ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 8

 

 

113
тельно простая. Кроме того, положительным фактором является хорошая органи-
зация и координация работ в области учета и контроля ЯМ в ОАО Концерн «Рос-
энергоатом».
На предприятиях топливного цикла, связанных с изготовлением топлива для
АЭС (ОАО НЗХК, ОАО МСЗ, ОАО ЧМЗ), количество нарушений составляет 11 %
от всех выявленных нарушений (в среднем шесть нарушений на каждое предприя-
тие). В среднем на каждом предприятии было проведено семь проверок, в которых
проверялись вопросы учета и контроля ЯМ (13 % от всех проверок состояния учета
и контроля ядерных материалов).
На предприятиях по добыче урана (ОАО ППГХО, ОАО «Хиагда», ЗАО «Да-
лур», ЗАО «Эльконский горно-металлургический комбинат», ЗАО «Лунное») ко-
личество нарушений составило 7 % от всех выявленных нарушений. При этом
из всех предприятий данного типа проверки проходили только на ОАО ППГ-
ХО (ввиду ограничений, накладываемых Федеральным законом от 26 декабря
2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници-
пального контроля»).
На химических комбинатах, объединяющих несколько стадий топливного ци-
кла (ФГУП «ПО «Маяк», ОАО СХК, ФГУП ГХК), количество нарушений соста-
вило 18 % от всех нарушений, в среднем порядка 10 нарушений на каждое пред-
приятие.
Данные предприятия являются наиболее сложными для организации системы
учета и контроля ЯМ, этим объясняется относительно большое количество про-
водимых проверок состояния учета и контроля ЯМ и выявленных нарушений. На
этих предприятия было проведено порядка восемь проверок на каждом предприя-
тии (15 % от всех проверок состояния учета и контроля ЯМ).
На заводах по разделению изотопов (ОАО АЭХК, ОАО «ПО ЭХЗ», ОАО УЭХК
и МЦОУ) количество нарушений составило 5 % от всех нарушений, в среднем по-
рядка двух нарушений на каждое предприятие. На каждом предприятии было про-
ведено в среднем три проверки, в которых проверялись вопросы учета и контроля
ЯМ (8 % от всех проверок состояния учета и контроля ЯМ).
В научно-исследовательских организациях (всего под надзором 20 научно-иссле-
довательских институтов и исследовательских центров) количество нарушений со-
ставило 52 % от всех нарушений (в среднем порядка четырех нарушений на каждую
организацию). В научно-исследовательских организациях было проведено порядка
20 % проверок от общего числа проверок состояния учета и контроля ядерных ма-
териалов. Не было проведено проверок состояния учета и контроля ЯМ в ОАО ОКБ
«Гидропресс», ВНИИХТ, ВНИИЭФ, ФГУП «ЦНИИ им. А.Н. Крылова», ООО «Но-
воуральский научно-конструкторский центр».
Как правило, основной причиной наличия большого количества нарушений яв-
ляются недостаточное внимание руководства и сотрудников к выполнению требо-
ваний норм и правил и обучению специалистов в области учета и контроля ЯМ ате-
риалов, а также слабый административный контроль за учетом и контролем ЯМ.
Во многих научно-исследовательских организациях нет единой службы учета
контроля ЯМ, обеспечивающей обобщение отчетных данных, выполнение функции
по единому методическому обеспечению системы учета и контроля во всех подраз-
114
делениях и осуществляющей административный контроль за состоянием учета и
контроля ЯМ в своей организации.
В учебных заведениях (МИФИ, МЭИ, ТПУ) количество выявленных наруше-
ний составило 4 % от всех нарушений (в среднем около двух нарушений на каждое
предприятие).
Анализ выполнения требований к учету и контролю ядерных материалов в орга-
низациях
Анализ всех выявленных нарушений показывает, что наибольшее число выяв-
ленных нарушений связано с системой измерений, проведением физических ин-
вентаризаций и организацией системы учета и контроля ЯМ в организации, веде-
нием учетной и отчетной документации. Результаты анализа представлены в табл. 32
и на рис. 14.
Таблица 32
Анализ нарушений по учету и контролю ядерных материалов
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к наличию лицензий и разрешений, по-
4
становке на учет и снятию с учета ядерных материалов
Организация зон баланса материала
8
Система контроля доступа
10
Система измерений
16
Передача ядерных материалов
5
Проведение физических инвентаризаций
18
Ведение учетной и отчетной документации
17
Организация системы учета и контроля
17
Обучение и проверка знаний персонала
5
Нарушения, связанные с общими
требованиями к наличию лицензий и
разрешений, постановке на учет и сня-
тию с учета, в основном вызваны:
отсутствием разрешений Ростехнад-
зора у работников организации;
несоблюдением требований к сня-
тию с учета ЯМ при переводе в катего-
рию РАО.
Нарушения, связанные с организа-
цией ЗБМ вызваны, как правило, не-
правильным описанием границ ЗБМ
(границы ЗБМ пересекаются или
часть помещений с ЯМ не включена
в ЗБМ).
