ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2010 год) - часть 15

 

 

сти, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований вод-
ного законодательства РФ

при проведении работ, связанных с изменением дна и берегов водных


объектов, в установленном порядке обеспечивать неукоснительное оформ-
ление решения о предоставлении водного объекта в пользование в соот-
ветствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844;

при получении от водопользователей ежеквартальных отчетов о выпол-


нении условий использования водного объекта с приложением подтвер-
ждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных
вод и (или) дренажных вод и их качества, а также качества поверхностных
вод в местах сброса, выше и ниже мест сброса, проводить обобщение и
анализ выполнения условий использования водных объектов, в том числе
в части определения качества сточных вод и (или) дренажных вод, а также
качества поверхностных вод в местах сброса, выше и ниже мест сброса,
в соответствии с установленными нормативами допустимого воздействия
на водные объекты. Согласно Соглашению о взаимодействии обобщенные
результаты направлять в Управление Росприроднадзора по Республике
Карелия (в пределах установленных полномочий)

в связи со значительным количеством водных объектов (более 80 тысяч)


и увеличением количества водопользователей, по которым необходимо
контролировать выполнение условий оформленных в установленном по-
рядке договоров водопользования и решений о предоставлении водных
объектов в пользование (около 200) проработать вопрос по обоснованному
увеличению штатной численности отдела управления водными ресурсами

Мероприятия по предупреждению и минимизации вредного воздействия

вод на население и подконтрольные объекты в период паводка 2010 года.
С этой целью в течение 2005–2010 годов особое внимание уделяется органи-
зациям, эксплуатирующим следующие экологически опасные объекты: 

водозаборные очистные сооружения

канализационные очистные сооружения

накопители сточных вод, ило-, шламо-, золо-накопители

сети производственно-ливневой и дренажной канализации

хранилища химикатов – хлора, аммиака, кислот, щелочей, солей и спец-


реагентов (коагулянтов и флокулянтов)

нефтебазы

мазутохранилища

маслохозяйства (ГЭС, РЭС, ТП)

склады ГСМ и спецжидкостей

ТЗП, АЗК и АЗС

дизельэлектрогенераторы

навозохранилища

По данным Управления МЧС России по Республике Карелия и Государст-

венного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и
безопасности населения, в Республике Карелия насчитывается более 400 вы-
шеперечисленных опасных объектов, для которых актуальна профилактиче-
ская работа. Главам Администраций 16 муниципальных районов и 2 городских

237

доставлении водных объектов в пользование» вносить Приказом Мини-
стерства природных ресурсов Республики Карелия незамедлительно с мо-
мента принятия внесения изменений в Водный кодекс РФ

заключить с заинтересованными органами государственной власти, со-


гласовывающими обосновывающие водопользование материалы, согла-
шения, предусматривающие точные условия и сроки направления,
рассмотрения и согласования материалов

при регистрации заявлений о предоставлении прав пользования вод-


ными объектами, поступающих в Министерство природных ресурсов Рес-
публики Карелия, необходимо принять меры по повышению качества
заполнения учетной документации: журналы регистрации заявлений по
предоставлению водных объектов в пользование на основании договоров
водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользо-
вание оформить должным образом: страницы пронумеровать, журналы
прошить и опечатать

нормативными правовыми актами Республики Карелия урегулировать


порядок осуществления региональными органами власти государственного
мониторинга водных объектов в соответствии с Положением об осуществ-
лении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного По-
становлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219, в части органи-
зации проведения регулярных наблюдений, а также сбора, обработки, об-
общения и хранения сведений, полученных в результате наблюдений за
состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей,
состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей, находя-
щихся в федеральной собственности и расположенных на территории
субъекта РФ, а также водных объектов и гидротехнических сооружений,
расположенных на территории субъекта РФ и находящихся в собственно-
сти как субъектов РФ, так и муниципальных образований

при планировании мероприятий на перспективный период предусмотреть


проведение мониторинга состояния водных объектов

провести комплексный анализ имеющейся информации, получаемой


в рамках предоставления водных объектов или их частей в пользование
на основании договоров водопользования, решений о предоставлении вод-
ных объектов в пользование и регионального государственного контроля
и надзора за использованием и охраной водных объектов, с целью выявле-
ния наиболее проблемных водных объектов или их частей, нуждающихся
в проведении первоочередных мероприятий по восстановлению и эколо-
гической реабилитации

при осуществлении государственной услуги по предоставлению водных


объектов или их частей в пользование на основании договоров водополь-
зования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, при-
влекать независимых экспертов по определению (уточнению, подтверж-
дению) параметров водопользования в соответствии с Приказом МПР Рос-
сии от 18.03.2008 № 61

обеспечить обобщение и анализ выполнения условий использования


водных объектов водопользователями. При выявлении невыполнения усло-
вий водопользования направлять материалы в федеральные органы вла-

236

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

объекты хранения ГСМ, навозохранилище, скотомогильник МУП «Плем-


совхоз им. А.М. Дзюбенко» (Сортавальский район)

Петрозаводская нефтебаза ЗАО «Экотек-Росика» (г. Петрозаводск)

навозохранилище ЗАО «Медвежьегорский молокозавод»

Аварийные ситуации. В 2010 году зафиксирована одна аварийная ситуация,
повлекшая значительное загрязнение, засорение и (или) истощение водных
объектов и земельных участков в водоохранных зонах – разлив нефтепро-
дуктов (мазута топочного) с мазутного хозяйства ЗАО «Петрозаводскмаш»,
что повлекло загрязнение Онежского озера в г. Петрозаводске. По данному
факту дважды проведены выездные контрольно-надзорные мероприятия (рей-
довое и внеплановое), по их результатам составлены: Акт обследования ак-
ватории и водоохраной зоны и Акт проверки соблюдения требований законо-
дательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Установлено, что ЗАО «Петрозаводскмаш» 04.07.2010 года допустило ава-
рийный залповый сброс нефтепродуктов (мазута топочного) в Петрозаводскую
губу Онежского озера. 

