ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 8

 

 

113
Готовность ВГСЧ угольной промышленности к ликвидации аварий
В 2006 году горноспасательное обслуживание организаций по добыче (перера-
ботке) угля (сланца) в основном осуществляло Федеральное государственное уни-
тарное предприятие «Центральный штаб военизированных горноспасательных ча-
стей» (ФГУП ЦШ ВГСЧ).
Горноспасательные части включают в свой состав Кемеровский ОВГСО,
Прокопьевский ОВГСО, Новокузнецкий ОВГСО, ВГСО Дальнего Востока, ОВГСО
Урала, ОВГСО Печорского бассейна, ОВГСО Ростовской области, Сахалинский
ОВГСО и ОБР (Отряд быстрого реагирования, г. Новомосковск Тульской области).
Общая численность ВГСЧ составляет 2835 человек.
По состоянию на 01.01.07 г. горноспасательные части (ВГСЧ) обслуживали
121 шахту, 103 разреза, 56 углеобогатительных предприятий и 11 других организа-
ций угольной промышленности. Техническая оснащенность отрядов обеспечивает
выполнение задач, возложенных на ВГСЧ, и соответствует действующему Табелю
технической оснащенности.
В 2006 году произведено 19 130 (в 2005 году — 20 494) профилактических обсле-
дований, в ходе которых выявлено 95 145 (в 2005 году — 100 тыс.) нарушений требо-
ваний промышленной безопасности и других нормативных документов. При этом
из-за обнаруженных грубых нарушений произведено 2149 (в 2005 году — 2902) оста-
новок производства горных работ и эксплуатации оборудования. Из-за системати-
ческих нарушений требований промышленной безопасности командирами отрядов
отозваны свои подписи с 15 (в 2005 году — с 18) планов ликвидации аварий на пред-
приятиях и с 182 (в 2005 году — с 250) отдельных позиций этих планов.
Для повышения боеготовности ВГСЧ необходимо осуществление следующих
мероприятий:
1. Внедрение комплексных компьютерных технологий для прогнозирования ава-
рийных ситуаций в целях повышения уровня противоаварийной защиты шахт и без-
опасности ведения горноспасательных работ.
2. Модернизация учебно-тренировочных баз подразделений ВГСЧ и ВГС (дым-
ные штреки, учебные полигоны, тепловые камеры, тренажеры и др.).
3. Разработка и внедрение портативных противопожарных средств, повышаю-
щих энерговооруженность и автономность каждого горноспасательного отделе-
ния, средств эффективного дистанционного и объемного тушения пожаров в гор-
ных выработках.
2.2.7.2. Горнорудная и нерудная промышленность, объекты подземного
строительства
Государственный горный надзор на объектах добычи и переработки минераль-
ного сырья, а также на объектах подземного строительства в течение 2006 года осу-
ществлялся в 5577 организациях (на 5 % больше, чем в 2005 году — 5270 организа-
ций), при этом общее количество таких объектов составило 14 249 (на 3 % больше,
чем в 2005 году — 13 750 объектов).
Под надзором находились 279 подземных рудников, 6435 карьеров по добыче руды
организаций черной, цветной металлургии и золотодобывающей промышленности,
1754 обогатительные, дробильно-сортировочные фабрики по первичной перера-
ботке общераспространенных полезных ископаемых и агломерационные фабрики,
218 объектов подземного строительства транспортного и специального назначения,
а также карьеры по добыче общераспространенных полезных ископаемых.
114
В 2006 году было проведено 17 550 обследований поднадзорных горных предприя-
тий, предписано к устранению 127 180 нарушений правил безопасности, приостанов-
лена эксплуатация 1440 объектов. К ответственности привлечено 6558 работников (на
12 % больше, чем в 2005 году), 3791 человек подвергнут штрафным санкциям в соответ-
ствии с КоАП, материалы на 156 человек переданы в следственные органы (табл. 42).
Таблица 42
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности территориальных органов
Показатели надзорной и контрольной деятельности
2005 г.
2006 г.
Количество подконтрольных организаций
5270
5577
Общее число работающих в поднадзорных организациях, чел.
644 864
658 970
Количество инспекторов (фактически), чел.
286
282
Количество проведенных обследований
17 346
17 550
Количество выявленных нарушений
125 094
128 071
Количество приостановок работ в опасных условиях по предписаниям
3473
1440
органов Ростехнадзора
Количество привлеченных к ответственности за нарушение правил без-
5842
6558
опасности
В том числе подвергнуто штрафным санкциям
2504
3791
Общая сумма штрафов, тыс. руб.
7211,2
11 857,2
Количество отчетов руководителей подконтрольных предприятий, за-
395
459
слушанных в территориальных органах
Количество дел по нарушениям, переданным в следственные органы
178
156
Показатели интенсивности надзорной деятельности в 2006 году превысили по-
казатели 2005 года, несмотря на увеличение количества поднадзорных объектов и
снижение численности инспекторского состава.
Активизировалась работа по привлечению к административной ответственности
юридических лиц, нарушивших требования промышленной безопасности. В 2006 го-
ду количество работников, подвергнутых штрафным санкциям, увеличилось на 51 %
по сравнению с 2005 годом, а сумма штрафных санкций увеличилась на 64 %.
