ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 21

 

 

321
По объектам использования атомной энергии и связанных с ними видам деятель-
ности экспертизы безопасности распределились следующим образом:
ядерные установки АЭС (в том числе при сооружении и размещении) — 269;
ядерные установки на предприятиях топливного цикла — 5;
исследовательские ядерные установки, ядерные установки судов — 8;
пункты хранения ЯМ и РВ, РАО — 13;
обращение с ЯМ и РВ при транспортировании и хранении — 15;
вывод из эксплуатации ОИАЭ — 4;
проведение научных исследований и выполнение иных видов деятельности в об-
ласти использования атомной энергии — 13.
В ФБУ «НТЦ ЯРБ» систематически выполняется анализ результатов экспертиз
безопасности.
Об оценке применимости программных средств
В соответствии с п. 3.58 руководства МАГАТЭ GS-G-1.2 «Рассмотрения и оцен-
ки, проводимые регулирующим органом для ядерных установок» органам государ-
ственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии реко-
мендовано проводить оценку применимости программных средств, используемых
при расчетном обосновании безопасности объектов использования атомной энер-
гии. Указанные рекомендации МАГАТЭ нашли отражение в требованиях россий-
ских федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, в соот-
ветствии с которыми при расчетном обосновании безопасности объектов использо-
вания атомной энергии должны применяться верифицированные и аттестованные
программные средства (ПС).
Оценка применимости (и последующая аттестация) программных средств, при-
меняемых при обосновании безопасности, осуществляется действующим при Рос-
технадзоре экспертным Советом по аттестации программных средств по следующим
тематическим направлениям:
нейтронно-физические расчеты,
теплогидравлические расчеты,
расчеты прочности оборудования,
расчеты радиационной безопасности,
расчеты в рамках вероятностного анализа безопасности,
расчеты прочности строительных конструкций,
расчеты физико-химических процессов.
Применимость ПС оценивается на основе анализа ПС и материалов его верифи-
кации, проведенной разработчиками ПС. В деятельности по оценке применимости
ПС принимают участие высококвалифицированные специалисты от более чем 30
научно-технических организаций (включая предприятия и организации атомной от-
расли, ведущие высшие учебные заведения, институты Российской академии наук),
которые представлены в Совете по аттестации программных средств.
Результаты оценки применимости соответствующего программного средства от-
ражаются в аттестационном паспорте, содержащем сведения о назначении, области
применения программного средства и погрешности расчета, обеспечиваемой про-
граммным средством и подтвержденной при его верификации. Информация о ПС,
приводимая в аттестационных паспортах, учитывается при экспертизе безопасно-
сти ОИАЭ, проводимой в рамках процедуры лицензирования.
322
В 2016 году на основе результатов по оценке применимости ПС были оформле-
ны аттестационные паспорта для 18 ПС со сроком действия 10 лет, а также продле-
но действие аттестационных паспортов для 4 ПС (также на срок 10 лет). На начало
2017 года действующие аттестационные паспорта имеют 213 ПС (перечень разме-
щен на сайте http://www.secnrs.ru/expertise/software-review), на различных стадиях
оценки применимости находятся около 20 ПС.
2.3.2. Экспертиза промышленной безопасности
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный за-
кон № 116-ФЗ) проведение экспертизы промышленной безопасности относится к
видам деятельности в области промышленной безопасности.
Экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов
экспертизы промышленной безопасности предъявляемым к ним требованиям про-
мышленной безопасности.
Разработка экспертизы промышленной безопасности регламентируется Феде-
ральным законом № 116-ФЗ, Федеральными нормами и правилами в области про-
мышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной без-
опасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538.
В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ экспертизе промышленной
безопасности подлежат:
документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
документация на техническое перевооружение опасного производственного объ-
екта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной докумен-
тации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством
о градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в
случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;
здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные
для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, пе-
ремещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе докумен-
тации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не
входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, под-
лежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной дея-
тельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или
вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изме-
нения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном
федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на ос-
новании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты иссле-
дований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промыш-
ленной безопасности (далее — Реестр) предоставляется путем внесения в Реестр
заключений экспертизы, подготовленных по результатам проведения экспертизы
промышленной безопасности опасных производственных объектов, перечень кото-
323
рых установлен статьей 13 Федерального закона № 116-ФЗ, и осуществляется тер-
риториальными органами Ростехнадзора по месту нахождения опасного производ-
ственного объекта в соответствии с Административным регламентом Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставле-
нию государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промыш-
ленной безопасности, утвержденным приказом Ростехнадзора от 23.06.2014 № 260.
