ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 6

 

 

81
Таблица 26
Классификация радиационно опасных объектов,
находящихся под государственным надзором
Категория по-
Категории объектов
тенциальной
Радиационные источники
Пункты хранения
опасности
Открытые
Закрытые
РВ
РАО
I
5*
***
1**
II
1
4
1
4
15
6
3
III
9
384
64
438
518
429
1260
11
17
38
IV
30
100
467
452
2037
20
83
Общее количе-
39
484
467
522
438
2559
430
4
1280
27
106
41
ство, единиц
990
3949
1284
174
4939
1458
Всего
6397
* Облучающие установки в организациях, деятельность которых находится под надзором Центрального окру-
га: ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» Правительства Российской Федерации, г. Москва; «Научно-исследователь-
ский институт приборов» Росатома, г. Лыткарино Московской обл.; ГНЦ РФ Физико-энергетический институт им.
академика А.И. Лейпунского Росатома, г. Обнинск Калужской обл.; Обнинский филиал ГНЦ РФ ФГУП НИФХИ
им. Л.Я. Карпова Минэкономразвития России, г. Обнинск Калужской обл.; объект Арзамасского ЗАТО — электро-
механический завод «Авангард» Росатома, ЗАТО, г. Саров.
** Специализированный ПХ РА, деятельность которого находится под надзором Северо-Европейского округа
(ФГУП Ленинградский СК «Радон»).
*** Во ВНИИТФА Росатома, г. Москва (под надзором Центрального округа), находятся на временном хранении
95 радионуклидных источников тепла из РИТЭГ, выведенных из эксплуатации в Северо-Западном регионе России
и по трассе Северного морского пути.
Суммарный годовой расход организациями открытых РнИ составил почти
1,2·1015 Бк.
Радиационные источники (3949 ед.), содержащие закрытые РнИ с активностью
от 1·101 до 4·1017 Бк, включают:
мощные облучающие технологические гамма-установки типа РВ-1200, К-20000
(60000, 120000, 200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-γ-100 (20, 25М),
«Пинцет», «Панорама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4 и
другие с неподвижным и подвижным облучателем и с разным количеством исполь-
зуемых закрытых источников на основе радионуклида Со-60 с суммарной актив-
ностью до 3,0·1015 Бк;
различные модификации радиационно-терапевтических медицинских устано-
вок типа «Луч-1», «Агат-Р» (С, В, ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус-М (АМ)», Teratron Elite 80,
Multisours YDR, TERAGAM K-01 с разным количеством используемых закрытых ис-
точников на основе радионуклида Со-60 с суммарной активностью до 5,4·1014 Бк;
переносные гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид», РИД и «Стапель-5М» с ис-
точниками ГИИД-3 (4, 5, 6), томографы (дефектоскопы) типа CBS LBD на основе
Ir-192, Co-60, Cs-137 и Tl-170 с активностью источников до 2,0·1013 Бк;
более 10 видов РИП с источниками изотопов Рu-238-Be-9, Am-241-Be-9, Со-60,
Сs-137, Рu-238, Am-241 (от приборов технологического контроля, включающих сле-
82
дящие гамма-уровнемеры, плотномеры, расходомеры, толщиномеры, нейтрализато-
ры статического электричества, сигнализаторы обледенения, скважинные приборы,
и до дозиметрической аппаратуры с встроенными источниками). Активность изо-
топов в источниках указанных приборов составляет от 1·101 до 3,7·1011 Бк;
РИТЭГ, содержащие радионуклидный источник тепла (РИТ) с опасным радио-
нуклидом Sr-90. Радиоактивность РИТ в десятки и сотни тысяч раз превышает ак-
тивность «типовых» радиационных источников и достигает 4·1017 Бк.
РВ и РАО хранятся в специализированных (региональных) пунктах хранения
(ПХ), к которым относятся главным образом организации «Изотоп», СК «Радон»
и ПХ Чепецкого механического завода (31 ПХ), а также в неспециализированных
хранилищах (объектовых ПХ) временного или постоянного хранения (1425 храни-
лищ).
Следует отметить, что до настоящего времени окончательно не завершен про-
цесс категорирования действующих РОО по потенциальной опасности (требова-
ния п. 3.1.6 ОСПОРБ-99). С введением с 1 октября 2005 года методических указа-
ний МУ 2.6.1.2005-05 по установлению категории потенциальной опасности ради-
ационного объекта и проведением согласно поручению Правительства Российской
Федерации от 06.12.05 № СИ-П7-6117 инвентаризации ядерно и радиационно опас-
ных объектов можно ожидать завершения этого процесса в течение 2007-2008 годов.
Однако по мнению Ростехнадзора существенного изменения приведенных в табл. 26
показателей категорирования по потенциальной опасности ожидать не следует.
На территории Российской Федерации организациями, имеющими наиболее по-
тенциально опасные РОО, являются:
организации, эксплуатирующие мощные облучающие технологические установ-
ки. Основными типами таких установок являются: РВ-1200, К-20000 (60000, 120000,
200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-γ-100 (20, 25М), «Пинцет»,
«Панорама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4;
онкологические диспансеры Министерства здравоохранения и социального раз-
вития Российской Федерации, эксплуатирующие радиационно-терапевтические ме-
дицинские установки различной модификации, например типа «Агат» (Р, Р1, С, В,
ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус» (М, МУ), «Селектрон» и др.;
организации, применяющие в технологических процессах методы неразруша-
ющего контроля (гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид» — 25, 170/400, 192/120,
«Стапель-5М», РИД-21);
организации, проводящие полевые геофизические исследования с использова-
нием РнИ;
организации и их подразделения, в ведении которых имеются необслуживаемые
радиоизотопные устройства, в том числе РИТЭГ, имеющие в своем составе РИТ с
радионуклидом Sr-90. Активность каждого РИТ составляет от 13 тыс. Кu до 123 тыс.
