ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 7

 

 

97
Системы и элементы, обеспечивающие РБ (узлы перемещения и фиксации за-
крытых РнИ, физические барьеры и блокировки, системы сигнализации и опове-
щения о радиационной опасности, электро-, тепло- и водоснабжения и вентиля-
ции, пожарной безопасности) работоспособны.
Хотя состояние систем удовлетворительное, но системы отдельных организаций
требуют реконструкции и модернизации.
Например, в ПНК «Радиохим» ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (Северо-
Европейский МТО ЯРБ) до сих пор не спланированы мероприятия по восстанов-
лению ресурса и продлению срока эксплуатации зданий и технологических линий
по производству изделий, в которых содержатся РВ. Как уже отмечалось ранее, в
2000 году на этом предприятии произошла радиационная авария, вызванная раз-
герметизацией одной из емкостей в результате ее коррозии. На Ленинградский СК
«Радон» было передано 18 м3 загрязненного грунта.
В ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» большая часть неиспользуемых по назначе-
нию установок не обслуживается согласно установленным регламентам. Ряд уста-
новленных систем (например, системы охлаждения источников) не функциониру-
ют. В результате нарушается режим эксплуатации как самих установок, так и нахо-
дящихся в них источников. Возникают благоприятные условия для возникновения
коррозии основных элементов конструкции установок и источников. Назначенные
сроки службы источников в таких установках превышены в несколько раз. В сво-
ем сочетании эти факторы могут привести к нарушению герметичности капсул ис-
точников.
По принятой в 2007 году Федеральной целевой программе «Обеспечение ядер-
ной и радиационной безопасности на 2008 год и период до 2015 года», утвержден-
ной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.07 № 444, пред-
усмотрено финансирование из государственного бюджета на мероприятия по выво-
ду из эксплуатации зданий и рекультивации территории ФГУП «РНЦ «Прикладная
химия».
Анализ выполнения требований РБ показывает, что возможности поднадзорных
организаций не одинаковы.
В большинстве организаций эксплуатация РИ, обращение с РВ и РАО осущест-
вляется в соответствии с требованиями нормативных документов в области исполь-
зования атомной энергии. Однако в филиале ФГУП «Гидрографическое предприя-
тие» (ДВМТО ЯРБ) и ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (СЕМТО ЯРБ) не наблю-
дается существенного улучшения организации РБ.
Значительная часть не устраняемых в установленные сроки нарушений во мно-
гом связана с недостатком у организаций финансовых средств на строительно-мон-
тажные работы, вывод из эксплуатации РИ, приобретение радиационной техники,
замену отработавших назначенный срок службы закрытых РнИ и сдачу на длитель-
ное хранение (захоронение, утилизацию) РАО, техническое обслуживание и осви-
детельствование технических средств и систем, обеспечивающих РБ.
Это характерно в первую очередь для бюджетных организаций федерального под-
чинения, бюджетных организаций субъектов Российской Федерации, а также неко-
торых акционерных обществ.
Радиационная обстановка на объектах спецкомбинатов «Радон» контролирует-
ся лабораториями радиационного контроля. Результаты радиационного контроля
в зоне строгого режима, санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения, радиацион-
98
ный каротаж наблюдательных скважин на территориях ПХ РАО говорит о том, что
превышения допустимых уровней радиационных факторов и случаев воздействия
на окружающую среду не зарегистрированы. Это позволяет сделать заключение о
нормальной радиационной обстановке в районах размещения ПХ РАО.
РВ в открытом виде в народном хозяйстве используются в основном в медицин-
ских учреждениях, а также при проведении научных исследований в различных об-
ластях народного хозяйства. Образовавшиеся количества и активности жидких РВ
незначительны, и методики их применения не создают потенциальной опасности,
сравнимой с применением РВ в закрытом виде.
Контроль за радиационной обстановкой в организациях осуществляют штат-
ные службы радиационного контроля или назначенные лица, а в отдельных случа-
ях — органы Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации на договорной основе.
Контроль осуществляется с помощью радиометрических и дозиметрических при-
боров, прошедших государственную метрологическую аттестацию.
Так, в частности, для спецкомбинатов «Радон» основными радиационными фак-
торами при обращении с РАО на рабочих местах являются:
внешнее облучение от контейнеров-сборников РАО, упаковок РАО, спецавтотран-
спорта, оборудования и узлов установок переработки РАО, хранилищ РАО и РВ;
радиоактивное загрязнение оборудования и узлов установок, а также поверхно-
стей помещений, в которых они расположены, инструментов и лабораторного обо-
рудования;
загрязнение воздуха радиоактивными аэрозолями производственных помеще-
ний и, как следствие, опасность внутреннего облучения персонала;
радиоактивное загрязнение спецодежды и кожных покровов работающих.
Дозовые нагрузки на работников в 2007 году не превышали контрольных уров-
ней, а конкретные показатели значений дозовых нагрузок персонала радиационно
опасных профессий, непосредственно связанных с использованием закрытых РнИ,
РВ и РАО, содержатся в годовых отчетах организаций о состоянии РБ.
