ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 15

 

 

225
ООО «Мельинвест» заканчивает работы по модернизации модульной мельницы
в целях повышения ее производственной мощности.
К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на состояние безо-
пасности поднадзорных объектов, следует отнести передел собственности, перепро-
дажу объектов и банкротство предприятий, с чем в ряде случаев непосредственно
связаны низкие темпы модернизации устаревшего оборудования и технологических
линий, отсутствие финансовых средств на обеспечение должного уровня промыш-
ленной безопасности.
Так, в связи с отсутствием финансирования не велась подготовка объектов к при-
емке нового урожая на ЗАО «Алтайросспиртпром», ОАО «Мамонтовское ХПП» и
ОАО «Тальменский элеватор» и др.
По указанной причине остановлены ОАО «Каннский комбинат хлебопродуктов»,
ОАО «Ирбейское хлебоприемное предприятие», ОАО «Хлебокомбинат «Енисей»
(Красноярский край) и МУП «Краснокаменский хлебозавод» (Читинская область);
приостановлено производство муки на ОАО «Заундинский мелькомбинат», законсер-
вированы объекты ОАО «Хоронхойский комбикормовый завод» и ОАО «Шалутский
мелькомбинат» (Республика Бурятия); обанкротилось ОАО «Абаканское ХПП» и
остановлено спиртовое производство ООО «МИБИЭКС» (Республика Хакасия); лик-
видирован мукомольный цех ОАО «Хабаровский мукомольный завод» (Хабаровский
край); выведено из эксплуатации комбикормовое производство ОАО «Лесозаводской
КХП», законсервированы производства муки и комбикормов ООО «Уссурийские
мельницы», остановлено производство муки на ООО «Центр-СВ» (Приморский
край); ликвидированы мукомольное и комбикормовое производство ОАО «Южно-
Сахалинский КХП», законсервированы объекты хранения и переработки раститель-
ного сырья ОАО «Камчатхлебопродукт» и др.
Кроме того, проведены сокращения работников, обслуживающих опасные про-
изводственные объекты ЗАО «ЗПК «Барнаульская мельница», ОАО «Бурлинский
элеватор», ОАО «Поспелихинский элеватор», ОАО «Поспелихинский КХП» и др.
На многих предприятиях продолжают иметь место нарушения требований взры-
вобезопасности, регламента проведения опасных работ в силосах и бункерах.
В 2006 году инспекторами территориальных управлений была проведена 4741
проверка поднадзорных объектов (на 642 проверки больше, чем в 2005 году), выяв-
лено более 40 тыс. нарушений требований промышленной безопасности.
Выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности при экс-
плуатации поднадзорных объектов на ООО «Трио», ОАО «Черемшанское ХПП» и
ОАО «Таткрахмалпатока» Республики Татарстан.
Не выполняются мероприятия по обеспечению промышленной безопасно-
сти на ООО «Димитровградский мелькомбинат», ООО «МолвиноЗерноИнвест»,
ООО «ХПП Рябина» Ульяновской области; на ОАО «Серпуховхлебопродукт»,
ОАО «Зернопродукт», ОАО «Корма», ОАО «Каширский Мукомольный Завод»,
ОАО «Воскесенскзернопродукт» Московской области; на ОАО Хлебокомбинат
«Пролетарец», ОАО «Хлебозавод № 24», ЗАО МПБК «Очаково», ОАО «Останкинский
пивоваренный завод» и др.
Приостанавливается работа объектов, дальнейшая эксплуатация которых была
сопряжена с опасностью возникновения аварий.
Так, в Алтайском крае была запрещена эксплуатация переходных галерей ОАО
«Поспелихинский элеватор» и ОАО «Шипуновский элеватор», приостановлена
226
работа аспирационных сетей, эксплуатирующихся с отклонением от норматив-
ных требований, на предприятиях ОАО «ПАВА», ОАО «Корчинский элеватор»,
ОАО «Заринский элеватор», ОАО «Бурлинский элеватор».
В общей сложности в 2006 году 1382 должностных лица привлечены к административ-
ной ответственности, в том числе директор ООО «Вадзерно», генеральный директор ОАО
«Балахнахлебопродукт», генеральный директор ОАО «Хлебозавод № 5», технические ру-
ководители ОАО «Вермани», ООО Агрофирма «Волготрансгаз» филиал «Птицефабрика
«Лысковская», ОАО «Хлебозавод № 5», ОАО «Линдовская птицефабрика — племен-
ной завод», ОАО «Каравай», ОАО «Нижегородский КХП», ОАО «Семеновский ККЗ»,
ОАО «Сергачский элеватор», ЗАО «Птицефабрика «Ясенецкая» и др.
Общая сумма штрафов составила 3289,3 тыс. руб. (в 2005 году — 1702 тыс. руб.).
Несмотря на наличие недостатков в решении вопросов промышленной безо-
пасности на действующих производствах и объектах, материалы территориальных
управлений свидетельствуют об устойчивой тенденции улучшения состояния про-
мышленной безопасности на реконструируемых объектах.
Автоматизированы технологические процессы с применением новых техниче-
ских устройств на ЗАО «Ключевской элеватор», ООО «Усть-Калманский элеватор»,
ЗАО «Алейскзернопродукт», ОАО «ПАВА», ООО «АПК Русское поле», ООО «По-
ликорн», ОАО «Корчинский элеватор» (Алтайский край), проведена замена сушиль-
ных установок на зерносушильных комплексах ООО Агрофирмы «Артемовский»,
ОАО «Новосельское», Колхоз «Свердлова», СПК «Киргишанское» (Свердловская об-
ласть), установлены магнитные заграждения на приемных устройствах ООО «Первая
зерновая компания», ОАО «Романовский комбинат хлебопродуктов», СПСК «Союз»,
ООО «Татищевское ХПП», установлены средства взрывопредупреждения и взры-
возащиты на объектах ОАО «Пугачевский элеватор», ОАО «Хлебная база № 69»,
ОАО «Саратовмука», ОАО «Балашовский комбинат хлебопродуктов» (Ульяновская
область) и др.
