Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год) - часть 15

 

 

новками. В зависимости от расстояния до крытой площадки машина размещается в
прилотковой полосе или непосредственно перед навесом на тротуаре.
Для выполнения этих операций всасывающий шланг оборудуется специаль-
ным щелевым насадком, обеспечивающим увеличение ширины убираемой полосы.
Насадком обрабатываются места скопления загрязнений, располагающиеся под ска-
мейками и в местах стыка покрытия со стенками навеса.
Уборка урн и приствольных решеток
Уборка урн, расположенных на остановках пассажирского транспорта, произ-
водится всасывающим шлангом без щелевого насадка путем опускания шланга в
сборник урны. Загрязнения, превышающие диаметр всасывающего шланга, поме-
щают в бункер машины через контрольный люк. Загрязнения, попадающие через
решетки на приствольный грунт деревьев, убираются также при помощи всасываю-
щего шланга подметально-уборочной машины. Всасывающий шланг без щелевого
насадка подводится к решетке так, чтобы обрез наконечника шланга плотно приле-
гал непосредственно к ее верхней плоскости, и перемещается вручную по всей по-
верхности решетки, отсасывая загрязнения, расположенные под решеткой.
Организация работ зимнего содержания территорий
Основной задачей зимней уборки дорожных покрытий является обеспечение
нормальной работы транспорта и движения пешеходов. Сложность организации
уборки связана с неравномерной загрузкой парка снегоуборочных машин, завися-
щей от интенсивности снегопадов, их продолжительности, количества выпавшего
снега, а также от температурных условий.
Зимнее содержание дорог:
изготовление, установка, устройство и ремонт постоянных снегозащитных
сооружений (заборов, панелей, навесов грунтовых валов и др.), уход за снегоза-
щитными сооружениями;
изготовление, установка (перестановка), разборка и восстановление времен-
ных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.);
создание снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной
полосе и их периодическое обновление;
патрульная снегоочистка дорог, расчистка дорог от снежных заносов, уборка
и разбрасывание снежных валов с обочин; профилирование и уплотнение снежно-
го покрова на проезжей части дорог низких категорий;
регулярная расчистка от снега и льда автобусных остановок, павильонов,
площадок отдыха и т.д.;
очистка от снега и льда всех элементов мостового полотна, а также зоны со-
пряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных
строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных
сходов;
борьба с зимней скользкостью;
восстановление существующих и создание новых баз противогололедных
материалов, устройство подъездов к ним;
приготовление и хранение противогололедных материалов;
226
устройство и содержание верхнего слоя покрытия с антигололедными свой-
ствами;
устройство и содержание автоматических систем раннего обнаружения и
прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распреде-
ления антигололедных реагентов на мостах, путепроводах, развязках в разных
уровнях и т.д.;
борьба с наледями, устройство противоналедных сооружений, расчистка и
утепление русел около искусственных сооружений; ликвидация наледных образо-
ваний.
Технология зимней уборки дорог основана на комплексном применении
средств механизации и химических веществ, что является наиболее эффективным и
рациональным в условиях интенсивного транспортного движения.
Перечень операции и машин, применяемых при зимней уборке, приводится в
таблице 6.4.
Таблица 6.4. Перечень операции и машин, применяемых при зимней уборке
Операция
Машина
Борьба со снежно-ледяными образованиями
Распределитель технологических
Распределение технологических материалов
материалов
Сгребание и сметание снега
Плужно-щеточный снегоочиститель
Скалыватель- рыхлитель, автогрей-
Скалывание уплотненного снега и льда
дер
Сгребание и сметание скола
Плужно-щеточный снегоочиститель
Удаление снега и скола
Перекидывание снега и скола на свободные площади
Роторный снегоочиститель
Сдвигание
Плуг-совок
Погрузка снега и скола в транспортные средства
Снегопогрузчик
Вывоз снега и скола
Самосвал
Территории зимой убирают в два этапа:
Расчистка проезжей части и проездов;
Удаление с проездов собранного в валы снега.
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобиль-
ных дорог, а также улиц и дорог населенных пунктов с учетом их транспортно-
эксплуатационных характеристик приведены в таблице 6.5.
227
Таблица 6.5. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для
автомобильных дорог, а также улиц и дорог населенных пунктов с учетом их транспортно-
эксплуатационных характеристик
Группа дорог и улиц по их
Нормативный срок ликви-
транспортно-
дации зимней скользкости
эксплуатационным характе-
и окончания снегоочистки,
ристикам
час.