Нарушения, связанные с системой
контроля доступа СКД к ЯМ, в основ-
ном вызваны:
Рис. 14. Анализ нарушений по учету
и контролю ядерных материалов
115
отсутствием обеспечения требуемого контроля доступа (отсутствием УИВ или
системы наблюдения в местах доступа к ЯМ);
отсутствием проверки УИВ между физическими инвентаризациями или отсут-
ствием документальной регистрации такой проверки.
Основными нарушениями, связанными с системой измерений ЯМ, как прави-
ло, являются:
отсутствие программ измерений для ЗБМ;
несоответствия программы измерений фактически имеющейся системы измере-
ний предприятия (несвоевременное внесение изменений в программу измерений);
отсутствие документально зарегистрированных результатов измерений или не-
соответствие формы протоколов измерений установленным требованиям.
Нарушения, связанные с передачами ядерных материалов, как правило, связаны
с несвоевременной постановкой на учет ЯМ (или отсутствием постановки на учет)
при передачах между ЗБМ.
Нарушения, связанные с проведением физической инвентаризации ЯМ, как пра-
вило, являются следующими:
не подводится баланс по всем ядерным материалам или не рассчитывается по-
грешность по полученным значениям;
не соблюдаются требования к оформлению приказа о проведении физических
инвентаризаций.
Нарушениями, связанными с ведением учетных и предоставлением отчетных до-
кументов, как правило, являются:
не указывается значение инвентаризационной разницы и ее погрешности по всем
ЯМ в отчетных документах;
не оформляются все требуемые отчетные документы;
ошибки в ведении учетных документов.
Нарушениями, связанными с организацией системы учета и контроля ЯМ, как
правило, являются:
в документах по учету и контролю ЯМ не определены места образования потерь
и процедуры оценки потерь ЯМ;
не проводится административный контроль состояния учета и контроля ЯМ;
не определен перечень учетных и отчетных документов или не приведены их
формы.
Случаев хищений, утрат или несанкционированного использования ЯМ в 2011
г. не зафиксировано.
Основными причинами недостатков в учете и контроле ЯМ являются:
недостаточное внимание руководителей предприятий к вопросам учета и конт-
роля ядерных материалов;
низкий уровень знаний и недостаточная подготовка и обучение персонала в об-
ласти учета и контроля ЯМ (особенно в научно-исследовательских организациях);
недостаточное количество и качество методических документов по практическо-
му выполнению процедур учета и контроля ЯМ;
отсутствие в некоторых организациях единой службы учета и контроля ЯМ, вы-
полняющей функции по единому методическому обеспечению системы учета и
контроля во всех подразделениях, а также функции по административному конт-
ролю за состоянием учета и контроля ЯМ в своей организации.
116
С целью устранения указанных недостатков Ростехнадзор:
проводит совещания с руководителями поднадзорных организаций, применяет
меры административного наказания при обнаружении нарушений ФНП;
участвует в обучении специалистов поднадзорных организаций в области учета
и контроля ЯМ;
участвует в разработке и переработке нормативных и методических документов
в области учета и контроля ЯМ как федерального, так и ведомственного уровня.
Специалисты центрального аппарата Ростехнадзора с целью повышения эффек-
тивности надзора за учетом и контролем приняли участие в пяти плановых и одной
внеплановой проверке, ими было выявлено в общей сложности 63 нарушения в об-
ласти учета и контроля ЯМ (38 % от общего числа выявленных нарушений), нало-
жено четыре штрафа на сумму 94 тыс. руб.
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов
Перечень нормативных документов по учету и контролю радиоактивных веществ
и РАО:
1. Федерального уровня:
Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энер-
гии»;
Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измере-
ний».
Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов, утвержденные постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от 11.10.1997 № 1298 в редакции постановления Пра-
вительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49;
Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и ра-
диоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденное приказом Минато-
ма России от 10.12.1999 № 761;
Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации (НП-067-05);
Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов
(НП-072-06);
«Формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материа-
лов, порядок и периодичность представления отчетов», утвержденные приказом Ми-
натома России от 31.08.2009 № 600, зарегистрированным Минюстом РФ 13.10.2001
№ 15019;
«О введении в действие форм федерального государственного статистического
наблюдения № 2-тп (радиоактивные вещества) и № 2-тп (радиоактивность) и ут-
верждении рекомендаций по их заполнению», утвержденные приказом Минатома
России от 11.11.2002 № 538.
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и РАО Ростехнадзор осуществляет надзор за 1748 организациями.
Всего в 2011 г. было проведена 941 проверка, в рамках которых проверялось со-
стояние учета и контроля радиоактивных веществ и РАО. Выявлено 368 нарушений
ФНП и условий действия лицензии. Наложено 43 административных штрафа на об-
щую сумму 228 тыс. руб.
117
За отчетный период было выявлено 16 случаев обнаружения бесхозных радиоак-
тивных материалов (всего 23 источника), из которых три случая произошли на тер-
ритории поднадзорных предприятий. Специслисты МТУ ЯРБ осуществляли конт-
роль за расследованием соответствующих случаев выявления бесхозных радиоак-
тивных материалов на территории поднадзорных предприятий.
