ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 7

 

 

97
В ходе проведения организованных Волжским округом совещаний представи-
телей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над-
зору и ОАО «АНК «Башнефть», ООО «Оренбурггазпром» и ОАО «Сода» были при-
няты совместные решения, согласно которым данные организации обязались про-
вести в установленные сроки идентификацию своих объектов, в состав которых
входят объекты ПЯВ (объект «Бутан» в составе Грачевского нефтяного месторож-
дения, объекты «Магистраль» и «Сапфир» и объект «Кама-2»), как объектов приме-
нения Федерального закона «Об использовании атомной энергии» и предоставить в
Волжский округ заявления и комплекты обосновывающих безопасность докумен-
тов для получения лицензий Службы.
Отделом инспекций РБ в Республике Башкортостан и Оренбургским отделом ин-
спекций Волжского округа для ООО «Оренбурггазпром», ОАО «АНК «Башнефть» и
ОАО «Сода» выданы предписания с требованиями провести в установленные прото-
колами совместных совещаний сроки категорирование объектов ПЯВ как объектов
применения закона и представить в округ заявление и комплект обосновывающих
безопасность документов для получения соответствующих лицензий Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В установленные сроки ООО «Оренбурггазпром» и ОАО «АНК «Башнефть» тре-
бования предписаний не выполнили, что повлекло принятие Волжским округом от-
носительно данных организаций следующих санкций: составление протоколов об
административных правонарушениях и передачу материалов в арбитражные суды
г. Уфы и г. Оренбурга соответственно.
В отношении ООО «Оренбурггазпром» Арбитражный суд Оренбургской об-
ласти принял решение от 04.08.06 г., в котором установил, что объекты ПЯВ
«Магистраль» и «Сапфир» являются объектами применения Федерального закона
«Об использовании атомной энергии» и осуществляемая на них деятельность ООО
«Оренбурггазпром» подлежит лицензированию в рамках действия законодательства
в области использования атомной энергии. ООО «Оренбурггазпром» подало апел-
ляционную жалобу в Арбитражный суд апелляционной инстанции Оренбургской
области, который оставил решение Арбитражного суда первой инстанции без из-
менений (постановление от 11.10.06 г.). В настоящий момент Волжский округ пе-
редал материалы в прокуратуру и Федеральную налоговую службу для принятия
в отношении ООО «Оренбурггазпром» мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации. ООО «Оренбурггазпром» подало кассационную жалобу на
постановление Арбитражного суда апелляционной инстанции в Федеральный ар-
битражный суд кассационной инстанции Уральского округа.
Относительно ОАО «АНК «Башнефть» Арбитражный суд Республики
Башкортостан первой инстанции требование отдела инспекций РБ в Республике
Башкортостан о привлечении ОАО «АНК «Башнефть» к административной ответ-
ственности за работу без лицензий на объектах применения Федерального зако-
на «Об использовании атомной энергии» не удовлетворил. Волжский округ подал
апелляционную жалобу в Арбитражный суд апелляционной инстанции Республики
Башкортостан, который постановлением от 17.10.06 г. привлек ОАО «АНК «Башнефть»
к административной ответственности за работу без лицензий на объектах примене-
ния Федерального закона «Об использовании атомной энергии» (объект «Бутан»,
созданный с помощью подземных ядерных взрывов, и объекты добычи и первичной
подготовки нефти с повышенным содержанием природных радионуклидов). В на-
98
стоящий момент ВМТО передал материалы в прокуратуру и Федеральную налоговую
службу для принятия в отношении ОАО «АНК «Башнефть» мер, предусмотренных
законодательством Российской Федерации. ОАО «АНК «Башнефть» подало касса-
ционную жалобу на постановление Арбитражного суда апелляционной инстанции
в Федеральный арбитражный суд кассационной инстанции Уральского округа.
ОАО «Сода» подало исковое заявление в Арбитражный суд Республики
Башкортостан первой инстанции о признании недействительным предписания от
28.12.05 № 3.4-38/05-О, выданного Башкирским отделом инспекций ВМТО, с тре-
бованиями провести ОАО «Сода» категорирование объекта ПЯВ (объект «Кама-2»)
как объекта применения ФЗИАЭ и представить в ВМТО заявление и комплект обо-
сновывающих безопасность документов для получения соответствующей лицен-
зии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над-
зору. Арбитражный суд Республики Башкортостан первой инстанции в удовлетво-
рении заявленных требований ОАО «Сода» отказал. ОАО «Сода» подало жалобу на
постановление Арбитражного суда Республики Башкортостан первой инстанции в
Арбитражный суд апелляционной инстанции г. Челябинска.
Обеспечение безопасности РОО
Организация радиационной безопасности в организациях соответствует нормам
и требованиям нормативных документов.
Системы и элементы, обеспечивающие РБ (узлы перемещения и фиксации за-
крытых РнИ, физические барьеры и блокировки, системы сигнализации и опове-
щения о радиационной опасности, электро-, тепло-, водоснабжения и вентиляции,
пожарной безопасности), работоспособны.
Хотя состояние систем удовлетворительное, системы отдельных организаций
требуют реконструкции и модернизации.