На вновь строящихся объектах хранения и переработки растительного сырья бла-
годаря применению современных технологий и оборудования, проведению экспер-
тизы промышленной безопасности проектной документации опасность возникно-
вения аварий сведена к минимуму.
Наметилась тенденция строительства новых элеваторов и комбикормовых заво-
дов, зернохранилищ с использованием силосов из металлоконструкций, оснащенных
средствами термометрии и активной вентиляции зерна в Центральном, Уральском
и Южном федеральных округах.
По данным территориальных органов, на большинстве поднадзорных предпри-
ятий (около 85 %) разработаны и утверждены положения о производственном кон-
троле. Анализ эффективности производственного контроля свидетельствует о том,
что на крупных предприятиях производственный контроль, как правило, функци-
онирует в соответствии с нормативными документами, оказывает положительное
влияние на решение вопросов промышленной безопасности.
Удовлетворительные результаты работы производственного контроля, как по-
казали проверки, достигнуты в ООО «Владпиво», ООО «Уссурийские мельницы»,
ЗАО УМЖК «Приморская соя» Приморского края. В этих организациях осущест-
вляется планирование деятельности по вопросам промышленной безопасности, уде-
ляется должное внимание оценке состояния промышленной безопасности ОПО,
осуществляется анализ и контроль эффективности производственного контроля,
227
налажена работа по учету и анализу инцидентов, предоставлению отчетной инфор-
мации в органы надзора.
Однако при этом на отдельных предприятиях производственный контроль неэф-
фективен из-за формального отношения к нему со стороны руководителей и долж-
ностных лиц. На предприятиях, эксплуатирующих взрывоопасные производствен-
ные объекты с количеством производственного персонала 5-10 человек, производ-
ственный контроль практически не функционирует.
В результате проверок организации и осуществления производственного контро-
ля, проведенных УТЭН Ростехнадзора по Тверской области на ОАО «Мелькомбинат»,
ОАО «Конаковский ХК», ОАО «Удомельский хлебокомбинат», ОАО «Торжокский
ХЗ», выявлено, что на этих предприятиях не выполняются планы-графики прове-
рок соблюдения требований промышленной безопасности; результаты проведен-
ных проверок, заключения и рекомендации не всегда представляются руководству
предприятия для рассмотрения и принятия соответствующих мер.
В настоящее время экспертизу промышленной безопасности на взрывоопасных
производственных объектах хранения и переработки растительного сырья осущест-
вляют более 50 экспертных организаций.
Так, АНО «Сибирский Центр Технической Диагностики и Экспертизы»
(г. Новосибирск) провела экспертизу технических паспортов взрывобезопасно-
сти 7 опасных производственных объектов. Такие экспертные организации, как
ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность» (Красноярский филиал), ООО НПП «СибЭРА»,
(г. Красноярск), АНО СЦТДЭ «Диасиб» (г. Новосибирск) и ООО «Агрокомплекс»
(г. Барнаул), также проводили экспертизу промышленной безопасности технических
паспортов взрывобезопасности на ряде опасных производственных объектов.
Только в Алтайском крае проведена экспертиза промышленной безопасности
технических паспортов взрывобезопасности 19 ОПО.
Вместе с тем в ходе проверок деятельности экспертных организаций были вы-
явлены нарушения требований методических документов к проведению экспер-
тиз (ООО ЮУРЦ «Промбезопасность», г. Челябинск; ООО «Циклон», г. Иркутск).
Территориальными органами было отказано ряду экспертных организаций в утверж-
дении заключений экспертиз проектной документации, иных документов, связан-
ных с эксплуатацией опасных производственных объектов, по причине некачествен-
ного проведения и оформления экспертизы.
Поднадзорными предприятиями заключены договоры страхования гражданской
ответственности, за исключением недавно взятых под надзор, а также предприятий,
не эксплуатирующих ОПО или эксплуатация которых запрещена.
Вместе с тем проведенный контроль выполнения требований по идентификации
опасных производственных объектов в целях страхования показал в ряде случаев не-
соответствие идентификации, выполненной работниками страховых организаций,
установленным требованиям. Так, при определении страхового взноса используются
различные поправочные коэффициенты, при этом не учитываются состояние про-
мышленной безопасности (уровень риска) на опасном производственном объекте,
а также проводимая в организации работа по приведению объекта в соответствие с
требованиями нормативных документов. Также при проверках правильности иден-
тификации и условий страхования выявлено, что отдельные агенты страховых ком-
паний заключают договоры и определяют страховую премию за каждый ОПО, на-
ходящийся в 500-метровой зоне предприятия.
228
На поднадзорных предприятиях в основном эксплуатируются технические устрой-
ства как отечественного, так и иностранного производства, имеющие разрешения
Ростехнадзора на их применение на опасных производственных объектах.
В 2006 году выданы разрешения на применение 122 технических устройств рос-
сийского и иностранного производства на опасных производственных объектах хра-
нения и переработки растительного сырья.
В то же время инспекторами выявляются нарушения установленных требований
по применению технических устройств на действующих предприятиях.
Так, в Республике Карелия на ОАО «Корм» (бывшая Петрозаводская птицефа-
брика) эксплуатируется передвижная установка для измельчения, дробления и сме-
шивания AFM 998 фирмы «Buschhof», не имеющая разрешения на применение.
В Орловской области по национальному проекту развития и обновления произ-
водств в текущем году приступили к строительству 5 элеваторов иностранного про-
изводства без экспертизы промышленной безопасности проектных решений и по-
лучения разрешений на применение импортного оборудования на опасных произ-
водственных объектах.
На всех поднадзорных предприятиях разработаны планы ликвидации аварий и защи-
ты персонала, часть из которых прошла экспертизу промышленной безопасности.