Группа А
4
Группа Б
5
Группа В
6
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее
обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки с момента оконча-
ния снегопада или метели до момента завершения работ.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть прове-
дены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках
для стоянки и остановки транспортных средств.
В населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осу-
ществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада
или метели в сроки, приведенные в таблице 6.6.
Таблица 6.6. Время проведения уборки тротуаров в зависимости от интенсивности
движения пешеходов
Интенсивность движения
Время проведения работ,
пешеходов, чел/час
ч. не более
более 250
1
от 100 до 250
2
до 100
3
Требования к сооружениям свалок для снега
Так как стоимость вывоза снега резко возрастает при увеличении расстояния
до места складирования, необходимо иметь разветвленную сеть снежных свалок,
число которых должно быть экономически обоснованным.
Есть несколько вариантов организации свалок для снега:
1. Сухие снежные свалки должны удовлетворять таким основным требованиям:
участок должен иметь планировку с приданием уклонов к водостокам, лоткам,
канавам-кюветам, закрытым водостокам с водоприемными колодцами, которые
исключают возможность подтопления в период весеннего снеготаяния и кратко-
временных оттепелей; иметь подъезды с усовершенствованным покрытием;
устройство въездов и выездов на площадку свалки должно обеспечивать
нормальное маневрирование автомобилей-самосвалов;
быть освещенными для работы в ночное время;
иметь отапливаемое помещение для обслуживающего персонала.
228
2. Речные свалки, как правило, размещают на набережных рек вблизи сбросов теп-
лых вод от теплоэлектроцентралей либо других промышленных предприятий, чтобы
в районе сброса снега не образовался лед.
Снег в реки сбрасывают со специальных погрузочных эстакад постоянного
или временного (сборно-разборного) типа.
3. При устройстве речных свалок необходимо выполнять основные требования:
обеспечивать разбивку льда в течение всего периода ледостава в местах
сброса снега;
поддерживать полыньи в местах свалки;
иметь освещение свалки для производства работ в ночное время.
4. При разгрузке нескольких автомобилей расстояние между ними на месте выгруз-
ки должно быть не менее 0,5 м.
Водители автомобилей при въезде на свалку обязаны выполнять указания мас-
теров, бригадиров и рабочих свалки. Въезжать на свалку следует на малой скорости.
Нельзя допускать ударов колес автомобилей о предохранительное устройство (бру-
сья). Находиться пассажирам в кабине автомобиля при разгрузке снега категориче-
ски запрещается. При подъезде к ограничительному брусу водитель обязан открыть
левую дверцу кабины.
5. Учет объема вывезенного снега ведет дежурный по свалке, который выдает тало-
ны водителям автотранспорта. По этим талонам предприятия по уборке производят
расчет с организацией, выделяющей самосвалы для вывоза снега.
6. Для регистрации работы свалки и передачи смен необходимо иметь журнал прие-
ма-сдачи дежурства по свалке. Принимающий смену обязан лично проверить со-
стояние креплений, всех узлов и оградительных устройств и результаты осмотра за-
нести в сменный журнал.
7. Свалка должна быть снабжена спасательным, оградительным и другим инвента-
рем в соответствии с табелем оснащенности. Передачу имеющегося на свалке ин-
вентаря производят по сменам под расписку в специальном журнале.
Возможен вариант использования снегоплавильных установок. Принцип рабо-
ты установок для плавления снега:
Составной частью установки являются теплогенерирующий агрегат (газовая
или дизельная горелка), расположенный в отдельном корпусе; емкость для загрузки
снега; зона фильтрации и слива талой воды.
Поток горячих отработавших газов от теплогенерирующего агрегата направ-
ляется непосредственно по теплообменнику змеевидной формы, установленному
горизонтально относительно емкости для снега. Нагретый газ, двигаясь в турбу-
лентном потоке, создаваемом благодаря особенностям внутренней конструкции те-
плообменника, нагревает стенки теплообменника, которые передают тепло воде
(снегу), находящемуся вокруг теплообменника.
Нагретые слои воды создают восходящий поток, который переносит теплую
воду и передает тепло загруженному снегу. Для повышения эффективности смеши-
вания потоков и соответственно передачи тепла от нагретых слоев в установке ис-
пользована система принудительной подачи талой нагретой воды (насосы и система
орошения).
229
Талая вода через переливное отверстие переливается в зону фильтрации, где
происходит частичная очистка воды от твердых примесей (песка, мелкого мусора).
Отвод талой воды осуществляется через сливную трубу в ливневую канализацию.
