ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 21

 

 

321
Заказы в НТЦ ЯРБ на выполнение работ по экспертизе безопасности в 2007 году
поступили:
от 6 Управления Ростехнадзора
171;
от 7 Управления Ростехнадзора
15;
от 8 Управления Ростехнадзора
11;
от других организаций
5.
Работы НТЦ ЯРБ по экспертизе безопасности в 2006 году были выполнены по
следующим объектам использования атомной энергии:
ядерные установки
131;
пункты хранения ЯМ, РВ и РАО
34;
ядерные материалы
26;
иные объекты
11.
Проведенные в НТЦ ЯРБ работы по экспертизе безопасности были непосред-
ственно связаны с осуществляемой Ростехнадзором процедурой лицензирования.
В числе выполненных работ более 75 относятся к комплексным работам, которые
охватывали оценку обоснований безопасности энергоблоков АЭС, других ядерных
установок, а также пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов. В частности, среди комплексных работ НТЦ ЯРБ по экс-
пертизе безопасности объектов использования атомной энергии следует отметить
разработку следующих экспертных заключений:
Безопасность сооружаемого энергоблока № 2 Ростовской АЭС в связи с внесе-
нием изменений в проектную документацию;
Безопасность сооружаемого энергоблока № 4 Калининской АЭС;
Безопасность размещения энергоблоков № 1 и № 2 Ленинградской АЭС-2;
Безопасность эксплуатации энергоблока № 3 Смоленской АЭС;
Безопасность эксплуатации энергоблоков № 1, 2 Белоярской АЭС;
Безопасность сооружения ХТРО III группы Курской АЭС;
Безопасность сооружения КП ЖРО Курской АЭС.
Выполненные в 2007 году работы по экспертизе безопасности объектов исполь-
зования атомной энергии распределились по тематическим направлениям следую-
щим образом:
36 % — модернизация систем безопасности и систем, важных для безопасности
действующих ОИАЭ, с оценкой изменений, вносимых в связи с модернизацией в
проектную, конструкторскую и эксплуатационную документацию;
41 % — новые дополнения к обоснованию безопасности, методики оценки оста-
точного ресурса оборудования и сооружений, результаты испытаний оборудования,
проектные документы и др.;
11 % — проведение НИР с применением ядерных материалов, применение ядер-
ного топлива в виде различных тепловыделяющих сборок и др.;
12 % — обоснование безопасности новых сооружаемых, а также действующих
объектов использования атомной энергии (в связи с окончанием срока действия ли-
цензии, включая эксплуатацию энергоблоков АЭС в дополнительный период сверх
проектного срока).
В 2007 году НТЦ ЯРБ по поручению Ростехнадзора в рамках процедуры лицен-
зирования были оценены обосновывающие документы следующих организаций,
обратившихся в Ростехнадзор с заявлениями на получение лицензии на право про-
ведения экспертизы:
322
Открытое акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский ин-
ститут по эксплуатации атомных станций» — заявление о выдаче лицензии на про-
ведение экспертизы проектной документации и документов, обосновывающих обе-
спечение ядерной и радиационной безопасности АЭС;
Федеральное государственное учреждение Российский научный центр
«Курчатовский институт» — заявление о выдаче лицензии на право проведения экс-
пертизы проектной, конструкторской документации и документов, обосновываю-
щих обеспечение ядерной и радиационной безопасности атомных станций (блоков
атомных станций) с реакторами типа ВВЭР, ВК и ВБЭР;
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный Центр «Р.А.Н.» —
заявление о выдаче лицензии на проведение экспертизы проектной, конструктор-
ской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспече-
ние ядерной и радиационной безопасности ядерных установок и хранилищ радио-
активных отходов;
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийское произ-
водственное объединение «Зарубежатомэнергострой» — заявление на получение ли-
цензии на проведение экспертизы проектной, конструкторской и технологической
документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиацион-
ной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хране-
ния ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных от-
ходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными ве-
ществами и радиоактивными отходами.
В 2007 году НТЦ ЯРБ по поручению Ростехнадзора в рамках процедуры лицен-
зирования были оценены обосновывающие документы следующих организаций,
обратившихся в Ростехнадзор с заявлениями на получение лицензии на право про-
ведения проектных и конструкторских работ:
Открытое акционерное общество «Сосновоборский проектно-изыскательский
институт «ВНИПИЭТ» — заявление о выдаче лицензии на проектирование отдель-
ных систем, зданий и сооружений атомных станций (блоков атомных станций) с ре-
акторами РБМК;
Федеральное государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургский
научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Атомэнергопроект»
заявление на выдачу лицензии на проектирование и конструирование атомных стан-
ций (блоков атомных станций); стационарных объектов или сооружений, предна-
значенных для хранения ядерных материалов или для хранения радиоактивных от-
ходов, расположенных на территории атомных станций.