Например, в ПНК «Радиохим» ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (Северо-
Европейский округ) до сих пор не спланированы мероприятия по восстановлению
ресурса и продлению срока эксплуатации зданий и технологических линий по про-
изводству изделий, в которых содержатся РВ. Как уже отмечалось ранее, в 2000 году
на этом предприятии произошла радиационная авария, вызванная разгерметизаци-
ей одной из емкостей в результате ее коррозии. На Ленинградский СК «Радон» было
передано 18 м3 загрязненного грунта. Службой направлено письмо в Министерство
промышленности и энергетики Российской Федерации с просьбой принять соот-
ветствующие меры по устранению последствий аварии, выводу из эксплуатации ем-
костей и рекультивации территории.
Большая часть неиспользуемых по назначению установок не обслуживается со-
гласно установленным регламентам. Ряд установленных систем (например, системы
охлаждения источников) не функционируют. В результате нарушается режим экс-
плуатации как самих установок, так и находящихся в них источников. Возникают
благоприятные условия для возникновения коррозии основных элементов конструк-
ции установок и источников. Назначенные сроки службы источников в таких уста-
новках превышены в несколько раз. В своем сочетании эти факторы могут приве-
сти к нарушению герметичности капсул источников.
Анализ выполнения требований РБ показывает, что возможности поднадзорных
организаций не одинаковы.
В большинстве организаций эксплуатация РИ, обращение с РВ и РАО осущест-
вляются в соответствии с требованиями нормативных документов в области ис-
99
пользования атомной энергии. Однако в ФГУП «Гидрографическое предприятие»
и ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» не наблюдается существенного улучшения ор-
ганизации РБ.
Значительная часть не устраняемых в установленные сроки нарушений во мно-
гом связана с недостатком у организаций финансовых средств на строительно-мон-
тажные работы, вывод из эксплуатации РИ, приобретение радиационной техники,
замену отработавших назначенный срок службы закрытых РнИ и сдачу на длитель-
ное хранение (захоронение, утилизацию) РАО, техническое обслуживание и осви-
детельствование технических средств и систем, обеспечивающих РБ.
Это характерно в первую очередь для бюджетных организаций федерального под-
чинения, бюджетных организаций субъектов Российской Федерации, а также для
некоторых акционерных обществ.
Радиационная обстановка на объектах спецкомбинатов «Радон» контролирует-
ся лабораториями радиационного контроля. Результаты радиационного контроля в
зоне строгого режима, санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения, радиационный
каротаж наблюдательных скважин на территориях ПХ РАО говорит о том, что пре-
вышения допустимых уровней радиационных факторов и случаев воздействия на
окружающую среду не зарегистрировано. Это позволяет сделать заключение о нор-
мальной радиационной обстановке в районах размещения ПХ РАО.
РВ в открытом виде в народном хозяйстве используются в основном в медицин-
ских учреждениях, а также при проведении научных исследований в различных об-
ластях народного хозяйства. Образовавшиеся количества и активности жидких РВ
незначительны, и методики их применения не создают потенциальной опасности,
сравнимой с применением РВ в закрытом виде.
Контроль за радиационной обстановкой в организациях осуществляют штат-
ные службы радиационного контроля или назначенные лица, а в отдельных случа-
ях — органы Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации на договорной основе.
Контроль осуществляется с помощью радиометрических и дозиметрических при-
боров прошедшими государственную метрологическую аттестацию.
Контролируемыми параметрами в большинстве организаций являются мощность
экспозиционной (эквивалентной) дозы гамма-излучения и плотность радиоактив-
ного загрязнения рабочих поверхностей. Организациями в обязательном порядке
для оперативного радиационного контроля установлены требования по контроль-
ным уровням на рабочих местах.
Так, в частности, для спецкомбинатов «Радон» основными радиационными фак-
торами при обращении с РАО на рабочих местах являются:
внешнее облучение от контейнеров-сборников РАО, упаковок РАО, спецавтотран-
спорта, оборудования и узлов установок переработки РАО, хранилищ РАО и РВ;
радиоактивное загрязнение оборудования и узлов установок, а также поверхно-
стей помещений, в которых они расположены, инструментов и лабораторного обо-
рудования;
загрязнение воздуха радиоактивными аэрозолями производственных помеще-
ний и, как следствие, опасность внутреннего облучения персонала;
радиоактивное загрязнение спецодежды и кожных покровов работающих.
Дозовые нагрузки на работников в 2006 году не превышали контрольных уров-
ней, а конкретные показатели значений дозовых нагрузок персонала радиационно
100
опасных профессий, непосредственно связанных с использованием закрытых РнИ,
РВ и РАО, содержатся в годовых отчетах организаций о состоянии РБ.
Показатели дозовых нагрузок персонала особо радиационно опасных профессий
за последние 3-5 лет (дефектоскописты, дозиметристы, персонал, обслуживающий
облучающие установки и аппараты, операторы каротажных станций, дезактиватор-
щики, рабочие захоронения, водители спецавтомобилей и др.) меняются незначи-
тельно и соответствуют следующим значениям:
по годовой эффективной дозе: для лиц из персонала категории А — от 2 до 18 мЗв
в год,
реальные значения дозовых нагрузок по видам деятельности приведены ниже:
дефектоскописты в разных регионах — от 1,2 до 9,14 мЗв в год;
персонал, обслуживающий облучающие установки, — 1,03 мЗв в год;
медицинские работники — от 1,6 до 2,11 мЗв в год;
промышленные работники — от 1,01 до 1,9 мЗв в год;
дезактиваторщики — от 1,3 до 4,0 мЗв в год;
работники пункта хранения — 0,19 мЗв в год;
рабочие захоронения — от 2,46 до 3,18 мЗв в год;
водители спецавтомобилей — от 0,05 до 3,0 мЗв в год;
рабочие, обслуживающие БГИ, РИП и т.п., — от 1,5 до 2,0 мЗв в год;
дозиметристы — от 2,8 до 5,8 мЗв в год;
работники каротажных станций — от 8,69 до 12,66 мЗв в год;
персонал, работающий с открытыми РВ по II-III классу:
по II классу (ОАО «Соликамский магниевый завод») — до 1,89 мЗв в год;
по III классу (промышленные организации и медицинские учреждения) — от
1,2 до 4,47 мЗв в год.
