ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 12

 

 

177
занятия на технологическом оборудовании с имитацией необходимых действий, в
том числе по спасению и оказанию помощи пострадавшим. Для проведения заня-
тий на нефтебазах используются специальная литература, видеотехника и учебные
кинофильмы.
В целом оперативная готовность профессиональных и нештатных газоспасатель-
ных формирований к локализации и ликвидации последствий аварии на поднадзор-
ных предприятиях удовлетворительная, командиры и бойцы обучены и аттестованы
в установленном порядке, действуют согласно ПЛАС. Имевшие место на подкон-
трольных предприятиях аварийные ситуации и инциденты показали, что оператив-
ный персонал объектов, входящих в нештатные газоспасательные формирования,
в короткие сроки принимал экстренные меры по отключению аварийных объектов
от действующих коммуникаций и локализации аварийных ситуаций.
Однако имеет место ряд проблем по функционированию газоспасательных фор-
мирований:
профессиональные и нештатные газоспасательные формирования на ряде пред-
приятий аттестованы не в установленном порядке (аттестационными комиссиями
территорий или предприятий) в нарушение методических рекомендаций по прове-
дению аттестации, утвержденных межведомственной комиссией по аттестации;
отдельными предприятиями заключаются договоры с профессиональными ава-
рийно-спасательными формированиями без учета времени их прибытия на место
аварийной ситуации из-за их дислокации вдали от обслуживаемых предприятий;
ряд предприятий заключают договоры с профессиональными аварийно-спаса-
тельными формированиями, у которых свидетельство на право ведения газоспаса-
тельных работ выдано территориальной, а не ведомственной аттестационной ко-
миссией, что противоречит квалификационным требованиям и методическим ре-
комендациям по проведению аттестации АСФ и спасателей;
в отдельных территориальных органах ведется недостаточная работа по разъяс-
нению руководителям организаций необходимости создания нештатных газоспа-
сательных формирований;
нештатные газоспасательные формирования иногда образованы приказами ру-
ководителей предприятий, что означает, что данные формирования образованы по
планам гражданской обороны и в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.05
№ 999 их сроки приведения в готовность могут составлять 24 часа.
Принцип комплектования нештатных газоспасательных формирований, пред-
назначенных к аварийной остановке производства, добровольный и изложен в ста-
тье 9 Федерального закона от 22.08.95 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных служ-
бах и статусе спасателей».
При проверках готовности эксплуатирующих организаций к действиям по лока-
лизации и ликвидации аварийных ситуаций выявлены следующие недостатки:
в отдельных организациях газоспасательные формирования недостаточно осна-
щены современными средствами индивидуальной защиты, специальным снаряже-
нием, автотранспортом, средствами связи;
нормативные правовые акты в области организации работы газоспасательных фор-
мирований носят ведомственный характер и не прошли юридическую экспертизу;
на ряде предприятий при разработке ПЛАС не предусмотрены действия персо-
нала при ликвидации аварийных ситуаций, связанных с возможными террористи-
ческими актами;
178
организации в недостаточной степени используют собственные средства на за-
мену средств контроля, автоматизации и противоаварийной защиты, повышение
надежности электроснабжения взрывоопасных производств и объектов.
2.2.11. Металлургические и коксохимические производства и объекты
По итогам работы за 2007 год на металлургических предприятиях России было
произведено 51,5 млн т чугуна, или 98,4 % против 2006 года; выплавлено 72,4 млн т
стали, или 102,2 % против 2006 года.
Выпуск первичного алюминия возрос на 3,8 %, производство меди снизилось на
2,7 %, никеля на 4,6 %.
В целом российский металлургический комплекс — это успешный в инвести-
ционном отношении сегмент экономики. На большинстве предприятий приняты
перспективные инвестиционные программы развития на периоды до 2010-2015 го-
ды. По этим программам на период на 2007-2008 годы предусмотрены значитель-
ные объемы инвестиций в реконструкцию и модернизацию металлургических про-
изводств.
На металлургических предприятиях в 2007 году продолжались работы по модер-
низации оборудования, внедрению современных технологических процессов.
В 2007 году проводились реконструкции коксовой батареи № 7 и сортопрокатного
стана 300-2 в ОАО «Челябинский металлургический комбинат», конвертерного цеха
и коксовой батареи № 6 в ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат».
Запущен в опытно-промышленную эксплуатацию комплекс по производству
одного миллиона тонн жидкой стали нового сталеплавильного производства в ОАО
«Нижнесергинский метизно-металлургический завод» в составе печи ДСП-120, уста-
новки печь-ковш, машины непрерывного литья заготовок, кислородной станции и
газоочистки. В цветной металлургии в 2007 году завершалось строительство (пуск в
эксплуатацию в феврале 2008 года) комплекса пятой серии электролиза по произ-
водству алюминия в ОАО «ИркАЗ-СУАЛ» с установкой электролизеров с обожжен-
ными анодами на силу тока 300 кА, при этом объем выпуска алюминия увеличится
на 170 тыс. т в год.
Аналогичные мероприятия проведены в течение 2007 года еще на ряде круп-
ных металлургических предприятий, что нельзя сказать о предприятиях с непол-
ным металлургическим циклом и небольших предприятиях черной и цветной ме-
таллургии.
