ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 16

 

 

241
трольных операций и проводимых исследований металла, носит затратный харак-
тер, не гарантирует его надежной и безопасной эксплуатации и закладывает будущее
отставание в эффективности производства. В связи с этим возрастает вероятность
возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией теплоэнергетиче-
ского оборудования.
Особое внимание при контрольной и надзорной деятельности следует уделять соз-
данию эффективных систем управления промышленной безопасностью, организации
действенного производственного контроля за соблюдением требований промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов, а также повышению квали-
фикации специалистов и персонала, связанных с эксплуатацией этих объектов.
В связи с большим объемом работ по реализации Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях требуется создание или усиление в терри-
ториальных органах юридических служб.
Для повышения эффективности контроля и надзора необходимо исключить ду-
блирование функций между отдельными видами надзора, а также разработать еди-
ную для всех видов надзора нормативную документацию по классификации, учету
и расследованию аварий и инцидентов.
Анализ результатов контрольно-профилактической работы, проведенной терри-
ториальными органами Ростехнадзора на объектах котлонадзора, а также уровня ава-
рийности и травматизма на этих объектах позволяет оценить состояние промышлен-
ной безопасности на объектах котлонадзора как удовлетворительное. Действующие
в России правила промышленной безопасности в области котлонадзора в основном
соответствуют международным нормам, используют аналогичные подходы и обе-
спечивают необходимый уровень промышленной безопасности. Целям дальней-
шей гармонизации отечественных норм и повышению их эффективности служит
разработанный проект Федерального закона «О безопасности оборудования, рабо-
тающего под избыточным давлением свыше 0,07 МПа или при температуре нагре-
ва воды свыше 115 °С».
2.2.18. Объекты, на которых используются стационарно устанавливаемые
грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения
На 93 027 поднадзорных предприятиях и организациях эксплуатируются
725 327 подъемных сооружений, в том числе: 239 460 кранов, 454 297 лифтов,
300 подвесных канатных дорог, 18 фуникулеров, 3458 эскалаторов, 6951 грузопасса-
жирский строительный подъемник и 20 843 подъемника (вышки).
Как показывают приведенные статистические данные, количество поднадзор-
ных предприятий сократилось на 8410 единиц, а подъемных сооружений увеличи-
лось на 5763 единицы.
Крановый парк России в этом году уменьшился на 11 002 единицы, однако ко-
личество некоторых видов подъемной техники увеличивается. Так, например, в
2006 году по сравнению с 2005 годом прирост лифтового парка составил 6531 еди-
ницу, количество пассажирских канатных дорог увеличилось на 33,3 %, эскалато-
ров — на 24,5 %, подъемников (вышек) — на 18 %. Особо следует отметить, что ко-
личество фуникулеров возросло в 6 раз, а грузопассажирских строительных подъ-
емников и подъемников для инвалидов — в 10 раз.
В 2006 году на предприятиях, где эксплуатируются подъемные сооружения, про-
изошло 38 аварий, что на 10 аварий меньше, чем за 2005 год (рис. 15).
242
Рис. 15. Динамика травматизма со смертельным исходом и аварийности
при эксплуатации подъемных сооружений
Наибольший рост аварийности произошел на объектах, поднадзорных террито-
риальным органам:
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
УТЭН по Ярославской области
+2
МТУ по Северо-Западному ФО
+3
УТЭН по Ивановской области
+1
Печорское межрегиональное УТЭН
+1
УТЭН по Костромской области
+1
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
МТУ по Приволжскому ФО
+2
УТЭН по Тюменской области
+2
УТЭН по Республике Башкортостан
+2
УТЭН по Пензенской области
+1
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
МТУ по Сибирскому ФО
+1
МТУ по Дальневосточному ФО
+1
УТЭН по Омской области
+1
УТЭН по Амурской области
+1
УТЭН по Республике Хакасия
+1
Снижение уровня аварийности отмечено на объектах, поднадзорных территори-
альным органам:
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
МТУ по Центральному ФО
-1
УТЭН по Новгородской области
-1
Московское МТУ
-1
УТЭН по Республике Карелия
+1
УТЭН по Орловской области
-1
УТЭН по Владимирской области
-1
243
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
МТУ по Южному ФО
-2
УТЭН по Республике Марий Эл
-1
УТЭН по Республике Дагестан
-1
УТЭН по Республике Татарстан
-1
УТЭН по Астраханской области
-1
УТЭН по Самарской области
-1
Нижне-Волжское межрегион. УТЭН
-1
Пермское межрегиональное УТЭН
-1
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
МТУ по Уральскому УТЭН
-1
Алтайское межрегиональное УТЭН
-5
УТЭН по ХМАО-Югра
-1
Енисейское МТУ
-2
Иркутское межрегиональное УТЭН
-1
Дальневосточный федеральный округ
УТЭН по Республике Саха (Якутия)
-2
УТЭН по Приморскому краю
-1
Камчатское МУ по ТЭН
-1
В 25 авариях из 38 травмировано 34 человека, из них 19 — смертельно. В резуль-
тате 8 аварий имели место групповые несчастные случаи. Для сравнения: за 12 ме-
сяцев 2005 года произошло на 10 аварий больше, но при авариях было травмирова-
но 24 человека, из них 11 — смертельно, лишь 4 аварии повлекли за собой группо-
вые несчастные случаи.
