ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 10

 

 

145
Таблица 63
Распределение аварий на объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей
промышленности по видам
Виды аварий
Число аварий
2005 г.
2006 г.
+/-
%
%
Взрыв
11
61
10
48
-1
Пожар
5
28
10
48
+5
Выброс опасных веществ
2
11
1
4
-1
Всего:
18
100
21
100
+3
Среди аварий, происшедших в 2006 году, так же как и в 2005 году, преобладают
взрывы и пожары, суммарное количество которых составляет 96 и 89 % соответ-
ственно. В 2006 году отмечено увеличение количества пожаров с 28 до 48 % и сни-
жение количества взрывов с 61 до 48 % (табл. 64).
Таблица 64
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на объектах
нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности по травмирующим
факторам
Травмирующие факторы
Число несчастных случаев
со смертельным исходом
2005 г.
2006 г.
+/-
%
%
Термическое воздействие
21
68
6
50
-15
Высота
2
6,5
2
20
0
Токсичные вещества
2
6,5
-2
Недостаток кислорода
2
6,5
-2
Взрывная волна
2
6,5
-2
Разрушенные технические устройства
1
10
+1
Поражение электрическим током
1
3
1
10
0
Прочие
1
3
1
10
0
Всего:
31
100
11
100
-20
В качестве травмирующих факторов несчастных случаев со смертельным исхо-
дом, происшедших в 2006 году, так же как и в 2005 году, преобладают ожоговые трав-
мы, однако доля указанных травм уменьшилась с 68 до 50 %.
Увеличение числа аварий по сравнению с 2005 годом отмечено в УТЭН по
Республике Татарстан (+2), Печорском межрегиональном УТЭН (+2), УТЭН по
Тверской (+1), Оренбургской (+1), Ульяновской (+1), Омской (+1) областям,
Республике Башкортостан (+1), Ямало-Ненецкому автономному округу (+1),
Приморскому краю (+1), Нижне-Волжскому межрегиональному УТЭН (+1) и МТУ
по Дальневосточному федеральному округу (+1) (табл. 65).
Наибольшее количество аварий произошло на опасных производственных объ-
ектах нефтепереработки и нефтехимии, подконтрольных УТЭН по Республике
Татарстан (4), Башкортостан (3), Ямало-Ненецкому автономному округу (2) и
Печорскому межрегиональному УТЭН (2) (см. табл. 65). Кроме того, аварии были до-
пущены на нефтехимических и нефтеперерабатывающих объектах, подконтрольных
146
УТЭН по Тверской (1), Оренбургской (1), Ульяновской (1), Самарской (1), Омской (1)
областям, Приморскому краю (1), Северо-Кавказскому (1), Нижне-Волжскому (1),
Иркутскому (1) межрегиональным УТЭН, МТУ по Дальневосточному федерально-
му округу (1).
Таблица 65
Распределение аварий на объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей
промышленности в 2005 и 2006 годах по субъектам Российской Федерации
Федеральные округа Российской Федерации
Аварии
(территориальные органы Ростехнадзора)
2005 г.
2006 г.
+/-
Центральный федеральный округ (г. Москва)
3
1
-2
МТУ по Центральному ФО
2
-2
УТЭН Ростехнадзора по Тверской области
1
+1
УТЭН Ростехнадзора по Воронежской области
1
-1
Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)
2
2
0
МТУ по Северо-Западному ФО
1
-1
Печорское межрегиональное УТЭН Ростехнадзора
2
+2
УТЭН Ростехнадзора по Архангельской области
1
-1
Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону)
3
2
-1
Северо-Кавказское межрегиональное УТЭН Ростехнадзора
1
1
0
УТЭН Ростехнадзора по Кабардино-Балкарской Республике
2
-2
Нижне-Волжское межрегиональное УТЭН
1
+1
Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород)
7
10
+3
МТУ по Приволжскому ФО
1
-1
УТЭН Ростехнадзора по Республике Башкортостан
2
3
+1
УТЭН Ростехнадзора по Республике Татарстан
2
4
+2
УТЭН Ростехнадзора по Оренбургской области
1
+1
УТЭН Ростехнадзора по Ульяновской области
1
+1
УТЭН Ростехнадзора по Самарской области
2
1
-1
Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)
1
2
+1
УТЭН Ростехнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу
1
2
+1
Сибирский федеральный округ (г. Новосибирск)
2
2
0
УТЭН Ростехнадзора по Омской области
1
+1
УТЭН Ростехнадзора по Республике Бурятия
1
-1
Иркутское межрегиональное УТЭН
1
1
0
Дальневосточный федеральный округ (г. Хабаровск)
2
+2
МТУ по Дальневосточному ФО
1
+1
УТЭН Ростехнадзора по Приморскому краю
1
+1
Итого:
18
21
(+)рост/(-)снижение
3
Несчастные случаи со смертельным исходом произошли на опасных производ-
ственных объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности,
подконтрольных Печорскому межрегиональному УТЭН (2), УТЭН по Республике
Татарстан (2), Республике Башкортостан (1), Ивановской (1), Оренбургской (1),
Ульяновской (1),Омской (1) областям, Северо-Кавказскому (1), Иркутскому (1)
межрегиональным УТЭН (табл. 66).
Увеличение смертельного травматизма отмечено на объектах нефтепереработки
и нефтехимии, подконтрольных Печорскому межрегиональному УТЭН (+2), УТЭН
147
по Ивановской (+1), Ульяновской (+1), Омской (+1) областям, Северо-Кавказскому
межрегиональному УТЭН (+1) (см. табл. 66).
Таблица 66
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на объектах
нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности в 2005 и 2006 годах
Федеральные округа Российской Федерации
Смертельный травматизм
(территориальные органы Ростехнадзора)
2005 г.
2006 г.