Осадок песка ложится на дно емкости плавления. После цикла работы емкость очи-
щается от осадка через герметичные люки, находящиеся на тыльной стороне уста-
новки рядом со сливом.
На рисунке 6.4 представлена схема работы снегоплавильной установки.
Рис. 6.4. Схема работы снегоплавильной установки
Таким образом, основные требования к организации работ плавления снега состав-
ляют:
1) Электропитание 220 или 380 В.
2) Подключение к газовой магистрали для станций с газовыми горелками.
3) Обеспечение стока талой воды.
Мощность снегоплавильных установок может составлять от 2 куб.метров в час и до
250 куб. метров снега в час.
Базы для приготовления и складирования технологических материалов
При организации баз для технологических материалов следует помнить, что
используются базы во время сильных снегопадов, поэтому они должны иметь удоб-
ный подъезд.
Выбор площадки для устройства баз обусловливается наличием свободной
площади, условиями планировки и принятым способом доставки технологических
материалов (по железной дороге, автотранспортом, баржами), обеспечением мини-
мума холостых пробегов распределителей. Базы следует размещать на площадках,
где отсутствуют грунтовые воды.
Базы для приготовления и складирования технологических материалов долж-
ны иметь асфальтированные площадки.
Для производства погрузочных работ на базе должна быть организована круг-
лосуточная работа машин и механизмов. Машины и механизмы, занятые на работах
по приготовлению технологических материалов, должны проходить ежедневное об-
230
служивание, включающее внешний контроль, уборку, тщательную мойку горячей и
холодной водой и т.п.
Емкость баз по приготовлению и хранению противогололедных материалов
должна быть рассчитана с коэффициентом запала 1,2 - 1,3 от ежегодного заготов-
ляемого объема материалов.
База располагается на территории МУП
«Коммунальщик» по адресу г.
Мценск, ул. Советская, 43.
Сгребание и подметание
Сгребание и подметание снега производится плужно-щеточным снегоочисти-
телем после обработки дорожных покрытий противогололедными материалами од-
ной машиной или колонной машин, в зависимости от ширины проезжей части авто-
дороги с интервалом движения 15-20 м. Ширина полосы, обрабатываемой одной
машиной (ширина захвата) при снегоуборке - 2.5 м. При обработке поверхности ко-
лонной машин, идущих «уступом», ширина захвата одной машины сокращается до
2 м.
Очистка части улиц до асфальта одними снегоочистителями может быть обес-
печена только при сравнительно малой интенсивности движения транспорта (не бо-
лее 100 маш./час), а также при снегопадах интенсивностью менее 0,5 мм/час убира-
ют без применения химических материалов путем сгребания и сметания снега
плужно-щеточными снегоочистителями.
Число снегоочистителей зависит от ширины улиц, т.е. для предотвращения
разбрасывания промежуточного вала и прикатывания его колесами проходящего
транспорта за один проезд должна быть убрана половина улицы.
На улицах с двусторонним движением первая машина делает проход по оси
проезда, следующие двигаются уступом с разрывом 20-25 м. Полоса, очищенная
идущей впереди машиной, должна быть перекрыта на 0,5-1,0 м (рисунок 6.5).
направление движения плужно-щеточных снегоочистителей
направление движения роторного снегоочистителя
Рис. 6.5. Схема расчистки проезжей части улиц колонной плужно-щеточных снегоочистите-
лей и складирование снега в лотке
Работы по сгребанию и подметанию снега следует выполнять в сжатые сроки
в течение директивного времени. В зависимости от интенсивности снегопада и ин-
тенсивности движения транспорта директивное время на сгребание и подметание
рекомендуется принимать следующим (таблица 6.7).
231
Таблица 6.7. Директивное время сгребания и подметания снега
Интенсивность движения,
Интенсивность снегопа-
машин/час
да, мм/ч
Директивное время, ч
Менее 120
Менее 30
2
Менее 120
Более 30
1,5
Более 120
Менее 30
3
Более 120
Более 30
1,5
Перекидка снега роторными очистителями
Перекидывание снега шнекороторными снегоочистителями применяют на на-
бережных рек, загородных и выездных магистралях, а также на расположенных
вдоль проездов свободных территориях.
Вал снега укладывают в прилотковой части дороги. Во всех случаях, где это
представляется возможным, для наилучшего использования ширины проезжей час-
ти, а также упрощения последующих уборочных работ вал снега располагают по се-
редине двустороннего проезда (рисунок 6.6).
