ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год) - часть 13

 

 

используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений,
не связанных с добычей полезных ископаемых) на территории Республики
Карелия»

Приказ Министерства природных ресурсов Республики Карелия от


29.12.2009 № 361 «Об утверждении Административного регламента Мини-
стерства природных ресурсов Республики Карелия по исполнению госу-
дарственной функции по осуществлению государственного контроля за
геологическим изучением, охраной и рациональным использованием
недр»

Приказ Министерства природных ресурсов Республики Карелия от


21.12.2009 № 358 «Об утверждении Административного регламента Мини-
стерства природных ресурсов Республики Карелия по исполнению госу-
дарственной функции по осуществлению регионального государственного
контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за ис-
ключением водных объектов, подлежащих федеральному государствен-
ному контролю и надзору»

Приказ Министерства природных ресурсов Республики Карелия от


09.06.2009 № 146 «Об утверждении Административного регламента Мини-
стерства природных ресурсов Республики Карелия предоставления госу-
дарственной услуги по принятию согласованного с Управлением по недро-
пользованию по Республике Карелия решения о предоставлении права
пользования участками недр для целей сбора минералогических, палеон-
тологических и других геологических коллекционных материалов»

Приказ Министерства лесного комплекса Республики Карелия от


13.04.2010 № 425 «О перечне должностных лиц, уполномоченных состав-
лять протоколы об административных правонарушениях»

и иные нормативные правовые акты Республики Карелия

7.2. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В рамках региональной целевой программы «Экология и природные ре-

сурсы Республики Карелия на 2004–2010 годы» Министерством сельского,
рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия были заключены 11 дого-
воров и 4 государственных контракта на общую сумму 1 195,4 тыс. рублей за
счет денежных средств бюджета Республики Карелия. За отчетный период
были профинансированы следующие мероприятия. 

Подпрограмма «Сохранение биологического разнообразия». В 2010 году

с участием детей Республики Карелия проведена международная экологиче-
ская акция «Марш парков» на особо охраняемых природных территориях:
НП «Водлозерский» и «Паанаярви», ГПЗ «Кивач» и «Костомукшский». Под-
готовлен и издан Государственный доклад о состоянии окружающей среды
Республики Карелия в 2009 году (тираж 900 экземпляров). Проведена прак-
тика для студентов Петрозаводского государственного университета по изуче-
нию популяций животных на территории НП «Калевальский» (эколого-
фаунистические исследования), включающая в себя оценку современного со-
стояния популяций животных, занесенных в Красную книгу Республики Каре-

205

ции и законодательства Республики Карелия об охране, воспроизводстве
и использовании объектов животного мира и среды их обитания в области
охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания»

Постановление Правительства Республики Карелия от 14.07.2010


№ 138-П «О Порядке переоформления лицензий на пользование участ-
ками недр, содержащими месторождения общераспространенных полез-
ных ископаемых, или участками недр местного значения, участками недр
местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооруже-
ний местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на
территории Республики Карелия»

Постановление Правительства Республики Карелия от 20.01.2010


№ 6-П «О Порядке добычи общераспространенных полезных ископаемых
для собственных нужд пользователями недр, осуществляющими разведку
и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологиче-
ское изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах пре-
доставленных им горных отводов на основании утвержденного техниче-
ского проекта на территории Республики Карелия»

Указ Главы Республики Карелия от 14.07.2010 № 64 «Об утверждении


Административного регламента исполнения государственной функции по
осуществлению на землях лесного фонда государственного контроля и
надзора»

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 20.01.2010


№ 7р-П «О внесении изменений в Региональную целевую программу «Эко-
логия и природные ресурсы Республики Карелия»

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 22.04.2010


№ 148р-П об утверждении Плана мероприятий по охране лесов от пожаров
на территории Республики Карелия на 2010 год

Распоряжение Главы Республики Карелия от 30.07.2010 № 587-р об


утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охот-
ничьих ресурсов для охотничьих угодий на территории Республики Карелия
на период с 1 августа 2010 г. до 1 августа 2011 г.

Приказ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Респуб-


лики Карелия от 30.04.2010 № 76 «Об утверждении административного
регламента Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Рес-
публики Карелия по предоставлению государственной услуги по выдаче
разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имею-
щим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух и не подлежащих федеральному государственному
экологическому контролю»

Приказ Министерства природных ресурсов Республики Карелия от


01.04.2010 г. № 97 «Об утверждении Административного регламента Ми-
нистерства природных ресурсов Республики Карелия по предоставлению
государственной услуги по оформлению, государственной регистрации и
выдаче лицензий на пользование участками недр, содержащими место-
рождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками
недр местного значения (в том числе участками недр местного значения,

204

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

дом недр, земельным фондом, водными объектами, объектами животного
мира и водных биологических ресурсов (Табл. 7.1). С развитием рыночных от-
ношений доходная часть бюджета страны и регионов все полнее должна фор-
мироваться за счет доходов, аренды и природно-ресурсных платежей за право
пользования природными богатствами. Доля рентных налогов во всех поступ-
лениях налогов и сборов должна неуклонно возрастать. 