Предприятие незамедлительно приняло все зависящие меры по первичной

локализации и последующей ликвидации последствий загрязнения нефтепро-
дуктами Онежского озера, при этом уложилось в установленные сроки (4 часа
на локализацию). Чрезвычайная ситуация по критериям не классифицирова-
лась и не объявлялась. Аварийная ситуация носила локальный характер,
не выходила за пределы территории объекта (грузовой причал предприятия),
нет людей, представителей животного мира, флоры и фауны, погибших или
пострадавших, не нарушены условия жизнедеятельности населения.

Совместно с Филиалом ФГУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному Федеральному

округу» –  «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Рес-
публике Карелия» проводился отбор и исследование проб воды и донных от-
ложений Онежского озера на содержание пленочных и растворенных нефте-
продуктов, а также сточных вод с КНС ЗАО «Петрозаводскмаш», с целью уста-
новления возможного влияния аварийной ситуации на гидрохимический со-
став реки Лососинка. Были выявлены нарушения статей 39, 55, 56, 60, 65
Водного кодекса РФ, статей 39, 46, 67 Федерального закона «Об охране окру-
жающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Выданы и находились на ежедневном
контроле 3 Предписания (выполнены). Допущено административное правона-
рушение, за совершение которого предусмотрена ответственность в соответ-
ствии с частью 4 статьи 8.13. КоАП РФ – «Нарушение требований к охране
водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или)
истощение». В отношении юридического и должностного лиц ЗАО «Петроза-
водскмаш» назначены административные наказания в виде штрафов
на общую сумму 41 500 рублей по части 4 статьи 8.13. КоАП РФ. Штрафы
внесены добровольно. Установлен размер вреда (ущерба), причиненного
ЗАО «Петрозаводскмаш» водному объекту – Онежскому озеру, вследствие
нарушения водного законодательства РФ в соответствии с действующей Ме-
тодикой Минприроды России. Ведется претензионно-исковая работа по воз-
мещению ущерба.

Материалы проверки были направлены в Следственный комитет при Про-

куратуре Республики Карелия, Карельскую межрайонную природоохранную

239

округов Республики Карелия Управлением направлены запросы и получены
отчеты о: 

возможных аварийных ситуациях, которые могут быть вызваны вредным


воздействием вод, в первую очередь, подтоплениях отдельных объектов
жизнеобеспечения населения территорий (ЛЭП, мосты, автомобильные и
железные дороги, дома, сараи, бани)

наличии бесхозяйных и аварийных объектов и сооружений

подтоплениях и аварийных ситуациях при пропуске паводка прошлых лет

наличии Плана неотложных мероприятий округа, района, поселения

доведении предупредительной информации до предприятий и объектов,


расположенных на подведомственных территориях

По полученной информации от Глав Администраций муниципальных рай-

онов и городских округов Республики Карелия существует постоянный риск
вредного воздействия вод по следующим водным объектам: 

по Беломорскому району – по реке Нижний Выг и её притокам

по Калевальскому району – по Юшкозерскому водохранилищу

по Кемскому району – по реке Кемь и её притокам

по Лоухскому району – по Кумскому водохранилищу, реке Пулома, озе-


рам Банное и Энгозеро

по Пряжинскому району – по реке Шуя и её притокам

по Пудожскому району – по рекам Водла, Вама, Колода, Пяльма и Вод-


лозерскому водохранилищу

по Суоярвскому району – по рекам Айма-йоки и Уксунь-йоки

В 2010 году проведены контрольно-надзорные мероприятия на следующих

экологически опасных объектах предприятий и организаций:

объекты хранения ГСМ, навозохранилище, накопители сточных вод ФБУ


«ИК-1 УФСИН России по РК» (Сегежский район)

объекты хранения ГСМ и накопители сточных вод ФБЛПУ «РБ-2 УФСИН


России по РК» (Медвежьегорский район)

мазутохранилище и водозаборные сооружения (консервация) ОАО «Онеж-


ский тракторный завод» (г. Петрозаводск)

объекты хранения ГСМ, накопители сточных вод ОАО «Пяозерский лес-


промхоз» (Лоухский район)

объекты хранения природного и сжиженного газа, ГСМ, водозаборные


сооружения и накопители сточных вод ОАО «Карелгаз» (территория РК);

объекты хранения ГСМ и очистные сооружения ООО «Гранитная гора»


(Питкярантский район)

помётохранилище ОАО «Корм» (г. Петрозаводск)

мазутное хозяйство ЗАО «Петрозаводскмаш» (г. Петрозаводск)

Кемский участок ДТВЦ ОЖД – филиала ОАО «РЖД» (Кемский район);

водозаборные сооружения, мазутное хозяйство ООО «Санаторий «Мар-


циальные Воды» (Кондопожский район)

склады трансформаторных масел ООО «МРСК Северо-Запада» (Мед-


вежьегорский, Прионежский и Суоярвский районы)

бензиновый генератор ООО «Карелрыбресурс» (Медвежьегорский


район)

238

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

сброса нефтепродуктов в составе ливневых сточных вод из выпуска № 5 лив-
невой канализации г. Петрозаводска, удовлетворены.