направление движения плужно-щеточных снегоочистителей
направление движения роторного снегоочистителя
направление отбрасывания снега роторным снегоочистителем
Рис. 6.6. Схема расчистки проезжей части улиц колонной плужно-щеточных снегоочистите-
лей и перекидывание снега роторным снегоочистителем
При выполнении снегоочистительных работ особое внимание следует уделять
расчистке перекрестков и остановок транспорта. При расчистке перекрестков маши-
на движется перпендикулярно валу, а при расчистке остановок и подъездов - сбоку,
захватывая лишь его часть. Число проходов машины зависит от площади попереч-
ного сечения вала. Собранный снег сдвигается в расположенный рядом вал или на
свободные площади.
На насаждения и газоны разрешается перекидывать только свежевыпавший
снег. При перекидке снега на проездах с насаждениями должно быть исключено по-
вреждение деревьев и кустарников, при этом применяются дополнительные насадки
и желоба с направляющими козырьками, отрегулированными для каждого участка
232
дорог. Это обеспечивает укладку перекидываемого снега на узкой полосе между
проезжей частью и насаждениями, или даже пересадку его через ряд кустарников,
обеспечивая их сохранность.
Таблица 6.8. Рекомендуемые сроки вывоза снега
Слой снега, см в сутки
I категория дорог
II категория дорог
III категория дорог
до 6
2-3 час
3-4 час
4-6 час
до 10
3-4 час
4-6 час
5-8 час
до 15
4-6 час
5-8 час
6-10 час
Удаление уплотненного снега и льда
Своевременное удаление снега и скола обеспечивает нормальную пропускную
способность улиц и, кроме того, уменьшает возможность возникновения снежно-
ледяных образований при колебаниях температуры воздуха.
При большей интенсивности движения, как правило, нельзя предотвратить
образования уплотненного снега.
Состав работ по удалению уплотненного снега и льда:
Скалывание уплотненного снега и снежной корки в лотках.
Сгребание скола с очищенной полосы. Эта операция производится частично
при сгребании и подметании снега и скола. Однако, формирование валов требует
применения дополнительной техники - автогрейдеров и бульдозеров. Автогрейдеры
должны быть снабжены специальным ножом гребенчатой формы, или скалывателя-
ми-рыхлителями. Сгребание снега следует производить:
в прилотковую часть проезда;
на площади, свободные от застройки, зеленых насаждений и движения транс-
портных средств, до конца зимнего сезона;
на разделительную полосу;
можно ссыпать в люки обводненной дождевой или хозяйственно-фекальной
канализации.
Удаление снега и скола собранного в валы и кучи. В транспортные средства
снег грузят снегопогрузчиками или роторными снегоочистителями в следующем
порядке. Снегопогрузчик движется вдоль прилотковой части улицы в направлении,
противоположном движению транспорта. Находящийся под погрузкой самосвал
также движется задним ходом за погрузчиком. Движение самосвала задним ходом и
работа погрузчика создают повышенную опасность для пешеходов. В связи с этим в
процессе погрузки около снегопогрузчика должен находиться дежурный рабочий,
который руководит погрузкой и не допускает людей в зону работы машины. Рабо-
чие, обслуживающие снегопогрузчики, должны быть одеты в специальные жилеты.
При погрузке снега роторными снегоочистителями опасность работы повышается,
так как снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом в направлении
движения транспорта, сужая проезжую часть улицы. Роторный снегоочиститель об-
служивает один рабочий, ответственный за безопасность проведения работ. После
загрузки самосвал вливается в общий поток транспорта, не мешая ему.
233
Снег и уличный смет, содержащие хлориды, должны вывозиться до начала
таяния. Снежно-ледяные образования, остающиеся после прохода снегопогрузчи-
ков, должны быть в кратчайшие сроки удалены с поверхности дорожного покрытия
с помощью скалывателей - рыхлителей или путем использования различных хими-
ческих материалов.
Формирование снежных валов НЕ допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорож-
ных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повы-
шенным бордюром;
на площади зеленых насаждений;
на тротуарах.
Обработка дорожных покрытий противогололедными материалами и специ-
альными реагентами для предотвращения уплотнения снега
Химические вещества при снегоочистке препятствуют уплотнению и прика-
тыванию свежевыпавшего снега, а при возникновении снежно-ледяных образований
снижают силу смерзания льда с поверхностью дорожного покрытия.
Специальные химические реагенты для предотвращения уплотнения снега ре-
комендуется применять:
При большей интенсивности движения, когда, как правило, нельзя предотвра-
тить образования уплотненного снега без применения химических материалов на
покрытиях дорог.
