ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 15

 

 

225
В МВД России даны конкретные предложения для включения в проекты техни-
ческих заданий и концепции проектов федеральных законов «О государственном
контроле за оборотом взрывчатых веществ и изделий, их содержащих» и «О госу-
дарственном контроле за оборотом пиротехнических изделий». Неоднократно рас-
сматривались проекты технических регламентов на указанные виды спецпродук-
ции, разрабатываемые ФГУП «ГосНИИ «Кристалл» и ФГУП «ФНПЦ «НИИ при-
кладной химии», проект «Административного регламента исполнения МВД России
государственной функции по контролю за оборотом оружия и взрывчатых матери-
алов промышленного назначения, а также за сохранностью и техническим состоя-
нием боевого оружия, выданного во временное пользование юридическим и физи-
ческим лицам, соблюдением законодательства Российской Федерации об оружии
и взрывчатых материалов промышленного назначения», по которым также направ-
лялись соответствующие предложения. С учетом наших предложений согласованы
проекты концепций и технических заданий законопроектов «О государственном
контроле за оборотом взрывчатых веществ и изделий, их содержащих» и «О госу-
дарственном контроле за оборотом пиротехнических изделий», в число разработчи-
ков которых включена Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору.
По поручению Правительства Российской Федерации разрабатывались два адми-
нистративных регламента Ростехнадзора по осуществлению государственных функ-
ций: «Административный регламент Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору по осуществлению государственной функции
по выдаче разрешений на применение конкретных типов технических устройств» и
«Административный регламент Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору по осуществлению государственной функции по ли-
цензированию производства, хранения, применения и деятельности по распростра-
нению взрывчатых материалов промышленного назначения». В настоящее время
проекты регламентов направлены на рассмотрение в Правительственную комиссию
по проведению административной реформы. Утвердить эти документы Управление
планирует в I полугодии 2008 года. Конкретные сроки утверждения зависят от вре-
мени и результатов решения Правительственной комиссии.
В течение 2006-2007 годов Ростехнадзором продолжалась подготовка новых
утверждаемых Правительством Российской Федерации 4 положений о лицензиро-
вании деятельности в сфере взрывчатых материалов промышленного назначения
(на производство, хранение, применение и деятельность по применению взрыв-
чатых материалов). В настоящее время новый проект постановления находится на
рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Столь длительная проце-
дура разработки и принятия этого постановления связана с позицией МВД России
в части лицензионного контроля, который по заключению Минюста России явля-
ется незаконным.
Кроме того, Ростехнадзором разработан и направлен на рассмотрение в
Минэкономразвития России проект постановления Правительства Российской
Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 12 июля 2000 г. № 512 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию,
вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации
взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их
производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротех-
226
нических изделий», а также разработаны и направлены в Минпромэнерго России
предложения о внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 12.07.00 № 513 «О мерах по усилению государственного контроля за
производством, распространением и применением взрывчатых веществ и отходов
их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и
пиротехнических изделий промышленного назначения в Российской Федерации».
В 2008-2009 годах Ростехнадзор планирует продолжить работу в этом направле-
нии, в том числе разработать и утвердить новый инструктивный документ, регламен-
тирующий порядок учета взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрыв-
ные работы. Кроме того, в течение последующих двух-трех лет Ростехнадзору пред-
стоит достаточно сложная работа по гармонизации и актуализации ведомственных
норм и правил устройства и эксплуатации предприятий оборонно-промышленно-
го комплекса Роспрома.
Постоянное совершенствование техники и технологии взрывных работ требует
переподготовки и повышения квалификации специалистов-руководителей и ис-
полнителей взрывных работ, а также специалистов по изготовлению взрывчатых
материалов на местах их применения. В то же время в Российской Федерации в на-
стоящее время отсутствуют официально определенная сеть учебных заведений, в
которых должна производиться подготовка, повышение квалификации и перепод-
готовка специалистов по взрывному делу, а также необходимая инженерно-прак-
тическая подготовка и учебно-материальная база. Только в последние годы по ини-
циативе бывшего Госгортехнадзора России для высших учебных заведений горного
профиля введена специальность «Взрывное дело». Недостаточно времени уделяет-
ся образовательными учреждениями практическому обучению студентов, обучение
производится по программам, не согласованным Ростехнадзором.
Все это значительно снижает уровень профессиональной подготовки специали-
стов для взрывных работ и также приводит к повышению аварийности и травматиз-
му при обращении с ВМ. Проводимый анализ аварий и несчастных случаев показы-
вает, что зачастую их причинами являются низкая квалификация персонала, прежде
всего лиц технического надзора младшего и среднего звена, и его постоянная те-
кучка (до 25 % ежегодно). Не случайно в течение 2007 года при аттестации персона-
ла для взрывных работ в области промышленной безопасности не было аттестовано
546 человек, из них 334 работника технического надзора, специалистов и руководи-
телей. Главными причинами текучести кадров остаются крайне низкий уровень за-
работной платы и неудовлетворительные условия труда.
В значительной степени низкий уровень квалификации персонала связан с не-
достатками при подготовке специалистов в системе высшего и среднего профес-
сионального образования. Например, даже в ведущих горных вузах Российской
Федерации программой обучения студентов по направлению «Горное дело» на дис-
циплину «Технология и безопасность взрывных работ» отводится менее 70 часов ау-
диторных занятий, что явно недостаточно для подготовки квалифицированных ру-
ководителей взрывными работами на горнодобывающих предприятиях. Аудитории
и лаборатории ряда учебных заведений не оснащены в полном объеме наглядными
пособиями. Многие вузы не имеют условий для проведения практических занятий,
прежде всего возможности работы непосредственно с техническими устройствами
и материалами. Отсутствует надлежащая взаимовыгодная деловая связь между учеб-
ными институтами и предприятиями, что крайне затрудняет организацию произ-
227
водственной практики студентов непосредственно на производственных объектах.
У профессорско-преподавательского состава, как правило, нет производственного
опыта работы на предприятиях, а также проектирования опасных производствен-
ных объектов. В результате выпускники высших учебных заведений не получают
знаний, необходимых для практической работы в качестве руководителей нижне-
го и среднего звена (мастеров, заместителей начальников цехов, участков и т.д.) и
проектировщиков. В определенной мере указанные недостатки связаны с тем, что
Ростехнадзор в настоящее время не участвует в лицензировании учебных заведений,
осуществляющих подготовку специалистов для работы на опасных производствен-
ных объектах, и согласовании соответствующих программ обучения.
