ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2012 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2012 год) - часть 5

 

 

Сельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья занимают
212,9 тыс. га или 1,2% территории Республики Карелия. Большая часть сель-
скохозяйственных угодий находится в составе земель сельскохозяйственного
назначения 68,3% или 145,5 тыс. га. Значительные площади сельскохозяй-
ственных угодий сосредоточены в категории земель запаса - 35,2 тыс. га
(16,6%) и в категории земель населенных пунктов - 17,3 тыс. га (8,1%).
На землях лесного фонда расположено 12,3 тыс. га сельскохозяйственных уго-
дий (5,8%). Площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся на землях
водного фонда, землях промышленности и землях особо охраняемых терри-
торий и объектов, составляет 2,6 тыс. га (1,2%). В структуре сельскохозяйствен-
ных угодий республики на долю пашни приходится 38,7%, или 82,3 тыс. га,
сенокосов 40,2%, или 85,5 тыс. га, пастбищ 18,4%, или 39,2 тыс. га, многолет-
них насаждений 2,7%, или 5,8 тыс. га, залежей - 0,1 тыс. га. Основными поль-
зователями сельскохозяйственных угодий являются организации (25,0% всех
сельхозугодий республики или 53,2 тыс. га):
• хозяйственные товарищества и общества (45,7 тыс. га)
• государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные
предприятия (2,7 тыс. га)
• научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения (1,1 тыс. га)
• прочие предприятия, организации и учреждения (1,9 тыс. га)
• подсобные хозяйства (1,1 тыс. га)
• производственные кооперативы (0,7 тыс. га)
Доля сельскохозяйственных угодий, предоставленных гражданам для ве-
дения крестьянского и личного подсобного хозяйства, коллективного и инди-
видуального садоводства, огородничества и животноводства, индивидуаль-
ного жилищного строительства, земельных долей, составила 22,2% всех
сельхозугодий республики или 47,2 тыс. га (из них пашни - 23,3 тыс. га).
Земли под водой, включая болота. По данным государственного учета, пло-
щадь земель под водой и болотами в республике по состоянию на 1 января
2013 года составила 7 731,8 тыс. га, или 42,8% территории республики, из них
болота - 3 543,6 тыс. га. Наибольшее количество болот сосредоточено на зем-
лях лесного фонда (3 446 тыс. га, или 97,2%), на землях особо охраняемых
территорий и объектов - 41,3 тыс. га, или 1,2%, на землях промышленности
и иного специального назначения - 20,3 тыс. га, или 0,6%, на землях запаса -
18,2 тыс. га, или 0,5%, на землях сельскохозяйственного назначения - 13,9 тыс. га,
или 0,4%. Наименьшее количество болот - на землях населенных пунктов
3,1 тыс. га (менее 0,1%). Наибольшее количество земель под поверхностными
водными объектами - в водном фонде (2 656,3 тыс. га, или 63,4%) и лесном
фонде (1 449,8 тыс. га, или 34,6%). На землях особо охраняемых территорий
и объектов ими занято 64,5 тыс. га (1,6%), на землях сельскохозяйственного
назначения - 8,5 тыс. га (0,2%), на землях промышленности - 4,8 тыс. га,
или 0,1%. Наименьшее количество земель под поверхностными водными
объектами - на землях запаса (2,7 тыс. га, или 0,06%) и на землях населенных
пунктов (1,6 тыс. га, или 0,04%).
Земли застройки. Общая площадь земель застройки на 1 января 2013 года
составила 38,3 тысяч га, или 0,2% от общей площади республики.
В земли застройки включены земельные участки, занятые зданиями и со-
оружениями, а также необходимые для их эксплуатации и обслуживания.
68
Наибольшая часть этих земель расположена в пределах городских и сельских
населенных пунктов в 62,1% (23,8 тыс. га) в основном это жилая застройка
и общественно-деловая застройка, под промышленными сооружениями -
2,5 тыс. га. На землях промышленности и иного специального назначения
земли застройки составили 6,9 тыс. га (18,0%). В лесном фонде площадь
застроенных земель составила 4,1 тыс. га (10,7%), в нее вошли земли, занятые
складами и базами для хранения древесины, предприятиями по переработке
древесины, а также лесными поселками. На землях запаса площадь застроен-
ных земель составила 1,6 тыс. га (4,2%). На землях сельскохозяйственного
назначения земли застройки составляют 1,2 тыс. га (3,1%) и используются
под размещение скотных дворов и ферм, складов, машинно-тракторных пар-
ков, предприятий по первичной обработке сельхозпродукции.
Земли под дорогами. По состоянию на 1 января 2013 года площадь
земель под дорогами составила 87,8 тыс. га, или 0,5% территории республики.