Поступления доходов за пользование природными ресурсами.
В 2010 году от пользователей всех видов природных ресурсов посту-

пило 1 979 567 тыс. руб. налогов, сборов и платежей или 117,6% к 2009 году
(1 682 812 тыс. руб.), в том числе:

560 791 тыс. руб. налогов и сборов за землю, недра, воду, водные био-


логические ресурсы (Табл. 7.1, п. 2)

889 205,2 тыс. руб. неналоговых платежей за пользование лесным


фондом (Табл. 7.1, п. 6), 517 768,4 тыс. руб. арендной платы за пользо-
вание земельными участками и доходов от продажи земельных участков
(Табл. 7.1, п. 7; Табл. 7.2)

Доля природно-ресурсных платежей в общих поступлениях всех налогов,

сборов и регулярных платежей в бюджеты всех уровней возросла до 10,7% по
сравнению с 9,2% в 2009 г. и 9,9% в 2008 г.). Основную долю в структуре при-
родно-ресурсных налогов, сборов и платежей в республике составили платежи
за пользование лесным фондом – 44,9% (в 2009 г. – 30,9%), землей – 26,2%
(в 2009 г. – 42,4 %), и недрами – 18,5% (в 2009 г. – 21,9 %). 

В 2010 г. изменились также пропорции поступления налоговых и ненало-

говых платежей за пользование природными ресурсами, сложившихся в 2004–
2009 гг. (Табл. 7.3):

возрос удельный вес платежей в общих поступлениях налогов и сборов


с 9,9% в 2008 г. и 9,2% в 2009 г. до 10,7% в 2010 г.

изменились распределение доходов по уровням бюджетов (Табл. 7.1, п. 9)


и пропорции платежей, направляемых в распоряжение Федерации и субъ-
ектов РФ (Табл. 7.3). Так, если в 2008–2009 гг. в федеральный бюджет пе-
речислялись 38,5–33,0% всех поступивших платежей, то в 2010 г. – 40,3%.
Соответственно, если в консолидированный бюджет Карелии (сумма рес-
публиканского и местных бюджетов) в 2008–2009 гг. направлялись 61,5–
67,0% всех платежей, то в 2010 г. – 59,7%. Аналогичные пропорции наблю-
дались в распределении средств между республиканским и местными бюд-
жетами (Табл. 7.3)

207

лия и Красную книгу Российской Федерации, изучение численности наземных
позвоночных животных; оценку состояния популяций позвоночных и беспозво-
ночных животных. Также проведены экологические лагеря для 152 школьни-
ков в НП «Паанаярви» и «Водлозерский».

Продолжены работы по изготовлению и установке аншлагов и информа-

ционных щитов для государственных комплексных ландшафтных заказников
республики, работы по уточнению границ, площадей и режимов особой охраны
нескольких государственных природных (комплексных) заказников. Выпол-
нены работы по ликвидации несанкционированной свалки на территории го-
сударственного ландшафтного заказника «Важозерский», проведена госу-
дарственная экологическая экспертиза материалов по образованию ланд-
шафтного памятника природы «Воттоваара» в Муезерском районе.

Подпрограмма «Регулирование качества окружающей природной среды».

Проведены работы по оценке эпидемиологической обстановки и акарицидной
обработке территорий зеленых зон детских лагерей Республики Карелия:
«Искорка», «Уя», «Дружба», «Маткачи», «Северный Орленок» (Прионежский
район), «Старт» (Кондопожский район), «Калипсо» (Пудожский район), «Ла-
дога» (г. Сортавала), Кадетского корпуса (Прионежский район), пришкольные
лагеря Пудожского района и Детский палаточный лагерь «Утешение» (Мед-
вежьегорский район). Общая площадь обработки – 131 га. 

Подпрограмма «Водные ресурсы и водные объекты». В 2010 году завер-

шены работы по капитальному ремонту дренажной насосной станции в
пос. Калевала. Работы проводились как за счет средств бюджета Респуб-
лики Карелия, так и за счет средств федерального бюджета, предоставлен-
ных в виде субсидий. Средства федерального бюджета составили более
90% от стоимости работ.

7.3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Экономический механизм управления и регулирования природопользова-

ния содержит разнообразные экономические методы и механизмы, в том
числе:

механизм принуждения (налоги, сборы, платежи и штрафы за пользова-


ние природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды, продажу
прав на загрязнение и т. п.)

поощрения (субсидии, кредитные, налоговые и другие льготы)

восстановительные или компенсационные механизмы (создание специ-


альных фондов для борьбы с загрязнением, торговля квотами на выбросы,
страхование ответственности за экологический ущерб, материальные ком-
пенсации государству, регионам, фирмам и лицам, пострадавшим от за-
грязнения окружающей среды)

Центральное место в этом механизме управления занимают бюджетооб-

разующие платежи механизма принуждения. Все доходы за пользование при-
родными ресурсами слагаются из доходов от продажи и аренды земли,
налогов, сборов и регулярных платежей за пользование лесным фондом, фон-

206

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

209

208

Таблица 7.1

Поступление налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами 

Республики Карелия по уровням бюджетов в 2010 году, тыс. руб.

