ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 9

 

 

129
10 декабря 2016 года в карьере ООО «Рудник Валунистый» при выгрузке горной
массы произошло сползание автосамосвала с призмы обрушения на отвале пустых
пород. Тяжело травмирован один человек. Причина аварии — нарушение техноло-
гии ведения работ, связанное с несоблюдением водителем требований паспорта по
разгрузке автомобильной техники на отвале.
По результатам проведенных технических расследований установлено, что причи-
ной аварий в 75 % случаев явилось нарушение технологии ведения работ, а в 25 % —
неудовлетворительная организация производства работ.
Аварии при ведении горных работ произошли на объектах, поднадзорных Меж-
региональному технологическому управлению (75 %) и Енисейскому управлению
(25 %). Наибольшее количество аварий (50 %) произошло на объектах, эксплуати-
руемых ПАО «ГМК «Норильский никель».
Разработаны первоочередные мероприятия для территориальных органов госу-
дарственного горного надзора. В целях устранения причин и предотвращения ава-
рий при проведении контрольно-надзорных мероприятий признано необходимым:
довести информацию о случаях аварийности, произошедших на опасных произ-
водственных объектах ведения горных работ в 2016 году, до инспекторского состава;
осуществлять проверку наличия и соблюдения проектной и технологической до-
кументации по всем производственным процессам;
на объектах ведения открытых горных работ проверять состояние карьерных до-
рог, отвалов, мест загрузки и выгрузки и их соответствие требованиям промышлен-
ной безопасности;
обеспечить контроль за своевременным и полным выполнением мероприятий,
предусмотренных актами расследования, по устранению причин и предотвраще-
нию случаев аварийности;
при выявлении нарушений требований промышленной безопасности, которые
привели или могут привести к возникновению и развитию аварий, привлекать ви-
новных юридических и должностных лиц к административной ответственности,
предусмотренной требованиями Кодекса Российской Федерации об администра-
тивных правонарушениях.
Ростехнадзором ежедневно контролируется исполнение мероприятий по устра-
нению последствий аварии, произошедшей 18 ноября 2014 на руднике с подземным
способом разработки, принадлежащем ОАО «Уралкалий» (Пермская область), а так-
же мероприятий по недопущению затопления подземных выработок.
Количество смертельных несчастных случаев по классам опасности объектов ве-
дения горных работ распределилось следующим образом: на объектах I класса опас-
ности произошло 15 случаев смертельного травматизма (38 %), на объектах II клас-
са — 21 (54 %), III класса — 3 (8 %). На объектах IV класса опасности случаев про-
изводственного травматизма со смертельным исходом не зарегистрировано.
Таким образом, почти все случаи смертельного травматизма произошли на объ-
ектах I и II классов опасности, где должны приниматься максимальные меры обес-
печения промышленной безопасности.
Увеличилось количество смертельных несчастных случаев, произошедших на
объектах ведения открытых горных работ и обогащения полезных ископаемых. Чи-
сло случаев смертельного травматизма при работах, проводимых в подземных усло-
виях, сократилось на 30 %, но по-прежнему составляет основную долю (66 %) от об-
щего числа смертельных несчастных случаев (табл. 58-60).
130
Таблица 58
Сведения о смертельном травматизме по видам работ
Год
Количество несчастных случаев по видам работ
Открытые
Подземные
ДОФ
Итого
2016
11
26
2
39
28,2 %
66,7 %
5,1 %
100 %
2015
9
37
46
19,6 %
80,4 %
100 %
Таблица 59
Распределение случаев травматизма по отраслям горной промышленности
Год
Количество несчастных случаев по горной отрасли
Итого
2016
3
15
15
3
1
2
39
7,7 %
38,5 %
38,5 %
7,7 %
2,6 %
5,0 %
100 %
2015
6
13
17
4
4
2
46
13,0 %
28,3 %
37,0 %
8,7 %
8,7 %
4,3 %
100 %
Таблица 60
Распределение несчастных случаев по травмирующим факторам
Год
Количество несчастных случаев по травмирующим факторам
Итого
2016
15
8
8
5
3
39
38,5 %
20,5 %
20,5 %
12,8 %
7,7 %
100 %
2015
20
10
4
1
2
8
1
46
43,5 %
21,7 %
8,7 %
2,2 %
4,3 %
17,4 %
2,2 %
100 %
Наибольшее количество случаев со смертельным исходом, как и в предшеству-
ющем отчетном периоде, произошло в результате обрушения горной массы и при
работе на транспорте. Резко возросло количество смертельных несчастных случа-
ев при работе с механическими устройствами и в результате поражения электриче-
ским током. Сократилось количество несчастных случаев со смертельным исходом,
произошедших в результате падения с высоты.