Показатели дозовых нагрузок персонала особо радиационно опасных профессий
за последние 3-5 лет (дефектоскописты, дозиметристы, персонал, обслуживающий
облучающие установки и аппараты, операторы каротажных станций, дезактиватор-
щики, рабочие захоронения, водители спецавтомобилей и др.) меняются незначи-
тельно и соответствуют следующим значениям:
по годовой эффективной дозе: для лиц из персонала категории А — от 2 мЗв в
год до 18 мЗв в год (до 18 мЗв в год характерна годовая эффективная доза для аппа-
ратчиков ФГУП «РНЦ «Прикладная химия», которые обеспечивают большой объ-
ем производства радионуклидной продукции);
реальные значения дозовых нагрузок по видам деятельности приведены ниже:
дефектоскописты в разных регионах — от 1,2 мЗв до 9,14 мЗв в год;
персонал, обслуживающий облучающие установки, — 1,03 мЗв в год;
медицинские работники — от 1,6 мЗв до 2,11 мЗв в год;
промышленные работники — от 1,01 мЗв до 1,9 мЗв в год;
дезактиваторщики — от 1,3 мЗв до 4,0 мЗв в год;
работники пункта хранения — 0,19 мЗв в год;
рабочие захоронения — 2,46 мЗв до 3,18 мЗв в год;
водители спецавтомобилей — от 0,05 мЗв до 3,0 мЗв в год;
99
рабочие, обслуживающие БГИ, РИП и т.п., — от 1,5 мЗв до 2,0 мЗв в год;
дозиметристы — 2,8 мЗв до 5,8 мЗв в год;
работники каротажных станций — от 1,63 мЗв до 12,66 мЗв в год;
персонал, работающий с открытыми РВ по II — III классу:
по II классу (ОАО «Соликамский магниевый завод») — до 1,89 мЗв в год;
по III классу (промышленные организации и медицинские учреждения) — от
1,2 мЗв до 4,47 мЗв в год.
Превышения контрольных уровней облучения работников поднадзорных орга-
низаций в 2007 году не выявлено.
Результаты радиационного контроля параметров радиационной обстановки на
РОО находятся на уровне контрольных уровней организаций.
Превышения установленных контрольных уровней по контролируемым парамет-
рам радиационных факторов отсутствовали. Выбросы и сбросы радионуклидов не
превысили разрешенных значений.
Уровень квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию РОО и ве-
домственный контроль за РБ, определяется по выборочным проверкам персонала
в ходе инспекций и соответствует действующим требованиям.
Мероприятия, направленные на повышение уровня физической защиты РОО ор-
ганизаций, по-прежнему включали в себя меры организационного характера (раз-
работка и пересмотр документов) и инженерно-технического характера (совершен-
ствования средств охранной сигнализации, защитных барьеров, сил охраны и т. п.).
Состояние физической защиты в поднадзорных организациях обеспечивает сохран-
ность источников излучения и исключает доступ к ним посторонних лиц. Хранение
источников излучения осуществляется в специально отведенных и оборудованных
для этих целей помещениях, оснащенных системой охранной сигнализации, выве-
денной на пульт охраны. В рабочее время сохранность источников обеспечивается
производителями работ. Организации постоянно проводят анализ соответствия су-
ществующих систем физической защиты требованиям НП-034-01 и устранение не-
достатков и замечаний, вскрытых при проведении инспекций.
Степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их по-
следствий определяется наличием перечней возможных аварий при осуществлении
разрешенной деятельности и прогноза их последствий, состоянием, достаточности
и соответствия технических средств и аварийных запасов утвержденной номенкла-
туре, программой подготовки и методики проведения противоаварийных трениро-
вок, навыками, приобретенными персоналом при проведении вышеуказанных тре-
нировок.
Во всех организациях разработаны планы мероприятий по защите персонала,
имеются инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях, предусмотре-
ны аварийные запасы, перечень и необходимое количество которых определяются
по согласованию с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека. В этих документах определены аварийные
ситуации (фрагменты исходных событий) и действия персонала при этом.
Для организаций, осуществляющих деятельность в области использования атом-
ной энергии, наличие и достаточность средств ликвидации последствий аварий мож-
но оценить как «имеются в наличии».
Для предприятий народного хозяйства сценарии радиационных аварий не разра-
ботаны, имеются только фрагменты исходных событий возможных аварий. Сценарии
100
не разрабатываются из-за отсутствия единых научно обоснованных методик по их
прогнозированию, оценки их развития и оценки их последствий. В настоящее вре-
мя имеются методики оценки возможного ущерба от последствий аварий, основан-
ные на консервативном подходе, а методики по привлечению необходимых сил и
средств для ликвидации последствий радиационных аварий отсутствуют.
Из-за отсутствия сценариев радиационных аварий поднадзорные организации
не могут провести расчет необходимых сил и средств для ликвидации последствий.
Номенклатура аварийных запасов нормативными документами не установлена.
Программы подготовки персонала включают и проведение противоаварийных
тренировок. Так, обучение в Учебно-научном центре «Геофизика» (г. Уфа) предусма-
тривает обязательные противоаварийные тренировки персонала, проходящего обу-
чение, на имеющихся тренажерах.
В разных регионах по-разному подходят к определению последствий аварий. В
основном рассматриваются аварии на наиболее опасных с точки зрения безопасно-
сти объектах. К таким относятся в первую очередь региональные спецкомбинаты
«Радон», объекты подземных ядерных взрывов в мирных целях и аналогичные им
объекты. Учитывая, что примерно 98 % организаций имеют III и IV категории по-
тенциальной опасности и по определению их воздействие ограничено территорией
или помещением, где проводятся работы с использованием радиационных источ-
ников, то и сценарии аварий и ликвидации их последствий ограничиваются этими
локальными территориями.
