401 км трубопроводов
пара и горячей воды.
При проверках было установлено, что на 3598 обследованных энергоснабжаю-
щих предприятиях неудовлетворительно функционировал производственный кон-
троль, 5262 организации не полностью укомплектованы обученным и аттестован-
ным персоналом.
Осуществляя контроль за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжаю-
щих организациях при подготовке к работе в осенне-зимний период 2006-2007 го-
дов, территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору с мая по ноябрь 2006 года провели обследования 674
(40 %) электростанций, 35 413 (42 %) отопительных и 7027 (40 %) отопительно-про-
изводственных котельных, 785 (60 %) электросетевых организаций.
Проведенные за этот период проверки показали, что в большинстве регионов
Российской Федерации подготовка к отопительному сезону проведена в соответ-
ствии с намеченными планами.
Под контролем территориальных органов Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору в организациях за этот период было
проведено техническое диагностирование 2805 котлов, 1965 сосудов, работающих
под давлением, 710 км трубопроводов пара и горячей воды.
258
Территориальными органами Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору по причине грубых нарушений промышленной без-
опасности, несвоевременного проведения технического диагностирования и осви-
детельствования была приостановлена эксплуатация 315 котлов, 73 сосудов, 229 км
трубопроводов пара и горячей воды, представляющих потенциальную угрозу для на-
селения и окружающей среды.
Запланированные ремонты энергетического оборудования в основном были вы-
полнены.
При подготовке к работе в осенне-зимний период в энергоснабжающих органи-
зациях отремонтировано 1246 (91 %) энергетических котлов, 2544 (89 %) водогрей-
ных котлов, 855 (92 %) турбин, 1128 (90 %) генераторов, 104 996 км (94 %) тепловых
сетей, 20 695 (96 %) центральных тепловых пунктов, 377 500 км (94 %) электриче-
ских сетей и 117 451 (95 %) электрических подстанций.
В ходе проверок было выявлено свыше 203 тысяч нарушений правил и норм
безопасности при эксплуатации энергетического оборудования, привлечены к от-
ветственности 4941 руководитель и специалист. При этом было установлено, что в
1093 организациях неудовлетворительно функционирует производственный кон-
троль, 1814 организаций не полностью укомплектованы обученным и аттестован-
ным персоналом.
По всем выявленным случаям нарушений правил безопасности были выданы
предписания с конкретными сроками устранения нарушений.
Информация об организациях, допустивших нарушения требований безопас-
ности, направлялась руководителям органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления, в средства массовой инфор-
мации. За указанный период времени по этим вопросам было направлено 1526 пи-
сем, подготовлено и опубликовано в средствах массовой информации 190 статей.
По фактам грубейших нарушений правил безопасности направлялись представле-
ния в органы прокуратуры.
В соответствии с Положением об оценке готовности электро- и теплоснабжаю-
щих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденным Минпромэнерго
25.08.04 г., в ходе проверок представители территориальных органов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору принимали уча-
стие в проведении оценки готовности электро- и теплоснабжающих организаций к
работе в осенне-зимний период 2006-2007 годов и выдаче им паспортов готовно-
сти.
По состоянию на 15.11.05 г. в целом по России из 25 577 подконтрольных энер-
госнабжающих организаций получили паспорта готовности 20 158 организаций
(79 %).
По организациям РАО «ЕЭС России» процент готовности составил 99 % (531 из
536), в то время как в организациях, не входящих в РАО «ЕЭС России», процент го-
товности составил 78 %.
Среди основных причин неполучения организациями паспортов готовности мож-
но выделить следующие:
рабочие места не укомплектованы обученным и аттестованным персоналом;
непроведение своевременного технического освидетельствования оборудования,
экспертизы промышленной безопасности;
не проводятся ремонтные работы и наладочные испытания;
259
несоответствие схем электроснабжения требованиям по надежности (резервное
электропитание котельных);
отсутствие или неисправность автоматики, обеспечивающей безопасность;
отсутствие необходимого запаса топлива.
Следует отметить, что РАО «ЕЭС России» не формально подходит к вопро-
су получения паспортов готовности к ОЗП. Например, при повторной проверке с
07.11.06 г. по 09.11.06 г. комиссией РАО «ЕЭС России» было вынесено решение об
отзыве паспорта готовности ОАО «Тываэнерго», выданного 16.10.06 г. комиссией
ОАО «ТГК № 13». После повторной проверки комиссией вынесено решение, что
ОАО «Тываэнерго» не имеет права на получение паспорта готовности к ОЗП в свя-
зи с невыполнением основных и дополнительных условий. Основные недостатки,
выявленные в ходе проверки:
отсутствует нормативный запас топлива на Кызылской ТЭЦ. При задании на
01.11.06 г. 10 тыс. т фактически на складе по состоянию на 09.11.06 г. в наличии
4,6 тыс. т;
не проведен анализ схемы собственных нужд Кызылской ТЭЦ с привлечени-
ем проектной организации и на основании выданных рекомендаций не разработа-
ны мероприятия со сроками выполнения по увеличению надежности и живучести
электростанции;
не разработана программа финансового оздоровления ОАО «Тываэнерго», не раз-
решается тупиковая ситуация во взаимодействиях между ОАО «Тываэнерго» и ОАО
«Разрез Каа-Хемский», на котором начата процедура ввода внешнего управления.
