ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 7

 

 

97
Таким образом, по данным МТУ ЯРБ в эксплуатации в поднадзорных органи-
зациях находятся 3490 ЗРнИ 1-й категории, 2487 ЗРнИ 2-й категории и 4444 ЗРнИ
3-й категории.
Суммарное количество ЗРнИ, эксплуатация которых подлежит лицензированию,
составляет свыше 10 тысяч (10 421 единица).
Суммарное количество ЗРнИ 4 и 5-й категорий, эксплуатация которых не требу-
ет лицензирования, составляет свыше 58 тысяч (58 350 единиц).
В общей сложности под надзором находится 69 071 ЗРнИ.
На территории Российской Федерации организациями, имеющими наиболее по-
тенциально опасные радиационные объекты, являются:
организации, эксплуатирующие мощные облучающие технологические установ-
ки. Основными типами таких установок являются: РВ-1200, К-20000 (60000, 120000,
200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-g-100 (20, 25М), «Пинцет», «Па-
норама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4;
онкологические диспансеры Министерства здравоохранения и социального раз-
вития Российской Федерации, эксплуатирующие радиационно-терапевтические ме-
дицинские установки различной модификации, например, типа «Агат» (Р, Р1, С, В,
ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус» (М, МУ), «Селектрон» и др.;
организации, применяющие в технологических процессах методы неразрушаю-
щего контроля (гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид» — 25, 170/400, 192/120, «Ста-
пель-5М», РИД-21);
организации, проводящие полевые геофизические исследования с использова-
нием радионуклидных источников;
организации и их подразделения, в ведении которых имеются необслуживаемые
радиоизотопные устройства, в том числе РИТЭГ, имеющие в своем составе РИТ с ра-
дионуклидом Sr-90. Активность каждого РИТ составляет от 4,81·1014 Бк до 4,55·1015 Бк
(в зависимости от типа РИТЭГ), а в РИТЭГ может находиться от 1 до 6 РИТ.
Кроме перечисленных радиационных объектов потенциально опасными явля-
ются также:
объекты нефтедобывающих организаций, на которых осуществляется хранение в
открытом виде нефтепромыслового оборудования с отложениями солей природных
радионуклидов Ra-226, Ra-228, U-238, Th-232 и К-40 (например, ОАО «Салаватнефте-
оргсинтез», ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», ОАО «Роснефть-Ставропольнефте-
газ» и др.);
технологические подземные емкости, образовавшиеся в результате подземных
ядерных взрывов, проведенных для интенсификации добычи нефти и газа (15 взры-
вов), а также для глубинного сейсмического зондирования (33 взрыва).
Общая оценка состояния безопасности радиационно опасных объектов — удов-
летворительная.
Оценка основана на отсутствии аварий и радиационных происшествий и непре-
вышении свыше установленных норм дозовых нагрузок на персонал поднадзорных
организаций и население.
Инспекционная деятельность
В 2011 г. проведено 1424 инспекции состояния РБ, в том числе комплексных — 0,
целевых — 1141, оперативных — 55 и инспекций в процессе лицензирования — 228.
Инспекторский состав, осуществляющий надзор за РБ, имеет практический стаж
работы в должности до 20 лет. Повышение профессионального уровня инспекто-
98
ров проводится в основном в форме самостоятельной подготовки в системе техни-
ческой учебы, а также путем проведения семинарских занятий по изучению зако-
нодательных актов Российской Федерации, нормативных документов по РБ, при-
казов и распоряжений Ростехнадзора.
Распределение инспекций, проведенных в отчетном периоде по видам инспек-
ций и в целом, проиллюстрировано на рис. 11-12.
Рис. 11. Распределение количества инспекций по видам МТУ ЯРБ
Рис. 12. Распределение общего количества инспекций по видам МТУ ЯРБ
99
Из представленных рисунков видно, что в отчетном периоде наибольшее чи-
сло инспекций было проведено в Центральном, Волжском МТУ и в МТУ Сибири
и Дальнего Востока.
Инспекционная деятельность осуществлялась в соответствии с планами работ
МТУ ЯРБ, Центрального аппарата Ростехнадзора с учетом требований федерально-
го закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального конт-
роля» от 26.12.2008 ФЗ-294.
При осуществлении надзорной деятельности в отчетном периоде было проведе-
но 185 внеплановых инспекций, в ходе которых осуществлялась проверка:
достоверности сведений, представленных в документах для получения лицензий
на деятельность в области использования атомной энергии;
достоверности информации о наличии источников ионизирующего излучения в
организациях, не состоящих под надзором;
информации об изменении состояния радиационной безопасности;
в связи с выводом организаций из-под надзора или взятием под надзор;
состояния учета и хранения радиоактивных веществ, РИ и РАО в отдельных ор-
ганизациях;
хода расследования радиационных происшествий и инцидентов;
обстоятельств, связанных с обнаружением бесхозных ЗРнИ;
вопросов утилизации РИ.
Распределение внеплановых проверок по территориальным органам в 2011 г.
представлено в табл. 28.
Таблица 28
Распределение внеплановых проверок по территориальным органам в 2011 г.