Текучесть персонала на горных предприятиях во многом является следствием того,
что в 90-х годах прошлого столетия, да и до сих пор, профессия «инженер» резко
утратила свою престижность. Привлекательными стали другие профессии. Людьми
с высокой зарплатой стали экономисты, юристы, бухгалтеры, банковские служащие
и т.п., то есть работники гуманитарного характера. Не случайно после окончания
учебного заведения, например, горного профиля непосредственно на работу по спе-
циальности идут менее 50 % выпускников. В результате на многих горных предпри-
ятиях, особенно на мелких или расположенных в отдаленных местах, возник острый
дефицит квалифицированных специалистов горного профиля. Руководителями гор-
ных и взрывных работ стали все чаще назначать лиц, не имеющих специального ба-
зового образования и прошедших дополнительную переподготовку на специальных
курсах при вузах и научно-исследовательских институтах. Безусловно, организация
указанных курсов вызвана производственной необходимостью, так как подготовить
на них полноценного горного инженера невозможно, в том числе при обучении с
отрывом от производства, причем на эти курсы нередко зачисляются лица, не име-
ющие опыта работы на горнодобывающем предприятии.
Решению проблемы также не способствует происходящая в нашей стране ре-
форма системы профессионального образования, включая среднее специальное и
высшее техническое, путем введения двухуровневой системы подготовки кадров в
высшей школе и выпуском так называемых бакалавров и магистров. Считаем, что
при реформировании образования в технической сфере деятельности необходимо
соблюдать особую осторожность и учитывать ранее существовавший положитель-
ный опыт подготовки кадров со средним техническим и высшим техническим об-
разованием. На наш взгляд, промышленности необходим прежде всего квалифици-
рованный инженерный корпус, а также специалисты с законченным, пусть и сред-
ним техническим, образованием. Предлагаемый порядок подготовки «бакалавров»
и магистров в вузах может полностью разрушить отлаженную систему техническо-
го руководства и управления производством нижнего и среднего уровня на пред-
приятиях, включая горнодобывающие и перерабатывающие.
Не лучше складывается обстановка при подготовке рабочих кадров. Ранее дей-
ствовавшая система профессионально-технических училищ практически полнос-
тью разрушена, а альтернатива не создана. Возникла острая недостаточность в ква-
лифицированных токарях, слесарях, электриках, монтажниках, наладчиках обору-
дования, рабочих строительных профессий и др.
Руководители частных компаний, акционерных обществ и вертикально выстро-
енных структур управления недостаточно уделяют внимания подготовке кадров,
предпочитая брать на работу уже готовых специалистов и рабочих, причем на низ-
228
кую заработную плату. Поэтому не случайно на российских предприятиях, в том
числе на опасных производственных объектах, работают иностранные рабочие и
специалисты.
Для улучшения сложившейся ситуации (среди прочих мер) считаем целесообраз-
ным:
1. Минпромэнерго России, другим заинтересованным федеральным органам ис-
полнительной власти изучить с участием Ростехнадзора потребность рынка труда на
опасных производственных объектах Российской Федерации (по регионам, субъек-
там, профессиям рабочих и специалистов со среднним техническим и высшим об-
разованием), включая инновационный сектор экономики, а также количественный
и качественный состав иностранной рабочей силы.
2. Минобразования России, другим заинтересованным ФОИВ проверить (так-
же по регионам и субъектам) с участием Ростехнадзора все учебные заведения и ор-
ганизации, осуществляющие подготовку рабочих и специалистов для предприятий
Российской Федерации, эксплуатирующих опасные производственные объекты,
оценить степень их готовности к этой деятельности и соответствия предъявляемым
требованиям.
3. Возложить на Ростехнадзор обязанности по участию в лицензировании учеб-
ных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для работы на опасных
производственных объектах, а также по согласованию соответствующих программ
обучения.
4. Минобразования России с участием Ростехнадзора и других заинтересован-
ных ФОИВ разработать и утвердить постановлением Правительства Российской
Федерации положение о порядке замещения вакантных должностей на предприя-
тиях и в организациях различных отраслей промышленности, связанных с техниче-
ским руководством процессами и работами на опасных производственных объектах.
В указанном правовом акте должно быть указано, какое базовое техническое обра-
зование необходимо иметь претендентам для назначения на эти должности.
Анализ показывает, что уровень аварийности и травматизма напрямую связаны с
применяемой техникой и технологией взрывных работ. Так, в карьерах и подземных
рудниках в Мурманской области и Республике Карелия уровень механизации взрыв-
ных работ, объем потребления эмульсионных взрывчатых веществ и неэлектриче-
ских систем взрывания выше, чем в среднем по регионам Российской Федерации.
Поэтому не случайно на предприятиях и в организациях, расположенных на тер-
ритории Северо-Западного федерального округа и потребляющих в год почти 25 %
взрывчатых веществ от общего объема их использования в Российской Федерации,
в 2007 году не было аварий и смертельного травматизма при взрывных работах.
В 2007 году Ростехнадзор продолжал проводить техническую политику, направ-
ленную на совершенствование взрывного дела в Российской Федерации, создание
и ускорение внедрения эффективных, безопасных и антитеррористических взрыв-
чатых веществ и средств инициирования, активно поддерживая поднадзорные ор-
ганизации и предприятия при решении вопросов замены устаревшей техники и тех-
нологии взрывных работ.
При содействии Ростехнадзора в ОАО «Муромец» введен новый цех по изготовле-
нию более современной отечественной системы инициирования зарядов «Коршун»,
не уступающей по характеристикам зарубежным аналогам. Построены или находят-
ся в стадии завершения (в том числе совместно с зарубежными фирмами) 8 мини-за-
229
водов, стационарных пунктов и фабрик на колесах по производству эмульсионных
матриц для эмульсионных взрывчатых веществ типа «Фортис» (ОАО «Гайский ГОК»
в Оренбургской области и ОАО «Святогор» в Свердловской области, ОАО «ОЛКОН»
и ОАО «Севервзрывпром в Мурманской области), типа «Сабтек» (ОАО «Апатит» и
ОАО «Кольская ГМК» в Мурманской области), «Нитронит» (ОАО «Стойленский
ГОК» в Белгородской области и ЗАО «Азот — Черниговец» в Кемеровской области),
которые совместимы с сульфидными рудами и приобретают детонационные свой-
ства только после заряжания в скважины. Разрешены к испытаниям или примене-
нию соответствующие смесительно-зарядные машины и оборудование.
