Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год) - часть 4

 

 

Рекомендуется провести работу по экспериментальному и расчетному опреде-
лению норм накопления твердых бытовых отходов. После утверждения норм накоп-
ления необходимо произвести корректировку генеральной схемы очистки.
Согласно исходным данным, предоставленным Заказчиком для разработки
генеральной схемы очистки территории населенных пунктов муниципального об-
разования город Мценск Орловской области, численность населения города состав-
ляет:
-
36994 человек - проживающие в благоустроенных домах;
-
4140 человек - проживающие в частном секторе.
По исследованиям зарубежных и отечественных специалистов удельное
годовое накопление твердых бытовых отходов на одного жителя населенных мест
(накопления) имеет тенденцию ежегодного роста на 1-3 %, что объясняется по-
вышением уровня благоустройства жилого фонда и ростом доли упаковочных ма-
териалов в ТБО.
Поэтому для оценки объемов образования ТБО от населения города Мценск
на первую очередь и расчетный срок учитывалось расчетное среднегодовое значе-
ние объемов образования ТБО на 1 чел. в год на существующее положение с учетом
тенденции ежегодного роста объемов -1,0% в год.
С учетом увеличения объемов ТБО нормы накопления на последний год I
очереди и расчетный срок рассчитываются по формуле:
HIоч.= Нфак. × (1,01)5 = Нфак. × 1,05
Нрасч. = Нфак. × (1,01)20 = Нфак. ×1,20
где: HIоч - норма накопления ТБО на 1 человека в год на I очередь, м3/год;
Нрасч.- норма накопления ТБО на 1 человека в год на расчетныйный срок,
м3/год.
Нфак. - норма накопления ТБО на 1 человека в год фактическая, м3/год;
1,01 - 1 % увеличения объема ТБО (1 м3 + 0,01 м3).
Таким образом, с учетом ежегодного 1 % увеличения, нормы накопле-
ния ТБО на последний год I очереди для жилищного фонда составят:
- 0,998 м3/год на 1 жителя, проживающего в благоустроенном доме;
- 1,58 м3/год на 1 жителя, проживающего в частном секторе.
На последний год расчетного срока нормы накопления ТБО составят:
-
1,16 м3/год на 1 жителя, проживающего в благоустроенном доме;
-
1,83 м3/год на 1 жителя, проживающего в частном секторе.
При расчетах на существующее положение и при прогнозировании объемов об-
разования ТБО по объектам социальной инфраструктуры г.Мценск были приняты
удельные объемы образования ТБО в соответствии с Рекомендациями по определе-
нию норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР. 1982., а также
Методическими рекомендациями по определению временных нормативов накопле-
ния твердых коммунальных отходов.
50
Таблица 4.7. Удельные показатели образования и нормативы накопления твердых бы-
товых отходов по объектам социальной инфраструктуры
Удельные показатели образования
отходов
Среднего-
Среднего-
Сред-
Наименование объектов
Единицы из-
довая нор-
довая
няя
п/п
образования отходов
мерения
ма накоп-
норма на-
плот-
ления ТБО,
копления
ность
кг/год
ТБО,
кг/м3
м3/год
1
2
3
4
5
6
1. Организации торговли
1.1.
Продовольственные мага-
на 1 м2 торг.
262,5
1,5
175
зины
пл.
1.2.
Промтоварные магазины
на 1 м2 торг.
143
1,3
110
пл.
1.3.
Супермаркет (универсам)
на 1 м2 торг.
143
1,3
110
пл.
1.4.
Хозяйственные магазины
на 1 м2 торг.
143
1,3
110
пл.
1.5.
Рынки, склады, базы
на 1 м2 общ.
36
0,36
100
пл.
2. Медицинские учреждения
2.1.
Больницы
на 1 койко-
230
0,7
330
место
2.2.
Поликлиники
на 1 посеще-
0,00001
0,00004
250
ние
2.4.