ЦМТУ
СЕМТУ
ДМТУ
ВМТУ
УМТУ
МТУ Сибири и Дальнего
Всего
Востока
77
43
22
14
29
185
Проведение внеплановых инспекций было обусловлено в том числе:
проверкой исполнения предписаний, выданных по результатам ранее проведен-
ных проверок;
выполнением отдельных приказов (распоряжений) руководителя Ростехнадзора
и его заместителей, руководителей МТУ ЯРБ;
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федера-
ции, в том числе осуществляемым органами прокуратуры с привлечением органа
государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Всего в процессе надзорной деятельности было выявлено 1836 нарушений (в
2010 г. — 2202 нарушения) требований ФНП в области использования атомной
энергии.
Основные причины нарушений связаны в основном с низкой исполнительской
дисциплиной.
Инспекторским составом на основании результатов инспекций использовались
предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по при-
влечению виновных лиц к административной ответственности за нарушения зако-
нодательства в области использования атомной энергии.
100
Таблица 29
Сравнительные показатели по примененным санкциям при проведении инспекций
Примененные меры
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Аннулирование (изъятие) лицензий
43
0
0
148
Приостановление действий лицензий
11
5
4
Административное приостановление деятель-
9
ности
Предупреждения
1
1
Наложение штрафов на:
организации
27
25
42
49
должностных лиц
55
43
66
86
Сумма взысканных штрафов, руб.
532 000
670 000
1 181 000
1 728 300
Направлено материалов в правоохранитель-
23
15
11
5
ные органы
Примечание. В отчетном периоде аннулирования лицензий как меры принуждения не от-
мечено. 148 лицензий в 2011 г. аннулированы по заявлениям организаций о прекращении дея-
тельности в области использования атомной энергии.
Число нарушений, выявленных инспекторским составом при проведении ин-
спекций в 2011 г., осталось на уровне 2010 г.
Основную долю выявленных нарушений требований РБ составляют нарушения
организационного характера (43 %), связанные с наличием и ведением организаци-
онно-распорядительной документации.
Низкая исполнительская дисциплина, отсутствие надлежащего контроля со сто-
роны руководителей поднадзорных организаций, низкий уровень культуры работы
с документами являются причинами выявленных отклонений и нарушений ФНП в
области использования атомной энергии.
Негативное влияние на деятельность поднадзорных организаций оказывают
структурные преобразования хозяйствующих субъектов. В этом случае средняя про-
должительность работы в одной должности или на одном рабочем месте работни-
ков не превышает, как правило, 2-3 года.
Текучесть кадров на ключевых должностях обусловливает недостаточный уро-
вень обеспечения РБ и, как следствие, высокий процент нарушений, связанных с
человеческим фактором.
В отчетном периоде было обращено внимание на качество подготовки и повы-
шения квалификации руководителей и специалистов поднадзорных организаций в
рамках процедуры выдачи разрешений на право ведения работ в области использо-
вания атомной энергии.
В целом основную долю нарушений составляют:
нарушения, связанные с ведением общей документации по обеспечению РБ и ее
соответствию нормативным требованиям;
нарушения, связанные с готовностью к предупреждению радиационных аварий
и ликвидации их последствий;
отсутствие плановой подготовки и проверки знаний персонала;
С целью обеспечения контроля выполнения поднадзорными организациями ме-
роприятий по обеспечению РБ отделы инспекций осуществляют предупредитель-
ный и профилактический контроль:
101
за выполнением должностными лицами поднадзорных организаций мероприя-
тий по обеспечению требований РБ;
за соблюдением должностными лицами поднадзорных организаций сроков пред-
ставления информации по выполнению условий действия лицензии (УДЛ), по устра-
нению выявленных нарушений в ходе инспекционной деятельности.
Основной мерой воздействия к нарушителям по-прежнему остается выдача ак-
тов-предписаний (предписаний) на устранение нарушений в деятельности поднад-
зорных организаций. Такая мера применялась в случаях, когда недостатки носили
организационный характер и не влияли в целом на обеспечение РБ.
Кроме того, отделами инспекций применялась такая форма взаимодействия с го-
сударственными органами исполнительной власти, как направление в их адрес ре-
зультатов анализа надзорной деятельности по обеспечению РБ и годовых отчетов
поднадзорных организаций для своевременного реагирования на выявляемые на-
рушения и отклонения в соблюдении организациями норм и правил в области ис-
пользования атомной энергии.
В отчетном периоде была продолжена работа по консолидации баз данных МТУ
ЯРБ 3-го уровня информационной системы Ростехнадзора (подсистема «RAIS 3.0
ЦЕНТР») по регулированию безопасности в организациях, использующих радиону-
клидные источники и определение критериев безопасности радиационных источ-
ников.
Нарушения в работе РИ
В 2011 г. имели место 58 нарушений в работе радиационно опасных объектов
(в 2010 г. — 43 нарушения). Из них 58 нарушений класса П-2. Распределение нару-
шений по МТУ ЯРБ представлены в табл. 30.
