ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 9

 

 

129
всех платежей за пользование природными ресурсами. В федеральный бюджет по-
ступило 1094,3 млрд руб., или 94,1 %.
Экономическая эффективность деятельности территориальных органов
Ростехнадзора по охране недр за счет отчислений в бюджет платежей за пользование
недрами с дополнительной добычи из ранее сохраненных запасов, штрафных санкций
за сверхнормативные потери и нарушения налогового законодательства при пользова-
нии недрами по предварительным данным составила 2,5 млрд руб. Наибольшая эко-
номическая эффективность достигнута УТЭН по Таймырскому (Долгано-Ненецкому)
автономному округу, УТЭН по Кемеровской области, УТЭН по Магаданской обла-
сти, УТЭН по Оренбургской области; Печорским межрегиональным управлением,
Енисейским межрегиональным территориальным управлением, Иркутским межре-
гиональным управлением, Межрегиональным территориальным управлением техно-
логического и экологического надзора по Уральскому федеральному округу.
Органами горного надзора осуществляется постоянный контроль за ходом вы-
полнения мероприятий и программ, направленных на повышение уровня извлече-
ния, комплексного и рационального использования минерального сырья. При не-
посредственном участии территориальных органов проводится активная работа по
замене устаревшего оборудования и внедрению новых технологий переработки ми-
нерального сырья в целях наиболее полного извлечения полезных компонентов и
комплексного использования минерального сырья.
Так, в целях рационального использования минерально-сырьевых ресурсов на
подконтрольных предприятиях Иркутского межрегионального управления вовлека-
ются в повторную переработку гале-эфельные отвалы промывки прошлых лет, эф-
фективно отрабатывается значительное количество техногенных россыпных место-
рождений, на всех разрабатывающих рассыпные месторождения золотодобывающих
предприятиях проводятся сбор и дополнительная переработка шлиховых продуктов.
Всего на золотодобывающих предприятиях Иркутской области в результате допол-
нительной переработки шлиховых продуктов в 2006 году получено 137,3 кг золота.
Управлением по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу осу-
ществляется контроль за ходом реализации Программы развития рудной базы ЗФ
ОАО «ГМК «Норильский никель» на 2001-2010 годы и до 2025 года в целях обеспе-
чения оптимального соотношения добычи различных типов руд.
Продолжается тенденция целенаправленного вовлечения в добычу и переработ-
ку бедных руд. За период с 2001 по 2006 год снижен объем добычи богатых руд на
8,5 %, в то же время повысился объем добычи медистых и вкрапленных руд на 5,7
и 2,8 % соответственно.
ОАО «Норильский никель» в 2006 году вовлечено в переработку 762,8 тыс. т труд-
нообогатимого лежалого пирротинового концентрата на Норильской обогатитель-
ной фабрике, а также техногенного сырья (пирротиновый концентрат) Талнахской
обогатительной фабрики — 229,3 тыс. т.
На обогатительных фабриках ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод»,
филиал «Производство полиметаллов» ОАО «Уралэлектромедь» (Свердловская об-
ласть) перерабатываются текущие и лежалые шлаки металлургического производ-
ства с извлечением в медный концентрат меди, золота, серебра.
На ОАО «Кубанский гипс-Кнауф» (Краснодарский край) благодаря внедрению
новых прогрессивных технологий при переработке гипсового камня предприятие
перешло на безотходную технологию готовой продукции.
130
Результаты целевых проверок по вопросам соблюдения установленных требо-
ваний при нормировании потерь полезных ископаемых при добыче и соблюдении
установленных требований при производстве маркшейдерских работ при разработ-
ке месторождений углеводородного сырья показали, что требования нормативных
документов в основном соблюдаются. По их результатам устранено значительное
количество нарушений установленных требований.
Вместе с тем на ряде предприятий при нормировании потерь полезных ископа-
емых имеют место случаи нарушения требований законодательства.
В ходе проведения проверок выявлен ряд предприятий, ведущих добычу полез-
ных ископаемых без согласованных планов развития горных работ и соответствен-
но без согласованных нормативов потерь полезных ископаемых: ООО «Боровой
кирпичный завод», ОАО «Горно-Алтайский ЗЖБИ», ООО «Солтонский раз-
рез» (Алтайское межрегиональное управление); ЗАО «Туластройматериалы»,
ООО «Советский завод строительных материалов» (Управление по Тульской обла-
сти); ООО «Мгачиуголь», ООО «Сахалинуголь-7» (Управление по Сахалинской об-
ласти); «Чеченкарьеруправление» (управление по Чеченской Республике). Выявлены
случаи ведения горных работ без согласованной в установленном порядке проект-
ной документации и горных отводов (управления по Ярославской, Новосибирской
областям, по Чеченской Республике), выборочной отработки месторождений
[ОАО «Севтрансстрой» (Управление по Архангельской области), ОАО «Орловский
ЗСК» (Управление по Тульской области)].
Проверка также показала, что наибольшее количество нарушений учета добы-
чи и потерь происходит при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
Так, учет добычи и потерь практически не осуществлялся на предприятиях ФГУ ДЭП
«123», ООО КСМ «Чжень Син» (Управление по Республике Хакасия), ПМС-206 (ОАО
«РЖД»), ГУП ДРСУ-1, МП ДМРСУ (Читинское межрегиональное управление), «ЧП
Гончар», ООО «Донземстрой», ООО «Юггидромеханизация» (Межрегиональное тер-
риториальное управление по Южному федеральному округу).