Принимались меры по замене на более совершенные модификации, по модер-
низации и приведению в соответствие требованиям Европейского соглашения о
международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, ООН) смесительно-
зарядных машин и лабораторий перфораторных станций, выезжающих на дороги
общего пользования. Только в 2007 году допущены к применению 20 таких автомо-
билей на различных отечественных и зарубежных транспортных базах, столько же
машин проходят промышленные испытания.
Велись и другие работы по созданию новых, более надежных взрывчатых мате-
риалов и прострелочно-взрывных аппаратов для нефтяных и газовых скважин.
Принят ряд мер по обновлению, реконструкции и приведению в соответствие с
требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов» технологических линий и технических устройств при про-
изводстве взрывчатых материалов на заводах-изготовителях, получения на них экс-
пертных заключений и разрешений Ростехнадзора на применение.
Приняты меры по оптимизации номенклатуры взрывчатых материалов с учетом
их физико-механических и эксплуатационных характеристик.
В рамках антитеррористической деятельности в 2007 году проведена работа по
внедрению на предприятиях-изготовителях обязательного маркирования кумулятив-
ных зарядов для прострелочно-взрывной аппаратуры лазером или другим механи-
ческим способом, исключающим удаление маркировки без нанесения повреждения
изделию, что будет способствовать обеспечению сохранности взрывчатых материа-
лов на объектах взрывных работ нефтяной и газовой промышленности Российской
Федерации.
Однако до настоящего времени не удалось существенно обновить оборудование
и ввести автоматизацию технологических процессов производства взрывчатых ве-
ществ и изделий, их содержащих, хотя именно по этой причине в 2007 году произо-
шла авария в цехе прессования кумулятивных зарядов ФКП «Чапаевский механиче-
ский завод», и погибли два человека. Не претерпели значительных изменений тех-
ника и технология пневматического заряжания восстающих шпуров и скважин на
рудниках и в шахтах, широко внедренные еще в начале 70-х годов прошлого столе-
тия. Отсутствует технология и не выпускается оборудование для механизированно-
го заряжания скважин и шпуров эмульсионными взрывчатыми веществами в под-
земных условиях. Не до конца решена проблема безопасности перевозок взрывча-
тых материалов автомобильным транспортом. Значительная часть автомобилей,
которые систематически используются для перевозки взрывчатых материалов, в том
числе по дорогам общего пользования, не отвечает требованиям Правил перевозки
опасных грузов автомобильным транспортом (ПОГАТ) и ДОПОГ. Общий уровень
механизации взрывных работ на горнодобывающих организациях — основных по-
230
требителях взрывчатых материалов повышается незначительно, в результате чего не
удается резко сократить количество лиц, допущенных к обращению с взрывчатыми
материалами, а в 2007 году число взрывников даже увеличилось. На угольных шах-
тах механизация взрывных работ полностью отсутствует и продолжают применяться
предохранительные, в том числе нитроэфиросодержащие, взрывчатые вещества, спо-
собные к выгоранию, что в условиях отсутствия надлежащего проветривания и зага-
зирования выработок систематически приводит к вспышкам и взрывам метановоз-
душной смеси, травмированию и гибели людей (ОАО «Шахта им. Дзержинского» и
ОАО «Шахта Киселевская»).
Указанные проблемы взрывного дела снижают эффективность применения взрыв-
чатых материалов, в результате чего создаются условия, порождающие социальную
напряженность, зависимость российской промышленности, особенно горнодобы-
вающей, от зарубежных фирм, специализированных в области разработки и изго-
товления ВМ, оборудования и приборов взрывного дела, и ослабление экономиче-
ской, технической и экологической безопасности государства.
Однако эти проблемы существуют длительное время и могут быть решены толь-
ко при условии комплексного подхода к ним.
Понимая всю важность обеспечения безопасности применения промышленных
взрывчатых материалов и невозможность решения указанных проблем совершен-
ствования взрывного дела в России без участия государства, считаем целесообраз-
ным поручить Ростехнадзору совместно с другими федеральными органами испол-
нительной власти и Российской академией наук в 2009-2010 годах разработать про-
ект федеральной целевой программы «Повышение безопасности и эффективности
использования взрывчатых материалов промышленного назначения».
Состояние надзорной и разрешительной деятельности
Несмотря на рост объемов потребления взрывчатых веществ за последние 12 лет
почти в 2 раза, численность инспекторского состава, осуществляющего надзор за
взрывными работами и работами с ВМ на подконтрольных предприятиях, прак-
тически не изменилась. Только в 2001 году отмечен рост численности инспекторов
территориальных органов Госгортехнадзора России. При этом надзор за взрывны-
ми работами осуществляется в рамках горного надзора инспекторами, имеющи-
ми базовое горное образование. Фактически надзор непосредственно за взрывны-
ми работами и работами с ВМ осуществляет (в среднем по годам) не более 9 % спе-
циалистов (взрывников) территориальных органов, что явно не может обеспечить
должного качества надзорной и контрольной работы. В 2007 году общее количество
инспекторов, осуществляющих надзор и контроль в области взрывчатых материа-
лов составило 204 человека, из них 187 инспекторов совмещают данный вид надзо-
ра с другими (горный и т.д.) и 17 человек осуществляют технологический надзор на
заводах-изготовителях.
Ежегодно представители территориальных органов Ростехнадзора, правоохра-
нительных органов проводят свыше 5 тыс. проверок, выявляя при этом до 30 тыс.
нарушений. В последние годы количество проводимых проверок снижается, а ко-
личество выявленных при этом нарушений остается практически на одном уровне
и изменяется крайне незначительно.
В 2007 году также было проведено 174 комплексных, более 800 целевых и 3500 опе-
ративных обследований поднадзорных организаций. При этом выявлено и предпи-
231
сано к устранению 24 500 нарушений требований промышленной безопасности, в
том числе около 7,5 тыс. — по сохранности ВМ, свыше 5,7 тыс. — по технике и тех-
нологии взрывных работ, около 4,9 тыс. — по проектно-технической документации,
почти 3,3 тыс. — по перевозкам и более 2,3 тыс. — по технике и технологии произ-
водства взрывчатых материалов.