2.3.1.3. Развитие системы менеджмента качества экспертизы НТЦ ЯРБ
В 2007 году вопросы развития системы менеджмента качества экспертизы вошли
в новую фазу. Этому новому состоянию предшествовал длительный период адапта-
ции сотрудников НТЦ ЯРБ, занимающихся экспертной деятельностью.
В немалой степени положительным фактором реализации нового подхода к ре-
ализации процесса экспертизы послужил факт успешной сертификации Системы
менеджмента качества НТЦ ЯРБ на соответствие требованиям стандартов серии
ИСО 9001:2001 в системе ГОСТ Р и международной системе DAR/TGA.
Наличие сертификатов и успешное прохождение внешних аудитов, проведенных
силами компетентных сотрудников контролирующей организации, также способ-
323
ствовали углублению и расширению понимания сотрудниками НТЦ поступатель-
ности и необратимости процесса распространения принципов и методов СМК, во-
площенных в конкретные документы, рационально регламентирующие все этапы
организации и проведения экспертизы.
При этом следует отметить реализацию в полной мере механизма обратной свя-
зи. Так, например, система ведения записей по экспертизе, неоднократно претер-
певавшая изменения по форме, содержанию и объему заносимой информации, об-
рела в конечном итоге лаконичный и одновременно достаточно информативный
шаблон, подлежащий заполнению в ходе экспертизы и позволяющий отслеживать
фактически в режиме реального времени состояние разработки и прохождение кон-
трольных точек процесса создания конечного продукта — экспертных заключений
НТЦ ЯРБ.
Результаты проведения внутреннего аудита НТЦ ЯРБ в период с 16 по 25 апре-
ля 2007 года и внешнего аудита менеджмента качества экспертизы в период с 4 по
7 декабря 2007 года подтвердили эффективность созданной системы, а выявлен-
ные недостатки нашли отражение в откорректированной карте процесса эксперти-
зы НТЦ ЯРБ.
2.3.1.4. Проблемы экспертизы безопасности ОИАЭ и пути их решения
Одной из значимых проблем, связанных с обеспечением требуемого уровня ор-
ганизации экспертизы безопасности в области использования атомной энергии, яв-
ляется дефицит высококвалифицированных технических экспертов.
В целях решения этой проблемы НТЦ ЯРБ проводит целенаправленную рабо-
ту по постоянному расширению состава технических специалистов, привлекаемых
в качестве экспертов в области использования атомной энергии. В 2007 году наме-
тились положительные тенденции, обусловленные как привлечением на постоян-
ную работу высококлассных специалистов из других организаций, так и система-
тической деятельностью по обучению специалистов необходимой квалификации в
НТЦ ЯРБ.
Другой значимой проблемой, связанной с обеспечением требуемого уровня экс-
пертизы безопасности в области использования атомной энергии, является пробле-
ма сохранения знаний и опыта, которыми располагают эксперты старшего возраста.
Деятельность МАГАТЭ, а также практика ряда стран (в частности, Германии и США)
свидетельствует о принятии в развитых зарубежных странах соответствующих мер
для максимального сохранения знаний уходящего поколения специалистов в об-
ласти использования атомной энергии, и в частности экспертов. Соответствующая
деятельность в зарубежных странах проводится в рамках специальных программ ме-
неджмента знаний и активно поддерживается органами регулирования безопасно-
сти в области использования атомной энергии. Определенная работа в этом направ-
лении проводится и в НТЦ ЯРБ посредством привлечения молодых специалистов
к экспертизе в качестве дублеров и стажеров у опытных работников.
Анализ и обобщение опыта организации и проведения экспертизы безопасности
в области использования атомной энергии свидетельствуют о том, что деятельность
по экспертизе безопасности осуществляется в полном соответствии с действующим
в Российской Федерации законодательством и имеет адекватное организационно-
методическое сопровождение со стороны НТЦ ЯРБ как ведущей экспертной орга-
низации в области использования атомной энергии в системе Ростехнадзора.
324
2.3.2. Экспертиза промышленной безопасности
Целью экспертизы промышленной безопасности является определение соответ-
ствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной без-
опасности. Обязательные требования в области экспертизы промышленной безопас-
ности определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов», а также нормативными документами Ростехнадзора.
