ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год) - часть 14

 

 

вестиций, направляемых в охрану окружающей среды из поступивших плате-
жей за негативное воздействие на окружающую среду – с 8,2% в 2005 г. до
1,57% в 2010 г. в консолидированный бюджет Карелии (строка 3.1). Между
тем экологические платежи предназначены и взимаются именно и только для
финансирования природоохранной деятельности, предотвращения и компен-
сации ущерба от загрязнения природной среды и должны направляться лишь
на эти цели. Сложившаяся ситуация требует постоянного внимания и принятия
необходимых мер. 

Таблица 7.9

Динамика поступления платы за негативное воздействие 

и бюджетных природоохранных инвестиций Республики Карелия 

в 2005–2010 годах, млн руб.

Анализ зависимости уровня загрязнений от природоохранных инвестиций

показывает, что колебания объема инвестиций в охрану окружающей среды
оказывали различное влияние на объемы выбросов в атмосферу от стацио-
нарных источников и сброса сточных вод в поверхностные водоемы. В начале
90-х годов снижение выбросов и сбросов происходило при неизменных инве-
стициях, но резкий спад инвестиций во второй половине 90-х годов также не
привел к изменению показателей загрязнения. В 2000-х годах рост инвестиций
способствовал снижению выбросов вредных веществ в атмосферу при отно-
сительно стабильных уровнях сбросов сточных вод. 

Эффективность природоохранных инвестиций оценивается также по их

доле в валовых инвестициях региона. По мнению специалистов, в зависимости
от экологической ситуации и особых условий региона она должна быть не
ниже 4%. Объем инвестиций в основной капитал по республике за 2010 г. со-
ставил 22 266,1 млн руб. и увеличился по сравнению с 2009 г. на 14,8%. Доля
инвестиций на природоохранные мероприятия в общем объеме инвестиций в
основной капитал составила 5,0% против 2,4% в 2009 г.

221

220

По источникам финансирования подавляющую долю инвестиций занимали

собственные средства предприятий (1 116 228 тыс. руб., или 99,6%; Табл. 7.7).

Таблица 7.7

Инвестиции на охрану окружающей среды 

и рациональное использование природных ресурсов 

по источникам финансирования (2006–2010 годы)

В отчетном 2010 г. не введено в действие ни одного природоохранного объ-

екта (Табл. 7.8).

Таблица 7.8

Ввод в действие природоохранных объектов (2006–2010 годы)

Сопоставление динамики бюджетных инвестиций Карелии в природо-

охранную сферу в 2005–2010 гг. (Табл. 7.9) из федерального бюджета (стро-
ка 2.1) и из бюджета РК и местных бюджетов (строка 2.2) с динамикой эколо-
гических платежей, поступивших в консолидированный бюджет Карелии
(строка 1.2), показывает резкое и неуклонное снижение доли бюджетных ин-

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Тысяч рублей

Всего 

307 146

410 477

995 103

453 029 1 120 344

бюджетные средства:

6 187

2 652

1 963

6 500

4 116

из федерального бюджета

1 360

783

1 963

6 500

4 116

из бюджетов субъектов Федерации 
и местных бюджетов

4 827

1 869

-

-

-

собственные средства предприятий 300 959

407 825

993 140

446 529 1 116 228

В процентах к итогу

Всего 100

100

100

100

100

бюджетные средства:

2

0.6

0.2

1.4

0.4

из федерального бюджета

0.4

0.2

0.2

1.4

0.4

из бюджетов субъектов РФ 
и местных бюджетов

1.6

0.4

-

-

-

собственные средства предприятий

98

99.4

99.8

98.6

99.6

Показатели

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Станции для очистки сточных вод, 
тыс. м

в сутки:

0.96

0.01

-

-

-

- станции для биологической очистки 

-

0.01

-

-

-

- станции для физико-химической очистки

0.96

-

-

-

-

Другие сооружения для очистки сточных
вод, тыс. м

3

в сутки

2.42

0.01

2.6

-

-

Установки для улавливания и обезврежива-
ния вредных веществ из отходящих газов,
тыс. т в год

75.3

-

-

0.87

-

Плотины, штук

1

-

-

-

-

Показатели

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

1. Поступление платы за негатив-
ное воздействие – всего, 
в т.ч.:

207.786 184.39 193.09 248.15 213.55 262.58

1.1. федеральный бюджет

41.558

36.87

38.62

49.63

42.71

52.52

1.2. бюджет РК и местные бюджеты 166.228 147.52 154.47 198.52 170.84 210.06

2. Бюджетные инвестиции  
в охрану окружающей среды –
всего, 
в т.ч.:

16.965

6.187

2.652

1.963

6, 500

4, 116

2.1. федерального бюджета

16.959

1.36

0.783

1.963

6, 500

4, 116

2.2. бюджета РК и местных 
бюджетов

4.827

1.869

3. Доля бюджетных инвестиций в охрану окружающей среды из поступивших
платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты:

3.1. всех уровней 
(стр. 2 / стр. 1) 100, %

8.2

3.4

1.4

0.79

3.04

1.57

3.2. РК и местные бюджеты 
(стр. 2.2 / стр. 1.2) 100, %

3.3

1.2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

пользование природными ресурсами с 1 682 812 до 1 979 565,6 тыс. руб.,
или на 23,0% (п. 8, Табл. 7.1), но некоторым снижением текущих затрат
на охрану природы – с 1 595 182 до 1 534 528 тыс. руб., или на 3,8%
(Табл. 7.11)

приростом инвестиций в основной капитал на 14,8%, а ростом инвести-


ций в охрану окружающей среды и рациональное использование природ-
ных ресурсов – в 2,47 раза (в сопоставимых ценах), в результате чего доля
инвестиций на природоохранные мероприятия в общем объеме инвестиций
в основной капитал возросла до 5,0% против 2,4% в 2009 г.