С 1 августа 2016 года вступил в силу приказ Ростехнадзора от 31.05.2016 № 206
«О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению госу-
дарственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной
безопасности, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 23 июня 2014 г. № 260» (зарегистриро-
ван в Минюсте России 11.07.2016, рег. № 42806). В редакции Административного
регламента, действующей с 1 августа 2016 года, одним из оснований для отказа во
внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр является
представление в составе комплекта заявительных документов заключения экспер-
тизы промышленной безопасности, подписанного экспертом, не аттестованным в
порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации
от 28.05.2015 № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасно-
сти», или прошедшим аттестацию, но имеющим квалификационное удостоверение
эксперта в области промышленной безопасности по области аттестации экспертов
в области промышленной безопасности, действие которой не распространяется на
объект экспертизы промышленной безопасности, и (или) являющимся экспертом
в области промышленной безопасности иной категории.
В 2016 году в Реестр внесено 334 302 заключения экспертизы промышленной без-
опасности (табл. 132).
Таблица 132
Сведения о зарегистрированных в 2016 г. заключениях экспертизы
промышленной безопасности
Наименование
2016 г.
п/п
Всего зарегистрировано заключений экспертизы, из них:
334 302
1
деклараций промышленной безопасности опасного производственного
585
объекта
2
зданий и сооружений на опасном производственном объекте
31 879
3
документации на консервацию опасного производственного объекта
1647
4
документации на ликвидацию опасного производственного объекта
888
5
документации на техническое перевооружение опасного производственно-
17 745
го объекта в случае, если указанная документация не входит в состав про-
ектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответ-
ствии с законодательством о градостроительной деятельности
6
обоснований безопасности опасного производственного объекта
167
7
технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте
281 391
Основной объем из внесенных в Реестр заключений экспертизы промышленной
безопасности приходится на технические устройства, применяемые на опасном про-
изводственном объекте.
324
Наибольшее количество экспертиз промышленной безопасности технических
устройств, применяемых на опасных производственных объектах, приходится на
подъемные сооружения. Значительное количество работ по проведению эксперти-
зы промышленной безопасности приходится на нефтегазовую промышленность,
объекты газопотребления и газораспределения, нефтехимическую и нефтеперера-
батывающую промышленность, объекты, на которых используется оборудование,
работающее под давлением, химический комплекс.
2.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных
производственных объектов
Отнесение предприятий или их цехов, участков, площадок, а также иных объ-
ектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хра-
нятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, к категории опасных
(или неопасных) производственных объектов производится согласно статьи 2 Фе-
дерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опас-
ных производственных объектов», в редакции Федерального закона от 04.03.2013
№ 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопас-
ности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 ста-
тьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», и приложению
1 к нему. Также в соответствии с приложением 2 (таблица 1 и таблица 2) устанавли-
ваются классы опасности опасных производственных объектов:
I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс — объекты высокой опасности;
III класс — объекты средней опасности;
IV класс — объекты низкой опасности.
В зависимости от типов опасных производственных объектов для их классифика-
ции применяются различные количественные характеристики, такие как: масса ис-
пользуемых в различных процессах опасных веществ; давление в трубопроводных сис-
темах; объемы разработки горной массы; использование оборудования, рассчитанного
на определенную массу расплава металла. Качественные характеристики определяют
виды работ или производств, например, опасные производственные объекты бурения
и добычи нефти, газа и газового конденсата, элеваторы, опасные производственные
объекты объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производств, сети га-
зораспределения и газопотребления. При классификации объектов, на которых ис-
пользуется оборудование, работающее под избыточным давлением, также учитыва-
ется социальная значимость последствий аварий с этим оборудованием.
Исполнение государственной услуги по регистрации опасных производственных
объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и веде-
нию государственного реестра опасных производственных объектов осуществляет-
ся на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Правила-
ми регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных
объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 24.11.1998 № 1371, в порядке, установленном Административным регламентом
по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и
325
атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производствен-
ных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, ут-
вержденным приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494.
Наименование опасного производственного объекта эксплуатирующая организа-
ция — заявитель устанавливает с учетом Требований к ведению государственного рее-
стра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным
производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опас-
ных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.04.2011
№ 168 на основании идентификации объекта, которую осуществляет самостоятельно,
с полной мерой ответственности за достоверность результатов ее проведения.
В составе государственного реестра опасных производственных объектов осу-
ществляется ведение ведомственных и территориальных разделов.
Ведение всех разделов государственного реестра опасных производственных объ-
ектов осуществляется на основе единых нормативно-методических и программных
принципов.
По итогам 2016 года можно отметить, что территориальными органами Ростех-
надзора проведена перерегистрация 98 % от общего количества опасных производ-
ственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре по состоянию
на 15 марта 2013 года (285 750 объектов).
По данным, содержащимся в Комплексной системе информатизации Ростехнад-
зора на 1 января 2017 года, в государственном реестре опасных производственных
объектов содержится информация о 174 906 ОПО, из них 171 111 объектов прош-
ли перерегистрацию с присвоением класса опасности. Исключено 170 190 объек-
тов (59 % от количества ОПО), находившихся в государственном реестре по состо-
янию на 15 марта 2013 года.