Кu (в зависимости от типа РИТЭГ), а в РИТЭГ может находиться от 1 до 6 РИТ.
Кроме перечисленных радиационных объектов потенциально опасными явля-
ются:
многие объекты нефтедобывающих организаций (например, ОАО «Салават-не-
фтеоргсинтез», ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», ОАО «Роснефть-Ставрополь-
нефтегаз» и др.), на которых осуществляется хранение в открытом виде нефтепро-
мыслового оборудования с отложениями солей природных радионуклидов Ra-226,
Ra-228, U-238, Th-232, К-40;
83
технологические подземные емкости, образовавшиеся в результате подземных
ядерных взрывов, проведенных для интенсификации добычи нефти и газа (15 взры-
вов), а также для глубинного сейсмического зондирования (33 взрыва). Некоторые
из таких объектов находятся в эксплуатации, имеют лицензии Службы и входят в
состав действующих месторождений, другие законсервированы, на ряде объектов
имеется радиоактивное загрязнение промплощадки, при этом возможно радиоактив-
ное загрязнение добываемой продукции или водоносных горизонтов и поверхности.
Реально сдерживает процесс регулирования и обеспечения безопасности объектов
применения ядерно-взрывных технологий то, что в настоящее время у этих опасных
объектов нет владельца, статус самих объектов проведения ядерных взрывов не опре-
делен (не установлена их классификация с точки зрения Закона «Об использовании
атомной энергии», не распределена ответственность между государством, субъек-
тами федерации и эксплуатирующими организациями за поддержание объектов в
безопасном состоянии, не определены источники финансирования).
Центральный аппарат Ростехнадзора совместно с НТЦ ЯРБ в соответствии
с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от
17.12.05
№ 2237-р Планом мероприятий приступило к подготовке для внесения в
Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, опре-
деляющих статус объектов, на которых были проведены ядерные взрывы в мирных
целях, и регламентирующих вопросы обеспечения безопасности при использова-
нии и реабилитации этих объектов.
Инспекционная деятельность
Государственный надзор за состоянием РБ организаций, находящихся в 88 субъ-
ектах Российской Федерации, осуществляли почти 200 инспекторов из 7 отделов по
надзору за РБ, 43 отделов инспекций РБ, 11 отделов инспекций ядерной и РБ дру-
гих направлений надзора, на которых эти обязанности возложены руководством
МТО ЯРБ Ростехнадзора.
В 2006 году отделами по надзору за РБ МТО ЯРБ, отделами инспекций РБ, со-
трудниками отделов инспекций ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ) других
направлений надзора, на которых эти обязанности возложены руководством МТО
ЯРБ Ростехнадзора, проведено 2966 инспекций состояния РБ и физической защиты
в организациях, в том числе 39 комплексных, 2260 целевых и 667 оперативных.
Кроме надзора за состоянием РБ объектов ряд отделов инспекций осуществляют
и другие виды надзора, которые возложены на них руководством округов:
на отдел инспекций в Смоленской, Курской и Брянской областях (Центральный
МТО ЯРБ) возложен надзор за предприятиями, изготавливающими оборудование для
объектов использования атомной энергии и выполняющими строительные и ремонт-
ные работы на Курской АЭС: ЗАО «Энерготекс», ООО «Курскатомэнергомонтаж» и
ФГУП «Курсктурбоатомэнергоремонт»;
на отдел инспекций в Пермском крае (Волжский МТО ЯРБ) возложен надзор
за предприятиями, изготавливающими оборудование для объектов использования
атомной энергии;
задачи по организации строительного надзора за объектами использования атом-
ной энергии возлагаются на большинство отделов инспекций. Изменением № 1,
утвержденным приказом руководителя Ростехнадзора от 21.07.06 № 717, округам
дополнительно поручено осуществление строительного надзора за объектами ис-
84
пользования атомной энергии. Подобные задачи ранее не стояли и подготовлен-
ных кадров пока не имеется. Такое расширение деятельности отделов надзора и от-
делов инспекций потребует оптимизации структуры отделов, корректировки их за-
дач и организации соответствующей подготовки кадров.
Задачи, функции и компетенция отделов в настоящее время определены в поло-
жениях об отделах, утвержденных приказами руководителей округов. Перечни под-
надзорных организаций, закрепленных за отделами для надзора на 2006 год, утверж-
дены руководителями округов. Поднадзорные организации распределены между
сотрудниками отделов надзора и инспекций распоряжениями начальников соот-
ветствующих отделов.
В отчетном периоде отделы инспекций МТО ЯРБ осуществляли взаимодействие
с органами исполнительной власти, Федеральной службой по надзору в сфере за-
щиты прав потребителей и благополучия человека, таможенными органами, орга-
нами МЧС, природоохранной прокуратурой.
Взаимодействие осуществлялось в организации и проведении совместных ин-
спекций, комиссий по расследованию нерадиационных происшествий, организа-
ции контроля за ввозом-вывозом РВ и РАО на поднадзорную территорию и за ее
пределы; обмене информацией по вопросам, относящимся к компетенции каждой
из сторон, разработке и выполнению совместных планов, обмена и контроля за ис-
полнением мероприятий по вопросам РБ.
Инспекторский состав, осуществляющий надзор за РБ, имеет достаточно высо-
кую квалификацию, стаж работы составляет от 2 до 10 лет. Повышение профессио-
нального уровня инспекторского состава проводится в основном в форме самостоя-
тельной подготовки в системе технической учебы, а также проведением семинарских
занятий по изучению законодательных актов Российской Федерации, нормативных
документов по РБ, приказов и распоряжений.
Как правило, инспекции проводились в плановом порядке. Изменения в сроки
проведения инспекций вносились в связи с возникающей необходимостью прове-
дения проверок сведений, содержащихся в годовых отчетах организаций о состоя-
нии РБ, в заявлениях на выдачу лицензий, проверок вопросов физической защи-
ты, контроля выполнения выданных предписаний или по указанию руководства
Ростехнадзора. Например, Северо-Европейским МТО ЯРБ проведено 12 внеплано-
вых инспекций, Волжским МТО ЯРБ — 40, Донским МТО ЯРБ — 30, Сибирским
МТО ЯРБ — 37, Дальневосточным МТО ЯРБ — 17.