Земли под дорогами включают в себя земельные участки, расположенные
в полосах отвода автомобильных и железных дорог, а также улицы, проезды,
проспекты, площади, иные пути сообщения. Наибольшая часть земель
под дорогами сосредоточена в лесном фонде - 50,4 тыс. га (57,5%), в основ-
ном, это дороги, предназначенные для перевозки древесины. На землях про-
мышленности и иного специального назначения дорогами занято 24,5 тыс. га
(28,0%), из них автомобильным транспортом - 13,5 тыс. га, железнодорожным
- 7,8 тыс. га. В городах и сельских населенных пунктах дорогами занято
6,9 тыс. га (7,9%), на землях сельскохозяйственного назначения - 2,9 тыс. га
(3,3%). На землях запаса дорогами занято 2,3 тыс. га (2,6%). На землях особо
охраняемых территорий и объектов дорогами занято 0,6 тыс. га (0,7%).
Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд. Лес-
ными площадями и лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, за-
нято 9 872,2 тыс. га, что составляет 54,7% территории республики. Лесные
площади составили 9 850,2 тыс. га, площадь земель под лесными насажде-
ниями, не входящими в состав лесного фонда, составила 22 тыс. га. Лесные
площади и лесные насаждения, не входящие в состав лесного фонда, имеются
на всех категориях земель. Наибольшие их площади сосредоточены в катего-
рии земель лесного фонда 9 513,2 тыс. га (96,4%), на землях особо охраняе-
мых территорий и объектов - 185,9 тыс. га (1,9%), на землях промышленности
и иного специального назначения - 77,9 тыс. га (0,8%). Наименьшие лесные
площади (в сумме менее 1%) расположены на землях запаса (43,8 тыс. га),
землях сельскохозяйственного назначения (33,5 тыс. га), на землях населен-
ных пунктов (16,7 тыс. га).
Прочие земли. Площадь прочих земель на 1 января 2013 года составила
в республике 95,7 тыс. га, или 0,5% от всех угодий республики. В состав прочих
земель включены земельные участки, занятые свалками, кладбищами, полиго-
нами отходов, песками, оврагами и др. В разрезе категорий земель прочие земли
распределяются в основном между землями лесного фонда (54,7 тыс. га,
или 57,2%), землями запаса (16,3 тыс. га, или 17,0%) и землями промышленности
и иного специального назначения (13,4 тыс. га, или 14,0%). Наименьшие площади
прочих земель (в сумме 11,8%) расположены на категориях земель населенных
пунктов (5,7 тыс. га), сельскохозяйственного назначения (3,5 тыс. га), особо охра-
няемых территорий и объектов (1,9 тыс. га), водного фонда 0,2 тыс. га.
69
1.4.3. Распределение земельного фонда
по формам собственности
В соответствии с данными государственного учета земель в структуре земель-
ного фонда республики на долю земель, находящихся в государственной и муни-
ципальной собственности, приходится 99,7%, что составляет 17 995,2 тыс. га,
в собственности граждан - 40,8 тыс. га (0,2%), в собственности юридических
лиц - 16 тыс. га (0,1%, Рис. 1.21). Значительная часть земель, находящихся
в государственной и муниципальной собственности, предоставлена гражда-
нам и юридическим лицам в аренду и постоянное (бессрочное) пользование.
Рис. 1.21 Структура земель Республики Карелия
по формам собственности
Из общей площади земель республики (18 052 тыс. га) право собственно-
сти Российской Федерации зарегистрировано на земельные участки общей
площадью 14 892,5 тыс. га (82,5%), право собственности Республики Карелия
зарегистрировано на земельные участки общей площадью 21,6 тыс. га
(0,12%), право собственности муниципальных образований зарегистрировано
на земельные участки общей площадью 0,3 тыс. га (0,002%).
Земли сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 1 янва-
ря 2013 года значительная часть земель сельскохозяйственного назначения
находится в государственной и муниципальной собственности (162,0 тыс. га,
или 77%, Рис. 1.22). Площадь земель сельскохозяйственного назначения, нахо-
дящихся в собственности граждан, составила 35,5 тыс. га (16,9%). Площадь
земель, находящихся в собственности юридических лиц, увеличилась по сравне-
нию с 2012 годом на 2,5 тыс. га и составила 12,8 тыс. га, или 6,1%. Основные
изменения произошли в категории земель «земли сельскохозяйственного
назначения» в связи с предоставлением в собственность земельных участков
сельскохозяйственным предприятиям по Прионежскому муниципальному району
площадью 788 га (ОАО «Агрокомплекс им. Зайцева») и Медвежьегорскому му-
ниципальному району 1 309 га (муниципальное образование «Шуньгское сель-
ское поселение»). В собственности граждан и юридических лиц находятся
земельные участки общей площадью 56,8 тыс. га, из них 48,3 тыс. га (85%) -
земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения.
70
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельные
участки общей площадью 1,1 тыс. га, право собственности Республики Каре-
лия - на земельные участки общей площадью 12,1 тыс. га.
Рис. 1.22 Распределение по формам собственности земель
сельскохозяйственного назначения
Земли населенных пунктов. Из общей площади земель населенных пунк-
тов (75,4 тыс. га) в собственности граждан находится 5,3 тыс. га земель (7%),
в собственности юридических лиц - 2,0 тыс. га (2,7%), в государственной
и муниципальной собственности - 68,1 тыс. га (90,3%, Рис. 1.23). Кроме того,
право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земель-
ные участки общей площадью 3,8 тыс. га, право собственности Республики
Карелия - на земельные участки общей площадью 0,8 тыс. га, право собст-
венности муниципальных образований - на земельные участки общей пло-
щадью 0,3 тыс. га.
