ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 14

 

 

209
решить вопрос о распространении на деятельность экспертных организаций тре-
бований авторского надзора при реализации проектных решений, прошедших экс-
пертизу промышленной безопасности;
обеспечить действенный контроль за уровнем и качеством подготовки экспер-
тов. Подготовить и издать соответствующие учебно-практические пособия для экс-
пертов.
Из отчетов территориальных органов о проведенных проверках следует, что в
Российской Федерации осуществляют экспертную деятельность около 50 органи-
заций. Средняя численность аттестованных экспертов в таких организациях состав-
ляет 3-5 человек. При этом большинство экспертных организаций используют при-
влекаемых экспертов, не всегда аттестованных в системе экспертизы промышлен-
ной безопасности.
В области взрывного дела в прошедшем году аттестованы более 70 экспертов,
причем около 20 проходили предаттестационную подготовку в Национальной ор-
ганизации инженеров-взрывников (НОИВ) по специальной программе.
Анализ представленной информации показывает, что в Российской Федерации в
настоящее время в области экспертизы промышленной безопасности определенное
количество организаций не обладают необходимыми для проведения экспертизы ма-
териально-техническими возможностями, а также не имеют достаточного числа ат-
тестованных экспертов. Принятая в настоящее время система привлечения неболь-
шими организациями аттестованных экспертов и специалистов других организаций
не оказывает положительного влияния на качество проводимой экспертизы.
До настоящего времени не удалось заметно повысить качество взрывчатых ве-
ществ. На горных предприятиях, изготавливающих простейшие гранулированные
аммиачно-селитренные взрывчатые вещества (как на стационарных пунктах, так и
в передвижных установках), необходимый контроль качества не организован, от-
сутствуют лаборатории и соответствующие специалисты. От заводов-изготовителей
также продолжают поступать взрывчатые материалы, не соответствующие требова-
ниям стандартов и технических условий, что, несмотря на наличие входного контро-
ля, приводит к многочисленным отказавшим зарядам, влекущим за собой аварии,
травматизм, простои, хищения взрывчатых материалов из отказов. Как показыва-
ет анализ, около 50 % отказов так или иначе связано с недостаточно высоким каче-
ством взрывчатых материалов. Ежегодно выявляется не менее 10 случаев поставок
взрывчатых материалов с нарушениями установленных требований.
Общий уровень механизации взрывных работ в горнодобывающих организаци-
ях — основных потребителях взрывчатых материалов повышается незначительно,
в результате чего не удается значительно сократить количество лиц, допущенных к
обращению со взрывчатыми материалами, в 2006 году их численность уменьшилась
на 700 человек.
Подобное положение создает предпосылки для аварийности и травматизма при
взрывных работах, а также является одной из основных причин хищений ВМ с мест
хранения и ведения взрывных работ.
По состоянию на 1 января 2007 года в Российской Федерации средства механиза-
ции применяют не более 16 % общего количества организаций, на объектах которых
используются промышленные взрывчатые материалы. Работы по приему, погрузке-
разгрузке, подготовке к применению ВМ и заряжанию шпуров и скважин механи-
зированы на 85-90 % только в отдельных крупных организациях, а в подавляющем
210
большинстве остальных организаций уровень механизации этих работ весьма низ-
кий или средства механизации отсутствуют вообще.
Следует отметить, что практически все организации с высоким уровнем механи-
зации собственными силами изготавливают гранулированные, водосодержащие или
эмульсионные взрывчатые вещества, а взрывные работы производят в карьерах или
разрезах. Однако по-прежнему из них большую часть составляют гранулированные
взрывчатые вещества, которые, как правило, изготавливают в передвижных смеси-
тельно-зарядных установках и, как уже указывалось, без должного контроля каче-
ства. В организациях, выполняющих взрывные работы в подземных горных выра-
ботках, уровень механизации значительно ниже. Как правило, в таких организаци-
ях механизированы процессы заряжания скважин или шпуров.
Существенное отставание в решении вопросов внедрения средств механизации
наблюдается в угледобывающих организациях. На угольных шахтах механизация за-
ряжания скважин и шпуров отсутствует полностью. Такое же положение с механи-
зацией на мелких карьерах стройматериалов, строительных объектах, где взрывные
работы ведут подрядным способом специализированные организации.
Следует отметить, что до настоящего времени не претерпели значительных изме-
нений техника и технология механизированного заряжания восстающих шпуров и
скважин в подземных условиях. По-прежнему практически единственным способом
заряжания таких шпуров и скважин продолжает оставаться устаревший и опасный
пневматический способ с использованием различных гранулированных взрывчатых
веществ, широко внедренный еще в начале 70-х годов прошлого столетия.
По техническому оснащению, производительности и надежности в эксплуата-
ции отечественная пневмозарядная техника, в определенной мере копируя зарубеж-
ную, значительно ей уступает в части компьютеризации и автоматизации процессов
заряжания шпуров и скважин взрывчатыми веществами, не обеспечивает обратной
связи, позволяющей контролировать параметры заряжаемых полостей.
Процесс совершенствования техники и технологии механизированного заряжа-
ния в подземных условиях пока идет медленно. Не налажен серийный выпуск оте-
чественных зарядных устройств, снабженных механизмами, блокирующими про-
цесс зарядки без подачи смачивающей жидкости (воды) и при превышении поро-
говых значений потенциалов статического электричества на элементах зарядной
магистрали. Отсутствует российское производство зарядных шлангов. До сих пор
не разработана технология и не выпускается оборудование для механизированного
заряжания скважин эмульсионными взрывчатыми веществами.
В соответствии с Протоколом совещания «Об итогах и показателях деятельно-
сти Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(оценка ситуации по Сибирскому федеральному округу)» от 02.12.05 № 4 в г. Красно-
ярске в первом квартале 2006 года территориальными органами по технологическо-
му и экологическому надзору Ростехнадзора проведены целевые проверки наличия и
выполнения программ (мероприятий) по совершенствованию техники и технологии
взрывных работ в поднадзорных горнодобывающих предприятиях и в организациях,
специализирующихся на выполнении взрывных работ подрядным способом.