Превышения контрольных уровней облучения работников поднадзорных орга-
низаций в 2006 году не выявлено.
Результаты радиационного контроля параметров радиационной обстановки на
РОО находятся на уровне фоновых значений местности.
Превышения установленных допустимых уровней по всем параметрам радиаци-
онного контроля отсутствовали. Выбросы и сбросы радионуклидов не превысили
разрешенных значений.
Уровень квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию РОО и ве-
домственный контроль за РБ, определяется по выборочным проверкам персонала
в ходе инспекций и соответствует действующим требованиям.
Мероприятия, направленные на повышение уровня физической защиты РОО ор-
ганизаций, по-прежнему включали в себя меры организационного характера (раз-
работка и пересмотр документов) и инженерно-технического характера (совершен-
ствования средств охранной сигнализации, защитных барьеров, сил охраны и т. п.).
Состояние физической защиты в поднадзорных организациях обеспечивает сохран-
ность источников излучения и исключает доступ к ним посторонних лиц. Хранение
источников излучения осуществляется в специально отведенных и оборудованных
для этих целей помещениях, оснащенных системой охранной сигнализации, выве-
денной на пульт охраны. В рабочее время сохранность источников обеспечивается
производителями работ. Организации постоянно проводят анализ соответствия су-
ществующих систем физической защиты требованиям НП-034-01 и устранение не-
достатков и замечаний, вскрытых при проведении инспекций.
101
Степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их по-
следствий определяется наличием перечней возможных аварий при осуществлении
разрешенной деятельности и прогноза их последствий, состоянием, достаточности
и соответствия технических средств и аварийных запасов утвержденной номенкла-
туре, программой подготовки и методики проведения противоаварийных трениро-
вок, навыками, приобретенными персоналом при проведении вышеуказанных тре-
нировок.
Во всех организациях разработаны планы мероприятий по защите персонала,
имеются инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях, предусмотре-
ны аварийные запасы, перечень и необходимое количество которых определяются
по согласованию с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека. В этих документах определены аварийные
ситуации (фрагменты исходных событий) и действия персонала при этом.
Для организаций, осуществляющих деятельность в области использования атом-
ной энергии, наличие и достаточность средств ликвидации последствий аварий мож-
но оценить как «имеются в наличии».
Для предприятий народного хозяйства сценарии радиационных аварий не разра-
ботаны, имеются только фрагменты исходных событий возможных аварий. Сценарии
не разрабатываются из-за отсутствия единых научно-обоснованных методик по их
прогнозированию, оценки их развития и оценки их последствий. В настоящее вре-
мя имеются методики оценки возможного ущерба от последствий аварий, основан-
ные на консервативном подходе, а методики по привлечению необходимых сил и
средств для ликвидации последствий радиационных аварий отсутствуют.
Из-за отсутствия сценариев радиационных аварий поднадзорные организации не мо-
гут провести расчет необходимых сил и средств для ликвидации последствий. Никакими
нормативными документами не установлена номенклатура аварийных запасов.
Программы подготовки персонала включают и проведение противоаварийных
тренировок. Так, обучение в Учебно-научном центре «Геофизика» (г. Уфа) предусма-
тривает обязательные противоаварийные тренировки персонала, проходящего обу-
чение, на имеющихся тренажерах.
В разных регионах по-разному подходят к определению последствий аварий. В
основном рассматриваются аварии на наиболее опасных с точки зрения безопасно-
сти объектах. К таким относятся в первую очередь региональные спецкомбинаты
«Радон», объекты подземных ядерных взрывов в мирных целях и аналогичные им
объекты. Учитывая, что примерно 98 % организаций имеют III и IV категории по-
тенциальной опасности и по определению их воздействие ограничено территорией
или помещением, где проводятся работы с использованием радиационных источ-
ников, то и сценарии аварий и ликвидации их последствий ограничиваются этими
локальными территориями.
ВЫВОД:
1. Анализ радиационной обстановки показывает, что:
системы и элементы, важные для безопасности (перемещения и фиксации
РнИ, управления РИ, сигнализации и оповещения о радиационной аварии, бло-
кировок, физических барьеров, электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, венти-
ляции и др.), обеспечили безопасность персонала и населения;
дозовые нагрузки персонала не превысили контрольных уровней, что свиде-
тельствует о надежности существующей защиты от внешнего излучения;
102
на РОО имеется достаточное количество систем обеспечения РБ, которые не
в полной мере соответствуют требованиям существующих нормативных доку-
ментов и требуют замены или модернизации;
нормы и правила в области РБ организациями выполняются, допущенные на-
рушения не привели к переоблучению персонала и населения;
радиационные факторы, создаваемые технологическими процессами на рабо-
чих местах (выбросы, сбросы, загрязнения, наведенная активность), не оказыва-
ют воздействия на население и персонал выше допустимых значений;
уровень обеспечения РБ в поднадзорных организациях не ниже уровня
2005 года.