+/-
Центральный федеральный округ (г. Москва)
12
1
-11
МТУ по Центральному ФО
9
-9
УТЭН по Воронежской области
2
-2
УТЭН по Ивановской области
1
+1
УТЭН по Ярославской области
1
-1
Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)
3
2
-1
МТУ по Северо-Западному ФО
1
-1
Печорское межрегиональное УТЭН
2
+2
УТЭН по Архангельской области
2
-2
Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону)
1
1
0
Северо-Кавказское межрегиональное УТЭН
1
+1
УТЭН по Кабардино-Балкарской Республике
1
-1
Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород)
11
5
-6
УТЭН по Республике Башкортостан
4
1
-3
УТЭН по Республике Татарстан
2
2
0
Пермское межрегиональное УТЭН Ростехнадзора
2
-2
УТЭН по Оренбургской области
1
1
0
УТЭН по Саратовской области
2
-2
УТЭН по Ульяновской области
1
+1
Сибирский федеральный округ (г. Новосибирск)
3
2
-1
УТЭН по Омской области
1
+1
Енисейское межрегиональное УТЭН Ростехнадзора
1
-1
Иркутское межрегиональное УТЭН
2
1
-1
Дальневосточный федеральный округ (г. Хабаровск)
1
0
-1
УТЭН по Приморскому краю
1
-1
Итого:
31
11
(+)рост/(-)снижение
-20
Таблица 67
Динамика объемов производства, травматизма со смертельным исходом
и аварийности в нефтеперерабатывающей промышленности за 1997-2006 годы
Год
Общий объем
Число
Количество смер-
Удельный показа-
Удельный показа-
производства,
аварий
тельно травмиро-
тель аварийности,
тель смертельного
млн т
ванных,
аварий/млн т
травматизма,
чел.
чел./млн т
1997
197,6
15
8
0,076
0,040
1998
163,7
18
3
0,109
0,018
1999
154,9
14
1
0,090
0,006
2000
158
8
12
0,051
0,076
148
Год
Общий объем
Число
Количество смер-
Удельный показа-
Удельный показа-
производства,
аварий
тельно травмиро-
тель аварийности,
тель смертельного
млн т
ванных,
аварий/млн т
травматизма,
чел.
чел./млн т
2001
164
6
2
0,037
0,012
2002
184,9
10
1
0,054
0,005
2003
188,4
4
2
0,021
0,011
2004
195
3
2
0,015
0,010
2005
207
4
6
0,019
0,029
2006
220
10
7
0,045
0,032
Анализ причин аварий и несчастных случаев, происшедших в 2006 году, показал,
что среди технических причин аварийности и травматизма наибольшая доля при-
ходится на несовершенство технологии и конструктивные недостатки (70 % — ава-
рии и 74 % — несчастные случаи) (табл. 68). Среди организационных причин аварий
и несчастных случаев со смертельным исходом в 2006 году доминируют причины,
связанные с нарушением технологии производства работ (44 % — аварии, 33 % —
несчастные случаи) и неправильной организацией производства работ (18 % — ава-
рии, 29 % — несчастные случаи).
Таблица 68
Обобщенные причины аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
на объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности
Основные причины
Доля установленных причин, %
п/п
аварий
несчастных случаев
со смертельным
исходом
1
Технические причины
1.1
Неудовлетворительное состояние технических
30
26
устройств, зданий, сооружений
В том числе:
1.1.1
Неудовлетворительное техническое состояние зда-
16
16
ний и сооружений
1.1.2
Неисправность технических устройств
12
10
1.1.3
Неисправность средств противоаварийной защиты,
2
сигнализации или связи
1.2
Несовершенство технологии или конструктивные
70
74
недостатки
В том числе:
1.2.1
Недостаточная изученность технологических про-
2
цессов
1.2.2
Несоответствие проектных решений условиям про-
24
16
изводства работ
1.2.3
Конструктивное несовершенство технических
20
16
устройств (оборудования)
1.2.4
Отсутствие средств противоаварийной защиты, сиг-
19
24
нализации или связи
1.2.5
Отсутствие автоматизации опасных операций, ме-
5
18
ханизации трудоемких работ
149
Основные причины
Доля установленных причин, %
п/п
аварий
несчастных случаев
со смертельным
исходом
Всего установленных технических причин:
100
100
2
Организационные причины
2.1
Нарушение технологии производства работ
44
33
В том числе:
2.1.1
Отступление от требований проектной (технологи-
2
2
ческой) документации
2.1.2
Нарушение регламента обслуживания технических
31
17
устройств
2.1.3
Нарушение регламента ремонтных работ
2
5
2.1.4
Неэффективность входного контроля качества сы-
8
6
рья, оборудования или материалов
2.1.5
Использование в технических устройствах конструк-
1
3
ционных материалов, не соответствующих проекту
2.2
Неправильная организация производства работ
18
29
2.3
Неэффективность производственного контроля
26
24
2.4
Умышленное отключение средств защиты, сигнали-
1
зации или связи
2.5
Низкий уровень знаний требований промышлен-
3
2
ной безопасности
2.6
Нарушение производственной дисциплины, нео-
8
13
сторожные (несанкционированные) действия ис-
полнителей работ
Всего установленных организационных причин:
100
100
3
Прочие причины
3.1
Умышленная порча или вывод из действия техни-
33
ческих устройств
В том числе:
3.1.1
В целях хищения
33
3.2
Алкогольное или наркотическое опьянение испол-
нителей работ
3.3
Внешнее воздействие
67
В том числе:
3.3.1
Последствия аварий на других объектах
3.3.2
Внезапное прекращение подачи энергоресурсов или
67
сырья
3.3.3
Стихийные явления природного происхождения
3.3.4
Диверсии или террористические акции
Всего установленных прочих причин:
100
В 2006 году отмечено увеличение с 60 до 70 % доли причин аварий, связанных
с несовершенством технологии и конструктивными недостатками оборудования,
основную часть из которых составляют несоответствие проектных решений усло-
виям производства работ (24 %) и конструктивное несовершенство технических
устройств (20 %).