Таблица 30
Сведения о нарушениях в работе радиационно опасных объектов
Показатель/МТУ ЯРБ
ЦМТУ
СЕМТУ
ДМТУ
ВМТУ
УМТУ
МТУ Сибири
и Дальнего
Востока
Количество зафиксирован-
3
3
1
8
14
29
ных нарушений, из них:
А
П-1
П-2
3
3
1
8
14
29
Нарушения были связаны с:
хищением ИИИ — три случая (пострадавших нет, виновные привлечены к адми-
нистративной и уголовной ответственности);
прихватами и обрывами каротажных снарядов при проведении геофизических
работ, имеющих в своем составе радионуклидные источники излучения, — 22 слу-
чая (в шести случаях ИИИ захоронены в скважинах; в остальных случаях оборудо-
вание с ИИИ извлечено на поверхность);
разгерметизацией ЗРИ — один случай (происшествие не привело к облучению
персонала);
превышением индивидуальной дозы облучения персонала (не нашло подтвер-
ждения) — один случай;
102
обнаружением бесхозных ИИИ — семь случаев (пострадавших не выявлено, все
источники сданы на захоронение);
аварией воздушного судна — два случая (не привели к облучению персонала и
загрязнению окружающей среды);
неисправностью оборудования (застревание ИИИ в ампулопроводах гамма-де-
фектоскопов и гамма-терапевтических аппаратов) — три случая (происшествие не
привело к облучению персонала);
обнаружением металлолома с повышенным гамма-фоном — 19 случаев (обна-
ружены фрагменты металлической арматуры и труб, прицелы, фрагменты прибо-
ров с превышением мощности эквивалентной дозы (МЭД), которые сданы на за-
хоронение).
Динамика нарушений в работе РИ по классам нарушений и по годам приведе-
на на рис. 13.
Рис. 13. Динамика уровня нарушений в работе РИ
Из рис. 13 видно, что все нарушения отнесены к классу нарушений П-2 (неради-
ационное происшествие) и зарегистрированы в основном в МТУ Сибири и Даль-
него Востока, Уральском и Волжском МТУ. Это связано с тем, что большее коли-
чество нарушений при обращении с ИИИ зарегистрировано на предприятиях до-
бывающей промышленности, сконцентрированных на территориях, поднадзорных
МТУ ЯРБ.
Анализ информации о нарушениях при проведении геофизических работ позво-
ляет сделать вывод, что основной причиной их возникновения является несоблю-
дение технологии работ при проведении геофизических исследований. Кроме того,
часто на предприятиях отсутствует надлежащий контроль технического состояния
геофизического оборудования.
103
По всем случаям нарушений проведены расследования.
Деятельность при проведении контроля за расследованием нарушений в работе
радиационно опасных объектов соответствует требованиям Правил расследования
и учета нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактив-
ными веществами, применяемыми в народном хозяйстве (НП-014-2000).
В отчетном периоде:
превышения основных пределов доз облучения персонала и населения не зафик-
сировано;
недопустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ, загрязнения окру-
жающей среды не отмечено;
несанкционированного проникновения на территорию радиационно опасных
объектов, несанкционированного доступа к РИ, РВ и РАО не отмечено.
В отчетном периоде продолжают оставаться в статусе «неблагополучных орга-
низаций»:
Северо-Европейское МТУ ЯРБ.
1. Войсковая часть 07264 Минобороны РФ осуществляет деятельность в области
использования атомной энергии без лицензии Ростехнадзора.
Нарушения требований ФНП по учету и контролю радиоактивных веществ и
РАО, физической защите радиационно опасных объектов, бесконтрольность за
несением службы суточным нарядом со стороны должностных лиц, низкая ис-
полнительская дисциплина личного состава привели к хищению двух закрытых
радионуклидных источников списанной ранее установки ПРХМ-Д (происшест-
вие П-2).
Нарушение расследовано. Виновные привлечены к уголовной ответственности.
2. ФГУП «Гидрографическое предприятие» эксплуатирует радионуклидные энер-
гетические установки (РЭУ) с РИТЭГ на трассах Северного морского пути.
В 2011 г. продолжились работы по выводу из эксплуатации РИТЭГ.
По представленной предприятием информации в навигацию 2011 г. проведено
инженерное и радиационное обследование части РИТЭГ в местах эксплуатации и
выведено из эксплуатации 70 РИТЭГ:
шесть РИТЭГ в соответствии с Федеральной целевой программой «Обеспече-
ние ядерной и радиационной безопасности», утвержденной постановлением Пра-
вительства РФ от 13.07.2007 № 444 по вывозу РИТЭГ, принадлежащих ФГУП «Ги-
дрографическое предприятие»;
64 РИТЭГ за счет средств технической помощи Правительства США (Программа
безвозмездной технической помощи, зарегистрированная в РФ под № DOE 001000).
По состоянию на 01.12.2011 в организации осталось 102 РИТЭГ.
В сентябре 2011 г. проведено инженерное и радиационное обследование и вос-
становлен контроль над утерянным РИТЭГ «Бета-М» навигационного знака «Род-
жерс» на о. Врангеля. Вывод из эксплуатации указанного РИТЭГ планируется в на-
вигацию 2012 г.
На объекте «Кувэквын» один РИТЭГ до настоящего времени не обнаружен.
В целом предприятием из-за отсутствия должного планирования работ с соот-
ветствующим материальным и финансовым обеспечением не выполнены меропри-
ятия по восстановлению контроля над РИТЭГ (объект «Кувэквын»), обеспечению
физической защиты, проведению регламентных работ и радиационному контролю
в местах их эксплуатации.
