ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 7

 

 

97
Таблица 42
Данные о накопленных и сданных РАО эксплуатирующими организациями
в первом полугодии 2015 и 2016 гг.
2015 г.
2016 г.
ТРО
ЖРО
Отработавшие
ТРО
ЖРО
Отработавшие
ЗРИ
ЗРИ
Количество РАО, образовавшихся в организациях
ВМТУ
9,68·1011
2863,7
6,57·1014
244
1,19·1012
2072
1,48·1016
1523
ДМТУ
5,1·1011
27,3
3,51·1014
600
8,31·1011
0,4
1,02·1015
769
СЕМТУ
1,35·1013
1304,5
3,83·1012
2581,5
3,31·1014
1098
7,86·1012
619
4,75·1012
750
1,37·1014
1389
УМТУ
5,06·1012
1149,4
1,2·1010
19,4
4,4·1015
5229
1,97·1014
118
1,27·104
0,2
1,03·1015
5920
ЦМТУ
3,0·1011
2,2
2,1·1014
508
4,0·1011
4
4,0·1013
1256
МТУ Сибири
3,62·1011
401
2,45·1017
2254
1,97·1012
29
2,39·1017
9328
и ДВ
Всего:
2,02·1013
5748,1
3,84·1012
2600,9
2,51·1017
9933
2,09·1014
2843
4,75·1012
750
2,53·1017
20 185
Количество РАО, сданных организациями на переработку и захоронение
ВМТУ
1,0·1010
249
2,56·108
123,7
5,66·1014
206
1,22·1014
15,8
3,07·1011
219,6
1,46·1016
1591
ДМТУ
1,85·106
0,1
3,51·1014
95
8,31·1011
0,4
1,01·1015
571
СЕМТУ
4,32·1013
836,7
1,77·1013
511
2,58·1015
13 984
8,26·1012
667,5
1,67·1013
395,5
3,05·1014
13 132
УМТУ
5,06·1012
1149,4
4,4·1015
5223
1,97·1014
118,3
1,03·1015
5919
ЦМТУ
3,0·1011
2,2
2,0·1014
496
4,0·1011
4
4,0·1013
1256
МТУ Сибири
2,85·1016
1982
2,85·1019
6
5,52·1014
10 290
и ДВ
Всего:
4,86·1013
2237,4
1,77·1013
634,7
3,66·1016
21 986
3,28·1014
812
1,7·1013
615
1,76·1016
32 759
Помимо эксплуатации ПХ, хранилищ РАО предприятия также осуществляют:
обращение с РАО при проведении радиационно-аварийных работ, связанных с
выявлением и ликвидацией радиационного загрязнения;
обращение с РАО, радиоактивными веществами и источниками ионизирующе-
го излучения при их транспортировании;
обращение с РАО, радиоактивными веществами и источниками ионизирующего
излучения при проведении радиационного контроля и определении радионуклид-
ного состава РАО;
проведение работ по индивидуальному дозиметрическому контролю;
проведение работ по дезактивации одежды, средств защиты, технологического
оборудования, транспортных контейнеров, специализированных автомашин;
осуществление контроля за радиационной обстановкой в зоне возможного за-
грязнения, санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения с использованием техни-
ческих средств непрерывного, оперативного контроля, лабораторного анализа; осу-
ществление работ в рамках системы государственного учета и контроля радиоактив-
ных веществ и РАО в Российской Федерации.
Переработка РАО осуществляется тремя отделениями ФГУП «РосРАО» и
ФГУП «РАДОН».
Предварительная подготовка и переработка радиоактивных отходов включает та-
кие операции, как сортировка, демонтаж, фрагментирование, дезактивация, ком-
пактирование, цементирование, омоноличивание, битумирование, сжигание твер-
98
дых и жидких РАО, очистку ЖРО. Переработка производится с использованием тех-
нологий, исключающих попадание радиоактивных веществ в окружающую среду.
Анализ состояния и эффективности работы установок для переработки РАО по-
зволяет сделать вывод об их надежности и безопасности для персонала и окружаю-
щей среды, что подтверждается результатами радиационного контроля.
Вместе с тем МТУ ЯРБ отмечают несколько проблемных вопросов при обраще-
нии с РАО и радиационными источниками, касающихся:
своевременного продления срока эксплуатации объектов использования атом-
ной энергии сверх назначенного срока эксплуатации;
внесения изменений в проектную документацию хранилищ РАО с целью опреде-
ления технических решений, организационных мероприятий по безопасному хра-
нению РАО каждой категории, а также установления и обоснования предельно до-
пустимого количества (объема) хранящихся РАО, их удельной и общей активности,
радионуклидного состава и сроков хранения.
Также МТУ ЯРБ отмечают сложность планирования выездных проверок органи-
заций, деятельность которых связана с эксплуатацией РИ при проведении геофизи-
ческих исследований скважин на нефтяных и газовых месторождениях. Учитывая
тот факт, что план проверок в системе Ростехнадзора на предстоящий год состав-
ляется в середине текущего года, а эксплуатирующие организации в этот период не
могут дать точную информацию о месте проведения геофизических исследований
скважин в будущем году, запланировать выездную проверку таких организаций при
действующей системе планирования очень сложно.