150
Так, например, 07.02.06 г. в ОАО «Ново-Уфимский НПЗ» на установке деасфаль-
тизации гудрона в результате разгерметизации емкости, содержащей пропан-изо-
бутановую фракцию, произошел взрыв и пожар. Площадь пожара составила 70 м2.
Ущерб, нанесенный аварией, оценивается в 198 тыс. руб.
Выброс пропан-изобутановой фракции из емкости Е-1/2 с последующим ее вос-
пламенением произошел в результате разрушения продольного сварного шва ем-
кости вследствие образования трещин в околошовной зоне металла плакирующего
слоя и металле переходного шва. В результате проведенной после аварии эксперти-
зы установлено, что зарождению указанных трещин способствовала мартенситная
структура металла околошовной зоны плакирующего слоя и металла переходного
шва, работавших в среде пропан-изобутановой фракции со значительным для мар-
тенситной структуры сварного шва содержанием сероводорода.
Причинами, приведшими к разгерметизации аппарата, явились многочислен-
ные нарушения требований промышленной безопасности при проектировании и
изготовлении указанной емкости. Проектная документация была разработана без
учета рабочих параметров и условий эксплуатации проектируемого оборудования,
при изготовлении оборудования нарушена технология сварки, что привело к обра-
зованию мартенситной структуры в металле переходного слоя, не была проведена
термообработка сварных швов, что в значительной степени могло понизить уровень
остаточных напряжений в металле и предотвратить растрескивание. Кроме того, не
была проведена экспертиза промышленной безопасности проектной документации,
не было получено разрешение на применение емкости.
В 2006 году произошло увеличение доли причин аварий, связанных с нарушени-
ем технологии производства работ (с 38 до 44 %), прежде всего за счет значитель-
ного увеличения (с 15 до 31 %) количества причин, связанных с нарушением регла-
мента обслуживания технических устройств и оборудования.
Примером аварии, проиcшедшей по указанной причине, может служить ава-
рия, случившаяся 29.01.06 г. в ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» на установке пер-
вичной переработки нефти. При работе установки в штатном технологическом ре-
жиме произошел взрыв и пожар, в результате которых были разрушены оператор-
ная, технологическое оборудование и трубопроводы. Семь человек, находившиеся
в момент аварии в операторной, получили термические ожоги. Ущерб от аварии со-
ставил 487 тыс. руб.
Комиссия по расследованию определила, что технической причиной аварии яви-
лось разрушение участка трубопровода резервной подачи углеводородного конден-
сата под действием внутреннего избыточного давления при замерзании воды, нако-
пившейся в полости трубопровода в период остановки. Апробирование и контроль
технического состояния резервного оборудования перед пуском проведены не были.
В результате разрушения трубопровода произошло истечение продукта с образовани-
ем паровоздушного облака, которое в течение 2 минут достигло здания операторной
и попало через воздухозаборную трубу приточной вентсистемы в помещение опе-
раторной. Воспламенение паровоздушной смеси произошло от одного из электро-
приборов общепромышленного исполнения, находившихся в операторной.
Другим примером аварии, происшедшей по причине нарушения регламента об-
служивания технических устройств и неудовлетворительного контроля за состояни-
ем оборудования, является авария, происшедшая 22.01.06 г. в ОАО «Уфимский НПЗ»
на установке первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6, где произошли разгер-
151
метизация трубопровода откачки мазута и возгорание разлившегося нефтепродук-
та. Ущерб от аварии составил 199 тыс. руб.
Комиссией по расследованию технических причин аварии установлено, что в пе-
риод пуска установки в эксплуатацию 31.12.05 г. произошло попадание воды, остав-
шейся после пропарки колонны, в трубопровод откачки. В условиях пониженных
температур окружающего воздуха скопившаяся в трубопроводе вода замерзла, что
привело к разрыву трубопровода. При поступлении в аварийный трубопровод горя-
чего нефтепродукта произошло его истечение и последующее воспламенение.
В 2006 году при проведении плановых проверок (комплексных, целевых, опера-
тивных), а также при проведении проверок лицензионных требований и условий
Ростехнадзором проводились проверки вопросов безопасного ведения ремонтных
работ, работ, связанных с техническим диагностированием, ремонтом, реконструк-
цией, техническим перевооружением.
Проверками установлено, что практически на всех предприятиях проводят-
ся ремонтные работы в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001,
ГОСТ РВ 15.002-2003, ГОСТ Р 1.4-2004. Так, например, на предприятиях ФКП
«Комбинат «Каменский», ЗАО «Юг Руси», ОАО «НЗСП» и др. разработаны стандар-
ты предприятия «Процедура управления механическим оборудованием», утверж-
денные и введенные приказом руководства предприятий.
Данные стандарты разработаны на основании «Системы технического обслужи-
вания и планово-предупредительного ремонта технологического оборудования пред-
приятий». Система ППР предусматривает продолжительность межремонтного пери-
ода в зависимости от категории сложности оборудования. В соответствии с требова-
ниями этой Системы на предприятии разрабатываются графики ППР, на основании
которых проводятся плановые ремонты в сроки, предусмотренные графиком. Ремонт
оборудования выполняется на основании заказа и дефектных ведомостей заказчи-
ка. К дефектной ведомости прилагаются чертежи, разработанные СКТБ или ПТО
предприятий или привлеченных специализированных организаций, имеющим ли-
цензии, выданные Федеральным агентством по строительству и ЖКХ, на осущест-
вление проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности в со-
ответствии с государственным стандартом на территории Российской Федерации,
протоколов аттестации специалистов на знание правил и норм и др. Оборудование,
прошедшее ремонт, проходит контроль качества изготовления в соответствии с тех-
нической документацией. Материалы, применяемые для изготовления запчастей,
проходят входной контроль на соответствие сертификатам качества.