Из общего количества зарегистрированных опасных производственных объектов
по состоянию на 1 января 2017 года преобладающее большинство составляют объ-
екты средней опасности (III класс — 51,81 %, более 90 тыс. объектов), опасные про-
изводственные объекты низкой опасности (IV класс — 40,68 %, более 70 тыс. объек-
тов), опасные производственные объекты высокой опасности (II класс) — 4,45 %,
7,7 тыс. объектов), опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опас-
ности (I класс) — 1,15 %, более 2 тыс. объектов) (рис. 98).
Рис. 98. Распределение зарегистрированных ОПО по классу опасности
326
2.5. Декларирование промышленной безопасности
Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта
(ОПО) — документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки ри-
ска аварии, анализа достоверности принятых мер по предупреждению аварий и по
обеспечению готовности организаций к эксплуатации ОПО в соответствии с тре-
бованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и
ликвидации последствий аварии на ОПО.
Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-
ФЗ) устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной без-
опасности ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются,
перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опас-
ные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федераль-
ному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведе-
нии взрывных работ).
Разработка декларации промышленной безопасности регламентируется Феде-
ральным законом № 116-ФЗ, Порядком оформления декларации промышленной
безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее све-
дений, утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893 «Об утвержде-
нии Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов и перечня включаемых в нее сведений».
На основании пункта 3.1 статьи 14 Федерального закона № 116-ФЗ декларация
промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производст-
венного объекта разрабатывается вновь:
в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышлен-
ной безопасности последней декларации промышленной безопасности;
в случае изменения технологических процессов на опасном производственном
объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных ве-
ществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объ-
екте;
в случае изменения требований промышленной безопасности;
по предписанию федерального органа исполнительной власти в области про-
мышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления не-
соответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности,
сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного над-
зора в области промышленной безопасности.
Предоставление Ростехнадзором государственной услуги по ведению реестра де-
клараций промышленной безопасности (далее — Реестр) осуществляется в соответ-
ствии с «Административным регламентом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги
по ведению реестра деклараций промышленной безопасности», утвержденного при-
казом Ростехнадзора от 23.06.2014 № 257.
Всего Ростехнадзором в 2016 году внесено в Реестр 652 декларации промышлен-
ной безопасности (рис. 99, табл. 133).
327
Рис. 99. Динамика разработки деклараций промышленной безопасности
в период 1996-2016 гг.
Таблица 133
Распределение внесенных в Реестр в 2016 г. деклараций по отраслям промышленности
Нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность
65
Нефтегазодобывающая промышленность
303
Магистральный нефтепроводный транспорт
83
Газораспределение и газопотребление
38
Металлургическая промышленность
9
Объекты хранения взрывчатых материалов
37
Химический комплекс
79
Горная промышленность
17
Наибольшее количество деклараций промышленной безопасности разработано
на объекты нефтегазодобычи (рис. 100).
Рис. 100. Распределение зарегистрированных в 2016 г. деклараций по отраслям
промышленности
328
2.6. Результаты деятельности функциональных подсистем контроля
за ядерно и радиационно опасными объектами и за химически опасными
и взрывопожароопасными объектами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Участие в работе Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года
№ 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — Положение).
В Положении определены порядок организации и функционирования единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). В составе РСЧС действуют две функциональные подсистемы, созданные
Ростехнадзором в соответствии с приложением к Положению:
функциональная подсистема контроля за ядерно и радиационно опасными объ-
ектами (ФП ЯРОО РСЧС);
функциональная подсистема контроля за химически опасными и взрывопожа-
роопасными объектами (ФП ХОВПО РСЧС).
На федеральном уровне координационными органами РСЧС являются Прави-
тельственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности (далее — Правительственная КЧС) и комис-
сии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению по-
жарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномо-
ченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы (в
Ростехнадзоре — Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си-
туаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору, далее — КЧС Ростехнадзора).
В 2016 году состоялось 8 заседаний Правительственной КЧС, в которых прини-
мали участие представители Ростехнадзора. Одним из членов Правительственной
КЧС является заместитель руководителя Ростехнадзора.
Ростехнадзором в 2016 году выполнялись следующие мероприятия во исполне-
ние поручений Правительственной КЧС.
В Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России (да-
лее — НЦУКС МЧС России) ежеквартально направлялась обобщенная информа-
ция по итогам проверок соблюдения требований промышленной безопасности на
опасных производственных объектах угольной промышленности (в соответствии с
подпунктом «б» пункта 2 раздела II Протокола заседания Правительственной КЧС
от 11.03.2014 № 4).