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятель-
ности, земель обороны, безопасности и земель иного специального наз-
начения. Из общей площади земель промышленности и иного специаль-
ного назначения (154,8 тыс. га) в собственности юридических лиц нахо-
дится 0,9 тыс. га (0,6%), в государственной и муниципальной собственно-
сти - 153,9 тыс. га (99,4%). Из всех земель промышленности и иного
специального, находящихся в государственной и муниципальной собствен-
ности, 57,3 тыс. га находится в собственности Российской Федерации,
из которых 45,1 тыс. га предоставлено юридическим лицам в постоянное
(бессрочное) пользование и 11,1 тыс. га - юридическим лицам в аренду.
Наибольший удельный вес земель, находящихся в собственности Россий-
ской Федерации, приходится на земли обороны и безопасности - 89,9 тыс. га
и земли транспорта - 33,6 тыс. га.
Право собственности Республики Карелия зарегистрировано на земельные
участки общей площадью 8,6 тыс. га, из которых 7,4 тыс. га предоставлено
юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование и 0,9 тыс. га -
юридическим лицам в аренду.
71
Рис. 1.23 Распределение по формам собственности
земель населенных пунктов
Земли особо охраняемых территорий и объектов. Из общей площади земель
особо охраняемых территорий и объектов (296, 0 тыс. га) в собственности юри-
дических лиц находится 0,3 тыс. га. Право собственности Российской Федерации
зарегистрировано на земельные участки общей площадью 293,4 тыс. га, что со-
ставляет 99,1% всех земель данной категории, право собственности Республики
Карелия - на земельные участки общей площадью 0,1 тыс. га.
Земли лесного фонда. Из общей площади земель лесного фонда
(14 535,7 тыс. га) право собственности Российской Федерации зарегистриро-
вано на земельные участки общей площадью 14 535,7 тыс. га, из которых
4 376,8 тыс. га предоставлено юридическим лицам в постоянное (бессрочное)
пользование и 2 543 тыс. га - юридическим лицам в аренду.
Земли водного фонда. Из общей площади земель водного фонда
(2 658,9 тыс. га) право собственности Российской Федерации зарегистриро-
вано на земельные участки общей площадью 1,1 тыс. га.
Земли запаса. Из общей площади земель запаса (120,9 тыс. га) право
собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельные участ-
ки общей площадью 0,1 тыс. га.
1.4.4. Правовое обеспечение земельных отношений
В течение 2012 года в Республике Карелия продолжалось реформирова-
ние земельных отношений в части совершенствования правового регулиро-
вания отношений собственности, рационального использования земельных
участков, стимулирования гражданско-правового оборота земельных уча-
стков, усиления государственного контроля за охраной и использованием зе-
мель, актуализации государственной кадастровой оценки земель. В настоя-
щее время, в условиях формирования земельного рынка в республике, важное
значение имеет нормативно-правовое регулирование экономических преобра-
зований, направленное на повышение эффективности землепользования, со-
вершенствование механизма реализации прав хозяйствующих субъектов на
землю и ее рациональное использование.
72
В целях обеспечения открытого доступа к сведениям о наличии объектов
недвижимого имущества, которые могут быть использованы в инвестицион-
ных (предпринимательских) целях в 2012 году было принято Постановление
Правительства Республики Карелия от 21.08.2012 № 261-П «Об утверждении
Порядка формирования и опубликования сведений об объектах недвижимого
имущества, которые могут быть использованы в инвестиционных (предприни-
мательских) целях». В 2012 году в целях достижения эффективного распоря-
жения земельными участками в районах Республики Карелия были приняты:
• Постановление Правительства Республики Карелия от 09.10.2012 № 306-П
«О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Карелия
от 30.06.2008 №125-П», предусматривающее увеличение в 1000 раз размера
арендной платы при предоставлении арендаторам земельных участков опре-
деленной категории без проведения торгов на право заключения договоров
аренды земельных участков (по информации Управления Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике
Карелия (далее - Управление) в феврале 2013 года решением Арбитражного
суда Республики Карелия данное Постановление было отменено)
• Закон Республики Карелия от 05.05.2012 № 1595-ЗРК «О внесении изменений
в ст. 1 Закона Республики Карелия «Об установлении цены земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже
их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений»
• Закон Республики Карелия от 27.11.2012 № 1646-ЗРК «О внесении
изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов)
на территории Республики Карелия»
• Закон Республики Карелия от 04.10.2012 № 1633-ЗРК «О внесении
изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия
на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 19.04.2012
№ 119-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Респуб-
лики Карелия от 25.11.2010 №274-П «О Государственном комитете Рес-
публики Карелия по управлению государственным имуществом и разме-
щению заказов для государственных нужд», которым были внесены изме-
нения в части осуществлений полномочий по распоряжению земельными
участками, находящимися в собственности Республики Карелия
Для обеспечения выполнения работ по экономическому обоснованию по-
рядка определения цены земельных участков при их продаже собственникам
зданий, строений, сооружений и установления арендной платы за земельные
участки, находящиеся в собственности Республики Карелия и государственная
собственность на которые не разграничена, решения организационных вопро-
сов и координации деятельности было принято Распоряжение Правительства
Республики Карелия от 26.04.2012 № 276р-П «О создании рабочей группы».
