ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 9

 

 

129
Возрос уровень смертельного травматизма при открытых горных работах, остал-
ся на прежнем уровне в цехах по обогащению и переработке рудных и нерудных ма-
териалов и снижен в 1,6 раза при подземных горных работах.
Таблица 52
Распределение смертельного травматизма по видам работ
Количество несчастных случаев
2006 г.
2007 г.
2007 г.
чел.
%
чел.
%
к 2006 г., чел.
Открытые
34
34
38
47
+4
Подземные
63
63
39
48
-24
ДОФ
3
3
4
5
+1
Всего:
100
100
81
100
-19
Наиболее травмоопасными факторами в 2007 году явились: технологический
транспорт (допущен рост травматизма в 1,55 раза), обрушение кусков горной мас-
сы (допущен рост в 12,5 раза), а также нарушения, связанные с эксплуатацией тех-
нологического оборудования.
Таблица 53
Распределение смертельного травматизма на всех видах работ по причинам
Травматизм за
Распределение травматизма на всех видах работ по причинам
год
2007
18
28
1
12
8
11
3
81
22 %
35 %
1 %
15 %
10 %
13 %
4 %
100 %
2006
12
18
13
9
25
13
10
100
12 %
18 %
13 %
9 %
25 %
13 %
10 %
100 %
При эксплуатации автотранспорта, бульдозеров и железнодорожного транспорта
погибло 28 человек, следует отметить, что основными причинами несчастных слу-
чаев явились:
наезд автомобилей, бульдозеров и железнодорожного транспорта на персонал
из-за несоблюдения элементарных правил безопасности и дорожного движения как
водителями, так и пострадавшими;
падение (опрокидывание) автотранспорта с уступов и карьерных автодорог.
В результате обрушения горной массы пострадали 18 человек, травматизм по этой
причине увеличился в 1,5 раза.
При эксплуатации технических устройств пострадали 12 человек, при этом наи-
большую опасность представляют ленточные конвейеры, при эксплуатации кото-
рых погибли 5 человек.
В результате падения с высоты пострадали 11 человек, травматизм по этой при-
чине снижен в 1,2 раза.
130
Обобщенными причинами несчастных случаев со смертельным исходом явились:
несоблюдение правил и норм промышленной безопасности непосредственными ис-
полнителями работ, слабый контроль со стороны ответственных лиц за технологиче-
скими процессами и несоблюдение производственной и технологической дисципли-
ны на всех уровнях выполнения работ, эксплуатация неисправного оборудования.
В 2007 году произошли 7 групповых несчастных случаев, при этом пострадали 19
человек, 5 из них — со смертельным исходом, 12 человек получили тяжелую трав-
му и 4 — легкую.
Таблица 54
Сведения по групповому травматизму
Отрасль
Количество
Количество пострадавших
за II полугодие
случаев
всего
со смертельным
с тяжелым
с легким
исходом
травмиро-
травмиро-
ванием
ванием
Стройкомплекс
1
4
4
Цветная металлургия
2
8
5
3
Драгмет
2
4
3
1
Черная металлургия
2
5
2
2
1
Всего за 2007 год:
7
19
5
12
4
Всего за 2006 год:
2
28
25
1
2
17.02.07 г. на шахте «Черемуховская» ОАО «Севуралбокситруда», Свердловская
область, г. Североуральск (МТУ Ростехнадзора по Уральскому федеральному окру-
гу), при бурении шпуров для установки анкерного крепления горно-капитальной
выработки гор. -920 м произошло обрушение породы, в результате чего пострадало
два проходчика (один получил тяжелую травму, другой — легкую).
Причинами несчастного случая явились:
не было обеспечено устойчивое состояние пород кровли ветви ЮРУ гор. -920 м
на месте несчастного случая в результате применения паспорта, не соответствующего
фактическому состоянию выработки по сечению (превышение сечения на 94,6 %);
обрушение плит горной массы из незакрепленной части забоя в результате ди-
намического проявления горного давления, квалифицированное комиссией ППГУ
ОАО «Севуралбокситруда» как толчок;
участковый геолог шахты своевременно не предупредил горный надзор участка о
пересечении проходимой выработкой центрального взброса, не предусмотренного
планом горных работ, при изменившихся геологических и горнотехнических усло-
виях, не пополнил план горных работ участка.
29.10.07 г. в ОАО «Севуралбокситруда», Свердловская область, г. Североуральск
(МТУ Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу), при движении клети
вниз по стволу 15 бис шахты «Красная шапочка» на уровне гор. -455 м произошла
несанкционированная посадка клети на кулаки, в результате чего 7 из 8 находив-
шихся в ней работников получили травмы различной степени тяжести (три тяже-
лые и четыре легкие).
Причинами несчастного случая явились:
несанкционированное выставление западных посадочных кулаков в углубочном
отделении вспомогательного ствола по причине неисправности запорной арматуры
131
привода посадочных кулаков на гор. -455 м, отсутствие контргруза и ненадежность
механической фиксации посадочных кулаков;
исключение из схемы одного из датчиков контроля положения кулаков с юго-
западной стороны углубочного отделения вспомогательного ствола на гор. -455 м
и неисправность второго датчика;
низкая производственная дисциплина у исполнителей работ участка комплекса
подъема шахты «Красная шапочка»;
слабый производственный контроль со стороны лиц технического надзора шах-
ты за эксплуатацией подъемного комплекса.
08.02.07 г. в руднике «Глубокий» ООО «Приаргунское производственное горно-
химическое объединение», Читинская обл., г. Краснокаменск (Читинское межре-
гиональное управление), в процессе работы по откатке горной массы в орте 4В-600
машинист электровоза упал с буфера первого вагона под состав порожних вагонов,
двигавшийся «толкачом» под рудоспуск (на загрузку горной массы), получив смер-
тельную травму.
28.03.07 г. в рудоуправлении «Норильск-1» ЗФ ОАО «ГМК «Норильский ни-
кель», Красноярский край, г. Норильск (Енисейское межрегиональное УТЭН Рос-
технадзора), при разгрузке породы на отм. 360 м породного отвала карьера по до-
быче медно-никелевых руд рудника «Медвежий ручей» произошло опрокидывание
автосамосвала БелАЗ-75473 в отвал. При этом погиб водитель автосамосвала, нахо-
дившийся в кабине.