Территориальным органам Ростехнадзора были даны указания по обеспечению
готовности органов управления, сил и средств территориальных органов Ростех-
надзора к действиям по предупреждению и при возникновении чрезвычайных си-
туаций, а также по участию (при необходимости) в совместных комплексных уче-
ниях с МЧС России по отработке вопросов предупреждения чрезвычайных ситуа-
ций, защиты объектов экономики и инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций,
направленных на:
предупреждение пожаров в пожароопасном сезоне 2016 года (в соответствии с
решением Протокола заседания Правительственной КЧС от 05.02.2016 № 1);
329
обращение особого внимания на состояние бесхозяйных гидротехнических со-
оружений в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков (в
соответствии с решением Протокола заседания Правительственной КЧС от 12 фев-
раля 2016 г. № 2);
исключение чрезвычайных ситуаций в период новогодних праздников 2016-
2017 годов (в соответствии с решением раздела III Протокола заседания Правитель-
ственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности от 06.12.2016 № 8).
В целях организации работ по передаче информации, поступающей от дежур-
но-диспетчерских служб потенциально опасных объектов в НЦУКС, в 2016 году
была создана совместная рабочая группа по совершенствованию информационно-
го взаимодействия между Ростехнадзором и МЧС России. В состав рабочей груп-
пы, утвержденной приказом Ростехнадзора от 29 марта 2016 г. № 131, вошли пред-
ставители Ростехнадзора, МЧС России, НЦУКС и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС
России, ФГУП «ВО Безопасность», ФБУ «НТЦ ЯРБ». Утвержден План деятель-
ности рабочей группы, проведены 2 заседания под председательством заместителя
руководителя Ростехнадзора, а также рабочие встречи с участием представителей
Ростехнадзора и МЧС России. В ходе совместных мероприятий обсуждались пе-
речень объектов, которые могут быть включены в опытный участок для отработ-
ки процедуры передачи информации от структурированных систем мониторинга и
управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) потенциаль-
но опасных объектов в НЦУКС и Ростехнадзор, интерфейс оператора, объем дан-
ных, поступающих в Ростехнадзор и НЦУКС, расширение сервиса программно-
го комплекса СМИС органа повседневного управления РСЧС на базе «облачных
технологий». Данная работа являлась продолжением деятельности по исполнению
поручения, изложенного в пункте 2 раздела III Протокола заседания Правительст-
венной КЧС от 27.11.2015 № 9.
Представители Ростехнадзора в течение 2016 года также принимали участие в
ежемесячных тематических селекторных совещаниях в режиме видеоконференцсвя-
зи, организованных МЧС России.
Деятельность комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
В соответствии с Положением о КЧС Ростехнадзора, утвержденным приказом
Ростехнадзора от 20.11.2014 № 526, а также Положениями о ФП РСЧС Ростехнад-
зора Комиссия является координационным органом ФП ЯРОО РСЧС и ФП ХОВ-
ПО РСЧС.
Деятельность КЧС Ростехнадзора осуществлялась в соответствии с Планом ра-
боты КЧС Ростехнадзора на 2016 год, утвержденным руководителем Ростехнадзо-
ра, который является председателем КЧС Ростехнадзора.
В 2016 году состоялось три заседания КЧС Ростехнадзора, на которых рассматри-
вались актуальные вопросы, связанные с координацией и планированием деятель-
ности функциональных подсистем РСЧС, созданных в Ростехнадзоре:
промежуточные результаты деятельности рабочей группы по совершенствова-
нию информационного взаимодействия в рамках функциональных подсистем РСЧС
Ростехнадзора;
330
нормативное правовое и организационно-техническое обеспечение производст-
венных объектов угольной промышленности комплексными системами безопасности;
реализация полномочий Информационно-аналитического центра Ростехнадзо-
ра (далее — ИАЦ Ростехнадзора) по организации и обеспечению функционирова-
ния системы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами в случае воз-
никновения аварий.
Во исполнение поручения по пункту 7.3 Протокола заседания Коллегии Ростех-
надзора от 30.09.2015 № 3 руководителями территориальных органов Ростехнадзора
в 2016 году изданы приказы о составе и плане работы КЧС каждого территориаль-
ного органа. В разделе II в пунктах 2.1 и 2.2 Протокола заседания КЧС Ростехнад-
зора от 21.12.2016 № КЧС-3 дано поручение разработать план работы КЧС каждого
территориального органа на 2017 год и информировать о результатах его выполне-
ния центральный аппарат Ростехнадзора.
В соответствии с пунктом 2 раздела IV Протокола заседания КЧС Ростехнадзора
от 21.12.2016 № КЧС-3 проект Плана работы КЧС Ростехнадзора на 2017 год был
представлен на утверждение председателю КЧС Ростехнадзора и утвержден 30 де-
кабря 2016 года.
