Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год) - часть 2

 

 

Очистные сооружения биологической очистки
1 очередь КОС введена в эксплуатацию в 1975г., производительностью 20
тыс.м3/сут., 2 очередь введена в эксплуатацию в 1995г., производительностью 17
тыс.м3/сут.
В состав КОС входят: здание решеток; бункер обезвоживания песка; песко-
ловки; первичные отстойники; здание сырого осадка; аэротенки четырехкоридорные
- 4шт.; вторичные отстойники - 4шт; здание воздуходувок; илоуплотнитель.; кон-
тактные резервуары - 4шт; хлораторная; насосная станция; метантенки - 2шт; пру-
ды доочистки - 5шт; иловые карты - 4шт; котельная.
Протяженность сетей канализации общесплавного типа (Д=100 - 1200мм) в
городе составляет 66,175км, в том числе:
главные коллекторы - 16,3км
уличные сети - 18,8км
внутриквартальные и дворовые сети - 31,0км
Износ канализационных сетей составляет 68%.
Дождевая канализация
Централизованной системы дождевой канализации в городе не существует.
Дождевые стоки поступают в естественные водоприемники, очистные соору-
жения дождевых стоков отсутствуют.
2.6. Зеленые насаждения общего пользования, материалы по загрязнению
окружающей среды.
Зелѐные насаждения — совокупность древесных, кустарниковых и травяни-
стых растений на определѐнной территории. Они выполняют ряд функций, способ-
ствующих созданию оптимальных условий для труда и отдыха жителей населенных
пунктов, основные из которых — оздоровление воздушного бассейна и улучшение
его микроклимата. Этому способствуют следующие свойства зелѐных насаждений:
поглощение углекислого газа и выделение кислорода в ходе фотосинтеза;
понижение температуры воздуха за счѐт испарения влаги;
снижение уровня шума;
снижение уровня загрязнения воздуха пылью и газами;
защита от ветров;
выделение растениями фитонцидов — летучих веществ, убивающих болезне-
творные микробы;
положительное влияние на нервную систему человека.
Зелѐные насаждения делятся на три основные категории:
общего пользования (сады, парки, скверы, бульвары);
ограниченного пользования (внутри жилых кварталов, на территории школ,
больниц, других учреждений);
специального назначения
(питомники, санитарно-защитные насаждения,
кладбища и т. д.).
18
Площадь зеленых насаждений общего пользования города Мценск составляет
270552 м2.
Краткая характеристика потенциальных источников загрязнения окру-
жающей среды.
Санитарное состояние атмосферного воздуха
Атмосферный воздух является одним из основных факторов среды обитания
человека. Задачи по защите атмосферного воздуха являются одними из приоритет-
ных проблем.
Санитарное состояние атмосферного воздуха определяется следующими фак-
торами:
природно-климатические показатели;
выбросы от промышленных объектов;
выбросы от инженерных и отопительных объектов;
выбросы от автотранспорта.
По метеорологическим параметрам территория города относится к зоне уме-
ренного потенциала загрязнения атмосферы ( далее - ПЗА) (по классификации глав-
ной геодезической обсерваторииим. А.И.Воейкова ( далее -ГГО им. А.И.Воейкова).
Отрицательным фактором являются суховей и пыльные бури в летний период, а
также повторяющиеся приподнятые инверсии (туманы), особенно в зимний период.
Однако в связи с особенностями климата в разные периоды года в г. Мценске фор-
мируются примерно одинаковые условия для рассеивания и накопления примесей в
приземном слое воздуха. Летом возможно повышение ПЗА за счет уменьшения в
этот сезон по сравнению с зимой количества осадков.
По данным Роспотребнадзора в г. Мценске имеется 25 предприятий, для кото-
рых предусматривается наличие и организация санитарно-защитных зон. Большин-
ством предприятий разработаны в последние годы проекты предельно-допустимых
выбросов ( далее - проекты ПДВ), выполняются замеры выбросов вредных веществ
источников. К предприятиям - основным источникам загрязнения городской среды
относятся промышленные объекты металлургического профиля, характеризующие-
ся 1, 3 классом опасности. Данные объекты сосредоточены в южной части города.