С 16.11.06 г. территориальные органы Ростехнадзора приступили к контролю
за прохождением отопительного периода 2006-2007 годов. В период с 16.11.06 г.
по 31.12.06 г. территориальными органами Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору было обследовано 156 электростанций,
1451 отопительно-производственная и 4208 отопительных котельных, 189 электро-
сетевых организаций. В ходе проведенных проверок было выявлено около 48 тысяч
нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического обору-
дования, привлечены к ответственности 95 юридических и 1130 физических лиц.
По причине грубых нарушений правил промышленной безопасности, несвое-
временного проведения технического диагностирования и освидетельствования
приостанавливалась эксплуатация 385 котлов, 498 сосудов, 221 км трубопроводов
пара и горячей воды.
При проверках было установлено, что на 498 энергоснабжающих предприятиях
неудовлетворительно функционировал производственный контроль, 646 организа-
ций не полностью укомплектованы обученным и аттестованным персоналом.
Информация о проделанной территориальными органами Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору и сведения об элек-
тро- и теплоснабжающих организациях, в которых сложилось наиболее неблаго-
приятное положение дел с состоянием безопасности при подготовке и прохождении
осенне-зимнего периода 2006-2007 годов, направлялась в Контрольное управление
Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, орга-
ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоу-
правления.
Анализ случаев прекращения энергоснабжения потребителей показывает, что их
основными причинами продолжают оставаться ветхое состояние оборудования и се-
260
тей, прекращение подачи электроэнергии, неквалифицированные действия обслу-
живающего персонала. Так, например, в ноябре 2006 года в пос. Арбаж (Кировская
область) из-за ветхости труб произошел разрыв коллектора тепловой сети котель-
ной № 5 МУП ЖКХ. Прекращено теплоснабжение 16 многоквартирных домов
(146 квартир) с проживающим населением 286 человек. Для предотвращения размо-
раживания системы в 19:00 теплоноситель дренирован. Ремонтные работы прово-
дились силами аварийной бригады МУП ЖКХ. 21.11.06 г. в 14:00 ремонт завершен,
в 16:00 тепло подано всем потребителям.
Эффективность контрольно-профилактической работы по предупреждению трав-
матизма, проводимой органами Ростехнадзора, является достаточно высокой. Это
подтверждается устойчивой тенденцией снижения числа групповых и смертельных
случаев на энергоустановках.
Так, за период 2006 года произошел 321 несчастный случай, в том числе 24 груп-
повых, 95 тяжелых (в том числе 15 со смертельным исходом) и 203 со смертельным
исходом, в то время как в 2005 году произошло 469 несчастных случаев. Число по-
гибших в 2005 году так же снизилось по сравнению с 2004 годом (табл. 91).
Таблица 91
Показатели травматизма за 2005 и 2006 годы
Наименование показателя
2005 г.
2006 г.
+/-
Произошло несчастных случаев со смертельным исходом, из них:
294
203
-91
в электроустановках
288
194
-94
в теплоустановках
6
9
+3
Произошло групповых несчастных случаев, из них:
26
24
-2
в электроустановках,
24
19
-5
в том числе со смертельным исходом
9
11
+2
в теплоустановках,
2
5
+3
в том числе со смертельным исходом
0
4
+4
Пострадавших со смертельным исходом, из них:
314
222
-92
в электроустановках
297
208
-89
в теплоустановках
6
14
+8
Вместе с общим снижением количества несчастных случаев произошло и сниже-
ние показателей травматизма со смертельным исходом (рис. 19).
Сравнительный анализ распределения аварий и несчастных случаев со смертель-
ным исходом за 2005 и 2006 годы по субъектам Российской Федерации приведен в
приложении.
Наибольшее число несчастных случаев произошло из-за воздействия на по-
страдавших электрической дуги и напряжения. При этом от электрической дуги в
2006 году, так же как и в 2005 году, погиб 31 человек, а от электрического напряже-
ния — 253 человека в 2005 году и 158 — в 2006 году (табл. 92).
Основные причины несчастных случаев:
недостаточная подготовленность персонала к выполнению мероприятий, влия-
ющих на безопасность работ;
низкая надежность технических устройств энергоустановок, влияющих на безо-
пасность проводимых работ;
261
неэффективность мероприятий подготовки персонала по вопросам безопас-
ности;
невыполнение организационных и технических мероприятий, обеспечивающих
безопасность работ в энергоустановках;
личная недисциплинированность.
Рис. 19. Динамика травматизма со смертельным исходом
Таблица 92
Сравнительный анализ распределения травматизма со смертельным исходом
по травмирующим факторам за 2005 и 2006 годы
Фактор
Число пострадавших
2005 г.
2006 г.
+/-
Горячая вода
3
3
0
Детали оборудования, разлетающиеся при его разрушении
4
3
-1
Обрушивающиеся элементы конструкции
6
7
+1
Открытый огонь
2
1
-1
Падение с высоты
10
4
-6
Прочие
4
9
+5
Токсичные продукты горения
5
6
-1
Электрическая дуга
31
31
0
Электрическое напряжение
253
158
-95
В результате анализа обстоятельств и причин несчастных случаев руководителям
предприятий, организаций, учреждений было предписано:
проведение внепланового инструктажа по охране труда и проверки знаний пра-
вил эксплуатации и межотраслевых правил по охране труда;
изучение обстоятельств и причин несчастного случая;
проведение внеочередной проверки знаний руководителей и специалистов по
охране труда;
усиление надзора и контроля со стороны администрации;
262
проведение обучения персонала безопасным приемам работы;
усиление контроля за своевременным и качественным проведением инструкта-
жей и обучением персонала;
исключение допуска к работе в нетрезвом виде;
осмотр и ремонт электрических сетей.