В особых эксплуатационных условиях (подъемы дорог, подъезды к мостам,
туннелям и т. п.), когда требуется повысить коэффициент сцепления колес транс-
портных средств с дорожным покрытием.
Для борьбы с гололедом применяют профилактический метод, а также метод
пассивного воздействия, способствующий повышению коэффициента сцепления
шин с дорогой, покрытой гололедной пленкой. Предпочтительно использовать про-
филактический метод, но его применение возможно только при своевременном по-
лучении сводок метеорологической службы о возникновении гололеда. После полу-
чения сводки необходимо обработать дорожное покрытие химическими реагентами.
Чтобы реагенты не разносились колесами транспортных средств, их разбрасывают
непосредственно перед возникновением гололеда. При такой обработке ледяная
пленка по поверхности дорожного покрытия не образуется, дорога делается лишь
слегка влажной.
Для устранения гололеда дорожное покрытие обрабатывают противогололед-
ными препаратами.
Обработка дорожных покрытий при профилактическом методе борьбы с голо-
ледом: начинают с улиц с наименьшей интенсивностью движения, т.е. улиц групп Б
и В, а заканчивают на улицах группы А. Такой порядок работы в наилучшей степени
способствует сохранению реагентов на поверхности дороги.
234
Обработку дорог, покрытых гололедной пленкой, начинают с улиц группы А
категории, затем посыпают улицы групп Б и В. Параллельно необходимо проводить
внеочередные работы по выборочной посыпке подъемов, спусков, перекрестков,
подъездов к мостам и туннелям. Продолжительность обработки всех улиц группы А
не должна превышать одного часа. Для ускорения производства работ по борьбе с
гололедом следует обрабатывать дороги только в полосе движения, на которую
приходится примерно 60...70% ширины проезжей части улицы.
Выбор реагента для борьбы с гололедом
При борьбе с гололедом или с образованием снежно-ледяных накатов широко
применяют химические реагенты, водные растворы которых замерзают при низких
температурах. Температурные условия определяют выбор материалов. Хлорид на-
трия - бесцветное кристаллическое вещество хорошо растворяется в воде (35,7 кг в
100 кг воды при 10 °С), плотность 2165 кг/м 3.
Хлорид натрия слеживается, поэтому Академией им. К.Д. Памфилова было
предложено добавить к нему до 10 % более гигроскопичного хлорида кальция, при-
сутствие которого резко снижает слеживаемость смеси. Эта смесь получила назва-
ние неслеживающейся.
Хлорид калия, изредка используемый в качестве реагента, характеризуется
сравнительно высокой растворимостью (34,2 кг в 100 кг воды при 20 °С), имеет эв-
тектическую температуру всего -10,6 °С при концентрации 24,5 кг в 100 кг воды.
Эта эвтектическая температура недостаточна для обеспечения быстрого и полного
плавления снежно-ледяных образований.
Нитрат кальция, входящий в состав ингибитора (замедлителя) коррозии ста-
ли — нитрит нитрата кальция (ННК), - имеет эвтектическую температуру -29 °С
при концентрации нитрата кальция 77 кг в 100 кг воды, плотность 1820 кг/м3. Нит-
рат кальция гигроскопичен. Используется не только в составе ННК для ингибирова-
ния, но и в составе комплексного соединения с мочевиной (НКМ) в соотношении
1:4 по молекулярной массе для борьбы со снежно-ледяными образованиями на аэ-
родромах. Эвтектическая температура НКМ - 28 °С. Он не гигроскопичен и не сле-
живается.
Нитрит кальция - основной ингибитор коррозии в составе нитрит нитрата
кальция - имеет эвтектическую температуру -20 °С при концентрации 52 кг в 100 кг
воды. При его введении в хлорид кальция при концентрации ННК до 10% получаю-
щийся реагент - нитрит-нитрат-хлорид кальция (ННХК), который удается чешуиро-
вать и выпускать в виде неслеживающегося продукта.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ в зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий
поваренной солью (NaCl).
Рекомендуется использование гранулированного хлорида кальция. Предна-
значен для обработки дорог и улиц, пешеходных зон и тротуаров в любом диапазоне
температур до -30°С. Раствор хлористого кальция имеет самую низкую температу-
ру замерзания - 51°С при концентрации 29,5 %, тогда как хлористый натрий - при -
21,1°С
(концентрация 23,3 %), хлористый магний при - -33,5°С (концентрация
21,0 %).
235
Реагенты, содержащие хлористый кальций, при растворении выделяют тепло.