Перед проведением капитальных ремонтов на основании проведенных обследо-
ваний составляются дефектные ведомости, в которых предусмотрены проведение
работ по ремонту данного оборудования. Перед началом ремонтных работ оформ-
ляются акты сдачи-приемки оборудования. При подготовке оборудования к ремон-
ту с применением огня (газоэлектросварка и т.п.) во взрывопожароопасных здани-
ях и помещениях дополнительно оформляется акт готовности здания (помещения),
оборудования к проведению огневых работ, составляется план подготовки к прове-
дению огневых работ во взрывопожароопасных местах и наряд-допуск на проведе-
ние временных огневых работ. После проведения капитального ремонта комисси-
ями предприятий осуществляется приемка оборудования из капитального ремон-
та. Изменение срока ремонта, предусмотренного годовым графиком, допускается
только после тщательной проверки состояния оборудования и составления акта о
152
возможности изменения срока ремонта, в котором указывается причина, вследствие
которой невозможен останов агрегата и других технических устройств, и намечает-
ся новый срок.
Техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования в организа-
циях нефтяных компаний организованы на основании корпоративных стандартов.
Например, ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» применяет СТП-01-021-01
«Система технического обслуживания, ремонта и контроля технического состоя-
ния оборудования и установок дочерних нефтеперерабатывающих обществ ОАО
«ЛУКОЙЛ», утвержденный приказом ОАО «ЛУКОЙЛ» от 11.03.02 № 50 и согласо-
ванный Госгортехнадзором России письмом от 24.01.02 № 02-35/52. Данный стан-
дарт устанавливает порядок планирования, организации и проведения работ по тех-
ническому обслуживанию, контролю технического состояния, ремонту, замене и ре-
конструкции оборудования, а также по учету и отчетности. Указанным стандартом
на предприятии определяется продолжительность межремонтных периодов и про-
стоя в ремонте технологических установок. В соответствии с определенными срока-
ми на предприятии ежегодно разрабатывается график остановки технологических
установок. Данный график подписывается главными специалистами, начальника-
ми производств, начальником службы технического надзора, согласуется главным
инженером и утверждается генеральным директором.
Вместе с тем отмечаются недостатки при ведении ремонтных работ. Так, при про-
ведении капитального ремонта не всегда составляются проекты производства работ;
не проводится входной контроль материалов, применяемых при ремонте оборудо-
вания; отсутствуют сертификаты заводов-изготовителей на запасные части и ма-
териалы; при замене основного оборудования отсутствует документация на новое
(паспорта, формуляры, сертификаты и др.); ответственными лицами не проводятся
инструктажи на знание ПЛАС с ремонтным персоналом и т.д.; предприятиями про-
водятся ремонтные работы собственными силами, не имеющими специализирован-
ный и аттестованный персонал, а также системы качества по производству ремонт-
ных работ; не всегда проводится экспертиза промышленной безопасности емкост-
ного оборудования после проведения ремонтных работ по замене основных частей
и др. Имеются случаи невыполнения графиков планово-предупредительных работ
и, как следствие, несвоевременного освидетельствования технических устройств.
Так, в Орской ТЭЦ ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» выявлены
мазутопроводы, находящиеся в эксплуатации с истекшими сроками технического
освидетельствования. В ОАО «Орскнефтеоргсинтез» несвоевременно проведен ка-
питальный ремонт технологической установки 22-4 (с задержкой на четыре месяца).
В цехе 204-205 завода «Этилен» ОАО «Казаньоргсинтез» эксплуатируются техноло-
гические печи с превышением допускаемого межремонтного пробега, произведен
перенос капитального ремонта компрессора с превышением допустимого межре-
монтного пробега; переносы сроков ревизии пружинных предохранительных кла-
панов в связи с переносом сроков капитального ремонта проведены без оформле-
ния акта; журналы учета сдачи-приема оборудования в ремонт и из ремонта не ве-
дутся своевременно и в установленном порядке; отсутствуют технические условия
на эксплуатацию, освидетельствование и ремонт арматуры высокого давления им-
портного изготовления.
Всем предприятиям, имеющим данные нарушения, выданы предписания и ука-
заны сроки устранения. Руководителям предприятий (ООО «БГСМ», ЗАО «ТНК
153
ЮГ-Менеджмент», ОАО «Ростовнефтепродукт» и др.) предложено вывести из экс-
плуатации оборудование за допущенные вышеуказанные нарушения.
Одним из основных факторов, негативно влияющих на уровень промышленной
безопасности объектов нефтехимии, нефтепереработки и нефтепродуктообеспече-
ния, является старение основных фондов и моральное устаревание применяемых
технологий, не предусматривающих необходимого объема средств автоматизации
и противоаварийной защиты.
Анализ актов расследования причин аварий показал, что в 7 случаях причинами
аварий на нефтеперерабатывающих заводах явились отказы оборудования, отсут-
ствие необходимых средств противоаварийной защиты. В 2006 году 61 % аварий про-
изошли на оборудовании, отработавшем более 20 лет. Анализ причин инцидентов
также показывает, что основная часть инцидентов — это отказы оборудования, свя-
занные с его физическим износом, нарушениями в энергоснабжении производств,
низкой надежностью работы средств противоаварийной защиты.
Так, 07.06.06 г. в ОАО «Хабаровский НПЗ» произошла авария на установке ката-
литического риформинга (ввод в эксплуатацию — 1973 год). При пуске установки
после капитального ремонта и выводе ее на рабочий режим произошло возгорание
паров бензина в радиантной камере печи из-за аварийной разгерметизации труб-
ного змеевика.
Расследование показало, что технической причиной аварии явились допущенные
при изготовлении труб для змеевика печи дефекты в виде неметаллических включений
(сульфидов), которые образуются в подповерхностной зоне при затвердевании. При
проектной толщине 6,3 мм влияние дефекта было незначительным. Коррозионный
износ труб при эксплуатации в течение 33 лет привел к их утонению до 2,5 мм. При
пуске печи силового воздействия оказалось достаточным, чтобы разрушить кристал-
лические связи в месте скопления неметаллических включений, вследствие чего про-
изошли деформация дефектного участка и разрыв стенки трубы.
