ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 19

 

 

289
Укомплектованность отделов государственного строительного надзора не позво-
ляет качественно осуществлять даже плановый надзор за объектами, так как нагрузка
на инспекторов превышает всякие допустимые пределы. Так, в 2007 году на одного
специалиста в среднем приходилось по 40 объектов. А в некоторых УТЭН количе-
ство поднадзорных объектов на одного инспектора превышает 100 и более: УТЭН по
Курской области — 121 объект, УТЭН по Республике Саха (Якутия) — 112 объектов,
УТЭН по Липецкой области — 176 объектов, Енисейское межрегиональное управле-
ние — 183 объекта, в УТЭН по Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автоном-
ным округам эта цифра вообще превышает 500 и 400 объектов соответственно!
Серьезной недоработкой является незнание должностными лицами террито-
риальных органов приказа руководителя Ростехнадзора от 26.12.06 № 1129 «Об
утверждении и введении в действие порядка проведения проверок при осуществле-
нии государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии
построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального
строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нор-
мативных правовых актов, проектной документации» (РД-11-04-2006). В результа-
те этого проведение проверок осуществляется формально, с грубыми нарушения-
ми требований руководящих документов. Приказы или распоряжения о проведении
проверки зачастую отсутствуют (УТЭН по Ханты-Мансийскому автономному окру-
гу), акты о результатах проверок либо вообще не составляются (УТЭН по Орловской
области), либо составляются с нарушениями требований РД-11-04-2006.
Более того, инспектора отделов не знают, как составляются акты, предписания
и другие документы, что свидетельствует об отсутствии контроля за их работой со
стороны руководства МТУ и УТЭН, а также крайне низком уровне их специальных
знаний. Вместе с тем на проведение занятий по обучению в конце 2007 года прибы-
ло лишь 30 % инспекторского состава, из них начальников отделов — только 10 %.
Следствие этого — плохое качество контроля за оформлением исполнительной
документации. Общие журналы учета выполненных работ на объектах не регистри-
руются в территориальных управлениях, ведутся крайне небрежно, а порой отсут-
ствуют вообще.
Кроме того, отсутствует контроль за устранением застройщиками недостат-
ков, указанных в предписаниях, извещения об устранении выявленных замечаний
не представляются (УТЭН по Республике Башкортостан, Республике Марий Эл,
Кировской и Орловской областям, Ямало-Ненецкому автономному округу).
Анализ результатов проверок, проведенных в территориальных органах
Ростехнадзора, свидетельствует о недостаточной работе по соблюдению требова-
ний Кодекса об административных правонарушениях.
Неудовлетворительно ведется работа в этом направлении в УТЭН по Белгородской,
Орловской, Курганской, Свердловской, Кировской областям, Республике Чувашия.
Так, например, в УТЭН по Белгородской области при наличии 207 поднадзорных
объектов было проведено 386 проверок, отмечено 233 нарушения, однако не со-
ставлено ни одного протокола и не наложено ни копейки штрафных санкций. В
УТЭН по Орловской области при наличии 76 поднадзорных объектов было прове-
дено 80 проверок, составлено только 8 протоколов, а сумма наложенных штрафов
составила 65 тыс. руб.
Лучше эта работа поставлена в Енисейском МТУ, УТЭН по Ставропольскому
краю, Воронежской, Курской, Саратовской, Сахалинской областям, Республике
290
Саха (Якутия) и Чукотскому АО. Плохо работа идет в УТЭН по Белгородской
области, Республике Ингушетия и Республике Бурятия, в МТУ по Уральскому
федеральному округу (Свердловская область), в Печорском межрегиональном
УТЭН.
Анализ обращений в УТЭН и МТУ Ростехнадзора с заявлениями и жалобами
свидетельствует о том, что территориальными управлениями ведется недостаточная
работа по организации связей и взаимодействия с муниципальными образования-
ми, администрациями субъектов Российской Федерации и гражданами.
Территориальные управления Ростехнадзора плохо работают со средствами мас-
совой информации, не проводят совместных семинаров с администрацией, не ор-
ганизуют и не проводят мероприятия по обучению с привлечением специалистов
центрального аппарата и подведомственных научных организаций.
Эту работу необходимо активизировать, так как она самым прямым образом влия-
ет на имидж государственного строительного надзора Ростехнадзора и Ростехнадзора
в целом, на обеспечение большей доступности информации о нашей деятельности,
ну и, что самое важное, на выполнение требований Градостроительного кодекса, ко-
торым на органы государственной власти Российской Федерации в области градо-
строительной деятельности возложены полномочия по установлению порядка осу-
ществления государственного строительного надзора и организации научно-мето-
дического обеспечения такого надзора.
