ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 18

 

 

273
Показатели (2016 год)
Надзор (конт-
Надзор (контроль) за
роль) в области
лифтами, эскалаторами
промышленной
(вне метрополитенов) и
безопасности
платформами подъем-
ными для инвалидов
Общее количество юр. лиц, ИП, в отношении
1059
4148
которых в ходе проведения проверок выявлены
правонарушения
Общее количество проверок, по итогам которых
1030
642
по фактам выявленных нарушений наложены
административные наказания
Общее количество административных наказа-
2613
915
ний, наложенных по итогам проверок, в том чи-
сле:
предупреждение
362
56
административное приостановление деятель-
149
ности
административный штраф
2102
859
Общая сумма наложенных административных
150 244 900
25 782 900
штрафов, руб.
Так, в 2016 году инспекторами территориальных органов проведено 4906 прове-
рок поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность в области промыш-
ленной безопасности, из них проведено 617 плановых проверок, 3775 — внеплано-
вых проверок и 93 проверки в рамках режима постоянного государственного надзора.
По сравнению с 2015 годом количество проведенных проверок в 2016 году увели-
чилось. Это связано с изменениями, вступившими в силу в июне 2016 года, в Феде-
ральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила без-
опасности опасных производственных объектов, на которых используются подъ-
емные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533,
в части полномочий инспекторов по участию в комиссиях по пуску подъемных со-
оружений в работу.
В ходе проведения в 2016 году проверок выявлено 12 392 нарушения требований
нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. Нарушения
были выявлены в 1059 из 2659 проверенных организациях.
За допущенные нарушения наложено 2613 административных наказаний, в том
числе:
2102 административных штрафа на общую сумму 150 244,9 тыс. руб. (взыскано
50 % от общего количества наложенных штрафов);
149 раз применялось административное приостановление деятельности;
362 раза вынесено предупреждение.
В сравнении с итогами 2015 года количество плановых проверок соблюдения тре-
бований промышленной безопасности снизилось на 7 %, при этом количество ад-
министративных наказаний увеличилось на 1 %.
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) за лифтами,
эскалаторами (вне метрополитенов) и платформами подъемными для инвалидов в
2016 году инспекторами территориальных органов проведено 9408 проверок под-
надзорных организаций, из них 4050 плановых проверок и 5358 — внеплановых.
274
В ходе проведения таких проверок выявлено 39 400 нарушений обязательных
требований. Нарушения были выявлены в 4148 из 6799 проверенных организаци-
ях (61 %).
За допущенные нарушения наложено 915 административных наказаний, в том
числе:
859 административных штрафов на общую сумму 25 782,9 тыс. руб. (взыскано
50 % от общего количества наложенных штрафов);
56 раз выносилось предупреждение.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 7 Правил подготовки органами
государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля еже-
годных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуаль-
ных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2010 № 489, с момента вступления в силу изменений к Феде-
ральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» проверки организаций, эксплуатирующих платформы
подъемные для инвалидов, эскалаторы не включались в План на 2016 год.
Внеплановые проверки организаций, эксплуатирующих платформы подъемные
для инвалидов и эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах), прово-
дились в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осу-
ществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При этом Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных
для инвалидов (ПБ 10-403-01), утвержденные постановлением Госгортехнадзора
России от 11.03.2001 № 10, Правила устройства и безопасной эксплуатации эска-
латоров (ПБ 10-77-94), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России
от 02.08.1994 № 47, применяются в настоящее время в части, не противоречащей
действующему законодательству.
В 2016 году при участии центрального аппарата Ростехнадзором проведены про-
верки деятельности 8 организаций, осуществляющих эксплуатацию канатных до-
рог, и одной организации, осуществляющей эксплуатацию грузоподъемных кранов
в составе ОПО II класса опасности.
В ходе проверок были выявлены многочисленные нарушения установленных тре-
бований действующего законодательства, к организациям применены меры адми-
нистративного воздействия в соответствии с требованиями КоАП РФ.
С участием сотрудников центрального аппарата Ростехнадзором проведены пла-
новая и контрольная проверки реализации Правительством Москвы переданных
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
части своих полномочий.
Изменения законодательства в области промышленной безопасности в части
классификации ОПО и формирования новых принципов риск-ориентированного
надзора за соблюдением эксплуатирующими организациями требований промыш-
ленной безопасности привели к тому, что ОПО, на которых используются только
стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лиф-
тов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов), эскалаторы в метрополи-
тенах, фуникулеры, отнесены к IV классу опасности, осуществление государствен-
ного надзора за которыми законодательством предусмотрено путем мониторинга
информации, поступающей от эксплуатирующих организаций, без проведения пла-
275
новых проверок, по причине идентификации и отнесения таких объектов к объек-
там с низким риском возникновения аварии при эксплуатации опасного производ-
ственного объекта.