В целях соблюдения социальных гарантий для отдельных категорий лиц
в 2012 году на территории Республики Карелия были приняты следующие нор-
мативно-правовые акты:
• Закон Республики Карелия от 08.06.2012 № 1600-ЗРК «О внесении изме-
нений в ст. 4 Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении
в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуаль-
ного жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия»
73
З
акон Республики Карелия от 14.06.2012 № 1609-ЗРК «О внесении изме-
нений в Закон Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собст-
венность многодетным семьям земельных участков для индивидуального
жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 16.07.2012
№ 220-П «О признании утратившими силу отдельных постановлений Пра-
вительства Республики Карелия», которым было признано утратившим
силу, в том числе и Постановление Правительства Республики Карелия
от 31.01.2012 № 29-П «О Порядке рассмотрения заявлений о бесплатном
предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия
решений по ним»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 26.06.2012
№ 196-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Респуб-
лики Карелия от 23.07.2010 № 147-П «О Региональной адресной программе
по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необхо-
димости развития малоэтажного жилищного строительства на 2010 год»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 03.09.2012
№ 277-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Респуб-
лики Карелия от 13.10.2010 № 219-П «О финансированию работ по фор-
мированию земельных участков и проведению государственного кадаст-
рового учета таких земельных участков, а также обеспечению таких зе-
мельных участков объектами инженерной инфраструктуры в рамках реа-
лизации Региональной адресной программы по переселению граждан
из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития мало-
этажного жилищного строительства»
В 2012 году в целях осуществления государственной поддержки и субси-
дирования определенных сфер деятельности были приняты:
• Постановление Правительства Республики Карелия от 26.01.2012
№ 24-П «Об Условиях предоставления в 2012 году субсидий из бюджета
Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Рес-
публики Карелия»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 16.04.2012
№ 106-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Респуб-
лики Карелия от 26.01.2012 № 24-П»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 17.04.2012
№ 113-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Респуб-
лики Карелия от 05.02.2008 № 24-П «О предоставлении субсидий юриди-
ческим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципаль-
ным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия»
• Распоряжение Правительства Республики Карелия от 20.01.2012 № 23р-П
«Об одобрении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие
лесного хозяйства в Республике Карелия на 2012-2015 годы»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 26.06.2012
№ 200-П «О конкурсном отборе начинающих фермеров на право получе-
ния гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства
и единовременной помощи на бытовое обустройство»
74
В целях регулирования и контроля за использованием земель особо цен-
ных категорий в 2012 году были приняты:
• Закон Республики Карелия от 08.10.2012 № 1636-ЗРК «О внесении
изменений в Закон Республики Карелия «Об объектах культурного насле-
дия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации
в Республике Карелия»
• Закон Республики Карелия от 08.06.2012 № 1603-ЗРК «О внесении изме-
нений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах оборота земель
сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 25.06.2012
№ 192-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Респуб-
лики Карелия от 03.08.2010 № 161-П «О содержании ходатайства о пере-
воде земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель,
находящихся в собственности Российской Федерации, в земли других ка-
тегорий и составе прилагаемых к нему документов»
• Распоряжение Правительства Республики Карелия от 15.05.2012
№ 349р-П «Об одобрении Соглашения между Министерством сельского
хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Карелия
по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Сохране-
ние и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного
назначения и агроландшафтов как национального достояния России
на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» на 2012 год»
• Указ Главы Республике Карелия от 12.07.2012 № 92 «О внесении измене-
ний в отдельные указы Главы Республики Карелия», которым были внесены
изменения в Административный регламент исполнения государственной
функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального госу-
дарственного лесного надзора (лесной охраны), и в Административный рег-
ламент исполнения государственной функции по осуществлению на землях
лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах
• Приказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению
государственным имуществом и размещению заказов для государствен-
ных нужд от 20.06.2012 № 250 «Об утверждении Административного рег-
ламента Государственного комитета Республики Карелия по управлению
государственным имуществом и размещению заказов для государствен-
ных нужд по предоставлению государственной услуги по рассмотрению хо-
датайств заинтересованных лиц о переводе из одной категории в другую
земель (земельных участков), находящихся в собственности Республики
Карелия, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муни-
ципальной и частной собственности (земельных участков в составе таких
земель), а также земель (земельных участков), государственная собствен-
ность на которые не разграничена»
Кроме того, в целях соблюдения землепользователями режимов исполь-
зования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны
объектов культурного наследия Законом Республики Карелия от 18.12.2012
№ 1658-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об адми-
нистративных правонарушениях» были внесены изменения в статью 2.12
Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях».