Проведение проверок состояния учета и контроля радиоактивных веществ и РАО,
выявленные нарушения требований нормативной документации
Наибольшее количество нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ
и РАО выявлено инспекторами Центрального МТУ ЯРБ (38 % от общего числа на-
рушений). Также большое количество нарушений выявлено инспекторами Волж-
ского МТУ ЯРБ (30 % от общего числа нарушений) и Сибирского МТУ ЯРБ (18 %
от общего числа нарушений).
Анализ всех выявленных нарушений показывает, что наибольшее число наруше-
ний связано с ведением учетной и предоставлением отчетной документации, требо-
ваниями к организации системы учета и контроля радиоактивных веществ и РАО в
организации. Данные представлены в табл. 33 и на рис. 15.
Таблица 33
Результаты анализа нарушений
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к постановке на учет и снятию с учета
9
Организация системы учета и контроля
21
Система контроля доступа
4
Система измерений
7
Передачи
7
Проведение инвентаризаций
12
Ведение учетной и отчетной документации
38
Обучение и проверка знаний персонала
2
Большинство нарушений связаны с тем, что организации не предоставляют от-
четные документы в государственную систему учета и контроля радиоактивных ве-
ществ и РАО, также большое количество нарушений выявлено в ведении учетных
документов.
Причиной указанных нарушений являются недостаточное внимание руковод-
ства предприятий к учету и контролю радиоактивных веществ и РАО, а также низ-
кий уровень знаний и профессиональной подготовки персонала в области учета
и контроля радиоактивных веществ и РАО.
В целях устранения указанных недостатков Ростехнадзор участвует:
в разработке и переработке нормативных и методических документов в области
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
в обучении специалистов в области учета и контроля радиоактивных веществ и
РАО.
С целью повышения качества надзорной деятельности необходимо продолжать
проведение обучения инспекторов и работу по уточнению и разъяснению требова-
ний ФНП в области учета и контроля радиоактивных веществ и РАО специалистам
поднадзорных организаций.
118
В течение 2011 г. отделом по надзо-
ру за учетом и контролем ЯМ, радио-
активных веществ и РАО 6 Управле-
ния Ростехнадзора совместно с МТУ
ЯРБ и информационно-аналитиче-
ским центром системы государствен-
ного учета и контроля радиоактивных
веществ и РАО федерального уровня
и Госкорпорации «Росатом» (ЦИАЦ
СГУК РВ и РАО) проведена сверка
данных по учету организаций, осу-
ществляющих обращение с РВ и РАО
и имеющих соответствующие лицен-
зии Ростехнадзора.
Одновременно был проведен надзор
за организацией работы и деятельнос-
тью информационно-аналитических
организаций и центров сбора, обработ-
ки и передачи информации, обеспечи-
Рис. 15. Результаты анализа нарушений
вающих функционирование системы
учета и контроля на региональном уровне.
Проведенная работа показала, что в нарушение требований п. 12 постановле-
ния Правительства Российской Федерации № 1298 от 11.10.1997 (в редакции от
04.02.2011) ряд организаций, осуществляющих обращение с РВ и РАО, не встали на
учет и не представляют отчеты в ЦИАЦ СГУК РВ и РАО, в ряде субъектов Россий-
ской Федерации отсутствуют региональные информационно-аналитические цен-
тры системы государственного учета и контроля РВ и РАО (РИАЦ СГУК РВ и РАО).
К руководству субъектов Российской Федерации и организациям инспекторами
Ростехнадзора были применены меры административного воздействия, разъяснены
требования постановления Правительства Российской Федерации.
В результате проведенной работы в Республике Коми образован РИАЦ СГУК
РВ и РАО, повысились своевременность и полнота представляемой информации в
ЦИАЦ СГУК РВ и РАО организациями, осуществляющими обращение с РВ и РАО,
согласованы данные Ростехнадзора и ЦИАЦ СГУК РВ и РАО по учету лицензиро-
ванных организаций, осуществляющих обращение с РВ и РАО.
2.2.7. Объекты ведения горных работ
2.2.7.1. Угольная промышленность
Государственный контроль в области промышленной безопасности на предприя-
тиях угольной промышленности в 2011 г. осуществлялся на 109 шахтах (шахтах, фи-
лиалах шахт, участках подземной добычи), 218 разрезах, 76 обогатительных и бри-
кетных фабриках.
Все угольные шахты, кроме 14 шахт Ростовской обл., являются опасными по
взрывчатости угольной пыли. Из 109 шахт 16 — не опасные по газу метану, 22 шах-
ты относятся к I категории по метану, 9 — ко II категории, 17 — к III категории,
26 — сверхкатегорные шахты и 19, опасные по внезапным выбросам. На 10 шахтах
добыча ведется на пластах, опасных по горным ударам. При этом в эксплуатации
119
находилось 604 поднадзорных объекта. Общая добыча угля (табл. 34) за 2011 г. по
сравнению с 2010 г. увеличилась на 14,187 млн т и составила 337,369 млн т (104 % к
уровню добычи 2010 г.), в т.ч.:
подземным способом — 100,99 млн т (98,3 % к уровню 2010 г.);
открытым способом — 234,41 млн т (106,3 % к уровню 2010 г.).