На сегодняшний день стоит вопрос об определение новой общей санитарно-
защитной зоны для группы предприятий южной части города, так как изменилось не
только количество предприятий, но и их профиль, технология и мощности.
По данным Роспотребнадзора в г.Мценске отсутствуют стационарные посты
наблюдения за содержанием вредных веществ, что делает практически невозмож-
ным оценку фактического состояния качества атмосферного воздуха. В городе в
2006 г. установлено 4 маршрутных поста по наблюдению за состоянием атмосфер-
ного воздуха и приоритетный список загрязняющих веществ (пыль, окислы азота,
сернистый ангидрид, оксид углерода, фенол, формальдегид, хлористый водород,
фтористый водород). По данным проведенных анализов в городе выделяются сле-
дующие наиболее загрязненные районы:
19
м-н Коммаш (2 пробы выше ПДК по цинку, 2 пробы выше ПДК по меди,
2 пробы выше ПДК по хлоридам);
ул. Болховская (2 пробы выше ПДК по цинку, 1 проба выше ПДК по
меди, 2 пробы выше ПДК по хлоридам);
микрорайон 1 (3 пробы выше ПДК по цинку, 1 проба выше ПДК по
свинцу);
микрорайон между улицами Дзержинского, Карла Маркса, Калинина,
Советской (7 проб выше ПДК по цинку, 1 проба выше ПДК по меди);
ул. Стрелецкая слобода (3 пробы выше ПДК по цинку);
ул. Машиностроителей (2 пробы выше ПДК по цинку).
Вывод:
состояние атмосферного воздуха в селитебной части города
удовлетворительное;
мониторинг состояния атмосферного воздуха проводится в
ограниченных размерах, отсутствуют стационарные посты наблюдения за
содержанием вредных веществ;
наиболее подверженные загрязнению атмосферного воздуха территории,
расположенные вдоль автомагистралей федерального и территориального значения,
а также в районе южного промузла, где сосредоточены предприятия
металлургического профиля.
Санитарное состояние водных объектов
Контроль за качеством воды р.Зуша проводится Роспотребнадзором в створах
наблюдения и в зоне рекреации (городской пляж, неорганизованные пляжи). По хи-
мическим показателям вода р.Зуша соответствует санитарным нормам. По микро-
биологическим показателям качество воды не соответствует санитарно-
гигиеническим нормам в точках наблюдения р.Зуша в районе очистных сооруже-
ний, местах сброса сточных вод предприятий, в районе городского пляжа. Основ-
ным источником загрязнения р.Зуша по данным Роспотребнадзора являются неочи-
щенные ливневые стоки с территорий предприятий. На сегодняшний день стоит во-
прос строительства очистных сооружений ливневой канализации либо отведение
ливневых сточных вод в городские канализационные сети, куда попадают все хозяй-
ственно-бытовые сточные воды.
Сточные воды подвергаются полной биологической
(физико-химической)
очистке на очистных сооружениях г.Мценска, доочистка не проводится. Выбрасы-
ваемая с очистных сооружений вода считается нормативно очищенной.
Вода, подаваемая населению, проходит контроль по микробиологическим и
химическим показателям. Вода из артезианских скважин коммунальных водопрово-
дов соответствовала в 2006 г. требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода.
Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого во-
доснабжения. Контроль качества». Однако пробы из разводящей сети не отвечали
по микробиологическим показателям в 4,1% случаев в 2005г. - 3,03%), по химиче-
ским показателям - в 0,7% (в 2005 г. 0,9%). На сегодняшний день стоит вопрос
20
строительства резервуара питьевой воды на станции второго подъема на Карауловой
горе, дополнительно к имеющимся.
Вода из артезианских скважин ведомственных водопроводов не в полной сте-
пени соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01. В основном это пробы с ар-
тезианских скважин ОАО «МЛЗ», которые имеют гидравлическую связь с р. Зушей
и в период подъема воды в реке ухудшается качество воды в артскважинах. Стоит
вопрос строительства сооружений с эффективной системой обеззараживания и очи-
стки воды.
