Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Генеральная схема очистки территорий муниципального образования «город Мценск Орловской области» (2013 год) - часть 3

 

 

прибордюр-
ной
части
дорог с по-
следующим
вывозом
Полив
Производиться 1 раз
-
-
-
-
-
-
в день в наиболее
жаркое время суток
при
температуре
воздуха плюс 28ºС и
выше
Нормативы качества летней уборки улично-дорожной сети
Подметание дорог производится в ночное время с 20:00 до 08:00 час. Складиро-
вание смета в прилотковой части дорог и сбрасывание мусора с тротуара не допус-
кается.
Механизированная мойка дорог и проездов производится в ночное время с
20:00 до 08:00 час. Работы выполняются после сбора куч мусора в прилотковой час-
ти и механического подметания проезжей части. В случае выброса песка и грязи на
тротуар подрядчик обязан в течение суток ликвидировать выбросы за счет собст-
венных средств.
Полив дорог производится в наиболее жаркое время суток при температуре
воздуха плюс 28ºС и выше. Кратность поливки улиц зависит от величины темпера-
туры воздуха и проводится по заявке заказчика. В часы наиболее высоких темпера-
тур необходимо поливать дороги без твердого покрытия по заявкам заказчика.
Проезжая часть дорог должна быть обеспечена уборкой до уровня предельно-
допустимой засоренности городских территорий, замеренной на расстоянии 0,5 м.
от бортового камня (в г/м2):
- дороги и тротуары 3 категории, проезды и дороги с пересекающимися неас-
фальтированными проездами, переулками или при наличии неасфальтированных
дворов - 50 г/м2;
- дороги и тротуары ΙΙ категории - 30 г/м2;
- дороги и тротуары Ι категории, площади, дороги и проезды особой значимости
- 10 г/м2.
Уборка мусора с обочин дорог (с последующим вывозом) производится на ши-
рину, равную ´ ширины дороги с периодичностью и в сроки согласно категории до-
роги. Уборка тротуаров от случайного мусора (с последующим вывозом) произво-
дится как с твердого покрытия тротуара, так и с прилегающей территории к тротуа-
ру (газонов), с периодичностью и в сроки согласно категории тротуара. В площадь
прилегающих территорий к тротуарам не входят территории, являющиеся обочиной
дороги.
Для обеспечения требуемого уровня уборки и сохранения поперечного профиля
дорог без бордюрного камня обочины профилируются, производится срезка грунта,
нарезка кювета с последующим вывозом грунта по заявкам заказчика.
34
Автобусные остановочные площадки ежедневно убираются от уличного смета и
мусора. Урны систематически очищаются от мусора; не реже трех раз в месяц про-
изводится промывка урн водой с применением дезинфицирующих растворов.
Уборка и содержание мостов и путепроводов производится с периодичностью и
в сроки в соответствии с категорией дороги, проходящей по данному сооружению:
- проезжая часть очищается от смета механизировано с последующей доочист-
кой вручную зон, шириной 1 м. вдоль ограждений безопасности;
- уборка смета и мусора на мостах и путепроводах производится с погрузкой
его и вывозом;
- уборка и содержание тротуаров, расположенных на мостах и путепроводах
производится в соответствии с категорией тротуаров (категория тротуаров соответ-
ствует категории дороги);
- барьерные ограждения в летний период моют водой 1 раз в месяц.
Скашивание травы с обочин, кюветов, откосов на подходах к мостам и путе-
проводам, очистка от поросли производится до тротуара (или до рядовой посадки
кустарника, деревьев) с периодичностью и в сроки согласно категории дороги. В
случае отсутствия тротуаров, рядовой посадки кустарника, деревьев, окос произво-
дить на ширину не менее трех метров.
Работы по содержанию и уборке ливневой канализации (водоотводов) осущест-
вляются с целью обеспечения круглогодичного исправного состояния и работоспо-
собности всех систем водоотведения и включают выполнение следующих меро-
приятий:
- очистка от ила и наносов весной после пропуска талых вод и осенью (в период
ливневых дождей производится дополнительная доочистка);
- ежемесячная уборка мусора с последующим вывозом;
- скашивание травы с последующим вывозом;
- текущий ремонт ливневой канализации (мелкий ремонт колодцев, исправле-
ние повреждений коллекторов и водовыпусков, замена решеток и крышек дожде-
приемных смотровых колодцев в одном уровне с дорожным покрытием). Текущий
ремонт ливневой канализации производится в наиболее сухое время года по заявкам
заказчика.
