ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 13

 

 

193
Мероприятия, предусмотренные планами, выполнены в полном объеме и в уста-
новленные сроки.
В 2007 году на объектах газораспределения и газопотребления произошло 43 ава-
рии и четыре несчастных случая со смертельным исходом. По сравнению с анало-
гичным периодом 2006 года количество аварий увеличилось на 6 случаев и травма-
тизм со смертельным исходом возрос на 3 случая.
Групповой несчастный случай произошел 29.11.07 г. в котельной ООО «Завод
ЖБИ-1» (г. Ставрополь). В результате отравления окисью углерода погибли опера-
тор котельной и работник предприятия, не имеющий отношения к котельной. В ре-
зультате расследования было установлено, что системы защиты были в исправном
состоянии, но были отключены погибшим оператором. Кроме того, оператор на-
ходился на работе в нетрезвом состоянии. Проверка знаний производственных ин-
струкций у оператора перед допуском к работе не проводилась. Производственный
контроль за эксплуатацией газовой котельной практически не осуществлялся.
Несчастный случай со смертельным исходом произошел 17.02.07 в ООО
«Корпорация Роснефтегаз» (объект находится под надзором УТЭН по Ямало-
Ненецкому АО) в результате пролива нефтегазовой смеси с последующим возгора-
нием. Объект не был идентифицирован для целей регистрации в государственном
реестре опасных производственных объектов и заключения договора страхования
риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производ-
ственного объекта и не был зарегистрирован. Надзор за соблюдением требований
промышленной безопасности со стороны УТЭН по Ямало-Ненецкому АО не осу-
ществлялся.
Наибольшее число аварий произошло в Омской (3) и Тамбовской (4) областях и
Краснодарском крае (4).
Прямой экономический ущерб от аварий, происшедших в 2007 году, составил 20
млн руб. (в 2006 году — 17 млн руб.) без учета социально-экономических потерь и
упущенной выгоды.
Состояние промышленной безопасности объектов газораспределения и газопо-
требления определяется физическим износом газопроводов, сооружений и обору-
дования (технических устройств).
В 2007 году число проведенных обследований составило 37,5 тыс., в том числе
1467 проверок соблюдения лицензионных требований и условий. Число выявлен-
ных и предписанных к устранению нарушений требований промышленной безо-
пасности составило 278,8 тыс., в том числе 20,9 тыс. лицензионных требований и
условий. Проверено по ранее выданным предписаниям выполнение 28,8 тыс. тре-
бований. В течение года назначено 8384 административных наказания, 245 адми-
нистративных приостановлений деятельности, 8057 штрафов на общую сумму взы-
сканных штрафов 26 992,05 тыс. руб. Переданы материалы в правоохранительные
органы на 58 нарушителей требований промышленной безопасности, в том числе
по одному случаю возбуждено уголовное дело.
Завершена диагностика технического состояния подземных газопроводов про-
тяженностью 16,3 тыс. км, 11,6 тыс. газорегуляторных пунктов. Заменено оборудо-
вание в 1517 газорегуляторных пунктах и 233 котельных. В течение года выведены
из эксплуатации (ликвидированы) 48 подвальных и заглубленных отопительных
котельных. Продолжается работа по установке в котельных средств по контролю
воздушной среды. К настоящему времени установлены системы контроля за со-
194
держанием окиси углерода в 53 083 котельных и контроля за содержанием метана в
50 187 котельных. Автоматизированы и обеспечены в полном объеме системами за-
щиты, сигнализации и блокировок 137 котельных.
В 2007 году в рамках реализации Программы «О газификации регионов России» и
других инвестиционных программ построено 33 124,3 км газопроводов, в том числе
подземных протяженностью 18 994,2 км, из них 15 984,2 полиэтиленовых. Заменено,
реконструировано (переложено) в отчетном периоде 305,2 км газопроводов.
За рассматриваемый период территориальными органами проведена проверка
реализации законодательно установленных требований промышленной безопас-
ности при эксплуатации 268 газонаполнительных станций сжиженного углеводо-
родного газа с общим объемом хранения газа 95 166 т и годовой реализацией око-
ло 2,5 млн т.
Проведена реконструкция газонаполнительных станций ООО «Регионгаз»
(г. Новосибирск), ООО «Интергаз» (Кабардино-Балкарская Республика), ОАО «СГ-
Транс» (г. Торопец Тверской области; Оренбургской, Бузулукской, Абдуллинской
в Оренбургской области). Отмечается улучшение состояния промышленной без-
опасности на газонаполнительных станциях ОАО «СГ-Транс», в которой действу-
ет система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружаю-
щей среды.
Территориальными управлениями было проведено 442 обследования газона-
полнительных станций, выявлено 4 тыс. нарушений требований промышлен-
ной безопасности. Выявлено 106 случаев неукомплектованности персоналом (в
Тульской, Липецкой, Тамбовской, Калининградской, Вологодской, Астраханской,
Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Челябинской, Тюменской, Кемеровской
областях, Республике Чувашия, Удмуртской Республике, Республике Северная
Осетия — Алания, Ханты-Мансийском АО(Югра), Алтайском, Краснодарском
крае), 196 нарушений, допускаемых при организации и выполнении газоопасных
работ (в Московской, Калужской, Ивановской, Ленинградской, Калининградской,
Новгородской, Ростовской, Астраханской, Пермской, Ульяновской, Челябинской
областях, Республике Карелия, Краснодарском крае, Алтайском крае), отсутствие до-
говоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (Омская,
Рязанская области, Алтайский край). Отдельные организации, эксплуатирующие
газонаполнительные станции, создают собственные аварийно-спасательные фор-
мирования (Рязанская и Тамбовская области, Алтайский край).