Наиболее существенными нарушениями требований законодательства о недрах,
нормативных правовых актов в области производства маркшейдерских работ при
разработке месторождений углеводородного сырья являются:
нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности
по производству маркшейдерских работ в части наличия (отсутствия) в составе марк-
шейдерских служб организаций и специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование по специальности «маркшейдерское дело» (ОАО «НГДУ Пензанефть»,
ОАО «Ульяновскнефть», ООО «Хантымансийская инженерно-геодезическая ком-
пания»), нарушения сроков повышения квалификации специалистов маркшейдер-
ских служб (ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Удмуртторф», ООО «Геойлбент», ООО
«РН-Рурнефтегаз», ОАО «ТНК-Нягань»), метрологического обслуживания приме-
няемых на маркшейдерских съемках средств измерений (ОАО «Ульяновскнефть»,
ОАО «Юганскнефтегаз» и др.). Выявлены случаи ведения маркшейдерских работ
без соответствующей лицензии или с истекшими сроками ее действия (ФГУ ГП
«Нижневолжскгеология», ЗАО «ТУРСУНТ», ООО «РН-Пурнефтегаз»);
отсутствие инструментальных маркшейдерских замеров добычи общераспростра-
ненных полезных ископаемых, используемых в процессе обустройства месторожде-
ний углеводородного сырья (ОАО «Транс-Ойл», ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз»
ОАО «ТНК-Нягань», ООО «Геойлбент», ООО «РН-Пурнефтегаз»);
131
непринятие маркшейдерскими службами отдельных организаций должных мер
по предотвращению необоснованной застройки территорий разрабатываемых ме-
сторождений углеводородов, производство промышленного и гражданского стро-
ительства на территориях горных отводов с грубыми нарушениями строительных
норм, противопожарных мероприятий и санитарных зон действующих скважин и
нефтегазопроводов (ОАО «НК «Роснефть-Дагнефть»).
В ряде организаций, имеющих свой резервуарный парк и пункты подготовки
нефти, выявлены нарушения организации и проведения инструментальных на-
блюдений за деформациями и просадками сооружений, а также за состоянием
недр на территориях, попадающих в зоны разработки месторождений углеводо-
родов, зданиями и сооружениями, расположенными в границах разрабатываемых
месторождений (ОАО «Самараинвестнефть», ЗАО «САНЕКО», ООО «ЛУКОЙЛ-
Нижневолжскнефть», ФГУП «Арктикморнефтегазразведка», ЗАО «Арктикнефть»,
ОАО «Арчнефтегеология», ОАО «Транс-Ойл»).
Геолого-маркшейдерские службы горных предприятий в основном обеспечены
квалифицированными кадрами, необходимыми приборами и инструментами. В ряде
предприятий производится внедрение программных технологий производства гео-
лого-маркшейдерских работ.
В то же время управлениями по Республике Хакасия, Камчатской, Кемеровской,
Читинской областям, межрегиональными территориальными управлениями по
Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам отмечается неукомплекто-
ванность геолого-маркшейдерских служб специалистами. Проблема актуальна для
таких предприятий, подконтрольных УТЭН по Республике Хакасия, как Тейский
филиал ОАО «Евразруда» (железная руда), ОАО « Коммунаровский рудник» (рудное
и россыпное золото), ООО «Сорский ГОК» (медно-молибденовая руда).
Острая нехватка специалистов отмечается при разработке месторождений обще-
распространенных полезных ископаемых и россыпного золота. На предприятиях,
разрабатывающих указанные месторождения, маркшейдерское обслуживание осу-
ществляется в основном сервисными организациями, имеющими лицензию на дан-
ный вид деятельности. Недостатком в работе сервисных организаций является ма-
лое количество современных измерительных приборов, современной компьютер-
ной техники и программного обеспечения, несвоевременное производство замеров.
Отдельными территориальными органами отмечается низкое качество маркшей-
дерских работ, выполняемых сервисными организациями, что зачастую приводит к
отсутствию у недропользователя исходной и исполнительной маркшейдерской до-
кументации, оригиналов маркшейдерской графической документации и несвоев-
ременная ее актуализация по результатам освоения месторождений.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению кадрового состава геолого-марк-
шейдерских служб предприятий (развитие сервисного маркшейдерского обслужи-
вания, организация переподготовки специалистов на базе высших учебных заведе-
ний, повышение заработной платы, обучение специалистов за счет предприятий),
проблема нехватки и омоложения кадров остается.
Как и в прошлые годы, остро стоят проблемы, связанные с ликвидацией (кон-
сервацией) горнодобывающих предприятий и объектов.
Отрицательные факторы, связанные с ликвидацией большого количества уголь-
ных шахт (Ростовская и Кемеровская области), негативно влияют на состояние охра-
ны недр, природных объектов, зданий и сооружений. Так, при ликвидации шахт,
132
имеющих гидравлическую связь с действующими шахтами, происходит перетека-
ние (вплоть до внезапных прорывов) воды в действующие шахты из затапливаемых
шахт, в связи с чем возникает проблема сохранения групповых водоотливных ком-
плексов до полной отработки запасов угля действующих шахт.
Проблемным вопросом остается обеспечение безопасности устьев ликвидиро-
ванных наклонных и вертикальных стволов. В настоящее время из-за резкого уве-
личения стоимости угля имеют место многочисленные факты вскрытия непога-
шенных наклонных стволов в целях выемки угля из предохранительных целиков.
Применяемый метод ликвидации наклонных стволов позволяет их вскрытие по
причине усадки закладки, провалов земной поверхности или путем прохождения
шурфов (Межрегиональное территориальное управление по Южному федерально-
му округу).
Следует отметить, что с наибольшей степенью сложности протекает процесс лик-
видации (консервации) предприятий-банкротов, которые в итоге остаются бесхо-
зными. Остающийся в наличии кадровый состав организации в большинстве слу-
чаев не в состоянии осуществить реализацию проекта на ликвидацию и выполнить
все требуемые мероприятия.