В целях реализации федеральных законов от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов» и от 08.08.01 № 128-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности», а также соответствующих указа-
ний Ростехнадзора большинство поднадзорных предприятий имеют лицензии на
эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов.
Вместе с тем из 28 поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность
по хранению и переработке зерна на территории Чувашской Республики, имеют ли-
цензии только 17 предприятий. Предприятиям, не имеющим лицензии на эксплу-
атацию взрывоопасных производственных объектов (ОАО «Чувашский бройлер»,
ОАО «Чебоксарский бройлер», ОАО «Племенной птицеводческий завод Канашский»,
ООО «Чебоксарская птицефабрика»), выданы предписания.
Территориальными управлениями в 2006 году рассмотрены 373 комплекта заяви-
тельных материалов на осуществление деятельности по эксплуатации опасных про-
изводственных объектов хранения и переработки растительного сырья, по которым
предоставлено 319 лицензий.
К наиболее часто встречающимся нарушениям лицензионных требований сле-
дует отнести неудовлетворительное выполнение мероприятий технических паспор-
тов взрывобезопасности, неэффективную организацию и осуществление производ-
ственного контроля, неудовлетворительное обучение производственного персонала
по промышленной безопасности, отсутствие учета и анализа причин инцидентов.
В то же время к недостаткам в организации и осуществлении территориальны-
ми органами надзорной, контрольной деятельности и лицензирования следует от-
нести недостаточно высокий уровень исполнительской дисциплины по выполне-
нию решений Ростехнадзора.
Так, в УТЭН по Мурманской, Новгородской, Владимирской областям не был свое-
временно (согласно приказу Ростехнадзора от 29.12.05 № 984) организован надзор
за взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья.
Кроме того, планами работы УТЭН по Новгородской области в 2006 году не пред-
усматривалось осуществление надзорных функций на 18 опасных производственных
229
объектах хранения и переработки растительного сырья. Только в ноябре 2006 года
обязанности по осуществлению данного вида надзора были возложены на инспек-
тора газонефтехимического отдела.
Следует также отметить, что в 2006 году не осуществились надзорные и контроль-
ные функции на взрывоопасных объектах хранения и переработки растительного
сырья УТЭН по Псковской области, годовая отчетная информация по данному над-
зору не представлена в центральный аппарат Службы.
Фактически отсутствует отраслевой надзор и в УТЭН по Республике Хакасия. В
годовом отчете управления за 2006 год отмечено о необходимости введения в штатное
расписание должности государственного инспектора по надзору за объектами хра-
нения и переработки растительного сырья, на которого, кроме того, предполагается
возложить обязанности по осуществлению надзора за подъемными сооружениями.
Совмещение надзорных функций по нескольким видам надзора в той или иной
степени имеет место во многих территориальных управлениях, но не всегда обо-
сновано.
Так, на главного государственного инспектора УТЭН по Приморскому краю кроме
контрольных и надзорных функций на опасных производственных объектах хране-
ния и переработки растительного сырья возложены указанные функции на нефтега-
зоперерабатывающих объектах, химической и нефтехимической промышленности;
магистрального трубопровода; нефтепродуктообеспечения; получения, хранения и
применения химически опасных веществ; производства чугуна, стали, проката, труб,
ферросплавов, огнеупоров, цветных металлов кокса; при транспортировании опас-
ных веществ; при организации газоспасательных и других работ и т.д.
Это не способствует эффективному осуществлению контрольных и надзорных
функций на взрывоопасных объектах хранения и переработки растительного сырья.
В качестве приоритетных задач по улучшению состояния промышленной безо-
пасности опасных производственных объектов хранения и переработки раститель-
ного сырья на 2007 год следует отнести:
1. Совершенствование надзорной, контрольной и разрешительной деятельно-
сти в целях предотвращения случаев аварийности и травматизма на поднадзорных
объектах.
2. Повышение уровня профессиональной подготовки отраслевого инспекторско-
го состава территориальных управлений.
3. Повышение эффективности подготовки знаний работников предприятий, не-
посредственно осуществляющих опасные работы в силосах и бункерах.
В среднесрочной перспективе:
разработка методик оценки рисков возникновения аварийных ситуаций при экс-
плуатации оборудования объектов хранения и переработки растительного сырья;
совершенствование нормативно-технической базы по промышленной безопас-
ности для опасных производственных объектов хранения и переработки зерна и гар-
монизация ее с международными стандартами.
2.2.17. Объекты, на которых используется оборудование,
работающее под давлением, тепловые установки и сети
Под контролем Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору находятся 28 496 организаций (юридических лиц), осуществляю-
щих деятельность в области промышленной безопасности оборудования, работаю-
230
щего под давлением, в том числе по эксплуатации опасных производственных объек-
тов (ОПО) 26 067 организаций, по проектированию — 446, по строительству — 1166,
из них: по расширению и реконструкции, техническому перевооружению ОПО —
913, консервации ОПО — 52, ликвидации ОПО — 53, проведению экспертизы про-
мышленной безопасности — 731, подготовке и переподготовке работников ОПО в
необразовательных учреждениях — 766. Общее число работающих в поднадзорных
организациях составляет около 3 000 000 человек.
Ростехнадзор осуществляет надзор за 367 организациями, осуществляющими из-
готовление оборудования, работающего под давлением, 1155 организациями, заня-
тыми монтажом, ремонтом и проведением пусконаладочных работ на этом обору-
довании, 168 организациями, осуществляющими подготовку и аттестацию сварщи-
ков и специалистов сварочного производства, и 44 организациями по подготовке и
аттестации специалистов неразрушающего контроля.
Под контролем Ростехнадзора находятся 83 566 паровых и водогрейных котлов,
в том числе 3239 энергетических, 225 029 сосудов, работающих под давлением (из
них 4560 — с быстросъемными крышками), 23 106 (7552,2 км) трубопроводов пара
и горячей воды, 2257 газонаполнительных станций и испытательных пунктов бал-
лонов.
