ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год) - часть 12

 

 

Рис. 5.3 Структура выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 

по видам экономической деятельности в 2010 году, %

Рис. 5.4 Структура сброса сточных вод 

по видам экономической деятельности в 2009 году

В 2010 г. значительно увеличился объем использования воды в производ-

стве целлюлозы и древесной массы (на 57,89 млн м

3

, или в 3,8 раза к уровню

2009 г.), соответственно объем водоотведения возрос в 5,4 раза и составил
75,4 млн м

3

. Использование воды в производстве бумаги для издательской и

полиграфической деятельности снизилось по сравнению с 2009 г. на 54,7%,
объем сброса сточных вод уменьшился в 2,5 раза. Объем использования воды
химическим и металлургическим производством уменьшился на 30% и 21,5%

189

Таблица 5.3

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу 

по видам экономической деятельности в 2009–2010 годах (тыс. т)

188

Наименование вида 

экономической деятельности 

(по ОКВЭД)

2009 г.

2010 г.

Снижение

(-) /уве-

личение(+)

в 2010 г. к

уровню

2009 г.

Добыча полезных ископаемых, в т.ч.:

46.631

52.314

5.683

добыча металлических руд

41.964

50.683

8.719

Обрабатывающие производства, в т.ч.:

39.584

40.099

0.515

целлюлозно-бумажное производство; изда-


тельская и полиграфическая деятельность

29.693

28.29

-1.403

– из них целлюлозно-бумажное производство

29.687

28.284

-1.403

– металлургическое производство и производ-
ство готовых металлических изделий

5.259

8.498

3.239

из него металлургическое производство

5.253

8.492

3.239

обработка древесины и производство 


изделий из дерева, пробки, кроме мебели 

2.488

1.4

-1.088

производство пищевых продуктов, 


включая напитки, и табака

1.756

1.443

-0.313

производство машин и оборудования

0.245

0.324

0.079

производство транспортных средств и 


оборудования

0.078

0.031

-0.047

производство прочих неметаллических 


минеральных продуктов

0.061

0.1

0.039

Производство и распределение электро-

энергии, газа и воды, в т.ч.:

13.718

11.899

-1.819

производство, передача и распределение


электроэнергии, газа, пара и горячей воды

13.716

11.264

-2.452

сбор, очистка и распределение воды

0.003

0.635

0.632

Сельское хозяйство, охота и лесное 
хозяйство

1.406

1.215

-0.191

Транспорт и связь, из них:

1.497

0.493

-1.004

деятельность сухопутного транспорта

1.078

0.453

-0.625

Предоставление прочих коммунальных, 
социальных и персональных услуг

0.123

0.054

-0.069

Всего

105.519

107.917

2.398

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Таблица 5.5

Объемы образования, обезвреживания и размещения отходов 

производства и потребления по форме 2–ТП (отходы) по классам

опасности отходов по Республике Карелия за 2010 год (т)

Рис. 5.5 Динамика доли обезвреживания и хранения отходов 

1 класса опасности (2003–2010 гг., %)

Отходы 2 класса опасности (высокоопасные) представлены в основном от-

ходами отработанной аккумуляторной кислоты (31,5%), отработанными акку-
муляторами с не слитым электролитом (45,4%). В 2010 г. образовано 88,318 т
отходов 2 класса опасности, что в 2,4 раза больше уровня 2009 г. Ежегодно,
начиная с 2003 г. (Рис. 5.6), 85–99% отходов данного класса опасности ста-
бильно используются повторно или обезвреживаются путем нейтрализации
электролита, а также передаются в качестве вторичного сырья в специализи-
рованные организации по переработке цветных металлов.

191

соответственно. Объем водоотведения в поверхностные водоемы от предприя-
тий этих видов деятельности снизился на 37% и 29,4% соответственно.
По остальным видам экономической деятельности существенных изменений
не произошло. Основные показатели, характеризующие воздействие на вод-
ные объекты в разрезе видов экономической деятельности, а также объемы
сброса по отдельным предприятиям приведены в Разделе 1.3.4.