75
Также для сокращения площади земельных участков, занятых под места
складирования отходов, было принято Распоряжение Правительства Респуб-
лики Карелия от 05.06.2012 № 389р-П «Об одобрении Долгосрочной инвести-
ционной программы обращения с отходами производства и потребления
Республики Карелия на 2012-2024 годы».
В целях обеспечения охраны растений и продукции растительного про-
исхождения от карантинных объектов на территории Республики Карелия Рас-
поряжение Правительства Республики Карелия от 09.10.2012 № 606р-П
«О карантине по повилике в границах установленных карантинных фитосани-
тарных зон». Также в отчетном периоде в Республике Карелия принимались
меры по нормативно-правовому обеспечению охраны земель под объектами
историко-культурного наследия в целях сохранения таких объектов. В указан-
ных целях в 2012 году были приняты следующие нормативно-правовые акты:
• Постановление Правительства Республики Карелия от 17.09.2012
№ 292-П «О государственном комплексном (ландшафтном) заказнике ре-
гионального значения «Заозерский» и признании утратившими силу неко-
торых нормативных правовых актов Республики Карелия»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 12.07.2012
№ 215-П «О государственном комплексном (ландшафтном) заказнике ре-
гионального значения «Кузова»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 21.12.2012
№ 402-П «О государственном ботаническом заказнике регионального
значения «Спасогубский» и внесении изменений в Постановление Совета
Министров Карельской АССР от 20.07.1984 № 276»
В области государственной кадастровой оценки в 2012 году были приняты
следующие нормативно-правовые акты:
• Постановление Правительства Республики Карелия от 05.06.2012
№ 175-П «О признании утратившими силу отдельных правовых актов Пра-
вительства Республики Карелия», которым были признаны утратившими
силу Постановление Правительства Республики Карелия от 26.06.2001
№ 130-П «Об организации работ по государственной кадастровой оценке
земель Республики Карелия» и Постановление Правительства Республики
Карелия от 02.10.2004 № 104-П «О внесении изменений в постановление
Правительства Республики Карелия «Об организации работ по государст-
венной кадастровой оценке земель Республики Карелия»
• Указ Главы Республики Карелия от 23.03.2012 № 18 «Об организации
работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости
в Республике Карелия»
• Распоряжение Главы Республики Карелия от 23.03.2012 № 70-р
«Об утверждении состава республиканской комиссии по координации
работ и рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки
объектов недвижимости»
В целях урегулирования процедуры выполнения государственной услуги
по выдаче квалификационных аттестатов лицам, прошедшим аттестацию
на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадаст-
ровым инженерам, был издан Приказ Государственного комитета Республики
Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов
76
для государственных нужд от 14.05.2012 № 196 «Об утверждении Администра-
тивного регламента Государственного комитета Республики Карелия по управ-
лению государственным имуществом и размещению заказов для государст-
венных нужд по предоставлению государственной услуги по выдаче квалифи-
кационных аттестатов лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квали-
фикационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам»,
устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной
услуги по выдаче квалификационных аттестатов лицам, прошедшим аттеста-
цию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым
к кадастровым инженерам.
В целях оптимизации и повышения качества предоставления и доступности
муниципальной услуги, создания комфортных условий для получения муници-
пальной услуги, определения порядка, сроков и последовательности действий
при предоставлении муниципальных услуг приняты следующие нормативно-
правовые акты:
• Постановление Администрации Петрозаводского городского округа
от 09.07.2012 № 3337 «Об утверждении административного регламента
Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению
муниципальной услуги «Предоставление земельных участков под строи-
тельство из состава земель, государственная собственность на которые
не разграничена или находящихся в собственности муниципального обра-
зования, юридическим лицам и гражданам»
• Постановление Администрации Петрозаводского городского округа
от 22.06.2012 № 3011 «Об утверждении административного регламента
Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению
муниципальной услуги «Приватизация муниципального имущества Петро-
заводского городского округа»
• Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа
от 02.07.2012 № 3174 «Об утверждении административного регламента
Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению
муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное
(бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, аренду
земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооруже-
ния, из состава земель, государственная собственность на которые не раз-
граничена или находящихся в собственности муниципального образования,
юридическим лицам и гражданам»
• Постановление Администрации Петрозаводского городского округа
от 25.06.2012 № 3023 «Об утверждении административного регламента
Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению
муниципальной услуги «Предоставление для целей, не связанных со строи-
тельством, земельных участков из состава земель, государственная собст-
венность на которые не разграничена или находящихся в собственности
муниципального образования, юридическим лицам и гражданам»
• Постановление Администрации Петрозаводского городского округа
от 14.02.2012 № 638 «Об утверждении административного регламента
Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению
муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градострои-
тельных планов земельных участков»
77
П
остановление Администрации Петрозаводского городского округа
от 06.03.2012 № 1034 «Об утверждении административного регламента
Администрации Петрозаводского городского округа по исполнению муни-
ципальной функции по муниципальному земельному контролю», в которое
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа
от 17.04.2012 № 1783 внесены изменения
• Постановление Администрации Петрозаводского городского округа
от 09.07.2012 № 3338 «Об утверждении административного регламента
Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению
муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для индиви-
дуального жилищного строительства»
Для предотвращения самовольной установки гаражей, павильонов, киос-
ков, лотков, торговых палаток и других нестационарных объектов на террито-
рии Петрозаводского городского округа, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федераль-
ного закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного ко-
декса Российской Федерации», статьями 1, 25 и 26 Земельного кодекса Рос-
сийской Федерации, ст. 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации,
было принято Постановление Администрации Петрозаводского городского
округа от 22.03.2012 № 1291 «О внесении изменений в Постановление Адми-
нистрации Петрозаводского городского округа от 25.04.2011 № 1417».