22.11.07 г. на руднике «Маяк» рудоуправления «Талнахское» ЗФ ОАО «Горно-ме-
таллургическая компания Норильский никель», Красноярский край, г. Норильск,
р-н Талнах (Енисейское МТУ Ростехнадзора) на участке внутришахтного транспор-
та при управлении электровозом К-14М вне кабины был зажат между электровозом
и бортом выработки с неходовой стороны машинист электровоза в результате чего
получил смертельную травму.
Причинами несчастного случая послужила неудовлетворительная организация
производства работ, выразившаяся:
в выдаче сменного задания без определения мер по выполнению установленных
соответствующими нормативными документами требований, обеспечивающих без-
опасную организацию и выполнение работ с использованием рельсового внутри-
шахтного транспорта и породопогрузочной машины;
в непринятии мер по соблюдению установленного порядка по предупреждению
самовольного использования электровоза;
в низком уровне производственного контроля за соблюдением работниками руд-
ника «Маяк» требований промышленной безопасности и охраны труда.
Основными причинами смертельного травматизма на транспорте являются:
выпуск на линию технически неисправного карьерного транспорта (большегруз-
ных автосамосвалов): отказ рулевого управления и системы включения аварийного
рулевого управления; отказ элементов тормозной системы;
нарушение требований правил при разгрузке карьерных автосамосвалов на пе-
регрузочных пунктах при отсутствии предохранительных валов;
нарушение требований правил при шиномонтажных работах непосредственно
исполнителями работ;
неудовлетворительное состояние карьерных дорог и их обустройства (радиус по-
ворота, виражи, ширина проезжей части и др.);
132
отказ элементов системы электрической централизации и блокировки (СЦБ) при
использовании железнодорожного транспорта; отказ элементов тормозной системы,
проезд на запрещающие знаки (светофоры), нахождение пострадавших в зоне движе-
ния железнодорожного транспорта, нарушение скоростного режима при проезде не-
габаритных мест, отсутствие блокировочных устройств в электромашинных камерах
быстродействующих автоматов, исключающее возможность доступа к токоведущим
частям и выходу на крыши электровозов при включенной электрической сети.
Основными причинами аварий и смертельных несчастных случаев, невыполне-
ния требований законодательства и правил безопасности по-прежнему являются:
неудовлетворительная организация производства работ, приводящая к нарушению
технологии работ, невыполнение рядом горнодобывающих организаций в полном
объеме проектных решений. Изменения проектов, как правило, не проходят экс-
пертизу промышленной безопасности.
Недостаточен объем научного сопровождения работ в сложных горно-геологи-
ческих условиях. На ряде рудников и шахт ослаблен геолого-маркшейдерский кон-
троль за соблюдением качества ведения горных работ.
Недостаточно реализуется существующий научно-исследовательский потенци-
ал в вопросах совершенствования систем разработки месторождений полезных ис-
копаемых, обеспечения противоаварийной защиты предприятий. На большей ча-
сти объектов ведения горных работ текущие и перспективные задачи научно-ис-
следовательского сопровождения отработки месторождений длительное время не
решаются.
Основными задачами в области обеспечения промышленной безопасности при
ведении горных работ являются:
1. Внесение дополнений в Кодекс об административных правонарушениях
Российской Федерации для изменения процедуры приостановки работ в случае вы-
явления нарушений требований промышленной безопасности.
Применяемая сегодня практика приостановки работ по решению суда не всегда
приводит к должным результатам. Необходимо закрепить за инспекторами право в
случае выявления нарушений, опасных для жизни и здоровья трудящихся, выдавать
предписание на приостановку работ с наложением пломбы.
2. В целях совершенствования государственного регулирования промышленной
безопасности Ростехнадзору необходимо организовать работу по унификации под-
ходов к формированию в организациях, эксплуатирующих опасные производствен-
ные объекты, систем управления промышленной безопасностью.
Создание современных эффективных систем управления промышленной безо-
пасностью и внедрение системы технического аудита позволит обеспечить благо-
приятные условия как для снижения риска аварий на опасных производственных
объектах, так и для стабильного и устойчивого развития предприятий. В этой связи
внедрение механизма государственного контроля эффективности систем управле-
ния промышленной безопасностью предприятий является одним из приоритетных
направлений надзорной деятельности.
Готовность ВГСЧ металлургического, агрохимического и строительного комплек-
са к ведению аварийно-спасательных работ
Горноспасательное обслуживание объектов горных работ обеспечивается си-
лами и средствами отраслевых военизированных горноспасательных служб ФГУ
«Управление ВГСЧ в строительстве», ФГУП «СПО «Металлургбезопасность», гор-
133
носпасательными службами в составе горнодобывающих предприятий, горноспа-
сательными частями акционерных обществ фирмы «Агрохимбезопасность» в со-
ставе ОАО «Агрохиминвест», ЗАО «Промышленная безопасность», а также ООО
«Противоаварийная служба ВГСЧ Сибири».
В настоящее время профессиональными военизированными горноспасательны-
ми частями обслуживается 758 опасных производственных объектов.
Состояние технического оснащения горноспасательных подразделений, орга-
низация тактико-технической подготовки личного состава и проведения работ по
предупреждению аварий по сравнению с рядом прошлых лет существенно стаби-
лизировались.
Обозначились позитивные тенденции в деятельности горноспасательных частей
ФГУ «Управление ВГСЧ в строительстве», ФГУП «СПО «Металлургбезопасность»,
ООО «ПАСС ВГСЧ Сибири» в вопросах замены устаревшей дыхательной защитной
аппаратуры, табельного горноспасательного оснащения, оперативного автотранс-
порта и обновления нормативных технических документов.
ФГУП «СПО «Металлургбезопасность» разработано и утверждено Наставление
по тактике горноспасательных работ в рудниках и шахтах отделениями ВГСЧ в со-
ставе четырех человек. Ростехнадзором согласован План-график подготовки нор-
мативных документов ФГУ «УВГСЧ в строительстве» для обеспечения безопасно-
сти при строительстве подземных сооружений.
Возрос уровень компьютеризации при разработке планов ликвидации аварий в
горноспасательных частях фирмы ФГУП «СПО «Металлургбезопасность». В насто-
ящее время внедряется «Электронная версия ПЛА» на предприятиях, обслуживае-
мых ВГСЧ Урала: в шахтах Магнезитовая и Сидеритовая; Гайском подземном руд-
нике и других рудниках Урала.