За 2006 год при эксплуатации электрических станций и сетей произошло
3 аварии (за 2005 год — 1 системная авария в электрических сетях ОАО РАО «ЕЭС
России»).
Все три аварии произошли на электрических станциях. Основной причиной про-
исшедших аварий послужили эксплуатация оборудования (конструкций, зданий и
сооружений) электрических станций за пределами установленных сроков эксплуа-
тации, отсутствие необходимого финансирования на проведение качественных ре-
монтов и модернизации оборудования (конструкций зданий и сооружений).
25.03.06 г. на Барнаульской ТЭЦ-2 ОАО «Алтайэнерго» произошло обрушение га-
лереи конвейеров (около 25-30 м), прекратилась подача угля.
Комиссией, проводившей расследование причин аварии, было установлено, что
основными причинами обрушения конструкций строения главного корпуса являет-
ся потеря несущей способности кирпичной кладки несущих продольных стен.
16 августа 2006 года на Братской ГЭС ОАО «Иркутскэнерго» произошло возгора-
ние из-за короткого замыкания обмотки статора и ротора главного генератора мощ-
ностью 250 МВт.
Комиссией, проводившей расследование причин аварии, было установлено,
что замыкание возникло от механического повреждения изоляции обмотки стато-
ра главного генератора в результате удара фрагментом стального листа, оторвавше-
гося от верхнего воздухоразделительного щита генератора. Разрушение воздухораз-
делительного щита произошло вследствие усталости металла, накопившейся за вре-
мя эксплуатации.
20.12.06 г. в 02 ч 55 мин на Рефтинской ГРЭС ОАО «ОГК-5» действием защит от-
ключился энергоблок № 10 с возгоранием турбогенератора и последующим возго-
ранием и обрушением кровли машзала в ячейке № 10. Для безопасности ликвида-
ции пожара персоналом был отключен энергоблок № 7. В 04 ч 51 мин пожар был
локализован. Персонал станции не пострадал.
Комиссией, проводившей расследование причин аварии, было установлено, что
причиной аварии явилось коррозионное разрушение бандажного кольца ротора тур-
богенератора со стороны контактных колец. Обломки бандажного кольца ротора ге-
нератора разрушили часть маслоотделительного цилиндра и лобовые части обмот-
ки статора со стороны контактных колец, что привело к внутреннему трехфазному
короткому замыканию в турбогенераторе, взрыву воздушно-масляной смеси и по-
следующему пожару.
Показатели и анализ состояния лицензирования
Управлением государственного энергетического надзора Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору проводится рассмотре-
ние дел заявителей на получение лицензий по поднадзорным видам деятельности.
Так, Управление принимает участие в лицензировании деятельности по продаже
электрической энергии гражданам, которое осуществляется с 01.07.05 г. на основа-
нии постановления Правительства от 06.05.05 № 291 «Об утверждении Положения
263
о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам» и
Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности».
За 2006 год выдано лицензий организациям 141 (за 2005 год — 29), отказано в вы-
дачи лицензии 170 (за 2005 год — 200).
Анализ показал, что в 60 % случаев причинами отказа в предоставлении лицен-
зии явилось отсутствие сертификата и согласованного с центральным аппаратом
Ростехнадзора графика проведения сертификации, в 4 % — неразделение в счетах
стоимостей электрической энергии на передачу электрической энергии и иных услуг,
в 21 % — неразделение в счетах и отсутствие сертификата и графика проведения сер-
тификации, в 12 % — совмещение видов деятельности, в 3 % — отсутствие подго-
товленного персонала, представление недостоверной информации, отсутствие не-
обходимого размера собственного капитала.
Существенное количество отказов в предоставлении лицензии и усложнение по-
ложения организаций, совмещающих деятельности по купле-продаже электрической
энергии и передаче электрической энергии, вызвано вступлением в силу 01.04.06 г.
ст. 6 Федерального закона от 26.03.03 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирова-
ния электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые
нормативные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «Об электроэнергетике», запрещающего такое совмещение.
Во второй половине 2006 года улучшилось положение с сертификацией электри-
ческой энергии энергоснабжающими (электросетевыми) организациями, увеличи-
лось количество выданных лицензий.
В настоящее время в Управлении государственного энергетического надзора име-
ются сведения о более 30 органах, выполняющих работы по сертификации электри-
ческой энергии. Ведется работа по согласованию графиков проведения обязатель-
ной сертификации электрической энергии в электрических сетях энергоснабжаю-
щих (электросетевых) организаций.
По всем заявлениям соискателей в соответствии со ст. 12 Федерального закона от
08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Управлением
государственного энергетического надзора совместно с территориальными органа-
ми Ростехнадзора проводились проверки соответствия соискателей лицензий ли-
цензионным условиям и требованиям.
Следует отметить, что имеются многочисленные случаи ненадлежащего качества
работ и сроков выполнения проверок территориальными органами. Данные нару-
шения приводят к срыву установленных законодательством сроков рассмотрения
заявлений. Принятыми мерами число таких случаев сокращается.
2.2.20. Гидротехнические сооружения на объектах промышленности и энергетики
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.04 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору» к основным функциям Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) отнесен контроль
и надзор за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений (далее —
ГТС) и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС на объ-
ектах промышленности и энергетики.