Качество содержания элементов ливневой канализации (люки смотровых ко-
лодцев, дождеприемники) и сроки устранения недостатков на дорогах определяются
ГОСТ Р 50597-93.
Независимо от времени года проводятся аварийные работы. К аварийным рабо-
там относятся все виды работ, необходимые для устранения аварийной ситуации,
возникшей на водосточной сети. Аварийные работы выполняются по первому тре-
бованию заказчика в течение суток.
Зимнее содержание и уборка.
К зимним видам работ относится: очистка от снега и устранение скользкости
поверхности проезжей части дорог, тротуаров площадей, мостов и путепроводов,
сдвигание снега в кучи, погрузка и вывоз снега, уборка мусора с обочин дорог, тро-
туаров.
35
Зимнюю уборку разделяют на регулярную, проводимую в период между снего-
падами, и периодическую, производимую во время и после снегопадов. При боль-
ших снегопадах периодическая уборка превращается в аварийную уборку. Регуляр-
ная уборка осуществляется с 20:00 до 08:00, а периодическая и аварийная начинает-
ся в начале снегопада и продолжается до полной расчистки улиц и удаления снега.
Таблица 3.5. Сроки выполнения зимних видов работ
Вид работ
Нормативные сроки проведения работ в соответствии с ка-
Нормативные сроки проведе-
тегорией дорог
ния работ в соответствии с ка-
тегорией тротуаров
Ι
ΙΙ
ΙΙΙ
ΙV
V
Ι
ΙΙ
ΙΙΙ
Сгребание
Начало работ
В тече-
В тече-
В тече-
По не-
После
После
После
и подме-
- непрерывно
ние
12
ние
24
ние
72
обхо-
оконча-
оконча-
оконча-
тание от
с начала сне-
часов по-
часов по-
часов по-
димо-
ния сне-
ния
ния сне-
снега
гопада
и
сле пре-
сле пре-
сле пре-
сти
гопада не
снего-
гопада
окончание
краще-
краще-
краще-
более
4
пада не
не более
работ - в те-
ния сне-
ния сне-
ния сне-
часов
более
6
8 часов
чение 6 часов
гопада
гопада
гопада
часов
после
пре-
кращения
снегопада
Ликвида-
В течение
4
В тече-
В тече-
В тече-
По не-
В тече-
В тече-
В тече-
ция зим-
часов с мо-
ние 6 ча-
ние 8 ча-
ние
12
обхо-
ние 4 ча-
ние
6
ние 8 ча-
ней
мента обна-
сов с мо-
сов с мо-
часов с
димо-
сов с мо-
часов с
сов
с
скользко-
ружения
мента
мента
момента
сти
мента
момен-
момента
сти
обнару-
обнару-
обнару-
обнару-
та об-
обнару-
жения
жения
жения
жения
нару-
жения
жения
Сдвигание
От 24 до 48
От 48 до
От 48 до
От 48 до
-
-
-
-
снега
в
часов после
72 часов
72 часов
72 часов
кучи, по-
снегопада
после
после
после
грузка и
снегопа-
снегопа-
снегопа-
вывоз сне-
да
да
да
га
Уборка
2 раза в неде-
1 раз в
2 раза в
1 раз в 2
-
ежеднев-
2 раза в
1 раз в
мусора с
лю
неделю
месяц
месяца
но
неделю
неделю
тротуаров
и обочин
дорог
Нормативы качества зимней уборки улично-дорожной сети.
Механизированное подметание проезжей части дорог производится регулярно в
ночное время с 20:00 до 08:00 час. Сгребание и подметание снега с проезжей части
дорог после снегопада производится в соответствии со сроками, приведенными в
таблице 3.5., с последующим выполнением разрывов в валах.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы проводятся на остано-
вочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и
остановки транспортных средств.
В период снегопадов и гололедицы проезжая часть улиц обрабатывается необ-
ходимым составом пескосоляной смеси, с выполнением технологической очередно-
сти по уборке и обеспечению беспрепятственного движения всех видов транспорта.
36
Для борьбы с прикатыванием снега необходимо применять технологическую
посыпку «под снег» песком, смешанным с 15-20% (по весу) соли. Расход пескосоля-
ной смеси 150 г/м2. Первая посыпка должна начинаться перед снегопадом или в са-
мом его начале. Сначала производится выборочная посыпка наиболее ответствен-
ных участков улиц: мосты, путепроводы, пешеходные переходы, остановочные мес-
та общественного транспорта, перекрестки, подъемы и спуски. Затем посыпаются
остальные участки проезжей части в зависимости от категорий дорог.