Наименование налогов, сборов и платежей

Код

строки

Посту-

пило 

в доходы

в 2010 г.,

всего

в т.ч.  в бюджеты:

феде-

ральный

консоли-

дирован-

ный РК

из них в:

бюджет

Карелии

местные

бюджеты

1

234567

1. ИТОГО ПО НАЛОГОВЫМ И ДРУГИМ ДОХОДАМ 

(сумма кодов строк 1020 + 2370)

1 010

566 645

137 429

429 216

287 579

141 637

2. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ (1720 + 1630 + 2175)

1 020

560 791

135 087

425 704

284 067

141 637

Земельный налог + п. 2175 =

1

 630

141 637

141 637

141 637

3. НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВА-

НИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 

1 720

419 154

135 087

284 067

284 067

3.1. Налог на добычу полезных ископаемых (1760 + 1770)

1 730

365 431

110 768

254 663

254 663

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 

1 760

88 510

88 510

88 510

Налог на добычу прочих полезных ископаемых 

1 770

276 921

110 768

166 153

166 153

3.2. Водный налог 

1 810

17 797

17 797

3.3. Сборы за пользование объектами животного мира и объ-

ектами водных биологических ресурсов (1825 + 1830 + 1835)

1 820

35 926

6 522

29 404

29 404

Сбор за пользование объектами животного мира

1 825

3 311

3

 311

3 311

Сбор за пользование объектами водных биологических 

ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

1 830

31 302

6 260

25 042

25 042

Сбор за пользование объектами водных биологических 

ресурсов (по внутренним водным объектам)

1 835

1 313

262

1 051

1 051

4. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

(2020 + 2030 + 2060 + 2130 + 2146), в т.ч.:

2 010

94

52

42

–1

43

Платежи за проведение поисковых и разведочных работ

2 020

13

1

3

1

3

Платежи за добычу полезных ископаемых   

2 030

1–1–1

Платежи за пользование недрами в целях, не связанных 

с добычей полезных ископаемых

2 060

29

2

9

2

9

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

2 130

–1

1

1

0

Платежи за пользование лесным фондом и лесами иных 

категорий (2147 + 2148)

2 146

52

52

Лесные подати в части минимальных ставок платы \

за древесину, отпускаемую на корню

2 147

35

35

Арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных

категорий в части минимальных ставок платы за древесину, 

отпускаемую на корню

2 148

17

17

Земельный налог (по обязательствам до 2006 г.)

2 175

888

888

888

5. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, АДМИНИСТРИРУЕМЫЕ НАЛОГО-

ВЫМИ ОРГАНАМИ 

2 370

5 854

2 342

3 512

3 512

Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании 

недрами (ренталс) на территории РФ

2 390

5 854

2 342

3 512

3 512

Кроме приведенных налогов и платежей, плату за использование лесов получает также Министерство по природопользованию 

и экологии Республики Карелия, являющееся администратором доходов от использования лесов:

6. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ, ВСЕГО 

889 205,2

635 982,8

253 222,4

253 222,4

Плата за использование лесов по договору купли-продажи 

лесных насаждений в части:

– минимальных ставок платы

13 044,6

13 044,6

– превышающей минимальные ставки платы

777.2

777.2

777.2

Арендная плата за использование лесов в части:

– минимального размера арендной платы

591 554,9

591 554,9

– превышающей минимальный размер арендной платы

241 452,7

241 452,7

241 452,7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

211

Таблица 7.2 

Поступление арендной платы и доходов от продажи земельных участков в Республике Карелия в 2010 г., тыс. руб.

210

Источники:

1.

Форма № 1-НМ «О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему 

Российской Федерации по состоянию на 01.01.2011 года»

2.

Данные Министерства Республики Карелия по природопользованию и экологии (п. 6)

3.

Данные Госкомитета РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (п. 7) 

Наименование налогов, сборов и платежей

Код

стро

ки 

Поступило 

в доходы

в 2010 г.,

всего

в т.ч. в бюджеты:

федераль-

ный

консоли-

дирован-

ный РК

из них в:

бюджет

Карелии

местные

бюджеты

1

2

34567

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных 

сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет

28 179,8

28 179,8

Доходы от оказания информационно-консультационных и иных видов услуг

3

.2

3

.2

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение лесного законодатель-

ства, установленное на лесных участках, находящихся 

в федеральной собственности

3 200,3

3 200,3

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений 

для собственных нужд

10 992,5

10 992,5

10 992,5

7. АРЕНДНАЯ ПЛАТА И ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ 

УЧАСТКОВ 

(итог графы 2; 

Табл. 7.2

)

517 768,4

22 211.00

495 556,4

76 722.10

418 834.30

8. ВСЕГО НАЛОГОВЫХ И  НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ,  ПЛАТЕ-