264
Государственный надзор и контроль за безопасностью ГТС объектов промыш-
ленности и энергетики осуществляются в настоящее время 66 территориальными
органами Ростехнадзора в 73 субъектах Российской Федерации, в семи федераль-
ных округах.
На 01.01.07 г. зарегистрировано 385 поднадзорных организаций горнодобываю-
щей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и металлургической
промышленности, которые эксплуатируют 741 комплекс ГТС жидких промышлен-
ных отходов, в том числе:
375 комплексов ГТС хвостохранилищ и шламохранилищ в горнодобывающей про-
мышленности, содержащие около 6 км3 отходов обогащения и более 1,0 км3 воды;
93 комплекса ГТС накопителей отходов металлургической промышленности с
общим объемом складированных отходов около 400 млн м3;
273 комплекса ГТС хранилищ отходов предприятий химической, нефтехимической
и нефтеперерабатывающей промышленности с общим объемом складированных от-
ходов около 500 млн м3, содержащих различные опасные химические вещества.
276 комплексов 199 организаций топливно-энергетического комплекса страны,
имеющих в своем составе более 1000 ГТС, в том числе 426 напорных ГТС, форми-
рующих основные водохранилища Российской Федерации и аккумулирующие бо-
лее 90 % всех рисков, связанных с авариями ГТС.
Общее количество напорных ГТС, образующих водохранилища объемом более
10 млн. м3 (крупных), — 227;
Общее количество напорных ГТС, образующих водохранилища объемом от
1,0 млн м3 до 10 млн м3 (средних), — 142;
Общее количество напорных ГТС, образующих водохранилища объемом до
1,0 млн м3 (малых), — 57.
Средний износ сооружений самых крупных ГЭС мощностью более 2000 МВт со-
ставляет — 38 %, а средний износ ГЭС мощностью от 300 до 2000 МВт — около 45 %;
крупных тепловых станций — около 48 %.
Общее количество напорных ГТС, построенных до 1970 года, — 275, износ более
50 % (из них крупных — 123, средних — 95).
Общее количество напорных ГТС, построенных с 1971 и до 1980 года, — 70, из-
нос около 40 % (из них крупных — 37, средних — 18).
Общее количество напорных ГТС, построенных с 1981 и до 1990 года, — 46, из-
нос около 30 % (из них крупных — 21, средних — 8).
Общее количество напорных ГТС, построенных после 1990 года, — 35, износ око-
ло 20 % (из них крупных — 16, средних — 10).
Все эти объекты, значительное количество которых также могут являться объ-
ектами терроризма, потенциально опасны для людей и окружающей среды, так как
являются источниками загрязнения подземных и поверхностных вод, воздушного
бассейна, а разрушения ограждающих водоподпорных сооружений могут привести
к катастрофическим последствиям.
Аварии ГТС могут привести к нарушению жизнедеятельности населения, при-
чинить ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде, причинить значитель-
ные материальные потери, и все они попадают под действие Федерального закона
от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
ГТС объектов промышленности и энергетики в соответствии со СНиП 2.06.01-86
«Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» класси-
265
фицируются в зависимости от их высоты и типа грунтов основания по следующим
классам (рис. 20):
I класса — 78 (7,7 %);
II класса — 176 (17,3 %);
III класса — 187 (18,4 %);
IV класса — 576 (56,6 %).
По федеральным округам Российской
Федерации комплексы ГТС поднадзор-
ных организаций распределены следую-
Рис. 20. Распределение ГТС по классам
щим образом:
Приволжский — 151 (14,8 %);
Уральский — 105 (10,3 %);
Северо-Западный — 126 (12,4 %);
Дальневосточный — 87 (8,6 %);
Сибирский — 298 (29,4 %);
Южный — 96 (9,4 %);
Центральный — 154 (15,1 %).
ГТС объектов промышленности задействованы в технологическом цикле под-
надзорных Службе опасных производственных объектов и представляют потенци-
альную опасность для людей и окружающей среды, так как являются источниками
загрязнения подземных и поверхностных вод, воздушного бассейна и территорий,
а разрушение ограждающих сооружений может привести к катастрофическим по-
следствиям, особенно в период паводков и половодий.
На 01.01.07 г. в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопас-
ности гидротехнических сооружений» и предоставленными эксплуатирующими ор-
ганизациями сведениями в отраслевой раздел Российского регистра внесены более
90,0 % ГТС объектов промышленности и энергетики.
Оставшиеся ГТС будут зарегистрированы после разработки и утверждения их де-
клараций безопасности в соответствии с графиками декларирования, утвержденными
Службой и МЧС России, или после соответствующего заявления собственника.
В течение года проводилась работа по перерегистрации ГТС в связи со сменой
собственника ГТС и (или) наименования 34 организаций.
В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации Службой ГТС на объек-
тах промышленности и энергетики в отраслевом разделе Российского регистра ГТС
(РД-12-02-2004), утвержденной приказом Службы от 15.10.04 № 136, Управлением
государственного энергетического надзора в 2006 году было оформлено и выдано
эксплуатирующим организациям 113 справок о государственной регистрации ГТС
в Российском регистре ГТС.