Выводы
1. Анализ радиационной обстановки показывает, что:
системы и элементы, важные для безопасности (перемещения и фиксации РнИ,
управления РИ, сигнализации и оповещения о радиационной аварии, блокировок,
физических барьеров, электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, вентиляции и др.),
обеспечили безопасность персонала и населения;
дозовые нагрузки персонала не превысили контрольных уровней, что свидетель-
ствует о надежности существующей защиты от внешнего излучения;
на РОО имеется достаточное количество систем обеспечения РБ, которые не в
полной мере соответствуют требованиям существующих нормативных документов
и требуют замены или модернизации;
нормы и правила в области РБ организациями выполняются, допущенные нару-
шения не привели к переоблучению персонала и населения;
радиационные факторы, создаваемые технологическими процессами на рабочих
местах (выбросы, сбросы, загрязнения, наведенная активность), не оказывают воз-
действия на население и персонал выше допустимых значений;
уровень обеспечения РБ в поднадзорных организациях не ниже уровня 2006 года.
2. По результатам проведенных инспекций и проверок состояние радиационной
безопасности организаций народного хозяйства оценивается как удовлетворитель-
ное. Исключение составляют:
ФГУП «РНЦ «Прикладная химия», где состояние РБ на ПНК «Радиохим» Опытного
завода оценивается как неудовлетворительное (под надзором СЕМТО ЯРБ);
ФГУП «Гидрографическое предприятие» Минтранса России, где состояние РБ
оценивается как неудовлетворительное по техническому состоянию РИТЭГ, усло-
виям их эксплуатации и обеспечению физической защиты (под надзором ДВМТО
ЯРБ).
101
3. Территориальные органы Ростехнадзора обеспечили эффективный контроль и
государственный надзор за состоянием радиационной безопасности на поднадзор-
ных радиационно опасных объектах.
4. Настоятельно требуют решения вопросы своевременной сдачи на утилизацию
или захоронение накопленных в организациях РАО, утилизации РИТЭГ (выслужив-
ших установленные сроки службы и аварийных) и утилизации РИТ на основе Рu-238
и защиты из обедненного урана, вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных
установок и перегрузки действующих мощных радиоизотопных установок, доведе-
ние системы физической защиты РИ, РВ и РАО до требований, предусмотренных
НП-034-01.
2.2.6. Системы государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных материалов
Перечень нормативных документов по учету и контролю ядерных материалов,
применяемых на объектах использования атомной энергии (ОИАЭ):
I. Федеральные законы.
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».
Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
II. Постановления Правительства Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.04 № 401 «О
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.96 № 1205 «О
Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов».
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.97 № 1511 «Об
утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии».
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.97 № 865 «Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использова-
ния атомной энергии».
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.97 № 240 «Об
утверждении Перечня должностей работников объектов использования атомной
энергии, которые должны получать разрешения Федерального надзора России по
ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области исполь-
зования энергии».
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.98 № 746 «Об
утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядер-
ных материалов».
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.00 № 962 «Об
утверждении Положения о государственном учете и контроле ядерных материалов».
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.06 № 412 «О феде-
ральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управ-
102
ление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопас-
ности при использовании атомной энергии».
III. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии.
Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05).
IV. Нормативные документы, утвержденные Федеральной службой по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору.
Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов (РД-08-01-2003).
Положение об организации государственного надзора за безопасностью при ис-
пользовании атомной энергии (РД-03-43-98).
Кроме того, на ОИАЭ действуют ведомственные и объектовые нормы и правила
учета и контроля ядерных материалов.
В системе государственного учета и контроля ядерных материалов наиболее эф-
фективными и объективными средствами по обеспечению сохранности и подтверж-
дению наличия ядерных материалов являются применение приборов неразрушаю-
щего контроля ядерных материалов и средств контроля доступа к ним.
В поднадзорных организациях для целей учета и контроля ядерных материалов в
основном используется весовое оборудование в сочетании с аналитическими мето-
дами определения состава ядерных материалов. Работы по внедрению методов не-
посредственного измерения массы урана и плутония с использованием нейтронных
счетчиков, а также методов определения изотопного состава и обогащения урана гам-
ма-спектрометрическими методами находят все большее применение. Концерном
«Росэнергоатом» целевым порядком завершена поставка приборов неразрушаю-
щего контроля и методик выполнения измерений на все десять АЭС для провер-
ки наличия ядерных материалов в свежих тепловыделяющих сборках. Вместе с тем
работа по применению приборов неразрушающего контроля для объектов ядерно-
го топливного цикла, исследовательских ядерных установок требует значительных
усилий по совершенствованию систем измерений ядерных материалов и остается
приоритетной в 2008 году.
Применяемые на ОИАЭ средства контроля доступа подразделяются на устройства
индикации вмешательства (пломбировочные устройства) и системы наблюдения. В
целях учета и контроля ядерных материалов системы наблюдения в настоящее время
только находят свое применение (установлены на пяти ОИАЭ из пятидесяти четы-
рех). В 2007 году практически на всех ОИАЭ начали применяться устройства инди-
кации вмешательства (УИВ), что явилось в том числе и следствием целенаправлен-
ной работы инспекторов Ростехнадзора. Вместе с тем еще не во всех подразделениях
ОИАЭ применяются УИВ, имеет место применение пломб (свинцовых и трубчатых),
не отвечающих требованиям нормативных документов по криминальной стойкости.