Аптеки
на 1 м2 торг.
32
0,3
110
пл.
2.5.
Санаторий, пансионат,
на 1 место
381,4
2,01
190
профилакторий
3. Учреждения
3.1.
Административные и
на 1 сотруд-
другие учреждения, офи-
50
0,25
200
ника
сы
3.2.
Отделения связи, перего-
на 1 сотруд-
50
0,25
200
ворные пункты
ника
3.3.
Научно-
исследовательский, про-
на 1 сотруд-
50
0,25
200
ектный институт и конст-
ника
рукторское бюро
3.4.
Банки
на 1 сотруд-
50
0,25
200
ника
4. Дошкольные и образовательные учреждения
4.1.
Дошкольные учреждения
на 1 место
70
0,24
300
4.2.
Школы, техникумы, дру-
на 1 учащего-
26
0,12
220
гие учебные заведения
ся
5. Предприятия бытового обслуживания населения
5.1.
Гостиницы
на 1 место
192,1
1,13
170
5.2.
Общежития
на 1 место
214,7
1,13
190
51
Удельные показатели образования
отходов
Среднего-
Среднего-
Сред-
Наименование объектов
Единицы из-
довая нор-
довая
няя
п/п
образования отходов
мерения
ма накоп-
норма на-
плот-
ления ТБО,
копления
ность
кг/год
ТБО,
кг/м3
м3/год
1
2
3
4
5
6
5.3.
Рестораны и кафе
на 1 пос. ме-
306,6
0,73
420
сто
5.4.
Кафетерии, закусочные,
на 1 пос. ме-
предприятия быстрого об-
306,6
0,73
420
сто
служивания
5.5.
Парикмахерские
на 1 пос. ме-
32,2
0,23
140
сто
5.6.
Ателье по ремонту и по-
на 1 м2 общ.
104
0,26
400
шиву одежды и обуви
пл.
5.7.
Ремонт бытовой, радио- и
на 1 м2 общ.
79,2
0,36
220
оргтехники
пл.
5.8.
Прачечные, химчистки
на 1 м2 общ.
10
0,1
100
пл.
6. Культурно-спортивные и развлекательные учреждения
6.1.
Театры, кинотеатры, кон-
на 1 посадоч-
150
цертные залы
ное
27
0,18
место
6.2.
Дома культуры, клубы
на 1 пос. ме-
27
0,18
150
сто
6.3.
Спортивные арены, ста-
на 1 место
44,2
0,26
170
дионы
6.4.
Спортклубы
на 1 зани-
27
0,18
150
мающегося
6.5.
Библиотеки
на 1 м2 общ.
27
0,18
150
пл.
7. Организации, оказывающие транспортные услуги
7.1.
Автостоянки, парковки
на 1 машино-
21,9
0,11
200
место
7.2.
Гаражи
на 1 машино-
401,5
2,00
200
место
7.3.
Авторемонтные мастер-
на 1 машино-
394
1,97
200
ские, АЗС, автомойки
место
7.5.
Железнодорожные и авто-
пассажира
144
0,8
180
вокзалы
Данные по фактическим объемам образования твердых бытовых отходов на
территории г. Мценск отсутствуют.
Расчетный объем образования ТБО от жилого фонда на существующее поло-
жение составляет 41354 м3.
Расчетный объем образования ТБО от объектов социальной инфраструктуры
составляет 29804 м3.
52
Таблица 4.8. Расчет объема образования ТБО по жилому фонду г. Мценск на существующее положение
Удельная норма на-
Численность населения,
Объемы образования ТБО,
копления ТБО
чел.