10. В Кондопожском районном суде удовлетворены исковые требования Ка-

рельского межрайонного природоохранного прокурора по обязанию ООО «Са-
наторий «Марциальные воды» оформить правоустанавливающие документы
на водопользование – Договор водопользования на забор воды и Решение о
предоставлении водного объекта в пользование на добычу сапропелевых гря-
зей, оборудовать площадку для слива мазута водонепроницаемым покрытием,
разработать и согласовать ПЛАРН мазутохранилища.

11. В Сортавальском городском суде удовлетворены исковые требования Ка-

рельского межрайонного природоохранного прокурора по обязанию МУП «Теп-
лоснабжение», МУП «Теплоресурс», МУП «Сортавальский хлебокомбинат»
завершить работы по ликвидации загрязнения территорий нефтепродуктами,
разработать и согласовать ПЛАРН складов ГСМ.

12. На рассмотрении в Тринадцатом аппеляционном Арбитражном суде

(г. Санкт-Петербург) дело по установлению законности исковых требований
Управления к Администрации Петрозаводского городского округа о возмеще-
нии суммы вреда, причинённого водному объекту – Онежскому озеру, в ре-
зультате несанкционированного сброса нефтепродуктов в составе ливневых
сточных вод из выпуска № 5 ливневой канализации г. Петрозаводска. 

Кроме того, судебные дела в 2010 году с участием Управления в качестве

третьего лица проводились по другим искам Карельского межрайонного при-
родоохранного прокурора в отношении Администраций муниципальных рай-
онов, городских и сельских поселений о возложении обязанности построить
(реконструировать) очистные сооружения, по устранению нарушений природо-
охранного законодательства РФ и разработке ПЛАРН на мазутных хозяйствах
и других объектах хранения ГСМ, по заключению Договоров водопользования
и оформлению Решений о предоставлении водных объектов в пользование. 

Экономический эффект контрольно-надзорной деятельности. В 2010 году

назначен 71 штраф на сумму 736 500 рублей, взыскано 67 штрафов на сумму
943 700 рублей (с учетом переходящих с 2009 года). Решением Арбитражного
суда Республики Карелия исковые требования к Администрации Петрозавод-
ского городского округа о возмещении суммы вреда, причинённого водному
объекту – Онежскому озеру, в результате несанкционированного сброса неф-
тепродуктов в составе ливневых сточных вод из выпуска № 5 ливневой кана-
лизации г. Петрозаводска, удовлетворены. Размер вреда, предъявленный
ранее – 38 018,35358 тыс. руб., скорректирован с учетом представленных об-
основанных доводов Администрации Петрозаводского городского округа и со-
ставил 37 511,4422 тыс. руб.

ЗАО «Петрозаводскмаш» предъявлена претензия о добровольном возме-

щении суммы вреда в размере 4 395,70677 тыс. руб., причиненного водному
объекту – Онежскому озеру в результате аварийного залпового сброса неф-
тепродуктов. В 2010 году Управлением продолжена работа по взысканию
вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного зако-
нодательства в 2007–2009 годах. Так, по ранее предъявленным ущербам по
решениям Арбитражного суда Республики Карелия уплачено в бюджеты му-
ниципальных районов и поселений в рассрочку ООО «Водоканал» г. Медвежь-

241

прокуратуру и Беломорское Управление Ростехнадзора. По исковому заявле-
нию Карельского межрайонного природоохранного прокурора при участии
Управления в качестве третьего лица, Петрозаводский городской суд обязал
ЗАО «Петрозаводскмаш» разработать Проект рекультивации дна и берега
Онежского озера в зоне аварийного разлива мазута топочного и выполнить
работы по полной экологической реабилитации территории до 01.10.2010 года
(выполнено). 

Судебная практика. Проведены следующие мероприятия
1. Материалы административного дела по юридическому лицу МУП «Вир-

та» в соответствии со статьей 19.5. КоАП РФ направлены для рассмотрения
по существу по подсудности в Мировой суд Питкярантского района. Назначен
штраф на сумму 10 тысяч рублей.

2. По иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры

от 08.12.2009 года Петрозаводским городским судом 15.12.2009 года выне-
сено решение об обязании Администрации Петрозаводского городского
округа построить очистные сооружения на ливневой канализации г. Петроза-
водска в срок до 31.12.2015 года. Верховным судом Республики Карелия дан-
ное решение суда I инстанции оставлено в законной силе.

3. По иску ОАО «Карельский окатыш» Решением Арбитражного суда Рес-

публики Карелия 09.03.2010 года оставлен в законной силе административный
штраф по статье 8.12. КоАП РФ в сумме 28 000 рублей, которое отменено Три-
надцатым апелляционным Арбитражным судом.

4. Решениями Арбитражного суда Республики Карелия оставлены в закон-

ной силе 2 Постановления о назначении административных штрафов в отно-
шении ФБУ «ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия» и ФБЛПУ «РБ-2
УФСИН России по Республике Карелия» по части 4 статьи 8.13. КоАП РФ
на общую сумму 60 тысяч рублей.

5. По СНТ «Паломиес» в ходе заседания 12.04.2010 года исковые требова-

ния Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворены;

6. По иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры об обя-

зании Администрации Петрозаводского городского округа утилизировать снег
с улиц г. Петрозаводска, собранный на наб. Варкауса и ул. Вольная Петроза-
водским городским судом исковые требования удовлетворены.

7. По иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора Адми-

нистрация Прионежского муниципального района в ходе судебного заседания
в Прионежском районном суде 12.05.2010 года признана виновной в отсут-
ствии работающих в проектном режиме КОС в п. Кварцитный, принудительно
понуждена провести реконструкцию КОС за 1,5 года.