ЖЕЙ ЗА ЛЕСНОЙ ФОНД И ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

(пп. 1+4+5+6+7)

1 979 565,6

798 016.80

1 181 548,8

621 034,5

560 514,3

9. Доля поступления налогов, сборов и платежей за пользование

природными ресурсами по уровням бюджетов, %

100

40.3

59.7

31.3

28.4

10. Общая сумма поступлений всех налогов, сборов и платежей 

в бюджетную систему РК

(без п. 6 и п. 7)

17 088 250

1 497 869

15 590 381

11 847 000

3 743 381

11. То же с учетом платежей за пользование лесным фондом, 

арендной платы за земли и доходов от продажи земли

(п. 6 + п. 7 + п. 8)

18 495 224

2 156 063

16 339 161

12 176 946

4 162 215

12. Доля платежей за пользование природными ресурсами в

сумме всех поступлений по уровням бюджетов 

(п. 8 / п. 11) 100, %

10.7

37

7.2

5.1

7.4

Наименование

муници-

пальных 

образований

Поступило арендной платы и доходов

от продажи земельных участков 

в бюджеты всех уровней

в т.ч.:

арендной платы за земли

доходов от продажи земельных участков

всего

феде-

ральный

республи-

канский

местные

всего

феде-

ральный

республи-

канский

местные

всего

феде-

ральный

республи-

канский

местные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Городские округа

Петрозаводский 

284 648.2

12 062.2

67 831.9

204 754.1

245 363,4

12 036.4

60 605.4

172 721.6

39 284,8

25.8

7 226.5

32 032.5

Костомукшский 

25 207,1

64.1

5 058.4

20 084.6

23 810,1

64.1

4 819.4

18 926.6

1 397,0

-

239.0

1 158.0

Муниципальные районы

Беломорский 

3 254,9

203.4

533.7

2 517.8

2 863,4

203.4

270.0

2 390.0

391.5

-

263.7

127.8

Калевальский 

2 893,9

106.6

11.0

2 776.3

1 945,6

106.6

11.0

1 828.0

948.3

-

-

948.3

Кемский 

8 358,9

2 530.9

17.0

5 811.0

8 128,6

2 454.6

17.0

5 657.0

230.3

76.3

-

154.0

Кондопожский 

19 725,7

870.4

406.0

18 449.3

14 894,4

870.4

406.0

13 618.0

4 831,3

-

-

4 831.3

Лахденпохский 

12 299,0

335.0

17.0

11 947.0

37 905.0

334.5

17.0

3 439.0

8 508,5

0.5

-

8

 508.0

Лоухский 

4 323,6

93.1

51.1

4 179.4

3 764,1

93.1

49.0

3 622.0

559.5

-

2.1

557.4

Медвежьегорский 

12 095,7

-71.3

1 306.0

10 861.0

9 625,2

-72.8

1 306.0

8 392.0

2 470,5

1.5

-

2

 469.0

Муезерский 

4 249,9

242.9

-

4

 006.0

4 213,9

242.9

1.0

3 970.0

36.0

-

-

36.0

Олонецкий 

13 650,9

893.8

72.0

12 685.1

6 682,8

893.8

72.0

5 717.0

6 968.1

-

-

6 968.1

Питкярантский 

15 767,4

88.8

288.0

15 390.6

11 018,8

88.8

41.0

10 889.0

4 748,6

-

247.0

4 501.6

Прионежский 

24 904,9

2 139.9

770.0

21 995.0

12 774,1

1 718.1

470.0

10 586.0

12 130,8

421.8

300.0

11 409.0

Пряжинский 

22 964,8

105.8

58.0

22 801.0

2 871,8

105.8

58.0

2 708.0

20 093.0

-

-

20 093.0

Пудожский 

8 572,8

160.9

96.0

8 315.9

7 208,9

160.9

96.0

6 952.0

1 363.9

-

-

1 363.9

Сегежский 

18 340,3

363.3

23.0

17 954.0

17 334.3

363.3

23.0

16 948.0

1 006.0

-

-

1 006.0

Сортавальский 

33 011.0

1 880.0

154.0

30 977.0

11 350,6

1 731.6

154.0

9 465.0

21 660,4

148.4

-

21 512.0

Суоярвский 

3 499,0

140.8

29.0

3 329.2

3 143,8

140.8

29.0

2 974.0

355,2

-

-

355,2

Итого 

517 768,4

22 211.0

76 722.1

418 834.3

390 784,7

21 536.7

68 444.8

300 803.2

126 983,7

674.3

8 278.3

118 031.1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Постановление Правительства Республики Карелия от 16.07.2009


№ 163-П «Об утверждении Порядка формирования Перечня особо ценных
продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохо-
зяйственного назначения на территории Республики Карелия, использова-
ние которых в других целях не допускается»

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 16.07.2009


№ 271р-П «Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельско-
хозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначе-
ния на территории Республики Карелия, использование которых в других
целях не допускается»
В 2010 г. Госкомитетом РК по управлению государственным имуществом