Планирование документарных проверок не решает в достаточной мере пробле-
му надзора на объектах таких предприятий, так как при установлении по результа-
там документарной проверки признаков нарушений обязательных требований за-
конодательства, федеральных норм и правил и условий действия лицензии следует
также организовывать и проводить выездную проверку.
Является актуальной проблема промежуточного хранения радиоактивных от-
ходов в виде закрытых радионуклидных источников. Подпункт 3 части 2 статьи 21
Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными
отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» устанавливает, что для организаций, не относящихся к организациям,
эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и
объекты, устанавливается единый срок промежуточного хранения радиоактивных
отходов, составляющий пять лет. До истечения сроков промежуточного хранения
РАО организации, в результате осуществления деятельности которых образуются
РАО, обязаны привести РАО в соответствие с критериями приемлемости.
Часть 1 статьи 29 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ устанавливает, что
отработавший закрытый источник ионизирующего излучения должен быть передан
на захоронение национальному оператору или для переработки организации — из-
готовителю закрытого источника ионизирующего излучения.
Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ начал действовать с 15 июля
2011 года. Предельный пятилетний срок, отведенный на промежуточное хранение
РАО (образовавшихся в результате деятельности организаций, не относящихся к
организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные
производства и объекты), истек 15.07.2016 г. Национальный оператор по обраще-
нию с РАО в настоящее время не имеет возможности принятия от эксплуатирую-
99
щих организаций и отделений ФГУП «РосРАО» радиоактивных отходов на захо-
ронение в связи с отсутствием пунктов захоронения. Таким образом, выполнить
требования Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ по срокам промежуточ-
ного хранения и передачи на захоронение РАО эксплуатирующим организаци-
ям, а также отделениям ФГУП «РосРАО», которые осуществляли принятие РАО
на промежуточное хранение, после 15.07.2016 г. не представляется возможным, а
если учитывать, что РАО в виде закрытых радионуклидных источников отделени-
ями ФГУП «РосРАО» размещались в бесконтейнерных хранилищах, исполнение
вышеприведенных требований можно считать невыполнимым, в том числе и по
техническим причинам.
В большинстве организаций эксплуатация РИ, обращение с радиоактивными ве-
ществами и РАО осуществляются в соответствии с требованиями нормативных до-
кументов в области использования атомной энергии.
Существующие системы и элементы, обеспечивающие радиационную безопас-
ность (системы перемещения и фиксации закрытых радионуклидных источников,
системы управления РИ, системы сигнализации и оповещения о радиационной
опасности, системы блокировок, системы физических барьеров, системы электро-,
тепло-, водо-, газоснабжения, системы вентиляции и пожарной безопасности), в
основном соответствуют проектным решениям и находятся в рабочем состоянии.
Техническое обслуживание, замена выработавшего ресурс оборудования в онко-
логических диспансерах проводились силами специализированных организаций,
имеющих соответствующие лицензии.
Значительная часть неустраняемых в установленные сроки нарушений во мно-
гом связана с недостатком у организаций финансовых средств на строительно-мон-
тажные работы, вывод из эксплуатации РИ, приобретение радиационной техники,
замену отработавших назначенный срок службы ЗРИ и сдачу на длительное хране-
ние (захоронение) РАО, техническое обслуживание и освидетельствование техни-
ческих средств и систем, обеспечивающих РБ.
Это характерно в первую очередь для бюджетных организаций федерального под-
чинения, бюджетных организаций субъектов Российской Федерации, а также неко-
торых акционерных обществ.
Радиационный контроль в поднадзорных организациях осуществлялся с уче-
том категории по потенциальной радиационной опасности и класса работ штатны-
ми службами РБ или назначенными ответственными лицами, а в отдельных случа-
ях привлеченными организациями, имеющими лицензии Ростехнадзора на оказа-
ние такого рода услуг.
Основными контролируемыми параметрами при эксплуатации РИ в организа-
циях являются:
мощность дозы гамма-излучения;
уровень радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей, оборудования,
транспортных средств, одежды и кожных покровов персонала.
Кроме того, осуществлялся контроль герметичности ЗРИ, а при работе с РВ
контроль за содержанием радиоактивных газов и аэрозолей в воздухе рабочих и дру-
гих помещений организаций.
Дозовые нагрузки на персонал группы «А» различных профессий (дефектоско-
писты, дозиметристы, дезактиваторщики, водители специальных автомобилей, ра-
диологи, специалисты по перезарядке) за последние годы практически не измени-
100
лись и согласно годовым отчетам поднадзорных организаций в отчетном периоде
не превышали контрольных уровней и пределов доз, установленных НРБ-99/2010.
Мероприятия, направленные на повышение уровня физической защиты радиа-
ционно опасных объектов, включали в себя меры организационного характера (раз-
работка и пересмотр документов) и инженерно-технического характера (совершен-
ствование средств охранной сигнализации, защитных барьеров, сил охраны и т. п.).
Состояние физической защиты в поднадзорных организациях обеспечивает со-
хранность РИ, радиоактивных веществ и РАО. Хранение источников излучения
осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этих целей поме-
щениях, оснащенных системой охранной сигнализации, выведенной на пульт ох-
раны. Организациями проводится анализ соответствия существующих систем фи-
зической защиты требованиям федеральных норм и правил и принимаются меры к
устранению недостатков, вскрытых при проведении инспекций.
Степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий опре-
деляется наличием перечней возможных аварий при осуществлении разрешенной
деятельности и прогноза их последствий, утвержденной номенклатуре запасов, про-
граммой подготовки и состоянием, достаточностью и соответствием технических
средств и аварийных методик проведения противоаварийных тренировок, навы-
ками, приобретенными персоналом при проведении вышеуказанных тренировок.
Во всех организациях разработаны планы мероприятий по защите персонала,
имеются инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях, предусмотре-
ны аварийные запасы, количество которых определяется по согласованию с орга-
нами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо-
получия человека. В этих документах определены аварийные ситуации (фрагменты
исходных событий) и действия персонала при возникновении аварийных ситуаций.
Анализ инспекционной деятельности в отчетном периоде показал, что основны-
ми факторами, влияющими на состояние радиационной безопасности радиацион-
но опасных объектов, являются:
изношенность техники и оборудования, используемых при работах с радиоак-
тивными веществами и РАО;
необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных установок, вы-
работавших ресурс, и замена выработавших назначенный срок службы ЗРИ дейст-
вующих радиоизотопных установок;
недостаточный уровень качества проводимых работ организациями, предостав-
ляющими услуги эксплуатирующим организациям;
сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;
накопление и необоснованное хранение в организациях источников с истекшим
назначенным сроком службы из-за ограниченных финансовых возможностей ор-
ганизаций;
замена или продление назначенных сроков службы ЗРИ метрологического на-
значения.
В поднадзорных организациях уровень радиационной безопасности соответству-
ет требованиям норм и правил в области использования атомной энергии.
На основании проведенного анализа нарушений может быть дана общая оцен-
ка состояния безопасности РОО, характеризующаяся отсутствием аварий и радиа-
ционных происшествий (классы А и П-1 по НП-014-2016) и непревышением свы-
ше установленных норм дозовых нагрузок на персонал поднадзорных организаций
101
и население. Состояние безопасности в поднадзорных организациях при эксплуа-
тации радиационных источников, пунктов хранения РАО и использовании радио-
активных веществ может быть оценено как удовлетворительное.
2.2.6. Системы государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных материалов
В области учета и контроля ядерных материалов в организациях используются
следующие нормативные документы федерального уровня:
Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энер-
гии»;
Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измере-
ний»;
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контр-
оля (надзора) и муниципального контроля»;
Административный регламент по исполнению федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осу-
ществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, ради-
ационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных
веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденный приказом
Ростехнадзора от 15.12.2011 № 703;
«Положение о системе государственного учета и контроля ядерных матери-
алов», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.05.2008 № 352;
«Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-12), утвер-
жденные приказом Ростехнадзора от 17.04.2012 № 255;
«Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов»
(НП-072-13), утвержденные приказом Ростехнадзора от 05.07.2013 № 288;
«Требования к организации зон баланса материалов (НП-081-07), утвержденные
постановлением Ростехнадзора от 19.11.2007 № 2.
Также используются нормативные и организационно-распорядительные доку-
менты уровня эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих об-
ращение с ядерными материалами.
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов Ростехнадзор осуществляет надзор за 51 организацией, в которых организо-
вано 280 зон баланса ядерных материалов (ЗБМ).
Всего 21 организация и 71 ЗБМ относятся к 1-й категории ядерных материалов
(наиболее потенциально опасной), 2 организации и 12 ЗБМ — ко 2-й категории, 2 ор-
ганизации и 14 ЗБМ — к 3-й категории, 26 организаций и 183 ЗБМ — к 4-й категории.
Всего за 2016 год было проведено 236 проверок, в ходе которых проверялось со-
стояние учета и контроля ядерных материалов. С использованием технических
средств (проведение инспекционных измерений с помощью приборов неразруша-
ющего контроля) проведено 12 проверок (5 %).
Всего было выявлено 246 нарушений (236 нарушений федеральных норм и пра-
вил и 10 нарушений условий действия лицензии).
102
По итогам проверок наложено 5 административных штрафов на общую сумму
340 тыс. руб.
За аналогичный период 2015 года было проведено 215 инспекций, выявлено
208 нарушений, наложено два административных штрафа на сумму 230 тыс. руб.
Количество проведенных проверок состояния учета и контроля ядерных материа-
лов сохраняет тенденцию к увеличению за 2012-2016 годы (163 проверки в 2012 году,
179 проверок в 2013 году, 210 проверок в 2014 году, 215 проверок в 2015 году, 236 про-
верок в 2016 году). Это связано с тем, что из 51 организации, проверемых в рамках
надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, на 46
организациях установлен режим постоянного государственного надзора. В данных
организациях проверки учета и контроля ядерных материалов проводятся как в рам-
ках плановых проверок, так и в рамках постоянного надзора.
Наибольшее количество проверок в 2016 году проведено Центральным МТУ ЯРБ
(71 проверка, 28 % от общего числа проверок), Уральским МТУ ЯРБ (45 проверок,
19 % от общего числа проверок) и МТУ Сибири и Дальнего Востока (43 проверки,
18 % от общего числа проверок).