Привлечены к ответственности за нарушения правил и инструкций 1014 рабо-
чих и должностных лиц (в 2006 году — 1895), в том числе подвергнуты штрафным
санкциям 995 должностных лиц (в 2006 году — 887), общая сумма штрафа состави-
ла 2688 тыс. руб., переданы материалы в следственные органы на 26 должностных
лиц (в 2006 году — 32).
Таблица 83
Основные показатели надзорной деятельности в 2003-2007 годах
в области взрывчатых материалов
Наименование показателей
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.д
п/п
1
Проведено проверок
6810
6007
5519
5406
4941
2
Выявлено нарушений
28 838
26 482
25 425
27 772
25 457
3
Привлечено к дисциплинарной и
2512
1840
1829
1895
1014
административной ответственно-
сти, всего
В том числе:
переданы материалы в прокуратуру
11
67
39
32
26
подвергнуты штрафным санкциям
414
473
571
887
995
Основным методом профилактической работы для абсолютного большинства
территориальных органов продолжают оставаться оперативные проверки, а целе-
вые и комплексные проверки подконтрольных предприятий по вопросам взрывного
дела, как правило, не планируются. Вместе с тем многие территориальные органы
Ростехнадзора по сравнению с предыдущим годом ослабили качество оперативных
проверок подконтрольных объектов и производств, прежде всего в части профес-
сионального уровня выполняемых обследований. Как показывает анализ выдавае-
мых предписаний, более 95 % выявленных нарушений незначительные, системати-
чески повторяющиеся во всех звеньях технологического процесса взрывных работ
и связаны в основном с недисциплинированностью и бесконтрольностью работы
взрывперсонала.
Работники большинства территориальных органов при проведении расследова-
ний случаев аварий, несчастных случаев и утрат взрывчатых материалов не выяв-
ляют организационно-технические недоработки и упущения инженерных служб и
руководителей предприятий, связь аварий, несчастных случаев, утрат взрывчатых
материалов с невыполнением условий, указанных в соответствующих лицензиях,
разрешениях и технической документации.
Серьезным недостатком в работе территориальных органов Ростехнадзора, в
том числе УТЭН по Кемеровской области, остаются аварии и несчастные случаи
при обращении со взрывчатыми материалами на поднадзорных предприятиях, от-
сутствие надлежащей глубоко продуманной на ближайшие годы и на среднесроч-
ную перспективу технической политики по совершенствованию техники и техно-
логии взрывных работ.
232
Лицензионная деятельность
На поднадзорных Ростехнадзору предприятиях и в организациях соблюдаются
установленное законодательством Российской Федерации лицензирование деятель-
ности в области взрывчатых материалов промышленного назначения.
Области применения энергии взрыва расширяются, массы ежегодно потребля-
емых взрывчатых веществ растут, растет и количество специализированных орга-
низаций, ведущих взрывные работы по договорам на всей территории Российской
Федерации, в том числе ведущих работы на больших технических проектах, таких,
как строительство трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», новых газопро-
водов в Европу, нефтегазовых комплексах на острове Сахалин и шельфе Охотского
моря.
Получила свое развитие практика обеспечения надзорной деятельности на пред-
приятиях, ранее находившихся в ведении Росбоеприпасов, Роскосмоса (в том числе
выдача таким предприятиям лицензий Ростехнадзора на производство, хранение,
применение и распространение взрывчатых материалов).
В 2007 году центральным аппаратом Ростехнадзора было выдано 378 лицензий на
производство, хранение, применение и деятельность по распространению взрывча-
тых материалов, а также переоформлено 25 лицензий, в том числе 14 на примене-
ние и 11 на хранение. По 24 заявлениям было отказано в предоставлении лицензии.
Продлено действие 41 лицензии.
Территориальными органами Ростехнадзора в 2007 году было выдано 289 лицен-
зий на применение и хранение взрывчатых материалов и проведено 483 проверки
соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий. При этом было
выявлено и предписано к устранению 1704 нарушения, наложено 195 администра-
тивных взысканий (149 — за нарушения лицензионных требований и условий при
применении ВМ, 42 — при хранении ВМ, 3 — при производстве и 1 — при осущест-
влении деятельности по распространению ВМ). Наложено 186 административных
штрафов на общую сумму 733,5 тыс. рублей. Направлено в суды 11 протоколов о
временном запрете деятельности, произведено 16 административных приостанов-
лений деятельности предприятий и организаций.
За нарушение лицензионных требований и условий приостанавливалось действие
лицензии на применение взрывчатых материалов промышленного назначения на
ОАО «Шахта им. Дзержинского» УК «Прокопьевскуголь».
Выявлены грубые нарушения при осуществлении хранения взрывчатых материа-
лов БГТУ «ВОЕНМЕХ» (МТУ по Северо-Западному федеральному округу). Хранение
взрывчатых материалов: спецтоплива и специальных изделий — осуществлялось на
постоянном расходном складе, не соответствующем требованиям промышленной
безопасности, предъявляемым к складам ВМ.
За допущенные нарушения заместитель проректора по научной работе БГТУ
«ВОЕНМЕХ» был привлечен к административной ответственности, изделия, хра-
нившиеся на складе уничтожены. БГТУ «ВОЕНМЕХ» было отказано в предостав-
лении лицензий на применение взрывчатых материалов промышленного назначе-
ния и хранение взрывчатых материалов промышленного назначения до устранения
выявленных нарушений.
Проводимый Ростехнадзором ежегодный анализ показывает, что опасные про-
изводственные объекты, на которых производятся, хранятся, перерабатываются,
транспортируются, используются и утилизируются взрывчатые материалы, в целом
233
соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области про-
мышленной безопасности, а также действующим нормам и правилам. На основа-
нии анализа также можно сделать вывод, что, несмотря на постоянный за послед-
ние 10 лет рост объемов производства и применения взрывчатых материалов, име-
ется тенденция повышения уровня безопасности при обращении с ними.
Динамика смертельного травматизма при взрывных работах с 1997 по 2007 год
приведена на рис. 15.