В 2006 году 611 инспекторами по надзору за оборудованием, работающим под
давлением, было проведено 30 578 обследований подконтрольных организаций,
при которых выявлено более 252 тыс. нарушений требований промышленной без-
опасности, в том числе 10 831 нарушение лицензионных требований и условий.
Приостанавливалась эксплуатация 1458 объектов котлонадзора, по инициативе ин-
спекторов было привлечено к ответственности 8000 нарушителей требований пра-
вил и норм по промышленной безопасности, в том числе 4792 человека подвергну-
ты штрафным санкциям на общую сумму 13 590 тыс. руб., на 86 человек материалы
переданы в органы прокуратуры.
Как показывает анализ выявленных территориальными органами Ростехнадзора
нарушений требований правил безопасности, 45 % из них связаны с неисправным
состоянием технических устройств, 55 % — с недостатками в организации произ-
водственного контроля. При этом основные причины приостановок оборудования
в 2006 году — отсутствие приборов и устройств безопасности, технические неис-
правности, эксплуатация оборудования без проведения экспертизы промышлен-
ной безопасности, несвоевременное проведение освидетельствования технических
устройств. Однако следует отметить, что основная масса аварий и смертельных слу-
чаев связана с низким уровнем производственной и технологической дисциплины,
недостаточными знаниями требований безопасности специалистами и обслужива-
ющим персоналом, допуском к эксплуатации оборудования необученного и неат-
тестованного персонала.
В 2006 году при эксплуатации оборудования, работающего под давлением, про-
изошло 6 аварий, что на 1 аварию меньше по сравнению с 2005 годом, и 15 несчаст-
ных случаев со смертельным исходом, что на 6 случаев больше по сравнению с пред-
ыдущим годом (табл. 85). Экономический ущерб от аварий составил 921 тыс. рублей.
Имели место пять групповых несчастных случаев, при которых пострадало 12 чело-
век, из них 6 человек погибли (табл. 86).
231
Таблица 85
Распределение аварий за 2005 и 2006 годы по видам аварий
Вид аварии
2005 г.
2006 г.
Взрыв
3
6
Пожар
1
Разгерметизация оборудования
1
Разрушение (падение) технических устройств
2
Как следует из табл. 85, основным видом аварий в 2006 году является взрыв.
Пожаров, разгерметизации оборудования, работающего под давлением, и разруше-
ния (падения) технических устройств не было.
Таблица 86
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом за 2005 и 2006 годы
по травмирующим факторам
Травмирующий фактор
2005 г.
2006 г.
Термическое воздействие рабочей среды технических устройств
4
4
Механическое воздействие технических устройств и их рабочей среды
3
8
Отравление
1
3
Падение с высоты
1
В 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилось число смертельных случаев
в результате механического воздействия технических устройств и их рабочей среды
(с 3 до 8) и в результате отравления (с 1 до 3) (табл. 87).
Таблица 87
Распределение аварий за 2005 и 2006 годы по субъектам Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации
Объекты, на которых ис-
пользуется оборудование,
работающее под давлением
2005 г.
2006 г.
(+/-)
Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород)
1
0
-1
Саратовская область
1
0
-1
Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)
1
2
+1
Ямало-Ненецкий АО
1
1
-
Курганская область
1
+1
Сибирский федеральный округ (г. Новосибирск)
1
0
-1
Республика Бурятия
1
0
-1
Дальневосточный федеральный округ (г. Хабаровск)
1
0
-1
Приморский край
1
0
-1
Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)
2
0
-2
Калининградская область
1
0
-1
Новгородская область
1
0
-1
Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону)
1
1
-
Астраханская область
1
0
-1
Волгоградская область
1
+1
232
Субъекты Российской Федерации
Объекты, на которых ис-
пользуется оборудование,
работающее под давлением
2005 г.
2006 г.
(+/-)
Центральный федеральный округ (г. Москва)
0
3
+3
г. Москва
1
+1
Тверская область
1
+1
Владимирская область
1
+1
Итого:
7
6
-1
В 2006 году при эксплуатации оборудования, работающего под давлением, ава-
рийность снизилась по сравнению с 2005 годом с 7 до 6 аварий. Число аварий умень-
шилось в Приволжском (-1), Сибирском (-1) Дальневосточном (-1) и Северо-
Западном (-2) федеральных округах. В Южном федеральном округе аварийность
осталась на прежнем уровне (по одной аварии в 2005 и 2006 годах). Возросло число
аварий в Центральном (+3) и Уральском (+1) федеральных округах. Аварии прои-
зошли в Ямало-Ненецком АО, г. Москве, Тверской, Владимирской, Курганской и
Волгоградской областях (табл. 88).
Таблица 88
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом за 2005 и 2006 годы
по субъектам Российской Федерации
Субъекты Российской
Объекты, на которых ис-
Федерации
пользуется оборудование,
работающее под давлением
2005 г.
2006 г.
(+/-)
Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород)
2
3
+1
Республика Башкортостан
2
+2
Кировская область
1
+1
Оренбургская область
1
-1
Самарская область
1
-1
Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)
1
+1
Ямало-Ненецкий АО
1
+1
Сибирский федеральный округ (г. Новосибирск)
4
1
-3
Иркутская область
1
-1
Красноярский край
3
-3
Республика Бурятия
1
+1
Дальневосточный федеральный округ (г. Хабаровск)
2
2
-
Республика Саха (Якутия)
1
2
+1
Чукотский АО
1
-1
Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)
1
+1
Вологодская область
1
+1
Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону)
Центральный федеральный округ (г. Москва)
1
7
+6
Воронежская область
1
-1
Брянская область
3
+3
Всего:
9
15
+6
233
Число несчастных случаев со смертельным исходом в 2006 году по сравнению
с 2005 годом увеличилось с 9 до 15 (рис. 14). Несчастные случаи произошли в
Приволжском (3), Уральском (1), Сибирском (1), Дальневосточном (2), Северо-
Западном (1) и Центральном (7) федеральных округах. Значительно возросло
число несчастных случаев в Центральном федеральном округе (+6). Несчастные
случаи имели место в Брянской (3), Владимирской (1), Липецкой (1) областях и
г. Москве (2). Возросло число несчастных случаев в Приволжском (+1),
Уральском (+ 1) и Северо-Западном (+1) федеральных округах. Несчастные случаи
имели место в Республике Бурятия (2), Кировской области (1), Ямало-Ненецком
АО (1), Вологодской области (1). В Дальневосточном (2) и Южном (0) федераль-
ных округах положение со смертельным травматизмом по сравнению с преды-
дущим годом не изменилось. Два смертельных случая имели место в Республике
Саха (Якутия).
