ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2010 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2010 год) - часть 4

 

 

48
Всего в процессе надзорной деятельности было выявлено
2202
нарушений
2009 г.
-
2831), недостатков и отклонений от требований
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
В целом, основную долю нарушений составляют:
- нарушения, связанные с ведением общей документации по обеспечению
радиационной безопасности и ее соответствию нормативным требованиям;
- нарушения, связанные с готовностью к предупреждению радиационных
аварий и ликвидации их последствий;
- нарушения, связанные с проведением радиационного контроля,
состоянием приборов радиационного контроля;
- организацией подготовки и проверки знаний персонала;
В 2010 году не зарегистрировано аварий и радиационных происшествий
на поднадзорных объектах. В отчетном периоде имели место
43 случая
нарушений в работе объектов использования атомной энергии класса П-2
(нерадиационное происшествие).
В 2010 году:
1. Превышения основных пределов доз облучения персонала и
населения не зафиксировано.
2. Недопустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ не было.
3. Случаев хищений, утрат или несанкционированного использования
радиоактивных веществ не выявлено.
4. Несанкционированного проникновения на территорию РОО,
несанкционированного доступа к РИ, РВ и РАО не отмечено.
Обращение с РАО и РИ
На территории Российской Федерации сбор, транспортирование,
переработка, кондиционирование и хранение РАО осуществлялись ГУП
МосНПО «Радон», 16 филиалами Федерального государственного унитарного
предприятия
«Предприятие по обращению с радиоактивными отходами
«РосРАО» (ФГУП «РосРАО»).
49
В рамках реализации целевой программы «Переработка и утилизация
металлических радиоактивных отходов» эксплуатируется комплекс по
переработке металлических отходов, загрязненных РВ
(ЗАО
«Экомет-С»,
г. Сосновый Бор Ленинградской обл.).
Анализ состояния и эффективности работы установок позволяет
сделать вывод об их надежности и достаточной безопасности для персонала
и окружающей среды, что подтверждается результатами радиационного
контроля.
Обеспечение безопасности РОО
Обеспечение радиационной безопасности в организациях соответствует
нормам и требованиям нормативных документов.
Существующие системы и элементы, обеспечивающие РБ, в основном,
соответствуют проектным требованиям, требованиям нормативных документов
и находятся в рабочем состоянии.
Радиационный контроль
(РК) в поднадзорных организациях
осуществлялся с учетом категории РОО по потенциальной радиационной
опасности и класса работ штатными службами РБ или назначенными
ответственными лицами, а в отдельных случаях привлеченными
организациями, имеющими лицензии Службы на оказание такого рода услуг.
Основными контролируемыми параметрами при эксплуатации РИ в
организациях являются:
- мощность дозы гамма-излучения;
- уровень радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей,
оборудования, транспортных средств, одежды и кожных покровов персонала.
Превышения установленных контрольных уровней по контролируемым
параметрам радиационных факторов не выявлено. Выбросы и сбросы
радионуклидов в окружающую среду не превысили разрешенных пределов.
Уровень квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию
радиационных источников и контроль за РБ, позволяет обеспечивать
безопасность в области использования атомной энергии.
50
Состояние физической защиты
(ФЗ) в поднадзорных организациях
обеспечивает сохранность РИ, РВ и РАО.
Степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их
последствий определяется наличием перечней возможных аварий при
осуществлении разрешенной деятельности и прогноза их последствий,
навыками, приобретенными персоналом при проведении противоаварийных
Анализ инспекционной деятельности в отчетном периоде показал, что
основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние
радиационной безопасности радиационно опасных объектов являются:
- изношенность техники и оборудования, используемых при работах с
радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
- необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных
установок, выработавших ресурс, и замена выработавших НСС закрытых РнИ,
действующих радиоизотопных установок;
- незавершенность создания системы государственного учета и
контроля РВ и РАО в субъектах Российской Федерации;
- не всегда достаточный уровень качества проводимых работ
организациями, предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям;
- сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;
- проблема накопления и необоснованного долговременного хранения в
организациях источников с истекшим назначенным сроком службы, в
основном, из-за ограниченных финансовых возможностей организаций;
- замена или продление назначенных сроков службы ЗРнИ
метрологического назначения в воинских частях;
- отсутствие правового статуса объектов подземных ядерных взрывов;
- ограничение числа проводимых проверок на радиационных объектах
в соответствии с федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Анализ радиационной обстановки показывает, что:
- системы и элементы, важные для безопасности обеспечили
безопасность персонала и населения;
51
- дозовые нагрузки персонала не превысили контрольных уровней;
- на РОО имеется достаточное количество систем обеспечения РБ,
которые не в полной мере соответствуют требованиям существующих
нормативных документов, и требуют замены или модернизации;
-
требования по РБ организациями выполняются, допущенные
нарушения не привели к превышению дозовых нагрузок на персонал;
- радиационные факторы, создаваемые технологическими процессами
на рабочих местах (выбросы, сбросы, загрязнения, наведенная активность), не
оказывают воздействия на население и персонал выше допустимых значений.