Мероприятия, выполненные в соответствии с Планами действий функциональных
подсистем контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и за химически
опасными и взрывопожароопасными объектами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Мероприятия, связанные с деятельностью ФП ХОВПО РСЧС и ФП ЯРОО
РСЧС, осуществлялись в соответствии с Планами действий ФП ХОВПО РСЧС и
ФП ЯРОО РСЧС на 2016 год, утвержденными приказом Ростехнадзора от 4 февра-
ля 2016 г. № 41.
Планы действий ФП РСЧС Ростехнадзора предусматривали следующие меро-
приятия, направленные на реализацию задач ФП РСЧС Ростехнадзора, указанных
в Положениях о ФП РСЧС:
выявление нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных
ситуаций на ХОВПО и ЯРОО, их причин и условий и принятие мер по их устранению;
проверка готовности организаций к действиям по локализации и ликвидации
аварий на ХОВПО и ЯРОО при проведении плановых проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей;
обеспечение готовности Ростехнадзора к действиям при возникновении чрезвы-
чайных ситуаций на ХОВПО и ЯРОО;
отработка Ростехнадзором методов контроля за действиями эксплуатирующих
организаций при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций на ЯРОО;
взаимодействие отдела оперативно-диспетчерской службы Управления специ-
альной безопасности Ростехнадзора с органами повседневного управления подси-
стем РСЧС федеральных органов исполнительной власти;
организация взаимодействия ИАЦ Ростехнадзора с Ситуационно-кризисным
центром Госкорпорации «Росатом» и Кризисным центром ОАО «Концерн Рос-
энергоатом»;
выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си-
туаций и обеспечению пожарной безопасности при возникновении чрезвычайных
ситуаций на ХОВПО и ЯРОО, проводимых по плану МЧС России.
331
В целях обеспечения функционирования ФП РСЧС ЯРОО и отработки методов
контроля за действиями эксплуатирующих организаций при возникновении аварий
и чрезвычайных ситуаций на ЯРОО в 2014 году создан ИАЦ Ростехнадзора.
В 2016 году ИАЦ Ростехнадзора использовался для оценки готовности филиа-
лов АО «Концерн Росэнергоатом» к действиям в аварийной ситуации на АЭС. ИАЦ
Ростехнадзора принимал участие в 6 противоаварийных тренировках (на Смолен-
ской АЭС, на Белоярской АЭС (2 тренировки), на Балаковской АЭС, Билибинской
АЭС, Ростовской АЭС) и одном комплексном противоаварийном учении с 21 по 23
сентября 2016 года на Белоярской АЭС.
По результатам проведенных противоаварийных тренировок и учений Ростехнад-
зором осуществлялась оценка их эффективности и вырабатывались рекомендации
по совершенствованию действий эксплуатирующей организации по аварийной го-
товности. Оценка тренировок и учений производилась Ростехнадзором в соответ-
ствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности противоава-
рийных тренировок и учений эксплуатирующей организации атомных станций»,
утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.11.2013 № 525.
2.7. Научно-техническая поддержка регулирующей деятельности
2.7.1. Научно-исследовательские работы в области ядерной
и радиационной безопасности
В 2016 году научная поддержка регулирующей деятельности Ростехнадзора осу-
ществлялась ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках:
государственного задания за счет средств федерального бюджета;
федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной без-
опасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года», входящей в государствен-
ную программу Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленно-
го комплекса»;
договоров с организациями атомной отрасли.
2.7.1.1. Государственное задание ФБУ «НТЦ ЯРБ»
В 2016 году в рамках государственного задания ФБУ «НТЦ ЯРБ» выполнялись
работы по четырем разделам, предусмотренным «Ведомственным перечнем госу-
дарственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов дея-
тельности».
В рамках выполнения 26 тем подготовлено 89 отчетов, содержащих результаты
научно-исследовательских работ, проекты федеральных норм и правил (ФНП) и ру-
ководств по безопасности (РБ).
Все работы были направлены на научно-техническую поддержку регулирующей
деятельности Ростехнадзора в области использования атомной энергии.
Проведение прикладных научных исследований
В рамках данного раздела выполнен комплекс НИР, в результате которых:
1. Разработаны предложения по вопросам аварийной готовности и реагирова-
ния на объектах ядерного топливного цикла (ОЯТЦ) с целью исключения дубли-
332
рования полномочий Ростехнадзора и иных ведомств, а также с целью учета реко-
мендаций МАГАТЭ.
В рамках данной работы проведен анализ нормативных правовых актов Россий-
ской Федерации, затрагивающих аспекты аварийной готовности и реагирования на
ОЯТЦ, по результатам анализа сформулированы предложения, направленные на
усиление регулирующей роли Ростехнадзора в части аварийной готовности и реа-
гирования на ОЯТЦ.
2. Разработан проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок
разработки и установления нормативов допустимых выбросов и нормативов допу-
стимых сбросов радиоактивных веществ, а также порядок выдачи разрешений на
выбросы и сбросы радиоактивных веществ тепловыделяющих сборок.