Управление по надзору за специальными и химически опасными производ-
ствами и объектами провело анализ поступивших от территориальных органов
Ростехнадзора, расположенных на территории Сибирского федерального округа,
результатов целевых проверок.
211
Анализ показал, что целевые среднесрочные или перспективные программы со-
вершенствования взрывного дела на большинстве предприятий не разработаны.
Однако во многих организациях имеются и выполняются ежегодные планы и ме-
роприятия по совершенствованию техники и технологии взрывных работ. На ряде
предприятий составлены и согласованы с Ростехнадзором или территориальными
органами графики замены огневого и электроогневого взрывания на более безопас-
ные и надежные системы. Увеличивается применение современных способов ини-
циирования зарядов с использованием низкоэнергетических волноводов СИНВ и
электродетонаторов пониженной чувствительности, приобретаются современные
буровые станки и специальные автомобили для перевозки взрывчатых материалов,
новые смесительно-зарядные машины для изготовления взрывчатых веществ на ме-
стах проведения взрывных работ. Ведутся планомерные работы по увеличению объ-
емов применения новых, более безопасных эмульсионных взрывчатых веществ, а
также гранулированных взрывчатых веществ на основе пористой селитры. По ре-
зультатам проверок руководителям тех предприятий и организаций, где установле-
но отсутствие мероприятий по совершенствованию техники и технологии взрыв-
ных работ или продолжает использоваться огневое (электроогневое) взрывание без
разрешения Ростехнадзора, выданы соответствующие предписания. Виновные лица
привлечены к административной ответственности.
В целом в этой сфере требуется разработка и производство новых средств меха-
низации для открытых и подземных работ, отвечающих современным требованиям:
надежных, удобных, безопасных, всепогодных, дешевых, повышенной проходимо-
сти, унифицированных для нескольких видов взрывчатых веществ. Необходимо ре-
шить проблему механизации заряжания на угольных шахтах, создать средства меха-
низации для заряжания шпуров патронированными ВВ, разработать приборы опе-
ративного контроля качества взрывчатых веществ.
В вопросах эксплуатации оборудования для механизированного заряжания не-
обходимо разработать методику комиссионного обследования (с техническим диа-
гностированием и использованием методов неразрушающего контроля) и порядок
дальнейшей эксплуатации оборудования, отработавшего установленный (гарантий-
ный) срок эксплуатации.
До настоящего времени не решена проблема безопасности перевозок взрыв-
чатых материалов автомобильным транспортом. По-прежнему к перевозке допу-
скаются автомобили, не предназначенные для таких целей, включая самосвалы.
Значительная часть автомобилей, которые систематически используются для пере-
возки взрывчатых материалов, в том числе по дорогам общего пользования, не от-
вечают требованиям Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспор-
том (ПОГАТ) и Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке
опасных грузов (ДОПОГ).
Проводимый Управлением по надзору за специальными и химически опасными
производствами и объектами анализ аварий и несчастных случаев при взрывных ра-
ботах на горнодобывающих предприятиях показывает, что зачастую их причинами
являются низкая квалификация взрывперсонала, прежде всего лиц технического
надзора младшего и среднего звена, и его постоянная текучесть. В настоящее время
на горнодобывающих предприятиях производится более половины потребляемых
взрывчатых веществ. Однако до сих пор не решен вопрос подготовки в высших и
средних профессиональных учебных заведениях специалистов-технологов для ста-
212
ционарных пунктов и заводов, изготавливающих взрывчатые вещества вблизи мест
применения.
В течение 2006 года инспекторский состав территориальных органов Ростехнадзора
провел около 5400 обследований (в 2005 году — 5500) и выявил 27,7 тыс. наруше-
ний правил и инструкций (в 2005 году — 25,5 тыс.) В ходе надзорной деятельности
произведено 734 (в 2005 году — 1158) остановок взрывных работ, выполнявшихся
с нарушением требований безопасности или обеспечения сохранности ВМ. С уча-
стием работников территориальных органов Ростехнадзора проверены знания тре-
бований по безопасности взрывных работ и сохранности ВМ у 8,4 тыс. персонала
для взрывных работ, а в ходе обследований — более чем у 6 тыс. работников орга-
низаций. Привлечены к ответственности за нарушения правил и инструкций 1895
(в 2005 году — 1829) рабочих и должностных лиц, в том числе подвергнуты штраф-
ным санкциям 887 человек (в 2005 году — 571), переданы материалы в следствен-
ные органы на 32 (в 2005 году — 39) человека; 148 руководителей предприятий и
организаций заслушивались на коллегиях территориального органа (в 2005 году —
146) (табл. 82).
Таблица 82
Основные показатели надзорной деятельности в 2003-2006 годах
в области взрывчатых материалов
Наименование показателей
Ед.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
п/п
изм.
1
Проведено проверок
ед.
6810
6007
5519
5406
2
Выявлено нарушений
ед.
28 838
26 482
25 425
27 772
3
Изъято разрешений на право производ-
ед.
67
68
50
40
ства взрывных работ
4
Приостановлено объектов работ на срок
ед.
1859
1849
1158
734
более суток
5
Привлечено к дисциплинарной и адми-
чел.
2512
1840
1829
1895
нистративной ответственности, всего
В том числе:
переданы материалы в прокуратуру
чел.
11
67
39
32
подвергнуты штрафным санкциям
чел.
414
473
571
887
Из таблицы видно, что ежегодно представители территориальных органов
Ростехнадзора самостоятельно или с участием правоохранительных органов прово-
дят порядка 6 тыс. проверок, выявляя при этом до 26-28 тыс. нарушений.