За реализацией программ реконструкции и модернизацией металлургических
производств органами Ростехнадзора установлен постоянный контроль, включая
предварительный надзор на стадии строительства.
Необходимо отметить, что анализ отчетных материалов (пояснительных записок)
показал на отсутствие в них примеров неудовлетворительного и аварийного состо-
яния технических устройств, зданий и сооружений, запрещения их эксплуатации и
вывода из эксплуатации.
По-прежнему острой проблемой в сталеплавильном и литейном производствах
предприятий металлургической промышленности являются медленные темпы заме-
ны не отвечающих требованиям безопасности оборудования и технических средств
безопасности, внедрения современных технологий. Продолжается эксплуатация мар-
теновских печей и устаревших технологий разливки стали в ОАО «Нижнетагильский
металлургический комбинат», ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО
«Уральская сталь», ОАО «Бежицкий сталелитейный завод» и ряде других.
179
Проведенными в 2007 году проверками литейных производств предприятий ма-
шиностроения, втормета и других видов промышленности установлено, что на них
имел место значительный физический износ технологического оборудования, зда-
ний и сооружений, низкий уровень обеспечения технологическими средствами без-
опасности.
Оценивая общее состояние промышленной безопасности на металлургических
и коксохимических предприятиях и производствах? необходимо отметить техниче-
ские и организационные проблемы, снижающие уровень промышленной безопас-
ности, основными из которых для большинства из этих предприятий являются:
физический и моральный износ основного технологического оборудования;
эксплуатация оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации;
несвоевременность проведения экспертизы промышленной безопасности тех-
нических устройств, зданий и сооружений;
низкий уровень производственного контроля за соблюдением требований про-
мышленной безопасности;
снижение качества профессиональной подготовки производственного и ремонт-
ного персонала.
На поднадзорных металлургических и коксохимических предприятиях и про-
изводствах в 2007 году произошло 17 несчастных случаев со смертельным исходом
(в 2006 году — 19) и три групповых несчастных случая, при которых пострадало
12 человек, из них 4 человека со смертельным исходом. Имели место две аварии (в
2006 году — три), экономический ущерб от которых составил 264 045 028 руб.
Таблица 73
Аварийность на объектах и распределение, их по видам опасных происшествий
Виды аварий
Число аварий
2006 год
2007 год
+/-
Обрушение зданий и сооружений
0
0
0
Разрушение технических устройств
3
2
-1
Всего:
3
2
-1
Сравнительный анализ происшедших аварий показал, что их причинами яви-
лись конструктивные недостатки оборудования (одна авария); нарушения правил
эксплуатации оборудования (одна авария).
Таблица 74
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на объектах
и распределение их по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Количество смертельно
травмированных, чел.
2006 год
2007 год
+/-
Движущиеся и вращающиеся механизмы
4
3
-1
Выброс расплавленного металла и шлака и взрыв газа
4
5
+1
Падение пострадавших и предметов с высоты
4
5
+1
Воздействие газов
2
1
-1
Внутрицеховой транспорт
5
3
-2
Всего:
19
17
-2
180
Основными травмирующими факторами явились: выбросы расплавов и раска-
ленных газов из металлургических агрегатов (30 %); падение предметов и постра-
давших с высоты (30 %); воздействие вращающихся и движущихся частей оборудо-
вания (17,5 %); технологический транспорт (17,5 %); воздействие технологических
газов (5 %).
В 2007 году увеличилось количество несчастных случаев, связанных с выбросами
расплавленного металла и шлака, и падения пострадавших с высоты.
Таблица 75
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом в субъектах Российской Федерации
Субъект Российской Федерации
Число аварий
Травмировано смертельно,
чел.
2006 г.
2007 г.
+/-
2006 г.
2007 г.
+/-
Амурская область
0
1
+1
Вологодская область
1
1
0
1
0
-1
Иркутская область
0
1
+1
Калужская область
1
0
-1
Кемеровская область
1
2
+1
Краснодарский край
1
0
-1
г. Санкт-Петербург
0
2
+2
Липецкая область
1
1
0
Московская область
1
0
-1
Оренбургская область
2
2
0
Пермская область
1
1
0
Самарская область
1
0
-1
Свердловская область
5
3
-2
Республика Северная Осетия —
1
0
-1
Алания
Тульская область
1
2
+1
Челябинская область
4
3
-1
Всего:
3
2
-1
19
17
-2
Таблица 76
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом в федеральных округах
Российской Федерации
Субъект Российской Федерации
Число аварий
Травмировано смертельно,
чел.
2006 г.
2007 г.
+/-
2006 г.
2007 г.
+/-
Центральный федеральный округ
1
3
3
0
Калужская область
1
0
-1
Липецкая область
1
1
0
Московская область
1
Тульская область
1
2
+1
Северо-Западный федеральный
1
1
0
1
2
+1
округ
Вологодская область
1
1
0
1
0
-1
г. Санкт-Петербург
0
2
+2
181
Субъект Российской Федерации
Число аварий
Травмировано смертельно,
чел.
2006 г.
2007 г.
+/-
2006 г.
2007 г.