Рис. 14. Динамика несчастных случаев со смертельным исходом и аварийности
при эксплуатации оборудования, работающего под давлением
Примечание к рисунку. Число случаев смертельного травматизма по учету увеличилось в
2006 году в связи с тем, что значительно увеличилось количество поднадзорных объектов, так,
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору было взя-
то под надзор 98 477 котельных с 253 124 паровыми котлами с рабочим давлением не более
0,07 МПа и водогрейными котлами с температурой воды не более 115 °С, 249 нетрадиционных
теплогенерирующих установок, 206 тыс. км тепловых сетей, систем сбора и возврата конден-
сата, 1 012 643 тепловых пункта, 2 548 820 тепловых установок.
Основными причинами аварий стали низкий уровень производственного кон-
троля за соблюдением требований промышленной безопасности, нарушения ин-
струкций по эксплуатации оборудования, нарушение трудовой и производственной
дисциплины, эксплуатация оборудования необученным и неаттестованным обслу-
живающим персоналом, использование оборудования, изготовленного кустарным
способом.
234
Так, например, 29.01.06 г. в котельной инфекционного отделения МУ «Пеновская
центральная районная больница» (пос. Пено Тверской области) произошел взрыв
котла КМ-300-М, переведенного в водогрейный режим и работающего на дровах.
В результате взрыва котла помещение котельной и дымовая труба были разрушены.
Комиссией, проводившей расследование причин аварии, было установлено, что в
процессе работы котла периодически выключался циркуляционный (сетевой) насос,
циркуляция в котле прекращалась, и он практически переводился в паровой режим.
После такой очередной остановки на продолжительное время насос был включен,
что привело в отсутствие предохранительного клапана к резкому парообразованию
и термогидравлическому удару, разорвавшему жаровую трубу и наружный стальной
корпус котла. Причины аварии: нарушение инструкции по эксплуатации котла, вы-
разившееся в периодическом отключении циркуляционного насоса, эксплуатация
котла без предохранительного клапана.
Аналогичный случай произошел 20.11.06 г. в котельной Муниципальной
Грачевской средней общеобразовательной школы (хутор Грачи Городищенского р-на
Волгоградской области), где произошел взрыв водогрейного котла КВ-0,08, рабо-
тающего с температурой воды до 90 °С.
Причины аварии: отсутствие циркуляции в системе теплоснабжения из-за
остановки насоса (нарушение эластичного соединения полумуфт электродвига-
теля и циркуляционного насоса), при этом терморегулятор, установленный на
котле, не отключил подачу газа на горелку по достижении температуры, превы-
шающей доступную, и отсутствие на подающем трубопроводе предохранитель-
ного клапана (нарушение проекта). Эксплуатация котла осуществлялась слеса-
рем, не аттестованным на право обслуживания котла. В момент взрыва слесарь
отсутствовал на рабочем месте. В результате прекращения циркуляции системы
произошел нагрев воды в котле до парообразного состояния и под его давлени-
ем разрыв фронтальной стенки котла, в результате его сорвало с места установ-
ки, он пробил и разрушил стену, выходящую на школьный двор, при этом упали
две плиты перекрытия.
24.11.06 г. в отдельно стоящей котельной муниципального общеобразователь-
ного учреждения Сивковская средняя общеобразовательная школа (с. Сивково
Частоозерского р-на Курганской обл.) произошел взрыв котла, работающего на угле.
Разрушены перекрытие котельной и единственный котел, нарушена система тепло-
снабжения школы. Как установлено комиссией, проектная документация на котель-
ную отсутствует. В 2006 году была произведена реконструкция котельной без про-
екта. При этом в котельной был установлен один водогрейный котел жаротрубного
типа КВ-250, работающий на твердом топливе, мощностью 0,25 Гкал/ч, с темпера-
турой воды до 115 °С, изготовленный кустарным способом. УТЭН по Курганской
области котельная в эксплуатацию не принималась.
Изготовителем техническая документация (паспорт котла, инструкции по монта-
жу и изготовлению) не была представлена, котел не сертифицирован. Схема обвязки
трубопроводов котла и системы отопления здания школы и удостоверение (акт) о ка-
честве монтажа котла и котельного оборудования не составлялась. После монтажа ко-
тел был испытан на пробное давление 3 кгс/см2 и запущен в работу. Пусконаладочные
работы на котле не проводились. Через день котел был остановлен из-за отключе-
ния электроэнергии. После запуска котла произошел разрыв сварного соединения
между левой стенкой и верхней крышкой котла по длине его 60 мм и обрыв одного
235
швеллера усиления верхней крышки котла с левой стороны. Сварной шов был за-
варен неаттестованным сварщиком, и котел снова был запущен в работу.
В день аварии машинист котельной проверил параметры работы котла, загрузил
в него топливо и ушел в магазин, расположенный на соседней улице. Через некото-
рое время произошел взрыв котла при давлении 0,35 МПа.
Причины аварии: несоответствие конструкции котла правилам безопасности,
некачественное изготовление и отсутствие контроля неразрушающими методами
сварных соединений котла, несоответствие системы подпитки котла требованиям
безопасной эксплуатации (не было обеспечено минимальное статическое давление
в системе), выбор предохранительного клапана на трубопроводе подачи теплоно-
сителя без расчета его пропускной способности и настройки.