Помимо применения УИВ персоналом ОИАЭ в 2007 году разработаны нормативные
документы по применению пломбировочных устройств инспекторами Ростехнадзора
для повышения эффективности надзорной деятельности. Приобретена для этих це-
лей первая партия пломбировочных устройств.
Наиболее эффективной формой надзора за учетом и контролем ядерных матери-
алов является проведение инспекций.
103
Таблица 34
Сведения и результаты проведенных инспекций системы государственного учета
и контроля ядерных материалов
Округ
Коли-
Коли-
Коли-
Количество
Количество пун-
Количество
чество
чество це-
чество
инспек-
ктов предписа-
штрафных
объек-
левых ин-
опера-
ций с ис-
ний
санкций (сумма
тов/ЗБМ
спекций
тивных
пользова-
штрафов в
инспекций
нием тех.
рублях)
средств
СЕМТО
13/33
16
3
4
40
0
ЦМТО
16/138
35
21
12
115
2 (33 000)
ВМТО
6/27
6
8
1
12
0
ДМТО
3/7
6
50
0
1
0
УМТО
6/18
7
47
9
34
1 (3000)
СМТО
9/56
33
27
24
83
0
7 Упр.
4
4
67
0
Итого:
53/279
107
156
50
352
3 (36 000)
Таким образом, в 2007 году было проведено 107 целевых инспекций (почти одна
треть целевых инспекций проводилась с применением приборов неразрушающего
контроля ядерных материалов) и 156 оперативных инспекций.
При проведении инспекций состояния системы учета и контроля ядерных ма-
териалов инспекторами Ростехнадзора использовались фактически все виды ПНК,
имеющиеся в их распоряжении, — гамма-спектрометры для измерения изотопно-
го состава ядерного материала, портативные гамма-спектрометры для подтверж-
дения наличия ядерного материала, приборы наблюдения черенковского излуче-
ния для проверки наличия отработанных ТВС в бассейнах хранилищ ОТВС. При
проведении инспекционных измерений в 2007 году были выявлены расхождения
с паспортными данными при проведении инспекций в РНЦ «Курчатовский ин-
ститут» и ФГУП «ПО «Маяк». В ФГУП «ПО «Маяк» расхождение вызвано уста-
ревшей системой учетных измерений, в настоящее время идет ее модернизация. В
РНЦ «Курчатовский институт» в настоящее время проводится расследование при-
чин расхождения.
Выявлено 352 нарушения в учете и контроле ядерных материалов. Количество
выявленных нарушений по сравнению с 2006 годом увеличилось на 40 %. Из выяв-
ленных нарушений 92 % составляют нарушения федеральных норм и правил, 8 % —
условий действия лицензий. Надзорная деятельность за учетом и контролем ядер-
ных материалов в течение 2007 года проводилась достаточно равномерно.
Наиболее неблагоприятное состояние учета и контроля ядерных материалов вы-
явлено на исследовательских ядерных установках, на которые приходится свыше
50 % выявленных нарушений.
Существенное увеличение выявленных нарушений объясняется тем, что
7 Управлением были организованы целевые инспекции учета и контроля ядерных
материалов с привлечением специалистов МТО ЯРБ, это обеспечило большую глу-
бину и тщательность проверок. Так, за 4 такие инспекции выявлено 67 нарушений,
что примерно в 5 раз больше, чем при аналогичных инспекциях, проводимых сила-
ми надзирающего округа.
104
Как положительный факт необходимо отметить, что в 2007 году нарушений, не
устраненных в установленные сроки, не отмечено, хотя отчасти это является след-
ствием установления достаточно большого срока устранения выявленных наруше-
ний (до 1 года).
За отчетный период было выявлено 8 аномалий в учете и контроле ядерных ма-
териалов (в 2006 году — 5). По результатам расследования выявленных аномалий
установлено, что они не связаны с утратой, хищением и несанкционированным ис-
пользованием ядерных материалов.
Проводимые целевые и оперативные инспекции, как правило, являются резуль-
тативными с выявлением нарушений. Однако в Донском межрегиональном терри-
ториальном округе по надзору за ЯРБ за 3 последних года не выявлено ни одного
нарушения в учете и контроле ядерных материалов. В Уральском межрегиональном
территориальном округе по надзору за ЯРБ свыше 60 % оперативных инспекций
проведены без выявления нарушений.
В 2007 году за нарушения в учете и контроле было наложено три административ-
ных взыскания. Общая сумма штрафов составила 36 тысяч рублей.
Основные причины выявленных нарушений:
недостаточное внимание администрации объектов использования атомной энер-
гии к вопросам учета и контроля ядерных материалов и низкая эффективность объ-
ектового контроля;
слабая методическая оснащенность систем измерений ядерных материалов и тех-
ническая оснащенность по применению средств контроля доступа;
недостаточное внимание уделяется человеческому фактору при работе с персо-
налом, осуществляющим учет и контроль ядерных материалов, — более 80 процен-
тов выявленных нарушений связаны с незнанием или ненадлежащим исполнени-
ем им своих обязанностей.
Выявленные нарушения в учете и контроле ядерных материалов распределяют-
ся по следующим направлениям:
аномалии в учете и контроле ядерных материалов — 1,8 %;
нарушения в организации зон баланса материалов, хранении ядерных материа-
лов, правильности передач и своевременности их постановки на учет — 31,2 %;
несоответствие организации подготовки и проведения физических инвентари-
заций ядерных материалов — 26 %;
нарушения в организации системы подтверждающих измерений ядерных мате-
риалов при их передачах и проведении физических инвентаризаций — 13 %;
нарушения в организации применения устройств индикации вмешательства и
обращения с ними — 11 %;
нарушения в организации подготовки и допуска персонала к учету и контролю
ядерных материалов — 6 %;
недостоверное или несвоевременное доведение до надзорных органов сведе-
ний о зонах баланса материалов и уведомлений о передачах ядерных материалов —
4,4 %;
иные нарушения — 6,5 %.