Основным видом проведения инспекций при осуществлении надзора были це-
левые инспекции (более 75 % общего числа), при которых проводилась провер-
ка вопросов обеспечения РБ, определенных в Типовой программе целевой ин-
спекции состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства
(РД-07-13-2001).
Всего в процессе надзорной деятельности выявлено 4773 нарушения в обеспече-
нии безопасности.
По выявленным нарушениям МТО ЯРБ составлялись предписания, содержа-
щие требования по их устранению с установлением сроков выполнения соответ-
ствующих работ, налагались штрафы, направлялись материалы в правоохранитель-
ные органы.
Обобщенные показатели инспекционной деятельности и принятые округами
меры приведены в табл. 27 и 28.
85
Таблица 27
Показатели инспекционной деятельности на объектах народного хозяйства
Округ
ЦМТО
СЕМТО
ВМТО
ДМТО
УМТО
СМТО
ДВМТО
Всего
Количество поднад-
585
259
331
250
246
322
169
2162
зорных организаций
Проведено инспек-
851
213
540
468
185
491
218
2966
ций, в том числе:
комплексных
1
4
1
33
39
целевых
607
195
360
438
148
365
147
2260
оперативных
243
18
176
30
37
125
38
667
Выявлено нарушений
2261
394
863
262
262
365
366
4773
Применено санкций
29
5
12
2
1
12
13
74
Показатель выявляе-
2,7
1,8
1,6
0,6
1,4
0,7
1,7
1,6
мости нарушений N*
* Выявляемость нарушений N — отношение количества выявленных нарушений к количеству проведенных ин-
спекций.
Таблица 28
Сравнительные показатели санкций и мер принуждения,
примененных при проведении инспекций на РОО
Примененные меры
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Аннулирование (изъятие) ли-
6
2
1
цензий
Приостановление действий ли-
16
44
6
7
цензий
Предписания на устранение на-
2420
1956
1915
1276
рушений
Запрещение применения обо-
рудования и технологий
Приостановление производства
61
53
49
12
работ
Предупреждений
7
1
1
2
Наложение штрафов на:
27
46
организации
17
14
должностных лиц
33
27
реализовано штрафов с:
организаций
395 000
445 000
должностных лиц
65 600
81 500
Направление материалов в пра-
5
10
26
11
воохранительные органы
(принято 5)
(принято 8)
(принято 21)
(принято 4)
Как следует из данных табл. 27, показатель выявляемости нарушений составил
1,6.
Необходимо отметить, что в 2000 году, когда этот показатель был введен при
анализе надзорной деятельности, он был более 2,0. В последующие годы благода-
ря работе, проводимой округами совместно с руководством поднадзорных органи-
заций, показатель выявляемости нарушений стабилизировался на уровне 1,4-1,6.
Уменьшить данный показатель не удается из-за текучести кадров и постоянной по-
вторяемости нарушений, связанных с человеческим фактором.
86
Представляется полезным и поучительным привести дополнительно анализ при-
чин нарушений требований безопасности, выполненный по результатам надзор-
ной деятельности Красноярского отдела инспекций радиационной безопасности
Сибирского округа.
Результаты приведены в табл. 29, на рис. 5 показаны диаграммы причины нару-
шений, обусловленных как человеческим (1), так и иными (2) факторами.
Таблица 29
Причины нарушений требований безопасности
Причины нарушений
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
ед.
%
ед.
%
ед.
%
ед.
%
1. Группа причин, обусловленная человеческим фактором
Незнание требований документов
0
0
37
21,8
8
10,7
4
9,3
Низкий уровень культуры работы с документами
12
12
50
29,4
8
10,7
4
9,3
Недостаточный контроль над персоналом
10
10
26
15,3
40
53,3
14
32,6
Неисполнительность ответственных лиц
55
55
39
22,9
15
20
20
46,5
Итого:
77
77
152
92,9
71
94,7
42
97,7
2. Группа причин, обусловленная иными факторами
Частая смена кадров
8
8
3
1,8
3
4
0
0
Неритмичная работа организации
2
2
3
1,8
0
0
0
0
Плохое финансовое состояние организации
12
12
6
3,5
1
1,3
0
0
Другие причины
1
1
6
3,5
0
0
1
2,3
Итого:
23
23
18
7,1
4
5,3
1
2,3
Всего:
100
100
170
100
75
100
43
100
Рис. 5. Количество нарушений:
1 — причины, обусловленные человеческим фактором; 2 — иные факторы
Из рис. 5 видно, что доля причин, обусловленных человеческим фактором, зна-
чительно превышает долю причин, обусловленных иными факторами (в 2006 году:
97,7 % — человеческий фактор, 2,3 % — иные факторы).
Улучшение финансового положения поднадзорных организаций с 2000 года ста-
ло приводить к снижению количества причин нарушений в группе, обусловленных
экономическим фактором, но в то же время произошел рост количества причин на-
87
рушений в группе, обусловленных человеческим фактором. И эта неблагоприятная
тенденция, к сожалению, сохраняется.
Анализ выявляемых нарушений по всем видам деятельности в поднадзорных
организациях показывает, что основными причинами остаются недоработки в де-
ятельности администрации отдельных поднадзорных организаций и должностных
лиц, ответственных за организацию и обеспечение РБ. Постоянно происходящие
структурные изменения во многих организациях (объединение, разъединение, из-
менение форм собственности, названия юридического лица, банкротства и т.д.),
сокращение или ликвидация при этом служб радиационной безопасности и замена
их одним лицом, ответственным за обеспечение РБ, частая смена руководства ор-
ганизаций не могут положительно сказываться на стабильной и ответственной ра-
боте в части обеспечения РБ.