В организациях проведена диагностика в связи с истечением нормативного сро-
ка службы 2484 единиц оборудования при плане 3084 единицы. Выполнение графи-
ков диагностирования контролируется. Отмечается неудовлетворительное состоя-
ние промышленной безопасности на 2 ГНС ОАО «Чувашсетьгаз». Грубые нарушения
требований промышленной безопасности выявлены на газонаполнительной стан-
ции индивидуального предпринимателя Калининой М.М. (Саратовская область).
Не соблюдены охранные зоны Ногинской и Пушкинской ГНС в Московской обла-
сти по причине выделения земли в охранной зоне местной администрацией част-
ным лицам.
В связи с нарушениями требований промышленной безопасности в 6 случаях при-
останавливалась эксплуатация объектов до устранения нарушений (ОАО «Каббалгаз»,
ООО «Газтехнология»). Подвергнуты штрафным санкциям 169 должностных лиц и
19 юридических лиц на общую сумму 730 тыс. руб.
195
Материалы проверки направлены в территориальные управления для руковод-
ства, обсуждены на семинаре с руководителями газового надзора территориальных
управлений «Совершенствование надзорной деятельности на объектах газораспре-
деления и газопотребления». Предложено усилить контроль за соблюдением требо-
ваний промышленной безопасности при эксплуатации газонаполнительных станций
и приостанавливать их эксплуатацию при долговременных отступлениях от требо-
ваний безопасности. Намечена целевая проверка в 2008 году организаций и прове-
дения газоопасных работ в газовом хозяйстве организаций.
В 2007 году проведена целевая проверка организации и осуществления контроль-
ной и надзорной деятельности на объектах газораспределения и газопотребления,
осуществляемой УТЭН по Тюменской и Орловской областям. Принято участие в
комплексной проверке МТУ по Сибирскому федеральному округу, Южному феде-
ральному округу и Центральному федеральному округу. Проверено состояние про-
мышленной безопасности при эксплуатации систем газораспределения и газопо-
требления в ОАО «Тюменьмежрайгаз».
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации «О газифи-
кации регионов России» проводится мониторинг за строительством газопроводов
по Программе газификации регионов России в целях контроля за ее выполнением.
Были подготовлены материалы по реализации Программы «О газификации регио-
нов России» по Пензенской, Смоленской, Самарской областям, Хабаровскому ре-
гиону, Кабардино-Балкарской Республике.
Реализация мероприятий по выполнению программы газификации регионов в
2007 году осуществлялась в соответствии с утвержденным председателем правле-
ния ОАО «Газпром» Миллером А.Б. графиком синхронизации по вводным объек-
там. Например, по графику синхронизации в Самарской области строился межпо-
селковый газопровод п. Береговой — с. Старый Тукшум Шигонского района про-
тяженностью 7,5 км давлением 0,6 МПа. Работы по газификации сел Шигонского
района велись в согласованные сроки. Согласно областной адресной программы
на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Самарской области, на
строительство газопроводов был предусмотрен лимит капитальных вложений в раз-
мере 24 млн. руб.
В связи с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс Российской
Федерации от 29.12.04 № 190-ФЗ в 2007 году, сложилась сложная ситуацию с объек-
тами газораспределения и газопотребления, особенно начатыми строительством до
вступления в силу изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов» и Градостроительный кодекс Российской
Федерации.
Основной проблемой, влияющей на сроки ввода в эксплуатацию закончен-
ных строительством газопроводов, является отсутствие государственной экспер-
тизы проектной документации. Поступали обращения по вопросу полномочий
Главгосэкспертизы в отношении организации и проведения государственной экс-
пертизы проектной документации газопроводов высокого давления с отнесением
их к объектам, использующим оборудование, работающее под давлением, с соот-
ветствующим требованием проведения государственной экспертизы таких проек-
тов в Москве.
Федеральным законом от 04.12.07 № 324-ФЗ «О внесении изменений в отдель-
ные законодательные акты Российской Федерации» в Градостроительный кодекс
196
Российской Федерации внесены изменения. В частности, газораспределительные
системы природного газа давлением до 1,2 МПа и сжиженного углеводородного газа
давлением до 1,6 МПа, а также объекты, на которых используется оборудование, ра-
ботающее под давлением, исключены из перечня особо опасных и технически слож-
ных объектов. Это позволит осуществлять проведение экспертизы проектной доку-
ментации газораспределительных систем высокого давления в регионах. Внесенные
изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации частично исключат
негативные аспекты применения отдельных его положений.
По представлению Прокуратуры Российской Федерации территориальными ор-
ганами проведены целевые проверки соблюдения требований промышленной без-
опасности при эксплуатации распределительных газопроводов. Информация по ре-
зультатам проверки направлена в прокуратуру.
В 2007 году было рассмотрено 741 заключение экспертизы промышленной без-
опасности с материалами на выдачу разрешений и выдано 723 разрешения на при-
менение технических устройств на объектах газораспределения и газопотребления.
В 18 случаях в выдаче разрешений отказано. Также были рассмотрены материалы
298 организаций на выдачу лицензий. Оформлены проекты приказов на предостав-
ление лицензий на эксплуатацию взрывоопасных объектов и проведение эксперти-
зы промышленной безопасности. В 14 случаях в предоставлении лицензий было от-
казано.