По результатам проведенных инспекций и проверок состояние
радиационной безопасности организаций, эксплуатирующих РИ, оценивается
как удовлетворительное.
2.2.6. Системы государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных
материалов
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля
ядерных
материалов
Федеральная
служба
по
экологическому,
технологическому и атомному надзору осуществляет надзор за
49
организациями, в которых находится 292 зоны баланса ядерных материалов
(ЗБМ). Всего 23 организации и 83 ЗБМ относятся к 1-й категории ядерных
материалов, 2 организации и 9 ЗБМ - 2-й категории, 3 организации и 10 ЗБМ -
3-й категории, 21 организаций и 190 ЗБМ - 4-й категории.
Всего за
2010 год было проведено
60 целевых и
148 оперативных
инспекций, в которых проверялось состояние учета и контроля ядерных
материалов. Около 16 % инспекций (33) были проведены с использованием
технических средств
(проведение инспекционных измерений с помощью
приборов неразрушающего контроля). Выявлено 178 нарушений федеральных
норм и правил и 17 нарушений условий действия лицензий.
52
Количество проведенных инспекций и количество выявленных
нарушений в учете и контроле ядерных материалов существенно снизилось по
сравнению с 2009 и 2008 годами. Снижение количества инспекций связано с
возросшим влиянием закона
«О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля
(надзора), муниципального контроля» ФЗ-294 на надзорную
деятельность. Снижение количества выявленных нарушений пропорционально
снижению количества инспекций.
Анализ выполнения требований к учету и контролю ядерных
материалов в организациях.
Анализ всех выявленных нарушений показывает, что наибольшее число
выявленных нарушений связано с системой контроля доступа, системой
измерений, проведением физических инвентаризаций и организацией системы
учета и контроля ядерных материалов в организации.
Таблица 1
Результаты анализа нарушения
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к наличию лицензий и разрешений,
постановке на учет и снятию с учета
14
Организация зон баланса материала
4
Система контроля доступа
13
Система измерений
15
Передачи ядерных материалов
1
Проведение физических инвентаризаций
18
Ведение учетной и отчетной документации
13
Организация системы учета и контроля
21
Обучение и проверка знаний персонала
1
Основные причины выявленных нарушений в системах учета и контроля
ядерных материалов:
недостаточное внимание руководителей предприятий к вопросам учета и
контроля ядерных материалов;
53
низкий уровень знаний и недостаточная подготовка и обучение персонала
в области учета и контроля ядерных материалов
(особенно в научно-
исследовательских организациях);
недостаточное количество и качество методических документов по
практическому выполнению процедур учета и контроля ядерных материалов;
отсутствие в организациях единой службы учета контроля ядерных
материалов, выполняющей функции по единому методическому обеспечению
системы учета и контроля во всех подразделениях, а также функции по
административному контролю за состоянием учета и контроля ядерных
материалов в своей организации (или неэффективное функционирование такой
службы).
Для устранения указанных недостатков Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору участвует в обучении
специалистов поднадзорных объектов в области учета и контроля ядерных
материалов, участвует в разработке и переработке нормативных и
методических документов в области учета и контроля ядерных материалов -
как федерального, так и ведомственного уровня.
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет надзор за
1862 организациями (на конец 2010 года).
