ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 13

 

 

193
Вместе с тем в условиях функционирования ОПО с малой численностью обслу-
живающего персонала в организациях, имеющих небольшой общий штат работни-
ков, работа по осуществлению производственного контроля не в полной мере со-
ответствует требованиям промышленной безопасности. Организация работы на
данных ОПО требует дальнейшего совершенствования, в том числе в плане мето-
дического обеспечения.
В то же время анализ результатов контрольной и надзорной работы, в том чи-
сле анализ аварий и травматизма, позволяет сделать вывод о низкой эффективно-
сти производственного контроля и низкой квалификации руководителей и специ-
алистов в отдельных организациях, эксплуатирующих ОПО, особенно в организа-
циях, допустивших аварии.
Ответственными исполнителями предприятий не осуществляется в достаточ-
ной мере анализ деятельности производственного контроля, выявленных характер-
ных нарушений, и этот вопрос требует дальнейшего решения и контроля со сторо-
ны надзорных органов.
Наиболее характерные нарушения при организации производственного конт-
роля: отсутствие оценки и анализа при проведении комплексных проверок, резуль-
таты проверок не доводятся до должностных лиц организаций, не всегда своевре-
менно и качественно проводятся идентификация и расследования причин проис-
шедших инцидентов.
Все подконтрольные организации химического комплекса, эксплуатирующие
опасные производственные объекты, заключили договоры обязательного страхова-
ния гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда
в результате аварии на опасном объекте.
Формирование реестров договоров страхования в рамках системы АИС ПБ, учет
и выявление просроченных полисов, формирование базы данных по предприятиям
ведут территориальные органы Ростехнадзора.
Исходя из отчетов территориальных управлений Ростехнадзора случаев эксплуа-
тации опасных производственных объектов без наличия договоров страхования от-
ветственности в 2016 году не зафиксировано.
Основными проблемами, связанными с обеспечением промышленной безопас-
ности, являются частая смена собственников (руководителей и специалистов), не-
эффективность работы служб производственного контроля, значительный износ (до
70-80 %) основных производственных фондов, недостаточное финансирование про-
грамм по техническому перевооружению и модернизации действующих производств.
Подтверждение этому — результаты проверок крупных предприятий по производст-
ву минеральных удобрений. Анализ выявленных нарушений требований промыш-
ленной безопасности на указанных предприятиях показал, что большая часть нару-
шений связана с нарушениями при эксплуатации технологического оборудования
(в том числе динамического и технологических трубопроводов), средств контроля,
управления и противоаварийной защиты и автоматики, при ведении взрывоопасных
и химически опасных технологических процессов, при обеспечении электробезопас-
ности. При этом значительная часть нарушений связана с обращениями опасных ве-
ществ, обладающих в том числе механизмом остронаправленного действия.
По информации территориальных органов Ростехнадзора в 2016 году химически
опасные объекты в достаточной мере защищены, их охрану и оборону осуществляют
как подразделения МВД России, так и специализированные охранные организации.
194
В рамках противодействия терроризму Приволжским управлением проведены
16 проверок антитеррористической защищенности химически опасных производ-
ственных объектов (обращаются опасные вещества — хлор, аммиак, кислоты, ще-
лочи), при этом было выявлено 68 нарушений.
На химически опасных объектах разрабатываются меры по предотвращению по-
стороннего несанкционированного вмешательства в ход технологических процес-
сов, по противодействию террористическим проявлениям и защите объектов.
По информации территориальных органов Ростехнадзора, ужесточен пропуск-
ной режим, запрещен пронос подозрительных и объемных вещей.
На химически опасных объектах въезд на объекты круглосуточно фиксируется
видеокамерами. Работники подрядных организаций пропускаются по спискам, ут-
вержденным руководителями предприятий. Помещения, в которых нет постоянно-
го присутствия персонала, закрываются и контролируются при обходах.
На предприятиях организована связь и взаимодействие (на случай непредвиденных
обстоятельств или внезапного нападения террористов) с органами ФСБ, МВД, МЧС
России, пожарными подразделениями, медицинскими учреждениями как в порядке
заключения договоров, так и в оперативном порядке с использованием как телефон-
ной связи, так и мобильной связи, через диспетчерские службы и дежурный персонал.
Выполнение на предприятиях графиков проведения учебно-тренировочных за-
нятий с персоналом по ликвидации аварийных ситуаций, наличие средств индиви-
дуальной и коллективной защиты персонала, средств пожаротушения повышают
противоаварийную устойчивость опасных производственных объектов.
Согласно отчетам территориальных органов Ростехнадзора, декларирование опас-
ных производственных объектов в 2016 году проходило удовлетворительно и связа-
но было с пересмотром деклараций промышленной безопасности на предприятиях
химического комплекса, в том числе по результатам перерегистрации опасных про-
изводственных объектов, а также с выполнением организациями химического ком-
плекса мероприятий, указанных в декларациях безопасности, направленных на по-
вышение уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Противоаварийная устойчивость поднадзорных химических предприятий обес-
печивается комплексом соответствующих организационно-технических меропри-
ятий: использованием автоматических систем управления технологическими про-
цессами, регулярным контролем содержания опасных веществ в воздухе рабочей
зоны, разработкой планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий
аварий (ПМЛА), проведением профилактической работы, учебных тревог, наличи-
ем на предприятиях нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ).