Плавление льда хлористым кальцием это экзотермическая реакция. Большинство
других реагентов выбирают тепло из окружающей атмосферы во время плавления
льда. Это эндотермическая реакция. В практических условиях, если температура
опускается гораздо ниже температуры замерзания, скорость поглощения тепла из
льда и снега замедляется до такого момента, когда эндотермические противоголо-
ледные реагенты с трудом могут создавать рассол. Когда нет рассола - нет эффекта
от реагента. Поэтому хлористый натрий работает только до -6-8°С.
При определении нормы распределения расчет ведут на сухое вещество. Рас-
твор можно распределять по дорожному покрытию с помощью специально обору-
дованных поливомоечных машин.
Хлористый кальций может применяться в виде раствора для профилактики
обледенения и в сухом виде для борьбы с гололедом, льдом и снегом. Процесс плав-
ления происходит с высокой скоростью.
*ППС - пескосоляная смесь.
**ПГС - песчано-гравийная смесь.
Рис. 6.7. Классификация противогололедных материалов
Таблица 6.9. Расход реагента в интервале температур для предотвращения образова-
ния гололеда
Температура, °С
До -4
До -8
До -12
До -16
До -20
Хлористый каль-
15
35
45
55
65
ций, грамм/м2
Данный реагент используется в Европейских странах и сравнительно недавно поя-
вился на рынке России. Химический реагент изготовлен в соответствии с междуна-
родным стандартом SNS-EN ISO 9001: 2000, отличается длительным эффектом воз-
действия и соответствует современным требованиям безопасности.
236
Способы борьбы с зимней скользкостью
При зимнем содержании автомобильных дорог применяют химический, ком-
бинированный, фрикционный и физико-химический способы борьбы с зимней
скользкостью.
Химический способ основан на использовании химических материалов, обла-
дающих способностью приконтакте со снежно-ледяными отложениями переводить
их в раствор, не замерзающийпри отрицательных температурах.
При химическомспособе распределяют чистые ПГМ в твердом или жидком
виде, с целью предупреждения(профилактический метод) образования зимней
скользкости или ликвидации уже образовавшихсяснежно-ледяных отложений
(снежный накат, стекловидный лед).
Применяютхимический способ в различных регионах на дорогах I - II катего-
рий, а также сучетом народнохозяйственного и социального значения дороги.
Комбинированный способ(химико-фрикционный) предусматривает совмест-
ное применение химических ифрикционных ПГМ.
Комбинированный способприменяют при необходимости ликвидации снеж-
но-ледяных отложений и повышениякоэффициента сцепления на них. При приме-
нении этого способа результат борьбы сзимней скользкостью получается такой же,
как и при использовании химическихПГМ.
Фрикционный способприменяют на дорогах (участках) III - IV - V категорий,
а также надорогах, расположенных в регионах с продолжительными и устойчивыми
низкимитемпературами (ниже -20 - -25°С), или где использование отдельных хими-
ческихПГМ запрещено.
Физико-химический способ заключается в придании противогололедных
свойств асфальтобетонному покрытию путем введения в асфальтобетонную смесь
антигололедного наполнителя «Грикол», который на поверхности покрытия создает
гидрофобный слой, снижающийадгезию снежно-ледяных отложений к покрытию
или предотвращающий их образование.
Применяют этот способ научастках дорог, подверженных частому гололедо-
образованию (участках в горнойместности, у водоемов, ТЭЦ, на мостах, путепрово-
дах, эстакадах и др.).
«Грикол» представляет собой тонкодисперсный порошок от светло-серого до
темно-серого цвета, растворимый вводе, спирте, не смешивается с углеводородами.
По своим физико-химическимпоказателям должен удовлетворять ТУ 5718-003-052-
04773-95 «Антигололедный наполнитель «Грикол».
6.2. Количество технологических материалов, спецмашин и оборудования
Классификация подметально-уборочных машин
Подметально-уборочные машины предназначены для удаления загрязнений с
твердых дорожных и аэродромных покрытий, очистки территорий, сбора и транс-
портирования смета. Загрязнения на дорожном покрытии увеличивают проскальзы-
вание колес автомобильного транспорта, особенно в сырую погоду. Качественная
237
очистка дорожных покрытий может повысить коэффициент сцепления колес с доро-
гой на 12 -15 % и среднюю скорость движения транспорта, снизить непроизводи-
тельные потери энергии на пробуксовывание колес. В загрязнениях на поверхности
дороги 10 - 40 % составляют мелкодисперсные пылеватые частицы, которые при
движении транспорта взвешиваются в воздухе, преимущественно на высоте до 1,5 -
2 м. Скорость осаждения частиц диаметром 0,1 мм составляет 0,3 м/с, а диаметром
10-3 мм уменьшается до 3×10-5 м/с. Запыленность воздуха над дорогой существенно снижает
долговечность автомобильных двигателей и ухудшает санитарно-гигиенические до-
рожные условия. Современные подметально-уборочные машины должны обеспечи-
вать также обеспыливание воздушной среды в полосе дороги.