Несмотря на то что общее число аварий снизилось, резко увеличилось число ава-
рий гусеничных кранов (с 5 до 9 аварий). Основными причинами явились невыполне-
ние требований проектов производства работ кранами, работа на неподготовленных
площадках с неисправными приборами и устройствами безопасности. 9 аварий про-
изошло при эксплуатации автомобильных кранов, что на 3 меньше, чем в 2005 году.
Уровень аварийности при эксплуатации башенных и пневмоколесных кранов остал-
ся прежним. Следует отметить, что в 2006 году не было аварий при эксплуатации пор-
тальных и железнодорожных кранов, хотя в 2005 году имели место 4 и 2 аварии соот-
ветственно. С 6 до 7 увеличилось число аварий на автоподъемниках (вышках). На кра-
нах-манипуляторах, кранах-трубоукладчиках и кранах на спецшасси ни в 2005, ни в
2006 году аварий зарегистрировано не было (рис. 16, табл. 89).
Больше половины аварий (55 %) произошло по техническим причинам, в основ-
ном из-за нарушения технологии производства работ (26,6 %) и неудовлетворитель-
ного состояния технических устройств (26,6 %). Среди организационных причин
следует выделить такие, как:
неэффективность или отсутствие производственного контроля за соблюдением
требований промышленной безопасности (19 %);
неправильная организация производства работ (11,4 %) и нарушение техноло-
гической и трудовой дисциплины, неосторожные или несанкционированные дей-
ствия исполнителей работ (9,5 %).
01.03.06 г. в г. Серове Свердловской области при выполнении ремонтно-строи-
тельных работ на водосборе Киселевского гидроузла в результате несрабатывания
конечного выключателя подъема крюковой подвески произошел обрыв грузового
каната вспомогательного подъема гусеничного крана РДК-25. При этом были тяже-
ло травмированы двое рабочих.
244
Рис. 16. Аварийность по видам подъемных сооружений в 2006 году
Таблица 89
Опасные факторы и количество аварий на подъемных сооружениях в 2005 и 2006 годах
Опасные факторы
Количество аварий
2005 г.
2006 г.
+/-
Некачественное изготовление технических устройств
2
2
-
Неисправность технических устройств
15
9
-6
Неисправность приборов и устройств безопасности
15
15
-
Неудовлетворительный контроль за соблюдением требова-
5
5
-
ний промышленной безопасности
Нарушение технологической и трудовой дисциплины, не-
6
6
-
правильные или несогласованные действия обслуживающе-
го персонала
Низкий уровень знаний требований промышленной безо-
3
1
-2
пасности
Прочие
2
-2
Всего:
48
38
-10
22.06.06 г. в г. Санкт-Петербурге на строительстве жилого дома при маневре пу-
стой стрелы гусеничного крана МКГ-25БР произошло падение башенно-стрелово-
го оборудования и его разрушение. Причиной явилось разрушение некачественно-
го сварного шва, выполненного ранее при ремонте.
В 2006 году при эксплуатации подъемных сооружений были смертельно травми-
рованы 96 человек, что на 2 человека меньше, чем за 2005 год.
Рост смертельного травматизма по сравнению с 2005 годом наблюдается на объ-
ектах, поднадзорных:
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
УТЭН по Рязанской области
+2
УТЭН по Новгородской области
+1
УТЭН по Белгородской области
+2
УТЭН по Архангельской области
+1
УТЭН по Воронежской области
+1
МТУ по Центральному ФО
+1
245
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Северо-Кавказское межрегион. УТЭН
+1
УТЭН по Республике Татарстан
+3
УТЭН по Республике Дагестан
+1
УТЭН по Кировской области
+2
УТЭН по Астраханской области
+1
УТЭН по Пензенской области
+2
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
УТЭН по Тюменской области
+3
МТУ по Сибирскому ФО
+1
УТЭН по ЯНАО
+2
УТЭН по Омской области
+1
Читинское межрегиональное УТЭН
+1
Дальневосточный федеральный округ
МТУ по Дальневосточному ФО
+1
УТЭН по Амурской области
+1
УТЭН по Приморскому краю
+1
Снижение травматизма отмечено на объектах, поднадзорных:
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
УТЭН по Ивановской области
-2
УТЭН по Калининградской области.
-1
Московское МТУ
-1
УТЭН по Мурманской области
-1
УТЭН по Курской области
-1
УТЭН по Костромской области
-1
УТЭН по Владимирской области
-1
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
УТЭН по Р. Северная Осетия — Алания
-1
Пермское МУ по ТЭН
-3
Нижне-Волжское межрегион. УТЭН
-1
УТЭН по Республике Марий Эл
-2
УТЭН по Саратовской области
-2
УТЭН по Оренбургской области
-1
УТЭН по Удмуртской Республике
-1
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
УТЭН по Челябинской области
-4
Алтайское межрегион. УТЭН
-2
МТУ по Уральскому ФО
-2
Енисейское МТУ
-1
УТЭН по Курганской области
-1
УТЭН по Томской области
-1
УТЭН по Республике Бурятия
-1
Дальневосточный федеральный округ
УТЭН по Республике Саха (Якутия)
-1
УТЭН по Сахалинской области
-1
Как показывает анализ, 67 % смертельных несчастных случаев произошло по ор-
ганизационным причинам, в основном из-за неэффективности или отсутствия про-
изводственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности
(24 %), неправильной организации производства работ (19,5 %) и нарушения тех-
нологической и трудовой дисциплины, неосторожных или несанкционированных
действий исполнителей работ (18,4 %). Среди технических причин несчастных слу-
чаев доминирует нарушение технологии производства работ (18,1 %) (в том числе
246
отступление от требований проектной и технологической документации — 12,8 %;
нарушение регламента ревизии или обслуживания технических средств — 3,6 %).