В связи с недостаточным финансированием не выполняются в сроки, предусмо-
тренные проектами ликвидации шахт, такие работы, как рекультивация нарушен-
ных земель, тушение породных отвалов, строительство водоотливных комплексов
и очистных сооружений и др. (Донецкий угольный бассейн — Ростовская область,
Кузнецкий угольный бассейн — Кемеровская область, Кизеловский угольный бас-
сейн — Пермская область и др.).
Территориальными органами Ростехнадзора постоянно ведется работа по кон-
тролю за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны недр на
подконтрольных предприятиях, находящихся в стадии ликвидации (консервации).
О неудовлетворительном состоянии промышленной безопасности и охраны недр
на ликвидируемых предприятиях Ростехнадзор и его территориальные органы по-
стоянно информируют органы городской, областной администраций и прокура-
туры, руководство ГУРШ, региональные агентства по недропользованию и терри-
ториальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
[МТУ Ростехнадзора по Южному федеральному округу, УТЭН по Кемеровской об-
ласти и Республике Саха (Якутия)].
Контрольно-профилактическая работа, проводимая территориальными органа-
ми в части застройки месторождений полезных ископаемых, в основном обеспечи-
ла соблюдение установленных требований.
В 2006 году территориальными органами выявлено и запрещено 12 самоволь-
ных застроек, рассмотрено 436 материалов, при этом в 41 случае было отказано в
застройке по причинам недостаточной обоснованности застройки, отсутствия не-
обходимых заключений, разработки горно-геологических обоснований застройки
с отступлениями от нормативных требований.
Важным направлением работы в области охраны недр остается участие в систе-
ме государственного лицензирования пользования недрами. В 2006 году государ-
ственный горный надзор участвовал в работе конкурсных и аукционных комиссий,
в согласовании условий лицензий на пользование недрами, оформлении уточнен-
ных границ горных отводов, проводились проверки выполнения условий лицензий.
Территориальными органами Ростехнадзора рассмотрен 2871 материал по лицензи-
133
рованию пользования недрами, проверено выполнение 2611 условий лицензий на
пользование недрами, при этом выявлено 4627 нарушений, оформлено 2020 горно-
отводных актов, прекращено 117 случаев самовольного пользования недрами.
Территориальными органами усилился контроль за выполнением недропользо-
вателями лицензионных соглашений к лицензиям на право пользования недрами.
Увеличилось число представлений в территориальные органы Федерального агент-
ства по недропользованию на приостановку или досрочное прекращение права поль-
зования недрами у недропользователей, грубо нарушающих требования действу-
ющего законодательства о недрах (ООО «Галион», ООО «Радиан-Булан» — УТЭН
по Республике Бурятия; ОАО «Красноярскавтодорстрой», ОАО «Канский КСМ»,
ООО «Зыковский кирпичный завод», НПФ «Каммет», ЗАО «Гея», ООО «Тойлук», ОАО
«Крамис», ОАО «Сибтяжмаш», ООО «Искра» — Енисейское межрегиональное терри-
ториальное управление; ОАО «Сарановская шахта «Рудная» — Пермское межрегио-
нальное управление; ОАО «Торос», ЗАО «Лестопром», ООО «Карьер Петровский» —
Межрегиональное территориальное управление по Северо-Западному федераль-
ному округу; Санаторий «Красная Глинка» — УТЭН по Самарской области; ООО
«ЯККОМ» — УТЭН по Приморскому краю; ОАО «Оренбургнефть» — УТЭН по
Оренбургской области и др.).
Ряд организаций по представлению территориальных органов Ростехнадзора в
настоящее время лишены лицензий на право пользования недрами (поднадзорные
Енисейскому межрегиональному территориальному управлению — ООО АС «ОЖУ-2»,
ЗАО «Саянское золото», КГУП «Предивинский леспромхоз», ООО «Сибирские са-
моцветы»; поднадзорные УТЭН по Приморскому краю — ООО «Эдельвейс» УТЭН по
ЧАО, СОПКА № 1 МУТЭН по СФО, ООО «Медвежий», ООО ПКФ «Феспэя», МУП
«Шмаковский нарзан»).
Наиболее типичными нарушениями требований и условий лицензионных со-
глашений являются:
невыполнение сроков представления запасов на государственную экспертизу;
несоблюдение сроков составления проектов и технологических схем на разра-
ботку месторождений;
не выдерживаются сроки ввода месторождений в промышленную разработку;
невыполнение сроков освоения месторождений;
несоблюдение уровней добычи полезного ископаемого;
несоблюдение квот на добычу золота;
несвоевременное внесение платежей за добычу полезных ископаемых.
Основными причинами нарушений являются: недостаточное знание руководи-
телями действующих нормативных документов, недооценка требований по рацио-
нальному и комплексному использованию недр, слабая требовательность руково-
дителей горнодобывающих предприятий к специалистам геолого-маркшейдерских
служб, а иногда и отсутствие таких специалистов.
Деятельность государственного горного надзора Ростехнадзора по вопросам охра-
ны недр осуществлялась в тесном взаимодействии с надзорными органами мини-
стерств и ведомств Российской Федерации.
Так, УТЭН по Кемеровской области по запросам Администрации Кемеровской
области, органов прокуратуры и МВД, налоговых органов по Кемеровской области,
органов Росприроднадзора и территориального агентства по природопользованию
по Кемеровской области и других организаций проведены 77 внеплановых оператив-
134
ных проверок соблюдения и выполнения лицензионных требований Федерального
закона «О недрах».