8. В Петрозаводском городском суде 21.07.2010 года удовлетворено иско-

вое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора по
обязанию ЗАО «Петрозаводскмаш» завершить работы по ликвидации загряз-
нения, разработать, согласовать Проект рекультивации дна и берега Онеж-
ского озера в зоне аварийного разлива мазута топочного и выполнить
необходимые работы по полной экологической реабилитации территории.

9. Решением Арбитражного суда исковые требования к Администрации

Петрозаводского городского округа о возмещении суммы вреда, причинён-
ного водному объекту – Онежскому озеру, в результате несанкционированного

240

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

для болот, статьей 5 отнесенных к поверхностным водным объектам


и статьей 57 охраняемых от загрязнения и засорения, не определены:
реестр, правила определения границ (залежей торфа), понятия водо-
охранных зон и прибрежных защитных полос

действующим Водным кодексом РФ неоправданно значительно (в 5–


6 раз) сокращены размеры водоохранных зон и прибрежных защитных
полос водных объектов, а также исключена регламентация ряда видов
деятельности, подлежащих запрету (статья 65)

на практике требования по нанесению границ водоохранных зон и


прибрежных полос водных объектов не выполнены повсеместно, кроме
г. Петрозаводска

cуществующий Реестр водных объектов СССР составлен в 1984 году


и не переработан до настоящего времени с учетом распада СССР на
отдельные государства, таким образом, понятие «водоохранная зона»
для них имеет условное трактование (отсутствие Государственного Рее-
стра водных объектов, разграничения по Бассейновым округам и фи-
нансирования инвентаризации водохозяйственных объектов)

статьей 60 не определены четкие требования к объектам производ-


ства, транспортирования, хранения, утилизации нефти, газа, химикатов
и (или) продуктов их переработки, зачастую расположенные в границах
водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов

не установлены требования (нет Регламентов) к сооружениям, обес-


печивающим охрану водных объектов от загрязнения, засорения и ис-
тощения (пункт 16 статьи 65)

6) отсутствуют конкретные положения и подзаконные акты:

по государственному контролю и осуществлению (правилах) сброса


сточных вод различного происхождения и состава на рельеф местно-
сти, в т.ч. на территориях прибрежных защитных полос, водоохранных
зон и водосборных площадей поверхностных водных объектов

отдельные требования к технически сложным и экологически опас-


ным объектам производства, транспортирования, хранения, утилизации
нефти, газа, химикатов и (или) продуктов их переработки

Методики исчисления размера ущерба, нанесенного окружающей


среде при загрязнении и засорении прибрежных защитных полос, водо-
охранных зон и водосборных площадей поверхностных водных объектов

Методики идентификации источника загрязнения нефтью поверхно-


сти водных объектов, включая внутренние морские воды, воды терри-
ториального моря, исключительной экономической зоны и континен-
тального шельфа РФ, прибрежных полос, водоохранных зон и водо-
сборных площадей поверхностных водных объектов

Есть и другие проблемы, это:

постоянная смена предприятий системы ЖКХ вследствие признания не-


состоятельности (банкротства) не позволяет планировать по ним конт-
рольно-надзорную деятельность, то есть обеспечить проведение плановых
проверок, так как не истекает 3 года с момента их регистрации; переход
полномочий по управлению предприятиями ЖКХ на уровень городских и

243

егорска – 420 тыс. рублей и ООО «Лахденпохский фанерный комбинат «Бу-
мэкс» – 657 209 рублей. За 2010 год поступил на согласование и рассмотрен
ПЛАРН по 1 объекту хранения, транспортировки и реализации ГСМ (мазуто-
хранилища, склады ГСМ, АЗС), отклонен. Отмечается, что в Республике
Карелия активизировалась работа по разработке и согласованию проектов
ПЛАРН. На основании разъяснительных писем Росприроднадзора от
21.07.2009 № ВК-05-34/4859 и от 30.07.2009 № ВК-05-34/5091 согласова-
ние ПЛАРН Управлением до особого распоряжения приостановлено. 

Вопросы и проблемы, требующие решения. Среди них выделяются следующие:
1. В Республике Карелия крайне недостаточное и неравномерное госу-

дарственное финансирование водоохранных мероприятий, в первую очередь
реконструкции водохозяйственных объектов: 

1) на 2009 год – 322,1 млн руб., в т.ч. по г. Петрозаводску – 308,4 млн руб.,
по п. Калевала – 7,5 млн руб., по п. Лоухи – 6,2 млн руб.; 
2) на 2010 год – 143,6 млн руб., в т.ч. по г. Петрозаводску – 142,0 млн руб.,
по п. Лоухи – 1,6 млн руб., по остальным районам полностью нет;
2. На законодательном уровне (Государственная Дума РФ, Законодатель-

ные собрания субъектов РФ): 

1) не приняты Законопроекты по Ладожскому, Онежскому озерам и их наи-
более значимым водотокам (по аналогии Федеральному закону «Об охра-
не озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ);
2) не принят Федеральный закон «О нормировании сбросов сточных и (или)
дренажных вод на территориях водосборных площадей водных объектов»;
3) нет нормативного документа (Постановления Правительства РФ или
иного документа), регламентирующего проведение и оформление резуль-
татов внеплановых рейдовых проверок юридических лиц и индивидуаль-
ных предпринимателей (в т.ч. по маршрутам на акваториях и в водоохран-
ных зонах водных объектов), что противоречит требованиям Федерального
закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
4) необходимо особо опасные и критически важные объекты (хранилища
химических, взрывчатых, радиоактивных, токсичных веществ, газо- и неф-
тепродуктов, накопители жидких отходов, скотомогильники, тепло- и гид-
роэлектростанции, комплексы водозаборных и канализационных очистных
сооружений, судоходные каналы) государственного контроля (надзора) вы-
вести из зоны действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, так
как периодичность их плановых проверок (1 раз в 3 года) недостаточна, а
внеплановые проверки, зачастую, проводятся не при угрозе, а уже по фак-
там аварийных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, т.е.
по данным объектам нет профилактики правонарушений, что влечет не-
оправданный риск причинения ущерба населению и окружающей среде; 
5) установлены следующие объективные недостатки Водного кодекса РФ
от 03.06.2006 № 74-ФЗ: 