м³/год
м³/год
Муниципальное
п/п
образование
Благоуст-
Благоуст-
Благоуст-
Прочие
Прочие
Прочие
Всего
роенные
роенные
Всего
роенные
дома
дома
дома
дома
дома
дома
1
г. Мценск
41134
36994
4140
0,95
1,5
41354,3
35144,3
6210
Таблица 4.9. Расчет объема образования ТБО от объектов социальной инфраструктуры г. Мценск на существующее положе-
ние
№ п/п
Наименование орга-
Единица
Коли-
Норма накопления от-
Годовой объем об-
Суточный объем
низаций
измерения
чество
ходов в год на ед. изм.
разования ТБО
образования ТБО
м3/ед.изм. в
Плотность
м3
масса, т
м3
масса, т
год
, кг/м3
1
Больницы
на 1 койко-
960
0,7
330
672,00
221,76
1,84
0,61
место
2
Поликлиники
на 1 посеще-
347200
0,015
250
5208,00
1302,00
14,27
3,57
ние
3
Гостиницы
на 1 место
30
1,13
100
33,90
3,39
0,09
0,01
4
Детские дошкольные
2390
0,24
300
573,60
172,08
1,57
0,47
учреждения
на 1 место
5
Образовательные уч-
на 1 учащего-
8320
0,12
220
998,40
219,65
2,74
0,60
реждения
ся
6
Отдел социального
обеспечения населе-
на 1 сотруд-
20
0,25
200
5,00
1,00
0,01
0,00
ния
ника
7
Продовольственные
на 1 м2 торг.
6900
1,5
110
10350,00
1138,50
28,36
3,12
магазины
пл.
53
8
Промтоварные мага-
на 1 м2 торг.
3500
1,3
110
4550,00
500,50
12,47
1,37
зины
пл.
9
Смешанные магазины
на 1 м2 торг.
3100
1,3
110
4030,00
443,30
11,04
1,21
пл.
10
Рынки
на 1 м2 общ.
6000
0,36
100
2160,00
216,00
5,92
0,59
пл.
11
Рестораны, кафе, за-
на 1 пос. ме-
618
0,73
420
451,14
189,48
1,24
0,52
кусочные,столовые
сто
12
Баня
на 1 место
50
0,1
100
5,00
0,50
0,01
0,00
13
Клубы, дворцы куль-
на 1 пос. ме-
800
0,18
150
144,00
21,60
0,39
0,06
туры, библиотеки
сто
14
Спортивные стадио-
1000
0,26
170
260,00
44,20
0,71
0,12
ны, спортзалы
на 1 место
15
Административные
на 1 сотруд-
1200
0,25
200
300,00
60,00
0,82
0,16
учреждения, офисы
ника
16
Отделения связи
на 1 сотруд-
130
0,25
200
32,50
6,50
0,09
0,02
ника
17
Банки
на 1 сотруд-
120
0,25
200
30,00
6,00
0,08
0,02
ника
Всего:
29803,54
4546,46
81,65
12,46
КГО-5% от ТБО
1490,18
227,32
4,08
0,62
Всего ТБО и КГО
31293,72
4773,78
85,74
13,08
54
Таблица 4.10. Расчет объемов образования ТБО от населения г. Мценск на первую очередь (2017г.)
Удельная норма на-
Численность населения, чел.
Объемы образования ТБО, м³/год
копления ТБО м³/год
Муниципальное
Благоуст-
Благоуст-
Благоуст-
п/п
образование
Прочие
Прочие
Прочие
Всего
роенные
роенные
Всего
роенные
дома
дома
дома
дома
дома
дома
1
г. Мценск
50000
46000
4000
0,9975
1,575
52185,00
45885,00
6300
Таблица 4.11. Расчет объемов образования ТБО от населения г. Мценск на расчетный срок (2032 г.)
Численность населения,
Прогнозная норма на-
Объемы образования ТБО, м³/год
чел.
копления ТБО м³/год
Муниципальное
Благоуст-
Благоуст-
Благоуст-
п/п
образование
Прочие
Прочие
Прочие
Всего
роенные
роенные
Всего
роенные
дома
дома
дома
дома
дома
дома
1
г. Мценск
55000
51000
4000
1,159
1,83
66429,00
59109,00
7320
55
Таблица 4.12. Расчет объема образования ТБО от объектов социальной инфраструктуры на 1 очередь (2017г.)