В соответствии с Планом работы на 2007 год Управлением государственного стро-
ительного надзора проводилась работа по рассмотрению материалов на получение
лицензий по проведению экспертизы промышленной безопасности и материалов
разрешений на применение технических устройств иностранного производства, ис-
пользуемых на опасных производственных объектах.
Основным направлением работы была организация выполнения требований
нормативных правовых и руководящих документов в области промышленной без-
опасности, разработка системы контроля, позволяющей максимально исключить
формализм на всех стадиях подготовки документов от подачи заявления до приня-
тия решения.
Так, в 2007 году было рассмотрено и подготовлено проектов решений по 246 ком-
плектам документов, представленных специализированными организациями, из
них по 12 был подготовлен отказ в предоставлении лицензий. Основными причи-
нами отказов являются:
отсутствие в организациях специалистов-экспертов по профилю лицензирован-
ной деятельности;
представление в лицензионных материалах сведений о специалистах, которые на
самом деле не работают в организации;
выявление удостоверений о квалификации специалистов, выданных организа-
циями, не аккредитованными в системе экспертизы промышленной безопасности
и не имеющими право на обучение по заявленному профилю работы.
В соответствии с поступающими заявками было рассмотрено 345 комплектов до-
кументов на получение разрешения на применение технических устройств, из них по
27 материалам был подготовлен отказ о выдаче разрешения, а 125 комплектов были
отправлены на повторную доработку. Основными причинами отказов являются:
невыполнение в полном объеме требований нормативных правовых и руководя-
щих документов, регламентирующих разрешительную деятельность;
291
формальное выполнение требований руководящих документов в части полноты и
достоверности предоставляемой информации о результатах проведенной экспертизы
и, как следствие, назначение необоснованных сроков безопасной эксплуатации;
невыполнение отдельными организациями порядка проведения экспертизы, а в
ряде случаев (12) прямой подлог результатов;
экспертными организациями даны положительные заключения на технические
устройства, имеющие существенные отступления от действующих российских норм
и правил по промышленной безопасности подъемных сооружений;
в заключениях экспертизы промышленной безопасности не уделяется внимание
вопросу соответствия поставляемых технических устройств климатическому испол-
нению и сейсмическим условиям на территории Российской Федерации.
По трем специализированным организациям было принято решение о проведе-
нии внеочередной проверки деятельности с предупреждением о приостановке дей-
ствия лицензии.
В целях совершенствования системы экспертизы промышленной безопасности
предлагается:
1. При рассмотрении и утверждении программ подготовки специалистов и экс-
пертов по подъемным сооружениям обратить внимание на вопросы, связанные с
практическим применением действующих нормативных правовых документов по
проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений, как
при планировании работ, так и в ходе проведения экспертного обследования.
2. Разработать единый оптимальный типовой комплект документов и требова-
ний при подготовке заключений экспертизы промышленной безопасности подъ-
емных сооружений.
3. При проведении плановых проверок территориальных управлений выделить
отдельным пунктом вопрос проверки экспертных организаций на предмет качества
и полноты заключений экспертизы требованиям единой системы соответствия.
При непосредственном участии Управления государственного строительного
надзора создан Координационный совет Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по вопросам организации надзорно-кон-
трольной деятельности в Южном федеральном округе на период подготовки г. Сочи
к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Параолимпийских игр
2014 года под председательством заместителя руководителя Ростехнадзора Бориса
Адольфовича Красных (приказ руководителя Ростехнадзора от 27.08.07 № 594).
Подготовлены предложения в Координационный комитет Правительства Рос-
сийской Федерации по подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и
XI зимних Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи «Об участии Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору в реализации феде-
ральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического ку-
рорта 2006-2014 гг.» и в подготовке к XXII зимним Олимпийским играм 2014 года.
На базе Северо-Кавказского межрегионального УТЭН в г. Сочи создан отдел го-
сударственного строительного надзора, осуществляющий надзор за всеми олимпий-
скими объектами.
В соответствии с приказом руководителя Ростехнадзора от 29.12.07 № 910 осу-
ществление государственного строительного надзора по объектам, имеющим осо-
бую государственную важность, в том числе по уникальным спортивно-зрелищным
олимпийским объектам «Сочи-2014», всем реконструируемым аэровокзальным ком-
292
плексам России, объектам аэрокосмической деятельности (космодромам), инвести-
ционным проектам ОАО «РЖД» поручено Московскому межрегиональному терри-
ториальному управлению Ростехнадзора.