+/-
Южный федеральный округ
2
0
-2
Республика Северная Осетия —
1
0
-1
Алания
Краснодарский край
1
0
-1
Приволжский федеральный округ
0
-1
3
3
0
Оренбургская область
2
2
0
Пермская область
1
1
0
Самарская область
1
0
-1
Уральский федеральный округ
9
6
-3
Свердловская область
5
3
-2
Челябинская область
4
3
-1
Сибирский федеральный округ
1
3
+2
Иркутская область
0
1
+1
Кемеровская область
1
2
+1
Дальневосточный федеральный
1
+1
округ
Республика Саха (Якутия)
0
1
+1
Амурская область
0
1
+1
Таблица 77
Обобщенные причины аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
Основные причины
Количество уста-
Количество уста-
п/п
новленных при-
новленных причин
чин аварий
несчастных случаев
Абсолютное
%
Абсолютное
%
количество
количество
1. Технические причины
1.1
Неудовлетворительное состояние технических
1
16,7
1
6,6
устройств, зданий, сооружений
В том числе:
1.1.1
Неудовлетворительное техническое состоя-
ние зданий и сооружений
1.1.2
Неисправность технических устройств, обо-
1
16,7
рудования
1.1.3
Неисправность средств или отсутствие
1
6,6
средств противоаварийной защиты, сигнали-
зации или связи
1.2
Несовершенство технологии или конструктив-
3
50,0
3
20
ные недостатки
В том числе:
1.2.1
Недостаточная изученность технологиче-
ских процессов или характеристик безопас-
ности веществ
1.2.2
Несоответствие проектных решений условиям
1
16,7
производства и обеспечения безопасности
182
Основные причины
Количество уста-
Количество уста-
п/п
новленных при-
новленных причин
чин аварий
несчастных случаев
Абсолютное
%
Абсолютное
%
количество
количество
1.2.3
Конструктивное несовершенство зданий и
сооружений
1.2.4
Конструктивное несовершенство техниче-
2
33,3
2
13,4
ских устройств, оборудования
1.2.5
Отсутствие средств противоаварийной защи-
1
6,6
ты, сигнализации или связи
1.2.6
Конструктивное несовершенство средств
противоаварийной защиты, сигнализации
или связи
1.2.7
Отсутствие или невозможность автоматиза-
ции опасных операций, механизации трудо-
емких работ
1.3
Нарушение технологии производства работ
2
33,3
11
73,4
В том числе:
1.3.1
Отступление от требований проектной доку-
ментации, технологической документации
1.3.2
Нарушение регламента ревизии или обслужи-
1
16,7
1
6,6
вания технических устройств
1.3.3
Нарушение регламента ремонтных работ или
7
46,8
их качество
1.3.4
Неэффективность или отсутствие входного
2
13,4
контроля качества сырья, оборудования или
материалов
1.3.5
Использование в технических устройствах
1
16,7
1
6,6
конструкционных материалов или частей, не
соответствующих проекту
Всего установленных технических причин:
6
100
15
100
2. Организационные причины
2.1
Неправильная организация производства ра-
1
100
4
20
бот
2.2
Неэффективность или отсутствие производ-
8
40
ственного контроля за соблюдением требова-
ний промышленной безопасности
2.3
Умышленное отключение, вывод из строя
средств защиты, сигнализации или связи ис-
полнителями работ
2.4
Низкий уровень знаний требований промыш-
ленной безопасности
3.5
Нарушение технологической и трудовой дис-
5
25
циплины, неосторожные или несанкциони-
рованные действия исполнителей работ
2.6
Несовершенство нормативных и технических
3
15
требований
Всего установленных организационных причин:
1
100
20
100
183
Основные причины
Количество уста-
Количество уста-
п/п
новленных при-
новленных причин
чин аварий
несчастных случаев
Абсолютное
%
Абсолютное
%
количество
количество
3. Прочие причины
3.1
Умышленная порча или вывод из действия тех-
нических устройств
В том числе:
3.1.1
В целях хищения
3.2
Алкогольное или наркотическое опьянение ис-
1
100
полнителей работ
3.3
Внешнее воздействие
В том числе:
3.3.1
Последствия аварий на других объектах
3.3.2
Внезапное прекращение подачи энергоресур-
сов или сырья
3.3.3
Стихийные явления природного происхож-
дения
3.3.4
Диверсии или террористические акции
Всего установленных прочих причин:
0
100
1
100
Анализ происшедших несчастных случаев со смертельным исходом показал, что
основными их причинами явились: неудовлетворительная организация и проведе-
ние работ (60 %); неисправность оборудования (30 %); нарушения технологических
инструкций при ведении металлургических процессов (10 %).
Основными причинами групповых несчастных случаев явились: нарушения тех-
нологических инструкций при ведении металлургических процессов (33,4 %); тех-
ническая неисправность металлургического оборудования (66,6 %).
За 2007 год в черной металлургии произошло 88,2 % от всех происшедших в те-
чение года несчастных случаев и 11,8 % — в цветной.
Наиболее травмоопасными явились: производство стали — 5 несчастных случа-
ев, доменное производство — 3 несчастных случая и по 2 несчастных случая в кок-
сохимическом и трубном производствах.