Основными причинами смертельного травматизма являются: неисправность обо-
рудования, отсутствие необходимых блокировок и защитных ограждений, наруше-
ния трудовой и производственной дисциплины.
Так, 06.04.06 г. в котельной производственной базы «ООО Катконефть»
(г. Когалым Тюменской обл.), находящейся на арендованной территории «ООО
Уренгоймеханизация» (Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский р-н, стан-
ция Фарафонтьевская) оператор произвел остановку котла ДЕ 1000/16 в целях пере-
ключения энергоснабжения котла от автономного электропитания. Выполнив пере-
ключение, оператор произвел запуск котла в работу и вышел из помещения котель-
ной. Через некоторое время рабочие, находившиеся рядом с котельной, заметили,
что из трубы котельной пошел черный дым. Оператор вернулся в котельную и за-
крыл за собой дверь. В этот момент в помещении котельной произошел хлопок газо-
воздушной смеси и началось открытое горение помещения котельной. В результате
хлопка оператор получил травмы, от которых скончался. Комиссия, проводившая
расследование смертельного несчастного случая, установила, что причиной хлопка
с последующим возгоранием помещения котельной явилась утечка из топливопро-
вода, отводящего излишки топлива от форсунки котла в топливный бак, который
был поврежден в результате несанкционированного разъединения его на две части,
скопление газоконденсата на полу помещения котельной, его испарение и образо-
вание в котельной газовоздушной смеси, концентрация которой при открытии две-
ри и притоке кислорода стала взрывоопасной. Источником воспламенения могли
послужить работающие электроприборы, разряд статического электричества, при-
менение открытого огня.
Основной проблемой регулирования технологической безопасности в области
котлонадзора является постоянное увеличение парка тепломеханического обору-
дования, отработавшего расчетный ресурс. В настоящее время более 80 % энер-
гоустановок тепловых электрических станций исчерпало свой проектный ресурс
(100 тыс. ч), около 50 % оборудования отработало этот срок дважды. По прогнозам
к 2015 году доля такого оборудования достигнет 90 %. Не лучше положение дел и в
промышленной энергетике, где более 24 тыс. котлов (34 % котлов, подконтрольных
Ростехнадзору) отработали нормативный срок службы.
Аналогичная картина наблюдается и в области теплоснабжения, где постоянно
увеличивается степень износа тепловых сетей и другого оборудования. При этом ис-
пользуемое для теплоснабжения котельное оборудование, как правило, имеет низ-
кий КПД, что приводит к перерасходу топлива и негативно влияет на экологиче-
скую обстановку.
236
Существующая практика постоянного продления ресурса эксплуатации энер-
гетического оборудования, базирующаяся на все увеличивающихся объемах кон-
трольных операций и проводимых исследований металла, носит затратный харак-
тер, не гарантирует его надежной и безопасной эксплуатации и закладывает будущее
отставание в эффективности производства. В связи с этим возрастает вероятность
возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией энергетического
оборудования.
Работа по замене изношенного оборудования проводится, но недостаточными
темпами. Положительными примерами работы по замене оборудования являются
следующие.
На территории Республики Татарстан:
выполнена реконструкция ТЭЦ ОАО «Буинский сахарный завод» с заменой двух
паропроводов высокого давления, отработавших нормативный срок службы;
произведена замена одного парового котла в ЗАО (НП) «Поволжский фанер-
но-мебельный комбинат»;
введена в эксплуатацию новая котельная с двумя котлами ДЕ-4/14 в ОАО
«Таткрахмалпатока»;
на ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» установ-
лены и эксплуатируются 2 новых паровых котла ДКВР-25 и 2 трубопровода пара
и горячей воды;
введены в эксплуатацию 2 котла-утилизатора ТКУ-13 с ГТУ на Казанской
ТЭЦ-1 ОАО «Генерирующая компания»;
введена в эксплуатацию новая котельная в ООО «Холдинговая Компания
«Тетра-Инвест», г. Казань;
в котельной Медгородка ГУП РТ «Набережночелнинское ПТС» заменена ме-
таллическая дымовая труба и заменен 1 паровой котел на новый котел;
в ООО «Набережночелнинский мясокомбинат» устаревший паровой котел с
экономайзером заменены на новые;
в филиале «Набережночелнинский молкомбинат» ОАО «ВАМИН-Татарстан»,
в ОАО «Набережночелнинский элеватор» смонтированы и введены в эксплуата-
цию котельные установки для выработки пара;
в ГУП Елабужское ПТС 1 паровой котел заменен на новый;
в ЗАО «Эссен-Продакшн АГ», г. Елабуга, построена и сдана в эксплуатацию
новая котельная для выработки пара;
в котельной ОАО «Челнынефтепродукт» по результатам экспертного обследо-
вания вместо дымовой трубы, вышедшей из строя, смонтирована новая метал-
лическая дымовая труба.
В Самарской области произведена замена технических устройств на следующих
предприятиях:
Сызранская ТЭЦ (замена деаэратора);
Новокуйбышевская ТЭЦ-2 (замена 3 паропроводов);
Безымянская ТЭЦ (замена 2 паропроводов);
Самарская ГРЭС (замена главного паропровода);
ТЭЦ ОАО «КНПЗ» (замена 2 сосудов, главного паропровода);
ОАО «ЗиМ-энерго» [замена одного котла (КВГМ)].
На Норильской ТЭЦ-1 ОАО «НТЭК» продолжается реализация мероприя-
тий по замене энергооборудования, отработавшего нормативный срок службы.
237
В 2006 году там были смонтированы и запущенны в работу 11 сосудов и 5 трубопро-
водов. Продолжается выполнение досрочной программы, основанной на результа-
тах исследований, проведенных научно-исследовательской организацией, по выбо-
ру технологии очистки воды котлов ТЭЦ-1. Закончен монтаж установки обратного
осмоса «Енисей — 200В» для обеспечения котлов среднего давления питательной во-
дой требуемого качества. В то же время на пиковой котельной ТЭЦ-1 ОАО «НТЭК»
не обеспечивалось выполнение мероприятий по предупреждению повреждений по-
верхностей нагрева водогрейных котлов, не в полном объеме выполнялись рекомен-
дации по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий,
указанных в заключениях экспертизы промышленной безопасности, в части про-
ведения эксплуатационной химической очистки труб поверхностей нагрева котлов
и их ежегодного визуального контроля.