2. По результатам проведенных инспекций и проверок состояние радиационной
безопасности организаций народного хозяйства оценивается как удовлетворитель-
ное. Исключение составляют:
ФГУП РНЦ «Прикладная химия», где состояние РБ на ПНК «Радиохим»
Опытного завода оценивается как неудовлетворительное;
ФГУП «Гидрографическое предприятие» Минтранса России, где состояние
РБ оценивается как неудовлетворительное по техническому состоянию РИТЭГ,
условиям их эксплуатации и обеспечению физической защиты (обе организа-
ции — под надзором Северо-Европейского округа).
3. Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору обеспечили эффективный контроль и государствен-
ный надзор за состоянием радиационной безопасности на поднадзорных радиаци-
онно опасных объектах.
4. По-прежнему настоятельно требуют решения вопросы своевременной сда-
чи на утилизацию или захоронение накопленных в организациях РАО, утилиза-
ции РИТЭГ (выслуживших установленные сроки службы и аварийных) и утилиза-
ции РИТ на основе Рu-238 и защиты из обедненного урана, вывод из эксплуатации
мощных радиоизотопных установок и перегрузка действующих мощных радиоизо-
топных установок, доведение системы физической защиты РИ, РВ и РАО до требо-
ваний, предусмотренных НП-034-01.
2.2.6. Система государственного учета и контроля ядерных материалов
Перечень нормативных документов по учету и контролю ядерных материалов,
применяемых на объектах использования атомной энергии (ОИАЭ).
I. Федеральные законы Российской Федерации
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».
Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
II. Указы, распоряжения Президента Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от 21.01.97 № 26 «О федеральных орга-
нах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регу-
лирование безопасности при использовании атомной энергии».
103
III. Постановления Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.04 № 401 «О
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.96 № 1205 «О
Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов».
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.97 № 1511 «Об
утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии».
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.97 № 865 «Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использова-
ния атомной энергии».
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.97 № 240 «Об
утверждении Перечня должностей работников объектов использования атомной
энергии, которые должны получать разрешения Федерального надзора России по
ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области исполь-
зования энергии».
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.98 № 746
«Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контро-
ля ядерных материалов».
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.00 № 962 «Об
утверждении Положения о государственном учете и контроле ядерных материалов».
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.06 № 412 «О феде-
ральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управ-
ление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопас-
ности при использовании атомной энергии».
IV. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05).
V. Нормативные документы, утвержденные Федеральной службой по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору
Нормативный правовой акт «Положение о надзоре за системой государственно-
го учета и контроля ядерных материалов» (РД-08-01-2003).
Положение об организации государственного надзора за безопасностью при ис-
пользовании атомной энергии (РД-03-43-98).
Кроме того, на ОИАЭ действуют ведомственные и объектовые нормы и правила
учета и контроля ядерных материалов.
В системе государственного учета и контроля ядерных материалов наиболее эф-
фективными и объективными средствами по обеспечению сохранности и подтверж-
дению наличия ядерных материалов являются применение приборов неразрушаю-
щего контроля ядерных материалов и средств контроля доступа к ним.
В поднадзорных организациях для целей учета и контроля ядерных материа-
лов в основном используется весовое оборудование в сочетании с аналитически-
ми методами определения состава ядерных материалов. Работы по внедрению ме-
тодов непосредственного измерения массы урана и плутония с использованием
нейтронных счетчиков, а также методов определения изотопного состава и обога-
щения урана гамма-спектрометрическими методами находят все большее приме-
104
нение. Наиболее активно данная работа ведется в части разработки методик вы-
полнения измерений. В 2006 году были разработаны, сертифицированы и введены
в действие четыре методики выполнения измерений характеристик урана-235 и плу-
тония-239. Одновременно с этим на ряде предприятий (ФГУП СХК, УЭХК, РНЦ
«Курчатовский институт») самостоятельно проводятся опытные измерения в целях
определения применимости приборов неразрушающего контроля для подтверждаю-
щих измерений, разрабатываются и внедряются собственные методики выполнения
измерений, осуществляется изготовление стандартных образцов предприятий для
проведения измерений отдельных партий ядерных материалов со специфическим
изотопным составом. Концерном «Росэнергоатом» целевым порядком завершена
поставка приборов неразрушающего контроля и методик выполнения измерений на
все десять АЭС для проверки наличия ядерных материалов в свежих тепловыделя-
ющих сборках. В 2006 году проведены работы по использованию гамма-спектроме-
трического прибора для определения наличия ядерных материалов в отработавших
тепловыделяющих сборках. Вместе с тем работа по применению приборов нераз-
рушающего контроля требует значительных усилий по совершенствованию и оста-
ется приоритетной в 2007 году.
Применяемые на ОИАЭ средства контроля доступа подразделяются на устройства
индикации вмешательства (пломбировочные устройства) и системы наблюдения.