В 2005 году за нарушения (25 425 нарушений) порядка производства, хранения,
перевозок, применения и учета взрывчатых материалов было оштрафовано 571 долж-
ностное лицо на общую сумму 1862,6 тыс. руб. В 2006 году подвергнуты штрафным
санкциям за такие нарушения (27 772 нарушения) уже 887 должностных лиц, при
этом общая сумма штрафов резко возросла (почти на 100 %) и составила 3706 тыс.
руб. Кроме того, введено в практику привлечение к административной ответствен-
ности юридических лиц как наиболее эффективный способ применения санкций к
организациям, не выполняющим установленные требования промышленной безо-
пасности. В целом за нарушения требований безопасности при производстве взрыв-
ных работ в 2006 году было привлечено к дисциплинарной, административной и уго-
ловной ответственности 1895 человек, в том числе переданы материалы в прокура-
туру на 32 человека (в 2005 году 1829 и 39 человек соответственно).
213
Основным методом профилактической работы для абсолютного большинства
территориальных органов продолжают оставаться оперативные проверки, а целе-
вые и комплексные проверки подконтрольных предприятий по вопросам взрывно-
го дела, как правило, не планируются. Вместе с тем многие территориальные органы
Ростехнадзора по сравнению с предыдущим годом ослабили качество оперативных
проверок подконтрольных объектов и производств, прежде всего в части професси-
онального уровня выполняемых обследований. Как показывает анализ выдаваемых
предписаний, более 50 % выявленных нарушений незначительные, систематически
повторяющиеся во всех звеньях технологического процесса взрывных работ, связа-
ны с недисциплинированностью и бесконтрольностью работы взрывперсонала.
Работники большинства территориальных органов при проведении расследова-
ний случаев аварий, несчастных случаев и утрат взрывчатых материалов не выяв-
ляют организационно-технические недоработки и упущения инженерных служб и
руководителей предприятий, связь аварий, несчастных случаев, утрат взрывчатых
материалов с невыполнением условий, указанных в соответствующих лицензиях и
разрешениях.
Следует отметить, что снижение технологической дисциплины, отсутствие кон-
троля со стороны лиц технического надзора, низкая требовательность руководите-
лей ряда предприятий к взрывперсоналу, отмеченные в 2002-2005 годах, имеют ме-
сто и в прошедшем году.
Особую тревогу вызывает уровень контроля со стороны территориальных орга-
нов Ростехнадзора за состоянием автомобильного транспорта для перевозки взрыв-
чатых материалов. Несмотря на происшедшие в 2004-2006 годах аварии и утраты
взрывчатых материалов, связанные с автомобильными перевозками, руководители
отдельных территориальных органов Ростехнадзора необходимых выводов для себя
не сделали. По-прежнему часть перевозок взрывчатых материалов осуществляется
на автомобилях, не отвечающих установленным требованиям безопасности. В 2006
году работниками Управления по надзору за специальными и химически опасными
производствами и объектами в рамках проверки УТЭН Ростехнадзора по Ростовской
и Кемеровской областям обследовали несколько автомобилей для перевозки ВМ и
выявили при этом многочисленные нарушения установленных требований.
В качестве подтверждения этих выводов может служить указанная выше утрата
ВМ при перевозке ВМ в ОАО «Сосновгео» в Республике Бурятия.
Указанные аварии и утраты взрывчатых материалов произошли не случайно, а ста-
ли следствием грубых и неоднократных нарушений правил безопасности и сохран-
ности взрывчатых материалов при их применении и перевозке, что в свою очередь
в определенной мере является результатом ослабления надзорной работы со сторо-
ны инспекторского состава Читинского межрегионального УТЭН Ростехнадзора,
УТЭН Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия).
Весьма существенное влияние на состояние промышленной безопасности при
взрывных работах и сохранность взрывчатых материалов, а также на эффективность
надзорной и контрольной деятельности в этой области оказывают своевременные и
качественные расследования аварий, несчастных случаев и утрат взрывчатых мате-
риалов. Однако, как показывают проведенные в 2006 году проверки и анализ пред-
ставляемых материалов расследований аварий, несчастных случаев и утрат ВМ, не
все руководители УТЭН Ростехнадзора до конца понимают особую важность реше-
ния этой задачи и не обеспечивают указанные расследования на должном уровне.
214
Так, имеются случаи назначения председателями комиссий по техническому
расследованию обстоятельств и причин утрат ВМ по должности ниже главного го-
сударственного инспектора [УТЭН Ростехнадзора по Республике Бурятия, УТЭН
Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия)].
В отдельных актах расследований причин аварий, несчастных случаев и утрат ВМ
комиссии не устанавливают виновных лиц, не указываются истинные причины. Так,
материалы расследований группового несчастного случая (УТЭН Ростехнадзора по
Ростовской области), аварии (УТЭН Ростехнадзора по Ленинградской области) по-
казали, что созданию обстановки и условий, при которых произошли эти события,
способствовал целый ряд нарушений правил безопасности (сопутствующих, кос-
венных причин).
При этом предлагаемые комиссиями мероприятия по предупреждению подоб-
ных случаев имеют общий характер, не практикуется направление на переаттеста-
цию первых руководителей организаций в Центральную аттестационную комиссию
Ростехнадзора, не привлекаются к административной ответственности руководите-
ли управляющих компаний и владельцы вертикально выстроенных структур, а так-
же компании и холдинги как юридические лица.
По различным вопросам взрывного дела в истекшем году рассмотрены Управлением
по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами
более 1000 обращений юридических и физических лиц. Проанализированы около
500 информаций территориальных органов о проводимой работе по обеспечению
сохранности ВМ. Подготовлено свыше 780 ответов на письма, запросы и предложе-
ния министерств, ведомств и организаций.