УТЭН по Тульской области совместно с налоговыми инспекциями по Брянской,
Калужской, Орловской и Тульской областям, территориальными органами МПР
России и МПР по Калужской области проведено 7 совместных проверок предпри-
ятий по вопросам правильности исчисления и уплаты платежей за пользование не-
драми и 7 проверок выполнения недропользователями лицензионных соглашений
к лицензиям на право пользования недрами и соблюдению законодательства о не-
драх при добыче полезных ископаемых. Читинским межрегиональным управле-
нием с администрациями Читинской области, Агинского Бурятского автономного
округа, с органами местных администраций, Росприроднадзора по Читинской об-
ласти, межрайонной природоохранной прокуратурой и налоговыми органами при-
нято участие в 14 совместных проверках.
Продолжалась работа по совершенствованию законодательной базы в области
охраны недр:
было разработано и утверждено постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.06.06 № 392 «Положение о лицензировании производства марк-
шейдерских работ»;
подготовлен и внесен в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О вне-
сении изменений в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых
при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией отработ-
ки месторождения»;
подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об
утверждении Положения о государственном горном надзоре»;
разработана и утверждена приказом Ростехнадзора от 20.06.06 № 595 Инструкция
по организации выдачи Федеральной службой по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору разрешений на освоение участков лесных земель при пере-
воде их в нелесные земли, зарегистрированная Минюстом России 04.07.06 г., реги-
страционный № 8002;
разработаны и внесены дополнения и изменения в Инструкцию о порядке пре-
доставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений и
Инструкцию по оформлению горных отводов для разработки месторождений по-
лезных ископаемых, утвержденные приказами Ростехнадзора от 13.07.06 № 684 и
№ 685/159 соответственно;
рассмотрены и подготовлены замечания и предложения:
по проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации «О недрах», внесенному Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации, законодательным собранием
Оренбургской области;
по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесе-
нии изменений и дополнений в Положение о Министерстве природных ресурсов
Российской Федерации»;
по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении
изменений в Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97
№ 307;
135
в положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное по-
становлением Правительства Российской Федерации от 17.06.04 № 293;
по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении
изменений в Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны ле-
чебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверж-
денное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96
№ 1425».
В 2006 году проведено 22 технических совещания с участием специалистов, терри-
ториальных органов, представителей научных и экспертных организаций, Минфина
России, Росприроднадзора, научных и экспертных организаций, горно- и нефтега-
зодобывающих предприятий (ОАО «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Сибнефть»,
ООО «ЕвразХолдинг» и др.). На технических совещаниях рассматривались заклю-
чения экспертных комиссий по проектным документациям, обсуждались вопросы
профилактики правонарушений в сфере недропользования, вопросы нормирования
потерь полезных ископаемых при их добыче, реализации законодательства о техни-
ческом регулировании в области недропользования.
2.2.9. Объекты нефтегазодобычи, газопереработки и магистрального
трубопроводного транспорта
В 2006 году добычу нефти и газа в Российской Федерации осуществляло 13 круп-
ных холдингов и 165 нефтегазодобывающих компаний, которые представлены ор-
ганизациями с российским, иностранным и смешанным капиталами, а также три
оператора Соглашений о разделе продукции.
В 2006 году добыто 478 млн т нефти с газовым конденсатом, что на 9 млн т, или
2 %, больше, чем в 2005 году.
Добыча газа в 2006 году составила 553 млрд м3, что на 1 % больше, чем в 2005 году.
Эксплуатационный фонд нефтяных скважин составляет 152 612 ед., из них даю-
щие продукцию 22 657 ед., неработающий фонд скважин составляет 29 955 ед.
Газопереработка осуществляется на 26 газоперерабатывающих заводах, в том
числе на 6 заводах ОАО «Газпром», на 10 заводах компании «Сибур» и на 10 заводах,
принадлежащих 7 нефтегазовым компаниям.
По состоянию на 2006 год общая протяженность линейной части магистральных
трубопроводов составляет более 231 тыс. км, из которых:
магистральные газопроводы — 161,1 тыс. км;
магистральные нефтепроводы — 49 тыс. км;
магистральные продуктопроводы — 19,5 тыс. км;
аммиакопроводы — 1,4 тыс. км.
В 2006 году на опасных производственных объектах нефтегазодобычи, маги-
стрального трубопроводного транспорта и геологоразведки произошло 53 аварии и
32 смертельных несчастных случая, в 2005 году — 64 и 28 соответственно.
По аварийности отмечено снижение на 20 %, а по несчастным случаям увеличе-
ние на 13 %.
Основной проблемой обеспечения промышленной безопасности объектов не-
фтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта является примене-
ние устаревших подходов к управлению безопасностью на фоне недостаточных тем-
пов обновления оборудования с истекшим сроком эксплуатации и морального ста-
рения технологических процессов и оборудования.
136
В 2006 году на предприятиях нефтегазодобычи произошло 13 аварий, что на 6 ава-
рий меньше, чем за аналогичный период 2005 года. Значительно сократилось число
аварий с открытыми нефтегазовыми фонтанами с 6 до 3 и взрывами и пожарами с 5
до 2, увеличилось с 3 до 4 число падений буровых вышек, разрушений их частей.
Причинами аварий являются неэффективная организация и осуществление про-
изводственного контроля, использование неисправного оборудования и низкая эф-
фективность проведения надзора за соблюдением требований промышленной без-
опасности со стороны территориальных управлений Ростехнадзора.
Наиболее характерные аварии на объектах нефтедобычи в 2006 году:
02.03.06 г. произошло падение агрегата для ремонта скважин А-50 на скважине
№ 1716 куста 173 Аганского месторождения в ОАО «Белорусское Управление по по-
вышению нефтеотдачи пластов и капитального ремонта скважин» ОАО «Славнефть-
Мегионнефтегаз».