На горнорудных, нерудных предприятиях из 40 752 нарушений, зафикси-
рованных в 2007 году горноспасательными подразделениями ФГУП «СПО
«Металлургбезопасность», устранены производственным персоналом 40 030 наруше-
ний. Эти результаты свидетельствуют о недостаточной организации работ по профи-
лактике в горноспасательных подразделениях и в обслуживаемых ими организациях,
а также о снижении требований командиров горноспасательных подразделений.
Таблица 55
Результаты работы ВГСЧ на объектах горнорудной, нерудной промышленности и
строительства
Численность оперативного состава (план/факт)
2886/2621
Число оперативных выездов
480
Число обслуживаемых объектов
758
Число оперативных выездов на обслуживание горных работ
165
Число учебных тревог с участием работников предприятий
587
Проведено профилактических обследований
1130
Внесено предложений по устранению нарушений требований про-
49 111/48 478
мышленной безопасности (выдано/устранено)
Число рассогласований планов ликвидации аварий
26
Число остановок горных работ
449
Число привлеченных к дисциплинарной ответственности работни-
525
ков предприятий по представлению ВГСЧ, чел.
134
Проблемы профессиональных спасательных служб и пути их решения
В число проблемных вопросов входят совершенствование системы аварийно-спа-
сательного обслуживания горно-металлургических предприятий, создание много-
функциональных аварийно-спасательных служб, выполняющих все виды аварийно-
спасательных работ, в том числе тушение пожаров, газоспасательных работ и т.д.
Существующая система военизированных горноспасательных частей в новых
экономических условиях в значительной степени себя исчерпала и требует серьез-
ных структурных преобразований.
В настоящее время действуют малочисленные специализированные горноспа-
сательные формирования, так, ОАО «Бамтоннельстрой» обслуживает 12 объектов
транспортного строительства, в ОАО «Приаргунское производственное горно-хи-
мическое объединение» горноспасательную защиту объектов горных работ, хими-
чески опасных объектов обеспечивает горноспасательный отряд в составе 60 чело-
век оперативного состава.
Требуется принятие мер по преодолению разобщенности деятельности горноспа-
сательных формирований в вопросах обеспечения противоаварийной защиты не-
зависимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм
собственности. Необходимо решение вопросов разработки унифицированных нор-
мативных технических документов, регламентирующих деятельность горноспаса-
тельных формирований независимо от их отраслевой принадлежности, с привлече-
нием горнотехнических инспекторов к систематическому мониторингу состояния
противопожарной защиты объектов горных работ.
Одной из причин, снижающих эффективность деятельности ВГСЧ, является от-
сутствие централизованной автоматизированной компьютерной диспетчерской си-
стемы с банком данных по каждому из обслуживаемых объектов горных работ.
Оценивая состояние промышленной безопасности на подконтрольных предпри-
ятиях горнорудной отрасли в целом, следует отметить, что в 2007 году, несмотря на
отдельные недостатки в области предупреждения смертельного травматизма и ава-
рийности, сохраняется положительная тенденция повышения технического уров-
ня значительной части ее предприятий, чему способствует преодоление многими из
них кризисного состояния в финансово-хозяйственной деятельности.
2.2.8. Охрана недр и маркшейдерские работы
Органами государственного горного надзора в 2007 году в целом обеспечивалось
соблюдение пользователями недр требований законодательства о недрах, норматив-
ных правовых актов в области охраны и рационального использования недр, геолого-
маркшейдерского обеспечения горных работ, включая реализацию технических проек-
тов отработки месторождений полезных ископаемых, выполнение условий лицензий
на пользование недрами, правильность исчисления платежей за пользование недра-
ми, полноту и качество геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ,
правильность отработки месторождений, полноту извлечения полезных ископаемых из
недр, соблюдение технологических регламентов при переработке минерального сырья
и комплексность его использования, а также предупреждение и устранение вредного
влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения, соблюдение уста-
новленных требований при ликвидации и консервации горных предприятий.
При этом особое внимание в отчетном периоде уделялось соблюдению установ-
ленных требований при разработке месторождений углеводородного сырья и место-
135
рождений драгоценных металлов. По указанным вопросам территориальными ор-
ганами Ростехнадзора проведены целевые проверки.
Показатели контрольно-профилактической работы территориальных органов
Ростехнадзора в области охраны недр и геолого-маркшейдерского контроля по числу
обследований горных предприятий и числу выявленных нарушений по сравнению
с 2006 годом снизились соответственно на 3,0 и 11,0 %, что связано с уменьшением
численности инспекторского состава и сокращением специализированных отделов
по охране недр в территориальных органах Ростехнадзора.
В то же время территориальными органами в отчетном периоде повышена требо-
вательность к нарушителям законодательства о недрах. Так, за нарушение действую-
щих правил и норм по охране недр подвергнуто штрафным санкциям 2049 чел., что
на 23,3 % больше, чем в 2006 году, общая сумма штрафов составила 15,8 млн руб.,
что на 22,5 % больше, чем в 2006 году. Общая сумма штрафов на 1 инспектора со-
ставила 79,7 тыс. руб.
Одной из форм профилактики правонарушений в области недропользования яв-
ляется разрешительная деятельность органов государственного горного надзора, в
результате которой в области охраны недр рассмотрено:
3312 технических проектов на пользование участками недр, из них согласовано
3017;
5065 проектов планов развития горных работ, из них согласовано 4783;
4829 материалов по обоснованию нормативов потерь полезных ископаемых при
добыче, из них согласовано 4533;
446 заявок на застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах
горного отвода, из них выдано разрешений 372;
9215 материалов на ликвидацию и консервацию горных выработок, из них со-
гласовано 9055.
При этом по результатам рассмотрения в проекты соответствующих документов
до их согласования вносились многочисленные изменения и уточнения в целях при-
ведения их в соответствие с установленными требованиями.