5.2. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

За 2010 год по форме федерального государственного статистического

наблюдения №2-ТП (отходы) отчитались 794 предприятия. По данным стати-
стической отчетности, на предприятиях республики в 2010 году образовалось
95,195 млн т опасных отходов, что на 22,461 млн т больше, чем в 2009 году
(Табл. 5.4).

Таблица 5.4

Динамика образования отходов производства и потребления 

по классам опасности в 2005–2010 годах (тыс. т)

Сведения об образовании, обезвреживании и размещении отходов про-

изводства и потребления по форме 2–ТП (отходы), систематизированные по
классам опасности отходов для окружающей среды, приведены в Табл. 5.5.

Отходов 1 класса (чрезвычайно опасных) образовано 44,8 т, что составило

лишь 0,0005 % общего объема образования отходов. По сравнению с 2009 г.
объем образования отходов 1 класса опасности снизился в 8 раз. Данный
класс представлен отработанными ртутьсодержащими лампами и другими
ртутьсодержащими приборами (84,6%), а также отработанными конденсато-
рами с трихлордифенилом (15,2%). Наблюдается увеличение доли отходов
1 класса опасности, передаваемых на переработку, демеркуризацию и захо-
ронение (с 52% в 2003 г. до 85,3% в 2010 г.), и снижение объемов хранения
чрезвычайно опасных отходов на территории промышленных предприятий
более года (с 48% до 14,7% соответственно; Рис. 5.5). Из-за отсутствия на тер-
ритории республики установок по демеркуризации ртутьсодержащих отходов
их собирают и вывозят специализированные организации – ООО «Экологи-
ческое предприятие «Меркурий» (г. Санкт-Петербург) и ООО «Природоохран-
ный центр» (г. Петрозаводск), имеющие лицензию на переработку данного
вида отходов.

190

Классы опас-

ности отходов

для окружаю-

щей среды

Объемы образования отходов

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1 класс 

0.041

0.051

0.039

0.080

0.362

0.045

2 класс 

0.178

0.136

0.091

0.058

0.038

0.088

3 класс 

28.912

25.182

19.099

22.724

26.957

26.082

4 класс 

573.061

2 014,161

693.553

670.891

560.270

755.988

5 класс 

100 916,498 99 689,118 105 666,437 94 921,752 72 146,221 94 412.934

Всего

101 518,690 101 728,648 106 379,220 95 615,505 72 733,846 95 195,137

Классы

опас-

ности 

отходов 

Образо-

валось 

отходов

Исполь-

зовано 

и обез-

врежено 

отходов

Передача отходов 

другим организациям

Размещено

отходов 

на собст-

венных 

объектах

всего

из них для

исполь-

зования и

обезвре-

живания

хра-

нения

захоро-

нения

1 класс

44.7

0.0

38.2

38.0

0.0

0.2

9.8

2 класс

88.3

35.7

51.7

51.7

0.0

0.0

5.4

3 класс

26 082,2

17 157,4

8 060,7

7 814,6

3.0

243.1

1 803,4

4 класс

755 988,6

609 003,7

93 269,6

63 078,5

25.8

30 165,3

277 150,1

5 класс

94 412 933,5 8 902 464,6 86 747,7

75 261,8

73.5

11 412,4 85 544 558,4

Всего 

95 195 137,4 9 528 661,4 188 167,8 146 244,5 102.3 41 821,0 85 823 527,1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В целом же объем утилизации отходов 3 класса опасности растет при

общем снижении объемов их образования с 63 тыс. т в 2003 г. до 26,1 тыс. т в
2010 г. Так, в 2010 г. 84,4% отходов 3 класса опасности использованы, 8,6%
обезврежены, 5,8% размещены на хранение и 1,2% захоронены. Из динамики
обращения с опасными отходами по годам (Рис. 5.7) видно, что их использо-
вание возросло с 27% в 2003 г. до 84,4% в 2010 г. Сбором, переработкой и
обезвреживанием отходов 3 класса опасности на территории Республики Ка-
релия занимаются специализированные организации, имеющие соответствую-
щую лицензию. 