За счет появления вышеуказанного класса опасности произошло уменьшение ко-
личества объектов, относимых к более высоким классам опасности опасных произ-
водственных объектов, в отношении которых предусмотрено осуществление госу-
дарственного контроля и надзора путем проведения плановых проверок.
Одновременно с изменениями в № 116-ФЗ у Ростехнадзора появились новые
полномочия, установленные постановлением Правительства Российской Федера-
ции от 13.05.2013 № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по
обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований тех-
нических регламентов Таможенного союза» в связи с принятием Комиссией Тамо-
женного союза технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лиф-
тов», «О безопасности машин и оборудования», вступившими в силу в 2013 году и
устанавливающими требования к проектированию, изготовлению и подтверждению
соответствия технических устройств, впервые выпускаемых в обращение на терри-
тории стран Таможенного союза, ранее содержавшиеся в правилах устройства и без-
опасной эксплуатации соответствующего поднадзорного оборудования.
Согласно предоставленным полномочиям по осуществлению контроля (надзо-
ра) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза Рос-
технадзору поручен контроль и надзор:
в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, которые эксплуатиру-
ются на опасных объектах, — на стадии их эксплуатации, а также в процессе мон-
тажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства,
в отношении которого контроль (надзор) за соблюдением обязательных требова-
ний, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными ор-
ганами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при проведении государственного строительного надзо-
ра в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроитель-
ной деятельности;
в отношении машин и оборудования, включающих в себя все подъемные соору-
жения, за которыми Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор на поднадзор-
ных объектах и связанных с требованиями к этой продукции процессов эксплуата-
ции и утилизации.
Кроме этого постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013
№ 407 Ростехнадзору поручено осуществление государственного контроля (надзора)
за соблюдением обязательных требований к продукции, сопровождаемой действи-
тельными документами об оценке (подтверждении) соответствия, произведенной
и выпущенной в обращение в соответствии с действовавшими до дня вступления в
силу технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов», «О без-
опасности машин и оборудования» обязательными требованиями, установленны-
ми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом ре-
гулировании.
В 2016 году разработан и принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 371-ФЗ «О
внесении изменения в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Феде-
рации» в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по
установлению Порядка организации безопасного использования и содержания лиф-
276
тов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся
пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
В целях совершенствования нормативной базы Ростехнадзора в части надзора за
подъемными сооружениями в 2016 году:
продолжалось сопровождение разработанного в 2015 году проекта приказа Рос-
технадзора «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области про-
мышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объ-
ектов, на которых используются подъемные сооружения». Изменения утверждены
приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146, зарегистрированным Минюстом Рос-
сии 20.05.2016, рег. № 42197;
продолжалось сопровождение разработанного в 2015 году проекта приказа Рос-
технадзора «О внесении изменений в федеральные нормы и правил в области про-
мышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и
фуникулеров». Изменения утверждены приказом Ростехнадзора от 28.04.2016 № 170,
зарегистрированным Минюстом России 26.05.2016, рег. № 42285;
разработаны и утверждены приказом Ростехнадзора от 14.11.2016 № 471 (зареги-
стрирован Минюстом России 12.12.2016, рег. № 44649) форма акта о причинах и об
обстоятельствах аварии на опасном объекте и форма извещения об аварии на опас-
ном объекте;
началась разработка проекта приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила
безопасности эскалаторов в метрополитенах», утвержденные приказом Федераль-
ной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.01.2014
№ 9;
продолжалась начатая в 2015 году разработка проекта постановления Правитель-
ства Российской Федерации, устанавливающего порядок эксплуатации лифтов,
подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, за исключением эскалаторов в
метрополитенах, с учетом положений технического регулирования в рамках Евра-
зийского экономического союза, во исполнение поручения Правительства Россий-
ской Федерации от 10.11.2015 № АХ-П9-7585. По состоянию на 31.12.2016 проект
постановления внесен в Правительство Российской Федерации.
В 2016 году продолжалась начатая в 2015 году разработка руководств по безопас-
ности, содержащих разъяснения требований к подъемным сооружениям и рекомен-
дации по их применению:
Рекомендации по выполнению работ по содержанию рельсовых путей подъем-
ных сооружений в работоспособном состоянии;
Рекомендации по выбору материалов для ремонта и реконструкции сварных
стальных конструкций грузоподъемных машин.