Рис. 15. Динамика смертельного травматизма при взрывных работах
Если взять объективный критерий оценки степени безопасности взрывных ра-
бот — удельный показатель количества смертельно травмированных на 1 тыс. т ис-
пользованных взрывчатых веществ, то из диаграммы видно, что данный показатель
с 1997 года постепенно снижается.
Однако в развитых зарубежных странах со значительным потреблением взрывча-
тых материалов (США, Канада, Швеция и т.д.) этот показатель еще ниже. Связано
это не только с уже вышеприведенными причинами, но и с некоторым техническим
отставанием Российской Федерации от передовых стран в ряде областей, в том чис-
ле в металлургии, химии, машиностроении и тонкой технологии.
Так, буровое оборудование российского производства значительно отстает от
уровня, достигнутого ведущими зарубежными фирмами.
По техническому оснащению, производительности и надежности в эксплуата-
ции отечественная зарядная техника, в определенной мере копируя зарубежную,
уступает в части компьютеризации и автоматизации процессов заряжания шпуров
и скважин взрывчатыми веществами, обеспечения обратной связи, позволяющей
контролировать параметры заряжаемых полостей.
Качество средств инициирования зарядов (электродетонаторы, детонаторы,
пиротехнические реле) уступает зарубежным в части надежности срабатывания и
точности интервалов замедлений, связанное с чистотой химической продукции.
Отечественные детонирующие шнуры имеют большие навески и не обеспечива-
ют надежность в передаче детонации, а волноводы неэлектрических систем име-
ют большой диаметр, неравномерность напыления внутренней поверхности и чув-
ствительны к переменам температур, что объяснятся устаревшей технологией про-
изводства этих изделий.
234
В Российской Федерации продолжают широко применять электродетонаторы с
безопасным током 0,18 А, чувствительные к блуждающим и другим сторонним то-
кам. В США и странах Европы давно перешли на низкочувствительные (5-10 А) и
нечувствительные к бытовым источникам тока электродетонаторы.
Несмотря на постоянный рост объема потребления взрывчатых веществ, изго-
товленных вблизи мест применения (70 % от общего количества), доля использова-
ния наиболее безопасных и эффективных эмульсионных ВМ составляет чуть более
35 %. В то же время за рубежом объем производства и потребления таких взрывча-
тых веществ достигает 80-90 %.
2.2.15. Транспортирование опасных веществ
Организация и осуществление надзора за соблюдением требований по безопас-
ному транспортированию опасных веществ были направлены на предупреждение
аварий и несчастных случаев, на повышение промышленной безопасности на под-
надзорных предприятиях и объектах в соответствии с требованиями Федерального
закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производ-
ственных объектов».
Надзорная деятельность проводилась в организациях, осуществляющих эксплу-
атацию объектов и средств транспортирования опасных веществ, включая техноло-
гические перевозки опасных веществ, в границах опасного производственного объ-
екта, в части выполнения положений Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В поднадзорных организациях осуществляется транспортирование опасных гру-
зов 2, 3, 4, 5, 8 и 9-го класса опасности по путям (дорогам) необщего пользования
железнодорожным и автомобильным транспортом, а также погрузочно-разгрузоч-
ные операции.
По данным территориальных органов Ростехнадзора, общее количество поднад-
зорных организаций составляет 6355 (в 2006 году — 5588), из которых 6161 (в 2006 го-
ду — 5386) осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов.
Протяженность путей необщего пользования насчитывает 77 974,32 км, из них
66 167,89 км железнодорожных путей. Объем погрузки и выгрузки опасных гру-
зов составляет 426 891,4 тыс. т, в том числе железнодорожным транспортом —
379 877,6 тыс. т.
В поднадзорных организациях при эксплуатации опасных производственных
объектов используются технические устройства, предназначенные для транспорти-
рования опасных веществ. Это вагоны, спецконтейнеры, локомотивы, автоцистер-
ны, спецавтомобили и другие технические устройства. Общее количество специаль-
ных транспортных средств, используемых в поднадзорных организациях, составляет
107 829 единиц (в 2006 году — 99 898 единиц), в том числе 25 254 единицы (в 2006 го-
ду — 21 528) автомобильного транспорта. Инспекторским составом осуществлял-
ся контроль их эксплуатации в соответствии с правилами применения технических
устройств на опасных производственных объектах.
Состояние промышленной безопасности на опасных производственных объек-
тах, связанных с транспортированием опасных веществ, оценивается как удовлет-
ворительное, аварий и несчастных случаев в 2007 году не было.
Зарегистрировано 274 инцидента (в 2006 году —479), в том числе в Иркутском
межрегиональном УТЭН сократилось их количество с 121 в 2006 году до 20 в
235
2007 году, в Енисейском межрегиональном УТЭН с 45 до 19. Безаварийная работа и
снижение количества инцидентов явились следствием проводимых на поднадзорных
предприятиях работ по организации и осуществлению производственного контроля,
организации и проведению обучения персонала, выполнению организационно-техни-
ческих мероприятий по улучшению состояния промышленной безопасности, работы
по обеспечению мер, направленных на повышение антитеррористической устойчи-
вости опасных производственных объектов. Этому способствовало также проведение
работ по устранению нарушений, выявленных в ходе проведенных обследований.
Наиболее распространенным видом происшедших инцидентов остаются утеч-
ки опасных веществ при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ и в пути
следования из-за неудовлетворительного технического состояния транспортных
средств, загрузочных емкостей и арматуры (около 79 % от общего числа инциден-
тов). Основными причинами являются утечки по сварным соединениям котлов и
неисправности запорных устройств в вагонах-цистернах.
Так, в УТЭН по Кемеровской области на станции Кемерово-Сортировочная Западно-
Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» составителем поездов в вагоне (соб-
ственности ООО «ПО «Химпром»), загруженном опасным грузом, через маленькое от-
верстие диаметром 0,5-1 мм по сварному шву торцовой части котла цистерны обнару-
жена течь. Высвобождение опасного вещества происходило по одной капле в секунду.
Погрузка опасного вещества в вагон-цистерну была произведена работниками пред-
приятия. Утраты опасного груза не произошло, пострадавших нет.