В 2016 году значительно сократилось количество групповых несчастных случа-
ев (в 2015 году зафиксировано 5 групповых несчастных случаев, в 2016 году — 1).
Смертельно травмированных в результате группового несчастного случая не зафик-
сировано (табл. 61).
131
Таблица 61
Сведения о травматизме в результате групповых несчастных случаев в 2015-2016 гг.
Год, отрасль
Количе-
Количество пострадавших
ство
всего
со смертельным
с тяжелым
с легким
случаев
исходом
травмированием
травмированием
2016 год
1
2
2
Драгметаллы
1
2
2
2015 год
5
11
7
1
3
Цветная металлургия
2
5
3
2
Драгметаллы
2
4
3
1
В 2016 году групповой несчастный случай произошел на объекте II класса опас-
ности.
19 февраля 2016 года в ООО «Старательская артель «Кварц» произошел группо-
вой несчастный случай. На крепильщика и горнорабочего, находившихся в подзем-
ной выработке, обрушилась горная масса с кровли и бортов, в результате чего они
получили травмы тяжелой степени тяжести. Организационно-технической причи-
ной несчастного случая явилось нарушение технологии производства работ — была
нарушена геометрия выработки, что привело к обрушению горной массы.
Наибольшее количество случаев смертельного травматизма произошло на опас-
ных производственных объектах, поднадзорных Межрегиональному технологиче-
скому управлению (9 случаев) и Уральскому управлению (8). Допущен рост аварий-
ности и травматизма на объектах, поднадзорных Межрегиональному технологиче-
скому управлению (+3 аварии) и +1 смертельный несчастный случай, Енисейскому
управлению (+1 авария и +1 смертельный случай), Дальневосточному управлению
(+ 4 смертельных случая). Существенно снизился уровень травматизма на объектах
горной отрасли, поднадзорных Забайкальскому управлению (с 7 до 3 случаев), Се-
веро-Западному управлению (с 5 до 2 случаев), Западно-Уральскому управлению (с
5 до 3 случаев) и Сибирскому управлению (с 3 до 1 случая).
Случай группового травматизма произошел на объекте, поднадзорном Забай-
кальскому управлению.
Распределение аварий и несчастных случаев по территориальным органам и субъ-
ектам Российской Федерации представлено в табл. 62.
Причины аварий и несчастных случаев приведены в табл. 63.
Наибольшее количество случаев аварийности и травматизма связано с наруше-
нием технологии проведения работ (32 % от общего числа).
Таблица 62
Распределение аварий и несчастных случаев по территориальным органам
и субъектам Российской Федерации
Территориальные управления Ростехнадзо-
Аварийность
Групповой
Смертельный
ра, субъекты Российской Федерации
травматизм
травматизм
2015 г.
2016 г.
2015 г.
2016 г.
2015 г.
2016 г.
Межрегиональное технологическое управ-
3
1
8
9
ление
Таймырский АО
2
1
6
9
Чукотский АО
1
2
132
Верхне-Донское управление
1
3
3
Белгородская область
2
2
Курская область
1
1
Липецкая область
1
Приокское управление
1
Калужская область
1
Северо-Западное управление
5
2
Новгородская область
1
Мурманская область
4
2
Западно-Уральское управление
5
3
Пермский край
2
Республика Башкортостан
2
Оренбургская область
1
3
Уральское управление
7
8
Свердловская область
5
Челябинская область
6
3
Курганская область
1
Сибирское управление
3
1
Алтайский край
3
1
Забайкальское управление
1
7
3
Республика Бурятия
4
1
Забайкальский край
1
3
2
Енисейское управление
1
1
1
2
Красноярский край
1
1
1
1
Дальневосточное управление
4
Хабаровский край
3
Приморский край
1
Северо-Восточное управление
3
2
Магаданская область
3
2
Ленское управление
1
3
2
Республика Саха (Якутия)
1
3
2
Итого:
1
4
3
1
46
39
Часто причиной несчастных случаев являлся низкий уровень производственного
контроля за обеспечением выполнения требований промышленной безопасности
(32 %). Случаи смертельного травматизма происходили вследствие падения работ-
ников с высоты из-за отсутствия заграждений либо в результате травм, нанесенных
обрушившейся горной массой из-за неудовлетворительной оборки заколов.
Таблица 63
Причины аварий и несчастных случаев
Причины аварии, несчастного случая
Количество
%
расследований
Нарушения технологии производства работ
13
32
Неудовлетворительная организация производства работ
11
27
Низкий уровень производственного контроля
13
32
Нарушение трудового распорядка и дисциплины труда
3
7
Низкий уровень знания требований норм и правил безопасности
1
2
Всего:
41
100
133
Значительное количество несчастных случаев связано с неудовлетворительной
организацией горных работ (27 %), выполнением производственных операций в
отсутствие проектной и технологической документации, что приводило к аварии и
гибели людей.