В целях непрерывного выполнения поднадзорными организациями мероприя-
тий по обеспечению РБ отделы инспекций должны осуществлять предупредитель-
ный и профилактический контроль:
за выполнением должностными лицами поднадзорных организаций мероприя-
тий по обеспечению требований безопасности;
за соблюдением должностными лицами поднадзорных организаций сроков пред-
ставления информации по выполнению УДЛ и по устранению выявленных наруше-
ний, отмеченных в предписаниях.
Выявленные в ходе инспекционной деятельности нарушения по 16 видам лицен-
зируемой деятельности распределились следующим образом:
сооружение РИ
сооружение ПХ
6
эксплуатация РИ
3939
эксплуатация ПХ
91
вывод из эксплуатации РИ
7
вывод из эксплуатации ПХ
обращение с РВ
209
обращение с РАО
50
использование РВ при НИР и ОКР
375
транспортирование
44
проектирование
1
конструирование
изготовление
1
техническое обслуживание и ремонт
47
экспертиза безопасности
техническая безопасность
3
Из приведенных показателей видно, что наибольшее количество нарушений за-
фиксировано при эксплуатации РИ и ПХ, обращении с РВ и использовании РВ при
НИР и ОКР, так как организации, осуществляющие данную деятельность, состав-
ляют большинство поднадзорных организаций.
Из общего числа выявленных 4773 нарушений 88,5 % случаев — нарушения норм
и правил в области использования атомной энергии, а в 11,5 % случаев — наруше-
ния требований условий действия лицензий (табл. 30).
88
Таблица 30
Распределение нарушений по видам
Количество
Процент
Нарушения требований норм и правил по РБ,
4223
88,5
из них связанные с:
нарушениями при ведении технологических процессов
220
учетом и контролем РИ, РВ и РАО
611
подготовкой и допуском к работе персонала
640
обеспечением радиационного контроля
494
нарушением сроков выполнения предписаний
7
транспортированием РИ, РВ и РАО
134
физической защитой РИ, ПХ РВ и ПХ РАО
560
организацией противоаварийных мероприятий
359
состоянием организационно-распорядительной
789
документации
проведением расследований нарушений в работе объектов
6
прочими нарушениями
403
Нарушения условий действия лицензий,
550
11,5
из них связанные с:
нарушением отчетности в установленные сроки
52
выполнением мероприятий по введению в действие
71
документов
соблюдением непрерывности возмещения убытков
42
своевременностью информирования о нарушениях в
2
работе РОО
нарушением сроков выполнения предписаний
6
обеспечением физической защиты
8
прочими нарушениями
366
Основную долю нарушений составляют:
нарушения норм и правил, связанные с состоянием организационно-распоряди-
тельной документации, подготовкой и допуском к работе персонала, учетом и кон-
тролем РИ, РВ и РАО, состоянием физической защиты РИ, ПХ РВ и ПХ РАО;
нарушения условий действия лицензий, связанные с выполнением мероприятий
по введению в действие правовых и нормативных актов, в том числе лицензий, от-
четностью по ним в установленные сроки, соблюдением непрерывности возмеще-
ния убытков и вопросами обеспечения физической защиты.
Основными причинами выявленных недостатков остаются недоработки в дея-
тельности администрации отдельных поднадзорных организаций и должностных
лиц, ответственных за организацию и обеспечение РБ, о чем уже говорилось выше
при рассмотрении результатов надзорной деятельности на примере Красноярского
отдела инспекций Сибирского округа.
Сравнительный анализ качественного изменения нарушений по сравнению с
аналогичным периодом предыдущих 2-3 лет показывает перераспределение доли
основных видов нарушений. Это объясняется введением в действие новых норма-
тивных документов и временным отсутствием их в организациях, что вызывает за-
держку сроков устранения недостатков, указанных в предписаниях.
89
Ужесточение санкций за сверхнормативные сроки эксплуатации радиационной
техники привели к осознанию руководителями организаций, что работать на но-
вом оборудовании безопасно и выгодно. Это приводит к тому, что целый ряд под-
надзорных организаций приступил к техническому перевооружению и замене уста-
ревшей радиационной техники. Темпы такой работы зависят от финансовых усло-
вий ее обеспечения.
Как и в предшествующие периоды инспекционной деятельности, основной фор-
мой применения санкций к организациям-нарушителям по-прежнему осталась вы-
дача актов-предписаний (предписаний) на устранение нарушений в соответствии
с требованиями руководящих документов Службы РД-03-43-98 и РД-07-04-99.
Предписания вручались в установленные сроки руководителям и должностным ли-
цам поднадзорных организаций и были приняты для исполнения. Заявлений о не-
согласии с выданными актами-предписаниями (предписаниями) от поднадзорных
организаций не поступало.
Динамика уровня нарушений в работе 6397 объектов, имеющихся в 2162 эксплу-
атирующих организациях, находящихся под государственным надзором, приведе-
на в табл. 31.
Таблица 31
Динамика уровня нарушений в работе эксплуатирующих организаций,
находящихся под государственным надзором
Показатель/год
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Количество зафиксированных нарушений
38
30
40
50
37
По классам нарушений
А
1
согласно НП-014-2000
П-1
1
2
5
4
П-2
36
28
35
46
37
В 2006 году зарегистрировано 37 нарушений в работе радиационно опасных объ-
ектов, по своим характеристикам относящихся только к нерадиационным проис-
шествиям (класс П-2).
В 15 случаях обрывов каротажных снарядов при проведении геофизических ра-
бот исходными причинами стали сложный профиль исследуемых скважин, износ
их отдельных элементов, который не обнаруживается при подготовке к проведению
геофизических исследований, а также допускаемое персоналом несоблюдение тех-
нологии и инструкций по проведению геофизических исследований скважин.
В двух случаях причиной отказа радиационной техники явился отказ систе-
мы перемещения и фиксации радиационных источников (дефектоскопы типа
«Гаммарид»).