По данным Российского регистра ГТС, уровень безопасности поднадзорных ГТС
на объектах промышленности и энергетики оценивается следующим образом:
нормальный уровень безопасности, при котором ГТС не имеют дефектов и по-
вреждений, дальнейшее развитие которых может привести к аварии, а эксплуата-
ция ГТС осуществляется с выполнением норм и правил безопасности, имеют 67,9 %
комплексов ГТС от общего количества;
пониженный уровень безопасности, при котором сооружения находятся в нор-
мальном техническом состоянии, но имеются нарушения правил эксплуатации —
имеют 25 % комплексов ГТС;
266
неудовлетворительный уровень безопасности, характеризуемый превышением
первого (предупреждающего) уровня значений критериев безопасности и ограни-
ченной работоспособностью сооружений, имеют 7,1 % комплексов ГТС;
ГТС с опасным уровнем безопасности, характеризуемым превышением предель-
но допустимых значений критериев безопасности, потерей работоспособности и не
подлежащих эксплуатации, нет.
Уровень безопасности определяется при проведении государственной эксперти-
зы деклараций безопасности ГТС путем сравнения фактических значений количе-
ственных характеристик и качественных диагностических параметров с их допусти-
мыми значениями (критериями безопасности), характеризующими переход состо-
яния ГТС от работоспособного к частично работоспособному (предупреждающие
значения критериев безопасности) и от частично работоспособного к полностью
неработоспособному, опасному состоянию (предельно допустимые значения кри-
териев безопасности).
Беспокойство вызывает проблема дефицита квалифицированных кадров и в пер-
вую очередь гидротехников, связанного с существующим сокращением числа вы-
пускников вузов, их отказом от работы по специальности из-за низкой заработной
платы.
Численность служб эксплуатации накопителей промышленных отходов, водохра-
нилищ и гидроузлов, обеспечивающих безопасность ГТС на поднадзорных органи-
зациях, производствах и объектах, составляет 10 587 (в 2005 году — 9892) человек.
По имеющимся статистическим данным, полученным на основании собран-
ных сведений по специализации персонала, обслуживающего накопители, толь-
ко 7,2 % (в 2005 году — 6,7 %) имеют гидротехническое образование, а 16,4 %
(в 2005 году — 13,8 %) прошли специальное обучение на курсах и аттестованы ор-
ганами надзора.
Остальные лица, привлекаемые к обслуживанию и эксплуатации ГТС, не име-
ют соответствующего образования, что не обеспечивает в полной мере необходи-
мую безопасность и эксплуатационную надежность ГТС накопителей жидких отхо-
дов промышленности.
Для исправления ситуации по данному вопросу Управление государственного
энергетического надзора Ростехнадзора совместно с аналитическими центрами по
ведению мониторинга технической безопасности ГТС проводятся соответствующее
обучение (предаттестационная подготовка) и аттестация обслуживающего персо-
нала на право эксплуатации и ведения работ на накопителях жидких промышлен-
ных отходов.
Приказом Ростехнадзора от 06.07.05 № 459 «О создании отраслевых аттестацион-
ных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору» создана Центральная аттестационная комиссия по аттестации в об-
ласти промышленной безопасности руководителей и специалистов в области про-
ектирования, строительства и эксплуатации ГТС на объектах промышленности и
энергетики.
Во исполнение пп. 3 и 4 протокола оперативного совещания по вопросам управ-
ления межрегиональными территориальными органами, организации взаимодей-
ствия с центральным аппаратом, методическо-нормативного обеспечения надзор-
ной и контрольной деятельности Ростехнадзора под председательством руководителя
К.Б. Пуликовского от 01.09.06 № 5-ТО в МТУ Службы сформированы территори-
267
альные аттестационные комиссии по направлению надзора за безопасностью гидро-
технических сооружений, а Управлением государственного энергетического надзо-
ра проведена проверка знаний вновь назначенных руководителей и членов аттеста-
ционных комиссий в Центральной аттестационной комиссии.
Предаттестационная подготовка проводится в аналитических центрах по ведению
мониторинга технической безопасности гидротехнических сооружений по учебным
программам, разработанным этими организациями и согласованным со Службой.
Письмом от 26.12.06 № 10-04/2773 Управление государственного энергетическо-
го надзора проинформировало МТУ Ростехнадзора в федеральных округах об орга-
низациях, уполномоченных на проведение предаттестационной подготовки (обуче-
ния) работников, осуществляющих строительство, эксплуатацию и ремонт ГТС на
объектах промышленности и энергетики, по учебным программам, утвержденным
Ростехнадзором, и сроках предполагаемого проведения обучения в 2007 году.
В то же время необходимо отметить, что первоначально утвержденный прика-
зом Ростехнадзора от 18.11.05 № 847 Порядок подготовки и аттестации руководи-
телей, работников, специалистов и младшего обслуживающего персонала органи-
заций, осуществляющих деятельность по эксплуатации гидротехнических соору-
жений объектов промышленности и энергетики, подконтрольных (поднадзорных)
Ростехнадзору, не прошел регистрацию в Минюсте России из-за отсутствия полномо-
чий по проведению подготовки и аттестации работников поднадзорных организаций
в Положении о Службе, утвержденном постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.04 № 401. В связи с этим приказом Службы от 02.02.06 № 73 при-
каз № 847 отменен.
Управлением государственного энергетического надзора регулярно проводятся
семинары для эксплуатационного персонала и инспекторского состава Службы.