Среднесписочная численность работающих в угольной отрасли — 126 030 чело-
век.
Показатели состояния промышленной безопасности на угольных предприятиях
отрасли за 2011 г. по сравнению с 2010 г. улучшились. В 2011 г. на подконтрольных
предприятиях произошло 13 аварий, из них три аварии с групповыми несчастными
случаями, два групповых несчастных случая без аварий. При авариях и групповых
несчастных случаях пострадал 21 человек, из них 11 человек получили смертельные
травмы. Общее количество смертельно травмированных — 46 человек.
В 2010 г. произошло 22 аварии, из них четыре аварии с групповыми несчастны-
ми случаями, 5 групповых несчастных случаев — без аварий. При авариях и группо-
вых несчастных случаях пострадало 252 человека, из них 99 человек получили смер-
тельные травмы. Общее число смертельно травмированных — 135 человек. При сни-
жении аварийности на 41 % снижение смертельного травматизма составило 66 %.
Таблица 34
Динамика объемов добычи угля, производственного травматизма
со смертельным исходом и аварийности за 1996-2011 гг.
Год
Объем добычи
Число ава-
Количество смертельно
Удельный показатель
угля, млн т
рий
травмированных, чел.
смертельного травматиз-
ма, чел./млн т
1996
255,0
78
134
0,52
1997
244,4
56
242
0,99
1998
232,4
54
139
0,60
1999
249,1
39
104
0,41
2000
254,2
34
115
0,45
2001
266,4
34
107
0,40
2002
234,2
27
83
0,35
2003
270,3
30
99
0,37
2004
284,5
33
148
0,52
2005
300,2
27
107
0,36
2006
294,1
23
68
0,23
2007
316,0
21
232
0,73
2008
319,47
12
53
0,16
2009
301,79
9
48
0,15
2010
323,18
22
135
0,41
2011
337,4
13
46
0,13
Динамика объемов добычи угля, смертельного травматизма и аварийности за ука-
занный период отражена на рис. 16.
120
Рис. 16. Динамика объемов добычи угля, смертельного травматизма
и аварийности за указанный период
Наибольшую опасность из эксплуатируемых опасных производственных объек-
тов представляют шахты, ведущие добычу угля подземным способом.
В текущем году из 13 произошедших аварий девять аварий произошли на подзем-
ных работах, три аварии на поверхности и одна авария на открытых горных работах,
произошло увеличение аварий, связанных с обрушением горной массы (табл. 35).
Общий суммарный ущерб от происшедших аварий составил 212 023,38 тыс. руб.
Таблица 35
Распределение аварий по видам и несчастным случаям со смертельным исходом
по травмирующим факторам за 2010 и 2011 гг.
Вид аварии, см. травм
Аварии
+/-
Смертельные
+/-
п/п
травмы
2010 г.
2011 г.
2010 г.
2011 г.
1
Взрыв (горение, вспышки) газа и
5
2
-3
94
-94
угольной пыли
2
Пожар (эндогенный, экзогенный)
9
4
-5
3
Горный удар
4
Внезапный выброс угля, породы, газа
5
Разрушение зданий, сооружений, тех-
1
1
1
+1
нических устройств
6
Транспорт
1
1
14
11
-3
7
Электроток
3
-3
3
3
8
Машины и механизмы
7
10
+3
9
Падения
5
4
-1
10
Затопления горных выработок, про-
2
1
-1
4
+4
рыв воды, глины
11
Обрушения горной массы, крепи
1
4
+3
11
13
+2
12
Отравление, удушье
13
Другие виды аварий и травм
1
-1
Итого:
22
13
-9
135
46
-89
121
Обобщенные причины аварий и несчастных случаев
Причины смертельного травматизма на подземных и открытых горных работах:
отсутствие надлежащего производственного контроля на технологических участках
и рабочих местах; неудовлетворительная организация производства работ; наруше-
ния технологии ведения работ, требований проектно-технической документации;
низкая культура производства, выражающаяся в отсутствии у персонала навыков
оценки рисков, знаний требований промышленной безопасности.
Причины аварий на шахтах и разрезах: ненадлежащие маркшейдерское и геоло-
гическое обеспечение, производственный контроль; нарушения технологии веде-
ния горных работ, отступления от требований проектно-технической документации.