Как показал анализ показателей надзорной и разрешительной деятельности,
основными нарушениями требований законодательства в области охраны недр при
разработке месторождений полезных ископаемых являются такие, как пользование
недрами без лицензии (самовольное пользование недрами), добыча полезных ис-
копаемых за границами предоставленных горных отводов, отсутствие актуализиро-
ванных проектов на разработку месторождений полезных ископаемых (устаревшая
проектная документация), ведение горных работ с отступлением от утвержденной
проектной документации и согласованных планов развития горных работ (годовых
программ работ), невыполнение условий лицензионных соглашений на пользование
недрами (в части производства геологоразведочных работ, отступления от установ-
ленного уровня добычи полезных ископаемых, нарушения сроков ввода месторож-
дений в эксплуатацию, разработки технических проектов на пользование недрами,
утверждения запасов полезных ископаемых, несвоевременного представления или
искажения статистической отчетности).
Так, случаи незаконного пользования недрами выявлены МТУ по Центральному
федеральному округу (ООО «Цна», ООО «Трансдорстрой», ООО «Рассвет»);
Читинским межрегиональным УТЭН (ООО «Оловяннинский известковый карьер»,
ООО «ЖДСК № 21», ООО «Трансконтейнер», ООО «МК-74»); УТЭН по Республике
136
Бурятия (ООО «Дылача ТТД»); УТЭН по Республике Башкортостан (ООО «Куганак
Керама», ООО «Дорстройсервис»); УТЭН по Ярославской области (ОАО «ДСУ-1»,
ЗАО «Ярославская ДПМК», ЗАО «Галичское объединение по птицеводству»); УТЭН
по Вологодской области (ООО «Песь»); УТЭН по Архангельской области (ООО
«ДСУ-1», ОАО «Стройтрансгаз», ООО «Лесные дороги»).
В ходе проводимой МТУ по Центральному федеральному округу оперативной
проверки ОАО «Зарайский завод стройматериалов», владеющего лицензией на право
пользования недрами, выявлена незаконная добыча полезных ископаемых, запасы
которых не были утверждены и поставлены на баланс предприятия. Добыча велась
без горноотводного акта и проектной документации.
Только в сентябре 2007 года ООО «Монтажремстрой» (УТЭН по Республике
Башкортостан) было самовольно добыто 170 тыс. м3 песка.
Участились случаи самовольного пользования недрами в целях утилизации
подтоварной воды (ОАО «ТНК-Нижневартовск» — УТЭН по ХМАО; ООО «РН-
Ставропольнефтегаз» — УТЭН по Ставропольскому краю).
В Республике Саха (Якутия) без правоустанавливающей и проектной докумен-
тации рядом индивидуальных предпринимателей и организаций эксплуатируются
штольни-ледники, предназначенные для народнохозяйственных нужд.
По результатам выявленных нарушений юридические и физические лица при-
влекались к административной ответственности. В ряде случаев горные работы оста-
навливались (ОАО «Гжельский кирпичный завод», ОАО «Щуровский цемент», ОАО
«Зарайский ЗСМ» — МТУ Ростехнадзора по ЦФО).
По фактам самовольного пользования недрами информировались судеб-
ные и исполнительные органы власти УТЭН по Республике Башкортостан (ЗАО
«Мостостроительное управление»); УТЭН по Архангельской области (ООО «Менар»,
ООО «Лесные дороги»); УТЭН по Тульской области (ООО НПФ «Технолог»); УТЭН
по Брянской области (ООО УСФ «Надежда»).
Имели место случаи ведения горных работ за границами горного отвода: УТЭН
по Архангельской области (ОАО «Онегалес», ОАО «Котласское ДРСУ», ОАО
«Адонит», ООО «Менар», ОАО «Карпогорское ДУ», ООО «АРМ Норд»), УТЭН
по Ханты-Мансийскому АО на Ай-Еганском лицензионном участке (ОАО «ТНК-
Нижневартовск»), УТЭН по Приморскому краю (ООО «Горная компания»).
Не все организации своевременно оформляли горноотводную документацию и
ответственно подходили к ее хранению (ООО «Унгура», ООО «Десна»), поднадзор-
ные Читинскому межрегиональному УТЭН.
Без горноотводной документации осуществлялись горные работы ООО
«Хэрэм», ОАО «Шилкинское АТП», ОАО «Курорт Ямаровка», СМП № 177
(Читинское МРУТЭН), ООО «Карьер Татра» (УТЭН по РСО — Алания), ОАО ОУК
«Южкузбассуголь» — «Шахта Алардинская» и «Шахта Ерунаковская VIII», «Зиминские
строительные материалы», ООО «Шахта Южная», ЗАО «Черниговец», ООО «Бунгурский-
Северный», ООО «Разрез им. В.И. Черемнова» (УТЭН по Кемеровской области), ООО
«Севдорстройсервис», ОАО «Двинской ЛПХ», МУП «Савинскжилсервис», ООО
«Дорстроймеханизация», ООО «СМП», ОАО «Авнюгский ЛПХ», ОАО «Шалакушалес»,
ОСП ПМС-277 ОАО «РЖД», ОАО «Луковецкий ЛПХ», ФГУ «ДЭП-211» (УТЭН
по Архангельской области), в том числе из-за несвоевременного переоформления
ООО «Известковый карьер» (Читинское МРУТЭН), ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ОАО
«Саратовнефтегаз». Своевременно не была оформлена горноотводная документация по
137
ряду месторождений, разрабатываемых ОАО «Печоранефть», ОАО «Нефтебитум», ООО
«РН-Краснодарнефтегаз», ООО «Кубаньгазпром». Компанией «Кан Байкал Резорсез
Инк» (поднадзорна УТЭН по Ханты-Мансийскому АО) своевременно не переоформ-
лялась горноотводная документация к лицензии на добычу углеводородного сырья и
велись работы по разработке подземных вод на Унтыгейском лицензионном участке
без соответствующей проектной и разрешительной документации.
В связи с отсутствием проектных документов (окончен срок действия) приоста-
новлена разработка ряда месторождений ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Без проектной документации, а также с отступлением от проектов и согласован-
ных планов развития горных работ (годовых программ работ) осуществлялись гор-
ные работы рядом предприятий по добыче полезных ископаемых.
Без проектной и горноотводной документации по проектам, не согласован-
ным с органами государственного горного надзора, осуществлялось ведение гор-
ных работ на руднике «Куранах» [Республика Саха (Якутия)] на месторождени-
ях «Южное», «Боковое», «Дорожное». УТЭН по Республике Саха (Якутия) соот-
ветствующие материалы переданы в правоохранительные и налоговые органы
Республики.