Постановлением Администрации муниципального образования «Медвежье-
горский муниципальный район» от 10.08.2012 № 1664 установлен перечень
случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на тер-
ритории Медвежьегорского муниципального района осуществляется исклю-
чительно на торгах.
В связи с протестом Прокурора Прионежского района Решением Совета
Прионежского муниципального района от 09.02.2012 № 6 «О внесении изме-
нений в решение XXV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального
района от 02.04.2009 № 13» внесены изменения, связанные с предоставле-
нием земельных участков в собственность или аренду.
1.4.5. Государственный кадастр недвижимости
Государственный кадастр недвижимости является федеральным госу-
дарственным информационным ресурсом, систематизированным сводом
сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон
о кадастре) недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении
Государственной границы Российской Федерации, о границах между
субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образова-
ний, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах
с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных
Законом о кадастре сведений.
В 2012 году полномочия органа кадастрового учета по ведению государст-
венного кадастра недвижимости (ГКН), государственному кадастровому учету
недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН,
78
в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о кадастре, Приказом Росреестра
от 11.03.2010 № П/93, Положением о Филиале Федерального государствен-
ного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федераль-
ной службы государственное регистрации, кадастра и картографии»
по Республике Карелия (далее - Филиал), утвержденным приказом ФГБУ
«ФКП Росреестра» от 25.10.2011 № 128, осуществлял Филиал.
В свою очередь, Управление в соответствии с Положением об Управлении,
утвержденным Приказом Росреестра от 19.04.2010 № П/160, осуществляет
функции контроля за деятельностью Филиала в части исполнения полномочий
органа кадастрового учета, т.ч. посредством проведения Управлением плано-
вых тематических проверок деятельности Филиала. В 2012 году осуществлено
3 таких проверки. В настоящий период приоритетной задачей совместной ра-
боты Управления и Филиала является повышение качества государственных
услуг, оказываемых Филиалом.
В 2012 году на постоянной основе была организована совместная работа
Управления и Филиала с устными обращениями заявителей в рамках «Прямой
телефонной линии», общественной приемной «Диалог», акций «День откры-
тых дверей» и «круглых столов» в целях оказания информационно-правовой
помощи населению республики.
С 2010 года на территории Республики Карелия, во исполнение Приказа
Росреестра от 29.12.2009 № 429, осуществлен переход к централизованному
ведению ГКН с использованием единой Автоматизированной информацион-
ной системы государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) на уровне
органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации, который
в настоящее время осуществляется Филиалом по всем кадастровым районам
Карельского кадастрового округа. С 2011 года Филиалом реализована
возможность внесения сведений из ЕГРП о зарегистрированных правах,
ограничениях (обременениях) на земельные участки в АИС ГКН в автомати-
ческом режиме. По состоянию на 1 января 2013 года ГКН содержит сведения
о 183 593 поставленных на государственный кадастровый учет земельных
участках, из которых в 2012 году поставлены на государственный кадастровый
учет 12 389 земельных участков.
В целях реализации положений Закона о кадастре и наполнению ГКН
сведениями о земельных участках на основе результатов кадастровых
работ, с 2011 года договоры подряда на выполнение кадастровых работ
в отношении земельных участков вправе заключать лица, имеющие дей-
ствующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, и которые
выбрали форму организации кадастровой деятельности в качестве инди-
видуального предпринимателя, либо юридические лица, имеющие в штате
не менее двух кадастровых инженеров. Создание института кадастровых
инженеров должно обеспечить развитие конкурентной среды на рынке
кадастровых работ, повысить качество кадастровых работ и оптимизиро-
вать цены на такие работы, поскольку с 1 января 2013 года кадастровые
инженеры вправе выполнять кадастровые работы не только в отношении
земельных участков, но и в отношении зданий, сооружений, помещений,
объектов незавершенного строительства.