14.02.06 г. в Казанском ОАО «Органический синтез», завод «Этилен», при за-
пуске блока разложения гидроперекиси изопропилбензола (ГПИПБ) произошел
взрыв в реакторе разложения и последующий пожар. Ущерб от аварии составил
205 тыс. руб.
ГПИПБ способен к самопроизвольному разложению с выделением тепла, что
является фактором повышенной опасности процесса. Вместе с тем узел разложе-
ния ГПИПБ был введен в эксплуатацию в 1963 году и контроль за содержанием не-
разложившегося ГПИПБ в системе был предусмотрен при помощи периодическо-
го ручного отбора проб реакционной массы и проведения анализа.
При запуске установки производственному персоналу не удавалось достигнуть
режимных показателей процесса, в результате чего в течение 3 часов в систему по-
давался ГПИПБ, что привело к накоплению в циркулирующей реакционной массе
большого количества неразложившегося ГПИПБ, инициации его самопроизволь-
ного разложения, резкому повышению температуры, переходу реакции в неуправ-
ляемую стадию и взрыву.
Комиссией, проводившей расследование причин аварии, установлено, что одной
из причин происшедшего взрыва является несовершенство технологического про-
цесса, выразившееся в отсутствии возможности непрерывного контроля за полно-
той разложения ГПИПБ, а также средств ПАЗ, блокировок и сигнализации по при-
сутствию в реакционной массе неразложившегося ГПИПБ.
154
Анализ технических причин указанных аварий показывает, что наращивание объ-
емов выпуска нефтепродуктов и нефтехимической продукции без проведения мо-
дернизации и реконструкции существующих мощностей приводит к понижению
уровня противоаварийной устойчивости и нарушению промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов.
Проблемы изношенности парка технического оборудования, зданий и сооруже-
ний должны решаться при разработке программ капитальных вложений, модерни-
зации и реконструкции нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств,
обеспечивающих стабильную и безопасную работу предприятий.
В 2005-2006 годах на предприятиях нефтехимического и нефтеперерабатываю-
щего комплекса отмечается активность работ по реконструкции отдельных видов
производств, увеличиваются их мощности и выпуск продукции. На предприятиях
разработаны программы по модернизации, реконструкции и техническому перево-
оружению на период 2004-2012 годов.
Например, в ООО «РН-Комсомольский НПЗ» проведена широкомасштабная ре-
конструкция, в результате которой степень изношенности основных фондов сни-
зилась с 74 до 16 %, что позволило устранить большинство отступлений от требова-
ний промышленной безопасности, имевшихся на предприятии, и повысить уровень
противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов.
В ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» на реализацию проектов модер-
низации и строительства новых производств с перспективой до 2011 года планиру-
ется направить инвестиции в объеме более 1132,18 млн долл. США.
На ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» в 2006 году закончено строитель-
ство и пущен в эксплуатацию комплекс установки каталитического риформинга
ПР-22-35-11/1000. Закончена реконструкция очистных сооружений (I этап) — блок
очистки сернисто-щелочных стоков от сульфидов.
Продолжается работа по модернизации производства бутадиеновых каучуков в
ОАО «Воронежсинтезкаучук», направленная на повышение их качества и снижение
вредных выбросов в атмосферу.
Пущены в эксплуатацию комплекс производства полипропилена мощностью
180 тыс. т в год в ОАО «Нижнекамскнефтехим», первая очередь производства экс-
трудированного пенополистирола в ОАО «Химзавод им. Л.Я. Карпова».
В ЗАО «Рязанская НПК» в декабре 2006 года пущена в эксплуатацию установка
серно-кислотного алкилирования комплекса ВГО, включающего в свой состав так-
же установки производства водорода, гидроочистки вакуумного газойля, производ-
ства и утилизации серной кислоты, химводоочистки, утилизации.
НА ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» сдана в эксплуатацию установ-
ка каталитического риформинга, последняя из трех основных установок комплек-
са глубокой переработки нефти. Особенность данной установки — непрерывная
регенерация катализатора, что является новейшей разработкой в данной техноло-
гии. Пуск комплекса глубокой переработки нефти позволил увеличить выпуск вы-
сококачественных нефтепродуктов и глубину переработки сырья до 72 %. В октябре
2006 года принята государственной комиссией новая база сырой нефти, рассчитан-
ная на хранение 140 тыс. кубометров сырья. В ее состав входят 4 резервуара объе-
мом 30 тыс. м3 каждый и 2 резервуара по 10 тыс. м3. Введение в эксплуатацию ком-
плекса сооружений и резервуаров сырой нефти позволило вывести из эксплуатации
18 морально устаревших, физически изношенных нефтяных железобетонных под-
155
земных резервуаров для хранения суточного запаса сырья, которые использовались
с момента пуска завода в октябре 1961 года.
Все проекты модернизации производств в обязательном порядке включают в себя
мероприятия по доведению производств до требований государственных норматив-
ных документов по промышленной и экологической безопасности.
На нефтеперерабатывающих предприятиях инновационными программами тех-
нического развития определены приоритетные и актуальные задачи поэтапной мо-
дернизации технологической схемы предприятий в целях повышения качества то-
варной продукции до уровня требований импортного рынка.
Для увеличения выработки экологически чистых высокооктановых бензинов и
дизельного топлива внедряются лучшие отечественные и зарубежные катализаторы,
что позволяет увеличить октановые характеристики компонентов с 92 до 97 пунктов
исследовательским методом. По дизельному топливу приоритет отдан выработке низ-
косернистых и экологически чистых топлив летнего и зимнего вида. Выполняются
программы энергосбережения, которые предусматривают совершенствование рабо-
ты технологических печей, ректификационных колонн, теплообменного оборудо-
вания. Проводятся работы по замене физически устаревшего оборудования.
Одним из самых крупных проектов является строительство Комплекса нефтепе-
рерабатывающих и нефтехимических заводов в Республике Татарстан. Проект явля-
ется первым опытом строительства подобного Комплекса нефтеперерабатывающих
и нефтехимических заводов в России и станет пилотным проектом в части внедре-
ния инновационных технологий.