Отмечены случаи ведения работ без проектной документации по добыче угле-
водородного сырья (ОАО «Нефтебитум»), по добыче подземных вод (ОАО «ТНК-
Нягань», ООО «Тюментрансгаз», ОАО «Транс-Ойл», ОАО «Инга»), по разработке ме-
сторождений общераспространенных полезных ископаемых (ОАО «Грознефтегаз»,
ООО «РН-Северная нефть»).
УТЭН по Сахалинской области выявлены случаи ведения горных работ без согла-
сованных годовых программ (ООО «РН-Сахалинморнефтегаз»), УТЭН по Чеченской
Республике (ОАО «Грознефть»), УТЭН по ЯНАО (ООО «РН-Пурнефтегаз», ОАО
«Уралнефть», ООО «Ноябрьскгаздобыча», ООО «Янгпур», ООО «НОВАТЭК-
Таркосаленефтегаз», ООО «Ямбурггаздобыча», ООО «Надымгазпром», ОАО
«Арктикгаз», ЗАО «НПО «Уренгойгеоресурс»), УТЭН по Республике Башкортостан
(ЗАО «Винка»), УТЭН по Республике Саха (Якутия) (ОАО «Якутгазпром»).
Не была утверждена в установленном порядке проектная документация по 21 ме-
сторождению ОАО «Грознефть» (ОАО «НК «Роснефть»), по ряду месторождений,
разрабатываемых ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть».
С отклонением от согласованных планов развития горных работ велись горные
работы ОАО «АгроПромстрой», не соблюдались параметры рабочих площадок усту-
пов на ООО «Откосинский меловой карьер», по устаревшей проектной документа-
ции осуществлялись работы ОАО «Воронежское рудоуправление» и ОАО «Нерудник»
(поднадзорны УТЭН по Воронежской области).
Допускались отступления от принятых проектных решений ЗАО «Чукотская гор-
но-геологическая компания», ЗАО «Корякгеолдобыча».
Отступления от планов развития горных работ имели место в ЗАО ГПП «Реткон»
(Иркутское межрегиональное УТЭН), где без согласования начаты горно-подгото-
вительные работы по месторождению р. Мочи.
По всем нарушениям выданы предписания, должностные лица привлечены к ад-
министративной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Важным направлением работы в области охраны недр остается участие орга-
нов государственного горного надзора в системе государственного лицензирова-
138
ния пользования недрами. В 2007 году государственный горный надзор участвовал
в согласовании условий лицензий на пользование недрами, оформлении уточнен-
ных границ горных отводов, проводил проверки выполнения лицензионных согла-
шений на пользование недрами. Территориальными органами Ростехнадзора рас-
смотрено 3832 комплекта материалов, связанных с лицензированием пользования
недрами, проведено 677 проверок соблюдения лицензионных требований и усло-
вий, при этом выявлено 3467 нарушений, оформлено 2563 горноотводных акта. По
представлению территориальных органов Ростехнадзора прекращено 74 случая са-
мовольного пользования недрами.
В ходе проведения проверок соблюдения требований законодательства при разра-
ботке месторождений драгоценных металлов отмечались случаи отступлений от ли-
цензионных условий в части производства геологоразведочных работ (ООО «Артель
старателей Западная» — Республика Бурятия), выполнения установленного уров-
ня добычи (ООО «Россыпи», ОАО «Майское» — Амурская область; ООО «Вымпел»,
ООО «Самородок», ООО «Вакх» — Магаданская область; ЗАО «Артель старателей
«Приисковая» — Приморский край), сроков ввода месторождений в эксплуатацию
(ООО «Зея-золото», ООО а/с «Новые технологии» — Амурская область; ООО «Артель
старателей «Чукотка» — Чукотский АО; Михайловская россыпь ЗАО «Гидравлика» —
Челябинская область), несвоевременного предоставления или искажения статотчетности
(УТЭН по Магаданской области), нарушения сроков разработки технических проектов
(ЗАО «Витимгеопром» — Республика Бурятия) и установленных в лицензионных согла-
шениях сроков утверждения запасов полезных ископаемых (Челябинская область).
Не приступили к пользованию недрами в течение установленного в лицензи-
ях срока и не представили статистическую отчетность, предусмотренную законода-
тельством о недрах, старательская артель ООО «Чинакан» и ООО ГГП «Бурятия»,
в связи с чем УТЭН по Республике Бурятия инициировало процедуру досрочного
прекращения права пользования недрами старательской артели ООО «Чинакан»
по 4 лицензиям. По инициативе Управления по указанным причинам прекращено
действие лицензий, предоставленных старательской артели ООО «Желтура», часть
лицензий старательской артели ООО ГГП «Бурятия» переоформляется на ООО
«Золотой Восток-Сибирь».
По причине невыполнения условий лицензионного соглашения по сроку вво-
да в эксплуатацию месторождения россыпного золота руч. Двойной инициирована
процедура досрочного прекращения права пользования недрами ООО «Артель ста-
рателей «Чукотка» по указанному месторождению.
Следует отметить, что невыполнение установленных лицензионными соглашени-
ями уровней добычи твердых полезных ископаемых является наиболее частым на-
рушением лицензионных условий как в сторону уменьшения уровня добычи вслед-
ствие значительного износа горно-шахтного оборудования, усложнения горно-ге-
ологических условий разработки месторождений, увеличения глубины отработки и
т.д., так и в сторону увеличения. Совершенствование систем разработки месторож-
дений полезных ископаемых, применение более совершенного и производительно-
го добычного и горно-транспортного оборудования на крупных горных предприя-
тиях способствует увеличению установленного уровня добычи, что также приводит
к нарушениям лицензионных соглашений.
Аналогичная ситуация складывается на нефтегазодобывающих предприятиях, где
зачастую фактические показатели разработки значительно превышают проектные.
139
До 80 % достигают отклонения от проектных уровней добычи полезных иско-
паемых в организациях ФАО «Тоталь РРР», ООО «ЛУКОЙЛ-Север», ЗАО «Север
ТЭК», ООО «РН-Северная нефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (Печорское МТУТЭН),
ООО «УралОйл», ОАО «Удмуртнефть» (Пермское МТУТЭН), ОАО «Оренбургнефть»
(УТЭН по Оренбургской области), ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» (УТЭН
по Калининградской области) и др.