и размещению заказов для государственных нужд рассмотрены 175 хода-
тайств граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления о пе-
реводе земель из одной категории в другую, 38 из которых по разным осно-
ваниям возвращены заявителям без рассмотрения. В отчетном году: 

подготовлены 137 проектов распоряжений Правительства Республики


Карелия, в том числе 125 – о переводе земель, 12 – об отказе в переводе
земельных участков из одной категории в другую

приняты 115 распоряжений, 10 проектов распоряжений находятся в ста-


дии согласования

совместно с органами местного самоуправления продолжалось ведение


реестра застроенных и свободных земельных участков для возможного ис-
пользования в реализации инвестиционных проектов, в том числе земель-
ных участков, находящихся в федеральной собственности

выполнялись работы по формированию и вовлечению в гражданский


оборот единых объектов недвижимости и свободных земельных участков
Приоритетной формой землепользования является сдача земельных

участков в аренду. По состоянию на 01.01.2011 г. в аренде у граждан и юри-
дических лиц находились 39,0 тыс. га государственных земель, заключено
29 543 договора аренды, в том числе в течение 2010 г. – 2 699 договоров.

Начиная с 2004 г., Комитет заключает договоры аренды на земельные уча-

стки, отнесенные в порядке разграничения к собственности Республики Каре-
лия. В настоящее время Комитетом заключены 272 договора аренды на
общую площадь 6,6 тыс. га. Полученная по ним в 2010 г. арендная плата со-
ставила 29 866 тыс. руб., что на 54,2% превышает сумму средств, поступивших
в 2009 г. Плановое задание выполнено на 99,6%. Общие доходы во все уровни
бюджета от сдачи в аренду земельных участков на территории республики в
2010 г. составили 369 248 тыс. руб., что на 25,2% превышает поступления 2009 г. 

Рост доходов от сдачи в аренду земельных участков вызвано активизацией

претензионно-исковой работы, проводимой Комитетом и органами местного
самоуправления, корректировкой размеров ставок арендной платы, порядка
ее определения, работой Комитета по контролю за эффективностью управле-
ния земельными ресурсами.

Комиссией Комитета по вопросам управления и распоряжения земель-

ными ресурсами в 2010 г. проведено 5 заседаний, на которых заслушаны ад-
министрации Суоярвского, Лахденпохского, и Прионежского районов о
деятельности по обеспечению полного поступления доходов от арендной

213

Таблица 7.3

Динамика поступления и распределения налоговых и неналоговых 

платежей за пользование природными ресурсами 

по уровням бюджетов в 2004–2010 годах, %

Поступления регулярных платежей за пользование земельным фон-

дом.  Возрастающий вклад в природно-ресурсные платежи вносит рынок
земли. По состоянию на 01.01.2010 г. в порядке разграничения государствен-
ной собственности на землю право собственности РФ зарегистрировано на
2 413 земельных участка общей площадью 16 290,0 тыс. га; право собствен-
ности Республики Карелия – на 1192 земельных участка общей площадью
20,6 тыс. га, из них в 2009 г. – на 33 земельных участка, площадью 1,06 тыс. га;
право муниципальной собственности – на 292 земельных участка общей пло-
щадью 0,28 тыс. га.

Регулирование земельных отношений. По данным государственного зе-

мельного учета, в структуре земельного фонда республики на долю земель,
находящихся в государственной и муниципальной формах собственности, при-
ходится 15 634,4 тыс. га, или 99,7%. В частной собственности граждан нахо-
дится 39,0 тыс. га или 0,24%, в собственности юридических лиц – 8,9 тыс. га,
или 0,06%. Часть земель, находящихся в государственной и муниципальной
собственности, используется гражданами и юридическими лицами на праве
постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владе-
ния, безвозмездного срочного пользования или аренды.

По состоянию на 01.01.2011 г. в порядке разграничения государственной

собственности на землю право собственности Российской Федерации зареги-
стрировано на земельные участки общей площадью 12 698,3 тыс. га; право
собственности Республики Карелия – на 20,82 тыс. га; право муниципальной
собственности – на земельные участки общей площадью 586,6 тыс. га.

В целях реализации полномочий республики в области регулирования зе-

мельных отношений в отчетном периоде продолжено формирование норма-
тивно-правовой основы эффективного управления земельными ресурсами –
подготовлены, приняты и выполняются: 

Закон Республики Карелия от 03.03.2010 N 1373-ЗРК «О содержании хо-


датайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за ис-
ключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации,
в земли других категорий и составе прилагаемых к нему документов»

212

Показатель

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Удельный вес платежей 

в общих поступлениях 

налогов и сборов

11.1

12.5

12.9

13

9.9

9.2

10.7

Доля платежей, перечисляемых в бюджеты 

федеральный

46.2

48.7

42.8

42.7

38.5

33

40.3

консолидированный, из
них:

53.8

51.3

57.2

57.3

61.5

67

59.7

– 

республики

23.7

19.3

31.3

24.1

33.6

14.1

31.3

– 

местные

30.1

32

25.9

33.2

27.9

52.9

28.4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», Приказами Федерального
агентства лесного хозяйства от 26.01.2010 № 26 «Об администрировании
доходов бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год» и от
28.12.2009 № 549 «Об утверждении перечня администраторов доходов фе-
дерального бюджета на 2010 год» Министерство по природопользованию
и экологии Республики Карелия (ранее Министерство лесного комплекса
Республики Карелия) является администратором доходов от использова-
ния лесов.