Отходы 4 класса (малоопасные) представлены отходами коры – 402 595,3 т

(55% от объема отходов 4 класса), навозом крупного рогатого скота – 160 294 т
(21%), золошлаковыми отходами от сжигания углей – 77 875 т (10%), отходами,
образующимися при механической и биологической очистке сточных вод и
жидкими бытовыми отходами – 49 097 т (6,5%). Отходов 4 класса в 2010 г. об-
разовано 755 988,6 т (без учета образования твердых бытовых отходов от на-
селения), или 0,8% от общего объема образования всех отходов. Ежегодно
используется 50-83% отходов 4 класса. Отходы коры используются на 97% в
качестве топлива в утилизационных котельных целлюлозно-бумажных комби-
натов. Навоз КРС полностью применяется в качестве органического удобре-
ния. Около 43% отходов, образующихся при механической и биологической
очистке сточных вод, используется, а 47% размещаются на захоронение.
Большая часть (93%) жидких бытовых отходов (отходы выгребных ям) пере-
дается на обезвреживание на очистные сооружения. До 85% отходов золош-
лаков от сжигания углей размещается на захоронение. Рост объемов
использования отходов с 59% в 2003 г. до 83% в 2010 г. (Рис. 5.8) вызван, в
основном, повышением использования отходов коры и отходов, образую-
щихся при очистке сточных вод. 

Рис. 5.8. Динамика обращения с отходами 

4 класса опасности (2003–2010 гг., %)

193

Рис. 5.6 Динамика доли размещения и обезвреживания отходов 

2 класса опасности (2003–2010 гг., %)

Рис. 5.7. Динамика обращения с отходами 

3 класса опасности (2003–2010 гг., %)

Отходов 3 класса (умеренно опасных) образовано 26 082,2 т, или 0,03%

от общего объема образования отходов. По сравнению с 2009 г. объем обра-
зования отходов 3 класса опасности практически не изменился. Они представ-
лены отработанными железнодорожными шпалами (45,6% от общего объема
отходов 3 класса), отработанными маслами, отходами эмульсий и смесей неф-
тепродуктов, всплывшей пленкой нефтеуловителей, прочими отходами неф-
тепродуктов (45,0%). В 2010 г. использовано 86% отработанных железно-
дорожных шпал, 14% размещено на длительное хранение. В республике по-
прежнему не решен вопрос переработки отработанных шпал, размещенных
на хранение вдоль полотна железной дороги. Их объем возрос на 9% по
сравнению с 2009 г. и составил 10 795,2 т. 

192

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

К числу наиболее крупных загрязнителей окружающей среды промышлен-

ными отходами относятся ОАО «Карельский окатыш», ОАО «Кондопога»,
ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «ЦЗ Питкяранта», ОАО «ЛФК Бумэкс», филиал
«НАЗ-СУАЛ» ОАО «СУАЛ» (Табл. 5.6). Эти шесть крупных предприятий рес-
публики образовали в 2010 г. 92,9% опасных отходов. 

Таблица 5.6

Объем образование опасных отходов 

на крупнейших предприятиях в 2010 году (т)

Таким образом, анализ абсолютных, относительных и удельных экологи-

ческих показателей экономической деятельности свидетельствует о некото-
ром увеличении негативного воздействия хозяйства республики на природную
среду в 2010 г. Так, по сравнению с 2009 г. объем выбросов загрязняющих ве-
ществ в атмосферу вырос на 2,3%, образования отходов – на 30,9%, а объем
сброса загрязненных сточных вод снизился на 1,6%. 

Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха внесли предприятия

следующих видов экономической деятельности: добыча полезных ископаемых
(49,3% от объема валовых выбросов по республике); целлюлозно-бумажное
производство (26,7%); производство и распределение электроэнергии, газа и
воды (11,2%) и металлургическое производство и производство готовых ме-
таллических изделий (8%). Основными загрязнителями водных объектов по-
прежнему остаются целлюлозно-бумажные предприятия (47,2% от общего
объема сброса сточных вод по республике), обработка древесины и производ-
ство изделий из дерева (30,5%) химическое производство (16,1%). Наиболее
крупные объемы отходов (92,3%) образуют предприятия по добыче полезных
ископаемых. 