Наименование орга-
Единица
Коли-
Прогнозная норма
Годовой объем об-
Суточный объем
низаций
измерения
чество
(2017) накопления отхо-
разования ТБО
образования ТБО
дов
м3/ед.изм. в
Плотность
м3
масса, т
м3
масса, т
№ п/п
год
, кг/м3
1
Больницы
на 1 койко-
850
0,735
330
624,75
206,17
1,71
0,56
место
2
Поликлиники
на 1 посеще-
347200
0,01575
250
5468,40
1367,10
14,98
3,75
ние
3
Гостиницы
на 1 место
30
1,1865
100
35,60
3,56
0,10
0,01
4
Детские дошкольные
на 1 место
2390
0,252
300
602,28
180,68
1,65
0,50
учреждения
5
Образовательные уч-
на 1 учащего-
8320
0,126
220
1048,32
230,63
2,87
0,63
реждения
ся
6
Отдел социального
на 1 сотруд-
обеспечения населе-
20
0,2625
200
5,25
1,05
0,01
0,00
ника
ния
7
Продовольственные
на 1 м2 торг.
6900
1,575
110
10867,50
1195,43
29,77
3,28
магазины
пл.
8
Промтоварные мага-
на 1 м2 торг.
3500
1,365
110
4777,50
525,53
13,09
1,44
зины
пл.
9
Смешанные магазины
на 1 м2 торг.
3100
1,365
110
4231,50
465,47
11,59
1,28
пл.
10
Рынки
на 1 м2 общ.
6000
0,378
100
2268,00
226,80
6,21
0,62
пл.
11
Рестораны, кафе, за-
на 1 пос. ме-
1300
0,7665
420
996,45
418,51
2,73
1,15
кусочные,столовые
сто
12
Баня
на 1 место
60
0,105
100
6,30
0,63
0,02
0,00
56
13
Клубы, дворцы куль-
на 1 пос. ме-
1000
0,189
150
189,00
28,35
0,52
0,08
туры, библиотеки
сто
14
Спортивные стадио-
на 1 место
1400
0,273
170
382,20
64,97
1,05
0,18
ны, спортзалы
15
Административные
на 1 сотруд-
1200
0,2625
200
315,00
63,00
0,86
0,17
учреждения, офисы
ника
16
Отделения связи
на 1 сотруд-
130
0,2625
200
34,13
6,83
0,09
0,02
ника
17
Банки
на 1 сотруд-
120
0,2625
200
31,50
6,30
0,09
0,02
ника
Всего:
31883,67
4990,99
87,35
13,67
КГО-5% от ТБО
1594,18
249,55
4,37
0,68
Всего ТБО и КГО
33477,85
5240,54
91,72
14,36
57
Таблица 4.13. Расчет объема образования ТБО от объектов социальной инфраструктуры на расчетный срок (2032 г.)
Наименование орга-
Единица
Коли-
Прогнозная норма
Годовой объем об-
Суточный объем
низаций
измерения
чество
(2032) накопления отхо-
разования ТБО
образования ТБО
дов
м3/ед.изм. в
Плотность
м3
масса, т
м3
масса, т
№ п/п
год
, кг/м3
1
Больницы
на 1 койко-
770
0,854
330
657,58
217,00
1,80
0,59
место
2
Поликлиники
на 1 посеще-
462000
0,0183
250
8454,60
2113,65
23,16
5,79
ние
3
Гостиницы
на 1 место
30
1,3786
100
41,36
4,14
0,11
0,01
4
Детские дошкольные
2390
0,2928
300
699,79
209,94
1,92
0,58
учреждения
на 1 место
5
Образовательные уч-
на 1 учащего-
8320
0,1464
220
1218,05
267,97
3,34
0,73
реждения
ся
6
Отдел социального
обеспечения населе-
на 1 сотруд-
20
0,305
200
6,10
1,22
0,02
0,00
ния
ника
7
Продовольственные
на 1 м2 торг.