В целях учета и контроля ядерных материалов системы наблюдения в настоящее
время только находят свое применение (установлены на пяти ОИАЭ из пятидесяти
четырех). В 2006 году практически на всех ОИАЭ начали применяться устройства
индикации вмешательства (УИВ), что явилось в том числе и следствием целена-
правленной работы инспекторов Ростехнадзора. Вместе с тем еще не во всех под-
разделениях ОИАЭ применяются УИВ, имеет место применение пломб (свинцо-
вых и трубчатых), не отвечающих требованиям нормативных документов по кри-
минальной стойкости. Помимо применения УИВ персоналом ОИАЭ в 2006 году
разработаны нормативные документы по применению пломбировочных устройств
инспекторами Ростехнадзора для повышения эффективности надзорной деятель-
ности. Приобретена для этих целей первая партия пломбировочных устройств.
В 2006 году при проведении передач ядерных материалов в УЭХК из СХК
были выявлены аномалии по массе ядерных материалов в трех контейнерах.
Проведенными расследованиями было установлено, что указанные аномалии не
связаны с хищением, утратой или несанкционированным использованием ядер-
ных материалов.
Наиболее эффективной формой надзора за учетом и контролем ядерных матери-
алов является проведение инспекций. Сведения и результаты проведенных инспек-
ций системы государственного учета и контроля ядерных материалов приведены в
табл. 34. (Интенсивность инспекций — количество проведенных целевых инспек-
ций на один поднадзорный объект; эффективность инспекций — количество вы-
данных предписаний по устранению выявленных нарушений на одну целевую или
оперативную инспекцию.)
Таким образом, в 2006 году было проведено 94 целевых инспекций (почти одна
треть целевых инспекций проводилась с применением приборов неразрушающего
контроля ядерных материалов) и 188 оперативных инспекций. Выявлено 251 нару-
шение в учете и контроле ядерных материалов. Количество выявленных нарушений
по сравнению с 2005 годом снизилось на 16 %.
105
Таблица 34
Сведения и результаты проведенных инспекций системы государственного учета и
контроля ядерных материалов
МТО
Количес-
Количес-
Количес-
Количес-
Количес-
Интенсив-
Эффек-
ЯРБ
тво объек-
тво целе-
тво опе-
тво ин-
тво нару-
ность ин-
тивность
тов/ЗБМ
вых ин-
ративных
спекций с
шений НД
спекций
инспекций
спекций
инспекций
ПНК
и УДЛ
СЕМТО
14/32
12
10
2
16
0,86
0,73
ЦМТО
17/145
31
14
2
80
1,8
1,8
ВМТО
6/27
8
22
3
21
1,3
0,7
ДМТО
3/7
5
40
0
0
0
0
УМТО
5/16
6
69
8
51
1,2
0,7
СМТО
9/57
32
33
16
83
3,6
1,3
Итого
54/284
94
188
30
251
1,46
0,87
Основные причины выявленных нарушений:
недостаточное внимание администрации ОИАЭ к вопросам учета и контроля
ядерных материалов и низкая эффективность объектового контроля;
слабая методическая оснащенность систем измерений ядерных материалов и тех-
ническая оснащенность по применению средств контроля доступа;
недостаточное внимание уделяется «человеческому фактору» при работе с персо-
налом, осуществляющим учет и контроль ядерных материалов, — более 60 % выяв-
ленных нарушений связаны с незнанием или ненадлежащим исполнением им сво-
их обязанностей;
незавершенность создания системы государственного учета и контроля, особен-
но на ведомственном уровне, и автоматизированной федеральной информацион-
ной системы по учету и контролю ядерных материалов.
Выявленные нарушения в учете и контроле ядерных материалов распределяют-
ся по следующим направлениям:
аномалии в учете и контроле ядерных материалов — 1,1 %;
нарушения в организации зон баланса материалов, хранении ядерных материа-
лов, правильности передач и своевременности их постановки на учет — 42 %;
несоответствие организации подготовки и проведения физических инвентари-
заций ядерных материалов — 16 %;
нарушения в организации системы подтверждающих измерений ядерных мате-
риалов при их передачах и проведении физических инвентаризаций — 13 %;
нарушения в организации применения устройств индикации вмешательства и
обращения с ними — 11 %;
нарушения в организации подготовки и допуска персонала к учету и контролю
ядерных материалов — 6 %;
недостоверное или несвоевременное доведение до надзорных органов сведений о
зонах баланса материалов и уведомлений о передачах ядерных материалов — 4,4 %;
иные нарушения — 6,5 %.
Функционирование системы государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов в основном обеспечивает сохранность ядерных материалов и исключает их
хищение, утрату и несанкционированное использование. Вместе с тем большое ко-
личество выявленных нарушений свидетельствует о необходимости целенаправлен-
ной работы по приведению ее в соответствие с установленными требованиями.
106
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов
I. Федеральные законы Российской Федерации
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».
II. Постановления Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.97 № 1298 (в ре-
дакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.05 № 49) «Об
утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ра-
диоактивных веществ и радиоактивных отходов».
III. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации (НП-067-05).
IV. Нормативные документы
Положение о государственном учете и контроле РВ и РАО в Российской Федерации,
утвержденное Минатомом России 11.10.99 г., зарегистрировано Минюстом России
11.11.99 г., регистрационный № 1976.
Методические рекомендации по проведению первичной инвентаризации РВ и
РАО в системе государственного учета и контроля, утверждены приказом Минатома
России от 24.02.00 № 103.