На предприятиях, подконтрольных УТЭН по Республике Башкортостан, УТЭН
по Республике Карелия, допускались случаи превышения фактической добычи от
проектного уровня до 20 % вместо регламентированных Правилами охраны недр
(ПБ 07-601-03) 10 %.
К превышению проектных показателей добычи нефти, как правило, приво-
дит ускоренное разбуривание наиболее перспективных месторождений (ООО
«ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «РН-Северная нефть», ОАО «Оренбургнефть»), примене-
ние дополнительных методов интенсификации добычи нефти, вывод скважин из
консервации и т.д.
Основными причинами отставания фактических уровней добычи от проектных
являются недостаточная геологическая изученность месторождения, недостоверные
прогнозы по результатам ранее пробуренных разведочных скважин, невыполнение
работ по обустройству месторождений (дожимных насосных станций), несвоевре-
менное разбуривание месторождений, организация системы поддержания пластово-
го давления (ФАО «Тоталь РРР», ООО «ЛУКОЙЛ-Север», ЗАО «Север ТЭК», ООО
«УралОйл», ОАО «Удмуртнефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»).
В случаях систематических отклонений уровней добычи полезных ископаемых
по требованию территориальных органов Ростехнадзора (МТУ по Сибирскому фе-
деральному округу, УТЭН по Сахалинской области, УТЭН по Саратовской об-
ласти, УТЭН по Оренбургской области, УТЭН по Самарской области, УТЭН по
Ставропольскому краю, УТЭН по Ханты-Мансийскому АО и др.) организации под-
готавливают и реализовывают график обновления проектной документации.
Ростехнадзор в рамках доработки проекта федерального закона «О внесении из-
менений в Закон Российской Федерации «О недрах», разработанного МПР России,
предлагал установить в лицензионном соглашении минимальный и максимальный
уровни добычи, исключив тем самым определение конкретной цифры ежегодного
объема добычи полезных ископаемых и избежав процедуры пересмотра (переоформ-
ления) лицензионных условий, либо установить их в проектном документе.
При добыче углеводородного сырья наряду с отмеченными нарушениями выяв-
лялись несоответствие сроков ввода месторождений в промышленную разработку и
объемов утилизации попутного нефтяного газа условиям лицензионных соглашений;
несоблюдение установленных требований по ликвидации и консервации скважин;
неудовлетворительное состояние разработки месторождений углеводородного сырья
(снижение пластового давления, значительное снижение коэффициента извлечения
нефти, установленного проектными документами), а также разработка месторожде-
ния (добыча нефти) на стадии геологического изучения (по проекту пробной эксплу-
атации), выборочная отработка залежей с наилучшими показателями для добычи.
Несоответствие фактического уровня утилизации попутного нефтяного газа про-
ектному выявлено в ОАО «ТНК-Нижневартовск», Компании «Кан Байкал Резорсез
Инк», ООО «РН-Юганскнефтегаз», «Салым-Петролеум Девелопмент НВ», ООО
«Западно-Малобалыкское» (УТЭН по ХМАО).
140
По ряду месторождений, разрабатываемых ОАО «ТНК-Нижневартовск», СТ ЗАО
«Голойл», ООО «Квантум Ойл», ООО СП «Ваньеганнефть», ООО «Калиновое», ООО
«Ново-Аганское», ООО «Белые ночи», ОАО «Нефтебурсервис», установлено несоот-
ветствие фактической утилизации газа требованиям лицензионных соглашений. В
разрез с требованиями лицензионных соглашений по ряду организаций отсутству-
ют проектные решения с расчетом утилизации газа (ЗАО «САНЕКО»).
Включение попутного (нефтяного) газа в класс добычи, которая облагается ну-
левой налоговой ставкой, исключает заинтересованность предприятий в повыше-
нии его утилизации, хотя в ряде случаев использование попутного нефтяного газа
невозможно вследствие его плохого качества.
Практически повсеместно отсутствует достоверный учет объема сжигаемого
газа.
Не обеспечены замерными устройствами скважины ОАО «Удмуртнефть» (ОАО
«НК «Роснефть»), ЗАО «САНЕКО», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ОАО «НК «Речер-
Коми» и др.
Одной из основных проблем при разработке месторождений углеводородов оста-
ется высокий фонд бездействующих скважин, что приводит к повышению дебитов
работающих скважин за счет выборочной отработки лучших по качеству запасов и
утраты промышленной значимости запасов пониженного качества. По данным тер-
риториальных органов Ростехнадзора, допустимые 10 % бездействующего фонда за-
консервированных эксплуатационных скважин превышаются большинством орга-
низаций нефтяной отрасли и могут доходить по отдельным организациям до 40-
50 % от общего фонда скважин.
Высоким остается процент бездействующего фонда скважин и по ОАО
«Томскнефть» составляет 29 %, ООО «Газпромнефть-Восток» — 21 %, ООО
«ЛУКОЙЛ-Коми» — от 10 до 100 %, ОАО «Оренбургнефть» — 13-67 %, ОАО
«Удмуртнефть» — 13-51 %, ООО «НК «Роснефть-Дагнефть» — 16,1 %, ООО «РН-
Ставропольнефтегаз» — 20 %, ООО «Янгпур» — 12,5-33 %.
Следует отметить, что в ООО «РН-Юганскнефтегаз» разработана долгосрочная
программа по сокращению бездействующего фонда на 2007-2012 годы. Указанная
программа также подготовлена ОАО «Оренбургнефть».
Недостоверный учет объемов добытого полезного ископаемого отмечает-
ся в ОАО «Востсибнефтегаз», ООО «Таймура», ОАО «Грознефтегаз»). Указанное,
в том числе, связано с несвоевременной заменой или переаттестацией замер-
ных устройств, а также несоответствием возможности применяемых замерных
устройств требованиям ГОСТ Р 8.615-2005 (ОАО «Хантымансийскнефтегазгеоло-
гия», ЗАО «Арчнефтегеология», ОАО «Транс-Ойл», ОАО «Инга», ООО «Пайтых-
Ойл», ОАО «Оренбургнефть»). Так, в ОАО «Саратовнефтегаз» 68 % действую-
щих замерных устройств отработали свой амортизационный срок, в ООО «РН-
Ставропольнефтегаз» — 80 %.