Самое большое количество несчастных случаев со смертельным исходом в 2007
году имело место на металлургических и коксохимических производствах, поднад-
зорных МТУ по Уральскому федеральному округу (6 несчастных случев); МТУ по
Центральному федеральному округу (3 несчастных случая); МТУ по Сибирскому
федеральному округу (3 несчастных случая); МТУ по Приволжскому федерально-
му округу (3 несчастных случая).
В 2007 году руководителями металлургических предприятий не принималось
эффективных мер по предупреждению аварий и несчастных случаев, связанных с
взрывами и выбросами расплавленных материалов и раскаленных газов из плавиль-
ных агрегатов.
184
Рис. 12. Распределение аварийности и травматизма за последние годы
Так, 11.05.07 г. в ЗАО «Нижнесергинский метизно-металлургический завод» на
дуговой сталеплавильной печи ДСП-120 в результате разрыва трубы водоохлаждае-
мой панели печи, из-за значительного локального кратковременного перегрева ме-
талла трубы по причине нарушения циркуляции охлаждающей среды в водоохлаж-
даемой панели (не соответствовала требованиям действующей нормативной доку-
ментации и чертежам) произошел выброс раскаленного шлака и пара из печного
пространства, при котором пострадало восемь человек, в том числе один со смер-
тельным исходом.
06.08.07 г. в электросталеплавильном цехе ОАО «Магнитогорский металлургиче-
ский комбинат» на машине непрерывного литья заготовок во время проверки рабо-
тоспособности механизмов замены стаканов-дозаторов на ручьях № 4,5 по причине
неудовлетворительной организации и производства работ при монтаже гидравличе-
ской системы замены стаканов-дозаторов, выполненной ремонтной организацией,
произошло разрушение узла гидравлической системы, возгорание масла и распро-
странение очага возгорания, в результате чего два разливщика стали были облиты
горящим маслом, от воздействия которого скончались.
Центральным аппаратом Ростехнадзора установлен постоянный контроль за сво-
евременностью информации о происходящих происшествиях и за качеством техни-
ческих расследований аварий и несчастных случаев.
Анализ актов технического расследования аварий и несчастных случаев, проис-
шедших в 2007 году в металлургических и коксохимических производствах, пока-
зал, что замечаний по установлению причин и полноте разработки мероприятий по
устранению причин их возникновения не выявлено. Все мероприятия выполнены в
установленные сроки. Имел место отдельный случай нарушения процедуры оформ-
ления материалов актов технического расследования несчастного случая (УТЭН по
Оренбургской области).
185
В 2007 году в процессе проведения комплексных и оперативных обследований
поднадзорных предприятий металлургических и коксохимических производств боль-
шое внимание уделялось вопросам их готовности к противодействию террористи-
ческим актам и противоаварийной устойчивости.
Обследованиями было установлено:
мероприятия, разработанные предприятиями по антитеррористической деятель-
ности, в основном выполняются в установленные сроки;
установлена телефонная связь дежурных предприятий с органами администра-
ций субъектов Федерации, ФСБ, МВД, ГОЧС и государственной противопожар-
ной службы;
организованы централизованные пропускные системы при входе-выходе на пред-
приятия;
по периметрам территорий и внутри цехов устанавливается видеонаблюдение;
проведены тренировки персонала предприятий по планам ликвидации аварий с
учетом возможных террористических проявлений, а также ряд других мероприятий,
направленных на усиление противодействию терроризму.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 09.03.07
№ СИ-П9-1031 территориальными органами Ростехнадзора на август—сентябрь
2007 года были запланированы и проведены целевые проверки по обеспечению
промышленной безопасности при переплаве лома и отходов цветных и черных ме-
таллов в металлургических производствах предприятий Российской Федерации.
Государственными инспекторами Ростехнадзора были проверены 366 поднадзор-
ных предприятий, на которых выявлено 5215 нарушений требований правил безо-
пасности и привлечены к ответственности (наложены штрафные санкции) 27 долж-
ностных и юридических лиц.
Проверками было установлено, что до настоящего времени продолжаются по-
ставки на предприятия металлургического комплекса некачественного лома и от-
ходов цветных и черных металлов, не соответствующих требованиям Правил безо-
пасности при подготовке лома и отходов черных и цветных металлов для перепла-
ва, утвержденных Госгортехнадзором России.
Ежегодно в копрово-шихтовых цехах металлургических предприятий и произ-
водств обнаруживается большое количество взрывоопасных предметов промыш-
ленного образца. Это газовые, кислородные и неизвестного происхождения балло-
ны, огнетушители, гидроцилиндры, емкости со льдом и зрывоопасными вещества-
ми, а также лом и отходы военного происхождения.
Например, в копровом цехе ОАО «Тагмет» при разгрузке металлолома ежегодно
обнаруживаются сотни необезвреженных предметов, в том числе артиллерийские
снаряды и минометные мины.