Ростехнадзор взял под контроль реализацию проекта строительства Комплекса.
Рассмотрено технико-экономическое обоснование, утверждено заключение экс-
пертизы промышленной безопасности. Проводятся консультации проектировщи-
ка по вопросам применения норм промышленной безопасности при разработке ра-
бочей документации.
В целях снижения уровня аварийности и травматизма на поднадзорных объек-
тах в 2007 году Ростехнадзором запланировано проведение целевых проверок не-
фтеперерабатывающих производств, при которых будут проверены работы по ре-
конструкции, модернизации нефтеперерабатывающих производств, организации
контроля проектных решений, работы по обслуживанию, ремонту и диагностиро-
ванию оборудования и оценке остаточного ресурса его эксплуатации, ликвидации
морально и технически устаревших производств, организации эффективного про-
изводственного контроля и другие вопросы в области обеспечения промышленной
безопасности.
В связи с высоким уровнем аварийности и травматизма на объектах нефтепро-
дуктообеспечения были организованы и проведены территориальными управлени-
ями Ростехнадзора целевые проверки состояния промышленной безопасности.
В соответствии с комплексным планом в I полугодии 2006 года территориальны-
ми органами проведено 941 обследование, в результате которых выявлено 12 022 на-
рушения требований промышленной безопасности. Проверки показали крайне низ-
кий уровень технической безопасности большей части нефтебаз. Технологические
процессы хранения и слива-налива не герметичны и не обеспечены необходимы-
ми средствами противоаварийной защиты. Отсутствуют средства газового анализа,
уровнемеры, дистанционно управляемые отсекающие устройства, системы азотно-
го дыхания и т.д. Не на высоком уровне и работа по организации эксплуатации этих
156
объектов. Не всегда своевременно проводятся работы по диагностике оборудования,
зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы. Отмечается низ-
кая подготовка работников в области промышленной безопасности. Проектные и
технические решения ряда нефтебаз и складов нефтепродуктов не соответствуют в
полной мере действующим требованиям промышленной безопасности по причине
того, что они были разработаны и реализованы 20 и более лет назад. Вследствие не-
соответствия старых проектных решений требованиям промышленной безопасности
и отсутствия достаточного финансирования организациями работ по приведению
объектов в соответствие с этими требованиями имеются длительно действующие от-
ступления от требований промышленной безопасности. Низкими темпами прово-
дятся работы по приведению нефтебаз к требованиям норм и правил промышленной
безопасности в ФГУ комбинатах «Взморье», «Арктика», «Радуга» Дальневосточного
территориального управления Росрезерва, ГУП «Камчатсккоммунэнерго», ОАО
«Камчатнефтепродукт», ОАО «Новосибирскнефтепродукт — ВНК», ФГУ ком-
бинат «Марс» и ФГУ комбинат «Гигант» Росрезерва, ОАО «НК «Роснефть-
Кубаньнефтепродукт» и др.
По результатам проверок выданы предписания на устранение выявленных нару-
шений, проведена 51 остановка эксплуатации и производства работ, 330 юридиче-
ских и должностных лиц, допустивших грубые и повторные нарушения требований
промышленной безопасности, привлечены к административной ответственности.
В результате проведения организационных и технических мероприятий по пред-
писаниям государственных инспекторов уровень промышленной безопасности под-
контрольных объектов нефтепродуктообеспечения заметно повысился. Например,
в ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» выполнены ремонтно-восстановитель-
ные работы резервуарных парков и другие мероприятия по приведению объектов к
современным требованиям безопасности. Проводятся работы по расширению не-
фтебазы Росрезерва ФГУП «Комбинат «Атлас». Осуществляются работы по техпе-
ревооружению и реконструкции нефтехранилищ, нефтебаз и складов ГСМ ООО
«ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ОАО «Северсталь», ООО «Энтиком-инвест»,
ООО «РН-Находканефтепродукт», ООО «Владпортбункер», ООО «Нико-Ойл ДВ»,
ЗАО «Востокбункер», ОАО «Восточный порт» и др.
Введены в эксплуатацию новые терминалы, соответствующие современным тре-
бованиям промышленной безопасности: база сжиженного углеводородного газа
ЗАО «Таманьнефтегаз» пос. Волна Темрюкского района, база сжиженного углево-
дородного газа ООО «Мактрен-Нафта» в порту Темрюк, комплекс по перевалке ди-
зельного топлива в порту «Ейск» ООО «Ейск-Порт-Виста» и др.
В 2006 году отмечено снижение количества опасных происшествий на объек-
тах нефтепродуктообеспечения. В 2006 году на объектах нефтепродуктообеспече-
ния зарегистрировано 7 аварий и 4 несчастных случая со смертельным исходом. По
сравнению с отчетным периодом 2005 года количество аварий уменьшилось на 22 %
(9 аварий в 2005 году), количество смертельных травм снизилось более чем в 4 раза
(17 случаев в 2005 году).
Анализ материалов расследования аварий и несчастных случаев показал, что имев-
шие место происшествия в большинстве своем произошли на небольших нефтебазах,
которые не были охвачены целевыми проверками, проведенными территориальными
органами Ростехнадзора в 2006 году (котельная МТЭП «Сервис», Иркутское межре-
гиональное управление; склад ГСМ МП «Ямалгаз», УТЭН по Ямало-Ненецкому АО;
157
нефтебаза ООО «Авто», УТЭН по Тверской области), незарегистрированных в госу-
дарственном реестре опасных производственных объектов и не имеющих лицензию
Ростехнадзора (ООО «Чулман-Транс», УТЭН по Республике Татарстан).
В 2006 году продолжали происходить аварии на нефтебазах при проведении сливо-
наливных операций и зачистке резервуаров. При выполнении указанных видов работ
произошло 4 аварии, в результате которых 3 человека получили смертельные трав-
мы (ООО «Инвест», Краснодарский край; ООО «Ульяновск-Терминал», Ульяновская
область; ОАО «Лукойл-Ухтанефтепереработка», ООО «Авто», Тверская область).