В 2006 году в соответствии с распоряжением Ростехнадзора от 21.03.06 № 13-рп и
необходимостью обсуждения дел в гидротехническом строительстве, рассмотрения
новых нормативных технических документов, обмена мнениями, выработки эффек-
тивных путей решения проблем безопасности ГТС при их проектировании, строи-
тельстве и эксплуатации в период с 5 по 9 сентября в г. Кемерово был проведен се-
минар с представителями территориальных органов по теме «Совершенствование
государственного надзора и контроля в сфере безопасности ГТС на объектах про-
мышленности и энергетики».
В работе семинара приняли участие около 100 человек из 60 территориальных
органов, 10 экспертных и специализированных организаций, аналитических цен-
тров по ведению мониторинга технической безопасности ГТС. Письмом от 22.09.06
№ 10-04/1896 всем руководителям УТЭН Ростехнадзора для использования в прак-
тической работе было направлено решение семинара.
Государственный надзор за безопасностью ГТС на объектах промышленно-
сти и энергетики непосредственно по месту осуществляется 173 государственны-
ми инспекторами (совмещающими надзор за организацией и в том числе надзор за
эксплуатацией ГТС, находящихся на балансе) в 66 территориальных управлениях
Ростехнадзора 73 субъектов Российской Федерации.
Для оптимизации структуры территориальных органов Ростехнадзора для обе-
спечения функций по контролю и надзору в сфере безопасности ГТС на объектах
промышленности и энергетики в соответствии с приказом Ростехнадзора от 07.11.06
№ 977 «О распределении полномочий между территориальными управлениями по
268
технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору в области безопасности ГТС на объ-
ектах промышленности и энергетики» в МТУ Ростехнадзора в федеральных окру-
гах созданы межрегиональные специализированные отделы.
Этим же приказом утверждено распределение полномочий между МТУ в феде-
ральных округах и УТЭН в области безопасности ГТС.
В ведении МТУ в федеральных округах находятся рассмотрение и утверждение
деклараций безопасности ГТС, выдача разрешений на их эксплуатацию и рассмо-
трение расчетов вероятного вреда от аварий.
Обязанности по оформлению решений об аттестации соответствующих специ-
алистов, комплекс работ по анализу повреждений, разрушений ГТС и травматизма
при проведении работ, связанных с их эксплуатацией, участие в расследованиях об-
стоятельств и причин их возникновения также возложены на МТУ Ростехнадзора.
Все остальные полномочия, связанные с надзором и контролем за организация-
ми, в составе которых эксплуатируются ГТС, оставлены за УТЭН Ростехнадзора.
В МТУ Ростехнадзора в федеральных округах постоянно проводится работа по
укомплектованию специализированных отделов специалистами и оптимизации
структуры территориальных органов для обеспечения эффективного контроля и
надзора за безопасностью ГТС.
В 2006 году инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора
проведено 1432 обследования (проверок) технического состояния ГТС поднадзор-
ных организаций и объектов (на 2,0 % больше, чем в 2005 году), в том числе 228 ком-
плексных и 1069 целевых обследований.
Выявлены и предписаны к устранению 7203 нарушения проекта эксплуатации,
правил безопасности и норм (на 36,2 % больше, чем в 2005 году).
Основными нарушениями являются:
отсутствие соответствующей рабочей документации — 744 случая (10,3 %);
наличие различных неисправностей, зашламование, снижение пропускной спо-
собности водосбросных и водоотводных сооружений — 586 случаев (8,1 %);
отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке критериев
безопасности ГТС, декларации безопасности, инструкций и проекта мониторинга
безопасности — 504 случая (7,0 %);
несоответствие проекту и нормативным документам квалификационного уров-
ня службы эксплуатации — 342 случая (4,7 %);
отсутствие согласованного плана ликвидации возможных аварий — 123 случая
(1,7 %);
отсутствие или несоответствие проекту мониторинга безопасности контроль-
но-измерительной аппаратуры и контрольно-измерительных приборов — 247 слу-
чая (3,4 %).
По результатам проведенных обследований (проверок) ГТС приостановлено 7 объ-
ектов работ на срок более рабочей смены (в 6 раз меньше, чем в 2005 году), привле-
чено к дисциплинарной и административной ответственности 250 работников служб
эксплуатации за нарушение правил и норм эксплуатации (в 2 раза больше, чем в
2005 году), освобождено или понижено в должности 6 руководителей хвостовых
хозяйств, 199 человек подвергнуты штрафным санкциям (в 2,3 раза больше, чем в
2005 году) на сумму 1863,0 тыс. руб. (в 4 раза больше, чем в 2005 году), заслушано
105 руководителей организаций на коллегиях округов и совещаниях в инспекциях,
269
проверено с участием инспекторов знаний требований правил и норм по безопас-
ности гидротехнических сооружений у 1257 (в 1,9 раза больше, чем в 2005 году) ра-
ботников, из них оказалось неподготовленными 35 человек (процент неподготов-
ленных в 2006 году составляет 2,8 % против 4,8 % в 2005 году).
Основной законодательной базой в обеспечении безопасности ГТС являются
Федеральный закон от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических со-
оружений» и ряд постановлений Правительства Российской Федерации, изданных
в развитие данного Федерального закона.
Ростехнадзор в 2006 году активно принимал участие в подготовке проектов фе-
дерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности
гидротехнических сооружений» и технического регламента «О безопасности гидро-
технических сооружений».