Вывод:
среди источников наибольшее количество загрязняющих веществ
поступает от городских канализационных очистных сооружений, неочищенные
ливневые стоки с промпредприятий, гаражных кооперативов, садоводств;
вода р.Зуша по санитарно-химическим показателям соответствует с
СаНПиН 2.1.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», по
микробиологическим показателям наблюдаются отклонения;
вода артезианских скважин коммунальных водопроводов соответствует
санитарным нормативам, вода скважин ведомственных водопроводов не в полной
мере соответствует нормативным показателям. Пробы воды из разводящей сети не
всегда отвечают требуемым санитарным нормативам.
Санитарное состояние почв и санитарная очистка территории
Почва является источником вторичного загрязнения из контактирующих сред
(воздух, вода и пр.), аккумулирует в себе загрязняющие вещества. Поэтому почва
является индикатором неблагоприятного воздействия на здоровье человека. В горо-
де определено 6 точек наблюдения за состоянием почвы. С учетом существующей
технологии на металлургических предприятиях города в качестве ингредиентов для
лабораторного контроля были определены: цинк, медь, кобальт, никель, хром, сви-
нец, хлориды. За период 2002-2006 гг. в селитебной зоне Мценска наблюдалось пре-
вышение ПДК по цинку (20 проб), меди (4 пробы), свинцу (1 проба), хлоридам (4
пробы). По данным наблюдений уровень загрязнения металлами (цинком, медью,
свинцом) растет, загрязнение хлоридами снижается. Это связано с изменением тех-
нологий и наращиванием металлургического производства.
По данным Роспотребнадзора приоритетным источником загрязнения почв
является полигон твердых бытовых отходов ООО «Экостройсервис». Состояние
санкционированной свалки твердых бытовых отходов ( далее- ТБО) оценивается как
удовлетворительное, однако требуется установка ограждений по всему периметру
площади участка. Также источниками загрязнения почв являются ливневые стоки
промышленных предприятий и места временного складирования промышленных
отходов предприятий.
Санитарная очистка г.Мценска организована по планово-поквартирной систе-
ме. Вторичные отходы используются металлургическими промышленными пред-
приятиями города как сырье (лом и отходы цветных металлов, лом черных метал-
лов). Алюмосодержащие шлаки вывозятся на отвалы «Думчинский» и «Воинский»,
расположенные на территории Мценского района.
21
На сегодняшний день стоят вопросы строительства в городе сливной станции
и внедрения планово-регулярной очистки гаражных кооперативов.
В 2007 г. была принята муниципальная целевая программа «Отходы» на 2007-
2012 годы. В данной программе отражены основные проблемы и пути их решения.
К отчетному сроку планируется:
совершенствование системы управления обращения с отходами;
организация системы обращения с твердыми и жидкими отходами;
организация системы учета и мониторинга обращения с отходами;
организация системы обучения специалистов и информирования
населения в сфере обращения с отходами производства и потребления;
организация хранения и захоронения отходов, рекультивация земель,
загрязненных в результате размещения отходов; развитие системы экологического
просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения.
Контроль атмосферного воздуха, состояния почвы на прилегающей террито-
рии и на территории санитарно-защитной зоны осуществляется с привлечением на
договорной основе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи» в Орловской области в
г. Мценске, ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Цен-
тральному федеральному округу» филиал по Орловской области. Проводится также
оценка плотности отходов.
Вывод:
приоритетным источником загрязнения почв является полигон твердых
бытовых отходов ООО «Экостройсервис», а также ливневые стоки с территорий
промплощадок, гаражей и прочих коммунально-складских зон;
в городе проводится мониторинг состояния почвенного покрова. По
данным наблюдений уровень загрязнения металлами (цинком, медью, свинцом)
растет, загрязнение хлоридами снижается;
разработана и принята муниципальная программа
«Отходы», что
является важным вкладом в системе организации санитарной очистки территории и
тем самым улучшения состояния почвенного покрова.