в статье 1 не определено понятие «водосборная площадь», соответ-


ственно, требования к особому режиму использования (в т.ч. ограниче-
ния деятельности) не предусмотрены

242

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Управление отмечает, что благодаря общим усилиям в Республике Каре-

лия имеются и положительные результаты деятельности в сфере охраны вод-
ных объектов:

принята Концепция бюджетной целевой программы «Обеспечение на-

1)

селения Республики Карелия питьевой водой на 2009–2012 годы (до 2020 г.)»;

в стадии разработки Инвестиционный проект «Строительство комплекс-

2)

ной системы водоочистки малых городов Республики Карелия», предполагаю-
щий строительство комплексов очистных сооружений в населенных пунктах
Карелии до 2014 года;

согласован и утвержден Региональный «План по предупреждению и лик-

3)

видации аварийных разливов нефтепродуктов в Республике Карелия»; 

на выпуске ливневой канализации № 5 в Петрозаводском городском

4)

округе в октябре 2010 года установлены современные очистные сооружения;

в 2010 года продолжена масштабная реконструкция с переводом на кон-

5)

тактные осветлители и ультрафиолетовое обеззараживание Головных водо-
заборных сооружений г. Петрозаводска ОАО «Петрозаводские коммунальные
системы» Холдинга «Российские коммунальные системы»;

ЗАО «Соломенский лесозавод» в 2010 году полностью прекратило сброс

6)

производственно-ливневых и хозяйственно-бытовых сточных вод в озера
Онежское и Логмозеро (подключены к городским сетям канализации);

ООО «Лахденпохский фанерный комбинат «Бумэкс» в 2010 году пол-

7)

ностью прекратило сброс неочищенных производственно-ливневых и хозяй-
ственно-бытовых сточных вод в Ладожское озеро и реку Аура-йоки (подклю-
чены к городским сетям канализации и КОС г. Лахденпохья);

решается проблема восстановления аварийных дореволюционных

8)

гидроэлектростанций и плотин: Правительством Республики Карелия за-
ключено Соглашение с ЗАО «Норд-Гидро» на строительство и реконструк-
цию малых ГЭС (в 2010 году велись строительно-монтажные работы на
ГЭС «Ляскеля»);

на железнодорожных узлах Сортавала и Суоярви ОАО «РЖД» по Пред-

9)

писаниям Управления запущены новые очистные сооружения, что позволило
полностью ликвидировать выпуски промливневых сточных вод в озера Ладож-
ское, Айранне и Суоярви. Общие капвложения и текущие затраты ОАО «РЖД»
составили по железнодорожным узлам Сортавала – 39,4 млн рублей (2009 год)
и Суоярви – 31,3 млн рублей (2010 год);

продолжается реконструкция водохозяйственных сооружений Бело-

10)

морско-Балтийского канала и гидроэлектростанций Карельского филиала
ОАО «ТГК-1»;

на целом ряде предприятий Карелии по Предписаниям Управления

11)

прекращено несанкционированное пользование водными объектами;

значительно возросло поступление платы за пользование водными

12)

объектами;

на особый контроль взяты объекты, представляющие потенциальную

13)

опасность по загрязнению водных и земельных ресурсов нефтепродуктами.
Существенно (в 8 раз) активизировалась работа по разработке и согласова-
нию ПЛАРН (в 2004–2005 годах – 5 объектов/ежегодно, в 2006–2010 годах –
40 объектов/ежегодно); 

245

сельских поселений, зачастую не имеющих возможности финансировать
содержание объектов на должном уровне

продолжающееся ухудшение технического состояния объектов водо-


снабжения и канализации Республики Карелия вследствие износа и отсут-
ствии капвложений

полное отсутствие очистных сооружений в шести районных центрах


Карелии – г. Беломорск, п. Калевала, г. Кемь, п. Лоухи, г. Медвежьегорск,
г. Пудож и других

выведены из эксплуатации или не работают в проектном режиме кана-


лизационные очистные сооружения в п. Пушной, п. Боровой, п. Пиндуши,
п. Повенец, п. Сосновка, п. Толвуя, п. Куркиёки, п. Ласанен, п. Шелтозеро,
п. Кварцитный, п. Импилахти, п. Рауталахти и других

вопрос по обеспечению экологической безопасности морских и внутрен-


них водных путей Северо-Западного бассейна при разливах нефтепродук-
тов в период навигации в Республике Карелия на государственном уровне
не решен ввиду полного отсутствия материально-технической базы, в част-
ности, судов-сборщиков и судов-бункеровщиков (необходимо государст-
венное регулирование)

в Карелии нет спецполигонов по приему, комплексной переработке и ути-


лизации жидких и твердых нефтесодержащих отходов (Полигон «Красный
Бор» переполнен и значительно удален)

не решен вопрос о направлении средств, поступающих в бюджет Респуб-


лики Карелия и бюджеты муниципальных образований, за счет платежей
за негативное воздействие на окружающую среду (в т.ч. сбросы загрязняю-
щих веществ со сточными водами в водные объекты), целевым порядком и
в полном объеме на реализацию природоохранных мероприятий