В рамках данной работы на основе анализа нормативной правовой базы Россий-
ской Федерации в части регулирования выбросов и сбросов радиоактивных веществ
в окружающую среду разработан проект нормативного правового акта, устанавли-
вающего порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов и
нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также порядок выдачи
разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ.
3. Разработана расчетная модель экспресс-оценки процессов в реакторной уста-
новке блоков АЭС с РУ типа ВВЭР-440 (для переходных процессов с течами перво-
го контура) для целей поддержки информационно-аналитического центра Ростех-
надзора. Для обеспечения деятельности информационно-аналитического центра
Ростехнадзора в условиях аварийного реагирования при нарушениях в работе АЭС
на базе ПС «РАДУГА-ЭУ» разработана модель экспресс-оценки в реакторной уста-
новке блоков АЭС с РУ типа ВВЭР-440 для переходных процессов, связанных с те-
чами из первого контура.
Разработанный графический интерфейс (мнемосхемы) может быть использован
для отображения технологических параметров, поступающих в информационно-
аналитический центр Ростехнадзора с блоков АЭС. В рамках данной работы разрабо-
тана нейтронно-физическая модель РУ ВВЭР-440 для текущих топливных загрузок
энергоблоков № 1 — № 4 Кольской АЭС и проведена их верификация. Нейтронно-
физическая модель РУ предназначена для задания исходного состояния для моделей
экспресс-оценки соответствующих энергоблоков, а также в перспективе для расче-
та выброса радиоактивности в случае аварии.
4. Разработана расчетная модель экспресс-оценки процессов в реакторной уста-
новке блоков АЭС-2006 (для переходных процессов, не связанных с течами первого
контура) для целей поддержки информационно-аналитического центра Ростехнад-
зора. Разработанные быстродействующие модели оценки состояния критических
функций безопасности и прогноза развития аварийных процессов в РУ на энерго-
блоках АЭС с реактором ВВЭР-1200 без течей из первого контура. Модель верифи-
цирована для режимов без течи из первого контура. Разработана нейтронно-физи-
ческая модель РУ ВВЭР-1200 в соответствии с проектом Курской АЭС-2 для первых
двух топливных загрузок указанной АЭС и проведена их верификация. Нейтронно-
физическая модель РУ предназначена для задания исходного состояния для моде-
лей экспресс-оценки соответствующих энергоблоков, для расчета выброса радио-
активности в случае аварии.
5. Разработана расчетная модель для оценок нейтронно-физических и теплоги-
дравлических характеристик реакторных установок типа БН. Выполнена верифика-
333
ция расчетной модели по результатам опубликованных бенчмарк-экспериментов и
данных пусковых измерений на реакторах БН-600 и БН-800. Выполнен анализ ре-
зультатов начального этапа эксплуатации реактора БН-800. В результате данной ра-
боты: разработана нейтронно-физическая и теплогидравлическая модели реактора
БН-800 со стартовой топливной загрузкой; проведено сопоставление расчетных и
проектных значений на разработанной модели БН-800; проведен связанный ней-
тронно-физический теплогидравлический расчет реакторной установки БН-800 при
работе на номинальной мощности.
6. Разработаны научно обоснованные предложения по совершенствованию дей-
ствующих нормативных документов на основе обратной связи от промышленности
и межрегиональных территориальных управлений Ростехнадзора по надзору за ядер-
ной и радиационной безопасностью (далее — МТУ ЯРБ). Подготовлены предложе-
ния по совершенствованию действующих нормативных документов на основе ана-
лиза и систематизации поступивших предложений и замечаний, а также результатов
оценки безопасности объектов использования атомной энергии. По результатам ра-
бот систематизирована информация по разрабатываемым нормативным документам.
7. Проведены прикладные научные исследования, в результате которых подго-
товлены проекты нормативных документов:
«Общие положения обеспечения безопасности судов атомно-технологическо-
го обслуживания»;
«Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для
объектов использования атомной энергии» (изменение в НП-043-11).
Доработаны окончательные редакции проектов РБ с учетом поступивших заме-
чаний для представления на утверждение:
«Рекомендации по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными
отходами на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами и судах атомно-
технологического обслуживания (взамен РБ-010-00, РБ-010-16 утверждено прика-
зом Ростехнадзора от 15.07.2016 № 302);
«Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного то-
пливного цикла» (взамен РБ-047-08, РБ-047-16 утверждено приказом Ростехнад-
зора от 02.11.2016 № 457);
«Рекомендации к разработке вероятностного анализа безопасности для храни-
лищ отработавшего ядерного топлива».
8. Разработаны окончательные редакции проектов РБ:
«Рекомендации по формированию и поддержанию культуры безопасности на
атомных станциях»;
«Положение о паспорте реакторной установки блока атомной станции».