Допущены случаи смертельного травматизма по причине нарушения работника-
ми трудового распорядка и дисциплины труда (7 %), грубого нарушения требований
промышленной безопасности в состоянии наркотического опьянения.
Отмечены случаи смертельного травматизма из-за допуска к работам на опасных
производственных объектов работников, не имеющих необходимой квалификации
и не прошедших обучения и инструктажа до начала работ (2 %).
В 2016 году горный надзор осуществлялся силами 157 инспекторов территори-
альных органов Ростехнадзора. При этом 90 % инспекторов выполняли функции и
в других видах надзора (маркшейдерский контроль, надзор за производством взрыв-
ных работ и другие) (табл. 64).
Таблица 64
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности государственного
горного надзора в 2015-2016 гг.
Показатели надзорной деятельности
2015 г.
2016 г.
Количество занятых штатных единиц, выполняющих функции го-
163
157
сударственного горного надзора
Общее количество проведенных проверок
2791
2344
Количество проверок, которые предполагают выявление нарушений
1318
1018
Количество проверок, в ходе которых выявлены нарушения
1140
991
Выявлено правонарушений
13719
12905
Общее количество юридических лиц, в ходе проведения проверок
647
519
которых, выявлены правонарушения
Общее количество административных наказаний, наложенных по
1813
1640
итогам проверок:
в т.ч. штрафов на юридическое лицо
367
301
в т.ч. административное приостановление деятельности
90
80
Общая сумма наложенных административных штрафов, млн руб.
103,0
98, 1
Количество проверок, в ходе которых были выявлены правонарушения, снизи-
лось на 14 %, но возросло с 12 до 13 среднее количество нарушений, выявляемых в
ходе таких проверок, рост среднего количества выявленных нарушений за одну про-
верку составил 8 %.
Территориальные органы Ростехнадзора при выявлении правонарушений недо-
статочно применяют полномочия, определенные Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях (КоАП РФ). Общее количество юридиче-
ских лиц, при проведении проверок которых выявлены правонарушения, состави-
ло 519, а число наложенных штрафов на юридических лиц — 301. Наказания, пред-
усмотренные КоАП РФ за правонарушения, были применены лишь в 58 % случаев
их выявления (в 2015 году - в 5 % случаев).
В 2016 году специалисты центрального аппарата совместно с работниками тер-
риториальных органов Ростехнадзора провели 4 выездные проверки организаций,
134
эксплуатирующих объекты горной отрасли: АО «Михайловский ГОК», АО «Карель-
ский окатыш», ПАО «Уралкалий», АО «Серебро Магадана».
По результатам проведенных проверок выявлено 586 нарушений требований
промышленной безопасности. Привлечено к административной ответственности
75 должностных и 8 юридических лиц. Сумма наложенных штрафов составила бо-
лее 4 млн руб.
В ходе проверок выявлены нарушения, наличие которых свидетельствует об от-
сутствии готовности организаций к локализации и ликвидации возможных аварий.
Также выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности при
ведении горных и взрывных работ.
В целях устранения выявленных нарушений в ходе проверок выдавались пред-
писания на остановку работ, вывод людей, приостановку действия разрешений на
взрывные работы, а также предоставлялась информация аварийно-спасательным
формированиям, обслуживающим предприятия, на снятие подписей с согласован-
ных планов локализации и ликвидации аварий.
Особое внимание при проверках было уделено вопросам организации и осущест-
вления эксплуатирующими организациями производственного контроля и эффек-
тивности функционирования систем управления промышленной безопасностью.
Проверялось наличие созданных вспомогательных горноспасательных команд и
оборудование рудников системами позиционирования работников, позволяющих
контролировать их местонахождение в горных выработках.
К настоящему времени положения и системы управления промышленной без-
опасностью созданы в 583 эксплуатирующих организациях из 608, что составляет
97 %.
Вспомогательные горноспасательные команды созданы в 279 организациях из
294, что составляет 96 %.
Системами позиционирования в настоящее время оборудованы все объекты
I класса опасности, а на рудниках II класса опасности проводится работа по их осна-
щению соответствующими приборами и оборудованием.
При проведении комплексных проверок специалистами центрального аппара-
та анализировалась контрольно-надзорная деятельность территориальных органов,
при этом выявлены серьезные упущения в их работе. При проверках выявлены си-
стемные нарушения на поднадзорных объектах, которые не устраняются в течение
продолжительного периода времени, при этом должные меры со стороны терри-
ториальных органов Ростехнадзора для своевременного устранения нарушений не
принимаются (рис. 10).
Системные нарушения, зафиксированные на проверенных объектах:
неэффективны и не соответствуют требованиям законодательства системы управ-
ления промышленной безопасностью и производственного контроля;
вспомогательные горноспасательные команды не соответствуют требованиям
нормативных правовых актов в вопросах организации, оснащения и аттестации;
производственный персонал не обучен порядку действий при аварии;
на опасных производственных объектах ведения горных работ II класса опасно-
сти отсутствуют системы позиционирования работников.