В соответствии с годовыми планами работы территориальными органами в течение
2007 года постоянно осуществлялся контроль за готовностью металлургических и кок-
сохимических предприятий к ликвидации возможных аварий. При проведении обследо-
ваний предприятий инспекторским составом Ростехнадзора проверялись: правильность
составления планов ликвидации (локализации) аварий (ПЛА), выполнение графиков
проведения тренировочных занятий по ПЛА, правильность действий обслуживающего
персонала при тренировочных занятиях по ПЛА. Анализ представленных в центральный
аппарат материалов по целевым проверкам показал, что руководителями и специали-
стами производств, инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора
186
не уделяется должного внимания вопросам правильности и полноты составления пла-
нов ликвидации (локализации) аварий (ПЛА). Не во всех планах ликвидации аварий
предусмотрены ситуации при авариях на центральных и объектовых электроподстан-
циях, что практически парализует работу цеха или ряда смежных цехов (остановка агре-
гатов, нарушение вентиляции, а следовательно, загазование цеха и т.д.).
Так, в ПЛА нечетко указываются наименования аварийных ситуаций, в опера-
тивных частях ПЛА отсутствуют позиции, связанные с прекращением подачи воды
и электроэнергии на металлургические и коксохимические объекты, не учитыва-
ются аварии, связанные со стихийными бедствиями, а также разрушение техниче-
ских устройств (уход металла через футеровку металлургического оборудования) и
обрушения зданий и сооружений и др. Не исключены случаи формального подхода
к проведению тренировочных занятий по планам ликвидации аварий, а на отдель-
ных предприятиях (филиал «ВгАЗ-СУАЛ», ОАО «СУАЛ», ООО «Феррум-Плав» и
др.) занятия вообще не проводятся.
По всем нарушениям территориальными органами Ростехнадзора были выданы
соответствующие предписания на их устранение.
В целом состояние готовности металлургических и коксохимических предпри-
ятий и производств к ликвидации (локализации) возможных аварий оценивается
как удовлетворительное.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.95 № 151-ФЗ «Об аварийно-спа-
сательных службах и статусе спасателей» на металлургических и коксохимических
предприятиях профилактическая работа по предупреждению и ликвидации аварий
в основном осуществляется газоспасательными службами (ГСС) — 1478 человек и
добровольными газоспасательными дружинами (ДГСД) — 5325 человек, которые
входят в структурные подразделения предприятий.
В 2007 году ГСС металлургического комплекса произведено 232 оперативных вы-
зова на аварии и инциденты, 13 — на несчастные случаи.
Членами ГСС и ДГСД ликвидировано 232 аварии и инцидента, эвакуировано
(выведено) из загазованных зон 408 человек. Совместно с обслуживающим персо-
налом опасных производственных объектов ГСС проводились учебно-тренировоч-
ные занятия по планам ликвидации (локализации) аварий (1107 учебных тревог), а
также согласовывались планы ликвидации (локализации) аварий.
В соответствии с комплексным планом работы Ростехнадзора на 2007 год террито-
риальными органами Ростехнадзора были проведены проверки по теме «Оперативно-
техническая готовность газоспасательных служб и состояние противоаварийной за-
щиты газовзрывоопасных цехов (участков) металлургических и коксохимических
предприятий и производств».
Проверки показали, что подготовка и тренировка личного состава ГСС и ДГСД
в основном осуществляется по специально разработанным программам в соответ-
ствии с требованиями нормативных документов.
Профилактическая работа руководящих работников, специалистов и аварийно-
спасательных бригад газоспасателей осуществляется по утвержденным планам и гра-
фикам в соответствии с нормативами промышленной безопасности, Положением
о профилактической работе ГСС. Газоспасателями осуществляется отбор проб для
экспресс-анализа загазованности воздуха рабочих мест обслуживаемых объектов,
проводятся учебные тревоги по планам ликвидации аварий газовзрывоопасных це-
хов металлургических и коксохимических предприятий.
187
Вместе с тем анализ состояния готовности газоспасательных служб показывает,
что на ряде предприятий состояние боеготовности и организации службы не пол-
ностью соответствует требованиям Положения о газоспасательной службе и добро-
вольной газоспасательной дружине.
На отдельных предприятиях (ОАО «Северстальметиз») не разработаны про-
граммы обучения и не проводится обучение личного состава на право работы в га-
зозащитной аппаратуре, не проводится теоретическая и практическая подготов-
ка по газоспасательному делу членов ДГСД (ЗАО «ВМЗ Красный Октябрь», ОАО
«Соликамский магниевый завод»). В ОАО «Губахинский кокс» в планы работы на
месяц не включаются занятия по теоретической и практической подготовке га-
зоспасателей и членов ДГСД, вновь принятые спасатели не проходят стажиров-
ку. На ряде предприятий (ОАО «Нижнесергинский метизно-металлургический за-
вод», ОАО «Первоуральский новотрубный завод», ОАО «Челябинский МК», ОАО
Нижнетагильский МК», ОАО «Соликамский магниевый завод» и др.) не укомплек-
тованы штаты ГСС и ДГСД.
Фактически отсутствует добровольная газоспасательная дружина (ДГСД) в ЗАО
«Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», ГСС и ДГСД не пол-
ностью укомплектованы газозащитной аппаратурой и оборудованием. ГСС в ОАО
«РУСАЛ Красноярск» не обеспечена оперативным транспортом, альпинистским
снаряжением, радиостанцией, аппаратурой для дыхательной реанимации и т.д.