Проведены целевые проверки соблюдения лицензионных требований и усло-
вий газораспределительными организациями. Полученные материалы проверок про-
анализированы. Проверено 553 организации. Выдано 584 предписания об устране-
нии выявленных нарушений. Наложено 120 административных взысканий. В тер-
риториальных органах заслушано 145 руководителей.
Выявленные при проверках факты несоблюдения требований промышленной
безопасности объясняются неэффективностью производственного контроля в ор-
ганизациях.
По сведениям территориальных органов, одним из основных нарушений яв-
ляется несвоевременное диагностирование в целях продления ресурса газопрово-
дов, отслуживших нормативный срок службы. Таких газопроводов насчитывается
21,2 тыс. км, прошло диагностирование 16,3 тыс. км. Из общего числа газорегу-
ляторных пунктов 21,4 тысяч отслужили нормативный срок службы. Прошли ди-
агностирование с продлением срока службы 11,6 тыс. Например, в текущем году
в Москве истек срок эксплуатации газопроводов протяженностью 1233 киломе-
тра, 715 газорегуляторных пунктов. Темпы старения газопроводов и газового обо-
рудования превышают темпы обновления. Объемы планируемых работ по рекон-
струкции недостаточны для обновления газового хозяйства. Выявлены факты не-
своевременного диагностирования в Ульяновской, Астраханской, Тамбовской и
Калужской областях, Ставропольском и Краснодарском краях. Отмечены случаи
несоблюдения лицензиатами требования по готовности к локализации и ликвида-
ции аварий (Краснодарский край, Чувашская Республика, Тамбовская область).
Территориальными управлениями в 2007 году были проведены целевые провер-
ки состояния промышленной безопасности при эксплуатации социально значимых
газовых отопительных и отопительно-производственных котельных. По результа-
там целевых проверок территориальных органов подготовлен аналитический мате-
риал о состоянии их промышленной безопасности.
197
В Российской Федерации 28 571 социально-значимую газовую отопительную и
отопительно-производственную котельную, отпускающие тепловую энергию для
населения, эксплуатируют 19 238 организаций (юридических лиц). В эксплуатации
находится 640 заглубленных и подвальных котельных.
Проверки показали, что, например, на территории Самарской области из
1618 котельных 102 эксплуатируются с системами защиты не в полном объеме.
Разработанные и согласованные с территориальным управлением мероприятия ре-
конструкции таких котельных не выполняются в установленные сроки. С начала
года реконструировано семь котельных с установкой полностью автоматизирован-
ных котлов. В ряде случаев запланированные работы по реконструкции таких ко-
тельных срываются из-за недостаточного финансирования. Не проведена рекон-
струкция восьми котельных: ЗАО «Коммунэнерго», ЗАО «СУТЭК» (г. Самара), МУП
«Волжсксельхозэнерго» Волжского района и МУП ЖКХ Безенчукского района.
На предприятиях Удмуртской Республики проведена реконструкция газового
оборудования 23 котельных в целях приведения их в соответствие с требованиями
правил безопасности.
На территории Чувашской Республики на 01.09.07 г. завершена работа по осна-
щению помещений котельных приборами контроля воздуха по содержанию в нем
окиси углерода и метана.
В последнее время вместо ликвидируемых морально и физически устаревших
котельных вводятся в эксплуатацию полностью автоматизированные котельные
(20-40 единиц ежегодно) за счет инвесторов или администрации областей.
Планомерно ликвидируются подвальные котельные. Например, оставшиеся
6 из 126 имевшихся в Тульской области котельных, принадлежащих Минздраву,
Минобороны и МВД, планируется ликвидировать в 2008 году.
В то же время, например, в Брянской области проверка показала, что не устраня-
ются длительно действующие нарушения требований промышленной безопасности
на предприятиях ОАО «Брянские коммунальные системы» (генеральный директор
В.И. Якушевский) в части ликвидации (модернизации) 25 подвальных котельных,
оснащения 65 неавтоматизированных котлов в 22 котельных автоматикой безопас-
ности, замены устаревшей автоматики безопасности на 93 котлах.
Расширилась практика реализации Кодекса РФ об административных правона-
рушениях за нарушение требований промышленной безопасности и лицензион-
ных требований и условий. По результатам проведенных проверок предприятий и
организаций (юридических лиц), осуществляющих деятельность по эксплуатации
отопительных и отопительно-производственных котельных, в Ростовской области
привлечено к административной ответственности 48 должностных и юридических
лиц на сумму 114,0 тыс. руб.
За нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации ор-
ганизацией (юридическим лицом) ГУП РО «Донэнерго» филиала «Тепловые сети»
Азовского района, осуществляющего деятельность по эксплуатации отопительных
и отопительно-производственных котельных взрывоопасных (опасных) производ-
ственных объектов на территории г. Азова Ростовской области, по решению суда
была приостановлена эксплуатация 14 отопительных котельных.
В 2007 году реконструировано 33 котельные. В последние 2-3 года реконструиро-
вано с установкой полностью автоматизированных котлов 804 отопительных и ото-
пительно-производственные котельные. Было введено автоматизированных блоч-
198
ных котельных, работающих без постоянного персонала, — 4334 с последующей
ликвидацией малоэффективных без автоматики или в связи с отказом от централи-
зованного теплоснабжения. Было установлено в соответствии с правилами безопас-
ности в помещениях котельных залов 26 849 систем контроля воздуха по содержа-
нию в нем окиси углерода и 25 076 систем контроля воздуха по содержанию в нем
метана для защиты персонала.