В 2006 году происходило наращивание объемов производства с увеличением глу-
бины разработки месторождений полезных ископаемых открытым и подземным
способом, сопровождающееся увеличением опасностей, связанных с ухудшением
горно-геологических условий.
Недооценка степени опасности ведения горных работ становится следствием
упрощенного подхода к оценке деятельности по предупреждению аварийности, трав-
матизма на предприятиях горнодобывающей отрасли, недостаточно эффективной
организации функционирования системы производственного контроля. Система
производственного контроля до настоящего времени не получила развития в систе-
му управления промышленной безопасностью на горных предприятиях страны даже
в тех регионах, где горнодобывающие предприятия традиционно составляют основу
экономики и находятся далеко не в кризисном финансовом состоянии.
Требуется системное повышение квалификации всех звеньев, задействованных
в системе производственного контроля, так как независимо от масштабов предпри-
ятия и численности производственного персонала должен быть обеспечен систем-
ный подход к управлению промышленной безопасностью как к единому объекту
управления.
115
Недостаточно реализуется существующий научно-исследовательский потенци-
ал в вопросах совершенствования систем разработки рудных месторождений, обе-
спечения противоаварийной защиты предприятий, на большей части горнорудных
предприятий текущие и перспективные задачи научно-исследовательского сопро-
вождения отработки месторождений длительное время не решаются.
В известной степени эти обстоятельства способствовали росту уровня аварийно-
сти и смертельного травматизма в 2006 году (рис. 6).
Рис. 6. Динамика добычи горной массы, смертельного травматизма и аварийности
Аварийность в 2006 году
В 2006 году произошло 12 аварий. Количество аварий по сравнению с 2005 годом
увеличилось на 3 случая (25 %).
Удельный вес аварийности в горнорудной промышленности и при строитель-
стве подземных сооружений различного назначения в 2006 году составил 5,7 %
общего количества аварий на предприятиях, поднадзорных Ростехнадзору (всего
212 случаев). Сравнительный анализ распределения аварий по субъектам Российской
Федерации и территориальным органам Ростехнадзора приведен в табл. 43.
Таблица 43
Число аварий на предприятиях горнорудной промышленности,
поднадзорных территориальным органам Ростехнадзора
Управление по технологическому и экологическому надзору
2005 г.
2006 г.
Экономический
Ростехнадзора по федеральным округам
ущерб, тыс. руб.
Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород)
3
2
1 045 000,00
В том числе:
Республика Башкортостан
1
116
Управление по технологическому и экологическому надзору
2005 г.
2006 г.
Экономический
Ростехнадзора по федеральным округам
ущерб, тыс. руб.
Пермское межрегиональное управление
2
2
1 045 000,00
Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)
2
3
18 714,7
В том числе:
Республика Карелия
2
5096,70
Мурманская область
2
1
13 618,00
Дальневосточный федеральный округ (г. Хабаровск)
1
2
2599,86
В том числе:
Республика Саха (Якутия)
2
2599,86
Камчатское межрегиональное управление
1
Сибирский федеральный округ (г. Новосибирск)
3
5
43 493,36
В том числе:
Республика Хакасия
1
0,81
Иркутское межрегиональное управление
1
1
500,00
Читинское межрегиональное управление
1
1
11 477, 40
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО
1
2
31 515,15
Всего:
9
12
1 109 807,92
Материальный ущерб от аварий составил 1109,808 млн руб. против 22,406 млн руб.
в 2005 году (10,997 млн руб. в 2004 году, 21,012 млн руб. в 2003 году и 27,1 млн руб. в
2002 году), что характеризуется большой степенью разрушений сооружений и выхо-
да из строя технических устройств, возникших в результате допущенных аварий.
В результате аварий травмировано 29 человек, из них погибли 26 человек, в пред-
ыдущем году — 2 человека (табл. 44).
Таблица 44
Численность травмированных при авариях
Отрасль за год
Количество
Количество пострадавших
случаев
всего
со смер-
с тяжелым
с легким (средним)
тельным
травмиро-
травмированием
исходом
ванием
Агрохим
2
Цветная металлургия
Драгмет
4
26
26
Никель
3
1
1
Строительных материалов
1
1
1
Строительный комплекс
1
1
1
Черная металлургия
1
Всего за 2006 г.:
12
29
26
2
1
Всего за 2005 г.:
2
3
2
1
В 2006 году произошло:
по два случая аварий на предприятиях, подконтрольных управлениям по тех-
нологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Карелия,
Республике Саха (Якутия), Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному окру-
гу и Пермскому межрегиональному управлению;
117
по одной аварии на предприятиях, подконтрольных управлениям по технологиче-
скому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области, Республике
Хакасия, Иркутскому и Читинскому межрегиональным управлениям по технологи-
ческому и экологическому надзору Ростехнадзора.
Не были допущены аварии на дробильно-обогатительных фабриках, но произо-
шел рост аварий на подземных и открытых горных работах (табл. 45).
Таблица 45
Аварийность на горных предприятиях по видам работ
Виды работ
2005 год
2006 год
2006 г.