При подъеме аварийного инструмента из скважины после прихвата насосно-
компрессорных труб произошел завал агрегата для ремонта скважин А-50 на левую
сторону, в результате чего перебит подводящий электрический кабель эксплуатаци-
онного центробежного насоса фонтанной арматуры соседней скважины кабиной
машиниста агрегата. Кабина агрегата А-50 деформирована, левый домкрат нивели-
рования агрегата А-50 сломан. Пострадавших нет.
Причинами аварии явились нарушения инструкции по эксплуатации подъемно-
го агрегата, неисправность системы ограничения грузоподъемности и индикатора
указания веса, недостаточный контроль за производством работ по ремонту сква-
жины со стороны руководства цеха капитального ремонта скважин.
Экономический ущерб от аварии для Аганского нефтегазодобывающего управ-
ления составил 137 291,71 тыс. руб.
02.04.06 г. возник открытый газовый фонтан на скважине № 5300 куста № 108
Каменного месторождения в ОАО «ТНК-Нягань».
При глушении скважины перед текущим ремонтом произошла разгерметизация
затрубной задвижки фонтанной арматуры (трещина по корпусу), в результате чего
произошло фонтанирование газонефтяной смеси.
Причинами аварии явились нарушения технологии ведения работ и эксплуата-
ции фонтанной арматуры, недостаточный контроль за производством работ по ре-
монту скважины со стороны руководства цеха капитального ремонта скважин.
Экономический ущерб от аварии составил 225 397,48 тыс. руб.
Всего на предприятиях нефтегазодобычи и геологоразведки за 12 месяцев 2006 года
произошло 25 случаев смертельного травмирования людей, что на 1 человека боль-
ше, чем в 2005 году.
14.04.06 г. на нефтегазодобывающем пункте № 4 (НГДП-4) на газовой установ-
ке № 1 (ГЗУ-1) в 8 км северо-западнее станицы Петровской Краснодарского края
Сладковско-Морозовского месторождения ОАО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз»
произошел групповой несчастный случай со смертельным исходом.
Произошло воспламенение газовоздушной смеси в помещении пристройки к
зданию операторной с последующим возгоранием газовоздушной смеси на терри-
тории ГЗУ. Получили ожоги три человека.
Основные причины, вызвавшие несчастный случай:
загазование территории ГЗУ между зданием операторной и нефтесборными емко-
стями парами нефтеэмульсии через дыхательные клапана нефтесборных емкостей;
137
отсутствие контроля за безопасной эксплуатацией газового хозяйства ГЗУ-1;
низкая трудовая и производственная дисциплина;
отсутствие у обслуживающего персонала ГЗУ-1 спецодежды, изготовленной из
термостойких и антистатических материалов.
08.07.06 г. на ЦППН-4 (цех подготовки перекачки нефти) УПНиГ (Управление
подготовки нефти и газа) Нефтеюганского района ООО «Нефтэк-Кор» ООО «РН-
Юганскнефтегаз» произошел несчастный случай со смертельным исходом.
Бригадой ремонтников производились работы по зачистке внутренней поверхно-
сти отстойника, установки буферной сепарации объемом 200 м3 от шлама. Для по-
следующего этапа работ по зачистке аппаратов готовился горизонтальный отстой-
ник. Со стороны открытого люка горизонтального отстойника произошло воспла-
менение газовоздушной смеси, в результате которого оказавшийся рядом слесарь
получил смертельную травму.
Основные причины, вызвавшие несчастный случай, являются:
применение открытого огня (зажигалки) пострадавшим, неудовлетворительные
организация и осуществление производственного контроля за состоянием промыш-
ленной безопасности и охраны труда в ООО «Нефтэк-Кор»;
упущения в части соблюдения требований действующих норм и правил обучения
персонала безопасным методам и приемам труда со стороны руководителей и спе-
циалистов ООО «Нефтэк-Кор», выразившиеся в отсутствии в журнале регистрации
инструктажей на рабочем месте записей о тематике и объеме инструктажа работни-
ков и нарушения действующих правил обеспечения персонала ООО «Нефтэк-Кор»
средствами индивидуальной защиты;
отсутствие надлежащего контроля за производственной деятельностью подчи-
ненных со стороны ответственного за производство работ по наряду-допуску;
нарушение производственной дисциплины пострадавшим, выразившееся в на-
хождении у аппарата, неподготовленного для производства работ.
Основные причины аварийности и травматизма на объектах нефтегазодобычи
связаны с низким уровнем производственной дисциплины, профессиональной под-
готовки персонала, а также с неэффективным производственным контролем за со-
блюдением требований промышленной безопасности.
Большинство аварий и случаев смертельного травматизма можно предотвратить
при постоянном мониторинге реального состояния опасных производственных объ-
ектов, своевременном проведении мероприятий по их техническому обслуживанию,
ремонту и реконструкции, а также по соблюдению безопасных режимов работы.
Уровень травматизма и аварийности на объектах нефтяной и газовой промыш-
ленности определяется высокой степенью износа основного оборудования, трубо-
проводов и конструкций, низкими темпами внедрения современных технологий,
недостаточным оснащением надежными системами автоматики и телемеханики,
средствами самозащиты и самоконтроля пострадавших.
На объектах магистрального трубопроводного транспорта в 2006 году произо-
шло 40 аварий, что на 5 случаев, или на 12 %, меньше, чем в прошлом году. Из них
21 случай произошел на газопроводах, 18 — на нефтепроводах и 1 случай — на не-
фтепродуктопроводе.
Основными причинами аварий являются:
на газопроводах:
внешнее механическое воздействие при выполнении работ — 2 аварии;
138
ошибочные действия персонала — 3 аварии;
разрушения по причине коррозии — 8 аварий;
брак проводимых строительно-монтажных работ — 2 аварии;
заводской брак применяемых труб — 4 аварии;
на нефтепроводах:
несанкционированные врезки — 12 аварий;
брак строительно-монтажных работ;
на нефтепродуктопроводах:
несанкционированная врезка — 1 авария.