104
3. ФГУП РНЦ «Прикладная химия» в результате проведенных проверок и ин-
спекций установлено, что состояние обеспечения безопасности по-прежнему не со-
ответствует требованиям федеральных правовых актов, норм и правил в области ис-
пользования атомной энергии. Такое состояние отмечается уже не первый год, од-
нако Минобрнауки, которое является органом управления данной организации, не
принимало активного участия в приведении радиационной безопасности объектов
в соответствие с ФНП в области использования атомной энергии.
Проблемы обеспечения РБ во ФГУП РНЦ «Прикладная химия» в целом заклю-
чаются в следующем:
сооружения, системы, устройства и механизмы радиохимического производства
(РХП) выработали установленный ресурс, нуждаются в реконструкции в соответст-
вии с п. 149 (Реабилитация и реконструкция радиохимического производства ФГУП
РНЦ «Прикладная химия») Федеральной целевой программы «Обеспечение ядер-
ной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»;
необходимость передачи оставшихся (до 82,3 м3) иловых остатков в Ленин-
градское отделение филиала «Северо-западный территориальный округ» ФГУП
«РосРАО»;
наличие большого количества ТРО (до 1450 м3 суммарной активностью 505,4 Ки),
хранящихся в хранилище ТРО;
необходимость проведения работ по ликвидации последствий радиационного
происшествия от 02.11.2000.
В рамках Федеральной целевой программы (исх. ФГУП РНЦ «Прикладная хи-
мия» № 05-1395 от 23.06.2011 и № 215/122 от 29.11.2011) выполнены работы:
в соответствии с государственным контрактом между Минобрнаукой РФ и ФГУП
«РосРАО» закончен вывоз 245,5 м3 НЖРО»;
в соответствии с государственным контрактом № 0111/05/КС от 25.04.2011 и До-
говором № Ц-ОД/ИФОЗ-74/1 от 11.07.2011 (между ФГУП РНЦ «Прикладная хи-
мия» и ФГУП «РосРАО») вывезено 140 м3 иловых остатков;
на 15.12.2011 работы по государственному контракту № 0110/05/КС от 04.06.2010
выполнены в полном объеме.
4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профес-
сионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»
(СПбГУ) осуществляет деятельность в области использования атомной энергии без
лицензии Ростехнадзора (срок действия лицензии № СЕ-03-205-1518 от 08.10.2004
истек 08.10.2009).
В университете были созданы условия, при которых мог быть причинен вред здо-
ровью людей или окружающей среде в результате недостаточного административ-
ного контроля со стороны руководства СПбГУ:
за соблюдением требований Федерального закона «Об использовании атомной
энергии»;
за выполнением ФНП в области использования атомной энергии, государствен-
ных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
за организацией работы отдела радиационной безопасности СПбГУ.
В результате принятых мер, в том числе применения санкций к юридическо-
му лицу и физическим лицам СПбГУ, к настоящему времени радионуклидные
источники, радиоактивные вещества и РАО сданы на утилизацию, за исклю-
чением двух плутониево-бериллиевых источников быстрых нейтронов типа
105
ИБН-11 и ИБН-8-6, сдача которых предполагается в январе 2012 г. (исх. СПбГУ
№ 01-117-961 от 16.12.2011).
МТУ Сибири и Дальнего Востока по надзору за ЯРБ
1. По данным Томского отдела инспекций в отчетном периоде наиболее не-
благополучной организацией является ОАО «Научно-исследовательский инсти-
тут полупроводниковых приборов» (г. Томск) в связи с тем, что администрация
организации своевременно не приняла меры по передаче на захоронение ЗРнИ с
истекшим назначенным сроком службы, использующихся в гамма-установке «Ис-
следователь». В феврале 2011 г. срок действия лицензии на эксплуатацию гамма-
установки истек, а организация не представила документы на получение лицензии
на новый срок. После окончания действия лицензии работы на установке прекра-
щены, при этом осуществляется комплекс мероприятий по ее физической защи-
те в соответствии с установленными требованиями. В настоящее время лицензия
у организации отсутствует.
По результатам плановой проверки в отношении юридического лица ОАО
«Научно-исследовательский институт полупроводниковых приборов» состав-
лен протокол от 25.05.2011 об административном правонарушении, предусмот-
ренным ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ. Протокол и материалы по делу направлены на
рассмотрение в Кировский районный суд г. Томска. 09.06.2011 судья Кировского
районного суда г. Томска вынес постановление о привлечении ОАО «Научно-ис-
следовательский институт полупроводниковых приборов» к административной
ответственности и назначении административного наказания в виде приоста-
новления деятельности сроком на 30 суток. Срок приостановления деятельности
истек 08.07.2011. Организация заключила договоры от 27.06.2011 № С/2-385-3 и
от 27.06.2011 № С/2-385-3/Т с ЗАО «Квант» (г. Екатеринбург) на разрядку остав-
шихся ЗРнИ из гамма-установки «Исследователь» и транспортирование отрабо-
танных ЗРнИ к месту захоронения. Работы по разрядке проведены в период с 15
по 27 сентября 2011 г. Установка разряжена полностью, ЗРнИ переданы на захо-
ронение. В Томский отдел представлены соответствующие документы о выпол-
нении предписания от 25.05.2011.