По программе Правительства Московской области проводится работа по техни-
ческому перевооружению котельных с заменой теплогенерирующего оборудова-
ния на более современное (Луховицы, Зарайск, Озеры, Подольск, Солнечногорск,
п. Томилино и другие). Аналогичные программы, предусматривающие модерниза-
цию теплогенерирующего оборудования малой энергетики, имеются во многих ре-
гионах страны. Котлы средней и большой мощности, как правило, в указанные про-
граммы не попадают.
Территориальными органами было проведено 8273 обследования теплогенери-
рующих организаций и их опасных производственных объектов. При этом число
выявленных нарушений составляет 59 279, в том числе лицензионных требований
и условий — 2592.
Привлечено к ответственности за нарушения требований промышленной безопас-
ности 1825 руководителей и специалистов, в том числе подвергнуто штрафным санк-
циям 1432 должностных лица на сумму 4989,9 тыс. руб. В ходе проверок заслушано
в управлениях 504 руководителя теплогенерирующих предприятий. Предусмотрено
провести аналогичную целевую проверку состояния промышленной безопасности
при эксплуатации газового хозяйства тепловых электрических станций.
В соответствии с Комплексным планом работы Ростехнадзора на 2007 год были
проведены проверки соблюдения требований промышленной безопасности при раз-
работке проектной документации на строительство (монтаж) и реконструкцию объ-
ектов газораспределения и газопотребления.
В Российской Федерации в настоящее время разработку проектной документа-
ции на строительство (монтаж) и реконструкцию объектов газораспределения и га-
зопотребления осуществляют 1590 проектных организаций. Проверка показала, что
проектные организации выполняют основные требования Федерального закона «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В течение года проведено 712 обследований проектных организаций. При этом
было выявлено 3293 нарушения. Рассматривались организационно-технические
возможности проектных организаций, а также качество проектов с заключением
экспертизы промышленной безопасности. Проектные организации осуществляют
деятельность на основании лицензий Федерального агентства по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству на виды деятельности «Проектирование зда-
ний и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государствен-
ным стандартом».
С организацией и началом проведения государственной экспертизы проект-
ной документации Главгосэкспертизой и ее региональными филиалами рассмотре-
ние количества экспертиз промышленной безопасности проектной документации
не уменьшилось. В течение года территориальными управлениями рассмотрено и
утверждено 19 639 заключений экспертизы промышленной безопасности проектов.
В 1015 случаях проекты отправлялись на доработку. Для примера: в 2006 году было
рассмотрено 23 888 заключений экспертизы промышленной безопасности проектов.
199
Основной проблемой как проектных, так и экспертных организаций является отсут-
ствие понимания терминов «расширение», «техническое перевооружение», «рекон-
струкция» объектов строительства газораспределения и газопотребления, что ино-
гда приводит к требованию проведения государственной экспертизы и экспертизы
промышленной безопасности проектов.
Следует отметить, что при проведении государственной экспертизы проектов в
целях экономии денежных средств на строительство систем газораспределения и
газопотребления экспертами не учитываются некоторые требования, например по
устройству песчаного основания под подземный газопровод, увеличение расстоя-
ния между опорами для надземных газопроводов.
При проведении государственной экспертизы в нарушение Градостроительного ко-
декса Российской Федерации не производится оценка соответствия проектной доку-
ментации требованиям промышленной безопасности. По данному факту направлялась
соответствующая информация в Администрацию губернатора Челябинской области.
В системе экспертизы промышленной безопасности проектов газораспределе-
ния и газопотребления осуществляют деятельность 541 экспертная организация, в
которых работают 917 экспертов. В течение года проведено 128 проверок деятельно-
сти экспертных организаций, в том числе 96 проверок выполнения лицензионных
требований и условий. В территориальных управлениях были заслушаны 274 руко-
водителя проектных организаций, в том числе 197 главных инженеров проектов, а
также 175 руководителей экспертных организаций и экспертов. К административ-
ной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности при-
влечено 47 должностных лиц и три юридических лица на сумму 160,5 тыс. руб.
Анализ аварийности показывает, что ежегодно наибольшее количество аварий
(25) происходит при производстве земляных работ сторонними организациями в
охранных зонах газопроводов. В большинстве случаев работы производились без
уведомления владельцев газопроводов.
С запозданием поступили материалы расследования от УТЭН по Рязанской об-
ласти, УТЭН по Пензенской области, УТЭН по Ямало-Ненецкому АО, УТЭН по
Республике Марий Эл.
При расследовании аварий не учитываются все нарушения, некачественно про-
водится анализ причин. Так, при расследовании аварии, происшедшей 06.03.07 г. в
ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель» Пермским межрегиональным УТЭН
не был проведен анализ содержания производственной инструкции, в которой от-
сутствовал порядок проверки запорных устройств на газопроводе перед розжигом.
УТЭН по Пензенской области некачественно провело расследование аварии, про-
исшедшей 29.01.07 г. в ОАО «Метан», по факту повреждения газопровода. Не была
дана оценка правомерности проведения земляных работ, а также действий газорас-
пределительной организации.
В 2007 году были рассмотрены и зарегистрированы декларации промышленной
безопасности 24 объектов — газонаполнительных станций.
Декларация ГНС ОАО «Курскгаз» была разработана и прошла экспертизу про-
мышленной безопасности. При рассмотрении было выявлено несоответствие оформ-
ления декларации установленному порядку и отказано в утверждении заключения
экспертизы. Декларация была возвращена на доработку.