Кроме того, важным направлением в деятельности Управления государственно-
го строительного надзора стала работа по определению поднадзорности объектов в
рамках подготовки председательства Российской Федерации в форуме «Азиатско-
тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году (АТЭС-2012).
Продолжается работа по осуществлению надзора за объектами, создаваемыми в
рамках приоритетных национальных проектов.
2.2.22. Ограничение негативного техногенного воздействия на окружающую среду
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.04 № 401 Ростехнадзор наделен рядом полномочий в области охраны окружа-
ющей среды и осуществляет (совместно с территориальными органами) соответ-
ствующие функции.
Являясь специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного
воздуха, экологической экспертизы, Ростехнадзор осуществляет:
принятие (в установленной сфере) нормативных правовых актов;
контроль и надзор соблюдения требований законодательства в области охраны
окружающей среды;
выдачу разрешений на:
а) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, окружаю-
щую среду;
б) трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ, содер-
жащей их продукции, ввоз и транзит ядовитых веществ;
в) установление лимитов на размещение отходов;
г) ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздей-
ствие на окружающую среду, а также государственного учета в области обращения
с отходами;
д) ведение государственного кадастра отходов;
е) организацию и проведение государственной экологической экспертизы.
Общее количество рассматриваемых в 2007 году материалов «экологического бло-
ка» — в среднем по УТЭН — составляет 40 % от общего количества рассматривае-
мых материалов, превышая в отдельных УТЭН 70 %. Например, в ДФО — в УТЭН
по Амурской области 70,5 % являются материалами в области окружающей среды,
в МТУ ДФО, УТЭН Приморского края, Камчатского края и Магаданской области
соответственно — 60,4, 59,9, 55 и 53 %.
Следует отметить, что в данное количество рассмотренных специалистами до-
кументов входят такие, как тома проектов нормативов на выбросы/сбросы загряз-
няющих веществ (в пределах нормативов и временно согласованных нормативов),
лимитов на размещение отходов, данные государственной статистической отчетно-
сти по форме 2-ТП (отходы), материалы по ГЭК, другие, требующие высокой ква-
лификации специалистов и значительного времени.
В настоящее время общее количество объектов, подлежащих государственному
экологическому контролю, составляет около 800 тыс. (хозяйствующие субъекты,
осуществляющие плату за негативное воздействие на окружающую среду). В связи
с незавершенностью процедуры разграничения полномочий по осуществлению го-
293
сударственного экологического контроля между органами исполнительной власти
федерального уровня (Ростехнадзор) и субъектов Российской Федерации террито-
риальными органами Ростехнадзора государственный экологический контроль осу-
ществляется в отношении практически всех хозяйствующих субъектов, являющих-
ся плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду.
По завершении процесса разграничения полномочий по осуществлению госу-
дарственного экологического контроля федеральному государственному экологи-
ческому контролю будут подлежать более 80 000 хозяйствующих субъектов (объек-
тов федерального экологического контроля).
Таблица 94
Количество объектов, подлежащих федеральному государственному
экологическому контролю
Центральный федеральный округ
20 116
25 %
Северо-Западный федеральный округ
5182
6 %
Южный федеральный округ
23 861
29 %
Приволжский федеральный округ
16 638
21 %
Уральский федеральный округ
4966
6 %
Сибирский федеральный округ
5528
7 %
Дальневосточный федеральный округ
4478
6 %
За 2007 год всего проведено 25 401 проверка соблюдений хозяйствующими субъ-
ектами требований в области охраны окружающей среды (табл. 95).
Таблица 95
Федеральный округ
Количество
проверок в 2007 году
Центральный федеральный округ
6579
Северо-Западный федеральный округ
2117
Южный федеральный округ
5695
Приволжский федеральный округ
4662
Уральский федеральный округ
2171
Сибирский федеральный округ
2542
Дальневосточный федеральный округ
1635
Доля плановых проверок в общем количестве проверок составляет в целом 47 %,
при этом распределяется следующим образом (табл. 96).
Таблица 96
В среднем
Максимальное количество
Минимальное количество
по ФО
плановых проверок
плановых проверок
ЦФО
60,2 %
96,4 %
19,4 %
УТЭН по Белгородской обл.
УТЭН по Владимирской обл.
СЗФО
57,3 %
96,4 %
36,1 %
УТЭН по Архангельской обл.
Печорское МУТЭН
294
В среднем
Максимальное количество
Минимальное количество
по ФО
плановых проверок
плановых проверок
ЮФО
56,6 %
85,1 %
6,4 %
Нижне-Волжское МУТЭН
УТЭН по Карачаево-Черкесской
Республике
ПФО
39,2 %
60,5 %
17,2 %
УТЭН по Республике Башкирия
УТЭН по Удмуртской Республике
УФО
51,6 %
99,2 %
15,2 %
УТЭН по Челябинской обл.