По причине неисправности технических устройств и средств противоаварийной за-
щиты произошло 9,2 % несчастных случаев. В 4,6 % несчастных случаев сопутству-
ющей причиной явилось алкогольное опьянение исполнителей работ и умышлен-
ный вывод из строя приборов безопасности (табл. 90).
Таблица 90
Причины несчастных случаев со смертельным исходом на подъемных сооружениях
и число погибших в 2005 и 2006 годах (сравнительные данные)
Причина
2005 г.
2006 г.
+/-
п/п
1
Падение груза в результате:
применения неисправных или не соответствующих весу
22
18
-4
и характеру груза грузозахватных приспособлений, нару-
шение схем строповки
нарушения схем складирования грузов
5
2
-3
2
Падение крана в результате:
неправильной его установки
3
1
-2
перегруза, неисправности приборов безопасности
4
4
-
3
Травмирование:
самопроизвольно переместившимся грузом из-за подъема
его при наклонном положении грузовых канатов (подъ-
ем защемленного груза)
электрическим током из-за нарушений требований без-
6
6
опасности при работе кранов вблизи ЛЭП
механизмами работающих кранов при выходе людей на
2
3
+1
крановые пути
грузом, механизмами технических устройств при нахож-
24
28
+4
дении людей в опасной зоне работы кранов
4
Разрушение:
кранов или их механизмов из-за содержания техническо-
7
9
+2
го устройства в неисправном состоянии
кранов (механизмов) из-за некачественного изготовле-
ния их на заводе-изготовителе
5
Травмирование механизмами или конструкциями лифтов:
из-за неисправности лифта или блокировочных уст-
3
4
+1
ройств
из-за неквалифицированных действий персонала, обслу-
4
2
-2
живающего лифты
из-за нарушения правил пользования лифтами
3
3
при проникновении подростков в шахту недозволенным
1
-1
образом
6
Прочие факторы
14
16
+2
Всего:
98
96
-2
Вместе с тем нужно отметить, что, например, число погибших в результате паде-
ния груза из-за неправильного его складирования и нарушения схем строповки со-
кратилось почти на треть. Однако число людей, погибших при нахождении в опас-
ной зоне работы кранов, увеличилось на 17 %.
247
В 2006 году при эксплуатации подъемных сооружений произошло 11 групповых
несчастных случаев (8 из них — в результате аварии), в которых пострадало 24 чело-
века, из них 13 — смертельно. В 2005 году было также 11 групповых несчастных слу-
чаев (5 — в результате аварии), травмировано 24 человека, из них — 9 смертельно.
27.11.06 г. в г. Углич Ярославской области при производстве работ по обрезке
сучьев деревьев с применением автогидроподъемника АГП 22-04 произошел об-
рыв проушин кронштейна крепления гидроцилиндра ко 2-му колену подъемника.
В результате падения колена двое рабочих, находящихся в люльке, получили трав-
мы. Причиной аварии явилось разрушение узла крепления проушин штока гидро-
цилиндра подъема среднего колена стрелы к траверсе вследствие некачественного
сварного стыкового шва, выполненного в результате ремонта с применением элек-
тросварки, проведенного с нарушением требований ГОСТ 5462-80.
Из 96 несчастных случаев, происшедших на подъемных сооружениях, 80 (83,3 %)
произошло при эксплуатации кранов, 7 (7,3 %) — при эксплуатации автоподъемни-
ков (вышек) и 9 несчастных случаев (9,4 %) — при пользовании лифтами.
За 10 лет количество грузоподъемных кранов уменьшилось почти на 97 тыс. еди-
ниц и в 2006 году составило 239 460 грузоподъемных кранов. При этом уровень смер-
тельного травматизма при эксплуатации кранов вырос в 1,4 раза. Коэффициент смер-
тельного травматизма на 1000 кранов по итогам 2006 года составил 0,334 (рис. 17).
Рис. 17. Динамика изменения кранового парка России. Коэффициент смертельного
травматизма на 1000 кранов
Это свидетельствует о том, что, несмотря на ежегодное списание 6-8 тыс. мораль-
но и физически устаревших грузоподъемных кранов, уровень травматизма остает-
ся высоким по причине неудовлетворительно организованного производственно-
248
го контроля и надзора за безопасной эксплуатацией в ряде территориальных орга-
нов Ростехнадзора.