Количество
%
Количество
%
к
аварий
аварий
2005 г.
Подземные
6
67
8
67
+2
Открытые
1
11
4
33
+3
Фабрики
2
22
-2
Всего:
9
100
12
100
+3
4 аварии произошло при добыче драгметаллов, 3 аварии произошло при добыче
никеля, 2 в организациях агрохимического комплекса.
По 1 аварии произошло в организациях черной металлургии, по добыче строи-
тельных материалов и в строительном комплексе (табл. 46).
Таблица 46
Распределение аварий по отраслям надзора
Отрасль
2005 г.
2006 г.
шт.
%
шт.
%
Черная металлургия
1
8
Цветная металлургия
3
33
Драгметаллы
2
22
4
34
Никель
3
25
Строительных материалов
1
8
Строительный комплекс
1
8
Агрохим
3
33
2
17
Минпромэнерго
1
12
Другие
Всего:
9
100
12
100
Распределение аварий по видам опасных происшествий:
3 аварии были связаны с падением технических устройств с высоты, 2 аварии — с не-
исправностью технических устройств и возникли в подземных горных выработках.
В 2006 году произошло 4 пожара, причем все в подземных горных выработках, и
один неконтролируемый взрыв.
Наиболее крупный пожар произошел 7 сентября 2006 года в шахте «Центральная»
ООО «Дарасунский рудник» ОАО «УК «Руссдрагмет» [Читинская область,
Тунгокоченский р-н, пос. Вершино-Дарасунский (Читинское межрегиональное
УТЭН Ростехнадзора)].
В результате пожара, возникшего при ведении сварочных работ в клети, от воз-
действия продуктов горения погибли 25 человек.
118
Правительственная комиссия, созданная распоряжением Правительства Рос-
сийской Федерации от 08.09.06 № 1263-р для расследования причин аварии (пожа-
ра), установила причины возникновения пожара и гибели людей.
Причинами возникновения пожара явились:
проведение работ повышенной опасности (сварочных работ) в стволе шахты
«Центральная», оснащенного деревянной крепью, с нарушениями порядка веде-
ния этих работ;
отсутствие воды в системе кольцевого оросителя ствола;
несвоевременное сообщение работниками, ведущими работы повышенной опас-
ности, горному диспетчеру о возгорании крепления в стволе и последующих своих
действиях;
отсутствие на месте ведения работ эффективных средств пожаротушения.
Причинами гибели людей стали:
несвоевременное сообщение горному диспетчеру и другим должностным лицам
о возгорании со стороны исполнителей работ — свидетелей событий, а также их не-
умелые действия при попытке самостоятельного тушения пожара в начальный пе-
риод его развития;
отсутствие эффективности системы производственного контроля за состоянием
промышленной безопасности, включая вопросы поддержания на уровне норматив-
ных требований противопожарной защиты объектов горных работ и низкое каче-
ство инструктажей по промышленной безопасности со стороны должностных лиц
шахты при выдаче нарядов-заданий, в том числе на выполнение особо опасных ра-
бот, требующих оформления нарядов-допусков;
отсутствие своевременного реагирования работников дежурной службы рудни-
ка на неоднократные сигналы системы оповещения о несанкционированных оста-
новках (пусках) вентилятора главного проветривания;
отсутствие у работников индивидуальных изолирующих средств защиты, дающих
возможность автономного дыхания (самоспасатели фильтрующего типа не обеспе-
чили эффективную защиту в условиях загазованной продуктами горения руднич-
ной атмосферы с высоким содержанием СО), и опыта работы (знания схем выра-
боток), обусловившее невозможность оценки степени опасности ситуации и дей-
ствий по самоспасению;
формализм в вопросах проведения работ по профилактике аварий со стороны
личного состава горноспасательного взвода, обслуживающего объекты рудника,
следствием чего стали возможными нарушения установленных мер пожарной без-
опасности при выполнении газопламенных работ в горных выработках, отсутствие
воды в противопожарных трубопроводах и резервных емкостях.
Экономический ущерб от аварии составил 11 477,4 тыс. руб.
По результатам расследования причин аварии были проведены внеочередные це-
левые проверки состояния противопожарной защиты подземных горных выработок
шахт и рудников горнорудной и нерудной промышленности, объектов подземного
строительства, разработана система мер, направленных на устранение вскрытых на-
рушений требований норм и правил безопасности, включая дополнение технологи-
ческих регламентов на основные технологические процессы мерами по повышению
противопожарной защиты шахт, в том числе оснащения датчиками обнаружения на-
чальной стадии возникновения подземных пожаров всех воздухоподающих горных
выработок. В территориальных управлениях Ростехнадзора утверждены графики за-
119
мены в течение 2007 года фильтрующих самоспасателей на изолирующие шахтные
самоспасатели, установлен контроль за организацией замены указанных типов са-
моспасателей, обучения производственного персонала правилам пользования изо-
лирующими самоспасателями, а также оснащением объектов горных работ камера-
ми аварийного воздухоснабжения по проектам, согласованным территориальными
управлениями Ростехнадзора.