Исходными причинами других 20 нарушений явились:
отказ системы физической защиты (3 случая, связанные с хищением источников);
неудовлетворительный радиационный контроль при выдаче санитарно-эпидемио-
логических заключений об отсутствии радиоактивного загрязнения (СЭЗ) на партию
металлолома, поступающего на переработку главным образом в Дальневосточном
федеральном округе (10 случаев);
нарушение требований нормативных документов в части учета и контроля РВ и
РАО (5 случаев, связанных с обнаружениями бесхозных источников или ошибка-
ми в учете);
90
аварии транспортных средств (2 случая аварий вертолетов Ми-8Т).
По вопросам выдачи территориальными управлениями Федеральной служ-
бы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека СЭЗ
Ростехнадзор информировал начальника Управления надзора на транспорте и са-
нитарной охраны территорий еще в 2005 году. Но, как показал 2006 год, пока не
удалось изменить ситуацию. Например, в 2005 году, несмотря на наличие СЭЗ, при
входном контроле поступающих партий металлолома было зафиксировано 8 случа-
ев обнаружения радиоактивного загрязнения и локальных источников излучения.
Переплавка таких источников приводит к радиоактивному загрязнению террито-
рий металлургических комбинатов, объектов других структур, значительным мате-
риальным затратам для ликвидации таких последствий и вызывает отрицательную
реакцию общественности (например, ОАО «Амурметалл», г. Комсомольск-на-Амуре,
ОАО «ТАГМЕТ», г. Таганрог, ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат»,
г. Новокузнецк, гарнизон «Мигалово» МО РФ, г. Тверь, и др.).
Аварий, радиационных происшествий, а также групповых несчастных случаев в
поднадзорных организациях не зафиксировано.
Проведенный контроль за ходом расследования и последующий анализ округа-
ми представленных организациями материалов расследований нарушений показа-
ли следующее:
имели место ошибочные действия персонала и нарушение им требований орга-
низации проведения радиационно опасных работ;
вскрыты нарушения нормативных документов по безопасному ведению радиа-
ционно опасных работ;
мероприятия по устранению причин и по профилактике нарушений носили
формальный характер, отчетные документы не соответствуют установленным фор-
мам;
сведения о нарушениях не представляются в установленные адреса, допускается
превышение сроков расследования и передачи оперативной информации, а в вы-
водах комиссии не отражаются конкретные причины нарушений.
Лучше других работа по контролю за ходом расследования происшествий была
организована в организациях, надзор за которыми осуществляли Сибирский и
Дальневосточный МТО ЯРБ, в чем заслуга инспекторского состава этих округов,
которые осуществляют подобный контроль. В этих округах на хорошей методиче-
ской основе поставлена работа по систематизации и сбору информации о всех нару-
шениях на территории, порученной округу для осуществления надзорной деятель-
ности, что дает положительный результат. А вот Уральский МТО ЯРБ по-прежне-
му подменяет организации, в которых произошли нарушения в работе объектов, и
вынужден самостоятельно докладывать в центральный аппарат о нарушениях и их
устранении, что не соответствует требованиям норм и правил. Причина — некор-
ректно сформулированные требования в УДЛ, касающиеся порядка действий в слу-
чае выявления нарушений в работе объектов.
Целесообразно отметить ряд проведенных мероприятий, которые были ориен-
тированы на повышение качества надзорной деятельности:
центральным аппаратом Ростехнадзора совместно с Донским МТО ЯРБ при тех-
нической помощи негосударственного образовательного учреждения «Учебно-ме-
тодический центр экспертизы и сертификации» (г. Москва, Зеленоград) завершены
разработка и издание учебных пособий «Учет и контроль радиоактивных веществ и
91
отходов», «Обеспечение радиационной безопасности при обращении с радиоактив-
ными отходами в топливно-энергетическом комплексе России», а также разработ-
ка пособия «Обеспечение радиационной безопасности при осуществлении отдель-
ных видов деятельности и работ». Изданные учебные пособия направлены в округа
и отделы инспекций. С учетом 4 пособий, направленных в округа в 2005 году, общее
число учебных пособий в помощь инспекторскому составу по надзору за РБ достиг-
ло 6, что является достаточно весомым результатом. Для обеспечения возможности
разработки других учебных пособий по тематике надзора за РБ объектов планиру-
ются разработка и утверждение нового плана на 2007-2010 годы;
в июне 2006 года на базе Донского МТО ЯРБ (г. Ростов-на-Дону и г. Таганрог)
проведено очередное совещание работников центрального аппарата и заместите-
лей руководителей округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
«Опыт работы по вопросам регулирования радиационной безопасности радиаци-
онно опасных объектов». Рассмотрен опыт, проблемы и итоги организации и осу-
ществления государственного надзора за безопасностью в области использования
атомной энергии в 2004-2005 годах;
привлечение к проверкам структурных подразделений МТО ЯРБ и организа-
ций, лицензии которым выданы центральным аппаратом, представителей из дру-
гих МТО ЯРБ и их отделов, что позволяет в процессе таких проверок проводить од-
новременно и обмен опытом, и обмен практикой работы. В 2006 году проведено 5
таких проверок;
регулярное проведение МТО ЯРБ совещаний-семинаров начальников отделов и
инспекторского состава отделов инспекций по рассмотрению итогов надзорной де-
ятельности. Как правило, в работе таких совещаний принимают участие представи-
тели центрального аппарата (8-го Управления);
представители центрального аппарата приняли участие в проведенных 4 ком-
плексных проверках организации и осуществления контрольной, надзорной и
разрешительной деятельности МТО ЯРБ (Центрального, Северо-Европейского,
Дальневосточного и Волжского), их структурных подразделений и поднадзорных
организаций.
Обращение с РАО и РИ
Деятельность администраций территорий, субъектов Российской Федерации, ру-
ководства МТО ЯРБ и организаций в области обращения с РАО была направлена в
первую очередь на обеспечение своевременной сдачи закрытых РнИ с истекшими
установленными сроками их эксплуатации на захоронение.