Платежи за использование лесов установлены на основании Постановле-

ния Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках
платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу
площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», и
Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на
2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

В отчетном году в бюджеты всех уровней поступило 889 205,2 тыс. руб. пла-

тежей за использование лесов, в том числе в федеральный бюджет – 635 982,8
и в консолидированный бюджет Республики Карелия – 253 222,4 тыс. руб.

Согласно Лесному кодексу РФ, выполнение мероприятий по воспроизвод-

ству лесов на арендованных лесных участках с 01.01.2007 г. является обязан-
ностью арендатора. Из средств же федерального бюджета на мероприятия
по воспроизводству лесов, проводимые на неарендованных лесных участках,
в 2010 г. выделено 25 580 тыс. руб., в т.ч. на лесовосстановление 10 839 тыс. руб.

Поступления доходов от пользования недрами. От пользования не-

драми получены:

налоговые доходы (п. 3 Табл. 7.1): налог на добычу полезных ископаемых


365 431 тыс. руб., состоящий из налога на добычу общераспространенных
полезных ископаемых 88 510 тыс. руб. и налога на добычу прочих полезных
ископаемых 276 921 тыс. руб.

неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами (п. 5


Табл. 7.1) – регулярные платежи за пользование недрами при пользовании
недрами (ренталс) на территории РФ 5 854 тыс. руб.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. В основе реа-

лизации экономического механизма регулирования деятельности, оказываю-
щей негативное воздействие на окружающую среду в России, лежит принцип
платности. Одной из ключевых целей системы платного природопользования
является обеспечение более адекватного учета экологического фактора в эко-
номике и в рациональном использовании природных ресурсов.

Статьи 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране

окружающей среды», ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к одному из методов эко-
номического регулирования в области охраны окружающей среды отнесено
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. При
этом указанная плата в приоритетном  порядке рассматривается как регуля-
тивный механизм, стимулирующий природоохранную деятельность хозяй-
ствующих субъектов, органов государственного управления и местного
самоуправления.

215

платы за землю и продажи земельных участков в бюджеты всех уровней. За-
слушаны 59 задолженников по арендной плате за землю, не обеспечившие
своевременное перечисление арендной платы по заключенным договорам
аренды, рассмотрены документы о признании задолженности по арендной
плате безнадежной к взысканию и ее списанию (по 12 арендаторам). В резуль-
тате этого мероприятия в бюджет республики, кроме претензионно-исковой
работы, поступили 601 тыс. руб.

В 2010 г. органами местного самоуправления городов и районов республики

и Комитетом в рамках своих полномочий предъявлены 3 665 претензий по
уплате задолженности по арендной плате на сумму 86 039,4 тыс. руб. Из них
удовлетворены 2 143 претензии на сумму 27 800 тыс. руб. Комитетом в преде-
лах своих полномочий предъявлены 64 претензии на сумму 2 320,4 тыс. руб.,
из которых удовлетворены 43 претензии на сумму 1 527,5 тыс. руб. Органами
местного самоуправления городов и районов республики и Комитетом
предъявлены 214 исков в суд на сумму 83 712,6 тыс. руб., из которых удовле-
творены 151 иск на сумму 55 160,4 тыс. руб. (в т.ч. в бюджет Республики Ка-
релия 8 706 тыс. руб.).

В 2010 г. в результате претензионно-исковой работы по землям всех кате-

горий в местные бюджеты поступили 36 064 тыс. руб. арендной платы и пени,
в республиканский бюджет – 4 796,1 тыс. руб.

В целях списания невозможных к взысканию долгов по арендной плате за

землю Правительством Республики Карелия принято Постановление от
17.04.2007 № 65-П «О Порядке признания безнадежной к взысканию и списа-
ния задолженности по арендной плате за землю и начисленным пеням, зачис-
ляемым в бюджет Республики Карелия». В рамках его реализации в 2010 г.
подготовлены и приняты 3 распоряжения Правительства Республики Карелия
по списанию задолженности по арендной плате за землю на общую сумму
2 154,9 тыс. руб., в том числе по арендной плате, зачисляемой в бюджет Рес-
публики Карелия, – 430,98 тыс. руб. Следует отметить, что учет договоров
аренды, начисление арендной платы, введение претензионно-исковой работы
Комитет выполняет в автоматизированном режиме. 

Вторым, не менее значимым источником дохода от управления и распоря-

жения земельными ресурсами является продажа земельных участков. В целом
по республике в 2010 г. проданы 1 337 земельных участков общей площадью
725,14 га на сумму 126 309,4 тыс. руб. Из них:

собственникам зданий, строений и сооружений – 1 100 земельных уча-


стков общей площадью 475,35 га, на сумму 47 293,4 тыс. руб.