Деятельность эксплуатирующих организаций по повышению промышленной без-
опасности, включая вопросы технического перевооружения и реконструкции пред-
приятий
Оценка условий ведения горных работ и перспектив их изменения на угледо-
бывающих предприятиях России показывает, что они усложняются, продолжают и
будут в дальнейшем оставаться потенциально опасными и вредными для работни-
ков. Основной причиной периодически повторяющихся крупных аварий является
несвоевременное и некачественное соблюдение мер по обеспечению выполнения
требований законодательства о промышленной безопасности и охране труда, не-
совершенство норм и правил, недостаточная дисциплина на производстве. Все это
способствует сохранению на предприятиях угледобычи высокого уровня рисков воз-
никновения аварийных ситуаций и случаев производственного травматизма. В скла-
дывающихся условиях функционирования отрасли особую роль приобретает науч-
ное обеспечение развития отрасли и вопросов безопасного ведения горных работ.
Правительством Российской Федерации в 2010-2011 гг. был принят ряд мер по
повышению уровня безопасности в угольной отрасли. Продолжено создание эф-
фективной системы мер стимулирования обеспечения безопасных условий ведения
горных работ, основанных на правовых условиях рационального сочетания адми-
нистративных методов государственного управления в области охраны труда и про-
мышленной безопасности и экономического стимулирования.
Законодательно введена обязанность проведения дегазации на угольных шахтах,
усилены меры административной ответственности за нарушения требований без-
опасности, продолжено совершенствование обязательного страхования с целью по-
вышения экономической заинтересованности угольных компаний в финансирова-
нии мероприятий промышленной безопасности, предоставлены льготы по налогу
на добычу полезных ископаемых и др.
В современных условиях особую актуальность приобретает профессиональная
компетентность руководителей и специалистов, которая обусловливает повышен-
ные требования к уровню их квалификации и необходимость совершенствова-
ния и получения современных знаний, умений и навыков, изучения передового
опыта и освоения современных методов решения задач. В этой связи разработан
и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федера-
ции законопроект №633536-5 «О внесении изменения в статью 25 Федерально-
го закона «О государственном регулировании в области добычи и использова-
ния угля, об особенностях социальной защиты работников организаций уголь-
ной промышленности».
122
В рамках реализации Программы по обеспечению дальнейшего улучшения ус-
ловий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийно-
сти и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности вое-
низированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей на 2011-2012 гг.
и Программы разработки национальных стандартов (сводов правил) в угольной от-
расли, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, на пе-
риод до 2012 г. федеральные органы исполнительной власти осуществляют плано-
вое выполнение программных мер, направленных на совершенствование законода-
тельства, нормативной базы в области промышленной безопасности и охраны труда
и технического регулирования.
В комплексе с другими мерами, предусмотренными Долгосрочной программой
развития угольной промышленности России на период до 2030 г., ожидается сни-
жение частоты смертельного травматизма на 1 млн т добычи в 2020 г. до 0,1 чело-
века и в 2030 г. — до 0,05. На 1000 работающих в отрасли этот показатель планиру-
ется снизить до 0,25 человек и сократить численность работников угольной про-
мышленности, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам до 40 %.
В настоящее время в некоторых угольных компаниях вводится новая форма
контроля соблюдения требований безопасности — осмотр спецодежды персонала
шахт перед входом в горные выработки. Эти меры направлены на предупреждение
возможности проноса в горные выработки курительных принадлежностей и повы-
шение дисциплины.
За последние 10 лет в угольную отрасль привлечено 300 млрд руб., построе-
но 20 шахт. Это высокопроизводительные предприятия, оснащенные современ-
ным российским и зарубежным оборудованием, новейшими средствами безопа-
сности.
Необходимо отметить также необходимость развивать в отрасли инновационные
проекты, внедрять в производство новейшие технологии, чтобы Кузбасс был кон-
курентоспособным регионом и не зависел от скачков мирового рынка. Поэтому в
планах — создание в области крупного угольно-энергетического комплекса к 2015 г.
Инновационный проект Межотраслевое производственное объединение «Кузбасс»
начал реализацию масштабного проекта в сфере глубокой переработки угля. На Се-
рафимовском угольном месторождении (Промышленновский район) планируется
построить к 2015 г. первый в России завод по производству синтетического мотор-
ного топлива. В настоящее время ведутся геологические изыскания по уточнению
запасов угля.
В настоящее время на территории Кемеровской обл. начата реализация ин-
вестиционного проекта «Добыча метана из угольных пластов», реализуемого
ОАО «Газпром» и его дочерней структурой ООО «Газпром — добыча Кузнецк».
Проект добычи метана из угольных пластов является инновационным и направ-
лен на созидание в России нового сегмента топливно-энерегетического комплек-
са на основе нетрадиционных ресурсов углеводородного сырья — метана из уголь-
ных пластов.
123
Анализ соблюдения законодательно установленных процедур регулирования про-
мышленной безопасности
На предприятиях действуют разработанные и согласованные в установленном
порядке с территориальными органами Ростехнадзора положения об организации
и осуществлении производственного контроля при эксплуатации опасных произ-
водственных объектов.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, имеют
действующие договоры страхования риска ответственности за причинение вреда
при эксплуатации опасного производственного объекта.