Анализ несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов позволя-
ет сделать следующие выводы. Высоким остается уровень смертельного травматиз-
ма при эксплуатации автомобильных (32,5 %) и башенных (23,75 %) кранов. С 1 до
4 увеличилось количество несчастных случаев при эксплуатации железнодорожных
кранов, с 1 до 3 случаев — на кранах-трубоукладчиках. Уровень травматизма при
эксплуатации пневмоколесных и гусеничных кранов остался примерно на преж-
нем уровне. Следует отметить, что на 35 % (с 20 до 13 случаев) снизился смертель-
ный травматизм на мостовых кранах, в два раза снизилось количество несчастных
случаев, происшедших при эксплуатации портальных кранов (с 4 до 2).
24.04.06 г. в г. Самара на строительстве жилого дома башенный кран КБ-405.1А
передвигался по крановым путям, поднимая ящик с раствором на 4-й этаж. Падение
крана произошло в результате его схода с крановых путей из-за неисправности кон-
цевого выключателя, автоматически отключающего механизм передвижения кра-
на, и ненадежно закрепленных тупиковых упоров. В результате падения башенного
крана крановщица получила смертельную травму.
14.07.06 г. на 500 км трассы магистрального нефтепровода «Альметьевск—
Горький-2» (с. Бармино Нижегородской области) при разгрузке трубы диаметром
820 мм с трубовоза с помощью крана-трубоукладчика Д-355С водителя зажало меж-
ду трубой и защитным щитом кабины трубовоза, в результате чего он получил смер-
тельную травму. Причины: нарушение технологического процесса, нахождение по-
страдавшего в опасной зоне работы крана.
05.09.06 г. в г. Тула при производстве работ по перемещению стального лома с по-
мощью железнодорожного крана КЖД-16 газорезчик был смертельно травмирован в
результате зажатия между ходовой платформой и опорно-поворотным устройством
крана. Причина — нахождение в опасной зоне работы крана, нарушение пострадав-
шим трудовой и производственной дисциплины.
20.07.06 г. в г. Котельники при подъеме железобетонной сваи с автомобильным
краном КС-35719 произошло его падение из-за значительного перегруза (более чем
в 4 раза) и неисправности ограничителя грузоподъемности.
Уровень смертельного травматизма при эксплуатации лифтов в 2006 году снизил-
ся по сравнению с 2005 годом с 11 до 9 случаев. Основными причинами остаются:
неудовлетворительная организация работ при обслуживании и ремонте лифтов, на-
рушение производственных инструкций обслуживающим персоналом, низкая ква-
лификация обслуживающего персонала, неисправность электрических блокировок,
автоматических замков дверей шахты (рис. 18).
Из 440 тыс. лифтов, находящихся в эксплуатации, 24 % отработали нормативный
срок службы. Старение лифтового парка в ближайшее время стремительно увели-
чивается из-за большого количества жилищного строительства в период с 1968 по
1999 год. Не решаются на должном уровне вопросы диспетчеризации лифтов (на-
пример, в г. Санкт-Петербурге около 48 % лифтов, эксплуатируемых в жилом фон-
де, не подключены к диспетчерским пультам).
До настоящего времени не проводятся в необходимом объеме капитальные ре-
монты, модернизация физически и морально устаревших лифтов, отработавших
нормативный срок службы, в результате более чем 23 % лифтов, эксплуатируемых в
жилом фонде, выработали свой ресурс. Лифты эксплуатируются технически неис-
249
правными с выведенными из строя электрическими блокировками, что приводит
к частым сбоям в работе, остановкам из-за поломок и в конечном итоге к несчаст-
ным случаям. Снижена требовательность инспекторского состава к уровню про-
фессиональной подготовки обслуживающего персонала. Аттестационные комис-
сии организаций формально подходят к переаттестации обслуживающего персо-
нала. Неблагополучное положение сложилось с оснащением пассажирских лифтов
устройствами защиты от проникновения посторонних лиц в лифтовые шахты.
Рис. 18. Динамика смертельного травматизма при эксплуатации лифтов (1994-2006 годы)
Примеры наиболее характерных несчастных случаев, происходящих при эксплу-
атации лифтов.
1. Из-за неудовлетворительной организации работ при обслуживании и ремонте
лифтов, нарушения производственных инструкций обслуживающим персоналом в
результате погибло 2 электромеханика.
В Москве при проведении работ на пассажирском лифте был зажат электроме-
ханик между верхней обвязкой дверного проема двери шахты 17-го этажа и крышей
кабины (ДЕЗ Красносельского района, г. Москва).
При выполнении работ на крыше кабины электромеханик упал в шахту с
16-го этажа.
2. Из-за неисправности электрических блокировок, автоматических замков две-
рей шахты:
В ООО «Каспий», пос. Манас, при попытке войти в кабину пострадавшая была
зажата закрывающимися створками дверей шахты и кабины, при этом кабина при-
шла в движение с открытыми дверями, в результате чего пассажир получила смер-
тельную травму.
При попытке воспользоваться грузовым лифтом пострадавший, открыв двери,
упал в шахту, получив при этом смертельную травму. Кабина в это время находи-
лась на другом этаже.
В ДЕЗ района Марьино г. Москвы на пассажирском лифте смертельно травмиро-
ван подросток, который был зажат створками дверей шахты и кабины на площадке
7-го этажа. Причиной несчастного случая явилась неисправность реверса дверей,
который был выведен из строя электромехаником.