2. В ООО «Тыва-Асбест» в конце 2010 г. была проведена плановая выездная
проверка, выявлены нарушения, выдано предписание, применена санкция к
юридическому лицу — наложен штраф в размере 30 тыс. руб. В отчетном пери-
оде выездной плановой проверки в ООО «Тыва Асбест» не проводилось. Крас-
ноярский отдел направил письмо (исх. № 21-077-100 от 23.03.2011) председа-
телю Правительства Республики Тыва по решению этого же вопроса. Получен
официальный ответ (исх. № СТ-5-1388/11-0 от 13.04.2011) от первого замести-
теля председателя Правительства Республики Тыва, в котором уведомлено о
принятии протокольного решения: рекомендовать ООО «Тыва Асбест» обеспе-
чить утилизацию ЗРнИ в течение 2011 г. Однако руководством организации и
ответственными лицами не было предпринято конкретных практических дей-
ствий. 25.08.2011 Красноярским отделом был составлен протокол об админи-
стративном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса
РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица
ООО «Тыва-Асбест», который вместе с исковым заявлением направлен на рас-
смотрение в Арбитражный суд Республики Тыва. 15.11.2011 Арбитражный суд
Республики Тыва вынес решение по делу об административном правонаруше-
106
нии, о наложении на ООО «Тыва-Асбест» административного штрафа в размере
40 тыс. руб. На 15.12.2011 штраф не оплачен.
В настоящее время руководство ООО «Тыва Асбест» прорабатывает вопрос по
заключению договора на утилизацию РАО с Новосибирским отделением филиала
«СТО ФГУП «РосРАО». Сметная стоимость 790 тыс. руб. Ориентировочный срок —
декабрь 2011 г. На конец отчетного периода сведений от ООО «Тыва Асбест» не по-
ступало. Красноярский отдел осуществляет контроль за проведением утилизации
ЗРнИ.
Обращение с РАО и отработавшими ИИИ
Сбор, транспортирование, кондиционирование и хранение РАО осуществляют-
ся Федеральным государственным унитарным предприятием «Предприятие по об-
ращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (ФГУП «РосРАО»), а также Госу-
дарственным унитарным предприятием города Москвы — объединенным эколого-
технологическим и научно-исследовательским центром по обезвреживанию РАО и
охране окружающей среды (ГУП МосНПО «Радон»).
По потенциальной радиационной опасности указанные пункты хранения отне-
сены ко II и III категории, что означает ограничение радиационного воздействия
при аварии территорией объекта (III категория) или территорией санитарно-защит-
ной зоны (II).
Отходы, поступающие на хранение, представлены в основном отработавшими
ИИИ, радиоизотопными приборами, загрязненным грунтом, лабораторной посу-
дой, строительным мусором, загрязненной спецодеждой и обувью.
В основе хранения лежит размещение РАО в приповерхностных сооружениях
различного типа: железобетонных емкостях (для РАО низкого и среднего уровня
активности), хранилищах колодезного типа (для отработавших источников ио-
низирующего излучения), хранилищах траншейного типа и емкостях для хране-
ния ЖРО.
Безопасность хранения РАО обеспечивается за счет применения системы физи-
ческих барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоак-
тивных веществ в окружающую среду, включающей в себя матричные материалы,
первичную упаковку, контейнеры, систему инженерных барьеров хранилищ, геоло-
гическую структуру вмещающих пород, а также системы технических и организаци-
онных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности.
Переработка РАО осуществляется Ленинградским отделением филиала «Севе-
ро-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО» и ГУП МосНПО «Радон».
Предварительная обработка и переработка радиоактивных отходов включает
ЖРО сортировку, демонтаж, фрагментирование, дезактивацию, компактирова-
ние, остекловывание, цементирование, омоноличивание, битумирование, сжига-
ние твердых и жидких РАО, очистку ЖРО. Переработка производится с использо-
ванием технологий, исключающих попадание радиоактивных веществ в окружа-
ющую среду.
Анализ состояния и эффективности работы установок для переработки РАО
позволяет сделать вывод об их надежности и достаточной безопасности для пер-
сонала и окружающей среды, что подтверждается результатами радиационного
контроля.
На площадках и в санитарно-защитных зонах предприятий установлен оптималь-
ный объем радиационного контроля, необходимый для получения достаточной ин-
107
формации об уровнях радиационного воздействия на персонал, о состоянии ради-
ационной обстановки и о состоянии загрязненности окружающей среды, который
включает в себя измерение и определение следующих параметров:
мощность дозы гамма излучения;
плотность потока бета-частиц;
мощность дозы нейтронного излучения;
мощность дозы гамма- и нейтронного излучения от РАО;
загрязнение альфа-, бета-активными веществами поверхностей производствен-
ных помещений, транспортных средств, территории дорог;
загрязнение альфа-, бета-активными веществами средств индивидуальной защи-
ты, кожных покровов, личной одежды персонала;
индивидуальная доза внешнего облучения персонала;
нуклидный состав радиоактивных веществ в выпадениях из атмосферы, почве и
грунтах, растительности.
Данные о накопленных и сданных РАО эксплуатирующими организациями при-
ведены в табл. 31.