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности органи-
зована в рамках Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтроль-
ных Ростехнадзору, которая представляет собой совокупность участников этой дея-
тельности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках
которых организуется и осуществляется аккредитация и экспертная деятельность в
области промышленной безопасности.
В 2007 году Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору России утверждено и зарегистрировано 308 968 заключений экспер-
тизы промышленной безопасности, в утверждении 8683 заключений было отказано
ввиду их несоответствия установленным требованиям (по данным, полученным от
75 территориальных органов Ростехнадзора). Распределение утвержденных заключе-
ний по объектам экспертизы промышленной безопасности приведено на рис. 32.
Основной объем экспертизы при-
ходится на технические устройства,
применяемые на опасных производ-
ственных объектах, и связан с прод-
лением сроков их безопасной эксплу-
атации.
Организация деятельности по про-
ведению экспертизы промышленной
безопасности в 2007 году была свя-
зана со следующими направлениями
работ:
Рис. 32. Распределение утвержденных
аттестацией экспертов, осущест-
заключений по объектам экспертизы
промышленной безопасности
вляющих экспертизу промышленной
безопасности;
аккредитацией экспертных организаций;
подготовкой и повышением квалификации экспертов и специалистов эксперт-
ных организаций в области промышленной безопасности;
проведением работ по экспертизе промышленной безопасности.
Первоочередными задачами по совершенствованию экспертизы промышленной
безопасности следует считать:
разработку методической документации по экспертизе промышленной безопас-
ности, неразрушающему контролю и расчету остаточного ресурса. Разработка ор-
ганизационно-методических документов по выполнению работ по экспертизе про-
мышленной безопасности, неразрушающему контролю и расчету остаточного ре-
сурса (при их отсутствии) является одним из этапов экспертизы промышленной
безопасности и осуществляется экспертными организациями или по их заказу спе-
циализированными организациями;
приведение всех экспертных организаций, имеющих лицензии на экспертизу
промышленной безопасности, в соответствие с лицензионными требованиями, из-
325
ложенными в Положении о лицензировании деятельности по проведению экспер-
тизы промышленной безопасности (утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.06.06 № 389);
строгое соблюдение при экспертизе промышленной безопасности технических
устройств, применяемых на опасных производственных объектах, продлении сро-
ков их безопасной эксплуатации требований Положения о порядке продления сро-
ка безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений
на опасных производственных объектах (РД 03-484-02).
Учитывая вышесказанное, необходимо детально и систематически анализировать
деятельность организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопас-
ности. Работа по сбору ключевых показателей деятельности экспертных организа-
ций начата в 2007 году. Продолжение этой работы и получение основных результа-
тов намечены на 2008 год.
2.3.3. Государственная экологическая экспертиза
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.07.04 № 401, Ростехнадзор является специально упол-
номоченным государственным органом в области экологической экспертизы в уста-
новленной сфере деятельности.
Структура подразделений Ростехнадзора, осуществляющих организацию и про-
ведение государственной экологической экспертизы, включает:
в центральном аппарате — Управление государственного экологического над-
зора;
в территориальных органах — экспертные подразделения в территориальных ор-
ганах Ростехнадзора по технологическому и экологическому надзору.
Фактическая общая численность специалистов, осуществляющих организацию
и проведение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) в установ-
ленной сфере деятельности Ростехнадзора, — 320 человек, включая 9 человек — цен-
тральный аппарат.
Количество материалов, поступивших на ГЭЭ, включая принятые, отклоненные,
находящиеся в процессе и на рассмотрении по процедуре ГЭЭ, организованной и
проведенной центральным аппаратом Ростехнадзора:
общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, — 209;
число материалов, принятых на ГЭЭ, — 148, в том числе:
утверждено заключений ГЭЭ, всего — 133, из них: утверждено положительных
заключений ГЭЭ — 121; утверждено отрицательных заключений ГЭЭ — 12;
число материалов, находящихся в процессе (имеется приказ об организации
ГЭЭ), — 15;
количество неначатых ГЭЭ — 61, в том числе: отказано в проведении ГЭЭ — 41,
число материалов, находящихся на рассмотрении (отсутствует приказ об организа-
ции ГЭЭ), — 20.