Наименьшее количество проверок было проведено Северо-Европейским МТУ
ЯРБ (14 проверок, 6 % от общего числа проверок).
В 2016 году количество выявленных нарушений возросло по сравнению с 2015 годом
(с 208 до 246 нарушений федеральных норм и правил и условий действия лицензий).
Количество нарушений на атомных станциях (Калининской, Кольской, Бело-
ярской, Смоленской, Нововоронежской, Ленинградской, Курской, Балаковской,
Ростовской, Билибинской) составляют 0,4 % от всех выявленных в 2016 году нару-
шений по учету и контролю ядерных материалов. При этом проверки вопросов уче-
та и контроля ядерных материалов проводились с высокой интенсивностью, в сред-
нем по 5 инспекций на каждую АЭС в год (20 % от всех проверок состояния учета
и контроля ядерных материалов).
Небольшое количество нарушений объясняется тем, что на АЭС используют-
ся только ядерные материалы в виде учетных единиц (тепловыделяющие сборки).
Кроме того, положительным фактором является хорошая организация и коорди-
нация работ в области учета и контроля ядерных материалов в ОАО Концерн «Рос-
энергоатом».
На предприятиях топливного цикла (ПАО «МСЗ», ПАО «НЗХК», АО «ОДЦ УГР»,
АО «СПб Изотоп», АО «ЧМЗ») количество нарушений составляет 12 % от всех вы-
явленных нарушений (в среднем 5,8 нарушений на каждое предприятие). На каж-
дом предприятии было проведено в среднем по 8,4 проверки, в которых проверя-
лись вопросы учета и контроля ядерных материалов (18 % от всех проверок состоя-
ния учета и контроля ядерных материалов).
На химических комбинатах, объединяющих несколько стадий топливного цикла
(АО «СХК», ФГУП «ГХК», ФГУП «ПО «Маяк»), количество нарушений составило
19 % от всех нарушений, в среднем порядка 15,7 нарушений на каждое предприятие.
В среднем на каждом предприятии было проведено по 13 проверок (16,5 % от всех
проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
Данные предприятия являются наиболее сложными для организации системы
учета и контроля ядерных материалов, этим объясняется относительно большое ко-
личество проводимых проверок состояния учета и контроля ядерных материалов и
выявленных нарушений.
103
На заводах по разделению изотопов (АО «АЭХК», АО «МЦОУ», АО «ПО ЭХЗ»,
АО «УЭХК») количество нарушений составило 8 % от общего количества наруше-
ний (в среднем 5 нарушений на каждое предприятие). На каждом предприятии было
проведено в среднем 4 проверки вопросов учета и контроля ядерных материалов (7 %
от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
На предприятиях по добыче урана (АО «Далур», АО «Лунное», АО «Хиагда», АО «Эль-
конский ГМК», ПАО «ППГХО») количество нарушений составило 4 % от всех выяв-
ленных нарушений (2 нарушения на каждое проверенное предприятие). В среднем на
каждом предприятии было проведено по 1,4 проверки вопросов учета и контроля ядер-
ных материалов (3 % от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
В научно-исследовательских организациях (всего под надзором 19 научно-иссле-
довательских институтов и исследовательских центров) количество нарушений со-
ставило 45 % от всех нарушений, в среднем 5,5 нарушения на каждую проверенную
организацию. Было проведено в среднем по 4 проверки на каждую научную орга-
низацию (31 % от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
В учебных заведениях (ФГАОУ ВО «НИЯУ МИФИ», ФГБОУ ВО «НИУ
«МЭИ», ФГАОУВО «Севастопольский Государственный Университет», ФГБОУ ВО
«НИ ТПУ») количество выявленных нарушений составило 11 % от всех наруше-
ний (в среднем около 9 нарушений на каждое учебное заведение). Было проведено
в среднем по 3 проверки на институт (4 % от всех проверок состояния учета и конт-
роля ядерных материалов).
Анализ всех выявленных нарушений показывает, что наибольшее число наруше-
ний связано с организацией системы учета и контроля ядерных материалов в орга-
низации, проведением физических инвентаризаций, системой контроля доступа,
системой измерений и организацией зон баланса материала. Результаты анализа
представлены в табл. 43 и на рис. 5.
Таблица 43
Анализ нарушений по учету и контролю ядерных материалов
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к наличию лицензий и разрешений,
5
постановке на учет и снятию с учета ядерных материалов
Организация зон баланса материала
9
Система контроля доступа
12
Система измерений
11
Передачи ядерных материалов
2
Проведение физических инвентаризаций
21
Ведение учетной и отчетной документации
10
Организация системы учета и контроля
27
Обучение и проверка знаний персонала
3
Нарушения по направлению «Общие требованиями к наличию лицензий и раз-
решений, постановке на учет и снятию с учета» в основном вызваны:
несоблюдением требований к порядку перевода ядерных материалов в катего-
рию радиоактивных отходов;
отсутствием учета ядерных материалов в составе открытых радионуклидных
источников (для всех таких источников в организации, обращающейся с ядерны-
ми материалами) и закрытых радионуклидных источников (для закрытых радиону-
104
клидных источников, в которых коли-
чество ядерных материалов превышает
установленные значения).