Всего за 2006 год Управлением по надзору за специальными и химически опасны-
ми производствами и объектами рассмотрено более 190 предложений по вопросам
допуска к испытаниям и применению взрывчатых веществ, средств инициирования,
оборудования и приборов взрывного дела, допущены к постоянному применению
48 различных видов взрывчатых материалов и оборудования. Вместе с тем из-за не-
достаточности проработки технологических вопросов и мероприятий по обеспече-
нию безопасности отказано в выдаче более 40 разрешений на применение и испыта-
ния взрывчатых материалов, технических устройств и пиротехнических изделий.
Продолжалась работа по совершенствованию структуры управления взрывны-
ми работами и работами со взрывчатыми материалами, повышению уровня квали-
фикации и аттестации экспертов, исполнителей и руководителей взрывных работ,
специалистов по безопасному изготовлению взрывчатых веществ. В истекшем году
управлением рассмотрено 39 программ подготовки специалистов, 14 проектов ре-
конструкции и строительства складов ВМ, пунктов по производству взрывчатых ве-
ществ вблизи мест их потребления.
На основании изменений в законодательстве Российской Федерации в области ли-
цензирования отдельных видов деятельности, проведенной в Российской Федерации
административной реформы и связанным с этим перераспределением функций и
полномочий федеральных органов исполнительной власти Ростехнадзор по пору-
чению Правительства Российской Федерации разработал и направил на согласова-
ние проекты новых положений о лицензировании деятельности по производству,
хранению, применению и распространению взрывчатых материалов промышлен-
ного назначения и проекты постановлений Правительства Российской Федерации
об их утверждении.
215
Продолжалась работа по лицензированию предприятий и организаций в области
взрывчатых материалов, рассмотрены материалы и подготовлены решения о выда-
че более 230 лицензий на различные виды деятельности в области взрывчатых ма-
териалов поднадзорным организациям. В соответствии с Федеральным законом от
08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также рас-
поряжением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору от 25.07.06 № 42-рп во второй половине 2006 года во всех организациях,
подавших материалы на получение лицензий, были проведены территориальными
органами предлицензионные проверки возможности выполнения ими лицензион-
ных требований и условий.
По результатам проверок отказано организациям в предоставлении 19 ли-
цензий (ООО «Электрум Плюс», Магаданская обл.; в/ч 74006, Пензенская обл.;
ЗАО «Оборонконверс», г. Москва и др.). При проверке выполнения организациями
лицензионных требований и условий выявлено 1760 нарушений (в 2005 году — 909).
УТЭН Ростехнадзора по Чукотскому АО было направлено исковое заявление в ар-
битражный суд о досрочном прекращении действия лицензий на виды деятельно-
сти, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов, в том числе
в области оборота взрывчатых материалов промышленного назначения, в отноше-
нии ЗАО «Северные рудные технологии». Причиной послужили грубейшие нару-
шения ЗАО «Северные рудные технологии» лицензионных требований и условий,
выявленные оперативными и целевыми проверками.
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 07.07.06 г. было
удовлетворено заявление Управления по технологическому и экологическому над-
зору Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу об аннулировании лицен-
зий, выданных ЗАО «Северные рудные технологии».
За нарушения лицензионных требований и условий вынесено более 110 поста-
новлений о привлечении к административной ответственности должностных и юри-
дических лиц [ЗАО «Эрэл», ООО «Янская горнодобывающая компания», УТЭН
Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия)].
Компетенция Ростехнадзора в сфере взрывчатых материалов промышленно-
го назначения постоянно расширяется. В соответствии с изменениями статьи 6
Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», внесенны-
ми Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законода-
тельные акты Российской Федерации…», на Федеральную службу по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору возложены дополнительные функции и
задачи по государственному пожарному надзору на подземных объектах и при про-
изводстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых
материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывча-
тых материалов промышленного назначения. Государственный пожарный надзор в
подземных горных выработках и при взрывных работах традиционно осуществлял
Госгортехнадзор России, а затем Ростехнадзор силами инспекторского состава гор-
но-технических отделов территориальных органов. Специализация инспекторско-
го состава не применялась из-за ограниченных возможностей по численности тер-
риториальных органов.
Кроме того, в настоящее время в компетенцию Ростехнадзора переведены все
взрывопожароопасные производственные объекты специализированных предпри-
ятий по производству взрывчатых веществ и изделий, их содержащих, промышлен-
216
ного назначения, порохов и пиротехнических изделий Федерального агентства по
промышленности, а также базы и арсеналы Минобороны России, на которых изго-
тавливаются взрывчатые вещества и изделия из них промышленного назначения в
рамках утилизации боеприпасов и твердого ракетного топлива.
Государственный надзор, в том числе пожарный, за вышеуказанными объекта-
ми имеет свои особенности и специфику и не может быть эффективно и в полном
объеме осуществлен ранее принятыми методами и тем количеством инспекторов,
имеющих базовое образование горного профиля. В этой связи возникла необходи-
мость пересмотра концепции организации и осуществления государственного по-
жарного надзора Ростехнадзором и адекватного структурного обеспечения данного
комплексного направления надзорной деятельности, которое распространяется на
весь цикл оборота взрывчатых материалов промышленного назначения (разработ-
ка, испытания, производство, хранение, перевозка, применение и утилизация).
Проведенный с этой целью детальный анализ показал, что для надлежащего вы-
полнения возложенных на Ростехнадзор функций по организации и осуществлению
государственного пожарного надзора на подземных объектах и в сфере взрывчатых
материалов промышленного назначения в территориальных органах в зависимости
от количества и месторасположения поднадзорных организаций и объектов, степе-
ни сложности, взрывопожароопасности и характера выполняемых работ, объемов
и номенклатуры производства и потребления взрывчатых материалов должны быть
образованы специализированные отделы, группы либо назначены главные государ-
ственные или государственные инспекторы по пожарному надзору.
В целях реализации законодательства Российской Федерации в области пожар-
ной безопасности Ростехнадзором подготовлен проект постановления Правительства
Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору», предусматривающий в том
числе и увеличение предельной численности работников центрального аппарата
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и
в основном ее территориальных органов.