В целях доведения установленных требований систематически проводилась ра-
бота по информированию территориальных органов Ростехнадзора и поднадзор-
ных организаций об изменениях законодательства Российской Федерации в обла-
сти промышленной безопасности и разъяснению вопросов осуществления конт-
рольно-надзорной деятельности, в рамках которой:
проведены в феврале, марте, апреле, мае и сентябре 2016 года 5 онлайн-семина-
ры с работниками территориальных органов Ростехнадзора на тему «Осуществле-
ние государственного контроля (надзора) за объектами, на которых используются
(эксплуатируются) подъемные сооружения и оборудование, работающее под избы-
277
точным давлением. Актуальные вопросы» и «Актуальные вопросы осуществления
государственного строительного надзора»;
в сентябре 2016 года проведен семинар с территориальными органами Ростех-
надзора на тему «Итоги сравнительного анализа результатов работы территориаль-
ных органов Ростехнадзора в первом полугодии 2015 и 2016 годов»;
в октябре 2016 года проведен семинар-совещание с работниками территориаль-
ных органов Ростехнадзора на тему «Требования к оформлению результатов конт-
рольно-надзорных мероприятий проверенных опасных производственных объек-
тов, на которых используются подъемные сооружения»;
в ноябре 2016 года проведен онлайн-семинар с территориальными органами Рос-
технадзора на тему «Осуществление анализа представляемых поднадзорными ор-
ганизациями сведений об организации и осуществлении производственного конт-
роля, меры воздействия на поднадзорные организации при несоблюдении установ-
ленных требований по предоставлению сведений об организации и осуществлении
производственного контроля»;
в декабре 2016 года проведен семинар-совещание с территориальными органа-
ми Ростехнадзора на тему «Требования технического регламента Таможенного со-
юза «Безопасность машин и оборудования», «Требования к оформлению материа-
лов по результатам расследований аварий и несчастных случаев»;
созданы и на постоянной основе актуализируются рубрики «Часто задаваемые
вопросы» в подразделе «Надзор за оборудованием, работающим под избыточным
давлением, и подъемными сооружениями» раздела «Промышленная безопасность»
официального сайта Ростехнадзора, в подразделе «Надзор за деятельностью само-
регулируемых организаций» раздела «Строительный надзор» официального сайта
Ростехнадзора;
в журнале «Безопасность труда в промышленности» публикуются ответы на во-
просы, связанные с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий, а также
размещаются статьи, посвященные вопросам осуществления надзора за соблюде-
нием требований промышленной безопасности.
2.2.20. Электрические станции, котельные, электрические
и тепловые установки и сети
Государственный энергетический надзор и надзор за соблюдением законодатель-
ства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в 2016 году
осуществлялся 23 территориальными управлениями Ростехнадзора в 85 субъектах
Российской Федерации, в 9 федеральных округах Российской Федерации.
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций составляет более
1,1 млн, из них:
число поднадзорных объектов
— 1,9 млн;
тепловых электростанций
— 543;
газотурбинных (газопоршневых) электростанций
— 251;
малых (технологических) электростанций
— 20,5 тыс.;
гидроэлектростанций
— 154;
котельных всего,
— 106,7 тыс.;
в том числе:
производственных
— 10 395;
278
отопительно-производственных
— 15 261;
отопительных
— 81 077;
протяженность тепловых сетей (в двухтрубном исчислении), км
— 185,6 тыс. км;
протяженность линий электропередачи всего, в том числе:
— 4,6 млн км;
напряжением до 1 кВ
— 2,1 млн км;
напряжением выше 1 до 110 кВ
— 2 млн км;
напряжением 220 кВ и выше
— 243 тыс. км;
электрических подстанций
— 850,2 тыс.;
потребителей электрической энергии
— 1 млн 246 тыс.
В 2016 году под руководством и непосредственным участием центрального аппа-
рата совместно с территориальными органами Ростехнадзора проведено 220 прове-
рок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них: АО «СО ЕЭС»,
АО«СИБЭКО», ООО «Дагестанэнерго», ОАО «ТГК-2», ОАО «Фортум», ПАО «Якутск-
энерго», ОАО «Вилюйская ГЭС-3», АО «Мосводоканал», ПАО «Камчатскэнерго»,
ПАО «Иркутская электросетевая компания», ПАО «РусГидро» и др.
По результатам проведения проверок выявлено 11 959 нарушений обязательных
требований.
В 2016 году инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора
проведено более 112 тыс. обследований в рамках контроля организации безопас-
ной эксплуатации и технического состояния оборудования и основных сооружений
электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций,
выявлено более 550 тыс. нарушений.
В ходе проверок отмечены низкий уровень организации и неудовлетворитель-
ное состояние дел по вопросам: подготовки и повышения квалификации персона-
ла; технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей; обнов-
ления основных производственных фондов.
Инспекторским персоналом Ростехнадзора в ходе проведения проверок приме-
нены меры административного наказания в отношении 25 тыс. юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей. Сумма взысканных штрафов составила бо-
лее 240 млн руб.
За отчетный период в ходе проведенных территориальными органами Ростех-
надзора проверок по контролю за состоянием безопасности в электро- и теплоснаб-
жающих организациях при прохождении осенне-зимнего периода 2015-2016 годов
было обследовано:
отопительных и отопительно-производственных котельных — 2339;
теплоснабжающих организаций — 465;
теплосетевых организаций — 69.
В ходе проверок было выявлено более 3 тыс. нарушений норм и правил безопас-
ности при эксплуатации теплоэнергетического оборудования, привлечены к ответ-
ственности 216 юридических и 572 должностных лица.
Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской
Федерации Д.Н. Козака (от 2 июня 2016 года № ДК-П9-3275) Ростехнадзором ор-
ганизована работа по контролю хода подготовки предприятий электроэнергетики и
объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2016-2017 годов.
279
Осуществляя контроль за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжаю-
щих организациях при подготовке к работе в осенне-зимний период 2016-2017 го-
дов, территориальные органы Ростехнадзора провели обследования:
объектов электроэнергетики — 1428;
отопительных и отопительно-производственных котельных — 27 296;
теплоснабжающих организаций - 4233;
теплосетевых организаций - 231.
По результатам проведенных проверок привлечено к административной ответ-
ственности более 6 тыс. физических лиц и 1479 юридических лиц.
Проведенные за этот период проверки показали, что в большинстве регионов
Российской Федерации подготовка к отопительному сезону проведена в соответст-
вии с намеченными планами.
За отчетный период по итогам проверок готовности 83 субъектов электроэнерге-
тики генерирующих и сетевых компаний к отопительному периоду 2016-2017 годов
все организации электроэнергетики получили паспорта готовности.
В 2016 году произошло 64 несчастных случая со смертельным исходом (в 2015 году
произошло 53 несчастных случая), т.е. количество несчастных случаев в сравнении
с аналогичным периодом прошлого года увеличилось (рис. 75).
Рис. 75. Динамика травматизма со смертельным исходом в период 2001-2016 гг.
Наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом за 12 ме-
сяцев 2016 года произошло на электроустановках потребителей — 36 (56 % от об-
щего количества).
В электрических сетях количество несчастных случаев со смертельным исхо-
дом составило 27 (42 %), в тепловых установках энергоснабжающих организа-
ций — 1 (2 %) (рис. 76).
Наибольшее количество несчастных случаев произошло в ходе выполнения работ
на воздушных линиях электропередачи, вблизи электропроводки без снятия напря-
жения, а также в распределительных устройствах вследствие случайного прикосно-
вения к токоведущим частям, находящимся под напряжением.
280
Основные причины несчастных слу-
чаев:
недостаточная подготовленность пер-
сонала к выполнению приемов, влияю-
щих на безопасность работ;
низкое качество подготовки и обуче-
ния персонала выполнению требований
безопасности;
неэффективность мероприятий, обес-
печивающих безопасность работ в энер-
гоустановках;
Рис. 76. Распределение несчастных случаев
отсутствие контроля за проведением
по видам объектов энергетики
организационных и технических меро-
приятий по обеспечению безопасности
при эксплуатации электроустановок;
личная недисциплинированность работников.
Несчастные случаи, связанные с невыполнением технических мероприятий по
подготовке рабочих мест
16 марта 2016 года в ООО «Альшеевские тепловые сети» (Республика Башкорто-
стан) произошел несчастный случай со смертельным исходом.
Электромонтер проводил работы по замеру величины напряжения распредели-
тельных сетей в РУ 10 кВ КТПН 10/0,4 № 337 без оформления работ нарядом-до-
пуском или распоряжением и выполнения необходимых технических мероприятий
для обеспечения безопасности. В результате при приближении к токоведущим ча-
стям, находящимся под напряжением, был поражен электрическим током.
29 июня 2016 года в АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлурги-
ческий комбинат» (Кемеровская область) электромонтер при выполнении ремонт-
ных работ не проверил отсутствие напряжения в ячейке № 100 РП-9 и попал под на-
пряжение 10 кВ, возникшее в результате обратной трансформации, и получил элек-
тротравму, несовместимую с жизнью.
29 июля 2016 года в филиале АО «Дальневосточная распределительная сетевая
компания» (Приморский край) электромонтер при выполнении аварийно-восста-
новительных работ на ВЛ 10 кВ Ф-5 при креплении провода к изолятору прибли-
зился к токоведущим частям, находящимся под напряжением, был поражен элек-
трическим током.
14 сентября 2016 года в ЗАО «Научное техническое предприятие «ИРИС» (Мос-
ковская область) во время выполнения ремонтно-восстановительных работ в
РУ-6 кВ инженер 2-й категории прикоснулся к токоведущим частям, находящимся
под напряжением, и был поражен электрическим током.
Несчастные случаи, связанные с неудовлетворительной организацией производ-
ства работ
7 июля 2016 года в АО «Сахалинэнерго» электромонтер при самовольном прове-
дении работ по отключению АВ 0,4 кВ в РУ-0,4 кВ ТП 126 не выполнил обязатель-
ные организационно-технические мероприятия и получил электротравму, несов-
местимую с жизнью.
281
9 марта 2016 года в ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» (Оренбургская область) в по-
мещении разъединителя ЛР 6 кВ при выполнении работ на масляном выключателе
МВ 6 кВ электромонтер самовольно расширил рабочее место, определенное наря-
дом, и получил электротравму, несовместимую с жизнью.