79
1.4.6. Государственный мониторинг земель
Подготовка Доклада о состоянии и использовании земель в Республике
Карелия в 2012 году является частью работ по государственному мониторингу
земель, выполняемых Управлением, включающих решение следующих задач:
• своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих из-
менений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устра-
нению последствий негативных процессов
• информационное обеспечение деятельности по ведению государствен-
ного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного
контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области
управления земельными ресурсами, а также землеустройства
• обеспечение граждан информацией о состоянии земель
Выполнение работ по государственному мониторингу земель. При осу-
ществлении полномочий в сфере государственного мониторинга земель
Управление в 2012 году взаимодействовало с Министерством по природополь-
зованию и экологии Республики Карелия, Территориальным управлением Рос-
имущества в Республике Карелия, Государственным комитетом Республики
Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов
для государственных нужд, Управлением по недропользованию по Республике
Карелия, Администрацией Петрозаводского городского округа, Филиалом, ор-
ганами местного самоуправления муниципальных районов.
В рамках такого взаимодействия в Управление поступила информация
о предоставлении земельных участков, о переводе земельных участков
из одной категории в другую, об изменении вида разрешенного использования
земельных участков и форм собственности, о нарушенных землях. Результатом
мониторинга земель являются ежегодные статистические отчеты о наличии
земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям
и пользователям земель на территориях муниципальных районов и городских
округов (далее - Отчет) и обобщенного Отчета по республике в целом.
Данные, полученные Управлением в результате мониторинга земель,
используются для прогнозирования, принятия управленческих решений, ин-
формационного обеспечения деятельности органов государственной власти,
органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Также в целях
информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправле-
ния в адрес Глав администраций муниципальных районов и городских округов
республики Управлением были направлены сведения о наличии и распреде-
лении земель по категориям и формам собственности в разрезе районов
по состоянию на 01.01.2012. В 2013 году Управление планирует рассмотреть
вопрос об организации взаимодействия с Филиалом о возможности исполь-
зования сведений ГКН в целях актуализации информации в Отчете по состоя-
нию на 01.01.2014. Работы по мониторингу земель за счет средств региональ-
ных и местных бюджетов в 2012 году не выполнялись.
Анализ качественного состояния земель. Всего в республике площадь сель-
скохозяйственных угодий на землях сельскохозяйственного назначения и фонда
перераспределения земель по состоянию на 01.01.2013 составляет 145,5 тыс. га.
Общая площадь осушенных сельскохозяйственных угодий по всем категориям
земель в Республике Карелия составляет 61,3 тыс. га, в т. ч. 39,5 тыс. га пашни.
80
В связи с отсутствием финансирования работ по анализу и оценке каче-
ственного состояния земель республики уже более 20 лет не проводится
сплошное почвенное обследование. Следует отметить, что Управление рас-
полагает качественными данными об использовании земель сельскохозяй-
ственными предприятиями республики, составленными в
80-90-е годы
прошлого века. Они устарели и не отражают их фактическое состояние.
1.4.7. Землеустройство
В 2012 году Управление проводило активную разъяснительную работу
по вопросам проведения землеустройства с органами государственной власти
Республики Карелия, а также с органами местного самоуправления муници-
пальных районов республики в рамках организованных Управлением «круглых
столов» и межведомственных совещаний. Кроме того, вопросы проведения
землеустройства обсуждались на заседаниях Консультативного Совета
по взаимодействию с лицами, осуществляющими кадастровую деятельность
на территории Республики Карелия. В 2012 году в Управление поступило и было
рассмотрено десять обращений по вопросам проведения землеустройства.
Основными проблемами в сфере землеустройства является отсутствие
нормативно-правового обеспечения по ряду вопросов. К примеру, не опре-
делены предусмотренные Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ
«О землеустройстве» порядок согласования и утверждения землеустрои-
тельной документации, порядок осуществления государственной экспер-
тизы землеустроительной документации, а действующие до настоящего
времени в этой части нормативно-правовые акты противоречат положениям
иных документов того же уровня. Кроме того, не определен предусмотрен-
ный частью 1 статьи 46 Закона о кадастре состав и порядок предоставления
в орган кадастрового учета сведений о так называемых «ранее учтенных»
объектах землеустройства.
Несмотря на указанные выше проблемы нормативно-правового обеспече-
ния в сфере землеустройства, в рамках приемки землеустроительных дел
в государственный фонд данных, полученных в результате проведения земле-
устройства, Управление осуществляет их проверку на соответствие техниче-
ским условиям и требованиям проведения землеустройства.
Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в резуль-
тате проведения землеустройства. В 2012 году Управлением в государствен-
ный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства
(далее - госфонд данных), принято 109 землеустроительных дел, в том числе
93 дела по охранным зонам объектов электросетевого хозяйства филиала
ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», выполненные ЗАО «ЛИМБ»,
и 16 землеустроительных дел по зонам объекта культурного наследия феде-
рального значения «Ансамбль Кижского погоста» (о. Кижи), выполненные
ООО «Гипрозем» (для сравнения в 2011 году поступило всего 28 земле-
устроительных дел). По информации предоставленной Филиалом сведения
о 92 зонах с особыми условиями использования территорий внесены в ГКН,
во внесении сведений о 17 зонах отказано.