В 2006 году территориальными органами по технологическому и экологическому
надзору с учетом указаний Ростехнадзора от 11.07.06 № НК-48/589 взяты под госу-
дарственный надзор и контроль все опасные производственные объекты на заводах —
изготовителях промышленных взрывчатых веществ и средств инициирования.
В этой связи в 2007 году Управление по надзору за специальными и химически
опасными производствами и объектами сосредоточит основные усилия на созда-
нии необходимой законодательной, правовой и нормативной базы по организации
и практическому осуществлению надзора за производством, хранением и примене-
нием взрывчатых материалов применительно к новой структуре территориальных
органов Ростехнадзора, включая государственный надзор и контроль на заводах —
изготовителях взрывчатых материалов.
В числе первоочередных организационно-распорядительных документов плани-
руется разработать руководящий документ «Методические указания по проведению
проверок объектов, связанных с производством взрывчатых материалов». В обла-
сти создания и совершенствования законодательной базы Управление по надзору
за специальными и химически опасными производствами и объектами в 2007 году
планирует принять участие:
217
в дальнейшей работе над проектами специальных технических регламентов «О
безопасности взрывчатых веществ и боеприпасов, процессов их производства, при-
менения, хранения, перевозки, реализации и утилизации» и «О безопасности пиро-
технических составов и содержащих их изделий, процессов их производства, при-
менения, хранения, перевозки, реализации и утилизации», а также национальных
стандартов по безопасности производства, хранения и применения взрывчатых ма-
териалов промышленного назначения;
в доработке законопроектов, регламентирующих порядок оборота взрывчатых
материалов.
В качестве приоритетных направлений в работе Управления по надзору за спе-
циальными и химически опасными производствами и объектами и территориаль-
ных органов Ростехнадзора по совершенствованию взрывного дела на 2007 год сле-
дует считать:
ускорение разработки и внедрения техники и технологии взрывных работ в под-
земных выработках с использованием эмульсионных взрывчатых веществ, а также
совершенствование пневмозаряжания шпуров и скважин на подземных рудниках
и шахтах;
замену огневого и электроогневого способов взрывания, других традиционных
и устаревших систем и средств на современные, более безопасные и эффективные
системы инициирования зарядов при взрывных работах;
повышение уровня механизации взрывных работ и увеличение объемов приме-
нения более безопасных и эффективных взрывчатых веществ, изготавливаемых на
местах применения.
В целях реализации указанных направлений территориальным органам Ростех-
надзора в 2007 году следует принять меры по:
повышению эффективности контрольной, надзорной и разрешительной деятель-
ности на базе новых разработанных нормативных правовых документов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в том числе за
счет повышения качества оперативных проверок и проведения более глубоких це-
левых обследований подконтрольных организаций;
усилению контроля за испытаниями в производственных условиях, производ-
ством и применением новых взрывчатых материалов, прежде всего гексогеносо-
держащих ВВ и взрывчатых веществ, получаемых из утилизируемых боеприпасов и
твердого ракетного топлива;
обеспечению эффективного (в рамках антитеррористической деятельности
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору)
контроля за соблюдением поднадзорными организациями требований по сохран-
ности взрывчатых материалов и предотвращению их возможного использования в
террористических целях, в том числе участие в проводимых правоохранительными
органами операциях, направленных на предупреждение незаконного оборота взрыв-
чатых материалов промышленного назначения;
повышению качества специальных технических расследований причин несчастных
случаев, аварий и утрат взрывчатых материалов, в том числе обеспечение рассмотре-
ния результатов расследования каждого такого случая на коллегиях территориальных
органов Ростехнадзора с принципиальной оценкой качества работы комиссий;
организации надлежащей технической учебы инспекторского состава в целях по-
вышения его квалификации и компетентности, в том числе за счет улучшения каче-
218
ства обучения непосредственно в территориальных органах, а также участия в раз-
личных семинарах и совещаниях Ростехнадзора.
Для повышения эффективности государственного надзора за соблюдением уста-
новленного порядка оборота взрывчатых материалов руководителям территориаль-
ных органов Ростехнадзора в 2007 году необходимо:
обеспечить выполнение Комплексного плана работы Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору на 2007 год;
работу по обеспечению физической защищенности опасных производственных
объектов проводить совместно с сотрудниками МВД России и ФСБ России;
при проведении контрольной и надзорной работы руководствоваться требова-
ниями Федерального закона от 30.12.01 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях», используя все меры административной
ответственности физических, должностных и юридических лиц, вплоть до дисква-
лификации должностных лиц (ст. 3.2, 3.11) и наложения административных штра-
фов на юридические лица (ст. 9.1). Привлекать к административной ответственно-
сти должностных лиц и рабочих, допускающих нарушение правил и инструкций по
взрывному делу, нарушающих установленный порядок хранения, перевозки, ис-
пользования и учета ВМ;
сосредоточить усилия на реализации технической политики Ростехнадзора по со-
вершенствованию техники и технологии взрывных работ на подконтрольных пред-
приятиях, прежде всего обеспечить обновление автотранспорта для перевозки взрыв-
чатых материалов и увеличение доли применения безопасных и эффективных эмуль-
сионных взрывчатых веществ, а также полную замену устаревших средств взрывания
на новые безопасные и надежные системы инициирования зарядов.
2.2.15. Транспортирование опасных веществ
По данным территориальных органов Ростехнадзора, общее количество поднад-
зорных организаций, связанных с транспортированием опасных веществ, состави-
ло 5588 и сократилось по сравнению с 2005 годом на 3 % (в 2005 году — 5734), из
них 5402 (в 2005 году — 5638) организации осуществляют эксплуатацию 6838 опас-
ных производственных объектов, что несколько возросло по сравнению с 2005 го-
дом (6701 объект). Общая численность работающих в поднадзорных организациях
составляет 279 337 человек.