9. Разработаны проекты методических рекомендаций по проведению инспек-
ций для определенных специальных видов работ с радиационными источниками:
методические рекомендации по осуществлению надзора за обеспечением радиа-
ционной безопасности на объектах проведения геофизических исследований с ис-
пользованием радиационных источников (взамен РД-07-16-2004);
методические рекомендации по осуществлению надзора за обеспечением ра-
диационной безопасности при эксплуатации радиоизотопных приборов (взамен
РД-07-11-2001).
334
Обеспечение государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии
В рамках данного раздела выполнен следующий комплекс работ:
1. Выполнен анализ безопасности эксплуатации энергоблоков второй очереди Ле-
нинградской АЭС и второй очереди Курской АЭС при управлении ресурсом с пред-
ложениями по принятию регулирующих действий Ростехнадзора, а также по совер-
шенствованию нормативной базы. В результате выполненного анализа показано, что
состояние графитовой кладки удовлетворительное и в настоящее время не является
фактором, ограничивающим дальнейшую эксплуатацию энергоблоков. Эксплуатиру-
ющей организации рекомендовано при прогнозировании формоизменения ТК и кана-
лов СУЗ учитывать увеличение скорости прироста стрел прогиба со временем эксплуа-
тации, выполнить оценки сейсмической устойчивости кладки энергоблоков при нену-
левых прогибах графитовых колонн, а также проанализировать влияние уменьшения
плотности графита на паровой эффект реактивности и эффект обезвоживания КМПЦ.
Выполнен анализ безопасности эксплуатации энергоблоков № 1-3 Смолен-
ской АЭС после внедрения комплексной системы контроля, управления и защиты
(КСКУЗ) с предложениями по принятию регулирующих действий Ростехнадзора,
а также по совершенствованию нормативной базы. Показано, что перевод энерго-
блоков № 1 и 2 САЭС на КСКУЗ в условиях перехода на полномасштабную загруз-
ку уран-эрбиевым топливом с обогащением 2,8 % и стержни КРО способствовал
повышению безопасности эксплуатации указанных энергоблоков. Анализ эксплу-
атации энергоблока №3 САЭС, на котором КСКУЗ пока не внедрена, показал со-
ответствие параметров РУ энергоблока проектным значениям.
2. Выполнен анализ результатов мониторинга геотехнических условий на пло-
щадках АЭС. Выполнен анализ результатов применения современных российских
автоматизированных средств геотехнического мониторинга оснований и фундамен-
тов зданий и сооружений АЭС для целей научно-технического обеспечения лицен-
зирования ОИАЭ, включая:
оценку результатов мониторинга геотехнических условий на площадках АЭС по
материалам экспертиз ФБУ «НТЦ ЯРБ»;
разработку рекомендаций по совершенствованию обоснования безопасности
эксплуатации зданий и сооружений АЭС по результатам геотехнических монито-
ринговых наблюдений;
анализ результатов применения современной российской автоматизированной
системы мониторинга крена СМК-10, установленной на фундаменте здания ТТБ
ХОЯТ КуАЭС; отмечены положительные факторы и недостатки работы СМК-10.
Рекомендованы направления усовершенствования системы СМК-10.
3. Анализ результатов верификации программных средств в 2016 году, применя-
емых при обосновании и (или) обеспечении безопасности ОИАЭ, для целей науч-
но-технического обеспечения лицензирования ОИАЭ. Обобщены отмеченные при
экспертизе замечания, касающиеся применимости использованных при обоснова-
ниях безопасности программных средств, с целью обобщения информации о выяв-
ленных недостатках обоснования применимости результатов расчетов, связанных
с использованием не верифицированных и не аттестованных в установленном по-
рядке ПС, а также о недостатках обоснования безопасности объектов использова-
ния атомной энергии, связанных с недостаточной обоснованностью используемых
расчетных методик и соответствующих программных средств.
335
Рассмотрены результаты работы Совета по аттестации программных средств при
Ростехнадзоре и его тематических секций. Результаты экспертизы и аттестации ПС
включены в информационную базу аттестованных ПС, которая используется при
экспертизе обоснования безопасности ОИАЭ в рамках процедуры лицензирования.
4. Выполнена формализация модели ВАБ для 5-го блока Нововоронежской АЭС.
Разработаны процедурные таблицы, формализующие модель ВАБ, для выполне-
ния экспресс-оценок рисков нарушений для 5-го блока Нововоронежской АЭС.
Для блока № 5 Нововоронежской АЭС разработаны процедурные таблицы (пред-
ставляют собой формализованную в виде таблиц вероятностную модель блока АЭС)
для выполнения Ростехнадзором при осуществлении надзорной деятельности экс-
пресс-оценки вероятностного показателя безопасности (ВПБ), связанного с отсту-
плениями и (или) нарушениями, выявленными на блоке. Для классификации от-
ступлений и (или) нарушений по значимости для безопасности были разработаны
вероятностные критерии, в соответствии с которыми отступления и (или) наруше-
ния могут быть классифицированы как малозначимые, среднезначимые и высокоз-
начимые. В зависимости от класса отступления и (или) нарушения были сформули-
рованы рекомендации по обеспечению безопасности блока АЭС.