Таблица 113
Сведения о деятельности Ростехнадзора в области организации и проведения государственной экологической экспертизы за 2007 год
Название территориального
органа
Т00
Центральный аппарат
9
209
148
133
121
12
15
61
41
20
285
168
7,82
6,93
100
Центральный федеральный округ
Т01
Московское МТУ
12
204
159
134
71
63
25
45
13
32
234
0
4,22
3,20
200
Т02
МТУ по ЦФО
3
747
740
701
655
46
39
7
0
7
10
210
3,20
2,92
140
Т03
УТЭН по Рязанской области
3
77
74
71
69
2
3
3
3
0
47
71
1,05
0,93
40
Т04
УТЭН по Смоленской области
5
29
27
21
21
0
6
2
0
2
55
0
1,33
0,83
40
Т05
УТЭН по Тверской области
7
851
538
510
507
3
28
313
211
102
102
510
5,17
8,58
140
Т06
УТЭН по Белгородской области
3
189
168
157
123
34
11
21
12
9
49
189
1,62
1,50
50
Т07
УТЭН по Курской области
5
146
120
106
103
3
14
26
20
6
24
106
1,76
1,71
100
Т08
УТЭН по Брянской области
3
85
79
72
72
0
7
6
2
4
63
72
0,99
0,78
100
Т09
УТЭН по Калужской области
5
103
80
74
64
10
6
23
18
5
80
594
0,59
0,54
40
Т10
УТЭН по Орловской области
5
116
105
100
98
2
5
11
2
9
12
100
1,54
1,52
50
Т11
УТЭН по Тульской области
1
37
35
35
35
0
0
2
2
0
54
35
0,61
0,61
40
Т12
УТЭН по Воронежской области
5
491
381
317
304
13
64
110
69
41
133
317
3,59
3,59
100
Т13
УТЭН по Липецкой области
3
103
84
72
68
4
12
19
10
9
58
72
1,46
1,3
50
Т14
УТЭН по Тамбовской области
8
42
38
37
36
1
1
4
2
2
61
23
0,19
0,17
40
Т15
УТЭН по Владимирской области
5
95
86
68
37
31
18
9
0
9
131
68
1,98
1,72
40
Т16
УТЭН по Ивановской области
5
109
95
90
89
1
5
14
11
3
16
38
1,14
1,02
40
Название территориального
органа
Т17
УТЭН по Костромской области
2
333
326
311
298
13
15
7
2
5
75
86
1,58
1,45
80
Т18
УТЭН по Ярославской области
4
189
150
114
110
4
36
39
0
39
35
189
4,62
3,69
80
Итого:
84
3946
3285
2990
2760
230
295
661
377
284
1239
2680
36,71
36,1
1370
Северо-Западный федеральный округ
Т19
МТУ по СЗФО
8
381
287
276
264
12
11
94
89
5
4
276
3,58
3,44
100
Т20
УТЭН по Калининградской об-
2
220
112
109
104
5
3
108
99
9
35
42
0,71
0,95
80
ласти
Т21
УТЭН по Новгородской обла-
5
75
71
69
68
1
2
4
0
4
0
0
1,07
1,0
40
сти
Т22
УТЭН по Псковской области
5
44
40
40
34
6
0
4
3
1
43
40
0,87
0,84
40
Т23
УТЭН по Республике Карелия
5
114
82
75
75
0
7
32
29
3
95
75
1,43
1,29
40
Т24
Печорское межрегиональное
2
62
27
24
22
2
3
35
32
3
133
24
0,90
0,81
40
УТЭН
Т25
УТЭН по Мурманской области
3
71
54
50
47
3
4
17
15
2
30
50
1,34
1,21
40
Т26
УТЭН по Архангельской об-
3
68
45
40
40
0
5
23
15
8
35
40
1,56
1,5
80
ласти
Т27
УТЭН по Вологодской области
4
159
114
101
95
6
13
45
41
6
330
109
1,43
1,27
80
Итого:
37
1196
832
784
749
35
48
364
323
41
705
656
12,89
12,31
540
Южный федеральный округ
Т28
МТУ по ЮФО
5
133
98
84
83
1
14
35
16
19
30
84
3,24
3,13
100
Название территориального
органа
Т29
Северо-Кавказское межрегио-
4
962
288
269
259
10
19
674
654
20
307
0
1,91
2,47
140
нальное УТЭН
Т30
УТЭН по Республике
2
15
13
13
13
0
0
2
0
2
6
13
0,54
0,48
40
Ингушетия
Т31
УТЭН по Республике Дагестан
3
74
60
58
56
2
2
14
12
2
219
58
1,11
1,1
40
Т32
УТЭН по Чеченской
5
41
31
28
28
0
3
10
2
8
11
28
0,83
0,83
40
Республике
Т33
УТЭН по Кабардино-
5
76
55
21
21
0
34
21
5
16
6
21
0,94