30 марта 2016 года в филиале ОАО «ФСК ЕЭС» — Средне-Волжское ПМЭС (Рес-
публика Марий Эл) при производстве переключений для ввода в работу СШ 10 кВ в
ЗРУ-10 кВ контролирующий переключения начальник электроподстанции 220 кВ
«Волжская» приблизился на недопустимое расстояние к токоведущим частям (ши-
нам 4 СШ-10кВ), находящимся под напряжением с задней стороны ячейки № 31
4 ТН-10 кВ, в результате чего был поражен электрическим током.
29 июля 2016 года в филиале ОА «Дальневосточная распределительная сете-
вая компания» (Приморский край) в ходе аварийно-восстановительных работ на
ВЛ 10 кВ Ф-5 электромонтер при креплении провода к изолятору приблизился к
токоведущим частям, находящимся под напряжением, в результате чего был пора-
жен электрическим током.
Исходя из анализа обстоятельств и причин несчастных случаев руководителям
поднадзорных предприятий, организаций, учреждений было рекомендовано:
1. Повысить уровень организации производства работ на электрических и тепло-
вых установках. Исключить допуск персонала к работе без обязательной проверки
выполнения организационных и технических мероприятий при подготовке рабо-
чих мест.
2. Обеспечивать проверку знаний персоналом нормативных правовых актов по
охране труда при эксплуатации энергоустановок. Персонал, не прошедший провер-
ку знаний, к работам в энергоустановках не допускать.
3. Обеспечить установленный порядок содержания, применения и испытания
средств защиты.
4. Усилить контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих безопас-
ность работ.
5. Проводить разъяснительную работу с персоналом о недопустимости самоволь-
ных действий, повышать производственную дисциплину. Особое внимание обратить
на организацию производства работ в начале рабочего дня и после перерыва на обед.
6. Повысить уровень организации работ по монтажу, демонтажу, замене и ремонту
энергооборудования. Усилить контроль за соблюдением порядка включения и вы-
ключения энергооборудования и его осмотров.
7. Не допускать персонал к проведению работ в особо опасных помещениях и по-
мещениях с повышенной опасностью без электрозащитных средств.
8. Обеспечить выполнение требований безопасности на линиях электропереда-
чи, находящихся под наведенным напряжением.
9. Не допускать проведение работ вне помещений при проведении технического
обслуживания во время интенсивных осадков и при плохой видимости.
В 2016 году на поднадзорных по направлению государственного энергетическо-
го надзора предприятиях произошло 67 аварий, в том числе 58 аварий на объектах
электроэнергетики (электрические станции, электрические сети, электроустанов-
ки потребителей) и 9 аварийных ситуаций при теплоснабжении (теплогенерирую-
щие установки и сети), в 2015 году произошло 63 аварии (рис. 77).
282
Рис. 77. Количество аварий за 2010-2016 гг.
Наибольшее число аварий (53,44 % от общего числа) произошли из-за отключения
генерирующего оборудования на теплоэлектростанциях, гидроэлектростанциях (ге-
нераторов, турбогенераторов и т.п.) и объектов электросетевого хозяйства, вследствие
чего произошло снижение надежности энергосистемы, включая разделение энерго-
системы на части, а также выделение отдельных энергорайонов Российской Федера-
ции на изолированную работу от Единой энергетической системы России (рис. 78).
Рис. 78. Причны воникновения аварий
2 июля 2016 года произошла авария на ряде объектов электроэнергетики Респу-
блики Башкортостан с массовым отключением объектов электросетевого хозяйства:
отключение ВЛ-500 Буйская-Уфимская с последующим отключением оборудования
ПС-500кВ Уфимская, Бекетово и ВЛ 110-500кВ. В результате отключений произош-
ло выделение центральной части энергосистемы Республики Башкортостан на изо-
лированную работу с массовым отключением объектов электросетевого хозяйства
(высший класс напряжения 500 кВ) в объеме 727,5 МВт.
22 августа 2016 года произошла авария в филиале ПАО «Энел Россия» «Рефтин-
ская ГРЭС»: разрушился конденсатор связи фаза «В» ВЛ 220 кВ Анна — Рефтинская
283
ГРЭС вследствие пробоя изоляции встроенных емкостных элементов с возникно-
вением электрической дуги, перешедшей в 3-фазное короткое замыкание.