6900
1,83
110
12627,00
1388,97
34,59
3,81
магазины
пл.
8
Промтоварные мага-
на 1 м2 торг.
3500
1,586
110
5551,00
610,61
15,21
1,67
зины
пл.
9
Смешанные магазины
на 1 м2 торг.
3100
1,586
110
4916,60
540,83
13,47
1,48
пл.
10
Рынки
на 1 м2 общ.
6000
0,4392
100
2635,20
263,52
7,22
0,72
пл.
11
Рестораны, кафе, за-
на 1 пос. ме-
2200
0,8906
420
1959,32
822,91
5,37
2,25
кусочные,столовые
сто
58
12
Баня
на 1 место
60
0,122
100
7,32
0,73
0,02
0,00
13
Клубы, дворцы куль-
на 1 пос. ме-
1650
0,2196
150
362,34
54,35
0,99
0,15
туры, библиотеки
сто
14
Спортивные стадио-
2000
0,3172
170
634,40
107,85
1,74
0,30
ны, спортзалы
на 1 место
15
Административные
на 1 сотруд-
1200
0,305
200
366,00
73,20
1,00
0,20
учреждения, офисы
ника
16
Отделения связи
на 1 сотруд-
130
0,305
200
39,65
7,93
0,11
0,02
ника
17
Банки
на 1 сотруд-
120
0,305
200
36,60
7,32
0,10
0,02
ника
Всего:
40212,91
6692,14
110,17
18,33
КГО-5% от ТБО
2010,65
334,61
5,51
0,92
Всего ТБО и КГО
42223,55
7026,74
115,68
19,25
59
Таблица 4.14. Показатели суточного накопления ТБО от жилого фонда г. Мценск
Муниципаль-
На существующее положение
На первую очередь (2017 г.)
На расчетный срок (2032 г.)
п/п
ное образова-
Годовой
Масса
Суточ-
Масса об-
Годовой
Масса обра-
Суточный
Масса обра-
Годовой
Масса обра-
Суточный
Масса об-
ние
объем об-
образо-
ный объ-
разован-
объем обра-
зованных
объем
зованных
объем обра-
зованных
объем ТБО,
разован-
разован-
ванных
ем ТБО,
ных ТБО,
зованных
ТБО, т/год
ТБО,
ТБО, т/сут
зованных
ТБО, т/год
м³/сут
ных ТБО,
ных ТБО,
ТБО,
м³/сут
т/сут
ТБО, м³/год
м³/сут
ТБО, м³/год
т/сут
м³/год
т/год
1
г. Мценск
41354,30
8270,86
113,30
22,66
52185,00
10437,00
142,97
28,59
66429,00
13285,80
182,00
36,40
60
4.3. Расчет объемов отходов, образующихся при уборке улиц и дорог, площадей,
тротуаров
Летние загрязнения на дорогах носят общее название — смет. Под сметом по-
нимаются загрязнения, которые с помощью подметально-уборочных машин или
вручную могут быть собраны с дорожных покрытий.
Основным из факторов, влияющим на засорение улиц, является интенсивность
движения транспорта. На накопление смета и засорение улиц существенно влияют
также благоустройство прилегающих улиц, тротуаров, мест выезда транспорта и со-
стояние покрытий прилегающих дворовых территорий.
Плотность уличного смета принимаем 0,65 т/м3. Часть загрязнений, находя-
щаяся во взвешенном состоянии в воздухе и смываемая с дорог дождевыми и талы-
ми водами, не может быть с достаточной точностью учтена и в расчет количества
загрязнений при назначении режимов уборки обычно не принимается.