Радиационная обстановка
Средний уровень гамма-излучения за 2007 г. в г. Мценске составил 0,11
мкЗв/час, а средний уровень гамма-фона в целом по Мценскому району - 12мкР/час,
что не превышает уровня естественного фона. Радиационная обстановка определя-
ется ионизирующим облучением населения природными и техногенными источни-
ками:
9 объектов-источников радиационного излучения
(рентгеновские
установки на лечебно-профилактических учреждениях и рентгеноспектральные
приборы на промышленных предприятиях);
временные хранилища локальных источников ионизирующего
излучения, извлеченные из металлолома и промышленных отходов, расположены на
территории южного промышленного узла;
радиоизотопы радонов в приземном слое
(последствия аварии на
Чернобыльской АЭС) с целью дополнительной защиты от радона были залиты
22
бетоном полы, оштукатурены стены, смонтирована дополнительная вентиляция
подвальных помещений. Содержание радона находится в пределах нормативного
уровня (11мкР/час).
23
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ
САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ И УБОРКИ ГОРОДА МЦЕНСК
3.1.Охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза твер-
дых бытовых отходов (ТБО), методы сбора и вывоза.
На территории города Мценск применяется планово-регулярная система вы-
воза твердых бытовых отходов - вывоз ТБО с периодичностью, предусмотренной
санитарными нормами.
Виды планово-регулярной системы сбора мусора:
- контейнерная система - отходы собираются в специальные контейнеры, из кото-
рых выгружаются в мусоровозы. Данная система сбора применяется очень незначи-
тельно в виду малого количества контейнерных площадок: контейнерная площадка
по ул. Болховская «Городское кладбище» (2 металлических мусоросборника емко-
стью 0,75 м3, бетонное основание и металлическое ограждение в виде сетки) и кон-
тейнерная площадка по ул. Орловская (2 металлических мусоросборника емкостью
0,75 м3, бетонное основание и металлическое ограждение в виде сетки). Сведения о
количестве контейнерных площадок приведены в Приложении 1 по данным органи-
зации МУП «Коммунальщик».
- бестарная система
- метод вывоза отходов при помощи специализированной тех-
ники без использования контейнеров для мусора, при этом заезд мусоросборочной
техники к определенному объекту осуществляется в установленные дни и часы.
(применяется как для многоквартирных, так и для индивидуальных жилых домов).
Жители индивидуальных домов выставляют пакеты с мусором у дороги к опреде-
ленному времени, в то время как жители многоквартирного жилого фонда склади-
руют отходы на специальные асфальтовые площадки, не оборудованные контейне-
рами. Мусоровоз приезжает на такие площадки с контейнером, зафиксированным в
манипуляторе, устанавливает контейнер на землю. Отходы перегружаются вручную
с площадки в контейнер, который затем выгружается в мусоровоз. Далее контейнер,
закрепленный в манипуляторе, передвигается вместе с мусоровозом на следующее
место сбора. Такие площадки обслуживаются мусоровозами согласно утвержден-
ным графикам.
- заявочная система - вывоз ТБО по разовым заявкам (по заявке заказчика мусоро-
вывозящая организация устанавливает свой контейнер на срок до 1 суток, либо пре-
доставляет самосвал или тракторную тележку под крупногабаритный мусор на срок
до 3 часов, заказчик своими силами производит загрузку мусора в контейнеры или
машины, однако указанная система практически не находит применения на терри-
тории города.
Сбор и удаление бытовых отходов от населения города и их транспортировка
на полигон ТБО осуществляется специализированными лицензированными органи-
зациями МУП «Коммунальщик», ООО СКФ «Арго» по планово-регулярной системе
в сроки, установленные графиками, договорами и условиями транспортировки.
Большую часть рынка сбора и вывоза ТБО обеспечивает специализированное
муниципальное предприятие МУП «Коммунальщик» на основании заключаемых
договоров с потребителями услуг. В настоящее время заключено 175 договоров с
24
юридическими лицами и 3182 - с физическими лицами. Технология вывоза ТБО
включает в себя сбор и транспортировку отходов от потребителей на полигон. При
организации вывоза ТБО от потребителей задействовано 5 единиц специализиро-
ванной техники.
ТБО вывозятся от жилых зданий с периодичностью 1 раз в сутки, от предпри-
ятий и учреждений - по графику.
Фактический охват населения услугой по сбору и вывозу ТБО по городу со-
ставляет 100%, то есть практически все жители, проживающие в городе, пользуются
услугой по вывозу ТБО.