Основными причинами аварийности по итогам 2016 года являются следующие
нарушения со стороны субъектов электроэнергетики:
несоблюдение сроков и невыполнение в требуемых объемах технического обслу-
живания и ремонта оборудования и сооружений;
отсутствие контроля за техническим освидетельствованием оборудования;
неисправность устройств релейной защиты и автоматики;
износ оборудования в процессе длительной эксплуатации;
неправильная работа средств режимной и аварийной автоматики из-за проектных
ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудования;
нарушение в работе противоаварийной или режимной автоматики, обусловлен-
ное ошибочными действиями персонала;
неквалифицированные действия обслуживающего персонала;
недостаточный контроль за соблюдением особых условий использования земель-
ных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого
хозяйства (провоз негабаритных грузов, работа автокрана вблизи воздушной линии,
несанкционированная рубка и транспортирование леса с касанием проводов, замы-
канием на землю и последующим развитием аварии);
производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повреж-
дениям, разрушениям оборудования, возможному возгоранию.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об энер-
госбережении и повышении энергетической эффективности осуществляется тер-
риториальными органами Ростехнадзора в отношении более 150 тыс. организаций
с государственным участием, обязанных принимать программы энергосбережения,
и почти 200 тыс. организаций, обязанных проводить энергетическое обследование
в установленный срок.
При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением зако-
нодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
территориальными органами Ростехнадзора за отчетный период 2016 года прове-
рено более 16 тыс. организаций, обязанных принять программы энергосбережения.
В ходе проверок выявлено 408 организаций, нарушивших данные требования. За
допущенные нарушения наложены административные штрафы на 18 юридических
и 12 должностных лиц на общую сумму 1,1 млн руб.
В 2016 году проверено 17,7 тыс. организаций, которые в соответствии с действу-
ющим законодательством обязаны были провести первое обязательное энергетиче-
ское обследование не позднее 31 декабря 2012 года, при этом выявлено 1,2 тыс. ор-
ганизаций, нарушивших данное требование. За допущенные нарушения наложены
штрафы на 63 юридических лица и 66 должностных лиц на общую сумму 2,5 млн руб.
В ходе проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осу-
ществлялся контроль за оснащением зданий, строений и сооружений приборами
учета. Выявлено 1,1 тыс. зданий, не оснащенных приборами учета энергетических
ресурсов. Административное наказание в виде штрафа наложено на 21 юридическое
лицо и 67 должностных лиц на общую сумму 2,3 млн руб.
284
2.2.21. Гидротехнические сооружения
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2008 года № 401, и Положением о федеральном
государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, ут-
вержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012
№ 1108, за Ростехнадзором закреплены функции по осуществлению федерального
государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за
исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (ГТС).
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору ГТС (комплексов ГТС) промыш-
ленности, энергетики и водохозяйственного комплекса составляет 25 819, из них:
751 комплекс ГТС жидких промышленных отходов;
479 комплексов ГТС топливно-энергетического комплекса;
24 589 ГТС водохозяйственного комплекса, в том числе бесхозяйные ГТС — 3859.
ГТС распределены по классам следующим образом:
I класса — 137 комплексов;
II класса — 534 комплекса;
III класса — 1385 комплексов;
IV класса — 23 763 комплекса.
Режим постоянного государственного надзора установлен на 137 комплексах
ГТС, из них:
73 комплекса ГТС объектов энергетики;
38 комплексов ГТС объектов промышленности;
26 комплексов ГТС водохозяйственного комплекса.
По данным Российского регистра ГТС, уровень безопасности поднадзорных ГТС
оценивается следующим образом:
нормальный уровень безопасности, имеют 39,4 % комплексов ГТС;
пониженный уровень безопасности, имеют 43,4 % комплексов ГТС;
неудовлетворительный уровень безопасности, имеют 12,5 % комплексов ГТС;
опасный уровень безопасности, характеризуемый потерей работоспособности,
ГТС не подлежат эксплуатации, имеют 4,7 % комплексов ГТС.
В 2016 году Ростехнадзором рассмотрено и утверждено 358 деклараций безопас-
ности ГТС и экспертных заключений на декларации безопасности ГТС.
В соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора по предостав-
лению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротех-
нических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических
сооружений), утвержденным приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 № 394 (зареги-
стрирован в Минюсте России 02.03.2016 № 41303), оформлено и выдано 332 разре-
шения на эксплуатацию ГТС.
В 2016 году Ростехнадзором проведено 5343 мероприятия по контролю и надзору
за соблюдением собственниками и эксплуатирующими организациями обязатель-
ных требований в области безопасности ГТС, выявлены и предписаны к устране-
нию более 17 тыс. нарушений обязательных требований в области безопасности ГТС.
Наложены административные штрафы на 1691 юридическое и должностное лицо,
общая сумма штрафов составила 35 927 тыс. руб. Административное приостановле-
ние деятельности применялось в 8 случаях.