250
В г. Чита при уборке лифтером кабины лифта кабина пришла в движение с от-
крытыми дверями, в результате чего лифтер погиб.
В ЖСК «Куйбышево-30», г. Омск, при входе в кабину лифта пассажира с коля-
ской, в которой находился ребенок, лифт пришел в движение с открытыми дверя-
ми, в результате чего коляска оказалась зажатой между кабиной и шахтой с после-
дующим падением в приямок шахты. Ребенок получил смертельную травму.
В 2006 году под контролем Службы находилось 500 организаций, осуществляю-
щих изготовление подъемных сооружений, и 901 организация, осуществляющая их
монтаж и пусконаладку. В 150 организациях осуществлялась подготовка и аттеста-
ция сварщиков и специалистов сварочного производства, в 40 — подготовка и атте-
стация специалистов неразрушающего контроля. Надзор за указанными организа-
циями осуществлялся 350 инспекторами.
Было проведено 1613 обследований, что на 28 % меньше, чем в 2005 году. В ре-
зультате выявленных нарушений требований промышленной безопасности на срок
более 1 смены приостанавливалось 32 производства.
Представители Службы приняли участие в 46 предварительных испытаниях подъ-
емных сооружений, 107 — приемочных, 60 — периодических, 43 — типовых и 23 -
сертификационных.
При осуществлении контроля выявлено 9449 нарушений требований правил и
норм при изготовлении подъемных сооружений (в 2005 году — 12 648 нарушений),
за которые к ответственности привлечены 208 человек, в том числе 154 — подвергну-
ты штрафным санкциям на сумму 429,6 тыс. руб., на 5 человек материалы переданы
в органы прокуратуры. Проверено с участием инспекторов знание требований пра-
вил и норм у 7277 человек организаций — изготовителей подъемных сооружений,
из них 176 человек оказались неподготовленными. На коллегиях и совещаниях тер-
риториальных органов по вопросам изготовления заслушано 38 руководителей.
Анализ деятельности эксплуатирующих организаций по повышению промыш-
ленной безопасности показал, что высоким остается процент технических устройств,
физически и морально устаревших, отработавших нормативный срок эксплуатации.
Этому вопросу уделяется большое внимание. Инспекторским составом при обследо-
вании предприятий проводится работа по повышению уровня промышленной без-
опасности: от владельцев подъемных сооружений требуются графики вывода мо-
рально и физически устаревших технических устройств из эксплуатации, усилена
требовательность к специализированным организациям в части улучшения качества
ремонта, реконструкции (модернизации) подъемных сооружений, расширению ма-
териально-технической базы, качеству обучения специалистов. Экспертным орга-
низациям при расчете остаточного ресурса предложено обращать внимание на со-
блюдение системы планово-предупредительного ремонта владельцами подъемных
сооружений в период эксплуатации технического устройства. Техническое устрой-
ство, отработавшее нормативный срок эксплуатации, может быть зарегистрировано
только после проведения капитально-восстановительного ремонта, реконструкции
(модернизации) и оборудования его приборами безопасности в соответствии с тре-
бованиями действующих нормативных документов, а также имеющее положитель-
ное заключение экспертизы промышленной безопасности.
Вопросы повышения уровня промышленной безопасности решаются с углублен-
ным подходом к экспертизе промышленной безопасности. Экспертные организации
осуществляют предварительную проверку наличия документации в эксплуатирую-
251
щих организациях, не ослабляя работы по техническому диагностированию в соот-
ветствии с информационными письмами Ростехнадзора. Их выполнение — обяза-
тельное требование, которое должно быть отражено в заключении экспертизы.
Разработан единый подход к организации контроля за выполнением меропри-
ятий по приведению технических устройств в соответствие с требованиями норма-
тивной документации. При проведении экспертизы технических устройств требу-
ются графики дооборудования их современными приборами безопасности, которые
разрабатываются владельцем подъемных сооружений. Экспертными (специализи-
рованными) организациями указывается вид прибора, необходимый для данного
типа технического устройства.
При выдаче заключения экспертизы по промышленной безопасности техниче-
ских устройств, оборудованных современными приборами безопасности, произво-
дится считывание информации с регистратора параметров о работе подъемного со-
оружения аттестованными специалистами, прошедшими обучение.
В связи с высоким уровнем аварийности и травматизма на башенных кранах наря-
ду с материалами по расследованию причин аварий и несчастных случаев были рас-
смотрены заключения экспертиз промышленной безопасности по продлению срока
эксплуатации башенных кранов ряда экспертных организаций. В результате были
выявлены серьезные нарушения, допущенные организациями при выполнении ди-
агностических работ. В частности, большинство экспертиз проведены в нарушение
Методических указаний по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сро-
ком службы. Часть 3. Башенные краны… (РД 10-112-3-97), при обследовании огра-
ничивались оценкой состояния крана в собранном виде без проведения обследова-
ния состояния разобранных узлов. При этом соответственно не выполнялось диа-
гностирование шарнирных соединений с измерением зазоров, опорно-поворотных
устройств, болтовых соединений с контролем затяжки, узлов конструкции кранов
в труднодоступных местах и расчалов. В заключениях экспертиз рекомендовалось
продлить срок службы крана без проведения его капитально-восстановительного
ремонта (КВР). Материалы экспертиз оформлялись в произвольной форме, оцен-
ки остаточного ресурса крана выполнялись формально, специалисты экспертных
организаций не проходили стажировку в установленном порядке (согласно инфор-
мационному письму Госгортехнадзора России от 08.02.99 № 12-01/120 «Об авариях
башенных кранов КБ-503, КБ-572, КБ-403». В связи с этим такие специалисты не
владеют знанием установленных требований к выполнению работ при проведении
экспертиз на башенных кранах. В то же время такие заключения утверждались тер-
риториальными органами Ростехнадзора без замечаний.