В соответствии с планом заседаний Правительственной комиссии по преду-
преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной без-
опасности на 2006 год 19.12.06 г. в рамках рассмотрения вопроса «О государствен-
ной политике и управлении в сфере организации эксплуатации и обеспечения
безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назна-
чения, защитных и других гидротехнических сооружений» Ростехнадзором под-
готовлен и на заседании Правительственной комиссии сделан доклад по теме «О
состоянии технической безопасности ГТС на объектах промышленности и энер-
гетики».
В соответствии с решением Правительственной комиссии (протокол от 19.12.06
№ 5) федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим надзор за
ГТС, поручено в I полугодии 2007 года проанализировать деятельность эксплуати-
рующих организаций по проведению мониторинга технического состояния ГТС и
о результатах доложить в Правительственную комиссию по предупреждению и лик-
видации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Кроме того, МПР России, Минтрансу России и Ростехнадзору с участием за-
интересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации поручено подготовить в 2007 году
проекты актов правительства Российской Федерации:
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 16.12.1997 г. № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью
гидротехнических сооружений»;
о критериях отнесения не имеющих собственника ГТС к федеральной собствен-
ности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собствен-
ности с внесением соответствующих предложений по изменению действующего за-
конодательства.
Управлением государственного энергетического надзора в 2006 году подготов-
лены 11 приказов Службы по вопросам безопасности ГТС, наиболее значимыми из
которых являются:
1. От 07.11.06 № 977 «О распределении полномочий между территориальными
управлениями по технологическому и экологическому надзору Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области безопасно-
сти гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики».
2. От 26.02.06 № 150 «О безопасной эксплуатации и работоспособности гидро-
технических сооружений поднадзорных Федеральной службе по экологическому,
270
технологическому и атомному надзору организаций в период весеннего половодья
и паводка 2006 года».
В целом уровень подготовки в 2006 году к проведению паводка по сравнению с
прошлыми годами в большей части регионов значительно был выше и проведенные
мероприятия обеспечили требуемый уровень безопасности ГТС.
3. От 11.10.06 № 906 «О разграничении полномочий в Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору при организации надзора
за соблюдением безопасности при конструировании, изготовлении и эксплуатации
сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, паровых
и водогрейных котлов, грузоподъемных кранов, лифтов, подъемников (вышек), за
соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ги-
дротехнических сооружений на объектах использования атомной энергии».
4. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14.09.04
№ Пр-1534 и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от
17.02.06 № СН-П9-602 и в целях усиления контроля за техническим состоянием ги-
дротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики поднадзор-
ных Ростехнадзору организаций и предотвращения возможных аварий, связанных
с этими объектами, издан приказ от 21.03.06 № 226 «Об усилении контроля за тех-
ническим состоянием ГТС поднадзорных Службе организаций».
Территориальными органами в течение II квартала 2006 года была проведена свер-
ка реестров балансодержателей ГТС поднадзорных организаций и объектов, приня-
ты меры по завершению работ по определению балансодержателей потенциально
опасных ГТС, проверено наличие соответствующих документов, в том числе под-
тверждающих регистрацию ГТС в отраслевом разделе Российского регистра ГТС, а
также деклараций безопасности этих сооружений.
Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора письмом
от 20.07.06 № 10-03/1286 представлены в МЧС России обобщенные сведения по под-
надзорным Службе ГТС для подготовки проекта доклада Президенту Российской
Федерации о выполнении поручения Президента Российской Федерации от 14.09.04
№ Пр-1534 по определению балансодержателей потенциально опасных ГТС.
5. От 09.10.06 № 878 «О контроле наличия у поднадзорных организаций догово-
ров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда
при эксплуатации гидротехнических сооружений на объектах промышленности и
энергетики».
В соответствии с информацией, представленной на настоящее время территори-
альными органами Службы, около 80 % поднадзорных организаций, осуществляю-
щих эксплуатацию ГТС, имеют договоры обязательного страхования гражданской
ответственности за причинение вреда при эксплуатации ГТС.
В соответствии с Планом разработки руководящих документов Ростехнадзора
на 2006 год разработан и утвержден приказом Ростехнадзора от 29.12.06 № 1163 ру-
ководящий документ «Дополнительные требования по разработке деклараций без-
опасности гидротехнических сооружений на объектах энергетики», определяющий
требования к форме, содержанию, разработке и составлению деклараций безопас-
ности ГТС объектов энергетики с учетом их специфики и класса.
В целом состояние ГТС на объектах промышленности и энергетики характеризу-
ется как удовлетворительное. Случаев травмирования людей со смертельным исходом
при эксплуатации ГТС на поднадзорных организациях в прошлом году не было.
271
За весь период 2006 года зарегистрирована одна авария на ГТС объектов промыш-
ленности и одна авария на энергетическом объекте (за 2005 год одна авария на ГТС
промышленного предприятия) (табл. 93).
Таблица 93
Аварии на ГТС объектов промышленности
Дата возникнове-
Место возникно-
Вид ЧС
Погибло,
Пострадало,
Ущерб,
п/п
ния ЧС (аварии)
вения ЧС (аварии)
чел.
чел.
млн руб.
1
04.01.06 г.
Кемеровская обл.
Техногенная
47
9,0
2
26.08.06 г.
Амурская обл.
Техногенная
2
50,0
04.01.06 г. на Южно-Кузбасской ГРЭС (Кемеровская обл.) произошел промыв
3-го яруса наращивания дамбы 2-й секции золоотвала № 2 в районе 12-го пикета,
размеры промыва дамбы составляли 15 (ширина) × 5,5 (высота) м.