В УТЭН по Рязанской области на ЗАО «РНПК» зарегистрировано 94 инциден-
та, связанные с высвобождением (течью) опасных веществ из железнодорожных
цистерн, один инцидент — со сходом 8 цистерн с нефтепродуктами, 6 из которых
опрокинулись.
В УТЭН по Республике Башкортостан при выводе груженой цистерны с ОАО
«Каустик» была обнаружена течь соляной кислоты возле лестницы из-за наруше-
ния гуммировки цистерн. Ущерба от инцидента не было.
В УТЭН по Вологодской области на ОПО МУП «Теплоэнергия» в г. Череповец
неизвестными людьми разобран железнодорожный технологический путь, принад-
лежащий данному предприятию. Расследование по данному инциденту проводи-
лось МВД г. Череповца.
По выявленным инцидентам на предприятиях проводятся расследования специа-
листами служб производственного контроля. По результатам расследований руково-
дителями организаций принимаются необходимые меры, разрабатываются меропри-
ятия, направленные на предупреждение возникновения инцидентов в дальнейшем.
Недостатки организационного характера и нарушения, не требующие капитальных
затрат, устраняются незамедлительно.
Наибольшее количество нарушений при транспортировании опасных веществ
железнодорожным транспортом относится к техническому состоянию подъездных
путей: зазоры, вертикальные и горизонтальные ступеньки в стыках более допусти-
мой величины, неудовлетворительное крепление рельсов к шпалам, неисправность
стрелочных переводов, кустовая и одиночная гнилость шпал, а также отсутствие про-
верки рельсов и стрелочных переводов средствами дефектоскопии.
По-прежнему недостаточным является уровень технического состояния железно-
дорожных путей промышленных предприятий, что выявлено при проведении про-
верок работниками территориальных органов Ростехнадзора.
236
В процессе проводимых обследований инспекторами принимались меры вывода
людей (17 случаев) с рабочих мест, маршрутов следования вагонов с опасными гру-
зами, маневровых районов.
Причинами принятия таких мер явились грубейшие нарушения требований пра-
вил технической эксплуатации в части содержания путевого хозяйства, угрожающие
безопасному транспортированию опасных веществ.
Неблагополучное положение с обеспечением безопасности транспортирования
опасных веществ вызывает техническое состояние железнодорожных путей не-
общего пользования. В ходе проверок были вскрыты грубейшие нарушения и от-
ступления от норм в их содержании, а именно: кустовая гнилость шпал, ушире-
ние колеи, просрочка межремонтных сроков ремонта пути и стрелочных переводов
в проведении капитальных ремонтов. Эти нарушения характерны для организа-
ций: ОАО «Куйбышевский НПЗ» (УТЭН по Самарской области), ЗАО «Троица»,
ЗАО «Северная империя», ОАО «Силбет», ЗАО «Архангельский фанерный завод»
(УТЭН по Архангельской области), ОАО «Тайфун», ОАО «Ремпутьмаш» (УТЭН по
Калужской области) и некоторых других.
Надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при транспор-
тировании опасных веществ автомобильным транспортом осуществлялся в грани-
цах опасных производственных объектов. В ряде организаций, таких, как: ЗАО «ТЗК
аэропорта Кемерово», ГПКО «Автодор», ООО «Сибирская дорожно-строительная
компания», ОАО «Евразруда», ОАО «УК «Южный Кузбасс» (предприятия поднад-
зорны УТЭН по Кемеровской области) — имели место случаи нарушений и отсту-
плений от требований промышленной безопасности:
не выдавались аварийные карточки системы информации об опасности установ-
ленного образца;
не проверялась целостность и исправность тары (автоцистерны), наличие мар-
кировки и пломб;
не оборудовались специальные посты для производства выгрузки опасного груза;
не обозначалась опасная зона, где выполнялись погрузочные работы, не устанав-
ливались соответствующие предупреждающие знаки и аншлаги в местах погрузки
опасного груза («Выключи двигатель», «Опасная зона», «Нахождение посторонним
лицам запрещено» и т.д.);
не устанавливались предупреждающие и запрещающие знаки в соответствии
Правилами дорожного движения Российской Федерации на внутренних дорогах
организаций и т.д.
В то же время руководством ряда организаций, поднадзорных Ростехнадзору, вы-
деляются крупные денежные средства на содержание участков транспортирования
опасных веществ, на реконструкцию погрузочно-выгрузочных мест.
В течение отчетного периода проведена целенаправленная работа по приведе-
нию состояния опасных производственных объектов к требованиям промышлен-
ной безопасности. В частности, в целях устранения выявленных нарушений руко-
водством ряда организаций, поднадзорных Ростехнадзору, по Енисейскому меж-
региональному УТЭН в 2007 году на капитальный ремонт ж.-д. путей необщего
пользования, замену рельсов, замену стрелочных переводов, оборудование сливо-
наливных площадок, дефектоскопию рельсов, ремонт транспортных средств и дру-
гие работы направлены финансовые средства в сумме 150 млн руб.
237
В организациях, поднадзорных УТЭН по Архангельской области, в объеме
среднего ремонта отремонтировано более 2 км железнодорожного пути, заменено
680 шт. дефектных шпал. В целях устранения выявленных Алтайским межрегиональ-
ным УТЭН нарушений организованы средний и капитальный ремонты 25 локомо-
тивов; проведена работа по замене и ремонту 100 стрелочных переводов, проведен
ремонт 40 переездов и технологических проездов, выполнены работы по строитель-
ству и реконструкции 15 площадок для слива опасных грузов.
В МТУ по Южному федеральному округу (Ростовская область) в ФКП «Комбинат
«Каменский» освоено 7,9 млн руб. на ремонт железнодорожных путей с заменой
3531 шпалы и ремонтом 63 погонных метров рельсового полотна, произведен депов-
ской ремонт 5 собственных вагонов на сумму 771,5 тыс. руб. и восстановительный
ремонт 2 маневровых локомотивов на сумму 10,5 млн руб. На ОАО «Новочеркасский
электродный завод» за отчетный период освоено 1,6 млн руб. на проведение ремон-
та 750 погонных метров пути с заменой 1050 шпал и 3 стрелочных переводов, про-
изведен ремонт 3 железнодорожных переездов. Произведен капитальный ремонт
12 собственных вагонов на сумму 3,292 млн руб. и деповской ремонт 44 вагонов на
сумму 1,82 млн руб.