195

Весь объем ежегодно образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) раз-

мещается на свалках ТБО для захоронения. В республике отсутствует система
селективного сбора, переработки и обезвреживания ТБО. При постоянном
росте отходов потребления весьма актуально снижение их негативного влия-
ния путем переработки и обезвреживания отходов ТБО.

Отходы 5 класса опасности (практически неопасные) составляют 99,2% от

общего объема отходов. В 2010 г. образовано 94 412 933,5 т отходов 5 класса,
что на 23% больше уровня 2009 г. Такое увеличение связано с ростом объемов
образования отходов на ОАО «Карельский окатыш». 5 класс опасности на
93% представлен отходами добычи и переработки рудных полезных ископае-
мых. К ним относятся также отходы добычи нерудных полезных ископаемых
(вскрышные породы, отходы производства щебня и камнеобработки), отходы
лесозаготовок, отходы заготовки и переработки древесины. Около 90% отхо-
дов 5 класса опасности размещается на объектах захоронения (отвалы
вскрышных пород, хвостохранилища) и лишь около 9% отходов используются
(Рис. 5.9). По сравнению с 2009 г. доля использования возросла на 4%. 

Рис. 5.9. Динамика обращения с отходами 

5 класса опасности (2003–2010 гг., %)

В разрезе видов экономической деятельности наиболее крупные объемы

отходов образуют:

добыча железных руд – 87,87 млн т (92,3%)

добыча прочих полезных ископаемых – 0,790 млн т

целлюлозно-бумажное производство – 0,585 млн т

лесоводство и лесозаготовка – 0,290 млн т

обработка древесины – 0,527 млн т

сельское хозяйство – 0,502 млн т

предоставление прочих коммунальных услуг (удаление и обработка твер-


дых коммунальных отходов) – 0,220 млн т

производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 0,060 млн т 

транспорт и связь – 0,028 млн т

194

Наименование 

предприятия

Образовано

отходов (т)

в том числе по классам опасности, т

1 класс 2 класс 3 класс

4 класс

5 класс

ОАО «Кондопога»

279 798,7

5.8

2.5

159.2

246 431,5

33 199,7

ОАО «Сегежский ЦБК»

280 182,2

2.9

0.3

144.9

183 909,7

96 124,4

ОАО «ЦЗ Питкяранта»

24 666,3

0.1

0.4

20.2

19 471,8

5 173,8

ОАО «НАЗ-СУАЛ»

5 604,4

0.1

0.3

836.2

4 209,3

558.5

ОАО «Карельский 
окатыш»

87 875 940,4

17.9

4.0

383.4

1 701,5

87 873 833,6

ОАО «ЛФК Бумэкс»

19 370,4

0.2

0.4

2.6

4 342,0

15 025,2

Всего по основным
предприятиям

88 485 562,4

27.0

7.9

1 546,5 460 065,8 88 023 915,2

Всего по РК

95 195 137,4

44.7

88.4

26 082,2 755 988,6 94 412 933,5

Доля отходов крупных
предприятий, %

92.9

60.4

8.9

5.9

60.8

93.2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 6.1 Количество техногенных и природных ЧС (2000–2010 гг.)

Количество ЧС в республике ежегодно фиксируется в пределах от 10–40

(Рис. 6.1), в том числе техногенные (от 1 до 5, в зависимости от технического
состояния и обеспечения мер по защите) и природные (от 2 до 30, в зависи-
мости от уровня пожароопасности в лесах и числа крупных лесных пожаров).