Так, 05.09.06 г. на нефтебазе Чердаклинского цеха ООО «Ульяновск-Терминал»
при наливе дизельного топлива в автоцистерну произошел «хлопок» и загорание не-
фтепродукта, при этом наливная труба была выброшена из горловины автоцистер-
ны, вытекающим из нее горящим топливом обдало водителя топливозаправщика,
который в момент налива находился на площадке обслуживания автоцистерны, в
результате чего водитель получил ожоговые травмы III-IV степени тяжести площа-
дью 95 %, от которых скончался. Ущерб от аварии составил 3544,1 тыс. руб.
В ходе расследования комиссией были установлены причины аварии. Налив то-
плива производился в неподготовленную цистерну, содержащую остатки бензина, в
результате чего произошло вытеснение паров бензина из автоцистерны и образова-
ние взрывоопасной смеси углеводородных паров с воздухом. При наливе нефтепро-
дукта использовалось наливное устройство с наливной трубой, расстояние от кон-
ца которой до нижней образующей цистерны составляло 745 мм вместо требуемых
200 мм, таким образом, налив производился свободно падающей струей, что спо-
собствовало образованию заряда статического электричества. Вместе с тем соедине-
ние заземляющего проводника с цистерной было выполнено через подвижные от-
носительно друг друга втулку барабана и вал корпуса катушки, не обеспечивающие
устойчивого контура заземления. Кроме того, отсутствовала блокировка, исключа-
ющая возможность запуска насосов для перекачки нефтепродуктов при отсутствии
заземления. Указанные факторы привели к накоплению заряда статического элек-
тричества, его разряду и взрыву образовавшейся паровоздушной смеси.
В целях снижения уровня аварийности и травматизма в 2007 году должна быть
продолжена работа по обследованию объектов нефтепродуктообеспечения. При
этом территориальным органам Ростехнадзора необходимо взять на жесткий кон-
троль реализацию программ по приведению объектов в соответствие с требовани-
ями промышленной безопасности, соблюдение требований безопасности при про-
ведении газоопасных работ, а также контроль выполнения предписаний на устра-
нение нарушений.
В 2006 году отмечено снижение смертельного травматизма в отрасли. При этом
7 (83 %) несчастных случаев произошли в результате аварий, 4 несчастных случая со
смертельным исходом не были связаны с авариями.
Основными причинами несчастных случаев, не связанных с авариями, являлись
нарушение технологии производства работ, неправильная организация производ-
ства работ и неосторожные действия производителей работ.
Так, 14 июня 2006 года на Заводе Бензинов ЗАО «ТАИФ-НК» при выполнении
работ по подготовке топки под давлением П-102 установки каталитического кре-
кинга к внутреннему осмотру и вскрытии люка мембранного предохранительного
устройства (МПУ), расположенного на крыше топки (отметка +16,4 м), произошло
срабатывание предохранительной мембраны, в результате чего воздушной волной
158
двое работников, выполнявших разлюковку, были сброшены с крыши. При этом
один из них, будучи закреплен монтажным поясом, повис на нем, а второй работ-
ник, не использовавший страховочный пояс, упал на трубопроводы, проложенные
на эстакаде (отметка +10,0 м). В результате падения работник получил травмы, от
которых скончался.
В ходе расследования установлено, что работы по вскрытию люка проводились
без соответствующего наряда-допуска. Мероприятия, обеспечивающие безопас-
ное проведение работ с учетом конкретных условий и оборудования, не были раз-
работаны. Так, при подготовке к ремонту контроль давления воздуха в линии про-
изводился персоналом по показаниям манометра, который к моменту начала работ
показывал отсутствие давления. В результате чего стравливание воздуха перед раз-
люковкой не было произведено. Вместе с тем в ходе осмотра оборудования после
происшествия было установлено, что задвижки на линии манометров забиты ока-
линой и показания прибора неверны. По показаниям прибора распределительной
системы управления в операторной в момент проведения работ по вскрытию люка
давление в системе составляло 2,8 кгс/см2. Кроме того, комиссией отмечена низкая
квалификация обслуживающего персонала, выразившаяся в неправильной разбор-
ке мембранного предохранительного устройства и работе на высоте без примене-
ния страховочного пояса.
Анализ происшедших несчастных случаев свидетельствует о пренебрежении пер-
соналом факторов опасности нефтехимических и нефтеперерабатывающих произ-
водств, снижении внимания руководителей и специалистов организаций к ведению
работ повышенной опасности, слабом ведении разъяснительной профилактиче-
ской работы и производственного контроля за обеспечением требований промыш-
ленной безопасности.
Организация производственного контроля и создание систем управления про-
мышленной безопасностью на подконтрольных предприятиях являются объектами
особого внимания и регулирования Ростехнадзора.
В вертикально интегрированных компаниях и крупных промышленных орга-
низациях, таких, как ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Сибур», ОАО
«Роснефть», ОАО «Воронежсинтез-каучук», ООО «Томскнефтехим» и др., внедре-
ны системы управления промышленной безопасностью, системы производствен-
ного контроля.
В 2006 году Ростехнадзором проведена целевая проверка организации системы
производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопас-
ности в нефтяной компании «Роснефть». В рамках проверки с участием территори-
альных органов Ростехнадзора проведено 13 обследований обществ компании, экс-
плуатирующих нефтеперерабатывающие заводы и нефтебазы.
Анализ результатов обследований показал, что в целом по компании «Роснефть»
за период 2006 года в дочерних и зависимых обществах аварий не происходило.
Достигнуто снижение травматизма по сравнению с аналогичным периодом про-
шлого года на 37 %.