0,84
40
Балкарской Республике
Т34
УТЭН по Ставропольскому
3
89
83
76
72
4
7
6
1
5
27
76
0,88
0,83
40
краю
Т35
УТЭН по Карачаево-
1
30
23
23
23
0
0
7
6
1
15
1
0,2
0,2
40
Черкесской Республике
Т36
УТЭН по Республике Северная
5
141
114
108
107
1
6
27
9
18
10
108
1,58
1,46
40
Осетия — Алания
Т37
УТЭН по Астраханской области
2
211
44
42
41
1
2
167
163
4
89
50
0,85
0,75
40
Т38
Нижне-Волжское межрегио-
7
338
259
233
217
16
26
79
57
22
120
232
5,54
4,75
100
нальное УТЭН
Итого:
42
2110
1068
955
920
35
113
1042
925
117
840
671
17,66
16,88
660
Приволжский федеральный округ
Т39
МТУ по Приволжскому ФО
5
131
91
75
71
4
16
40
38
2
49
75
1,43
1,42
140
Название территориального
органа
Т40
УТЭН по Республике
6
478
368
341
238
103
27
110
43
67
209
341
9,48
8,81
100
Башкортостан
Т41
УТЭН по Республике Марий Эл
1
18
18
16
13
3
2
0
0
0
19
19
0,35
0,35
40
Т42
УТЭН по Республике
6
1842
1553
1435
1323
112
118
289
203
86
53
1434
15,8
14,09
140
Татарстан (Татарстан)
Т43
УТЭН по Чувашской
5
70
65
57
34
23
8
5
0
5
65
57
1,39
1,39
80
Республике — Чувашия
Т44
УТЭН по Республике
4
139
127
124
115
9
3
12
5
7
24
124
0,93
0,94
60
Мордовия
Т45
УТЭН по Удмуртской
3
343
297
275
259
16
22
46
29
17
42
275
5,81
3,46
80
Республике
Т46
УТЭН по Кировской области
4
141
126
114
72
42
12
15
7
8
4
70
1,81
1,51
60
Т47
Пермское межрегиональное
5
301
193
181
174
7
12
108
96
12
306
181
3,11
2,81
80
УТЭН
Т48
УТЭН по Оренбургской области
4
176
113
97
87
10
16
63
47
16
70
97
2,59
2,33
40
Т49
УТЭН по Пензенской области
5
86
67
57
52
5
10
19
9
10
56
57
1,29
1,18
40
Т50
УТЭН по Саратовской области
3
127
125
109
106
3
16
2
0
2
29
100
2,58
2,2
70
Т51
УТЭН по Ульяновской области
1
54
54
49
47
2
5
0
0
0
83
49
0,96
0,94
40
Т52
УТЭН по Самарской области
1
178
154
145
139
6
9
24
8
16
73
145
2,91
3,1
70
Итого:
52
3906
3197
2930
2591
339
267
709
477
232
1009
2879
47,56
41,43
1040
Название территориального
органа
Уральский федеральный округ
Т53
МТУ по УФО
3
374
257
237
209
28
20
117
76
41
84
237
2,04
1,61
100
Т54
УТЭН по Курганской области
4
72
42
42
42
0
0
30
14
16
86
84
1,39
1,29
60
Т55
УТЭН по Челябинской обла-
4
57
25
17
17
0
8
32
15
17
41
43
1,5
1,33
60
сти
Т56
УТЭН по Тюменской области
5
185
161
141
139
2
20
24
5
19
46
115
4,9
4,85
60
Т57
УТЭН по Ханты-Мансийскому
2
416
342
331
278
53
11
74
65
9
21
336
24,54
20,26
120
АО — Югра
Т58
УТЭН по Ямало-Ненецкому
3
249
217
214
198
16
3
32
26
6
58
79
3,01
2,60
80
АО
Итого:
21
1353
1044
982
883
99
62
309
201
108
336
894
37,39
31,94
480
Сибирский федеральный округ
Т59
МТУ по СФО
5
152
84
76
65
11
8
68
57
11
156
77
1,08
0,96
80
Т60
УТЭН по Омской области
5
21
17
17
14
3
0
4
4
0
72
17
0,77
0,77
60
Т61
УТЭН по Томской области
5
341
281
266
253
13
15
60
46
14
166
266
3,59
3,05
100
Т62
Алтайское межрегиональное
3
359
279
193
189
4
86
80
19
61
155
279
9,91
8,65
80
УТЭН
Т63
УТЭН по Республике Бурятия
2
51
34
32
30
2
2
17
1
16
48
32
0,48
0,42
40
Т64
УТЭН по Республике Хакасия
2
59
56
47
45
2
9
3
2
1
4
18
0,93
0,75
40
Т65
Енисейское межрегиональное
4
196
154
152
148
4
2
42
40
2
171
154
5,15
5,15
100
УТЭН
Название территориального
органа
Т66
Иркутское межрегиональное
5
130