Функционирование системы государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов в основном обеспечивает соответствие данных, представляемых в государ-
ственный регистр ядерных материалов, фактическому наличию ядерных материалов
в местах их расположения. Меры контроля за ядерными материалами в эксплуати-
105
рующих организациях обеспечили отсутствие их хищений, утрат и несанкциониро-
ванного использования. Вместе с тем, большое количество выявленных нарушений
свидетельствует о необходимости целнаправленной работы по приведению систе-
мы учета и контроля на ядерных объектах в соответствие с установленными требо-
ваниями.
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов
I. Федеральные законы
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».
II. Постановления Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.97 № 1298 (в ре-
дакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.05 № 49) «Об
утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ра-
диоактивных веществ и радиоактивных отходов».
III. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-067-05).
IV. Нормативные документы
Положение о государственном учете и контроле РВ и РАО в Российской
Федерации, утвержденное Минатомом России 11.10.99 г., зарегистрированное
Минюстом России 11.11.99 г., регистрационный № 1976.
Методические рекомендации по проведению первичной инвентаризации РВ
и РАО в системе государственного учета и контроля, утвержденные приказом
Минатома России от 24.02.00 № 103.
Формы федерального государственного статистического наблюдения и реко-
мендации по их заполнению, утвержденные постановлением Госкомстата России
от 02.10.02 № 189.
Формы представления оперативной информации по учету и контролю радиоак-
тивных веществ и радиоактивных отходов в системе государственного учета и кон-
троля, утвержденные приказом Минатома России от 24.07.00 № 449.
Таблица 35
Обобщенные сведения о результатах надзорной деятельности за 2007 год
Округ
Коли-
Количество
Количество
Количество
Количество выяв-
чество
целевых и опе-
пунктов пред-
штрафных санк-
ленных утрат УЕ
объек-
ративных ин-
писаний
ций (сумма штра-
(-) и неучтенных
тов
спекций
фов в руб.)
УЕ (+)
СЕМТО
278
29
78
0
+1
ЦМТО
532
80
81
1 (3000)
0
ВМТО
306
224
342
3 (9000)
0
ДМТО
246
195
86
0
0
УМТО
251
164
110
1 (30 000)
0
СМТО
290
321
192
0
0
ДВМТО
176
36
24
0
0
7 Упр.
4
37
0
0
Итого:
2079
953
851
5 (42 000)
+1
106
На конец 2007 года на учете состоит 2079 организаций, осуществляющих обраще-
ние с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами (не считая 53 ядерно
опасных объектов, на которых также осуществляется такая деятельность). В 2007 го-
ду было проведено 953 целевые и оперативные инспекции, выявлено 851 нарушение
в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Количество
выявленных нарушений по сравнению с 2006 годом увеличилось на 39,2 % (выявле-
но ранее не учтенных источников — 1). За нарушения в учете и контроле радиоак-
тивных веществ и радиоактивных отходов наложено 5 административных взыска-
ний на общую сумму штрафов 42 тысячи рублей.
Однако и эти цифры не отражают реального состояния дел, которое в действи-
тельности хуже. В большинстве проверенных центральным аппаратом Ростехнадзора
организаций даже на ядерно опасных объектах, где имеется хороший опыт орга-
низации учета и контроля ядерных материалов, состояние учета и контроля ради-
оактивных веществ и радиоактивных отходов не отвечает всем требованиям феде-
ральных норм и правил НП-067-05, НП-072-06. В некоторых организациях (НИИ
«НПО «Луч») по состоянию на октябрь 2007 года эта работа вообще не начиналась,
хотя Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организациях (НП-067-05) введены в действие с 01.05.06 г.
Указанное свидетельствует о недостаточной эффективности надзорной деятельно-
сти по этому направлению в МТО ЯРБ и отделах инспекций в субъектах Российской
Федерации. Постановлением коллегии Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 07.11.07 г. Управлению по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем
ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защиты предписано
(п. 11) разработать и реализовать во II квартале 2008 года мероприятия по повышению
эффективности надзора за системой учета и контроля радиоактивных веществ.
В настоящее время такая работа проводится по следующим направлениям:
совершенствование нормативной базы, организация целевого обучения инспек-
торского состава;
регулярное информирование территориальных органов о нарушениях общеси-
стемного характера.
В частности, в 2007 году разработаны Методические указания по проверке выпол-
нения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации (РД-07-08-2007). Совместно с Межотраслевым специализи-
рованным учебным центром по физической защите (МСУЦ, г. Обнинск) разрабо-
тан учебный курс для инспекторов Ростехнадзора по надзору за учетом, контролем
и физической защитой радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, занятия
планируется организовать во II квартале 2008 года.
Недостаточный уровень надзор, и как следствие самих систем учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов усугубляется тем, что не во всех
округах имеются отделы по надзору за учетом и контролем ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (Волжский МТО ЯРБ, Донской
МТО ЯРБ), крайне низкая укомплектованность (Центральный МТО ЯРБ), отсут-
ствует четкое распределение обязанностей между структурными подразделениями
округа по надзору за радиационной безопасностью и учетом и контролем РВ и РАО
(Северо-Европейский МТО ЯРБ), обязанности по надзору за учетом и контролем
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов возлогаются на инспекторов в от-
делах инспекций как некоторые дополнительные и второстепенные.