Всего за год было проведено
1128 инспекций, в рамках которых
проверялось состояние учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов. Выявлено 517 нарушений федеральных норм и правил
и условий действия лицензии. Наложено 29 административных взыскания на
общую сумму 206171 тыс. руб.
Анализ выполнения требований к учету и контролю радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов.
54
Анализ всех выявленных нарушений показывает, что наибольшее число
нарушений связано с системой измерений радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов, ведением учетной и предоставлением отчетной
документации, требованиями к организации системы учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.
Основными причинами выявленных нарушений в системе учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов являются:
недостаточное внимание руководителей предприятий к вопросам учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
низкий уровень знаний и недостаточная подготовка и обучение персонала
в области учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
отсутствие методических документов по практическому выполнению
процедур учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
на предприятиях.
2.2.7. Объекты ведения горных работ
2.2.7.1. Угольная промышленность
Государственный контроль в области промышленной безопасности на
предприятиях угольной промышленности в 2010 году осуществлялся на 106
шахтах (шахтах, филиалах шахт, участках подземной добычи), 180 разрезах, 58
обогатительных и брикетных фабриках. При этом в эксплуатации находилось
808 поднадзорных объектов. Общая добыча угля (рис. 3) за 2010 год по
сравнению с
2009 годом увеличилась на
21,392 млн. т. и составила
323,182 млн. т. (107% к уровню 2009г.), в т.ч.:
- подземным способом -
102,72 млн. т. (94.7% к уровню 2009г.);
- открытым способом
-
220,45 млн. т. (113,9% к уровню 2009г.)
Среднесписочная численность работающих в угольной отрасли - 178968 чел.
Показатели состояния промышленной безопасности на угольных
предприятиях отрасли за 2010 год по сравнению с 2009 годом ухудшились. В
2010 году на подконтрольных предприятиях произошло 22 аварии, из них 6
аварий с групповыми несчастными случаями, 5 групповых несчастных случаев
55
без аварий. При авариях и групповых н/случаях пострадало 252 человека, из
них 99 человек получили смертельные травмы. Общее количество смертельно
травмированных - 135 человек.
В 2009 году произошло (9)13* аварий, из них 3 аварии с групповыми
несчастными случаями,
2 групповых н/случая без аварий. При авариях и
групповых н/случаях пострадало
14 человек, из них
7 человек получили
смертельные травмы. Общее число смертельно травмированных
-
(48)50*
человек. При увеличении аварийности на 69%, рост смертельного травматизма
составил 170% (* - с учетом аварийности и травматизма при обращении с
взрывчатыми материалами в угольной промышленности).
Наибольшую опасность из эксплуатируемых опасных производственных
объектов представляют шахты, т.е. добыча угля подземным способом.
В текущем году из 22 произошедших аварий 17 аварий произошли на
подземных работах, 4 аварии на поверхности и 1 авария на открытых горных
работах, произошло увеличение аварий фактически по всем видам (таб. 3).
Общий суммарный ущерб от происшедших аварий составил - 927 млн.
851 тыс. руб. (без учета аварии на шахте «Распадская»).
Обобщенные причины аварий и н/случаев
Причины, приводящие к травмированию на подземных, открытых
работах так и на поверхности предприятий: неправильная организация
производства работ, нарушение исполнителями технологии ведения работ,
требований проектно-технической документации, низкий уровень знаний
требований ПБ, нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Причины аварий на шахтах, которые приводят к пожарам, вспышкам газа,
угольной пыли, это загазирование горных выработок, нарушения
проветривания. При обрушениях угля, пород, крепи: нарушение паспортов
ведения горных работ, неправильная организация производства работ. На всех
технологических операциях отмечается низкий уровень производственного
контроля.
56
Деятельность эксплуатирующих организаций по повышению
промышленной безопасности
Для улучшения состояния промышленной безопасности в организациях
угольной промышленности, прежде всего необходимо техническое
перевооружение систем обеспечивающих контроль за аэрологической,
газодинамической, геосейсмической и пожарной безопасностью, внедрение
систем позиционирования персонала.