Пренебрежение вопросами безопасности при разработке Нижнекамского ме-
сторождения калийных солей под водоносными горизонтами привело к прорывам
воды в отработанное пространство и затоплению рудника.
На руднике Березниковского калийного производственного рудоуправления № 1
Открытого акционерного общества «Уралкалий» (г. Березники Пермской области)
17 октября 2006 года был зафиксирован повышенный приток рассолов, сопровож-
дающийся увеличением уровня сероводорода. 28 октября 2006 года было принято
решение прекратить работу рудника первого рудоуправления и вывести людей, об-
служивающих насосное оборудование, на поверхность.
Несмотря на принимаемые меры, процесс затопления рудника стал неуправля-
емым. Рудник выведен из эксплуатации.
Пострадавших нет. Экономический ущерб от аварии составил 1045 млн руб.
Аварии в 2006 году произошли в основном по организационным причинам из-
за неэффективности или отсутствия производственного контроля за соблюдением
требований промышленной безопасности, нарушения правил безопасности, тех-
нологической и трудовой дисциплины, неосторожных или несанкционированных
действий исполнителей работ.
Травматизм
На предприятиях горнорудной промышленности в 2006 году смертельно травми-
ровано 100 человек (в предыдущем году — 81), что составляет 18 % суммарного ко-
личества случаев (545), зарегистрированных в Ростехнадзоре, это означает, что ис-
черпывающих мер по предупреждению травматизма многими организациями и над-
зорными органами принято не было.
Ключевой проблемой обеспечения безопасности горных работ для всех горнодо-
бывающих предприятий является медленное совершенствование системы управле-
ния промышленной безопасностью.
Сравнительный анализ распределения несчастных случаев со смертельным исхо-
дом по субъектам Российской Федерации и территориальным органам Ростехнадзора
приведен в табл. 47 и 48.
Таблица 47
Количество смертельно травмированных на предприятиях, подконтрольных террито-
риальным органам Ростехнадзора
Управление по технологическому и экологическому надзору
2005 г.
2006 г.
+/-
Ростехнадзора
Читинское межрегиональное управление
6
27
+21
МТУ по Уральскому ФО
8
8
0
УТЭН по Мурманской области
4
7
+3
УТЭН по Республике Саха (Якутия)
4
7
+3
Иркутское межрегиональное управление
1
6
+5
УТЭН по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) АО
3
5
+2
120
Управление по технологическому и экологическому надзору
2005 г.
2006 г.
+/-
Ростехнадзора
УТЭН по Чукотскому автономному округу
2
4
+2
УТЭН по Челябинской области
5
4
-1
УТЭН по Белгородской области
2
3
+1
МТУ по Центральному ФО
2
2
0
УТЭН по Тульской области
3
2
-1
УТЭН по Воронежской области
2
2
0
УТЭН по Республике Карелия
2
2
0
УТЭН по Республике Башкортостан
3
2
-1
Алтайское межрегиональное управление
2
+2
Енисейское МТУ
3
2
-1
УТЭН по Кемеровской области
1
2
+2
МТУ по Дальневосточному ФО
2
2
0
УТЭН по Приморскому краю
2
2
0
УТЭН по Ямало-Ненецкому автономному округу
1
+1
УТЭН по Амурской области
1
+1
УТЭН по Республике Дагестан
1
+1
Московское МТУ
1
1
0
МТУ по Северо-Западному ФО
1
1
0
УТЭН по Оренбургской области
1
1
0
УТЭН по Саратовской области
1
1
0
Пермское межрегиональное управление
2
1
-1
УТЭН по Магаданской области
4
1
-3
УТЭН по Липецкой области
1
-1
УТЭН по Тамбовской области
1
-1
УТЭН по Кабардино-Балкарской Республике
1
-1
УТЭН по Республике Северная Осетия — Алания
1
-1
УТЭН по Новосибирской области
1
-1
УТЭН по Республике Бурятия
4
-4
УТЭН по Республике Хакасия
3
-3
Камчатское межрегиональное управление
1
-1
МТУ по Южному ФО
3
-3
Итого:
81
100
+19
Таблица 48
Сравнительный анализ распределения несчастных случаев со смертельным исходом
по субъектам Российской Федерации
Управление по технологическому и экологическому надзору
2005 г.
2006 г.
+/-
Ростехнадзора
Сибирский федеральный округ (г. Новосибирск)
22
44
+22
В том числе:
Алтайское межрегиональное управление
2
УТЭН по Республике Бурятия
4
Енисейское МТУ
3
2
Иркутское межрегиональное управление
1
6
УТЭН по Кемеровской области
1
2
МТУ по Сибирскому ФО
1
121
Управление по технологическому и экологическому надзору
2005 г.
2006 г.