Для борьбы со скользкостью применяется песок, смешанный с 3-6% (по весу)
соли. Посыпка ведется выборочно в местах образования гололеда. Норма распреде-
ления песка 300 г/м2, на крутых подъемах расход 450-600 г/м2.
Обработка пескосоляной смесью проезжей части дорог города производится в
соответствии со сроками, приведенными в таблице 3.5.
Не допускается формирование снежных валов:
- на пересечениях всех дорог в одном уровне и вблизи железнодорожных пере-
ездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повы-
шенным бордюром;
- на тротуарах.
Уборка снега и ликвидация скользкости на тротуарах осуществляется в соот-
ветствии со сроками, приведенными в таблице 3.5.
Уборка и содержание мостов и путепроводов производится с периодичностью и
в сроки в соответствии с категорией дороги, проходящей по данному сооружению:
- проезжая часть очищается от снега механизировано с последующей доочист-
кой вручную зон шириной 1 м вдоль ограждений безопасности;
- уборка и содержание тротуаров, расположенных на мостах и путепроводах,
производится в соответствии с категорией тротуаров (категория тротуаров соответ-
ствует категории дороги);
- барьерные ограждения в зимний период очищают от снега и наледи с после-
дующим вывозом.
Таблица 3.6. Тарифы на услуги автотранспорта, оказываемые МУП «Коммунальщик» (в
соответствии с постановление администрации города Мценска от 10 апреля 2012 года
№327)
Тариф, руб.- коп.
при работе в:
исполь-
Наименование специальной
работа
Ед.
зо-вание
выходные и
техники
обо-
п/п
изм.
транс-
рабочие
ночное
нерабочие
и работ (услуг)
рудо-
порта без
дни
время
празднич-
вания
ГСМ
ные дни
1.
Погрузчик ПК-27-02
1 маш/час
639-39
707-08
229-44
2.
Самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502
-«-
538-93
607-46
137-54
3.
Самосвал ЗИЛ-ММЗ-554
-«-
538-93
137-54
4.
Трактор Т-150
-«-
830-04
946-20
148-31
5.
Автогрейдер ДЗ-122
-«-
662-42
175-87
37
6.
Автовышка ВС-22-04
-«-
560-17
176-65
511-81
7.
Автомашина ГАЗ 3307 (ваку-
-«-
187-53
500-05
умная)
8.
Налив и слив цистерны ваку-
1 ед.
умной машины у одного места
114-36
налива (откачка луж)
9.
Трактор МТЗ-80
1 маш/час
435-89
126-04
10.
Погрузчик на базе МТЗ-80 (с
-«-
554-95
610-06
140-52
оборудованием)
11.
КО-713Н-40 на шасси ЗИЛ:
1 маш/час
479-87
555-14
154-82
491-96
- мойка
-«-
108-98
114-30
- подметание летом
1000 м²
44-65
48-57
- сгребание и подметание щет-
-«-
28-58
30-51
кой зимой
- посыпка пескосоляной смесью
-«-
29-69
31-82
- при заливке катка
1 маш/час
403-60
12.
Погрузчик ПК-27-03-00
1 маш/час
1101-81
1169-49
308-88
13.
КО-713Н-40 на шасси МАЗ-
1 маш/час
570-98
647-05
283-44
555-56
438043:
- полив
1000 м²
14-51
15-90
- мойка
-«-
67-99
73-31
- подметание летом
-«-
31-60
35-52
- сгребание и подметание щет-
-«-
36-95
40-86
кой зимой
- посыпка пескосоляной смесью
-«-
25-83
27-96
- дежурство
1 маш/час
122-89
172-05
14.
Дежурство МТЗ -80
-«-
101-76
142-47
15.
Дежурство ПК - 27 -03
-«-
124-98
174-97
16.
Дежурство ДЗ- 122
-«-
142-96
200-14
17.
КУМ -1.03 «Беларус-82.1»:
1 маш/час
645-72
712-56
229-15
- сгребание и подметание снега
1000 м²
69-23
74-55
- подметание летом
1000 м²
46-28
50-69
18.
ГАЗ - САЗ -35071
1 маш/час
483-25
225-23
19.
Автогрейдер ДЗ -122 Б
1 маш/час
1141-05
1230-34
547-15
20.
КО - 806 на шасси КамАЗ:
1 маш/час
698-26
774-24
357-55
- полив
1000 м²
16-97
18-08
- мойка
1000 м²
25-60
27-80
-подметание летом
1000 м²
19-58
21-03
-сгребание
и подметание
1000 м²
21-60
23-03
щеткой зимой
- посыпка пескосоляной смесью
1000 м²
20-12
21-78
38
4. ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ
К твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых
и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях
(включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств
местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и
крупногабаритные отходы.