Организации и администрации ряда субъектов Российской Федерации прини-
мают деятельное участие в решении вопросов по обращению с РАО:
завершены технические работы по ликвидации одной подземной емкости сква-
жины 2Т объекта «Вега» (Астраханская область, Донской округ);
продолжается выполнение мероприятий по реабилитации объекта применения
ядерно-взрывных технологий «Глобус-1» (Ивановская область, Центральный МТО
ЯРБ). Инженерно-технические мероприятия на загрязненной территории объекта
планируется осуществить в 2007 году (по мере финансирования);
завершаются работы по реабилитации территории ФГУ РНЦ «Курчатовский
институт», занятой под временные хранилища РАО (г. Москва, Центральный МТО
ЯРБ). Из 11 хранилищ, расположенных на территории временного хранения РАО,
изъято более 5000 м3 ТРО суммарной активностью 4,0 Е+14 Бк. Активность ТРО в
92
основном характеризуется радионуклидами Cs-137 и Sr-90, относящимися к низко-
и среднеактивным отходам с фрагментами высокоактивных. По состоянию на ко-
нец года было отправлено в ГУП МосНПО «Радон» порядка 4300 м3 загрязненного
грунта и находится в готовности к отправке еще около 560 м3 РАО.
В реабилитационных работах постоянно использовалась опытно-промышленная
установка по дезактивации грунта, на которой отмыто порядка 6000 м3 грунта. Кроме
того, отправлено на переработку в ЗАО «Экомет-С» (г. Сосновый бор Ленинградской
обл.) 250 т загрязненного металлического лома;
проводился очередной этап работ по поиску затопленного в 1998 году РИТЭГ
в районе м. Марии (север острова Сахалин, Дальневосточный округ). В результа-
те поиска обнаружено 7 дюралюминиевых пластин радиатора РИТЭГ в районе его
предполагаемого затопления, выполнено 17 замеров гамма-излучения грунта, водо-
рослей и пластин, поднятых водолазами, — уровень радиации не превышает есте-
ственного радиационного фона. По результатам проведенных работ район поиска
оказалось возможным сузить до размеров 100×100 метров.
Однако обнаружение РИТЭГ в дальнейшем даже при достаточном финансиро-
вании является весьма проблематичным из-за недостаточных технических возмож-
ностей существующих средств обнаружения.
При этом радиоактивное вещество, имеющееся в РИТЭГ, находится в виде ком-
пактных, высокоплотных, прочных, нерастворимых в морской и пресной воде то-
пливных таблеток, в связи с чем поступления радионуклида Sr-90 в окружающую
среду в количестве, которое могло бы представлять серьезную экологическую про-
блему, не прогнозируется.
В октябре 2006 года принят в эксплуатацию пункт хранения РИТЭГ в ФГУП
«ДальРАО». В настоящее время идет подготовка документов для получения лицензии на
эксплуатацию стационарного пункта хранения РВ (временного хранилища РИТЭГ).
В рамках Федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопас-
ность России» на 2000-2006 годы проводится строительство:
здания камеры перегрузки источников ионизирующего излучения (ФГУП
Саратовский зональный специализированный комбинат «Радон»);
хранилища твердых радиоактивных отходов (ФГУП Нижегородский специали-
зированный комбинат «Радон»).
В обоих случаях государственным заказчиком строительства является Росатом,
заказчиком выбран ФГУП «Инвестиционно-строительный концерн «Росатомстрой»
(г. Москва), генподрядчиком для непосредственного выполнения строительно-мон-
тажных работ было привлечено ЗАО «РОКСА». Руководство СК «Радон» выступа-
ло в качестве пользователя без определения их прав и обязанностей при строитель-
стве, и они не могли влиять на процесс и качество строительства.
На надзоре за строительством хранилища ТРО на Нижегородском СК «Радон»
следует остановиться подробнее.
Строительные работы начались в 2003 году и, как показали последующие про-
верки, проведенные инспекторским составом Волжского МТО ЯРБ, контроль со
стороны государственного заказчика и генерального подрядчика практически от-
сутствовал.
Качество работ, проводимых подрядными организациями, не отвечало требова-
ниям норм и правил для объектов использования атомной энергии. Кроме того, ни
проектная организация (Государственный специализированный проектный инсти-
93
тут Министерства атомной промышленности), ни организации, осуществлявшие
поставки оборудования, влияющего на безопасность при эксплуатации этих объ-
ектов, не имели лицензий Службы, что также является нарушением законодатель-
ства в области использования атомной энергии.
Работы по строительству приостанавливались предписаниями о приостановке про-
изводства работ. Большое число отступлений от проектной документации и отсутствие
надлежащего строительного надзора за строительством привело к тому, что комисси-
ей МТУ технологического и экологического надзора в Приволжском федеральном
округе (г. Нижний Новгород) совместно с отделом инспекций в Нижегородской об-
ласти проведено обследование строящегося хранилища РАО. По результатам провер-
ки выписано предписание о приостановке строительно-монтажных работ на объекте
хранилища ТРО и о проведении независимой строительной экспертизы по ранее вы-
полненному объему работ. До настоящего времени работы на НСК «Радон» по стро-
ительству очередной емкости для хранения радиоактивных отходов не проводятся.
Образующиеся в медицинских организациях, работающих с открытыми РВ и
РАО, жидкие отходы (препараты с истекшим сроком хранения) и твердые отходы —
различные материалы и медицинское оборудование (лабораторная посуда, шпри-
цы, перевязочные материалы и пр.) собираются в специальные контейнеры или па-
кеты и помещаются в специальное хранилище, где выдерживаются в течение срока,
необходимого для превращения их из РАО в бытовые отходы.
Радиоактивные отходы доставляются специальным транспортом в ПХ.