Анализ хода выполнения мероприятий, предусмотренных ст. 10 Федерально-
го закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
от 21.07.1997 № 116-ФЗ, свидетельствуют о том, что работа, проводимая поднадзор-
ными предприятиями и объектами в части обеспечения сил и средств, необходимых
для локализации и ликвидации аварий, позволяет обеспечить должный уровень готов-
ности производственного персонала к ликвидации возможных аварийных ситуаций.
Поднадзорные предприятия химического профиля в зависимости от классов
опасности эксплуатируемых химически опасных производственных объектов име-
ют собственные газоспасательные формирования или заключают договоры на их
обслуживание. Крупные организации (объекты I и II классов опасности), как пра-
вило, имеют штатные формирования газоспасателей, которые оснащены специаль-
ной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.
195
По отчетным данным Западно-Уральского управления Ростехнадзора на опасных
объектах крупных организаций имеются штатные формирования газоспасателей.
К ним относятся ОАО «ГалоПолимер Пермь», ОАО «Минеральные удобрения», ОАО
«Метафракс», филиал «Азот» ОАО «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ»
в г. Березники, ООО «Сода-Хлорат», ОАО «Березниковский содовый завод». При этом
ОАО «Минеральные удобрения» имеет аттестованный в установленном порядке штат-
ный аварийно-спасательный (газоспасательный) отряд (ГСО), оснащенный специаль-
ным оборудованием. ГСО обслуживает цехи предприятия, в составе которых 5 опасных
производственных объектов. По штату в ГСО числится 21 человек оперативного соста-
ва (командир отряда, заместитель командира отряда, командир пункта, 4 командира
отделения, 14 газоспасателей). ГСО расположен в специально построенном и оборудо-
ванном здании. Отдельно расположено здание газодымокамеры. На оперативном де-
журстве используются специализированный автобус АГСО-1 и автомобиль «Соболь».
Количество нештатных газоспасателей составляет 29 человек.
В каждом структурном подразделении предприятий химического комплекса работ-
ники НАСФ участвуют в ликвидации аварийных ситуаций в соответствии с ПМЛА.
Для приобретения практических навыков безопасного выполнения работ, пре-
дупреждения аварий и ликвидации их последствий на предприятиях все рабочие и
инженерно-технические работники, непосредственно занятые ведением техноло-
гического процесса и эксплуатацией оборудования на этих объектах, проходят об-
учение и отработку практических навыков для освоения технологического процес-
са и системы управления, пуска, плановой и аварийной остановки в типовых и спе-
цифических нештатных и аварийных ситуациях.
В 2016 году учебно-тренировочные занятия (тренировки) с производственным пер-
соналом проводились ежемесячно по годовому графику, утверждаемому руководст-
вом организаций, эксплуатирующих химически опасные производственные объекты.
На опасных объектах ЗАО «Интернешнл Пейпер», г. Светогорск, Ленинградская
область (поднадзорно Северо-Западному управлению), проведена учебная тревога
в цехе подготовки двуокиси хлора производство целлюлозы по теме: разгерметиза-
ция одной из емкостей хранения сернистого ангидрида (SO2).
На объектах ООО «ПГ «Фосфорит», г. Кингисепп, Ленинградская область (Се-
веро-Западное управление Ростехнадзора), в отделении № 2 цеха ЭФК проведена
учебная тревога по ситуации — разрыв кислотопровода фосфорной кислоты на эста-
каде, загазованность, пролив кислоты.
На опасных производственных объектах ОАО «Акрон» (поднадзорно Северо-За-
падному управлению Ростехнадзора) в 2016 году проведены учебные тревоги по пла-
нам мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, в том числе:
в отделении разделения воздуха цеха метанола по ситуации — пожар на масло-
системе турбодетандера ВРУ GOX9000 фирмы Линде (февраль);
на агрегате № 2 производства НАФ по ситуации — разгерметизация/разрушение
испарителей (позиции ЕА 047, ЕА 405), трубопроводов газообразного, жидкого ам-
миака, 20 % аммиачной воды, арматуры, фланцевых соединений (февраль);
на агрегате № 2 производства аммиака по ситуации — разгерметизация трубо-
провода с аммиаком, утечка, испарение жидкого аммиака с образованием токсич-
ного облака (март);
в цехе карбамида ОАО «Акрон» по ситуации — выброс содержимого колонны
синтеза на территорию цеха (март);
196
в цехе формалина и карбамидных по ситуации — разгерметизация емкости поз.
Е202/1 с возгоранием пролива (апрель);
на агрегате № 4 производства НАФ по ситуации — разгерметизация вертикаль-
ного цельносварного аппарата с коническим днищем и плоской крышкой, с элек-
трообогревом (поз. Т156) с образованием пролива агрессивной жидкости (апрель);
на агрегате № 3 производства аммиака по ситуации — факельное горение истека-
ющего горючего газа (разгерметизация фланцевого соединения трубопровода входа
газа в сепаратор поз. 103-F с загоранием (апрель);
в цехе БОС (биологические очистные сооружения) по ситуации — разгермети-
зация оборудования с хлором в помещении, с последующим истечением жидкой
фазы и (или) выброс газовой фазы хлора, токсическое поражение персонала в хло-
раторной 2-й очереди (май);
в цехе аммиачной селитры по ситуации — повышение температуры в аппарате
ИТН (поз. Р-3/1) агрегата № 2 (май);
на агрегате № 5 отделения № 1 (УКЛ-7-7-71) цеха азотной кислоты по ситуа-
ции — выброс оксидов азота при разгерметизации окислителя поз. 5 (май);
на агрегате № 4 производства НАФ по ситуации — разгерметизация коллектора
с газообразным аммиаком поз.1, с последующим выбросом аммиака в помещение
корпуса 672 (июнь).