Нарушения, связанные с органи-
зацией зон баланса материала (ЗБМ),
вызваны, как правило, нарушениями
требований к описанию ЗБМ:
отсутствием описания мест образо-
вания потерь ядерных материалов;
отсутствием описания границ ЗБМ
либо границы определены с нарушениями.
Нарушения, связанные с системой
контроля доступа к ядерным материа-
лам (СКД), в основном вызваны:
отсутствием проверки пломб между
физическими инвентаризациями или
отсутствием документальной регистра-
ции такой проверки;
нарушением требований к содержа-
нию программы применения пломб;
Рис. 5. Анализ нарушений по учету
нарушением требований к ведению
и контролю ядерных материалов
журнала установки/снятия пломб.
Основными нарушениями, связанными с системой измерений ядерных матери-
алов, являются:
нарушения требований к содержанию программы измерений (в том числе несвое-
временное внесение изменений в программу измерений);
отсутствие поверки (или несвоевременность поверки) средств измерений.
По результатам проверок можно сделать вывод о том, что система измерений в
разных организациях внедрена с разной эффективностью. Так, некоторые органи-
зации активно проводят подтверждающие измерения, в том числе при контроле
ядерных материалов при передачах и при физических инвентаризациях ядерных ма-
териалов, в то время как в некоторых организациях отсутствует соответствующий
эффективный контроль за ядерными материалами с помощью проведения подтвер-
ждающих измерений. В связи с этим в данных организациях (с отсутствием соот-
ветствующего уровня подтверждающих измерений ядерных материалов) проводят-
ся соответствующие инспекционные измерения с целью независимого контроля
фактического наличия ядерных материалов. Планируется, что требования к прове-
дению измерений будут детализированы при пересмотре федеральных норм и пра-
вил в области учета и контроля ядерных материалов.
Нарушения, связанные с передачами ядерных материалов, связаны с несоблю-
дением порядка оформления документов при передачах ядерных материалов меж-
ду ЗБМ внутри организации.
Нарушениями, связанными с проведением физической инвентаризации ядер-
ных материалов, являются:
несоблюдение требований к оформлению итогов инвентаризации (акта и дру-
гих документов);
отсутствие предела допустимого значения модуля инвентаризационной разницы;
105
несоблюдение требований к оформлению приказа о проведении физических ин-
вентаризаций.
Нарушениями, связанными с ведением учетных и предоставлением отчетных до-
кументов, являются:
незаполнение всех обязательных сведений в учетных документах;
внесение исправлений не в установленном порядке.
Нарушениями, связанными с организацией системы учета и контроля ядерных
материалов, являются:
инструкция по учету и контролю ядерных материалов в организации и зонах ба-
ланса материалов не соответствует требованиям федеральных норм и правил;
не назначено лицо, ответственное за учет и контроль ядерных материалов;
не определен перечень учетных и отчетных документов или не приведены их
формы.
В ходе проведения инспекционных измерений, проведенных инспекторами Ростех-
надзора в 2016 году в рамках проверок состояния учета и контроля ядерных материа-
лов, было подтверждено фактическое наличие ядерных материалов учетным данным.
Инспекционные измерения проводились с помощью технических средств измере-
ний с целью обеспечения независимого контроля наличия ядерных материалов. Так, для
подтверждения фактического наличия ядерных материалов используется весовое обо-
рудование (для подтверждения массы учетных единиц с ядерными материалами), гам-
ма-спектрометрическое оборудование (сцинтилляционные гамма-спектрометры NaI
InSpector и германиевые полупроводниковые детекторы Ge InSpector для подтвержде-
ния вида ядерного материала и его изотопного состава или обогащения урана), счетчи-
ки нейтронных совпадений (для подтверждения массы ядерного материала в учетных
единицах). При проведении инспекционных измерений используются поверенные в
установленном порядке приборы, принадлежащие поднадзорным организациям. Из-
мерения проводятся в соответствии с аттестованными методиками выполнения изме-
рений с соблюдением соответствующих процедур контроля качества измерений.
За 2016 год получена информация о четырех аномалиях в учете и контроле ядер-
ных материалов:
несоответствие номеров пломб на упаковке с ядерным материалом данным со-
проводительной документации;
повреждение пломбы на упаковке с ядерным материалом при перевозке;
превышение установленных пределов инвентаризационной разницы при прове-
дении физической инвентаризации ядерных материалов;
обнаружение неучтенных ядерных материалов в зоне баланса материалов.
В каждом случае было произведено расследование. Для первых трех аномалий
было подтверждено фактическое наличие ядерного материала и отсутствие несанк-
ционированного доступа к нему, для четвертой аномалии обнаруженный ядерный
материал (относящийся к четвертой категории) был поставлен на учет.
В 2016 году случаев хищений и утрат или несанкционированного использования
ядерных материалов не зафиксировано.