5. Представлены результаты выполнения оперативных поручений Ростехнадзо-
ра в 2016 году в области использования атомной энергии.
Выполнено в 2016 году 286 оперативных поручений Ростехнадзора.
Обеспечение мероприятий по расследованию причин аварий, нарушений, инциден-
тов и чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидации их последствий
В рамках данного раздела выполнен комплекс НИР, в том числе:
1. Выполнены работы по анализу нарушений в работе объектов использования
атомной энергии при их эксплуатации, а также годовых отчетов по безопасности
объектов использования атомной энергии. Выполнены анализы нарушений в рабо-
те атомных станций, радиационных источников, исследовательских ядерных уста-
новок, объектов ядерного топливного цикла и ядерных энергетических установок
судов и иных плавсредств, а также в системах учета, контроля и физической защи-
ты ядерных материалов и радиоактивных веществ на объектах использования атом-
ной энергии.
Выполненные работы позволили выявить тенденции в динамике нарушений при
эксплуатации объектов использования атомной энергии, выявить дефициты без-
опасности, провести оценку состояния ядерной и радиационной безопасности объ-
ектов использования атомной энергии, а также оценить необходимость разработки
и корректировки нормативной документации. Выявлены проблемы безопасности
объектов использования атомной энергии, которые предстоит решать эксплуатиру-
ющим организациям в целях повышения безопасности.
2. Выполнен обобщенный анализ информации об отклонениях и отказах за
2016 году, представляющих опасность для целостности оборудования и трубопро-
водов, с предложениями по принятию регулирующих действий Ростехнадзора. Вы-
полнен анализ корректирующих мероприятий эксплуатирующей организации по
выявлению и устранению причин отказов.
В результате выполненного анализа сформулированы замечания и предложения
по принятию регулирующих действий Ростехнадзора. Систематизированы данные
по выявлению дефектов в оборудовании и трубопроводах АЭС как по типам реак-
336
торов, так и по отдельным энергоблокам, по типам оборудования и типам дефектов
за период 2014 год — сентябрь 2016 года, выполнен сопоставительный анализ дина-
мики выявления дефектности оборудования и трубопроводов АЭС.
Административное обеспечение деятельности организаций
В рамках данного раздела актуализированы полнотекстовые базы данных по нор-
мативным правовым актам и нормативным документам в области ядерной и радиа-
ционной безопасности и по документам МАГАТЭ за 2016 год. Организован доступ
к этим базам данных специалистов центрального аппарата Ростехнадзора, его меж-
региональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиацион-
ной безопасностью и специалистов атомной отрасли через корпоративный портал
и сайт Учреждения.
Специалистам Ростехнадзора в течение года был организован доступ к следую-
щим информационным продуктам:
БД нормативных правовых документов в области регулирования ядерной и ра-
диационной безопасности;
электронная библиотека документов МАГАТЭ;
официально изданные нормативные правовые акты в области использования
атомной энергии.
В соответствии с заявками от МТУ Ростехнадзора и центрального аппарата спе-
циалисты обеспечивались книгами и брошюрами, а также журналом «Ядерная и ра-
диационная безопасность». Было выслано 890 нормативных правовых актов и нор-
мативных документов Ростехнадзора в 104 адреса, 22 документа МАГАТЭ по запро-
сам 15 Управления Ростехнадзора, Северо-Европейского и Центрального МТУ за
ЯРБ, а также более 150 экземпляров журнала «Ядерная и радиационная безопас-
ность» № 1-4, 2016 г., в 104 адреса.
2.7.1.2. Деятельность ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках федеральной целевой програм-
мы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 — 2020 годы и на
период до 2030 года»
Основной целью федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и ра-
диационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ)
является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной
безопасности Российской Федерации.
В 2016 году ФБУ «НТЦ ЯРБ» выполнялись работы по трем мероприятиям ФЦП
ЯРБ, государственным заказчиком которых являлся Ростехнадзор.
В рамках трех государственных контрактов были выполнены 36 тем НИР и под-
готовлены 63 отчета, содержащие научно-техническую продукцию в виде различ-
ных редакций нормативных документов (ФНП и РБ) и отчетов о научно-исследо-
вательских работах.
Основной целью выполняемых работ является получение результатов, способст-
вующих эффективному выполнению задач, стоящих перед Ростехнадзором при ре-
ализации мероприятий ФЦП ЯРБ, государственным заказчиком которых он опре-
делен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2015 № 1248.
Выполняемые работы были направлены на комплексное решение проблемы науч-
ного обеспечения регулирования ядерной и радиационной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..