гражданам и юридическим лицам для строительства – 166 участков


общей площадью 3 321 га, на сумму 61 997,5 тыс. руб.

гражданам для целей, не связанных со строительством, – 71 земельный


участок общей площадью 216,58 га, на сумму 17 018,5 тыс. руб.
Таким образом, доходы республиканского бюджета от продажи земельных

участков, обеспеченные Комитетом в 2010 г., составили 6 017 тыс. руб. 

Поступления доходов от пользования лесами. В соответствии с Фе-

деральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на
2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», Законом Республики
Карелия от 10.12.2009 № 1348-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на

214

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

в неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и в бюджеты муници-


пальных районов и городских округов (кроме городов Москвы и Санкт-Пе-
тербурга) – по нормативам 40 процентов (ст. 57, 62 БК РФ) в каждые
бюджеты
Динамика поступления платы за негативное воздействие по городским

округам и муниципальным районам Республики Карелия в 2007–2010 гг. пред-
ставлена в Табл. 7.4

Таблица 7.4 

Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду

по муниципальным образованиям Карелии в 2007–2010 годах,  млн руб.

Наиболее крупными плательщиками платы за негативное воздействие на

окружающую среду по Республике Карелия в 2010 г. стали ОАО «Кондопога»,
ОАО «Карельский окатыш», ОАО «Сегежский ЦБК», филиал «НАЗ «СУАЛ»,
ОАО «ЦЗ «Питкяранта», ОАО «Петрозаводские коммунальные системы»,
ОАО «РЖД», МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ». Плата за не-
гативное воздействие на окружающую среду, перечисленная этими предприя-
тиями в бюджет, составила свыше 80,8% всех поступлений платы за негатив-
ное воздействие по республике в целом.

217

Плата за негативное воздействие на окружающую среду является ненало-

говым платежом – это форма компенсации ущерба, наносимого хозяйствую-
щим субъектом окружающей среде.

Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую

среду установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632
«Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за
загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие
виды вредного воздействия». Нормативы платы, используемые для исчисле-
ния платы, утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003
№ 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняю-
щих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загряз-
няющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение
отходов производства и потребления» (с изменениями, внесенными Постанов-
лением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410).

При установлении нормативов платы за негативное воздействие на окру-

жающую среду принят затратный подход, который исходит из необходимости
обосновать плату, позволяющую возместить финансирование природоохранных
мероприятий, требуемых для ликвидации ущерба или его предотвращения.

Согласно пункту 2 Перечня источников доходов бюджетов…, утвержден-

ного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 «О порядке осу-
ществления федеральными органами государственной власти, органами
управления государственными внебюджетными фондами Российской Феде-
рации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями,
а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий
главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации», Приказу Министерства финансов РФ от 31.08.2010 № 101н
«О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной клас-
сификации РФ, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от
30.12.2009 № 150н», Приказу Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О пол-
номочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответст-
вии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010
№ 717» Управление Росприроднадзора по Республике Карелия наделено бюд-
жетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по
взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду на терри-
тории Республики Карелия с 13.09.2010 г. 

Во исполнение этого и в соответствии с совместным Приказом Федераль-

ной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Фе-
деральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2010
№ 975/282 оформлена передача кассовых доходов бюджетов бюджетной си-
стемы РФ в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По итогам 2010 г. в доходную часть бюджетов всех уровней поступили

262,58 млн руб. платежей за негативное воздействие на окружающую среду,
что на 49,03 млн руб., или на 23,0% больше, чем в 2009 г. (Табл. 7.4.). 

В соответствии с Бюджетным кодексом (БК) РФ плата за негативное воз-

действие на окружающую среду поступает:

в неналоговые доходы федерального бюджета – по нормативу 20 про-


центов (ст. 51 БК РФ)

216

Округа и районы республики

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. к

2009 г.,%

Городские округа

1. Петрозаводский 

19.29

21.63

32.64

37.03

113.45

2. Костомукшский 

61.54

59.72

64.43

82.22

127.61

Муниципальные районы

3. Беломорский 

1.04

1.01

1.62

1.02

62.96

4. Калевальский 

0.13

0.63

0.32

0.43

134.38

5. Кемский 

1.72

2.18

1.5

3.44

229.33

6. Кондопожский 

35.57

54.73

44.39

64.38

145.03

7. Лахденпохский 

0.47

0.87

0.6

0.61

101.67

8. Лоухский район

1.09

1.33

0.68

0.54

79.41

9. Медвежьегорский 

1.79

3.81

1.77

2.39

135.03

10. Муезерский 

0.65

1.4

0.63

2

3.17р.