При проверке башенных кранов QTZ 160 и QTZ 80 производства КНР, приме-
няемых на опасных производственных объектах г. Москвы, было установлено, что
краны сертифицированы по схеме № 9 для продукции высокого уровня качества,
которая предусматривает только рассмотрение деклараций без проведения серти-
фикационных испытаний. В результате были выявлены следующие серьезные за-
мечания:
1. Конструкция кранов не соответствует нормативным требованиям: режим ра-
боты кранов существенно ниже, чем для отечественных башенных кранов, и не со-
ответствует ГОСТ 13556-91; условия работы крановщика и обслуживающего пер-
сонала не соответствуют требованиям ПБ 10-382-00 в части проходов, ограждений,
лестниц, размеров и оснащения кабин; монтаж и испытания крана выполняются из
252
кабины, возможность применения использованных в конструкциях материалов для
условий эксплуатации в Российской Федерации в ряде случаев не обоснована.
2. Эксплуатационная документация (паспорт, руководство по эксплуатации и
инструкция по монтажу) выполнена с грубыми нарушениями (отсутствует значи-
тельное число обязательных разделов в паспортах, заявленные технические харак-
теристики в паспорте не соответствуют реальным техническим характеристикам
грузоподъемных кранов); монтажная и эксплуатационная документация не содер-
жит требуемых разделов для безопасного производства работ, отсутствуют схемы и
алгоритмы сборки и наладки электросилового оборудования и наладки приборов
безопасности.
Учитывая серьезные нарушения в проведении сертификации кранов производ-
ства КНР, Управление государственного строительного надзора обратило внимание
органов по сертификации на необходимость тщательного и всестороннего проведе-
ния работ, предусмотренных требованиями к сертификации кранов, с привлечени-
ем к работам испытательных центров, имеющих необходимый опыт.
В дальнейшем при выявлении подобных замечаний в ходе рассмотрения заклю-
чения экспертизы промышленной безопасности на получение разрешения на при-
менение технических устройств зарубежного производства, подготовленных специ-
ализированными организациями, им будет отказано в регистрации и утверждении
экспертных заключений, а также поставлен вопрос о приостановлении действия
лицензий.
Аналогичная работа, направленная на повышение уровня промышленной безо-
пасности, проводится и на лифтах. Вопросы замены, реконструкции, модернизации
и диспетчеризации пассажирских лифтов, установленных в многоэтажных жилых
домах, находятся под постоянным контролем территориальных органов.
При проведении технического освидетельствования лифтов эксперты вскрыва-
ют нарушения и выявленные при эксплуатации лифтов отступления от требований
правил, дают оценку работы производственному контролю, специализированным
предприятиям, а также дают рекомендации по повышению уровня промышленной
безопасности при отклонении от требований действующих нормативных докумен-
тов (отсутствие приборов безопасности, диспетчеризации).
Эффективность функционирования систем производственного контроля или си-
стем управления промышленной безопасностью определяется на основании анали-
за результатов надзорной деятельности и фактического состояния промышленной
безопасности на подконтрольных предприятиях, рассмотрения и согласования про-
грамм обучения по промышленной безопасности в учебных центрах и комбинатах,
аттестации руководителей и специалистов предприятий.
Анализ работы служб, осуществляющих производственный контроль, показыва-
ет, что на подконтрольных предприятиях с малой численностью не обеспечено эф-
фективное функционирование производственного контроля в полной мере из-за
недостаточного количества высококвалифицированных инженерно-технических
работников и отсутствия специалистов, имеющих образование, соответствующее
профилю производственного объекта.
Направления совершенствования системы управления промышленной безопас-
ностью необходимо выбирать с учетом специфики вида деятельности и структуры
предприятий (предприятия, имеющие возможность создания службы промышлен-
ной безопасности и не имеющие такой возможности).
253
Система управления промышленной безопасностью в части производственного
контроля организована и внедрена на всех эксплуатирующих поднадзорные опас-
ные производственные объекты предприятиях.
Так, компания ОАО МОС ОТИС применяет разработанные на научной основе
передовые методы организации и ведения работ, направленные на совершенство-
вание производственных процессов, улучшение качества услуг и оборудования, по-
вышение его надежности и безопасности, а также безопасности обслуживающего
персонала и пользователей. В компании на постоянной основе проводятся незави-
симые аудиты ОFАR, целью которых является:
оценка качества технического состояния лифтов;
оценка состояния безопасности для обслуживающего персонала и пользователей;
оценка знания и применения персоналом процедур безопасности, направленных
на снижение рисков и опасностей. Данные показатели оцениваются в баллах, дают
возможность проведения анализа и своевременного составления корректирующих
мероприятий, направленных на предотвращение ошибок и упущений.