предприятия-водопользователи, активно внедряющие замкнутые си-


стемы водооборота или очистные сооружения, в отличие от стран ЕЭС,
не имеют никаких налоговых льгот

не организован централизованный сбор, очистка и отведение ливневых


(талых) вод, поступающих с территорий городов и поселков субъектов

в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источни-


ков водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», не исключен сброс
сточных вод в пределах II и III пояса зоны санитарной охраны источников

в Карелии в установленном порядке не проведена инвентаризация во-


дохозяйственных сооружений водоснабжения и канализации (нет Реестра);

не организована деятельность государственных инспекторов по мор-


скому контролю и надзору (Белое море) более чем по 70 природопользо-
вателям на территории Беломорского, Кемского и Лоухского районов
Республики Карелия

значительно сокращены посты Росгидромета, государственный монито-


ринг водных объектов (не выполняется Постановление Правительства РФ
от 10.04.2007 № 219)

Вышеперечисленные проблемы в Республике Карелия затрудняют реали-

зацию Водной стратегии РФ, утвержденной Распоряжением Правительства
РФ от 27.08.2009 № 1235-р на период до 2020 года.

244

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

осуществление мер по охране водных объектов;

осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и


ликвидации его последствий.
В 2010 году на эти цели были предусмотрены средства в размере 11 110,3 тыс. руб.

За 2010 год в Министерство поступило 116 заявлений о предоставлении вод-
ных объектов в пользование на основании договоров водопользования и ре-
шений о предоставлении водных объектов в пользование. По 28 заявлениям
направлены отказы в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объ-
екта в пользование по причине не полного комплекта документов и по причине
отказа в согласования условий водопользования Управлением Роспотребнад-
зора по РК и СЗТУ Росрыболовство. Всего за год заключено 53 договора во-
допользования и принято 28 решений о предоставлении водных объектов в
пользование. Объем доходов федерального бюджета от платы за пользование
водными объектами составил 50 502,93 тыс. руб., из них начислено и взыскано
штрафов за превышение объема забора (изъятия) водных ресурсов и пеней
за просроченные платежи – 109,93 тыс. руб. 

Право пользования водными объектами на основании договоров водополь-

зования и решений о предоставлении водных объектов в пользование имеют
51 субъект, в том числе 13 имеют и договоры и решения. Без оформленных в
установленном порядке прав используют водные объекты 14 водопользова-
телей, это в основном предприятия жилищно-коммунального хозяйства посе-
лений. Сведения о них представлены в Карельскую межрайонную природо-
охранную прокуратуру.

Для эффективного использования водных ресурсов при предоставлении

водных объектов в пользование в 2010 году впервые применены процедуры
проведения аукционов (по 15 участкам акватории), что привело к увеличению
количества заключенных договоров водопользования, в связи с этим увеличи-
лись и доходы федерального бюджета от платы за пользование водными объ-
ектами. 

В 2010 году выполнены работы:

по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных


полос реки Олонка в г. Олонец и дер. Верховье, реки Мегрега в г. Олонец
Республики Карелия и закрепление их на местности специальными инфор-
мационными знаками Работы выполнены в полном объеме (11,7 км), ин-
формационные знаки установлены, документация представлена

по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос


реки Лососинка и реки Неглинка и закрепление их на местности специ-
альными информационными знаками. Работы выполнены в полном объеме
(14 км), информационные знаки установлены, документация представлена
Разработан проект «Ликвидация засорения (загрязнения) и углубление

русла реки Неглинка на территории г. Петрозаводска» Госконтракт исполнен,
подрядчик представил проектную документацию, положительное заключение
экспертизы и проверку достоверности сметной стоимости.

Завершены работы по расчистке и дноуглубительным работам устьевого участка

реки Водла на территории Пудожского района Республики Карелия (госконтракт за-
ключен с ФГУ «Беломорканал» сроком на 3 года на общую сумму 33 136,244 тыс. руб.,
в том числе в 2008 г. – 11 388,350; 2009 г. –  12 733,844; 2010 г. – 9 014,05 тыс. руб.).

247

в 2010 году по сравнению с 2009 годом значительно (в 7,5 раза) уве-

14)

личились поступления в бюджет по ранее предъявленным ущербам (2009 год
– 144,8 тыс. рублей, 2010 год – 1,1 млн рублей);

нарушения водного законодательства РФ пресекаются в Республике

15)

Карелия более оперативно, чем раньше, большая исковая работа проводится
совместно с Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой с мо-
мента её организации в сентябре 2008 года;

суммарный объём средств, израсходованных на выполнение водоохран-

16)

ных мероприятий в целях исполнения Предписаний Управления или по реше-
нию судебных органов в 2010 году составил 69,131 млн рублей, в частности: 

31,311 млн рублей – ж/д узел Суоярви ПО ОЖД ОАО «РЖД» 

1,220 млн рублей – ж/д узел Кемь ОЖД ОАО «РЖД»

10,185 млн рублей – ЗАО «Петрозаводскмаш»

1,415 млн рублей – ООО «Санаторий «Марциальные Воды»

Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

Министерством в рамках осуществления регионального государственного
контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов в 2010 году
проведено 28 проверок (хозяйствующих субъектов) из них 12 плановых и
16 внеплановых выездных. По результатам проверок составлено 29 Актов,
выявлено 22 нарушения водного законодательства, выдано 21 предписание.
По выявленным правонарушениям привлечено к административной ответ-
ственности 17 лиц. Наложены штрафов – 27,2 тыс. рублей, взыскано –
21,7 тыс. рублей (с учетом штрафов, наложенных мировыми судьями).