ТБО образуются из двух источников:
-жилых зданий;
-административных зданий, учреждений и предприятий общественного
назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских
садов и др.).
Юридической основой для классификации ТБО служит Федеральный класси-
фикационный каталог отходов (ФККО), утвержденный Приказом МПР России от
02.12.2002 г. № 786. ФККО классифицирует отходы по происхождению, агре-
гатному состоянию и опасности. В ФККО используется термин «Твердые комму-
нальные отходы» код раздела 91000000 00 00 0. Твердые коммунальные отходы от-
носятся к 4-5 классам опасности.
Под морфологическим составом отходов данного типа понимается содержа-
ние отдельных составляющих частей отходов, выраженных в процентах к их общей
массе. В состав твердых бытовых отходов, согласно ТУ 401- 20 - 56 - 86, входят:
пищевые отходы, бумага и текстиль, строительный мусор, стекло, полимерные от-
ходы, металл, бытовая техника, отходы зеленого строительства, смет и крупногаба-
ритные отходы от населения. Это не подлежащие восстановлению использованные
шины, крупные древесные отходы, старая мебель, холодильники, аккумуляторы и
т.д.
В составе ТБО наблюдаются сезонные изменения. Например, увеличение со-
держания пищевых отходов в осенний период, что связано с большим употреблени-
ем овощей и фруктов в рационе питания.
Кроме того, состав отходов в большой степени зависит от уровня жизни насе-
ления. Примером тому может послужить то, что с переходом на централизованное
теплоснабжение в крупных городах резко сократилось содержание угля и шлака.
Изменение состава пищевых отходов связано с изменением качества продук-
тов питания.
Таблица 4.1. Средний состав ТБО
Наименование отходов
Удельное содержание в общей массе, %
Бумага, картон
20 -40
Пищевые отходы
25 - 40
Стекло
4-10
Текстиль
4 -6
Пластмасса, полимеры
3-8
Металлы
2-10
39
По результатам исследований Академии коммунального хозяйства
им. К.Д. Памфилова, состав отходов жилищного фонда и предприятий торговли
имеет значительные различия, что крайне важно, с точки зрения возможности и це-
лесообразности раздельного сбора утильных фракций ТБО. В таблицах 4.1 и 4.2
представлен морфологический состав отходов населения и предприятий и организа-
ций.
В состав отходов входит значительное количество компонентов, подлежащие
вторичному использованию, т.е. могут быть использованы как вторичное сырье.
Таблица 4.2. Морфологический состав ТБО, собираемых в жилищном фонде и обществен-
ных и торговых предприятиях городов России в процентах от массы
ТБО жилищ-
Среднее
ТБО общественных и
Среднее зна-
Компонент
ного фонда
значение
торговых предприятий
чение
Пищевые отходы
35 - 45
40
13 - 16
15
Бумага, картон
32 - 35
33
45 - 52
48
Дерево
1 - 2
2
3 - 5
3
Черный металл
3 - 4
4
3 - 4
4
Цветной металл
0.5
- 1.5
1
1 - 4
3
Текстиль
3 - 5
4
3 - 5
3
Кости
1 - 2
1
1 - 2
1
Стекло
2 - 3
3
1 - 2
2
Камни, штукатурка
0.5 - 1
1
2 - 3
2
Кожа, резина
0.5 - 1
1
1 - 2
2
Пластмасса
3 - 4
4
8 - 12
10
Прочее
1 - 2
1
2 - 3
2
Отсев (менее 15 мм)
5 - 7
5
5 - 7
5
ИТОГО:
100
ИТОГО:
100
На рисунках 4.1 и 4.2 представлен покомпонентный состав ТБО жилищного
фонда и организаций и предприятий социальной среды Российской Федерации
40
прочие
составляющие
15%
бумага
35%
пищевые отходы
44%
черный металл
цветной металл
4%
2%
бумага
черный металл
цветной металл
пищевые отходы
прочие составляющие
Рис. 4.1. Покомпонентный состав ТБО населения
прочие
составляющие
24%
бумага
52%
пищевые отходы
16%
цветной металл
черный металл
4%
4%
бумага
черный металл
цветной металл
пищевые отходы
прочие составляющие
Рис. 4.2. Покомпонентный состав ТБО организаций и предприятий
41
Таблица 4.3. Ориентировочный состав крупногабаритных отходов
Содержание, %
Материал
Составляющие
по массе
Мебель, обрезки деревьев, ящики, фа-
Дерево
60
нера
Бумага, картон
6
Упаковочные материалы
Пластмасса
4
Тазы, линолеум, пленка
Керамика, стекло
15
Раковины, унитазы, листовое стекло
Бытовая техника, велосипеды, радиа-
Металл
10
торы отопления, детали а/машин
Резина, кожа, изделия из
5
Шины, чемоданы, диваны, телевизоры
смешанных материалов
Фракционный состав ТБО - это процентное содержание массы компонентов,
проходящих через сита с ячейками различного размера, что оказывает влияние как
на технологию и организацию сбора и транспорта, так и на параметры оборудования
мусороперерабатывающих заводов.