Практически все поднадзорные предприятия имеют договоры
обязательного страхования ответственности за причинение вреда при
эксплуатации опасных производственных объектов. В соответствии с
постановлением Правительства
№ 263 от 10.03.99 г. «Об организации и
осуществлении производственного контроля за соблюдением требований
промышленной безопасности на опасном производственном объекте»,
разработаны и согласованы с территориальными органами «Положения об
организации осуществления производственного контроля за соблюдением
требований промышленной безопасности на опасном производственном
объекте».
В тоже время недостаточно эффективная работа производственного
контроля и отсутствие в большинстве организаций систем управления
промышленной безопасностью, интегрированных во все сферы деятельности,
не позволили избежать нарушения режимов проветривания, загазирования
горных выработок и привели к взрывам, вспышкам газа метана, пожарам.
Обеспечение необходимого уровня промышленной безопасности и
противоаварийной готовности шахт во многом зависит от приверженности
собственника к безаварийному и безопасному для личности и общества
производству, его технической политики, решений, направленных на
увеличение объемов капитального строительства и техническое
перевооружение
(строительство стволов, ввод в эксплуатацию новых
вентиляционных горизонтов, вентиляторов главного проветривания,
совершенствование схемы транспорта, систем и средств позиционирования и
57
аэрогазового контроля).
Основные задачи, требующие решения в угольной промышленности,
которые напрямую влияют на состояние промышленной безопасности, это
реконструкция и техническое перевооружение, что особенно актуально на
шахтах Кузбасса, где практически весь кооптируемый метан выбрасывается в
атмосферу.
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности
территориальных органов в области промышленной безопасности
опасных производственных объектов угольной промышленности
В 2010 году, в сравнении с 2009г., количество опасных производственных
объектов снизилось незначительно. Количество проведённых обследований
снизилось на 14%, выявлено нарушений на 11% меньше в сравнении с 2009
годом. Количество дел по нарушениям, переданным в следственные органы
уменьшилось на 55%. Общая сумма штрафов увеличилась с 17029,2 тыс. руб.
до
41982,7 тыс. руб., т.е. на
146%. Количество инспекторского состава
осуществляющего надзор в угольной промышленности снизилось со
150 человек в 2009 году до 138 в 2010 году, что явилось основной причиной
снижения показателей контрольно-надзорной деятельности.
Для улучшения состояния промышленной безопасности в угольной
промышленности и в целях совершенствования и повышения
эффективности противоаварийной защиты необходимо обеспечить:
- модернизацию процессов угледобычи в шахтах с устаревшей
технологией ведения горных работ;
- реализацию проектных решений в части строительства вентиляционных
стволов, вентиляторов главного проветривания, стационарных машин и
установок, а также по совершенствованию схем вентиляции, реконструкции
систем проветривания шахт и поэтапному переводу действующих уклонных
полей шахт на бремсберговую схему проветривания;
- внедрение комплексной дегазации газоносных угольных пластов при
ведении горных работ высокопроизводительными очистными и
58
подготовительными комплексами;
- оснащение шахт современной многофункциональной системой
безопасности (аппаратурой аэрогазового контроля, системами наблюдения и
оповещения об авариях и средствами поиска застигнутых аварией людей и др.);
- готовность шахт, разрезов, обогатительных фабрик к противоаварийной
защите, включая наличие и выполнение действенных мероприятий по
снижению эндогенной и экзогенной пожароопасности, ликвидации и списанию
действующих пожаров.
2.2.7.2. Горнорудная и нерудная промышленность
Государственный горный надзор на объектах добычи и переработки
минерального сырья, включая объекты подземного строительства,
осуществлялся в 6448 организациях.
Под надзором находились 161 подземный рудник, 7320 карьеров по
добыче руды для черной, цветной металлургии и золотодобывающей
промышленности, а также карьеров по добыче общераспространенных
полезных ископаемых,
1748 обогатительных, дробильно-сортировочных
фабрик и агломерационных фабрик, 591 объект подземного строительства
транспортного и специального назначения, 200 объектов пользования недрами,
не связанных с добычей полезных ископаемых.
Годовой объем добычи горной массы по сравнению с 2009 г. увеличился
на 14,3 млн м3 и составил 1547,1 млн. м3. Объем закладочных работ на опасных
производственных объектах с подземным способом разработки месторождений
полезных ископаемых в 2010 г. составил 18,3 млн. м3 при плановом показателе
18,6 млн. м3.