Анализ соблюдения законодательно установленных процедур регулирования
промышленной безопасности (производственный контроль за соблюдением тре-
бований промышленной безопасности, экспертиза промышленной безопасности,
страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных про-
изводственных объектов и др.) показывает, что в большинстве поднадзорных орга-
низаций они соблюдаются. Однако в этой работе имеются и значительные недостат-
ки. Так, в период проверки состояния безопасности в электро- и теплоснабжающих
организациях при подготовке к работе в осенне-зимний период 2006-2007 годов
была выявлена 3151 организация, в которых неудовлетворительно функциониро-
вал производственный контроль. Анализ проведенных проверок показал, что орга-
низованный на подконтрольных предприятиях производственный контроль зача-
стую осуществляется формально, его эффективность в части своевременного выяв-
ления и устранения нарушений промышленной безопасности низка (что наглядно
видно при сравнении актов по результатам производственного контроля и предпи-
саний по результатам инспекторских проверок). Установлены случаи, когда в орга-
низациях не проводится анализ нарушений, выявленных службами производствен-
ного контроля, не принимаются меры по искоренению причин, их порождающих.
Имеет место недостаточное внимание к этим вопросам, а в отдельных случаях и не-
желание ряда руководителей предприятий организовывать осуществление произ-
водственного контроля.
Наряду с изложенными причинами слабого внедрения производственного кон-
троля является: отсутствие на предприятиях специалистов, удовлетворяющих опре-
деленными правилами организации и осуществления производственного контроля
квалификационным требованиям, это в первую очередь относится к предприяти-
ям сельского хозяйства, учреждениям здравоохранения, культуры и образования. В
связи с этим необходима специальная подготовка лиц, осуществляющих производ-
ственный контроль, через учебные заведения.
Серьезные нарушения наблюдаются и в области страхования, так, в ходе кон-
трольной и надзорной деятельности территориальными органами Ростехнадзора
было выявлено 115 случаев истечения сроков страхования ОПО, 24 случая несоот-
ветствия минимальных страховых сумм типам опасности ОПО, 102 случая страхо-
вания отдельных технических устройств или оборудования, а не опасных производ-
ственных объектов.
Имеются недостатки и в проведении экспертизы промышленной безопасности.
Были выявлены случаи некачественного ее проведения. Так, например, в заключе-
238
нии экспертизы промышленной безопасности по техническому диагностированию
ресиверов водорода, установленных на ГРЭС-4, зарегистрированном и утвержден-
ном в установленном порядке Управлением по технологическому и экологическо-
му надзору Ростехнадзора по Московской области, не содержится данных о прове-
дении необходимых испытаний на ударную вязкость образцов с острым надрезом, в
заключении ФГУП «ЦНИИТМАШ» по установлению возможности и сроков даль-
нейшей эксплуатации пароперепускных труб котла ТГМП-314 ст. № 4 отсутству-
ют необходимые для продления ресурса обоснования: поверочный расчет на проч-
ность и расчет остаточного ресурса элементов оборудования, работающего в усло-
виях ползучести.
Основными нарушениями, выявленными при утверждении заключений экспер-
тизы промышленной безопасности, являлись следующие:
проведение работ неаттестованными или не назначенными в установленном по-
рядке экспертами;
отсутствие программы обследования;
несоблюдение установленных сроков проведения ЭПБ (три месяца);
отсутствие в актах и протоколах подписей экспертов.
Так, по этим причинам УТЭН Ростехнадзора по Самарской области было отка-
зано в утверждении ряда заключений, выполненных такими центрами, как: ООО
НПФ «Промэкспертиза», ООО «Инженерный центр «ЭДО», ООО НПП «АЭ-систе-
мы», ООО ИЦ «Динекс-ЛТД», ООО «Самараконтрольсервис», ЗАО НПЦ «Молния»,
ДОАД «Оргэнергогаз», ОАО «ВоТГК» и др.
В связи со вступлением в действие Федерального закона от 09.05.05 № 45-ФЗ «О
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных право-
нарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о при-
знании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской
Федерации» и неотработанностью правоприменительной практики о временном за-
прете деятельности в 2006 году значительно снизилось число приостановок обору-
дования инспекторским составом.
За организациями, осуществляющими изготовление объектов, работающих под
давлением, их монтаж и пусконаладку, а также осуществляющими подготовку и ат-
тестацию сварщиков и специалистов сварочного производства, подготовку и атте-
стацию специалистов неразрушающего контроля вели надзор 263 инспектора. Ими
было проведено 2171 обследование, в том числе оперативных — 1795, целевых — 314,
комплексных — 62. В результате было выявлено 13 780 нарушений требований про-
мышленной безопасности, приостанавливалось 58 производств, в том числе 47 про-
изводств на срок более 1 смены. С участием представителей территориальных ор-
ганов аттестовано 16 206 сварщиков, 4356 специалистов сварочного производства,
3640 специалистов неразрушающего контроля, связанных с изготовлением объек-
тов, работающих под давлением. Территориальными органами Ростехнадзора и цен-
тральным аппаратом службы выдано 264 разрешения на применение технических
устройств. При этом необходимо отметить, что при проверках организаций, зани-
мающихся изготовлением оборудования, работающего под давлением, были выяв-
лены нарушения, свидетельствующие об ослаблении внимания со стороны руковод-
ства этих предприятий к требованиям промышленной безопасности.