Фракционный состав ТБО, как и морфологический, несколько меняется по се-
зонам года и отличается в разных климатических зонах. Ориентировочный фракци-
онный состав ТБО, в процентах по массе представлен в таблице 4.4.
Таблица 4.4. Ориентировочный фракционный состав ТБО процентах от массы
Размер фракций по градациям, мм
Компонент
более 250
От 150 до 250
От 100 до 250
От 50 до 100
менее 50
Пищевые отходы
-
0 - 1
2 - 10
7 - 12,6
17 - 21
Картон, бумага
3 - 8
8 - 10
9 - 11
7 - 8
2 - 5
Дерево
0,5
0 - 0,5
0 - 0,5
0,5
0 - 0,5
Металл
0 - 1
0,5 - 1
0,8 - 1,6
0,3 - 0,5
Текстиль
0,2 - 1,3
1 - 1,5
0,5 - 1
0,3 - 0,8
0 - 0,6
Кости
0,3 - 0,5
0,5 - 0,9
Стекло
0 - 0,3
0,3 - 1
1 - 2
1 - 1,6
Кожа, резина
0 - 1
0,5 - 2
0,5 - 1,5
Камни, штукатурка
0,2 - 1
0,5 - 1,8
0,5 - 2
Пластмасса
0 - 0,2
0,5 - 1
1 - 2,2
1 - 2,5
0,2 - 0,5
Прочее
0 - 0,3
0,2 - 0,6
0 - 0,5
0 - 0,4
0 - 0,5
Отсев
4 - 6
ВСЕГО:
7,0
13,3
22,1
25,3
32,3
Правильная организация системы сбора и удаления отходов предполагает
наличие сведений об обслуживаемых объектах: степень благоустройства жилищно-
го фонда, этажность, численность населения, процент охвата населения планово-
регулярной системой вывоза ТБО и т.д.
Исходными данными для планирования количества подлежащих удалению
отходов являются нормы накопления бытовых отходов, определяемые для населе-
42
ния, а также для учреждений и предприятий общественного и культурного назначе-
ния.
Нормы накопления ТБО - это количество отходов, образующихся на расчет-
ную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в театре, 1 м² торговой
площади для магазинов и складов и т.д.) в единицу времени (день, год). Нормы на-
копления определяют в единицах массы (кг) или в объеме (л, м³).
Нормы накопления твердых бытовых отходов величина не постоянная, а из-
меняющаяся с течением времени. Это объясняется тем, что количество образую-
щихся отходов зависит от уровня благосостояния населения, культуры торговли,
уровня развития промышленности и др. Значительную долю в общей массе отходов
составляет использованная упаковка, качество которой за последние несколько лет
изменилось - помимо традиционных материалов, таких, как бумага, картон, стекло
и жесть, значительная часть товаров упаковывается в полимерную пленку, металли-
ческую фольгу, пластик и др., что влияет на количество удельного образования от-
ходов. Наблюдается тенденция быстрого морального старения вещей, что также ве-
дет к росту количества отходов. Изменения, произошедшие на рынке товаров и в
уровне благосостояния населения за последнее время, несомненно, являются причи-
ной изменения нормы накопления отходов в большую сторону, поэтому каждые 3-5
лет необходим пересмотр норм накопления отходов и определение их по утвер-
жденным методикам.
4.1. Нормативно - правовое регулирование обращения с отходами потребления.
Нормативная база в области обращения с отходами представлена
федеральными законами и подзаконными актами, а на территории г. Мценск
региональными и муниципальными нормативными актами.
Основополагающим нормативным актом, регулирующим обращение с
отходами, с
1998 года на территории всей Российской Федерации является
Федеральный Закон от
24.06.1998 г.
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления».
Указанным Федеральным законом (глава ΙΙ) полномочия в области обращения
с отходами разграничены между 3 уровнями власти:
- органами власти Российской Федерации;
- органами власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления.