Формы федерального государственного статистического наблюдения и реко-
мендации по их заполнению, утвержденные постановлением Госкомстата России
от 02.10.02 № 189.
Формы представления оперативной информации по учету и контролю радиоак-
тивных веществ и радиоактивных отходов в системе государственного учета и кон-
троля, утвержденные приказом Минатома России от 24.07.00 № 449.
В 2006 году произошли структурные изменения в регулировании системы уче-
та и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Данный вид дея-
тельности был возложен на структурные подразделения территориальных органов
Ростехнадзора, которые осуществляют и надзор за учетом и контролем ядерных ма-
териалов. В настоящее время под надзором состоит 2162 объекта, осуществляющие
обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, на которых
находятся 6397 радиационно опасных объектов. В 2006 году выявлено 611 наруше-
ний в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. При этом
с 01.05.06 г. введены в действие федеральные нормы и правила «Основные правила
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»
(НП-067-05). Данные Правила существенно ужесточают требования к учету и кон-
тролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и фактически поднимают
на один уровень требования к учету и контролю как ядерных материалов, так и ра-
диоактивных веществ и радиоактивных отходов. Необходимо отметить, что в насто-
ящее время большинство организаций, осуществляющих обращение с радиоактив-
ными веществами и радиоактивными отходами, не соответствуют в полном объеме
указанным Правилам. Принятие мер по приведению в соответствие систем учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в поднадзорных орга-
низациях требует самого серьезного отношения в 2007 году как со стороны работни-
107
ков центрального аппарата Ростехнадзора, так и территориальных органов по над-
зору за ядерной и радиационной безопасностью.
В 2006 году было зарегистрировано 12 случаев незаконного оборота радиоактив-
ных веществ — незаконного приобретения, попыток хищения, утрат, обнаружения
бесхозных источников, попыток незаконного провоза через таможенную границу
Российской Федерации.
2.2.7. Объекты ведения горных работ
2.2.7.1. Угольная промышленность
Государственный контроль в области промышленной безопасности угольной
отрасли в 2006 году осуществлялся на 177 шахтах, 199 разрезах, 61 обогатительной
и брикетной фабриках. Общая добыча угля за 2006 год по сравнению с 2005 годом
уменьшилась на 6,1 млн т и составила 294,1 млн т (подземным способом 111,1 млн т,
открытым —183,0 млн т).
Общее состояние промышленной безопасности на угольных предприятиях от-
расли в 2006 году по сравнению с 2005 годом улучшилось, что отражено в табл. 35.
Таблица 35
Общее состояние промышленной безопасности на угольных предприятиях отрасли
Наименование события
2005 г.
2006 г.
п/п
1
Произошло аварий
27
23
2
Аварии с групповыми несчастными случаями
7
7
3
Групповые несчастные случаи без аварий
6
7
4
Общее количество человек, смертельно травмированных
107
68
5
При авариях и несчастных случаях пострадало человек
43
74
6
Из них со смертельными травмами
45
18
Произошло снижение смертельного травматизма на 36,5 %, аварийности — на
14,6 %.
В 2006 году из 23 происшедших аварий 1 авария произошла на открытых горных
работах и 2 аварии —на поверхности угольных предприятий.
На открытых горных работах в 2006 году было смертельно травмировано 10 чело-
век, на поверхности шахт — 5 человек. В 2005 году как на открытых горных работах,
так и на поверхности произошло по 6 аварий. На открытых горных работах травми-
ровано 16 человек, на поверхности — 10 человек.
Общий суммарный ущерб от аварий в 2006 году составил 320 178 тыс. руб.
В 2006 году произошло снижение числа аварий, связанных со взрывами, вспышка-
ми, горением газа, угольной пыли, на транспорте, в электроустановках, но увеличи-
лось количество аварий от обрушения горной массы, крепи и пожаров (табл. 36).
При снижении числа смертельного травматизма в шахтах от обвалов и обруше-
ний горной массы, крепи, при эксплуатации машин и механизмов и падении по-
страдавших отмечается увеличение травматизма на транспорте и от поражения элек-
тротоком.
108
Таблица 36
Распределение аварий по видам
Вид аварии
2006 год
2005 год
+/-
п/п
1
Взрыв, вспышка, горение газа и пыли
4
8
-4
2
Пожар (эндогенный, экзогенный)
5
4
+1
3
Горный удар, внезапный выброс
2
2
4
Разрушение зданий, сооружений, тех. устройств
3
3
5
Транспорт
-
3
-3
6
Электроток
1
3
-2
7
Машины и механизмы
—/
8
Взрывные работы
—/
9
Затопления горных выработок, прорыв воды
2
2
-
10
Обрушения горной массы, крепи
6
2
+4
11
Другие виды аварий
Всего:
23/
27/
-4
На открытых горных работах при снижении травматизма на транспорте и при
эксплуатации машин и механизмов отмечено увеличение смертельного травматиз-
ма от обвалов и обрушений (табл. 37).
Таблица 37
Распределение травматизма по факторам опасности
Опасные факторы
Число
Число
На по-
На откры-
производственного
смертельно
смертельно
верхности
тых рабо-
травматизма
травмированных
травмированных
шахт
тах
(подземные)
при авариях и
2005 г./
2005 г./
2005 г./2006 г.