Таблица 31
Количество РАО, образовавшихся и сданных организациями
на переработку и захоронение
Количество отходов, образовавшихся в ор-
Количество отходов, сданных органи-
Управ-
ганизациях
зациями на переработку и захоронение
ление
ТРО
ЖРО
Отработав-
ТРО
ЖРО
Отработав-
шие НСС*
шие НСС
(УСЭ**) или
(УСЭ) или
поврежден-
поврежден-
ные ЗРнИ
ные ЗРнИ
ЦМТУ
1,8·1014
1963,0
2,2·1013
1060,8
1,17·1016
7789
1,88·1014
1788,8
2,1·1013
803,7
9,4·1015
7789
СЕМТУ
9,24·1012
38,035
1,72·1012
145,05
2,24·1014
844
3,58·1013
295,9
1,11·1013
640,0
2,17·1014
844
ДМТУ
6,86·109
28,2
0
0
2,6·1014
244
6,86·109
28,2
0
0
2,6·1014
226
ВМТУ
1,769·1014
3757,41
0
0
3,33·1014
690
1,63·104
31,364
0
0
6,0·1014
541
УМТУ
1,69·109
69,471
1,05·107
6,0
6,2·1014
9351
1,64·109
69,431
0
0
6,2·1014
9135
МТУ
2,42·1012
40,14
0
0
1278,9·1013
1990
2,31·1012
19,87
0
0
1,382·1014
3024
Сибири
и ДВ
Всего
3,67·1014
5896,3
2,37·1013
1211,05
259,26·1014
20908
3,9·1014
2233,6
3,21·1013
1443,7
11,62·1014
18856
* Назначенный срок службы.
** Установленный срок службы.
Большинство хранилищ РАО было введено в эксплуатацию в 1960-1964 гг.
В настоящее время ФГУП РосРАО в соответствии с положениями Требования к
обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов
использования атомной энергии (НП-024-2000) заканчивает проведение оценки
108
возможности продолжения эксплуатации хранилищ в связи с достижением назна-
ченного (или 30-летнего) срока их эксплуатации.
Оценка безопасности объектов использования атомной энергии, на основании
результатов которой готовится решение о возможности продления сверх назначен-
ного (или 30-летнего) срока его эксплуатации, осуществляется на основании крите-
риев и требований норм и правил в области использования атомной энергии, дей-
ствующих на момент оценки.
При проведении анализа текущего уровня безопасности хранилищ определя-
ются дефициты безопасности; техническое состояние систем и элементов, важных
для безопасности; элементы, важные для безопасности, выработавшие свой ресурс;
элементы, важные для безопасности, с остаточным ресурсом, эксплуатация кото-
рых может быть продлена на определенный срок; возможность обеспечения хране-
ния РАО, образующихся в течение дополнительного срока эксплуатации; возмож-
ность безопасного обращения с РАО.
Для обеспечения безопасности объекта должна гарантироваться, в том числе, его
устойчивость при внешних воздействиях (требования Учета внешних воздействий
природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энер-
гии (НП-064-05)). Системы и элементы хранилищ, важные для безопасности, долж-
ны обладать стойкостью к внешним воздействиям от процессов, явлений и факто-
ров природного и техногенного происхождения, которыми может характеризоваться
площадка размещения объекта использования атомной энергии. Соответствующие
обоснования должны приводиться в отчете по обоснованию безопасности объекта.
Помимо указанных видов деятельности предприятия осуществляют:
обращение с РАО при проведении радиационно-аварийных работ, связанных с
выявлением и ликвидацией радиационного загрязнения;
обращение с РАО, радиоактивными веществами и ИИИ при их транспортиро-
вании;
обращение с РАО, радиоактивными веществами и ИИИ при проведении радиа-
ционного контроля и определении радионуклидного состава РАО и других объектов;
проведение работ по индивидуальному дозиметрическому контролю;
проведение работ по дезактивации одежды, средств защиты, технологического
оборудования, транспортных контейнеров, специализированных автомашин;
осуществление контроля за радиационной обстановкой в зоне возможного за-
грязнения, санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения с использованием техни-
ческих средств непрерывного, оперативного контроля, лабораторного анализа; осу-
ществление работ в рамках системы государственного учета и контроля радиоактив-
ных веществ и РАО в Российской Федерации.
В течение 2011-2012 гг. предприятия, эксплуатирующие хранилища, должны про-
вести анализ текущего уровня безопасности хранилищ и прогнозный расчет радиа-
ционного воздействия хранилищ ТРО вследствие распространения радионуклидов
из хранилищ в окружающую среду.
Обеспечение безопасности радиационно опасных объектов
Обеспечение РБ в организациях соответствует нормам и требованиям норматив-
ных документов.
Существующие системы и элементы, обеспечивающие РБ (системы перемеще-
ния и фиксации закрытых радионуклидных источников, системы управления РИ,
системы сигнализации и оповещения о радиационной опасности, системы блоки-
109
ровок, системы физических барьеров, системы электро-, тепло-, водо-, газоснаб-
жения, системы вентиляции и пожарной безопасности), в основном соответствуют
проектным требованиям, требованиям нормативных документов и находятся в ра-
бочем состоянии.