Состояние промышленной безопасности на опасных производственных объектах,
связанных с транспортированием опасных веществ, оценивается как удовлетвори-
тельное, аварий и несчастных случаев в 2006 году не было. Количество инцидентов,
происшедших при транспортировании опасных веществ на опасных производствен-
ных объектах, составило 479 случаев и сократилось на 42 % (в 2005 году — 818).
Наиболее распространенным видом происшедших инцидентов остаются утечки
опасных веществ из загруженных емкостей вследствие неудовлетворительного тех-
нического состояния транспортных средств и арматуры (свыше 80 % общего числа
инцидентов) по сварным соединениям, неисправностям запорной и сливно-налив-
ной арматуры. Так, только на ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (поднад-
зорно МТУ по Приволжскому федеральному округу) в 2006 году произошло 23 ин-
цидента из-за течи нефтепродуктов из железнодорожных вагонов-цистерн, на ст.
Рудная ЗАО «Карабашмедь» (УТЭН по Челябинской обл.) произошла течь серной
кислоты из-за коррозии цистерны, эксплуатируемой сверх установленного срока.
219
На железнодорожных путях ст. Суховская организации ОАО «АН ХК» (Иркутское
межрегиональное управление Ростехнадзора) за год произошло 106 случаев течи
нефтепродуктов.
По-прежнему недостаточным является уровень технического состояния желез-
нодорожных путей промышленных предприятий, что выявлено при проведении
проверок работниками территориальных органов Ростехнадзора. На нефтебазе
ОАО «Приморнефтепродукт» зарегистрирован инцидент, связанный со сходом с же-
лезнодорожных путей 13 порожних вагонов-цистерн из-под мазута, причиной кото-
рого явилось неудовлетворительное техническое состояние верхнего строения пути.
Грубые нарушения в содержании подъездных путей вскрыты в ОАО «Новорязанское
предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (УТЭН по Рязанской
обл.), ОАО «Эталон» (МТУ по Южному федеральному округу), ОАО «Кузнецкие
ферросплавы» (УТЭН по Кемеровской обл.) и ряде других организаций. Следует от-
метить, что старение основных фондов предприятий, осуществляющих транспор-
тирование опасных веществ, прежде всего транспортных средств и железнодорож-
ного полотна, создает дополнительную опасность при транспортировании опасных
веществ.
Анализ контрольной и надзорной деятельности показал, что в 2006 году по срав-
нению с 2005 годом количество приостановок объектов и работ уменьшилось на 31 %.
Однако число выявленных нарушений увеличилось на 23 %: в 2005 году — 29 976 и
в 2006 году — 36 945 (Межрегиональным УТЭН по Нижне-Волжскому округу с 621
до 1009, в УТЭН по Кировской области с 416 до 1028). Резко сократилось число вы-
явленных нарушений Межрегиональным УТЭН по Северо-Кавказскому округу —
с 1013 до 693, Енисейским МТУ — с 2807 до 1585. Количество лиц, привлеченных
к ответственности, возросло на 87 %. Сумма штрафов выросла более чем в 2 раза —
с 1261,2 до 3054,2 тыс. руб. (в МТУ по ЦФО — с 62 до 374 тыс. руб., по Алтайскому
межрегиональному управлению — с 25,8 до 155,6 тыс. руб).
Передано материалов в органы прокуратуры на 18 организаций (в УТЭН по
Белгородской области — 9, Печорскому МТУ — 2, ЮФО — 2, в Межрегиональном
УТЭН по Северо-Кавказскому округу — 1, ПФО — 4, в УТЭН по Чукотскому авто-
номному округу — 1).
Для обеспечения действенного надзора необходимо наличие в территориальных
управлениях достаточного количества инспекторов, непосредственно осуществляю-
щих надзор за транспортированием опасных веществ. В настоящее время надзор за
транспортированием опасных веществ осуществляет непосредственно 100 инспекто-
ров; в семи территориальных управлениях Ростехнадзора: по Брянской и Липецкой
областям, по Кабардино-Балкарской, Удмуртской Республикам, Ямало-Ненецкому,
Таймырскому, Ханты-Мансийскому — Югра автономным округам осуществление
контрольных и надзорных функций возложено на инспекторов других видов над-
зора; в 6 территориальных управлениях Ростехнадзора: по Республикам Северная
Осетия — Алания, Ингушетия, Саха (Якутия), УТЭН по Орловской и Псковской об-
ластям и в Камчатском МТУ надзор за транспортированием опасных веществ прак-
тически не осуществляется.
Количество работников организаций, проходивших аттестацию в территориаль-
ных комиссиях, сократилось с 8591 до 6832 человек; в УТЭН по Белгородской обла-
сти аттестация не проводилась; в МТУ по Северо-Западному федеральному окру-
гу прошли аттестацию 623 человека, при этом все аттестованы, аналогичная карти-
220
на в УТЭН по Ярославской области, где были аттестованы 434 человека, в МТУ по
Южному федеральному округу, где были аттестованы 347 человек.
Инспекторы, принятые на работу во вновь организованных управлениях, име-
ют, как правило, невысокий уровень квалификации и знаний в данной области,
усугубляет данную ситуацию отсутствие нормативных документов по осуществле-
нию контрольных функций в поднадзорных организациях. При проведении прове-
рок инспекторы вынуждены руководствоваться в основном ведомственными нор-
мативными документами (Министерства путей сообщения РФ или Министерства
транспорта РФ), действующими для различных видов транспорта.
Отсутствие ряда нормативных документов, устанавливающих требования по тех-
нической оснащенности объектов, связанных с транспортированием опасных ве-
ществ, по безопасной эксплуатации технических устройств на таких объектах и не-
которых других, не позволяет инспекторскому составу в полной мере правильно
оценивать и своевременно реагировать на вопросы по обеспечению требований про-
мышленной безопасности.