Травмирующими факторами при смертельных несчастных случаях на подземных
горных работах явились:
эксплуатация транспортных средств — 11 (в 2010 г. — 14), уменьшение на 3;
обрушения — 13 (в 2010 г. — 11), увеличение на 2;
падение человека — 4 (в 2010 г. -5), уменьшение на 1;
машины и механизмы — 10 (в 2010 г. — 7), увеличение на 3;
поражение электротоком — 3 (в 2010 г. — 3), без изменений;
затопления горных выработок — 4 (в 2010 г. — 0), увеличение на 4;
взрыв метана — 0 (в 2010 г. — 94), уменьшение на 94.
Практически во всех случаях комиссии, расследовавшие причины несчастных
случаев, отмечали низкий уровень производственного ведомственного контроля за
выполнением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых опа-
сных производственных объектах со стороны должностных лиц предприятий.
Таблица 36
Распределение смертельного травматизма по видам работ
(подземные, поверхность, открытые горные работы)
Опасные факторы
Смертельный травматизм 2010-2011 гг.
производственного
Подземные горные
Техкомплекс по-
Открытые горные
травматизма
работы
верхности и обо-
работы
гатительные фа-
брики
Взрыв, вспышка, горение газа,
94/—
угольной пыли
Пожар (эндогенный, экзоген-
ный)
Горный удар
Внезапный выброс угля, по-
роды, газа
Разрушение зданий, техниче-
—/1
ских сооружений
124
Опасные факторы
Смертельный травматизм 2010-2011 гг.
производственного
Подземные горные
Техкомплекс по-
Открытые горные
травматизма
работы
верхности и обо-
работы
гатительные фа-
брики
Обрушение горной массы,
6/7
3/3
2/1
-/2
крепи
Транспорт
8/8
—/1
4/1
1/1
Электроток
—/1
1/—
2/2
Машины и механизмы
5/7
—/1
2/2
Затопления, прорыв воды,
—/4
глины
Падения
4/2
1/1
—/1
Отравление, удушье
Другие виды
1/—
1/—
Итого:
24/25
98/8
1/3
11/7
1/3
Таблица 37
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
по территориальным органам Ростехнадзора и субъектам Российской Федерации
за 2010-2011 г.
Территориальный орган
Число аварий
Травмировано смертельно
Ростехнадзора по субъектам
2010 г.
2011 г.
+/-
2010 г.
2011 г.
+/-
Российской Федерации
1. Южно-Сибирское управление
17
9
-8
120
27
-93
Кемеровская область
2. Забайкальское управление
4
-4
Республика Бурятия
1
-1
Забайкальский край
3
-3
3. Енисейское управление
1
+1
Республика Хакасия
Республика Тыва
Красноярский край
1
+1
4. Нижне-Донское управление
3
2
-1
5
7
+2
Ростовская область
5. Сахалинское управление
3
+3
Сахалинская область
6. Дальневосточное управление
1
-
1
2
+1
Приморский край
1
1
1
Амурская область
Хабаровский край
1
+1
125
Территориальный орган
Число аварий
Травмировано смертельно
Ростехнадзора по субъектам
2010 г.
2011 г.
+/-
2010 г.
2011 г.
+/-
Российской Федерации
7. Ленское управление
1
1
2
2
Республика Саха (Якутия)
8. Уральское управление
1
+1
Челябинская область
Свердловская область
1
9. Печорское управление
1
+1
3
2
-1
Республика Коми
10. Прибайкальское управление
1
+1
Иркутская обл.
Итого по угольной
22
13
-9
135
46
-89
промышленности:
Описание наиболее крупных аварий
25.02.2011 в филиале «Шахта Алардинская» ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» в от-
работанном и изолированном пространстве пласта 3-3, примыкающего к действу-
ющей выработке — путевой уклон 3/3, произошел взрыв метана. Выбито две изо-
лирующих перемычки. В шахте находилось 459 человек, которые самостоятельно
вышли на поверхность.
Причины аварии:
1. Накопление взрывоопасной концентрации метановоздушной смеси в объеме
изолированного пространства лав 3-1-24 и 3-1-26, в конвейерном и вентиляцион-
ном штреках 3-1-26.
2. Наличие локального источника воспламенения метановоздушной смеси в от-
работанном и изолированном пространстве лав 3-1-24 и 3-1-26.
3. Ненадлежащий контроль за состоянием атмосферы в отработанном и изоли-
рованном пространстве лав 3-1-24 и 3-1-26.
4. Недостаточный уровень производственного контроля соблюдения требований
промышленной безопасности со стороны ИТР шахты.
16.06.2011 произошла авария с групповым несчастным случаем в ООО «Шахта
Киселевская» ОАО ХК «СДС-Уголь». На выемочном участке по пласту IV Внутрен-
нему Западного крыла произошел прорыв глины в действующие выработки гори-
зонтов +210 м и +120 м. На аварийном участке находилось 14 человек, 10 человек
вышли из шахты самостоятельно, четыре человека были застигнуты аварией.
Групповой несчастный случай со смертельным исходом произошел в результате
аварии — прорыва глины в горные выработки. Авария произошла из-за внезапного
перепуска сильно увлажненных глинистых наносов в объеме 9400 м3 с поверхности
в выработанное пространство и в действующие выработки гор. +210 м и гор. +120 м.