Отсутствуют газодымные камеры для тренировки членов ГСС и ДГСД в ООО «КОКС»
и ОАО «РУСАЛ Красноярск». На некоторых предприятиях ликвидированы ГСС, та-
ких как в ОАО «ВлАЗ-СУАЛ» (заключен договор со службой спасения г. Волгограда),
ОАО «Северстальметиз» (заключен договор со спасательной службой г. Черепов-
ца). Но указанные спасательные службы МЧС не выполняют и не могут выполнить
функции и задачи ГСС. Они не участвуют в разработке планов ликвидации аварий,
не контролируют готовность объектов к предупреждению и ликвидации возможных
аварий, не проводят профилактической работы, не осуществляют контроль воздуш-
ной среды на рабочих местах и при выполнении газоопасных работ и др.
При проведении целевых проверок инспекторским составом были выявлены сле-
дующие основные отступления от требований нормативной документации:
неукомплектованность спасательных формирований специалистами в соответ-
ствии со штатным расписанием;
несоблюдение сроков очередной аттестации специалистов спасательных форми-
рований на право работы в газозащитной аппаратуре;
некачественное составление оперативных частей ПЛА;
невыполнение графиков проведения тренировочных занятий по ПЛА и неудо-
влетворительное оформление результатов занятий;
необеспечение производств приборами, аппаратурой и специальным оборудова-
нием спасательных формирований;
нарушения положения о применении системы нарядов-допусков;
слабая организация практической и теоретической подготовки спасательных
формирований.
На основании анализа материалов по проверкам работы аварийно-спасательных
служб поднадзорных металлургических и коксохимических предприятий и произ-
водств в целом готовность этих служб к ликвидации аварий можно оценить как удо-
влетворительную.
188
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.99
№ 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюде-
нием требований промышленной безопасности на опасном производственном объ-
екте» территориальными органами Ростехнадзора установлен контроль за ходом ор-
ганизации на поднадзорных предприятиях производственного контроля за соблю-
дением требований промышленной безопасности.
Анализ отчетов территориальных органов и результатов инспекционных про-
верок показал, что практически единственной формой системы управления про-
мышленной безопасностью на предприятиях, эксплуатирующих ОПО, является
работа по осуществлению требований положений о производственном контроле
за соблюдением требований промышленной безопасности. На всех предприяти-
ях решены организационные вопросы по назначению лиц, ответственных за осу-
ществление производственного контроля, однако эффективность их работы нахо-
дится на низком уровне. Особенно необходимо отметить предприятия, имеющие
общий штат персонала 50-100 человек, где не сформированы самостоятельные
службы производственного контроля, работа по его осуществлению носит фор-
мальный характер и не обеспечивает необходимый уровень соблюдения требова-
ний промышленной безопасности, о чем свидетельствуют происшедшие аварии
и несчастные случаи.
На большинстве крупных металлургических предприятий службы производ-
ственного контроля этих предприятий укомплектованы подготовленными, квали-
фицированными работниками, имеющими опыт работы в цехах и производствах.
На таких предприятиях (ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат»,
ОАО «Северсталь» и др.) получены сертификаты соответствия системы менеджмен-
та предприятия требованиям международного стандарта OHSAS 18001:1999 г.
Как положительный опыт в работе по совершенствованию систем управления
промышленной безопасностью можно отметить работу УТЭН по Челябинской об-
ласти и Нижне-Волжского межрегионального УТЭН.
Так, в УТЭН по Челябинской области найден и апробирован на более чем 30 пред-
приятиях эффективный инструмент диагностики организационной системы — ау-
дит промышленной безопасности, который позволяет изучать механизм взаимо-
действия внутри предприятия, вскрывать «проблемные» и «конфликтные» зоны в
организации безопасного ведения производственного процесса, а также выявлять
дополнительные риски, не оговоренные в правилах, инструкциях, но присутству-
ющие на рабочем месте.
Таким образом, описанный механизм позволяет внести необходимые корректи-
ровки в технологические и должностные инструкции, которые будут соответство-
вать реальному производственному процессу, так как учитывают его особенности.
По инициативе Нижне-Волжского межрегионального УТЭН специалистами ряда
крупных предприятий (ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», ОАО «Волжский трубный
завод», ОАО «СУАЛ» Филиал «ВгАЗ-СУАЛ» и др.) переработаны положения о си-
стеме управления промышленной безопасностью, в которые дополнительно вклю-
чены разделы обязанностей персонала в области энергетического и экологическо-
го надзора.
Проблемами организации и осуществления производственного контроля являет-
ся низкая активность руководителей отдельных предприятий при решении вопро-
сов обеспечения промышленной безопасности.
189
За отчетный период Отделом по надзору за металлургическими и коксохимиче-
скими производствами и объектами Управления государственного горного и метал-
лургического надзора проводилась деятельность по надзору за своевременным про-
ведением экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий
и сооружений на эксплуатируемых опасных производственных объектах металлур-
гических, литейных и коксохимических производств.