ростом поступлений платы за негативное воздействие на окружающую


среду с 213,55 до 262,58 млн руб., или 123,0% (Табл. 7.4)

снижением ассигнований и отчислений на воспроизводство природных


ресурсов в целом с 870 035 до 473 573 тыс. руб., или на 45,6%; на лесное
хозяйство – с 563 920 до 34 734 тыс. руб. (без учета субвенций из феде-
рального и республиканского бюджетов и иных источников), но ростом ас-
сигнований в геологоразведочные работы (с 204 733 до 274 800 тыс. руб.,
или на 34,2%) и в заповедное и охотничье хозяйства со (101 382 до 122 742,
или на 21,1%; Табл. 7.11).

Таблица 7.11

Текущие затраты на охрану природы (без инвестиций) 

и ассигнования на воспроизводство природных ресурсов 

Республики Карелия в 2005–2010 годах, тыс. руб.

223

Аналогичное сопоставление динамики финансирования лесного хозяйства

и геологоразведочных работ (Раздел 1.5; Табл. 1.22) с динамикой соответствую-
щих платежей за пользование лесным фондом и минеральными ресурсами
(Табл. 7 .1) в консолидированный бюджет Карелии в 2005–2010 гг. (Табл. 7.10)
выявило снижение доли затрат на воспроизводство лесных ресурсов от по-
ступления платежей – с 9,3% в 2005 г. и 10,2% в 2009 г. до 3,9% в 2010 г., а за-
трат на геологоразведочные работы – с 161,8% (159 866 тыс. руб.) в 2005 г. и
252,2% (727 800 тыс. руб.) в 2008 г. до 75,2% в 2010 г. (274 800 тыс. руб.). 

Таблица 7.10

Динамика финансирования лесного хозяйства и геологоразведочных

работ в Карелии в % от платежей за пользование лесным фондом 

и минеральными ресурсами в бюджеты всех уровней и от средств 

недропользователей в 2005–2010 гг., тыс. руб.

На охрану окружающей среды в 2010 г., кроме инвестиций, израсходо-

ваны 1 534 528 тыс. руб. текущих затрат предприятий и организаций, что
на 60 654 тыс. руб. меньше, или на -3,8% уровня 2009 г. – Табл. 7.11. Из них
1 144 233 тыс. руб. (74,6% от общего объема затрат) использовано на охрану
водных ресурсов, 182 998 (11,9%) – на охрану атмосферного воздуха,
201 587 (13,1%) – на охрану земель от загрязнения и 5 710 тыс. руб. (0,37%)
на рекультивацию земель.

Кроме того, на капитальный ремонт основных фондов по охране окру-

жающей среды затрачены 31 869 тыс. руб. На воспроизводство природных
ресурсов направлены 473 573 тыс. руб., что ниже ассигнований 2009 г. и пре-
дыдущих лет. На ведение лесного хозяйства Министерство лесного комплекса
РК в 2010 г. израсходовало лишь 34 734 тыс. руб., но, сверх того, получены
548 118,5 тыс. руб. субвенций из федерального бюджета, 12 883,7 тыс. руб.
из бюджета РК и 2 917,8 тыс. руб. из иных источников.

Таким образом, отчетный 2010 год по сравнению с 2009 г. характеризо-

вался противоречивыми тенденциями:

ростом общих поступлений налогов, сборов и платежей предприятий за

222

Наименование затрат

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Платежи за пользование 
лесным фондом 

283 246 293 276 306 296 209 525 154 552 889 205

Объемы финансирования 
лесного хозяйства (ЛХ)

26 319

24 400

5 852

13 712

15 802

34 734

Доля финансирования ЛХ в % 
от поступления платежей 

9.3

8.3

1.9

6.5

10.2

3.9

Платежи за пользование 
минеральными ресурсами 

98 794 217 161 218 841 288 569 258 286 365 473

Объемы финансирования 
геологоразведочных работ (ГРР)
(см. Табл. 1.37)

159 866 219 775 530 805 727 800 204 773 274 800

Доля финансирования ГРР в % 
от поступления платежей из всех
бюджетов и недропользователей

161.8

101.2

242.6

252.2

79.3

75.2

Наименование затрат

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Текущие затраты –
всего, 
в т.ч. на охрану:

936 473 1 121 129 1 428 881 1 125 604 1 595 182 1 534 528

– водных ресурсов

682 849

761 870

935 339

746 632 1 056 202 1 144 233

– атмосферного воздуха

47 122

83 226

152 515

131 193

117 475

182 998

– земель от загрязнения

198 633

268 051

337 680

244 671

421 243

201 587

– рекультивацию земель

7 869

7 982

3 347

3 108

262

5 710

Затраты на капитальный 
ремонт природоохранных
фондов

225 227

174 269

275 939

49 348

27 817

31 869

Ассигнования и отчисле-
ния на воспроизводство
природных ресурсов из
источников всех уров-
ней, 
в т.ч. на:

840 484

982 066 1 074 605 1 268 387 870 035

473 573

– лесное хозяйство

614 336

642 678

774 232

552 455

563 920

34 734 

– заповедное 
и охотничье хозяйство 

46 003

66 506

72 709

91 590

101 382122 742

– рыбное хозяйство

20 279

27 503

41 507

35 895

н.д.