+/-
Ростехнадзора
УТЭН по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автоном-
3
5
ному округу
УТЭН по Республике Хакасия
3
Читинское межрегиональное управление
6
27
Центральный федеральный округ (г. Москва)
12
10
-2
В том числе:
УТЭН по Белгородской области
2
3
УТЭН по Воронежской области
2
2
УТЭН по Липецкой области
1
Московское МТУ
1
1
МТУ по Центральному ФО
2
2
УТЭН по Тамбовской области
1
УТЭН по Тульской области
3
2
Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)
13
13
0
В том числе:
МТУ по Уральскому ФО
8
8
УТЭН по Челябинской области
5
4
УТЭН по Ямало-Ненецкому автономному округу
1
Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)
7
10
+3
В том числе:
УТЭН по Республике Карелия
2
2
МТУ по Северо-Западному ФО
1
1
УТЭН по Мурманской области
4
7
Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону)
5
1
-4
В том числе:
УТЭН по Республике Дагестан
1
УТЭН по Кабардино-Балкарской Республике
1
МТУ по Южному ФО
3
УТЭН по Республике Северная Осетия — Алания
1
Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород)
7
5
-2
В том числе:
УТЭН по Республике Башкортостан
3
2
УТЭН по Оренбургской области
1
1
Пермское межрегиональное управление
2
1
УТЭН по Саратовской области
1
1
Дальневосточный федеральный округ (г. Хабаровск)
15
17
+2
В том числе:
УТЭН по Амурской области
1
Камчатское межрегиональное управление
1
УТЭН по Магаданской области
4
1
УТЭН по Приморскому краю
2
2
УТЭН по Республике Саха (Якутия)
4
7
МТУ по Дальневосточному ФО
2
2
УТЭН по Чукотскому автономному округу
2
4
Итого:
81
100
+19
122
Наибольшее количество смертельных травм (49) произошло в организациях по
добыче драгоценных металлов, что связано с групповым отравлением 25 человек
при пожаре 07.09.06 г. в шахте «Центральная» ООО «Дарасунский рудник» ОАО «УК
«Руссдрагмет» (табл. 49).
Таблица 49
Сведения по групповому травматизму
Отрасль
Количество
Количество пострадавших
за год
случаев
всего
со смертель-
с тяжелым
с легким трав-
ным исходом
травмированием
мированием
Драгмет
1
25
25
Цветная металлургия
1
3
1
2
Всего за 2006 г.:
2
28
25
1
2
Всего за 2005 г.:
5
11
8
1
2
В 2006 году произошли 2 групповых несчастных случая, при этом пострадали
28 человек, 25 из них со смертельным исходом, 1 человек получил тяжелую травму
и 2 — легкую.
В 2006 году снизилось количество смертельно травмированных: в 1,5 раза в ор-
ганизациях цветной металлургии, в 1,23 раза в организациях черной металлургии,
в 1,54 раза на объектах по добыче строительных материалов, но возросло: в 4 раза
при добыче никеля, в 2,5 раза в строительном комплексе и в 2,33 раза — на объек-
тах по добыче драгметаллов.
Резко возрос уровень смертельного травматизма при подземных горных работах,
остался на прежнем уровне при открытых горных работах и снижен в 3,66 раза в це-
хах по обогащению и переработке рудных и нерудных материалов (табл. 50).
Таблица 50
Распределение смертельного травматизма по видам работ
Количество несчастных случаев
2005 г.
2006 г.
2006 г.
Чел.
%
Чел.
%
к
2005 г.
Открытые
31
38
34
34
+3
Подземные
39
48
63
63
+24
ДОФ
11
14
3
3
-8
Всего:
81
100
100
100
+19
Был снижен уровень травматизма в горных организациях, подконтрольных управ-
лениям по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, приведен-
ным в табл. 51, но был допущен рост смертельного травматизма в организациях, под-
контрольных территориальным органам, приведенным в табл. 52.
Наиболее травмоопасными факторами в 2006 году явились отравления (рост в
12,5 раза), технологический транспорт (рост в 1,28 раза), а также нарушения, свя-
занные с эксплуатацией технологического оборудования (табл. 53).
123
Таблица 51
Количество смертельно травмированных на предприятиях,
поднадзорных территориальным органам Ростехнадзора
Управление по технологическому и экологическому надзору
2005 г.
2006 г.
+/-
Ростехнадзора
УТЭН по Республике Бурятия
4
-4
УТЭН по Республике Хакасия
3
-3
МТУ по Южному ФО
3
-3
УТЭН по Магаданской области
4
1
-3
УТЭН по Челябинской области
5
4
-1
УТЭН по Республике Башкортостан
3
2
-1
УТЭН по Тульской области
3
2
-1
Енисейское МТУ
3
2
-1
Пермское межрегиональное управление
2
1
-1
УТЭН по Липецкой области
1
-1
УТЭН по Тамбовской области
1
-1
УТЭН по Кабардино-Балкарской Республике
1
-1
УТЭН по Республике Северная Осетия — Алания
1
-1
МТУ по Сибирскому ФО
1
-1
Камчатское межрегиональное управление
1
-1
Таблица 52
Рост смертельного травматизма в организациях,
поднадзорных территориальным органам Ростехнадзора
Управление по технологическому и экологическому надзору
2005 г.
2006 г.
2006 г.
Ростехнадзора
к
2005 г.