Общий объем выброса золошлаковой пульпы из отстойного прудка золоотвала
составил ориентировочно 3,5 тыс. м3, воды — 23 тыс. м3.
В результате размыва дамбы золоотвала были частично подтоплены 2 жилых дома
и 8 хозяйственных строений. Эвакуировано 47 человек, из них 8 детей. Лица, по-
павшие в зону подтопления, были временно размещены в организованном эвако-
пункте в средней школе № 15 г. Калтана и городской больнице. К вечеру 4 января
часть из них вернулась.
Экономический ущерб составил около 9 млн руб.
Причиной разрушения ограждающей дамбы на золошлакоотвале № 2 явилась
совокупность следующих факторов:
эксплуатация золошлакоотвала при предельно допустимых положениях кривой
депрессии, что привело к нарушению фильтрационного режима ограждающей дам-
бы и потере несущей способности. Эксплуатирующей организацией длительное
время осуществлялся сброс пульпы на одном участке, что вызвало повышение по-
ложения кривой депрессии и выход фильтрационных вод на низовой откос ограж-
дающей дамбы. Имела место эксплуатация гидротехнических сооружений при по-
вышенных уровнях воды в прудке осветленной воды, уровень воды превышал на-
мытый пляж;
наличие суффозионных явлений на низовом откосе и в дренажной канаве на дан-
ном участке в течение всего периода эксплуатации;
несвоевременное переключение пульповыпуска, что привело к возникновению
контактной фильтрации на границе мерзлого и оттаявшего слоев золошлаковых от-
ложений;
неоднородность основания, связанная с раздельным сбросом золы и шлака, что
привело к созданию некачественного основания дамбы.
26.08.06 г. произошла авария на руслонаправляющей дамбе старательской добычи
россыпного золота участка «Нижняя Стойба» ООО «Мая-1» (Амурская область).
Авария произошла в результате резкого подъема уровня воды в реке Нижняя
Стойба, вызванного сильными проливными дождями. В теле дамбы произошел
большой проран. Мощным потоком воды и плывущего в нем леса снесло сначала
помещение гидромониторщика, водоводные трубы, насосную станцию, затем ста-
ло опрокидывать бульдозеры, которые оставались в разрезе.
Общий экономический ущерб от аварии составил около 50 млн руб.
272
В результате расследования причин аварии комиссией по техническому рас-
следованию обстоятельств и причин аварии, созданной МТУ Ростехнадзора по
Дальневосточному федеральному округу, выявлено:
тело руслонаправляющей дамбы не имело противофильтрационных устройств,
верховой откос не был укреплен; проектные параметры руслоотводных канав и дамб
не соответствовали фактическим расходу и уровню паводкового потока в р. Нижняя
Стойба, случившегося при аварии;
были допущены отступления от технического проекта отработки месторождения
в части порядка отработки верхнего участка;
в проекте на разработку месторождений россыпного золота р. Нижняя Стойба
отсутствуют технические решения по безопасной отработке блоков;
мероприятия по пропуску паводковых и ливневых вод выполнены формально,
без учета реальных гидрологических условий в долине р. Нижняя Стойба;
план ликвидации аварий составлен с нарушениями Рекомендаций по составле-
нию ПЛА на объектах открытых горных работ, в оперативной части ПЛА не содер-
жатся конкретные действия персонала в случае гидродинамической аварии;
отсутствие должностного контроля со стороны лиц технического надзора
ООО «Мая-1» за обеспечением безопасной эксплуатации гидротехнических соору-
жений.
Обстоятельства и причины этих аварий были рассмотрены на семинаре, прове-
денном в сентябре 2006 года в г. Кемерово, с представителями территориальных ор-
ганов Ростехнадзора и специалистами поднадзорных предприятий и организаций,
эксплуатирующих ГТС объектов энергетики и промышленности.
Руководствуясь Положением о декларировании безопасности ГТС, утвержден-
ным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 № 1303,
управлением с учетом сведений, представленных УТЭН Службы и согласованных
с региональными органами МЧС России, сформированы Сводный перечень ГТС
объектов промышленности и энергетики поднадзорных Ростехнадзору организа-
ций, подлежащих декларированию безопасности в 2006 году» (письмо от 12.01.06
№ 10-04/23) и Перечень экспертных центров по проведению экспертизы деклара-
ций безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и
энергетики, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору в 2006 году (письмо от 21.12.05 № 10-04/2019).
За 2006 год Управлением государственного энергетического надзора рассмотрено и
утверждено 48 деклараций безопасности комплексов ГТС объектов промышленности
и 53 декларации безопасности комплексов ГТС объектов энергетики, разработанных
и представленных в соответствии с графиками, утвержденными Ростехнадзором и
МЧС России. Отказано в утверждении декларации безопасности ГТС накопителей
жидких промышленных отходов 6 организациям и 1 организации энергетики.
В то же время ряд организаций, поднадзорных Службе и расположенных на тер-
ритории Иркутской, Свердловской, Кемеровской, Челябинской, Воронежской,
Липецкой, Смоленской, Белгородской, Читинской, Тверской, Самарской,
Костромской, Ленинградской, Архангельской, Магаданской и Ивановской областей;
Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Республике Бурятия, Республике
Коми, Республике Саха; Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском, Пермском,
Приморском краях, сорвали сроки представления на утверждение в органы надзора
декларации безопасности ГТС.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..