В настоящее время в городе отсутствуют технологии раздельного сбора, пере-
работки и утилизации отходов производства и потребления, а также пункты приема
вторичных материальных ресурсов: стекла, стальных и алюминиевых банок, бумаж-
ных отходов, пластика. Переработка твердых бытовых и производственных отходов
на территории города не осуществляется.
Таблица 3.1. Спецтехника МУП «Коммунальщик» и ООО СКФ «Арго»
Модель
Шасси
Год выпуска
Фактическое
п/п
состояние
МУП «Коммунальщик»
1
КО-449-10
ЗИЛ-433362
2008
удовл.
2
КО-449-17
МАЗ - 457043
2009
хорош.
3
КО-449-17
МАЗ - 457043
2012
отличн.
1
КО-449-10
ЗИЛ-433362
2009
хорош.
Спецтехника размещается на транспортно-производственной базе МУП
«Коммунальщик».
3.2. Состояние контейнерных площадок, количество эксплуатируемых
мусоросборников, организация их мойки и дезинфекции.
Жилой фонд
В ходе обследования территории г. Мценск обнаружены две контейнерных
площадки (площадка по ул. Болховская «Городское кладбище» и площадка по ул.
Орловская. На обеих площадках установлены по два мусоросборника емкостью 0,75
м3, есть бетонные основания и металлические ограждения в виде сетки. Все уста-
новленные на территории города контейнеры металлические, не оборудованы коле-
сами, находятся в удовлетворительном или хорошем состоянии, окрашены. В целом,
размещение контейнерных площадок на территории муниципального образования
произведено в соответствии с требованиями «Санитарных правил содержания насе-
ленных мест» - СанПиН 42-128-4690-88.
В ходе обследования контейнерных площадок установлено, что площадки со-
держатся в чистоте и, переполнения контейнеров не наблюдалось. Это свидетельст-
вует о том, что мусор вывозится регулярно.
Уборка свалок ТБО и КГО осуществляется с применением погрузчика и само-
свала.
25
Мойка и дезинфекция контейнеров осуществляется не менее 2 раз в месяц.
Предприятия и организации
Большая часть предприятий и организаций г. Мценск заключили договоры с
МУП «Коммунальщик» на вывоз ТБО. В настоящее время МУП «Коммунальщик»
заключено 175 договоров с юридическими лицами.
Рекомендуется в срок до 01.08.2013 года всем хозяйствующим субъектам г.
Мценск, не заключивщим договор с одной из мусоровывозящих организаций, пред-
ставить в администрацию городского округа копии договоров, квитанций об оплате
услуг по вывозу ТБО за предшествующий квартал или иных документов, подтвер-
ждающих передачу образующихся в результате хозяйственной деятельности ТБО
специализированной организации.
3.3.Действующие тарифы по сбору, транспортировке и захоронению ТБО.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые
ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются
расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары
(оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без
учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплек-
са;
Тариф на сбор, вывоз и захоронение ТБО состоит из регулируемой и нерегу-
лируемой частей. Нерегулируемыми является ценовые ставки на сбор и вывоз ТБО.
Регулируемыми, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса», является ценовые ставки на утилизацию (захоронение)
твердых бытовых отходов.
Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций
коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего
доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирова-
ние организаций коммунального комплекса;
2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребно-
сти организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их произ-
водственных программ и инвестиционных программ;
3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономи-
ческой эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энерго-
сберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях раз-
вития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связан-
ных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
6) установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услу-
ги организаций коммунального комплекса;
26
7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о фор-
мировании тарифов и надбавок.
Органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы
на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих экс-
плуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водо-
снабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захороне-
ния) твердых бытовых отходов, в случаях:
1) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объек-
тов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских,
сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муници-
пальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и по-
требители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80
процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации комму-
нального комплекса;
2) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объек-
тов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потреби-
тели соответствующего субъекта Российской Федерации потребляют более 80 про-
центов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунально-
го комплекса.