За отчетный период выведено из эксплуатации
86 опасных
производственных объектов, в том числе 13 подземных рудников, 54 карьера,
17 хвостохранилищ обогатительного производства, 2 объекта, не связанные с
добычей и переработкой. Количество бесхозяйных опасных производственных
объектов на конец года составило 12 объектов.
59
Среднесписочная численность работающих в горнодобывающей
промышленности — 565 063 чел.
В 2010 г. Ростехнадзором проведено 11 483 обследования (в 2009 г . — 14
547), предписано к устранению 69 982 нарушения правил безопасности (2009 г.
— 99 516). Снижение количества обследований и соответственно количества
выявленных при этом нарушений связано с ограничением функций надзорной
деятельности в части периодичности проверок поднадзорных организаций в
связи с требованиями федерального закона «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. В
соответствии с Кодексом об административных правонарушениях было
назначено
5143административных наказания, материалы на
121 человека
переданы в следственные органы.
Следует отметить, что штрафным санкциям в соответствии с КОАП РФ
подвергнуто на 10,7 % работников больше, чем в 2009 г., а сумма штрафных
санкций увеличилась более чем в 2 раза (на 111,7 %).
В стадии ликвидации находится 112 объектов. Законсервированы или
подготовлены к консервации 103 объекта.
В 2010 г. аварийность и травматизм на опасных производственных
объектах горнорудной промышленности в сравнении с показателями 2009 г.
оставались фактически на одном уровне:
70 несчастных случаев со
смертельным исходом против 71 в 2009 г., 8 аварий в 2010 г. против 9 в 2009 г.
Удельный вес аварийности в горнорудной промышленности и при
строительстве подземных сооружений различного назначения в 2010 г. составил
2,2
% от общего количества аварий на предприятиях, поднадзорных
Ростехнадзору.
Произошел рост случаев аварийности на предприятиях, поднадзорных
Северо - Кавказскому управлению Ростехнадзора (+3). Две аварии произошли
на предприятиях, поднадзорных Уральскому управлению Ростехнадзора. По
60
одной аварии произошло на предприятиях, поднадзорных Беломорскому,
Южно-Сибирскому, Ленскому управлениям Ростехнадзора.
Материальный ущерб от аварий составил 55,477 млн руб. (2009 г. — 6,410
млн руб.).
Основная доля причин травматизма приходится на отступление от
требований проектной, технологической документации, на несоответствие
проектных решений условиям производства и обеспечения безопасности,
неудовлетворительное техническое состояние сооружений, эксплуатация
неисправного оборудования. Причем в технических причинах около 80 %
связаны с человеческим фактором.
Горноспасательное обслуживание объектов горных работ в
2010 г.
обеспечивалось силами и средствами отраслевых военизированных
горноспасательных служб ФГУ «Управление ВГСЧ в строительстве», ФГУП
«СПО «Металлургбезопасность», горноспасательными службами в составе
горнодобывающих предприятий, горноспасательными частями акционерных
обществ фирмы «Агрохимбезопасность» в составе ОАО «Агрохиминвест»,
ЗАО «Промышленная безопасность», а также ООО «Противоаварийная служба
ВГСЧ Сибири».
Всего в отчетном периоде функционировало 153 взвода ВГСЧ (ВГК).
Территориальными органами Ростехнадзора проведены
114 проверок
боеготовности подразделений ВГСЧ (ВГК), 331 учебная тревога. При этом
было выявлено 459 нарушений требований по боеготовности и техническому
оснащению горноспасательных формирований.
2.2.8. Маркшейдерские работы и безопасность недропользования
Основное внимание в надзорной деятельности по обеспечению
безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, и
маркшейдерскому контролю в отчетном периоде обращалось на:
реализацию технических проектов на разработку месторождений
полезных ископаемых и годовых планов развития горных работ;
установление опасных зон и ведение горных работ в опасных зонах;
61
выполнение мероприятий по охране зданий сооружений и природных
объектов от вредного влияния горных работ;
ведение горно-экологического мониторинга геологической среды;
ликвидацию горнодобывающих предприятий и состояние фонда
ликвидированных и законсервированных скважин в пределах горного отвода;
соблюдение условий лицензий на производство маркшейдерских работ;
оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горных
отводов предприятий, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых
или использующих недра в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых;
производство маркшейдерских работ в соответствии с требованиями
нормативных технических документов и правильность оформления
маркшейдерской документации;
наличие на предприятиях геолого-маркшейдерских служб, их
обеспеченность квалифицированными кадрами и оснащенность современными
приборами и инструментами.