Начиная с 2003 года в ОАО МОС ОТИС введена программа «Достижение конку-
рентного превосходства» — АСЕ, элементы которой используются во многих круп-
ных компаниях как за рубежом, так и в России.
Цель этой программы — совершенствование производственных процессов при
помощи универсальных, апробированных инструментов, входящих в ее состав.
Начиная с 2004 года в компании внедряется программа «SIP service», целью ко-
торой является четкое определение каждого процесса, его оценка и пути его совер-
шенствования.
Данные программы и инструментарии направлены на обеспечение качества и
безопасности при эксплуатации и монтаже лифтов и эскалаторов, что является од-
ним из основных требований Федерального закона «О промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов».
Одним из часто выявляемых недостатков организации производственного кон-
троля остается его формальность и несоответствие фактическим условиям произ-
водственной деятельности предприятий и организаций. В частности, при разработке
положений об организации и осуществлении производственного контроля не учи-
тываются вопросы организации технического надзора и его взаимодействия с ли-
цами, ответственными за осуществление производственного контроля. Отсутствует
распределение прав и обязанностей между этими структурами.
Одним из основных вопросов на комплексных, целевых и оперативных обследо-
ваниях является проверка организации и осуществления производственного кон-
троля и функционирования служб производственного контроля (СПК).
В целях повышения эффективности функционирования служб производствен-
ного контроля поднадзорных организаций инспекторским составом проводится ин-
формационно-консультационная работа.
В ряде регионов проводится эксперимент по внедрению производственного кон-
троля на крупных предприятиях, заключающийся в участии государственных ин-
спекторов в комиссиях служб производственного контроля. Наряду с оперативным
контролем за деятельностью СПК проводятся комплексные обследования с участием
работников служб производственного контроля и государственных инспекторов.
Внедрение системы управления промышленной безопасностью и ход реализации
других инновационных проектов, связанных с обеспечением безопасности и проти-
воаварийной устойчивости поднадзорных предприятий и объектов.
254
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ проводится
работа по совершенствованию и внедрению системы управления промышленной
безопасностью на предприятиях. Производственный контроль является составной
частью СУПБ. На всех подконтрольных предприятиях разработано и действует по-
ложение о производственном контроле, многие предприятия имеют службу про-
изводственного контроля. Эффективность СУПБ позволяет перейти от контроля
за каждым объектом к контролю качества функционирования систем управления,
позволяет от оперативных проверок перейти к оценке деятельности организации в
целом по вопросам промышленной безопасности. Налаженная система обмена ин-
формацией между инспекторами и предприятиями позволяет легко контролировать
качество установленных требований в области промышленной безопасности, что
существенно экономит время инспекторского состава.
Предприятие ОАО «Автокран», г. Иваново, на основе разработанной «НАМС» ин-
новационной программы в области создания новых моделей стреловых самоходных
кранов, современных технологий по их изготовлению, методов проектирования и
расчетов, испытаний, отработки конструкции кранов с учетом результатов и поже-
ланий от эксплуатирующих организаций в 2006 году выпустило целую гамму кранов
повышенной грузоподъемности с улучшенными техническими характеристиками,
с применением высокопрочных сталей, современных приборов безопасности и си-
стем защиты от перегрузок, широкого применения качественного гидрооборудова-
ния, узлов и механизмов собственного изготовления, что подтверждено сертифи-
катами соответствия и положительными заключениями при проверках инспектиру-
ющими организациями. В 2006 году начат выпуск востребованных перспективных
грузоподъемных кранов нового поколения типа КС-59712, КС-59713.
Другим инновационным проектом в системе управления промышленной безопас-
ностью является разработка и производство новых приборов безопасности для грузо-
подъемных машин. В Российской Федерации изготовлением приборов и устройств
безопасности занимается 16 предприятий.
Отделом по надзору за подъемными сооружениями в 2006 году проделана боль-
шая работа по внедрению новой грузоподъемной техники.
Так, на ОАО «Завидовский экспериментальный завод» прошел приемочные ис-
пытания автогидроподъемник ПСС-131.22Э грузоподъемностью 200 кг, предназна-
ченный для выполнения строительно-монтажных работ, а также других видов ра-
бот, связанных с подъемом людей на отметку 22 м. Автогидроподъемник оснащен
люлькой с электроизоляцией, позволяет проводить работы с энергоустановками до
1000 В без отключения питания. В качестве базовых шасси используются ГАЗ-3307,
ЗИЛ-433362 и их модификации.
На ОАО «Уфимский крановый завод» освоена серия мостовых кранов грузоподъ-
емностью 5 и 10 тонн с пролетами от 6 до 24 метров. Краны пользуются широким
спросом для механизации погрузочно-разгрузочных работ на эстакадах, в склад-
ских помещениях и цехах.
Проведены приемочные испытания крана-манипулятора РК-1200Т-ЗИЛ 5302Р,
изготовленного на ОАО «ЗИЛ» (г. Москва). Кран-манипулятор (эвакуатор) имеет
специальную траверсу и предназначен для эвакуации неправильно припаркован-
ных автомобилей.
Выдержал приемочные испытания лифт типа «Жьен-2» фирмы «ОТИС»
(США).