Методами регулирования тарифов на товары и услуги организаций комму-
нального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфра-
структуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки
сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются:
1) установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации
коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестои-
мости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с уче-
том стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повы-
шению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, преду-
сматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг)
и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой
этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
2) установление предельных тарифов на товары и услуги организации комму-
нального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей дея-
тельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций комму-
нального комплекса;
3) индексация установленных тарифов на товары и услуги организации ком-
мунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случа-
ях объективных изменений условий деятельности организации коммунального ком-
плекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).
В процессе регулирования тарифов на товары и услуги организаций комму-
нального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулиро-
вания тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
27
Формирование тарифа на услуги по сбору ТБО
Первым этапом системы управления отходами является организация их сбора
в местах образования.
Очистка жилых районов от ТБО складывается из различных операций. В ос-
новном принято два способа сбора - унитарный и раздельный. При унитарном сборе
все отходы помещаются в одном мусоросборнике, при раздельном - ТБО собирают
по видам в разные сборники. Эта схема требует специальных транспортных средств
для вывоза собранных ТБО, но позволяет собирать сырье для вторичной переработ-
ки, пищевые отходы, а также значительно уменьшить объемы отходов, требующих
обезвреживания.
Сбор в жилых районах подразделяется на сбор мусора в домах без мусоропро-
вода и с мусоропроводом.
Структура тарифа на услуги по сбору ТБО представлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Структура тарифа на услуги по сбору ТБО в домовладениях.
Формирование тарифа на услуги по вывозу ТБО
Вторым этапом обращения с ТБО является их вывоз из мест образования до
мест обезвреживания. Объективность планирования и калькулирования себестоимо-
сти на этот вид услуг имеет особо важное значение, поскольку затраты на транспор-
тировку отходов из мест образования до места обезвреживания и утилизации со-
ставляют до 80 % в общих затратах на сбор, вывоз и утилизацию отходов в случае,
если работы по всем трем этапам обращения с ТБО осуществляет одна специализи-
рованная организация.
Структура тарифа на вывоз ТБО представлена на рис. 3.2.
28
Рис. 3.2. Структура тарифа на услуги по вывозу ТБО.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об осно-
вах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» орган местного
самоуправления утверждает программу комплексного развития систем коммуналь-
ной инфраструктуры. Данная программа, в том числе, включает в себя мероприятия
по строительству, модернизации и рекультивации объектов, используемых для ути-
лизации (захоронения) твердых бытовых отходов, реализация которых обеспечива-
ет повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых ус-
луг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образова-
ния.
В соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 30
декабря 2004 г. № 210-ФЗ в целях реализации программы комплексного развития
разрабатывается инвестиционная программа, как программа финансирования меро-
приятий программы комплексного развития. При отсутствии мероприятий по объ-
ектам в сфере захоронения (утилизации) ТБО в программе комплексного развития
не могут быть утверждены инвестиционные программы организаций коммуналь-
ного комплекса в сфере захоронения (утилизации ТБО).
Источниками финансирования инвестиционной программы, в том числе явля-
ются средства, поступающие в виде надбавок к тарифам на товары и услуги органи-
заций коммунального комплекса, которые утверждаются органами местного само-
управления.
29
Внебюджетными источниками при строительстве, модернизации и рекульти-
вации полигонов могут выступать заемные средства, которые, в конечном счете,
возмещаются через надбавку к тарифу на захоронение отходов.
Исходя из сложившихся условий реализации мероприятий в сфере обращения
с отходами, а также учитывая существующие законодательные возможности, одним
из приоритетных направлений совершенствования системы их финансирования в
сфере обращения с отходами представляется принятие инвестиционных программ
соответствующих организаций.
«На основании Приказа Управления по тарифам Орловской области № 1630-Т
от 30.11.2012 «Об установлении одноставочного тарифа на услуги по утилизации
(захоронению) твердых бытовых отходов, предоставляемые Общество с ограничен-
ной ответственностью «Экостройсервис» установлен тариф с календарной разбив-
кой в следующих размерах»
Услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (за 1 куб.м.)
1 января 2013 года -30 июня 2013 года
1 июля 2013 года -31 декабря 2013 года
43 руб. 40 коп.*
43 руб. 40 коп.*
*- налогом на добавленную стоимость не облагается.