Читинское межрегиональное управление
6
27
+21
УТЭН по Мурманской области
4
7
+3
УТЭН по Республике Саха (Якутия)
4
7
+3
Иркутское межрегиональное управление
1
6
+5
УТЭН по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) АО
3
5
+2
УТЭН по Чукотскому автономному округу
2
4
+2
УТЭН по Белгородской области
2
3
+1
УТЭН по Кемеровской области
1
2
+1
УТЭН по Ямало-Ненецкому автономному округу
1
+1
УТЭН по Амурской области
1
+1
УТЭН по Республике Дагестан
1
+1
Таблица 53
Распределение смертельного травматизма на всех видах работ
Травматизм
Распределение травматизма на всех видах работ по причинам
за год
Обру-
Транс-
Пожар,
Меха-
Электро-
Отрав-
Паде-
Прочие
Итого
шение
порт
взрыв
низмы
травмы
ления
ние
2006 г.
12
18
13
9
25
13
10
100
12 %
18 %
13 %
9 %
25 %
13 %
10 %
100 %
2005 г.
17
14
1
24
7
2
14
2
81
22 %
17 %
1 %
30 %
9 %
2 %
17 %
2 %
100 %
124
Остается на высоком уровне, но снижен в 1,41 раза травматизм, связанный с об-
рушением кусков горной массы. Основными причинами травматизма по причине
обрушения горной массы являются низкая эффективность геологического надзора
за состоянием горных выработок, несоответствие паспортов крепления и управле-
ния кровлей горно-геологическим и горно-техническим условиям, обрушение кров-
ли и стенок горных выработок вследствие динамических проявлений и горного дав-
ления, нарушение требований инструкций при ведении работ по приведению гор-
ных выработок в безопасное состояние.
При эксплуатации технических устройств пострадали 13 человек, при этом наи-
большую опасность представляют ленточные конвейеры, при эксплуатации кото-
рых погибли 3 человека.
В 2006 году в результате падения с высоты пострадали 13 человек, травматизм по
этой причине возрос в 1,75 раза.
При эксплуатации автотранспорта, бульдозеров и железнодорожного транспорта
погибло 18 человек, в 1,28 раза больше, чем в 2005 году, следует отметить, что основны-
ми причинами несчастных случаев явились: выпуск на линию технически неисправ-
ного карьерного транспорта (большегрузных автосамосвалов); нарушение требований
Правил при разгрузке карьерных автосамосвалов на перегрузочных пунктах при отсут-
ствии предохранительных валов; нарушение требований правил при шиномонтажных
работах непосредственно исполнителями работ; неудовлетворительное состояние ка-
рьерных дорог и их обустройства (радиус поворота, виражи, ширина проезжей части и
др.); отказ элементов системы электрической централизации и блокировки (СЦБ); про-
езд на запрещающие знаки (светофоры); нахождение пострадавших в зоне движения
ж.-д. транспорта; нарушение скоростного режима при проезде негабаритных мест.
Лицензионная деятельность осуществлялась в соответствии с Федеральным за-
коном от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
При проведенных обследованиях и проверках было выявлено 385 нарушений тре-
бований лицензионных условий. Приостановок действия лицензий не было.
В 2006 году подготовлено и выдано 166 разрешений на применение технических
устройств на опасных производственных объектах.
Рассмотрено 168 комплектов документов, представленных для утверждения за-
ключений экспертизы промышленной безопасности проектной документации, тех-
нических устройств, иных документов, связанных с эксплуатацией опасных горных
производственных объектов.
В 2006 году продолжалась работа по подготовке и аттестации руководителей и спе-
циалистов горнодобывающих, металлургических и коксохимических предприятий
и производств, научно-исследовательских и проектных организаций, представите-
лей центров по проведению экспертизы промышленной безопасности. В 2006 го-
ду в Центральной аттестационной комиссии аттестовано в области горного надзо-
ра 550 руководителей и специалистов горнодобывающих предприятий. За отчетный
период были подготовлены и аттестованы 283 эксперта для проведения экспертизы
промышленной безопасности в горнорудной промышленности.
Готовность ВГСЧ металлургического, агрохимического и строительного комплек-
са к ведению аварийно-спасательных работ
Горноспасательное обслуживание объектов горных работ обеспечивается силами и
средствами отраслевых военизированных горноспасательных служб ФГУ «Управление
ВГСЧ в строительстве», ФГУП «СПО «Металлургбезопасность», горноспасательны-
125
ми частями фирмы «Агрохимбезопасность» в составе ОАО «Агрохиминвест», а также
ООО «Противоаварийная служба ВГСЧ Сибири», обслуживающей объекты транс-
портного строительства.
В настоящее время под надзором находится 651 опасный производственный объ-
ект, обслуживание объектов ведется профессиональными военизированными гор-
носпасательными частями.
Обозначились позитивные тенденции в деятельности горноспасательных частей
в вопросах замены устаревшей дыхательной защитной аппаратуры, табельного гор-
носпасательного оснащения, оперативного автотранспорта и обновления норма-
тивных технических документов.
Возрос уровень компьютеризации при разработке планов ликвидации аварий в
горноспасательных частях.
Вместе с тем отсутствуют системные меры по созданию единой компьютерной
сети для формирования банка данных по объектам ведения горных работ и профи-
лактике возникновения аварий на обслуживаемых горнодобывающих предприя-
тиях, прежде всего в ФГУП «СПО «Металлургбезопасность» и ФГУ «Управление
ВГСЧ в строительстве».