Классификация подметально-уборочных машин показана на рис. 6.8. Подме-
тальные машины отделяют и перемещают смет без его подборки косоустановленной
цилиндрической щеткой в сторону от направления движения машины. Поэтому их
используют преимущественно для подметания внутридворовых территорий и для
уборки снега в зимний период.
Рис. 6.8. Классификация подметально-уборочных машин
Более высокое качество очистки обеспечивают вакуумно-уборочные машины,
оснащенные вакуумным подборщиком и пневматической системой транспортирова-
ния смета в бункер-накопитель, и вакуумно-подметальные машины, на которых ва-
куумный подборщик используют в комбинации с подметальными щетками. По ка-
честву очистки вакуумно-подметальные машины имеют преимущество, так как
щетки эффективно подают смет в вакуумный подборщик. Однако вакуумно-
уборочные машины могут работать на более высоких скоростях с большей произво-
238
дительностью, поскольку скорость их движения не ограничена максимальной ско-
ростью взаимодействия ворса щеток с дорогой. Мощные вакуумно-уборочные ма-
шины применяют для летней очистки аэродромов наряду со струйными уборочными
машинами, оснащенными газоструйным соплом и аналогичным по конструкции га-
зоструйным снегоочистителем. Общим недостатком машин с вакуумным подбор-
щиком или газоструйным соплом является высокая энергоемкость рабочего процес-
са.
Рабочими органами подметально-уборочных машин бывают цилиндрические,
конические (лотковые) и ленточные щетки. Цилиндрические щетки диаметром ок-
ружности вращения до 1 м имеют горизонтальную ось вращения. Конические (лот-
ковые) щетки с расположением ворса по образующей поверхности конуса с углом
при вершине примерно 60° и осью вращения, наклоненной под углом 5 - 7° к верти-
кали, предназначены для направленного отброса смета. Наименее распространены
вследствие малой надежности и эффективности ленточные щетки в виде бесконеч-
ной цепи с закрепленными на ней щеточными секциями, которые одновременно с
отделением смета от дороги транспортируют его в бункер.
На малогабаритных машинах для уборки тротуаров, особенно с навесным и
прицепным рабочим оборудованием, используют одноступенчатую систему транс-
портирования смета в бункер непосредственно ворсом щетки - прямым забросом
или когда бункер расположен позади щетки (рис. 6.9), обратным забросом «через
себя». Для этих способов характерна малая вместимость бункера (до 1 м3). Кроме
того, последний способ требует более высокой окружной скорости щетки и компен-
сации износа ворса. Наиболее широко используют многоступенчатое механическое
транспортирование смета с параллельным оси вращения цилиндрической щетки
шнековым подборщиком и цепочно-скребковым транспортером. Недостаток такой
системы заключается в ее низкой надежности и большой металлоемкости.
Рис. 6.9. Схемы рабочего оборудования подметально-уборочных машин:
а - с прямым забросом смета; б - с обратным забросом смета; в - с забросом смета лопастным метателем; г
- с забросом смета ленточной щеткой; д - со шнековым и цепочно-скребковым транспортерами; е - со ще-
точно-вакуумным подборщиком и гравитационным отделением смета; ж - со струйно-вакуумным подбор-
щиком и инерционным отделением смета; 1 - бункер; 2 - цилиндрическая щетка; 3 - лопастной метатель; 4
- ленточная щетка; 5 - скребковый транспортер; 6 - шнек; 7 - всасывающий трубопровод; 8 - фильтр; 9 -
напорный трубопровод; 10 - вакуумный вентилятор; 11 - вакуумный подборщик; 12 - сдувающие сопла; 13
- циклон; 14 - коническая щетка
239
Перспективным является механическое транспортирование смета в бункер
промежуточным лопастным метателем. При щеточно-вакуумном (пневматическом)
транспортировании вспомогательная цилиндрическая щетка уменьшенного диамет-
ра подает смет в вакуумный подборщик; на машинах может быть также установлен
промежуточный транспортер. В струйно-вакуумном подборщике щеточный ворс
заменен сдувающими соплами, воздушные потоки которых обеспечивают отрыв за-
грязнений от дорожного покрытия и перемещение их к всасывающему трубопрово-
ду. Отделение крупного смета в бункере обеспечивается гравитационным способом.