Сотрудники Ростехнадзора приняли активное участие в деятельности рабочих
групп Правительственной комиссии по недопущению негативных последствий на
Верхнекамском месторождении калийно-магниевых солей. В соответствии с пору-
135
чением Правительства Российской Федерации подготовлено и утверждено решение
об установлении 25 зон вероятных разрушений жилых домов в г. Березники (Перм-
ский край).
Рис. 10. Сведения об эффективности проверок, проводимых территориальными
органами
Наибольшее количество нарушений (27%) выявлено и предписано к устранению
на электромеханических устройствах и оборудовании. Это явилось профилактиче-
скими мерами в связи с ростом числа случаев смертельного травматизма, произо-
шедших вследствие поражения электрическим током. Значительную долю от обще-
го числа смертельных случаев (21%) составляют случаи, связанные с эксплуатацией
горного транспорта. В связи с этим ведется активная работа по устранению много-
численных нарушений в этом виде деятельности. Нарушения по организации и осу-
ществлению производственного контроля и готовности к локализации и ликвида-
ции аварий также составляют существенную часть от общего количества выявлен-
ных (24 %), такие нарушения установлены и в результате проверок, проведенных
центральным аппаратом Ростехнадзора.
Вместе с тем крайне незначительна доля выявленных нарушений крепления и
управления кровлей горных выработок (10 % от общего числа), что является недо-
работкой инспекторов горного надзора, т. к. смертельные несчастные случаи, свя-
занные с обрушением горной массы, составляют наибольшую часть от всех произо-
шедших (38 %). Территориальным органам необходимо принять незамедлительные
меры по выявлению и устранению нарушений, являющихся причиной обрушений
горной массы.
В период с ноября по декабрь 2016 года в соответствии с утвержденным графи-
ком в установленном порядке сотрудниками центрального аппарата были рассмо-
136
трены планы развития горных работ на 2017 год по 39 объектам горной промыш-
ленности I и II классов опасности. По 11 объектам комиссией принято решение об
отказе в согласовании планов развития горных работ.
Основанием для принятия решения об отказе согласования планов развития гор-
ных работ явились грубые нарушения законодательства о недрах. Среди них: отсут-
ствие лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности, лицензий
на право пользования недрами, проектной документации, разработанной и утвер-
жденной в установленном порядке, обоснований соблюдений условий безопасно-
го недропользования, горноотводной документации, необеспечение готовности к
действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, планирование веде-
ния горных работ за пределами горного отвода.
Сотрудниками центрального аппарата организовано и принято участие в 10 меж-
дународных и всероссийских конференциях и семинарах в области промышленной
безопасности. Наиболее значимые из них:
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы
промышленной безопасности в горнорудной, угольной и металлургической про-
мышленности» (г. Москва);
Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексная безопас-
ность — 2016»;
Всероссийский семинар «Новые требования по согласованию планов развития
горных работ и оформлению горноотводной документации при разработке место-
рождений твердых полезных ископаемых и подземных вод».
В 2016 году осуществлялся постоянный учет и анализ аварий, групповых не-
счастных и смертельных несчастных случаев. При проведении расследований ана-
лизировались акты расследований, оценивалась достоверность определения при-
чин аварий и несчастных случаев, достаточность мероприятий по устранению при-
чин и недопущению повторения произошедшего, определение ответственных лиц
и принятые к ним меры.
На основании показателей аварийности и травматизма, результатов расследова-
ний и анализа контрольно-надзорной деятельности составляются планы и форму-
лируются основные вопросы проверок эксплуатирующих организаций и террито-
риальных органов. По результатам проверок определяются системные нарушения
требований промышленной безопасности и разрабатываются мероприятия по со-
вершенствованию государственного надзора, информация о которых направляется
в территориальные органы.
Систематизированные результаты работы докладываются на конференциях и
обучающих семинарах, включаются в отчеты и доклады Ростехнадзора, публику-
ются в специализированных изданиях и учитываются при актуализации федераль-
ных норм и правил.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий и рассмотрении планов
развития горных работ взрывопожароопасных объектов отрасли проверяется нали-
чие соответствующих лицензий и соблюдение требований федерального законода-
тельства (рис. 11).
137
Рис. 11. Блок-схема действий при обеспечении промышленной безопасности
на поднадзорных объектах
Органами Ростехнадзора рассмотрены 40 материалов на оформление лицензий
на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных про-
изводственных объектов I, II и III классов опасности при ведении горных работ. По
результатам рассмотрения предоставлено 4 лицензии, переоформлено 29, отказано
в предоставлении лицензии в одном случае. Наличие лицензии и соблюдение ли-
цензиатами лицензионных требований и условий проверяются территориальными
органами Ростехнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.