В октябре 2007 года в г. Сочи проведен семинар-совещание на тему «Совер-
шенствование надзорной деятельности на объектах газораспределения и газопо-
200
требления» с руководителями и специалистами газового надзора территориальных
органов. В его работе приняли участие представители ведущих эксплуатирующих
организаций, изготовителей оборудования, экспертных организаций. На семина-
ре-совещании приняты рекомендации по совершенствованию надзорной деятель-
ности в области газового надзора.
Предложения.
В целях снижения аварийности и травматизма на опасных производственных
объектах газораспределения и газопотребления необходимо:
активизировать взаимодействие с руководством субъектов Российской Федерации
для обеспечения безопасности при проведении работ в охранных зонах газораспре-
делительных сетей;
повысить требовательность к руководителям организаций, эксплуатирующих
объекты, не соответствующие установленным требованиям;
улучшить контроль за обеспечением выполнения планов реконструкции (пере-
кладки) малонадежных газопроводов;
установить обязательность внеочередной аттестации по промышленной безопас-
ности и проверки знаний правил безопасности первых руководителей организаций,
в которых произошли происшествия (аварии и случаи травматизма).
2.2.13. Взрывопожароопасные и химически опасные производства
и объекты спецхимии
Учитывая, что основные фонды поднадзорных взрывоопасных и химически
опасных производств и объектов введены в эксплуатацию 40-50 лет назад, а рекон-
струкция производств и объектов происходит низкими темпами, на опасных произ-
водственных объектах эксплуатируются около 70 % технических устройств (вклю-
чая приборы контроля и автоматики, системы сигнализации и противоаварийной
защиты, электротехнические устройства), отработавших установленный ресурс без-
опасной эксплуатации.
Принимаемые специалистами предприятий меры по осуществлению реконструк-
ции объектов, замене устаревшего и физически изношенного оборудования, по экс-
пертизе промышленной безопасности технических устройств, техническому осви-
детельствованию оборудования, а также постоянный государственный контроль и
надзор со стороны территориальных органов Ростехнадзора позволяют обеспечи-
вать промышленную безопасность на поднадзорных предприятиях.
Основное внимание Управления по надзору за специальными и химически опас-
ными производствами и объектами, а также подразделений территориальных орга-
нов Ростехнадзора, осуществляющих надзор на химических объектах, уделяется в
последние годы анализу состояния промышленной безопасности и факторов, по-
ложительно (или негативно) влияющих на повышение противоаварийной устойчи-
вости производств и создание условий безопасной их эксплуатации.
Анализ контрольной и надзорной деятельности показал, что в последние годы с
учетом реформирования территориальных органов произошло определенное сни-
жение активности этой деятельности. Это во многом повлияло на уровень аварий-
ности и смертельного травматизма на опасных производственных объектах химиче-
ского комплекса в 2007 году, который увеличился по сравнению с 2006 годом.
Так, в 2007 году произошло 10 аварий (в 2006 году — 7 аварий). Количество
несчастных случаев со смертельным исходом в 2007 году составило 18 случаев,
в 2006 году — 10 случаев.
201
Рис. 13. Аварийность и травматизм на объектах химии
Таблица 78
Сведения о состоянии аварийности и травматизма
Вид надзора
Аварии
Несчастные случаи
со смертельным исходом
с начала года
с начала года
2006 год
2007 год
+/-
2006 год
2007 год
+/-
В химической промыш-
7
10
3
10
18
+8
ленности
Аварии/коли-
Травматизм
чество постра-
Количество случа-
Количество по-
Количество по-
Количество
давших, в том
ев (событий), в том
страдавших
страдавших в
единичных
числе смер-
числе групповых,
(всего/смертель-
групповых, в том
смертельных
тельно
единичных, аварий
но)
числе смертельно
случаев
с пострадавшими
10
24/12
12
33/18
30/15
3
Таблица 79
Распределение аварий на взрывоопасных и химически опасных производствах
и объектах по видам
Виды аварий
Число аварий
2007 год
2006 год
+/-
%
%
Взрыв
4
40
1
14
+26
Пожар
1
10
1
14
-4
Выброс токсичных веществ
2
20
3
44
-24
Обрушение зданий
202
Виды аварий
Число аварий
2007 год
2006 год
+/-
%
%
Разгерметизация оборудования
2
20
1
14
+6
Разрывы трубопроводов
1
10
1
14
-4
Разрушение технических устройств
Прочее
Итого:
10
100
7
100
32/32
Таблица 80
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на взрывоопасных
и химически опасных производствах и объектах по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Число несчастных случаев со смертельным исходом
2007 год
2006 год
+/-
%
%
Термическое воздействие
10
55,6
3
30
+25,6
Токсические вещества
6
33,3
5
50
-16,7
Высота
Взрывная волна
2
20
-20,0
Электрический ток
Разрушенные технические устройства
2
11,1
+11,1
Прочие
Всего:
18
100
10
100
36,7/36,7
Таблица 81
Обобщенные причины аварий и несчастных случаев со смертельным исходом в 2007 году
Основные причины
Доля установленных причин, %
п/п
аварий
несчастных случаев
со смертельным ис-
ходом
1
Технические причины
1.1
Неудовлетворительное состояние технических
устройств, зданий, сооружений
1.1.1
Неудовлетворительное техническое состояние зда-