Так, при проверке организации ОАО «Дорогобужкотломаш», осуществляющего
выпуск водогрейных котлов, несмотря на общее удовлетворительное состояние про-
239
изводства при изготовлении котельного оборудования, были выявлены нарушения,
снижающие качество производимой продукции, например:
водогрейные котлы изготавливаются по устаревшим техническим условиям и не
согласованным с органами Ростехнадзора в установленном порядке;
применяемое при монтаже оборудование, поставляемое комплектно, не имеет
разрешения на применение (газовые горелки, трубы импортного производства);
входной контроль материалов и комплектующих изделий проводят специалисты,
не имеющие на это право и не аттестованные в установленном порядке.
В 2006 году территориальные органы продолжали осуществлять контроль за про-
хождением теплогенерирующими организациями осенне-зимнего периода 2006-
2007 годов. С 01.11.05 г. по 01.06.06 г. территориальные органы осуществляли кон-
троль за состоянием безопасности при прохождении электро- и теплоснабжающи-
ми организациями осенне-зимнего периода 2005-2006 годов. Под контролем тер-
риториальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору в теплогенерирующих организациях было проведено техни-
ческое диагностирование 3779 котлов, 2425 сосудов, работающих под давлением,
478 км трубопроводов пара и горячей воды, отработавших расчетный срок службы.
Было демонтировано 915 котлов, 356 сосудов, 64,25 км трубопроводов пара и горя-
чей воды, представляющих потенциальную угрозу для населения и окружающей
среды.
В ходе проведенных органами Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору проверок за этот период было выявлено около
311 тыс. нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации теплоэнергети-
ческого оборудования, были привлечены к ответственности 8780 должностных лиц и
работников, из них оштрафовано 5816 человек на сумму 62 720 тыс. руб., отстранены
от работы из-за неудовлетворительных знаний правил, норм и инструкций по безо-
пасному ведению работ 3592 человека (руководители, специалисты и рабочие).
По причине грубых нарушений правил промышленной безопасности, несвое-
временного проведения технического диагностирования и освидетельствования
приостанавливалась эксплуатация 698 котлов, 280 сосудов, 401 км трубопроводов
пара и горячей воды.
При проверках было установлено, что на 3598 обследованных теплогенерирую-
щих предприятиях неудовлетворительно функционировал производственный кон-
троль, 5262 организации не полностью укомплектованы обученным и аттестован-
ным персоналом.
Информация о проделанной территориальными органами Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору и сведения об элек-
тро- и теплоснабжающих организациях, в которых сложилось наиболее неблаго-
приятное положение дел с состоянием безопасности при подготовке и прохождении
осенне-зимнего периода 2005-2006 годов направлялась в Контрольное управление
Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, ор-
ганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного само-
управления.
В рамках сотрудничества с Научно-Промышленной Ассоциацией Арматуростро-
ителей (НПАА) Управлением государственного энергетического надзора проводи-
лась в 2006 году работа по противодействию поставкам контрафактной и фальсифи-
цированной трубопроводной арматуры и приводов на опасные производственные
240
объекты. Так, например, в ноябре 2006 года представителями МТУ по Уральскому
федеральному округу совместно с представителями НПАА была проверена армату-
ра, поступившая на Верхнетагильскую ГРЭС (филиал ОГК1 РАО «ЕЭС России»).
При этом было установлено, что она не является контрафактной и фальсифициро-
ванной и соответствует требованиям промышленной безопасности.
Управление государственного энергетического надзора осуществляло методическое
руководство межрегиональными территориальными округами по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью Ростехнадзора и анализ их деятельности при осуществле-
нии надзора за обеспечением безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под
давлением, трубопроводов пара и горячей воды, паровых и водогрейных котлов, отне-
сенных к 4-му классу безопасности или не классифицированных в соответствии с тре-
бованиями общих положений обеспечения безопасности соответствующих объектов
использования атомной энергии, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов
пара и горячей воды атомных станций, промышленных уран-графитовых реакторов и
исследовательских реакторов, отнесенных к 3-му классу безопасности, но не вошедших
в группу С по классификации Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудо-
вания и трубопроводов атомных энергетических установок (ПНАЭ Г-7-008-89).
В 2006 году осуществлялся государственный надзор за обеспечением технической
безопасности при эксплуатации на 41 объекте использования атомной энергии: па-
ровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов
пара и горячей воды.
Надзор осуществлялся за эксплуатацией 4593 единиц оборудования, в том чис-
ле: 41 парового и водогрейного котла; 3674 сосудов, работающих под давлением,
878 трубопроводов пара и горячей воды, при эксплуатации которого в 2006 году не
отмечено аварий и случаев смертельного травматизма.
Кроме того, было проведено 642 инспекции эксплуатируемого оборудования, по
результатам которых выявлено 313 нарушений требований норм и правил по безо-
пасности (в 2005 году — 388 нарушений по результатам 605 инспекций). Проведены
технические освидетельствования 20 паровых и водогрейных котлов, 1331 сосуда,
работающего под давлением, 815 трубопроводов пара и горячей воды.
Основными нарушениями лицензионных требований и условий по-прежнему
остаются: несоблюдение требований законодательства в области промышленной
безопасности (отсутствие страховок, нарушение сроков проведения технического
освидетельствования и диагностирования), низкий уровень проведения производ-
ственного контроля, формальный к нему подход, отсутствие запасов финансовых
средств, для ликвидации возможных аварий или незаключение договоров страхо-
вания на ликвидацию возможных аварий.
Для повышения безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под
давлением, необходимо продолжить организацию работ по техническому перевоору-
жению оборудования тепловых электростанций и котельных, продлению срока служ-
бы этого оборудования на основании результатов его технического диагностирова-
ния. Учитывая, что в настоящее время в эксплуатации находится значительное число
оборудования, отработавшего расчетный ресурс, повышенную опасность его экс-
плуатации, предлагаем образовать при Минпромэнерго России Межведомственную
комиссию для решения вопросов повышения его надежности.
Существующая практика постоянного продления ресурса эксплуатации энер-
гетического оборудования, базирующаяся на все увеличивающихся объемах кон-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..