3.4. Объект размещения ТБО.
Захоронение твердых бытовых и промышленных отходов осуществляется
ООО «Экостройсервис» на полигоне ТБО общей площадью 10,8 га. Объект предна-
значен для размещения отходов 4-5 класса опасности и расположен по адресу:
г. Мценск, ул. Болховская. В целях создания и развития современной системы захо-
ронения твердых бытовых отходов и промышленных отходов, администрацией го-
рода Мценска заключен инвестиционный контракт с ООО «Экостройсервис» о
строительстве мусороперерабатывающего комплекса. Объем инвестиций оценивает-
ся в размере 352 млн. руб.
Только за 2010 год принято от населения и размещено на полигоне ТБО
г. Мценска 15,6 тыс. тонн отходов потребления (в 2009 г. - 10,7 тыс. тонн).
Общее количество образующихся твердых бытовых отходов и промышлен-
ных отходов ежегодно составляет 15138,883 т/год. Из них строительные отходы (от
разборки зданий) — 530 т/год, макулатура — 4,12 т/год, древесные отходы (опилки
и стружки) — 40,2 т/год. Среднее плечо вывоза ТБО составляет 4 км.
Эксплуатация полигона ТБО в целом осуществляется в соответствии с «Инст-
рукции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых
бытовых отходов», утвержденной Министерством строительства Российской Феде-
рации 02.11. 1996 г. (далее - Инструкция).
Технологический цикл по захоронению ТБО на объекте осуществляется прак-
тически в полном объеме. На полигоне ТБО периодически ведутся работы с приме-
нением бульдозера ДТ-75, который выполняет работы по сдвиганию и изоляции
ТБО.
На объекте осуществляется учет фактического объема ТБО. Заполненность -
80%. Ориентировочный объем размещенных отходов - 800000 м3 в уплотненном со-
стоянии.
30
Полигон оборудован ванной для обеззараживания спецтранспорта, огражде-
нием, шлагбаумом, контрольной скважиной. Сбор биогаза не осуществляется.
К 2017 предлагается осуществить рекультивацию полигона ТБО, предвари-
тельно осуществив ввод в эксплуатацию нового объекта размещения отходов.
Ориентировочная санитарно-защитная зона полигона ТБО в соответствии с
п.
7.1.12 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции са-
нитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений
и иных объектов»» составляет 1000 м.
Таблица 3.2. Информация об основных показателях финансово-хозяйственной дея-
тельности ООО «Экостройсервис»
Наименование показателя
Показатель
а) Вид деятельности организации (утилизация
Захоронение твердых бытовых отходов
твердых бытовых отходов, захоронение твер-
дых бытовых отходов)
б) Выручка (тыс. рублей)
2743,91
в) Себестоимость производимых товаров (ока-
2873,97
зываемых услуг) (тыс. рублей)
расходы на оплату труда и отчисления на со-
96
циальные нужды основного производственно-
го персонала
расходы на амортизацию основных производ-
317,75
ственных средств и аренду имущества, ис-
пользуемого в технологическом процессе
общепроизводственные (цеховые) расходы, в
747,61
том числе
расходы на оплату труда и отчисления на со-
186,91
циальные нужды
общехозяйственные (управленческие) расхо-
1436,99
ды, в том числе
расходы на оплату труда и отчисления на со-
469,69
циальные нужды
расходы на ремонт (капитальный и текущий)
27,85
основных производственных средств
расходы на услуги производственного харак-
247,77
тера, выполняемые по договорам с организа-
циями на проведение регламентных работ в
рамках технологического процесса³
г) Валовая прибыль
(тыс. рублей)
-130,06
д) Чистая прибыли по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей), в том числе:
з) Объем принятых на утилизацию (захороне-
60,078
нию) твердых бытовых отходов (тыс. м3 в год)
и) Среднесписочная численность основного
5
производственного персонала (человек)
31