ний и сооружений
1.1.2
Неисправность технических устройств
33,3
30,8
1.1.3
Неисправность средств противоаварийной защиты,
сигнализации или связи
1.2
Несовершенство технологии или конструктивные не-
достатки
В том числе:
1.2.1
Недостаточная изученность технологических про-
цессов
1.2.2
Несоответствие проектных решений условиям про-
11,1
7,7
изводства работ
1.2.3
Конструктивное несовершенство зданий и соору-
жений
203
Основные причины
Доля установленных причин, %
п/п
аварий
несчастных случаев
со смертельным ис-
ходом
1.2.4
Конструктивное несовершенство технических
7,7
устройств, оборудования
1.2.5
Отсутствие средств противоаварийной защиты, сиг-
нализации или связи
1.2.6
Конструктивное несовершенство средств противо-
аварийной защиты, сигнализации или связи
1.2.7
Отсутствие или невозможность автоматизации опас-
11,1
7,7
ных операций, механизации трудоемких работ
1.3
Нарушение технологии производства работ
1.3.1
Отступление от требований проектной, технологи-
33,4
46,1
ческой документации
1.3.2
Нарушение регламента ревизии или обслуживания
технических устройств
1.3.3
Нарушение регламента ремонтных работ
11,1
1.3.4
Неэффективность или отсутствие входного контро-
ля качества сырья, оборудования или материалов
1.3.5
Использование в технических устройствах кон-
струкционных материалов или частей, не соответ-
ствующих проекту
Всего установленных технических причин:
100,0
100,0
2
Организационные причины
2.1
Неправильная организация производства работ
27,2
35,3
2.2
Неэффективность производственного контроля за со-
36,4
35,3
блюдением требований промышленной безопасности
2.3
Умышленное отключение средств защиты, сигнали-
зации или связи
2.4
Низкий уровень знаний требований промышленной
безопасности
2.5
Нарушение технологической и трудовой дисциплины,
36,4
29,4
неосторожные или несанкционированные действия ис-
полнителей работ
Всего установленных организационных причин:
100,0
100,0
3
Прочие причины
3.1
Умышленная порча или вывод из действия техниче-
ских устройств
В том числе:
3.1.1
В целях хищения
3.2
Алкогольное или наркотическое опьянение исполни-
телей работ
3.3
Внешнее воздействие
В том числе:
3.3.1
Последствия аварий на других объектах
3.3.2
Внезапное прекращение подачи энергоресурсов
или сырья
204
Основные причины
Доля установленных причин, %
п/п
аварий
несчастных случаев
со смертельным ис-
ходом
3.3.3
Стихийные явления природного происхождения
3.3.4
Диверсии или террористические акции
Всего установленных прочих причин:
Таблица 82
Сравнительный анализ распределения аварий и несчастных случаев со смертельным
исходом за 2007 и 2006 годы по субъектам Российской Федерации и территориальным
органам Ростехнадзора
Субъект Российской
Наименование территориально-
Число по-
Число ава-
п/п
Федерации
го органа Ростехнадзора
гибших, чел.
рий
2007
2006
2007
2006
год
год
год
год
1
Вологодская область
УТЭН по Вологодской обла-
1
сти
2
Санкт-Петербург город
МТУ по Северо-Западному фе-
1
1
деральному округу
3
Нижегородская область
МТУ по Приволжскому феде-
1
ральному округу
4
Пермская область
Пермское межрегиональное
3
4
1
УТЭН
5
Республика Татарстан
УТЭН по Республике Татар-
1
1
стан
6
Самарская область
УТЭН по Самарской области
2
1
7
Саратовская область
УТЭН по Саратовской области
8
Чувашская Республика
УТЭН по Чувашской Респу-
2
1
1
блике
9
Свердловская область
МТУ по Уральскому федераль-
1
ному округу
10
Иркутская область
Иркутское межрегиональное
6
1
2
1
УТЭН
11
Кемеровская область
УТЭН по Кемеровской обла-
1
сти
12
Красноярский край
Енисейское межрегиональное
1
УТЭН
13
Новосибирская область
МТУ по Сибирскому федераль-
1
1
ному округу
14
Омская область
УТЭН по Омской области
1
15
Сахалинская область
УТЭН по Сахалинской обла-
1
сти
16
Волгоградская область
УТЭН по Волгоградской об-
1
ласти
17
Республика Северная
УТЭН по Республике Северная
1
1
Осетия — Алания
Осетия — Алания
18
Ставропольский край
УТЭН по Ставропольскому
1
краю
205
Субъект Российской
Наименование территориально-
Число по-
Число ава-
п/п
Федерации
го органа Ростехнадзора
гибших, чел.
рий
2007
2006
2007
2006
год
год
год
год
19
Москва город
ММТ УТЭН
1
1
20
Тульская область
УТЭН по Тульской области
1
Итого:
18
10
10
7
Основными техническими причинами аварий явились неисправность техниче-
ских устройств (33 %), отступления от требования проектной и технологической до-
кументации (33 %), нарушения технологии проведения опасных работ (11 %), не-
соответствие проектных решений требованиям безопасности (22 %). Причинами
несчастных случаев со смертельным исходом в основном стали неисправность тех-
нических устройств (31 %), отступления от требований проектной и технологиче-
ской документации (46 %).
В организационных причинах аварий и несчастных случаев преобладает неэф-
фективность производственного контроля.
Причинами ряда аварий и несчастных случаев явились также нарушения произ-
водственной дисциплины и несанкционированные действия исполнителей работ.
Ряд аварий и несчастных случаев произошли из-за неудовлетворительной подготовки
и грубых нарушений персоналом правил ведения работ повышенной опасности.
В 6 авариях из 10 пострадали 24 человека, из них 12 смертельно, 5 человек полу-
чили тяжелые травмы, 7 — легкие.