Техническое обслуживание, замена выработавшего ресурс оборудования в онко-
логических диспансерах проводились силами специализированных организаций,
имеющих соответствующие лицензии.
Анализ выполнения требований РБ показывает, что возможности поднадзорных
организаций не одинаковы.
В большинстве организаций эксплуатация РИ, обращение с радиоактивными ве-
ществами и РАО осуществляется в соответствии с требованиями нормативных до-
кументов в области использования атомной энергии.
Значительная часть не устраняемых в установленные сроки нарушений во мно-
гом связана с недостатком у организаций финансовых средств на строительно-мон-
тажные работы, вывод из эксплуатации РИ, приобретение радиационной техники,
замену отработавших назначенный срок службы ЗРнИ и сдачу на длительное хра-
нение (захоронение) РАО, техническое обслуживание и освидетельствование тех-
нических средств и систем, обеспечивающих РБ.
Это характерно, в первую очередь, для бюджетных организаций федерального
подчинения, бюджетных организаций субъектов Российской Федерации, а также
некоторых акционерных обществ.
Радиационный контроль (РК) в поднадзорных организациях осуществлялся с
учетом категории радиационно опасных объектов по потенциальной радиационной
опасности и класса работ штатными службами РБ или назначенными ответствен-
ными лицами, а в отдельных случаях привлеченными организациями, имеющими
лицензии Ростехнадзора на оказание такого рода услуг.
Основными контролируемыми параметрами при эксплуатации РИ в организа-
циях являются:
мощность дозы гамма-излучения;
уровень радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей, оборудования, тран-
спортных средств, одежды и кожных покровов персонала.
Кроме того, осуществлялся контроль герметичности ЗРнИ, а при работе с
ОРнИ — контроль за содержанием радиоактивных газов и аэрозолей в воздухе ра-
бочих и других помещений организаций.
Дозовые нагрузки на персонал группы «А» различных профессий за последние
годы (дефектоскописты, дозиметристы, дезактиваторщики, водители специальных
автомобилей, радиологи, специалисты по перезарядке) практически не изменились
и, согласно годовым отчетам поднадзорных организаций, в отчетном периоде не
превышали контрольных уровней и пределов доз (НРБ-99/2010).
Превышения установленных контрольных уровней по контролируемым пара-
метрам радиационных факторов не выявлено. Выбросы и сбросы радионуклидов в
окружающую среду не превысили разрешенных пределов.
Уровень квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию РИ и контр-
оль за РБ, позволяет обеспечивать безопасность в области использования атомной
энергии.
Мероприятия, направленные на повышение уровня физической защиты радиа-
ционно опасных объектов , включали в себя меры организационного характера (раз-
110
работка и пересмотр документов) и инженерно-технического характера (совершен-
ствования средств охранной сигнализации, защитных барьеров, сил охраны и т. п.).
Состояние физической защиты в поднадзорных организациях обеспечивает со-
хранность РИ, радиоактивных веществ и РАО. Хранение источников излучения осу-
ществляется в специально отведенных и оборудованных для этих целей помещениях,
оснащенных системой охранной сигнализации, выведенной на пульт охраны. Орга-
низациями проводится анализ соответствия существующих систем физической за-
щиты требованиям ФНП правил и принимаются меры к устранению недостатков и
замечаний, вскрытых при проведении инспекций.
Степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий
определяется наличием перечней возможных аварий при осуществлении разре-
шенной деятельности и прогноза их последствий, утвержденной номенклатуре
запасов, программой подготовки и состоянием, достаточностью и соответствием
технических средств и аварийных методик проведения противоаварийных трени-
ровок, навыками, приобретенными персоналом при проведении вышеуказанных
тренировок.
Во всех организациях разработаны планы мероприятий по защите персонала,
имеются инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях, предусмотре-
ны аварийные запасы, количество которых определяется по согласованию с орга-
нами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо-
получия человека. В этих документах определены аварийные ситуации (фрагменты
исходных событий) и действия персонала при возникновении аварийных ситуаций.
Анализ инспекционной деятельности в отчетном периоде показал, что основ-
ными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние радиационной
безопасности радиационно опасных объектов, являются:
изношенность техники и оборудования, используемых при работах с радиоак-
тивными веществами и РАО;
необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных установок, вы-
работавших ресурс, и замена выработавших назначенный срок службы ЗРнИ, дей-
ствующих радиоизотопных установок;
незавершенность создания системы государственного учета и контроля радио-
активных веществ и РАО в субъектах Российской Федерации;
не всегда достаточный уровень качества проводимых работ организациями, пре-
доставляющими услуги эксплуатирующим организациям;
сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;
проблема накопления и необоснованного долговременного хранения в органи-
зациях источников с истекшим назначенным сроком службы в основном из-за ог-
раниченных финансовых возможностей организаций;
замена или продление назначенных сроков службы ЗРнИ метрологического на-
значения в воинских частях.
В поднадзорных организациях уровень обеспечения РБ соответствует требова-
ниям норм и правил в области использования атомной энергии.