В 2016 году на опасных объектах ПАО «Химпром», г. Новочебоксарск, Чувашская
Республика (поднадзорно Приволжскому управлению Ростехнадзора), проведено
учебно-тренировочное занятие в цехе № 110 (53) по сценарию, связанному с утеч-
кой хлора из контейнера на участке розлива жидкого хлора в корпусе 772А. Резуль-
таты учебно-тренировочного занятия комиссией оценены как удовлетворительные.
Организации, имеющие небольшую численность производственного персонала,
заключают договоры на обслуживание с государственной противопожарной служ-
бой МЧС России.
На предприятиях химического комплекса созданы резервы финансовых средств
и материальных ресурсов.
Основные показатели надзорной деятельности и ее анализ приведены в табл. 98-
и рис. 24-27.
Таблица 98
Сведения о контрольно-надзорных мероприятиях, проведенных за 2015 и 2016 гг.
на опасных производственных объектах химического комплекса
Наименование показателя
12 месяцев
12 месяцев
Рост/
2015 г.
2016 г.
снижение
(абсолют.)
1
Число поднадзорных организаций (юридиче-
4 527
4 666
+3 %
ских лиц), осуществляющих деятельность в об-
ласти промышленной безопасности
2
Число поднадзорных организаций (юридиче-
3 236
3 422
+6 %
ских лиц), эксплуатирующих опасные произ-
водственные объекты
3
Количество проверок соблюдения требований
4 602
4 259
-8 %
промышленной безопасности, в том числе:
3.1
плановых проверок
952
740
-22 %
197
Наименование показателя
12 месяцев
12 месяцев
Рост/
2015 г.
2016 г.
снижение
(абсолют.)
3.2
внеплановых проверок
2 031
1 194
-41 %
3.3
количество мероприятий по контролю, прове-
1 629
2 327
+43 %
денных в рамках режима постоянного государ-
ственного надзора
Внеплановые проверки в области промышленной безопасности, предмет которых
не предполагает выдачу предписаний
3.2.1
Количество внеплановых проверок в области со-
820
934
+14 %
блюдения требований промышленной безопас-
ности по контролю за исполнением предписа-
ний, выданных по результатам ранее проведен-
ной проверки
3.2.2
Количество внеплановых проверок в области со-
30
45
+50 %
блюдения требований промышленной безопас-
ности, связанных с приемкой и допуском в экс-
плуатацию объектов и оборудования
3.2.3
Количество отдельных мероприятий по конт-
1 226
1 787
+46 %
ролю, проведенных в рамках режима постоян-
ного государственного надзора, в результате ко-
торых не предполагается выявление правонару-
шений
4
Общее количество проверок в области промыш-
2 526
1 493
-41 %
ленной безопасности, характер которых предпо-
лагает выявление нарушений
5
Количество проверок в области соблюдения тре-
1 657
1 494
-10 %
бований промышленной безопасности, по ре-
зультатам проведения которых выявлены пра-
вонарушения, в том числе:
5.1
плановых проверок
724
529
-27 %
5.2
внеплановых проверок
530
425
-20 %
5.3
режим постоянного государственного надзора
403
540
+34 %
6
Количество выявленных нарушений, в том чи-
17 481
15 204
-13 %
сле:
6.1
при плановых проверках
10 912
9 314
-15 %
6.2
при внеплановых проверках
4 015
3 141
-22 %
6.3
в рамках осуществления постоянного государ-
2 554
2 736
+7 %
ственного надзора
7
Количество нарушений на 1 проверку,
10,54
10,17
-3,5 %
в результате проведения которой выявлены на-
рушения
8
Количество привлеченных к административной
429
388
-10 %
ответственности юридических лиц
9
Количество привлеченных к административной
1 087
986
-9 %
ответственности должностных лиц
10
Сумма наложенных административных штра-
112 860
110 804
-2 %
фов, тыс. рублей
11
Количество примененных дисквалификаций
0
0
0
198
Наименование показателя
12 месяцев
12 месяцев
Рост/
2015 г.
2016 г.
снижение
(абсолют.)
12
Количество административных приостановле-
58
33
-43 %
ний деятельности
13
Процент результативности проведенных прове-
66 %
100 %
+52 %
рок соблюдения требований промышленной без-
опасности
Рис. 24. Результаты контрольно-надзорной деятельности на опасных производственных
объектах химического комплекса
Рис. 25. Показатели по выявленным нарушениям при проведении проверок на опасных
производственных объектах химического комплекса
199
Рис. 26. Штрафы, наложенные по результатам проведенных проверок
Рис. 27. Анализ структуры выявленных нарушений при проведении проверочных
мероприятий в 2016 г. на предприятиях ООО «ЕвроХим-БМУ», АО «ВМУ»
и ПАО «Дорогобуж»
Достигнутый уровень эффективности надзорной деятельности и стабилизации
уровня аварийности (по годам) обеспечивался повышением требовательности ин-
спекторского состава к нарушителям требований промышленной безопасности на
подконтрольных объектах, а также постоянным систематическим контролем ин-
спекторским составом выполнения выданных территориальными органами Ростех-
надзора предписаний в установленные сроки.