При разработке месторождений минеральных вод наиболее характерными на-
рушениями существующих требований являются: отсутствие контрольно-изме-
рительных приборов и гидрогеологической службы, неудовлетворительное содер-
жание каптажных сооружений (ОАО «Липецккурорт», ОАО «Байгора» — УТЭН по
Воронежской области).
Проблемы укрепления минерально-сырьевой базы предприятий тесно связаны
с острой необходимостью проведения большого объема геологоразведочных работ,
141
недостаточной способностью самих предприятий финансировать эти работы и не-
достаточным финансированием геологоразведочных работ из региональных и фе-
дерального бюджетов.
В условиях истощения и невосполнения минерально-сырьевой базы россыпных
месторождений весьма актуален вопрос вовлечения в эксплуатацию малоценных и
некондиционных запасов. Так, практически все предприятия Чукотского автоном-
ного округа имеют на своем балансе запасы, локализованные в техногенных ком-
плексах ранее отработанных месторождений. Минерально-сырьевой базой россып-
ной золотодобычи на территории, подконтрольной Енисейскому МТУ, являются на
70-80 % техногенные россыпи.
Контрольно-профилактическая работа, проводимая территориальными органа-
ми в части ограничения застройки месторождений полезных ископаемых, в основ-
ном обеспечила соблюдение установленных требований.
В течение 2007 года выявлено и запрещено 19 случаев самовольных застроек пло-
щадей залегания полезных ископаемых в пределах горных отводов (МТУ по Северо-
Западному федеральному округу и МТУ по Южному федеральному округу, Пермское
межрегиональное УТЭН, Читинское межрегиональное УТЭН и Енисейское МТУ),
рассмотрено 446 материалов на застройку, при этом в 74 случаях было отказано в за-
стройке по причинам несоответствия горно-геологических обоснований застрой-
ки установленным требованиям, недостаточной обоснованности застройки, отсут-
ствия необходимых заключений и др.
Без получения в установленном порядке разрешений осуществлялась застрой-
ка дачным поселком территории горного отвода ООО «Севергазпром», ОАО
«Саратовнефтегаз» и др. Горный отвод Казаковского месторождения (Самарская об-
ласть) застроен двумя трассами кабельной связи, не входящими в проект обустрой-
ства месторождения.
Без получения заключения территориальных органов Роснедр о наличии полез-
ных ископаемых под территорией застройки осуществляется проектирование и стро-
ительство объектов администрациями муниципальных образований.
Проблемным вопросом остается ликвидация (консервация) горнодобывающих
предприятий и объектов, а также обеспечение безопасного проживания населения
вблизи ликвидированных горных выработок. Отрицательные факторы, связанные
с ликвидацией горнодобывающих предприятий, негативно влияют на состояние
охраны недр, окружающей среды, зданий и сооружений.
Следует отметить, что с наибольшей степенью сложности протекает процесс лик-
видации (консервации) предприятий-банкротов, которые в итоге остаются «бесхоз-
ными». Остающийся в наличии кадровый состав организации в большинстве слу-
чаев не в состоянии осуществить реализацию проекта на ликвидацию и выполнить
все требуемые мероприятия.
Недостаточное финансирование не позволяет выполнить ликвидацию горных
выработок в предусмотренные проектами ликвидации сроки, выполнение в требу-
емом объеме рекультивации нарушенных горными работами земель, тушение по-
родных отвалов, строительство водоотливных комплексов и очистных сооружений,
а также осуществить другие предусмотренные проектами мероприятия.
В настоящее время на 42 ликвидируемых шахтах Кузбасса закончены технические
работы по ликвидации горных выработок, выходящих на поверхность. Однако акты
на ликвидацию опасных производственных объектов отсутствуют по причинам не-
142
законченности работ, предусмотренных проектами ликвидации шахт (ликвидация
негативных последствий ведения горных работ; разборка зданий и сооружений; де-
монтаж оборудования промплощадок шахт, строительство очистных сооружений в
целях защиты окружающей среды от загрязнения и подтопления агрессивными шахт-
ными водами; осуществление мероприятий по восстановлению подработанных объ-
ектов, мониторинг геологической среды, тушение пожаров на породных отвалах).
О неудовлетворительном состоянии промышленной безопасности и охраны недр
на ликвидируемых предприятиях территориальные органы Службы постоянно ин-
формируют органы городской, областной администраций и прокуратуры, террито-
риальные органы Роснедр и Росприроднадзора.
В основном все крупные действующие предприятия имеют лицензии на произ-
водство маркшейдерских работ и в своем штате геолого-маркшейдерские службы.
Маркшейдерское обслуживание горных работ мелких предприятий и артелей ста-
рателей, как правило, осуществляется на договорной основе специализированными
организациями, имеющими лицензии на производство маркшейдерских работ.
В соответствии с требованиями Положения о геологическом и маркшейдерском
обеспечении промышленной безопасности и охраны недр (РД 07-408-01) на пред-
приятиях разработаны и согласованы с управлениями по технологическому и эко-
логическому надзору Ростехнадзора аналогичные положения. Геолого-маркшейдер-
ское обеспечение горных и геологоразведочных работ осуществляется в соответствии
с указанными положениями и другими нормативными документами.
Предприятиями ведется геолого-маркшейдерская документация.
Однако в ходе надзорной деятельности был установлен ряд нарушений, харак-
терный для большинства предприятий:
не всегда должным образом организован контроль за реализацией технических
проектов;
с отступлением от требований инструкций и нормативных актов ведется поле-
вая и вычислительная документация, несвоевременно пополняются погоризонтные
планы горных работ, вертикальные разрезы и проекции;
не ведутся журналы геологических и маркшейдерских указаний;
не всегда своевременно осуществляются поверки маркшейдерско-геодезических
приборов и инструментов.
На ОАО «Рудник Веселый» (Алтайское межрегиональное УТЭН) не велись на-
блюдения за сдвижением бортов, уступов карьеров с августа 2006 года при комби-
нированной (совмещенной) отработке Синюхинского золоторудного месторожде-
ния подземным и открытым способами.
Маркшейдерскими службами отдельных организаций не принимается должных
мер по предотвращению необоснованной застройки площадей разрабатываемых ме-
сторождений полезных ископаемых.
Почти повсеместно отмечалась недостаточная укомплектованность геолого-
маркшейдерских служб соответствующими специалистами. По-прежнему остает-
ся проблема улучшения и омоложения кадрового состава геолого-маркшейдерских
служб предприятий.