Суточный объем уборочных работ (смет) - Qсут согласно СНиП 2.07.01-89*
определяем исходя из существующей площади твердых покрытий улиц, площадей и
парков.
Sобщ. = Sмех. убор. + S руч. убор.2)
М = Sобщ. × 0,005 (тонн/год)
V = М /0,6 (м3/год)
Sобщ. - площадь территории, убираемая при механизированной и ручной уборке,
м2;
Sмех. убор. - площадь территории, убираемая при механизированной уборке, м2;
S руч. убор. - площадь территории, убираемая при ручной уборке, м2;
М - количество смета, образовавшегося на убираемой территории, тонн/год;
V - годовой объем смета, образовавшегося на убираемой территории, тонн/год;
Таблица 4.15. Расчет образования смета
На первую очередь
На расчетный
Наименование показателя
Ед. изм.
п/п
(2017 г.)
срок (2032 г.)
Площадь проезжей части
улиц, дорог с усовершенст-
1
вованным покрытием, под-
м²
373800
400000
лежащих механизированной
уборке
2
Норма образования смѐта
кг/м²
5
5
т/год
1869
2000
3
Объем образования смѐта
м³/год
3115
3333
Объем образования смета на дорогах с усовершенствованным покрытием,
подлежащих механизированной уборке в г. Мценск на расчетный период составит
2000 тонн (3333 м3).
61
4.4. Расчет образования твердых бытовых отходов от производственных
предприятий.
Оценка образования ТБО от предприятий города произведена по нормативам
образования коммунальных отходов в соответствии со справочником «Санитарная
очистка и уборка населенных мест». М. Стройиздат, 1990 г. и СНиП 2.07.01-89*
«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
М., 1997 г., исходя из структуры занятости населения. Так, в соответствии со стати-
стическими данными, среднесписочная численность работающих на предприятиях и
в организациях города Мценска оценивается на уровне 12780 чел.
Количество твердых бытовых отходов определяется как произведение коли-
чественного показателя на норматив образования отходов.
M= N×m, м³/год,
где N- количественный показатель образования отходов;
m - удельная норма образования отходов на 1 единицу показателя в год
m= 40-70 кг/год или 0,20-0,30 м³/год на 1 работника учреждения, (плотность
ТБО= 0,20-0,23 т /м³)
результаты расчетов количества отходов сведены в таблицу 4.16.
Таблица 4.16. Расчет отходов приравненных к твердым бытовым
Объект образова-
Количественный
Удельная
Объем образова-
ния отходов
показатель
норма образ-
ния отходов
(N),чел.
ния (m)
т
м³
т/год
м³/год
Существующее
Предприятия и
12780
0,055
0,25
702,9
3195,0
положение
организации
Первая очередь
-//-
13000
0,058
0,26
754,0
3380,0
Расчетный срок
-//-
14000
0,067
0,305
938,0
4270,0
Таблица 4.17. Расчетные объемы образования ТБО на территории г. Мценск
Наименования показателя
м³/год
п/п
на 2017 г.
на 2032 г.
1
Объем образования ТБО от населения
52185,00
66429,00
Объем образования ТБО от объектов со-
2
31883,67
40212,91
циальной инфраструктуры
Объем образования ТБО от предприятий
3
3380,00
4270,00
4
ИТОГО
84068,67
106641,91
5
КГО
4203,43
5332,10
6
ТБО + КГО
88272,10
111974,00
7
Объем образования смета
3115,00
3333,00
8
ВСЕГО
91387,10
115307,00
62
4.5. Рекомендации по раздельному сбору ценных компонентов ТБО.
Селективный сбор с последующей переработкой - экономически наиболее
обоснованная из всех известных стратегий по уменьшению объемов образования
ТБО на полигонах, которая требует наименьших затрат бюджетных средств по
сравнению с сортировкой, компостированием и сжиганием смешанных отходов.