285
В целях организации и проведения в 2016 году безаварийного пропуска весеннего
половодья и паводков, предотвращения аварий и чрезвычайных ситуаций на поднад-
зорных гидротехнических сооружениях Ростехнадзором издан приказ от 13.01.2016
№ 9 «О безопасной эксплуатации и работоспособности гидротехнических сооруже-
ний, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору, в период весеннего половодья и паводков 2016 года», в соответ-
ствии с которым должностные лица Ростехнадзора:
принимали участие в мероприятиях по организации безаварийного пропуска па-
водковых вод в 2016 году, обследованиях гидротехнических сооружений, проводи-
мых территориальными органами МЧС России совместно с бассейновыми водны-
ми управлениями Росводресурсов, органами исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации и местного самоуправления;
осуществляли контроль за состоянием и эксплуатацией поднадзорных гидротех-
нических сооружений в период прохождения паводка, в том числе в период пико-
вого прохождения весеннего половодья и паводков в режиме постоянного государ-
ственного надзора;
обеспечили направление предложений в органы исполнительной власти субъек-
тов Российской Федерации, органы местного самоуправления, на территории кото-
рых расположены гидротехнические сооружения, предназначенные для инженер-
ной защиты территорий и населенных пунктов от подтопления, а также бесхозяйные
гидротехнические сооружения, для решения вопроса об обеспечении безопасности
этих сооружений в период весеннего половодья и паводка;
принимали участие в ежедневных селекторных совещаниях, проводимых ФКУ
«Национальный центр по управлению в кризисных ситуациях» МЧС России в ре-
жиме видеоконференций; в работе региональных и территориальных противопа-
водковых комиссий субъектов Российской Федерации и органов местного само-
управления; деятельности советов общественной безопасности в субъектах Россий-
ской Федерации.
В рамках проводимой работы организовано взаимодействие с органами Росгид-
ромета в части получения оперативной информации о прогнозном развитии павод-
ковой ситуации, погодных условиях и температурных режимах, водности рек, а так-
же по запасам воды в снежном покрове и высоты снежного покрова до окончания
паводкового периода 2016 года.
Территориальные органы Ростехнадзора принимали участие в совместных с тер-
риториальными органами МЧС России в учениях по отработке действий органов
управления силами и средствами по ликвидации чрезвычайных ситуаций в период
прохождения пика половодья и паводков.
В 2016 году на поднадзорных Ростехнадзору ГТС зафиксирована 1 авария (повре-
ждение) ГТС на реке Векша (с. Подгощи).
Обстоятельством, предшествующим аварии, явились закрытые затворы щитовые
глубинные, в связи с чем вода поднялась до критического подпорного уровня и ста-
ла переливаться через гребень грунтовой плотины.
Повреждено 14,5 м грунтовой плотины путем размытия водой переливом через
гребень плотины и выносом грунта в нижний бьеф по руслу реки. Пострадавших в
результате повреждения ГТС нет. Экономический ущерб и ущерб окружающей сре-
де не причинен.
286
В ходе расследования были выявлены следующие нарушения требований зако-
нодательства, приведшие к аварии:
нарушение эксплуатации ГТС, связанное с недостаточным контролем уровня
воды в верхнем бьефе;
неумение маневрировать затворами щитовыми плоскими глубинными;
должностное лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию ГТС, не прошло
предаттестационную подготовку и аттестацию в комиссии Ростехнадзора;
затворы щитовые плоские глубинные на момент повреждения были закрыты.
По состоянию на 1 января 2017 года бесхозяйные ГТС находятся в 55 субъектах
Российской Федерации и насчитывают 3859 гидротехнических сооружений.
В результате проделанной работы в 2016 году дополнительно выявлено 1385 бес-
хозяйных ГТС, в том числе:
в Ставропольском крае — 927 бесхозяйных ГТС;
в Самарской области — 153 бесхозяйных ГТС.
Органами местного самоуправления и органами государственной власти субъек-
тов Российской Федерации в 2016 году:
поставлено на учет в органах государственной регистрации в качестве недвижи-
мой бесхозяйной вещи 478 бесхозяйных ГТС;
оформлено право собственности на 699 бесхозяйных ГТС, в том числе:
в Московской области — 168 ГТС;
в Самарской области — 89 ГТС;
в Нижегородской области — 56 ГТС;
ликвидировано 323 бесхозяйных ГТС, в том числе:
в Астраханской области — 65 ГТС;
в Оренбургской области — 53 ГТС;
в Нижегородской области — 48 ГТС.
В 2016 году полностью ликвидированы бесхозяйные ГТС на территориях Еврей-
ской АО, Республики Северная Осетия — Алания, Саратовской, Псковской, Мур-
манской областей.
Кроме того, в настоящее время отсутствуют бесхозяйные ГТС на территориях
республик Тыва, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия), Коми, Марий
Эл, Адыгея, Алтай, Крым, Чукотского, Ненецкого, Ханты-Мансийского, Ямало-
Ненецкого автономных округов, Камчатского, Пермского краев, Амурской, Саха-
линской, Тюменской, Новосибирской, Омской, Томской областей, в г. Севастополе.
2.2.22. Государственный строительный надзор
2.2.22.1. Осуществление государственного строительного надзора при строитель-
стве, реконструкции объектов капитального строительства
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному над-
зору в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Феде-
рации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской
Федерации» осуществляется федеральный государственный строительный надзор
при строительстве и реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6
Градостроительного кодекса, за исключением тех объектов, в отношении которых
осуществление государственного строительного надзора указами Президента Рос-
сийской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной влас-
ти, и объектов федеральных ядерных организаций.