Образующиеся в медицинских организациях, работающих с открытыми РВ, РАО
представляют собой жидкие отходы (остатки неиспользованных радиофармацевти-
ческих препаратов или препараты с истекшим сроком хранения) и твердые отходы —
различные материалы и медицинское оборудование (лабораторная посуда, шприцы,
перевязочные материалы и пр.). Эти РАО собираются в специальные контейнеры
или пакеты и помещаются в специальное хранилище, где выдерживаются в течение
срока, необходимого для превращения их из РАО в бытовые отходы.
РАО доставляются в специализированные ПХ специальным автомобильным
транспортом, воздушным и железнодорожным транспортом.
Переработкой РАО занимаются ГУП МосНПО «Радон» и ФГУП «Ленинградский
специализированный комбинат «Радон». Для этого используются:
установка остекловывания (1 ед. на МосНПО «Радон») производительностью по
стеклу — 75 кг/ч, по шихте — 105 кг/ч. Остекловывание представляет собой высо-
котемпературный метод переработки жидких радиоактивных отходов (ЖТО), при
котором происходит термическое разложение компонентов отходов с включением
радиоактивных элементов в структуру стеклянной матрицы;
установка битумирования (1 ед. на МосНПО «Радон», 1 ед. на Ленинградском
СК «Радон») производительностью до 500 л/ч, коэффициент сокращения объема —
10-200;
установка цементирования (4 ед. на МосНПО «Радон», по 1 ед. на Ленинградском,
Иркутском, Казанском, Новосибирском и Свердловском СК «Радон») производитель-
ностью по цементному раствору от 0,8 до 50 м3/ч. В работе установки реализуется ме-
тод пропитки насыпного объема ТРО специальными многокомпонентными высоко-
проникающими цементными растворами на основе сверхтонкомолотого цемента;
установка водоочистки (3 ед. на МосНПО «Радон, 1 ед. на Ленинградском СК
«Радон») производительностью до 110 м3/ч;
94
установка концентрирования (1 ед. на МосНПО «Радон») производительностью
1,7 м3/ч;
установка сжигания (1 ед. на МосНПО «Радон», 1 ед. на Ленинградском СК
«Радон») производительностью по твердым радиоактивным отходам (ТРО) 60-
150 кг/ч, по ЖРО 20-30 кг/ч. Коэффициент сокращения объема по ТРО 50-100, по
ЖРО 500-1000. ТРО и ЖРО сжигаются в камерной колосниковой печи с избытком
воздуха при температуре 850-950 °С;
установка прессования (2 ед. на МосНПО «Радон», 1 ед. на Ленинградском СК
«Радон») производительностью от 1 до 3 м3/ч;
установка кондиционирования (4 ед. на МосНПО «Радон», в том числе пере-
движные) производительностью по переработке РАО 9,3·1014 Бк/цикл. Уменьшает
потенциальную опасность отходов и придает РАО компактную и удобную для дли-
тельного хранения и перемещения форму.
Анализ состояния и эффективности работы установок позволяет сделать вывод
об их надежности и достаточной безопасности для персонала и окружающей среды,
что подтверждается результатами радиационного контроля.
Основным видом РАО в большинстве организаций являются неиспользуемые (на-
ходящиеся на временном хранении, во временных неспециализированных пунктах
хранения) РИ с истекшим НСС на основе Cs-137, Sr-90,Co-60 и др. (табл. 32).
Таблица 32
Количество РАО, образовавшихся и сданных организациями
на переработку и захоронение
Округ
Количество отходов,
Количество отходов, сданных организациями
образовавшихся в организациях
на переработку и захоронение
Твердые РАО
Жидкие РАО
Отработавшие
Твердые РАО
Жидкие РАО
Отработавшие
НСС (УСЭ)
НСС (УСЭ)
или повреж-
или повреж-
денные ЗРнИ
денные ЗРнИ
ЦМТО
3288,700
2,1·
1779,5
1,85·
6955
2,7·
3129,600
2,1·
1722,3
3,7·
3237
1016
1013
1017
1016
1013
1016
СЕМТО
2,46·
55,500
1,82·
38,0
2,75·
1316
1,06·
58,440
5,27·
32,0
4,73·
1254
1010
1011
1014
1010
108
1014
ДМТО
7,336
4,65·
3878
3,24·
9,585
4,67·
6640
1014
1014
1014
1014
ВМТО
1,6·
4408,000
4,5·
30,0
7,53·
1527
2,7·
0,700
12,5·
2301*
1012
106
1014
1013
1014
УМТО
43,313
8772
45,313
8772
109
1014
109
1014
СМТО
80,3·
3,400
841,4
6,08·
5476
1,396
17,5·
420
1012
1013
1014
1013
1014
ДВМТО
8,235·
1,383
5,1·
172
4,81·
1,360
3,52·
18
1011
1016
1016
1011
Всего
5,05·
7897,600
1,011·
2688,9
2,44·
28 096*
7,52·
3246,400
2,1·
1754,3
4,1·
22 642*
1016
1014
1017
1016
1013
1016
* В число указанных ЗРнИ не входит 54 580 ед. источников, находящихся в ФГУП «5 Арсенал» Минобороны России
и требующих принятия решения либо о сдаче на захоронение, либо по проведению работ по продлению НСС.
95
Таким образом, из образовавшихся в поднадзорных организациях:
ТРО сдано на переработку и захоронение (по активности) почти 150 %;
ЖРО сдано на переработку и захоронение (по активности) чуть больше 20 %;
закрытых РнИ, отработавших НСС (УСЭ) или поврежденных, на захоронение
(по количеству) сдано около 81 %.
Однако «долги» по сдаче на захоронение или продлению НСС источникам, на-
ходящимся в Минобороны России, остаются. И это является серьезным вопросом,
требующим скорейшего разрешения в воинских частях и подразделениях.
В Минобороны России в конце 2004 года был согласован с заинтересованными
ведомствами (в том числе с Ростехнадзором) и утвержден документ «Порядок прод-
ления назначенных сроков службы закрытых радионуклидных источников ионизи-
рующего излучения метрологического назначения, входящих в состав ВиС РХБЗ.