Шахта сдана в эксплуатацию в 1935 г. с рабочим горизонтом +300 м и производ-
ственной мощностью 300 тыс. т в год. В 1956 г. была проведена первая реконструк-
ция шахты — строительство горизонта +220 м с увеличением производственной
мощности до 1500 тыс. т угля в год. Строительство третьего горизонта +120 м нача-
то в 1980 г. Пусковой комплекс углубки шахты на гор. +120 м принят в эксплуата-
цию 04.12.2003 г.
Шахта относится к опасным по газу, отнесена к III категории, абсолютная газо-
обильность — 7,33 м3/мин, относительная газообильность — 12,42 м3/тн. Пласты угля
126
не склонны к горным ударам и внезапным выбросам угля и газа на горизонте +120 м.
Угли относятся к опасным по взрываемости угольной пыли, склонны к самовозгора-
нию. Все мощные пласты в пределах шахтного поля с углом падения более 55° на вто-
ром и нижележащем горизонтах относятся к опасным по прорыву пульпы и глины.
Порядок отработки шахтного поля — прямой; в пределах выемочных участков —
обратный. Применяемые системы разработки пластов — ЩО, ЭЩО, УСЩ, УПВ,
на пластах с геологическими нарушениями применяется система разработки ПШО.
Выемка угля при системах осуществляется с помощью буровзрывных работ. Управле-
ние кровлей — полное обрушение. Способ проветривания — нагнетательный. Схе-
ма проветривания — фланговая, система проветривания — единая. Тип вентилято-
ров главного проветривания — ВОД-40.
Планом развития горных работ на 2011 г. предусмотрена отработка запасов со-
гласно «Дополнению к проекту углубки на гор. +120 м», разработанного «Гипро-
углем» (г. Новосибирск) в 2003 г.
Причины аварии:
1. Зависание пород кровли из-за наличия межблокового целика угля, вытянуто-
го по падению пласта, привело к образованию пустот и полостей скольжения в вы-
работанном пространстве гор. +220 м, по которым произошел перепуск глинистой
массы с образованием провала на дневной поверхности.
2. Наличие на поверхности пылевато-глинистых наносов мощностью 25-27 м,
которые при длительном увлажнении приобрели пластичное состояние.
3. Переувлажнение глинистых наносов из-за поступления воды из-под автоотва-
ла разреза «Вахрушевский» в результате снеготаяния и атмосферных осадков.
4. Отсутствие ограждающих канав на поверхности, предусмотренных специаль-
ным разделом паспорта выемочного участка, с целью исключения попадания воды
в зону ожидаемых провалов.
5. Недостаточный контроль за ведением горных работ в опасных зонах у зато-
пленных выработок и по пластам, опасным по прорыву глины и пульпы со сторо-
ны ИТР, ответственных за безопасное ведение данных работ.
Аварии способствовало:
1. Наличие труднообрушаемой кровли, сложенной песчаниками мощностью 20 м.
2. Зависимость породного горного отвала от ведения открытых горных работ в со-
здании части дополнительного горного давления на глинистые наносы и поступле-
ния из него воды путем дренажа через хорошо проницаемую породную массу отвала.
Отсутствие в действующей «Временной инструкции по предотвращению проры-
вов глин в действующие горные выработки на шахтах Кузбасса» 1989 г. требований
в части осуществления контроля за состоянием отработанного пространства выше-
лежащего горизонта.
16 06.2011 произошла авария с групповым несчастным случаем в СП «Шахта Се-
верная» ОАО «Воркутауголь». В вентиляционном бремсберге 32-2-3 пласта «Мощно-
го» в результате динамического явления произошло обрушение кровли горной выра-
ботки на протяжении 40 м (с ПК 37 по ПК 41 на расстоянии 50 м от груди забоя). За
завалом осталось три человека, из них два человека получили смертельные травмы.
Основные причины аварии с групповым несчастным случаем:
Основная:
зависание породной консоли (балки), которая сформировалась на границе вы-
работанного пространства и краевой части массива и которая с резким (динамиче-
127
ским) сдвижением по линии разлома (в месте заделки породной балки) просела над
углепородным массивом параллельных выработок.
Сопутствующие:
неоднократное воздействие повышенного горного давления на крепь параллель-
ных выработок и на податливые целики между ними;
ведение горноподготовительных работ в зоне влияния выработанных про-
странств;
наличие пустот за крепью выработок, которые не были своевременно забучены,
в результате чего интенсифицировался процесс вывалообразования, т.е. произош-
ло увеличение шага беспородного пролета пород основной кровли;
резкое изменение мощности пород непосредственной кровли (начиная с ПК-15),
представленной слабыми, трещиноватыми и неустойчивыми аргиллитами и алев-
ролитами мощностью до 12-15 м, склонными к вывалообразованию при их обна-
жении до 6-8 м;
проведение третьей выработки конвейерный бремсберг 32-2-з пласта «Мощно-
го» в выемочном столбе лавы 312-з пласта «Мощный»;
низкая эффективность производственного контроля за соблюдением требований
промышленной безопасности при проведении горных выработок.