Основными нарушениями водного законодательства явилось отсутствие у

юридических лиц прав пользования водными объектами в формах Договоров
водопользования и Решений о предоставлении в пользование водных объ-
ектов. К другим нарушениям, выявленным в результате проверок, следует от-
нести отсутствие ведения первичного учета объемов забора воды и сброса
сточных вод, а также контроля за качеством сбрасываемых сточных вод и ка-
чеством воды в водоприемнике. По мнению Министерства, подавляющее
большинство нарушений водного законодательства РФ связано с изношен-
ностью водохозяйственных систем и эксплуатируемого оборудования, с низ-
кой эффективностью работы очистных сооружений и со сложным материаль-
но-финансовым положением водопользователей.

В рамках заключенных Соглашений производится обмен информацией с

Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия. Ежемесячно и еже-
квартально направляются отчеты о проверках и их результатах в Прокуратуру
Республики Карелия.

В соответствии с федеральным законодательством республике передан

ряд полномочий в области использования и охраны водных объектов, которые
финансируются за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Вод-
ным кодексом передаваемые полномочия определены по трем направлениям
(по водным объектам, находящимся в федеральной собственности):

предоставление водных объектов или их частей, находящихся в феде-


ральной собственности, в пользование

246

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

составлено 846 протоколов об административном правонарушении

рассмотрено 665 дел об административных правонарушениях

привлечено к административной ответственности 417 лиц

наложено 509 административных штрафов на сумму 5 655,7 тыс. руб.

предъявлено 123 иска о возмещении вреда (ущерба) на сумму


143 764,9 тыс. руб.

передано 625 дел по фактам лесонарушений по подведомственности,


в том числе 420 дел в органы МВД по РК

передано 308 дел по фактам лесонарушений в судебные органы


На территории лесного фонда Республики Карелия  объем незаконно за-

готовленной древесины составил 29,89 тыс. м

3

, из них с невыявленными ви-

новниками – 150 незаконных рубок с объемом 4,45 тыс. м

3

. Выявляемость

виновников незаконных рубок по объему древесины составила 85%. В целях
усиления борьбы с незаконными рубками леса и другими лесонарушениями
в 2010 г. заключены соглашения о взаимодействии Министерства с МВД по
РК, Карельской таможней, Управлением Федеральной службы судебных при-
ставов по РК. Основными мероприятиями указанных Соглашений являются:
обмен информацией, сверка данных, патрулирование лесных массивов, со-
вместные рейды, привлечение  специалистов при проведении мероприятий,
оказание методической, консультативной и практической помощи, подведение
итогов работы.

Продолжалась реализация Плана мероприятий по предотвращению не-

законной заготовки и оборота древесины в Республике Карелия на 2009–
2011 гг. В 2010 году проведено два заседания межведомственной Комиссии
по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины на терри-
тории Республики Карелия. Разработан и утвержден совместный план на
2010 г. мероприятий по взаимодействию Министерства и МВД по РК в ра-
боте по пресечению нарушений лесного законодательства. В соответствии
с указанным планом лесничествами разработаны планы совместных меро-
приятий с районными (городскими) отделами внутренних дел МВД по РК и
графики совместного патрулирования территории лесного фонда. В 2010 г.
лесничествами с целью выявления лесонарушений проведено 1 067 со-
вместных с МВД по РК рейдов. 

7.5.4. Государственный экологический контроль 

в области охраны атмосферного воздуха и обращения 

с отходами производства и потребления 

Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-

ния по Республике Карелия. Управлением в 2010 г. проведена 81 проверка в
области охраны атмосферного воздуха (71 проверка плановая, 10 – внепла-
новых) и 84 проверки в сфере обращения с отходами производства и потреб-
ления, в том числе 71 плановая и 13 внеплановых. Выявлено 22 хозяйствую-
щих субъекта-«нарушителя» законодательства в области охраны атмосфер-
ного воздуха, что составляет 27% от общего количества проверенных хозяй-
ствующих субъектов, обнаружено 43 нарушения, из которых 21 устранено.

249

Проведена экспертиза проекта «Расчистка и дноуглубительные работы на
реке Шуя в пос. Соддер Пряжинского района, в пос. Шуя, дер. Нижний Бесо-
вец, дер. Верховье Прионежского района Республики Карелия» (д. Нижний
Бесовец). Получено положительное заключение экспертизы.

Для реализации положений Федерального закона «О санитарно-эпидемио-

логическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ Министерство
приступило к организации работы по утверждению проектов округов и зон са-
нитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяй-
ственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях. Ранее указанные
полномочия не были закреплены за каким-либо органом исполнительной вла-
сти Республики Карелия. 

7.5.3. Государственный контроль за состоянием, 

использованием, охраной, защитой лесного фонда 

и воспроизводством лесов

Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

Контрольно-надзорные мероприятия проводимые Министерством лесного ком-
плекса по Республике Карелия (Министерством по природопользованию и эко-
логии Республики Карелия и подведомственными лесничествами в 2010 году
осуществлялись на основании утвержденных планов работы на 2010 год. От-
делом государственного лесного контроля и надзора (отделом государствен-
ного лесного контроля и пожарного надзора) Министерства осуществлялась
организация и контроль выполняемых лесничествами мероприятий по лес-
ному контролю. Проведено 27 788 проверок, проверено 7 484 юридических и
физических лиц, осуществляющих использование лесов. 