107
Проблемные вопросы
В нормативных документах, определяющих правила построения систем государ-
ственного учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ, отсут-
ствует такая характеристика указанных систем, как их эффективность. (В области
физической защиты ядерных материалов такая оценка эффективности систем фи-
зической защиты объекта является обязательной.)
Это затрудняет проведение объективной оценки деятельности систем учета и кон-
троля, в частности в отношении предотвращения несанкционированного исполь-
зования и неконтролируемого распространения ядерных материалов и радиоактив-
ных веществ и изделий, их содержащих. Необходимо создать нормативную основу
для проведения оценки эффективности систем учета и контроля самими эксплуа-
тирующими организациями.
2.2.7. Объекты ведения горных работ
2.2.7.1. Угольная промышленность
Государственный контроль в области промышленной безопасности угольной от-
расли в 2007 году осуществлялся на 177 шахтах, 176 разрезах, 63 обогатительных и
брикетных фабриках. При этом в эксплуатации находилось 797 опасных производ-
ственных объектов. Общая добыча угля за 2007 год по сравнению с 2006 годом уве-
личилась на 24,4 млн т и составила 315,5 млн т (подземным способом 111,479 млн т,
открытым — 204,102 млн т). Среднесписочная численность работающих в угольной
отрасли — 213 600 чел.
Состояние промышленной безопасности в угольной отрасли в основном связано
с проводимой реструктуризацией, а также со старением основных фондов угольных
предприятий, с низкой технологической дисциплиной, неосторожными или несанк-
ционированными действиями исполнителей работ, слабыми знаниями персоналом
требований и приемов безопасного ведения работ и др.
Вентиляционные сети чрезмерно усложнены и перенасыщены диагональными
сбойками между выработками с поступающими и исходящими струями воздуха, что
в свою очередь приводит к значительным утечкам воздуха. Применяемые комбини-
рованные схемы проветривания практически исчерпали свои возможности, необ-
ходимо ускорить перевод действующих уклонных полей на более безопасную бремс-
берговую схему проветривания.
Особую опасность представляет высвобождающийся при ведении горных работ
аккумулированный в массиве горных пород метан. Наиболее эффективным методом
борьбы с газом на шахте является дегазация пластов и вмещающих пород. Качество
дегазации за последнее время ухудшилось, парк вакуум-насосов морально и техни-
чески устарел. Необходимо решить вопрос обеспечения шахт для дегазации кон-
трольно-измерительной аппаратурой, стандартными запорными устройствами, во-
доотделителями, ускорить работы по прокладке и замене не пригодных к эксплуа-
тации газопроводов.
Работы по проведению исследований накопления и горения метана в вырабо-
танных пространствах, перемещение его в действующие выработки с угрозой взры-
ва не проводятся. Процессы реструктуризации угольной отрасли вызвали ряд нега-
тивных моментов в вопросах экологии и охраны недр. Массовое закрытие угольных
предприятий путем затопления отрицательно влияет на рядом работающие и созда-
ет угрозу их безопасности (прорывы воды, затопления).
108
Больным остается вопрос по борьбе с угольной пылью. Системы орошения вы-
емочных и проходческих комбайнов не обеспечивают в полной мере эффективное
пылеподавление при выемке угля и защиту от воспламенения метано-воздушной
смеси от фрикционного искрения. Практически не проводится борьба с пылью в
выработках, по которым осуществляется транспортирование угля ленточными кон-
вейерами. На многих шахтах, где применяется предварительное увлажнение уголь-
ного массива, эффективность этого способа оказалась крайне низкой. И зачастую
сводится к формальному предъявлению предварительного увлажнения комиссиям
по приемке вновь вводимых очистных и подготовительных забоев.
Актуальным является вопрос механизации работ по осланцеванию горных вы-
работок, особенно для выработок большого сечения, которые вручную качествен-
но осланцевать невозможно, аппаратура контроля взрывобезопасности горных вы-
работок отсутствует.
С углублением ведения горных работ возрастает горное давление, что способ-
ствует усилению динамической активности ударо- и выбросоопасности пластов.
Существующие способы профилактической обработки практически неосуществимы,
новые не разрабатываются. Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние
по закладке выработанного пространства горных выработок, вследствие чего проис-
ходит большое количество эндогенных пожаров. В то же время анкерная крепь, прак-
тически исключающая закрепленное пространство, применяется в малых объемах.
Следует отметить, что по отдельным регионам наметилась тенденция по обнов-
лению основных фондов, ряд шахт после реструктуризации реанимируется и наби-
рает новые производственные мощности. Вводятся в эксплуатацию новые вентиля-
ционные установки, для повышения эффективности изолированного отвода метана
продолжается переход на скважины большого диаметра. Приобретаются приборы
и аппаратура аэрогазового контроля нового поколения. Идет замена малопроизво-
дительных вакуум-насосов на более мощные отечественного и импортного произ-
водства, решаются и другие вопросы.