В рамках установленных Ростехнадзору полномочий рассматривались
проекты мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного
влияния горных разработок, в том числе материалы, обосновывающие прорезку
предохранительных целиков одиночными горными выработками.
В течение года в целях предотвращения оползневых явлений проводились
проверки осуществления маркшейдерскими службами предприятий
наблюдений за устойчивостью бортов карьеров и отвалов, ведением горных
работ в опасных зонах. При этом наряду с нарушениями порядка и сроков
проведения инструментальных маркшейдерских наблюдений отмечались
несоблюдение нормативных параметров рабочих площадок разрабатываемых
уступов, ведение горных работ с отклонением от проектной документации,
ослабление контроля за состоянием карьерных откосов, периодичность
осмотров и наблюдений.
62
Общая сумма штрафов за нарушение действующих правил и норм в
области маркшейдерского обеспечения работ, связанных с пользованием
недрами, наложенных инспекторским составом, например, Западно-Уральского
управления, составила 990,5 тыс. руб., Нижне-Волжского управления — более
860 тыс. руб., Южно-Сибирского управления порядка 613,0 тыс. руб.
К характерным нарушениям при осуществлении маркшейдерских работ
относятся:
отсутствие
системы контроля за
качеством
выполняемых
маркшейдерских работ;
отсутствие установленной маркшейдерской документации;
несвоевременное и не в полном объеме производство наблюдений за
состоянием бортов карьеров, откосов уступов и отвалов, объектов,
расположенных на земной поверхности;
отсутствие проектной документации по наблюдениям за деформациями
зданий, сооружений, включая нефтепромысловые объекты;
отсутствие журналов учета состояния геодезической и маркшейдерской
сети, книг маркшейдерских указаний;
несвоевременное метрологическое обследование приборов и
инструментов;
отсутствие проектов на производство маркшейдерских работ;
отставание работ по производству исполнительных съемок.
Нерешенной остается проблема приведения в безопасное состояние
фонда ликвидированных и законсервированных скважин, пробуренных за счет
бюджетных средств в рамках выполнения государственных программ.
Приведение скважин,
находящихся на лицензионных участках
недропользователей и в нераспределенном фонде недр, в безопасное состояние
требует значительных финансовых затрат. Несовершенство законодательной и
нормативно-правовой базы в этом вопросе, касающееся отсутствия
государственного финансирования этих работ и механизма передачи
63
государственного имущества в частные руки (недропользователю), привело к
тому, что скважины являются бесхозяйными.
Особое внимание при осуществлении надзорной деятельности уделялось
предприятиям, эксплуатирующим Верхнекамское месторождение калийно-
магниевых солей.
В 2010 г. по предприятиям калийной отрасли всего было проведено 474
проверки вопросов безопасного ведения работ, связанных с пользованием
недрами, и соблюдения требований промышленной безопасности на рудниках
ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит».
Во исполнение решения Правительственной комиссии по недопущению
негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника
БКПРУ-1 ОАО
«Уралкалий», Ростехнадзором организовано проведение
комплексной оценки рисков возникновения негативных последствий
проведения шахтных выработок, расположенных под объектами жилой
застройки и инженерной инфраструктуры на территории городов Березники и
Соликамск.
2.2.9. Объекты нефтегазодобывающей промышленности
В 2010 г. добычу нефти и газа в Российской Федерации осуществляли 11
крупных холдингов и
165 нефтегазодобывающих компаний, которые
представлены организациями с российским, иностранным и смешанным
капиталами, а также три оператора Соглашений о разделе продукции. Всего
деятельность в сфере нефтегазодобычи осуществляют
2134 поднадзорные
организации.
В государственном реестре зарегистрировано
9198
опасных
производственных объектов нефтегазодобычи и геологоразведки.
Эксплуатационный фонд нефтяных скважин составляет около
160 тыс. ед.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..