Всего в 2007 году число пострадавших при авариях, в групповых и единичных
несчастных случаях составило 33 человека, из них 18 — смертельных, 7 тяжелых,
8 легких.
К наиболее тяжелым последствиям привели:
авария в ОАО «Бератон» (г. Березники, Пермский край), происшедшая при про-
ведении огневых работ на трубопроводе на станции омыления. При проведении сва-
рочных работ произошел взрыв из-за неудовлетворительной подготовки аппарата к
проведению огневых работ. В результате взрыва получили ожоги различной степени
6 работников ОАО «Бератон», 3 из них погибли;
авария в ОАО «Саянскхимпласт» (г. Саянск Иркутской области), в результате кото-
рой при проведении ремонтных работ пострадали 8 человек, из них 4 смертельно.
авария в ЗАО «Микояновский мясокомбинат» (г. Москва), при которой 1 чело-
век погиб и 3 человека получили тяжелые травмы.
Кроме того, имели место другие аварии с групповым травмированием работников
опасных производственных объектов (ООО «Усольехимпром», ФКП «Чапаевский
механический завод», ОАО «Пигмент», г. Санкт-Петербург).
Экономический ущерб от аварий составил более 36 млн руб.
Групповые несчастные случаи имели место в ОАО «Усолье-Сибирский ХФК»
(Иркутская область), ОАО «Архангельский ЦБК», «Смоленский лакокрасочный за-
вод», ОАО «Дзержинское Оргстекло», ОАО «Аммофос» (г. Череповец Вологодской об-
ласти), ОАО «Химпром» (г. Новочебоксарск), ООО «Менделеевсказот» (Республика
Татарстан).
Высокий уровень аварийности и травматизма на поднадзорных химических объ-
ектах свидетельствует о недостаточной контрольно-профилактической работе и
206
снижении требовательности территориальных органов Ростехнадзора, в том чис-
ле УТЭН по Самарской, Вологодской, Саратовской, Архангельской, Смоленской,
Кемеровской областям, по Республикам Чувашия, Татарстан, Иркутского межреги-
онального УТЭН, Пермскому межрегионального УТЭН, Московского МТУ, МТУ
по Южному федеральному округу, МТУ по Уральскому федеральному округу, МТУ
по Северо-Западному федеральному округу, МТУ по Сибирскому федеральному
округу, МТУ по Приволжскому федеральному округу.
Не зарегистрированы случаи аварийности и смертельного травматизма на объ-
ектах химического разоружения.
Анализ основных показателей надзорной деятельности в 2007 году показал, что
число проведенных обследований составляет 8769, выявленных нарушений 77 648,
назначено административных наказаний 2715, общая сумма взысканных штрафов
составила 10 091 400 руб.
Повышен уровень регулярности надзора на объектах спецхимических произ-
водств и ракетно-космической деятельности.
В 2007 году Ростехнадзором проведено 210 проверок на 3 объектах по уничтоже-
нию химического оружия (г. Камбарка Удмуртской Республики, п. Марадыковский
Кировской области, п. Горный Саратовской области), 3 строящихся объектах по
уничтожению химического оружия (г. Щучье Курганской области, п. Леонидовка
Пензенской области, г. Почеп Брянской области), 5 объектах по хранению химиче-
ского оружия и на бывшем объекте по разработке химического оружия (г. Шиханы
Саратовской области).
Проверки осуществлялись силами центрального аппарата Ростехнадзора, а так-
же представителями Управлений по экологическому и технологическому надзору
Ростехнадзора по Саратовской, Кировской, Курганской, Пензенской, Брянской
областям, а также Удмуртской Республики.
В ходе проверок было выявлено 1328 отступлений и нарушений действующего
законодательства, допущенных как со стороны эксплуатирующей объекты органи-
зации (Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химиче-
ского оружия), так и со стороны генподрядных и субподрядных организаций.
Выявлено 986 нарушений в области обеспечения промышленной безопасности,
83 нарушения в области законодательства по охране окружающей среды и 259 на-
рушений Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
По результатам проверок оформлено 208 предписаний и 28 актов об администра-
тивных правонарушениях.
В 2007 году в Ростехнадзоре была организована и проведена государственная
экологическая экспертиза по 5 объектам, связанным химическим разоружением в
Российской Федерации, в том числе:
корректировка ТЭО (проект) строительства объекта уничтожения химического
оружия на территории Кизнерского района Удмуртской Республики;
рабочий проект по увеличению производительности упарки сточных вод корпу-
са 33 объекта 1282-ОПО в п. Горный Саратовской области;
дополнение к ТЭО строительства промзоны объекта 1281 объекта уничтожения
химического оружия в Камбарском районе Удмуртской Республики.
В 2007 году Ростехнадзором проведено рассмотрение и утверждение
3 заключений экспертизы на декларации промышленной безопасности:
объекта по хранению химического оружия в г. Кизнер Удмуртской Республики;
207
объекта по хранению химического оружия в г. Щучье Курганской области;
дополнения к декларации промышленной безопасности цеха уничтожения хими-
ческого оружия методом детоксикации Vx в корпусах боеприпасов на объекте уни-
чтожения химического оружия в п. Марадыковский Кировской области.
Кроме того, выдано 13 разрешений на применение оборудования на объектах по
уничтожению химического оружия, проведено рассмотрение и утверждение заклю-
чения экспертизы промышленной безопасности по рабочему проекту модернизиро-
ванного комплекса уничтожения аварийных специальных изделий в п. Леонидовка
Пензенской области.