71
66
59
7
5
59
52
7
190
66
1,16
1,16
50
УТЭН
Т67
УТЭН по Кемеровской области
4
362
245
204
204
0
41
117
94
23
63
204
10,47
9,2
50
Т68
Читинское межрегиональное
10
113
99
90
88
2
9
14
5
9
168
90
0,77
0,74
40
УТЭН
Итого:
45
1784
1320
1143
1095
48
177
464
320
144
1193
1203
34,32
30,86
640
Дальневосточный федеральный округ
Т70
МТУ по ДФО
5
161
117
106
100
6
11
44
19
25
103
154
2,28
2,26
100
Т71
УТЭН по Амурской области
4
70
43
40
38
2
3
27
23
4
52
70
1,75
1,61
40
Т72
УТЭН по Республике Саха
6
117
104
90
79
11
14
13
7
6
32
127
2,11
1,97
60
(Якутия)
Т73
УТЭН по Приморскому краю
5
225
211
209
206
3
2
14
10
4
105
209
2,04
1,98
100
Т74
Камчатское межрегиональное
2
38
22
16
16
0
6
16
8
8
45
36
1,56
1,45
40
УТЭН
Т75
УТЭН по Магаданской области
5
23
16
12
12
0
4
7
5
2
30
12
0,36
0,75
30
Т76
УТЭН по Сахалинской области
2
43
38
33
33
0
5
5
4
1
50
33
0,85
0,8
30
Т77
УТЭН по Чукотскому АО
1
7
3
3
3
0
0
4
1
3
0
3
0,104
0
30
Итого:
30
684
554
509
487
22
45
130
77
53
417
644
11,05
10,83
430
Всего по территориальным органам
311
14979
11300
10293
9485
808
1007
3679
2700
979
5739
9627
197,59
180,35
5160
Ростехнадзора
Всего по Ростехнадзору
320
15188
11448
10426
9606
820
1022
3740
2741
999
6024
9795
205,41
187,28
5260
332
Количество материалов, поступивших на ГЭЭ, включая принятые, отклоненные,
находящиеся в процессе и на рассмотрении по процедуре ГЭЭ, организованной и
проведенной территориальными органами Ростехнадзора:
общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, — 14 979;
число материалов, принятых на ГЭЭ — 11 300, в том числе:
утверждено заключений ГЭЭ, всего — 10 293, из них: утверждено положительных
заключений ГЭЭ — 9485; утверждено отрицательных заключений ГЭЭ — 808;
число материалов, находящихся в процессе (имеется приказ об организации
ГЭЭ), — 1007;
количество неначатых ГЭЭ — 3679, в том числе: отказано в проведении ГЭЭ —
2700, число материалов, находящихся на рассмотрении (отсутствует приказ об ор-
ганизации ГЭЭ), — 979.
Рис. 33. Динамика поступивших материалов на ГЭЭ и количества утвержденных ГЭЭ
центральным аппаратом Ростехнадзора и территориальными органами Ростехнадзора
(в разрезе федеральных округов) в 2007 году
333
Рис. 34. Динамика проведения ГЭЭ по Ростехнадзору за 2005-2007 годы
Из всего объема представленных на государственную экологическую экспертизу
материалов доля отказов в проведении ГЭЭ от общего количества материалов, по-
ступивших на ГЭЭ, составляет:
в центральном аппарате — 20 %;
в территориальных органах — 18 %.
Доля отрицательных заключений государственной экологической экспертизы,
составляет:
в центральном аппарате — 9 %;
в территориальных органах — 8 %.
Основные недостатки материалов, представляемых на ГЭЭ:
1. Отсутствие необходимых согласований контрольных и надзорных органов.
2. Отсутствие материалов, отражающих общественное мнение по вопросам на-
мечаемой деятельности.
3. Низкое качество представленных на ГЭЭ материалов.
4. Недостаточная проработка вопросов в части оценки воздействия на окружа-
ющую среду и разработки мероприятий по минимизации воздействия объектов хо-
зяйственной деятельности на окружающую среду.