групповых
2006 г.
2006 г.
(подземные)
2005 г./2006 г.
Транспорт
15/18 (+3)
—/1 (+1)
2/1 (-1)
5/1 (-4)
Взрывы (вспышки)
—/—
33/3 (-30)
метана и угольной пыли
Обвалы и обрушения гор-
13/8 (-5)
2/8 (+6)
1/— (-1)
1/5 (+4)
ной массы, крепи
При эксплуатации
9/7 (-2)
1/— (-1)
3/— 2(-1)
4/— (-4)
машин и механизмов
Падения с высоты
4/2 (-2)
Поражения электриче-
—/1 (+1)
3/— (-3)
5/4 (-1)
ским током
Горные удары, внезапный
—/—
3/3
выброс
Разрушение зданий, тех-
—/—
—/2 (+2)
нических сооружений
ВР
Прочие
1/1
—/1 (+1)
2/— (-2)
Всего:
42/37 (-5)
39/16 (-23)
9/5 (-4)
17/10 (-7)
109
Следует отметить снижение смертельного травматизма на угольных предприятиях,
подконтрольных УТЭН по Кемеровской области (2005 год — 74, 2006 год — 47), при
этом на 1 случай увеличилась аварийность (2005 год — 16 аварий, 2006 год — 17).
Снизился смертельный травматизм на предприятиях, подконтрольных Межре-
гиональному территориальному управлению технологического и экологического
надзора в Южном федеральном округе (в 2005 году — 9, в 2006 году — 5), аналогич-
но по Печорскому межрегиональному УТЭН. В то же время допущен рост смертель-
ного травматизма на предприятиях, подконтрольных УТЭН по Республике Бурятия,
Челябинской области и Иркутскому межрегиональному УТЭН.
Основные травмирующие факторы: обвалы и обрушения горной массы, крепи;
вспышки, взрывы, горения газа, угольной пыли; эксплуатация машин и механиз-
мов, транспорт.
Причины, приводящие к травмированию: неправильная организация производ-
ства работ, нарушение исполнителями технологии ведения работ, требований про-
ектно-технической документации, низкий уровень знаний требований ПБ.
Причины аварий на шахтах, которые приводят к взрывам, вспышкам метана,
угольной пыли: нарушение режима проветривания, загазирование горных выра-
боток. При обрушениях угля, пород, крепи: нарушение паспортов ведения горных
работ, неудовлетворительное состояние технических устройств, неправильная ор-
ганизация производства работ и почти везде отмечается низкий уровень производ-
ственного контроля.
Таблица 38
Аварийность и травматизм в угольной промышленности в сопоставлении
с объемом производства продукции
Год
Объем добычи
Число
Количество смертельно
Удельный показатель смертель-
угля, млн т
аварий
травмированных, чел.
ного травматизма, чел./млн т
1996
255,0
78
134
0,52
1997
244,4
56
242
0,99
1998
232,4
54
139
0,60
1999
249,1
39
104
0,41
2000
254,2
34
115
0,45
2001
266,4
34
107
0,40
2002
234,2
27
83
0,35
2003
270,3
30
99
0,37
2004
284,5
33
148
0,52
2005
300,2
27
107
0,36
2006
294,1
23
68
0,23
Таблица 39
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом
по субъектам Российской Федерации
Наименование субъектов
Число аварий
Травмировано смертельно, чел.
Российской Федерации
2005 г.
2006 г.
+ / -
2005 г.
2006 г.
+/-
1. Амурская область
2. Республика Бурятия
1
1
0
1
+1
3. Иркутская область
1
+1
4. Камчатская область
110
Наименование субъектов
Число аварий
Травмировано смертельно, чел.
Российской Федерации
2005 г.
2006 г.
+ / -
2005 г.
2006 г.