Система производственного контроля за соблюдением требований промышлен-
ной безопасности на опасных производственных объектах, а также вертикально ин-
тегрированная система управления в компании «Роснефть», в целом сформирова-
ны. Система управления сертифицирована на соответствие требованиям междуна-
родных стандартов ISO 14001:2004, OHSAS 18001:1999.
159
Вместе с тем проведенная проверка соблюдения требований промышленной без-
опасности на опасных производственных объектах нефтеперерабатывающих пред-
приятий и предприятий нефтепродуктообеспечения компании «Роснефть» выяви-
ла нарушения законодательства в области промышленной безопасности.
Так, например, проведенная проверка соблюдения требований безопасности
на опасных производственных объектах ООО «РН-Комсомольский НПЗ» выявила
25 нарушений требований законодательства в области промышленной безопасности,
в том числе эксплуатацию 24 резервуаров со сроком службы более 60 лет и не про-
шедших экспертизу промышленной безопасности. В работе служб производствен-
ного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опас-
ных производственных объектах выявлены недостатки в части планирования, анали-
за и контроля выполнения предписаний, снижающих эффективность деятельности
служб, что подтверждается наличием длительно действующих отступлений от тре-
бований промышленной безопасности на нефтебазах. В 2007 году Ростехнадзором
выполнение программных мероприятий, направленных на устранение выявленных
нарушений требований промышленной безопасности, взято на контроль.
В 2007 году запланировано проведение целевой проверки системы производ-
ственного контроля в нефтяной компании ЛУКОЙЛ.
Анализ организации производственного контроля показал, что из 3599 органи-
заций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, 1721 организацией
созданы службы производственного контроля. В остальных организациях назнача-
ются ответственные должностные лица за осуществление производственного кон-
троля. Практически все предприятия по состоянию на 01.01.07 г. разработали и со-
гласовали в установленном порядке положения о производственном контроле на
предприятии. Не согласовали положение 39 организаций (что составляет 1,1 % об-
щего количества поднадзорных организаций).
В рамках осуществления производственного контроля разработано 103 030 меро-
приятий, направленных на приведение опасных производственных объектов в со-
ответствие требованиям промышленной безопасности. В настоящее время выпол-
нено 84 863 мероприятия (что составляет 82,4 % разработанных).
В 2006 году в рамках осуществления производственного контроля планировалось
проведение 42 574 контрольных проверок. Фактически проведено 42 342 проверки
(что составляет 99,5 % запланированных).
В ходе проверок работы предприятий по организации производственного кон-
троля выявлены недостатки и положительные сдвиги. Так, отмечается за 2006 год
повышение качества внутренних проверок, проводимых службами производствен-
ного контроля и ответственными за осуществление производственного контроля
почти на всех предприятиях.
Однако на предприятиях, где нет служб производственного контроля и осущест-
вление производственного контроля возлагается на главных инженеров (занятых по-
мимо этого решением вопросов бесперебойной работы предприятия), качество орга-
низации производственного контроля находится на более низком уровне. Проверки
проводятся нерегулярно, мероприятия по приведению опасных производственных
объектов в соответствие с требованиями промышленной безопасности разработа-
ны на длительный срок.
К характерным нарушениям при осуществлении производственного контроля,
выявленным территориальными органами, относятся: неудовлетворительный кон-
160
троль со стороны руководителей производственных подразделений за ходом устра-
нения нарушений, выявленных в ходе контрольных проверок; отсутствует анализ
выявленных нарушений; контрольные проверки носят формальный характер; от-
сутствуют конкретные методические указания в части планирования и осуществле-
ния профилактической и контрольной работы в системе производственного кон-
троля; в материалах проверок отсутствуют конкретные выводы, предложения, не
дается оценка эффективности проводимой работы на опасных производственных
объектах и др.
Для практического осуществления работы по внедрению систем управления про-
мышленной безопасностью необходимо разработать типовые схемы управления про-
мышленной безопасностью и методические рекомендации по их разработке.
Важнейшей составной частью механизма управления промышленной безопас-
ностью опасных производственных объектов является экспертиза промышленной
безопасности.
В 2006 году территориальными органами было рассмотрено и зарегистрирова-
но 34 103 заключения экспертизы промышленной безопасности по взрывопожаро-
опасным и химически опасным производственным объектам, в том числе: по про-
ектной документации — 2076 (6,0 % общего количества заключений); по техниче-
ским устройствам — 30 026 (88,0 %); по зданиям и сооружениям — 1173 (3,3 %); по
декларациям безопасности — 67 (0,2 %); по эксплуатационной документации — 886
(2,5 %).
По результатам проведенного анализа отмечено соответствие большей части про-
веденных экспертиз промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов методикам, утвержденным или согласованным в установленном порядке, а
программ экспертизы — требованиям промышленной безопасности.
Большая часть экспертных заключений утверждалась без замечаний, часть за-
ключений утверждалась после доработки, не были утверждены 1057 заключений
экспертизы (3,1 % зарегистрированных).
Основными замечаниями по проектной документации, явившимися причинами
отказов утверждения заключений, являются:
отсутствие анализа параметров обращающихся веществ, определяющих взрыво-
опасность процесса и достаточность мер по локализации и ликвидации последствий
аварий; режимов и порядка пуска и остановки оборудования;
отсутствие анализа и оценки соответствия принятых проектных решений исхо-
дным данным для проектирования взрывопожароопасного объекта и оптимальности
выбора компоновочных решений и технических устройств и их соответствия требо-
ваниям взрывобезопасности в соответствии с действующими нормативными доку-
ментами, технологических проектных решений в части оперативного и безопасно-
го отключения отдельных элементов и взрывоопасных блоков.
Основными замечаниями по техническим устройствам, зданиям и сооружениям,
явившимися причинами отказов утверждения заключений, являются:
нарушение проведения экспертизы в части объемов экспертного обследования,
установленного нормативными документами и программой проведения эксперт-
ных работ;
отсутствие анализа и оценки ранее проводившихся экспертиз и инцидентов, свя-
занных с отказом технического устройства, отсутствие согласованных с заказчиком

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..