Организации, обращающиеся с ядерными материалами, имеют зарегистрирован-
ные зоны отчетности и предоставляют соответствующую отчетность в федеральную
информационную систему учета и контроля ядерных материалов (ФИС). В рамках
надзора за учетом и контролем ядерных материалов Ростехнадзор проверяет требо-
вания к созданию зон отчетности, своевременность и правильность предоставле-
106
ния соответствующей отчетности в ФИС. В целом по результатам надзора за учетом
и контролем в 2016 году можно сделать вывод о том, что отчетность в ФИС предо-
ставляется своевременно и в полном объеме.
Анализ причин допущенных нарушений показывает, что основными причина-
ми являются:
недостаточный контроль со стороны ответственных лиц организаций, обращаю-
щихся с ЯМ, соблюдения требований, установленных федеральными нормами и пра-
вилами в области использования атомной энергии и условиями действия лицензий;
недостаточное понимание требований федеральных норм и правил, в том числе
из-за недостаточного обучения.
С целью устранения указанных недостатков Ростехнадзор принимает следую-
щие меры:
проводит проверки состояния учета и контроля ядерных материалов;
применяет меры административного наказания при обнаружении нарушений фе-
деральных норм и правил, учитывая соответствие указанных мер тяжести нарушений;
участвует в разработке и переработке нормативных и методических документов
в области учета и контроля ядерных материалов как федерального, так и ведомст-
венного уровня.
В соответствии с функциями Ростехнадзора по выдаче разрешений на право ве-
дения работ в области использования атомной энергии центральный аппарат Рос-
технадзора и его территориальные органы участвовали в выдаче разрешений на пра-
во ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов
использования атомной энергии, в том числе персоналу организаций, обеспечива-
ющему учет и контроль ядерных материалов.
Для повышения качества надзорной деятельности необходимо продолжать про-
ведение обучения инспекторов и работу по уточнению и разъяснению требований
федеральных норм и правил в области учета и контроля специалистам поднадзор-
ных организаций.
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов
Перечень нормативных документов по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с радиоак-
тивными веществами и радиоактивными отходами:
Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энер-
гии»;
Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измере-
ний»;
Федеральный закон от 11.06.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными
отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контр-
оля (надзора) и муниципального контроля»;
Административный регламент по исполнению федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осу-
ществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, ради-
ационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных
107
веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденный приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 15.12.2011 № 703;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2016 № 542 «О
порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 № 1069 «О
критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным от-
ходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным от-
ходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляе-
мых радиоактивных отходов»;
«Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактив-
ных отходов в организации» (НП-067-16), утвержденные приказом Ростехнадзора
от 28.11.2016 № 503;
«Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов»
(НП-072-13), утвержденные приказом Ростехнадзора от 05.07.2013 № 288;
«Формы отчетов в области государственного учета и контроля радиоактивных ве-
ществ, радиоактивных отходов и ядерных материалов, не подлежащих учету в сис-
теме государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых
больше или равна минимально значимой активности или удельная активность ко-
торых больше или равна минимально значимой удельной активности, установлен-
ной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энер-
гии, порядка и сроков представления отчетов», утвержденные приказом Государ-
ственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 28.09.2016 № 1/24-НПА,
зарегистрированным Минюстом России 26.10.2016 № 44139.
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов Ростехнадзор осуществляет надзор за 1711
организациями, в том числе за 74 региональными информационно-аналитически-
ми центрами системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов (РИАЦ).
Всего в 2016 году было проведено 1228 проверок, в рамках которых проверялось
состояние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, вы-
явлено 389 нарушений (369 нарушений норм и правил и 20 условий действия лицен-
зий), наложено 16 административных штрафов на сумму 1700 тыс. руб. За аналогич-
ный период 2015 года проведено 1196 проверок, выявлено 455 нарушений, наложе-
но 11 административных штрафов на сумму 280 тыс. руб.
Из 1711 организаций, осуществляющих деятельность по обращению с радиоак-
тивными веществами и радиоактивными отходами, в 60 организациях установлен
режим постоянного государственного надзора.
В данных организациях проверки учета и контроля радиоактивных веществ и ра-
диоактивных отходов проводятся как в рамках плановых проверок, так и в рамках
постоянного надзора.
Наибольшее количество нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов выявлено инспекторами Центрального МТУ ЯРБ — 129
(33 % от общего числа нарушений) и МТУ ЯРБ Сибири Дальнего Востока — 110 на-
рушений (28 % от общего числа нарушений).
108
Следует отметить, что под надзором данных управлений состоит 46,3 % от обще-
го числа поднадзорных организаций.
Инспекторами Волжского МТУ ЯРБ выявлено 11,6 % от общего числа выявлен-
ных нарушений, Северо-Европейского МТУ ЯРБ — 10 %, Уральского МТУ ЯРБ —
11,3 %.
Анализ выявленных в 2016 году нарушений показывает, что наибольшее число
нарушений связано с организацией системы учета и контроля радиоактивных ве-
ществ и радиоактивных отходов.
Примерно одинаковый вклад вносят нарушения, связанные с проведением ин-
вентаризаций радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, ведением учет-
ной и отчетной документации, системой контроля доступа, обучением и провер-
кой знаний персонала, осуществляющего учет и контроль радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов, системой измерений радиоактивных веществ и радиоак-
тивных отходов.