6. 1. ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

В 2010 году, как уже отмечалось, на территории республики зарегистри-

ровано 3 техногенные ЧС, в том числе 1 авиационная катастрофа и 2 посадки
на мель грузовых судов. Чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных
объектах (химических, взрывопожароопасных, гидродинамических) не заре-
гистрировано. Ущерб составил 10, 0 млн рублей, что сопоставимо с данными
за 2009 год (10, 325 млн рублей). Соотношение различных видов ЧС техноген-
ного характера за период с 2000–2010 годы представлено на Рис. 6.2

Потенциальная опасность возникновения аварий на опасных производ-

ственных объектах связана с износом основных производственных фондов.
Особую озабоченность вызывает значительный износ инженерных сетей си-
стем жизнеобеспечения населения. Однако в последние годы ситуация в обла-
сти ЖКХ постепенно улучшается. Это связано с ежегодным увеличением
объемов финансирования подготовительных мероприятий и приходом на
рынок предоставления коммунальных услуг крупных компаний. 

Рис. 6.2 Соотношение различных видов ЧС техногенного характера 

(за период 2000–2010 гг.) 

197

РАЗДЕЛ 6. ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ 

И ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ 

В 2010 году на территории Республики Карелия зарегистрировано 28 чрез-

вычайных ситуаций (ЧС), в том числе техногенного характера – 3 (авиационная
катастрофа – 1, посадка на мель грузовых судов – 2) и природного – 25 (все
лесные пожары). По масштабности все они отнесены к уровню муниципаль-
ных. Лесные пожары не привели к человеческим жертвам, разрушениям от
огня жилых домов и иных объектов. В техногенных ЧС погибло 2 человека.

В сравнении с 2009 годом наблюдается увеличение общего числа ЧС в

3.5 раза (в 2009 году – 8). Увеличение числа зарегистрированных ЧС в целом
зафиксировано за счет возрастания в 5 раз количества крупных лесных пожа-
ров (в 2010 году – 25, в 2009 году – 5). Статистические данные о произошедших
чрезвычайных ситуациях в Республике Карелия в соответствии с требованиями
Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 и
Приказом МЧС России 08.07.2004 № 329 приведены в Табл. 6.1 и 6.2.

Таблица 6.1

Общие количественные показатели чрезвычайных ситуаций в 2010 году

Таблица 6.2

Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций в 2009–2010 гг.

196

Субъект

РФ

Техно-

генные

ЧС, ед.

Теракты,

ед.

Природ-

ные ЧС,

ед.

Биоло-

го-соци-

альные

ЧС, ед.

ЧС всех

видов,

ед.

Ущерб,

млн.

руб.

Количество, чел.

погибло

постра-

дало

Респуб-

лика Ка-

релия

3

нет

25

нет

28

344. 4 

2

25

Чрезвычайные ситуации 

по характеру и виду

Количе-

ство ЧС

Измене-

ние, %

Погибло,

чел.

Измене-

ние, %

Постра-

дало, чел.

Измене-

ние, %

2009 2010

2009 2010

2009 2010

Техногенные ЧС

Аварии, крушения грузовых и
пассажирских поездов

1

-

-100

-

-

-

-

-

-

Аварии грузовых и пассажир-
ских судов

1

2

+100

-

-

-

11

23

+100

Авиационные катастрофы

-

1

+100

-

2

+100

-

2

+100

Итого

2

3

+50

-

2

+100

11

25

+120

Крупные террористические акты нет

нет

-

-

-

-

-

-

-

Природные ЧС

Морские опасные гидрологические
явления (труднопроходимый лед)

1

-

-100

5

-

-100

6

-

-100

Крупные лесные пожары

5

25

+500

-

-

-

-

-

-

Всего

8

28

+350

5

2

-250

17

25

+140

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.2. ПРИРОДНЫЕ И БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ 

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

В 2010 году на территории республики зарегистрировано 25 природных

чрезвычайных ситуаций (Табл. 6.3). Все чрезвычайные ситуации природного
характера отнесены к крупным лесным пожарам. Ущерб от них составил
334 435, 8 тыс. руб. (2009 г. – 68 449 тыс. руб.).

Таблица 6.3

Сравнительный анализ природных чрезвычайных ситуаций 

(2009–2010 гг.)