41 297

– геологоразведочные
работы

159 866

245 379

186 157

588 447

204 733

274 800

Приведены отчисления только на охотничье хозяйство

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия», утвержденного
указом Главы Республики Карелия от 26.04.2008 № 24, на Министерство воз-
ложены полномочия по организации и проведению государственной экологи-
ческой экспертизы объектов регионального уровня. В целях реализации
статьи 12  Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической
экспертизе» Министерством проведена государственная экологическая экс-
пертиза по 3 объектам хозяйственной и иной деятельности. Это материалы,
которые обосновывают:

объемы (лимиты, квоты) добычи охотничьих животных на территории


Республики Карелия

образование на территории Муезерского района ландшафтного памят-


ника природы регионального значения «Воттоваара»

проектная документация «Пожарное депо на два автомобиля V типа, рас-


положенного по адресу: РК, г. Сортавала, п. Валаам (остров Валаам)»
Постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.2010  № 177-П

«Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» функции
в сфере экологической экспертизы от Министерства сельского, рыбного хо-
зяйства и экологии Республики Карелия переданы Министерству по природо-
пользованию и экологии Республики Карелия. В это Министерство материалов
для проведения государственной экологической экспертизы объектов регио-
нального уровня не поступало.

7.4.2. Нормирование допустимого воздействия 

на окружающую природную среду

Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-

ния по Республике Карелия. С 01.10.2010 года функции в сфере разрешитель-
ной деятельности и нормирования негативного воздействия на окружающую
среду, осуществляемые Беломорским управлением Ростехнадзора, переданы
Управлению Росприроднадзора по Республике Карелия согласно Постанов-
лению Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесе-
нии изменений в некоторые постановления Правительства Российской Феде-
рации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природо-
пользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору».

Установление нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих

веществ в атмосферный воздух. В соответствии с Постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от 02.03.2010 № 183 «О нормативах выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физиче-
ских воздействий на него» осуществлялись функции по установлению пре-
дельно допустимых выбросов для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на
территории Республики Карелия. За 2010 год установлены нормативы пре-
дельно допустимых выбросов (ПДВ) для 305 производственных территорий
природопользователей. Из них для 255 производственных территорий приро-

225

7.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НОРМИРОВАНИЕ

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

7.4.1. Государственная экологическая экспертиза. 

Разрешительная деятельность

Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-

ния по Республике Карелия. В период с 01.01.2010 г. по 13.09.2010 г. органи-
зацию и проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)
документации объектов федерального уровня, обосновывающей хозяйствен-
ную и иную деятельность, способную оказать воздействие на окружающую
среду на территории Республики Карелия, осуществляло Беломорское Управ-
ление Федеральной службы по экологическому и атомному контролю. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010  N 717

«О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Россий-
ской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов
и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору» полномочия по организации и проведению ГЭЭ
объектов федерального уровня переданы Росприроднадзору. Беломорским
Управлением Федеральной службы по экологическому и атомному контролю
организована и проведена ГЭЭ по 6 объектам. Утверждено 6 положительных
заключений. Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия приняты
на ГЭЭ материалы по одному объекту. По состоянию на 31.12.2010 экспертиза
материалов не завершена. 

Основная тематика материалов, по которым проведена экспертиза:

проектная документация объектов, строительство, реконструкция, капи-


тальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ
федерального значения

материалы, обосновывающие прогнозы состояния, величин общих допу-


стимых уловов промысловых видов рыб на 2011 год

проектная документация объектов, связанных с размещением и обезза-


раживанием отходов 1–5 класса опасности
По направлениям разрешительной деятельности Управлением Росприрод-

надзора по Республике Карелия в 2010 году осуществлялась работа по рас-
смотрению материалов и оформлению согласований на добывание объектов
животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Рос-
сийской Федерации. Выдано 1 согласование ООО «Лаборатория экологии и
эволюции биосистем» (г. Москва) для получения разрешения о возможности
добывания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ в на-
учных целях – жемчужницы обыкновенной. 

Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 «Положения о Министерстве сель-

224

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

лимитов на их размещение» индивидуальные предприниматели и юридиче-
ские лица разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимиты
на их размещение. В 2010 г. лимиты на размещение отходов установлены для
865 природопользователей, масса размещаемых отходов в пределах утвер-
жденных лимитов на размещение отходов составила 93.6 млн тонн.

Региональный уровень.
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воз-
дух. 
В соответствии с пунктом 28 Положения о Министерстве сельского, рыб-
ного хозяйства и экологии Республики Карелия, утвержденного Указом Главы
Республики Карелия от 26.04.2008 № 24, полномочия по выдаче разрешений
на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юридиче-
ским лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные
источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
и не подлежащим федеральному государственному экологическому контролю
осуществляло Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства
Республики Карелия. С января по август 2010 года Министерством выдано –
16 разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух стационарными источниками, отказано в выдаче разрешения – 4 при-
родопользователям.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.2010 № 177-П

«Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» полномочия
по выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмо-
сферный воздух юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) ве-
ществ в атмосферный воздух и не подлежащим федеральному государствен-
ному экологическому контролю переданы Министерству по природопользова-
нию и экологии Республики Карелия. В соответствии с п. 11 Положения о Ми-
нистерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия утвер-
жденным постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010
№ 206-П должностными лицами министерства выдано – 3 разрешения на вы-
брос вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными
источниками, отказано в выдаче разрешения – 2 природопользователям.