255
Успешно прошли приемочные испытания «Устройства контроля превышения
скорости лифта» (разработчик — ООО «НЕЙРОН») и комплексный прибор безо-
пасности для грузоподъемных кранов производства ЗАО «Критерий».
Рассмотрены и согласованы программы и методики предварительных и прие-
мочных испытаний для испытания в 2007 году опытных образцов и изготовления
опытных партий:
1. Кранов штырьевых КСТ-7 (г. Иркутск).
2. Специальных приспособлений для монтажа газовых турбин 2-й очереди ТЭС
ММДЦ «Москва-Сити» (г. Москва).
3. Двухбалочных электромостовых кранов грузоподъемностью 1в/5т
(ВНИИПТмаш).
4. Стрелового крана КС-55729Б, ОАО «Галичский крановый завод».
5. Лифтов фирмы «Алекс».
6. Башенного крана КБ-576, ОАО «Ржевский крановый завод».
7. Прибора ОГМ 240-02.
Проблемы обеспечения промышленной безопасности опасных производствен-
ных объектов связаны с продолжающимся процессом старения основных фондов,
технологий и технических устройств, низкими темпами реконструкции устаревших
производств и несвоевременной заменой оборудования, средств контроля и авто-
матизации на новые образцы, отвечающие требованиям и нормам промышленной
безопасности.
В основном приведение технических устройств в соответствие с требованиями
НТД и промышленной безопасности осуществляется путем проведения экспертно-
диагностических обследований, дооснащения необходимыми приборами и устрой-
ствами безопасности, проведением капитально-восстановительных ремонтов, но
эти вопросы решаются сложно.
Общими проблемами и факторами риска, оказывающими влияние на состояние
промышленной безопасности, остаются:
1. Высокая степень износа основных производственных фондов оборудования и
технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
2. Низкий уровень производственной и технологической дисциплины.
3. Нехватка квалифицированных специалистов, низкий уровень подготовки и пе-
реподготовки специалистов, недостаточный уровень знаний требований промыш-
ленной безопасности.
4. Неустойчивое финансовое положение многих организаций, недостаточное вы-
деление владельцами средств на выполнение мероприятий, направленных на улуч-
шение состояния промышленной безопасности, на подготовку и переподготовку
кадров, на привлечение квалифицированных специалистов и работников, создание
привлекательных условий для работы.
2.2.19. Электрические станции и сети, электроустановки потребителей
Число объектов энергетики, поднадзорных в 2006 году Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору, в целом по России соста-
вило около 4 млн, в том числе:
626 электрических станций;
более 24 тысяч малых (технологических) электростанций;
более 116 тысяч котельных;
256
более 890 трансформаторных подстанций;
более 2 млн потребителей электрической энергии;
около 800 тысяч потребителей тепловой энергии.
За 2006 год сотрудники Управления государственного энергетического надзо-
ра Ростехнадзора приняли участие в проверках 10 территориальных управлений
Ростехнадзора и более 20 поднадзорных организаций. В этот же период Центральной
аттестационной комиссией Ростехнадзора осуществлена проверка знаний руково-
дящего состава межрегиональных территориальных управлений технологического
и экологического надзора Ростехнадзора в федеральных округах.
В ходе проверок территориальных органов были выявлены следующие недостат-
ки в организации и осуществлении надзорной деятельности:
инспекторский персонал не в полной мере осуществляет контроль сроков испол-
нения выданных ими актов-предписаний;
в актах-предписаниях не отражаются вопросы технического освидетельствования
электрооборудования, имеются случаи, когда не выдаются предписания потребите-
лям электроэнергии о незаконном подключении ими субабонентов к своим сетям;
уменьшилось среднее количество плановых обследований на одного инспекто-
ра из-за значительного увеличения внеплановых, инспекторами недостаточно ис-
пользуется такая форма воздействия на нарушителей, как составление протоколов
об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ;
инспекторский персонал при обследовании поднадзорных энергопредприятий
не уделяет должного внимания проверке знаний членов аттестационных комиссий
и оформлению необходимых документов в соответствии с требованиями Правил ра-
боты с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации.
За отчетный период инспекторским составом территориальных органов по тех-
нологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проведено более 163 тысяч
обследований по контролю организации безопасной эксплуатации и технического
состояния оборудования и основных сооружений электростанций, электрических
и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, электрических и тепловых уста-
новок потребителей. В ходе проверок выявлены низкий уровень организации и не-
удовлетворительное состояние дел по следующим направлениям:
подготовка и повышение квалификации персонала;
техническое перевооружение и реконструкция электростанций и сетей;
повышение надежности и безопасности работы оборудования и сетей, зданий и
сооружений;
развитие производства для удовлетворения потребностей в электрической и те-
пловой энергии.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации инспекторским
персоналом Ростехнадзора было выдано более 3,5 тыс. предписаний о недопусти-
мости дальнейшей эксплуатации энергоустановок, не соответствующих требовани-
ям действующих правил и норм, дальнейшая эксплуатация которых может приве-
сти к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека, выдано более
17,5 тыс. предписаний на проведение внеочередной проверки знаний персонала,
эксплуатирующего энергоустановки.
По вопросам применения административной практики в отчетном периоде со-
ставлено более 36,5 тыс. протоколов об административных правонарушениях, основ-
ными из которых явились:

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..