Положительной следует отметить работу по надзору за транспортированием
опасных веществ в Алтайском межрегиональном управлении, где при наличии
двух инспекторов (125 поднадзорных организаций) число проведенных обследо-
ваний увеличилось в 2 раза, количество выявленных нарушений возросло на 80 %,
проведено 2 заседания коллегии, общая сумма штрафов с 25,8 тыс. руб. возросла
до 155,6 тыс. руб. (почти в 6 раз).
Недостаточно удовлетворительной можно считать работу по осуществлению
данного надзора в МТУ по Северо-Западному федеральному округу, где надзор за
транспортированием опасных веществ (311 поднадзорных организаций) возложен
на двух государственных инспекторов, при этом число проведенных обследований
сократилось на 30 %, приостановки работ не производились, материалы в органы
прокуратуры не направлялись.
Значительные трудности в осуществлении надзорной деятельности вызывает во-
прос идентификации в качестве «участков транспортирования опасных веществ» и
регистрации в государственном реестре объектов, связанных с транспортировани-
ем опасных веществ различными видами транспорта: автомобильным, внутренним
водным, воздушным.
Наиболее действенным фактором в такой ситуации является проведение в уста-
новленном порядке экспертизы промышленной безопасности объектов с выработ-
кой рекомендаций с обоснованием как на краткосрочную, так и на долгосрочную
перспективу (например, по замене устаревшего железнодорожного полотна).
Основными задачами, направленными на совершенствование контрольной и
надзорной деятельности за транспортированием опасных веществ в поднадзорных
организациях, являются:
организация контроля и надзора за транспортированием опасных веществ во всех
территориальных управлениях Ростехнадзора, в случае отсутствия инспекторов, осу-
ществляющих данный вид надзора, предусматривать возложение указанных функ-
ций на инспекторский состав соответствующего межрегионального управления;
повышение профессиональной подготовки государственных инспекторов за счет
проведения семинаров, учебных занятий в специализированных организациях;
обеспечение инспекторского состава территориальных управлений Ростехнадзора
недостающей нормативной документацией, разработка нормативных докумен-
221
тов, конкретизирующих функции по надзору за транспортированием опасных ве-
ществ;
определение нормативным документом Ростехнадзора сферы контрольных и
надзорных функций за соблюдением требований промышленной безопасности при
транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах раз-
личными видами транспорта.
2.2.16. Взрывоопасные объекты хранения и переработки растительного сырья
В 2006 году число поднадзорных организаций составило 4188 (в 2005 году — 3532),
на которых эксплуатируется 11 692 (в 2005 году — 10 412) взрывоопасных производ-
ственных объекта хранения и переработки растительного сырья, производства пти-
цефабрик и животноводческого комплекса (рис. 11).
Рис. 11. Динамика роста числа предприятий и объектов хранения и переработки
растительного сырья за 2002-2006 годы
В связи с этим возросло число поднадзорных опасных производств и объектов,
в том числе отдельно стоящих складов для бестарного приема, хранения и отпу-
ска муки в составе хлебопекарного, макаронного и кондитерского производств, в
1,1 раза; складов напольного типа для бестарного хранения комбикормов, мучни-
стого сырья, жмыхов, шротов, травяной муки и т.д. в 1,3 раза; цехов (отделений) по
производству комбикормов и других смесей в составе животноводческих комплек-
сов в 1,7 раза; объектов спиртового производства в 1,4 раза.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 25.04.06 № 389 начата работа по уче-
ту и идентификации предприятий, эксплуатирующих объекты механической об-
работки древесины, мебельных и строительных деталей, объектов растаривания и
сортировки растительного сырья (льняного, ткацкого, прядильного или текстиль-
ного производств) и подлежащих регистрации в государственном реестре опасных
производственных объектов. Многими территориальными органами активизиро-
валась надзорная деятельность — проведена 4741 проверка поднадзорных объектов
(на 642 проверки больше, чем в 2005 году) (табл. 83, 84).
1382 должностных лица привлечены к административной ответственности (на 465 че-
ловек больше, чем в 2005 году). Общая сумма штрафов составила 3289,3 тыс. руб. (в
2005 году — 1702 тыс. руб.).
222
Таблица 83
Сведения об авариях за 2002-2006 годы
Виды аварий
Число аварий
Всего
по видам
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2002-2006 гг.
1. Воспламенение пылевоздушной
3
1
1
0
0
5
смеси
2. Возгорание строительных кон-
0
0
1
1
0
2
струкций
3. Обрушение металлических кон-
0
0
0
1
0
1
струкций
4. Эксплуатация технически неис-
2
0
0
0
2
4
правного оборудования
Всего по числу:
5
1
2
2
2
12
Таблица 84
Сведения о несчастных случаях со смертельным исходом за 2002-2006 годы
Травмирующие факторы
Количество смертельно
Всего
травмированных, чел.
по факторам
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2002-2006 гг.
1. Удушье в результате попадания сы-
2
0
3
4
3
12
пучего продукта в дыхательные пути
2. Отравление аммиаком
0
0
2
0
0
2
3. Травмирование рабочими органа-
2
3
0
3
2
10
ми технических устройств
4. Падение с высоты
0
0
1
0
0
1
5. Обрушение металлических кон-
0
0
0
1
1
2
струкций
Всего по количеству:
4
3
6
8
6
27
В 2006 году произошли 2 аварии:
На СХП ЗАО «Владимирское»
Красноярского края в результате корот-
кого замыкания электропроводки прои-
зошло загорание растительного масла в
помещении подогрева масла цеха по про-
изводству комбикормов. Расследованием
установлено, что в цехе эксплуатирова-
лись самодельные электронагреватель-
ные элементы.
На ОАО «Арбузовский комбинат хле-
бопродуктов» Саратовской области про-
изошло короткое замыкание электропро-
водки в складе напольного хранения се-
мян подсолнечника. В результате пожара
Рис. 12. Причины аварий
на взрывоопасных объектах хранения
уничтожено 2 склада и около одной ты-
и переработки растительного сырья
сячи тонн семян подсолнечника.