7.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 

И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-

ния по Республике Карелия. Основной задачей Управления является осу-
ществление государственного контроля и надзора за соблюдением законода-
тельства в области охраны окружающей среды в пределах установленных пол-
номочий. В 2010 г. проведено 192 контрольно-надзорных мероприятия, в том
числе 135 проверок хозяйствующих субъектов, 13 рейдовых проверок, 38 ад-
министративных дел, возбужденных и (или) рассмотренных по результатам

227

допользователей, подлежащих федеральному государственному экологиче-
скому контролю и для 50 производственных территорий, не подлежащих фе-
деральному государственному экологическому контролю.

Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный

воздух. В 2010 году выдано 302 разрешения на выбросы загрязняющих ве-
ществ в атмосферный воздух. Согласно Административному регламенту пред-
приятиям, не достигающим нормативов ПДВ, для которых установлены
нормативы временно согласованных выбросов, и осуществляющих выполне-
ние мероприятий по снижению выбросов и достижению нормативов ПДВ, по
запросам предприятий выдаются разрешения в пределах лимитов на вы-
бросы. Выдано 7 разрешений в пределах установленных лимитов на выбросы.

Общий объем выбросов по разрешениям, выданным в 2010 году, составил

37 148 т, в том числе в пределах установленных лимитов выбросов – 8 404 т.
По данным предприятий, имеющих разрешение на выброс в пределах ВСВ,
на реализацию мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ
и достижению нормативов ПДВ затрачено 969,6 млн рублей.

ОАО «Кондопога» завершило реализацию программы по переводу пред-

приятия на более экологичный вид топлива – природный газ. Программой
предусматривалась реконструкция теплоэнергетического производства с пе-
реводом мазутной и угольной котельных ТЭС на природный газ. В 2010 году
завершена реконструкция ТЭС-1 в составе трех новых паровых котлов про-
изводительностью 160 т/час с использованием природного газа в качестве
топлива. ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта» выполнил предпроектную
проработку установки газоразрядно-каталитической очистки воздуха «Газо-
конвектора «Ятаган», позволяющей снизить уровень выбросов метилмеркап-
тана и сероводорода.

Согласование нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганиз-

мов в водные объекты. В соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбро-
сов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
осуществлялись функции по согласованию нормативов допустимых сбросов
(НДС) для предприятий-водопользователей. Всего в 2010 году рассмотрено
и выдано заключений по согласованию нормативов допустимых сбросов для
19 предприятий-водопользователей, в том числе положительное заключение
получили 14 предприятий.

Выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

В 2010 году выдано 8 разрешений на сбросы загрязняющих веществ в вод-
ные объекты в пределах нормативов допустимых сбросов. Общий объем сбро-
сов в пределах нормативов допустимых сбросов по разрешениям составил
56293 тонны вредных веществ. Разрешения в пределах установленных лими-
тов на сбросы в течение года не выдавались, так как федеральный орган ис-
полнительной власти, уполномоченный устанавливать лимиты на сбросы, а
также порядок разработки и установления таких лимитов до настоящего вре-
мени не определены. 

Установление нормативов образования отходов и лимитов на их размеще-

ние. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461
«О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и

226

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Таблица 7.12

Сведения о контрольно-надзорной деятельности за 2010 год*

В целях обеспечения взаимодействия с правоохранительными органами

при осуществлении контрольной и надзорной деятельности все материалы
контрольно-проверочной деятельности направляются в Карельскую межрай-
онную природоохранную прокуратуру. В порядке взаимодействия с другими
федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными и
иными контролирующими организациями проведено 12 совместных проверок,
в том числе: 7 – с Министерством природных ресурсов и экологии Республики
Карелия (ООО «Медвежья гора», ООО «Другорецкое», ООО «Карелприрод-
ресурс», ЗАО «Черный камень», ЗАО «Другая река» и др.), 4 – с органами про-
куратуры, 1– с Администрацией Петрозаводского городского округа.

В качестве положительных результатов совместной деятельности Управ-

ления Росприроднадзора по Республике Карелия и предприятий – природо-
пользователей в области охраны окружающей среды можно отметить сле-

229

проверок других контрольно-надзорных органов, 6 административных рассле-
дований. Кроме того, специалисты Управления привлекались в качестве экс-
пертов при проведении органами прокуратуры 15 проверок.

Рейдовые проверки проводились в связи с обращениями граждан, органи-

заций, аварийными ситуациями, поручениями органов прокуратуры (террито-
рия охранной зоны музея-заповедника «Кижи», территория планируемого
НП «Ладожские шхеры», водоохранная зона реки Лососинка, полоса отвода
Октябрьской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» 396–398 км на террито-
рии г. Петрозаводска, территория водоохраной зоны Онежского озера в г. Пет-
розаводске и др.). В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий за
отчетный период выявлено 400 нарушений законодательства в сфере приро-
допользования и охраны окружающей среды. Устранено 170 нарушений, с уче-
том ранее выявленных устранено 327 нарушений. Выдано 276 предписаний
об устранении выявленных нарушений. Выполнено 144 предписания, с учетом
ранее выданных выполнено 222 предписания. Привлечено к административ-
ной ответственности 215 лиц, в том числе юридических – 96, должностных –
104, физических – 15. Назначено административных наказаний в виде штра-
фов на сумму 6 625,0 тыс. руб., взыскано штрафов с учетом ранее назначен-
ных на сумму 4 773,2 тыс. руб. 