На всех поднадзорных предприятиях разработаны и согласованы с территори-
альными органами Ростехнадзора графики проведения экспертизы промышленной
безопасности технических устройств (ТУ) металлургического, коксохимического и
литейного производств, а также зданий и сооружений в целях контроля их факти-
ческого состояния и определения остаточного ресурса для дальнейшей безопасной
эксплуатации. Для оценки технического состояния и определения остаточного ре-
сурса работоспособности привлекаются экспертные организации, имеющие соот-
ветствующие лицензии Ростехнадзора и, как правило, аккредитованные в Единой
системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору. В на-
стоящее время аккредитовано 129 экспертных организаций, имеющих лицензии на
экспертизу по опасным производственным объектам, поднадзорным металлурги-
ческому надзору.
Проводимые экспертизы промышленной безопасности позволяют подтвердить
эксплуатационную надежность технических устройств, зданий и сооружений, а так-
же выявить дефекты и при необходимости своевременно принять меры для обеспе-
чения безопасной эксплуатации ОПО, ограничить нагрузки на строительные кон-
струкции и т.д.
При этом экспертные организации направляют соответствующие уведомления
в территориальные органы Ростехнадзора.
При рассмотрении заключений экспертизы промышленной безопасности гру-
бых нарушений в части оформления результатов, проведения работ по диагности-
рованию оборудования, зданий и сооружений не отмечено. По причинам низкого
качества оформления заключений экспертизы промышленной безопасности в тече-
ние года территориальными органами Ростехнадзора отказано в утверждении 12 %
от представленных заключений.
Основными нарушениями требований к оформлению заключений экспертиз
явились:
отсутствие методик по проведению экспертизы объектов;
не устанавливались сроки устранения выявленных дефектов;
выводы и заключения ЭПБ не соответствовали цели и результатам проведенных
экспертиз;
проведение экспертизы экспертами, не аттестованными в установленном поряд-
ке в области проведения экспертизы;
при проведении экспертизы не использовались необходимые нормативные, ме-
тодические и другие документы;
неприменение неразрушающего контроля при обследовании металлоконструк-
ций и технических устройств.
Под особым контролем находятся вновь вводимые технические устройства
(ТУ).
В соответствии с требованиями Правил применения технических устройств на
опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства
190
Российской Федерации от 25.12.98 № 1540, на все вновь вводимые технические
устройства оформляются разрешения на применение.
За 2007 год было рассмотрено 181 заявление на оформление разрешений на при-
менение технических устройств, из них по 25 заявлениям были оформлены отказы
в связи с несоответствием пакета документов требованиям Положения о порядке
выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производ-
ственных объектах.
В 2007 году в системе экспертизы промышленной безопасности металлургиче-
ского, коксохимического и литейного оборудования, зданий и сооружений работа-
ли 152 экспертные организации (в 2004 году работал 90, в 2005 году 147, в 2006 году
149).
Действующая система экспертизы промышленной безопасности подтверждает
свою актуальность и необходимость на современном этапе.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ все под-
надзорные предприятия, имеющие в эксплуатации опасные производственные объ-
екты, провели идентификацию опасных производственных объектов с определением
минимальной страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда
жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в слу-
чае аварии на опасном производственном объекте. Заключение договоров по стра-
хованию ответственности и сроки их пересмотра находятся под постоянным кон-
тролем территориальных органов Ростехнадзора.
По состоянию на 01.01.08 г. органами Ростехнадзора осуществляется надзор за
1722 юридическими лицами, осуществляющими деятельность на опасных метал-
лургических и коксохимических объектах.
Территориальными органами Ростехнадзора на поднадзорных металлургических
и коксохимических предприятиях и объектах за 2007 год проведено 5239 обследова-
ний, выявлено и предписано к устранению 43 021 нарушение требований правил и
норм промышленной безопасности. Из-за грубых нарушений правил эксплуатации
приостановлено 19 производств и объектов, привлечено к административной ответ-
ственности 1494 работника, в том числе по ст. 9.1 п. 1 Кодекса РФ об администра-
тивных правонарушениях наложен штраф на 1484 руководителей и специалистов
поднадзорных предприятий на сумму 1965,5 тыс. руб. Необходимо отметить, что в
2007 году значительно увеличилось количество проведенных обследований и пред-
писанных к устранению нарушений требований безопасности.
Инспекторским составом снижены показатели по привлечению к ответствен-
ности нарушителей требований промышленной безопасности на металлургических
и коксохимических предприятиях и производствах. В 2007 году было привлечено
1494 человека, а в 2006 году — 2215 человек.
Проведенными в 2007 году инспекционными проверками территориальных ор-
ганов выявлен ряд недостатков в осуществлении контрольной и надзорной деятель-
ности. Практически во всех проверенных территориальных органах недостаточно
внимания уделялось вопросам своевременного проведения экспертизы промыш-
ленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на поднадзор-
ных производствах.
Ослаблен контроль за выполнением на предприятиях мероприятий по заключе-
ниям экспертных организаций (МТУ по Центральному федеральному округу, МТУ
по Южному федеральному округу и др.). Выявлены случаи эксплуатации вновь уста-
191
новленного оборудования без получения разрешения на применение (УТЭН по
Республике Северная Осетия — Алания).