Практически на всех поднадзорных предприятиях разработаны и согласованы
положения о производственном контроле за опасными производственными объ-
ектами. В тех организациях и предприятиях, где положения еще не утверждены
Ростехнадзором, они находятся в стадии разработки и переработки в соответствии
с предъявленными инспекторами замечаниями.
Вместе с тем, на ряде предприятий производственный контроль осуществляется
формально. Отдельные ответственные лица неудовлетворительно выполняют обя-
занности по его организации и осуществлению. Отсутствуют графики проведения
комплексных и целевых проверок состояния промышленной безопасности, планы
работ по осуществлению производственного контроля, годовые планы работ по
обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации опасных производ-
ственных объектов.
Такие факты имели место в ЗАО «ТНК Юг Менеджмент» (Белокалитвенская
нефтебаза), на Глубокинской нефтебазе «Фирма Леонтий», в ООО «Металлист»
(Гуково) и в ОАО «Миллеровский МЭЗ» (МТУ по ЮФО, Ростовская область), ООО
«Компания СибОйл», ООО «Промнефтеснаб», ЗАО «Коксохиммонтаж — Кемерово»,
ОАО «Прокопьевское ПТУ», ОАО «Машиностроительный завод им. И.С. Черных»,
ОАО «Томь-Усинский завод железобетонных конструкций» и других (УТЭН по
Кемеровской области).
За неудовлетворительную организацию и осуществление производственного кон-
троля за состоянием промышленной безопасности при транспортировании опасных
веществ ответственные должностные лица предприятий были привлечены к адми-
нистративной ответственности в соответствии со ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ.
В 2007 году при проведении обследований инспекторами Ростехнадзора было
выявлено 2023 случая нарушений лицензионных требований (в 2006 году — 1437).
Основными нарушениями лицензионных требований и условий были: несоблюде-
ние правил организации и осуществления производственного контроля, подготов-
ки и аттестации работников, осуществляющих деятельность в области промышлен-
ной безопасности, необеспечение своевременного проведения экспертизы промыш-
ленной безопасности подъездных путей, отсутствие производственного контроля
238
по транспортированию опасных веществ. По результатам проверок оформлялись
акты-предписания установленной формы с указанием нарушений лицензиата. Так,
на руководителей ОАО «Хабаровскнефтепродукт» (МТУ по Дальневосточному феде-
ральному округу, Хабаровская область) наложен административный штраф 3000 руб.,
привлечены к административной ответственности руководители ЗАО «Троица», ЗАО
«Северная империя», ОАО «Силбет», ЗАО «АМУ Севзапэнергомонтаж» (предпри-
ятия поднадзорны УТЭН по Архангельской области).
В ходе проведения проверок контролируется наличие полисов страхования ри-
ска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих
лиц в случае аварии на участке транспортирования опасных веществ.
На предприятиях ООО «Регион», ОАО «Челябинскгазком», ООО «Евротоп», ОАО
«Уральская кузница», ОАО «Катавцемент», ЗАО «Пласт-Рифей», ООО «Энергия»
(УТЭН по Челябинской области) нарушены сроки страхования, некоторые страхо-
вые компании, такие, как «Баск» и «Макс», необоснованно установили заниженный
процент страховой премии для второго типа опасных производственных объектов на
предприятиях ОАО «Челябоблкоммунэнерго», ООО «Регионнефтепродукт». По дан-
ным нарушениям порядка страхования ставилось в известность руководство стра-
ховых компаний, а также сообщалось об этом руководству Управления по надзору
за специальными и химически опасными производствами и объектами для приня-
тия соответствующих мер.
При проведении оперативных, целевых и комплексных проверок в обязатель-
ном порядке проводится проверка выполнения мероприятий по противодействию
терроризму на подконтрольных объектах. В ходе проверок установлено, что рабо-
чие места на проверяемых объектах укомплектованы типовыми памятками для ра-
ботников железнодорожного транспорта по пресечению террористического акта на
объектах железнодорожного транспорта.
Практически все предприятия имеют ведомственную или вневедомственную
охрану. На большинстве предприятий введен пропускной режим.
На крупных предприятиях, таких, как ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»,
«Нойзидлер-Сыктывкар», ООО «Лукойл-транс», ООО «Газпромтранс», БПТОиК
ОАО «Северные МН», ОАО «Комиавиатранс», БПТОиК «Севергазпрома» (поднад-
зорны Печорскому межрегиональному УТЭН), ОПО ЗАО «Карелиянефтепродукт»
(поднадзорны УТЭН по Республике Карелия), ОАО «Минудобрения», ОАО
«Воронежсинтезкаучук» (поднадзорны УТЭН по Воронежской области) и др., по пе-
риметру территорий которых ведется электронное слежение, дополнительно уста-
новлены приборы видеонаблюдения, имеются сторожевые овчарки.
Анализ состояния защищенности опасных производственных объектов свидетель-
ствует о выполнении требований приказов и указаний Ростехнадзора и Управления
по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами,
а также рекомендаций по противодействию терроризму.
Проведенными в 2007 году проверками выявлен ряд предприятий, эксплуатиру-
ющих опасные производственные объекты, которые не были должным образом за-
регистрированы в государственном реестре.
Такие нарушения были выявлены на предприятиях Ростовского отделения СКЖД
филиала ОАО «РЖД», а также в организациях ООО «Ирбис» (г. Ростов-на-Дону),
ООО «Дон ВК Шахты» и ООО «ЮРТЭК» (г. Таганрог) (предприятия поднадзорны
МТУ по Южному федеральному округу).
239
Нарушения были указаны в предписаниях и в настоящее время устранены, за ис-
ключением предприятий ОАО «РЖД», свидетельство которым выдается в Москве
по месту нахождения юридического лица.
Руководители ряда предприятий за нарушения порядка регистрации опасных про-
изводственных объектов были привлечены к административной ответственности.
В ходе проверок были выявлены предприятия, изготавливающие технические
средства, предназначенные для транспортирования опасных веществ без разрешения
Ростехнадзора на применение технических устройств (ООО «Завод Строммашина»,
ООО «Энергомаш» (поднадзорны УТЭН по Челябинской области).