Описание групповых несчастных случаев
24.01.2011 произошел групповой несчастный случай на шахте «Ростовская» ОАО
«УК «Алмазная». При доставке материалов по рельсовому пути в вагонетках ВГ-2,5
по бремсбергу 02 «бис» с помощью лебедки ЛПЭ-10 произошел сход с рельс перед-
ней пары по ходу движения вагонетки, при этом реборды колес уперлись в шпалу
и на расстоянии 15 м выше прицепного устройства произошел обрыв тягового ка-
ната. Поднимаемые вагоны под собственным весом покатились вниз, при движе-
нии вагонеток самокатом по бремсбергу было травмировано четыре человека, из
них один смертельно.
Основные причины группового несчастного случая:
передвижение людей по наклонной выработке при доставке груза;
нарушение технологии работ при доставке груза по бремсбергу 02 «бис», выра-
зившееся в прицепке и транспортировании трех вагонов вместо одного, требуемого
расчетом концевой нагрузки;
отсутствие средств, препятствующих скатыванию вагонеток, при обрыве каната;
эксплуатация лебедки ЛПЭ-10 с неисправным и неработоспособным канатом;
ненадлежащее соблюдение установленных требований в части ежесменного ос-
мотра горношахтного оборудования, ежесуточного и еженедельного осмотра подъ-
емного каната ответственными лицами.
27.01.2011 произошел групповой несчастный случай на участке открытых горных
работ «Южный» ООО «Сахалинуголь-2». Машинист гидравлического экскаватора
«KOMATSU PC-400-7» № 1 проводил горные работы по добыче угля пл. IV блока 3 с
погрузкой в автосамосвал марки «КамАЗ». В это время произошло сползание снеж-
ного покрова и пород с нерабочего борта забоя, под завал попал экскаватор и авто-
самосвал. Машинист экскаватора и водитель автосамосвала погибли.
Основные причины группового несчастного случая:
нарушение технологии ведения горных работ, не проведена в полном объеме
разноска нерабочего борта в соответствии с программой развития горных работ на
2011 г. Нарушена технология работ по разноске лежачего борта, в ходе которой была
128
допущена подрезка массива слабосцементированных выгоревших пород (горельни-
ков), приведшая к их обрушению;
непринятие работодателем мер по предотвращению аварийной ситуации. Руко-
водители разреза, предупрежденные главным маркшейдером предприятия об опа-
сности обрушения горных пород, угрожавшей жизни рабочим, не остановили веде-
ние горных работ и не вывели людей из опасной зоны;
ослабление производственной дисциплины на предприятии, приведшее к невы-
полнению руководителями и инженерно-техническими работниками должностных
обязанностей по организации производства горных работ в соответствии с програм-
мой развития на 2011 г., к неудовлетворительной разработке оперативной техниче-
ской документации и контролю за ее исполнением, к невыполнению утвержденно-
го положения по организации производственного контроля за промышленной без-
опасностью;
неукомплектованность штата работников ОПО в соответствии с установленны-
ми требованиями, повлекшая ослабление надзора за ведением горных работ;
неэффективность работы производственного контроля.
Дополнительным фактором, способствовавшим сползанию горных пород, могло
быть землетрясение на территории Углегорского района 22.01.2011 с силой 3-4 бал-
ла, вызвавшее ослабление прочности и связности пород лежачего борта и привед-
шее к возможному изменению циркуляции грунтовых и подземных вод с образова-
нием в дальнейшем дополнительных плоскостей скольжения, уменьшению сцепле-
ния между выгоревшим углем пласта IV и его почвой.
Таблица 38
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности территориальных
органов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
угольной промышленности
Показатели надзорной и контрольной деятельности
2010 г.
2011 г.
п/п
1
Число поднадзорных организаций (юридических лиц)
866
784
2
Число поднадзорных объектов
808
604
3
Количество инспекторов (фактически), человек
138
143
4
Число проведенных обследований
12193
9071*
5
Число выявленных нарушений
81157
59441
6
Назначено административных наказаний, всего
8453
6679
7
В том числе подвергнуто штрафным санкциям
8238
6351
8
Общая сумма взысканных штрафов, тыс. руб.
41 982,7
182 600,2
9
Передано материалов в правоохранительные органы на нару-
38
69
шителей требований промышленной безопасности
* В том числе 5689 обследований (проверок), проведенных в порядке осуществления режима постоянного госу-
дарственного контроля (надзора) на ОПО.
В 2011 г., в сравнении с 2010 г., количество ОПО снизилось незначительно. Ко-
личество проведенных обследований снизилось на 26 %, выявлено нарушений на
27 % меньше в сравнении с 2010 г. Уменьшение числа проверок связано с просто-
ем угольных предприятий из-за экономического кризиса, а также из-за того, что
план проверок поднадзорных предприятий был составлен на основании Федераль-
ного закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ26 «О защите прав юридических лиц и индиви-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..