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами от-
носятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
проведение в Российской Федерации единой государственной политики в об-
ласти обращения с отходами;
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на
объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государ-
ственному экологическому надзору, в соответствии с перечнем таких объектов, ус-
тановленным Правительством Российской Федерации;
43
определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполни-
тельной власти в области обращения с отходами;
лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;
установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспече-
ние безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обраще-
ния с отходами;
организация государственного учета и отчетности в области обращения с от-
ходами;
обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организа-
ция его ведения;
обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более пол-
ного использования отходов и уменьшения их образования;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в об-
ласти обращения с отходами;
осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Феде-
рации полномочий;
определение федеральных органов исполнительной власти в области обраще-
ния с отходами, их функций и полномочий.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с от-
ходами относятся:
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении об-
ращения с отходами;
разработка и реализация региональных программ в области обращения с отхо-
дами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обра-
щения с отходами.
участие в проведении государственной политики в области обращения с отхо-
дами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов
и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за
их исполнением;
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на
объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государ-
ственному экологическому надзору;
участие в организации обеспечения населения информацией в области обра-
щения с отходами.
На региональном уровне Постановлением Правительства Орловской области
от 15.12.2012 № 471 утверждена государственная программа Орловской области
«Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и
44
экологическая безопасность Орловской области на 2013-2016 годы» и Подпрограм-
ма «Обращение с отходами производства и потребления на 2013-2016 годы».
Цель Подпрограммы:
Защита окружающей среды и населения от негативного воздействия отходов
производства и потребления и улучшение санитарного состояния территории Ор-
ловской области.
Задачи Подпрограммы:
1. Организация утилизации и переработки бытовых, промышленных, меди-
цинских и биологических отходов.
2. Утилизация бесхозяйных, пришедших в негодность пестицидов и агрохи-
микатов (далее также - утилизация сельскохозяйственных химикатов)
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы:
1. Ввод в эксплуатацию мусоросор-тировочного
(перерабатывающего) ком-
плекса (город Орѐл);
2. Ввод в эксплуатацию мусороперезагрузочных станций в муниципальных об-
разованиях Орловской области.
3. Ввод в эксплуатацию комплекса по сортировке, переработке и уничтожению
отходов производства и потребления на территориях города Мценска и Мценского
района Орловской области.
4. Вовлечение до 90 % образующихся отходов в хозяйственный оборот в каче-
стве вторичного сырья.
5. Ликвидация свалок в районах Орловской области.
6. Отсутствие несанкционированных свалок.
7. Утилизация 60 тонн бесхозяйных, пришедших в негодность пестицидов и
агрохимикатов.
8. Утилизация медицинских и биологических отходов.
9. Предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы; обес-
печение благоприятных условий для жизни населения.
В соответствии с п. 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-
ской Федерации" и п. 3 статьи 8 Федерального закона РФ от №89-ФЗ «Об отходх
производства и потребления» к вопросам (полномочиям) местного значения город-
ского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бы-
товых и промышленных отходов.
На муниципальном уровне Решением Мценского городского Совета народных
депутатов от 27.04.2011 № 394-МПА (ред. от 20.12.2012) утверждены Правила бла-
гоустройства и содержания территории города Мценска"(принято решением
МГСНД от 20.04.2011 № 3/11-ГС).
Правила устанавливают общеобязательные нормы поведения для юридиче-
ских и физических лиц, а также для лиц, осуществляющих деятельность без образо-
вания юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели) на террито-
рии города Мценска, и регламентируют деятельность органов местного самоуправ-
ления при решении вопросов местного значения в сфере благоустройства и озелене-
ния, организации освещения улиц, сбора и вывоза бытовых и промышленных отхо-
45
дов на территории города Мценска, устанавливают основные параметры и необхо-
димое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной,
удобной и привлекательной городской среды, беспрепятственного передвижения
маломобильных групп населения по территории города.
Постановлением Администрации города Мценска от 16.03.2011 № 182 (ред. от
22.07.2011) утверждена муниципальная целевая программа "Обращение с отходами
производства и потребления на территории г. Мценска (2012 - 2014 годы)".
Цели Программы:
Защита окружающей среды и населения от негативного воздействия отходов
производства и потребления. За счет обеспечения полного сбора, вывоза бытовых
отходов улучшится санитарное состояние городских территорий.
Формирование экологической культуры жителей города Мценска планируется
путем создания системы информирования общества в средствах массовой
информации и привлечения населения к реализации проектов экологической
направленности, что приведет к осознанию ответственности за состояние
окружающей среды.
Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:
- создание нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами на
местном уровне;
- недопущение несанкционированного размещения отходов на территории
города путем оборудования контейнерных площадок и своевременным вывозом
отходов;
- создание системы учета и размещения отходов;
- разработка системы информирования общественности с целью изменения
сложившихся стереотипов в сознании населения.
- повышение уровня экологической образованности населения в области
обращения с отходами. Ежегодное увеличение числа жителей муниципального
образования, принявших участие в природоохранных мероприятиях.
Мероприятия Программы:
Мероприятиями Программы предусмотрено создание организационного,
нормативно-правового, методического и информационного обеспечения.
Для снижения уровня воздействия объектов накопления и хранения отходов на
окружающую природную среду предприятиям и организациям независимо от форм
собственности рекомендуется разработать планы мероприятий по сокращению
образования отходов, организации их переработки или сбыта в качестве вторичного
сырья. Необходимо составить перечень объектов образования, сбора,
транспортировки, размещения отходов производства и потребления.
Уменьшение негативного воздействия бытовых отходов на состояние
окружающей среды предполагается достичь комплексными мероприятиями по
санитарной очистке городских территорий, с последующим оборудованием
контейнерных площадок для сбора отходов с территорий частного сектора и
гаражей.
Организация работ по увеличению количества заключенных договоров на
вывоз твердых бытовых отходов и открытие в городе пунктов сбора, заготовки
46
отдельных видов отходов как вторичного сырья позволит уменьшить объемы
мусора на несанкционированных свалках.
Взаимодействие с органами и службами Орловской области,
уполномоченными на решение вопросов в области охраны окружающей среды,
позволит своевременно выявлять и прогнозировать развития негативных процессов,
влияющих на состояние окружающей среды. Это поможет выработать правильные
рекомендации по предотвращению вредных воздействий на окружающую среду и
обеспечит юридических и физических лиц информацией по вопросам состояния
окружающей среды.
Информирование общественности, изменение сложившихся стереотипов в
сознании населения планируется достичь путем реализации мероприятий по
воспитанию экологической культуры, вовлечению населения, общественных
организаций, учреждений, предприятий в реализацию проектов в области
обращения с отходами:
- информирование населения о планируемых и проводимых мероприятиях;
- формирование общественного мнения на основе работы со средствами
массовой информации, включая организацию публикаций материалов по
Программе;
- создание информационных зон в местах массового посещения населения
(изготовление рекламных щитов, плакатов и др. рекламной продукции), размещение
справочной информации;
- проведение анализа обращений общественных организаций и граждан;
- выявление проблемных вопросов и проведение разъяснительной работы с
руководителями предприятий, населением по формированию ответственного
подхода к процессу обращения с отходами.
Улучшение санитарного состояния территории города и уменьшение объемов
захоронения отходов планируется за счет реализации заключенного администрацией
города Мценска инвестиционного контракта с Обществом с ограниченной
ответственностью "Экостройсервис" о строительстве мусороперерабатывающего
комплекса. Исполнение инвестиционного проекта планируется осуществлять
поэтапно:
1 этап - строительство мусоросортировочной станции, создание единой системы
сбора и транспортировки ТБО (1 очередь).
2 этап
- строительство производства по переработке вторичного сырья с
выпуском готовой продукции (2 очередь).
3 этап - строительство 3 очереди комплекса (энергетический блок и тепличное
хозяйство).
Выполнение поставленных задач должно обеспечить сохранение и рост
качественно приемлемого уровня организации и функционирования системы
обращения с отходами, последовательное и комплексное решение основных
проблем в данной сфере.
В целях совершенствования и систематизации деятельности по обращению с
отходами производства и потребления, уменьшения негативного воздействия отхо-
дов на окружающую среду Постановлением Главы города Мценска от 06.02.2009
47
№ 99 утвержден Порядок сбора и удаления бытовых и промышленных отходов на
территории муниципального образования город Мценск.
4.2. Расчет объема накопления твердых бытовых отходов от населения и от
объектов социальной инфраструктуры
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благо-
устройства жилого фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализа-
ции, системы отопления), этажность, вид топлива (при местном отоплении), клима-
тические условия (различная продолжительность отопительного периода).
Практика обращения с отходами потребления показывает, что с развитием
инфраструктуры городских поселений и населенных пунктов и под влиянием соци-
ально-экономических факторов характеристики состава и свойств отходов потреб-
ления изменяются весьма активно. Это приводит к тому, что существующие нормы
перестают соответствовать современным фактическим объемам образования отхо-
дов потребления.