УТЭН по Ямало-Ненецкому АО
СФО
58,1 %
78,9 %
19,3 %
УТЭН по Читинской обл.
УТЭН по Кемеровской обл.
ДФО
59 %
100 %
39,6 %
УТЭН по Магаданской обл.
УТЭН по Республике Саха
(Якутия)
Всего выявлено (и предписано к устранению) нарушений требований законода-
тельства в области охраны окружающей среды — 78 306, из них:
Таблица 97
Центральный федеральный округ
20 083
Северо-Западный федеральный округ
5567
Южный федеральный округ
15 032
Приволжский федеральный округ
15 294
Уральский федеральный округ
6283
Сибирский федеральный округ
10 390
Дальневосточный федеральный округ
5657
Деятельность 19 хозяйствующих субъектов, не соблюдающих требования в обла-
сти охраны окружающей среды, была приостановлена.
Таблица 97
Центральный федеральный округ
6
Северо-Западный федеральный округ
2
Южный федеральный округ
4
Приволжский федеральный округ
1
Уральский федеральный округ
4
Сибирский федеральный округ
1
Так, в ЦФО по решению суда приостановлена эксплуатация полигона ТБО в г. Ма-
лоярославец Калужской области; в СЗФО (Республика Карелия) Петрозаводским
городским судом Республики Карелия вынесены постановления об администра-
тивном приостановлении деятельности ООО «Фирмы «ЛКД» сроком на 90 суток и
ООО «Карелкамень» на 60 суток.
Всего применено штрафных санкций за нарушения требований законодатель-
ства в области охраны окружающей среды 20 045, из них:
295
Таблица 99
Центральный федеральный округ
5761
Северо-Западный федеральный округ
1752
Южный федеральный округ
3677
Приволжский федеральный округ
3745
Уральский федеральный округ
1782
Сибирский федеральный округ
2151
Дальневосточный федеральный округ
1177
Общая сумма предъявленных административных штрафов — 215 644,3 тыс. руб.;
общая сумма взысканных административных штрафов — 160 080,3 тыс. руб.
В том числе по федеральным округам наложено и взыскано соответственно:
Таблица 100
Центральный федеральный округ
61 657,7 тыс. руб./
46 475,8 тыс. руб.
Северо-Западный федеральный округ
30 552,5 тыс. руб./
20 918,5 тыс. руб.
Южный федеральный округ
36 910,4 тыс. руб./
26 780,4 тыс. руб.
Приволжский федеральный округ
28 738,2 тыс. руб./
21 753,5 тыс.руб.
Уральский федеральный округ
20 934,6 тыс. руб./
15 874,6 тыс. руб.
Сибирский федеральный округ
24 474,4 тыс. руб./
19 003,5 тыс. руб.
Дальневосточный федеральный округ
12 376,5 тыс. руб./
9274,0 тыс. руб.
В правоохранительные органы на нарушителей требований законодательства в
области охраны окружающей среды передано 917 материалов, из них:
Таблица 101
Центральный федеральный округ
227
Северо-Западный федеральный округ
71
Южный федеральный округ
26
Приволжский федеральный округ
292
Уральский федеральный округ
185
Сибирский федеральный округ
67
Дальневосточный федеральный округ
49
Возбуждено 18 уголовных дел по представлению территориальных органов. Так,
прокуратурой Печенгского района (Мурманская область) по акту нарушения долж-
ностными лицами ОАО «Кольская ГМК» правил выброса в атмосферу загрязняющих
веществ были возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмо-
тренного ст. 261 ч.2 УК РФ, по признакам преступления, предусмотренного ст. 251
ч. 1 УК РФ. Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой возбуждено
296
уголовное дело по ст. 254 ч. 1 УК РФ (загрязнение лесного земельного участка на
площади 0,32 га в результате разлива нефти НПС «Ковали» Казанского РНУ ОАО
«СЗМН» вблизи населенного пункта Габишево Лаишевского района Республики
Татарстан).
В целом предъявлено 326 исков за негативное воздействие на окружающую среду,
при этом взыскано на сумму 86 751 тыс. руб., в том числе по федеральным округам:
Таблица 102
Центральный федеральный округ
28
20 694 тыс. руб.
Северо-Западный федеральный округ
79
27 280,1 тыс. руб.
Южный федеральный округ
27
12 014,4 тыc. руб.
Приволжский федеральный округ
59
2309,7 тыс. руб.
Уральский федеральный округ
58
14 981,8 тыс. руб.
Сибирский федеральный округ
25
4225,1 тыс. руб.