Пылеватые частицы задерживаются тканевыми фильтрами с устройствами для их
периодической регенерации встряхиванием, вибрацией, обратной продувкой и др.
При струйно-вакуумной системе транспортирования через фильтр в атмосферу вы-
брасывается не более 20-25% воздуха, остальная его часть без очистки от пыли по-
дается в сдувающие сопла, частично замыкая систему циркуляции воздуха.
Способы разгрузки подметально-уборочных машин бывают:
гравитационный, когда смет высыпается из бункера под действием собственного ве-
са при открытии люка или задвижек;
самосвальный - поворотом бункера или контейнера;
принудительный - эжектированием вбок или назад с помощью подвижной стенки -
выталкивателя с механическим или гидравлическим приводом.
При небольшой вместимости бункера (до 2-3 м3) целесообразна разгрузка сме-
та непосредственно на обслуживаемом участке. Поэтому некоторые машины обору-
дуют сменными стандартными контейнерами, а также механизмами выгрузки смета
в контейнеры или приемный бункер мусоровоза. В качестве дополнительного обо-
рудования подметально-уборочных машин используют выносной вакуумный под-
борщик для уборки опавших листьев и загрязнений из труднодоступных мест, элек-
тромагнитный брус для подбора металлического мусора на шоссейных дорогах и
аэродромах и др.
По способу обеспыливания воздушной среды при подметании различают
влажное обеспыливание путем мелкодисперсного разбрызгивания воды под давле-
нием 0,2 - 0,3 МПа через форсунки перед подметальными щетками и пневматиче-
ское обеспыливание, совмещенное с вакуумной системой транспортирования смета.
Норма расхода воды при влажном обеспыливании 0,02 - 0,025 кг на 1 м2 поверхно-
сти дороги; при увеличении расхода происходит прилипание смета к щетке и до-
рожному покрытию и резкое снижение качества подметания. Перспективным явля-
ется термовлажное обеспыливание подачей водяного пара в зоны интенсивного пы-
леобразования.
В качестве базовых машин для монтажа подметально-уборочного оборудова-
ния применяют маневренные автомобили малой и средней грузоподъемности, само-
ходные шасси, колесные тракторы и одноосные или двухосные прицепы.
Классификация поливо-моечных машин
Поливочно-моечные машины предназначены для поливки и мойки дорожных
покрытий, поливки зеленых насаждений, тушения пожаров, подвоза воды и других
специальных видов работ. В зимнее время поливочно-моечные машины используют
240
в качестве базовых машин для навески плужно-щеточного оборудования снегоочи-
стителей.
Рис. 6.10. Классификация поливочно-моечных машин
По назначению поливочно-моечные машины разделяют (рис. 6.10) на специа-
лизированные поливочные и моечные и наиболее распространенные универсальные
поливочно-моечные. Поливочно-моечные машины базируются на автомобильных
шасси, а также на грузовых полуприцепах и прицепах. По типу насосной установки
поливочно-моечные машины можно разделить на машины с низким (до 1,0 МПа) и с
высоким давлением воды (более 1,0 МПа). Повышенное давление воды при мойке
дорожных покрытий позволяет уменьшить расход воды на единицу площади покры-
тия вследствие более высокой кинетической энергии водяных струй, однако требует
дополнительных конструктивных мер, предупреждающих преждевременное дроб-
ление этих струй и их аэродинамическое торможение.
Поливочно-моечные машины оборудованы сменными рабочими органами в
виде щелевых поливочных и моечных насадков. Поливочные насадки обычно уста-
навливают симметрично относительно продольной оси машины, повернутыми вверх
под углом 15-20° и более к горизонту и разворачивают в стороны на угол 10°.
Моечные насадки обычно устанавливают повернутыми вниз под углом 10-12°
к горизонту (рис. 6.11) и несимметрично повернутыми вправо относительно про-
дольной оси машины для перемещения смываемых загрязнений с проезжей части
дороги в сторону дорожного лотка, откуда загрязнения удаляются с помощью под-
метально-уборочных машин. Поливочно-моечные машины снабжают двумя перед-
ними или двумя передними и одним боковым моечными насадками; последний ва-
риант позволяет значительно увеличить ширину мойки дорожного покрытия.
241

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/