Однако, несмотря на это, общее состояние промышленной безопасности на уголь-
ных предприятиях отрасли за 2007 год по сравнению с 2006 годом ухудшилось. В 2007
году на предприятиях отрасли произошла 21 авария, а также 5 аварий с групповыми
несчастными случаями и 6 групповых несчастных случаев без аварий (при авариях
и групповых несчастных случаях пострадало 208 человек, из них 174 человека по-
лучили смертельные травмы). Общее количество смертельно травмированных со-
ставило 232 человека. В 2006 году произошло 23 аварии, 7 аварий с групповыми не-
счастными случаями, групповых несчастных случаев без аварий также 7 (при авари-
ях и групповых несчастных случаях пострадало 43 человека, из них 18 смертельно).
Общее количество смертельно травмированных 68 человек, то есть при снижении
аварийности на 9,5 % смертельный травматизм возрос в 5 раз.
В отчетном году из 21 происшедшей аварии 2 аварии произошли на открытых
горных работах, при которых 2 человека получили смертельные травмы, и 2 аварии
на поверхности угольных предприятий, при аварии в ООО ОФ «Каро» (предприя-
тие поднадзорно УТЭН по Кемеровской области) было травмировано 4 человека,
один из них смертельно. Общий суммарный ущерб от происшедших аварий соста-
вил 1 663 117,8 тыс. руб.
В 2007 году произошло снижение аварий, связанных с обрушением горной массы,
крепи, горными ударами, но увеличилось количество аварий, связанных со взрыва-
ми газа, пыли, пожарами.
109
Следует отметить увеличение смертельного травматизма на предприятиях, под-
контрольных УТЭН по Кемеровской области (в 2006 году — 47 смертельных травм,
в 2007 году — 195). 19.03.07 г. в филиале «Шахта «Юбилейная» ОАО ОУК «Юж-
кузбассуголь» в результате взрыва метано-воздушной смеси погибло 110 человек и
8 человек получили травмы. 24.05.07 г. в филиале «Шахта «Юбилейная», где также
произошел взрыв метано-воздушной смеси, погибло 39 горняков.
Увеличился смертельный травматизм на предприятиях, подконтрольных
Печорскому межрегиональному УТЭН (в 2006 году — 5 смертельных травм,
в 2007 году — 16). В результате аварии на шахте «Комсомольская» ОАО «Воркутауголь»
травмировано 13 человек, 11 смертельно. На 4 случая возрос смертельный травма-
тизм на предприятиях, подконтрольных МТУ по Южному федеральному округу, на
2, в УТЭН по Приморскому краю, по 1 — в Енисейском МТУ, УТЭН по Амурской
области и Республике Хакасия.
Снижение смертельного травматизма отмечено на угольных предприяти-
ях, подконтрольных УТЭН по Сахалинской и Челябинской областям, МТУ по
Дальневосточному федеральному округу, Иркутскому межрегиональному УТЭН.
Основными травмирующими факторами по-прежнему остаются обвалы и об-
рушения горной массы, крепи; вспышки, взрывы, горения газа, угольной пыли;
эксплуатация машин и механизмов, транспорт. Причинами, приводящими к трав-
мированию, являются неправильная организация производства работ, нарушение
исполнителями технологии ведения работ, требований проектно-технической до-
кументации, низкий уровень знаний требований промышленной безопасности.
Причины аварий на шахтах, которые приводят к взрывам, вспышкам метана,
угольной пыли, — нарушение проветривания, загазирование горных выработок. При
обрушениях угля, пород, крепи причинами являются нарушение паспортов ведения
горных работ, неудовлетворительное состояние технических устройств, неправиль-
ная организация производства работ? и почти везде отмечается низкий уровень про-
изводственного контроля. Все это говорит о том, что соблюдение требований пра-
вил безопасности отошло на второй план.
Таблица 36
Распределение аварий по видам
Вид аварии
2007 г.
2006 г.
+/-
п/п
1
Взрыв, вспышка, горение газа и пыли
6
4
+2
2
Пожар (эндогенный, экзогенный)
7
5
+2
3
Горный удар, внезапный выброс
2
-2
4
Разрушение зданий, сооружений, тех. устройств
3
3
5
Транспорт
1
+1
6
Электроток
1
-1
7
Машины и механизмы
8
Взрывные работы
9
Затопления горных выработок, прорыв воды
1
2
-1
10
Обрушения горной массы, крепи
2
6
-4
11
Другие виды аварий
1
+1
Всего:
21
23
-2
110
Таблица 37
Распределение травматизма по факторам опасности
Опасные факторы
Число
Смертельные
Число
Число
Число
Чмсло
производственного
смертель-
травмы при
смертель-
аварий
смертель-
аварий
травматизма
ных травм
авариях
ных травм
груп-
ного
груп-
(подзем-
групповых
(на по-
повых
травм. на
повых
ные)
(подземные)
верх.)
(по-
ОГР оди-
(ОГР)
одиночных
2006 г./
одиноч.
верх.)
ноч.
2006 г./
2006 г./
2007 г.
2006 г./
2006 г./
2006 г./
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
Взрыв, вспышка,
3/162 (+159)
горение газа, уголь-
ной пыли
Пожар (эндоген.,
экзоген.)