Одновременно проведено 11 различного рода согласований технической доку-
ментации, программ испытаний и т.п. документов для обеспечения безопасного
пуска и функционирования оборудования объектов по уничтожению химическо-
го оружия.
В 2007 году ФГУ «ГосНИИЭНП», подведомственным Ростехнадзору, выполнен
комплекс работ по обеспечению эксплуатации и развитию региональных центров
системы государственного экологического контроля и мониторинга (далее — РЦ
СГЭКиМ) объектов по уничтожению и объектов по хранению химического ору-
жия в г. Камбарка Удмуртской Республики, п. Марадыковский Кировской обла-
сти, п. Щучье Курганской области, п. Леонидовка Пензенской области, г. Почеп
Брянской области.
Работа РЦ СГЭКиМ осуществлялась на основании согласованных территори-
альными органами Ростехнадзора программ проведения регулярного экологиче-
ского контроля и мониторинга и на основании предписаний территориальных ор-
ганов Ростехнадзора.
Для обеспечения деятельности Ростехнадзора в 2007 году разработан и согласо-
ван «Типовой порядок государственного экологического контроля источников за-
грязнения на объектах уничтожения химического оружия и проведения мониторинга
окружающей среды в санитарно-защитных зонах и в зонах защитных мероприятий».
Для регламентации деятельности РЦ СГЭКиМ в отчетном периоде разработана и
согласована территориальными органами Ростехнадзора нормативная документа-
ция (порядки проведения контроля и мониторинга), регламентирующая функцио-
нирование систем государственного экологического контроля и мониторинга объ-
ектов уничтожения химического оружия.
Порядки устанавливают требования к проведению государственного экологиче-
ского контроля на объектах уничтожения химического оружия и мониторинга состо-
яния окружающей среды в санитарно-защитных зонах и зонах защитных мероприя-
тий (требования к периодичности пробоотбора, организации химико-аналитических
(экоаналитических) измерений, реализации системы наблюдений и применению
соответствующих оценочных процедур).
На основании Соглашения о взаимодействии по реализации федеральной целевой
программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» в
части реализации государственной системы мер по охране окружающей среды и обе-
спечению экологической безопасности при проведении работ по хранению и уни-
чтожению химического оружия от 21.06.06 № 1, заключенного между Роспромом и
Ростехнадзором, территориальные органы Ростехнадзора осуществляли управление
деятельностью центров в части обеспечения полномочий по государственному надзо-
ру и контролю за экологически безопасным уничтожением химического оружия.
208
Организована система информационного обеспечения территориальных орга-
нов Ростехнадзора, где установлены компьютерные терминалы федерального ин-
формационного центра по обеспечению государственного экологического контроля
и мониторинга объектов по уничтожению химического оружия, на которые по со-
гласованным формам поступает текущая и оперативная информация о результатах
контроля и мониторинга. Информация передается также в виде справок и отчетов
о состоянии окружающей среды на объектах уничтожения химического оружия, а
также в их СЗЗ и ЗЗМ. В центральный аппарат Ростехнадзора регулярно (ежеквар-
тально) передавалась информация в виде обобщенных отчетов и справок по резуль-
татам экологического контроля за деятельностью объектов уничтожения химическо-
го оружия. В Ростехнадзоре установлены центральный терминал и рабочие терми-
налы федерального информационного центра, куда поступает систематизированная
информация по результатам функционирования СГЭКиМ.
ФГУ «ГосНИИЭНП» обеспечено сопровождение деятельности РЦ СГЭКиМ (обе-
спечена поставка необходимых расходных материалов, проведены работы по подго-
товке и переподготовке персонала, настройке оборудования и постановке методи-
ческого обеспечения, осуществлены инспекционные проверки и межлабораторный
контроль качества результатов количественного химического анализа).
В 2007 году разработаны и согласованы Ростехнадзором Общая концепция
«Система государственного экологического контроля и мониторинга при хране-
нии, перевозке и уничтожении химического оружия» (общая концепция), а также
Типовой порядок государственного экологического контроля источников загряз-
нения на объектах по хранению и уничтожению химического оружия и проведения
экологического мониторинга окружающей среды в санитарно-защитных зонах и зо-
нах защитных мероприятий.
Разработаны и реализуются мероприятия по противоаварийной устойчивости
предприятий. Специалисты предприятий в основной массе достаточно квалифици-
рованны. Аттестация работников опасных производственных объектов, а также иных
организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности,
проводится в установленном порядке и в установленные сроки. Активизировалась
реализация программ по реконструкции и техническому перевооружению произ-
водств, что потребовало повышения уровня государственного контроля за качеством
проектирования и квалификацией работников проектных организаций.
Строятся и реконструируются объекты комплекса по перевалке жидкого аммиа-
ка в п. Волна Темрюкского района Корпорации «Тольяттиазот», базы жидких хими-
ческих продуктов с комплексом по их перевалке в суда-химовозы в порту Темрюк
ООО «Росхимрейд» и ООО «Югхим» и в порту «Кавказ» ООО «Югнефтехимтранзит»
и другие объекты.
Ряд аммиачных холодильных установок переведены на фреон.
На отдельных предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства плани-
руется переход на технологии без использования жидкого хлора.
Зачастую многие действующие хлорные объекты расположены в городской чер-
те и для них предписанные санитарно-защитная зона и опасная зона не выдержаны.
Наибольшую потенциальную опасность представляют хлорные объекты, располо-
женные в исторически сложившейся центральной части городов, с высокой плот-
ностью населения и наличием большого количества организаций и мест массового
скопления людей.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..