На основании проведенного анализа нарушений может быть дана общая оценка
состояния безопасности радиационных объектов, основанная на отсутствии аварий
и радиационных происшествий и непревышении свыше установленных норм дозо-
вых нагрузок на персонал поднадзорных организаций и население. Состояние без-
опасности в поднадзорных организациях при эксплуатации радиационных источ-
111
ников и использовании радиоактивных веществ может быть оценено как удовлет-
ворительное.
На отчетный период под надзором МТУ ЯРБ находятся 56 организаций, зани-
мающихся проектированием, конструированием РИ и экспертизой документов. Из
них 23 организации занимаются только экспертизой документов, восемь занимают-
ся проектированием, а 25 организаций занимаются проектированием и конструи-
рованием РИ.
В отчетном периоде под надзор принято две организации, занимающиеся кон-
струированием и проектированием РИ.
2.2.6. Система государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных материалов
В области учета и контроля ядерных материалов в организациях используются
следующие нормативные документы:
1. Федерального уровня:
Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энер-
гии»;
Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измере-
ний»;
Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008
№ 352;
Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05);
Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов
(НП-072-06);
Требования к организации зон баланса материалов (НП-081-07);
Формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов,
порядок и периодичность представления отчетов, утвержденные приказом Мина-
тома России от 21.08.2001 № 464, зарегистрированным в Минюсте Российской Фе-
дерации 26.12.2001 № 3131.
2. Ведомственного уровня (для предприятий Государственной корпорации Рос-
атом):
«Рекомендации. Система государственного учета и контроля ядерных матери-
алов. Порядок организации зон баланса материалов», введенные распоряжением
Минатома России от 27.04.2000 № 154-Р;
ОСТ 95 10556-2000 «Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов. Устройства идентификации устройств индикации вмешательства. Общие
технические условия», приказ Минатома России от 05.02.2001 № 52;
ОСТ 95 10557-2000 «Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов. Устройства индикации вмешательства. Основные положения», приказ Мин-
атома России от 05.02.2001 № 52;
ОСТ 95 10558-2000 «Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов. Устройства индикации вмешательства. Общие технические условия», при-
каз Минатома России от 05.02.2001 № 52;
ОСТ 95 10571-2002 «Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений.
Основные положения», приказ Минатома России от 13.06.2002 № 288.
112
Также используются нормативные и организационно-распорядительные доку-
менты уровня эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих об-
ращение с ЯМ.
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля ЯМ Ростех-
надзор осуществляет надзор за 50 организациями, в которых организована 291 зона
баланса ядерных материалов (ЗБМ). Всего 22 организации и 85 ЗБМ относятся к
1-й категории ЯМ (наиболее потенциально опасной), две организации и 10 ЗБМ —
ко 2-й категории, три организации и 11 ЗБМ — к 3-й категории, 23 организации и
185 ЗБМ — к 4-й категории.
Всего за 2011 г. было проведено 66 целевых и 92 оперативные проверки, в кото-
рых проверялось состояние учета и контроля ЯМ. Около 18 % (27) проверок были
проведены с использованием технических средств (проведение инспекционных из-
мерений с помощью приборов неразрушающего контроля при проведении провер-
ки наличия ЯМ). Выявлено 151 нарушение ФНП и 13 нарушений условий дейст-
вия лицензий.
Наложено девять административных штрафов на сумму 108 тыс. руб.
Проведение проверок состояния учета и контроля ядерных материалов, выявлен-
ные нарушения требований нормативной документации
Количество проведенных проверок.
В связи с ограничениями, вводимыми Федеральным законом от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального конт-
роля» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008), количество проведенных проверок снизилось
по сравнению с аналогичном периодом 2010 г. (152 проверки в 2011 г., 207 проверок
в 2010 г.).
В течение 2011 г. в 12 организациях не было проведено проверок состояния учета
и контроля ЯМ (ОКБМ, Гидропресс, ВНИИХТ, ВНИИЭФ, ОАО «Хиагда», ЗАО «Да-
лур», ЗАО «Эльконский горно-металлургический комбинат», ЗАО «Лунное», ФГУП
«ЦНИИ им. А.Н. Крылова», ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр»
(ООО ННКЦ), СП ФГУП «Изотоп», Атомфлот).
В Северо-Европейском МТУ ЯРБ были проведены всего пять плановых про-
верок состояния учета и контроля ЯМ в 2011 г., в Уральском МТУ ЯРБ количество
проверок за 2011 г. снизилось почти в три раза — с 51 проверки в 2010 г. до 15 про-
верок в 2011 г.
Анализ выявленных нарушений.
Наименьшее количество нарушений выявлено на атомных станциях (на Кали-
нинской, Кольской, Билибинской, Белоярской, Смоленской, Нововоронежской,
Ленинградской, Курской, Балаковской, Волгодонской). Нарушения на АЭС состав-
ляют 3 % от всех нарушений по учету и контролю ядерных материалов. В среднем
на каждую АЭС приходится менее одного нарушения. При этом проверки, в рамках
которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов, проводились
с высокой интенсивностью, в среднем шесть проверок на каждой АЭС в год (39 %
от всех проверок состояния учета и контроля ЯМ).
Это объясняется тем, что на АЭС используются только ЯМ в виде учетных еди-
ниц (тепловыделяющие сборки (ТВС)). В связи с этим организация системы учета
и контроля ЯМ по сравнению с предприятиями топливного цикла на АЭС относи-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..