+/-
5. Кемеровская область
16
17
+1
74
47
-27
6. Республика Коми
2
1
-1
9
5
-4
7. Красноярский край
1
1
0
2
1
-1
8 Ленинградская область
9. Магаданская область
10. Новосибирская область
11. Оренбургская область
12. Приморский край
1
-1
13. Ростовская область
2
2
0
9
5
-4
14. Самарская область
15. Свердловская область
16. Сахалинская область
1
-1
3
3
0
17. Республика Саха
1
-1
3
1
-2
(Якутия)
18. Тульская область
3
-3
19. Таймырский (Долгано-
Ненецкий) автономный
округ
20. Хабаровский край
2
-2
2
2
0
21. Челябинская область
1
+1
1
2
+1
22. Читинская область
23. Чукотский автономный
1
-1
округ
Всего:
27
23
-4
107
68
-39
Таблица 40
Распределение аварий и травм по территориальным органам Ростехнадзора
Территориальный орган, отдел
Аварии
Смертельные травмы
2005 год
2006 год
+/-
2005 год
2006 год
+/-
1. УТЭН по Кемеровской обл.:
16
17
+1
74
47
-27
Междуреченский ГТО
4
3
8
7
Беловский ГТО
1
3
Куйбышевский ГТО
5
1
36
9
Прокопьевский ГТО
3
8
11
12
Березовский ГТО
2
2
12
4
Киселевский ГТО
2
3
3
7
Ленинский ГТО
3
4
2. УТЭН по Р. Бурятия:
1
1
0
1
+1
Байкальский ГТО
1
1
1
3. УТЭН по Р. Хакасия:
1
1
0
1
-1
Отдел горного надзора
1
1
1
4. МТУ по Южному ФО:
2
2
0
9
5
-4
Шахтинский ГТО
1
2
Шолоховский ГТО
1
Гуковский ГТО
2
1
9
2
111
Территориальный орган, отдел
Аварии
Смертельные травмы
2005 год
2006 год
+/-
2005 год
2006 год
+/-
5. УТЭН по Сахалинской обл.:
1
-1
3
3
0
Углегорский ГТО
1
2
Южно-Сахалинский ГТО
1
3
6. УТЭН по Приморскому краю:
1
-1
0
Новошахтинский ГТО
1
7. УТЭН по Р. Саха (Якутия):
1
-1
3
1
-2
Южно-Якутский ГТО
1
3
1
8. УТЭН по Челябинской обл.:
1
+1
1
2
+1
Копейский ГТО
1
1
2
9. Печорское межрег. УТЭН:
2
1
-1
9
5
-4
Воркутинский ГТО
2
1
6
4
Интинский ГТО
3
1
10. УТЭН по Тульской области:
0
3
-3
Межрегиональный ГТО
3
11. МТУ по Дальневосточному ФО:
2
-2
2
2
0
Межрегиональный ГТО
2
2
2
12. Иркутское межрег. УТЭН:
1
+1
Черемховский ГТО
1
13. Енисейское МТУ:
1
1
0
Отдел горного надзора
1
Канско-Ачинский ГТО
1
14. УТЭН по Чукотскому автономно-
1
-1
му округу
Восточно-Чукотский ГТО
1
Всего:
27
23
-4
107
68
-39
Таблица 41
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности
территориальных органов в области промышленной безопасности опасных
производственных объектов угольной промышленности
Показатели надзорной и контрольной деятельности
2006 г.
2005 г.
Количество подконтрольных организаций
690
682
Количество подконтрольных объектов
858
842
Количество инспекторов (фактически), чел.
182
172
Количество проведенных обследований
18 824
20 618
Количество выявленных нарушений
116 053
146 494
Количество приостановок работ в опасных условиях по предписаниям
11 199
12 092
органов Ростехнадзора
Количество привлеченных к ответственности за нарушение правил без-
6359
7633
опасности
В том числе подвергнуто штрафным санкциям
4132
2594
Общая сумма штрафов, тыс. руб.
10 684,4
6519,9
Количество отчетов руководителей подконтрольных предприятий, за-
297
219
слушанных в территориальных органах
112
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
10.03.99
№ 263 «Об организации и осуществлении производственного контро-
ля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном произ-
водственном объекте» разработаны и согласованы с территориальными органами
Ростехнадзора положения о производственном контроле. Однако пока роль служб
производственного контроля в предотвращении инцидентов, аварий и несчастных
случаев явно недостаточна и зачастую формальна.
Для стабилизации и улучшения состояния промышленной безопасности в уголь-
ной промышленности необходимо:
1. Решить вопросы дегазации угольных пластов, направленной на стабилизацию
газовой обстановки, и обеспечения безопасных условий труда.
2. Вести работу по обновлению основных фондов шахт (стволов, вентиляторов
главного проветривания, стационарных машин и оборудования), оснащению шахт
новой аппаратурой аэрогазового контроля, трудногорючими и трудносгораемыми
конвейерными лентами.
3. Организовать структуры горно-геологического мониторинга последствий за-
крытия угледобывающих предприятий.
4. Проводить модернизацию материальной базы отраслевых институтов для даль-
нейших поисковых исследований.
5. Вести и внедрять разработки технологии по снижению эндогенной пожаро-
опасности выработанных пространств очистных забоев и активизировать работы по
проведению исследований накопления и горения метана в выработанных простран-
ствах, перемещение его в действующие выработки с угрозой взрыва.
6. Внедрять на шахтах комбайны пылеотсасывающих установок с взрывозащит-
ной системой орошения, отвечающей для снижения запыленности при ведении под-
готовительных и очистных работ.
7. Завершить в 2007 году работы по оснащению угольных шахт многофункцио-
нальной аппаратурой аэрогазового контроля нового технического уровня, прибора-
ми оперативного контроля пылевзрывобезопасности горных выработок, системами
наблюдения и оповещения об авариях, средствами поиска людей.
8. Ускорить разработку технологических схем вскрытия и подготовки выемочных
полей, обеспечивающих безопасный выход людей из шахты при аварии в течение
времени защитного действия самоспасателя, либо принятие мер по созданию дру-
гих более надежных средств самоспасения.
9. Возобновить работы по научному обеспечению безопасной добычи угля от-
крытым способом, работы в опасных зонах, способов по предупреждению и лик-
видации пожаров на больших площадях в зависимости от конкретных региональ-
ных условий.
10. Усилить контроль за строительством новых угольных разрезов, началом ве-
дения горных работ, за охраной окружающей среды, рекультивацией нарушенных
земель.
11. Улучшить подготовку и повышение уровня квалификации обслуживающего
персонала на открытых горных работах и при добыче угля открытым способом.
Лицензионная деятельность осуществлялась в соответствии с требованиями
Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». При про-
ведении обследований и проверок было выявлено 772 нарушения лицензионных
требований и условий. Приостановок действия лицензий не было.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..