5. Представление искаженной информации.
6. Незнание заказчиками ГЭЭ положений нормативных правовых актов, регулиру-
ющих отношения в сфере лицензирования рассматриваемого вида деятельности.
В реестр объектов государственной экологической экспертизы Ростехнадзора в
2007 году включено 9795 объектов.
Реестр экспертов, привлекаемых центральным аппаратом и территориальными
органами Ростехнадзора в состав экспертных комиссий государственной экологи-
ческой экспертизы, включает 6024 специалиста.
334
В 2007 году центральным аппаратом Ростехнадзора осуществлена проверка экс-
пертных подразделений 10 территориальных органов Ростехнадзора — МТУ по
Центральному федеральному округу, МТУ по Уральскому федеральному округу,
УТЭН по Ямало-Ненецкому автономному округу, Иркутское межрегиональное
УТЭН, МТУ по Сибирскому федеральному округу, Нижне-Волжское межрегиональ-
ное УТЭН, УТЭН по Кемеровской области, УТЭН по Мурманской области, УТЭН
по Ярославской области, УТЭН по Республике Северная Осетия — Алания
По результатам проверки выявлены следующие недостатки при организации и
проведении государственной экологической экспертизы:
экспертные комиссии государственных экологических экспертиз состоят из чет-
ного количества членов экспертных комиссий, что противоречит Регламенту про-
ведения государственной экологической экспертизы (Иркутское МТУ, МТУ по
СФО);
несоблюдение сроков проведения государственной экологической экспертизы
(МТУ по ЦФО, УТЭН по Мурманской области, Иркутское МТУ);
несоблюдение сроков и порядка направления заказчику результатов ГЭЭ (МТУ
по ЦФО);
проведение государственной экологической экспертизы некомплектных мате-
риалов, проведение государственной экологической экспертизы по объектам фе-
дерального уровня (УТЭН по ЯНАО);
нарушение порядка организации и проведения государственной экологической
экспертизы в части несоблюдения ответственными исполнителями сроков уведом-
ления заказчиков ГЭЭ, органов местного самоуправления отмечено практически во
всех территориальных органах Службы.
В течение 2007 года за организацию и проведение государственной экологиче-
ской экспертизы к оплате представлено счетов на сумму 205,41 млн руб., оплачено
счетов на сумму 187,28 млн руб.
Наибольшее количество поступивших материалов на ГЭЭ представлены в Северо-
Кавказское межрегиональное УТЭН — 962, МТУ по Центральному федерально-
му округу — 747, УТЭН по Республике Татарстан — 1842, УТЭН по Тверской обла-
сти — 851.
Наименьшее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, представлены в УТЭН
по Магаданской области — 23, УТЭН по Республике Ингушетия — 15, УТЭН по
Республике Марий Эл — 18, УТЭН по Чукотскому АО — 7.
Наибольшее количество отрицательных заключений от общего числа утверж-
денных заключений ГЭЭ утверждены в Московском МТУ — 63 (47 %), УТЭН по
Республике Башкортостан — 103 (30 %), УТЭН по Владимирской области — 31
(46 %), УТЭН по Кировской области — 42 (37 %).
Наибольшее число отказов в проведении ГЭЭ представлены в Северо-Кавказском
МТУ — 654 (68 %), УТЭН по Астраханской области — 163 (77 %), УТЭН по
Калининградской области — 99 (45 %), Печорское МТУ — 32 (52 %).
За 2007 год объем поступивших материалов по сравнению с показателями анало-
гичного периода 2006 года уменьшился: в центральном аппарате Ростехнадзора — на
281 материал (на 57 %); в территориальных органах Ростехнадзора — на 56 653 мате-
риала (на 79 %); в целом по Ростехнадзору — на 56 934 материала (на 79 %).
За 2007 год количество заключений государственной экологической экспертизы
по сравнению с показателями аналогичного периода 2006 года уменьшилось: в цен-
335
тральном аппарате Ростехнадзора — на 164 заключения (на 55 %); в территориальных
органах Ростехнадзора — на 41 686 заключений (на 80 %); в целом по Ростехнадзору
на 41 850 заключений (на 80 %).
Таблица 114
Показатели деятельности центрального аппарата Ростехнадзора
в 2005-2007 годах по организации и проведению ГЭЭ
Наименование показателя
Всего за
Всего за
Всего за
Динамика
п/п
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2006-2007 гг.