Дальневосточный федеральный округ
50
5245,6 тыс. руб.
Основными видами нарушений требований природоохранного законодательства
являются нарушения, предусмотренные следующими статьями Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях:
ст. 8.1 — несоблюдение экологических требований при планировании, технико-
экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строитель-
стве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооруже-
ний, иных объектов;
ст. 8.2 — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требо-
ваний при обращении с отходами производства и потребления или иными опасны-
ми веществами;
ст. 8.4, ч. 1-3 — нарушение законодательства об экологической экспертизе;
ст. 8.21, ч. 1-3 — нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
ст. 8.41 — невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие
на окружающую среду.
Кроме того, территориальными органами выявлены нарушения по статьям 8.5,
8.6, 8.31 КоАП РФ.
Как и в предыдущие периоды, подавляющее количество штрафов налагается и
взыскивается по ст. 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологиче-
ских требований при обращении с отходами производства и потребления или ины-
ми опасными веществами) и составляет в целом по России 40,7 %. При этом по фе-
деральным округам отмечается следующее.
297
Таблица 103
Статья 8.2 КоАП
Центральный федеральный округ
47,6 %
Северо-Западный федеральный округ
34,5 %
Южный федеральный округ
39,4 %
Приволжский федеральный округ
40,0 %
Уральский федеральный округ
33,8 %
Сибирский федеральный округ
39,1 %
Дальневосточный федеральный округ
36,5 %
В целом по России:
40,7 %
По статье 8.41 (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздей-
ствие на окружающую среду) в целом налагается 19,8 % штрафов.
Таблица 104
Статья 8.41 КоАП
Центральный федеральный округ
15,8 %
Северо-Западный федеральный округ
23,1 %
Южный федеральный округ
22,5 %
Приволжский федеральный округ
26,2 %
Уральский федеральный округ
12,5 %
Сибирский федеральный округ
14,9 %
Дальневосточный федеральный округ
27,3 %
В целом по России:
19,8 %
По статье 8.1 (несоблюдение экологических требований при планировании, тех-
нико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, стро-
ительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, со-
оружений, иных объектов) в целом отмечается 18,7 % нарушений.
Таблица 105
Статья 8.1 КоАП
Центральный федеральный округ
15,6 %
Северо-Западный федеральный округ
24,4 %
Южный федеральный округ
19,7 %
Приволжский федеральный округ
12,1 %
Уральский федеральный округ
27,2 %
Сибирский федеральный округ
23,5 %
Дальневосточный федеральный округ
20,4 %
В целом по России:
18,7 %
Нарушения по статье 8.21, ч. 1-3 (нарушение правил охраны атмосферного воз-
духа) в целом составляют 16 %.
298
Таблица 106
Статья 8.21 КоАП
Центральный федеральный округ
16,6 %
Северо-Западный федеральный округ
14,4 %
Южный федеральный округ
13,3 %
Приволжский федеральный округ
18,3 %
Уральский федеральный округ
18,2 %
Сибирский федеральный округ
16,9 %
Дальневосточный федеральный округ
9,0 %
В целом по России:
16 %
В связи с изменением законодательства в области государственной экологиче-
ской экспертизы (объектов государственной экологической экспертизы) значитель-
но снизились показатели по статье 8.4, ч. 1-3 (нарушение законодательства об эко-
логической экспертизе) и составляют около 1 %.
Таблица 107
Статья 8.4 КоАП
Центральный федеральный округ
1,1 %
Северо-Западный федеральный округ
1,1 %
Южный федеральный округ
1 %
Приволжский федеральный округ
1,3 %
Уральский федеральный округ
3,2 %
Сибирский федеральный округ
0,7 %
Дальневосточный федеральный округ
0,9 %
В целом по России:
1,2 %
В целом около 4 % составляют нарушения по другим статьям КоАП.
Таблица 108
Другие статьи КоАП
Центральный федеральный округ
3,4 %
Северо-Западный федеральный округ
2,5 %
Южный федеральный округ
4,1 %
Приволжский федеральный округ
2,2 %
Уральский федеральный округ
4,2 %
Сибирский федеральный округ
4,8 %
Дальневосточный федеральный округ
5,9 %
В целом по России:
3,6 %
Разрешительная деятельность
В соответствии с полномочиями, возложенными на Ростехнадзор постановле-
нием Правительства Российской Федерации от 30.07.04 № 401, территориальные
органы осуществляют выдачу разрешительных документов (лимитов) на размеще-
ние отходов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.06.00 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение». В рамках осуществления ука-
299
занного вида разрешительной деятельности в 2007 году территориальными орга-
нами Ростехнадзора количество установленных лимитов на размещение отходов
составило 64 549. Масса размещаемых отходов в пределах утвержденных лимитов
на размещение отходов в 2007 году составила 607 324 099,21 т/год. Масса фактиче-
ски размещенных отходов в пределах утвержденных лимитов в 2007 году составила
497 776 564,43 т/год. Масса фактически размещенных отходов сверх утвержденных
лимитов в 2007 году составила 72 444 131,72 т/год.