Горный удар, вне-
3/— (-3)
запный выброс
Разрушение зданий,
1/— (-1)
1/1
тех. сооружений
Обрушение горной
8/16 (+8)
8/1 (-7)
5/2 (-3)
массы, крепи
Транспорт
18/14 (-4)
1/2 (+1)
1/2 (+1)
1/2 (+1)
—/1 (+1)
Электроток
1/2 (+1)
4/3 (-1)
Машины и меха-
7/7
2/— (-2)
—/1 (+1)
—/1 (+1)
низмы
Затопления, про-
рыв воды
Взрывные работы
Падения
2/4 (+2)
—/1 (+1)
—/1 (+1)
—/2 (+2)
Отравление, удушье
—/1 (+1)
—/3 (+3)
Другие виды
1/1
1/2 (+1)
Всего:
37/45 (+8)
16/171 (+155)
4/3 (-1)
1/1
10/10
—/2(+2)
Таблица 38
Аварийность и травматизм в угольной промышленности в сопоставлении
с объемом производства продукции
Год
Объем добы-
Число
Количество смертельно
Удельный показатель смертель-
чи угля, млн т
аварий
травмированных, чел.
ного травматизма, чел./млн т
1996
255,0
78
134
0,52
1997
244,4
56
242
0,99
1998
232,4
54
139
0,60
1999
249,1
39
104
0,41
2000
254,2
34
115
0,45
2001
266,4
34
107
0,40
2002
234,2
27
83
0,35
2003
270,3
30
99
0,37
2004
284,5
33
148
0,52
2005
300,2
27
107
0,36
2006
294,1
23
68
0,23
2007
315,5
21
232
0,73
111
Таблица 39
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом
по субъектам Российской Федерации
Число аварий
Травмировано
смертельно, чел.
2007 г.
2006 г.
+ /-
2007 г.
2006 г.
+/-
1. Амурская область
1
+1
2. Республика Бурятия
1
-1
1
1
0
3. Иркутская область
1
-1
4. Камчатская область
5. Кемеровская область
14
17
-3
195
47
+148
6. Республика Коми
1
1
0
16
5
+11
7. Красноярский край
2
1
+1
8. Республика Хакасия
1
1
0
1
+1
9. Ленинградская область
10. Магаданская область
11. Новосибирская область
12. Оренбургская область
13. Приморский край
2
+2
14. Ростовская область
2
2
0
9
5
+4
15. Самарская область
16. Свердловская область
17. Сахалинская область
2
3
—1
18. Республика Саха (Якутия)
1
+1
1
1
0
19. Тульская область
1
+1
20. Таймырский АО
21. Хабаровский край
1
2
—1
22. Челябинская область
1
1
0
1
2
—1
23. Читинская область
24. Чукотский АО
Всего:
21
23
-2
232
68
+164
Таблица 40
Распределение аварий и травм по территориальным органам
Территориальный орган, отдел
Число аварий
Число смертельных
травм
2007 г.
2006 г.
+/-
2007 г.
2006 г.
+/-
1. УТЭН по Кемеровской области:
14
17
-3
195
47
+148
Междуреченский ГТО
3
-3
6
7
-1
Беловский ГТО
6
3
+3
Куйбышевский ГТО
3
1
+2
153
9
+144
Прокопьевский ГТО
5
8
-3
15
12
+3
Березовский ГТО
2
-2
5
5
0
Киселевский ГТО
3
3
0
5
7
-2
Ленинский ГТО
3
+3
5
4
+1
2. УТЭН по Республике Бурятия:
1
-1
1
1
0
Байкальский ГТО
1
-1
1
1
0
112
Территориальный орган, отдел
Число аварий
Число смертельных
травм
2007 г.
2006 г.
+/-
2007 г.
2006 г.
+/-
3. УТЭН по Республике Хакасия:
1
1
0
1
+1
Отдел горного надзора
1
1
0
1
+1
4. УТЭН по Ростовской области:
2
2
0
9
5
+4
Шахтинский ГТО
1
1
0
3
2
+1
Ростовский ГТО
Шолоховский ГТО
1
1
0
Гуковский ГТО
1
1
0
5
2
+3
5. УТЭН по Сахалинской области:
2
3
-1
Углегорский ГТО
2
+2
Южно-Сахалинский ГТО
3
-3
6. УТЭН по Приморскому краю:
2
+2
Новошахтинский ГТО
Уссурийский ГТО
2
+2
7. УТЭН по Республике Саха:
1
+1
1
1
0
Южно-Якутский ГТО
1
+1
1
1
0
8. УТЭН по Челябинской области:
1
1
0
1
2
-1
Копейский ГТО
1
1
0
1
2
-1
9. Печорское межрегиональное УТЭН:
1
1
0
16
5
+11
Воркутинский ГТО
1
1
0
16
4
+12
Интинский ГТО
1
—1
10. УТЭН по Тульской области:
1
+1
Межрегиональный ГТО
1
+1
11. Хабаровское межрегиональное УТЭН:
1
2
-1
Межрегиональный ГТО
1
2
-1
12. Иркутское межрегиональное УТЭН:
1
-1
Черемховский ГТО
1
-1
13. Енисейское межрегиональное УТЭН:
2
1
+1
Отдел горного надзора
2
1
+1
Канско-Ачинский ГТО
14. УТЭН по Чукотскому АО:
Восточно-Чукотский ГТО
15. УТЭН по Амурской области:
1
+1
Отдел горного надзора
1
+1
Всего:
21
23
-2
232
68
+164
Таблица 41
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности территориальных
органов на опасных производственных объектах угольной промышленности
Показатели надзорной и контрольной деятельности
2006 г.
2007 г.
Количество подконтрольных организаций
690
681
Количество подконтрольных объектов
858
843
Количество инспекторов (фактически), чел.
182
181
Количество проведенных обследований
18 824
17 861
Количество выявленных нарушений
116 053
103 157

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..