На предприятиях магистрального трубопроводного транспорта за 2006 год прои-
зошли 7 случаев смертельного травматизма (4 случая на газопроводах и 3 на нефте-
проводах), что на 3 случая больше, чем в прошлом году.
Основными причинами смертельного травмирования людей на объектах маги-
стрального трубопроводного транспорта являются грубые нарушения требований
промышленной безопасности руководством и персоналом эксплуатирующих орга-
низаций в процессе эксплуатации, технического обслуживания и ремонта объектов
магистрального трубопроводного транспорта.
Реальную угрозу целостности трубопроводной системы представляют собой на-
рушения требований нормативных документов о зонах минимальных расстояний до
трубопроводов, запрещающих застройку зоны прохождения трубопроводов в пре-
делах минимальных расстояний, а также определяющих порядок проведения работ
в данных зонах.
Имеют место случаи проведения различных работ в непосредственной близости
от трубопроводов без согласования с эксплуатирующими организациями, что явля-
ется причиной аварий. Несмотря на протесты организаций местные власти каких-
либо действенных мер к нарушителям не предпринимают.
Одной из основных угроз безопасного функционирования магистральных тру-
бопроводов являются несанкционированные (криминальные) врезки.
Опасность таких действий не только в хищении транспортируемой продукции,
но и в последствиях для окружающей природной среды в случае аварии. Проблема
несанкционированных врезок возникла в начале 90-х годов. Наиболее неблагопо-
лучная ситуация складывается в Южном федеральном округе, Приволжском феде-
ральном округе и Московской области.
Значительная доля аварий по причине несанкционированных врезок на предпри-
ятиях ОАО «АК «Транснефть» отчасти объясняется недостаточной организацией па-
трулирования охранных зон магистральных трубопроводов, а также тем, что техни-
ческие меры обнаружения врезок, используемые в компании, не в полной мере со-
ответствуют современным требованиям. Так, например, разработанная и внедренная
на объектах ОАО «АК «Транснефтепродукт» система обнаружения утечек (СОУ) по-
зволяет через 20-30 мин после проведения работ по врезке определить место выхо-
да продукта с точностью до 500 м на участке протяженностью 100 км. Своевременно
принятые меры позволили ОАО «АК «Транснефтепродукт» на 20-25 % снизить ко-
личество несанкционированных врезок.
139
Таблица 56
Динамика объемов добычи нефти, производственного травматизма со смертельным
исходом и аварийности за 1997-2006 годы
Вид
Добыча нефти,
Добыча газа, млрд
Аварийность (ко-
Травматизм
Год
млн т
м3
личество)
(количество)
1997
306
533,8
20
35
1998
303
553,7
13
25
1999
305
545,6
20
27
2000
323
523,2
17
35
2001
347
511,9
17
32
2002
380
521,9
21
25
2003
421
540,2
20
26
2004
458
545,1
20
29
2005
469
547,4
19
24
2006
478
552,9
13
25
Таблица 57
Аварии на предприятиях нефтегазодобычи в 2005 и 2006 годах
Виды аварий
Число аварий
2005 г.
2006 г.
+/-
Открытые фонтаны и выбросы
8
3
-5
Взрывы и пожары на объектах
5
2
-3
Падение буровых (эксплуатационных) вышек,
2
3
+1
разрушение их частей
Падение талевых систем в глубоком бурении
1
1
0
и подземном ремонте скважин
Прочие
3
4
+1
Всего:
19
13
-6
Таблица 58
Общее число смертельно травмированных по видам надзора
Виды надзора
Количество смертельно травмированных, чел.
2005 г.
2006 г.
+/-
Нефтедобыча
22
19
-3
Газодобыча
1
-1
Геологоразведка
1
6
+5
Итого:
24
25
+1
Таблица 59
Аварии на предприятиях магистрального трубопроводного транспорта в 2006 году
Трубопроводы
Число аварий в 2006 г.
Газопроводы
21
Нефтепроводы
18
Нефтепродуктопроводы
1
Всего:
40
140
Таблица 60
Анализ результатов расследований аварий за 2006 год
Причины
Газопроводы
Нефтепроводы
Продуктопроводы
Всего
1. Внешнее механическое воз-
действие
В том числе:
Врезка
12
1
13
Строительная техника
4
4
Терроризм
3
3
2.Коррозионное разрушение
8
1
9
3. Брак строительно-монтаж-
2
2
4
ных работ
4. Ошибочные действия пер-
3
3
сонала
5. Заводской брак изделия
4
4
Всего:
21
18
1
40
Таблица 61
Травматизм на объектах магистрального трубопроводного транспорта за 2006 год
Трубопроводы
Число смертельно травмированных, чел.
Газопроводы
4
Нефтепроводы
3
Нефтепродуктопроводы
Всего
7
Анализ итогов работы за отчетный период показывает, что основные угрозы це-
лостности опасным производственным объектам магистрального трубопроводного
транспорта являются следствием следующих факторов:
1. Интенсивное развитие стресс-коррозионных процессов на магистральных га-
зопроводах большого диаметра.
Недостаточная защищенность газопроводов от коррозии в основном связана с
потерей качества пленочного изоляционного покрытия на газопроводах, построен-
ных 15 и более лет назад. Если в период с 1991 по 1996 год доля аварий по причине
коррозионного растрескивания в общем балансе аварийности по ОАО «Газпром» со-
ставляла около четверти, с 1998 по 2003 год аварии по этой причине составили треть
от общего количества, то в 2006 году они составили уже более 50 %.