Продолжается работа по взысканию вреда, причиненного водным объектам

вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
в 2007 г. по искам, предъявленным в 2008 г. четырем предприятиям с общим
размером вреда 125,853 млн руб. По состоянию на 01.01.2011 г. ущерб возме-
щен в объеме 1,469 млн руб., в том числе за 2010 г. – 1,047 млн руб. 

Из 135 проведенных Управлением проверок хозяйствующих субъектов в

2010 г. – 79 плановых и 56 внеплановых. Доля внеплановых проверок от об-
щего количества проведенных проверок за 2010 г. составляет 41,5%. Внепла-
новые проверки проводились по поручениям прокуратуры (10), по обращениям
граждан (10), по выполнению предписаний (22), по обращениям госорганов,
предприятий, организаций (8), по поручениям Росприроднадзора (6). За отчет-
ный год проверено 120 хозяйствующих субъектов, 6 557 объектов контроля. 

В составе проведенных проверок хозяйствующих субъектов по направле-

ниям контроля проведено 368 проверок соблюдения требований законода-
тельства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (138%
к уровню 2009 года; Табл. 7.12).

Выявлено 344 нарушения законодательства в области природопользова-

ния и охраны окружающей среды. Устранено 142 нарушения. В целях устра-
нения нарушений выдано 253 предписания. Выполнено 125 предписаний.
Из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов 90 (75%) пред-
приятий осуществляют свою деятельность с нарушениями законодательства
в области природопользования и охраны окружающей среды. Привлечено к
административной ответственности 157 лиц, в том числе юридических – 74,
должностных – 71, физических – 12.

Администрации Петрозаводского городского округа предъявлен иск о воз-

мещении размера вреда, причиненного Онежскому озеру вследствие несанк-
ционированного сброса нефтепродуктов в составе сточных вод ливневой
канализации г. Петрозаводска в сумме 37,511 млн руб.).

228

Вид 

контроля 

Проведено 

проверок

Нарушения

Предпи-

сания

Привлечено 

к административной

ответственности

всего

в т.ч. 

плановых

в т.ч. вне-

плановых

Выявлено

Устра-

нено 

Выдано 

Выпол-

нено

Всего

субъектов

в т.ч.:

Юрид.

Дол-

жн.

Физ.

Геологиче-
ский

45

29

16

110

34

82

26

39

19

11

9

Водный

56

38

18

68

17

71

29

45

23

20

2

Земельный

84

65

19

29

22

21

18

8

6

2

-

Лесной 
на ООПТ+ПН

11

4

7

9

8

8

7

3

1

1

1

ООПТ

3

2

1

1

-

1

-

-

--

-

-

Животный
мир на ООПТ

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Охрана 
атмосфер-
ного воздуха

81

71

10

43

21

24

11

23

10

13

-

Обращение 
с отходами

84

71

13

68

33

38

27

39

15

24

-

Переданные
полномочия 
в области
водных 
отношений

1

1

-

3

2

2

2

-

-

-

-

Переданные
полномочия 
в области
жив. мира

1

1

-

13

5

6

5

-

-

-

-

Всего

368

284

84

344

142

253

125

157

74

71

12

* Без учета рейдовых проверок

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В ходе контрольных мероприятий проверена деятельность недропользова-

телей, осуществляющих как геологическое изучение участков недр (ООО «Ка-
рельское карьероуправление», ООО «Проминвест», ОАО «ИПК «ТЕВА-Шун-
гит», ООО «Карелцветмет», ООО «Карелгеоресурс» и др.), так и добычу
полезных ископаемых, в т. ч. подземных вод (ЗАО «Металлист», ДОАО «Мех-
колонна № 46», ЗАО «Эдем Тур», ОАО «Карелгаз», ООО ИК «Рубин»,
ОАО «Сортавальский ДСЗ», ЗАО «Промнедра – Регионы» и др.), а также про-
ведение мониторинга подземных вод (ЗАО «Экотек-Росика).

Одной из наиболее значимых проверок, проведенных за отчетный период,

является проверка ООО «Карелцветмет», имеющего лицензию на право поль-
зования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи ни-
кель-магнезиальных руд на Аганозерской площади. Недропользователем для
определения способа отработки никель-магнезиальных руд Аганозерской пло-
щади на участке недр проведены научно-исследовательские работы. В резуль-
тате установлено, что на большей площади залегания никель-магнезиальные
руды не удовлетворяют условиям применения метода подземного выщелачи-
вания. Общая стоимость проведенных работ составила 19 680,420 тыс. руб.
В ходе проверки ООО «Карелцветмет» установлено, что недропользователем
нарушены сроки проведения поисково-оценочных работ на объекте. Юриди-
ческое и должностное лица привлечены к административной ответственности
в виде штрафов на общую сумму 320 тыс. руб. (штрафы оплачены добро-
вольно).

Всего в ходе проверок выявлено 110 нарушений в сфере недропользова-

ния, устранено – 97. Для устранения выявленных нарушений выдано 82 пред-
писания, выполнено – 45. По сравнению с 2009 г. доля устраненных нарушений
и выполненных предписаний увеличилась. 