За отчетный период проведено 4586 проверок (в 2006 году — 4308). К проведе-
нию комплексных проверок, осуществляемых по плану Ростехнадзора на 2007 год,
привлекались специалисты УТЭН по Смоленской, Вологодской, Владимирской,
Кемеровской, Свердловской, Самарской областям.
В ходе целевых проверок были проверены предприятия: ФГУП «ПО Урал-
вагонзавод», ОАО «Уралкриомаш», ОАО «Новосибирский стрелочный завод»,
ОАО «Новочеркасский электродный завод», железные дороги-филиалы ОАО
«РЖД»: Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская,
Свердловская, Южно-Уральская, Северо-Кавказская, Московская, а также локо-
мотивные депо, склады ГСМ.
Серьезных замечаний по результатам проверок промышленных предприятий,
подконтрольных филиалам ОАО «РЖД», не отмечено. По имеющимся отдельным
фактам нарушений требований промышленной безопасности были составлены акты-
предписания и направлены руководителям организаций.
Анализ контрольной и надзорной деятельности показывает, что в течение 2007 го-
да по сравнению с тем же периодом 2006 года количество проведенных обследо-
ваний увеличилось с 1717 в 2006 году до 2455 в 2007 году, в УТЭН по Республике
Татарстан с 68 до 211, в УТЭН по Республике Хакасия с 43 до 227, но уменьшилось
в УТЭН по Тамбовской области с 63 до 27 и МТУ по Дальневосточному федераль-
ному округу со 115 до 59.
Число выявленных нарушений увеличилось с 15 605 — в 2006 году до 18 969 — в
2007 году (УТЭН по Ивановской области с 65 до 1017, УТЭН по Липецкой области
с 99 до 746, но уменьшилось в МТУ по Центральному федеральному округу с 1188
до 753, УТЭН по Кировской области с 1028 до 437).
По сравнению с аналогичным периодом 2006 года повысилась требовательность
инспекторского состава к нарушителям требований промышленной безопасности.
Количество назначенных административных взысканий возросло с 991 в 2006 го-
ду до 1035 в 2007 году (в УТЭН по Республике Татарстан с 39 до 71, в УТЭН по
Ивановской области возросло до 31, но уменьшилось в Алтайском межрегиональ-
ном УТЭН с 65 до 30, в Нижне-Волжском межрегиональном УТЭН с 28 до 6). Сумма
штрафов целом возросла с 3 054,2 тыс. руб. в 2006 году до 3 715,2 тыс. руб. в 200-
7 году (в Северо-Кавказском межрегиональном УТЭН с 172 тыс. руб. до 254 тыс.
руб., в УТЭН по Ивановской области до 190,5 тыc. руб., но сократилось по Нижне-
Волжскому межрегиональному УТЭН с 106 тыс. руб. до 30 тыс. руб. и в УТЭН по Ре-
спублике Башкортостан с 304,5 тыс. руб. до 130 тыс. руб.).
В соответствии со ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
временно приостанавливалась деятельность в 26 случаях (в 23 случаях на предпри-
ятиях в Центральном федеральном округе).
240
Алтайским межрегиональным УТЭН совместно с Барнаульской транспортной
прокуратурой в период с 24 по30 июня 2007 г. и с 25 по 31 октября 2007 года прове-
дены обследования объектов АО ОАО «Сибпромжелдортранс» и ОАО «Барнаульский
вагоноремонтный завод» в части исполнения законодательства о промышленной
безопасности при транспортировании опасных грузов ж.-д. транспортом.
По результатам проверок руководству предприятий выданы предписания и в от-
ношении главного инженера АО ОАО «Сибпромжелдортранс» и заместителя глав-
ного инженера ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод», приняты меры адми-
нистративного воздействия (штрафы в соответствии с ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ).
По результатам проверок предприятий, поднадзорных УТЭН по Астраханской об-
ласти (ООО ПКФ «ГРАП», ООО ПКФ «Каспийгаз», ОАО «Кнауф Гипс Баскунчак»),
допустивших нарушение требований Федерального закона «О промышленной без-
опасности опасных производственных объектов», составлены протоколы и вынесе-
ны постановления о наложении административного наказания в виде штрафов по
ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ. Наложены и взысканы штрафы на общую сумму 6 тыс. руб.
Возбуждены и рассмотрены 13 дел об административном правонарушении в УТЭН
по Томской области, в том числе 9 в отношении должностных лиц организаций ЗАО
«Механизированная колонна № 159», ООО «Электротепловые технологии» и др. и 4
в отношении юридических лиц (ООО «Томскнефтехим», ООО «Северинторг», ООО
«ТТЛ», ОАО «Томскэнерго»). Наложен штраф на общую сумму 98 тыс. руб.
В органы прокуратуры переданы материалы на 28 организаций (в МТУ по
Приволжскому федеральному округу — 21).
Надзор за транспортированием опасных веществ осуществляют 125 инспекто-
ров (госинспекторов), при этом надзор только за транспортированием опасных ве-
ществ осуществляет 41 специалист, остальные совмещают деятельность по двум и
более видам надзоров.
В лучшую сторону следует отметить работу по надзору за транспортированием
опасных веществ в УТЭН по Ивановской области, где работа практически нача-
лась с января 2007 года (до этого надзор велся инспектором другого вида надзора).
Количество поднадзорных организаций за год возросло с 53 до 245, число выявлен-
ных правонарушений составляет 1017, а общая сумма штрафов — 190,5 тыс. руб.
Анализируя лицензионно-разрешительную деятельность Управления по надзору
за специальными и химически опасными производствами и объектами (по лицензи-
рованию поступило на рассмотрение 114 комплектов документов, принято положи-
тельных решений — 99, отказов — 15; на применение технических устройств выда-
но 27 разрешений, отказано в 3 случаях), необходимо отметить инновационную на-
правленность деятельности Управления и территориальных органов Ростехнадзора,
консолидацию их усилий как структурных подразделений федерального органа
исполнительной власти с деятельностью поднадзорных организаций, направлен-
ной на производственно-технологическое и социально-экономическое развитие
Российской Федерации.
В целях более эффективного ведения государственного надзора на объектах транс-
портирования опасных веществ предлагается:
1. Для дифференцированного подхода регистрации опасных производственных
объектов, ведения государственного реестра надзора за объектами и средствами
транспортирования опасных веществ рассмотреть и внести новые наименования
опасных объектов в Перечень типовых видов опасных производственных объек-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..