11. Олонецкий 

1.21

1.39

1.09

0.93

85.32

12. Питкярантский 

8.81

9.64

10.36

8.37

80.79

13. Прионежский 

7.58

8.78

6.48

8.4

129.63

14. Пряжинский

4.03

5.13

3.93

7.09

180.41

15. Пудожский 

0.45

0.31

0.36

0.28

77.78

16. Сегежский 

42.2

65.89

35.15

38.16

108.56

17. Сортавальский 

2.07

4.05

3.49

2.81

80.52

18. Суоярвский 

3.45

5.65

4.11

2.48

60.34

Итого по республике

193.09

248.15

213.55

262.58

122.96

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Подавляющую долю инвестиций на охрану окружающей среды по видам

экономической деятельности составили инвестиции в обрабатывающие про-
изводства (1 076 306 тыс. руб., или 96,1%; Табл. 7.6).

Таблица 7.6

Инвестиции на охрану окружающей среды 

и рациональное использование природных ресурсов 

по видам экономической деятельности (2006–2010 годы)

219

2010 г. характеризовался также значительным ростом числа природополь-

зователей – плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую
среду, вставших на учет на территории республики –121,8% к 2009 г. 

Бесспорно, плата за негативное воздействие на окружающую среду – важ-

ный фактор оценки природоохранной деятельности предприятий, в первую
очередь, она призвана стимулировать эколого-сбалансированные производ-
ства и виды деятельности. Но на сегодняшний день она становится важным
показателем финансово-экономической деятельности – наиболее значимым
источником финансирования мероприятий по охране окружающей среды, 

Инвестиции на природоохранные мероприятия. На охрану окружающей

среды и рациональное использование природных ресурсов в 2010 г. освоено
1 120,3 млн руб. инвестиций, возросших по сравнению с 2009 г. в сопостави-
мых ценах в 2,4 раза (Табл. 7.5). Преобладающая их часть (1 070,9 млн руб.
или 95,6%) направлена на охрану атмосферного воздуха, что в 2,5 раза
больше, чем в 2009 г. Инвестиции на охрану и рациональное использование
лесных ресурсов по сравнению с 2009 г. возросли в 3,9 раза, водных ресур-
сов – на 24,0%, но значительно (на 91,4%) сократились инвестиции на охрану
и воспроизводство рыбных запасов и на организацию заповедников и других
природоохранных территорий – на 32,8%. 

Таблица 7.5

Инвестиции на охрану окружающей среды 

и рациональное использование природных ресурсов 

по направлениям (2006–2010 годы)

218

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Тысяч рублей (в фактически действовавших ценах)

Охрана и использование природ-
ных ресурсов – всего, 
в т.ч.:

307 146

410 477

995 103

453 029 1 120 344

охрана и рациональное использо-
вание водных ресурсов

100 212

37 292

14 659

31 221

40 183

охрана атмосферного воздуха

204 636

369 888

958 357

415 068 1 070 907

охрана и рациональное использо-
вание земель

227

-

-

-

-

прочие природоохранные меро-
приятия

2 071

3 297

22 087

6 740

9 254

В процентах к итогу

Охрана и использование природ-
ных ресурсов – всего, 
в т.ч.:

100

100

100

100

100

охрана и рациональное использо-
вание водных ресурсов

32.6

9.1

1.5

6.9

3.6

охрана атмосферного воздуха

66.6

90.1

96.3

91.6

95.6

охрана и рациональное использо-
вание земель

0.1

-

-

-

-

прочие природоохранные меро-
приятия

0.7

0.8

2.2

1.5

0.8

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Охрана и использование природ-
ных ресурсов – всего, 
в т.ч.:

149.2

117.3

в 2,2 р.

43.4

в 2,4 р.

охрана и рациональное использо-
вание водных ресурсов

81.1

32.7

35.3

в 2,0 р.

124

охрана атмосферного воздуха

в 3,5 р.

в 1,6 р.

в 2,3 р.

41.2

в 2,5 р.

охрана и рациональное использо-
вание земель

1.9

-

-

-

-

прочие природоохранные меро-
приятия

17

139.8

в 6,0 р.

29.1

132.3

из них:

охрана и рациональное использо-
вание лесных ресурсов

17

99.1

в 7,6 р.

0.8

в 3,9 р.

охрана и воспроизводство рыбных
запасов

-

-

50.1

в 6,0 р.

8.6

организация заповедников и дру-
гих природоохранных территорий 

-

-

в 2,8 р.

в 2,4 р.

67.2

установки (производства) для ути-
лизации и переработки отходов
производства

-

-

-

-

в 31,6 р.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Тысяч рублей

Всего 

307 146

410 477

995 103

453 029 1 120 344

добыча полезных ископаемых

101 444

20 525

обрабатывающие производства

194 530

378 939

967 010

416 083 1 076 306

производство и распределение
электроэнергии, газа и воды

2 080

1 954

4 297

другие виды деятельности

9 092

9 059

23 796

36 946

44 038

В процентах к итогу

Всего 100

100

100

100

100

добыча полезных ископаемых

33

5

обрабатывающие производства

63.3

92.3

97.2

91.8

96.1

производство и распределение
электроэнергии, газа и воды

0.7

0.5

0.4

другие виды деятельности

3

2.2

2.4

8.2

3.9

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..