В декабре 2016 года проведен вебинар с инспекторским составом территориаль-
ных органов Ростехнадзора, на котором были рассмотрены результаты осуществля-
емых органами Ростехнадзора контрольно-надзорных мероприятий и нормативно-
го регулирования безопасности объектов химического комплекса.
В 2016 году продолжалась работа по совершенствованию нормативного право-
вого регулирования в области промышленной безопасности на предприятиях хи-
мического комплекса.
200
В рамках нормотворческой деятельности в 2016 году выпущен приказ Ростехнад-
зора «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной без-
опасности «Правила безопасности при производстве и потреблении продуктов раз-
деления воздуха» (от 28.11.2016 № 500).
Также в 2016 году центральным аппаратом осуществлялась корректировка про-
екта федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Прави-
ла безопасной эксплуатации технологических трубопроводов химико-технологиче-
ских производств».
В рамках планирования нормотворческой деятельности на 2017 год внесены
предложения по корректировке нормативных документов (ФНП «Правила безопас-
ности химически опасных производственных объектов», ФНП «Правила безопас-
ности производств хлора и хлорсодержащих сред»).
В 2016 году территориальными органами Ростехнадзора предоставлены 70 лицен-
зий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных
объектов I, II, III классов опасности, переоформлено 250 лицензий на эксплуатацию
взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов химиче-
ского комплекса, отказано в предоставлении лицензий 74 организациям, эксплуати-
рующим взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты.
В 2016 году процедуры приостановления действия лицензий на эксплуатацию
взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов химиче-
ского комплекса территориальными органами Ростехнадзора не осуществлялись,
аннулирования лицензий по решению суда не зарегистрировано.
К основным нарушениям, выявленным при проверках соискателей лицензии и
лицензиатов, относятся: неукомплектованность штата опасного производственного
объекта квалифицированными специалистами, отсутствие положительных заклю-
чений экспертизы промышленной безопасности на здания и оборудование опас-
ных производственных объектов, отсутствие актов ввода объектов в эксплуатацию.
Проверка лицензионных требований и условий также является важным элемен-
том управления промышленной безопасностью и сильным рычагом понуждения
предприятий к выполнению требований законодательства в области промышлен-
ной безопасности.
В 2016 году в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объ-
екты I или II класса опасности, продолжались работы по совершенствованию функ-
ционирования систем управления промышленной безопасностью в части повыше-
ния их эффективности при эксплуатации опасных производств.
В этих целях в отчетный период разработаны и внедряются системы управления
промышленной безопасностью в организациях, поднадзорных Северо-Западному
управлению Ростехнадзора, эксплуатирующих объекты I и II классов опасности, в
том числе на ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «ПО «Севмаш», в Филиале ОАО «Груп-
па «Илим» в г. Коряжме, ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области, АО «ФосАгро-
Череповец», МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал».
С этой целью основными направлениями работы по совершенствованию надзора
за предприятиями химического комплекса являются повышение уровня промыш-
ленной безопасности на химически опасных производственных объектах, сниже-
ние степени риска возникновения аварийных ситуаций за счет:
повышения эффективности надзорной, контрольной и разрешительной деятель-
ности с сочетанием статистического и аналитического подходов и качественными
201
оценками результативности (приоритетно, в части объектов I и II классов опасно-
сти крупных химических компаний);
повышения эффективности воздействия территориальных органов на службы
производственного контроля и системы управления промышленной безопасностью
на подконтрольных предприятиях химического комплекса;
контроля за ходом выполнения инвестиционных программ по модернизации и
(или) реконструкции объектов, разработанных с учетом вопросов безопасности;
исключения зависимости предприятий химического комплекса от импортного
сырья за счет импортозамещения по сырью, химреагентам и готовой продукции,
включая машино-, приборостроение, системы управления и контроля на современ-
ной электронно-цифровой элементной базе;
перехода на риск-ориентированный подход в отношении химически опасных про-
изводственных объектов, ввиду высокого уровня износа производственных мощностей;
развития и регулирования нормативного блока в области промышленной без-
опасности, совершенствования контроля безопасности производств;
осуществления дистанционного контроля за химически опасными производст-
венными объектами, в том числе при помощи мониторинга состояния контролиру-
емых опасных параметров в режиме реального времени, с возможным их обобщени-
ем, актуализацией и передачей соответствующей информации в интегрированные
программные продукты блоков действующих (разработанных) СУПБ;
расширения опыта научного подхода к проблемам промышленной безопасности
химически опасных производственных объектов в части организации по расчету и
анализу степени риска;
повышения безопасности при процессах консервации, ликвидации крупных бес-
перспективных производств, содержащих опасные вещества.
2.2.14.2. Предприятия оборонно-промышленного комплекса
К поднадзорным опасным производственным объектам предприятий оборон-
но-промышленного комплекса относятся объекты безопасного хранения и уничто-
жения химического оружия, производства взрывчатых веществ, порохов, ракетных
топлив и изделий, их содержащих, снаряжения и утилизации боеприпасов, ракет и
их составных частей, объекты ракетно-космической деятельности, на которых об-
ращаются опасные вещества.