81
В 2012 году специалистами Управления было зарегистрировано 2 366
(в 2011 году - 3 045) заявлений о предоставлении в пользование документов
государственного фонда данных, полученных в результате проведения земле-
устройства, выдано в соответствии с заявлениями 3 475 документов (копий
документов) госфонда данных (в 2011 году - 5 308), рассмотрено 226 обра-
щений юридических лиц и граждан о предоставлении информации
из госфонда данных (в 2011 - 416), выдано в соответствии с обращениями
212 документов. Неисполнение 232 обращений связано в основном (около 200)
в связи с отсутствием в госфонде данных землеустроительных (межевых) дел,
запрашиваемых Филиалом. Наиболее востребованная документация, испра-
шиваемая заинтересованными лицами, - проекты землеустройства, земле-
устроительные дела, планово-картографический материал.
Контроль за проведением землеустройства, осуществление экспер-
тизы землеустроительной документации, исполнение обращений граж-
дан и юридических лиц по вопросам проведения землеустройства.
В 2012 году в Управление поступило одно обращение гражданина о проведе-
нии государственной экспертизы землеустроительной документации, которое
было отклонено, поскольку при рассмотрении обращения было установлено,
что оно касается экспертизы материалов кадастровых работ. Обращений
о проведении федерального государственного надзора в области земле-
устройства в Управление не поступало.
1.4.8. Государственный земельный контроль
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Республике Карелия (далее - Управление). Государственный
земельный надзор является важным звеном в системе государственного
управления земельными ресурсами и проводится для недопущения нанесения
земельным ресурсам Российской Федерации ущерба от хозяйственной дея-
тельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами. Целью
государственного земельного надзора является обеспечение установленного
правового режима использования земель всех категорий. В силу требований
ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земель-
ный надзор осуществляется специально уполномоченными государственными
органами за соблюдением земельного законодательства, требований охраны
и использования земель организациями независимо от их организационно-
правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными
лицами, а также гражданами.
В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным Постановле-
нием Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, функции
по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Рос-
реестр и его территориальные органы.
Положение о государственном земельном контроле, утвержденное Постанов-
лением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 (далее - Поло-
жение), устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзо-
ра уполномоченными должностными лицами Росреестра и его территориальных ор-
ганов. Положение также определяет полномочия и права уполномоченных должност-
ных лиц при проведении мероприятий по соблюдению земельного законодательства.
82
В Управлении осуществление мероприятий по государственному земель-
ному надзору отнесено к компетенции отдела государственного земельного
надзора и уполномоченных должностных лиц территориальных отделов Управ-
ления, расположенных в муниципальных образованиях Республики Карелия.
Государственный земельный надзор осуществляется должностными лицами,
являющимися главными, заместителями главных, государственными земель-
ными инспекторами по использованию и охране земель Республики Карелия
или соответствующих муниципальных образований республики (далее - долж-
ностные лица).
Приказом Управления от 15.05.2012 № 127 утвержден список должностных
лиц Управления, уполномоченных осуществлять государственный земельный
надзор на территории Республики Карелия.
На территории Республики Карелия в 2012 году в отношении юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей из запланированных 176 мероприя-
тий по осуществлению государственного земельного надзора проведено
156 плановых выездных проверок соблюдения земельного законодательства.
На предмет исполнения предписания об устранении нарушения земельного
законодательства Управлением проведено 37 внеплановых выездных прове-
рок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В отношении физических лиц в 2012 году из запланированных 1 836 меро-
приятий по осуществлению государственного земельного надзора проведено
1 677 плановых выездных проверок соблюдения земельного законодатель-
ства. Причины отмены 159 плановых проверок: смерть проверяемого лица,
переход права на земельный участок другому лицу на законных основаниях,
не представляется возможным уведомить проверяемое лицо о проведении
запланированной проверки.
Всего в течение 2012 года Управлением было проведено 2 768 проверок
соблюдения земельного законодательства, что на 670 проверки больше
в сравнении с 2011 годом (2 098) и на 1 253 проверки больше в сравнении
с 2010 годом (1 515) и на 1 278 проверок больше в сравнении с 2009 годом
(980). В процентном соотношении это на 32% больше, чем в 2011 году
и на 83% больше, чем в 2010 году и на 93% больше, чем в 2009 году. Увеличе-
ние количества проверок обусловлено, прежде всего, увеличением заплани-
рованных проверок в ежегодных планах и увеличением внеплановых
проверок, что связано с увеличением поступивших обращений и увеличением
количества вынесенных предписаний об устранении нарушений земельного
законодательства (в том числе повторных).
Из 2 768 проведенных в 2012 году проверок соблюдения земельного зако-
нодательства количество проведенных плановых составило 1 813, внеплано-
вых 955. Из 2 098 проведенных в 2011 году проверок соблюдения земельного
законодательства количество проведенных плановых проверок составило
1 746, внеплановых 352. Из 1 515 проведенных в 2010 году проверок соблю-
дения земельного законодательства количество проведенных плановых
составило 1 338, внеплановых 177. Из 980 проведенных в 2009 году проверок
соблюдения земельного законодательства количество проведенных плановых
составило 842, внеплановых 138. Таким образом, за предыдущие три года про-
слеживается динамика в сторону увеличения общего количества проверок,
причем как плановых, так и внеплановых.
83

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..