В 2007 году количество выданных территориальными органами Ростехнадзора
разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составило
37 262. Масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах
установленных нормативов допустимых выбросов (по выданным разрешениям) со-
ставила 20 016 356,67 т/год. Масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух в пределах установленных лимитов на выбросы (по выданным разрешени-
ям) — 1 505 128,12 т/год. Фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в ат-
мосферный воздух в пределах установленных нормативов допустимых выбросов —
9 911 330,32 т/год. Фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосфер-
ный воздух в пределах установленных лимитов на выбросы — 742 054,56 т/год.
В соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства
в области охраны окружающей среды территориальными органами осуществля-
лась деятельность по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ. Так, в
2007 году хозяйствующим субъектам выдано 18 298 разрешений на сбросы загряз-
няющих веществ в водные объекты. Масса сбросов загрязняющих веществ в преде-
лах установленных нормативов допустимых сбросов (по выданным разрешениям)
в 2007 году составила 52 038 893,05 млн м3/год. Масса сбросов загрязняющих ве-
ществ в пределах установленных лимитов на сбросы (по выданным разрешениям) в
2007 году составила 1 559 915,72 млн м3/год. Фактическая масса сбросов загрязня-
ющих веществ в пределах установленных нормативов допустимых сбросов (по вы-
данным разрешениям) в 2007 году составила 44 352 862,04 млн м3/год. Фактическая
масса сбросов загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов на сбросы
(по выданным разрешениям) в 2007 году составила 1 003 943,65 млн м3/год.
Основными причинами отказов территориальными органами Ростехнадзора в
выдаче разрешений являются:
запрашиваемые предприятиями лимиты на выбросы и сбросы превышают пока-
затели аналитических измерений, то есть запрашиваются показатели на выбросы и
сбросы заведомо выше, чем фактические показатели, подтвержденные аналитиче-
скими исследованиями;
невыполнение в установленные сроки запланированных мероприятий, неодно-
кратный перенос сроков их выполнения;
включение в мероприятия мер регламентного характера (например: замена филь-
тров, очистка емкостей и иловых карт, ремонт очистного оборудования), которые
должны осуществляться в соответствии с регламентами по эксплуатации очистно-
го оборудования для обеспечения их стабильной работы;
отсутствие подтверждения запланированной эффективности снижения выбро-
сов или сбросов.
В 2007 году для получения разрешения на ввоз и транзит ядовитых веществ поступило
108 заявок. По результатам их рассмотрения выдано 103 разрешения на ввоз в Российскую
Федерацию ядовитых веществ, по 5 заявкам отказано в выдаче разрешения.
300
Сведения о выдаче центральным аппаратом Ростехнадзора разрешений на транс-
граничное перемещение отходов, трансграничное перемещение озоноразрушающих
веществ и продукции, их содержащей, временно согласованных разрешений на вы-
бросы и сбросы загрязняющих веществ, по обоснованию классов опасности отхо-
дов для окружающей природной среды представлены в табл. 109.
Таблица 109
Сведения о разрешительной деятельности
Наименование
Посту-
Выдано положи-
Выдано отрица-
Выдано разъяснений
деятельности
пило ма-
тельных решений
тельных решений
териалов
Рассмотрение мате-
113
38 разрешений
8 отказов с указа-
67 разъяснений по во-
риалов на трансгра-
нием причин
просу трансгранично-
ничное перемеще-
го перемещения от-
ние отходов
ходов и продукции,
(осуществляется
не подпадающих под
одним специали-
действие постанов-
стом)
ления Правительства
Российской Федерации
от 17.07.03 № 442 «О
трансграничном пере-
мещении отходов»
Рассмотрение ма-
1860
99 решений на
67 отказов с ука-
Выдано 1694 заклю-
териалов на транс-
трансгранич-
занием причин
чения на трансгра-
граничное переме-
ное перемеще-
ничное перемещение
щение озоноразру-
ние озоноразру-
продукции, не содер-
шающих веществ
шающих веществ
жащей ОРВ
и продукции, их
и продукции, их
содержащей (осу-
содержащей
ществляется тремя
специалистами)
Рассмотрение мате-
250
124
112 решений об
По 14 материалам
риалов по установле-
отказе в выдаче
подготовка решений
нию лимитов на вы-
разрешения, уста-
не завершена
бросы и сбросы за-
навливающего
грязняющих веществ
лимиты на выбро-
в окружающую сре-
сы и (или) сбросы
ду в рамках прика-
загрязняющих ве-
за Ростехнадзора от
ществ в окружаю-
20.02.07 № 87
щую среду
Материалы по обо-
250
3
68 отрицатель-
3 разъяснительных
снованию классов
ных решений в
письма в территори-
опасности отхо-
связи с неком-
альные органы
дов для окружаю-
плектностью,
щей природной сре-
недостовернос-
ды, не внесенных в
тью представлен-
ФККО, в том чис-
ных сведений,
ле в рамках прика-
неверно выпол-
за Ростехнадзора от
ненными расче-
15.08.07 № 570
тами классов
301
Наименование
Посту-
Выдано положи-
Выдано отрица-
Выдано разъяснений
деятельности
пило ма-
тельных решений
тельных решений
териалов
опасности и вы-
водами о классе
опасности отхо-
дов для окружа-
ющей природной
среды.