Органами государственного горного надзора контролируется проведение обяза-
тельных мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством в обла-
сти промышленной безопасности:
страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам всеми предпри-
ятиями горной отрасли, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
наличие Положения о производственном контроле за соблюдением требований
промышленной безопасности на каждом горнодобывающем предприятии;
обязательное заключение эксплуатирующими организациями договоров на ока-
зание услуг по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению постра-
давших с профессиональными аварийно-спасательными службами или формиро-
ваниями в целях реализации мероприятий по защищенности опасных производст-
венных объектов при возникновении аварийных ситуаций;
разработка ежегодно обновляемых планов локализации и ликвидации возмож-
ных аварий, а также графиков проведения противоаварийных тренировок.
На предприятиях создаются нештатные и штатные аварийно-спасательные фор-
мирования, оснащенные необходимыми средствами индивидуальной защиты, тех-
никой и инструментами для локализации и ликвидации аварийных ситуаций. Ор-
ганизации, эксплуатирующие взрывопожароопасные производственные объекты,
оснащены средствами оповещения и связи при возникновении аварии (телефонная,
138
звуковая сирена, громкоговорящая связь, локальные системы оповещения населе-
ния), внедряются системы позиционирования.
Созданы резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации
и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Проводятся тренировочные занятия с персоналом по обучению дейст-
виям в случае возникновения возможных аварийных ситуаций.
В ходе проверок, проведенных центральным аппаратом Ростехнадзора, установ-
лено, что на ряде предприятий производственный персонал не обучен порядку дей-
ствий при аварии, поэтому органами Ростехнадзора повышена требовательность при
оценке готовности организаций горной отрасли к локализации и ликвидации послед-
ствий аварий. В отчетный период проведено 383 учебные тревоги, в 2015 году прове-
дено 160 тревог. При проверках, проведенных территориальными органами, выявле-
но 557 нарушений пожарной защиты и 272 нарушения готовности к ликвидации воз-
можных аварий.
Основные проблемы обеспечения промышленной безопасности горнодобываю-
щих предприятий
Наименьшие за последнее десятилетие показатели травматизма отчетного года не
должны рассматриваться как единожды достигнутый результат. В горнодобывающей
отрасли США в 2013, 2014, 2015 годах было смертельно травмировано соответствен-
но 22, 30 и 17 человек. При среднем количестве работающих в отрасли — 170 тыс. че-
ловек, это составляет соответственно 13, 17 и 10 смертельных несчастных случаев
на 100 тыс. работающих (данные из бюллетеня Центра информационных техноло-
гий Министерства труда США, 2015 год). В горнодобывающей отрасли России в эти
годы произошло соответственно 14, 18 и 16 смертельных случаев на 100 тыс. работа-
ющих, а в 2016 году произошло 15 случаев смертельного травматизма на 100 тыс. ра-
ботающих в отрасли. Показатели уровня травматизма в горнодобывающих отраслях
России и США в целом сопоставимы.
На предприятиях горной промышленности основными проблемами, связанны-
ми с обеспечением должного уровня промышленной безопасности и противоава-
рийной устойчивости, являются:
недостаточный уровень квалификации непосредственных исполнителей;
низкое качество инженерного сопровождения горных работ, подготовки и орга-
низации производства в совокупности с неудовлетворительным уровнем трудовой
и технологической дисциплины;
формальный подход управляющих компаний к созданию интегрированной сис-
темы управления промышленной безопасностью, неэффективный производствен-
ный контроль, чрезмерная «оптимизация» численности специалистов и персонала
на технологических, ремонтно-восстановительных участках;
недостаточная реализация текущих и перспективных задач научно-исследова-
тельского сопровождения отработки месторождений, авторского надзора за ходом
исполнения проектных решений, в процессе строительства предприятий;
отсутствие современного, конкурентоспособного российского горнопромыш-
ленного машиностроения и вызванная этим зависимость от западных поставщиков
по закупке оборудования, техники и запасных частей.
Для повышения эффективности надзорной деятельности, снижения уровня ава-
рийности и травматизма на опасных производственных объектах ведения горных ра-
бот при проведении контрольно-надзорных мероприятий необходимо:
139
на опасных производственных объектах I и II классов опасности уделять внима-
ние наличию и функционированию системы управления промышленной безопас-
ности и системы производственного контроля;
на опасных производственных объектах I и II классов опасности контролировать
наличие систем позиционирования, наличие вспомогательных горноспасательных
команд и соответствие планов мероприятий по локализации и ликвидации послед-
ствий аварий установленным требованиям;
осуществлять контроль за наличием у работников на поднадзорных предприяти-
ях специального профильного образования и квалификации;
с целью повышения ответственности за состояние промышленной безопасности
на опасных производственных объектах по итогам проведенных расследований ава-
рий и несчастных случаев привлекать к административной ответственности долж-
ностных и юридических лиц, допустивших нарушения требований промышленной
безопасности, приведших непосредственно к угрозе жизни и здоровью людей.