Результаты анализа представлены в табл. 44 и на рис.6.
Таблица 44
Данные о нарушениях по учету и контролю РВ и РАО
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к постановке на учет и снятию с учета
5
Организация системы учета и контроля
28
Система контроля доступа
12
Система измерений
12
Передачи
2
Проведение инвентаризаций
16
Ведение учетной и отчетной документации
13
Обучение и проверка знаний персонала
12
Типичные нарушения, связанные с
организацией системы учета и конт-
роля радиоактивных веществ и радио-
активных отходов:
отсутствие централизованной служ-
бы по учету и контролю;
не определено лицо, ответственное
за учет и контроль радиоактивных ве-
ществ и радиоактивных отходов в ор-
ганизации;
инструкция по учету и контролю ра-
диоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации не разработа-
на или ее содержание не соответству-
ет требованиям федеральных норм и
правил.
Нарушения, связанные с докумен-
Рис. 6. Анализ нарушений по учету
тальным оформлением постановки
и контролю радиоактивных веществ
и снятия с учета радиоактивных ве-
и радиоактивных отходов
109
ществ и радиоактивных отходов, вызваны оформлением постановки на учет и сня-
тием с учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов с нарушениями фе-
деральных норм и правил.
Типичные нарушения, связанные с системой контроля доступа:
отсутствие применения пломбировочных устройств;
содержание программы применения пломбировочных устройств не соответству-
ет требованиям федеральных норм и правил;
не соблюдается периодичность проверок состояния пломбировочных устройств
или проверки состояния пломбировочных устройств не оформляются документально.
Типичные нарушения, связанные с системой измерений, включают в себя сле-
дующее:
отсутствует программа измерений или ее содержание не соответствует федераль-
ным нормам и правилам;
не разработана программа контроля качества измерений.
Нарушения, связанные с передачей радиоактивных веществ и радиоактивных от-
ходов, вызваны тем, что не оформляются предварительные уведомления об отправ-
ке радиоактивных веществ, при их передаче (приеме).
Типичные нарушения, связанные с проведением инвентаризации радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов, включают в себя:
не разработано положение о проведении инвентаризации или ее содержание не
соответствует требованиям федеральных норм и правил;
акт инвентаризационной комиссии не содержит сведений о проведенных про-
верках, отсутствуют протоколы подтверждающих измерений.
Типичные нарушения, связанные с ведением учетной и отчетной документации:
не соблюдается порядок представления отчетных документов;
исправления учетных и отчетных документов выполняются с нарушением тре-
бований федеральных норм и правил;
отчетные документы оформляются не на основе учетных.
Типичные нарушения, связанные с обучением и проверкой знаний персонала:
не проведено обучение персонала, осуществляющего учет и контроль радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов на объекте использования атомной энергии;
у руководящего персонала организации, ответственного за учет и контроль РВ
и РАО, отсутствуют разрешения на право ведения работ в области использования
атомной энергии.
За 2016 год получена информация о происшествиях в учете и контроле радиоак-
тивных веществ:
обнаружено 11 неучтенных источников ионизирующего излучения, относящих-
ся к ЗРИ 5-й категории;
обнаружено 4 бесхозяйных радиоактивных источника (в том числе в металлоломе);
произошло 12 случаев захоронения радиоактивных источников при обрыве бу-
рильного оборудования при производстве геолого-разведочных работ (каротаж).
За 2016 год случаев, связанных с утратой, хищением и несанкционированным ис-
пользованием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на поднадзорных
объектах, в ходе проверок не выявлено.
В течение 2016 года при проверках состояния учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов проверялось предоставление отчетности в инфор-
мационную систему учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных от-
110
ходов, при этом проверялась отчетность как организаций, так и региональных ин-
формационно-аналитических центров (РИАЦ). По сравнению с 2015 годом число
выявленных нарушений, связанных с непредставлением отчетов либо нарушения-
ми в самих отчетах, снизилось.
С целью устранения нарушений в области учета и контроля радиоактивных ве-
ществ и радиоактивных отходов в отчетный период осуществлялось взаимодействие
с ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (НО
РАО), осуществляющим функции федерального информационно-аналитического
центра. В ходе взаимодействия НО РАО предоставляет в Ростехнадзор информацию
о результатах анализа отчетности организаций, обращающихся с радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами, в том числе информацию о нарушениях
(например, о фактах непредставления отчетных документов или представления недо-
стоверных отчетов, об отсутствии регистрации организаций, обращающихся с закры-
тыми радионуклидными источниками 4-й и 5-й категорий). На основании данной
информации Ростехнадзор проводит мероприятия по пресечению подобных наруше-
ний, в том числе внеплановые проверки и взаимодействие с органами прокуратуры.
Необходимо отметить, что не все субъекты Российской Федерации создали
РИАЦ, а федеральные органы исполнительной власти — ведомственные информа-
ционно-аналитические центры (ВИАЦ). Так, отсутствуют РИАЦ в Ярославской об-
ласти, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской ре-
спубликах, республиках Дагестан, Северная Осетия — Алания, Алтай.