179 материалов
находятся на рас-
смотрении в ФГУ
«ФЦАО»
Ростехнадзором осуществляется обработка данных государственной статистиче-
ской отчетности по форме 2ТП — отходы. Данные направляются в Росстат России.
Анализ данных государственной статистической отчетности по форме 2ТП — отхо-
ды в целом по Российской Федерации в 2006 году свидетельствует:
количество предприятий, представляющих госстатотчетность, — 33 599;
образование отходов — 3 519 472 тыс. т, в том числе:
отходов 1-го класса опасности для окружающей среды — 104 тыс. т;
отходов 2-го класса опасности — 972 тыс. т;
отходов 3-го класса опасности — 11 138 тыс. т;
отходов 4-го класса опасности — 127 833 тыс. т;
отходов 5-го класса опасности — 3 379 423 тыс. т.
Захоронено отходов в 2006 году на специализированных объектах (полигонах) —
543 352 тыс. т.
В 2006 году подвержено:
использованию и обезвреживанию 39,7 % от массы образованных в 2006 году от-
ходов, при этом отходов 1-го класса опасности — 80,7 %; 2-го класса опасности —
80,2 %; 3-го класса опасности — 69,3 %; 4-го класса опасности — 68,4 %; 5-го клас-
са опасности — 38,5 %;
повторному использованию непосредственно на предприятиях — 39,5 % отходов
от годового объема их образования, обезвреживанию — 0,2 %.
Масса отходов, которые размещаются на территориях предприятий, — 2 732 480 тыс. т.
К концу года увеличилась в среднем на 10 % (относительно начала года) масса
отходов, имеющихся в наличии на территориях предприятий.
На конец 2006 года на предприятиях хранится 27 400 308 тыс. т отходов (включая
отходы, которые размещены в оборудованных объектах хранения отходов — шла-
монакопителях, отвалах, иловых картах и пр.), на что требуются значительные пло-
щади земель.
В целях предупреждения возникновения негативных последствий для окружаю-
щей среды, связанных с длительным размещением отходов, необходимо выполне-
ние организационных мероприятий и выделение финансовых средств со стороны
хозяйствующих субъектов.
Проблемы, связанные с образованием, обезвреживанием и переработкой отхо-
дов производства и потребления, актуальны как для всей России, так и практиче-
ски для всех субъектов Российской Федерации.
302
Начиная с 1994 года, Госкомстат России осуществлял работу по сбору, система-
тизации и анализу информации об объемах образования, использования, обезвре-
живания и размещения токсичных отходов в Российской Федерации, субъектах
Федерации, различных отраслях экономики (годовая форма статистической отчет-
ности № 2-ТП (токсичные отходы)). К 2001 году количество образовавшихся за год
отходов достигло 139 млн т, при этом отчетностью было охвачено 13,4 тыс. пред-
приятий.
В 2002 году постановлением Государственного комитета Российской Федерации
по статистике от 25.07.02 № 157 введена форма государственного статистического
наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвре-
живании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» с
одновременной отменой ранее действовавшей формы № 2-ТП (токсичные отходы).
Вопросы систематизации и анализа информации перешли в ведение МПР России.
Суммарные показатели по новой форме отчетности увеличились в 10 раз и более,
что было обусловлено принятием МПР России в 2001 году Критериев отнесения от-
ходов к 5 классам опасности для окружающей среды и введением в статистическую
отчетность формы № 2-ТП (отходы) V класса опасности (приказ МПР России от
16.06.01 № 511). Отходы V класса опасности (практически не опасные) состави-
ли почти 90 % всех образовавшихся отходов. В 2002 и 2003 годах продолжался рост
числа предприятий, охватываемых отчетностью в области обращения с отходами:
18,1 тыс. ед. и 29,9 тыс. ед. соответственно.