Необходимость периодического экспериментального и расчетного уточнения
норм накопления твердых бытовых отходов продиктована практикой их примене-
ния.
Нормы накопления ТБО определяются для населения (жилой фонд), объектов
социальной инфраструктуры, производственных предприятий. Методической базой
для определения норм накопления могут служить Рекоменации по определению
норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР, утвержденные
Зам. министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 9 марта 1982 г.
В соответствии с п. 6.2. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88
"Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом
СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) «Исполкомами городских (районных) Советов
народных депутатов утверждаются нормы накопления твердых и жидких бытовых
отходов на одного человека в год».
В соответствии с п. 1 «Рекомендаций по определению норм накопления твер-
дых бытовых отходов для городов РСФСР», утвержденных Зам. министра жилищ-
но-коммунального хозяйства РСФСР 9 марта 1982 г. «Работа по определению или
уточнению норм накопления твердых бытовых отходов проводится специальной
комиссией, создаваемой гор-, рай-, облисполкомом. Нормы вводятся в действие на
основании решения горисполкома».
В соответствии с абзацем 2 п. 5.4. Методических рекомендаций о порядке раз-
работки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской
Федерации, утвержденных постановлением Госстроя России от 21.08.2003 №152 в
основу расчета объема накопления твердых бытовых отходов должны приниматься
нормы накопления по жилому фонду и от отдельно стоящих объектов общественно-
го назначения, торговых, культурно-бытовых и коммунальных учреждений, утвер-
жденные органами местного самоуправления.
В г. Мценск нормы накопления твердых бытовых отходов не утверждены.
48
Рекомендуемые нормы накопления ТБО от населения приведены в СНиП
2.07.01-89* и ГОСТ Р 51617-2000.
Таблица 4.5. Нормы накопления бытовых отходов (из СНиП 2.07.01-89*)
Количество бытовых от-
Бытовые отходы
ходов на 1 чел. в год
Кг
л
Твердые:
от жилых зданий, оборудованных водопроводом,
190-225
900—1000
канализацией, центральным отоплением и газом
от прочих жилых зданий
300-450
1100-1500
Общее количество по городу с учетом обществен-
280-300
1400-1500
ных зданий
Жидкие из выгребов (при отсутствии канализации)
-
2000-3500
Смет с 1м2 твердых покрытий улиц, площадей и
5-15
8-20
парков
Примечания: Большие значения норм накопления отходов следует принимать для крупней-
ших и крупных городов.
2. Для городов III и IV климатических районов норму накопления бытовых отходов в год сле-
дует увеличивать на 10%.
3. Нормы накопления твердых отходов в климатических подрайонах IА, IБ, IГ при местном
отоплении следует увеличивать на 10%, при использовании бурого угля — на 50%.
4. Нормы накопления крупногабаритных бытовых отходов следует принимать в размере 5% в
составе приведенных значений твердых бытовых отходов.
Таблица 4.6. Нормы вывоза бытовых отходов (из ГОСТ Р 51617-2000)
Нормы вывоза бытовых отходов, кг (л) на одного человека в год
Твердых отходов от жи-
Твердых
Жидких отхо-
Смета с 1 м2 твер-
Города
лых зданий, оборудован-
отходов от
дов из выгре-
дых покрытий
ных водопроводом, кана-
прочих
бов (при от-
улиц, площадей и
лизацией, центральным
зданий
сутствии ка-
парков
отоплением и газом
нализации)
Крупнейшие
225(1000)
450(1500)
-(3500)
15(20)
Крупные с численно-
стью населения, тыс. чел.:
а) св. 500 до 1000
225(1000)
450(1500)
-(3500)
15(20)
б) св. 250 до 500
220(950)
375(1300)
-(2740)
10(16)
Большие
200(920)
335(1190)
-(2340)
7(11)
Средние
195(910)
315(1140)
-(2140)
5(8)
Малые
190(900)
300(1100)
-(2000)
5(8)
Примечания
1 Для городов III и IV климатических районов все нормы следует увеличивать на 10 %
(СНиП 2.01.01).
2 Нормы вывоза твердых отходов в климатических подрайонах IA, IБ, IГ при местном
отоплении следует увеличивать на 10 %, при использовании бурого угля — на 50 % (СНиП
2.01.01).
3 Нормы вывоза крупногабаритных бытовых отходов следует принимать в размере 5 %,
в составе приведенных значений твердых бытовых отходов.
4 Нормы, отличные от указанных в таблице, устанавливаются местными органами са-
моуправления.
49

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/