Основные нарушения Закона РФ «О недрах»: 

ст. 11 Закона РФ «О недрах» – безлицензионное пользование недрами


(ООО «Другорецкое», ООО ИК «Рубин», физические лица Курнов А.В., Ве-
селов С.А., Баев М.А., Митусов В.Н., ЗАО «Черный камень», ООО «Ареал»,
ООО «Охотничье хозяйство «Черные камни», ЗАО «Карелиянефтепро-
дукт», ОАО «Совхоз «Толвуйский»)

п. 10 ч. 2 ст.  22 Закона РФ «О недрах» – невыполнение условий лицен-


зионного соглашения (ООО «Проминвест», ООО «Инвестсервис», ООО «Чу-
пинское ГРП», ООО «Другорецкое», ООО ИК «Рубин», ЗАО «Черный ка-
мень» и др.)
К числу «злостных» нарушителей природоохранного законодательства

в сфере недропользования в 2010 г. отнесены:

ООО «Проминвест», имеющее лицензию на право пользования недрами


ПТЗ01244ТР с целью разведки и добычи графитовых руд на участке недр
«Ихала». Управлением направлены материалы в Росприроднадзор для
рассмотрения вопроса о возможном досрочном прекращении права поль-
зования недрами. Результаты переданы в Роснедра для принятия решения
о досрочном прекращении права пользования недрами. В свою очередь
Роснедра, рассмотрев представленные материалы, направило ООО «Про-
минвест» уведомление о возможном досрочном прекращении права поль-
зования недрами

231

дующее. По результатам контрольно-надзорной деятельности суммарный
объём средств израсходованных природопользователями в 2010 году в целях
выполнения предписаний госинспекторов Управления или по решению судеб-
ных органов составил:

на выполнение водоохранных мероприятий – 69,1 млн руб.

на выполнение природоохранных мероприятий – 956,69 тыс. руб.

на выполнение геологоразведочных работ – 570 тыс. руб.


Ряд крупных предприятий осуществили выполнение мероприятий по мо-

дернизации установок газоочистки и пылеулавливания (ОАО «Карельский
окатыш», ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта», ОАО «Сибирско-Ураль-
ская алюминиевая компания» (филиал НАЗ-СУАЛ). ОАО «Карельский ока-
тыш» и ОАО «Сегежский ЦБК» прекратили вывоз и размещение промышлен-
ных отходов на собственную свалку. На выпуске № 5 ливневой канализации
г. Петрозаводска установлены очистные сооружения. ЗАО «Соломенский ле-
созавод», ООО «Лахденпохский фанерный комбинат «Бумэкс» полностью
прекратили сброс неочищенных производственно-ливневых и хозяйственно-
бытовых сточных вод в водные объекты (Онежское озеро и Логмозеро, Ла-
дожское озеро, реку Аура-йоки). На железнодорожных узлах Сортавала и
Суоярви ОАО «РЖД» по предписаниям Управления запущены новые очист-
ные сооружения, что позволило полностью ликвидировать выпуски промлив-
невых сточных вод в озера Ладожское, Айранне и Суоярви.

7.5.1. Государственный контроль и надзор за геологическим

изучением, рациональным использованием и охраной недр

Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-

ния по Республике Карелия. В 2010 г. на территории Карелии деятельность
в сфере недропользования осуществляли 325 природопользователей, в том
числе, имеющие лицензии на объекты, содержащие полезные ископаемые
федерального уровня контроля (НОПИ) – 98. 

Общее количество действующих лицензий на право пользования недрами –

551, из них: 

на объекты, содержащие НОПИ ,– 153 лицензии (в т.ч. 76 – на одиночные


скважины на воду)

на объекты, содержащие общераспространенные полезные ископаемые


(ОПИ) и подконтрольные республиканскому органу исполнительной власти
в сфере недропользования, – 398
Основной задачей по контролю и надзору в сфере недропользования яв-

ляется обеспечение недропользователями эффективного и рационального
природопользования, а также выполнение условий лицензионных соглашений.
За отчетный период проведено 45 контрольно-надзорных мероприятий в сфе-
ре недропользования и 1 рейдовая проверка установления фактов нарушений
законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды
в районе месторождения песка «Сулажгорское». Проверено 83 объекта, из
них 63 подлежащих федеральному государственному контролю (НОПИ), 20 –
региональному (ОПИ). 

230

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

нами государственной власти субъектов РФ переданных им для осуществ-
ления полномочий РФ в области водных отношений
Исполнение переданных полномочий РФ в области водных отношений и

региональный государственный контроль и надзор за использованием и охра-
ной водных объектов в Республике Карелия в 2010 году осуществляло Мини-
стерство природных ресурсов Республики Карелия (до 05.10.2010 года) и
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
(с 06.10.2010 года). В соответствии с Приказом Федерального агентства вод-
ных ресурсов от 30.04.2009 № 73 представитель Управления входит в Состав
бассейнового совета Баренцево-Беломорского бассейнового округа. Согласно
Приказов Федерального агентства водных ресурсов от 28.09.2005 № 156 и от
07.05.2008 № 83 Управление входит в состав и постоянно принимает участие
в работе Межведомственной оперативной группы по регулированию режимов
работы водохранилищ Выгского, Кемского и Ковдинского каскадов.

В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Карелия

от 26.11.2009 № 477р-П, в целях разработки предложений по реализации
мероприятий Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю на территории
Республики Карелия, Управление в составе рабочей группы продолжает  при-
нимать участие в работе заседаний по программам «ХЕЛКОМ».

Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и

охраной водных объектов. По данным Реестра поднадзорных объектов в Рес-
публике Карелия в 2010 году находились 320 предприятий – юридических лиц,
использующих поверхностные водные объекты и их водоохранные зоны для
различных нужд. Кроме того, водопользование осуществляется для судоход-
ства на внутренних водных путях, включая Беломорско-Балтийский канал.
Действующих документов на право пользования водными объектами – 203,
из них фактически: Лицензий – 37, Договоров и Решений в соответствии
со статьей 11 Водного кодекса РФ – 166. 

Проведено 73 контрольных мероприятия, из них: 37 – плановых, 36 – вне-

плановых (в том числе 11 – рейдовых). Проверено 48 водопользователей (юри-
дических и физических лиц), 110 участков водоохранных зон и прибрежных
защитных полос водных объектов. 

Во исполнение поручений Карельской межрайонной природоохранной про-

куратуры и районных органов Прокуратуры Республики Карелия о проведении
внеплановых мероприятий по контролю и надзору за соблюдением требований
водного и земельного законодательства РФ, Управление в ходе выездов при-
нимало участие в проверках следующих природопользователей: 

Филиала «НАЗ» ОАО «СУАЛ» (Сегежский район)

МУП «ЕРКЦ» (Медвежьегорский район)

МУП «Теплоснабжение» (Сортавальский район)

МУП «Теплоресурс» (Сортавальский район)

МУП «Сортавальский хлебокомбинат» (Сортавальский район)

ОАО «Сегежский ЦБК» (Сегежский район)

земельного участка гр. Ревенко П.И. в п. Кварцитный (Прионежский район);

земельного участка ИП Ефремова Е.И. в п. Кварцитный (Прионежский район);

несанкционированного размещения загрязненного снега с улиц г. Пет-


розаводска в водоохранных зонах водных объектов

233

ЗАО «Эдем Тур», имеющее лицензию на право пользования недрами


для добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Предприятие не соблюдает условия пользования недрами и не выполняет
выданные предписания. По результатам проверок ЗАО «Эдем Тур» при-
влечено мировым судом к административной ответственности за неуплату
административного штрафа и за невыполнение предписания. Штрафы
оплачены в полном объеме

ОАО «ИПК «Тева Шунгит», имеющее лицензию на право пользования


недрами для целей разведки и добычи шунгитовых пород на месторожде-
нии «Залебяжская залежь», которое неоднократно не выполняло выдан-
ные Управлением предписания. За невыполнение предписаний в срок в
отношении юридического лица дважды возбуждены административные
дела и направлены на рассмотрение в мировой суд. По результатам рас-
смотрения предприятие дважды привлечено к административной ответ-
ственности, штрафы оплачены

ООО «Инвестсервис», имеющее лицензию на право пользования не-


драми для добычи подземных вод из скважины № 2 с целью хозяйственно-
питьевого водоснабжения и производственных нужд строящегося завода
в п. Н. Вилга. Предприятие не соблюдает условия пользования недрами и
не выполняет выданные предписания. За пользование недрами с наруше-
нием законодательства юридическое и должностное лица привлечены к
административной ответственности на общую сумму 320 тыс. руб. (штрафы
оплачены). За невыполнение предписаний Управления в установленный
срок на юридическое лицо составлен протокол и направлен на рассмотре-
ние в мировой суд. По результатам рассмотрения ООО «Инвестсервис»
привлечено к административной ответственности в размере 10 тыс. руб.,
штраф оплачен
Из 36 проверенных хозяйствующих субъектов недропользование без

нарушений осуществляют: ДОАО «Мехколонна № 46», ЗАО «Металлист»,
ОАО «Карелгаз», ООО «Петрозаводская судоходная компания» и ЗАО «Дру-
гая Река». В ходе устранения нарушений прекращено безлицензионное поль-
зование подземными водами ООО ИК «Рубин» и МУП ЖКХ «Ляскеля».
Предприятиями получены лицензии в установленные сроки. К административ-
ной ответственности в виде штрафов привлечены 42 правонарушителя (ЮЛ-
20, ДЛ-13, ФЛ-9) на общую сумму 4 115,0 тыс. руб. Взыскано 48 штрафов
(ЮЛ-24, ДЛ-15, ФЛ-9) на сумму 2 360,50 тыс. руб., остальные находятся на
взыскании. 

7.5.2. Государственный контроль за использованием 

и охраной водных объектов

Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-

ния (Росприроднадзора) по Республике Карелия осуществляет:

федеральный государственный контроль и надзор за использованием и


охраной водных объектов

федеральный государственный контроль и надзор за исполнением орга-

232

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

у предприятий, имеющих очистные сооружения, своих лабораторий, не позво-
ляет на достаточном уровне контролировать работу КОС и качество очистки
стоков.

Федеральный государственный контроль и надзор за исполнением

органами государственной власти субъектов РФ переданных им для осу-
ществления полномочий РФ в области водных отношений. 