Ростехнадзор осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации
и органами прокуратуры по устранению данного нарушения. В то же время данное
нарушение почти не оказывает влияния на предоставление отчетности от организа-
ций, осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и радиоактивны-
ми отходами, так как в отсутствие РИАЦ организации, находящиеся на территории
указанных субъектов федерации, направляют отчеты напрямую в НО РАО (отсутст-
вие РИАЦ оказывает негативное влияние на предоставление отчетности от органи-
заций Ярославской области, так как были выявлены случаи непредставления требу-
емых отчетных документов).
Причиной выявленных нарушений являются недостаточное внимание руковод-
ства предприятий к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных от-
ходов, а также низкий уровень знаний и профессиональной подготовки персонала
в области учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
С целью устранения указанных недостатков Ростехнадзор осуществляет следу-
ющие мероприятия:
проводит проверки состояния учета и контроля радиоактивных веществ и радио-
активных отходов;
применяет меры административного наказания при обнаружении нарушений фе-
деральных норм и правил, учитывая соответствие указанных мер тяжести нарушений;
участвует в разработке и переработке нормативных и методических документов
в области учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Для повышения качества надзорной деятельности необходимо продолжать про-
ведение обучения инспекторов и работу по уточнению и разъяснению требований
федеральных норм и правил в области учета и контроля специалистам поднадзор-
ных организаций.
111
2.2.7. Объекты ведения горных работ
2.2.7.1. Угольная промышленность
Государственный надзор в области промышленной безопасности на предприя-
тиях угольной промышленности в 2016 году осуществлялся на 97 шахтах, 268 разре-
зах, 108 объектах обогащения угля.
К объектам I класса опасности относятся 97 шахт (из них 60 осуществляют до-
бычу); к II классу опасности — 193 разреза и 101 объект обогащения угля; к III клас-
су опасности — 56 разрезов и 7 объектов обогащения угля; к IV классу опасности —
19 разрезов.
Общий объем добычи угля в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на
3,3 % и составил 385,7 млн т, в т.ч.:
подземным способом — 104, 64 млн т;
открытым способом — 281, 09 млн т.
Среднесписочная численность работающих в угольной отрасли составляет
116 245 чел.
Показатели состояния промышленной безопасности на угольных предприятиях
отрасли за 2016 год по сравнению с 2015 годом распределились следующим образом.
В 2016 году на поднадзорных предприятиях произошло 8 аварий, из них 2 ава-
рии с групповым несчастным случаем. При авариях с групповым несчастным слу-
чаем получили смертельные травмы 38 человек. При других авариях пострадавших
и смертельно травмированных нет. Общее количество смертельно травмированных
составляет 56 человек.
В 2015 году на поднадзорных предприятиях произошло 8 аварий, из них одна ава-
рия с групповым несчастным случаем. При аварии с групповым несчастным случа-
ем получили смертельные травмы 3 человека. При других авариях пострадавших и
смертельно травмированных нет. Общее количество смертельно травмированных
составляет 20 человек.
Таким образом, количество несчастных случаев со смертельным исходом в
2016 году возросло в 2,8 раза, общий травматизм увеличился с 258 случаев в 2015 году
до 304 случаев в 2016 году.
Динамика объемов добычи угля, производственного травматизма со смертель-
ным исходом и аварийности за 1996-2016 годы указана в табл. 45 и на рис. 7.
Таблица 45
Динамика объемов добычи угля, производственного травматизма со смертельным
исходом и аварийности за 1996-2016 гг.
Год
Объем добычи
Число
Количество смертельно
Удельный показатель смер-
угля, млн т
аварий
травмированных, чел.
тельного травматизма,
чел/млн т
1996
255,0
78
134
0,52
1997
244,4
56
242
0,99
1998
232,4
54
139
0,60
1999
249,1
39
104
0,41
2000
254,2
34
115
0,45
2001
266,4
34
107
0,40
2002
234,2
27
83
0,35
2003
270,3
30
99
0,37
112
Год
Объем добычи
Число
Количество смертельно
Удельный показатель
смер-
угля, млн т
аварий
травмированных, чел.
тельного травматизма,
чел/млн т
2004
284,5
33
148
0,52
2005
300,2
27
107
0,36
2006
294,1
23
68
0,23
2007
316,0
21
232
0,73
2008
319,47
12
53
0,16
2009
301,79
9
48
0,15
2010
323,18
22
135
0,41
2011
337,4
13
46
0,13
2012
355,2
16
36
0,10
2013
352,01
11
63
0,17
2014
358,2
8
26
0,07
2015
373,4
8
20
0,05
2016
385,7
8
56
0,14
Рис. 7. Динамика объемов добычи угля, смертельного травматизма и аварийности
Величина удельного показателя смертельного травматизма, определяемого как
количество смертельно травмированных шахтеров на 1 млн т добытого угля за год,
в сравнении с 2015 годом в 2016 году увеличилась с 0,05 до 0,14 чел/млн т.
Распределение аварий по видам и несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам за 2015 и 2016 годы представлено в табл. 46.
По сравнению с 2015 годом возросло число аварий, связанных со взрывами,
вспышками метана, но в прошедшем году значительно снизилось число пожаров
(с 5 до 1). Суммарное количество аварий сохранилось на прежнем уровне (рис. 8).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..