2. Значительный рост случаев несанкционированного подключения в нефте- и
нефтепродуктопроводы в целях хищения транспортируемого продукта. Увеличение
врезок отмечается в Республике Дагестан, Чеченской Республике, на территории
Самарской, Нижегородской, Саратовской областей, а также Ставропольского и
Краснодарского краев.
3. Аварийность по причине брака, допущенного при ведении строительно-мон-
тажных работ, обусловлена отсутствием эффективной системы технического надзо-
ра за соблюдением проектных решений в период интенсивного строительства объ-
ектов магистрального трубопроводного транспорта в 70-80-х годах прошлого века
и недостаточной оснащенностью строительных организаций специальным обору-
дованием.
141
Основной причиной смертельного травмирования людей на объектах магистраль-
ного трубопроводного транспорта являются грубые нарушения требований промыш-
ленной безопасности руководством и персоналом компаний в процессе эксплуата-
ции, технического обслуживания и ремонта трубопроводов и оборудования.
Для обеспечения промышленной безопасности объектов магистрального тру-
бопроводного транспорта ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК
«Транснефтепродукт» разработаны, согласованы с Ростехнадзором и реализуются
комплексные программы диагностики, технического перевооружения, реконструк-
ции и капитального ремонта объектов. В качестве основных задач программ компа-
нии определили следующие:
приведение технического состояния объектов магистрального трубопроводного
транспорта в полное соответствие с требованиями нормативных документов;
обеспечение снижения аварийности и отказов трубопроводов и оборудования,
повышение экологической безопасности;
поддержание проектных пропускных возможностей магистральных трубопрово-
дов за счет выполнения комплексов ремонтно-восстановительных работ.
В настоящее время в системе магистрального трубопроводного транспорта экс-
плуатируется 7290 поднадзорных Ростехнадзору объектов.
Наиболее характерными нарушениями требований промышленной безопасно-
сти являются:
нарушение охранных зон и зон минимально допустимых расстояний до объек-
тов магистрального трубопроводного транспорта;
размывы и оголения участков трубопроводов небольшой протяженности павод-
ковыми водами;
наличие участков магистральных трубопроводов с непроектной глубиной зале-
гания трубы;
допуск к самостоятельной работе персонала без достаточной профессиональной
подготовки;
недостаточная защищенность объектов от возможных механических повреждений.
Основными труднорешаемыми проблемами, влияющими на промышленную без-
опасность объектов магистрального трубопроводного транспорта, являются:
недостаточный объем капитального ремонта трубопроводов;
недостаточный уровень использования телемеханики и автоматизации объектов
магистрального трубопроводного транспорта;
прием на баланс ОАО «Газпром» газораспределительных станций, не входящих
в единую систему газоснабжения;
отсутствие комплекса мероприятий по соблюдению охранных зон и зон мини-
мально допустимых расстояний от магистральных трубопроводов до зданий и со-
оружений и устранению выявленных нарушений;
недостаточность принимаемых мер защиты со стороны предприятий, эксплуа-
тирующих магистральные нефтепроводы, от попыток хищения нефти.
В качестве направлений по повышению промышленной безопасности трубопро-
водного транспорта природного газа, нефти и нефтепродуктов предлагается реали-
зовать следующие мероприятия:
ускорить разработку и принятие технического регламента «О безопасности ма-
гистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распре-
делительных трубопроводов»;
142
разработать и принять правила по строительству и эксплуатации морских тру-
бопроводов;
разработать критерии по определению условий дальнейшей эксплуатации объ-
ектов, проработавших более 30 лет.
Таблица 62
Оценка показателей надзорной (контрольной) деятельности, лицензирования
и разрешительной деятельности на объектах нефтегазодобычи и магистрального
трубопроводного транспорта в 2005 и 2006 годах
Наименование показателя
2005 г.
2006 г.
п/п
1
Число организаций (юридических лиц), осуществляющих дея-
3288
3578
тельность в области промышленной безопасности, всего
В том числе по:
1.1
эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО)
1334
1466
1.2
проектированию ОПО
302
257
1.3
строительству ОПО, из них по:
1444
1443
1.3.1
расширению, реконструкции, техническому перевооружению
1130
871
ОПО
1.3.2
консервации ОПО
185
217
1.3.3
ликвидации ОПО
183
232
1.4
проведению экспертизы промышленной безопасности
293
295
1.5
подготовке и переподготовке работников ОПО в необразователь-
226
214
ных учреждениях
2
Общее число работающих в поднадзорных организациях, чел.
3
Число аварий на ОПО
4
Число инцидентов на ОПО
5
Количество пострадавших в несчастных случаях на производ-
стве, чел.
5.1
В том числе со смертельным исходом
6
Количество инспекторов (фактическое), чел.
237
219
7
Число проведенных обследований
8993
6095
8
Число выявленных нарушений требований промышленной без-
73 657
53 054
опасности и охраны недр
8.1
В том числе лицензионных требований и условий
1364
495
9
Число приостановок производств, объектов, работ
532
854
10
Количество привлеченных к ответственности нарушителей тре-
2177
6886
бований правил и норм по инициативе Госгортехнадзора России,
всего
10.1
В том числе подвергнуто штрафным санкциям
1671
5704
10.2
переданы материалы в органы прокуратуры
64
195
11
Общая сумма штрафов, тыс. руб.
3413,10
4165
12
Количество работников организаций, проходивших аттестацию
30 267
22 633
в территориальных аттестационных комиссиях, чел.
12.1
В том числе не аттестованы
1143
740
13
Количество работников организаций, знания которых провере-
16 921
10 965
ны (выборочно) инспекторами в ходе обследований, чел.
13.1
из них оказались неподготовленными
865
419
143
Наименование показателя
2005 г.
2006 г.