В 2004 году постановлением Федеральной службы государственной статистики
от 30.12.04 № 157 форма государственного статистического наблюдения № 2-ТП
(отходы) была незначительно обновлена (из числа предоставляемых показателей
был исключен код ОКОНХ), вопросы сбора статистического материала по данной
форме, а также систематизации, обобщения и анализа собираемой по данной фор-
ме информации были отнесены к ведению Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора).
«Порядок заполнения и представления формы федерального государственного
статистического наблюдения № 2-ТП (отходы)…» был утвержден постановлением
Федеральной службы государственной статистики от 17.01.05 № 1, пунктом 2 дан-
ного Порядка было установлено, в частности, что перечень конкретных отчитываю-
щихся субъектов хозяйственной деятельности по субъектам Российской Федерации
определяется территориальными органами Ростехнадзора.
Таблица 110
Многолетние данные об образовании отходов производства и потребления
в Российской Федерации и числе субъектов хозяйственной деятельности,
отчитавшихся по форме № 2-ТП (отходы)
Год
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Образовалось отходов, млн т
139,19
2 034,90
2 613,50
2 644,31
3 035,53
3 519,47
Отчиталось предприятий, шт.
13 400
18 100
29 900
25 342
33 225
33 599
Сокращение числа предприятий, отчитавшихся по форме № 2-ТП (отходы), в
2004 году по сравнению с 2003 годом обусловлено объективными причинами, свя-
занными с затянувшейся реорганизацией органов исполнительной власти и их тер-
риториальных подразделений.
303
Рис. 27. Сравнительная характеристика изменения объемов образования отходов и числа
отчитавшихся предприятий (по отношению к данным прошлого года)
C ростом количества предприятий, отчитавшихся по форме № 2-ТП (отходы), отме-
чается и ежегодный рост количества образовавшихся отходов: 2003 год — 2613,50 млн т,
2004 год — 2644,31 млн т, 2005 год — 3035,53 млн т, 2006 год — 3519,47 млн т.
Распределение отходов, образовавшихся в 2006 году, по классам опасности пред-
ставлено на рисунке.
Рис. 28. Распределение отходов производства и потребления, образованных в 2006 году,
по классам опасности для окружающей среды
В таблице приведены данные об объемах образования, использования, обезвре-
живания и размещения токсичных отходов в Российской Федерации.
304
Таблица 111
Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении
отходов производства и потребления в Российской Федерации в 2004-2006 годах, млн т
Год
Образовалось
Использовано на
Обезврежено на
Размещено на терри-
за отчетный год
предприятиях, % от
предприятии, % от
тории, принадлежа-
количества образо-
количества образо-
щей предприятиям
вавшихся отходов
вавшихся отходов
Отходы всех классов опасности
2004
2644,31
42,6
0,6
2316,00
2005
3035,53
41,4
0,4
2077,33
2006
3519,47
39,5
0,2
2732,48
Отходы I класса опасности
2004
0,34
5,8
9,9
2005
0,15
11,5
24,1
2006
0,10
27,4
53,3
Отходы II класса опасности
2004
1,59
53
29,2
2005
1,46
42,8
18,1
2006
0,97
49,6
30,6
Отходы III класса опасности
2004
7,48
50
23,4
2005
12,89
38,4
13,3
2006
11,14
53,5
15,8
Отходы IV класса опасности
2004
133,78
50,3
1,3
2005
128,08
47,2
3,2
2006
127,83
64,8
3,6
Отходы V класса опасности
2004
2501,12
42,2
0,4
2005
2892,94
41,1
0,2
2006
3379,42
38,5
0
Анализируя объемы образования отходов по видам экономической деятельности
в Российской Федерации (за 2004-2006 годы), можно отметить, что от 83 до 84 %
образования отходов связано с добычей полезных ископаемых, а от 8 до 10 % — с
функционированием обрабатывающих производств.
Таким образом, от 91 до 94 % отходов (образование которых учитывается стати-
стической отчетностью по форме № 2-ТП (отходы)) имеет промышленное проис-
хождение.
Общая оценка тенденций негативного техногенного воздействия на окружаю-
щую среду
На протяжении последних десятилетий в Российской Федерации происходили
процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ре-
сурсов. Как и в других промышленно развитых странах, эти процессы сопровожда-
лись существенным негативным воздействием на окружающую среду и накоплени-
ем экологического ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..