За период с 2000 по 2010 г. число крупных лесных пожаров насчитывает

116 (87%) от общего числа чрезвычайных ситуаций природного характера.
Лесные пожары возникают ежегодно во всех районах. Количество и размеры
лесных пожаров определяются в основном погодными условиями летнего пе-
риода: температурой воздуха, количеством и периодичностью дождей, а также
состоянием лесных массивов и соблюдением правил пожарной безопасности
в лесах. Экстремальные пожароопасные сезоны повторяются с периодич-
ностью 2–3 раза в десятилетие. За последние 11 лет отмечен максимум лес-
ных пожаров в 1999 году (Табл. 6.4), когда число пожаров достигло 1 712, из
которых крупных пожаров было 23. 

Таблица 6.4 

Сравнительная характеристика частоты возникновения 

крупных пожаров 

Таким образом, наибольшие показатели прослеживаются с периодич-

ностью через 3–4 года (1999, 2002, 2006, 2010 годы). По сравнению с 2009 г.
число ЧС природного характера увеличилось в 4.2 раза. В 2010 году чрезвы-
чайных ситуаций, вызванных весенними паводками, штормовыми ветрами,

199

Состояние объектов энергетики в целом соответствуют установленным

требованиям. Проведенные профилактические работы по подготовке к
эксплуатации в сложных условиях (низкие температуры, сильные снего-
пады и т.д.) позволили не допустить в 2010 году на объектах электроснаб-
жения чрезвычайных ситуаций.

Состояние объектов газоснабжения в целом удовлетворяет предъявляе-

мым требованиям. Подземные газопроводы эксплуатируются от 15 до 40 лет.
Все они прошли диагностирование технического состояния с положительным
результатом. Вместе с тем в газовом хозяйстве есть ряд серьезных проблем,
снижающих уровень промышленной безопасности:

недостаточно высокие темпы перевода жилищного фонда и предприятий


на природный газ не позволяют вывести из эксплуатации подземные газо-
проводы и резервуары СУГ, отработавшие расчетные сроки эксплуатации

отсутствие договоров части абонентов на техническое обслуживание


внутриквартирного газового оборудования, что усиливает опасность воз-
никновения аварийных ситуаций
В 2010 году произошли аварийные ситуации, связанные с транспорти-

ровкой, использованием в производственной деятельности нефтепродуктов.
Все они носили характер локальных. По фактам, связанным с разливами неф-
тепродуктов, проведены расследования, к руководителям организаций при-
няты меры административного воздействия. 

Основной причиной возникновения аварийных ситуаций, связанных с раз-

ливами нефтепродуктов, является халатность должностных лиц, осуществ-
ляющих производственную деятельность на объектах, использующих в произ-
водственной деятельности нефтепродукты. Все аварийные ситуации были
своевременно и эффективно ликвидированы.

Число ЧС техногенного характера на территории республики колеблется

в период:

с 1999 по 2009 год в диапазоне от 15 до 30

с 2009 года с выводом из учета ЧС техногенных пожаров от 2-х и более


Сохранение рисков возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций

на территории республики объясняется:

старением основных производственных фондов предприятий

значительным износом инженерных сетей систем жизнеобеспечения на-


селения

недостаточным финансированием предприятий электро-газо-тепловодо-


снабжения, что не позволяет провести полный объем всех необходимых
подготовительных работ, особенно в плане замены ветхих систем и их мо-
дернизации

нарушением правил эксплуатации авиационного и морского (речного)


транспорта в связи со снижением требований по подготовке экипажей и
судов в отдельных компаниях и даже частными лицами
Для качественного решения этих задач, снижения рисков опасности ЧС

природного и техногенного характера в республике сложилась достаточно эф-
фективная система взаимодействия органов исполнительной власти респуб-
лики, органов местного самоуправления, а также федеральных территориаль-
ных органов и организаций различного подчинения.

198

Виды природных ЧС,

включая природные

пожары

Количество

Пострадало,

чел.

Из них по-

гибло, чел.

Ущерб, 

млн. руб.

2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.

Морские опасные 
гидрологические 
явления (сильное 
волнение, напор
льдов, обледенение
судов, выход на 
непроходимый лед)

1

-

6

-

5

-

-

-

Крупные природные 
пожары

5

25

-

-

-

-

68.449 334.44

Годы возникновения 

крупных пожаров

Общее число 

пожаров

в том числе, 

крупных

1999 г.