По итоговым данным лесничествами в 2010 году проведено:

проверок качества отводов и таксации лесосек на площади 31 439 га

проверок качества разработки лесосек на площади 97 823 га

освидетельствования лесосек на площади 44 641 га

проверок качества лесовосстановления на площади 62 298 га

проверок пунктов противопожарного инвентаря – 615

проверка качества создаваемых противопожарных разрывов – 2 849 км

рейдов с целью выявления лесонарушений – 5 701


При осуществлении лесного контроля государственными лесными инспек-

торами Министерства и подведомственных учреждений выявлено при провер-
ках 2168 нарушений лесного законодательства, из них в том числе:

незаконная рубка – 421

нарушений правил пожарной безопасности – 53

нарушения правил заготовки древесины – 1 228

нарушения санитарных правил безопасности – 296

невыполнение предписаний – 35


В 2010 году государственными лесными инспекторами Министерства и

подведомственных лесничеств:

выдано 171 предписание об устранении нарушений лесного законода-


тельства

248

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ства на территории Республики Карелия, согласованным Прокуратурой Рес-
публики Карелия, Министерством проведены 24 плановые проверки хозяй-
ствующих субъектов г. Петрозаводска. Они осуществлялись государственны-
ми инспекторами Республики Карелия по охране природы в области охраны
атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления,
соблюдения требований государственной экологической экспертизы, контроля
платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также проведены
33 внеплановые проверки, в части исполнения ранее выданных предписаний
23 хозяйствующих субъектов г. Петрозаводска; 1 – Кондопожского района;
1 – Пряжинского района; 1 – Суоярвского района; 1 – Сегежского района;
1 – Медвежьегорского района; 1 – Лоухского района, 1 – Олонецкого района,
и 3 по поступившим в адрес Министерства обращениям от органов прокура-
туры и организаций. В целях устранения выявленных нарушений природо-
охранного законодательства и природоохранных требований хозяйствующим
субъектам за отчетный период выдано 26 предписаний.

За указанный период составлено 14 протоколов об административных пра-

вонарушениях. Из них по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об адми-
нистративных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – 1; по статье 8.41 КоАП
РФ – 1; по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение предписаний) – 4; по
статье 19.7 КоАП РФ (непредставление документов или представление доку-
ментов в неполном объеме) – 8 дел. По рассмотренным делам мировыми судь-
ями Республики Карелия и должностными лицами Министерства к наруши-
телям применены меры административного наказания в виде штрафов на
общую сумму 70 тыс. руб., из них взыскано – 58 тыс. руб.

7.5.5. Контроль и надзор  за осуществлением органами 

государственной власти субъектов Российской Федерации

переданных полномочий Российской федерации в области

охраны и использования объектов животного мира

Совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользова-

ния и Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному
округу в порядке осуществления контроля и надзора за осуществлением ор-
ганами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных
полномочий в области охраны и использования объектов животного мира про-
ведена проверка Государственного комитета Республики Карелия по охране
и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Результаты проверки показали, что эти полномочия реализуются не в полном
объеме. Выявлено 13 нарушений. Для устранения нарушений Федеральной
службой по надзору в сфере природопользования выдано 6 предписаний, ко-
торые были выполнены.

251

Таким образом, соотношение количества устраненных нарушений к выявлен-
ным составляет 49%. Для устранения выявленных нарушений выдано 24 пред-
писания, выполнено 11. Назначено 23 административных наказания в виде
штрафов на общую сумму 336,50 тыс. руб. Взыскано 16 штрафов на сумму
221,5 тыс. руб. (с учетом ранее назначенных в 2009 г.).

Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха (около 90% всех вы-

бросов) вносят пять крупных промышленных предприятий: ОАО «Карельский
окатыш», ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «ЦЗ «Питкяранта»
ЧО, «НАЗ СУАЛ» – филиал «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания».
Для снижения негативного воздействия деятельности промышленных пред-
приятий на состояние атмосферного воздуха необходима реализация на пред-
приятиях природоохранных мероприятий, таких как: 

а) перевод котельных на природный газ; 
б) использование котельными жилищно-коммунального комплекса более
экологичного вида топлива (дрова, древесные отходы); 
в) модернизация технологи ческих процессов;
г) внедрение более совершенных технологий производства.

В области соблюдения законодательства при обращении с отходами про-

изводства и потребления проверено 26 хозяйствующих субъектов. Среди них
выявлено 12 хозяйствующих субъектов-«нарушителей» (46% от общего коли-
чества проверенных хозяйствующих субъектов). Динамика количества устра-
ненных нарушений отрицательная, так как для устранения нарушений пред-
приятиям необходим длительный срок, значительные финансовые затраты.
Для устранения выявленных нарушений выдано 38 предписаний, выполне-
но 27. Назначено 23 административных наказания в виде штрафов на общую
сумму 295,00 тыс. руб. Взыскано 24 штрафа на сумму 281,50 тыс. руб. (с уче-
том ранее назначенных в 2009 г.)

Среди основных нарушений законодательства в области охраны окружаю-

щей среды (ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», «Об отходах производ-
ства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха») следует отметить: 

нарушение условий размещения отходов – не ведется селективный сбор


отходов; 

отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на их


размещение; 

отсутствие паспортов на отходы I–IV класса опасности;

отсутствие лицензий на деятельность по сбору, транспортировке, исполь-


зованию, размещению отходов I–IV класса опасности; 

отсутствие проектов нормативов предельно допустимых выбросов за-


грязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешений на выброс; 

недостоверность и искажение информации, представленной в формах


статистической отчетности.

Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

В течение 2010 года в соответствии с планом на 2010 г. плановых проверок
выполнения хозяйствующими субъектами природоохранного законодатель-

250

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..