На основании Плана контрольно-надзорной деятельности Центрального

аппарата Росприроднадзора на 2010 год, в соответствии с Приказами Роспри-
роднадзора от 21.04.2010 № 117 и от 30.04.2010 № 125 в период с 11.05.2010
по 07.06.2010 гг. Центральным аппаратом Росприроднадзора совместно с Де-
партаментом Росприроднадзора по СЗФО и Управлением Росприроднадзора
по Республике Карелия проведена проверка исполнения органом государст-
венной власти субъекта РФ (Республики Карелия) – Министерством природ-
ных ресурсов Республики Карелия переданных полномочий РФ в области
водных отношений. Проверка проведена в соответствии с Приказом Мини-
стерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 № 290 (зарегистри-
ровано в Минюсте РФ 20.02.2009 № 13416). При проверке выявлены 3 нару-
шения обязательных требований по переданным полномочиям РФ в области
водных отношений: 

1. В 2009–2010 годах не планировались и не проводились мероприятия по

установлению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных
полос водных объектов на территории Республики Карелия, предотвращению
истощения, мониторинга, ликвидации загрязнения и засорения, включая про-
ектные работы, субвенции из федерального бюджета на данные мероприятия
не запрашивались. На 2011–2013 годы не разработаны перспективные Планы
мероприятий по охране и предотвращению негативного воздействия вод и
ликвидации последствий в отношении водных объектов или их частей, нахо-
дящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Рес-
публики Карелия, по которым будут испрашиваться субвенции из федераль-
ного бюджета. Нарушены требования пункта 2 ч. 1 ст. 26 Водного Кодекса РФ; 

2. Работы по руслорегулированию с дноуглублением реки Лососинка про-

водились без оформления решения о предоставлении водного объекта в поль-
зование. Нарушены требования пункта 2 ст. 11 Водного Кодекса РФ;

3. Структура уполномоченного органа исполнительной власти Республики

Карелия, осуществляющего переданные полномочия в области водных отно-
шений, не согласована с уполномоченным федеральным органом исполни-
тельной власти. Нарушены требования пункта 1 ч. 9 ст. 26 Водного кодекса
Российской Федерации.

В целях оптимизации и упорядочения исполнения переданных полномочий

РФ в области водных отношений выданы следующие 2 Предписания (выпол-
нены) и 11 рекомендаций:

изменения в «Административный регламент Министерства природных


ресурсов Республики Карелия предоставления государственной услуги по
предоставлению водных объектов, находящихся в собственности Респуб-
лики Карелия, и водных объектов или их частей, находящихся в федераль-
ной собственности и расположенных на территории Республики Карелия,
в пользование на основании договоров водопользования, решений о пре-

235

Управлением в 2010 году осуществлялось постоянное взаимодействие

с Филиалом ФГУ «ЦЛАТИ по СЗФО» по Республике Карелия по отбору и ис-
следованию проб природных и сточных вод. За 2010 год выявлено 91 наруше-
ние водного законодательства РФ, устранено – 123 (в т.ч. 2 по рейдам за
текущий год) с учетом ранее выявленных.

Типовые нарушения водного законодательства РФ в 2010 году: 

водопользование (поверхностные водные объекты) без документов, на


основании которых возникает право пользования (Договоры, Решения) –
статьи 9, 11 Водного кодекса РФ

невнесение платы за пользование водным объектом или его частью –


статья 20 Водного кодекса РФ

нарушение специально установленного режима хозяйствования в пре-


делах водоохранных зон водных объектов, их прибрежных защитных полос
и водосборных площадей и ограничение доступа – статьи 6, 65 Водного
кодекса РФ

нарушение законодательства РФ в сфере природопользования и охраны


окружающей среды при эксплуатации объектов хранения, транспортиро-
вания и реализации продуктов нефтепереработки, отсутствие согласован-
ных Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефтепродуктов (ПЛАРН) – статьи 34, 39, 46 ФЗ РФ «Об охране окружаю-
щей среды», статья 60 Водного кодекса РФ

отсутствие учета природных и сточных вод инструментальными прибо-


рами и устройствами, Программ ведения регулярных наблюдений за со-
стоянием водных объектов и их водоохранных зон, Графиков лаборатор-
ного контроля качества воды и производственного мониторинга – статья
39 Водного кодекса РФ
В 2010 году выдано 87 Предписаний, выполнено – 100 с учетом ранее вы-

данных. Материалы всех контрольно-проверочных мероприятий направлялись
в Карельскую межрайонную природоохранную прокуратуру, проверок войско-
вых частей и КЭЧ Минобороны России и ФСБ России – в Военную прокуратуру
округа ЛенВО, государственных бюджетных учреждений-колоний – в Карель-
скую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных уч-
реждениях. Отмечается, что по 12 предприятиям нарушений водного и земель-
ного законодательства РФ не выявлено (ООО «Карелрыбресурс», ООО «Па-
рад», ООО «Стройфасад», ООО «Мурсула-порт», ООО «Вика» и другим), что
составляет 24,5% от общего количества проверенных хозяйствующих субъек-
тов. Стабильно выполняли природоохранные мероприятия 7 природопользо-
вателей (ОАО «РЖД», ОАО «Петрозаводские коммунальные системы»,
УФСИН России по РК, ООО «Карелрыбресурс», ООО «Парад», ООО «Строй-
фасад», ООО «Санаторий «Марциальные Воды»).

В зоне особого внимания со стороны Управления находится работа пред-

приятий системы ЖКХ, в связи с сохранением неблагоприятной ситуация.
Значительное количество очистных сооружений предприятий системы ЖКХ
не работают в проектном режиме или выведены из строя. Работа действую-
щих канализационно-очистных сооружений (КОС) остается на критически низ-
ком уровне, что связано со слабой материально-технической базой
предприятий, нарушениями технологических режимов очистки. Отсутствие

234

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..