Главная цель раздельного сбора - разделение всего объема ТБО на три основ-
ных потока:
«сухие» вторичные ресурсы, пригодные для промышленной переработки (пластмас-
сы, стеклобой, металлы, макулатура и текстиль), составляющие 35-50% от общей
массы;
«влажные» биоразлагаемые отходы для компостирования (кухонные, пищевые, са-
довые отходы, а также влажные и загрязненные отходы бумаги)-25-35%;
«хвосты»- прочие не перерабатываемые отходы.
Для каждого потока предусмотрены свои методы дальнейшей переработки
(утилизации). Так, первый должен направляться на мусоросортировочные комплек-
сы (МСК) для профессиональной сортировки вторсырья по видам, категориям и
сортам, а также очистки их от остаточных «хвостов». Отделение
«сухих» вторич-
ных ресурсов от «влажных» и «хвостов» позволяет предотвратить загрязнение ос-
новной доли вторсырья, в несколько раз повысить экономическую эффективность
дальнейшей переработки отходов и улучшить санитарные условия работающих.
«Влажные» биоразлагаемые отходы могут подвергаться аэробному сбражива-
нию (компостированию) или анаэробному сбраживанию на специализированных ус-
тановках либо полевым методом. Товарной продукцией предприятия является ком-
пост либо компост и биогаз.
«Хвосты» также могут подвергаться сортировке и последующему сбражива-
нию. Однако издержки в данном случае весьма высоки, качество вторичного сырья
и компоста низко и сбыт проблематичен.
Одной из наиболее распространенных ошибок проводившихся в отечествен-
ной практике экспериментов по селективному сбору отходов является пренебреже-
ние планированием обращения с селективно собранными отходами на всех этапах.
Часто эксперименты начинаются с установки разноцветных контейнеров для раз-
личных фракций без предварительных маркетинговых исследований рынков сбыта
вторичного сырья, подготовки базы для их последующей сортировки, предпродаж-
ной подготовки и отправки потребителям. В результате эти контейнеры после за-
полнения вывозятся одним мусоровозом на захоронение, что является лучшим спо-
собом провалить эксперимент. На самом деле планирование внедрения раздельного
сбора в конкретном регионе следует начинать «от конца к началу технологической
цепи».
Прежде всего необходимо определиться с наличием свободных рынков сбыта
каждого вида вторичных ресурсов, а также, исходя из этого, конкретных вторичных
ресурсов, которые будут выделяться из потока. Затем надо организовать место пер-
вичной обработки и предпродажной подготовки вторичного сырья. Для
«сухих»
вторичных ресурсов таким местом будет конвейерный мусоросортировочный ком-
63
плекс (МСК) с прессами для пакетирования вторичных ресурсов. До начала раз-
дельного сбора МСК можно временно загрузить сортировкой обычных, смешанных
отходов. Для «влажных» биоразлагаемых отходов таким местом будет предприятие
по аэробному сбраживанию (компостированию) или анаэробному сбраживанию
(метанированию).
Только после этого имеет смысл начинать установку спецконтейнеров в домо-
владениях.
Исходя из целей и задач раздельного сбора отходов необходимо обеспечить
разделение отходов при сборе на три потока (три контейнера):
«сухие» отходы на промышленную переработку;
«влажные» отходы на биологическую переработку (компостирование);
«прочие» отходы на захоронение.
Опыт показал, что разделение отходов на большее количество потоков нецелесооб-
разно. Так, любой компонент «сухих» отходов требует дополнительной профессио-
нальной сортировки на МСК по сортам с одновременным удалением остаточных
загрязняющих фракций, что делает бессмысленным их раздельный вывоз.
В качестве первой очереди раздельного сбора рекомендуется организация раз-
дельного сбора двух потоков (двух контейнеров):
-
«сухих» вторичных ресурсов в специализированные контейнеры,
-
«прочих» отходов в имеющиеся контейнеры.