МУ ПНСС-ЗРИИИ-04». Однако работы по продлению назначенных сроков служ-
бы источников практически не проводятся, что создает серьезные препятствия по
лицензированию деятельности РОО Вооруженных Сил Российской Федерации и
осуществлению надзора за их деятельностью.
В субъектах Российской Федерации, как правило, созданы подчиненные прави-
тельству (администрации) субъектов структуры, отвечающие за проведение ежегод-
ных инвентаризаций РВ и РАО.
Сдерживающим фактором процесса сдачи и захоронения образующихся отхо-
дов продолжают оставаться достаточно высокие расценки спецкомбинатов (СК)
«Радон» на оказание услуг по захоронению при остающихся финансовых возмож-
ностях многих организаций. Это остается трудноразрешимым вопросом в течение
последних лет.
Что касается мероприятий, связанных с уменьшением радиологической угрозы, то
необходимо вновь сказать о работающей программе «Физическая защита, учет и кон-
троль ядерных материалов», направленной на выявление мощных и неиспользуемых
по назначению гамма-облучательных установок. По договорам с эксплуатирующи-
ми организациями ФГУП «В/О «Изотоп» (г. Москва) производит выгрузку источни-
ков из установок с передачей их на захоронение в СК «Радон». Планирование рабо-
ты осуществляется в тесной координации с центральным аппаратом Ростехнадзора.
Указанная работа выполняется за счет средств, выделяемых Правительством США.
В рамках Генерального соглашения № 34160 (ЗН А.22) ФГУП «В/О «Изотоп» про-
вело большой объем работ. Особое внимание было уделено выполнению работ по
вывозу источников ионизирующего излучения типа ГИК-7-4а в количестве 18 шт.,
с остаточной активностью около 500 Кu каждый, из аварийной радиоизотопной об-
лучательной установки № 2, находящейся в разрушенном здании 212 Грозненского
химкомбината им. 50-летия СССР.
Эксплуатирующими организациями проводятся работы по продлению назначен-
ных сроков эксплуатации радиационной техники. По заявкам организаций ФГУП
«В/О «Изотоп» были организованы и проведены комплексные обследования тех-
нического состояния радиационных комплексов, аппаратов или установок. Для
оперативного выполнения указанных работ привлекались имеющие соответству-
ющие лицензии ФГУП «Изотоп» (г. Екатеринбург), ООО «РИТ-Сервис» (г. Волго-
град), ООО «Мезон» (г. Москва), ООО «Нуклон» (г. Москва), ООО «Эксперт-Атом»
(г. Балаково) и ОАО «АтомВоенЭксперт» (г. Москва). Итог этой работы приведен
в табл. 33.
96
Таблица 33
Результаты работ по продлению НСС (НСЭ)
Радиационные комплексы,
Количество продленной техники
п/п
аппараты, установки
2005 г.
2006 г.
1
Гамма-дефектоскопы
45 шт.
108 шт.
2
Блоки гамма-источников
58 шт.
3
Упаковочные комплекты транс-
9 шт.
20 шт.
портные
4
Гамма-терапевтические аппараты
1
5
Радиоизотопные приборы
36 шт. («Comsip-GR-3»)
6
Гамма-облучательные установки
За период 2003-2006 г. обследовано 10 шт.
Работы по обследованию и продлению НСС гамма-терапевтических аппаратов
крайне важны, так как надзор за работой с аппаратами показывает, что более 90 %
аппаратов изношены, нет соответствия между световым и радиационными поля-
ми, не обеспечивается во многих случаях радиационная безопасность персонала и
пациентов.
Критическая ситуация в связи с отсутствием в настоящее время работающей про-
цедуры передачи на утилизацию или захоронение изделий из сплава на основе обед-
ненного урана, который используется во многих образцах радиационной техники
в качестве радиационной биологической защиты, на протяжении последних 5 лет
не получила своего решения. В медицинских учреждениях страны находится около
300 облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов типа «Рокус» и «Агат».
Промышленные предприятия имеют около 10 тысяч гамма-дефектоскопов и защит-
ных контейнеров для ИИИ, биологическая защита которых содержит обедненный
уран. Большинство гамма-терапевтических аппаратов и гамма-дефектоскопов выра-
ботало назначенный срок службы и в ближайшее время подлежит выводу из эксплу-
атации. На территории ВНИИТФА в результате разборки РИТЭГ масса обедненно-
го урана в изделиях и отдельных деталях составляет свыше 20 тонн и в дальнейшем
будет расти, так как вывод РИТЭГ из эксплуатации продолжается. Многие изделия
защитной техники из обедненного урана находятся в муниципальной собственно-
сти и в собственности юридических лиц. Есть основание предполагать, что число
обращений собственников с просьбой об утилизации в ближайшее время вырастет
в связи с окончанием НСС или выводом изделий из эксплуатации. Из-за отсутствия
работающей процедуры сбора и утилизации указанных изделий были случаи появ-
ления их в пунктах сбора обычного металлического лома, не исключено их появле-
ние на заводах по его переплавке, что вызовет радиационную аварию. Суммарная
масса обедненного урана в виде изделий на его основе, подлежащая захоронению в
ближайшие годы, оценивается в несколько сотен тонн.
Следует отметить ситуацию, сложившуюся в ходе разрешительной и надзорной
деятельности Волжского округа, относительно организаций, осуществляющих свою
основную деятельность (разработка газонефтяных месторождений — ОАО «АНК
«Башнефть», захоронение опасных промстоков нефтехимических производств в
глубоко залегающие подземные водоносные горизонты — ОАО «Сода», хранение
газоконденсата в подземных емкостях — ООО «Оренбурггазпром») в условиях, сло-
жившихся в результате проведенных подземных ядерно-промышленных взрывов
(ПЯВ).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..