Основные показатели, характеризующие работу профессиональных спасатель-
ных служб за 2006 год, в том числе по основным профессиональным горноспаса-
тельным службам на горнорудных предприятиях металлургической промышлен-
ности, в организациях, ведущих строительство подземных объектов, на рудниках
и шахтах агрохимического комплекса, а также по горнорудной промышленности в
целом, приведены в табл. 54.
Таблица 54
Основные показатели работы профессиональных спасательных служб
по объектам горнорудной, нерудной промышленности и строительства
Численность оперативного состава (план/факт)
3069/2898
Число оперативных выездов
129
Число обслуживаемых объектов
651
Число оперативных выездов на обслуживание горных работ
217
Число учебных тревог с участием работников предприятий
569
Проведено профилактических обследований
7390
Внесено предложений по устранению нарушений требований промыш-
46 359/46 404
ленной безопасности (выдано/устранено)
Число рассогласований планов ликвидации аварий
23
Число остановок горных работ
436
Число привлеченных к дисциплинарной ответственности работников
406
предприятий по представлению ВГСЧ, чел.
Подразделениями ФГУ «УВГСЧ в строительстве» в 2006 году приняты меры по
устранению нарушений строительными организациями на объектах подземного
строительства, зафиксированных в 2005 году.
Подобные результаты свидетельствуют о положительной динамике организации
работ по профилактике в горноспасательных подразделениях и в обслуживаемых
ими организациях подземного строительства, о принципиальной позиции коман-
диров горноспасательных подразделений.
126
В числе проблемных вопросов, требующих дальнейшего решения, следует отме-
тить дальнейшее развитие тенденции на создание негосударственных профессио-
нальных горноспасательных формирований, объективно возникающих в рыночных
условиях для обеспечения свободы выбора услуг горноспасательных подразделений.
Однако в ряде случаев сохраняются условия для монопольного горноспасательно-
го обслуживания и отсутствует здоровая конкуренция на рынке спасательных услуг,
а правовой механизм создания горноспасательных формирований должным обра-
зом не прописан.
Наряду с недостаточной оснащенностью шахт и рудников современными авто-
матизированными средствами автоматизированного пожаротушения следует отме-
тить недостаточный уровень эффективности системы производственного контроля
предприятий, формализм, проявляемый командным составом ВГСЧ в организации
работ по предупреждению подземных пожаров.
Для повышения эффективности надзорной и контрольной деятельности на объ-
ектах горнорудной, нерудной промышленности и подземного строительства, сни-
жения уровня аварийности и травматизма, обеспечения промышленной безопасно-
сти на поднадзорных предприятиях и производствах необходимо:
1. Активизировать работу надзорных органов территориальных управлений
Ростехнадзора с руководителями подконтрольных горнодобывающих организаций
(управляющих компаний) по внедрению систем управления промышленной безо-
пасностью.
2. Повысить качество и объективность расследований несчастных случаев и ава-
рий, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предлагаемых комиссия-
ми по расследованию.
3. Ввести в практику надзорной деятельности проведение внеочередной аттеста-
ции руководителей организации и службы производственного контроля после про-
исшедшей аварии или несчастного случая со смертельным травматизмом.
4. Обеспечить контроль за безопасными условиями эксплуатации автомобиль-
ного и железнодорожного технологического транспорта на объектах открытых гор-
ных работ.
5. Усилить контроль за ведением открытых горных работ в части выполнения
нормативов вскрышных работ и подготовленных к выемке запасов в части обеспе-
чения безопасности горных работ.
6. Повысить требовательность к горнотехническим инспекторам в вопросах орга-
низации и функционирования противопожарной защиты объектов подземных гор-
ных работ, а также готовности горноспасательных формирований к решению воз-
ложенных уставных задач.
2.2.8. Охрана недр и маркшейдерские работы
Органами государственного горного надзора в 2006 году проводилась работа
по обеспечению соблюдения пользователями недр законодательства Российской
Федерации, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по
охране недр, включая реализацию технических проектов отработки месторождений
полезных ископаемых, выполнение условий лицензионных соглашений на право
пользования недрами, правильность исчисления платежей за пользование недра-
ми, полноту и качество геологического и маркшейдерского обслуживания, правиль-
ность отработки месторождений, полноту извлечения полезных ископаемых из недр
127
и соблюдение технологических регламентов при переработке минерального сырья,
комплексность его использования, а также соблюдение установленных требований
при ликвидации и консервации горных предприятий, предупреждение и устране-
ние вредного влияния на окружающую среду, здания и сооружения.
При этом особое внимание обращалось на соблюдение установленных требова-
ний при нормировании потерь полезных ископаемых при их добыче и соблюдении
установленных требований при производстве маркшейдерских работ при разработ-
ке месторождений углеводородного сырья.
Показатели контрольно-профилактической работы территориальных органов
Ростехнадзора в области охраны недр и геолого-маркшейдерского контроля по чис-
лу обследований горных предприятий и числу выявленных нарушений по сравне-
нию с 2005 годом снизились на 12,2 и 12,6 % соответственно, что связано с умень-
шением численности инспекторского состава и сокращением специализированных
отделов по охране недр.