1 712

23

2002 г.

1 089

13

2006 г.

1 156

28

2010 г.

461

25

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Основной задачей органов управления и сил территориальной подсистемы

РСЧС республики на 2011 год является дальнейшее повышение степени за-
щиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, максимальное сни-
жение числа погибших и травмированных при их возникновении.

РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ 

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

7.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической без-

опасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации относятся
к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Государство является гарантом сохранности окружающей среды и экологиче-
ской безопасности и для достижения экологического благополучия граждан
ежегодно принимаются соответствующие нормативные правовые акты.
В целях устранения пробелов в законодательстве органами государственной
власти, постоянно проводится мониторинг нормативных правовых актов, что
приводит впоследствии к разработке новых нормативных правовых актов либо
внесению изменений в действующие нормативные правовые акты.

На федеральном уровне в сфере природоохранной деятельности, регули-

рования отношений недропользования, в области лесных, водных отношений,
а также охраны и использования животного мира были приняты следующие
нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений


в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федера-
ции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вне-
сены изменения в статью 95 «Оценка лесов» Лесного кодекса Российской
Федерации»)

Федеральный закон от 09.12.2010 № 442-ФЗ «О внесении изменений


в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» (внесены существенные изменения в Лесной
кодекс Российской Федерации в части регулирования вопросов охраны
лесов от пожаров, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях в части усиления административной
ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах,
внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды»)

Федеральный закон от 28.12.2010 № 420-ФЗ «О внесении изменений


в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации, Федераль-
ный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»)

Федеральный закон от 27.07.2010 № 239-ФЗ «О внесении изменений


в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушеиях»

201

а также ЧС биолого-социального характера на территории республики не за-
фиксировано. Безопасному прохождению паводковых вод способствовало
своевременное проведение предупредительных мероприятий в подготови-
тельный период. В целях предупреждения подтоплений объектов экономики
и жилой зоны, связанных с заторными (зажорными) явлениями на реках в пе-
риод становления льда, были своевременно выполнены взрывные работы. 

В последние годы прослеживается тенденция резкого возрастания коли-

чества ЧС природного характера, связанных с крупными лесными пожарами,
рисков для жизни граждан на водоемах в связи с возрастанием привлекатель-
ности республики в плане водных экстремальных видов туризма. Основными
причинами резкого роста количества природных ЧС, связанных с лесными по-
жарами, явились аномально высокие температуры окружающего воздуха
в течение летнего периода, труднодоступность очагов возгорания и значитель-
ная их удаленность от населенных пунктов и дорожной сети.

Своевременное проведение предупредительных и профилактических ме-

роприятий позволило в 2010 году не допустить крупномасштабных чрезвычай-
ных ситуаций на потенциально опасных объектах, объектах систем жизне-
обеспечения населения.

Пожарными и спасателями республики в 2010 году спасено 972 человека

(2009 г. – 1184), в том числе 806 человек на пожарах (2009 г. – 999); 166 чело-
век на водоемах, в лесах и иных местах происшествий (2009 г. – 185). 

В 2010 году погибло 177 человек (2009 г. – 212), из них 105 на пожарах

(2009 г. – 115), 72 на водоемах (2008 г. – 97), 2 в авиационной катастрофе.
По сравнению с прошлым годом удалось уменьшить число погибших на 35 че-
ловек. За период с 2003 по 2010 год в ЧС и иного рода происшествиях (по-
жары, на водных объектах) спасено 8 235 чел., погибло 2 242 чел. Проводимая
предупредительная работа позволила уменьшить за пять лет число погибших
в 2010 году по сравнению с 2004 годом на 178 человек. Данные по спасенным
и погибшим при ЧС за период 2003–2010 годы приведены на Рис. 6.3.

Рис. 6.3 Данные по спасенным и погибшим при ЧС (2003–2010 гг.)