Выделение потока влажных потоков рекомендуется оставить на вторую очередь по
следующим причинам:
1. При изначально небольшом уровне участия населения в раздельном сборе запол-
нение контейнера вторичными ресурсами будет происходить достаточно долго -
одну, две недели и даже более. Столь редкий вывоз «сухих» отходов не ухудшит
санитарной обстановки на контейнерной площадке, поскольку доля фракций,
подверженных гниению, в этих контейнерных площадках минимальна. Посту-
пать подобным образом с «влажными» отходами недопустимо по санитарным
требованиям;
2. Основная часть «сухих» вторичных ресурсов имеет значительную рыночною
стоимость, а значит, часть затрат на раздельный сбор может быть компенсирова-
на за счет их реализации. «Влажные» отходы имеют низкую стоимость и требуют
больших затрат на переработку;
3.
«Сухие» вторичные ресурсы составляют около 50% по массе и 75% по объему от
всех отходов. Таким образом, их селективный сбор даст максимальный эффект.
Согласно экспериментальным исследованиям «Гринпис», собираемые раздельно
отходы имели следующий морфологический состав: 87% по массе или 76% по объ-
ему составляли только четыре компонента: ПЭТФ-бутылки, стеклобой, газеты и
картон. Таким образом, целесообразно в первую очередь искать сбыт именно этих
видов вторичного сырья.
64
Таблица 4.22. Морфологический состав раздельно собираемых отходов
(по данным 2006 г.)
Компонент
вто-
Массовая
доля
Объемная доля
Плотность ком-
ричного сырья
компонента, %
компонента, %
понента, кг/м3
ПЭТФ-бутылки
6
23
18
Условно
чистая
2
10
14
пленка
Прочие отходы пла-
3
8
26
стмасс
Стеклобой тарный
32
9
248
Газеты
39
19
148
Картон
10
24
31
Макулатура прочих
8
6
105
сортов
ВСЕГО
100
100
73
Если в городе организован возмездный прием алюминиевых банок, то они
практически полностью будут извлечены из потока и рассчитывать на них не стоит.
Изделия из черного металла представлены в основном крупногабаритными мате-
риалами, и рассчитывать на их сбор также нецелесообразно.
Конструкции контейнеров для селективного сбора отходов должны удовле-
творять ряду требований:
Объем одного или нескольких контейнеров на каждой площадке для «сухих»
вторичных ресурсов должен быт достаточно большим: желательно не меньшим, а
лучше максимально большим, чем объем контейнеров для прочих отходов. Это по-
зволит не повышать или даже сокращать частоту рейсов мусоровозов по вывозу от-
ходов и избежать затрат на их вывоз. В связи с незначительным количеством быст-
роразлагающихся фракций в контейнерах их вывоз возможен 2-4 раза в месяц или
даже реже.
Недопустимо использование для селективного сбора отходов открытых кон-
тейнеров, так как они будут быстро наполняться обычным мусором. Контейнер вы-
полняется полностью закрытым. Сбор вторсырья производится через щели или
окошки, размеры которых позволяют складировать вторсырье, но не пакеты со сме-
шанным мусором. Рекомендуемые размеры щелей -250×800 мм. Большая длина
нужна для складирования в контейнер картонных коробок в сложенном состоянии.
Приемные щели устраиваются для того, чтобы предотвратить складирования в кон-
тейнер обычных смешанных отходов людьми, которые не готовы сортировать отхо-
ды и не имеют желания разбираться в том, в какой контейнер какие отходы склады-
вать.
Практика показывает, что попытки использования запирающих устройств,
предотвращающих открытие крышек, не оправдывают себя. Во-первых, их обычно
забывает запереть водитель. Во-вторых, невозможность доступа вызывает раздра-
жение лиц, занимающихся «стихийным» сбором вторсырья на контейнерных пло-
щадках и может привести к вандализму. На практике ни один вид вторсырья не оку-
пает расходов по его выделению из ТБО, поэтому сбор вторсырья на контейнерных
65

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/