Имели место недостатки по контролю за правильностью составления планов
ликвидации (локализации) аварий, снижение требовательности к специалистам
предприятий по проведению учебно-тренировочных занятий по планам ликвида-
ции аварий.
Практически во всех территориальных органах снижена требовательность к спе-
циалистам предприятий, осуществляющим производственный контроль за обеспе-
чением промышленной безопасности в металлургических и коксохимических про-
изводствах.
Проверками также установлено, что в территориальных органах (Свердловской,
Ростовской, Московской областей и др.) не исключены случаи нечеткого распреде-
ления функциональных обязанностей и сфер надзора (металлургического, газово-
го, химического), приводящего к дублированию надзорных функций на объектах,
входящих в единый комплекс металлургических производств, таких, как газоснаб-
жения металлургических и коксохимических предприятий и производств, взрыво-
опасных объектов (участки с использованием взрывоопасных газов — природно-
го, коксового, водорода, аммиака, продуктов разделения воздуха и др.), химически
опасных объектов (гальванических участков, участков травления металлических из-
делий, рафинирования расплавов хлором и др.).
В 2007 году основное внимание специалистов Ростехнадзора было направлено
на осуществление надзорной деятельности в наиболее опасных сталеплавильном и
литейном производствах.
В соответствии с требованиями федеральных законов от 21.07.97 № 116-ФЗ «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов» и от 08.08.01
№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Ростехнадзором в
2007 году выдавались лицензии на деятельность организациям, эксплуатирующим взры-
воопасные производственные объекты металлургических и коксохимических произ-
водств, и экспертным организациям, проводящим экспертизу технических устройств,
зданий и сооружений на объектах металлургических и коксохимических производств
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Контроль соблюдения предприятиями лицензионных требований и условий в
течение года осуществлялся инспекторским составом территориальных органов
Ростехнадзора при проведении плановых и внеплановых обследований подкон-
трольных производств. При обследовании поднадзорных металлургических и кок-
сохимических предприятий и производств в течение 2007 года выявлено 1314 на-
рушений лицензионных требований.
Наиболее характерными нарушениями условий действия лицензий в металлур-
гических и коксохимических производствах явились:
эксплуатация оборудования обслуживающим персоналом, не прошедшим спе-
циальной профессиональной подготовки;
отсутствие и неисправное состояние технических средств безопасности;
несвоевременное проведение капитальных ремонтов оборудования;
грубейшие нарушения технологии при ведении металлургических процессов;
эксплуатация технически неисправного оборудования.
Инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора в 2007 году
была продолжена работа по выявлению организаций, осуществляющих деятель-
192
ность по эксплуатации опасных производственных объектов с нарушениями тре-
бований статьи 9 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов», в части наличия лицензии на
эксплуатацию опасного производственного объекта. Только по Ленинградской об-
ласти в течение года было выявлено восемь таких организаций, аналогичные слу-
чаи имели место в ряде других областей Российской Федерации. По установленным
фактам нарушений законодательных актов соответствующие материалы переданы
в правоохранительные органы.
Выводы и предложения
С учетом анализа аварийности и травматизма, а также мероприятий, проводи-
мых руководителями предприятий по обеспечению промышленной безопасности,
состояние промышленной безопасности на поднадзорных металлургических и кок-
сохимических предприятиях и производствах в 2007 году можно оценить как удо-
влетворительное.
По итогам контрольной и надзорной работы, проведенной в 2007 году на под-
надзорных металлургических и коксохимических предприятиях и производствах,
можно считать, что Ростехнадзор с поставленными задачами за указанный период
справился.
Для повышения эффективности надзорной и контрольной деятельности метал-
лургического надзора, снижения уровня аварийности и травматизма, обеспечения
промышленной безопасности на поднадзорных металлургических и коксохимиче-
ских предприятиях и производствах необходимо:
1. В целях устранения параллелизма в надзорной деятельности, уменьшения ко-
личества проверяющих и проверок поднадзорных предприятий необходимо разра-
ботать внутренний нормативный документ, регламентирующий осуществление над-
зора за металлургическими и коксохимическими объектами преобладающим видом
надзора.
2. Повысить требовательность к руководителям и специалистам предприятий и
организаций за соблюдением требований промышленной безопасности при орга-
низации ремонтных и наладочных работ.
3. Принимать самые строгие меры к руководителям предприятий за нарушение
сроков проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств,
зданий и сооружений, отработавших нормативный срок эксплуатации.
2.2.12. Объекты газораспределения и газопотребления
В системе газораспределения и газопотребления газопроводы протяженностью
659,06 тыс. км снабжают газом 23,6 тысячи промышленных предприятий, 421 те-
пловую электрическую станцию, 60 тыс. газовых отопительных и производствен-
ных котельных. Эксплуатируются 21,1 тыс. опасных производственных объектов,
использующих сжиженные углеводородные газы. В государственном реестре заре-
гистрировано около 65,1 тыс. опасных производственных объектов.
В 2007 году работа надзора за объектами газораспределения и газопотребления
осуществлялась в соответствии с Комплексным планом работы Ростехнадзора на
2007 год, планом работы Управления по надзору за объектами нефтегазодобычи,
переработки и магистрального трубопроводного транспорта и планами территори-
альных управлений Ростехнадзора.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..