К приоритетным задачам деятельности государственного горного надзора, выте-
кающим из требований законодательства в области промышленной безопасности,
относятся проведение мероприятий, связанных с профилактикой и предотвраще-
нием случаев аварийности и травматизма на объектах ведения горных работ, а так-
же обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации и лик-
видации последствий аварий.
2.2.8. Маркшейдерские работы и безопасность недропользования
Контроль и надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием не-
драми, и маркшейдерскими работами осуществлялся в отношении 3354 организа-
ций и 8055 объектов.
Основное внимание в надзорной и контрольной деятельности в отчетном пери-
оде уделялось наличию у пользователей недр:
лицензий на право пользования недрами;
лицензий на производство маркшейдерских работ;
установленной геолого-маркшейдерской документации и качеству ее исполнения;
проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых,
утвержденной в установленном порядке;
утвержденных планов развития горных работ на текущий период;
документов, удостоверяющих уточненные границы горных отводов.
Кроме этого при проведении проверок осуществлялся контроль:
за соответствием фактического состояния горных работ техническому проекту и
плану развития горных работ;
за ведением инструментальных маркшейдерских наблюдений за состоянием гор-
ных отводов, проявлениями геодеформационных процессов;
за маркшейдерским учетом объемов добычи полезных ископаемых;
за выполнением мероприятий по охране зданий, сооружений и природных объ-
ектов от вредного влияния горных работ;
за ликвидацией (консервацией) объектов, связанных с добычей полезных иско-
паемых;
за оснащенностью маркшейдерских служб организаций.
140
Сравнение основных результатов надзорной деятельности в 2015-2016 годах
представлено в табл. 65.
Таблица 65
Сравнение основных результатов надзорной деятельности 2015-2016 гг.
Наименование показателей надзорной деятельности
2015 г.
2016 г.
+/-
п/п
1
Число поднадзорных организаций (юридических
2899
3354
+ 455
лиц)
2
Количество проведенных обследований, всего
2315
1607
-708
3
Количество выявленных нарушений
4854
3860
-994
4
Количество наложенных административных на-
723
620
-103
казаний
5
Общая сумма штрафов, млн руб.
47,9
53,6
+ 5,7
Проверки поднадзорных организаций и индивидуальных предпринимателей
проводились по согласованным с органами прокуратуры Российской Федерации
планам проведения плановых проверок. Имело место уклонение юридическим ли-
цом (ООО ПК «Зирдэкс», поднадзорно Ленскому управлению) от проведения пла-
новой проверки. Возбуждено административное дело и материалы переданы в су-
дебные органы.
Основная доля внеплановых проверок приходится на проведение предлицензи-
онного контроля.
По результатам проверок юридические и должностные лица организаций, допу-
стивших нарушения установленных требований, привлекались к административ-
ной ответственности.
При этом характерными нарушениями требований в области безопасного веде-
ния работ, связанных с пользованием недрами, и маркшейдерского обеспечения
горных работ являются:
несоблюдение требований по технологии ведения работ при реализации техни-
ческих проектов, планов и схем развития горных работ, иной проектной докумен-
тации на осуществление работ, связанных с пользованием недрами;
нарушение лицензионных требований и условий при производстве маркшейдер-
ских работ;
нарушение технических требований и условий по производству маркшейдер-
ских работ;
невыполнение в срок предписаний органов государственного горного надзора.
Основными причинами нарушений установленных требований в области без-
опасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, и производства марк-
шейдерских работ, являются: несвоевременное выполнение намеченных меропри-
ятий по безопасному ведению горных работ, неисполнение указаний маркшейдер-
ских служб организаций, отсутствие квалифицированных специалистов горного
профиля, в первую очередь специалистов-маркшейдеров.
На постоянном контроле территориальных органов Ростехнадзора находится
выполнение организациями в установленные сроки предписаний органов государ-
ственного горного надзора, выданных по результатам проведенных проверок. Про-
верки выполнения ранее выданных предписаний включаются в ежемесячные планы
141
работы отделов территориальных органов, а также осуществляются в рамках прове-
дения внеплановых проверок.
В 2016 году территориальными органами Ростехнадзора рассмотрено: 1141 про-
ект на производство маркшейдерских работ, 2421 проект горных отводов, 6526 пла-
нов развития горных работ и 5883 материала на ликвидацию (консервацию) объ-
ектов, связанных с пользованием недрами, включая ликвидацию (консервацию)
скважин различного назначения (нефтегазодобывающих, разведочных, наблюда-
тельных) (рис. 12).