п/п
14
Число проведенных заседаний коллегии территориального ор-
69
60
гана
15
Количество руководителей, заслушанных на коллегии террито-
236
71
риального органа
15.1
В том числе по материалам расследования аварий и несчастных
76
20
случаев
16
Число проведенных территориальным органом проверок от-
18
22
делов
17
Проверена работа государственных инспекторов (главных госу-
102
82
дарственных инспекторов)
18
Количество утрат взрывчатых материалов промышленного на-
значения
За 2006 год в центральный аппарат поступило 793 комплекта технической доку-
ментации для подготовки проектов решений Ростехнадзора на выдачу разрешений
на применение технических устройств.
После рассмотрения указанной технической документации на основании несоот-
ветствия представленных материалов нормативным правовым актам Ростехнадзора
было принято решение отказать в оформлении разрешений на применение техни-
ческих устройств по 154 запросам.
Подготовлено и оформлено к выдаче 639 проектов разрешений на применение
технических устройств.
Центральным аппаратом Ростехнадзора на основании Федерального закона от
21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» было рассмотрено за 2006 год 205 деклараций промышленной безопас-
ности в комплекте с соответствующими заключениями экспертизы промышленной
безопасности указанных деклараций. Было принято 174 решения о регистрации де-
клараций промышленной безопасности и утверждении экспертизы промышленной
безопасности к указанным декларациям. По 31 декларации промышленной безопас-
ности было отказано в утверждении экспертизы промышленной безопасности.
На основании Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных
видов деятельности» рассмотрены и подготовлены 116 проектов лицензий на осу-
ществление заявителем конкретного вида деятельности. Принято 18 решений о пре-
доставлении лицензий на осуществление эксплуатации взрывоопасных производ-
ственных объектов, 98 лицензий на проведение экспертизы промышленной безо-
пасности, отказано в выдаче лицензии 5 соискателям лицензий.
В 2006 году рассмотрено, зарегистрировано и утверждено 314 заключений экс-
пертизы промышленной безопасности на проектную документацию и 67 заключе-
ний экспертизы промышленной безопасности иной документации.
2.2.10. Объекты нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
В 2006 году число организаций, эксплуатирующих опасные производственные
объекты (ОПО) нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности,
объекты нефтепродуктообеспечения, составило 3599, в том числе 218 организаций,
эксплуатирующих нефтеперерабатывающие производства (775 ОПО), 164 — нефте-
химические (675 ОПО), 3318 организаций нефтепродуктообеспечения, эксплуати-
144
рующих 964 нефтебазы (1486 ОПО), 675 мазутохранилищ (696 ОПО), 1810 складов
ГСМ (2635 ОПО).
В течение года территориальными органами было проведено 6025 обследований,
в ходе которых выявлено 60 679 нарушений требований промышленной безопасно-
сти, предписанных к устранению. За нарушения нормативных правовых актов в об-
ласти промышленной безопасности привлечено к административной ответствен-
ности 5733 юридических и физических лица, в том числе подвергнуты штрафным
санкциям на сумму в 13 327 тыс. руб., на 136 юридических и должностных лиц пе-
реданы материалы в следственные органы.
Показатель привлечения к административной ответственности увеличился в
1,6 раза по сравнению с 2005 годом (4039). Вместе с тем следует отметить значитель-
ное снижение (в 5,5 раза) числа приостановок эксплуатации опасных производствен-
ных объектов и проведения опасных видов работ по сравнению с прошлым периодом
2005 года (559). Данное обстоятельство объясняется сложной судебной процедурой
административного приостановления опасных работ, объектов и деятельности в со-
ответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выявленные нарушения норм и правил промышленной безопасности при прове-
дении надзорной и контрольной деятельности на предприятиях нефтехимической и
нефтеперерабатывающей промышленности составляют в области технической без-
опасности объектов — 29,7 %; состояния технической документации — 21,39 %; тех-
нического состояния и технического обслуживания оборудования — 18,89 %; орга-
низации производственного контроля — 14,68 %.
В 2006 году на опасных производственных объектах нефтехимической и нефте-
перерабатывающей промышленности произошла 21 авария против 18 в 2005 году,
количество аварий в 2006 году увеличилось на 16 %. Материальный ущерб от ава-
рий составил 164 354,353 тыс. руб.
В 2006 году отмечено существенное увеличение (в 2,5 раза) количества аварий на
нефтеперерабатывающих предприятиях, доля которых составила 48 % (10 аварий)
общего количества происшествий против 22 % в 2005 году (4 аварии). Аварийность
на объектах нефтепродуктообеспечения снизилась с 9 до 7, доля аварий на указан-
ных объектах в 2006 году составила 33 %. На объектах нефтехимической промыш-
ленности в 2006 году произошло 4 аварии (19 %) против 5 в 2005 году (28 %).
Вместе с тем в 2006 году отмечено уменьшение числа аварий, приведших к травми-
рованию персонала. За 12 месяцев 2006 года в результате 9 аварий пострадало 19 че-
ловек, в то время как в 2005 году в результате 11 аварий пострадало 27 человек.
Следует отметить существенное снижение в 2006 году травматизма в отрасли.
Общее количество несчастных случаев уменьшилось более чем в 2 раза (с 52 до 24),
количество смертельных несчастных случаев — в 2,8 раза (с 31 до 11).
Более чем в 3 раза снизилось количество групповых несчастных случаев (5 про-
тив 16 за тот же период 2005 года). Число пострадавших в результате групповых не-
счастных случаев также уменьшилось с 43 в 2005 году до 16 в 2006 году.
Наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом (7) зареги-
стрировано на нефтеперерабатывающих предприятиях. На объектах нефтепродукто-
обеспечения произошло 4 смертельных несчастных случая, в нефтехимической про-
мышленности случаев смертельного травматизма не зарегистрировано (табл. 63).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..