200

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Фе-


дерации от 31.12.2010 № 569 «Об утверждении Требований к составу и
правилам оформления представляемых на государственную экспертизу
материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных
подземных вод»

Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 13.09.2010 № 244


«Об организации работы по согласованию значений целевых прогнозных
показателей и мероприятий, направленных на их достижение, финансируе-
мых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление
отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отноше-
ний на 2011 год»

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010 «Об утвер-


ждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства
лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функ-
ции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, рас-
положенных на особо защитных участках лесов»

и иные нормативные правовые акты Российской Федерации

На уровне Республики Карелия в сфере природоохранной деятельности,

регулирования отношений недропользования, в области лесных, водных
отношений, в сфере охраны и использования животного мира приняты
следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Карелия от 06.12.2010 № 1443-ЗРК «О правилах


использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере
охотничьего хозяйства»

Закон Республики Карелия от 28.05.2010 № 1386-ЗРК «О внесении


изменения в ст. 3 Закона Республики Карелия «О разграничении полномо-
чий органов государственной власти в области лесных отношений»

Закон Республики Карелия от 06.07.2010 № 1404-ЗРК «Об охотничьих


ресурсах, в отношении которых осуществляется промысловая охота»

Закон Республики Карелия от 03.03.2010 № 1374-ЗРК «О внесении из-


менений в Закон Республики Карелия «О разграничении полномочий ор-
ганов государственной власти Республики Карелия в области охраны и
использования животного мира»

Закон Республики Карелия от 06.12.2010 №1444-ЗРК «О внесении из-


менений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах недрополь-
зования на территории Республики Карелия»

Постановление Правительства Республики Карелия от 30.07.2010


№ 157-П «Об установлении ограничений охоты в летне-осенний и осенне-
зимний периоды охоты 2010–2011 годов»

Постановление Правительства Республики Карелия от 17.05.2010


№ 100-П «Об установлении ограничений охоты в весенний период охоты
2010 г.»

Постановление Правительства Республики Карелия от 17.12.2010


№ 303-П «Об утверждении формы предписания об устранении выявленных
в результате проверки нарушений законодательства Российской Федера-

203

(внесены изменения в статью 8.4., в соответствии с которой предусмотрена
ответственность за нарушение законодательства об экологической экспер-
тизе, в статью 8.15., в соответствии которой предусмотрена ответствен-
ность за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохран-
ных сооружений и устройств, в статью 8.25., в соответствии с которой пред-
усмотрена ответственность за нарушение правил использования лесов,
в статью 8.27., в соответствии с которой предусмотрена ответственность
за нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил
ухода за лесами, правил лесного семеноводства, в статью 8.31., в соответ-
ствии с которой предусмотрена ответственность за нарушение правил са-
нитарной безопасности в лесах, в статью 8.33., в соответствии с которой
предусмотрена ответственность за Нарушение правил охраны среды оби-
тания или путей миграции животных)

Федеральный закон от 19.05.2010 № 89-ФЗ «О внесении изменений


в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 13 Федерального за-
кона «О соглашениях о разделе продукции»

Федеральный закон от 26.07.2010 № 186-ФЗ «О внесении изменений


в статьи 1 и 14 Федерального закона «О государственном регулировании
в области добычи и использования угля, об особенностях социальной за-
щиты работников организаций угольной промышленности» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (внесены изменения в
часть 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О недрах», в статью 8.10
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в соответствии с которой предусмотрена ответственность за нарушение
требований по рациональному использованию недр)

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118


«Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении техни-
ческих проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной про-
ектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием
участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2010


№ 39 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопас-
ным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении из-
менений в Положение о государственном контроле за геологическим
изучением, рациональным использованием и охраной недр»

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.2010


№ 595 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного
пожарного надзора в лесах»

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 №183


«О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного
лесного контроля и надзора»

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Фе-


дерации от 08.06.2010 № 251 «Об утверждении Методики расчета платы
за государственную экологическую экспертизу»

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Фе-


дерации от 24.08.2010 № 330 «Об утверждении типовых правил использо-
вания водохранилищ»

202

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..