В то же время территориальными органами в отчетном периоде повышена требо-
вательность к нарушителям установленных требований. Так, за нарушение действу-
ющих правил и норм по охране недр привлечено к ответственности 2234 чел. (это на
41,7 % больше, чем в 2005 году, в том числе подвергнуто штрафным санкциям 1662
(это на 46,9 % больше, чем в 2005 году), общая сумма штрафов составила 12,9 млн
руб., что в 1,8 раза больше, чем в 2005 году. Общая сумма штрафов на 1 инспектора
составила 65,9 тыс. руб. (табл. 55).
Таблица 55
Основные показатели надзорной деятельности
Показатели
2005 г.
2006 г.
+/-
п/п
2006 г. к
2005 г.
1
Число обследований
9975
8759
-1216
2
Число выявленных нарушений правил и норм
58 093
50 754
-7339
3
Количество привлеченных к ответственности
1577
2234
+657
4
Подвергнуто штрафным санкциям
1131
1662
+531
5
Общая сумма штрафов, тыс. руб.
7036,1
12 923,7
+5887,6
6
Количество инспекторов
206
196
-10
7
Условный коэффициент эффективности
5,82
5,81
0
8
Стоимость одного штрафа, тыс. руб.
6,22
7,78
+1,56
9
Количество пунктов предписаний на 1 штраф
51,36
30,54
-20,82
10
Общая сумма штрафов на 1 инспектора, тыс. руб.
34,2
65,9
+ 31,7
Кроме того, профилактика правонарушений в области недропользования осу-
ществлялась в ходе разрешительной деятельности органов государственного горно-
го надзора. В результате этой деятельности рассмотрено:
технических проектов в части охраны недр — 2425, из них согласовано — 2190;
проектов планов развития горных работ — 5202, из них согласовано — 4988;
материалов обоснования нормативов потерь полезных ископаемых при добы-
че — 5263, из них согласовано — 4919;
заявок на застройку площадей залегания полезных ископаемых — 436, из них
выдано разрешений — 395;
128
материалов на ликвидацию и консервацию горных выработок — 9528, из них со-
гласовано — 9054.
При этом по результатам рассмотрения в проекты документов до их согласования
вносились многочисленные изменения и уточнения в целях приведения их в соот-
ветствие с установленными требованиями.
В 2006 году сохранилась тенденция роста добычи основных видов полезных ис-
копаемых, таких, как нефти, газа, угля, железных, медных, никелевых, апатит-не-
фелиновых, фосфоритовых руд, руд драгоценных металлов.
Территориальные органы постоянно ведут работу, направленную на сохранение
запасов полезных ископаемых, состоящих на учете предприятий.
Основными направлениями этой деятельности являлись:
надзор за полнотой и комплексностью отработки запасов полезных ископаемых,
недопущением оставления запасов, извлечение которых впоследствии будет затруд-
нено или невозможно;
надзор за складированием в спецотвалы попутно извлекаемых полезных ископа-
емых для их использования в будущем;
надзор за вовлечением в разработку ранее сохраненных запасов полезных иско-
паемых.
Потери полезных ископаемых при добыче и обогащении в основном соответству-
ют согласованным с территориальными органами нормативам потерь или ниже их.
Территориальными органами ведется работа по выявлению и недопущению орга-
низациями, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых, сверхнор-
мативных потерь.
В 2006 году предприятиями отчислено в бюджет за сверхнормативные потери по
представлению территориальных органов 8,5 млн руб. Сверхнормативные потери
были допущены:
ООО «Охотская горно-геологическая компания», ЗАО «Многовершинное», ОАО
«Ургалуголь» (Межрегиональное территориальное управление по Дальневосточному
федеральному округу);
ОАО «Октябрьский ДСК», ОАО «Котласское ДРСУ» (Управление по Архан-
гельской области); ОАО «Воронежское авиационное самолетостроительное обще-
ство» (Управление по Воронежской области); Белорученское рудоуправление ОАО
«Северсталь» (Управление по Вологодской области); ООО «А/с «Ангара» (Енисейское
межрегиональное территориальное управление) и др.
Территориальными органами принимались меры по своевременному внесению
налогов на добычу в бюджет. Контроль осуществлялся как при согласовании пла-
нов развития горных работ, целевых проверках, так и при совместных проверках с
налоговыми органами по согласованным планам-графикам.
При участии территориальных органов в контроле за достоверностью геолого-
маркшейдерских исходных данных для использования их при расчетах налога на
добычу дополнительно внесено в бюджет 118,6 млн руб (УТЭН по Оренбургской и
Саратовской областям, межрегиональные территориальные управления по Северо-
Западному и Приволжскому федеральным округам, Читинское межрегиональное
управление).
По данным Федеральной налоговой службы России, в 2006 году в государствен-
ный бюджет поступило 1162,3 млрд руб. налога на добычу полезных ископаемых,
что на 27,9 % больше, чем в 2005 году. Удельный вес горных налогов составил 97,8 %

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..