Таблица 3.3. Перечень отходов, разрешенных к захоронению на полигоне ТБО
Наименование отходов, код отходов
Класс
п/п
опасности
для ОПС
Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до
1
4
2,5% включительно (171 201 01 01 01 4)
Брак фанерных заготовок, содержащих связующие смолы в количестве
2
4
от 0,2% до 2,5% включительно (171 201 02 01 01 4)
Обрезки, кусковые отходы древесно-стружечных и/или древесно-
3
волокнистых плит, содержащих связующие смолы в количестве от 0,2%
4
до 2.5 % включительно (171 202 04 01 01 4)
Древесно-стружечные и/или древесно-волокнистые плиты, содержащих
4
связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно неконди-
4
ционные брак (171 202 04 01 01 4)
Отходы асфальтобетона и /или асфальтобетонной смеси в виде пыли
5
4
(314 035 01 11 00 4)
Отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в кусковой фор-
6
4
ме (314 035 02 01 00 4)
7
Отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс (571 099 00 01 00 4)
4
Отходы из жилищ несортированные
(исключая крупногабаритные)
8
4
(911 001 00 01 00 4)
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая
9
4
крупногабаритный) (912 004 00 01 00 4)
10
Мусор строительный от разборки зданий (912 006 01 01 00 4)
4
Грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загряз-
11
5
ненный опасными веществами (314 011 00 08 99 5)
Рис. 3.3. Полигон ТБО ООО «Экостройсервис»
3.5. Организация механизированной уборки населенных пунктов
Механизированная уборка территорий является одной из важных и сложных
задач охраны окружающей среды города. Качество работ по уборке территорий в
значительной мере зависит от рациональной организации работ и выполнения тех-
32
нологических режимов. Механизированная уборка дорог предусматривает работы
по поддержанию в чистоте и порядке дорожных покрытий.
Механизированную уборку в г. Мценск осуществляет МУП «Коммунальщик».
В г.Мценске постановлением администрации города Мценск от 16.10.2012
№1107 утвержден Порядок содержания и уборки улично-дорожной сети города
Мценска.
Летнее содержание и уборка
К летним видам работ относится: подметание, мойка, полив и уборка город-
ских покрытий дорог, площадей, мостов и путепроводов от смета, грязи, листьев и
мусора, профилирование обочин, срезка грунта и нарезка кюветов, содержание и
очистка объектов ливневой канализации, скашивание травы на обочинах, содержа-
ние объектов обстановки и элементов обустройства дорог и др.
Таблица 3.4. Периодичность выполнения летних видов работ на дорогах и тротуарах
Вид работ
Периодичность в соответствии с категорий работ
Периодичность в соответст-
вии с категорией тротуаров
Ι
ΙΙ
ΙΙΙ
ΙV
V
Ι
ΙΙ
ΙΙΙ
Подметание
2 раза в
1 раз в
2 раза в
1 раз в 2
-
2 раза в
1 раз в
2 раза в
неделю
неделю
месяц
месяца
неделю
месяц
месяц
Мойка
6 раз в
4 раза в
1 раз в
-
-
-
-
-
месяц
месяц
месяц
Уборка му-
2 раза в
1 раз в
2 раза в
1 раз в 2
По не-
еже-
2 раза в
1 раз в
сора
неделю
неделю
месяц
месяца
обхо-
дневно
неделю
неделю
димо-
сти
Скашивание
2 раза в
1 раз в
1 раз в
По тре-
-
-
-
-
травы
на
месяц
месяц
месяц (в
бованию
обочинах с
течение
течение
течение
заказчика
последую-
мая - ав-
мая - ав-
мая - ав-
щим выво-
густа)
густа)
густа)
зом
Содержание
1 раз в
2 раза в
1 раз в
-
-
-
-
-
в исправном
неделю
месяц
месяц
состоянии и
уборка при-
бордюрной
части дорог
Содержание
постоян-
постоян-
посто-
-
-
-
-
-
в исправном
но
но
янно
состоянии
ливневой ка-
нализации
(водоотво-
дов)
Уборка лив-
1 раз в
1 раз в
1 раз в
-
-
-
-
-
невой кана-
месяц
месяц
месяц
лизации
(во-
доотводов)
Очистка от
1 раз в
2 раза в
1 раз в
-
-
-
-
-
смета, мусо-
неделю
месяц
месяц
ра,
листвы
33

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/