По данным государственного реестра опасных производственных объектов в де-
кабре 2016 года зарегистрировано 413 объектов предприятий ОПК, на которых об-
ращаются взрывчатые вещества и изделия, их содержащие, в том числе: объекты
I класса опасности — 42; объекты II класса опасности — 48; остальные объекты от-
несены к III классу опасности — 323.
Указанные объекты эксплуатируются в 234 организациях, которые включены в
сводный реестр организаций ОПК.
Основная часть организаций ОПК относится к ведению Минпромторга России,
Минобороны России, Государственной корпорации «Ростех», Государственной кор-
порации «Росатом», Государственной корпорации «Роскосмос».
В течение 2016 года на отдельных поднадзорных объектах предприятий ОПК при
контроле территориальных управлений Ростехнадзора проводились строительные и
ликвидационные работы (5 объектов поднадзорных Западно-Уральскому, Приволж-
скому и Нижне-Волжскому управлениям Ростехнадзора), работы, связанные с про-
202
ведением реконструкции и техническим перевооружением объектов (10 объектов,
поднадзорных Нижне-Волжскому, Приволжскому, Верхне-Донскому и Волжско-
Окскому управлениям Ростехнадзора).
На объектах уничтожения химического оружия, где полностью уничтожены от-
равляющие вещества, проведена консервация технологических объектов, осуществ-
ляется ликвидация ряда объектов, ведется строительство полигонов по захороне-
нию отходов производства.
В 2016 году в отношении объектов ОПК территориальными управлениями и цен-
тральным аппаратом Ростехнадзора проведены 953 проверки, из них плановых — 78,
и 764 проверки в рамках постоянного государственного надзора, внеплановых — 111.
В ходе проверок выявлено 1522 нарушения установленных требований промыш-
ленной безопасности, из них 1028 при плановых проверках, 242 нарушения при про-
ведении постоянного надзора.
В результате проверок в отношении организаций в 152 случаях налагались адми-
нистративные штрафы, в том числе 35 на юридических лиц и в 117 случаях штра-
фы налагались на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию проверенных
объектов.
Общая сумма наложенных штрафов составила 10 млн 403 тыс. руб.
В целях устранения грубых нарушений требований промышленной безопасно-
сти в отношении проверяемых объектов в 13 случаях применялось административ-
ное приостановление деятельности.
В ходе проверок также осуществлялся контроль антитеррористической защи-
щенности и противоаварийной устойчивости объектов, готовность организаций к
принятию мер по локализации и ликвидации последствий возможных аварийных
ситуаций.
Характерными нарушениями промышленной безопасности на указанных пред-
приятиях являются:
эксплуатация зданий, сооружений и технических устройств осуществляется с
истекшим установленным сроком эксплуатации и (или) с нарушением норматив-
ных требований;
нарушения требований безопасности при эксплуатации электрооборудования,
установленного во взрывоопасных зонах;
не в полной мере готовность предприятий к действиям по локализации и лик-
видации аварий.
В ходе проведенных проверок установлено, что отдельные руководители и спе-
циалисты, эксплуатирующие ОПО, не прошли аттестацию в области промышлен-
ной безопасности, в ряде случаев отмечена недостаточная профессиональная под-
готовка обслуживающего сооружения и технические устройства персонала.
За 2016 год на опасных производственных объектах оборонно-промышленного
комплекса было зарегистрировано 6 аварий и 11 несчастных случаев со смертель-
ным исходом (табл. 99, 100).
Таблица 99
Распределение аварий по объектам за 2015 и 2016 гг.
Объекты
2015 г.
2016 г.
Уничтожение химического оружия
Оборонно-промышленный комплекс
4
6
203
Распределение травматизма по объектам, аварий и несчастных случаев со смер-
тельным исходом представлено в табл. 100,101.
Таблица 100
Распределение травматизма по объектам за 2015 и 2016 гг.
Объекты
2015 г.
2016 г.
Уничтожение химического оружия
Оборонно-промышленный комплекс
5
11
Таблица 101
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
за 2015 и 2016 гг. по территориальным управлениям Ростехнадзора
Территориальные управления Ростехнадзора
Центральное
Северо-
Приволж-
Верхне-Дон-
Сибирское
управление
Западное
ское управ-
ское управ-
управление
управление
ление
ление
2015 г.
2016 г.
2015 г.
2016 г.
2015 г.
2016 г.
2015 г.
2016 г.
2015 г.
2016 г.
Аварии
1
1
1
3
1
1
1
1
Несчастные
3
1
4
1
2
5
случаи
Аварии и случаи травматизма, в том числе со смертельным исходом, имеют сход-
ные причины возникновения, особенно на пороховых производствах таких пред-
приятий, как ФКП «Тамбовский пороховой завод», ФКП «Казанский государст-
венный казенный пороховой завод», ФКП «Пермский пороховой завод» (табл. 102).
Таблица 102
Данные об аварийности и травматизме за 2011-2016 гг.
Количество аварий и смертельных случаев по годам
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Аварии
1
2
6
4
6
Смертельные случаи
2
6
5
11
11 марта 2016 г. на объекте ФКП «Тамбовский пороховой завод» при смешении
пороховых масс погибло 5 работников предприятия.