за 2002-2006 годы
Уровень смертельного травматизма
223
по сравнению с аналогичным периодом
2005 года снизился (в 2006 году — 6 слу-
чаев, в 2005 году — 8).
Несмотря на снижение уровня смер-
тельного травматизма работников под-
надзорных предприятий, следует отме-
тить, что по-прежнему основными при-
чинами несчастных случаев являются
неправильная организация производства
опасных работ в силосах и бункерах, на-
рушение производства работ и произ-
водственной дисциплины, а также экс-
плуатация технических устройств с на-
рушением требований промышленной
безопасности.
Указанные причины являются след-
ствием недостаточной требовательности
Рис. 13. Причины несчастных случаев
к работникам со стороны должностных
со смертельным исходом на взрывоопасных
лиц предприятий, нарушения работни-
объектах хранения и переработки
ками всех уровней требований промыш-
растительного сырья за 2002-2006 годы
ленной безопасности и неэффективно-
сти обучения.
Контроль состояния обучения и подготовки персонала поднадзорных органи-
заций безопасным методам работы в силосах и бункерах в территориальных управ-
лениях осуществляется, как правило, при рассмотрении и согласовании положе-
ний по обучению поднадзорных предприятий в части наличия в положении соот-
ветствующей темы и отражения указанных вопросов в общих экзаменационных
билетах.
Отражение вопросов по теме «Работы в силосах и бункерах» только в некоторых
экзаменационных билетах для проверки знаний всего персонала не способствует
эффективной подготовке знаний работников предприятий, непосредственно осу-
ществляющих работы повышенной опасности.
За период с 2002 по 2006 год на поднадзорных объектах зафиксирован 1 группо-
вой несчастный случай, происшедший 28.09.04 г. в подземной галерее приема с ав-
томобильного транспорта ОАО «Чебеньковский элеватор».
При разгрузке оперативного бункера приема с автомобильного транспорта аппа-
ратчик обработки зерна спустилась в подземную галерею для проверки работы обо-
рудования, где потеряла сознание. Спустившийся ей на помощь заместитель гене-
рального директора также потерял сознание.
В дальнейшем работники ОАО «Чебеньковский элеватор» предпринимали само-
стоятельные попытки спуститься в галерею, используя при этом шланговый проти-
вогаз и страховочный трос, однако извлечь пострадавших на поверхность смогли
только прибывшие по вызову спасатели службы МЧС г. Оренбурга.
По результатам судебно-медицинской экспертизы Главного управления здраво-
охранения при администрации Оренбургской области смерть наступила в резуль-
тате отравления аммиаком.
Причины данного несчастного случая:
224
неудовлетворительное техническое состояние сооружений и оборудования, вы-
ражающееся в отсутствии вентиляции в подземной транспортной галерее приема с
автомобильного транспорта;
нарушение технологического процесса, выразившееся в превышении сроков хра-
нения влажного неочищенного зерна.
Эксплуатация автоприема приостановлена. Объект не эксплуатируется.
Надзорная деятельность территориальных органов проводилась с учетом анализа
состояния промышленной безопасности, аварийности и травматизма на производ-
стве, количества и характера выявляемых нарушений требований взрывобезопасно-
сти, а также по результатам экспертизы промышленной безопасности.
В отчетном периоде продолжалась работа территориальных органов по контро-
лю за строительством производственных объектов хранения и переработки расти-
тельного сырья, их техническим перевооружением и реконструкцией.
Так, в 2006 году в г. Улан-Удэ был введен в эксплуатацию мукомольный комплекс
ОАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика» производительностью 175 т/сут, на ко-
тором установлено оборудование итальянской фирмы «МИЛЛ СЕРВИС С.р.л.».
Экспертиза проекта получила положительное заключение. Мельничный комплекс
прошел регистрацию в государственном реестре, получена лицензия на эксплуата-
цию взрывоопасного производственного объекта.
На ОАО «Верещагинский комбинат хлебопродуктов» Пермской области на ком-
бикормовом заводе пущена в эксплуатацию линия мелассы.
На ОАО «Уфимский КХП» на комбикормовом заводе завершены работы по уста-
новке линии ввода микродобавок, на ОАО «Стерлибашевский комбикормовый за-
вод» в стадии завершения строительство комбикормового завода.
На поднадзорных предприятиях сохраняется тенденция повышения уровня взры-
вобезопасности опасных производственных объектов за счет внедрения современ-
ных методов управления промышленной безопасностью, автоматизации техноло-
гических процессов и применения новых технических устройств.
В Свердловской области проведена реконструкция подработочного отделения
пивоваренного производства ООО «ПАТРА». В ходе реконструкции смонтирова-
но технологическое оборудование с многоуровневым контролем фирмы «Buhler
GmbH».
В Республике Мордовия на ОАО «САН Интербрю» в текущем году завершено
строительство нового солодовенного завода и продолжается строительство элева-
тора на ООО «Саранский элеватор» с расширением производства и установкой им-
портного оборудования.
В Ярославской области пущены в эксплуатацию солодовенное производство на
ОАО «Ярпиво», мельница производительностью 250 т/сут и элеватор 25 тыс. тонн
на ОАО «Русьхлеб».
По Приморскому краю завершается реконструкция комбикормового производ-
ства ЗАО «Михайловский бройлер»; начата работа по реконструкции комбикормо-
вого производства ООО «Птицефабрика Уссурийская».
На ЗАО «ТАПИ» Свердловской области проведены замена и ремонт аспираци-
онных сетей надсилосного и подсилосного этажей элеватора.
На ООО «Сызранский мельничный комбинат» Самарской области закончены
модернизация технологического оборудования и перевод управления технологиче-
ским процессом с дистанционного на компьютерное.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..