Рис. 12. Информация о рассмотрении маркшейдерских материалов в 2014-2016 гг.
Рассмотрено 562 материала на оформление и переоформление лицензий на
производство маркшейдерских работ,
из которых предоставлено 204 лицен-
зии, переоформлено 280 и в 78 случаях
обоснованно отказано в предоставлении
(переоформлении) (рис. 13).
В отчетном периоде органы государ-
ственного горного надзора осуществляли
свою работу во взаимодействии с другими
надзорными органами Прокуратуры Рос-
сийской Федерации, ФНС России, МВД
России, с органами исполнительной влас-
ти субъектов Российской Федерации и др.
В октябре 2016 г. Ростехнадзором и
органами Генеральной прокуратуры Рос-
сийской Федерации проведена проверка
Рис. 13. Результаты рассмотрения
материалов на оформление
ПАО «Уралкалий».
(переоформление) лицензий на проведение
Продолжает осуществляться конт-
маркшейдерских работ
роль за ведением комплексного монито-
ринга ситуации, связанной с техноген-
142
ными авариями на рудниках БКПРУ-1 и СКРУ-2, эксплуатируемых ПАО «Урал-
калий».
Правительственной комиссией по недопущению негативных последствий тех-
ногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения
калийно-магниевых солей в Пермском крае, возложены задачи на рабочие группы
по анализу комплексного мониторинга ситуации и ликвидации рудника БКПРУ-1.
Ростехнадзор во взаимодействии с Минприроды России, Роснедрами, МЧС Рос-
сии, Роспотребнадзором, Росприроднадзором и другими федеральными органами
исполнительной власти и организациями в 2016 году подготовил и провел 4 засе-
дания рабочих групп. На заседаниях рассматривались вопросы реализации плана
первоочередных мероприятий по ликвидации и минимизации последствий техно-
генной аварии на руднике СКРУ-2 и результаты комплексного мониторинга ситу-
ации, связанной с техногенной аварией на руднике БКПРУ-1. Информация о дея-
тельности рабочих групп Правительственной комиссии и о результатах реализации
мероприятий по предотвращению угрозы безопасных условий жизнедеятельности
населения г. Березники и минимизации негативных последствий аварий ежеквар-
тально направлялась в Правительство Российской Федерации.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правитель-
ства Российской Федерации и на основании материалов, представленных город-
ской администрацией, принято решение об установлении 25 зон вероятных раз-
рушений жилых домов в г. Березники, связанных с техногенной аварией на руд-
нике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий». В соответствии с «Положением о признании
помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для прожива-
ния и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструк-
ции» проведена подготовительная работа с целью последующего отселения жите-
лей из аварийного жилья.
Осуществлялось организационно-методическое руководство деятельностью тер-
риториальных органов. Специалистами управления подготавливались и направля-
лись в территориальные органы Ростехнадзора соответствующие разъяснения и ука-
зания, были проведены обучающие семинары и вебинар.
К проблемным вопросам надзорной деятельности относится частая смена кадров
инспекторского состава, что связано с низким уровнем заработной платы.
Поднадзорные организации, как правило, имеют собственные маркшейдерские
службы. Сервисное маркшейдерское обслуживание осуществляется в основном на
предприятиях, разрабатывающих месторождения общераспространенных полезных
ископаемых открытым способом.
Основными факторами аварийных ситуаций и производственного травматизма
при ведении работ, связанных с пользованием недрами, являются ведение горных
работ с отклонениями от проектной документации и планов развития горных ра-
бот. Среди таких нарушений: изменение параметров рабочих площадок разрабаты-
ваемых уступов, наличие заколов в кровле горных выработок и трещин на уступах,
ведение горных работ у границ опасных (по прорыву воды, газов) зон, зон охраны
объектов газопроводов и нефтепроводов, водоемов и других сооружений.
Для обеспечения нормального технологического цикла работ проводятся марк-
шейдерские наблюдения за состоянием горных отводов.
143
Проекты проведения одиночных горных выработок в пределах предохранитель-
ных целиков и меры охраны подрабатываемых объектов представляются на согла-
сование в территориальные органы Ростехнадзора.
В целом геолого-маркшейдерское обеспечение горных работ при добыче полез-
ных ископаемых и строительстве подземных сооружений находится в удовлетвори-
тельном состоянии, за исключением укомплектованности штата эксплуатирующих
организаций кадрами специалистов-маркшейдеров.
Вместе с тем при производстве маркшейдерских работ имели место случаи нару-
шения установленных требований.
ОАО «Сибайский ГОК» (Западно-Уральское управление) своевременно не разра-
ботаны мероприятия по безопасной отработке руды в контактной зоне камер, пре-
вышены допустимые отставания пунктов опорной маркшейдерской сети от забоев
горных выработок, горно-графическая документация исполнена с нарушением тре-
бований к ее составу.