287
Государственную функцию по осуществлению федерального государственно-
го строительного надзора в соответствии с Административным регламентом по ис-
полнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному
надзору государственной функции по осуществлению федерального государствен-
ного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капиталь-
ного строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса
Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осу-
ществление государственного строительного надзора указами Президента Россий-
ской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти,
утвержденным приказом Ростехнадзора от 31.01.2013 № 38, исполняет центральный
аппарат Ростехнадзора — в части организации исполнения государственной функ-
ции, научно-методического обеспечения государственного строительного надзора
в Российской Федерации, а также территориальные органы Ростехнадзора — в ча-
сти непосредственного выполнения мероприятий и действий по осуществлению го-
сударственной функции.
В территориальных управлениях Ростехнадзора количество штатных единиц по
должностям, предусматривающим выполнение функции государственного строи-
тельного надзора, составило 295, из них занятых — 260; вакантных — 35.
Количество поднадзорных территориальным управлениям Ростехнадзора объек-
тов капитального строительства, включая объекты, по которым выданы заключения
о соответствии, на конец 2016 года составило 15 225, из них 12 825 объектов строи-
тельства, 2400 объектов реконструкции (табл. 125).
Таблица 125
Распределение поднадзорных объектов капитального строительства по видам
Вид поднадзорного объекта
Количество
% от обще-
п/п
поднадзорных
го количе-
объектов
ства
1
Объекты на территории двух и более субъектов РФ
227
1,49
2
Объекты в исключительной экономической зоне РФ
0
0,00
3
Объекты на континентальном шельфе РФ
6
0,04
4
Объекты во внутренних морских водах
8
0,05
5
Объекты в территориальном море РФ
3
0,02
6
Объекты обороны и безопасности
86
0,56
7
Автомобильные дороги федерального значения
249
1,64
8
Объекты культурного наследия федерального значения
61
0,40
9
Объекты использования атомной энергии
3
0,02
10
Гидротехнические сооружения I, II классов
105
0,69
11
Сооружения связи
172
1,13
12
Линии электропередачи и иные объекты электросетево-
121
0,79
го хозяйства напряжением 330 кВ и более
13
Объекты космической инфраструктуры
51
0,33
14
Объекты авиационной инфраструктуры
275
1,81
15
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспор-
589
3,87
та общего пользования
16
Метрополитены
18
0,12
17
Морские порты, кроме портов для спортивных и прогу-
55
0,36
лочных судов
288
Вид поднадзорного объекта
Количество
% от обще-
п/п
поднадзорных
го количе-
объектов
ства
18
Тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше
62
0,41
19
Опасные производственные объекты, из них:
12830
84,27
19.1
опасные производственные объекты I и II классов опас-
5599
36,78
ности, на которых получаются, используются, перера-
батываются, образуются, хранятся, транспортируются,
уничтожаются опасные вещества (ед.), из них:
19.4
опасные производственные объекты бурения и добычи
2096
13,77
нефти, газа и газового конденсата
19.2
опасные производственные объекты, на которых по-
83
0,55
лучаются, транспортируются, используются расплавы
черных и цветных металлов, сплавы на основе этих рас-
плавов с применением оборудования, рассчитанного на
максимальное количество расплава 500 килограммов и
более
19.3
опасные производственные объекты, на которых ве-
3876
25,46
дутся горные работы (за исключением добычи обще-
распространенных полезных ископаемых и разработ-
ки россыпных месторождений полезных ископаемых,
осуществляемых открытым способом без применения
взрывных работ), работы по обогащению полезных
ископаемых
19.4
иные опасные производственные объекты
3272
21,49
20
Уникальные объекты
92
0,60
21
Объекты, связанные с размещением и обезвреживанием
73
0,48
отходов I-V классов опасности
22
Иные объекты в соответствии с законодательством Рос-
3
0,02
сийской Федерации.
23
Иные объекты, сведения о которых составляют государ-
9
0,06
ственную тайну
24
Иные объекты, определенные Правительством Россий-
127
0,83
ской Федерации
Итого (поднадзорных объектов):
15 225
100,00
Наибольшее количество поднадзорных объектов капитального строительства со-
ставляют опасные производственные объекты (84,27 %), в числе которых преобла-
дают объекты обустройства месторождений.
Количество поднадзорных объектов распределено по территориальным управ-
лениям Ростехнадзора и федеральным округам, как указано в табл. 126 и на рис. 79.
Таблица 126
Территориальное управление
Поднадзорные
% от общего ко-
п/п
объекты
личества поднад-
(количество)
зорных объектов
1
Межрегиональное технологическое управление
252
1,66
2
Центральное управление
277
1,82
3
Верхне-Донское управление
120
0,79

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..