28 сентября 2016 г. на полигоне в Ленинградской области от взрыва утилизируе-
мых снарядов погибло 4 сотрудника ООО «Самаравзрывтехнология».
В 2016 году в сфере надзора за объектами оборонно-промышленного комплек-
са, связанными с обращением взрывчатых материалов, фиксировались негативные
события системного характера:
11 марта 2016 года в 12 ч 30 мин на федеральном казенном предприятии «Там-
бовский пороховой завод» (ФКП ТПЗ) при проведении технологических операций
с порохом, полученным после распатронирования на роторных линиях патронов
стрелкового оружия с истекшим сроком хранения, произошло его воспламенение
с образованием избыточного давления пороховых газов, что привело к обрушению
перекрытия, деформированию строительных конструкций, разрушению легкосбра-
сываемых конструкций, оконных рам и дверей, повреждению воздуховодов приточ-
ной вентиляции, системы пожаротушения в здании № 760. Смертельно травмиро-
вано 5 работников предприятия.
204
Центральный аппарат Ростехнадзора принимал непосредственное участие в рас-
следовании указанной аварии.
Комиссией по расследованию технических причин аварии и группового несчаст-
ного случая установлено, что возможными техническими причинами происшест-
вия стали:
воспламенение пироксилинового пороха от разряда статического электричест-
ва вследствие наличия на работниках синтетической одежды, не предусмотренной
инструкцией по охране труда и правилами внутреннего распорядка ФКП ТПЗ;
воспламенение пироксилинового пороха от воздействия искры, возникшей в ре-
зультате механического воздействия при резком извлечении из металлической тары
металлической загрузочной воронки, изготовленной с отступлениями от проектной
документации в части применения неискробезопасного материала.
Организационными причинами группового несчастного случая, выявленными
комиссией, являются:
выполнение в выставочном зале здания № 760, не предназначенном для прове-
дения нижеуказанных операций, не оборудованном автоматической установкой по-
жаротушения, операций ручной классификации пороха на наклоне и укупоривания
пороха, не предусмотренных проектной документацией, при этом проектная доку-
ментация имеется не в полном объеме, отсутствует документация, содержащая рас-
четные, нормативные и предельные нормы загрузки пороха;
невыполнение требований пожарной безопасности в части обеспечения средст-
вами пожаротушения и применения средств коллективной и индивидуальной за-
щиты людей от опасных факторов пожара (отсутствие в выставочном зале здания
№ 760 установки тушения пожаров локального действия), что привело к смерти по-
страдавших от термических ожогов;
отсутствие на опасном производственном объекте надлежащего производствен-
ного контроля со стороны руководителей и специалистов цеха, директора завода,
его заместителей и главных специалистов завода, выразившееся в необеспечении
безопасной организации и функционирования производства, в том числе в части
оснащения персонала средствами защиты от опасных факторов; наличия в полном
объеме проектной документации, содержащей расчетные нормативные и предель-
ные загрузки пороха; контроля за использованием инструментов и приспособлений,
изготовленных в соответствии с требованиями проектной документации; допуск к
самостоятельной работе ученика без проведения обучения и проверки знаний, без
осуществления непосредственного наблюдения за его работой со стороны мастера
производственного участка.
Экономический ущерб от аварии составил 32 295 680 руб.
20 июня 2016 года произошла авария в здании № 39 цеха № 5 ФКП «Казанский
государственный казенный пороховой завод» (ФКП «КГКПЗ»), г. Казань.
При расследовании обстоятельств и причин установлено, что в результате аварии
в здании № 39 подверглось воздействию открытого огня площадь 80 м2, пострада-
ли технические устройства, технологические трубопроводы, электрооборудование,
средства КИПиА, а также кровля здания.
Технической причиной аварии явилось воспламенение парогазовоздушной сме-
си спиртоэфирного растворителя (10 % этилового спирта, 90 % диэтилового эфира)
от статического электричества, образовавшегося на одежде пострадавших, прово-
дивших выгрузку лопастного мешателя из пороховой массы.
205
Организационные причины аварии:
недостаточный контроль со стороны руководства цеха № 5 ФКП «КГКПЗ» за
проведением технологических операций, приведших к возгоранию паров спирто-
эфирного растворителя;
использование неспециализированной одежды при проведении работ;
отсутствие контроля со стороны должностных лиц ФКП «КГКПЗ» за использо-
ванием неспециализированной одежды работниками в помещениях, где обращают-
ся горючие и легковоспламеняющиеся жидкости;
недостаточная эффективность производственного контроля за соблюдением тре-
бований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных
объектов со стороны руководства, главных специалистов и служб ФКП «КГКПЗ»;
неукомплектованность штата прессующего комплекса, обеспечивающего без-
опасное ведение технологического процесса в соответствии с установленными тре-
бованиями в здании № 39 цеха № 5;
неисполнение производственным персоналом цеха № 5 требований инструкций
по охране труда при использовании специальной формы одежды.
В результате аварии пострадали трое аппаратчиков, материальный ущерб соста-
вил 130 391,06 руб.
24 августа 2016 года произошла авария в здании № 938 цеха № 5 ФКП «Казанский
государственный казенный пороховой завод» (ФКП «КГКПЗ»), г. Казань.