В ходе проверок лицензионных требований и условий при осуществлении де-
ятельности по производству маркшейдерских работ территориальными органами
Службы выявлялось значительное количество нарушений, при этом активно при-
влекались к ответственности должностные лица на предприятиях, подконтрольных
143
Пермскому, Печорскому, Енисейскому и Северо-Кавказскому МРУТЭН, УТЭН по
Республикам Башкортостан и Хакасия, Ставропольскому краю, и не привлекались
совсем УТЭН по Мурманской области и Приморскому краю, Читинскому межре-
гиональному УТЭН.
Территориальными органами ведется работа по выявлению и недопущению ор-
ганизациями, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых, сверхнор-
мативных потерь. Установленные требования при нормировании потерь полезных
ископаемых при добыче в основном соблюдались.
По представлению территориальных органов (Нижне-Волжское межрегиональ-
ное УТЭН, УТЭН по Саратовской и Кемеровской областям) в 2007 году предприя-
тиями отчислено в бюджет за сверхнормативные потери 25,9 млн руб.
В ходе проверок отмечались случаи несвоевременного утверждения нормативов
потерь МПР России.
Органами государственного горного надзора осуществляется постоянный кон-
троль за ходом выполнения мероприятий и программ, направленных на повыше-
ние уровня извлечения, комплексного и рационального использования минераль-
ного сырья. При непосредственном участии территориальных органов проводится
активная работа по замене устаревшего оборудования и внедрению новых техноло-
гий переработки минерального сырья в целях наиболее полного извлечения полез-
ных компонентов и комплексного использования минерального сырья. Продолжает
вестись планомерная работа, направленная на полноту реализации пользователями
недр проектных решений по разработке месторождений полезных ископаемых.
Органами государственного горного надзора постоянно ведется работа, направ-
ленная на сохранение запасов полезных ископаемых, числящихся на балансе пред-
приятий.
Основными направлениями этой деятельности являлись:
надзор за полнотой и комплексностью отработки запасов полезных ископаемых,
недопущением оставления запасов в недрах, извлечение которых впоследствии бу-
дет затруднено или невозможно;
надзор за складированием в спецотвалы попутно извлекаемых и не подлежащих
использованию полезных ископаемых для их реализации в будущем;
надзор за вовлечением в разработку ранее сохраненных запасов полезных иско-
паемых.
Экономическая эффективность деятельности территориальных органов
Ростехнадзора по охране недр за счет отчислений в бюджет платежей за пользова-
ние недрами с дополнительной добычи из ранее сохраненных запасов, штрафных
санкций за сверхнормативные потери и нарушения налогового законодательства
при пользовании недрами составила более 2,9 млрд руб. Наибольшая экономиче-
ская эффективность достигнута управлениями технологического и экологическо-
го надзора по Самарской, Магаданской, Кемеровской областям; Енисейским МТУ,
Иркутским, Читинским межрегиональными управлениями, Межрегиональным тер-
риториальным управлением по Уральскому федеральному округу.
В результате надзора за охраной недр (отказа в застройке площадей залегания
полезных ископаемых, уменьшения нормативов потерь при их согласовании, отка-
за в необоснованном списании, а также за счет складирования в спецотвалы и хра-
нилища) сохранены значительные объемы запасов полезных ископаемых: угля —
66,6 млн т; руд черных металлов — 42,1 млн т; руд цветных и драгоценных метал-
144
лов — 5,0 млн т, а также песков, содержащих драгметаллы, — 36,2 тыс. м3; агрохи-
мического сырья — 3,2 млн т; строительных материалов — 22,7 млн т.
Большое внимание уделялось также добыче полезных ископаемых из числа до-
полнительно вовлеченных в разработку запасов полезных ископаемых (забалан-
совых и ранее неучтенных, ранее списанных как нецелесообразных к отработке,
расконсервированных общешахтных и других целиков, в спецотвалах и хвостохра-
нилищах). В результате этой деятельности добыто: угля — 9,0 млн т; руд черных ме-
таллов — 5,5 млн т; руд цветных и драгоценных металлов — 13,6 млн т, а также пе-
сков, содержащих драгметаллы, — 29,1 млн м3; агрохимического сырья — 1,2 млн т;
строительных материалов — 5,5 млн т.
Налог на добычу полезных ископаемых исчисляется и оплачивается по ставкам
в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства.
Территориальными органами принимались меры по своевременному внесению
налогов на добычу в бюджет. Контроль осуществлялся как при согласовании пла-
нов развития горных работ, целевых проверках, так и при совместных проверках с
налоговыми органами по согласованным планам-графикам.
При участии территориальных органов в контроле за достоверностью геоло-
го-маркшейдерских исходных данных для использования их при расчетах налога
на добычу полезных ископаемых дополнительно внесено в бюджет 29,9 млн руб.
Наибольшая экономическая эффективность достигнута УТЭН по Оренбургской,
Самарской и Саратовской областям, по Республикам Дагестан, Северная Осетия —
Алания, Карелия, Башкортостан, Саха (Якутия), а также Нижне-Волжским межре-
гиональным управлением и Межрегиональным территориальным управлением по
Дальневосточному федеральному округу.
Деятельность горного надзора по вопросам охраны недр осуществлялась в тесном
взаимодействии с МПР России, Росприроднадзором, Роснедрами, Минпромэнерго
России, ФНС России, Минэкономразвития России, администрациями субъектов
Российской Федерации, органами прокуратуры и другими органами исполнитель-
ной власти и контрольными органами.
Из числа наиболее актуальных проблемных вопросов в области охраны недр мож-
но выделить:
налогообложение добычи полезных ископаемых;
улучшение маркшейдерского обеспечения горных работ при разработке место-
рождений полезных ископаемых;
недостаточную укомплектованность геолого-маркшейдерских служб специали-
стами, в том числе с высшим специальным образованием.
Основными задачами в области рационального использования и охраны недр
являются:
совершенствование законодательных и нормативных правовых актов в области
недропользования и геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ;
совершенствование нормативно-методической базы геолого-маркшейдерского
обеспечения горных работ;
повышение достоверности учета добычи и потерь полезных ископаемых за счет
модернизации систем учета и организации инструментальных замеров объемов до-
бычи;
повышение качества состояния геолого-маркшейдерского обеспечения при ве-
дении горных работ и оформлении горных отводов;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..