1
Количество специалистов
16
10
9
-1
в экспертном подразделе-
нии, фактически
2
Общее количество мате-
465
490
209
-281 (<57 %)
риалов, поступивших на
ГЭЭ
3
Утверждено заключений
259 (79 % от
297 (79 % от
133 (90 % от
-164 (< 55 %)
ГЭЭ всего, из них:
принятых)
принятых)
принятых)
4
получили положитель-
175 (68 % от
268 (90,2 %
121 (91 % от
-147 (< 55 %)
ное заключение
утвержд.)
от утвержд.)
утвержд.)
5
получили отрицательное
84 (32 % от
29 (9,8 % от
12 (9 % от
-17 (<59 %)
заключение
утвержд.)
утвержд.)
утвержд.)
6
Число отказов в проведе-
53 (12 % от
80 (16 % от
41 (20 % от
-39 (<49 %)
нии ГЭЭ
поступив-
поступив-
поступив-
ших)
ших)
ших)
7
Количество экспертов, вне-
450
170
285
сенных в реестр
8
Число объектов ГЭЭ, вне-
420
411
168
сенных в реестр
9
Представлено к оплате за
13,1
24
7,82
—16,18
проведение ГЭЭ, млн руб.
10
Оплачено за проведение
13
24,5
6,93
—17,57
ГЭЭ, млн руб.
Таблица 115
Показатели деятельности территориальных органов Ростехнадзора
в 2005-2007 годах по организации и проведению ГЭЭ
Наименование показателя
Всего за
Всего за
Всего за
Динамика
п/п
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2006-2007 гг.
1
Количество специалистов в
427
389
311
-78
экспертных подразделени-
ях, фактически
2
Общее количество мате-
59 609
71 632
14 979
-56 653 (<79 %)
риалов, поступивших на
ГЭЭ
3
Утверждено заключений
42 780 (89 %
51 979 (90 %
10 293 (91 %
-41 686 (< 80 %)
ГЭЭ всего, из них:
от приня-
от приня-
от приня-
тых)
тых)
тых)
336
Наименование показателя
Всего за
Всего за
Всего за
Динамика
п/п
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2006-2007 гг.
4
получили положитель-
39 597
49 399 (95 %
9485 (92 %
-39 914 (< 81 %)
ное заключение
(92,5 % от
от утвержд.)
от утвержд.)
утвержд.)
5
получили отрицательное
3183 (7,4 %
2580 (5 % от
808 (8 % от
-1772 (< 69 %)
заключение
от утвержд.)
утвержд.)
утвержд.)
6
Число отказов в проведе-
9478 (16 %
10 512 (15 %
2700 (18 %
-7812 (< 74 %)
нии ГЭЭ
от посту-
от посту-
от посту-
пивших)
пивших)
пивших)
7
Количество экспертов, вне-
8215
6926
5739
сенных в реестр
8
Число объектов ГЭЭ, вне-
36 696
40 623
9627
сенных в реестр
9
Представлено к оплате за
82,6
1008,9
197,59
-811,31
проведение ГЭЭ, млн руб.
10
Оплачено за проведение
72,3
942,88
180,35
-762,53
ГЭЭ, млн руб.
В 2007 году проходила процедура согласования Ростехнадзором структур орга-
нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области экологи-
ческой экспертизы.
Представлены на согласование в Ростехнадзор структуры органов исполнитель-
ной власти субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы
следующих субъектов Российской Федерации (всего 45):
Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика
Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Коми,
Республика Татарстан, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край,
Хабаровский край, Амурская область, Владимирская область, Калужская область,
Костромская область, Курская область, Ленинградская область, Магаданская область,
Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Тюменская область,
Ульяновская область, Ярославская область, Ямало-Ненецкий автономный округ,
Республика Алтай, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Чувашская
Республика, Архангельская область, Вологодская область, Воронежская область,
Кировская область, Курганская область, Нижегородская область, Новосибирская об-
ласть, Омская область, Ростовская область, Свердловская область, Тверская область,
Томская область, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, г. Москва.
Ростехнадзором согласованы структуры органов исполнительной власти субъек-
тов Российской Федерации в области экологической экспертизы следующих субъ-
ектов Российской Федерации (всего 27):
Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан,
Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика
Татарстан, Алтайский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский
край, Хабаровский край, Амурская область, Владимирская область, Калужская об-
ласть, Костромская область, Курская область, Ленинградская область, Магаданская
область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Тюменская
область, Ульяновская область, Ярославская область, Ямало-Ненецкий автономный
округ, г. Москва.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..