Технической причиной аварии явилось возгорание полуфабриката пороха в ре-
зультате экзотермической реакции разложения пероксидов в газопаровоздушной
смеси с дефлаграционным горением вследствие размещения продукции в бассей-
нах без покрытия сверху брезентовыми или прорезиненными покрывалами, а так-
же складирования продукции между бассейнами после прохождения режима вы-
мачивания.
Организационные причины аварии:
неудовлетворительная организация и осуществление контроля со стороны от-
ветственных лиц цеха № 5 ФКП «КГКПЗ» за проведением технологических опе-
раций по размещению продукции в бассейнах без покрытия сверху брезентовыми
или прорезиненными покрывалами, а также складирования продукции между бас-
сейнами после прохождения режима вымачивания, приведших к возгоранию полу-
фабриката пороха;
недостаточная эффективность производственного контроля за соблюдением
требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производ-
ственных объектов со стороны руководства, главных специалистов и служб ФКП
«КГКПЗ».
неукомплектованность штата цеха № 5, обеспечивающего безопасное ведение
технологических процессов в соответствии с установленными требованиями;
допуск к самостоятельной работе мастера смены цеха № 5, не аттестованного в
области промышленной безопасности по направлению осуществляемого вида де-
ятельности.
В результате аварии пострадавших нет, материальный ущерб составил 184 016,32 руб.
21 декабря 2016 года в здании № 104 цеха № 5 ФКП «КГКПЗ» после окончания
технологической операции ручной мешки пороха произошло его возгорание с вы-
делением большого количества газообразных продуктов горения (взрыв).
В аварии пострадали две сотрудницы, одна из которых погибла.
206
При осмотре места аварии зафиксировано полное разрушение основных кон-
струкций здания, потолочных перекрытий, технических устройств, в том числе ап-
параты для ручной мешки пороха (аппараты Тарасова), вентиляционного оборудо-
вания, дренчерной системы. Площадь разрушений в результате аварии составляет
400 м2.
Поручением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № РД-П7-8080
Минпромторгу России поручено создать комиссию по расследованию причин чрез-
вычайного происшествия на ФКП «КГКПЗ».
Ростехнадзором создана комиссия по техническому расследованию причин ука-
занной аварии и несчастного случая со смертельным исходом.
С целью предотвращения повторения аналогичных случаев проводится внеплано-
вая выездная проверка в отношении ФКП «КГКПЗ», которая согласована с Казан-
ской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.
16 сентября 2016 года произошли авария и групповой несчастный случай на объ-
екте утилизации боеприпасов ЗАО «Форпост Балтики Плюс», Калининградская об-
ласть.
В железобетонном обвалованном сооружении арочной формы при фрагмента-
ции 115 мм снаряда методом механической резки с помощью ленточнопильного
станка SHАRK произошел взрыв, разрушено оборудование, частично пострадало
сооружение.
В результате взрыва снаряда пострадали четыре работника, один из которых по-
гиб на месте аварии.
Технической причины аварии предположительно явился нагрев заряда снаряда до
температуры вспышки, равной 290 °С, вследствие отсутствия либо неполной подачи
охлаждающей жидкости на ленточную пилу. Уровень охлаждающей жидкости в со-
хранившейся после взрыва емкости свидетельствует, что ее подача была нарушена.
Окончательную причину недостаточного охлаждения заряда при его фрагмен-
тации установить не представляется возможным ввиду разрушения большей части
станка.
Организационными причинами аварии явились:
личная недисциплинированность работников, грубо нарушивших должностные
инструкции (проверка оборудования во время его работы строго запрещена);
неудовлетворительная организация и осуществление контроля со стороны ответ-
ственных должностных лиц за ведением технологического процесса по утилизации
боеприпасов методом резки.
Экономический ущерб в результате аварии составил 707 885,45 руб.
28 сентября 2016 года на территории опасного производственного объекта (пло-
щадка утилизации взрывчатых материалов) в/ч 28287 в п. Туганы Кингисеппско-
го района Ленинградской области зафиксирован групповой несчастного случай со
смертельным исходом. При утилизации списанных боеприпасов погибли четыре
работника ООО НПП «Самаравзрывтехнология».
Расследование показало, что взрыв 130 мм снаряда произошел в результате при-
менения нештатного инструмента персоналом, имеющим недостаточную квалифи-
кацию для выполнения указанных работ в полевых условиях.
Комиссией по расследованию группового несчастного случая также установлено,
что при ведении особо опасных работ отсутствовали разрешения на ведение взрыв-
ных работ, использовалась техническая документация, не соответствующая профи-
207
лю выполняемых работ, отсутствовал контроль со стороны ответственных должност-
ных лиц. Погибшие работники не имели медицинских справок, подтверждающих
отсутствие медицинских противопоказаний для ведения указанных работ.
16 ноября 2016 года на опасном производственном объекте «Площадка изготов-
ления взрывчатых материалов промышленного назначения и боеприпасов» АО «Но-
восибирский механический завод «Искра», г. Новосибирск, произошла авария в ка-
бине межоперационного хранения изделий № 71 мастерской 159 цеха № 3 (взрыв
2 901 000 шт. капсюлей-воспламенителей (КВ), что составляет примерно 40 кг в тро-
тиловом эквиваленте, проектная загрузка кабины рассчитана на 42 кг в тротиловом
эквиваленте).