Территориальными органами Ростехнадзора по мере поступления заявлений
от соискателей лицензий на производство маркшейдерских работ проводились
внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
по соблюдению лицензионных требований и условий по производству маркшей-
дерских работ.
Анализ осуществления государственной функции по лицензированию производ-
ства маркшейдерских работ и результатов лицензионного контроля показал, что наи-
более частыми являются нарушения лицензионных требований и условий, определен-
ных Положением о лицензировании производства маркшейдерских работ. Основные
из них: несоблюдение требований по аттестации и повышению квалификации специ-
алистов в области маркшейдерского обеспечения горных работ и ведение маркшей-
дерских работ без проектной документации на производство маркшейдерских работ.
Анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий по проверке соблюде-
ния пользователями недр требований по технологии ведения горных работ показал,
что к числу наиболее характерных нарушений, допущенных организациями, разра-
батывающими твердые полезные ископаемые, относится:
несоблюдение параметров технологических автомобильных дорог;
нарушение календарных планов развития горных работ в части отработки место-
рождений по направлениям;
невыполнение запланированных объемов вскрышных и добычных работ, рекуль-
тивации земель;
несоответствие фактически применяемых технических устройств и предусмот-
ренных проектной документацией.
Основными причинами отказа в согласовании органами государственного гор-
ного надзора планов развития горных работ являются:
несоответствие параметров запланированных горных работ работам, установлен-
ным техническим проектом;
отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опас-
ных производственных объектов;
отсутствие аттестации нештатных вспомогательных горноспасательных команд;
отсутствие документов, удостоверяющих уточненные границы горных отводов.
144
Характерные нарушения, допущенные поднадзорными организациями в
2016 году:
с вводом в отработку дополнительных камер подземного рудника ОАО «Сибай-
ский ГОК» (Западно-Уральское управление) не были приняты меры по своевремен-
ному внесению изменений и дополнений в план развития горных работ на 2016 г.;
при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «ПРОГРЕСС»
(Ленское управление) установлен факт ведения горных работ с отступлением от про-
ектных решений и согласованных направлений и объемов горных работ;
при плановой проверке ОАО «Удмуртнефть» (Западно-Уральское управление)
выявлено несоблюдение проектных решений по сбросу попутно добываемой воды,
отсутствие наблюдательного фонда скважин для отслеживания радиуса распростра-
нения сточных вод, а также невыполнение работ по изоляции пласта — коллектора,
предназначенного для захоронения нефтепромысловых сточных вод;
в связи с оползневым явлением в пределах охранной зоны нефтепровода
АО «Транснефть — Урал» на северном участке борта Березняковского месторожде-
ния золота на 60 суток приостановлена деятельность ОАО «Еткульзолото».
Законодательно не закреплен порядок контроля за выполнением пользователя-
ми недр согласованных планов развития горных работ при разработке россыпных
месторождений полезных ископаемых и добыче общераспространенных полезных
ископаемых без производства взрывных работ. Отсутствие плановых контрольных
мероприятий на таких объектах отрицательно сказывается на уровне обеспечения
безопасного недропользования и выполнения установленных требований при марк-
шейдерском обеспечении горных работ.
Ликвидация и консервация объектов, связанных с пользованием недрами, осу-
ществлялась в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами,
имеющими положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
В состав проектной документации включаются мероприятия по обеспечению тре-
бований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды.
Остается проблемным вопрос о реализации требований статьи 26 Закона Россий-
ской Федерации «О недрах» в части составления актов на ликвидацию объектов до-
бычи полезных ископаемых, удостоверяющих факт окончания работ по ликвидации.
В приказах территориальных управлений Роснедр о досрочном прекращении
права пользования недрами или о прекращении права пользования в связи с исте-
чением срока действия лицензии отсутствуют требования о подготовке материалов
к акту, сроки проведения работ по ликвидации не устанавливаются.
Аналогичная ситуация связана с банкротством предприятий. Конкурсными
управляющими не предусматриваются расходы для проведения работ по ликвида-
ции объектов, связанных с добычей полезных ископаемых. Например, при плано-
вой проверке ОАО «Пермавтодор» установлено отсутствие документов, необходимых
для ликвидации объектов недропользования. Конкурсным управляющим не была
представлена документация, отражающая ситуацию на карьерах на момент прекра-
щения права пользования недрами, что явилось основанием для привлечения юри-
дического лица к административной ответственности.
В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности территориаль-
ных управлений необходимо принятие мер по укомплектованности их специалиста-
ми по маркшейдерскому контролю и проведение семинаров с инспекторским со-
ставом в части применения положений действующего законодательства о недрах и
нормативных правовых актов в области государственного горного надзора.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..