В результате аварии в мастерской разрушены вышибные поверхности (крыша,
окна), элементы защитных двориков, остекление прилегающих помещений. Также
разрушены отопление, промышленная вентиляция, стеллажи, электрооборудование.
В результате расследования аварии с учетом проведенных экспериментов по под-
рыву и передаче детонации капсюлей-воспламенителей комиссией по техническо-
му расследованию определены причины аварии:
возможное механическое воздействие в виде удара от падения постороннего пред-
мета на КВ в кабине межоперационного хранения изделий;
наиболее вероятным инициирующим событием является падение на лотки с из-
делиями КВ инородных твердых включений с острыми краями с рикошетом от ба-
тареи отопительной системы, в качестве инородных тел могут выступать куски сте-
ны и элементы плафона системы освещения, что подтверждено экспертным заклю-
чением по определению причин аварии.
Организационными причинами аварии определен недостаточный уровень осу-
ществления производственного контроля за соблюдением требований промышлен-
ной безопасности при эксплуатации здания № 159 участка сборки и снаряжения
средств инициирования, что выразилось в недостаточности контроля ответствен-
ными лицами за эксплуатацией электрооборудования в соответствии с проектными
решениями, а также к ведению исполнительной документации.
Экономический ущерб от аварии составил 5 196 850 руб.
Аварии и случаи травматизма, в том числе со смертельным исходом, имеют сход-
ные причины возникновения, особенно на пороховых производствах таких пред-
приятий, как ФКП «Тамбовский пороховой завод»; ФКП «Казанский государствен-
ный казенный пороховой завод»; ФКП «Пермский пороховой завод».
К основным причинам аварийности и травматизма на объектах ОПК относится
несоблюдение нормативных требований по безопасности и производственной до-
кументации (проектная документация, технологические регламенты и схемы, про-
изводственные инструкции, нормы безопасности). Производственный контроль на
объектах предприятий в отдельных случаях осуществляется формально, не исклю-
чает очевидные предпосылки возникновения аварийных ситуаций, анализа инци-
дентов должным образом не проводится.
Регулярно фиксируется недостаточный уровень квалификации, опыта и профес-
сиональной подготовки обслуживающего сооружения и технические устройства и
ведущего работы персонала и технических специалистов организаций, что находит
подтверждение в том, что среди погибших в вышеуказанных событиях находились
ученики и сотрудники без опыта работы с опасными веществами и не имеющие до-
пусков к самостоятельной работе.
208
Расследования обстоятельства аварий и несчастных случаев, произошедших на
объектах оборонно-промышленного комплекса, свидетельствуют, что основными
причинами аварийности и травматизма являются грубые нарушения режимов ве-
дения технологических процессов, недостаточность производственного контроля
при эксплуатации опасных производственных объектов, несоблюдение норматив-
ных требований по безопасности и требований производственной документации
как руководящим составом предприятий, так и должностными лицами, ответствен-
ными за осуществление производственного контроля и безопасное ведение работ.
Увеличение объемов выпуска оборонной продукции (в рамках задач гособорон-
заказа) влечет за собой увеличение рисков, связанных с безопасной эксплуатацией
изношенного оборудования, зданий и сооружений, включая недостаток квалифи-
цированных кадров и вовлечение в активный производственный цикл приостанов-
ленных (в части эксплуатации) и законсервированных производственных мощно-
стей, не всегда находящихся в надлежащем техническом состоянии, что также при-
водит к росту аварийности и травматизма на предприятиях ОПК.
Отдельно следует отметить, что на пороховых производствах при осуществлении
технологических операций по сушке, мешке и транспортировании пороховых масс
используется в значительной мере ручной труд, что также является причиной роста
аварийности и травматизма.
Производственный контроль на предприятиях оборонно-промышленного ком-
плекса является неотъемлемой частью производства. Ростехнадзор осуществляет
надзор за организацией производственного контроля за функционированием си-
стем управления промышленной безопасностью на предприятиях при проведении
плановых и внеплановых проверок, а также в рамках постоянного государственно-
го надзора.
На основании итогов проведенных проверок можно сделать выводы о том, что
производственный контроль и функционирование систем управления промышлен-
ной безопасностью на объектах предприятий нередко осуществляются формально.
Их деятельность не позволяет исключить очевидные предпосылки возникновения
аварийных ситуаций.
На предприятиях ослаблен контроль за выполнением работ субподрядными и
привлекаемыми организациями, в том числе за подготовкой, квалификацией и до-
пуском персонала к работе и его техническим оснащением.
В целях предотвращения аварий и гибели персонала на объектах, связанных с
обращением взрывчатых веществ и изделий, их содержащих, должностным лицам
всех уровней, ответственным за безопасность, необходимо обращать особое внима-
ние на вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов при
выполнении всех видов работ на них.
Ответственным должностным лицам, включая инспекторский состав террито-
риальных управлений Ростехнадзора, следует уделять особое внимание производ-
ственным инцидентам, являющимся предпосылками и инициаторами аварийно-
сти, указанные вопросы на объектах оборонно-промышленного комплекса самым
существенным образом влияют на обороноспособность государства.
В рамках утвержденного Плана проведения плановых проверок юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора центральным аппаратом
совместно с территориальными управлениями Ростехнадзора в 2016 году проведены
плановые проверки соблюдения требования промышленной безопасности на объ-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..